-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108866
Комментариев: 6801
Написано: 117338


13 июня родились...

Четверг, 13 Июня 2019 г. 03:59 + в цитатник
 (528x698, 99Kb)
1790
Хосе Антонио Паэс Эррера (испанское имя - José Antonio Páez Herrera)
герой борьбы Венесуэлы за независимость; президент Венесуэлы. Родился в Курпа, Португеса, Венесуэла. Принято считать, что Хосе Антонио Паэс (в дореволюционной русской литературе встречается транскрипция «Паэц») происходил из потомственных пастухов венесуэльских степей-«льяносов» — субэтнической группы льянерос. Или, во всяком случае, был тесно связан с этой средой. По утверждению французского историка Шарля Сеньобоса, один из родителей Паэса был индейцем. Имелись у Паэса и канарские предки. Смолоду Паэс тоже был пастухом… В 1811 году испанский генерал Монтеверде, воевавший, с переменным успехом, против революционной армии Симона Боливара, обратился за содействием к воинственным и полудиким льянерос. Во главе иррегулярных формирований льянерос был поставлен астуриец Хосе Томас Бовес, по прозвищу «Бовес-Крикун» (1782 — 1814), жестокий и удачливый авантюрист. Паэс завербовался в армию Бовеса, а в 1812 году вышел в отставку сержантом. В 1813 году Паэс вступил в контакт с эмиссарами Боливара — и принял его сторону. В том же 1813 году, став во главе небольшого отряда льянерос, Паэс одержал первую победу у Лас-Матас-Герреньяс. Вскоре, вследствие измены, Паэс попал в плен, но немедленно был выкуплен друзьями. С 1814 года начинается ряд эпических битв с испанцами, в которых Паэс принял деятельное участие под началом Боливара. Лихой кавалерист, отчаянно-смелый в атаке и неутомимый в долгих походах, Паэс заслужил прозвище «Кентавра Льяносов» («El Centauro de los Llanos»)… В 1821 году все 6500 человек республиканских войск были реорганизованы в три дивизии, и Паэс стал командующим 1-й дивизией. В этом качестве он участвовал в решающем сражении при Карабобо, обеспечившем независимость Венесуэлы от Испании; после этого сражения Боливар сделал Паэса главнокомандующим республиканской армией. В 1822 году он взял приступом Пуэрто-Кабелло, где укрылись остатки испанских сил. Сеньобос, весьма недоброжелательный к Паэсу, утверждал, что «Паэс остался совершенным дикарём: бывало, что ради забавы, он давал бежать пленному, потом догонял его верхом и убивал своей рукой»… На освобождённых от испанской власти территориях на севере Южной Америки было провозглашено государство Колумбия, которое делилось на три департамента; Паэс стал главой вооружённых сил департамента Венесуэла. Постепенно нарастали разногласия между теми, кто хотел выстроить реальное государство с единым центром, и теми, кто считал его не более чем временным военным объединением для борьбы с испанским владычеством. После того, как Паэс был обвинён в убийстве французского полковника, он был лишён власти и в 1826 году вызван в Боготу на суд, однако в Венесуэле началось полуспонтанное движение «Ла-Косиата» в его поддержку; Валенсия, Каракас и ряд других городов объявили о неподчинении Боготе и провозгласили Паэса своим военным лидером. Вице-президент Сантандер, управлявший в это время страной, объявил Паэса в мятеже; сам Паэс написал напрямую Боливару, руководившему в это время боевыми действиями против испанцев в Перу. Боливар вернулся и приступил к исполнению обязанностей главы государства в конце 1826 года. Он объявил амнистию всем участникам «Ла-Косиаты», а Паэса сделал гражданским и военным главой Венесуэлы.
Jose_Antonio_Paez_000 (563x700, 437Kb)
Из военного героя войны за независимость Паэс стал превращаться в политического лидера. В последующие годы он стал отстранять от власти на местах тех, кто не поддержал «Ла-Косиату», и продвигать своих сторонников. В 1830 году Паэс организовал отделение Венесуэлы от Колумбии и с 11 февраля 1831 года стал первым конституционным президентом нового независимого государства. По окончании президентского срока Паэс передал власть избранному вместо него Хосе Марии Варгасу, и удалился в свои владения в Сан-Пабло, однако сторонники проигравшего президентские выборы Сантьяго Мариньо подняли мятеж и свергли Варгаса. Используя свою популярность и военный престиж, Паэс набрал войска и восстановил конституционный порядок. В 1838 году Паэс вновь выиграл президентские выборы, и в 1839—1843 годах снова стоял во главе государства. В этот период он занимался укреплением экономики, поражённой международным экономическими кризисом 1838 года. В 1848 году он организовал перевозку останков Симона Боливара из Колумбии в его родной Каракас. В 1846-1847 годах Паэс стоял во главе правительственных войск, подавляя антиправительственное восстание. В 1848 году избранный президентом представитель либералов Хосе Тадео Монагас, которого Паэс привёл к власти, распустил Конгресс и провозгласил себя диктатором. Теперь уже Паэс поднял мятеж, но был разбит и был вынужден отправиться в изгнание, после чего поселился в Нью-Йорке. В 1858 году в Венесуэле произошла революция, свергнувшая правительство либералов. Новое правительство восстановило звания и титулы Паэса, и он смог вернуться на родину. Вскоре после этого в стране началась новая гражданская война. Паэс возглавил правительственные силы, а в 1861 году стал верховным диктатором. После окончания в 1863 году гражданской войны отказался от власти и вернулся в Нью-Йорк, где и жил до конца своих дней. Умер в Нью-Йорке 6 мая 1873 года. Паэс написал автобиографию (Ramon Páez, Public life of José Antonio Páez, 1884; Michelena, Resumen de la vida militar y política del ciudadano esclarecido general José Antonio Páez, 1890). Источники: Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915.

Thomas_Arnold_by_Thomas_Phillips (560x700, 311Kb)
1795
Доктор Томас Арнолд (Thomas Arnold)
английский педагог и специалист по античности и реформатор образовательной системы. Отец поэта Мэтью Арнолда, прадед Олдоса Хаксли. Его наследие включает несколько томов проповедей и «Историю Рима» (1838—1843). Томас Арнолд родился в городе Каус, Великобритания. Учился в винчестерской школе. В Оксфорде изучал древних историков и философов. С 1819 года жил в Лэльгэме (англ.), где начал составление словаря по творчеству философа Фукидида, который издал в Оксфорде в трёх томах в 1830—1835 годах. В конце 1827 года Томас становится директором закрытой школы Регби в Рэгби. В то время школа переживала не лучшие времена, когда ученики главным образом изучали латинский и греческий языки. В 1828 году посвящён в пасторы. Он ввёл изучение истории, географии, французского и немецкого языков. Он старался приучить учеников к самостоятельному мышлению и суждению, развить их нравственность. Томас оказал особое содействие реформе школьной системы Великобритании. Модель регбийской школы стала образцовой и стала стимулом для прочих школ. Арнольд содействовал основанию ремесленных и образовательных союзов. В декабре 1841 года был приглашён в Оксфорд, где успешно читал лекции. Внезапная кончина настигла Арнольда в городе Рагби 12 июня 1842 года. Он так и не смог закончить труд «История Рима» в четырёх томах. Труды: «History of Rome» (1—4 тома); Литература: Арнольд, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (573x698, 98Kb)
1795
Томас Арнолд (Thomas Arnold)
английский педагог, реформатор средней привилегированной школы (паблик скулз) в Англии. Родился в Каусе. Окончил Оксфордский университет (1818). С 1828 директор паблик скул в Регби. Главную задачу педагогики Арнолд, следуя Дж.Локку, видел в нравственном воспитании, считая идеалом воспитанного человека "джентльмена-христианина". Ему принадлежит оригинальная педагогическая система, названная "вес-питанием характера". В Регби Арнолд применил идею параллельного педагогического воздействия: младшие ученики подчинялись старшим, а старшие занимались воспитанием своих младших товарищей (т. н. система фагов). Интернаты ("дома") представляли собой разновозрастный ученический коллектив, управляемый главой "дома" - учителем и воспитателем. В систему Арнолда входило самоуправление школьников, осуществляемое через школьных префектов-старшеклассников, которые решали ряд вопросов школьной жизни, поддерживали дисциплину. Арнолд придавал большое значение жизни учащихся в коллективе, взаимной ответственности его членов. Физические упражнения, спорт, игры также были превращены в средства воспитания качеств лидера. Использование традиций (встречи с бывшими воспитанниками, сохранение старинных построек, мебели и т. д.) соответствовало установке правящих классов на "консервацию" существующих социальных порядков и являлось важным звеном в системе Арнолда. Арнолд реформировал содержание и методы обучения в школе. Выступал сторонником широкого общего образования. Его учебная программа включала изучение латинских и греческих авторов, которое непременно связывалось с вопросами современной жизни. Первостепенное значение в школьном курсе Арнолд придавал новым языкам, истории и математике; кроме того, изучались география, теология, этические и политические науки. Арнолд отказался от вербализма как основного метода в изучении школьных предметов; широко использовал сократическую беседу. Главные задачи обучения - воспитание активности, пробуждение исследовательского интереса к изучаемым дисциплинам, понимание основ наук, подготовка к самообразованию. Предложенные Арнолдом принципы воспитания нашли широкое применение в грамматических школах и стали английской традицией. Умер в Регби 12 июня 1842 года. Сочинения: The miscellaneous works of T. Arnold, L., 18582. Литература: Марцинковский И.Б., Английские паблик скулз, Ташкент, 1966; Stanley A., The life and correspondence of T.Arnold, v. 1-2, L., 1845; F in dl ay J.. J., Arnold of Rugby: bis school-life and contributions to education, Camb., 1897.

 (560x700, 106Kb)
1795
Антон Феликс Шиндлер (немецкое имя - Anton Felix Schindler)
немецкий скрипач, дирижер и музыкальный писатель. Родился в городе Меедль, ныне Медлов в Моравии. Известен своей близостью к Бетховену, которого он не покидал до самой его смерти (1827). На основании оставленных Бетховеном бумаг и личных воспоминаний Шиндлер составил подробную биографию Бетховена, вышедшую в 1840 г. в Мюнстере, под заглавием: "Biographie von Ludwig van Beethoven" (3-е издание, 1860; 4-е издание, 1871). Биография эта вышла также и во французском переводе. На нее опирались многие последующие авторы — вплоть до 1970-х годов, когда исследователи обнаружили, что Шиндлер фальсифицировал записи Бетховена в разговорных тетрадях. Много статей о Бетховене Шиндлер поместил, кроме того, в различных периодических изданиях ("Neue Zeitschrift f ü r Musik", 1844, и др.). Умер в Боккенхайме, близ Франкфурта 16 января 1864 года.

Фиалковский,_Антоний,_1883 (538x700, 287Kb)
1797
Антоний Фиалковский (польское имя - Antoni Fijałkowski)
российский католический епископ, седьмой архиепископ Могилёвский. Родился в Лепеле, Витебская губерния, Российская империя. Окончил Полоцкую гимназию. По окончании Полоцкой иезуитской академии получил степень кандидата философии. В 1820—1824 годах обучался в Главной духовной семинарии при Виленском университете и получил степень магистра богословия. В 1825 году защитил диссертацию «De fatis autbenticae et exegeseos apocalypsis et de novi natura, fine, utilitate, robore, divisione in simplex et solemne et effectibus juridicis utriusque» и получил степень доктора богословия и канонического права. 31 мая 1824 года рукоположен в священники. В 1825—1833 годах — профессор Виленской духовной семинарии и в 1825—1832 годах — профессор Виленского университета. С 1832 года — каноник, а с 1843 года — прелат Виленского кафедрального капитула. С 1834 года — профессор Виленской духовной академии. В 1836—-1842 годах — ректор Виленской духовной академии. Был визитатором женских пансионов, председателем человеколюбивого общества и цензором духовных книг в Вильно. С 1844 года — заседатель, а с 1848 года — член Римско-католической духовной коллегии в Санкт-Петербурге. В 1846—1848 годах — администратор Виленской епархии. С 1855 года — инфулат (митрофорный настоятель) Шидловского прихода Самогитской епархии. В 1855—1856 годах выполнял обязанности администратора Могилёвской архиепархии после кончины архиепископа-митрополита Игнатия Головинского. С 25 июня 1858 года — титулярный епископ Танасиенский и суффраган Каменецкой епархии. 24 октября 1858 года рукоположен в епископы. В 1859—1860 годах — администратор Каменецкой епархии. С 23 марта 1860 года — епископ Каменецкий. После подавления польского восстания 1863 года российские власти приняли целый комплекс антикатолических мер. Одной из таких мер стала передача всех немногочисленных вопросов, по которым российские католики ещё могли обращаться к Святому Престолу, в исключительное ведение Римско-католической духовной коллегии в Санкт-Петербурге. Антоний Фиалковский, как и многие другие католические епископы, протестовал против политики российских властей, после чего Каменецкая епархия была ликвидирована, а епископ отправлен в Симферополь. 21 октября 1867 года папа Пий IX обнародовал энциклику Levate, в которой осудил Римско-католическую духовную коллегию как нелегитимный орган власти и запретил российским католическим епископам принимать участие в её работе. В 1871 году папа назначил Антония Фиалковского новым архиепископом-митрополитом Могилёвским, но российские власти отказывались в условиях текущего конфликта утвердить это назначение. Конфликт в итоге был разрешён компромиссным путём, российские власти согласились изъять из ведения коллегии все вопросы, на которых настаивал Рим, и превратить коллегию в чисто административный орган, а папа согласился признать реформированную коллегию законным органом и снял запрет на участие в ней. В 1873 году власти также согласились утвердить Фиалковского в должности митрополита, после чего он смог приступить к выполнению своих обязанностей, хотя формально считался митрополитом и председателем духовной коллегии с 23 февраля 1872 года.
Похороны_Антония_Фиалковского,_1883 (700x451, 273Kb)
Похороны Антония Фиалковского.
По договорённости с российскими властями Фиалковский перенёс свою кафедру из Могилёва во вновь построенный Собор Успения в Санкт-Петербурге. На посту главы Католической церкви в России Антоний Фиалковский проявил себя хорошим администратором, а также твёрдо отстаивал права российских католиков. В 1879 году по инициативе митрополита Фиалковского была открыта Санкт-Петербургская римско-католическая духовная семинария, которая с 1902 года располагалась в одном комплексе с собором Успения и зданием епархиального дома (в настоящее время в здании располагается семинария Мария — Царица Апостолов). Фиалковский приложил большие усилия к тому, чтобы уровень образования в семинарии был высоким, а преподаватели получали хорошее жалование. Умер в Дудергофе (Санкт-Петербург, Российская империя) 11 февраля 1883 года. Похоронен в крипте храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, расположенного на территории Выборгского римско-католического кладбища в Санкт-Петербурге. Награды: Орден Святого Александра Невского; Орден Белого орла; Орден Святой Анны 1-й степени; Орден Святого Станислава 1-й степени; Орден Святого Владимира 3-й степени; Орден святой Анны 2-й степени; Орден Святого Станислава 2 степени с императорской короной; Крест и медаль «В память войны 1853-1856 гг.» Литература:т Редакция журнала. Архиепископ могилевский и митрополит римско-католических церквей в России, Антоний Фиалковский (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1883. — Том 29, № 735. — Страница 142; Фиалковский, Антоний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Ernst_Kiss_von_Ittebe_und_Elemér_Litho (525x700, 220Kb)
1799
Эрнё Киш (венгерское имя - Ernő Kiss; немецкое имя - Ernst Kiss von Ellemér und Ittebe)
венгерский генерал. Родился в Темешваре. Когда разразилась революция 1848 года, Киш перешёл со своим полком в распоряжение венгерского правительства и действовал против сербов. В декабре 1848 года Киш был назначен главнокомандующим в южной Венгрии; капитулировал при Вилагоше и сдался Паскевичу. Военный суд приговорил его к расстрелу. Расстрелян в Араде (Румыния) 6 октября 1849 года.

Guglielmo_Gasparrini (560x700, 134Kb)
1804
Гульельмо Гаспаррини (итальянское имя - Guglielmo Gasparrini)
итальянский ботаник и миколог. Гульельмо Гаспаррини родился в Кастельгранде, Потенца, Базиликата, Италия. Начальное образование получал в родном городе, затем переехал в Неаполь, где в 1823 году получил диплом ветеринара. Затем Гаспаррини некоторое время учился в Неаполитанском ботаническом саду у М.Теноре и Дж. Гуссоне. До 1842 года Гульельмо возглавлял Ботанический сад Боккадифалько в Палермо, затем вернулся в Неаполь, став преподавателем в ветеринарной школе. В 1844 году Гаспаррини получил назначение профессором Неаполитанского университета. В 1857 году Гаспаррини стал профессором и директором Ботанического сада Павии. В 1861 году вновь переехал в Неаполь, возглавив Ботанический сад. В 1862 году Гаспаррини был избран членом Национальной академии наук. Скончался Гульельмо Гаспаррини в Неаполе 28 июня 1866 года. Некоторые научные публикации: Gasparrini, G. (1841). «Richerche sulla natura della pietra fungaja». Atti Accad. Pontan. ser. 2 2: 197—245; Gasparrini, G. (1845). «Richerche sulla natura del caprifico». Rendiconto Adunanze Lavori Reale Accad. Sci. 1845 (23): 321—416. Роды растений, названные в честь Г.Гаспаррини: Gasparinia Endl., 1841, nom. illeg. [= Aeginetia L., 1753]; Gasparrinia Bertol., 1839 [= Seseli L., 1753]; Gasparrinia Tornab., 1848, nom. illeg. [= Caloplaca Th.Fr., 1860, nom. cons.]. Литература: Dorr L. J., Nicolson D. H. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Königstein, 2009. — Suppl. VIII: Fres—G. — P. 132—134. — 550 p. — ISBN 978-3-906166-75-9. — DOI:10.5962/bhl.title.48631.

Suvorov_A_A-bu_Kruger (502x700, 296Kb)
1804
Александр Аркадьевич Суворов
русский государственный, общественный и военный деятель, генерал от инфантерии. В 1848—1861 годах — генерал-губернатор Прибалтийского края, в 1861—1866 годах — санкт-петербургский военный генерал-губернатор, позднее — генерал-инспектор пехоты. Светлейший князь. Внук генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Отец — генерал-лейтенант Аркадий Александрович Суворов погиб при переправе через реку Рымник 25 апреля 1811 года. Мать — Елена Александровна Нарышкина. После безвременной кончины отца мать отдала восьмилетнего Александра в иезуитский пансион в Петербурге, где он воспитывался, следуя моде того времени, с сыновьями других русских аристократов. Через три года, в связи с изменившимся отношением к иезуитам, дядя его, Кирилл Александрович Нарышкин (сам воспитанник иезуитов) забрал мальчика к себе. Для продолжения воспитания Александра были приглашены лучшие учителя. Его мать Елена Александровна, проживавшая во Флоренции, пожелала видеть сына рядом с собой. Это послужило причиной переезда в Италию. На тринадцатом году жизни был помещён вместе с младшим братом Константином в школу знаменитого швейцарского педагога Фелленберга в Гофвиль, около Берна. Здесь Александр пробыл пять лет, в совершенстве овладев несколькими иностранными языками, а также занимаясь историей и изучением естественных наук. После уехал в Париж, когда ему исполнилось восемнадцать лет, недолго обучался в Сорбонне, а закончил образование в Гёттингенском университете. Несомненно, что влияние на формирование мировоззрения молодого Суворова оказала продолжительная жизнь за границей и знакомство с течениями западноевропейской мысли. Так, например, учась в Гёттингене, он вступил в 1825 году в члены студенческой корпорации («корпус Курония VII»). В 1824 году вернулся в Россию, зачислен юнкером в лейб-гвардии конный полк. Корнет с 25 января 1826, с 7 января 1826 — эстандарт-юнкер. Проходил по делу декабристов, был арестован, но вскоре освобождён.
Суворов_Ал-др1 (584x700, 387Kb)
Светлейший князь А.А.Суворов. Акварель А.П.Брюллова
Участвовал в персидской кампании. Отличился при осаде и взятии крепости Сардарабад, был произведён в поручики, награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и золотой шпагой с надписью «За храбрость». С 1828 года — флигель-адъютант Николая I. Участник русско-турецкой войны 1828—1829 годов, во время которой находился при особе Государя. Здесь он участвовал в сражении под Шумлой, в осаде Варны, взятии крепости Исакчи, в сражении при Буланлыке, лично принял капитуляцию небольшой крепости Мачин. За боевые заслуги произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В Санкт-Петербурге Александр Аркадьевич Суворов был временно прикомандирован к лейб-гвардии Конному полку для изучения строевой службы. Участвовал в подавлении польского восстания 1830 года, отличился в ряде боёв, в том числе в штурме Варшавы, был отправлен парламентёром для переговоров о сдаче. Заступивший на пост главнокомандующего после смерти фельдмаршала Ивана Дибича фельдмаршал Иван Паскевич командировал его в Петербург с посланием о победе. Александра Аркадьевича принял император Николай I, воспели в стихах Пушкин и Жуковский. В 1831—1832 годах командир гвардейского батальона, в 1839—1842 командир Фанагорийского гренадерского полка, затем командир бригады; с 11 сентября 1839 года — генерал-майор свиты, с 7 июля 1846 — генерал-адъютант. В 1847—1848 годах костромской губернатор, в 1848—1861 годах генерал-губернатор Прибалтийского края и военный губернатор Риги. Входил в Остзейский комитет по реформе землевладения в Остзейском крае. В 1854 году, с началом войны с англо-французской коалицией, Суворов был назначен командующим войсками Рижской губернии. За успешное руководство войсками края во время войны, в апреле 1855 года пожалован в кавалеры ордена Святого Александра Невского. В сентябре 1859 года был произведён за отличие в генералы от инфантерии, а в 1860 — назначен шефом Ряжского пехотного полка. Ф.А.Оом в своих воспоминаниях указывал: « … честолюбию князя не было предела. Вечно недовольный, постоянно жаловался он на невнимание к нему особ Царской Фамилии и всегда находил какой-нибудь предлог для жалобы. Таким образом он однажды целое лето пилил меня выражением неудовольствия за то, что его не делали шефом какого-то полка, которым командовал, кажется, отец его. Я имел случай передать это цесаревичу, и тотчас по возвращении из Гапсаля государь был столь милостив, что назначил Суворова шефом этого полка»
Суворов_Александр_Аркадьевич,_1870-е_годы (516x700, 490Kb)
Фото 1870-х годов
С 5 мая 1861 года член Государственного совета, с 30 октября 1861 года — санкт-петербургский военный генерал-губернатор. Должность была упразднена в 1866 году после покушения Каракозова на Александра II. Назначен генерал-инспектором всей пехоты и в этой должности оставался до самой смерти. На государственных должностях проявил себя как либеральный политик, что создало ему популярность среди студенческой молодёжи, но вместе с тем он приобрёл и видных противников в среде высшей администрации. Когда по инициативе Помпея Батюшкова и Антонины Блудовой петербургская аристократия собирала подписи под приветственным адресом по случаю вручения М.Н.Муравьёву, успешно подавившему польское восстание 1863 года, иконы Архистратига Михаила. Александр Аркадьевич Суворов отказался, назвав публично Муравьёва «людоедом». Ответ последовал от Тютчева в виде язвительного стихотворения («Гуманный внук воинственного деда…»). В апреле 1863 года Суворов был удостоен ордена Андрея Первозванного. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов он находился при Александре II. В последний период жизни был президентом Вольного экономического общества (1869—1871), председателем Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге (1861—1882); жертвовал заведениям личные средства), почётным членом Демидовского дома трудящихся, почётным членом Академии наук, действительным членом Императорского человеколюбивого общества, председателем российского общества покровительства животных и пр. Избран почётным гражданином городов Рыбинска, Тихвина, Новой Ладоги, Боровичей, Череповца и почётным мировым судьёй Петергофского и Московского уездов. Ф.А.Оом поражался, что в 1878 году «князь Суворов аплодировал на суде защитнику Веры Засулич, что он, генерал-адъютант, Андреевский кавалер, бывший генерал-губернатор, мог увлечься до громкого на суде одобрения речи, имевшей последствием оправдание женщины покусившейся на убийство…» После убийства 13 марта 1881 года императора Александра II о его смерти сообщил собравшемуся у Зимнего дворца народу именно А.А.Суворов. С 1849 по 1868 гг. Суворов проживал в Санкт-Петербургском особняке по адресу: Большая Морская улица, 47. Умер в родном городе 12 февраля 1882 года.
00Могила_А.А.Суворова (700x525, 124Kb) Похоронен в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива.
Жена (с 24 ноября 1830) — Любовь Васильевна Ярцева (1811—1867), фрейлина, дочь коллежского советника, шталмейстера Василия Ивановича Ярцева (1784—1827). По описанию современницы, «была высокой, белокурой, белолицей и очень красивой». Влюбленный в мадемуазель Ярцеву граф В.Ф.Адлерберг очень легко устроил её брак с Суворовым, по которому она умирала. Пушкин дважды в дневнике за 1834 год упоминал Суворову в связи с её любовной связью с графом Л.П.Витгенштейном (1799—1866), привлекшей внимание света. Однокашница Ярцевой по Екатерининскому институту А.О.Смирнова-Россет, недолюбливая её, называла «конюшенной девкой» и вспоминала: «Суворов был прекрасный и честный малый, сделал эту глупость (женился), и что странно, несмотря на её связь с Витгенштейном, выполнял все её капризы и продолжал любить». В браке имела сына и двух дочерей:
SuvorovaLA (575x700, 235Kb)
Любовь Александровна, дочь;
Любовь (1831—1883), фрейлина, с 1858 года замужем за статским советником, камер-юнкером князем Алексеем Голицыным, сыном князя В.П.Голицына. В 1861 году они были разведены, брак был бездетным. В том же 1861 году Любовь Александровна вышла замуж за поручика, впоследствии полковника, флигель-адъютанта, военного агента в Вене Владимира Молоствова (1835—1877), сына генерал-лейтенанта, сенатора В.П.Молоствова. В этом браке родились 3 дочери и 4 сына, старший из которых унаследовал майоратные имения князей Суворовых, включая село Кончанское;
Family_Suvorov (700x666, 242Kb)
Александр Аркадьевич Суворов с семьей дочери Любови и сыном Аркадием
Аркадий (1834—1893), флигель-адъютант императора Александра II, умерший бездетным. На нём окончился род светлейших князей Италийских, графов Суворовых-Рымникских. Был женат на графине Елизавете Ивановне Кушелевой-Безбородко (1839—1923), дочери золотопромышленника И.Ф.Базилевского; Александра (1844—1927), фрейлина, замужем за генерал-майором С.В.Козловым (1853—1906).
Награды: Орден Святого апостола Андрея Первозванного с алмазными знаками; Орден Святого Георгия IV степени за 25 лет службы в офицерских чинах; Орден Святого Владимира I степени с мечами; Орден Святого Владимира II степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Владимира IV степени с бантом; Орден Святого Александра Невского с алмазами; Орден Белого орла; Орден Святой Анны I степени; Орден Святой Анны II степени с императорской короной; Орден Святого Станислава I степени; Польский знак отличия за военное достоинство 4-й степени; Золотое оружие с надписью «За храбрость»; Большой крест ордена Красного орла; Орден Красного орла 1-й степени; Орден Красного орла 3-й степени; Орден Красного орла 4-й степени; Кавалер Большого креста ордена Вюртембергской короны; Орден Золотого льва 1-го класса (Гессен-Кассель); Кавалер Большого креста Королевского венгерского ордена Святого Стефана; Командор Австрийского ордена Леопольда; Большой крест ордена Данеброг; Кавалер Высшего ордена Святого Благовещения; Кавалер Большого креста ордена Спасителя; Большой крест ордена Таковского креста; Крест «За переход через Дунай» (Румыния); Орден Льва и Солнца 2 степени. Литература: Светл. князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1. Александр Аркадиевич // Список генералам по старшинству. Исправлен по 1-е ноября 1881 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1881. — Страницы 21—23; Суворов, Александр Аркадьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Суворов, Александр Аркадьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1805
Антон Мажуранич (хорватское имя - Antun Mažuranić)
хорватский филолог, старший брат поэта Ивана Мажуранича. Антон Мажуранич появился на свет в городе Нови-Винодолски, происходил из крестьян исторической области Винодол, входившей в состав Хорватского Приморья. Его родители — Иван-Микула Мажуранич (1771—1844) и Катерина Мажуранич, урождённая Ивич (1778—1884). Винодол в то время входил в состав Иллирийских провинций Французской империи. После победы над Наполеоном I Хорватское Приморье и Далмация не были воссоединены с Хорватией, но подчинены Вене напрямую. Венский двор проводил политику германизации хорватского населения. Прежде всего, германизированы были школы. По завершении начальной школы в родном городе, Мажуранич окончил гимназию в Риеке. Затем он продолжил образование в Загребе, где изучал право и философию. В Загребе Мажуранич подружился с Людевитом Гаем и Векославом Бабукичем — вождями национального литературно-просветительного кружка, для которого Гай предложил античное имя «иллиров». В 1834 году Гай начал печатать в своей типографии газету «Новине хорватске» («Novine Horvatske»), а в 1835 году — литературный журнал «Даница хрватска, славонска и далматинска» («Danicza horvatzka, slavonzka y dalmatinzka»). В 1836 году Гай переименовал свою газету в «Илирске народне новине» («Ilirske narodne novine»), а журнал получил название «Даница илирска» («Danica ilirska»). В «Данице илирской» увидели свет статьи Антона Мажуранича, посвящённые грамматике и лексикографии хорватского языка. Антон Мажуранич состоял учителем латинского языка в Загребской гимназии, но — радея о духовном подъёме хорватского народа — преподавал факультативно и хорватский язык. Он издал, с комментариями, глаголический текст Винодольского законника (Vinodolski zakonik), готовил (с Бабукичем) к изданию дубровницких писателей, подготовил вместе с Вебером и Месичем хорватскую хрестоматию, издал в 1855 году очерк хорватской литературы, в 1859 году — грамматику чакавского диалекта, в 1860 году — исследование об ударениях в хорватском языке.Умер в Загребе 18 декабря 1888 года. Литература: Мажуранич, Антон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Johann_Eduard_Erdmann (587x700, 200Kb)
1805
Иоганн Эдуард Эрдман (немецкое имя - Johann Eduard Erdmann)
немецкий философ, лютеранский пастор. Иоганн Эдуард Эрдман родился в Вольмаре, в семье лютеранского пастора. Изучал теологию в Дерптском университете, а затем в Берлине, там же в 1834 году защитил диссертацию. Находился под влиянием Гегеля. В 1829 - 1832 гг. состоял министром религий в магистрате родного города Вольмара. С 1836 года и до самой смерти преподавал в университете Галле, с 1839 года профессор. Умер в Галле (Мерзебург, Саксония, Королевство Пруссия, Германская империя) 12 июня 1892 года. Основной научной заслугой Эрдмана является двухтомный «Очерк истории философии» (немецкое название - Grundriß der Geschichte der Philosophie; 1866), в котором предпринята попытка представить историю философии как непрерывную цепочку ответов на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Эрдману принадлежат также книги «Тело и душа» (немецкое название - Leib und Seele; 1837), «Основы психологии» (немецкое название - Grundriß der Psychologie; 1840), «Основы логики и метафизики» (немецкое название - Grundriß der Logik und Metaphysik; 1841) и другие. В своих трудах Эрдман последовательно проводил мысль, что философия и теология имеют единую цель - высшую истину. Литература и источники: Эрдман, Иоганн-Эдуард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Наиболее полная коллекция работ Эрдманна (большинство из GoogleBooks (PDF); Max Heinze. Erdmann, Eduard // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 48. — Lpz.: Duncker & Humblot, 1904. — S. 389–391; Hans Joachim Schoeps. Erdmann, Eduard // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 4. — Berlin: Duncker & Humblot, 1959 — S. 569; Эрдман, Иоганн Эдуард в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital.

Jagemann (507x700, 160Kb)
1805
Людвиг фон Ягеманн (немецкое имя - Ludwig Hugo Franz von Jagemann)
известный баденский юрист. Родился в Герлахсхайме, Княжество Лайнинген, Священная Римская империя. Был членом и прокурором фрайбургского суда. C 1843 года — советник в Министерстве юстиции по делам мест заключения. Изучал тюремное дело в командировках в Англию, Францию и Бельгию, после чего заведовал постройкой Брухзальской тюрьмы, устроенной по системе одиночного заключения. Опыт этой работы опубликовал в статье «К обоснованию и исполнению принципа одиночного заключения в тюрьмах» (немецкое название - Zur Begründung und Verwirklichung des Grundsatzes der Einzelhaft in Strafgefängnissen; Frankfurt/M., 1848; также в журнале «Zeitschrift für deutsches Strafverfahren». — Neue Folge, Bd. 5). В 1847—1849 годах — генеральный военный юрист в военном министерстве. В 1840 году совместно с Ф.Нёльнером (немецкое имя - Friedrich Nöllner) основал и в последующем редактировал журналы «Zeitschrift für deutsches Strafverfahren einschließlich des Gefängniswesens» (1840—1847), «Zeitschrift für deutsche Strafverfahren» (1844—1849), «Gerichtssaal» (Erlang., 1849). Умер в Ахерне (Великое герцогство Баден, Германский союз) 11 июля 1853 года. Избранные труды: Jagemann L. Beiträge zur Erläuterung der neuen bad. Strafgesetzgebung. — Freiburg, 1847; (в сотрудничестве с Вильгельмом Братером); Jagemann L., Brauer W. Criminallexikon. — Erlangen, 1854. (фотомеханические переиздания оригинала — Leipzig : Zentralantiquariat der DDR, 1975. — 718 S.; Köln, Wien : Böhlau, 1976. — 718 S. ISBN 3-412-02476-7); Jagemann L. Deutsche Städte und deutsche Männer, nächst Betrachtungen über Kunst, Leben und Wissenschaft. — Leipzig, 1842; (новое издание, 1846); Jagemann L. Die Militärstrafen im Lichte der Zeit. — Erlangen, 1849; Jagemann L. Handbuch der gerichtlichen Untersuchungskunde. — Bd. 1., Die Theorie der Untersuchungskunde enthaltend. — Frankfurt am Main, 1838—1841[4]. (фотомеханическое переиздание оригинала — Leipzig : Zentralantiquariat der DDR, 1976. — 772 S.)

George Parker Bidder (471x700, 255Kb)
1806
Джордж Паркер Биддер (George Parker Bidder)
британский инженер, архитектор и феноменальный счётчик. Родился в Мортонхэмпстеде, Девон, в семье каменщика по имени Уильям Биддер. С детства отличался необыкновенными способностями к устным вычислениям, ввиду чего его отец привозил его на ярмарки, сначала местные, а после достижения им шестилетнего возраста — и по всей стране, где желающие, предварительно заплатив, могли испытать необычайные способности ребёнка. Его талант приносил отцу прибыль, однако его образованием как таковым в семье пренебрегали. Тем не менее, талантливого мальчика заметил физик и астроном Джон Гершель, который забрал его от отца и устроил в школу в Камбервелле, откуда он был вскоре забран отцом, желавшим продолжать зарабатывать на нём деньги, назад. Однако благодаря вмешательству Генри Жардина он был снова избавлен от своего отца, на этот раз уже навсегда, и смог посещать лекции в Эдинбургском университете. После окончания университета в 1824 году он стал военным топографом, но постепенно погрузился в инженерную работу. В 1834 году Роберт Стефенсон, с которым он познакомился в Эдинбурге, предложил ему работу в Лондоне в железнодорожной компании «London and Birmingham Railway», где в последующие два года он начал помогать Джорджу Стефенсону в его деятельности, который в то время разрабатывал схемы железных дорог между Лондоном и Брайтоном и между Манчестером и Рэгби через Поттерис. Впоследствии Джордж стал изобретателем или новатором сразу в нескольких областях техники: методах железнодорожных перевозок, гидротехнике, активно пропагандировал развитие электрического телеграфа и траулеров на паровых двигателях. Умер в Дартмут 20 сентября 1878 года.

Степанов_Петр_Гаврилович(3) (535x700, 187Kb)
1806
Пётр Гаврилович Степанов
один из первых русских профессиональных актёров, артист императорского Малого театра. Пётр Степанов родился в Москве или Санкт-Петербурге (дата 1800 г., приводимая в некоторых источниках, сомнительна, так как противоречит дате на надгробии). Отец — певчий крепостного театра Шереметевых, затем кассир московского театра Меддокса, под конец жизни занялся торговлей. Семья была связана с театральной средой, близко знакома с известной актрисой того времени М.С.Синявской, в доме которой и протекло, главным образом, детство Петра Гавриловича до поступления в школу. Синявская служила в труппе Меддокса и там же стала руководить учёбой крепостных актёров труппы Шереметева, среди её учениц — выдающаяся Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Под влиянием той же Синявской он и учился в школе, и делал первые шаги на сценическом поприще. Ближайшими товарищами его в школе стали известные впоследствии актёры, с которыми вместе выходил на сцену Малого театра, Никифоров и Живокини. «Уже в бытность свою в училище С. выказывал замечательную способность копировать речь и манеры окружающих лиц, начиная с школьных дядек и кончая высшим начальством. В школьных спектаклях он с успехом выступал не только в качестве актера, но и в качестве костюмера и декоратора» Окончив Московское театральное училище при Императорских театрах в 1825 году, сразу был зачислен в Малый театр, на сцене которого проработал до конца жизни. «5 июля 1825 г. Степанов, окончив школьный курс, определился актером драматической труппы, на крайне скудное жалованье (на первых порах всего 200 руб. в год), из которых должен был содержать семью, оставшуюся после смерти отца почти без всяких средств». Старшая сестра Петра Гавриловича, Аграфена Гавриловна, породнилась с семьёй артистов Рыкаловых — вышла замуж за Василия Васильевича Рыкалова, сына актёров Василия Федотовича и Пелагеи Рыкаловых (по Ежегоднику императорских театров, именно сестра, жившая с братом со своими детьми и уже ставшая вдовой, более всего и хлопотала о зачислении брата в императорский Малый театр), а через много лет Пётр Гаврилович подготовил «в артистки» уже их дочь, свою племянницу Надежду Васильевну Рыкалову, которая была принята в труппу Малого театра в 1846 году. В 1855 году принял на себя режиссёрские обязанности, но уже в следующем году от них отказался. Умер Петр Гаврилович Степанов скоропостижно, от аневризмы, 12 мая 1869 года в городе Москве.
Могила_П._Г._Степанова (525x700, 553Kb)
Похоронен на Ваганьковском кладбище, 16-й участок.
Степанов более всего был известен исполнением комических ролей. Но также выступал как оперный певец (баритон) и даже в небольших балетных партиях — в этом не было в то время ничего особенного: хотя официально музыкальная и драматическая труппы отделились друг от друга в 1824 году, практически они ещё долго сосуществовали вместе, и в разных жанровых амплуа выступали многие актёры. Большая биографическая энциклопедия, автор Вл.Греков: «Кроме драм, комедий и водевилей Степанов, обладая недурным баритоном, с значительным успехом выступал и в операх, напр., в «Вадиме», «Тоске по родине», «Мария или Безнадежная любовь», и даже в балетах.» 1-й исполнитель оперных партий: Тромбонус («Еще чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках»), Бамбарибрук («Бонар в луне»), Бернард («Муж и жена» А. Алябьева); Барон («Мария, или Безнадежная любовь»), Фуст («Сильвана»).
Stepanov_grimace (570x700, 220Kb)
Гримаса П.Г.Степанова (с карандашного наброска Н.Н.Беккера)
Более всего славу он приобрёл исполнением комедийных ролей в драматических постановках и в водевилях, особенно эксцентрических водевилях с переодеваниями и исполнением так называемых «ролей в ролях», когда персонажу приходится по сюжету пьесы изображать кого-то другого. Обычно ему приходилось играть роли второстепенные, эпизодические, иногда даже без слов. За все годы работы в Малом театре Пётр Гаврилович Степанов сыграл не менее 500 ролей. Многие из них были совсем маленькие, эпизодические, но сыграны столь живо, что врезались в память зрителей и вызывали неизменно внимание театральной критики. Театральная Энциклопедия: «Степанов вошёл в историю т-ра как выдающийся исполнитель небольших комедийных и эпизодич. ролей (часто даже без слов). Обладал тончайшей природной наблюдательностью, большим мимич. дарованием, иск-вом художеств. имитации, трансформации, грима, много и кропотливо работал над мельчайшими деталями образа. Искусство Степановавысоко ценилось современниками (в том числе В.Г.Белинским, С.Т.Аксаковым).» Роли: Глюкман (опера-водевиль «Пять лет в два часа, или Как дороги утки», переделка с франц. А.И.Писарева), Вольтер (комедия «Ты и Вы» Шаховского), Фридрих II (опера-водевиль «Старый гусар, или Пажи Фридриха II», переделка Д.Т.Ленского), Эдуард (водевиль «Артист», перевод с франц.); Гордей Торцов в пьесе Островского «Бедность не порок». Первый исполнитель на московской сцене ролей: князь Тугоуховский («Горе от ума», 1831), Тяпкин-Ляпкин («Ревизор», 1836), Яичница в пьесе «Женитьба», 1843, и Швохнев в «Игроках» Гоголя, Зефиров («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д.Т.Ленского, 1839), Маломальский («Не в свои сани не садись», 1853) и Ерёмка («Не так живи, как хочется», 1854, Островского). Исполнением роли Тугоуховского он снискал величайшее расположение государя Николая I Павловича. Так это описывает Большая биографическая энциклопедия. Автор Вл. Греков: «Приблизительно через пять лет после выхода из театрального училища С. выступил в „Горе от ума“ и прославился замечательным исполнением почти бессловесной роли Тугоуховского. За оригинал для этой роли он избрал одного из екатерининских вельмож (князя Юсупова). Критика единодушно признавала игру Степанова в этой роли в высшей степени художественной и правдивой. В течение сорока лет он являлся единственным исполнителем этой роли, пользуясь в ней неизменным успехом. Этою же ролью Степанов обратил на себя внимание Государя Императора, пожаловавшего ему бриллиантовый перстень, оказывавшего ему постоянно личное внимание. По Высочайшему повелению, Степанов для исполнения роли Тугоуховского ездил из Москвы в Санкт-Петербург, где также встретил шумный успех; за эту поездку он получил тысячу рублей награды. С таким же исключительным успехом выступил он на первом представлении на сцене Московского театра „Ревизора“ 25 мая 1836 г. в роли судьи Тяпкина-Ляпкина. Не меньшим успехом пользовался он и в водевилях с переодеванием, особенно в роли Эдуарда в водевиле „Артист“, в котором являлся певцом-итальянцем, танцовщиком, капельмейстером и актёром-трагиком, причем в каждой из этих метаморфоз воспроизводил кого-либо из известных артистов, например, Мочалова и Каратыгина». Степанов переиграл не меньше пятисот ролей; когда после его смерти, нужно было сдавать «роли» в контору театров, то они составили две громадные связки — «Ежегодник императорских театров», страница 67. Его партнёрами по сцене были не менее легендарные артисты: В.Живокини, Н.Лавров, Н.Никифоров, Н.Репина, М.Щепкин. Недостаток средств с самого выхода из училища давал себя сильно чувствовать, и жить Степанову приходилось очень скромно: надо было пускаться на выдумки, чтобы пополнить тощий кошелёк. Шла драма «Обриева собака», в которой собаке предназначена довольно важная роль. Степанов взялся выдрессировать для этой пьесы свою охотничью собаку Гектора. Это было тем более труднее, что «играть» Гектору нужно было с Мочаловым, который побаивался собак. Однако, Степанов, при помощи своей маленькой племянницы, Нади Рыкаловой, отлично выучил собаку и получал за неё разовые по 25 рублей ассигнациями за спектакль. Гектор участвовал впоследствии ещё и в драме «Ричард Львиное Сердце». Жалованье Степанова как артиста незначительных ролей оставалось очень невысоким — заработная плата актёров императорских театров зависела от амплуа. А на более высокую актёрскую категорию администрация императорских театров его не назначала.
Stepanov&kupferschmidt (700x555, 249Kb)
П.Г.Степанов и А.М.Купфершмидт, со старинного портрета
Поэтому, чтобы улучшить своё материальное положение, он ещё в начале своего артистического поприща вместе со своим приятелем Александром Михайловичем Купфершмидтом, служившим альтистом в оркестре Большого театра (отец его служил капельмейстером в домашнем оркестре Сергея Ивановича Тургенева, отца известного писателя), открыл в Москве костюмерный магазин; это дело впоследствии и обеспечило его на всю жизнь. А.А.Ярцев в «Ежегоднике Императорских театров» писал: «Магазин устроили общими силами и средствами; Аграфена Гавриловна отдала на это предприятие тысячу рублей, которые хранились у неё от бенефиса после смерти мужа; даже мать И.С.Тургенева приняла участие в этом деле и подарила Саше, как она называла Купфершмидта, трюмо из своего деревенского дома. … Через год Степанов занимал уже квартиру в 14 комнат, на Чистых прудах, в доме Соколова, где прожил 30 лет, до самой смерти» Однако невнимание руководства императорских театров полностью компенсировалось любовью публики.
Stepanov_haut-relief (531x700, 219Kb)
Горельеф П.Г.Степанова (из собрания А.А Бахрушина)
В 1855 году артист был возведён в звание потомственного почётного гражданина. Среди московских любителей искусства возникла мысль почтить его, вместе с его старым товарищем и другом Никифоровым, общественным чествованием по подписке, в которой приняли участие многие известные литераторы, артисты и представители разных общественных слоёв и структур. Обоим артистам были поднесены, при шумных овациях, ценные подарки, а затем были устроен в честь их торжественный ужин, на котором Островский, Живокини и Садовский читали речи, а Вильде — стихи. В частной жизни он был человеком благородных душевных качеств, обладал весёлым и живым характером, отличался трудолюбием, добротою, остроумием. Из товарищей-артистов он ближе других был к Щепкину и Мочалову и со школьной скамьи до конца жизни — к Никифорову, из петербургских артистов был ближе с известным И.И.Сосницким. Большая биографическая энциклопедия. Автор Вл. Греков: «По словам одного из современных критиков, «Степанов выказал своё необыкновенное уменье придавать личностям рельефную типичность, очерченную мастерским штрихом вполне оригинального художника. Никто лучше, его не способен был схватить оригинальный тин, оригинальную или характеристическую личность и воспроизвести их с такою художественною верностью, что тайна драматической иллюзии приводить в изумление критика, готовящегося анализировать эту удивительную игру. Степанов носит на себе отпечаток классической строгости. По свойству своего таланта, он не способен к глубокому психологическому анализу, но от мельчайших душевных движений до мельчайших подробностей внешней характеристики по всей его роли проходит быстрый и верный резец истинного мастера». Литература: Греков Вл. Степанов, Петр Гаврилович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Степанов, Петр Гаврилович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Театральная Энциклопедия; Ярцев, А.А. Петр Гаврилович Степанов, актёр Московского театра. Биографический очерк в «Ежегоднике Императорских Театров» сезона 1896—1897 г., 1-я книга приложений, Санкт-Петербург, 1898 г., страницы 44−86.

1808
Василий Федорович Ленц (немецкое имя - Вильгельм фон Ленц, Wilhelm von Lenz)
русский музыкальный писатель и пианист. Родился в Риге, Лифляндская губерния, Российская империя. Учился в Дерптском и Санкт-Петербургском университетах, занимался в Германии у И.Мошелеса и Ф.Листа (фортепиано). Общался с А.Н.Серовым, А.Л.Гензельтом, братьями Виельгорскими, в 1840-х гг. во время заграничных поездок - с Дж.Россини, Ф.Мендельсоном, Г.Берлиозом, Листом и др. Основное значение в его музыкальной исследовательской деятельности имели 2 работы о Л.Бетховене, которые наряду с работами А.Шиндлера и А.Б.Маркса положили начало современной бетховениане. В книге "Бетховен и его три стиля" (1852, на французском языке) Ленц попытался обобщить идейно-эстетич. направление творчества Бетховена, выдвинув в собственной оригинальной интерпретации положение о трёх стилях. Ленц дал разбор его фортепианного творчества (затронув также симфоническую и камерно-инструментальную. музыку), хотя и отнёсся критически к произведениям последнего периода. Эта книга вызвала полемику в России и за рубежом. О ней упоминает Берлиоз во 2-м эпилоге своих "Оркестровых вечеров" ("Les soirйes de l-orchestre", 1853). В книге Ленца "Бетховен. Художественный этюд" (1855, на немецком языке) значительную ценность представляет приложенный 3-томный "Критический каталог" произведений Бетховена. Умер в Санкт-Петербурге 31 января 1883 года. Сочинения: Aus dem Tagesbuche eines Livlдnders, W., 1850; Beethoven et ses trois styles. Analyses des sonates de piano suivies de l-essai d un catalogue critique, chronologique et anecdotique de l-oeuvre de Beethoven, v. 1-2, St.-Pйtersbourg, 1852, P., 1855; Beethoven: Eine Kunst-Studie, (Bd 1-6), Hamb., 1855-1860 (Bd 4-6 изд. под назв. Kritischer Katalog der sдmmtlicher Werke nebst Analysen derselben, Hamb., 1860, Bd 1 - под названием Beethoven. Eine Biographie, 1872, переизд. с примечаниями А.Калишера, В., 1908); Die grossen Pianofortevirtuosen unserer Zeit..., В., 1872. Литература: Ф(индейзен) Ник., Вильгельм фон Ленц. (К 25-летию его смерти), "РМГ", 1908, No 3, 6; Письма Ф.Листа к В.Ленцу, "Музыка", 1912, No 62-63, 1914, No 164-165; Иванов-Борецкий М., Полемика о Бетховене в пятидесятых годах прошлого века, в книге: Русская книга о Бетховене, Москва, 1927.

Heinrich_Hoffmann_(writer)_-_Struwwelpeter_Museum_-_Frankfurt_am_Main_-_DSC03031 (603x700, 383Kb)
1809
Генрих Гофман (немецкое имя - Heinrich Hoffmann)
германский врач, психиатр и писатель, более всего известный как автор сборника десяти детских назидательных «страшных» стихотворений о плохо себя ведущих детях под названием «Штрувельпетер». Родился во Франкфурте-на-Майне, в семье архитектора, рано потерял мать и был воспитан отцом и мачехой, которая хорошо к нему относилась. В школе учился первоначально плохо, но затем, под воздействием влияния отца, заинтересовался науками. После завершения получения среднего образования в 1828 году поступил изучать медицину в Гейдельбергский университет, позже перешёл в Галле, где, в частности, учился у Питера Крукенберга и как врач-практикант участвовал в ликвидации вспышки холеры. После завершения обучения в университете и получения в 1833 году учёной степени уехал в Париж, где планировал дополнительно стажироваться в течение года, но из-за ухудшения здоровья отца был вынужден вернуться назад раньше. В августе 1834 года вернулся во Франкфурт, где был назначен врачом в морге кладбища Заксенхаузена и там же некоторое время работал врачом общей практики и акушером и с 1835 по 1846 год был врачом для бедных в одной из клиник на окраине города; с 1844 по 1851 год преподавал анатомию в Сенкенбергском училище, не получая за всё это большого количества денег. Во время восстания 1848 года входил в состав франкфуртского предпарламента. Когда главный врач франкфуртской психиатрической больницы, бывший его другом, вышел в отставку в 1851 году, Гофман сумел выхлопотать для себя его место, хотя на тот момент не имел опыта в психиатрии. Вскоре, однако, благодаря самообразованию он опубликовал по ней несколько работ и получил известность как талантливый и заботливый психиатр, выступавший за улучшение условий жизни больных и лечение большинства из них без специальной терапии; есть информация, что ему удавалось вылечивать от шизофрении более 40 % больных в сроки, не превышающие несколько недель. На этой должности он работал до своей отставки 1 июля 1888 года и, в частности, сумел добиться строительства в 1859—1864 годах нового больничного здания. После выхода на пенсию занимался написанием мемуаров. Умер в родном городе от инсульта 20 сентября 1894 года.
Heinrich-hoffmann-ffm001 (525x700, 594Kb)
Похоронен на Главном кладбище во Франкфурте-на-Майне.
Своё главное произведение, сборник «Стёпка-растрёпка», он опубликовал ещё в 1845 году, по совету своего друга-издателя, первоначально написав эти стихи для своего сына; сборник считается первым в истории произведением в жанре «вредных советов» или «детских ужасов»: герои стихотворений — дети, которые плохо себя ведут, несмотря на увещевания взрослых, и в итоге либо попадают в неприятные ситуации, либо остаются калеками или даже умирают мучительной смертью. К числу других его произведений относятся сатирические комедии, детские рождественские истории и несколько фельетонов для взрослых. По политическим взглядам Гофман выступал за конституционную монархию и аннексию Франкфурта Пруссией и написал несколько политических памфлетов против республиканцев. Основные произведения: «Gedichte» (1842); «Die Mondzügler. Eine Komödie der Gegenwart» (Франкфурт, 1843), «Lustige Geschichten und drollige Bilder für Kinder von 3-6 Jahren» (1845, 4-е издание в 1847 году под заглавием «Struwwelpeter»); «Humoristische Studien» (Франкфурт, 1847); «Handbüchlein für Wühler oder kurzgefasste Anleitung in wenigen Tagen ein Volksmann zu werden» (Лейпциг, 1848); «Heulerspiegel. Mitteilungen aus dem Tagebuch des Herrn Heulalius von Heulenburg» (1849); «Der wahre und ächte Hinkende Bote» (2 тома, 1850—1851); «König Nußknacker und der arme Reinhold» (1851); «Die Physiologie der Sinnes-Hallucinationen» (Франкфурт, 1851); «Das Breviarium der Ehe» (1853); «Bastian der Faulpelz» (1854); «Im Himmel und auf der Erde. Herzliches und Scherzliches aus der Kinderwelt» (Франкфурт, 1857); «Allerseelen-Büchlein. Eine humoristische Friedhofs-Anthologie» (Франкфурт, 1858); «Beobachtungen und Erfahrungen über Seelenstörungen und Epilepsie in der Irrenanstalt zu Frankfurt, 1851—1858» (1859); «Der Badeort Salzloch, seine Jod- Brom-, Eisen und salzhaltigen Schwefelquellen und die tanninsauren animalischen Luftbäder, nebst einer Apologie des Hasardspiels» (Франкфурт, 1860); «Ein Liederbuch für Naturforscher und Ärzte» (1867); «Prinz Grünewald und Perlenfein mit ihrem lieben Eselein» (1871); «Auf heiteren Pfaden. Gesammelte Gedichte» (Франкфурт, 1873).

1810
Юлиус Эмиль Леонхард (немецкое имя - Julius Emil Leonhard)
немецкий пианист, музыкальный педагог и композитор. Родился в Лаубане, ныне Любань, Польша. Получил домашнее музыкальное образование, продолжал работать самоучкой, преимущественно по руководству И. Г. Альбрехтсбергера. Одновременно окончил Университет Бреслау. В 1831 г. дебютировал как солист с Оркестром Гевандхауса, в 1845 г. тот же оркестр впервые исполнил его собственные сочинения. В 1842 году фортепианная соната Леонхарда была удостоена второй премии на конкурсе Северогерманского музыкального общества (жюри возглавлял Юлиус Шуберт). В 1852—1859 гг. профессор фортепиано Мюнхенской консерватории, где среди его учеников были Йозеф Райнбергер и Карл Берман-младший. Затем в 1859—1873 гг. профессор фортепиано и композиции в Дрезденской консерватории. Написал ораторию «Иоанн Креститель» (немецкое название - Johannes der Täufer), три кантаты для солистов, хора и оркестра, симфонию ми минор, фортепианный квартет и два фортепианных трио, две скрипичные сонаты, ряд фортепианных сочинений.Умер в Дрездене 23 июня 1883 года.

Fredrik_Ferdinand_Carlson (460x700, 237Kb)
1811
Фредрик Фердинанд Карлсон (шведское имя - Fredrik Ferdinand Carlson)
шведский историк, политик, профессор истории в университете Уппсалы (1849—1876). Член Шведской академии. Родился в Алсике, Книвста, Уппсала, Швеция. Будучи профессором в Уппсале, изучив положение школьного дела во многих государствах, заботился в качестве члена риксдага о его улучшении в Швеции. Управлял министерством духовных дел. Ему принадлежит весьма важный и основанный на обширном архивном материале труд по истории королей из Пфальцского дома («Sveriges historia under konungarna of Pfalziska huset», 1855—1888 — «История Швеции в правление Пфальцского дома»), первоначально предназначенный служить продолжением шведской истории Гейера в сборнике Геерена и Фридриха Августа Укерта, но разросшийся до 8 томов. Смерть помешала Карлсону довести его до конца: он прерывается на 1706 году. Умер в Стокгольме 18 марта 1887 года.
Fredrik Ferdinand CarlsonUppsala15 (525x700, 508Kb)
Похоронен на кладбище города Уппсала (Швеция).
Сын Карлсона, также историк, поставил себе задачей закончить труд своего отца и издал ряд специальных исследований по истории Карла XII. Труды: «Om stats-hvälfningen i Sverige under konung Carl XIs regering» (Stockh. 1856); «Om fredsunderhandlingarne åren 1709—1718» (das. 1859); «Om den Svenska statsforwaltningens förändrade skick under konung Carl XIs regering» (1858); «Om 1680 års riksdag» (das. 1860).

1811
Оуэн Стэнли (Owen Stanley)
британский капитан, исследователь. Оуэн Стэнли родился в Олдерли, Чешир, Северо-Западная Англия, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Его отец Эдвард Стэнли (впоследствии ставший епископом Норвичским) был вторым сыном сэра Джона Стэнли, баронета, который в свою очередь являлся младшим братом сэра Джона Стэнли, барона Стэнли Олдерлийского. В пятнадцатилетнем возрасте Оуэн Стэнли поступил в Королевскую военно-морскую академию в Портсмуте, девять лет прослужил под началом Филипа Кинга, плавая на его исследовательском судне «Эдвенчур», затем плавал под началом Джона Франклина. В 1836 году он отправился в Арктику в качестве офицера по научной части на корабле Джорджа Бэка «Террор». В 1838 году Оуэн Стэнли получил под командование судно «Бритомарт», и отплыл на нём в Австралию, откуда вернулся в 1843 году. В марте 1842 года он был избран в члены Лондонского королевского общества. В декабре 1846 года Оуэн Стэнли отплыл из Портсмута в Сидней (куда прибыл в июле 1847 года) на судне «Рэттлснэйк», чтобы исследовать Торресов пролив и воды, омывающие Большой Барьерный риф. На обратном пути, выполнив основное задание, Оуэн Стэнли умер в Сиднее 13 марта 1850 года. Он был удостоен государственных похорон. В честь Оуэна Стэнли назван хребет Оуэн-Стэнли на острове Новая Гвинея, южную часть которого он исследовал в 1849 году.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку