-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109329
Комментариев: 6801
Написано: 117801


15 апреля родились...

Понедельник, 15 Апреля 2019 г. 03:55 + в цитатник
emile_durkheim_000001 (466x600, 44Kb)
1858
Давид Эмиль Дюркгейм (французское имя - David Émile Durkheim)
французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. В 1898—1913 годах Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности. Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897). В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»). Принципы социологии: общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы; общество первично по отношению к составляющим его людям; изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таки образом должна иметь свои специфические методы. Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании. Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде. Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование. На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи. Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами. Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тысяч лет назад достигли пика в 5 веке до новой эры, а потом затихли на 2 тысячи лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской. Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение. Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества. Теория строения и эволюции общества: Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт; Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме; Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму; Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям; Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать. Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание. От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились. Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей; Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем; Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию); Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён. Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности. На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм. Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не был верующим. В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность. Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем. Умер в Париже 15 ноября 1917 года.
Tomba_emile_durkheim (700x525, 355Kb)
Могила Дюркгейма на кладбище Монпарнас.
Основные Сочинения: «Элементы социологии» (1889); «О разделении общественного труда» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912); «Социология и философия» (1924). Переводы на русский: О разделении общественного труда. — Москва, 1996; Социология. Её предмет, метод, предназначение / Перевод с французского, составление, послесловие и примечания А.Б.Гофмана. — Москва.: Канон, 1995. — 352 страниц. — (История социологии в памятниках); О разделении общественного труда. Метод социологии. — Москва, 1991; Самоубийство. Социологический этюд. — Санкт-Петербург., 1912; (в соавторстве с Марселем Моссом) О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — Москва, 1996. Литература: Тележников Ф.Е. Дюркгейм о предмете и методе в социологии // Вестник Коммунистической Академии. — 1929. — № 30 (6); Гальбвакс М. Возникновение религиозного чувства по Дюркгейму // Происхождение религии в понимании буржуазных учёных. — Москва, 1932; Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под редакцией И.С.Кона. — Москва: Наука, 1979. — Страницы 204-252. — 6400 экземпляров. Рубинштейн С.Л. Проблема индивидуального и общественного в сознании человека. (Психологическая концепция французской социологической школы) / Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — Москва, 1959. — Страницы 308-331; Леонтьев А.Б. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. Том1. — Москва, 1959. — Страницы 11-13; Антоновский А.Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология & философия науки. — 2007. — Том XIV. — № 4. — Страницы 142—161; Каради Виктор, Стратегии повышения статуса социологии школой Эмиля Дюркгейма // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - №5; Трофимов С.В. Два новых подхода к учению Эмиля Дюркгейма о религии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 3.

William Bliss Carman (544x700, 114Kb)
1861
Блисс Кармен (Bliss Carman; имя при рождении — William Bliss Carman)
канадский поэт. Родился в Канаде в провинции Нью-Брансуик, образование получил в университетах: Университет провинции Нью-Брансуик, Эдинбургском университете, Университете Нью-Йорка и Гарвардском университете. Во время учебы в Гарварде он познакомился с американскоим поэтом Ричардом Хоуви, в соавторстве с которым Блисс Кармен выпустил несколько книг. После переезда в Нью-Йорк был редактором ряда журналов и газет, а также редактором 10-томного издания «Лучшая поэзия мира» (The World’s Best Poetry, 1904). С 1909 постоянно жил в Нью-Канаане, штат Коннектикут. Был избран член-корреспондентом Королевского общества Канады. Первая книжка его стихов, «Low Tide on Grand Pré», вышла в 1894 и была встречена с интересом. Другие его поэтические произведения: «Songs from Vagabondia» (в соавторстве с Ричардом Хоуви), 1894); «Behind the Arras» (1895), «Ballads of Lost Haven» (1897); «By the Aurelian Wall» (1898); «Christmas Eve at St. Kavin’s» (1901); «Pipes of Pan» (1902—1903). Умер в Нью Канаане (штат Коннектикут, США) 8 июня 1929 года. Сочинения: Selected poems, . ., 1954. Литература: Rashley R., Poetry in Canada, Toronto, 1958; The Oxford book of Canadian verse, Toronto — L. — N. Y., 1960; Literary history of Canada, Toronto, 1965.

MIERLAUK_Aleksis (457x700, 133Kb)
1866
Алексис Миерлаук (Миерлаукс; латышское имя - Aleksis Mierlauks; настоящая фамилия — Фридфельд, Friedfelds)
латышский театральный деятель, режиссер, актер. Родился в Икшкиле. Будучи рабочим, с 1886 участвовал в любительских спектаклях в Риге. С 1890 актер, затем режиссер Рижского латышского театра; поставил здесь спектакли "Мещане" (1904) и "На дне" (1906) Горького, получившие широкое признание среди прогрессивной интеллигенции. Режиссерское искусство М. достигло расцвета вовремя его работы в Новом рижском театре (возглавлял в 1909—1911 и 1914—1915). Поставленный им спектакль "Огонь и ночь" Райниса (1911) имел этапное значение в истории латышского театра. В дальнейшем работал в петроградском Новом латышском театре (1915), Рабочем театре Советской Латвии (1919), Национальном театре (1919—1938; в 1919—1921 директор). Среди постановок: "Враги" Горького (1919), "Иосиф и его братья" (1920), "Играл я, плясал" (1921) Райниса. В числе лучших ролей: Кленга, Кангар ("В огне" Блауманиса, "Огонь и ночь" Райниса), Аттингаузен ("Вильгельм Телль" Шиллера), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьева). Миерлаук — один из виднейших представителей латышской демократической театральной культуры, основоположник национальной режиссуры. Умер в Риге 19 апреля 1943 года. Литература: Grevinš V., Aleksis Mierlauks, Rїga, 1956.

Francisco Braga (525x700, 156Kb)
1868
Франсишку Брага (португальское имя - Francisco Braga, Francisco Ernani Braga)
известный бразильский композитор, дирижёр и педагог. Родился в Рио-де-Жанейро. Музыке учился в Императорской консерватории. Участник конкурса на сочинение нового национального гимна Бразилии (1890). Победы не одержал, но получил стипендию, позволившую продолжить образование в Парижской консерватории (в классе Ж.Массне). В том конкурсе победил гимн на музыку Leopoldo Miguez'а. Несколько лет провёл в Германии (1896-1900), испытал сильное влияние музыки Вагнера. Вернувшись в Бразилию, свыше тридцати пяти лет (1902-1938 ) преподавал в Национальном институте музыки (в Рио-де-Жанейро). У него учился Сикейра... Наряду с композицией и педагогической деятельностью, дирижировал. Скончался 14 марта 1945 года.

1868
Иван Иванович Селиверстов
российский геодезист. Родился в Харьковской губернии. Окончил Московский университет и поступил на военную службу (1891). В 1898-1903 гг. прослушал курс геодезического отделения Академии Генштаба. В 1912-1920 гг. - начальник триангуляции Западного пограничного пространства, в 1920-1924 гг. - начальник отряда при Северном военно-топографическом отделе, в 1924-1930 гг. - начальник топографо-геодезического отдела Геологического комитета. Усовершенствовал способы базисных измерений и астрономических определений. Издал четырёхтомный труд «Эфемериды звёзд для определения широты по соответственным высотам (способ Певцова)» (1912). Умер в 1937 году. Литература: Новокшанова-Соколовская З.К., Картографические и геодезические работы в России в XIV — начале XX в., Москва, 1967.

1869
Николай Петрович Рухлядев
советский ветеринарный терапевт, доктор ветеринарных наук (1934), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Родился в селе Кильмезь, ныне Кировской области. В 1895 окончил Казанский ветеринарный институт, в котором проработал с 1900 до конца жизни (с 1922 заведующий кафедрой незаразных болезней). Рухлядев - основоположник советской ветеринарной гематологии; совместно с учениками разработал унифицированную методику гематологических исследований и установил нормативы крови у различных видов домашних животных и птиц. В 1939 издал первый русский атлас клеток крови домашних животных. Умер в Казани 11 октября 1942 года. Литература: Шарабрин И.Г., Конопелько П.Я., Николай Петрович Рухлядев (К 100-летию со дня рождения), «Ветеринария», 1969, № 7, страницы 110-111.

jorge_melendez (461x700, 163Kb)
1871
Хорхе Мелендес Рамирес (испанское имя - Jorge Meléndez Ramírez)
сальвадорский государственный и политический деятель, президент Сальвадора (1919 —1923). Родился в Сан-Сальвадоре, Сальвадор. Был сыном Рафаэля Мелендеса и Мерседес Рамирес. Его женой была Тула Маццини. У них было трое детей: Хорхе (умер в юности), Мария де лос Анджелес и Рикардо. Он был младшим братом Карлоса Мелендеса. Он был президентом Сальвадора с 1 марта 1919 по 1 марта 1923. Умер Хорхе Мелендес Рамирес 22 ноября 1953 года.

Мейстер Георгий Карлович (482x700, 152Kb)
1873
Георгий Карлович Мейстер
советский ученый в области селекции и семеноводства зерновых и зернобобовых культур. Доктор биологических наук (1934), профессор, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Мейстер Георгий Карлович родился в Москве, в семье цехового мастера портняжного дела. По окончании Московского реального училища в 1893 год поступает в Ново-Александринский институт сельского хозяйства и лесоводства в Польском городе Пулавы и в 1897 году, закончив его, получает звание ученого агронома. По отбытии воинской повинности Г.К.Мейстер с 1898 по 1901 г. работал статистиком в Московской городской управе, затем во Владимирском губернском земстве, откуда в 1901 г. уволен как "политически неблагонадежный". В 1903 г. занял должность агронома Балашовского уезда Саратовской губернии. В 1904 г. участвовал в русско-японской войне, в 1905 г. эвакуирован как "неблагонадежный". В 1908 году Георгий Карлович организует Балашовское опытное поле и переходит туда на работу в качестве заведующего, где занимался селекцией озимой и яровой пшеницы и кукурузы, яровой рожью, просом, горохом, кукурузой и кормовыми культурами, а также технологией возделывания полевых культур. Были выведены такие широко известные сорта озимой пшеницы, как Гостианум 237, Лютесценс 329 (мировой стандарт по зимостойкости), Лютесценс 1060/10, кукуруза Спасовская и др. Отмеченные сорта были районированы по всему Советскому Союзу и длительный период имели большое производственное значение. Кроме этого, на многих селекционных станциях эти сорта составили основу исходного материала для дальнейшего улучшения этой культуры. В октябре 1914 г. основоположник саратовской селекции Александр Иванович Стебут обратился в Совет Саратовской областной сельскохозяйственной опытной станции с просьбой на оставляемую им должность заведующего отдела пригласить Г.К.Мейстера и с 1914 года Георгий Карлович избирается заведующим отделом селекции Саратовской опытной областной сельскохозяйственной станции, но его призывают в армию, и лишь после демобилизации в 1918 году он возвращается к научной работе. С 1918 г. Г.К.Мейстер работает на Саратовской станции, сначала в качестве заведующего селекционным отделом, а с 1919 по 1925 гг. одновременно и ее директором. В 1933 г. селекционный отдел станции реорганизован в Селекционный центр, директором которого назначен Г.К.Мейстер. Саратовская опытная станция стала одним из ведущих селекционных центров страны. Здесь трудились такие известные специалисты, как А.П.Шехурдин, Е.М.Плачек, Б.М.Арнольд, Н.В.Цицин. Под руководством Г.К.Мейстера разрабатываются вопросы селекции полевых культур, Георгий Карлович отказывается от метода чистых линий, и в основу селекционной работы кладет межвидовую, внутривидовую и межродовую гибридизацию. Он разрабатывает теоретические и практические основы метода отдаленной гибридизации. Под его руководством начались работы по скрещиванию твердой и мягкой пшеницы от которых были получены гибриды и создан ряд широко распространенных сортов яровой пшеницы (Саррубра, Сарроза, Саратовская 210, Альбидум 43 и т.д.).Значительное внимание Георгием Карловичем было уделено гибридизации озимой пшеницы с рожью. Этот период работы подробно освещен в юбилейном сборнике под его редакцией «ХХV лет Саратовской селекционной станции» (1936), в монографии «РПГ в процессе их изучения и использования для селекции» (1936). А результатом этого этапа селекции стали сорта Эритроспермум 46/131, Лютесценс 27/36, Лютесценс 434/154, Лютесценс 527/30, а также богатый исходный материал для межрасовой гибридизации. Георгий Карлович своей деятельностью оказывал положительное влияние на селекционный процесс во всех направлениях и по всем культурам. Под его руководством была построена теплица, которая позволила ускорить проработку экспериментального материала. В 1928 г. Г.К.Мейстер привез из Канады ряд сортов, устойчивых к ржавчине: Китченер, Маркиз, Тетчер и другие, это послужило импульсом для работ по устойчивости к бурой ржавчине. В конце 1929 г. он организовывает лабораторию оценки мукомольно-хлебопекарных свойств по малым пробам, которая также проводила и оценку твердой пшеницы на макаронные качества. Г.К.Мейстер придавал большое значение развитию на станции теоретических, поисковых и методических исследований, объединению усилий селекционеров с генетиками, технологами, фитопаталогами, физиологами и другими специалистами. Основным теоретиком и селекционером на Юго-востоке был академик Мейстер, который в нескольких десятках научных трудов изложил теорию и практику селекционного дела. В 1934 г. Г.К.Мейстер издал научную работу под названием "Критический очерк основных понятий генетики". В ней он рассматривал различные определения, главным образом, таких понятий, как изменчивость и наследственность, сделанные рядом ученых-генетиков. Но надо заметить, что вполне удовлетворяющую его представления генетическую теорию изменчивости и наследственности он не нашел. В выступлении по докладам на IV сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина 19-2 декабря 1936г. (Спорные вопросы генетики и селекции. Москва; Ленинград, 1937 Страницы 406-432) Г.К.Мейстер выразил то что до сих пор волнует селекционеров, а именно: "...в изучении резко контрастных морфологических признаков генетика не идет на встречу селекции". Однако его не поняли, что не дало дальнейшего развития выдвинутых им положений. Он был так же одним из организаторов семеноводства в Поволжье: им разработана схема семеноводства и поставлен вопрос об организации семенных рассадников. Впервые мысль о создании особых хозяйств по размножению сортовых семян была высказана Г.К.Мейстером еще в 1918 г. Она была претворена в жизнь Саратовскими земельными органами путем организации первого рассадника селекционных семян - семхоза № 1 под городом Саратовом. Это хозяйство стало отправным пунктом семеноводческой работы в Нижнем Поволжье. За хорошую работу по выращиванию и распространению семян высших репродукций постановлением Краевого исполкома семхозу № I было присвоено имя его организатора - Г.К. Мейстера. За этим последовала необходимость иметь и последующие звенья в размножении семян. В 1924 г. организуется Саратовская Госсемкультура, работой которой руководил Г.К.Мейстер, объединившая 4 хозяйства. Ее задача - размножение и распространение семян по Саратовской губернии. Вместе с «Заволжским семенным хозяйством» в Республике Немцев Поволжья ее деятельность распространилась далеко за пределы губернии. Под руководством Г.К.Мейстера в стране начинают работать кооперативные семеноводческие товарищества, которые перерастают в Саратовский союз семеноводов. В 1926 году Георгий Карлович организует курсы агрономов-апробаторов.Вместе с Е.М.Плачек он издает "Краткий определитель важнейших хлебных злаков и описание наиболее распространенных аборигенных и селекционных сортов", который потом переиздавался четыре раза. Уже к 1928 г. Саратовская губерния по размаху семеноводческой работы и по сохранению сортового материала в чистоте выдвинулась на первое место в стране. Одна из важнейших черт характера Г.К.Мейстера - его умение заинтересовать (заразить) коллектив той или иной идеей. Это сплачивало вокруг проблемы самых преданных и трудолюбивых. Он постоянно следил за научным ростом сотрудников, давал им темы для экспериментов, советовал анализировать свои наблюдения в виде статей. Был редактором этих статей. Сам опубликовал около 100 научных работ по селекции и генетике. С 1921 по 1933 годы Г.К.Мейстер заведует кафедрой генетики и селекции в Саратовском сельскохозяйственном институте, пишет много популярных статей, учебных пособий. Его перу принадлежат такие выдающиеся работы, как «Критический очерк основных понятий генетики», «Ржано-пшеничные гибриды», «Основы учения о наследственности», «Пособие по селекции» и многие другие работы. Георгий Карлович принимает участие в редактировании журналов «Селекция и семеноводство», «Сельское и лесное хозяйство», «Журнал опытной агрономии Юго-востока» и др. Ученый ведет большую общественную работу: на ХVI и XVII Всероссийских съездах Советов избирается членом ВЦИК, а так же членом Саратовского горсовета. В 1929 г. ему присвоено почетное звание, в 1930 г. принят в члены ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. За большие заслуги перед советской сельскохозяйственной наукой в 1934 г. Мейстеру присвоена степень доктора биологических наук, а в 1935 г. он утверждается действительным членом и вице-президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина). В 1935 г. Г.К.Мейстер был награжден орденом Ленина и орденом «Знак почета». С 1910 по 1937 гг. опубликовал около 100 трудов по проблемным вопросам генетики, селекции, семеноводства и биологии. В 1937 г. Георгий Карлович был арестован, а 21 января 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорен к расстрелу. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован 26 декабря 1957 года. Г.К.Мейстер воспитал не одно поколение выдающихся селекционеров. Среди них - академик Н.В.Цицин, доктора сельскохозяйственных наук, лауреаты Государственной и Ленинской премий А.П.Шехурдин и В.Н.Мамонтова, Е.М.Плачек, Б.М.Арнольд, дочь ученого Н.Г.Мейстер и другие.

antonin-svehla-02 (481x700, 209Kb)
1873
Антонин Швегла (чешское имя - Antonín Švehla)
чехословацкий политик, трижды премьер-министр страны в 1922-1929 годах; в 1909-1933 также возглавлял Аграрную партию. Участник «Пятёрки» — неформального объединения влиятельных чехословацких политиков межвоенного периода. Родился в Гостиварже (предместье Праги), в помещичьей семье. С 1890-х участвовал в работе консервативных политических организаций; в 1902 году стал вице-президентом Ассоциации чешских фермеров. В 1906 году основал газету «Venkov» (Деревня), ставшую печатным органом Аграрной партии. В 1908 году был избран в парламент, в 1909 году стал председателем исполнительного комитета Аграрной партии. Во время Первой мировой войны выступал в поддержку идеи демонтажа Австро-Венгрии, а с 1917 года участвовал в работе подпольной «чешской мафии». 28 октября 1918 года был одним из пяти политиков, провозгласивших создание независимой Чехословакии. В 1918 году был избран в парламент; участвовал в подготовке Конституции. В 1918-20 был министром внутренних дел; в 1919 году стал председателем Аграрной партии. С 7 октября 1922 по 9 декабря 1925 и с 9 декабря 1925 по 18 марта 1926 был премьер-министром (первый и второй кабинеты Швеглы — первый был сформирован из представителей аграрной, национал-социалистической, национал-демократической, народной и социал-демократической партий, второй — из тех же партий при участии Торгово-предпринимательской партии среднего класса). В начале 1920-х был одним из инициаторов проведения земельной реформы.
Hostivař,_busta_Antonína_Švehly_(01) (525x700, 537Kb)
Памятник в Гостиварже.
В третий раз занимал должность премьер-министра с 12 октября 1926 по 1 февраля 1929 (правительство было сформировано из представителей аграрной, народной, национал-демократической, торгово-предпринимательской партий, а также двух немецких партий и Глинковой словацкой народной партии). В 1927 году Швегле было предложено выставить свою кандидатуру в президенты Чехословакии, но он отказался в пользу Томаша Масарика. Ушёл в отставку по состоянию здоровья в 1929 году. Умер в Праге 12 декабря 1933 года.

George Harrison Shull9 (464x700, 133Kb)
1874
Джордж Гаррисон Шалл (George Harrison Shull)
американский ботаник и генетик, известный созданием гибридной кукурузы. Умер в Принстоне (штат Нью-Джерси, США) 28 сентября 1954 года.

 (555x699, 60Kb)
1874
Йоханнес Штарк (немецкое имя - Johannes Stark)
немецкий физик, удостоенный Нобелевской премии по физике 1919 за открытие эффекта Доплера в каналовых лучах и расщепления спектральных линий в электрическом поле. Родился в Шикенхофе (Бавария), в семье землевладельца. Учился в средних школах Байрейта и Регенсбурга, а в 1894 г. поступил в Мюнхенский университет, в котором в 1897 г. защитил докторскую диссертацию под названием «Исследования о саже» ("Investigation on Lampblack"). Той же осенью Штарк становится ассистентом Ойгена Ломмеля в Мюнхене. В 1900 г. Штарк переходит в Геттингенский университет ассистентом к Эдуарду Рикке и одновременно становится приват-доцентом (внештатным лектором) того же университета. В Геттингене Штарк проводит следующие шесть лет и успевает зарекомендовать себя талантливым физиком-экспериментатором и «колючей» личностью. Основной его научный интерес в то время – поведение ионов в электрических полях. В 1904 г. он основывает журнал «Ежегодник радиоактивности и электроники» ("Jahrbuch der Radioakti-vitat und Elektronik"), который редактирует на протяжении девяти лет. В 1905 г. Штарк наблюдает доплеровский сдвиг в канальных лучах. Канальные лучи представляют собой поток положительных ионов (заряженных атомов), ускоренно движущихся в вакууме к электроду и проходящих сквозь отверстия (каналы) в нем. Как обнаружил Вильгельм Вин, также ионы разгоняются до необычайно высоких скоростей; движение ионов оказывает влияние на наблюдаемые частоты испускаемого ими света. Частоты понижаются, когда ионы движутся от наблюдателя, и повышаются, когда ионы движутся к наблюдателю. Это изменение частоты, или доплеровский эффект, хорошо известно из спектров звезд (спектр представляет собой серию цветных линий, возникающих при разделении света на образующие его частоты, или длины волн). Но Штарк был первым, кому удалось наблюдать эффект Доплера в излучении от земного источника. В начале своей научной деятельности Штарк с симпатией относился к теориям, порывавшим с идеями классической физики. Когда Альберт Эйнштейн в 1905 г. предложил специальную теорию относительности, Ш. был среди ее первых сторонников, а поскольку теория относительности описывает поведение движущихся тел, он предложил свои наблюдения доплеровского эффекта в подтверждение теории относительности. В 1907 г. он обращается к Эйнштейну с просьбой предоставить для публикации в "Jahrbuch der Radioaktivitat und Electronik" статью по теории относительности и всячески отстаивает идею Эйнштейна о корпускулярной природе света (при определенных условиях свет ведет себя как поток частиц – корпускул, или порций энергии – квантов), которая отвергалась вплоть до 1920-х гг. В 1906 г. Штарк оставляет Геттинген, чтобы занять пост профессора в Техническом университете Ганновера. Однако на новом месте его трудный характер приводит к осложнениям в отношениях с его начальником, который неоднократно пытался уволить Штарк. Эти сложные отношения удалось разрешить только в 1909 г., когда с помощью физика-теоретика Арнольда Зоммерфельда Штарк становится полным (действительным) профессором Технического университета в Ахене. Однако вскоре Штарк ссорится с Зоммерфельдом по поводу природы рентгеновского излучения, испускаемого электронами при торможении. Первый утверждал. что для объяснения характерных особенностей этого явления требуется квантовая теория, тогда как второй считал, что для адекватного описания явления достаточно классического электромагнетизма. Спор сторон, который велся на страницах научной печати, закончился тяжелой размолвкой, и никогда больше они не возобновляли дружеских отношений. В 1896 г. нидерландский физик Питер Зееман обнаружил, что магнитное поле, приложенное к светящемуся газу, расщепляет каждую из его спектральных линий на три или более линии, расположенных почти вплотную друг к другу (эффект Зеемана). В 1913 г. Штарк, воспользовавшись и на этот раз канальными лучами, осуществляет аналогичное расщепление спектральных линий водорода во внешнем электрическом поле. Это явление, известное под названием эффекта Штарка, безуспешно пытались воспроизвести другие ученые. В рамках классической электромагнитной теории эффект Штарка был необъясним. Но в начале 1913 г. Нильс Бор предлагает квантовую теорию атома водорода. Согласно этой теории, электроны занимают вполне определенные орбиты, каждая из которых соответствует вполне конкретному энергетическому уровню. В теории Бора спектральные линии водорода возникают при переходах электронов с одной орбиты на другую. Каждый переход сопровождается излучением определенной длины волны. Как показали в 1916 г. Зоммерфельд и Пауль Эйнштейн, наложенное извне электрическое поле изменяет электронные орбиты в атоме. При этом возникают различные энергетические уровни и те самые кратные спектральные линии, которые наблюдал Штарк. Таким образом, открытие Штарка подтвердило модель атома Бора и квантовую теорию в целом. В 1919 г. Штарк был удостоен Нобелевской премии по физике «за открытие эффекта Доплера в канальных лучах и расщепления спектральных линий в электрических полях». Выступая на церемонии презентации лауреата, А.Г.Экстранд, член Шведской королевской академии наук, заявил: «Открытие... оказалось эффективным средством доказательства того, что частицы канальных лучей являются светящимися атомами, или атомными ионами. Дальнейшее исследование эффекта Доплера в спектрах канальных лучей, осуществленное главным образом Штарк и его учениками, привело к необычайно важным результатам не только относительно самих канальных лучей, но и относительно природы различных спектров, которые может испускать в различных обстоятельствах один и тот же химический элемент». После открытия эффекта, носящего ныне его имя, научные и политические взгляды Штарка становятся все более реакционными. Несмотря на то что его собственные работы явились важным подтверждением модели атома Бора, Штарк так и не принял выводов Бора. В Нобелевской лекции он утверждал, будто модель Бора противоречит «самому духу физики». Энтузиазм, с которым он некогда относился к теории Эйнштейна, бесследно исчез, и, хотя и квантовая теория, и теория относительности получали все большее научное обоснование, он отвергал обе теории. Штарк неприязненно относился и к политическим взглядам Эйнштейна (в годы первой мировой войны Эйнштейн придерживался пацифистских взглядов), и к его научным трудам. В 1917 г. Штарк намеревался занять пост профессора физики в Геттингенском университете, но получил отказ и принял предложение стать профессором физики Грейфевальдского университета, преподаватели которого придерживались консервативных научных и политических взглядов. С недоверием относясь к демократическому веймарскому правительству, послевоенной Германии и к берлинским физикам, игравшим главную роль в Германском физическом обществе, Штарк в 1920 г. предпринимает попытку организовать независимую физическую ассоциацию в надежде на то, что ассоциация сможет выступить в роли консультанта правительства. Из этой затеи ничего не вышло: не пользующаяся поддержкой физиков ассоциация не могла оказывать никакого влияния на веймарское правительство. В том же 1920 г. Штарк принимает кафедру физики Вюрцбургского университета, но ссора с коллегами вынуждает его через два года подать в отставку. В бытность свою в Вюрцбурге он становится владельцем фарфоровой фабрики. Этот его шаг многие физики сочли неэтичным, так как значительная часть капитала была заимствована им из Нобелевской премии. После провала затеи с фарфоровой фабрикой Штарк предпринимает попытку вернуться к академической деятельности. Он выдвигает свою кандидатуру на вакантный пост директора Государственного физико-технического института в Берлине, но не проходит по конкурсу и следующие несколько лет проводит в вынужденной отставке в семейном поместье неподалеку от Траунштейна в Баварии. Штарк рассчитывал занять еще несколько академических постов, но всякий раз его кандидатуру отвергали, по-видимому, потому, что он нажил слишком много врагов. Одним из немногих оставшихся союзников Штарка был Филипп фон Ленард, ревностный противник того, что сам Ленард назвал «еврейской догматической физикой». Штарк становится одним из ведущих апологетов арийской физики (по разъяснению самого Ленарда, под этим термином он подразумевал физику, «отвергающую высокоабстрактные теории, развиваемые еврейскими физиками»). Своим главным врагом сторонники арийской физики считали Эйнштейна. Как уроженец южной Германии, Штарк был знаком с нацистской партией и поддерживал Адольфа Гитлера с начала 1920-х гг. Когда в 1933 г. нацисты пришли к власти и пост директора Государственного физико-технического института вновь стал вакантным, партийные связи Штарка обеспечили ему этот пост. В качестве директора института он вынашивал амбициозные планы реорганизации всей немецкой науки. Штарк принял на себя и президентство в Германской исследовательской ассоциации. Однако из-за горячности, с которой он нападал на всех ученых (не обязательно евреев), осмеливавшихся выступать в защиту современной физики, в том числе на Зоммерфельда, Макса фон Лауэ и Вернера Гейзенберга, которых он называл «белыми евреями в науке», влияние его среди немецких физиков было невелико. Кроме того, Штарк нажил себе врагов в имперском министерстве образования, под эгидой которого действовала исследовательская ассоциация. Ни одному из его планов не суждено было сбыться, и в конце концов Штарк впал в немилость у нацистского идеолога Альфреда Розенберга. В 1936 г. после провала схемы добычи золота, которую он поддерживал, Штарк был вынужден подать в отставку. Однако вплоть до 1939 г. он продолжал оставаться на посту директора Государственного физико-технического института. После 1939 г. Штарк уходит на покой и живет в своем имении, где строит для себя частную лабораторию. Последняя его попытка заняться самостоятельной научной деятельностью – предполагаемое открытие изгибания луча света в неоднородном электрическом поле – окончилась провалом. Штарк был женат на Луизе Юплер. От этого брака родилось пятеро детей. На досуге Штарк любил заниматься лесоводством и садоводством. Он умер в Траунштейне (Германия) 21 июня 1957 года. Кроме Нобелевской премии, Штарк был удостоен премии Баумгартнера Венской академии наук, премии Фальбруха Геттингенской академии наук и золотой медали Маттеуччи Итальянской национальной академии наук. Он состоял членом академии наук Геттингена, Рима, Лейдена, Вены и Калькутты.

Boudier-Bakker (511x700, 218Kb)
1875
Ина Будье-Баккер (Boudier-Bakker)
голландская писательница, прозаик и драматург, мастер бытописания. Родилась в Амстердаме. Преподавала в школе. Ее первое литературное произведение — сборник рассказов «Силы» («Machten», 1902). Будье-Баккер — автор романов «Обетованная земля» («Het beloofde land», 1903), «Что должно случиться» («Wat komen zal», 1904), «Матери» («De moeders», 1925) и др. В лучшем романе Будье-Баккер «Бедность» («Armoede», 1909) реалистически изображена тяжелая жизнь бедняков. Ее первое литературное произведение — сборник рассказов «Силы» («Machten», 1902). принадлежат также пьесы «Высшее право» (1906), «Прилив» (1926), «Эсфирь» (1938); сборники рассказов «Дети» («Kinderen», 1905), «Пауль» (1936) и др. В годы гитлеровской оккупации она писала стихи, изданные в виде сборника «Внимание!» (1946). Роман «Золото из соломы» (1949) изображает жизнь голландской буржуазии 19 в. Умерла в Утрехте 26 декабря 1966 года. Сочинения: Armoede, Amst., [1955]; Altijd elders, Amst., [1956]. Литература: Leopold L., Nederlandse schrijvers en schrijfsters, Groningen, 1957.

112048227_large_VesmanisFridrihsLABRBirkertsP5806 (460x700, 243Kb)
1875
Фридрих Весманис (латышское имя - Frīdrihs Vesmanis)
латвийский юрист и политик. Первый спикер Латвийского сейма. Родился в Рундальской волости. Работал адвокатом в Елгаве и в Санкт-Петербурге. Журналист. Один из первых членов Избирательной комиссии Латвии. Депутат 1-го Сейма Латвии. Посол Латвии в Соединенном Королевстве. Был кандидатом в президенты Латвии. Кавалер Ордена трех звезд. представлял партию «Латвийская социал-демократическая рабочая партия». Окончил Тартуский университет и Санкт-Петербургский университет. Издатель «Sociāldemokrāts» и «Latviešu Strādnieks». Умер в Соликамской тюрьме 7 декабря 1941 года.

Georg_Kolbe (521x700, 143Kb)
1877
Георг Кольбе (немецкое имя - Georg Kolbe)
немецкий скульптор, представитель символизма и модерна. Имя Кольбе носит премия, присуждаемая Союзом художников Берлина. Родился в Вальдхайме, Саксония. Георг Кольбе был четвёртым из восьми детей художника-декоратора Теодора Эмиля Кольбе и его супруги Каролины Эрнестины Краппес. Дед Георга, Готфрид Кольбе был часовщиком и музыкантом. Старший брат Георга Рудольф Кольбе стал известным архитектором и художником в Лейпциге. С 1892 по 1893 год Кольбе учился декоративной живописи в Школе прикладного искусства Дрездене. В 1895 году продолжил обучение в Мюнхене сначала в частной школе, в затем в Художественной академии. В 1897 году учился в Академии Жюлиана в Париже, где познакомился со скульптором графом Гансом Альбрехтом Харрахом и харизматичным поэтом Людвигом Дерлетом. В 1898 году он вернулся в Мюнхен и обручился с Анной Дерлет, сестрой поэта. Однако вскоре уехал в Рим, чтобы избежать влияния Дерлетов. Там он учился литографии и под под влиянием Луи Тюайона увлёкся скульптурой. Познакомился с Рихардом Шайбе, с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни. В 1899 году совершил путешествие в Тунис и Алжир, а в 1900 году — в Неаполь, Помпеи, на Капри и Корсику. В том же году познакомился с Зигфридом Вангером. В 1901 году в Байройте познакомился с голландкой Беньяминой ван де Меер де Вальхерен, которая брала там уроки вокала. 13 февраля 1902 года в Уккеле под Брюсселем состоялась свадьба Георга Кольбе с Беньяминой. 19 ноября 1902 года в Лейпциге родилась его дочь Элеонора. В 1904 году Кольбе переехал в берлинский район Шарлоттенбург. Галерист Пауль Кассирер стал его агентом. В 1905 году Кольбе вступил в Берлинский сецессион, в том же году был стипендиатом Виллы Романа во Флоренции. В 1906 году его избрали в правление Берлинского сецессиона. Широкой публике Георг Кольбе стал известен в 1912 году благодаря работе «Танцовщица», которую приобрела Национальная галерея Берлина. В 1913 году он предпринял путешествие в Египет. Вступил в Свободный сецессион. В 1914 году отправился добровольцем на фронт, воевал в Восточной Пруссии и в Польше. В 1915 году прошел обучение на летчика, но не был зачислен в состав люфтваффе. В 1917 году находился в Стамбуле, создал памятник павшим. В 1918 году получил звание профессора. В 1919 году стал членом Прусской академии искусств, президентом Свободного сецессиона. Работы Кольбе, в которых заметно влияние Родена и Майоля, участвовали в многочисленных выставках. В 1927 году скоропостижно скончалась Беньямина Кольбе. В 1928 году началось строительство жилого дома и ателье скульптора в Шарлоттенбурге. Кольбе был выбран в правление Союза немецких художников. В 1932 году он предпринял поездку в Советскую Россию.
15 апреля 1877 года родился — Георг Кольбеpost-13108-130283594568 (700x693, 439Kb)
После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году многие произведения Кольбе были демонтированы, в частности памятник Генриху Гейне, созданный в 1913 году по заказу города Франкфурта-на-Майне, и фонтан имени братьев Ратенау, установленный в 1930 году в народном парке Реберге в Берлине. Памятник Гейне был сброшен с цоколя членами гитлерюгенда и пережил времена диктатуры и Второй мировой войны под названием «Весенняя песня» в Штеделевском художественном институте. В 1947 году он был восстановлен на прежнем месте. Фонтан братьев Ратенау был демонтирован в 1934 и расплавлен в 1940 году. Через 50 лет он был восстановлен по фотографиям. В 1935 году Кольбе стал председателем Союза немецких художников, который в 1936 году был распущен. Город Франкфурт-на-Майне присудил ему приз имени Гёте. Многие его произведения этого периода были отмечены тягой к героической монументальности. В 1938 году Кольбе ездил в Испанию и выполнил скульптурный портрет Франко. В 1939 году ему удалили раковую опухоль. Наряду с Арно Брекером, Фрицем Климшем, Йозефом Тораком Кольбе был включен Гитлером в специальный «список наделенных божественным даром», означавший освобождение от призыва на фронт. В 1942 году по случаю 65-летия он был награжден медалью имени Гёте в области науки и искусства. В 1943 году в результате бомбардировок были уничтожены модели в литейной мастерской и повреждено ателье. Кольбе был эвакуирован в Силезию. В 1945 году он вернулся в Берлин. После войны был членом «Культурного союза демократического обновления Германии». В 1946 году Кольбе восстановил свой дом. Пережил операцию на глазах. Снова заболел раком. В 1947 году ему сделали две операции на глазах и две операции по удалению раковой опухоли. Кольбе скончался в Берлине 20 ноября 1947 года. Он был похоронен на кладбище Хеерштрассе. В 1928—1929 гг. в сотрудничестве со швейцарским архитектором Эрнстом Ренчем Кольбе построил дом-мастерскую на Зенсбургее-Аллее (немецкое название - Sensburger Allee) в берлинском районе Вестенд. Вскоре рядом был построен дом для дочери Кольбе. В завещании Кольбе просил организовать в своём доме-мастерской публичный музей с выставкой его работ. В 1949 году был учреждён фонд, открывший в 1950 году музей Георга Кольбе. До начала 1960-х годов в доме-мастерской сохранялась оригинальная атмосфера художественного ателье. Галерея: Памятник Бетховену, Франкфурт; «Гений в полёте», Людвигсхафен; В саду берлинского Музея Георга Кольбе; «Утро», Цецилиенгертен, Берлин; «Танцовщица» в Павильоне Германии, Барселона. Литература: Georg Kolbe: Bildwerke — Vom Künstler ausgewählt (Geleitwort von Richard Scheibe). Leipzig, Insel Verlag 1939 (Insel-Bücherei 422/2); Georg-Kolbe-Museum, Berlin (Zusammenstellung): Georg Kolbe — 42 Bildtafeln mit einem Geleitwort von Richard Scheibe. Hans Schwarz Verlag Bayreuth, o. J. (ca. 1965); Georg-Kolbe-Museum, Berlin (Hrsg.): Faltblatt mit Lebensdaten sowie Text zur Entwicklung des Stils von Kolbe und zum Atelierhaus. Berlin o. J. (ca. 1980); Ursel Berger: Georg Kolbe und der Tanz (Ausstellungskatalog). Berlin, Georg-Kolbe-Museum Berlin 2003; Ursel Berger: Georg Kolbe — Leben u. Werk, Gebr. Mann Verlag, Berlin 1994; R. G. Binding: Vom Leben der Plastik. Inhalt und Schönheit des Werkes von Georg Kolbe, H. Rauschenberg Verlag, Stollhamm-Berlin, 1933; The Dictionary of Art, Vol. 18, MacMillan Publ. Lim. Grove (1996); U. Thieme/F. Becker, Allgemeines Lexikon der Bildenden Künste, Verlag von E. A. Seemann, Leipzig (1927).

Бехтеев Владимир Георгиевич1 (543x700, 211Kb)
1878
Владимир Георгиевич Бехтеев
русский и советский художник, график и живописец. Владимир Бехтеев родился в городе Москве. Работал в Москве. Рисунки пером, иллюстрации, исполненные в мягкой манере пейзажные акварели. Художник Владимир Георгиевич Бехтеев прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны на персональной выставке графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на Новой площади. Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил в Санкт-Петербурге кавалерийское училище и несколько лет прослужил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности. Но в 1901 году он в чине поручика неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, "недостойную" высшего дворянского сословия профессию художника. Посещает в Санкт-Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я.Ционглинского. В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где обучался рисунку и живописи у Книрра, затем в Париже у Кормона. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение. Был соучредителем в 1909 году «Нового мюнхенского художественного объединения» вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Марианной Верёвкиной. Был близок к кругу журнала «Синий всадник», участвовал в первой выставке объединения «Бубновый валет», в выставке «Нового общества художников». Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества". Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в Москве в первой выставке "Бубнового валета", выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится участником выставки мюнхенского "Синего всадника", принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или иной форме прошел через всю жизнь художника. Но работ этого времени, судя по составу экспозиции, сохранилось немного. После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, - главным художником Первого государственного цирка в Москве. Занимался книжной иллюстрацией, в 1936 — 1945 создал серию иллюстраций к произведениям Лермонтова, оформил ряд книг зарубежной классики XIX века для издательства «Academia». В зале галереи представлен большой раздел его цирковых работ. Это - великолепные красочные эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был отменным анималистом. Представлены композиции, исполненные в кубистском стиле, - память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты. Станковые графические работы Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе времени. Есть и производственные сюжеты, например, о метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"), множество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу. Но наиболее всего графический талант художника проявился в иллюстрировании книг - "Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна, "Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье, "Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к японским сказкам. Владимир Георгиевич Бехтеев умер в родном городе 21 июня 1971 года и был похоронен на Донском кладбище. Литература: Бехтеев В.Г. Каталог выставки. Вступительная статья М.Алпатова. — Москва, 1970; Гладыш И.А. Бехтеев // Лермонтовская энциклопедия. — Москва, 1981; Коган Д.З. Владимир Бехтеев. — Москва, 1977.

robertwalser_ypNjb274 (700x466, 119Kb)
1878
Роберт Вальзер (немецкое имя - Robert Walser)
выдающийся швейцарский поэт и прозаик, писал на немецком языке. Роберт Вальзер родился в Биле (Швейцария), в многодетной семье. Был с юных лет одержим театром, прежде всего — драмами Фридриха Шиллера. В 14 лет бросил школу, в 17 — родительский дом. Никогда подолгу не сидел на одном месте, зарабатывал на жизнь в Берне, Базеле, Штутгарте, Цюрихе самыми разными занятиями (домашний слуга, секретарь в адвокатской конторе, служащий страховой компании, продавец в книжной лавке, банковский клерк). Дебютировал в печати в 1898 году. С 1905 года жил в Берлине у брата, известного живописца и оформителя Карла Вальзера, сблизился с художниками Сецессиона, издателем Бруно Кассирером (англ.)русск. (братом философа Эрнста Кассирера). В 1913 году Роберт вернулся в Швейцарию, жил в Билье, затем в Берне, много писал для газет и журналов, постоянно путешествовал пешком (в это время один из его братьев, Эрнст, умер в 1916 году в психиатрической клинике, другой, Герман, в 1919 году покончил с собой). В 1929 году Вальзера, у которого участились слуховые галлюцинации и приступы беспокойства, по настоянию сестры поместили в психиатрическую клинику Вальдау, где прежде находился его брат Эрнст. Роберт Вальзер и там продолжал писать стихи и прозу, перейдя на особое микрограмматическое письмо (эти его записи были расшифрованы лишь много позже). Только после насильственного перевода в клинику для душевнобольных в Херизау он с 1933 года полностью порвал с литературой. С 1936 года его начал регулярно посещать писатель и журналист Карл Зеелиг, после смерти родственников в 1943 и 1944 годах он стал его постоянным спутником в пеших прогулках, собеседником и хранителем наследия. 25 декабря 1956 года, накануне Рождества, после дня гуляний с Карлом Зеелигом, Роберта Вальзера нашли умершим от инфаркта на заснеженном поле под Херизау. Дебютировал в 1898 году на страницах бернской газеты «Der Bund» как поэт, сблизился с кругом модернистского журнала «Die Insel» (Гофмансталь, Ведекинд, Метерлинк, Рильке, Стриндберг и др.), где публиковал стихи и рассказы. В 1904 году в издательстве «Insel» вышел его первый роман «Школьные сочинения Франца Кохера». Его сочинения привлекли внимание К.Моргенштерна, К.Тухольского, Р.Музиля, Г.Гессе, Ф.Кафки, Т.Манна и других крупнейших немецкоязычных писателей эпохи. Автор автобиографических романов «Помощник» («Der Gehülfe», 1908, экранизирован в 1976 г.), «Якоб фон Гунтен» («Jacob von Gunten», 1909, экранизирован в 1971 П.Лилиенталем, в 1995 — братьями Куай), новелл и миниатюр, высоко оцененных Ф.Кафкой, Р.Музилем, Т.Манном, В.Беньямином, Э.Канетти, но не нашедших широкого читательского признания. Произведения Вальзера неоднократно экранизировались (в том числе — средствами анимационного кино), несколько документальных и игровых фильмов сняты о нём самом, признание его во всем мире год от года растет. Произведения, переведённые на русский язык: Помощник. Якоб фон Гунтен. Миниатюры. — Москва, 1987; Ровным счетом ничего. Избранное. — Москва, Текст, 2004; Разбойник / Перевод А.Глазовой. — Тверь, 2005; Гёльдерлин, перевод В.Куприянова; Сочинения Фрица Кохера и другие этюды. — Москва, Текст, 2013.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку