-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109304
Комментариев: 6801
Написано: 117776


8 марта родились...

Пятница, 08 Марта 2019 г. 04:43 + в цитатник
Richard Kroner (521x700, 247Kb)
1884
Рихард Кронер (немецкое имя - Richard Kroner)
немецкий философ-идеалист, один из крупных представителей неогегельянства. Родился в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша. Преподавал в различных университетах Германии: с 1919 - во Фрейбурге, с 1924 - в Дрездене, с 1929 - в Киле, с 1934 - во Франкфурте-на-Майне. В 1935 лишен права преподавания. С 1938 преподавал в Оксфорде (Великобритания), с 1940 - в Канаде, затем в США. В 1949-1952 преподавал в Объединенной телеологической семинарии (Нью-Йорк), с 1953 - в Темпльском университете (Филадельфия). В 1910 вместе с Г.Мелисом, Степуном и Гессеном основал международный журнал "Логос", возглавлял его немецкую редакцию до 1933. В своей философской эволюции прошел три этапа. Начинал как неокантианец (баденской ориентации); затем через проблематику философии жизни пришел к неогегельянству, одним из основных представителей которого в Германии и являлся; в эмигрантский период жизни переосмыслил свою позицию через призму религиозной проблематики. Его идеи этого периода близки философии Паскаля и Кьеркегора, диалектической теологии. Скончался в Маммерне (Швейцария) 2 ноября 1974 года. Основные работы: "От Канта до Гегеля" (тома 1-2, 1921-1924); "Самоосуществление духа. Пролегомены к культур-философий" (1928); "Культур-философское обоснование политики" (1931); "Примат веры" (1943); "Культура и вера" (1951); "Спекуляция и откровение в истории философии" (тома 1-3, 1956-1961); "Между верой и мышлением" (1966) и др. Путь бесконечного божественного духа к самому себе осмысливается К. через диалектику движения мышления и "самодвижения живого духа" ("мыслящей себя жизни"), сознания и самосознания (рефлексирующего себя духа), т.е. через диалектику конечного и бесконечного. Абсолют не может быть выражен иначе, как в бесконечной последовательности суждений, он сам утверждает себя в каждой высказанной о нем мысли. Однако он никогда полностью не выразим ни в одном суждении, ни в их совокупности, так как он не может быть полностью помыслен в мысли, будучи сам мыслью. "Жизнь" ("жизненное начало") не выразима до конца рационально, внешним для себя образом. Она предполагает обращение духа к самому себе, т.е. философскую спекуляцию (как разрушение рационального рациональным же образом). Согласно Кронеру, философия имеет своим предметом сверхрациональное, обращена не вовне, а на самое себя, но стремится выразить себя вовне рациональным образом, рефлексируя над предметными областями, т.е. спекулятивное мышление принципиально противоречиво. Отсюда определение К. диалектики как превращенного в метод, сделанного рациональным - иррационализма. В отличие от философии наука познает внешнее ей содержание, в ней нет подлинной рефлексии, свойственной только самопознающей себя мысли, поэтому в ней не может быть и противоречий. Здесь противоречие - свидетельство ошибочности мысли, примирение сознания с самим собой происходит в культуре как "теле" сознания. Философия есть философия культуры, в которой сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя для самого себя становящееся. Культура как целостность своих частей (понятийных областей) суть завершение для-себя-становления, самоосуществления сознания. Философия же, в свою очередь, есть культура, постигшая самое себя, а тем самым задающая тотальность себя и своих частей (понятийных областей). Но это тотальность Я, а не предметного мира. В философии культура выходит за пределы самой себя, осмысливает и постигает себя, а тем самым объединяется с самой собой, становится для себя самой понятием и действительностью. Без философии культура, по Кронеру, суть неосознанное самим собой самоосуществление сознания. Части культуры сами по себе есть лишь вовне спроецированные, замкнутые в себе предметности, не способные примирить сознание с самим собой. Экономика (хозяйство) и техника, представляющие собой опредмечивание витальной (жизненной) и целеполагающей сторон культуры, суть ее цивилизационная составляющая (как "преддверие" культуры). Наука и политика (направлены соответственно на природу и государство) задают рациональную составляющую культуры, которая никогда не может быть завершена, всегда пребывая в процессе бесконечного становления. Субъективное сознание всегда отделено от форм рациональной культуры, неизменно внешней по отношению к нему. Оно входит в смысловую действительность рациональной культуры как абстрактно-рациональное, а не как конкретно-индивидуальное. Эти ограничения преодолеваются в интуитивной составляющей культуры: в искусстве, а особенно в религии (первое направлено на творимый самим же искусством мир, вторая - на Бога). Эти части (формы) культуры глубоко индивидуализированы, предполагают смысловое постижение, слитность субъективного духа с внешними формами. Однако и они не способны адекватно отрефлексировать сами себя. Это возможно лишь в сфере рефлексий находящихся по ту сторону науки, политики, искусства и религии: только в философии, сознании, становящемся в рефлексии самосознанием, они становятся для себя тем, что они суть в себе, т.е. вне философии. Части могут проявить себя, становясь понятийными областями целого. Постигнутые, они становятся частью философии, будучи вне ее. "Целое есть для себя становящееся истинное, ибо истинное есть для себя становящаяся самость". Рефлексия самосознания есть осмысление смысла границ. Постигать - значит ограничивать, но одновременно - это значит переступать границу (постигать часть через целое, культуру через понятие культуры). Философская рефлексия как вневременная (постижение духом самого себя) дополняется временной исторической рефлексией, схватывающей "дух эпохи". Таким образом "непосредственное осуществление сознания" всегда развертывается в противопоставлении, предметно воплощенного сознания и самосознания Я, конечного и бесконечного. В последних работах К. заменил антитезу научного (метафизического, эмпирического) и спекулятивного антитезой спекуляции и откровения. Спекуляция, направленная на постижение Абсолюта, знает все же безличную и отделенную от субъекта истину. Откровение, в отличие от спекуляции, не зависит от человека, являясь всецело делом Бога, и способно непосредственно передать человеку "практическую" истину. Последняя не требует доказательств и воспринимается как сугубо личностная. Спекуляция ограничена извне (без чего невозможна). Бог же недоступен познанию (являясь субъектом, имеет личностный характер и бесконечную природу). Истины спекуляции и истины откровения отражают один и тот же Абсолют, но и те и другие - предельны, следовательно, между ними лежит пропасть. Сочинения: Kant`s Weltanschauung, Tübingen, 1914; Die Selbstverwirklichung des Geistes, Tübingen, 1928; Kulturphilosophische Grundlegung der Politik, ., 1931; The primacy of faith, . ., 1943; Culture and faith, . ., 1951; Speculation and revelation in the history of plilosophy, v. 1-3, Phil., 1957-1961; Between Faith and Thought. N.Y., 1966; Философия творческой эволюции (А.Бергсона). — В книге: Логос: международный журнал по философии культуры, книга 1. Москва, 1910; К критике философского монизма. — Там же, книги 3—4. Москва, 1913; Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. — В книге: Культурология. XX век. Москва, 1995. Литература: Давыдов Ю.Н., Критика иррационалистических основ гносеологии неогегельянства, в сборнике: Современный объективный идеализм, Москва, 1963; Lukacs G., Die Zerstörung der Vernunft, ., 1955; Skinner J. E., Self and world. The religious philosophy of R. Kroner, Phil., 1962; Новейший философский словарь. Составитель Грицанов А.А. Минск, 1998; Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Институт философии Российской Академии Наук. Научно-редакционный совет: В.С.Степин, А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин. Москва, Мысль, 2010, том II, Е – М, страницы 332.

1886
Наум Михайлович Калюжный (настоящая фамилия — Шейтельман)
революционер, политический деятель, дипломат Украинской ССР, журналист. Родился в селе Устивица Полтавской губернии (ныне Великобагачанского района, Полтавской области, Украины), в многодетной еврейской семье, отец был учителем. В 1902 окончил городскую школу в г. Ромны. В восемнадцатилетнем возрасте сдал экзамены при Полтавской гимназии и стал народным учителем. С 1905 — член партии украинских социалистов-революционеров, занимался нелегальной деятельностью на Полтавщине. В 1906—1907 находился под арестом и надзором полиции (до 1909); с 1907 создавал ячейки украинских эсеров. Работал народным учителем. В годы Первой мировой войны служил в русской армии (1916 — август 1917). Принадлежал к украинской партии социалистов-революционеров. Формально не входя в руководящие органы партии, играл видную роль в деятельности еë левого крыла, оформившегося в марте 1919 в партию боротьбистов. Оказывал значительное влияние на её молодых лидеров. С конца 1919 – редактировал выходившую на Украине на русском языке газету «Пролетарская правда». Затем, в Украинской левоэсеровской партии (боротьбистов), в 1920 вступил с частью боротьбистов в УПСР (коммунистов). С 1920 — член Коммунистической партии (большевиков) Украины. Избирался членом Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВУЦИК) 2-6-го созывов, кандидатом в члены ВУЦИК 7-8-го созывов. Политкомиссар-руководитель агитационно-инструкторского поезда ВУЦИК им. Ленина, редактор поездной газеты «Рабочий и крестьянин» (украинское название - «Робітник і селянин», август 1920 — апрель 1921), «Сельская беднота» (украинское название - «Сiльська бiднота»), затем журнала «Красный путь» (украинское название - «Червоний шлях»). С 1921 — на дипломатической работе. Член российско-украинской делегации Русско-украинско-польской комиссии по репатриации (Варшава, 1921), с августа 1921 — 1-й секретарь Полномочного представительства Украинской ССР в Германии, с сентября 1922 — 1-й секретарь Полномочного представительства Украинской ССР в Австрии, с августа 1923 по декабрь 1924 — 1-й секретарь Полномочного представительства СССР в Чехословакии. По поручению ЦК КП(б)У организовал издание в Вене прокоммунистического ежемесячника «Новое общество» (1923—1924) под редакцией С.Витика. С января 1925 до апреля 1926 — заведующий социально-культурной секцией Наркомата рабоче-крестьянской инспекции Украинской ССР (Харьков). С апреля 1926 до декабря 1929 — советник Полномочного представительства СССР в Чехословакии. С 1 февраля 1930 до 15 мая 1931 — в аппарате Наркомпроса Украинской ССР (заведующий Управления литературы, член Коллегии Наркомпроса, зав. Сектора литконтроля, затем — в резерве ответственных работников Наркомпроса). Позже — на издательской работе в Наркомате юстиции Украинской ССР, откуда уволился из-за болезни. 23 января 1937 сдал партбилет и подал заявление о выходе из КП(б)У по болезни. 18 сентября 1937 был арестован в Харькове по обвинению в принадлежности к Украинской военной организации. Виновным себя не признал. Умер в Харьковской тюрьме 17 ноября 1937 года. Следственное дело в отношении него в связи с его смертью прекращено в декабре 1937 г. Источник: Енциклопедія історії України: Т. 4: Ка-Ком / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. — К.: В-во «Наукова думка», 2007. — 528 с.: іл.

Edward_Calvin_Kendall_1940s (518x700, 234Kb)
1886
Эдуард Келвин Кендалл (Edward Calvin Kendall)
американский химик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1950 году (совместно с Тадеушем Рейхштейном и Филипом Хенчем) «за открытия, касающиеся гормонов коры надпочечников, их структуры и биологических эффектов». Родился Эдуард Кендалл в Саут-Норуолке (штат Коннектикут, США). В 1910 году окончил Колумбийский университет. С 1911 по 1914 год работал в клинике Нью-Йорка, а в 1914 году работал в клинике Рочестера. С 1921 по 1951 год занимал должность профессора физиологической химии Миннесотского университета в Миннеаполисе. С 1952 по 1972 год занимал должность профессора химии Принстонского университета. Скончался в Принстоне (штат Нью-Джерси, США) 4 мая 1972 года. Основные научные работы посвящены биохимии гормонов. Открыл тироксин (1914) и кортизон (1948). Провёл работы по кристаллизации и установлению структуры глутатиона. Член Шведской королевской Академии Наук. Член Американской академии наук и искусств (1951-1972). Член ряда других академий наук и научных обществ. Сочиненя: Thyroxine, N.Y., 1929.Литература: 1984 — Биологи. Биографический справочник

1887
Йозеф Виммер (немецкое имя - Joseph Wimmer)
немецкий геолог, физик, руководящий сотрудник Аненербе. В 1912-1915 гг. — физик в оптическо-астрономической лаборатории в Мюнхене. Кандидат наук. Работал в гимназии мюнхенского пригорода Пазинга, преподавал физику полёта в Высшей технической школе Мюнхена. Был приверженцем т.н. "геософии" —- паранауки, считавшей, что хронологическая география отделена от этнологии и стоит выше неё. В годы национал-социализма был привлечён Генрихом Гиммлером к работе в Аненербе, где в феврале 1942 г. возглавил учебно-исследовательский отдел прикладной геологии. В задачи отдела входил поиск полезных ископаемых путём лозоходства. Для этих целей был выделен особый батальон СС, изначально занимавшийся поиском источников пресной воды. 13 октября 1942 г. состоялся первый выпуск школы лозоискателей СС под руководством Виммера, осуществлявших проект по обнаружению полезных ископаемых. Осенью 1943 г. был уполномочен на поиск легендарного золота, оставшегося в Хегау якобы со времён Швабской войны 1499 года. Сочинения: (mit J. Wüst) Über neuartige Schwingungen der Wellenlange 1–70 cm in der Umgebung anorganischer und organischer Substanzen sowie biologischer Objekte (1934); (mit J. Wüst) Weitere Versuche zur Klärung der physikalischen Seite des Wünschelrutenproblems // Zeitschrift für Wünschelrutenforschung 1936, Hft. 2. Литература: Kater, Michael. Das «Ahnenerbe» der SS, 1935—1945: ein Beitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches. München, 2006.

Тер-Гевондян1  (528x700, 208Kb)
1887
Анушаван Григорьевич Тер-Гевондян (армянское имя - Անուշավան Գրիգորի Տեր-Ղևոնդյան)
армянский и советский композитор, музыковед, фольклорист; ученик М.Ф.Гнесина, А.К.Лядова, А.К.Глазунова. Народный артист Армянской ССР (1953). Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В юности брал уроки композиции у М.Ф.Гнесина. В 1915 году окончил юридический факультет Петербургского университета и одновременно — Петербургскую консерваторию, где обучался у А.К.Лядова (гармония), А.К.Глазунова (композиция), М.О.Штейнберга (оркестровка), В.П.Калафати (контрапункт), Я.Витола (анализ форм). Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в консерваториях Закавказья: в 1917 — 1925 годах — в Тбилисской консерватории; в 1926 — 1959 годах (с перерывом) — в Ереванской консерватории (с 1934 профессор, в 1926 — 1930 годах директор, с 1948 года — заведующий кафедрой теории музыки и композиции); в 1934 — 1938 годах — в Бакинской консерватории (одновременно был её директором). Выступал как дирижёр. Участвовал в фольклорных экспедициях. Писал книги и статьи по вопросам армянской, русской и западно-европейской музыки. Разнообразное по жанрам творчество Анушавана Григорьевича Тер-Гевондяна связано с народно-музыкальным искусством Армении и отличается ладовым своеобразием, изобретательностью ритмики, красочностью оркестровки. Некоторые его сочинения основаны на разработке собранного им фольклорного материала. Умер в Ереване 6 июня 1961 года. Оперы: Седа (1921); В лучах солнца (1950). Балеты:Невеста огня (1934); Анаит (1940). Для солистов, хора и симфонического оркестра: Вокально-симфоническая Поэма «Рождение Ваагна» (слова О.Ованесяна, 1922); Баллада Памяти 26-ти комиссаров (1957); Памяти Ленина (1958). Для симфонического оркестра: Сюита Ширакские этюды (1917); Сюита на народные темы (1954); Поэма «Ахтамар» (1923); Рапсодия «Раст» (1935); Симфония (1942). Для духового оркестра: Марши; Пьесы для фортепиано, струнных и духовых инструментов. Произведения для голоса и фортепиано: Хоры, романсы, песни на слова О.Туманяна, А.Вштуни, А.Исаакяна, А.Сатуряна, В.Терьяна и других. Музыка к драматическим спектаклям; Обработки армянских народных песен. Литература: Тигранов Г. Армянский музыкальный театр.— том 2, глава 1.— Ереван, 1960.

PADDY_OCONNELL (511x700, 294Kb)
1887
Патрик Джозеф О’Коннелл (Patrick Joseph O'Connell)
ирландский футболист, выступавший на позиции хавбека, впоследствии — футбольный тренер. В качестве игрока наиболее известен по выступлениям за английские клубы «Шеффилд Уэнсдей», «Халл Сити» и «Манчестер Юнайтед», а также за сборную Ирландии, в составе которой выиграл домашний чемпионат Великобритании 1914 года. В качестве тренера известен по работе в чемпионате Испании, где тренировал ряд клубов, в том числе «Реал Бетис» (с которым выиграл Ла Лигу в сезоне 1934/35), «Расинг Сантандер», «Реал Овьедо», «Барселону» и «Севилью». В Испании получил прозвище Дон Патрисио. Также его называют «спасителем „Барселоны“», так как он помог клубу выйти из тяжёлой финансовой ситуации. Патрик родился в графстве Уэстмит, затем его семья переехала в Дублин. На любительском уровне О’Коннелл играл в футбол за ряд дублинских команд, включая «Франкфорт» и «Стрэнвилл Роверс», а в августе 1908 года перешёл в «Белфаст Селтик», с которым подписал свой первый профессиональный контракт. В сезоне 1908/09 он забил за команду 5 голов в лиге и ещё 4 — в Кубке Белфаста. 3 из 4 мячей в Кубке он забил в ворота «Линфилда» 31 октября 1908 года, когда «Селтик» разгромил соперника со счётом 4:1 на «Уиндзор Парк». Весной 1909 года Патрик, вместе с Питером Уорреном, перешли из ирландского «Селтика» в английский «Шеффилд Уэнсдей». Английский клуб приобрёл их двоих за £50. О’Коннелл дебютировал за «Уэнсдей» в Первом дивизионе в матче последнего тура сезона 1908/09 против «Бери». В последующие сезоны он нечасто попадал в основной состав из-за сильной конкуренции со стороны таких игроков как Инглиш Макконнелл, Джимми Спурс и Боб Макскимминг. Поэтому за три года, проведённые в клубе, он сыграл лишь в 21 официальном матче (18 в лиге и 3 в Кубке Англии). Во время выступления за «Уэнсдей» Патрик дважды сыграл за сборную Ирландии. В марте 1912 года О’Коннелл перешёл в «Халл Сити», выступавший во Втором дивизионе. Провёл в клубе два сезона, сыграв в 58 матчах чемпионата. Также за эти два сезона сыграл 3 матча за сборную Ирландии. Яркие выступления Патрика за сборную Ирландии на домашнем чемпионате Британии привлекли к нему внимание «Манчестер Юнайтед», в который он перешёл в мае 1914 года за £1000. В сезоне 1914/1915 Патрик был капитаном «Манчестер Юнайтед», сыграв 34 матча и забив 2 гола в Первом дивизионе, а также один матч в Кубке Англии. Его дебют за «Юнайтед» состоялся 2 сентября 1914 года в матче против «Олдем Атлетик»: в этом матче он забил гол, но его команда проиграла со счётом 1:3. Свой второй гол О’Коннелл забил 10 апреля 1915 года в игре против «Мидлсбро». Свой последний официальный матч за «Манчестер Юнайтед» он сыграл 26 апреля 1915 года, когда «Юнайтед» обыграл «Астон Виллу». В сезоне 1914/1915 «Манчестер Юнайтед» занял 18-е место в Первом дивизионе, едва избежав вылета. Тогда же разразился известный скандал с договорным матчем. 2 апреля 1915 года «Манчестер Юнайтед», которому нужны были очки для сохранения в высшей лиге, дома обыграл «Ливерпуль» со счётом 2:0. Впоследствии выяснилось, что матч был договорным. Ряд игроков «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуля» накануне игры встретились в пабе и договорились о том, что матч должен закончиться победой «Юнайтед» со счётом 2:0 — футболисты, участвовавшие в заговоре, сделали денежные ставки, букмекерский коэффициент на этот счёт в матче составлял 8 к 1. В матче, когда счёт был уже 2:0 в пользу «Юнайтед» (два гола забил Джордж Андерсон), в ворота «Ливерпуля» был назначен одиннадцатиметровый удар; Патрик О’Коннелл пробил мимо ворот. Неизвестно, сделал ли он это намеренно, зная о сговоре, или нет. По одной из версий, договорной матч состоялся не для того, чтобы «Юнайтед» избежал вылета из высшего дивизиона — уже началась Первая мировая война, и игроки знали, что в ближайшее время никаких футбольных соревнований проводиться не будет — мотивацией игроков было лишь стремление заработать денег перед периодом вынужденной безработицы в военные годы. После матча выяснилось, что большие суммы денег были поставлены на победу «Манчестер Юнайтед» со счётом 2:0. Футбольная ассоциация Англии провела расследование и обнаружила, что матч был договорным. О’Коннелл смог избежать наказания, но трём его одноклубникам повезло меньше: Сэнди Тернбулл, Артур Уолли и Инок Уэст, а также четверо игроков «Ливерпуля» были пожизненно дисквалифицированы от футбола. Из-за войны официальные соревнования в Англии (Футбольная лига и Кубок Англии) были отменены, поэтому, формально являясь игроком «Манчестер Юнайтед», О’Коннелл выступал в военный период в качестве гостя за ряд других команд — «Рочдейл», «Клэптон Ориент» и «Честерфилд». В августе 1919 года О’Коннелл перешёл в шотландский «Дамбартон». Его дебют за «сынов» в Футбольной лиге Шотландии состоялся 16 августа 1919 года, в котором он сыграл на позиции правого хавбека в матче против «Эйр Юнайтед»; игра завершилась вничью со счётом 1:1. В первых трёх матчах за клуб он играл правого хавбека, но потом стал играть на более привычной для себя позиции центрального хавбека (кроме одного матча против «Гамильтон Академикал» 27 сентября, где он тоже сыграл правого хавбека). Свой последний матч за «Дамбартон» он провёл 24 апреля — это была игра против «Абердина». Завершил свою игровую карьеру О’Коннелл в английском «Ашингтоне». Клуб выступал в Северо-восточной лиге Англии и сезон 1920/1921 завершил на 9-м месте из 12 возможных. В следующем сезоне О’Коннеллу предложили тренерский пост, он согласился, став играющим тренером. В сезоне 1921/22 «Ашингтон» выступал уже в Третьем североном дивизионе Футбольной лиги, что было серьёзным повышением в статусе. В этом же сезоне был модернизирован стадион клуба, его вместимость повысилась до 20 000 мест. О’Коннелл сам сыграл в первом матче «Ашингтона» в Футбольной лиге, в котором «шахтёры» выиграли у «Гримсби Таун» со счётом 1:0. Последним матчем Патрика за клуб стала домашняя игра против «Саутпорта», которая закончилась со счётом 2:2. «Ашингтон» завершил сезон на 10-м месте. В январе 1921 года, ещё выступая за «Ашингтон», О’Коннелл сыграл матч в качестве представителя Северо-восточной лиги против сборной Центральной лиги. С 1912 по 1919 годы О’Коннелл сыграл 6 матчей за сборную Ирландии. Его дебют за сборную состоялся 10 февраля 1912 года в матче против сборной Англии. 16 марта 1912 он сыграл против сборной Шотландии на «Уиндзор Парк». В 1914 году в составе сборной Ирландии домашний чемпионат Великобритании. После победы над Уэльсом 19 января Ирландия обыграла англичан 14 февраля. 14 марта ирландцы встретились с шотландцами: О’Коннелл, вышедший на поле с капитанской повязкой, получил перелом левой руки в первом тайме, но после того, как ему перебинтовали руку, продолжил игру, так как ирландцы уже лишились своего вратаря из-за травмы и играли вдесятером. Героические усилия команды позволили ей сыграть вничью 1:1 и выиграть титул. Свой последний матч за сборную Патрик провёл в 1919 году: это была игра против Шотландии. В 1922 году Патрик оставил свою семью и жену и, никого не предупреждая, уехал в Испанию — родственники узнали о нём только когда получили денежный перевод из Испании от его имени. О’Коннелл сменил на посту главного тренера «Расинга» из Сантандера англичанина Фредерика Пентланда, перешедшего в «Атлетик Бильбао». За семь лет, проведённых в качестве главного тренера «Расинга», О’Коннелл полностью перестроил игру команды, особенно акцентируя внимание на действиях в обороне и на подключениях защитников к атаке. После принятия нового правила об офсайде в 1926 году О’Коннелл отдельно тренировал скоординированые действия защитников для создания офсайда форвардам противника. В 1928 году «Расинг» стал одним из основателей Ла Лиги. В 1947—1949 годах, на закате своей тренерской карьеры, О’Коннелл вернулся в «Расинг». Таким образом, в этом клубе он начал и закончил свою тренерскую карьеру в Испании. С 1 сентября 1929 года по 30 мая 1931 года был главным тренером клуба «Реал Овьедо», выступающего в Сегунде. В 1931 году О’Коннелл был приглашён на должность главного тренера в «Реал Бетис». В сезоне 1931/32 выиграл с клубом Сегунду. На протяжении следующих нескольких сезонов «Бетис» играл в высшем дивизионе, завершая чемпионат в первой половине турнирной таблицы. Наивысшего триумфа в своей истории клуб добился в сезоне 1934/35, когда «Бетис» выиграл свой первый и единственный титул чемпионов Испании. Победа в чемпионате была завоёвана 28 апреля 1935 года, когда «Бетис» разгромил со счётом 5:0 «Расинг» из Сантандера, бывшую команду О’Коннелла. Согласно ряду источников, вечером накануне решающего матча О’Коннелл встретился с игроками «Расинга» и попросил их проиграть в матче. К тому моменту «Расинг» находился в нижней части турнирной таблицы (но вне зоны вылета) — и проигрыш, как и выигрыш, не имел для команды решающего значения, — тогда как «Бетис» находился на первом месте, но всего в одном очке от него был «Мадрид», поэтому команде О’Коннелла требовалась победа. На предложение ирландского тренера о проигрыше в матче один из игроков «Расинга» ответил отказом. Более того, он сообщил, что президент «Расинга», Хосе Мария Коссио, является болельщиком «Мадрида» и уже пообещал всем игрокам «Сантандера» 1000 песет за победу над «Бетисом». Предполагается, что после этого О’Коннелл отказался от дальнейших попыток убедить игроков соперника проиграть в матче, так как это потребовало бы дачи крупной взятки. О’Коннелл уже сталкивался с коррупционным скандалом (в Англии в 1915 году) и не хотел снова попадать в такую ситуацию. В итоге «Бетис» всё равно выиграл тот матч и чемпионат Испании. Успехи О’Коннелла с «Бетисом» привлекли внимание руководства «Барселоны», которое пригласило ирландца на пост главного тренера команды, свободного после увольнения Франца Платко. В сезоне 1935/1936 «Барселона» с такими игроками в составе, как Хосеп Эскола, Доменек Балманья, Хуан Хосе Ногес и Энрике Фернандес выиграла чемпионат Каталонии и дошла до финала Кубка Испании. В финале Кубка «Барса» проиграла «Мадриду» со счётом 2:1. В сезоне 1936/1937 чемпионат в Испании не состоялся в связи с началом гражданской войны. Клубы, расположенные на территориях, контролируемых республиканцами, однако, сформировали новый турнир — Средиземноморскую лигу, в которой «Барселона» приняла участие. 6 августа 1936 года президент «Барселоны» Хосеп Суньоль был убит франкистами. Из-за начала гражданской войны посещаемость матчей клуба резко упала, у клуба выросли долги и появились проблемы с деньгами. В самой Барселоне ситуация также была нестабильной из-за мощной идеологической борьбы разных политических сил. В этой непростой ситуации игроки «Барселоны» согласились на сокращение своих зарплат. О’Коннелл последовал их примеру, урезав своё жалование с 1500 до 1000 песет в месяц. В начале 1937 года мексиканский бизнесмен по имени Мануэль Мас Серрано предложил «Барселоне» поехать в турне по Мексике и США. Он брал на себя все расходы, а также пообещал заплатить «Барсе» $15 000. «Барселона» согласилась. В тур отправились 16 футболистов, О’Коннелл, Анхель Мур, Россенд Кальвет (секретарь «Барсы») и клубный доктор Модест Аморос. В Мексике «Барселона» сыграла с такими командами, как «Америка», «Атланте», «Некакса» и со сборной Мексики. В США «Барса» сыграла с «Бруклин Хиспано», «Бруклин Сент-Мерис Селтик», со сборной «всех звёзд» американской футбольной лиги и со сборной еврейских звёзд. Турне по Мексике и США продлилось 4 месяца. Благодаря финансовым средствам, вырученным из этого турне, «Барселона» смогла избежать банкротства, однако в Испанию О’Коннелл вернулся лишь с четырьмя футболистами из 16 — остальные 12 в поисках политического убежища остались в Мексике и Франции. В сезоне 1937/1938 территория, контролируемая республиканцами, сильно уменьшилась, поэтому новый розыгрыш Средиземноморской лиги не состоялся. Однако состоялся розыгрыш Каталонской лиги, в которой приняли участие только клубы из Каталонии. Несмотря на ослабленный состав, «Барса» выиграла и Каталонскую лигу, и чемпионат Каталонии. Благодаря помощи, которую О’Коннелл оказал команде в тяжёлый период её истории, его называют «спасителем „Барселоны“». Уже во время Второй мировой войны О’Коннелл вернулся в Испанию, где вновь тренировал «Бетис» с 1940 по 1942 год, а затем был главным тренером «Севильи» с 1942 по 1945 годы. В сезоне 1942/1943 «Севилья под его руководством заняла второе место в Ла Лиге. После завершения тренерской карьеры в 1949 году Патрик переехал к своему брату в Лондон. Он жил бедно, и в 1954 году «Бетис» даже организовал благотворительный матч, прибыль от которого передал О’Коннеллу. В Патрик Джозеф О’Коннелл умер в Лондоне от пневмонии 27 февраля 1959 года. Он был похоронен на кладбище Кенсал-Грин. Долгие годы на его могиле не было даже таблички с именем. В 2014 году началась кампания по сбору средств для установки таблички с именем и памятника на могиле О’Коннелла. В кампании приняли участие Мартин О’Нил, Мэл Донахи, Франц Беккенбауэр, Паоло Мальдини, Дэвид Бекхэм и другие известные футболисты и футбольные болельщики. 26 февраля 2015 года футбольный клуб «Барселона» выпустил пресс-релиз, в котором заявил о своём участии в кампании: так, футболку с автографом Андреса Иньесты выставят на аукцион, средства от продажи пойдут на восстановление могилы и установку памятника О’Коннеллу. Кроме Иньесты, кампанию поддержали другие игроки, выступавшие за «Барселону»: Йохан Кройф, Патрик Клюйверт, Самюэль Это’о, Рональд Куман, Франк Райкард, Гари Линекер. Достижения в качестве игрока: Чемпион домашнего чемпионата Великобритании: 1914. Достижения в качестве тренера: (1785-1873 и 1875-1931) «Расинг Сантандер» - Победитель чемпионата Кантабрии (5): 1923/1924, 1924/1925, 1925/1926, 1926/1927, 1928/1929; (1931—1939) «Реал Бетис» - Чемпион Испании: 1934/1935; Победитель Сегунды: 1931/1932; (1931—1939) «Барселона» - Победитель Средиземноморской лиги: 1937; Победитель чемпионата Каталонии (2): 1935/1936, 1937/1938; Финалист Кубка Испании: 1936; (1939-1945) «Севилья» - Второе место в Ла Лиге: 1942/1943

Бела Фридрихович Уитц  (451x700, 107Kb)
1887
Бела Фридрихович Уитц (Bella Wits)
венгерский художник. Бела Уитц родился в местечке Темешвари в южной Венгрии. Сын крестьянина, он, как и все в этой семье, должен был заниматься ремеслом. Но однажды, как вспоминал Уитц, он увидел репродукцию с сикстинской фрески Микеланджело. Это потрясло юношу, и он решил стать художником. Окончив местную гимназию, Уитц едет в 1907 году в Будапешт и поступает сначала в училище прикладного искусства, затем в Высшую Школу изящных искусств, где учился у известного живописца Кароя Ференци. Однако отношения учителя и ученика сложились достаточно драматично, слишком различны были их творческие индивидуальности. В 1912 году Уитц вынужден был оставить Школу. Начались годы упорной самостоятельной работы. Первое выступление художника перед публикой принесло ему сенсационный успех: все экспонированные рисунки были куплены. Это дало ему возможность совершить поездку в Италию, где он мог изучать творения художников эпохи Возрождения и главным образом сикстинские фрески Микеланджело. Итальянские впечатления значительно обогатили язык его произведений, но главное, навсегда приобщили художника к искусству большого стиля, большой формы — к искусству монументальному. Интерес к классике органично сочетался у Уитца с интересом к современному искусству. Ему были близки немецкие экспрессионисты, особенно драматическое искусство Кете Кольвиц. Большое влияние на него оказали и венгерские художники, так называемые "активисты", из группы "Действие" и особенно Лайош Кашшак — руководитель этой группы, художник и поэт, страстный поборник нового пролетарского искусства. Познакомившись с этими художниками после возвращения из Италии, Уитц связал свою жизнь и творчество с революционным движением, с борьбой рабочего класса. Когда в 1919 году в Венгрии произошла революция, Уитц был в первых рядах ее защитников. А затем, после разгрома революции для него началась трудная жизнь в эмиграции, полная лишений и преследований. Но Уитц продолжал борьбу и как художник, и как общественный деятель. В эти годы в Вене и Париже были созданы его известные альбомы "Против империалистической войны" и "Генерал Лудд". В первом из них он разоблачал войну, зависимость человеческих судеб от корыстных интересов правящих классов, призывал к международной солидарности трудящихся. Альбом офортов "Генерал Лудд" посвящен машиноборческому движению английских ткачей, так называемых луддитов, в Англии в начале XIX века. В пятнадцати листах этой серии запечатлены разные эпизоды героической борьбы луддитов: ее подготовка, кульминация, трагическая развязка. Уитц рассказывает о событиях не как дотошный иллюстратор, для которого главное — внешнее правдоподобие, а как истинный художник, мыслящий пластически убедительно, образно, метафорично. Используя острый динамичный монтаж, он чередует листы-кадры таким образом, что перед зрителями возникают, сменяя друг друга, то массовые сцены, то одиночные фигуры; люди идут то мерной поступью, то их движения полны экспрессии. Альбом "Генерал Лудд" с большим успехом экспонировался на выставках в Вене, Париже, Лондоне, Москве. О нем писали и видные деятели коммунистических партий и художественные критики, высоко оценивая его за глубину содержании и мастерство исполнения. У Уитца было множество рисунков и более камерного характера. Ему была близка вечная тема женской красоты и материнства, он писал пейзажи, портреты, эскизы театральных декораций. Находясь в 1924-25 годах во Франции, Уитц выполнил замечательную серию парижских пейзажей. В этих рисунках большого формата, крепко построенных, написанных широко и свободно, нет изображении людей и природы. В них главное — архитектура. Уитц изучает конструкцию готических соборов снаружи и внутри, перспективу Эйфелевой башни, а то и просто строение парижских домов и крыш. Художник изображает их крупным планом, выдвигает вперед, изолирует от окружения, и от этого они кажутся особенно значительными, величественными. В 1921 году Бела Уитц впервые приехал в нашу страну в качестве делегата III конгресса Коминтерна. Впечатления об этой поездке были необычайно ярки, разнообразны. Его восхитила красота древних московских сооружений — Кремля, Василия Блаженного. Вернувшись в Вену, где художник находился в эмиграции, он запечатлел их во множестве рисунков, офортов, гуашей. Важное значение для Уитца имело знакомство с советским искусством. Ему, художнику рационального склада, особенно были интересны искания русских конструктивистов. В 1926 году Бела Уитц навсегда связывает свою жизнь с Россией. Он прожил в нашей стране 44 года, любил ее, считал своей второй духовной родиной. Вскоре после переезда Уитца в Москву состоялась выставка его произведений, на которой москвичи могли познакомиться с творчеством художника. По рекомендации А.В.Луначарского в том же 1926 году Уитц был назначен профессором Вхутемаса, где читал курс лекций по композиции, а позже стал деканом монументального отделении Вхутеина. В 1928 году он — главный художник открывшегося в Москве парка культуры и отдыха. Важной вехой в творчестве Уитца был 1930 год, когда его избрали секретарем международного бюро революционных художников (МБРХ) при Коминтерне. За пять лет работы на этом ответственном посту он сделал очень много. Особенно трудно переоценить значение выставок революционного искусства, организованных при его непосредственном участии, благодаря которым у нас стало известно творчество многих прогрессивных художников мира. С 1932 года начинается интенсивная деятельность Уитца-монументалиста. Он участвовал в оформлении монументальных ансамблей в Харькове, Крыму, Поволжье, Киргизии, Москве. Часть его идей осталась в картонах, эскизах, подготовительных рисунках. Особенно интересным был замысел оформления нового Дома Правительства во Фрунзе (1936 — 1937), над которым Уитц работал совместно с художником Оксаной Павленко и венгерским скульптором Ласло Месарошем. По мысли Уитца, в оформлении этого комплекса должны были участвовать разные виды искусств. В сложной системе росписей сочетались фрески тематические и орнаментально-декоративные с использованием мотивов народного киргизского творчества, со скульптурой и барельефами. В киргизских фресках ощущается близость к классическим традициям, к большому стилю старых мастеров. Не случайно, по идее художника, перед фреской "Восстание киргизов в 1916 году" должны были стоять слепки с микеланджеловских рабов, придавая теме борьбы людей за освобождение особое героическое звучание. Еще более грандиозным был замысел Уитца по оформлению зала заседаний Дворца Советов в Москве. Подготовительная работа длилась около 10 лет. Художник выполнил огромное количество рисунков, вариантов композиций, картонов, проводил широкие исследования в области техники фресковой живописи, много экспериментировал. Но и этот замысел Уитцу не удалось завершить. В последние годы Бела Уитц работал над композицией фрески "От цепей к солнцу", посвященной борьбе русского пролетариата. В 1968 году, по приглашению венгерского правительства, Б.Уитц приехал в Будапешт, где не был 49 лет. Там в венгерской национальной галерее была организована большая выставка его произведений. Она имела огромный успех. Художнику предложили остаться в Будапеште, но он мечтал только о фресках, хотя ни сил, ни здоровья уже не было. Возвратившись ненадолго в Москву, он вновь уехал в Будапешт. Там в январе 1972 года художник скончался.

Marek ČulenBez názvu (523x700, 179Kb)
1887
Марек Чулен (словацкое имя - Marek Čulen)
словацкий политический и государственный деятель, активный участник антифашистского движения сопротивления в годы Второй мировой войны, заместитель словацкого национального Совета. Словак. Родился в деревне Бродске, Австро-Венгрия (ныне район Скалица Трнавского края, Словакии), в бедной крестьянской семье. До Первой мировой войны жил в Америке, батрачил, работал шахтёром. В 1906 году в Чикаго был членом рабочего профсоюза. Известный словацкий революционер. Известен как руководитель бедных крестьян в Словакии. В 1921 — один из лидеров отделения Чешской социал-демократической партии в г. Ружомберок. Представитель Словакии в марксистском крыле социал-демократии («Марксистская левая Словакии и Закарпатской Украины») и один из членов-учредителей Коммунистической партии в 1921 году, последовательно отстаивал интересы крестьян, руководил забастовкой в борьбе за права бедных крестьян. В 1922—1923 — региональный секретарь компартии в Братиславе. В 1925 году на парламентских выборах стал депутатом Национальной ассамблеи от Коммунистической партии Чехословакии. В 1929 году перешёл в антисталинистский откол — Коммунистическая партия Чехословакии (ленинцы), — но в 1932 году вернулся в основную компартию. Был в числе учредителей Коммунистической партии Словакии и Подкарпатской Руси (1939). На учредительном съезде Коммунистической партии избран заместителем председателя ЦК компартии. В 1935—1938 — организатор движения по защите Словацкой республики против фашизма. В 1939 году был арестован и заключен в тюрьму, но под давлением демонстрирующих крестьян его освободили. После освобождения он бежал в СССР. Один из организаторов в 1941 Всеславянского комитета. Во время Второй мировой войны работал в иностранной бюро Коммунистической партии в Москве. В сентябре 1944 года по личному указанию Сталина Марек Чулен, вместе с другими руководителями компартии Чехословакии (Рудольф Сланский, Ян Шверма), вернулся в Словакию, где стал заместителем словацкого национального Совета. Участник Словацкого национального восстания.
Marek Čulenobrazky.cz (700x693, 591Kb)
Памятник М.Чулену в Братиславе.
После освобождения страны от немецко-фашистских оккупантов в марте 1945 был кооптирован в ЦК Коммунистической партии Словакии. С февраля 1948 по 1952 год — председатель Крестьянского союза Словакии. В 1950—1955 — член Бюро ЦК КП Словакии. На IX съезд партии избран членом Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии. Из-за разногласий с К.Готвальдом, был исключен из партии. После самокритики восстановлен в КПЧ. В последние годы жизни руководил колхозом. Умер после тяжелой и продолжительной болезни 26 декабря 1957 года. Награды: Орден Республики (ЧССР) (1955, 1957).

Gustav_Krukenberg (483x700, 134Kb)
1888
Густав Крукенберг (немецкое имя - Gustav Krukenberg)
немецкий военачальник, бригадефюрер СС, командир 11-й танково-гренадерской и 33-й гренадерской дивизий СС. Родился в Бонне. Отец — Георг Крукенберг, преподаватель Боннского университета. Мать — Элизабет Крукенберг-Конце, писательница и суфражистка, дочь археолога Александра Конце. Окончил юридический факультет Боннского университета, став доктором юридических наук. В 1907 году был призван в армию, где получил звание прапорщика. В 1912 году женился. Во время Первой мировой войны Густав служил адъютантом и артиллерийским офицером. В 1918 году окончил офицерские курсы в Седане при Генеральном штабе и получил звание капитана Генерального штаба. После Первой мировой войны Крукенберг работал секретарем в Министерстве иностранных дел и некоторое время руководителем в промышленности. Состоял в Совете Имперской федерации немецкой промышленности. В 1926 году Крукенберг организовал Немецко-французский исследовательский комитет в Париже, который занимался проблемами предпринимательства, гуманитарными науками, управления и журналистики. Также он был членом Общества изучения фашизма. В 1932 году вступил в НСДАП (партбилет номер 1067635) и после прихода Гитлера к власти Крукенберг был направлен работать в Имперское министерство пропаганды на должность радиокомиссара. С 30 мая 1933 член СС (партбилет номер 116686). С 1932 по 1933 годы член СА. После начала Второй мировой войны Крукенберг был мобилизован как майор вермахта и направлен в Генеральный штаб в Нидерландах и Париже. В 1943 году возглавил Штаб инспекторов экономики «Центр» в Белоруссии, а в декабре переведён в Ваффен-СС в звании оберштурмбанфюрера. В январе 1944 года назначен начальником штаба 5-го горного корпуса СС, произведён в штандартенфюреры и оберфюреры. В мае 1944 года назначен начальником штаба 6-го корпуса СС и направлен как офицер СС в рейхскомиссариат Остланд. Благодаря своему знанию французского языка и хорошему знанию плана Парижа Крукенберг в сентябре 1944 года в звании бригадефюрера СС был назначен инспектором французского отделения Ваффен-СС. Фактически он был командиром 33-й дивизии СС «Шарлемань», составленной из французских коллаборационистов, хотя де-юре эту должность он получил после смещения в феврале 1945 года Эдгара Пуо с этой должности. В апреле 1945 года он участвовал в битве за Берлин, где принял на себя командование 11-й танково-гренадерской дивизией СС «Нордланд», укомплектованной скандинавами.
GustavKrukenberg (558x700, 145Kb)
В ночь с 23 на 24 апреля 1945 Крукенберг получил сообщение от штаб-квартиры группы армий «Вистула» и срочно направился к Берлину со всеми своими силами. Крукенберг сообщил своим подчинённым о критической ситуации в городе и запросил группу добровольцев: несмотря на гигантское количество желающих, всех он не мог взять, поэтому вместе с гауптштурмфюрером Анри Фене выбрал столько, сколько мог вместить весь его транспорт. 24 апреля 1945 в 22:00 он привёл остатки войск в Берлин. 25 апреля Крукенберг был принят генералом Гельмутом Вейдлингом, командовавшим сектором C гарнизона города, куда входила 11-я дивизия СС «Нордланд». Её командир Йоахим Циглер был снят с командной должности в тот же день. Прибытие французских добровольцев должно было помочь дивизии «Нордланд»: от её полков «Норвегия» и «Дания» фактически ничего не осталось за последние дни боёв. 26 апреля советские войска уже были в районе Нойкёльн, и Крукенберг стал готовиться к обороне на Германнплатц и создавать пути для отступления. Он переместил свою штаб-квартиру в здание оперы. 27 апреля Крукенбергу пришлось отступать и перебазировать штаб-квартиру в вагоне станции метро Штадтмитте в секторе Z (центр Берлина). Французскими добровольцами из 108 советских танков было подбито около половины в центральном округе Берлина. 29 апреля 1945 Крукенберг, потрясённый храбростью французских добровольцев, лично наградил унтершарфюрера Эжена Воло Рыцарским крестом Железного креста (одно из последних награждений Второй мировой войны). Многими историками считается, что 1 мая 1945 Крукенберг приказал сапёрам обрушить тоннель S-Bahn и затопить берлинское метро, пойдя на крайние меры для спасения города. Однако этому нет достаточных доказательств: возможно, что метро было затоплено после очередного артиллерийского обстрела или авианалёта. В тоннелях метро располагались полевые госпитали, бомбоубежища и склады с припасами для солдат. Поскольку там было слишком много людей, некоторые историки сомневаются, что Крукенберг мог пойти на такое. Смерть Адольфа Гитлера и взятие Рейхстага советскими войсками вынудили Крукенберга фактически распустить своих подчинённых: они сразу же примкнули к отряду Йохана Циглера из «Нордланд» и в ночь с 1 на 2 мая 1945 после артобстрела почти все были убиты (Циглер умер от ранений на следующий день). Сам Крукенберг спрятался в округе Далем, откуда выбрался только 12 мая 1945 после сообщений о капитуляции Германии. Сразу же он сдался советским властям. Суд СССР признал Крукенберга виновным в преступлениях против гражданского населения СССР (в особенности еврейского). Крукенберг, который не был фанатичным нацистом, тем не менее не критиковал истребление евреев. Суд приговорил его к 25 годам лишения свободы. Только в 1956 году после визита Конрада Аденауэра в СССР и так называемой «Аденауэровской амнистии» Крукенберг был освобождён. После войны он вступил в Ассоциацию по делам репатриантов, в которой занимался вопросами возвращения пленных немцев из стран-союзниц на родину. Особое внимание Крукенберг уделял восстановлению франко-германских отношений. Его двоюродным братом был Вернер Конце, историк. Внук Густава, Петер Шёттлер, также стал историком. В послевоенное время Крукенберг восстановил связи с генералитетом вермахта, французскими коллаборационистами и бывшими эсэсовцами, но при этом старался не появляться в их окружении, чтобы опять не угодить в тюрьму. Крукенберг одновременно говорил о возрождении национал-социализма и о европейском примирении между Востоком и Западом, вследствие чего многие стали твердить, что у него развилась шизофрения. В 1978 году Ассоциация бывших узников концлагерей потребовала немедленно отменить банкет по случаю 90-летия Крукенберга. Деятели национал-социализма в ответ назвали это очередным проявлением паранойи у представителей левых организаций. Сам Крукенберг отказался что-либо комментировать. Его собирались даже представить к награждению медалью Шумана за укрепление франко-германских отношений, но комиссия в итоге отказала в представлении к награде, решив, что многие неправильно поймут награждение подобной медалью убеждённого нациста. Густав Крукенберг умер в Бад-Годесберге 23 октября 1980. Награждён Железным крестом 1-го и 2-го классов (1914 год), пряжкой к Железному кресту (1939) и Почётным крестом Первой мировой войны. Литература: Antony Beevor. Berlin – The Downfall 1945. — Viking-Penguin Books, 2002. — ISBN 0-670-03041-4; Robert Forbes. For Europe: The French Volunteers of the Waffen-SS. — Stackpole Books, 2010. — ISBN 978-0-811735-81-0; Stephan Hamilton. Bloody Streets: The Soviet Assault on Berlin, April 1945. — Helion & Co., 2008. — ISBN 9781906033125; Janusz Piekalkiewicz. Der Zweite Weltkrieg. — Econ, Düsseldorf und Wien, 1985. — ISBN 3-430-17479-1; Tony Le Tissier. Charlemagne - The 33rd Waffen-SS Grenadier Division of the SS. Pen & Sword (2010). ISBN 978-1-848842-31-1; Peter Schöttler. Dreierlei Kollaboration. Europa-Konzepte und deutsch-französische Verständigung – am Beispiel der Karriere von SS-Brigadeführer Gustav Krukenberg, in: Zeithistorische Forschungen / Studies in Contemporary History, 9 (2012), 3, p. 365–386.

Stuart.chase.web (559x700, 300Kb)
1888
Стюарт Чейз (Stuart Chase)
американский экономист. Родился в Сомерсуэрте, штат Нью-Хэмпшир, в семье Харви Чейза (Harvey S. Chase). Получил образование в Массачусетсском технологическом институте (1907—1908) и Гарвардском университете (1910). В 1920—1940-е гг. консультант ряда правительственных учреждений США. В 1925 выступил с работой "Трагедия расточительства", в которой приводится богатый фактический материал, характеризующий расхищение производительных сил при капитализме. Чейз отстаивает ошибочную теорию возможности реформирования, улучшения капитализма. В 1922—1939 годах директор нью-йоркского трудового бюро. В 1927 году посещал СССР, где встречался со Сталиным. Тесно сотрудничал с президентом Ф.Рузвельтом в годы его первого срока. В работе "Технократия" (1933) Чейз утверждал, что главная роль в этом должна сыграть техническая интеллигенция. Чейз вынужден признать недоиспользование производственных мощностей в США и наличие постоянной армии безработных. Но причину этих явлений он усматривает не в капиталистических производственных отношениях, а в психологии людей, в господствующих представлениях и понятиях. Эти идеалистические взгляды Чейза выразил в работе "Тирания слов" (1938). В работе "Цели для Америки" (1942) выступил активным сторонником буржуазно-реформистской теории смешанной экономики (Смешанной экономики теория). Главным средством лечения капитализма Чейз считает государственное регулирование экономики. Благодаря соединению частного предпринимательства и государственного регулирования капиталистическая экономика, по мнению Чейза, становится смешанной (mixed). Рассуждения Чейза о "смешанной экономике" представляют фактически не что иное, как апологию государственно-монополистического капитализма. Заявляя, что для сокращения безработицы необходимо расширять как личное потребление, так и военное производство, Чейз по существу оправдывает милитаризацию экономики. Этим же целям служит рекламируемая Чейзом широкая программа общественных работ (строительство аэродромов, стратегических дорог и т.п.). Умер 16 ноября 1985 года. Библиография: The road we are traveling, 1914-1942: guide lines to America's future as reported to the Twentieth Century Fund. Twentieth Century Fund; 1942; Your Money's Worth: A study in the waste of the consumer's dollar (with Frederick J. Schlink ). 1928; The Tragedy of Waste 1925; Men and Machines 1929; The Nemesis of American Business 1931; A New Deal. New York, The Macmillan company, 1932;. The New Western Front (with Marian Tyler). Harcourt, Brace and Company, 1939; A Generation of Industrial Peace;: Thirty years of labor relations at Standard Oil Company 1941; The Proper Study of Mankind Harper & Brothers 1948; Roads to Agreement: Successful methods in the science of human relations 1951; For This We Fought;: Guide lines to America's future as reported to the Twentieth Century Fund; Danger—Men Talking! a Background Book on Semantics and Communication; Rich Land, Poor Land; The Proper Study of Mankind Harper Colophon Books, 1956; American Credos 1962; Guides to Straight Thinking, With 13 Common Fallacies. New York: Harper, 1956; The Economy of Abundance; The Tyranny of Words. New York: Harcourt, Brace and Co, 1938.

 (607x699, 114Kb)
1889
Фаррингтон Даниелс (Farrington Daniels)
американский учёный-физик и химик, один из первоисследователей солнечной энергетики. Родился в Миннеаполисе, в семье сотрудника American Express, впоследствии — суперинтендента. Был старшим из трёх сыновей. В возрасте четырех лет стал посещать Вестминстерскую пресвитерианскую церковь, что определило его религиозное и общественное мировоззрение. В 1895 году стал учиться в Кенвудской школе, продолжил обучение в Дуглаской школе. Среди предметов школьной программы он полюбил историю, живопись и географию, по иронии судьбы не полюбил арифметику. Увлекался также путешествиями, бейсболом и телеграфией (организацией передачи информации), был очарован Томасом Эдисоном, Сэмюэлем Морзе, Александром Грэхемом Беллом и Джоном Чарльзом Филдсом. Про себя он решил, что хочет быть электриком и изобретателем, к этому моменту он увлёкся химией и физикой, его заинтересовало устройство электродвигателей, коллекционирование марок, он собирал птичьи яйца и ухаживал за домашними животными. Его любимой темой стала экспериментальная наука. В 1906 году поступил в Университет Миннесоты, специализировался по химии, дополнительно прослушал некоторые курсы по ботанике и немецкому языку. Подрабатывал летом на железной дороге. Получил степень по химии в 1910 году. В следующем году получил степень магистра по физической химии. Поступил в Гарвардский университет в 1911 году, получил степень доктора философии в 1914 году, вёл исследования по электрохимии и термодинамике таллий-ртутных амальгам. Вместе с ним учились E.K.Болтон, Роджер Адамс, Фрэнк С.Уитмор, Джеймс Б.Самнер, Джеймс Брайант Конант. Работал под руководством Нобелевского лауреата (1914) Т.Ричардса. Летом 1912 года посетил Англию и Европу. Во время Второй мировой войны он был главой металлургического отдела Манхэттенского проекта. В 1944 году он разработал основы ядерного реактора, которому дал общее название, получившему дальнейшее развитие в Германии. С 1950 он вместе с другими учёными выступал против развертывания гонки ядерных вооружений. В Университете штата Висконсин создал лабораторию по изучению возможностей использования солнечной энергии, в настоящее время считается одним из пионеров использования солнечной энергии. Награда Международного энергетического общества солнечной энергии (ИСЕС), присуждаемая за заслуги в использовании солнечной энергии, названа в его честь. Написал несколько учебников по физической химии и использованию солнечной энергии, соучредитель первого журнала в США о солнечной энергии. Умер в Мадисоне (Дейн, штат Висконсин, США) от осложнений от рака печени 23 июня 1972 года.
Награды: 1957 медаль Пристли.

1889
Александр Дмитриевич Попов
русский востоковед, синолог, японовед. Родился в Николаевске, Уссурийский край. Получил образование в гимназии и Восточном институте Владивостока. Печатался в «Дальневосточном мире» и других дальневосточных газетах. Переехав в Москву, публиковался в «Красном архиве», «Новом Востоке» и др. Преподавал в Московском институте востоковедения. Проживал в городе Александрове Владимирской области. 7 августа 1941 года по ложному доносу был арестован и приговорён к десяти годам лишения свободы. Умер не ранее 1941 года. Труды: Попов, А.Д. Японско-русский и русско-японский словарь / Составитель А.Попов. — Владивосток: паровая типо-литография газеты «Дальний Восток», 1907. — VIII, 103 страницы; Попов, А.Д. Краткий путеводитель по Японии / Составитель А.Попов. — Владивосток: Н.П.Матвеев, 1912. 87 страниц., 10 листов иллюстраций; Попов, А.Д. Путеводитель по Японии. — 2-е изд. — Владивосток: Торговый дом «Братьев Синкевич», 1914. — 88 страниц + 4 листа иллюстраций; Попов, А.Д. Библиография Японии/ Составитель З.Н.Матвеев, А.Д.Попов; Под редакцией Е.Г.Спальвина. — Владивосток: Типография Государственного Дальневосточного университета, 1923. — 148 страниц. — (Труды Государственного Дальневосточного университета. Востоковедческий факультет. Том 1, книга 2); Попов, А.Д. Китай/ Предисловие К.Радека. — Москва: Труд и книга, 1925. — 86 страниц: таблицы — (Рабочее движение в странах Востока; Выпуск 1); Попов, А.Д. Япония/ Предисловие М.Павловича. — Москва: Труд и книга, 1925. — 110 страниц: таблицы — (Рабочее движение в странах Востока; Выпуск 2); Попов, А.Д. Очерк истории Китая. — Харьков: Пролетарий, 1925. — 56 страниц; Попов, А.Д. Профессиональное движение в Китае. — Ленинград-Москва: Гудок, 1926. — 80 страниц; Попов, А.Д. Хронология японской истории. — Москва:Институт востоковедения им. Нариманова при ЦИК СССР, 1935. — 12 страниц.

Jelínek_František_Antonín (472x700, 211Kb)
1890
Франтишек Антонин Йелинек (чешское имя - František Antonín Jelínek)
чешский академический художник. Ф.А.Йелинек родился в Праге, в семье ювелира. Рисованием увлекался с детства; в 1906 году он поступает в пражскую Академию изящных искусств, где учился у профессоров Богумира Роубалика, Влахо Буковаца и Гануша Швайгера. Окончил Академию в 1911 году, и после этого совершил годичную учебную поездку в Италию. Годом позже (в 1913 году) Йелинек приезжает в Черногорию, где пишет портрет черногорского короля Николы I. Во время Первой мировой войны Ф.Йелинек живёт и работает в городах Кутна Гора и в венгерском Эгере; в конце войны он был мобилизован и в качестве военного художника участвовал в реставрационных работах в храме св. Микулаша на Староместской площади в Праге. После окончания войны Ф.Йелинек женится на Ружене Калусковой и уезжает с ней в Липнице над Сазавой. Здесь он встречается с художником Ярославом Панушкой и писателем Ярославом Гашеком. В 1922 году художник строит в городке Коханове летний домик и при нём — художественную мастерскую. Однако сам работает в основном в Праге, на Карловой улице, где у Йелинека также было ателье. В этот период художник рисует преимущественно портреты, в том числе президента Чехословакии Томаша Масарика, художника Отакара Штафла, историка искусств Зденека Вирта, футболиста Карела Пешека (портрет последнего сгорел в 1934 году во время пожара на стадионе Sparta Praha). Находясь на этюдах в Коханове, Йелинек пишет местные пейзажи, рисует цветы и натюрморты, старинные улочки города Светла над Сазавой. Работы художника неоднократно выставлялись в Праге и других городах Чехословакии. Занимался преподаванием живописи в художественной школе Светли над Сазавой. Умер в Светла-над-Сазавоу 26 февраля 1977 года. Почётный гражданин этого города. Галерея: Девушка, играющая на лютне (1928); Натурщица в мастерской (1934); Заспанная (1939); Художник в ателье (1951).

George_M_Humphrey (561x700, 309Kb)
1890
Джордж Мэгоффин Хамфри (George Magoffin Humphrey)
американский политик, юрист, предприниматель, 55-й министр финансов США. Джордж Хамфри родился в округе Чебойган, штат Мичиган. В 1912 году закончил Мичиганский университет, в котором обучался на факультете юриспруденции. Далее работал юристом в конторе отца, который был адвокатом, в округе Сегино, Мичиган. В 1919 году Хамфри был назначен генеральным советником в металлургическую компанию Ханна. В 1929 году его повысили до президента, а в 1952 году до генерального директора. В конце 1940-х годов Джордж Хамфри поступил на службу к президенту Гарри Трумэну, в основном по экономическим вопросам. С 1948 по 1949 год Хамфри был председателем комитета по репарациям и экономическому сотрудничеству, а в 1949 году членом Экономического консультативного совета при Министерстве торговли США. 21 января 1953 года новый президент Дуайт Эйзенхауэр назначил Хамфри министром финансов США. Джордж Хамфри был убеждённым сторонником налоговой реформы. Он был за принятие Конгрессом в 1954 году закона, снижавшего подоходный налог и отменявшего налог на доходы. Хамфри был особенно заинтересован в сокращении государственных расходов, чтобы, таким образом, бороться с инфляцией. Его меры дали результаты: в 1951 году Федеральному бюджету удалось избавиться от дефицита. В 1957 году, после ухода с поста министра финансов, Хамфри стал председателем Национальной сталелитейной корпорации. В течение многих лет он оставлял без внимание своё здоровье, но после удара в августе 1969 года Хамфри стал частым гостем больниц. 27 декабря 1969 года его госпитализировали в клинику в Кливленде, а спустя три недели, 20 января 1970 года, Джордж Хамфри скончался. Он был похоронен на кладбище Лейк-Вью в Кливленде, Огайо.

1891
Сэм Джэффи
американский актер.

1891
Владимир Чопич (сербохорватское имя - Vladimir Ćopić)
хорватский коммунист, деятель югославского коммунистического движения. Родился в городе Сень (Хорватия), в семье кустаря. Окончил гимназию, обучался (до 1914) на юридическом факультете Загребского университета. С началом 1-й мировой войны 1914-1918 призван в армию, в апреле 1915 попал в русский плен. В мае 1918 в Москве вступил в Югославскую коммунистическую группу при РКП (б), в ноябре 1918 командирован на работу в югославянские земли. На 1-м (1919) и 2-м (1920) съездах компартии Югославии (КПЮ) избирался в ЦК. В 1920 избран организационным секретарем ЦК и депутатом в скупщину от КПЮ. За революционную деятельность осужден (1921) на 2 года тюремного заключения. На 3-й конференции КПЮ (январь 1924) избран членом ЦК; был делегатом КПЮ на 5-м (1924) конгрессе Коминтерна. В 1925 эмигрировал в СССР; был представителем КПЮ в Коминтерне. Обучался в Международной ленинской школе. В 1937—1938 годах участвовал в Гражданской войне в Испании. Командир 15-й Интернациональной бригады имени А.Линкольна. В 1938 году вернулся в СССР. Редактировал издание Lenjinova dela. Расстрелян в Москве 19 апреля 1938 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку