-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108711
Комментариев: 6801
Написано: 117182


24 ноября родились...

Суббота, 24 Ноября 2018 г. 09:21 + в цитатник
51598527_Zachary_Taylor_2 (525x700, 45Kb)
1784
Закари Тейлор (Zachary Taylor)
12-й президент США, родился в округе Ориндж (штат Виргиния). Вскоре после рождения семья переехала в округ Джефферсон (штат Кентукки). Закари получил образование дома и приобрел практический опыт, помогая в управлении делами семейной плантации. Однако жизнь фермера его не устраивала, и в 24 года он поступил на службу в армию, где в 1810 получил звание капитана. Военная карьера Тейлора продолжалась почти 40 лет, и бульшую часть этого времени он служил на пограничных постах, охраняя расширяющиеся поселения от индейцев. Во время войны 1812 успешно сражался под командованием генерала У.Гаррисона и получил звание майора. После войны, когда его вернули в прежнее звание, подал в отставку, но вернулся на службу двумя годами позже, когда президент Дж.Мэдисон вновь предложил ему майорский чин. В 1840 Тейлор был назначен командующим фортом Джесуп в Луизиане. Получив приказ быть начеку в связи с возможным вторжением мексиканцев после аннексии Техаса, он выступил с 4-тысячным отрядом и занял позицию у Корпус-Кристи близ устья реки Нуэсес. В начале 1846 по приказу президента Дж.Полка продвинулся к реке Рио-Гранде, где выстроил фортификационные сооружения. Его время настало, когда мексиканцы устроили засаду на кавалерийское разведывательное подразделение, что привело к объявлению войны. Получив подкрепление, Тейлор встретил мексиканцев лицом к лицу и нанес им поражения у Пало-Альто и у Ресака-де-ла-Пальма к северу от Рио-Гранде. Затем он форсировал реку и вторгся в Мексику, занял 18 мая Матаморос и двинулся далее на юг. 23 сентября взял укрепленный город Монтеррей. К концу года Тейлор во главе 10-тысячного войска закрепился на линии протяженностью в 320 км в северной Мексике. Однако вместо дальнейшего продвижения он получил приказ выделить половину своей армии для участия в крупном наступлении на Веракрус и вглубь Мексики, задуманном генералом У.Скоттом.
24 ноября 1784 года родился Закари ТЕЙЛОРpost-154-129058088119 (700x399, 288Kb)
Несмотря на потери, Тейлор добился победы 22–23 февраля 1847, нанеся поражение численно превосходящим войскам генерала Санта-Аны у Буэна-Виста. Это сражение сделало Тейлора национальным героем, но он был вигом и его растущая популярность не вызвала энтузиазма у демократической администрации. В 1848 он был выдвинут нью-йоркским политическим деятелем Т.Уидом претендентом на пост президента от партии вигов. Тейлор был выдвинут кандидатом в четвертом туре голосования и нанес поражение Г.Клею, Д.Уэбстеру и У.Скотту. В значительной мере благодаря тому, что М.Ван Бюрен расколол демократов в Нью-Йорке, Тейлор победил в этом штате и на выборах в целом, нанеся поражение своему сопернику Л.Кассу. Однако ни инаугурационная речь Тейлора, ни осуществленные им назначения на министерские посты не вызвали поддержки у общественности. Вскоре сказалось и отсутствие политического опыта. Президент медлил с внесением изменений в состав кабинета министров после финансового скандала, в котором были замешаны некоторые из членов правительства. Тем не менее Тейлор стремился делать все возможное в интересах страны. Его усилия в этом направлении проявились особенно явственно в том, как он решал вопрос о рабстве. Уверяя Юг в том, что ему нет нужды опасаться выступлений против рабства там, где оно существует, Тейлор вместе с тем дал понять, что любой враждебный акт со стороны Юга встретит отпор. Позднее он посоветовал территориям Калифорнии и Нью-Мексико, которые противостояли рабству, войти в число штатов и рекомендовал Конгрессу принять их при условии, что их правление будет республиканским. Кроме того, он стремился ограничить претензии Техаса на расширение территории, вплоть до оккупации оспариваемого района, до тех пор пока Конгресс не примет соответствующего решения. В результате Тейлор вызвал резкую оппозицию многих бывших своих сторонников из числа вигов-южан, но не дожил до Компромисса 1850. Скончался Тейлор близ Луисвилла (штат Кентукки) 9 июля 1850 года.

 (577x699, 123Kb)
1785
Филипп Август Бёк (немецкое иимя - Philipp August Böckh)
немецкий филолог-классик и историк-эллинист XIX века, основоположник греческой эпиграфики. Известен прежде всего как составитель первого научного критического издания «Свода греческих надписей» («Corpus Inscriptionum Graecarum», 1824—1859), положившего начало современной эпиграфике. Родился в Карлсруэ. Изучал древности у Фридриха Августа Вольфа (также учился у Фридриха Шлейермахера) в Галле, оттуда перешел в Берлин. С 1807 года профессор филологии в Гейдельберге. Оттуда в 1810 году переведен профессором на кафедру красноречия и древней литературы (классической словесности) в Берлин и вместе с тем состоял директором филологической и потом педагогической семонархии. Умер в Берлине 3 августа 1867 года. Как выразился историк Макс Ленц, именно Бёк являлся на протяжении 1830—1850-х годов бесспорным «первым человеком» Берлинского университета. Он также был одним из создателей его устава. Его называют последователем Б.Г.Нибура, который отмечал о Бёке: «Я знаю в Германии только одного филолога, способного столь мастерски… читать политические документы Древней Греции, аттическое право и т. п., а также грамматическую часть, включающую комментарии к поэтам и т. п.». Исследовал финансовое хозяйство Древних Афин. Его ученые труды доставили ему звание члена чуть ли не всех европейских академий. Главная заслуга Бёка состоит в том, что он первый высказал мнение, что филология не должна ограничиваться изучением языков, а включать в себя понимание государственных, социальных и проч. условий их существования. Четыре направления в изучении текстов, вычлененные Бёком, определили черты развития современной филологии: изучение грамматической структуры и функций составляющих текста, изучение исторического контекста для существования последнего, генеалогия текста, индивидуальные черты его автора. Его книга «Die Staatshaltung der Athener» («Государственное хозяйство афинян», 1817) открыла собой новую эпоху в изучении народохозяйственных и политических условий древнего мира. К той же группе трудов относятся и другие его два сочинения: «Metrologische Untersuchungen über Gewichte, Münzfusse und Masse des Alterhums» (1838) и «Urkunden über das Seewesen des Attischen Staats» (1840). Из более ранних произведений Бёка надо упомянуть сочинения о Платоне (1806), критическое исследование о трех великих греческих трагиках и трактат о стихосложении Пиндара. По поручению Берлинской академии издал коллекцию греческих надписей с объяснениями под заглавием Corpus inscriptionum graecarum (1824—1859, 3 тома, продолжено Францем, Кирхгофом, Курциусом и Релем, 1877). Бек издал т. 1‒2, к остальным подготовил материал. Всего около 7000 надписей. Его академические речи и другие статьи вышли отдельными изданием в 7 томах (Лейпц., 1858—1872). Ему принадлежит также существенное участие в издании сочинений Фридриха Великого, сделанном Академией наук. Из его академических лекций Братушек составил особую книгу «Энциклопедия филологии» (Encyclopadie und Methodologie der philologischen Wissenschaften, 1877). Его «Переписка с Карлом Отфридом Мюллером» была опубликована в Лейпциге. Источники: Бёк Август // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Бёк, Август // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.

1786
Николай Федорович Грамматин
русский писатель, поэт и филолог, исследователь "Слова о полку Игореве". Родился в селе Матвеевское Кинешмского уезда. В 1807 окончил пансион Московского университета, в 1809 получил степень магистра. В 1811—1812 служил в Министерстве юстиции. С 1812 по 1819 директор Костромской гимназии, с 1819 в отставке. Владел несколькими европейскими языками, составил и издал русско-английский словарь. Выпустил два сборника стихов. Известен как переводчик Оссиана. К "Слову о полку Игореве" Грамматин обратился в написанное для получения степени магистра «Рассуждении о древней русской словесности». Он утверждает, что знакомство с письменностью на Руси было уже до принятия христианства, высоко оценивает летопись, характеризует народную поэзию (на основе Сборника Кирши Данилова). Рассматривая "Слово о полку Игореве", Грамматин отмечает, что сочинитель его «кажется должен быть не монах», что "Слово о полку Игореве" написано «самым древним простонародным языком», который «гораздо труднее понимать находящегося в нашей библии» ("Слово о полку Игореве"). Грамматин не сомневается в древности "Слова о полку Игореве", высоко оценивает поэтику памятника, анализирует употребленные в нем худ. приемы — сравнения, аллегории, олицетворения. Грамматин предпринял два издания "Слова о полку Игореве". В издании 1821 («Песнь воинству Игореву») содержится поэтический перевод и краткие примечания к памятнику. В 1823 выходит второе издание («Слово о полку Игоревом, историческая поэма...»), существенно отличающееся от предыдущего. В статье «От издателя» Грамматин, характеризуя Первое издание "Слова о полку Игореве", выступает против точного воспроизведения в издание древнерусского текста, что, по его мнению, ставит издателя в один ряд «с простым переписчиком». В «Критическом рассуждении о Слове о полку Игореве» Грамматин рассматривает поэтику "Слова о полку Игореве", анализирует образы Игоря, Всеволода и Ярославны, характеризуя автора "Слово о полку Игореве" как современника событий, патриота, который «к дарованию стихотворца присоединил... понятия всего, что касалось до его отечества». "Слово о полку Игореве", по мнению Грамматин, написано «метрической прозой». Грамматин отмечает сходство "Слова о полку Игореве" с поэмами Оссиана. Это «Рассуждение» Грамматин опубликовал еще в 1822 в «Вестнике Европы», а затем включил в издание Древнерусский текст в издание 1823 приводится с существенными поправками как орфографического, так и смыслового характера. В обстоятельных комментариях Грамматин рассматривает примечание к тексту "Слова о полку Игореве" в издании А.С.Шишкова и Я.Пожарского, приводит свои соображения об истории похода и исторических фактах, упоминаемых в "Слове о полку Игореве", толкует «темные места», предложив некоторые верные объяснения (слов «кмети», «шеломя», «тутнати», «шлемы аварские», «дева обида», «жирни времена», «се у Римъ», «кнес» и др.). Однако лингвистические и особенно этимологические экскурсы Грамматина чаще всего неудачны: он предлагает, например, славянскую этимологию слова «харалуг» от «харь» — «гарь», слово «жемчуг» связывает со словом «женчина» (так!), слово «чага» — с «очаг», слово «шереширы» — с «шире» и т. д. Слова «своя милыя хоти» он переводит как «свои любимейшие прихоти», «уже лжу убудиста» как «разбудили льготу», «подъпреся клюками» объясняет как намек на то, что Всеслав был ранен и без помощи костылей не мог сесть на лошадь, и т. д. Грамматин датирует "Слово о полку Игореве" 1202 годом. Умер в Костроме 29 января 1827 года. Сочинения: Рассуждение о древней русской словесности. Москва, 1809; Песнь воинству Игореву, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия и с оного переведенная на употребляемое ныне великоросссийское наречие стихами старинного же русского размера, с краткими историческими и критическими замечаниями. Санкт-Петербург, 1821; Критическое рассуждение о Слове о полку Игореве // «Вестник Европы». 1822. Часть 126. № 18. Страницы 113—139; Слово о полку Игоревом, историческая поэма, писанная в начале XIII века на славянском языке прозою и с оной переложенная стихами древнейшего русского размера, с присовокуплением другого буквального приложения, с историческими и критическими примечаниями, критическими же рассуждениями и родословною. Москва, 1823. Литература: [Грамматин А.Ф.] Николай Федорович Грамматин // СО. 1827. Часть 116. № 23—24. Страницы 223—236; Максимович М.А. Спор о вещем Бояне // Киевская старина. 1898. Том 63. Страницы 224—226; Андроников В.А. Памяти Н.Ф.Грамматина. Кострома, 1904; Алексеев М.П. К «сну Святослава» в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сборник — 1950. Страницы 228—231; Головенченко — 1955. Страницы 52—55.

Timotheus Eberhard von Bock (469x700, 257Kb)
1787
Тимотеус Эбергард фон Бок (Тимофей-Эбергард Георгиевич фон Бок, Тимофей-Эбергард Егорович фон Бок; немецкое имя - Timotheus Eberhard von Bock)
барон, флигель-адъютант, полковник. Родился в Тарту (ныне Эстония). В 1806 году, с восемнадцати лет, начал военную службу. Участвовал в войнах с турками (1807) и французами в (1812). Принял активное участие в Бородинском сражении. В 1815 году, во время своего отпуска, познакомился в Дерпте с В.А.Жуковским. Благодаря Жуковскому познакомился с А.И.Тургеневым и Н.М.Карамзиным. В 1816 году Тимотеус ушёл в отставку в звании полковника, поселился в своем имении Выйсику близ Пыльтсамаа. В 1818 году отправил Александру I «записку», предназначенную для прочтения в Лифляндском ландтаге. Она содержала 52 пункта разработанной им конституции. Повелением императора лифляндскому губернатору надлежало немедленно арестовать автора письма, который был объявлен умалишённым и безумцем. Заключён в Шлиссельбургскую крепость на 9 лет, вышел оттуда при Николае I. 24 апреля 1836 года родные нашли его мёртвым, лежащим на полу своей комнаты. Бок является героем романа Яана Кросса «Императорский безумец». Тимотеус фон Бок остался в истории не только храбрым воином, но и неугомонным правдоискателем, или даже вольнодумцем. В свои 23 года во время войны с Турцией молодой корнет фон Бок послал императору письмо, в котором, помимо изложения своих взглядов на войну, обвинял и упрекал своего главнокомандующего Н.М.Каменского в некомпетентности. Позже Тимотеус предлагал императору свою помощь в заключении мира с Турцией. Через несколько лет фон Бока послали в Англию с важным поручением. После этой поездки фон Бок настаивал на том, чтобы император отстранил графа А.А.Аракчеева от государственных дел. Позже фон Бок осмелился в письме М.Б.Барклаю-де-Толли упрекнуть и самого императора. Но боевому офицеру пока всё сходило с рук. После завершения службы барон, живший на юге Эстонии, удивлялся местному феодальному рабству. Тимотеус считал каждого эстонца своим соотечественником, поэтому возмущение Бока плавно переросло в цель, которую он видел в искоренении этого зла. 7 апреля 1818 года Тимотеус направил очередное письмо Александру I. В это письмо, представлявшее собой изложение собственной версии конституции, фон Бок вложил всю свою ненависть к рабству и угнетению. Император в ответ на эту наглость приказал губернатору немедленно арестовать барона и заключить его как опасного государственного преступника в Шлиссельбургскую крепость. Его жена летом 1825 года добилась аудиенции у Александра I, в которой просила вернуть свободу своему мужу. Царь, пообещав освободить мужа, слово своё не сдержал, сославшись на то, что Тимотеус всё ещё очень зол на него. В 1827 году Николай I проявил милость и отпустил больного фон Бока на свободу, правда, без права выезда. Умер в Выйсику близ Пыльтсамаа (ныне Эстония) 23 апреля 1836 года. Награды и премии: Орден Святой Анны III степени; Орден Святого Владимира III степени; Золотое оружие с надписью «За храбрость». Отец — Георг Бок, владел одним из крупнейших имений Лифляндии площадью 19 300 га земли, при котором было 2 500 душ крепостных. В семье из поколения в поколение шло предание, что бабушка по отцовской линии Е. Шульц была внебрачной дочерью Петра I, поэтому Тимотеуса приравнивали по крови царю Александру I. Мать — Katharina Berens von Rentenfeld (Rautenfeld). Жена — Эва Маттик, простая крестьянка, дочь кучера. Венчание состоялось 12 октября 1817 года в Тартуском православном Успенском соборе, Эва приняла ради этого православие и при крещении получила новое имя — Екатерина. Сын — Бок, Георгий Тимофеевич. Источник: Орден Святой Анны 3 степени с бриллиантами — за Бауцен; Прусский орден Pour le Mérite — за Пегау; Орден Святого Владимира 3 степени — за Ла Кромвель во Франции; «Золотая шпага» за храбрость.

1787
Андрей Алексеевич Поленов
инженер-генерал-лейтенант, директор Департамента ревизии отчетов Корпуса инженеров путей сообщения. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. С 1800 по 1808 год обучался в Училище корабельной архитектуры. После окончания училища произведён в драфцманы, служил по кораблестроению. Вышел в отставку 29 декабря 1811 года и поступил воспитанником в Институт корпуса инженеров путей сообщения. В июне 1812 года произведён в чин прапорщика, в 1813 году — подпоручика. 20 августа 1814 года окончил институт в чине поручика, его имя было записано на мраморную доску института за успехи в учёбе. С 1814 по 1816 годы находился при составлении плана французской крепости Данцига, захваченной русскими и прусскими войсками в декабре 1813 года. С 1819 года состоял при управлении построения государственных шоссейных дорог, которое находилось в ведении генерала А.П.Вельяшева. В 1820—1840 годах находился на разных должностях отделов шоссейных дорог Главного управлением путей сообщения. В январе 1820 года, при разделении 1-го Округа сухопутных сообщений на 6 дорожных отделений, был назначен директором 4-го отделения. В апреле 1822 года стал директором Петергофской дирекции окрестных Санкт-Петербургских дорог. В 1823—1824 годах, под руководством инженера В. Христиановича, участвовал в строительстве Пантелеймоновского моста через реку Фонтанку у Летнего сада. В августе 1826 года произведён в подполковники. С 1828 года определён старшим членом в Техническую ревизионную комиссию при Совете путей Сообщения. 6 декабря 1830 года произведён в полковники. В 1830 году в «Журнале Министерства Путей Сообщения» Поленов напечатал статью «Краткое описание землечерпательной машины Плотто, употребленной для расчистки мелей в Архангельске». 3 апреля 1831 года был назначен членом в комиссию для рассматривания сумм 1-го округа Путей Сообщения, а в июле 1832 года занял должность председателя. 6 декабря 1837 года пожалован в чин генерал-майора и 18 декабря определён управляющим комиссией для ревизии всех отчетов ведомства путей сообщения и публичных зданий. 4 февраля 1843 года комиссия переименована в Департамент, и Поленов был назначен его директором. За отличие по службе 19-го апреля 1853 года произведён в генерал-лейтенанты. Вышел в отставку 1 июля 1865 года. Умер в Санкт-Петербурге 15 марта 1870 года. Похоронен на Митрофаниевском православном кладбище. Женат был дважды, на Вере Александровне (10 августа 1795 — 26 декабря 1861) и на Софье Львовне, сестре придворного фотографа С.Левицкого. Награды: Орден Святой Анны 1 степени с короной (3 апреля 1849 года); Орден Святого Владимира 2 степени (1856); Орден Белого орла (2 октября 1858 года). Литература: Поленов Андрей Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт- Петербург—Москва, 1896—1918.

 (458x699, 101Kb)
1794
Хуан Крус Варела (испанское имя - Juan Cruz Varela)
аргентинский поэт, драматург. Автор трагедий "Дидона" (1823, Муниципальный театр, Монтевидео) по мотивам "Энеиды" Вергилия и "Архия" по мотивам трагедии В. Альфьери (1824, театр, "Колисео"). В своём творчестве (на испанском языке) Варела следовал античным образцам, но раскрывал тему борьбы аргентинского народа за свободу, против тирании. Варела - первый национальный драматург Аргентины, призывавший к борьбе против диктатуры. Умер 23 января 1839 года. Литература: G-utierres, E.S.Calimano, Historia de la literatura americana y argentina, Ed. Kapelusz, B. Aires, 1940.

Ser._Ser._Gagarin (567x700, 271Kb)
1795
Сергей Сергеевич Гагарин
обер-гофмейстер из рода Гагариных, заведующий императорскими театрами в 1829—1833 гг. Внук С. В. Гагарина, брат Н.С.Гагарина. Сергей Гагарин родился в семье первых хозяев усадьбы Никольское-Гагарино — князя Сергея Сергеевича (1745-98) и княгини Варвары Николаевны (1762—1802), урождённой Голицыной, известной красавицы. Служил сначала в министерстве иностранных дел, потом в министерстве императорского двора советником придворной конюшенной конторы. В качестве директора императорских театров князь Гагарин приложил много труда для приведения в порядок театрального дела: ввёл поспектакльную плату вместо абонементов, преобразовал Театральное училище, открыл в 1831 Александринский театр. В то время как его предшественники занимались волокитством и жили с актрисами, Гагарин из любви к жене не подчинился этому обыкновению. Чтобы не давать повода для толков, он принимал всегда актрис стоя и не приглашал их садиться. По словам М.Пыляева, князь Гагарин был человеком в высшей степени добрым, благородным и приветливым, хотя и имел наружность довольно гордую и суровую. Но под этой наружной оболочкой скрывалось самое доброе и великодушное сердце. Всем он делал добро, зла - никому и никогда. В то же время некоторые современники сетовали на его вспыльчивость и недоступность, а знаменитый балетмейстер Дидло при нём вынужден был оставить сцену. Долли Фикельмон писала о Гагарине, как о человеке надменном, с нелюбезным характером и наглой физиономией. После того, как министр двора отказался увеличить сумму, отпускаемую из казны на содержание театров, князь Гагарин вспылил и вышел в отставку. В 1835 пожалован в гофмейстеры и в 1844 г. в обер-гофмейстеры. Занимал должности вице-президента (1838-1840) и (с 1849) президенты гоф-интендантской конторы. Умер 5 сентября 1852 года. Похоронен в Сергиевой пустыни. Награды и премии: Орден Святой Анны I степени. В «Старой записной книжке» Вяземский приводит следующую историю о встрече князя Сергея со своим кузеном князем Григорием: «Двоюродные братья, князья Гагарины, оба красавцы в своё время, встретились после двадцатилетней разлуки в постороннем доме. Они, разумеется, постарели и друг друга не узнали. Хозяин должен был назвать их по имени. Тут бросились они во взаимные объятия. «Грустно, князь Григорий, — сказал один из них, — но судя по впечатлению, которое ты на меня производишь, должен я казаться тебе очень гадок». Подобно многим наиболее блестящим вельможам своего поколения, Сергей Гагарин взял в жёны польскую аристократку — графиню Изабеллу Валевскую (1800—1886), падчерицу генерала Витта и племянницу знаменитой красавицы Марии Любомирской. «Изабелла ездит в шляпе салопницы. Гагарин так скуп, что даёт ей на туалеты всего 3000 рублей в год, но у неё 2000 крестьян на Волыни, так что это ей всё равно. Но она ревнива, как тигрица», — писала про неё А.О.Смирнова. Будучи женщиной красивой и изысканной, она редко выезжала в свет. С годами впала в мистицизм, по свидетельству П.А.Вяземского, рассказывала в обществе «чудеса о вертящихся, говорящих и пишущих столах дочери её». В браке имела двух сыновей и шесть дочерей: Сергей Сергеевич (1824—1828); Варвара Сергеевна (1825—1893), замужем за бароном Плессеном, датским посланником; Александра Сергеевна (1826—1908), построила церковь в с. Сенявино Тульской губернии; Ольга Сергеевна (1827—1851); Мария Сергеевна (1829—1906), с 1851 жена графа Петра Григорьевича Шувалова, единственного сына графа Григория Петровича, детей не было; Софья Сергеевна (1830—1832); Сергей Сергеевич (1832—1890), почётный член Академии художеств, знаток искусств и коллекционер; женат на графине Вере Фёдоровне Пален (1835—1923), дочери Ф.Палена, детей не было; Татьяна Сергеевна (1834—1920), жила в Баден-Бадене, долгие годы была старостой русской православной общины, сменив на этом посту свою сестру баронессу Плессен. Принимала участие в строительстве Преображенской церкви, где и была похоронена; Наталья Сергеевна (183.—18..). Источники: Великий князь Николай Михайлович. «Русские портреты XVIII и XIX столетий». Выпуск 5, № 190.

1795
Иосиф Иосифович Геништа (Еништа)
русский композитор, дирижёр и пианист. Родился в Москве, в семье чешского музыканта Иосифа Францевича Геништы (1750―1811), учился игре на фортепиано и композиции у И.В.Хеслера, и к началу 1820-х уже был известен как хороший пианист и талантливый композитор. Активно пропагандировал музыку композиторов-классиков, в особенности Людвига ван Бетховена, с участием Геништы в России впервые были исполнены фортепианные концерты, оркестровые и камерные сочинения композитора. Позднее занялся педагогической деятельностью и вплоть до своей смерти был заметной фигурой в музыкальной жизни Москвы. Сочинения Геништы охватывают широкий круг жанров, однако при жизни он был известен прежде всего как автор романсов, в том числе элегии «Погасло дневное светило», написанной на стихи А.С.Пушкина и в 1826 исполнявшейся в присутствии самого поэта. Другой романс Геништы, «Младый Рогер свой острый меч берёт» на стихи В.А.Жуковского, стал одним из первых в жанре героического «рыцарского» романса, широко распространившегося в русской музыке в первой половине XIX века. Инструментальные произведения композитора включают в себя ряд композиций для виолончели (три сонаты, ноктюрны, вариации и др.), два струнных квартета, секстет для струнных и фортепиано, а также фортепианную сонату f-moll, высоко оценённую Р.Шуманом. Геништа также написал музыку к нескольким водевилям, шедшим в 1820―30-е годы на сценах театров Москвы. Умер в Москве 6 августа 1853 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Литература: Тынянова Е. Иосиф Иосифович Геништа. ― «Советская музыка», № 2 за 1941 год

Amosov_IA (536x700, 91Kb)
1800
Иван Афанасьевич Амосов
русский кораблестроитель, член Адмиралтейств-совета (с 1873), инженер-генерал. Родился в Архангельске, в семье моряка-штурмана Афанасия Петровича Амосова — младшего брата известных русских кораблестроителей Осипа Петровича Амосова и Ивана Петровича Амосова. В 1811 году корабельный мастер И.П.Амосов определил своего племянника в младший класс Училища корабельной архитектуры. Здесь Иван Амосов познакомился с С.О.Бурачеком — впоследствии также талантливым ученым-кораблестроителем. После окончания училища в 1818 году они оба получили в качестве исключения, как отличники, чин XII-го класса Табели о рангах и были оставлены для преподавания в младших классах. Вскоре Амосов переводится на Кронштадтскую верфь, где руководит в чине обученного тиммермана ремонтными работами на фрегатах. Через три года его производят в помощники корабельного мастера, а в 1823 году переводят в Главное адмиралтейство руководить конструкторским бюро. В 1824 году ему дополнительно поручили заведовать классом юнг, готовящихся при адмиралтействе в помощники драфцманов. 3 января 1827 года произведён в подпоручики Корпуса корабельных инженеров. В 1827—1831 годах Амосов неоднократно командировался в Англию и Америку для изучения опыта кораблестроения и строительства паровых судов. 7 января 1829 года произведён в чин поручика Корпуса корабельных инженеров. 13 января 1830 года произведён в чин штабс-капитана Корпуса корабельных инженеров. 13 января 1831 года произведён в чин капитана Корпуса корабельных инженеров и «за полезные труды и представленные об иностранном судостроении» награждён орденом Святой Анны III степени. В 1832 году Амосова назначают управляющим Охтинской верфью в Санкт-Петербурге и доверяют руководить строительством больших кораблей, вместо уехавшего на лечение В.Стоке. В 1832 году построил 54-пушечный фрегат «Прозерпина», а в следующем году построил 74-пушечный корабль «Фершампенуаз», за что 4 октября был пожалован орденом Святого Владимира IV степени. В 1835 году построил 56-пушечный фрегат «Аврора», за что 4 мая пожалован Высочайшим подарком. 16 апреля того же года произведён в чин подполковника. В 1841 году за постройку 74-пушечного корабля «Выборг» получил награду единовременно 1 000 рублей. 7 февраля 1844 года произведён в чин полковника. В 1848 построил первый в России винтовой фрегат «Архимед». 26 июля 1852 года назначен членом Пароходного комитета. 22 апреля 1853 года произведён в чин генерал-майора. Будучи в 1860—1873 годах инспектором кораблестроительных работ Кронштадтского порта, Амосов сыграл большую роль в усилении боеспособности Балтийского флота, в улучшении мореходных качеств, вооружения и прочности кораблей.
Амосов_Иван_Афанасьевич (606x700, 309Kb)
Многие из построенных Амосовым кораблей были образцом кораблестроительной техники того времени. 13 января 1864 года произведён в чин генерал-лейтенанта. 28 апреля 1872 года ему был присвоен чин инженер-генерала. Умер 13 июня 1878 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище. Награждён орденами Белого орла (1873), Святого Владимира 2-й степени (1874), Святой Анны 1-й степени (13 января 1865 года) и Святого Станислава 1-й степени (1858). На здании, где обучался Амосов, установлена мемориальная доска. В России была выпущена почтовая марка, посвященная Амосову. Отец — Афанасий Петрович Амосов (умер 29 августа 1834), моряк-штурман. Жена — Людмила Ивановна Скабовская (1815—15 марта 1872), дочь кораблестроителя Скабовского. Сын — Амосов Фёдор Иванович (1841—29 мая 1905), вице-адмирал. Сын — Владимир (14 июня 1842—24 марта 1901), генерал-майор. Сын — Афанасий (17 июля 1843—8 ноября 1902), генерал-майор. Корабли, построенные под руководством И.А.Амосова: Линейные корабли «Фершампенуаз» (1833, 74-пушечный); «Константин» (1837, 74-пушечный), «Выборг» (1841, 74-пушечный; 44-пушечные фрегаты «Прозерпина» (1832, фактически 54-пушечный); «Аврора» (1835, фактически 56-пушечный); 24-пушечные фрегаты «Верность»; «Отважность» (оба-1834), «Успех» (1839), «Надежда» (1845); Пароходофрегаты «Отважный» (300 лошадиных сил, 1843); «Грозящий» (400 лошадиных сил, 1844); «Архимед» (300 лошадиных сил, винтовой, 1848); «Гремящий» (400 лошадиных сил, 1851); 12-пушечный люгер «Ораниенбаум». Литература: Данилов А.М. Линейные корабли и фрегаты русского парусного флота. Минск, 1996.

Ludwig_bechstein_ÖNB_3526522 (569x700, 202Kb)
1801
Людвиг Бехштейн (немецкое имя - Ludwig Bechstein)
немецкий писатель, известный составитель сборников народных сказок. Родился в Веймаре. Л.Бехштейн был внебрачным сыном Иоганны Каролины Доротеи Бехштейн и французского эмигранта Луи Дюпонтро. В 1810 году его усыновил дядя, Иоганн Маттеус Бехштейн. После окончания гимназии в 1821 году юноша поступает в ученики к аптекарю в Арнштадте (до 1824 года), затем до 1826 года он — помощник аптекаря в Майнингене и до 1828 года — провизор в Бад-Зальцунгене. Получив стипендию от герцога Саксен-Майнингена Бернгарда II, Л. Бехштейн изучает философию, историю и литературу в Лейпциге (1829) и в Мюнхене (1830). В Лейпциге он вступает в студенческое братство. В 1831 году молодой человек назначается герцогским библиотекарем в Майнингене и в 1833 году — директором герцогской библиотеки. В 1832 году Л.Бехштейн основывает «Хеннебергское общество древней истории», председателем которого остаётся до 1857 года. В 1834 году он пишет и издаёт «Хронику города Майнинген 1676—1834». В 1840 году Л. Бехштейну присваивается чин придворного советника. В 1842 году он вступает в масонскую ложу «Шарлотта у трёх гвоздик». В 1848 году он становится руководителем общественным хеннебергским архивом (графства Хеннеберг). Л.Бехштейн писал как поэтические произведения (лирического и патриотического характера), так и исторические новеллы и романы (роман «Тёмный граф» (Der Dunkelgraf, 1854), однако подлинную славу принесли ему изданные им сборники немецких народных сказок. Ещё в 1823 году он выпускает небольшой сборник «Тюрингские народные сказки». В 1845 году выходит в свет составленная им «Немецкая книга сказок». Вышедшая в 1853 году его «Книга немецких саг» была не столь популярна, как предыдущие сборники сказок, однако в научном мире считается классическим собранием германского эпического творчества. Л.Бехштейн был также автором нескольких путеводителей и изданий для путешествующих по Тюрингии. Его сын Рейнгольд (1833—1894) — стал филологом, специалистом по немецкому языку и германским древностям. Умер в Майнингене 14 мая 1860 года. Избранная библиография: Thüringische Volksmärchen (1823); Sonettenkränze (1826, through which Duke Bernhard became interested in him); The Children of Haymon (1830, epic poem); Der Totentanz (The Dance of Death, 1831, epic poem); Grimmenthal (1833, novel); Luther (1834); The Legend Treasure and the Legendary Cycles of Thuringia (1835-1838); Fahrten eines Musikanten (Journeys of a Musician, 1836-1837, novel); Deutsches Märchenbuch (German Fairy-Tale Book, 1845; 41st ed., 1893); French translation with introduction and comments: Corinne and Claude Lecouteux, Paris, José Corti, 2010 (collection Merveilleux); New Natural History of Pet Birds (1846, humorous didactic poem); Berthold der Student (1850, novel); Deutsches Sagenbuch (1853); Thüringer Sagenbuch (1858); Thuringia’s Royal House (1865). Литература: Бехштейн, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Alfred Erck, Hannelore Schneider: Aus unveröffentlichten Briefen Ludwig Bechsteins. In: Palmbaum, Bucha bei Jena, 9 (2001),1/2. S. 21-28; Hans Graetz, Andreas Seifert: Ludwig Bechsteins Briefe an Catharina und Wilhelm Sattler. In: Jahrbuch des Hennebergisch-Fränkischen Geschichtsvereins, Meiningen, 19 (2004) S. [289]-314; Silke Hermann: Ludwig Bechstein als Bibliothekar in Meiningen. In: Jahrbuch des Hennebergisch-Fränkischen Geschichtsvereins, Meiningen, 16,1 (2001) S. 71-90; Karin Richter, Rainer Schlundt (Hrsg.): Lebendige Märchen- und Sagenwelt. Ludwig Bechsteins Werk im Wandel der Zeiten. Schneider-Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2003, ISBN 3-89676-739-9; Corinne und Claude Lecouteux: Ludwig Bechstein, Le livre des contes. Paris, José Corti, 2011 (Collection Merveilleux Nr 45); Konrad Marwinski: Bechstein, Ludwig : Dichter, Märchen- und Sagensammler, Archivar, Bibliothekar, Landeshistoriker, 24. Nov. 1801 Weimar — 14. Mai 1860 Meiningen. In: Lebenswege in Thüringen, 2002, 2 (2002), S. 20-24; Hanns-Peter Mederer: Die Hoftheater Meiningen und Coburg-Gotha 1831—1848. Ludwig Bechsteins Briefe an Friedrich Wilhelm von Kawaczynski. Rockstuhl, Bad Langensalza 2007, ISBN 978-3-938997-75-8; Hanns-Peter Mederer: Stoffe aus Mythen. Ludwig Bechstein als Kulturhistoriker, Novellist und Romanautor. Deutscher Universitäts-Verlag, Wiesbaden 2002, ISBN 3-8244-4497-6; Johannes Mötsch: Ludwig Bechstein als Archivar. In: Jahrbuch des Hennebergisch-Fränkischen Geschichtsvereins, Meiningen, 16,1 (2001) S. 53-70; Heiko Postma: Märchenblumen und der süße Reiz der Sage. Über den Forscher und Sammler, Poeten und Erzähler Ludwig Bechstein (1801—1860) jmb-Verlag, Hannover 2008, ISBN 978-3-940970-06-0; Burghart Schmidt: Ludwig Bechstein und die literarische Rezeption frühneuzeitlicher Hexenverfolgung im 19. Jahrhundert. (= Veröffentlichungen des Arbeitskreises für Historische Hexen- und Kriminalitätsforschung in Norddeutschland; 4). DOBU, Hamburg 2004, ISBN 3-934632-09-2; Klaus Schmidt: Untersuchungen zu den Märchensammlungen von Ludwig Bechstein. Leipzig 1935 (Nachdruck: Olms, Hildesheim u. a., ISBN 3-487-07520-2); Susanne Schmidt-Knaebel: «Man muß doch jemand haben, gegen den man sich ausspricht». Ludwig Bechsteins Briefe an Dr. Ludwig Storch. Shaker, Aachen 2000, ISBN 3-8265-7952-6; Heinrich Wagner: Ludwig Bechstein als Historiker. In: Jahrbuch des Hennebergisch-Fränkischen Geschichtsvereins, Meiningen, 16,1 (2001) S. 21-32; Heinrich Weigel: Der «Wartburg-Poet» Ludwig Bechstein (1801—1860). In: Wartburg-Jahrbuch, Bd. 10, 2001 (2002), S. 119—142; Heinrich Weigel: Ludwig Bechstein in Briefen an Zeitgenossen. Lang, Frankfurt am Main u. a. 2007, ISBN 978-3-631-54270-5.

Lise_Noblet (545x700, 376Kb)
1801
Лиз Нобле (французское имя - Lise Noblet; настоящее имя - Мари-Элизабет Нобле, Marie-Élisabeth Noblet)
французская балетная танцовщица. Родилась в многодетной семье ремесленника. Родилась вПариже. Училась в школе при Парижской опере. Дебютировала в 1819 году (или по данным Оксфордского словаря и Шубертовского центра — в 1816 году) на балетной сцене Опера де Пари исполнением па-де-де в паре с Альбером-Декомбом. Танцевала главные партии в балетах Пьера Гарделя. Однако в 1820 году в театре происходят значительные изменения: Пьер Гардель, возглавлявший балетную труппу более тридцати лет, вынужден был покинуть этот пост, передав его Ж.-П.Омеру. И хотя П.Гардель еще создавал собственные постановки в Опера де Пари, на смену пришло новое поколение с новыми эстетическими воззрениями. С 1821 по 1824 гг. балерина дала множество представлений на сцене Королевского театра в Лондоне, при этом продолжая работать в Парижской опере. Приход в Парижскую оперу в 1827 году новой звезды Марии Тальони отодвинул Лизу Нобле на второй план. Она продолжала участвовать в большинстве постановок известных балетов («Сильфида», «Дева Дуная»), однако довольствовалась лишь вторыми ролями, все главные партии теперь доставались её сопернице. Счастливым исключением в этом списке стала роль немой Фенеллы в опере Обера «Немая из Портичи» в 1828 году. Через некоторое время в Парижской опере появилась еще одна звезда — Ф.Эльслер, с которой Лиз Нобле тоже пришлось делить славу солистки в исполнении испанских танцев. Среди других партнеров и партнерш по сцене: Амели Легаллуа (Amélie Legallois), Фердинан (Ferdinand), Альбер, Мадам Мотессю (Pauline-Euphrosine Paul), Анатоль (Auguste-Anatole Petit) , Жозеф Мазилье, Жорж Эли, Луиза Эли. Лиз Нобле окончательно покинула балетную сцену в 1841 году по смерти её постоянного и верного спутника-кавалера, бывшего наполеоновского генерала Мишеля Клапареда, скончавшегося 23 октября 1842. Умерла в родном городе в сентябре 1852 года. Портрет Нобле с обозначением года её дебюта (1817, в действительности дебютировала в 1819-м), написанный Гюставом Буланже по литографии Анри Греведона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков. Среди балетных партий Нобле в парижской Опере: 1823 — «Ветреный паж» (Le Page inconstant), балетмейстер Ж.-П.Омер по хореографии Доберваля; 11 июня 1827 — «Сицилиец, или Любовь-художник» (Le Sicilien ou l’Amour peintre) на музыку Фернандо Сора в исполнении Жана Шнейцхоффера (Jean Schneitzhoeffer); 29 февраля 1828 — «Немая из Портичи» композитора Обера — Фенелла; 27 августа 1829 — «Спящая красавица» композитора Ф.Герольда, балетмейстер Ж.-П.Омер — одна из нимф; 1829 — «Тщетная предосторожность» (La Fille mal gardée), балетмейстер Ж.-П.Омер по хореографии Ж.Доберваля; 1830 — «Манон Леско», балетмейстер Ж.-П.Омер; 12 марта 1832 — «Сильфида» на музыку Шнейцхоффера, постановка Филиппо Тальони — Эффи; 1833 — «Восстание в Серале», балетмейстер Филиппо Тальони; 21 сентября 1836 — «Дева Дуная» композитора А. Адана, автор либретто и балетмейстер Ф. Тальони — Дама фестиваля.

Григорий Григорьевич Чернецов  (524x700, 88Kb)
1802
Григорий Григорьевич Чернецов
академик пейзажной живописи, известный в свое время художник. Родился в городе Лухе, Костромской губернии. Сын мещанина. Уже в детстве он обнаруживал большие способности к рисованию; в начале 1819 года Чернецов обратился в Академию Художеств с письмом, при коем приложены были два небольших рисунка с эстампов, с просьбою принять его в число учеников Академии на казенный счет, так как недостаток средств отца не позволяет ему поступить в Академию на собственный счет. За малолетием и отсутствием свободных мест ему было отказано, но Академия, уважая его желание быть художником, предложила ему даром нужные художественные пособия. Но судьба улыбнулась даровитому юноше. Через Лух проезжал П.П.Свиньин, заметил в Чернецове способность к рисованию, взял его с собою в Санкт-Петербург и рекомендовал Обществу Поощрения Художников. При поддержке общества Чернецов стал посещать классы Академии, в 1819 году, в качестве постороннего ученика. Он обучался сначала у А.Варнека, а затем у М.Воробьева. Уже в 1821 году Академия наградила его за живопись; в 1825 году за живопись перспективную он был удостоен серебряной медали первого достоинства. В 1826 году Чернецов представил вид Военной Галереи и пейзаж, писанный с натуры, за что и получил золотую медаль второго достоинства и признан художником XIV класса. В 1831 году он был удостоен звания академика за исполненную, по назначению Академии, картину, изображающую вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Вместе с братом своим, уступавшим ему по дарованию, Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до ее устьев, в 1810 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846—1849 гг. В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 руб. Эскизы и этюды поволжских видов очень заинтересовали иностранных художников, которым Чернецовы показывали их в Риме. Они собирались издать альбом волжских видов, но, к сожалению, не привели в исполнение своего желания. В 1846 году Григорий Чернецов, вместе со своим братом Никанором и Сергеем Ивановым, родным братом знаменитого живописца, был отправлен на казенный счет в Италию, где пробыл три года. В 1849 году он вернулся обратно в Санкт-Петербург, причем ему было дано по Высочайшему повелению на дорогу 100 червонцев. С 1829 года он носил звание придворного живописца и получал содержание от Кабинета Его Величества. Кисти его принадлежат следующие картины, находящиеся в залах Академии Художеств: "Погребальный катафалк Императрицы Марии Федоровны", "Вид в окрестностях Санкт-Петербурга" и "Мертвое море"; последняя картина написана в 1850 году и принесена в дар Академии самим художником в 1859 году. В Царскосельском дворце находится акварель художника, на которой представлен Имп. Александр І, сидящий за письменным столом; рядом с нею находится другая акварель, изображающая последние минуты пребывания Императора Александра І в Санкт-Петербурге. Последняя картина, как и картина, изображающая Императора Александра І молящимся на коленях перед ракой Святого Александра Невского в Невской лавре, были изданы Обществом Поощрения Художников. Кисти его также принадлежит картина "Майский парад в 1837 году", находящаяся в Зимнем Дворце. На картинке, служащей эскизом для большой картины, изображающей парад по случаю окончания Польской войны, изображены по желанию Императора Николая I в качестве зрителей Жуковский, Гнедич, Крылов и Пушкин. Умер в Санкт-Петербурге 20 мая 1865 года.Литература: П.Н.Петров, "Сборник материалов для Истории Императорской Академии Художеств", том II, страницы 133, 188, 196, 208, 215, 224 и 265; том III, страницы 17, 55, 101, 122 и 211, и "Указатель" к нему А.Е.Юндолова; А.Сомов, " Картинная Галерея Императорской Академии Художеств", I, 53 и 191; Д.А.Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", том І, страницы 170 и 820, примечания, страницы 235 и 254; Толь, "Настольный словарь для справок по всем отраслям знания", том III, страница 996; "Настольный энциклопедический словарь" А.Граната и К°, страница 5125; Н.Березин, "Русский энциклопедический словарь". — Nagler, "Künstler-Lexicon", Bыпуск 19, страница 142; В.В.Стасов, "Собрание сочинений", том І. страница 880.

1803
Николай Фёдорович Бутенев
горный инженер, генерал-лейтенант. Родился в Петрозаводске, в дворянской семье члена правления Олонецких горных заводов Фёдора Ивановича Бутенева. После окончания в 1824 году с серебряной медалью Санкт-Петербургского горного кадетского корпуса был определён на службу на Александровский пушечный завод по надзору за работами в молотовой цех. С 1830 года — надзиратель железных рудников, с 1841 года — помощник начальника Олонецких горных заводов. С 1843 по 1959 год — управляющий Александровским пушечным заводом. В 1859 году назначен членом Совета и Учёного Комитета Корпуса горных инженеров с присвоением звания генерал-лейтенанта. В 1867 году назначен начальником Олонецких горных заводов. В 1860-х годах сделал в Географическом обществе сообщение о найденных им в Олонецкой губернии следах каменного века. Им была собрана обширная коллекция орудий каменного века. В 1863 году Бутенев передал коллекцию в Музей антропологии. Являлся автором статей по вопросам геологии Олонецкой губернии. умер в Санкт-Петербурге. Оставшаяся после Н.Ф.Бутенева коллекция мистических рукописей была приобретена у наследников Императорской Публичной библиотекой. Брат — Константин Фёдорович Бутенев (1805—1863), генерал-лейтенант, директор Санкт-Петербургского Технологического института. Избранные труды: Бутенев Н.Ф. Некоторые соображения о первобытных жителях Северной России, по найденным остаткам их быта. — (Записки Имп. Рус. Геогр. о-ва. — 1864. — Кн. 4.); Бутенев Н.Ф. Новые правила для отыскивания взброшенных и сдвинутых месторождений полезных минералов. — Санкт-Петербург: типография К.Крайя, 1835. — 45 страниц. Литература: Бутенев, Николай Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Заблоцкий Е.М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. — Санкт-Петербург: Гуманистика, 2004. — ISBN 5-86050-184-6; Записки горного офицера // «Север». 2003. № 5—6.

Strozhenko_Oleksiy_Petrovych (700x623, 265Kb)
1805
Алексей Петрович Стороженко
украинский писатель. Родился в селе Лисогоры, Черниговская губерния. Происходил от старинного казацкого рода; отец его служил регистратором в канцелярии графа Η.Румянцева. Окончил в 1821 Петербургский кадетский корпус, в 1823 г. поступил в военную службу в кавалерию. Часто разъезжая по делам службы по Украине, слушал и записывал рассказы о старине, узнал немало интересных подробностей из старинного запорожского быта. В 1828—1829 гг. принимал участие в войне с турками и в сражении под Журжей был ранен. В 1831 г. он участвовал в польской кампании, затем состоял при киевском генерал-губернаторе Бибикове, служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел. 26 ноября 1855 года награждён орденом Святого Георгия 4-го класса за выслугу 25 лет в офицерских чинах. В 1863 г. был прикомандирован к графу M.Н.Муравьеву в Вильну и с тех пор безвыездно жил в Северо-Западном крае. В 1865—1866 г. он был председателем учрежденной в Вильне ревизионной комиссии по делам римско-католического духовенства. Последние годы своей жизни провёл в своей усадьбе «Тришин», которую он получил от правительства, как награду за свою деятельность в Северо-Западном крае, в то же время занимал должность брестского уездного предводителя дворянства и председателя съезда мировых судей. Умер в хуторе близ Бреста (Гродненская губерния) 18 ноября 1874 года. Написал 14 сочинений на русском языке и 26 на украинском, которым владел в совершенстве. Материал для повестей черпал частью из личных наблюдений над малорусской жизнью, частью из народной словесности — сказок, преданий и анекдотов, преимущественно фантастических или юмористических. Находился под сильным влиянием дворянской романтической литературы, идеализировал взаимоотношения между помещиком и крепостным. Главное произведение Стороженко, «Марко Проклятый», представляет смесь разнородных преданий и поверий в сильной авторской переделке. Гораздо ближе к народным источникам стоят повести: «Два брата», «Женатый чорт», «Скарб», «Се та баба». Ярким юмором отличается рассказ «Вусы». 23 украинских рассказа Стороженко были изданы в 1863 г. в Санкт-Петербурге. Некоторые произведения Стороженки на русский язык перевел Иван Бунин. Источники: Н.Ф.Сумцов. Стороженко, Алексей Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1901. — Том XXXIa. — Страница 710.

Omer_Pacha (598x700, 279Kb)
1806
Омер Лютфи-паша (Омер-паша, Омар-паша; турецкое имя - Ömer Lütfi Paşa; настоящее имя Михаил Латас; сербское имя - Михаило /Мићо/ Латас)
османский военачальник сербского происхождения. Михаил Латас был сыном младшего офицера австрийской армии, серба по национальности. Родился в местечке Янья Гора, которое в то время находилось на территории Военной границы, входившей в Габсбургскую монархию. Был учителем в средней школе города Госпич, где он провел всего один год, пока не получил бесплатное место кадета в кадетской школе в Задаре. Сразу же после окончания кадетской школы в 1827 году из-за семейных проблем (его отец был получил принудительную отставку из армии за кражу, что, практически, означало конец его военной карьеры) был вынужден эмигрировать в Боснию, в Гламоч, откуда он вскоре переехал в Баня-Луку, в поисках заработка на жизнь. В Баня-Луке, по рекомендации своего мусульманского начальника, принял ислам и взял имя Омер (Омар). Через два года отправился в Видин. Там он был учителем рисования детей командира крепости, который был доволен его работой и рекомендовал Омера в Стамбул. С этой рекомендацией Омер стал первым преподавателем черчения в Османской военной академии, а затем учителем шахзаде (наследник престола) Абдул Меджида.
Omer_lutfi (530x700, 358Kb)
Омер-паша
Попал в адъютанты к Хюсрев-паше, преобразователю турецкой армии, и в 1838 году стал полковником. После вступления в 1839 году Абдул Меджида I на престол Омер Латас получил титул паши. В войну 1839 года против Мухаммеда Али Египетского Омер-паша дослужился до чина генерал-майора. В 1840 году подавил восстание в Сирии, в 1842 году занимал пост главы эялета Триполи (Ливан). Отличился при подавлении восстания в Албании 1843—1844 годов, в 1845 году — снова в Сирии, в 1846 году боролся с мятежниками в Курдистане. Проявив себя успешным воином, Омар-паша, в достаточно молодом возрасте, получил чин мушира (маршал). В 1848—1849 годах принимал участие в совместной с Россией оккупации Дунайских княжеств, в ходе которой в 1848 году отличился при занятии Валахии и 8 января 1849 года был удостоен ордена Святого Станислава 1-й степени. На Балканах Омер-паша запомнился тем, что сломил сопротивление боснийских беев, которые противились реформам султана и сформировали в Боснии и Герцеговине сильную оппозицию, какой не было около 15 лет со времён Хусейн-бека Градашчевича. Какое-то время казалось, что боснийцы успокоились, но с революцией 1848 года их движение вспыхнуло с новой силой. В 1849 году в Боснийской Краине вспыхнуло восстание против Османской империи, которое не мог подавить боснийский визирь Тахир-паша.
Omer_Pascha_Lith (427x700, 195Kb)
Омер-паша
После чего возникли аналогичные движения в других странах, среди противников реформы был визирь Герцеговины Али-паша Ризванбегович. В мае 1850 года султан послал Омер-пашу в Боснию подавить восстание. Он прибыл в августе того же года и быстро и решительно утопил восстание в крови, арестовал основных лидеров, в том числе, Али-пашу, который был убит охранником 20 марта 1851 года. В заключение попало около 1000 ага и беков, а около 400 в кандалах были отправлены в Стамбул. После этого Босния успокоилась, а феодальные отношения беков и ага были навсегда уничтожены. С тех пор Омер-пашу стали называть в Боснии «даур-паша» и величайшим врагом дворянства.
Когда в 1852 году произошел конфликт между Портой и черногорским князем Даниило I, Омер-паше было поручено верховное командование турецкой армией, действовавшей против черногорцев. Особых успехов в 1852 году достигнуто не было. К январю 1853 года Черногория была взята в кольцо окружения, которое постепенно стало сокращаться, но дальнейшим действиям помешало посредничество Австрии и России.
Roglan,_Omer-Pasha_&_Pelisier (563x700, 487Kb)
Лорд Раглан, Омер-паша и Пелисье под Севастополем в 1855 году
В начале Крымской войны 1853−1856 годов Омер-паша командовал турецкой армией, действовавшей на Дунайской линии. Он держался очень хорошо, и достиг звания сардарэкрем (фельдмаршал). После ухода российской армии с Дуная, Омер-паша вместе с британскими и французскими союзниками принял участие в боевых действиях в Крыму. В конце января 1855 года он прибыл с 21 тысячью человек в Евпаторию, откуда предполагалось действовать на русские коммуникации в Крыму. Но здесь успехи его ограничились отражением штурма Евпатории в феврале 1855 года. С осени того же года Омер-паша принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Его отряд отправлен был на судах к малоазиатским берегам, высадился в Батуме и двинулся на выручку осаждённому Карсу, но вернулся в Батум и 21 сентября высадился в Сухум-Кале, откуда вторгнулся в Мингрелию и овладел переправами на реке Ингури. В конце февраля 1856 года, прекратив дальнейшие действия, отплыл к Трабзону. С 1857 по 1859 годы Омер-паша командовал войсками в Месопотамии, где им было подавлено восстание. Из-за проявленной там жестокости он некоторое время находился в опале. Но, в связи с надвигавшейся войной с Черногорией (серб.), из-за восстания Луки Вукаловича, в начале 1861 года Омер-паша вновь назначен верховным главнокомандующим войск, действовавших против черногорцев и в Герцеговине. Боевые действия Омер-паши приводят Черногорию в 1862 году к весьма тяжелому положению, в результате которого Черногория смогла сохранить независимость только благодаря великим державам. Позднее, в 1867 году Омер-паша возглавлял подавление греческого восстания на острове Крит, но не имел там успеха. Из-за слабой поддержки турецкого флота и плохого снабжения он не смог в полной мере обеспечить блокаду острова. На этом его военная карьера закончилась, и в 1868 году он вышел в отставку. Умер в Стамбуле 18 апреля 1871года. В середине XX века югославский писатель Иво Андрич, лауреат Нобелевской премии, в своем романе «Омерпаша Латас» изобразил жизнь и деятельность Омер-паши во время войны в Боснии и Герцеговине. Литература: Омер-паша // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку