-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108711
Комментариев: 6801
Написано: 117182


23 ноября родились...

Пятница, 23 Ноября 2018 г. 04:51 + в цитатник
Li_Zhi (469x700, 340Kb)
1527
Ли Чжи (Ли Цзайчжи, Ли Чжоу, Линь Цзай; китайское имя - 李 贽; имя на пиньинь - Lǐ Zhì; имя в системе Палладия - Ли Чжи)
китайский философ, историк, писатель и литературный критик периода заката династии Мин. Один из наиболее оригинальных и противоречивых мыслителей китайского средневековья, философ и литератор, последователь Ван Янмина и сторонник так называемого «учения о сердце» (синь сюэ) в неоконфуцианстве, подвергавшийся из-за «отступничества от конфуцианских норм» официальному запрету и замалчиванию в Китае вплоть до начала 20 в. Родился в провинции Фуцзянь, игравшей роль главных морских ворот страны, через которые осуществлялась торговля со всей Азией и где были широко распространены антиконфуцианские настроения, приведшие, в частности в 17 в. в конце эпохи Мин (1368–1644) к массовому обращению жителей в христианство. Предки Ли Чжи занимались морской торговлей и уже в 14 в. стали исповедовать ислам. Один из них, крупнейший торговец Цюаньчжоу, по имени Линь Ну в 1384 добрался до Ормуза, женился на рабыне аборигенке (сэму – «цветноглазой») и принял ислам. Шесть поколений прямых предков Ли Чжи и, возможно, его жена были мусульманами. Исконно этот род носил фамилию Линь, однако с 1422 принадлежавший к нему Линь Гуанци после столкновения с высокопоставленным чиновником был вынужден покинуть родные места и изменить фамилию на Ли, распространив ее также на своих предков. При этом в качестве причины такого поступка Линь Гуанци выставлял приверженность семьи Линь к исламу и чужеродным обычаям. В итоге род разделился на две фамилии – Линь и Ли, представители которых, с одной стороны, сознавали свою единокровность и допускали взаимный обмен фамилиями, а с другой стороны – могли заключать между собой браки, что категорически запрещалось конфуцианской моралью даже для однофамильцев. Ли Чжи принадлежал к ветви Линь и первоначально именовался Линь Цзайчжи, но не позднее 1552 принял фамилию Ли, превратившись в Ли Цзайчжи. Причина этого не вполне ясна, но, согласно гипотезе швейцарского синолога Ж.Ф.Биллетера (Billeter), к переименованию Ли Чжи побудил отец. После запрета в 1523 частной морской торговли, направленного против традиционно считавшейся самой низкой, но в то время экономически доминировавшей социальной категории, семья потомственных морских торговцев оказалась в бедственном положении, выход из которого отец Ли Чжи увидел в том, чтобы дать своему первенцу конфуцианское образование, открывавшее дорогу к чиновничьей карьере и смене социального статуса, которая ознаменовалась отказом от фамилии, ассоциировавшейся с торговлей и инородной идеологией. Вставший на этот путь подавления внутреннего противоречия внешней ангажированностью и взявший себе другую фамилию перед сдачей государственного экзамена на вторую ученую степень «цзюй жэнь», Ли Чжи первым в роду сумел преодолеть данный барьер и получить место чиновника. В обретенном статусе ему пришлось изменить уже имя, когда в 1567 на престол взошел император Му-цзун (1537–1572), в собственное имя которого Чжу Цзайхоу входил иероглиф «цзай», ставший табуированным, что привело к превращению Ли Цзайчжи в Ли Чжи. Имея возможность на следующий год после получения степени «цзюй жэнь» участвовать в экзаменах на высшую степень «цзинь ши», Ли Чжи предпочел этому стандартному для конфуцианца шагу поиск чиновничьей должности, чего он достиг в 1555, став инспектором (цзяо юй) образования в уезде Гунчэн (современный Хойсянь) провинция Хэнань, в 1560– доктором Государственной академии (го цзы цзянь бо ши) в южной столице Нанкине, а в 1566 – заведующим канцелярией (сы у) в министерстве ритуалов в северной столице Пекине. Подобное поведение знаменовало собой не только стремление материально обеспечить семью, но и общее критическое отношение к институту государственных экзаменов, который он демистифицировал и в конце концов отверг как таковой. В 1580 свою идейную позицию Ли Чжи реализовал на практике, отказавшись от служебной карьеры и традиционных обязанностей, вменявшихся ему семьей, обществом и государством. Этот принципиальный разрыв с официозом был подтвержден в 1588 надписью на обнаруженной в 1975 мемориальной стеле его жены и такого же рода эпитафией, приготовленной им для собственной могилы: ни там, ни тут, называя себя, он не указал своих официальных титулов. Неприятие официального конфуцианства, т.е. неоконфуцианства школы Чэн И – Чжу Си, поначалу было для Ли Чжи равносильным неприятию любого учения вообще. Но около 1566 Ли Чжи открыл для себя философию Ван Янмина и буддизм, что позволило ему перестать быть «псом, лающим вслед за другими псами», и обрести теоретическое обоснование для отрицания окружавшей его материальной и духовной действительности. С рождения потерявший мать, лишившийся к тому времени деда, отца, трех детей и претерпевший множество страданий, Ли Чжи пришел к осознанию того, что подлинная субъективность, которую он считал источником истинных идей и чувств, не содержит в себе ничего представленного и является чистой свободой, более того – абсолютной негацией, свуществуя как таковая только в акте свободного отрицания. Наиболее полным воплощением понимания субъективной свободы у Ли Чжи стало его литературное творчество. Как свободная деятельность, допускающая абсолютную противоречивость и абсолютный негативизм, оно явилось для него той практической сферой, которая заменила спекулятивную активность конфуцианской метафизики, которая в 16–17 вв. постепенно умирала. С этим же связан его особый исследовательский интерес к наиболее свободным жанрам литературы, прежде всего неоднократно запрещавшемуся авантюрно-утопическому роману Ши Найаня (1296–1370) Шуй ху чжуань (Речные заводи) и официально признававшейся «безнравственной» пьесе Ван Шифу (умер около 1330) Си сян цзи (Западный флигель). В 1974 Ван Тань выдвинул гипотезу, что Ли Чжи является автором самого оригинального и скандально известного, запретного и до сих пор открыто не публикуемого в КНР эротического романа 16 в. Цзинь пин мэй (Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе). Философской основой этого мировоззрения стала концепция «детского сердца» (тун синь), выраженная в одноименном эссе Изъяснение детского сердца (Тун синь шо). Ли Чжи радикально изменил смысл данного бинома, с которым в классических конфуцианских текстах связано представление о глупой инфантильности, идентифицировав его с «истинным сердцем» (чжэнь синь), отличающимся «чудесной просветленностью» (мяо мин) и содержащим в себе все образы (сян, буддийск. laksana) вещей. За этим чудесным поворотом стояла, с одной стороны, даосская традиция, выраженная, например, в Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), где говорится, что люди «века совершенной благодати» (чжи дэ чжи ши) обладали «детским и невежественным сердцем (тун мэн чжи синь), а с другой стороны, традиция Мэн-цзы – Ван Янмина, предписывавшая не «утрачивать младенческого сердца» (чи цзы чжи синь) и «сохранять детское сердце» как кладезь «благомыслия» (лян чжи), т.е. интуитивных представлений о добре и зле, заложенных в человеке от рождения. Опираясь на эти предпосылки, Ли Чжи усмотрел в «детском сердце» «источник самой первой мысли» и одновременно то, из чего «не может не происходить высшая культура (вэнь) Поднебесной». Из универсальности «детского сердца» следовал тезис о присутствии в каждом человеке «мудрости [все отражающего] зерцала великого [небесного] круга» (да юань цзин чжи), т.е. всеобъемлющей мудрости Будды, в свою очередь отождествлявшейся с конфуцианской «светлой благодатью» (мин дэ), одинаково принадлежащей идеальным «совершенномудрым» (шэн) и простым людям. Фундаментальную для своего мировоззрения идею сущностного равенства всех человеческих существ Ли Чжи обосновывал с позиции равенства всех вещей в мире, «не причиняющих друг другу вреда». Такой подход означал признание «естественности» (цзы жань) присущих людям индивидуальных «сердечных стремлений к власти и выгоде» (ши ли чжи синь), даже похоти и эгоизма (сы), что в корне противоречило проповеди официальным конфуцианством возвышенности общих «небесных принципов» (тянь ли) и низменности частных человеческих страстей (жэнь юй). Важнейшим пунктом этого идейного противостояния стало отношение к женщине. В условиях маскулецентричного полигамного общества Ли Чжи в теории и на практике занял радикальную профеминистическую позицию, изложив ее в специальных работах Фу фу лунь (Суждения о муже и жене) и Да и нюй жэнь сюэ дао вэй дянь дуань шу (Письмо в ответ на [утверждение, будто] недалекие взгляды женщин [несовместимы с] изучением Дао-пути), где, в частности, задавал исторический вопрос: «Говорить о том, что среди людей есть мужчины и женщины допустимо, но разве допустимо говорить, что среди взглядов есть мужские и женские?» Выступая за достойное включение женщин в интеллектуальную жизнь, он привлекал их на свои лекции, что впоследствии послужило поводом для обвинения в разврате. Однако суждения Ли Чжи о равноправии женщин зиждились на абстрактной теории приоритета бинарности: «Вся тьма вещей в Поднебесной рождается от двоицы (лян) и не рождается от единого (и)». В рамках универсальной двоичности мировоззрения муж и жена аналогичны небу и земле, силам «ян» и «инь», представляя собой источник созидания» (цзао дуань). Эта теория была направлена и против отождествления Чжу Си единого с Великим пределом, который в качестве «принципа рождает пневму (ци)», и против тезиса Чжоу и о том, что Великий предел «рождает двоицу образов [инь и ян]». Она утверждала исходную бинарность «единого и двух», «принципа и пневмы», «инь-ян и Великого предела», «Великого предела и Беспредельного (у цзи)». Поэтому выражением так понимаемой свободы он сделал собственную жизнь, взяв также в качестве примера судьбу Хэ Синьиня (1517–1579), приверженца учения Ван Янмина в интерпретации Тайчжоуской школы, выдающегося социального утописта и большого оригинала, казненного в тюрьме. Во многом благодаря написанной Ли Чжи апологии Хэ Синьинь лунь (Суждения о Хэ Синьине, 1585) имя последнего избежало забвения. В смерти Хэ Синьиня, отправленного в тюрьму и на казнь, он усмотрел философский акт, выражающий абсолютный предел отрицания окружающей действительности, на грани которого сам находился и до которого не доходила мысль ни Ван Янмина, ни его ближайших учеников. Для формирования идеологии Ли Чжи как представителя «левого крыла» последователей Ван Янмина важнейшее значение имело его пребывание с 1570 по 1577 в Нанкине в качестве сверхштатного секретаря (юань вай лан) министерства юстиции. В 16 в. Нанкин был духовным центром Китая и отличался от северной столицы Пекина большей интеллектуальной свободой и опозиционными построениями. Там Ли Чжи занялся изучением буддизма и сблизился с выдающимся учеником Ван Янмина – Ван Цзи, а также виднейшими представителями Тайчжоуской школы – Ван Би (1511–1587), сыном и главным духовным наследником основателя школы и одного из наиболее известных учеников Ван Янмина – Ван Гэня, Ло Жуфаном (1515–1588), Цзяо Хуном (1541–1620) и др. В 1574 он стал учеником Ван Би и вместе с Цзяо Хуном опубликовал главный даосский канон Дао дэ цзин с комментариями конфуцианца Су Чжэ (1039–1112), предисловие к которому является его первым датированным произведением. Этот интерес к даосизму вылился в его собственный комментарий 1582 к Дао дэ цзину – Цзе Лао (Разъяснение Лао [-цзы ]), а также комментарий 1597 к главному канону основанной на даосизме школы военной философии (бин цзя) Сунь-цзы. Последняя работа, видимо, была также стимулирована его личным участием в обороне родного Цзиньцзяна от нападения японских пиратов в 1561. В 1598–1602 Ли Чжи прокомментировал главный конфуцианский канон Чжоу и. В 1578 он был назначен главой уезда Яоань пров. Юньнань, где выступал за естественное самоуправление. В 1580 Ли Чжи со скандалом ушел со службы и обосновался в качестве компаньона и домашнего учителя в посаде Хуанъань (провинция Хубэй) у своего друга Гэн Динли (1534–1584), старшим братом которого был также сторонник «левого крыла» в янминизме и высокопоставленный чиновник, вице-министр Гэн Динсян (1524–1596). С ним Ли Чжи вступил в острую полемику, в ходе которой пришел к отрицанию нормативной морали и признал нравственным разумное осуществление личного интереса в обыденной жизни. Он также обвинил Гэн Динсяна в неблаговидном поведении, поскольку тот не противодействовал казни своего друга Хэ Синьиня. В результате конфликта после смерти Дэн Динли Ли Чжи был вынужден покинуть Хуанъань и в 1585 переселился в «Буддийскую обитель грибов [долголетия]» (Чжи-фо-юань), расположенную на берегу небольшого озера Лунтань (Драконова заводь) близ Мачэна на северо-востоке пров. Хубэй, где в 1588 завершил свое первое оригинальное произведение Чу тань цзи (Первый сборник, [изданный у ] заводи). Оттуда в 1587 он отослал на родину в Фуцзянь жену, дочь и зятя, а в 1588, узнав о смерти своей 55-летней жены, по буддийскому обычаю обрил голову, что должно было символизировать его решение не возвращаться в семью, в которой он в конце концов лишился всех четырех сыновей и двух из трех дочерей. Активно участвуя в монастырской жизни, комментируя сутры, сочиняя пробуддийские тексты и, наконец, завещав похоронить себя в обители, подобно монаху, Ли Чжи вместе с тем формально не стал буддийским адептом, поскольку не изменил имени, не принял обет и не выбрал себе наставника. Намеренную парадоксальность своей позиции он подчеркнул последовавшей за скандалом с «пострижением» самоаттестацией в качестве «подлинного конфуцианца» (ши жу). Сохранение «конфуцианского мозга» при буддийской обритости головы объяснялось им представлением о том, что конфуцианство, даосизм и буддизм суть три дороги, ведущие к одной и той же цели – обнаружению Пути-дао (сань цзяо тун дао лунь) и уходу от бренного мира. Отсюда следовало, что практическая реализация настоящей философии, направленной на «исследование причин и следствий собственной жизни и смерти, изучение воплощений своей природы (син) и своего предопределения (мин)», заключает в себе необходимость стать монахом. Издав в 1600 Антологию учения о Пути-дао учителя [Ван ] Янмина (Янмин сяньшэн дао сюэ чао) и признавая создателя этого учения «достигшим Пути-дао истинным (чжэнь) человеком, который подобен истинному будде и истинному [даосскому] бессмертному», Ли Чжи, в отличие от многих своих современников и прежде всего Линь Чжаоэня (1517–1598), не настаивал на абсолютном единстве трех главных учений традиционного Китая, поскольку среди них все же пальма первенства принадлежит конфуцианству. Более того, он противопоставлял незыблемость конфуцианства «глупейшему» плану христианизации Китая, предложенному первым в Срединной империи миссионером-иезуитом Матео Ричи (Ricci, 1554–1610), с которым он встретился в Нанкине в 1598 и которому посвятил стихотворение В дар западному человеку Ли Ситаю (Цзэн си жэнь Ли Ситай). Позиция Ли Чжи расходилась с концепцией «совпадающего единства трех учений» (сань цзяо хэ и) его современника Линь Чжаоэня (1517–1598), ибо их полный синтез чреват лишь уменьшением полезности каждого из них в отдельности. Соответственно все они признавались несущими относительную истину, обусловленную историческими обстоятельствами. В частности, основополагающие для конфуцианства тексты Пятиканония и Четверокнижия (Ши Сань Цзин) он назвал «словесами, расхваленными и превознесенными чиновными историками», которые на самом деле суть «изречения наставников, записанные по памяти бестолковыми учениками», а не «совершенные суждения для всей тьмы веков». Поэтому и не все сказанное даже самим Конфуцием следует безоговорочно принимать. Тем более могут быть критикуемы Чэн И и Чжу Си, некоторые суждения которых он позволял себе называть бессмыслицей. С другой стороны, проклятый официальной историографией, реализовавший на практике идеи злейших врагов конфуцианства – легистов (фа цзя), одиозный правитель Цинь Ши-хуан-ди (259–210 до н.э.) был им прозозглашен «величайшим императором всех веков». В итоге начиная с 1590-х годов он стал подвергаться повсеместным преследованиям. Обстановка вокруг него накалилась до того, что в 1600 в уезде Мачэн толпа под водительством местных неоконфуцианских авторитетов устроила охоту за ним и разгромила его дом. Однако Ли Чжи сумел спастись, перебравшись в соседнюю провинцию Хэнань, откуда был приглашен погостить в доме тунчжоуского (в 40 ли от Пекина) цензора Ма Цзинлуня. Но в 1602 надзирающий цензор Чжан Вэньди (умер в 1625) предъявил ему обвинения в духовном и физическом разврате, впадении в ересь и обмане людей, направив императору доклад с рекомендацией «мятежника против Пути-дао» (луань дао) арестовать, а его сочинения уничтожить. Будучи препровожденным в Пекин и заключенным в тюрьму, Ли Чжи воспользовался бритвой брадобрея и разрезал себе горло, после чего на вопрос о причине самоубийства обронил предсмертную фразу «Чего еще искать семидесятилетнему старику?» Предвидев свою смерть, он, сделав соответствующую запись за два месяца, распорядился себя похоронить ни по конфуцианскому, ни по буддийскому обряду. Императорский эдикт о сожжении произведений Ли Чжи также исполнил предсказание, выраженное в названии его главного творения – Книги для сожжения (Фэнь шу, Мачэн, 1590). Однако несмотря на запрет, повторенный и следующим императором в 1625, сочинения Ли Чжи продолжали публиковаться и цитировать, о чем, в частности, свидетельствовал Гу Яньу (1613–1686) в Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу). Они служили источником свободомыслия, оппозиционных настроений и даже революционной активности как в самом Китае, так и в сопредельных странах. Так, в Японии один из провозвестников «революции Мэйдзи» (1868) и последователь Ван Янмина Ёсида Сёим (1830–1859) в тюрьме читавший и комментировавший Фэнь шу и Сюй цан шу, оставил запись том, что перед казнью его вдохновляет завершение жизни Ли Чжи. В Китае Фэнь шу была переиздана в 1908 в период революционного брожения накануне крушения империи в 1911. Начало современного изучения творчества Ли Чжи, ознаменовавшееся одновременным опубликованием в 1949 в Шанхае и Токио посвященных ему монографий У Цзэ и Симады Кендзи, также совпало с историческим переломом в судьбе Китая. Идейное наследие Ли Чжи главным образом представлено четырьмя произведениями Фэнь шу, Сюй фэнь шу (Продолжение Книги для сожжения, посмертная публикация, Синьань, 1618), Цан шу (Книга для сокрытия, Нанкин, 1599; в переводе В.С.Манухина Потаенная книга), Сюй цан шу (Продолжение Книги для сокрытия, посмертная публикация, 1609), которые увидели свет в современном издании в Пекине в 1959 и 1961, а затем были переизданы тем же издательством Чжунхуа шуцзюй в 1974 и 1975. Первая из этих книг представляет собой собрание писем, эссе, заметок, предисловий, стихов и других текстов, в том числе Тун синь шо, Фу фу лунь, Да и нюй жэнь сюэ дао вэй дуань дянь шу, Хэ Синьинь лунь, написанных Ли Чжи за 8 или 10 лет до ее опубликования; вторая состоит из столь же разнообразных сочинений и всех писем, написанных им после 1590; третья – включает в себя около 800 биографий исторических деятелей, получивших известность за почти двухтысячелетний период от 4 в. до нашей эры до 1368, т.е. до свержения правившей в Китае с 1281 монгольской династии Юань; четвертая – дополняет это собрание еще примерно 400 биографиями персонажей, действовавших при династии Мин, т.е. после 1368. Умер Ли Чжи в Пекине 6 мая 1602 года. Литература: Манухин В.С. Роль стиля в борьбе китайских вольнодумцев позднего средневековья. – В книге: Жанры и стили литератур Китая и Кореи. Москва, 1969; Манухин В.С. Взгляды Ли Чжи и творчество его современников. – Труды межвузовской научной конференции по истории литератур зарубежного Востока. Москва, 1970; Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI–XVII вв.). Москва, 1990; Ли Си. Ли Чжи. – Китайская философия. Энциклопедический словарь. Москва, 1994; Серова С.А. Тайчжоусцы о категории дэ как силе нравственного самостояния и гармонизации человека (ХVI–ХVII вв.). – В книге: От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. Москва, 1998.

 (518x699, 286Kb)
1553
Просперо Альпини (итальянское имя - Prospero Alpini, или Alpino; латинское имя - Prosper Alpin, или Prosperus Alpinus)
итальянский врач и ботаник. Родился в Маростика (Венецианская республика). В 1574—1578 прошёл курс наук в Падуанском университете, где получил степень доктора медицины. Практиковал в Кампосампьетро близ Падуи. В качестве личного врача венецианского консула в Каире Джорджо Эмо отправился в 1580 в Египет. Трёхлетнее своё пребывание там Альпини посвятил изучению природы и состоянию врачебного дела в Египте. Некоторые мысли Альпини о размножении растений нашли своё место в ботанической системе Линнея. По возвращении был сперва врачом на генуэзском флоте Андреа Дориа, потом профессором ботаники в Падуе (1593). Книга Альпини De Plantis Aegypti liber in quo pauci, qui circa herbarum materiam irrepserunt, errores deprehenduntur… (Венеция, 1592, in 4°) была особенно в почёте, вследствие обилия фактов, точного описания и хороших гравюр. По его смерти его профессорская кафедра была замещена его сыном — Альпино Альпини (умер в 1637). В 1603 был назначен руководить ботаническим садом в Падуе и одновременно — кафедрой фармакологии Университета. Умер в Падуа 6 февраля 1617 года. Род Alpinia, принадлежащий порядку Zingiberaceae, назван в честь Альпини Карлом Линнеем. Печатные труды: De medicina Aegyptiorum (Venezia, 1591; Parma, 1645) (на латинском языке); De Plantis Aegypti liber (Venezia, F. de Franceschi di Siena, 1592; Padova, 1640) — первая книга о растениях Египта; описаны 57 растений (49 из них проиллюстрировано); содержит, видимо, первое упоминание о Кофе (Coffea arabica L.) в Европе; эта же книга представила европейцам Банан (Musa sp.) и Баобаб (Adansonia digitata L.) ( на латинском языке); De praesagienda via et morte aegrotantium (1601) ( на латинском языке); De medicina methodica (1611)( на латинском языке); De plantis exoticis (Venezia, 1627, издано его сыном) ( на латинском языке); Historia naturalis Aegypti (2 тома, Leiden, 1735) (на латинском языке).

Ludwig_Philipp_von_Pfalz-Simmern (551x700, 279Kb)
1602
Людвиг Филипп Пфальц-Зиммернский (немецкое имя - Ludwig Philipp von der Pfalz)
курпринц Пфальцский. Родился в Гейдельберге, Курпфальц. Сын курфюрста Фридриха IV Пфальцского, младший брат «зимнего короля» Фридриха V, после смерти которого являлся опекуном его сына Карла I Людвига и регентом Пфальца. В соответствии с отцовским завещанием Людвиг Филипп унаследовал земли Шпорнгеймского графства и княжество Пфальц-Зиммерн, которое по соглашению 1653 года отошло курфюрстской ветви. Людвиг Филипп последовал за своим братом в Богемию и до битвы на Белой горе владел некоторое время Бреслауским княжеством. Император Фердинанд II признал Людвига Филиппа невиновным в богемских событиях, тем не менее, его земли были оккупированы испанцами. Благодаря вмешательству Швеции в Тридцатилетнюю войну Людвиг Филипп вернул себе Зиммерн и был назначен шведами управлять Пфальцем. Уже в 1634 году Людвиг Филипп был вынужден выехать во Франкенталь и Седан после поражения шведов в битве при Нёрдлингене. Людвиг Филипп вернулся в свои земли только после заключения Вестфальского мира. Умер в Кроссене 8 января 1655 года. Погребён в Штефанскирхе в Зиммерне. В 1631 году Людвиг Филипп женился на Марии Бранденбургской, дочери курфюрста Иоганна Фридриха. У супругов родились: Карл Фридрих — умер в младенчестве; Густав Людвиг — умер в младенчестве; Карл Филипп — умер в младенчестве; Людвиг Казимир (1636—1652) — умер в 16 лет; Елизавета Мария Шарлотта (1638—1664), замужем за Георгом III Бжегским, детей не имела; Людвиг Генрих Мориц (1640—1674), пфальцграф Зиммернский, был женат на Марии Нассауской, детей не имел; Луиза София Элеонора (1642—1643), умерла в младенчестве. Литература: Klaus Conermann: Die Mitglieder der Fruchtbringenden Gesellschaft 1617—1650. 527 Biographien. Transkription aller handschriftlichen Eintragungen und Kommentare zu den Abbildungen und Texten im Köthener Gesellschaftsbuch. Edition Leipzig, Leipzig 1985; Ludwig Häusser: Geschichte der Rheinischen Pfalz nach ihren politischen, kirchlichen und literarischen Verhältnissen. Band 2. Mohr, Heidelberg 1845, (2. Nachdruck: Richter, Pirmasens 1970).

Andrzej_Trzebicki (451x700, 319Kb)
1607
Анджей Тшебицкий (польское имя - Andrzej Trzebicki)
римско-католический и государственный деятель Речи Посполитой, епископ пшемысльский (1654—1658) и краковский (1658—1679), подканцлер коронный (1652—1658), интеррекс Речи Посполитой в 1674 году. Представитель польского шляхетского рода Тшебицких герба «Лебедь». Родился в Тшебичне под Серадзем. Сын каштеляна велюнского Марцина Тшебицкого (1572—1657) и Катарины Рознятовской. Получил образование в иезуитском коллегиуме в Калише, затем изучал философию в иезуитском коллегиуме в Кракове. Затем изучал теологию в Риме, был рукоположен в священники после возвращения в Польшу. Вначале служил священником в приходе Прохы в Плоцкой епархии. В 1633 году стал каноником плоцкого капитула и одновременно получил степень доктора богословия. 30 апреля 1642 года Анджей Тшебицкий произнес речь в Плоцком соборе, приветствуя польского короля Владислава IV с семьей. С этого момента его духовная карьера пошла в гору. 30 мая 1642 года он стал каноником гнезненским, а в 1644 году — каноником краковского кафедрального капитула. В период бескоролевья в 1648 году Анджей Тшебицкий руководил канцелярией примаса, а от нового короля Яна Казимира в 1652 году получил должность подканцлера коронного. 12 декабря 1654 года по решению папы римского Иннокентия X Анджей Тшебицкий получил сан епископа пшемысльского. Вступил в сан епископа в иезуитской церкви в Кракове 21 сентября 1655 года. Задержка была вызвана войной со Швецией. Во время Шведского потопа сопровождал короля Яна Казимира в изгнании в Силезии. Он был сторонником изгнания ариан из Польши, чего потребовал на сейме в 1658 году. 14 июля 1657 года скончался в Рацибуже епископ краковский Пётр Гембицкий. Король Ян Казимир в письме в Рим предложил на должность епископа краковского Анджея Тшебицкого. Королевское предложение получило одобрение, 2 марта 1658 года папа римский Александр VII уволил Анджея Тшебицкого с должности епископа пшемысльского и назначил епископом краковским. 3 ноября 1658 года состоялся ингресс Анджея Тшебицкого в Вавельском кафедральном соборе. После отречения польского короля Яна II Казимира в 1668 году епископ краковский Анджей Тшебицкий вначале поддерживал кандидатуру французского принца Луи де Бурбона-Конде, а в 1669 году был избран от Краковского воеводства на элекционный сейм, где поддержал избрание Михаила Корибута Вишневецкого на польский королевский престол. В качестве епископа краковского Анджей Тшебицкий провёл большое обследование имущества Краковского епископства, восстановил разрушения после войны со Швецией и оказывал финнансовую поддержку Архибратству Милосердия Пресвятой Девы Марии в Кракове. Основал первую в Польше больницу для душевнобольных, называемую «Дом под Лебедем» (улица Госпитальная, 13). Завершил строительство часовни Ваз в Варшаве, отремонтировал часовую башню и пресвитерии. Собор украсил ценными гобеленами и чашечками и, исполняя завещание своего предшественника, заказал в Гданьске новый реликварий для святого Станислава. Мощи святого Станислава были положены в 1671 году. Анджей Тржебицкий привез и похоронил в подвале часовни умершего после отречения от престола во Франции Яна Казимира Вазу. После смерти польского короля Михаила Корибута Вишневецкого Анджей Тшебицкий участвовал в подготовке избрания нового короля. Из-за болезни примаса Казимира Флориана Чарторыйского он был назначен исполняющим обязанности интеррекса Речи Посполитой до избрания нового монарха. В 1674 году он был избран депутатом от Краковского воеводства на элекционный сейм, где поддержал кандидатуру Яна Собеского на польский престол. Через несколько дней после смерти примаса Казимира Флориана Чарторыйского он объявил королём Яна Собеского. После избрания новым архиепископом гнезненским Анджея Ольшовского Анджей Тшебицкий вступил с ним в острый конфликт, который закончился только после вмешательства папы римского. церкви В конце 1679 года Анджей Тшебицкий начал серьезно болеть, но отслужил мессу на Рождество Христово. 28 декабря 1679 года епископ краковский скончался в городе Кельце. После мессы в Вавельском соборе он был похоронен 29 января 1680 года в костёле Святых Петра и Павла в Кракове. В соответствии с последней волей покойного его огромная библиотека была передана монастырю иезуитов (библиотека сгорела во время большого пожара 26 июля 1719 года). Племянник епископа — декан краковский Каспер Ценский изготовил в 1695—1696 годах покойному надгробие из черного мрамора в стиле барокко. Литература: Adam Przyboś, Michał Rożek Biskup krakowski Andrzej Trzebicki PWN Warszawa, Kraków 1989.

Sophie_Eleonore_von_Sachsen,_Landgräfin_von_Hessen-Darmstadt,_Gemahlin_des_Landgrafen_Georg_II._(1609-1671) (544x700, 202Kb)
1609
София Элеонора Саксонская (немецкое имя - Sophie Eleonore von Sachsen)
принцесса из альбертинской линии Веттинов, в замужестве ландграфиня Гессен-Дармштадтская. Родилась в Дрездене. София Элеонора — старший ребёнок в семье курфюрста Саксонии Иоганна Георга I и его второй супруги Магдалены Сибиллы Прусской, дочери герцога Пруссии Альбрехта Фридриха. Вопреки начавшейся Тридцатилетней войне свадьба Софии Элеоноры с будущим ландграфом Гессен-Дармштадта Георгом II, состоявшаяся в Торгау 1 июля 1627 года, отмечалась с размахом. По случаю свадьбы состоялась премьера первой немецкой оперы «Дафна» Генриха Шютца, положившая начало музыкальному сопровождению княжеских празднеств.
София Элеонора 1609 (502x700, 325Kb)
Вдовствующая ландграфиня София Элеонора с внуками. 1667
Супругу Софии Элеоноры Георгу, ставшему зятем саксонскому курфюрсту, удалось добиться признания нейтралитета Гессен-Дармштадта у короля Швеции Густава II Адольфа. Умерла в Дармштадте 2 июня 1671 года. Потомки: Людвиг VI (1630—1678), ландграф Гессен-Дармштадта, женат на принцессе Марии Елизавете Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской (1634—1665), затем на принцессе Елизавете Доротее Саксен-Гота-Альтенбургской (1640—1709); Магдалена Сибилла (1631—1651); Георг (1632—1676), ландграф Гессен-Иттера, женат на принцессе Доротее Августе Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургской (1636—1662), затем на графине Юлиане Александрине Лейнинген-Дагсбург-Гейдесгеймской (1651—1703); София Элеонора (1634—1663), замужем за ландграфом Вильгельмом Кристофом Гессен-Гомбургским (1625—1681); Елизавета Амалия (1635—1709), замужем за курфюрстом Филиппом Вильгельмом Пфальц-Нейбургским (1615—1690); Луиза Кристина (1636—1697), замужем за графом Кристофом Людвигом I Штольбергским (1634—1704); Анна Мария (1637); Анна София (1638—1683), аббатиса Кведлинбургского монастыря 1681—1683; Амалия Юлиана (1639); Генриетта Доротея (1641—1672), замужем за графом Иоганном II Вальдек-Пирмонтом (1623—1668); Иоганн (1643); Августа Филиппина (1643—1672); Агнесса (1645); Мария Гедвига (1647—1680), замужем за герцогом Бернхардом I Саксен-Мейнингенским.

Иларион_Суздальский (543x700, 570Kb)
1631
Иларион (в миру - Иоанн Ананьев)
епископ Русской православной церкви, митрополит Суздальский и Юрьевский, один из основателей и первый строитель Свято-Успенского монастыря «Флорищева пустынь». Канонизирован в лике святителей, память 27 декабря. Родился в Нижнем Новгороде, в семье нижегородского священника Анании и его жены Мелании. С ранних лет он показал себя смышлёным ребёнком. Отец, видя не по летам быстрое развитие сына, решил научить его грамоте и, к великому удивлению всех, Иоанн уже к четырём годам прочитал все книги, которые давались в те времена детям при обучении: букварь, часослов и псалтырь. В 1636 году, когда Иоанну было пять лет, умерла его мать. Спустя три года Анания, по благословению Патриарха Иоасафа, ушёл в козьмодемьянский Спасский монастырь на реке Юнге, за 50 вёрст вниз по Волге, взяв с собой сына. Там он принял монашеский постриг с именем Антоний. В этом незнатном монастыре и прошли детство и юность Иоанна. Когда Иоанну было 16 лет, он, взяв у отца благословение, пошёл навестить своих родных в село Кириково. Родные, «положиша намерение» женить Иоанна. Иоанн долго не соглашался, желая для себя монашеского пути, но в итоге уступил и сочетался браком с дочерью священника из соседнего села, по имени Ксения. Её брат Павел, будущий епископ Коломенский, подвизался в то время в Троицкой Балахнинской Пафнутьевой пустыни. Через полтора года Ксения, заболев, скончалась. Горько плакал молодой вдовец: «О, люте моего несчастия и злополучения! О, люте моего вдовства младолетного! Не хотех было браком сочетатися, днесь же не могу претерпети разлучения. Премилостивый Владыко … вем, яко неисповедимы суть щедроты человеколюбия Твоего, но не могу престати от сего жалосте скорбного нашествия». Родные советовали жениться повторно, но теперь Иоанн был непреклонен. Постригся в монашество 11 декабря 1653 года в возрасте 22 лет. Уединившись в Флорищеву пустынь Иларион стал известным патриарху Никону, к которому он примкнул в деле исправления церковных книг. 22 мая 1654 года патриарх Никон по просьбе братии посвятил Илариона в сан иеромонаха, признав его «зело искусным в Священном Писании». Слава о его подвижничестве привлекла Фёдора Алексеевича; он дважды посетил пустынь, приказал построить в ней церковь и назначил Илариона архиепископом суздальским. 11 декабря 1682 года Иларион был рукоположен в сан архиепископа Суздальского и Юрьевского. В Суздальской епархии Иларион строил, восстанавливал и украшал храмы. Только в Суздале на его средства было построено пять церквей и перестроен древний собор. В том же году при венчании второго брака царя Иларион получил белый клобук и сан митрополита. В 1699 году митрополитом Суздальским Иларионом торжественно были открыты мощи преподобной Ефвросинии Суздальской, которые до тех пор оставались под спудом. В округе митрополит Иларион построил тридцать храмов. Умер в Суздале 25 декабря 1708 года. Погребён в суздальском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У его гробницы совершались чудеса и исцеления, около двадцати из них засвидетельствованы в древнем житии святителя. Житие митрополита Илариона составлено его учениками, первое издание датируется 1868 годом. Литература: Орлов С., священный Святитель Иларион Суздальский и его обитель на Красной Флорищевой горе. — Нижний Новгород, 2012. — 320 страниц, 1 000 экземпляров. ISBN 5-88213-102-2

Mabillon (419x700, 324Kb)
1632
Жан Мабильон (французское имя - Jean Mabillon)
французский учёный, историк, бенедиктинец, «отец» науки палеографии и дипломатики. Родился в Сен-Пьермоне. Достижения Мабильона в области критики источников считают эпохальными. По словам Марка Блока, «год 1681 — год публикации „De Re Diplomatica“ — поистине великая дата в истории человеческого разума». Был членом конгрегации мавристов и Академии надписей. С 1664 работал в библиотеке аббатства Сен-Жермен-де-Пре, где и осуществил многотомную публикацию источников по истории ордена бенедиктинцев с комментариями и примечаниями. Вёл обширную корреспонденцию с разными учёными, между прочим c болландистами и Лейбницем. Умер в Париже 27 декабря, 1707 года. Сочинения: «Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti, in saeculorum classes distributa» (Париж, 1668—1701; Венеция, 1733) — во многих отношениях впервые собранные в виде кратких биографий материалы о жизни принадлежавших к ордену св. Бенедикта церковных, литературных и учёных деятелей со времени св. Бенедикта до 1100 года; помимо биографических, в книге приводились обширные сведения о церковном и монашеском средневековом быте, о разных вопросах исторической критики, хронологии и генеалогии, о родословии Меровингов и т. п.; «Annales ordinis S. Benedicti» (Париж, 1703—1739; Лукка, 1739—1745) — продолжение предыдущего издания, содержащее в себе жизнеописания не только святых, но и всех монахов-бенедиктинцев, действовавших на поприще христианской цивилизации; «De re diplomatica, libri VI» (Париж, 1681; Supplementum к нему — 1704, новое издание — 1709). — Сочинение называли чудом учёности. Под дипломатикой автор понимал учение об исторических документах и актах, о признаках, по которым определяется степень достоверности исторических материалов, о способах обнаруживать подделки в них, о древних материалах для письма и его видах, о «стилях» документов и актов, о канцелярских обычаях, о надписях, монограммах, печатях и т. п. Также трактовалось о составе канцелярий у франков, о разных коллекциях хартий, дворцах франкских королей. Особенно важны в этом сочинении Мабильона образцы древнего письма, приведённые в 58 гравированных таблицах, а также собрание документов от 471 г. до конца XII века; «Traité des études monastiques» (Париж, 1691) — краткая методология богословского курса. В ней Мабильон настаивал на праве и даже обязанности монахов заниматься не только изучением Святого Писания и отцов церкви, но и всякого рода научной деятельностью; «Vetera analecta» (Париж, 1675—85) и «Museum italicum» (Париж, 1687—89; новое издание. 1724) - материалы, собранные Мабильоном в Германии для так и ненаписанной книги по истории Франции. Литература: Добиаш-Рождественская О.А., История письма в средние века, Москва, 1936, страницы 90 — 105; Косминский Е.А., Историография средних веков, Москва, 1963, страницы 121—22, 125; Leclercq Н., Mabillon, v. 1—2, P., 1953—1957.

 (558x699, 114Kb)
1641
Антоний Гейнзиус (нидерландское имя - Anthonie Heinsius)
голландский государственный деятель, великий пенсионарий Голландии с 1689 г. Родился в Делфте, в старинной патрицианской семье. Окончил юридическое образование в Лейдене и в 1679 г. сделался пенсионарием своего родного города Дельфта; в 1682 г. получил дипломатическую миссию во Францию и с тех пор стал заклятым врагом этой страны. Примкнув к штатгальтерской партии, Гейнзиус в 1687 г. был посланником в Англии, а в 1688 г. занял пост главного пенсионария Голландии. В этом звании он горячо поддерживал политику Вильгельма Оранского и пользовался большим влиянием. Это влияние он сохранил и после смерти Вильгельма, причем оно простиралось и за пределы его родины: Гейнзиус играл немаловажную роль в европейской политике. В войне за испанское наследство он был душой коалиции против Франции и вместе с принцем Евгением и Мальборо составлял известный в то время "триумвират". Благодаря Гейнзиусу, Голландия извлекла из Утрехтского мира значительные выгоды, но громадные военные издержки истощили финансовые ресурсы Голландии, да и сами результаты казались многим несоответствующими тому напряжению, которого стоила Голландии эта борьба; поэтому у Гейнзиуса было много врагов и в последние годы его жизни общественное мнение было против него. Умер в Гааге 3 августа 1720 года. Интересная и важная для истории того времени дипломатическая переписка Гейнзиуса издана Г.И.Геймом ("Het archief van den raadpensionaris A.H.", Гаага, 1867-1880).

Danckelman,_Eberhard_von_(1643-1722) (584x700, 337Kb)
1643
Фрайхерр Эбергард Христоф Бальтазар фон Данкельман (немецкое имя - Eberhard Christoph Balthasar Freiherr von Danckelman)
бранденбургский государственный деятель. Родился в Лингене, Эмсланд, Нижняя Саксония, Германия. Был с 1683 года гувернером принца Фридриха Вильгельма (будущего Фридриха I), занимал по восшествии его на престол в 1688 году разные должности и в 1695 году сделан обер-президентом государственного совета и первым министром. Под его управлением поднялись торговля, промышленность и финансы, учреждена академия наук, в Галле был основан университет, украшен Берлин. Уже в 1697 году вследствие происков завидовавшей ему придворной партии, заручившейся помощью курфюрстины Софии Шарлотты, Данкельман был внезапно отставлен, без суда подвергнут заключению и лишен звания и прав состояния. В 1707 году он получил свободу, но призван опять ко двору лишь при Фридрихе Вильгельме I. Умер в Берлине 31 марта 1722 года. Литература: Bresslau u. Isaacsohn, «Der Fall zweier preuss. Minister: D. und d. Grosskanzler Fürst» (Берлин. 1878).

Isaac_Moucheron_Tome_Quatrieme_p_153 (700x431, 223Kb)
1667
Изак де Мушерон (нидерландское имя - Isaac de Moucheron)
голландский художник-пейзажист и декоратор. Родился в Амстердаме. Сын и ученик пейзажиста Фредерика де Мушерона (1633-1686). Подражал Гаспару Пуссену и отчасти И.Глауберу. Бывал в Италии, и часто писал итальянские пейзажи по заказу богатых голландских семей. Его картины, хранящиеся в Шверинской, Аугсбургской, Копенгагенской и других галереях, свидетельствуют о нём, как о рисовальщике более точном, чем его отец, не обладавшем, однако, мягкостью и гармоничностью колорита того мастера. Как минимум одна работа Мушерона представлена в собрании ГМИИ имени Пушкина, куда поступила в составе коллекции Ильи Самойловича Зильберштейна. Умер в Амстердаме в 1744 году. Галерея: Вид Тибра. Национальный музей (Варшава); Пейзаж с фигурами. Музей Изобразительного Искусства, Валлетта; Речной пейзаж с нимфой и сатиром. Аукцион Сотбис; Вид на Тиволи. Государственный музей (Амстердам). Источники: Мушерон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1674
Пьер Дюмаж (французское имя - Pierre Du Mage или Pierre Dumage)
французский органист и композитор позднего барокко. Родился в Бове. Первым учителем музыки был, скорее всего, его отец, служивший органистом собора г. Бове. В юном возрасте Дюмаж переехал в Париж, где учился у Луи Маршана. В 1710 году Пьер Дюмаж был назначен главным органистом собора Лана. Из-за напряженных отношений с настоятелем собора в 1719 году оставил службу. Впоследствии работал чиновником в королевской администрации. Умер в Лане 2 октября 1751 года. Данных о его композиторской деятельности в этот период не сохранилось. Единственная работа Дюмажа, напечатанная в 1708 году, — Livre d’Orgue (Suite du 1er ton, 1708) была посвящена главе Сен-Кантена. Изысканная музыка Дюмажа, созданная в лучших традициях французский органной музыки того времени, по мнению музыковедов, отличается очень высоким качеством. Избранные музыкальные произведения: Автор органной музыки. «Grand jeu» (Из первой органной книги); Livre d’Orgue (Suite du 1er ton, 1708); Органная сюита в двух частях; Récit. Литература: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — Vol. 5. — London, 1980; Кривицкая Е.Д. История французской органной музыки. — 2003.

1678
Бартольд Фейнд (немецкое имя - Barthold Feind)
германский юрист, либреттист, драматург и поэт-сатирик, литературный полемист. Родился в Гамбурге. Среднее образование получил в гимназии Йоханнеум в родном городе. С 1699 года изучал право в Виттенбергском университете и в тот же период написал свои первые сатирические стихи, некоторые из которых сохранились. Завершил получение юридического образования в 1702 году в университете Галле. После этого вернулся в Гамбург, где имел адвокатскую практику. В 1705—1706 годах снимал одну квартиру с Кристианом Фридрихом Хунольдом, впоследствии ставшим его врагом. Сатиры Фейнда, направленные против гамбургского пастора Крумбгольца, вызвали в городе волнения, и по приговору гамбургского сената был в 1707 году отправлен в изгнание; в своих гражданских правах восстановлен лишь по решению имперской комиссии в начале 1709 года. В 1717 году вмешался в полемику по случаю войны между Данией и Швецию, в защиту шведских интересов опубликовал несколько политических памфлетов, по причине чего был арестован датчанами и заключён в Рендсбурге. Освобождённый из заключения в 1719 году последние годы жизни провел в Гамбурге, где и умер 14 октября 1721 года. Наиболее известные драматические произведения: «Carnaval der Liebe» (1702); «Das verwirrte Haus Jacob» (1704); «Die römische Unruhe oder die edelmüthige Octavia» (1705); «Die Kleinmüthige Selbstmörderinn Lucretia» (1705); «Masagniello furioso» (1706); «La Constanza Sforzata, die gezwungene Beständigkeit» (1706); «L’amore amalato, die Krankende Liebe» (1708); «Der Fall des grossen Richters in Israel, Simson» (1709); «Desiderius» (1709); «Julius Caesar» (1709); «Der sterbende Cato» (1715); «Rinaldo» (1715). Кроме того, известны его стихотворения стихотворения: «Geöffnete Schaubühne der vornehmsten Weltweisen… in deutschen Versen» (1702); «Das Lob der Geldsucht» — сатира (1704); «Der Heldenmüthige Monarch von Schweden, Carolus der XII» (1707); «Bellerophon» (ода); «Deutsche Gedichte» (1708).

1687
Жан-Батист Сенайе (французское имя - Jean Baptiste Senaillé)
французский скрипач и композитор. Родился в Париже. Сын скрипача, игравшего в ансамбле «Двадцать четыре скрипки короля» (и сам вошедший в состав ансамбля в 1713 г.). Учился у Жана-Батиста Ане и Джованни Антонио Пьяни, а в Модене у Томазо Антонио Витали, благодаря чему ввёл затем при французском дворе некоторые итальянские элементы репертуара и приёмы игры. В 1710—1727 гг. опубликовал пять сборников сонат для скрипки и basso continuo, по десять сонат в каждом. Умер в родном городе 15 октября 1730

Ernst_Johann_von_Biron_111 (567x700, 310Kb)
1690
Эрнст Иоганн Бирон (немецкое имя - Ernst Johann von Biron)
регент Российской империи и герцог Курляндии и Семигалии, из остзейских дворян. Принял офранцуженную фамилию Биро́н (von Biron) по созвучию с фамилией семейства французских герцогов. Курляндский дворянин, граф (1730), фаворит русской императрицы Анны Иоанновны. С 1718 находился при её дворе в Курляндии, в 1730 в качестве обер-камергера её двора приехал в Россию. Имел огромное влияние на императрицу. В 1737 при содействии Анны Иоанновны был избран герцогом Курляндии, которой управлял из Санкт-Петербурга. По завещанию Анны Иоанновны Бирон после её смерти (17 октября 1740) стал регентом при несовершеннолетнем императоре Иване VI Антоновиче, что вызвало недовольство русского дворянства. В результате борьбы за власть, вылившейся в дворцовый переворот, 9 ноября 1740 Бирон был арестован. Правительницей стала мать Ивана VI — Анна Леопольдовна. Бирон по обвинению в «захвате регентства» и стремлении завладеть престолом был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Пелым, с 1742 — в Ярославль. Пётр III вернул Бирона в Санкт-Петербург; Екатериной II он был восстановлен на курляндском герцогском престоле. В российской историографии закрепилось понятие «бироновщины» как крайне реакционного политического режима в России в 1730-х годах в царствование Анны Ивановны; принято считать Э. Бирона создателем этого режима. Часто Бирона называют «временщиком». Характерными чертами бироновщины принято считать засилье иноземцев, главным образом немцев, во всех областях государственной и общественной жизни, хищническую эксплуатацию народа, разграбление богатств страны, жестокие преследования недовольных, шпионаж, доносы. Хотя времена Анны Иоанновны и Бирона действительно были неудачными с точки зрения государственного управления, такая прямолинейная точка зрения сильно преувеличена. Второй сын Карла фон Бирена (Бюрена) и Гедвиги-Катарины, урождённой фон дер Рааб, родился на родовой мызе Кальнцем, Курляндия (ныне посёлок Калнциемс, Латвия). Сведения о его жизни до 1718 г. фрагментарны и плохо поддаются проверке. Сообщается, что Эрнст Иоганн был послан учиться в Кёнигсбергский университет, однако его имя в списках студентов пока не обнаружено. К.Манштейн утверждает, что молодой Бирон пытался получить место камер-юнкера при супруге наследника российского престола Алексея Петровича, но ему было отказано по причине низкого происхождения. Княгиня Наталия Долгорукая пишет в своих воспоминаниях, что Бирон занимался сапожным ремеслом и даже шил сапоги ее дяде, что также не находит подтверждения в других источниках. Согласно воспоминаниям самого Бирона, к 1740 г. он находился на службе Анны Иоанновны уже 22 года, что позволяет отнести к 1718 г. его появление при курляндском дворе, куда он был принят по протекции канцлера Курляндии И.Г.Кейзерлинга, либо, по другим сведениям, обер-гофмейстера герцогини Курляндской П.М.Бестужева-Рюмина. Бирон занимал при дворе должности секретаря герцогини, с 1720 г. управляющего ее имением Вюрцау (Вирцава), в 1722 г. назначен камер-юнкером, обер-камер-юнкером (к 1726 г.), затем после 1727 г. камергером. 25 февраля 1723 г. женился на фрейлине герцогини Анны, Бенигне Готтлиб фон Тротта-Трейден (1703—1782), которая, по официальной версии, родила ему троих детей. Около 1722 г., находясь в Кёнигсберге, участвовал в уличной драке с городской стражей, в результате которой один стражник был убит. Несколько месяцев провел в тюрьме, откуда был выпущен с обязательством уплатить 700 рейхсталеров штрафа, о чем сохранилось его письмо в архиве П.Я.Дашкова. Исполняя поручения герцогини Анны, а также сопровождая ее в поездках, несколько раз был в России, где получил известность при императорском дворе, в том числе как знаток лошадей. Когда Анна была избрана на русский престол, она взяла его с собой в Россию.
Biron_Ioann_Ernst (445x700, 246Kb)
Бирон и его подпись (гравюра Л.А.Серякова)
По случаю своей коронации она назначила Бирона 28 апреля 1730 обер-камергером (тогда это была придворная должность, а не звание), «с рангом действительного генерала». В том же году Бирон получил диплом на титул графа Священной Римской империи. В 1737 избран при содействии России курляндским дворянством на место последнего герцога из рода фон Кеттлеров — Фердинанда и с этого времени стал именоваться «божией милостью Эрнст-Иоганн герцог Курляндский». Король польский Август III, обязанный своим престолом России, согласился признать эту кандидатуру. России было выгодно иметь во главе Курляндии человека, который вполне от неё зависел бы. К этому стремился ещё Петр Великий. В царствование Анны Иоанновны Бирон управлял своим государством из Санкт-Петербурга. Как герцог Курляндский, он был всегда верен интересам России и не позволял себя увлечь подарками ни прусскому королю, ни императору Священной Римской империи. Лица, писавшие о царствовании Анны Иоанновны во второй половине XVIII века, рисуют Бирона злым гением России со дня его появления здесь (княгиня Н.Долгорукова, Миних, его адъютант Манштейн и др.). По изображению этих авторов, Бирон был человеком в высшей степени грубым, необразованным, корыстолюбивым и кровожадным. На нём тяготело обвинение в господстве иностранцев, в жестокостях и казнях, совершавшихся будто бы по приказанию иностранца-временщика, в казнокрадстве и в разорении русского народа. Государством действительно управляли иностранные министры (Миних и Остерман), но они были выдвинуты Петром Великим, усвоили его традиции и действовали в интересах России; к тому же их разделяла с Бироном непримиримая вражда. Бирон не вывез с собою в Санкт-Петербург массы курляндцев, и они не составили собою ничего сплочённого, подобного тому, как впоследствии голштинцы при Петре III. Президенты большинства коллегий, как и большинство сенаторов, были русские. Много было иностранцев в армии и среди дипломатов, но их много было там и при Петре Великом. Бирон был очень невысокого мнения о русских и не скрывал этого; но наряду с этим такая осведомлённая свидетельница, как леди Рондо, отмечает у него желание не раздражать русских неуважением к их обрядам. Этим подтверждаются известия других иностранцев, что он искал популярности. Наконец, в нём находили поддержку многие русские государственные люди, например, передовой человек в крестьянском вопросе Анисим Маслов. Бирон поддерживал на Украине князя Шаховского против Миниха и ввёл в кабинет министров Бестужева-Рюмина против Остермана. Политических преследований в царствование Анны было очень много, но Бирон не был в них заинтересован. В них были заинтересованы лично императрица и лица, которым она была обязана неограниченной властью (С.А.Салтыков, Феофан Прокопович, граф Г.И.Головкин, особенно Остерман; среди доносчиков были такие люди, как Татищев и Миних). Имевшая мало прав на престол, императрица очень ревниво относилась к тому, что говорили в народе о её правах. Правда, в делах об оскорблении величества постоянно фигурирует имя Бирона и его отношения к императрице, но в этих случаях оскорблённой является сама императрица, а не Бирон. И позже, при императрице Елизавете, секли кнутом и резали языки тем, кто говорил об отношениях Бирона к её предшественнице.
3 декабря 1690 года родился — Эрнст Иоганн Биронpost-13108-129133563359 (700x348, 232Kb)
В деле Волынского фигурировала жалоба Бирона, но она была очень незначительным фактом среди массы других обвинений. Некоторые лица при Анне были, несомненно, обязаны своим избавлением от опалы Бирону (например, Куракин). Рассказы о страшном корыстолюбии Бирона основаны главным образом на голословном уверении историка Болтина, что Бирон забрал себе недоимки на многие миллионы рублей, а государство вконец разорил. Точно так же не доказано и выставленное Татищевым обвинение, что Бирон при помощи своего клиента Шемберга эксплуатировал в свою пользу лучшие русские горные заводы и другие промыслы. Но имеются несомненные доказательства того, что он неоднократно отклонял от себя крупные денежные подарки, очень обычные для того времени. Из подарков государыни самым крупным были 500 тысяч рублей, пожалованные ему по случаю заключения мира с Турцией, из которых, однако, он получил не все, а только 100 тысяч рублей. Вообще деятельность Бирона при Анне Иоанновне и степень его влияния очень мало поддаются точному определению. Во всяком случае, мысль о его регентстве была выдвинута не немцами, а русскими вельможами (кабинет-министр князь Черкасский, генерал-прокурор князь Трубецкой, князь Куракин, граф Головин, граф М.Головкин и в особенности Бестужев-Рюмин). Сделавшись регентом после смерти императрицы Анны в силу её завещания (в октябре 1740), Бирон искал популярности среди русского общества и стал добросовестно заниматься делами. Не любивший его французский посланник Шетарди пишет: «Он непрерывно занят тем, что может его сделать угодным народу; последний много терпел от затруднений и медлительности, которыми отличалось ведение здешних дел; для того чтобы сократить срок делопроизводства, Бирон отправился третьего дня в сенат, оставался там по крайней мере четыре часа и будет туда являться отныне каждый четверг».
Rundale-palace (700x355, 383Kb)
Рундальский дворец Бирона
И действительно, первые меры регента отличались, как отмечает и С.М.Соловьёв, гуманностью. Однако с самого начала его правления между ним и родителями императора Иоанна Антоновича начались недоразумения. Был открыт заговор, имевший целью устранить регента и поставить на его место принца Брауншвейгского или его супругу. Не подлежало сомнению, что принц имел связи с заговорщиками. Бирон апеллировал к собранию кабинета, сената и генералитета, которое единогласно стало на его сторону. Отцу императора пришлось публично выслушать крайне резкое замечание от начальника Тайной канцелярии А.И.Ушакова. Между тем матери императора, Анне Леопольдовне, предложил свои услуги старый фельдмаршал граф Христофор Миних, который арестовал в ночь на 9 ноября 1740 герцога Курляндского вместе с его женой. Бирон был предан суду, и ему было поставлено в вину, по меткому выражению того же Шетарди, даже и то, что он принимал награды и подарки от императрицы. Главные обвинения против Бирона были выставлены следующие: «захват» регентства, «небрежение» о здоровье покойной государыни, желание удалить царскую фамилию из России с целью завладеть престолом и притеснения русских. 18 апреля 1741 был обнародован манифест «о винах бывшего герцога Курляндского». Он был приговорён к смертной казни, но помилован Анной Леопольдовной как правительницей государства. Бывший регент был отправлен из Шлиссельбурга в Пелым под строгим надзором. Он впал в мрачное настроение духа и стал готовиться к смерти. Когда на престол вступила Елизавета, которой он оказал некоторые услуги, она вспомнила изгнанника и перевела его на житьё в Ярославль, но не решилась отпустить на родину. Павший временщик написал для государыни записку, в которой оправдывался в возведённых на него обвинениях, в том числе и в захвате регентства. Впоследствии Екатерина II находила эту записку заслуживающей доверия.
3 декабря 1690 года родился — Эрнст Иоганн Биронpost-13108-129133563561 (700x685, 267Kb)
Пётр III вызвал Бирона в Санкт-Петербург, возвратил ему ордена и знаки отличия, но не вернул Курляндского герцогства, которое прочил своему дяде, герцогу Георгу Голштинскому. Екатерина II восстановила бывшего временщика на курляндском герцогском троне, причём Бирон обязался пропускать через Курляндию русские войска, не вступать ни в какие сношения с врагами России, оказывать веротерпимость православным и разрешить постройку православного храма. Эти условия вызвали величайшее неудовольствие Курляндского дворянства. Он отказался от власти в пользу сына своего Петра. Бирон умер 28 декабря 1772 года в Митаве; погребен в усыпальнице курляндских герцогов. Гроб его впоследствии был открыт, и тело оказалось удивительно сохранившимся. Вполне сохранилась даже андреевская мантия, в которой он завещал себя похоронить. Слово «бироновщина» — не народное; народных песен или преданий о времени Бирона не сохранилось. В делах, где фигурировали отношения Бирона к государыне, были замешаны почти исключительно гвардейские солдаты, дворяне и чиновники, недовольные строгостью к ним императрицы Анны. Александр Пушкин высказал по этому поводу такое замечание: «Он (Бирон) имел несчастие быть немцем; на него свалили весь ужас царствования Анны, которое было в духе его времени и в нравах народа». Среди историков XIX века (например, П.В.Долгоруков) бытовало мнение, что на самом деле Бенигна Готтлиб была бездетной, а свадьба была устроена с таким расчетом, чтобы избежать кривотолков в отношении герцогини Анны, которая была вдовой после смерти мужа герцога Курляндского почти сразу после свадьбы. Дети же у семьи Биронов родились от герцогини Анны, а Бенигна ближе к появлению ребенка носила под платьем подушки, изображая беременность. Вместе с тем, современные исследователи (например, И.Курукин), основываясь, на переписке Бирона с женой и тщательном изучении фактологических данных, утверждают, что, по крайней мере двое старших детей были рождены именно Бенигной Бирон. Так, например, старший сын Пётр родился 15 февраля 1724 года в Митаве, в то время как Бирон с герцогиней Анной находились в Москве на коронации Екатерины Алексеевны. Также до сих пор не найдено прямых доказательств того, что матерью младшего сына Карла Эрнста была Анна. Пётр Бирон — сын; Гедвига Елизавета Бирон, в замужестве Екатерина Ивановна Черкасова — дочь; Карл Эрнст Бирон — сын; Катарина-Фридерика-Вильгельмина Бирон — внучка; Доротея Бирон — внучка. Потомки рода Бирона существуют и поныне. Так, в 1990 году в Рундальском дворце на торжества по поводу 300-летия Бирона собралось 12 его потомков из разных стран мира. Литература: Анисимов Е.В. Анна Иоановна, — Москва: Молодая гвардия, 362 страницы, 2004. ISBN 5-235-02649-7; Курукин И. Бирон, — Москва, 2006, 432 cтраницы. ISBN 5-235-02740-X.

Rosalba_Carriera_-_Anna_Orzelska (556x700, 354Kb)
1707
Анна Каролина Ожельская (польское имя - Anna Karolina Orzelska)
политическая авантюристка, внебрачная дочь короля Польши, курфюрста Саксонии Августа Сильного (1670—1733) и мещанки французского происхождения Генриетты Ренар-Дюваль. Курфюрст Август Сильный познакомился с мадемуазель Ренар-Дюваль в 1706 году в Варшаве, где её отец, виноторговец из Лиона, содержал питейное заведение. В исторической литературе бытует мнение, что мещанка поначалу не имела представления о высоком положении своего кавалера. В результате этой связи в 1707 году родилась дочь — Анна Каролина, причём о её существовании Август Сильный узнал спустя полгода. Долгое время девочка жила вместе с матерью в полной безвестности, не имея поддержки отца. Однако в 1723 году её единокровный брат — граф Рутовский — представил шестнадцатилетнюю красавицу королю. Затем Анна Каролина была узаконена королём и получила титул графини Ожельской. Ожельская заслужила любовь и признание Августа не только своей исключительной красотой, но и невероятным внешним сходством с ним. Не получив никакого интеллектуального воспитания, Ожельская, тем не менее, оказалась втянута в круговорот придворной жизни. Двор Августа Сильного имел в Европе самую дурную репутацию, и жизнь в Дрездене повлияла на графиню самым губительным образом. Современники отмечают её склонность к потреблению алкогольных напитков, курению и многочисленным сексуальным контактам. В то же время Ожельская отличалась большой ловкостью в верховой езде, охоте и танцах. Графиня часто появлялась в мужском костюме и даже — в военной форме. В художественной и псевдоисторической литературе имеет место версия, что Август Сильный сделал собственную дочь своей фавориткой, однако подтверждений этому факту нет.
Pesne_Anna_Orzelska (462x700, 342Kb)
Графиня Анна Каролина Ожельская, портрет Антуана Пэна (1735)
В 1728 году во время визита в Дрезден прусского короля Фридриха-Вильгельма I Ожельская была представлена его сыну, кронпринцу Карлу-Фридриху (будущему Фридриху Великому). Красивая, лишённая комплексов женщина стала первой (и, вероятно, единственной) возлюбленной кронпринца. В начале 1729 года Ожельская тайно приезжала в Берлин, чтобы встретиться с прусским наследником; он посвящал ей стихи и музыкальные произведения собственного сочинения. Существует мнение, что Ожельская, общаясь с Фридрихом, выполняла задания разведывательного характера. В 1730 году графиня получила от отца владения ценой в 300 тысяч талеров и 10 августа того же года вышла замуж за Карла-Людвига, герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Бекского. От этого брака родился сын Карл Фридрих (1732—1772) — будущий генерал-майор саксонской армии. Однако спустя три года Ожельская потребовала развода, и супруги стали жить отдельно: герцог — в Кёнигсберге, Анна Каролина — в Венеции. Склонная к авантюрам, графиня до конца своих дней участвовала в различного рода сомнительных мероприятиях. Умерла в Авиньоне 27 сентября 1769 года. Литература: Сальватор С. Дон Жуан на троне. — Москва: Культура, 1993; Фрэйзер Д. Фридрих Великий. — Москва, 2003.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку