-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


15 октября родились...

Понедельник, 15 Октября 2018 г. 03:56 + в цитатник
 (522x698, 141Kb)
1814
Михаил Юрьевич Лермонтов
великий русский поэт, прозаик, драматург, автор первого русского психологического романа Герой нашего времени. Семейная драма. М.Ю.Лермонтов родился в Москве. Его родители – Юрий Петрович, армейский капитан, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключен против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, небогатый капитан казался ей неподходящей партией для дочери. Через два года после рождения Михаила семейная драма достигла кульминации – Мария Михайловна умерла от чахотки, бабушка забрала внука, предъявив отцу ультиматум: либо тот отдает ей своего сына на воспитание, либо она лишает внука наследства. Юрий Петрович подчинился обстоятельствам и уехал в свое имение Кропотово (Тульская губерния). Отец и сын встретились затем только один раз, в Москве, когда Михаил уже учился в университете. Юрий Петрович умер в 1831, тогда же молодой поэт написал стихотворение «Ужасная судьба отца и сына». Детские впечатления о столкновениях бабушки и отца нашли отражение также в юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» (Люди и страсти) и «Странный человек». Значимы для формирования юноши и предания о легендарном шотландском поэте Томасе Лермонте, которого Михаил считал основоположником своего рода. Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провел в имении бабушки – Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка души не чаяла во внуке. Опасаясь за его здоровье (ее очень напугала ранняя смерть дочери), она несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка. Для подготовки к учебе в Московском благородном пансионе (при Московском же университете) Е.А.Арсеньева пригласила нескольких домашних учителей. Среди них был и А.С.Зиновьев, ставший в будущем одним из известнейших русских педагогов. В 1828 Лермонтова зачислили полупансионером (с правом проживания вне стен учебного заведения – он жил вместе с бабушкой на частной квартире) в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши. Немало тому способствовало общение с поэтами А.Ф.Мерзляковым и С.Е.Раичем. У первого Лермонтов брал частные уроки, а второй руководил пансионным литературным кружком. По окончании двухгодичного курса обучения в пансионе Лермонтов стал студентом нравственно-политического, затем словесного отделения Московского университета. Примерно в это же время в журнале «Атеней» появилось стихотворение начинающего поэта, решившего первый раз предстать перед публикой, – «Весна». Московский университет 1830-х годов был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов.
Lermontov_by_FOBudkin_1834 (559x700, 424Kb)
М.Ю.Лермонтов в вицмундире Лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет П.З.Захарова-Чеченца.
Это событие не прошло мимо Лермонтова. Один брат бабушки, Д.А.Столыпин, командовавший корпусом в южной армии, был близок к Пестелю и вместе с декабристами принял участие в организации так называемых ланкастерских школ взаимного обучения. Другой, А.А.Столыпин, умерший в начале 1825, был знаком с Рылеевым и, как показало в дальнейшем следствие по делу восставших, одобрял их действия. В университете Михаил нашел многих, кто разделял с ним интерес к участникам восстания и восхищение ими. Одновременно с Лермонтовым в университете учились такие известные представители русской культуры, как В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А.Гончаров, Н.П.Огарев… Вслед за Байроном и Пушкиным. Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: для него важны Дж.Г.Байрон, А.С.Пушкин, Ф.Шиллер, В.Гюго, К.Н.Батюшков, так называемые любомудры (В.Одоевский, Д.Веневитинов, А.Хомяков, В.Кюхельбекер и другие). В стихах Лермонтова встречается масса заимствованных строк из сочинений самых разных авторов – от М.В.Ломоносова до современных ему поэтов. Это объясняется, по-видимому, во многом тем, что первые стихи писались Лермонтовым по заданию его учителя Мерзлякова. Не мысля себя профессиональным литератором и не особенно стремясь печататься, юноша ведет потаенный лирический дневник, где суждения любимых авторов помогают ему выразить свои сокровенные мысли о великой и непонятой душе. Тема одиночества и даже изгнанничества становится одной из любимых для него – надо полагать, не без творческого влияния Пушкина. Так, после прочтения пушкинского Демона Лермонтов пишет стихотворение Мой демон, переписанные в тетрадку пушкинские поэмы Кавказский пленник и Бахчисарайский фонтан дают толчок к созданию романтических поэм Корсар, Черкесы, Преступник, Две невольницы, Кавказский пленник (даже название не заменено, добавлены лишь собственные впечатления от детских путешествий по Кавказу и предложен иной финал всей истории!). Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», – вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном. Свобода, вольность становятся для поэта особенно значимыми понятиями. Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в достижение общественного идеала в «глухие» для России 1830-е годы предопределили протестующий и трагический характер его лирики. Сознание распавшейся связи времен порождало вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты юноши о гражданском деянии, о «славе» (За дело общее, быть может, я паду…, Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…, И Байрона достигнуть я б хотел…, Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей…), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми персонажами. Однако мечты эти оказываются неисполнимыми: никто не требует от поэта и его героя отваги, его жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной. Поэт, наделенный нравственным и духовным максимализмом, чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему».
Lermontov's_monument_in_Pyatigorsk (475x700, 454Kb)
Памятник в Пятигорске, 1889. Скульптор А.М.Опекушин
Трезвый, бесстрашный самоанализ, напряженное самопознание, погружение во внутренний мир стали едва ли не единственными проявлениями гражданской активности и вместе с тем проклятием и мучением обреченной на тягостное бездействие героической натуры. Герой юношеской лирики Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога: Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто! (Нет, я не Байрон, я другой…). Лирическое «я» может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса – свою духовную родину («Небо и звезды», «Когда б в покорности незнанья...», «Ангел», «Звезда», «Мой дом», «Бой»), но чаще противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. В последнем случае в лирику проникают богоборческие мотивы, а мрачный демонизм, отличаясь всеразрушающим характером, окрашивается настроениями одиночества и безысходности. Томительное одиночество толкает Лермонтова к поиску радостей любви – и в жизни, и в творчестве. Пережитые в 1830–1832 годах увлечения Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.А.Лопухиной вдохновляют автора на создание лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный трагический конфликт между мечтой и реальностью («Н.Ф.И... вой», «Романс», «К...», «Измученный тоскою и недугом», «Сонет»). Этот же конфликт стал основой для драмы «Странный человек», написанной в 1831. Произведению предпослано предисловие: «Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет». Действительно, главный герой драмы Владимир Арбенин и обстоятельства, с которыми он сталкивается, во многом напоминают самого Лермонтова и его жизненную ситуацию. Незащищенность героя от зла, обманов, интриг, которые творят близкие ему люди, его ранимость и отзывчивость на беды и страдания людей усугубляются тем, что он поэт. Только в стихах он может быть честен с самим собой. Наконец, сюжетная коллизия драмы – Владимира обманула любимая им девушка – воссоздает историю влюбленности Лермонтова в Наталью Федоровну Иванову. Кроме уже названных выше романтических поэм, к этому периоду творчества Лермонтова относятся также поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) – прообраз будущей поэмы «Мцыри», где главный герой, чистый и невинный страдалец, мечтает о свободе и естественной гармонии. В 1829 написана в первой редакции и поэма «Демон», в центре повествования которой мечущийся падший дух. Таким образом, можно сказать, что уже в юности Лермонтов определил для себя две «магистрали» для развития главных персонажей – демоническую и жертвенную. Оба варианта вполне укладывались в байроновски-пушкинские каноны романтико-эпических произведений – исключительность главного героя, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический фон для действия. Оставив по не совсем ясным причинам Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает вместе с бабушкой в Санкт-Петербург. Здесь он собирается продолжить свое образование, также в университете. Но планы осуществить не удалось: университетское руководство отказалось засчитать прослушанные с Москве курсы и предложило начать учебу сначала. Такое предложение не устроило Лермонтова. По настоятельным советам родных поэт поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой в 1834 он выпускается корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Почти в одно время с Лермонтовым поступил в школу и его будущий убийца, Н.С.Мартынов, в биографических записках которого Лермонтов рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно». По словам Мартынова, Лермонтов поступил в школу «уже человеком», много читал, много передумал; другие еще вглядывались в жизнь, он уже изучил ее со всех сторон: «Годами он был не старше других, но опытом и воззрением на людей далеко оставлял их за собою». Два года, проведенные в этом учебном заведении, позже Лермонтов называл «страшными годами». Обстановка военных учений, муштры и быта юнкеров решительным образом лишала возможности заниматься творчеством. Тем не менее, совершенно отключиться от литературных занятий юноша не может. Правда, место высокой поэзии нет-нет да и занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника – циничный бретер, сниженный двойник «демона» («Уланша»). Вообще в 1832–1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасает, зато возрастает число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Причем меняются сами принципы построения эпических произведений. Раньше, в романтических поэмах Байрона и ранних Лермонтова главным было эмоциональное тождество автора и героя. Исключительный и необыкновенный герой исповедовался в своих страданиях, рассказывал о себе, и поэма обретала монологический характер. Теперь у поэта возникает настоятельная потребность изобразить жизнь не с одной лишь точки зрения героя – «двойника» автора, но и с отстраненной от центрального персонажа позиции, осложняющей авторский взгляд, драматизирующей его, подвергающей либо иронической, либо критической проверке. Так в «Боярине Орше» (1836) Лермонтов создал образ Арсения, молодого и пылкого монаха, который несет в своей душе те же противоречия, что и герои других произведений поэта. Как и они, он ощущает себя отшельником, «лишним звеном» в цепи других «существ» и как бы застывает в своей тоске. Однако в поэме есть и другой герой – суровый и мрачный боярин Михаил Орша, духовный облик которого достоверно передает эпоху Ивана Грозного, средневековый патриархальный быт и крутые нравы того времени. В поэме сосуществуют объективный и лирический характеры, и наряду с голосом близкого автору центрального лирического персонажа звучит и голос его противника. Вместе с тем Орша, как и Арсений, романтический герой, наделенный глубоко индивидуальными, выделяющими его из череды прочих персонажей, чертами. Главная из них – жестокость. Даже с единственной дочерью он груб и бесчеловечен в поступках, хотя, как и всякий человек, любит свое дитя. Эгоизм – вот страшное основание для такого характера. «Угрюмый властелин», плененный «самовластьем», несет страдания людям. Арсений же, как антипод Орши, верит, что истинная любовь дает счастье человеку и оправдывает его существование на земле. Но именно такую любовь люди гонят, преследуют, убивают. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». В ней подытожены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости. Главный герой драмы Арбенин со своим «гордым умом» измучен конфликтом со светом и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин, как и другие герои Лермонтова, двойствен. Он одновременно преступник и жертва. Поэтому осуждение его сочетается с несомненным авторским сочувствием и сожалением об его участи. Несомненно, «Маскарад» продолжает размышления Лермонтова о романтическом герое, бунтующем против фальши земного мира. Но в то же время драма обнаруживает реалистические тенденции, ведь действие ее происходит во вполне узнаваемых современниками бытовых декорациях. Очевидно, сам автор придавал этому произведению особое значение: не слишком озабоченный своими публикациями, он несколько раз переделывал «Маскарад» и отдавал в цензуру. Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Хотя к 1835 относится и первое «взрослое» появление Лермонтова в печати. До тех пор он был известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Хотя у читателей публикация имела успех, Лермонтов остался очень недоволен поступком товарища. События личной жизни поэта этого времени не слишком радостны. По выходе из юнкерской школы он поселился со своим кузеном А.А.Столыпиным в Царском Селе. По свидетельству последнего, Лермонтов делается «душою общества молодых людей высшего круга, запевалой в беседах, в кружках, бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин, расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного в продолжение нескольких дней». В конце 1835 до Лермонтова дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И.Бахметьева. Шан-Гирей, родственник поэта, рассказывал, что Лермонтова необычайно поразило известие о замужестве молодой девушки с господином довольно солидных лет. Все эти события не могли не оставить следа в ранимой и чувствительной душе Лермонтова, их отзвуки слышатся и в творчестве. В 1836 он начал работу над романом из Санкт-Петербургской жизни – «Княгиня Лиговская». В центре его конфликт между офицером-аристократом Григорием Александровичем Печориным и бедным чиновником Красинским. Высший свет в это время становится довольно модной темой для литературы. Но в романе Лермонтова верхушка общества изображена гораздо более критично, чем в традиционной «светской повести». Замечания автора о том, что в России, особенно в Санкт-Петербурге, мало мест, «где можно говорить обо всем, не боясь цензуры тетушек», что молодым людям «в политику благоразумие мешает пускаться», что эполеты стали «блестящими вывесками», «утратившими свое прежнее значение», что светские люди не помышляют «о будущем, еще менее о прошедшем», предвосхищают позднейшие высказывания поэта о «свете, завистливом и душном». Но если тема высшего света со всеми его фальшивыми атрибутами была актуальна для Лермонтова и в более ранних произведениях, то в «Княгине Лиговской» впервые громко зазвучала другая тема – тема «маленького человека». Возможно, тут сказалось влияние гоголевских «Санкт-Петербургских повестей» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего2 явились публике как раз за год до начала работы Лермонтова над «Княгиней Лиговской»), да и «Повестей Белкина» Пушкина – как знать? Однако несомненно то, что автор сочувствует Красинскому, оскорбленному бедностью, но не забывшему о своем достоинстве. В сцене гневного его обращения к Печорину Лермонтов пишет: «В эту минуту пламеневшее лицо его было прекрасно, как буря». Роман остался незаконченным. Так же, как и другое прозаическое произведение этого периода, – роман Вадим, начатый еще в пору пребывания в юнкерской школе (1832–1834). Его можно считать не только первой попыткой Лермонтова попробовать свои силы в прозаическом жанре, но и опытом обращения к социальной теме (действие происходит во время пугачевского восстания в Пензенской губернии, сын разорившегося дворянина Вадим принимает участие в этих событиях на стороне бунтующих крестьян). Главный герой имеет романтический ореол: у него мощный дух, но он физически уродлив; легко переходит от любви к ненависти; он то жесток, то мягок и нежен. Язык романа обильно насыщен выражениями типа «скрежетал зубами», «дико захохотал», «вампир, глядящий на издыхающую жертву». Эта проза, конечно, интересна как свидетельство творческого поиска Лермонтова, но серьезной удачей ее назвать затруднительно. Пушкинский преемник. К началу 1837 Лермонтов в литературных кругах все еще не очень известен: стихотворения (в том числе признанные в будущем шедеврами «Жалоба турка» – 1829, «Кавказ» – 1830, «Ангел» – 1831, «Парус» – 1831, «Русалка» – 1832, «Гусар» – 1832, Умирающий гладиатор – 1836) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма «Хаджи Абрек» широкого резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным – однажды Лермонтов предпринял попытку общения со своим кумиром, пришел к его Санкт-Петербургскому дому, но не застал последнего). Слава к нему приходит вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) – откликом на последнюю дуэль Пушкина. Лермонтов был болен, когда по Санкт-Петербургу разнеслась весть об этом страшном событии. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою» (из воспоминаний А.А.Столыпина). Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: И на устах его печать. В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Однажды, когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить не мог, поэт моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Эти заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали возмущение Николая I. Вскоре Лермонтов был арестован. Пока он находился под арестом, на клочках бумаги, в которую заворачивали обеденный хлеб, написал несколько стихотворений: «Когда волнуется желтеющая нива», «Сосед», «Узник». Дело о «непозволительных стихах» завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Это была ссылка – поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Санкт-Петербурга. Ссылочный год оказался годом скитаний. В письме другу Раевскому Лермонтов писал, что год этот проходил «в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шамахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…». Кавказ открывал новые стороны российской действительности, в частности народную солдатскую жизнь, знакомил с людьми, подарил дружбу с поэтом-декабристом А.И.Одоевским, прибывшим из Сибири на Кавказ для службы в армии, с доктором И.В.Майером (он станет прототипом доктора Вернера в «Княжне Мери»). В Пятигорске произошла и встреча с В.Г.Белинским. Известно также, что во время этой ссылки поэт изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу Лермонтова. Оставшаяся в Санкт-Петербурге бабушка Е.А.Арсеньева, используя связи, хлопотала «о всемилостивейшем прощении внука». Хлопоты увенчались успехом – в октябре император простил Лермонтова, и его перевели корнетом в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии.
15 октября 1814 года родился — Михаил Юрьевич Лермонтовpost-13108-128710016225 (700x341, 230Kb)
Памятная медно-никелевая монета СССР достоинством 1 рубль, выпущенная в 1989 году в честь М.Ю.Лермонтова.
Неохотно расставался Лермонтов с Кавказом и подумывал даже об отставке. В начале января 1838 поэт приехал в Санкт-Петербург и пробыл здесь до половины февраля, после этого отправился в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: в апреле он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем заметную роль; за ним ухаживают многие салонные дамы – «любительницы знаменитостей и героев». Но он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. «Какой он взбалмошный, вспыльчивый человек, – пишет о нем А.Ф.Смирнова, – наверное, кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это странная натура». В это же время Лермонтов устанавливает связи с пушкинским кругом: семейством Карамзиных, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским, А.А.Краевским. В 1838 в «Современнике» печатается поэма Тамбовская казначейша, а в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» публикуется «Песня про царя Ивана Васильевича...» С 1839 он тесно сотрудничает с журналом «Отечественные записки» (равно, как и с его издателями – А.А.Краевским и В.Ф.Одоевским), здесь печатаются его стихи, повесть Бэла, вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». Все творчество Лермонтова, особенной в его лирической части, принято условно разделять на два периода – ранний и зрелый. Поэт начинает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание «между двух жизней в страшном промежутке». Ему ясна причина всех его мучительных переживаний, он понимает, почему одержим таким неодолимым желанием быть как можно дальше от низкой и грязной земли. Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным» обременительно тяжким «спутником жизни» – телом; как бы они ни были связаны между собою в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны. Поэта влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в «далекие небеса». Слабый луч далекой звезды «несет мечты душе его больной; и ему тогда свободно и легко». Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью. Он чувствует себя несчастным оттого, что «звезды и небо – звезды и небо, а он человек». Людям он не завидует, а только «звездам прекрасным: только их место занять бы хотел». Но в зрелой лирике эта близость к земле чувствуется достаточно сильно. Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Таковы лучшие его стихи этого периода: «Ветка Палестины» (1837), «Молитва (Я, матерь божия – 1837)», Когда волнуется желтеющая нива (1837). В особенности характерно Когда волнуется желтеющая нива; здесь уже ясное предчувствие примирения обоих начал – неба и земли. Не синие горы Кавказа пленяют автора, не в грозных завываниях диких бурь улавливает он родственные душе звуки – в нем вызывает чувство умиления свежий лес, шумящий при звуке ветерка, и сагу таинственную ему лепечет студеный ключ, играя по оврагу. В зрелой лирике Лермонтов размышляет и о современном ему обществе, о своем поколении. Чаще всего оно безвольно, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя, впрочем, от больного поколения («Дума» – 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе» – 1839), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно...» – 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»), в народной культуре («Казачья колыбельная песня» – 1838), в чувствах человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А.И.О<доевского» – 1839). Народные мотивы, интерес к фольклору (не только русскому) обогащают лирику Лермонтова. Стихотворение Бородино, написанное в атмосфере подготовки к 25-летию начала Отечественной войны 1812 года, не приписывает победу в этой войне императору или дворянской элите. Конечно, романтик Лермонтов выбирает для своего произведения самый решительный и памятный для русского сердца момент – Бородинское сражение. Но показано оно глазами обыкновенного солдата, мужественного человек, истинного патриота, что придает романтическим настроениям автора естественное выражение. Наиболее полно раскрыть русский национальный характер удалось Лермонтову в «Песне про царя Ивана Васильевича», молодого опричника и удалого купца Калашникова. Произведение написано на историческом материале, автор воскрешает прошлое, опираясь на народные песни и былины. Опричник Ивана Грозного Кирибеевич «опозорил» жену Калашникова. Калашников, отстаивая честь семьи, вызывает Кирибеевича на кулачный бой и убивает насильника. Конфликт обидчика и обиженного, мысль о том, что насилие неотвратимо рождает протест, поэтизация справедливого возмездия тому, кто эгоистически творит зло, – все это делает произведение актуальным для любого времени. В 1839 Лермонтов закончил работу над новой поэмой – «Мцыри». В ряду других его романтических эпических произведений она занимает особое место. Прежде всего – благодаря главному герою. Мцыри сознательно и даже демонстративно лишен автором ореола избранничества, титанизма, демонизма, он не презирает людей, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов. Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Это хилый, болезненный мальчик – пленник. Образ Мцыри не выдуман поэтом. Он навеян действительностью. В ходе войны на Кавказе генерал Ермолов, чтобы застращать непокорные народы, ввел систему аманатов – из горских селений насильно уводили детей, держали их в плену как заложников. Естественно, пленные мальчики убегали на родину, к своим близким. В первых строфах поэмы Лермонтов подчеркивает, что у его героя есть реальные прототипы. В поэме нет любовного сюжета – это тоже отступление от канона романтической поэмы. В центре действия – побег Мцыри из монастыря-тюрьмы, преодоление препятствий, возникающих на пути к свободе, – гроза, встреча и борьба с барсом. В слабом теле мальчика таится грозная мятежная сила, питаемая жаждой воли. Достижение реальной цели – освобождение от плена – превращает Мцыри в героя, рождает в нем богатырские силы. Пребывание в Санкт-Петербурге в 1838–1839 годах укрепило литературные связи Лермонтова, его авторитет. По свидетельству близких ему людей, он полон творческих замыслов, в частности думает о написании трех романов из трех эпох – века Екатерины II, Александра I и настоящего времени. Военная служба все больше тяготила поэта, и он мечтал целиком посвятить себя литературе. Осенью и зимой 1839 он сблизился с группой молодых аристократов, входивших в так называемый «кружок шестнадцати», пытавшихся отстаивать дух независимости, чести и товарищества. Но отношения с близкими ко двору людьми носят у Лермонтова весьма конфликтный характер. В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, поэт был легко ранен в руку.
Lermontov1000_Lermontov (557x700, 478Kb)
Лермонтов на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
В апреле император приказал поручику Лермонтову отправляться в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде. Награждения не последовало – император решил отметить заслуги Лермонтова лишь отпуском в столицу. В надежде выхлопотать отставку поэт последний раз приезжает в Санкт-Петербург, но планам его не суждено было сбыться – по окончании отпуска он получает приказ о необходимости в 48 часов покинуть столицу и явиться в полк. 1840–1841 годы в творчестве Лермонтова отмечены большим подъемом. Наконец завершена работа над поэмой «Демон», претерпевшей девять редакций автора. Собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени». Именно в эти годы написано, как никогда, много стихов (среди них «Благодарность», «Валерик», «Завещание», «Родина», «Прощай, немытая Россия...», «Утес», «Тамара», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк»). В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М.Лермонтова». «Демон» – пожалуй, главный для поэта романтический образ, пронесенный им через всю жизнь. Но если в первых вариантах поэмы это только мятежный дух, разочаровавшийся в миропорядке, сознательно выбравший путь зла, то в окончательной версии это персонаж, проходящий испытание любовью к женщине, противостоящей ему своей верой в светлое начало. В последней редакции «Демон» и «Тамара» – два равновеликие образа, причем демоническое сознание – бунтарское и богоборческое – оценивается и с точки зрения автора, и с точки зрения «естественного» человека, «земного ангела». Бунт Демона бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворенной в Тамаре. Но ни «Демон», ни «Тамара» не созданы для земной жизни, устроенной по законам грешных людей, поэтому финал печален: умирает Тамара (хотя ей, конечно, изначально уготован рай), Демон, обреченный на вечное скитание, остается по-прежнему одиноким и отвергнутым миром. Роман «Герой нашего времени» не похож ни на одно прозаическое произведение русской литературы. Он построен так, что характер главного героя – Печорина – раскрывается благодаря перемещению ракурсов изображения от внешних примет к внутренней жизни. Части романа («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), которые могут быть прочитаны как отдельные повести, идут друг за другом не в хронологической последовательности событий жизни Печорина, а следуя логике психологического проникновения в глубь персонажа. Несомненно, Лермонтов продолжает пушкинский разговор о современнике (даже фамилия героя говорит об этом: Онегина сменяет Печорин).
Место_дуэли_Лермонтова (700x525, 517Kb)
Место дуэли Лермонтова
Роман лишний раз подтверждает, что у «больного поколения» нет будущего. С кем бы ни сводила судьба Печорина, он всех делает несчастными. Но несчастен и сам Григорий Александрович, общество как бы заставляет его растратить все лучшие свойства в пустых интригах, заставляет скрывать себя истинного и разыгрывать чувства, коих он не испытывает. Поэтому дружба и любовь, простое взаимопонимание и приятельство легко превращаются в этом мирке в ненависть, холодную отчужденность, а то и непримиримую враждебность. Но Лермонтов не «судит» своих героев, в том числе и Печорина, с идеальных морально-дидактических позиций. Он лишь рисует социально-психологическую картину, сознательно пресекая всякие попытки отвлеченного морализма. Создание образа Печорина – очевидная художественная победа Лермонтова. Печорин адекватен не только своему времени, его образ созвучен проблемам всякого мыслящего и ищущего своего места в мире человека. Не случайно словосочетание «герой нашего времени» прочно вошло в обиход российской интеллигенции вплоть до наших дней. Герой зрелой лирики Лермонтова жаждет обнять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми» людьми, но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Ценя человеческую привязанность и душевную теплоту, он понимает, что они мимолетны, а в целом и светский круг, и весь мир не стали для него родным домом. В последних стихах поэта масштаб отрицания и его энергия обретают все более символическую обобщенность. Образы, взятые из мира природы, становятся символами людских судеб и отношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, гибнут три пальмы, теряет дикую и суровую вольность Кавказ. Родина, которую Лермонтов любит «странной любовью», не дает ни утешения, ни славы, она остается вечной «страной господ, страной рабов». Самого же поэта автор отождествляет с пророком, которому «вечный судия» дал дар ясновидения, «всеведения», но которого самолюбивые люди изгоняют в пустыню, обвиняя в гордости. Так же, как и пушкинский герой одноименного стихотворения («Пророк»), он вечно призван «глаголом жечь сердца людей», за что люди, конечно, не будут его благодарить... В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча Н.С.Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 года к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. По словам князя Васильчикова, светский Санкт-Петербург смерть поэта встретил словами: «Туда ему и дорога».
Lermontov's_tombstone (700x649, 425Kb)
Надгробный памятник на могиле М.Ю.Лермонтова в Тарханах.
Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В честь М.Лермонтова было названо только населённых пунктов 14, правда несколько переименовали - в Чечне, Казахстане, 2 пика - в Киргизии и Кабардино-Балкарии. Память: В 1862 году в Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории запечатлён М.Ю.Лермонтов; В 1889 году по всероссийской подписке по проекту скульптора Опекушина поэту воздвигнут памятник в Пятигорске; В 1892 году благодаря усилиям образовавшегося в том же году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова в городе Пензе в сквере имени М.Ю.Лермонтова был установлен бронзовый бюст поэта на четырёхгранном гранитном пьедестале; В XX веке открыты государственные музеи-заповедники М. Ю. Лермонтова в Пензенской области и в Пятигорске; Город Лермонтов в Ставропольском крае; Населённые пункты — Лермонтово, Лермонтовка; Лермонтовюрт — до 1990-х годов название села Хамби-Ирзе Ачхой-Мартановского района Чечни; Имя Лермонтова носят 1700 улиц в населённых пунктах России, а также много улиц в других стран мира, например, Лермонтовские улица, площадь и проспект в Москве, проспект в Санкт-Петербурге, улицы в Пензе, Спасске-Дальнем, Баку, Риге, Угличе, Петрозаводске, Йошкар-Оле, Праге и др; Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра; В 1981 году в Москве на Малой Молчановке, 2 был открыт дом-музей Лермонтова. Здесь поэт прожил с 1829 по 1832 года;
В 2006 году в селе Парабоч Шелковского района Чечни, куда в детстве приезжал поэт, открыт литературный музей М.Ю.Лермонтова; Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате; Ставропольский драматический театр имени М.Ю.Лермонтова; Хакассий областной драматический театр имени М.Ю.Лермонтова; Памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища (по адресу Лермонтовский проспект, 54); Памятники в Москве и области, Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске, Ставрополе, Геленджике и других городах России; Петербургская школа № 280 носит имя М.Ю.Лермонтова; В Одессе имя М.Ю.Лермонтова носит библиотека № 16. В городе среди школьников проводится Литературно-интеллектуальная игра, посвящённая творчеству; Имя М.Ю.Лермонтова носит клинический санаторий в Одессе — «Лермонтовский»; Малая планета (2222) Лермонтов; Кратер на Меркурии. Памятники: Памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге, 1916. Скульптор Б.М.Микешин; Памятник в Пятигорске, 1889. Скульптор А.М.Опекушин; Бюст в Пензе, 1892. Скульптор И.Я.Гинцбург; Памятник в Санкт-Петербурге в Александровском саду, 1896. Скульптор В.П.Крейтан; Памятник в Москве, 1965. Скульптор И.Д.Бродский; Памятник в Пензе, 1978. Скульптор В.Г.Стамов; Памятник в Тамани, 1984. Скульптор И.Д.Бродский; Памятник в Тарханах (село Лермонтово, Белинский район, Пензенская область), 1985. Скульптор О.К.Комов; Памятник в парке Музеон в Москве, 1985. Скульптор О.К.Комов. (Авторское повторение памятника в Тарханах); Памятник в Грозном, 2012. Скульптор Н.Ходов; Памятник в Куала-Лумпуре (Малайзия), 2015. Скульптор Г. Потоцкий; Памятник в Геленджике. В филателии: Почтовая марка СССР, 1939 год; Почтовая марка СССР, 1939 год; Почтовая марка СССР, 1939 год; Почтовая марка СССР, 1941 год; Почтовая марка СССР, 1941 год; Почтовая марка СССР, 1957 год; Почтовая марка СССР, 1964 год; Почтовая марка СССР, 1964 год; Почтовая марка СССР, 1964 год; Почтовая марка Казахстана, 2014 год. В нумизматике: В 1989 году (год 175-летия со дня рождения) Государственный Банк СССР выпустил монету (1 рубль, медно-никелевый сплав, пруф), посвященную М.Ю.Лермонтову; В 2014 году (год 200-летия со дня рождения) Банк России выпустил памятные монеты исторической серии «200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова» (3 рубля, серебро, тираж 3000 шт.; 25 рублей, серебро, тираж 1000 шт.; 50 рублей, золото, тираж 1500 штук). Экранизации и фильмы по мотивам произведений: 1909 — «Песнь про купца Калашникова», режиссёр Василий Гончаров (Российская Империя); 1909 — «Боярин Орша», режиссёр Пётр Чардынин (Российская Империя); 1910 — «Вадим», режиссёр Пётр Чардынин (Российская Империя); 1911 — «Демон» / Il demone, режиссёр Джованни Витротти (Италия); 1926 — «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский (СССР); 1927 — «Бэла», режиссёр Владимир Барский (СССР); 1927 — «Максим Максимыч», режиссёр Владимир Барский (СССР); 1941 — «Маскарад», режиссёр Сергей Герасимов (СССР); 1955 — «Княжна Мери», режиссёр Исидор Анненский (СССР); 1965 — «Герой нашего времени», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР); 1966 — «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР); 1966 — «Максим Максимыч», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР); 1968 — «Маскарад», режиссёр Владимир Лаптев (СССР, ТВ); 1973 — «День гнева» («Fury»), экранизация незаконченного романа «Вадим», режиссёр Антонио Календа (Италия, Великобритания); 1975 — «Страницы журнала Печорина», режиссёр Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль); 1985 — Сцены из драмы «Маскарад», режиссёр Михаил Козаков (СССР, ТВ, телеспектакль); 1985 — «Герой нашего времени», режиссёр Майкл Альмерейда (США); 1988 — «Ашик-Кериб», режиссёр Сергей Параджанов (СССР); 2006 — «Герой нашего времени», режиссёр Александр Котт (Россия); 2011 — «Печорин», режиссёр Роман Хрущ (Россия). Музыкальный театр: 1852 — «Месть» (опера), композитор А.Рубинштейн (утеряна); 1871 — «Демон» (опера), композитор А.Рубинштейн; 1871 — «Тамара» (опера), композитор Б.А.Фитингоф-Шель; 1879 — «Купец Калашников» (опера), композитор А.Рубинштейн; 1882 — «Тамара» (балет М.М.Фокина на музыку симфонической поэмы М.Балакирева); 1936 — «Казначейша» (опера), композитор Б.Асафьев; 1938 — «Печорин» (опера), композитор А.Мелик-Пашаев; 1939 — «Пугачёвцы» (опера), композитор С.В.Аксюк; 1939 — «Бэла» (опера), композитор А.Александров; 1940 — «Ашик-Кериб (балет)», композитор Б.Асафьев; 1941 — «Бэла» (балет), композитор В.М.Дешевов; 1943 — «Беглец» (опера), композитор Б.К.Аветисов; 1944 — «Маскарад» (опера), композитор Р.Бунин; 1952 — «В грозный год» (опера), композитор Г.Г.Крейтнер; 1955 — «Бэла» (балет), композитор Б.Мошков; 1956 — «Маскарад» (балет), композитор Л.Лапутин; 1957 — «Маскарад» (опера), композитор А.Артамонов; 1957 — «Маскарад» (опера), композиторы Д.Толстой и Б.Зейдман; 1961 — «Демон (балет)», композитор С.Цинцадзе; 1964 — «Мцыри» (балет), композитор А.М.Баланчивадзе; 19?? — «Маскарад» (опера), композитор Ю.Мацкевич; 2011 — «3 романса на стихи М.Ю.Лермонтова» (цикл романсов для альта, меццо-сопрано и фортепиано), композитор О. Ларионов. В игровом кино: 1943 — «Лермонтов» (Алексей Консовский); 1953 — «Белинский» (Николай Афанасьев); 1986 — «Лермонтов» (Николай Бурляев, Иван Бурляев (в детстве), Владимир Файбышев (в детстве)); 1990 — «После дуэли» (фильм-спектакль по пьесе М.Рощина, режиссёр С.Сатыренко); 2006 — «Пушкин. Последняя дуэль» (Евгений Стычкин); 2008 — «Из пламя и света» (другое название — «Мишель Лермонтов») (Юрий Чурсин); 2012 — «Посол зари» (Олег Амирбеков); 2014 — «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ» (Геннадий Яковлев). Документальные фильмы: 2004 — «М.Лермонтов. Молитва странника» (Россия, режиссёр — Вагран Галстян, автор сценария — Виктор Филиппов); 2005 — «Тайна дуэли Лермонтова» (киностудия «Кинематографист», автор сценария и режиссёр Владимир Карев); 2014 — «Лермонтов» («Star Media», режиссёр: Максим Беспалый, сценарий: Елена Сибирцева); 2014 — «Неизвестный Лермонтов» (фильм к 200-летию со дня рождения поэта, режиссёр — Андрей Данилин, автор сценария — Марина Никитенко). Сочинения: Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в десяти томах. Москва: «Воскресение», 2000–2002. Литература: Иванов И.И. Лермонтов, Михаил Юрьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, 1825—1916 / составитель О.В.Миллер. — Ленинград, 1990; Библиография литературы о М.Ю.Лермонтове, 1917—1977 / составитель О.В.Миллер. — Ленинград, 1980; Литература о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, 1978—1991 / составитель О.В.Миллер. — Санкт-Петербург, 2003; Литература о Лермонтове, 1992—2001 / составитель О.В.Миллер. — Санкт-Петербург, 2007; Литература о Лермонтове, 2002—2006 / составитель Н.С.Беляев. — Санкт-Петербург, 2012; Литература о Лермонтове, 2007—2011 / составитель Н.С.Беляев. — Санкт-Петербург, 2015; Лермонтоведческий сборник. Выпуск 1 / составитель, автор вступительной статьи, примечания Н.С.Беляев; научный редактор Г.В.Бахарева; Библиотека Академии Наук. — Санкт-Петербург, 2014; Печатное собрание Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в фонде Библиотеки Пушкинского дома / составитель и автор вступительной статьи Н.С.Беляев; научный редактор Г.В.Бахарева; Библиотека Академии Наук. — Санкт-Петербург, 2011; Захаров В.А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва, «Русская панорама», 2003. — 704 страницы; иллюстрации; Тираж 3 000 экземпляров. ISBN 5-93165-071-7; Лермонтовская энциклопедия. Москва, 1981; Афанасьев В. Лермонтов. Москва, 1991. (Жизнь замечательных людей); Михаил Лермонтов: Pro et contra. Санкт-Петербург, 2002; Захаров В.А. Загадка последней дуэли. — Москва : Русская панорама, 2000. — 352 страницы, 20 иллюстрации. Тираж 3 000 экземпляров. ISBN 5-93165-014-8; Захаров В.А. Дуэль и смерть поручика Лермонтова. — Издательство М. и В.Котляровых. Нальчик, 2006.- 536 cтраниц. (Рецензенты доктор исторических наук, профессор В.Б.Виноградов, доктор исторических наук, профессор В.В.Дегоев). Тираж 1 000 экземпляров. ISBN 5-93680-183-5; Захаров В.А. Предвосхищение. Молитвенная память. Русскому поэту и воину М.Ю.Лермонтову посвящается. Москва, Издательство Пересвет, 2004 г., — 48 страниц; иллюстрации; Тираж 500 экземпляров; Захаров В.А. М.Ю.Лермонтов в Карабахе в 1837 году. Москва, «Русская Панорама», 2009 г., — 95 страниц, (мягкий переплет) Тираж 500 экземпляров. ISBN 978-5-93165-252-8; Лермонтов в воспоминаниях современников. Москва, 2005 (Биографии и мемуары); Нестор (Иеромонах). Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания. Санкт-Петербург, 2007; Вахидова, М. «К престолу вечному Аллы»… Ислам в жизни и творчестве М.Лермонтова; Очман, А.В. Женщины в жизни М.Ю.Лермонтова. Москва, 2008; Михайлов В.Ф. Михаил Лермонтов: Роковое предчувствие. Москва : Эксмо, Алгоритм, 2011. — 464 страницы. — Серия «Лучшие биографии». — 2000 экземпляров, ISBN 978-5-699-50562-3; Алексанян Е.А. Тема судьбы и рока в творчестве Лермонтова // Сборник «Научные труды. Вопросы филологии». — Ереван: «Лингва», 2004. — ISBN 99930-79-63-4; Нестор (Кумыш), игумен. Тайна Лермонтова. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, Нестор-История, 2011. — 340 страниц, 500 экземпляров, ISBN 978-5-8465-1092-0, ISBN 978-5-98187-871-8; Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта… Москва, Издательство Знание, 1991 г., — 256 страниц, 100 000 экземпляров; Штайн К.Э., Петренко Д. И. Лермонтов и барокко. — Ставрополь: СГУ, 2007. — 454 страницы. ISBN 5-88648-568-6; Штайн К.Э., Петренко Д. И. Метапоэтика Лермонтова. — Ставрополь: СГУ, 2009. — 504 страницы. ISBN 978-5-88648-684-4; Штайнк К.Э., Петренко Д. И. Универсальность Лермонтова. — Ставрополь: СКФУ, 2014. — 320 страниц. ISBN 978-5-88648-854-8; Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова: В 2 томах / Составитель К.Э.Штайн. — Ставрополь: СГУ, 2007. — Том 1. ISBN 5-88648-577-5; Лермонтовский текст: Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова: В 2 томах / Составитель К.Э.Штайн. — Ставрополь: СГУ, 2007. — Том 2. ISBN 5-88648-577-5; Штайн К.Э., Петренко Д. И. Новейшие исследования о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова в научной школе «Лингвистика текста: семантика, синтактика, прагматика» // Лермонтовские чтения — 2015. Синтез искусств в лермонтовском наследии: Сборник статей. — Санкт-Петербург: «Лики России», 2016. — Страницы 43—53. ISBN 978-5-87417-529-0; Штайн К.Э., Петренко Д.И. Метапоэтика. Поэты исследуют русскую поэзию: Монография. – Ростов-на-Дону: «Полиграф-Сервис», 2018. – 534 страницы. ISBN 978-5-9906581-9-6. — [Метапоэтика М.Ю. Лермонтова: страницы 153-235]; Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. — 2-е издание. — Москва : Художественная литература, 1986. — 351 страница. — 50 000 экземпляров; Лунин Б.В. Живые страницы. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский. —Москва, Детская литература, 1970. — Тираж 100 000 экземпляров.

DupuyDeLome (638x700, 80Kb)
1816
Станислас-Анри-Лоран Дюпюи де Лом (французское имя - Stanislas-Henri-Laurent Dupuy de Lôme)
французский политик и кораблестроитель, один из величайших военных кораблестроителей мира, создатель первого быстроходного линейного винтового корабля, первого броненосного корабля, первого мореходного броненосца, одной из первых практически применимых подводных лодок, и одного из первых дирижаблей. Являлся выпускником парижской Политехнической школы. Конструировал военные корабли, корабельные паровые двигатели, управляемые аэростаты, участвовал в разработке подводной лодки Жимнот (французское название - Gymnote). В 1859 году на воду был спущен построенный по его проекту первый в мире броненосец для плавания в открытом море — La Gloire. Им же разработаны единственные в своём роде двухдечные броненосцы типа «Мажента». В 1890 году в честь Дюпюи де Лома был назван первый в мире броненосный крейсер , а позже разведывательное судно. Умер в Париже 1 февраля 1885 года.

1816
Евлампий Кириллович Огородников
действительный статский советник, член Императорского Русского Географического Общества, редактор "Ведомостей С.-Петербургской Городской Полиции" (с № 246 за 1855 г. до № 1 за 1862 г.), старший редактор Центрального Статистического Комитета, писатель-исследователь Сибири. Огородников происходил из купеческого сословия. Родился в Тюмени Тобольской губернии. Первые свои годы Огородников провел в Тобольске; образование получил в Вятском уездном училище, Вятской гимназии (с 1829 по 1833 гг.) и Казанском университете (с 1833 по 1841 гг.) на медицинском факультете, где он прошел три курса, и и на филологическом, куда перешел с медицинского по слабости своей нервной системы, не позволявшей ему заниматься оперативной хирургией. Филологический факультет он окончил с серебряной медалью, по разряду китайской словесности. В университете Огородников, между прочим, познакомился и близко сошелся с П.Мельниковым (Печерским), тогда еще студентом и А.Артемьевым, с которым ему пришлось вместе служить и работать над одним и тем же делом в Центральном Статистическом Комитете более 20 лет. По окончании университета, намереваясь заняться педагогической деятельностью и вместе с тем желая практически изучить восточные языки, Огородников отправился в Иркутск и там, в ожидании места учителя гимназии, принял на себя обязанности библиотекаря в местной публичной библиотеке, но вскоре, для изучения якутского и тунгусского наречий, предпринял поездку по Якутской области, плодом которой была статья: "Замечания о Якутской области" (напечатанная впоследствии в "Современнике" 1847 г., том IV) и "Якутский словарь", удостоенный одобрения Академии Наук. Немного спустя, не дождавшись должности учителя, Огородников в 1842 г. уехал в Санкт-Петербург, где и поступил в 1843 г. на службу в Министерство Финансов, откуда в 1848 г., (в этом году он, между прочим, был избран в члены Императорского Географического общества), перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он первоначально занимался в существовавшем тогда Комитете об устройстве земских повинностей в государстве, а затем состоял чиновником особых поручении при Хозяйственном департаменте министерства. В 1852 и 1853 гг. Огородников, вместе с Мельниковым, был в командировке в Нижегородскую губернию, в качестве члена статистической экспедиции, официальной целью которой было производство местных исследовании о состоянии и движении народонаселения, а неофициальной — исследование быта старообрядцев. Результатом этой командировки был поданный тогдашнему Нижегородскому военному губернатору князю М.Урусову "Проект устройства в Нижегородской губернии канцелярии статистического комитета" (напечатан А.Гацисским в "Сборнике в память первого русского статистического съезда 1870 г." Нижний Новгород 1875 г., выпуск 2, страницы 645—647). Проект этот, несмотря на свои достоинства, дальше бумажного движения не пошел и был сдан в архив нижегородского статистического комитета, как не требующий исполнения. Кроме проекта, Огородников составил исторический очерк Нижегородской губернии, напечатанный в "Городских населениях в Российской Империи", и "Нижегородская губерния" ("Списки населенных мест Российской империи", выпуск XXV, Санкт-Петербург, 1863 г., страница 185). В 1855 г. Огородников был назначен младшим производителем работ статистического комитета Министерства внутренних дел, в каковой должности пробыл до 1858 г., когда этот комитет был преобразован в Центральный Статистический и Огородиков был назначен младшим редактором этого комитета. В 1859 г. Огородников был назначен на должность старшего редактора, которым состоял до отставки, т. е. до 13 апреля 1883 г. Кроме службы в статистическом комитете, Огородников с 1855 до 1862 гг. состоял редактором "Ведомостей Санкт-Петербургской Городской Полиции", каковое издание он значительно улучшил, введя несколько новых отделов; Огородников был также управляющим полицейской типографией; в то же время он сотрудничал в "Журнале Министерства Внутренних Дел" и Энциклопедическом Словаре, издававшемся в 1850-х и 1860-х гг.; между статьями, помещенными в этих изданиях, был помещен в "Журнале Министерства Внутренних Дел" (1859 г., части XXXVI и XXXVII, книги 5 и 8) "Указатель к русским периодическим изданиям с 1703 по 1769 гг.". В этот указатель вошли статьи по географии, этнографии, статистике, физике, механике, минералогии, геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии, медицине и истории. Как опытному в деле административной статистики, правительство поручало Огородникову многие важные работы, производившиеся в центральном статистическом комитете; так, он участвовал в разработке проектов преобразования губернских и центрально-статистических комитетов, в результате чего были утвержденные 7 января 1861 г. и 12 мая 1863 г. Положения об этих комитетах; участвовал в однодневной первой переписи Санкт-Петербурга — 22 декабря 1869 г.; ему же принадлежат отделы статистики относительно городских поселений в изданиях центрального статистического комитета, и редакция "Общего обзора статистических записей по ведомствам и главным управлениям Империи" — издания, предпринятого с целью обобщения и улучшения способов собирания и разработки разными ведомствами первоначальных статистических сведений; им же, по поручению хозяйственного департамента, обработана значительная часть департаментского издания "Экономическое состояние городских поселений Европейской России", а именно, губернии — Архангельская, Вологодская, Вятская, Костромская, Олонецкая, Орловская, Псковская, Санкт-Петербургская и Тамбовская. Огородников принимал также участие в работах Н.Милютина по устройству крестьян в Царстве Польском. В качестве члена Огородников состоял: в организационной комиссии по устройству международного статистического конгресса в Санкт-Петербурге в 1872 г.; в комиссии по участию России в гигиенической выставке и конгрессе в Брюсселе в 1876 г., состоял членом Общества народного здравия и был первым председателем статистической секции этого общества; в 1876 г. был назначен членом статистического совета при министре внутренних дел, продолжая службу в должности редактора Центрального статистического комитета. Со статистическими работами Огородников соединял и историко-географические исследования: в начале 60-х годов он принимал участие в издании Министерства внутренних дел: "Городские поселения в Российской Империи", где помещены его исторические очерки городов по 28 губерниям и областям, в "Списке населенных мест", участие в котором было главной работой Огородникова в центральном статистическом комитете. Под его редакцией здесь были обработаны материалы по губерниям: Архангельской, Вологодской, Вятской, Московской, Нижегородской, Олонецкой и Тульской. Каждой губернии предпослан составленный Огородниковым обстоятельный очерк экономической и бытовой жизни губернии и краткая история. Но главная заслуга Огородникова в этой области — его труды по разработке весьма важного памятника географических трудов наших предков, так называемой "Книги Большого Чертежа". 6 марта 1852 г. Русским Географическим Обществом был объявлен конкурс по вопросу об исследовании "Книги Большого Чертежа", задачей которого было восстановить по "Большому Чертежу" утраченную древнюю географическую карту России и сопредельных с ней стран, для которых книга эта в свое время служила текстом. Представления работ к назначенному сроку на объявленный конкурс не последовало. Срок два раза был изменяем, и уже на закрытии конкурса в 1868 году Огородников представил Обществу довольно полный географический очерк Лопской земли — часть обширного критико-исторического исследования о "Книге Большого Чертежа", согласно указанной Обществом программе. В этом очерке, путем технического и исторического анализа разных списков "Книги", Огородников старается установить относительно Лапландского полуострова периоды возобновления "Чертежа" и определить первоначальный текст этого памятника. Время составления первоначального текста Огородников относит приблизительно к концу XV и началу XVI столетия, первоначальную редакцию определяет периодом с 1496 по 1532 гг.; вторую — по 1590 г., — третью — в течение ХVII века, приблизительно до 1675 г. и четвертую — около конца того же века... Этот труд Огородникова отличается полнотой, отчетливостью свода рассеянных в летописных и древних актах географических названий в России, и разъясняет историю составления "Большого Чертежа" и историю заселения русской земли и вообще распространения территории русского государства, и является всесторонним историко-географическим исследованием. Труд был награжден Обществом малой золотой медалью и напечатан в 1869 г. во II томе "Записок Императорского Русского Географического Общества, по отделению Этнографии", под заглавием: "Мурманский и Терский берега по "Книге Большого Чертежа". В 1874 г. Огородников приготовил дальнейшую часть своего исследования о "Прибрежьях Ледовитого и Белого морей с их притоками", представляющую очерк местности и народов, обзор исторических сведений о каждом племени и исследование и проверку данных "Книги Большого Чертежа". Эта часть напечатана в 1877 г. в VII томе "Записок по Отделению Этнографии". В 1878 г. Огородникову была присуждена за его труды Академией Наук, на основании рецензии профессора Н.Барсова, половинная Уваровская премия. В 1877 г. Огородниковым было представлено Географическому обществу описание Волжского бассейна между Камой и Вяткой. Составление "Чертежа" этой местности Огородников относит к XVI и частью к XVII веку. Напечатана эта часть в IX томе "Записок" за 1882 г. Следующая часть должна была, согласно плану Огородникова, касаться района верхней Волги; он подготовил массу материалов, но смерть помешала осуществлению намерения. Умер в Санкт-Петербурге 25 марта 1884 года. Кроме перечисленных работ, Огородников участвовал в "Народном Законоведе", выходившем в начале 1870-х годов, где поместил много обстоятельных статей. Помимо названных трудов, Огородникову принадлежат: Из записок о Якутской области ("Отечественные Записки", 1848 г., книга 9); Несколько слов о Кяхтинской торговле ("Северная Пчела" 1856 г., №№ 199 и 200. Отдельный оттиск: Санкт-Петербург, 1856 г.); Настоящее устройство местных, административно-статистических учреждений в России ("Журнал Министерства Внутренних Дел", 1861 г., часть LI, книга 12); По поводу опытов в судебно-гражданской статистике России ("Северная Почта", 1862 г., №№ 164 и 165 и "Вологодские Губернские Ведомости", 1862 г., №№ 31 и 32); 0 средствах местной разработки статистических сведений ("Северная Почта" 1862 г., №№ 168 и 169). Д.Языков: "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. 4, Санкт-Петербург 1888 г., страницы 66—67; выпуск 5, Санкт-Петербург 1889 г., страницы 13—14; "Исторический Вестник", 1887 г., часть XXX, декабрь; 1888 г , часть XXXIV, ноябрь — декабрь; А.Гацисский: "Люди Нижегородского Поволжья", Нижний Новгород, 1887 г , страницы 157—191; П.Усов: "Этнограф-беллетрист" (П.Мельников) ("Исторический Вестник", 1884 г., часть 10, страница 51); А.Пыпин: "История русской этнографии", том II, Санкт-Петербург 1891, страница 309.

1817
Марья Фёдоровна Каменская
русская писательница, мемуаристка дочь художника графа Фёдора Петровича Толстого от первого брака с Анной Фёдоровной Дудиной (1792—1835). Автор стихотворений, пьес, прозаических сочинений. Родилась в Санкт-Петербурге. Участвовала в детских и народных журналах («Лучи», «Народное чтение»), писала комедии («Волос долог; ум короток», «Старина»), драму, «Лиза Фомина», роман «Непетый» (1860), переделанный потом под заглавием: «Своя рубашка ближе к телу» («Живописное обозрение», 1880). Наиболее любопытны воспоминания Каменской, касающиеся преимущественно литературных кружков начала XIX века; они написаны правдиво и талантливо. Сначала появились «50 лет назад» («Отечественные записки», 1860 и отд.) «Знакомые» («Время», 1861); «Воспоминания» Каменской позже (1894) печатались в «Историческом вестнике». Умерла в родном городе 3 августа 1898 года. Похоронена с родными сёстрами на Смоленском православном кладбище. Сестра — художница Екатерина Фёдоровна Юнге. Жена писателя Павла Павловича Каменского. В браке родились: Анна (1839—1893)— поэтесса, в первом браке Карлинская, во втором Барыкова; внучка М.Ф.Каменской по этой линии — Мария Сергеевна Глебова, жена Н.Н.Глебова, правнучка — художница Татьяна Глебова; Федор (1841—1891); Мария (1844—1886); Екатерина (1850—после 1929) — в браке баронесса Штейнгель; Гавриил (1853—1912), художник Императорского Мариинского театра; Павел (1858—1922), художник Императорского Мариинского театра. Литература: Каменская, Марья Федоровна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф.Каменской // Исторический вестник, 1894. — Том 58. — № 10. — Страницы 37-56.; Том 55. — № 1. — Страницы 34-58.

1817
Евгений Владимирович Львов
тульский помещик и литератор-любитель из рода Львовых (30 колено), был близок к славянофилам, хорошо знал Л.Н.Толстого. Состоял в браке с Варварой Алексеевной Мосоловой (1828—1904), дочерью Алексея Петровича Мосолова и Прасковьи Николаевны. Варваре Алексеевне после смерти капитанши Прасковьи Ивановны Раевской в 1848 году отошло по наследству её имение Поповка, куда и переселилась молодая семья на жительство. Князь Евгений Владимирович Львов занимал должность управляющего палатой Государственных имуществ в Туле, в 1856—1858 годах был алексинским уездным предводитель дворянства; с 1871 по 1890 годы был почётным мировым судьёй Алексинского округа. С его именем связано открытие первой библиотеки в Алексине: в 1859 году на средства князей Львовых в Алексине открылась трёхклассное женское училище 2-го разряда; при ней в следующем году была открыта библиотека. Только в 1861 году при уездном училище, основанном в 1827 году, была открыта библиотека, ставшая общедоступной. В 1858 году Львов вышел в отставку и в 1859 году семья переехала в Дрезден, чтобы дать старшим детям европейское образование. Прожив в Германии три года, после рождения четвёртого сына Георгия и отмены крепостного права, в 1861 году Львовы вернулись в своё тульское имение. Умер в селе Поповка Тульской губернии 6 января 1896 года. Дети: Алексей Евгеньевич (1850—1937) — директор Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1896—1917); Владимир Евгеньевич (1851—1920) — дипломат, директор Московского главного архива Министерства иностранных дел (1901—1916); Сергей Евгеньевич (1859—1937) — предприниматель, владелец и глава фирмы «Пожевские заводы князя С.Е.Львова» (металлургическая промышленность); Георгий Евгеньевич (1861—1925) — министр-председатель Временного правительства; Мария Евгеньевна (1864—1936) — не была замужем.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку