-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


15 октября родились...

Понедельник, 15 Октября 2018 г. 03:54 + в цитатник
 (462x698, 155Kb)
70 до нашей эры
Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro)
один из наиболее значительных древнеримских поэтов. Создал новый тип эпической поэмы. Вергилий — знаменитейший поэт Августовского века. Родился близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; шестнадцати лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики. К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное — Culet, признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам — сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX). В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундузий. В 37 году до нашей эры закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 году до нашей эры. В 29 году до нашей эры после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундузии в 19 году до нашей эры. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, напр.) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие. В первом произведении своём — «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 годах до нашей эры.) — Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта — именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви пастушки, пастухи Буколик — поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь. Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей — эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Вероятнее всего, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении сына Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды». В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество.
15 октября 70 года до н.э. родился Марон Публий ВЕРГИЛИЙpost-154-128712010144 (700x384, 197Kb)
Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме. «Георгики», вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взявши за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела — его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция. «Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это — поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах — святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми. «Энеида» — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. Скончался 21 сентября 19 года до нашей эры. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-я заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи — Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошёл Август. Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в « Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II песня), скитания Энея после этого (III песня), прибытие в Карфаген (I и IV песни), путешествие через Сицилию (V песня) в Италию (VI песня), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия — отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии — перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания — с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны. В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером. Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы. Её движущая сила — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа. Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску. В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов. Правда, герои Вергилия атомистичны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culet, Вергилию приписываются ещё Ciris, Moretum и Сора. Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» — вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация, Доната и др. В своей поэзии Вергилий менее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует своё бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):
Felix qui potuit rerum cognoscere causas…
Fortunatus et ille deos qui novit agrestis…
Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов (как, напр., «учение о загробной жизни» в VI п. и др.). В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него — представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе. Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказываний судьбы, как оракулы Сибилл. Так называемые «Sortes Virgilianae» были в большом ходу во времена Адриана и Севера. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI песне «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga — волшебный жезл) и имени его матери (Maia — Maga). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фульгенций («De Continenta Vergiliana») придаёт «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах, которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретонские сказания говорят о нём как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий — патрон или genius loci Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах (вариант — построенный на яйце замок, Castello del’uovo); Вергилий пробивает подземный ход сквозь гору (Позилиппо). Он — непревзойденный мастер, изготовляющий чудесные предметы (ingeniosissimus rerum artifex), среди которых — сложная система сигнализации и защиты города с помощью бронзовых статуй Salvatio Romae (вариант — система, предохраняющая от извержения Везувия); бронзовая муха, изгоняющая из Неаполя мух и таким образом предохраняющая город от заразы; чудесное зеркало, отражающее все, что происходит в мире; bocca della verità; вечно горящая лампа; воздушный мост и др. Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, — это роль психопомпа, которую ему даёт Данте в «Божественной комедии», выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем и проводником по кругам ада. Сочинения Вергилия дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (издание Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (издсние Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнгеймом и Панарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., издание I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608—1617 гг., издание Ник.Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия — «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств. Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vergilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса. Переводы Вергилия на русский язык очень многочисленны. Первые из них относятся ещё к XVIII столетию: «Энеиду» перевёл В.Санковский (издание 2-е, с предисловием и объяснениями В.Рубана, 3 части, Санкт-Петербург, 1775); «Георгики» В.Рубан (4 книги, с прибавлением I Эклоги, называемой Титир, Санкт-Петербург, 1777) и А.Раич (М., 1821); «Эклоги» А.Мерзляков (Москва, 1807); «Энеиды Вергилия», перевод стихами И.Соснецкого (Москва, 1872); «Энеида» И.Соснецкого (I—XII песни, 1870-1876); «Энеида Вергилия» И.Шершеневича (Варшава, 1868); «Буколика и Георгики Вергилия», перевод в стихах И.Соснецкого (Москва, 1873); «Энеида» (4, 5, 6, 9 и 12 книги, перевод А.Соколова, Киев, 1881-1883); «Энеида. V песнь», перевод В.Алексеева (Москва, 1886); «Энеида» А.Фета (2 тома, книги 1-12, Москва, 1888); «I песнь» С.Манштейна (с примечаниями, Москва, 1878); Р.А.Шарбе, «Перевод и разбор IV Эклоги» («Учёные записки Казанского университета», 1854, IV, 69-120); «Энеида» песнь I, В.Бегака и Ф.Блонского (Киев, 1879); песнь III, перевод Соколова (Киев, 1874); песнь IV—VI, перевод Логинова (Киев, 1886): песнь VIII—IX, перевод И.Горовый и Е.Котляр (Киев, 1884-1887). Одна из Эклог переведена Владимиром Сергеевичем Соловьёвым («Русское Обозрение», 1891). Статьи о Вергилии русских учёных: Шевырев, «Об Энеиде» («Учёные записки Московского университета», 1835, том X); L. Müller. «О nomen gentile автора Энеиды» («Журнал Министерства народного просвещения», 1877, часть 189); «De Verg. Aen. I» (390—401, ibid., 1876, часть 185); Боровиковский, «Сравнение из Энеиды» (ibid., 1876, часть 185); I. Luniac, «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., 1878, часть 200); А.К.Фогель, «Vergiliana (к Энеиде)» (ibid., май 1884); L. Schwabe, «Observationes in Cirin» (Дерпт, 1871). Отдельные издания: «Р. Vergilii Maronis Aeneidos L. I—VI» (с примечаниями по Ладевигу, Каппесу, Фрейнду и друг., составитель П.Н., Санкт-Петербург, 1878); «Энеида» (книги 1-6, с введением и примечаниями Д.И.Нагуевского, 2 и 5 т. учебного издание латинских классиков, 2 издание, Казань и Лейпциг, 1885-1886); С.Орловский, «Вторая книга Энеиды» (с подробными комментариями, Одесса, 1885); Фоков, «I Буколика» (с примечаниями, в «Журнале министерства народного просвещения» 1873, часть 169); Д.Нагуевский, «Словарь к I—III книгам Энеиды» (Рига, 1884 и следующие). Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства, на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба — знака святости) входят в состав иконостасов, занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов. Литература: С.С.Аверинцев. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. — Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996, страницы 19-42.

YuanEmperorAlbumTemurOljeituPortrait (556x700, 433Kb)
1265
Тэмур (Олджэйту-хаган, (монгольское имя - Өлзийт Төмөр хаан; китайское имя - 元成宗)
второй император династии Юань, великий хан Монгольской империи, правил с 10 мая 1294 года по 10 февраля 1307 года. Тэмур был сыном Чинкима и внуком Хубилая. Во время его правления вьетское государство Дайвьет и тямское государство Тямпа, а также Бирма и западные ханства Монгольской империи признали его верховенство.
Тэмур был третьим сыном наследного принца Чинкима (1243—1286) из рода Борджигин. Чинким был вторым сыном Хубилая, и, так как первый сын Хубилая, Доржи, рано умер, Чинким стал наследным принцем. Он умер в 1286 году, когда Тэмуру был 21 год. В 1287 году в империи произошло восстание Найяна, и Тэмур сопровождал Хубилая при его подавлении. Затем Тэмур и один из приближённых Хубилая, Оз-Тэмур, были откомандированы на реку Ляохэ и на Ляодунский полуостров охранять эти территории от союзника Найяна, Кадаана, и смогли его победить. В июле 1293 года Хубилай назначил Тэмура наместником Каракорума и прилегающих областей. В 1294 году Хубилай умер, и в Шанду, летней столице Хубилая, был собран курултай. К этому времени второй сын Чинкима, Дармабала, уже умер, и претендентами на титул Великого хана были старший сын, Гаммала, и третий, Тэмур. Хотя Хубилай при жизни высказывал явное расположение Тэмуру, он не назначил наследника. На курултае было решено, что править станет тот, кто лучше знает изречения Чингисхана. Тэмур победил, и, имея достаточную поддержку при дворе, был назначен правителем Монгольской империи. Его брат Гаммала не смог заручиться достаточной поддержкой и признал власть Тэмура. Правление Тэмура в целом расценивается как компетентное. Он оставил империю примерно в том же состоянии, в каком унаследовал её от Хубилая, хотя его правление и не отмечено какими-либо особыми достижениями. Он продолжил экономические преобразования, начатые Хубилаем, и при его правлении империя оправилась от неудач, связанных в первую очередь с поражениями во Вьетнаме. В империи при Тэмуре многие важные посты занимали чиновники не монгольского происхождения — китайцы, мусульмане, тибетцы и даже христиане. Администрация Тэмура благоприятствовала конфуцианству, и вскоре после вступления на трон Тэмур издал указ, предписывающий почитать Конфуция. В то же время монгольский двор отказался признать все принципы конфуцианства. Тэмур также отказался от политики преследования даосов, проводимой Хубилаем, а в 1294 году запретил производство и продажу спиртных напитков. Администрация Тэмура не стремилась любой ценой собрать как можно больше налогов, и во время его правления вся империя Юань несколько раз освобождалась от уплаты налогов.
Thirteen_Stele_Pavilions_-_south_row,_4th_from_the_east_-_P1050588 (700x525, 310Kb)
Черепаховые стелы юаньской эпохи в Храме Конфуция, Цюйфу. Левая и правая крайние стелы относятся к эре Дадэ (правление Тэмура), и написаны монгольским квадратным письмом
В 1302 году были введены ставки налога, и сбор налогов выше установленных норм был запрещён. При этом финансовая ситуация государства за время его правления ухудшилась, денежные резервы уменьшились, что подорвало доверие к бумажной валюте. Вскоре после вступления на трон Тэмур отменил приготовления для военных походов против Японии и Дайвьета, которые должны были расширить территорию Монгольской империи. Отношения с Дайвьетом обострились после того, как в 1291 году его правитель, стремясь к большей независимости, не принял посла Хубилая. Тэмур отправил послов в Японию и Чампу с требованием признать вассальную зависимость от монголов. Чампа согласилась, а Япония (сёгунат Камакура) отказалась. Более того, японские пираты вокоу атаковали китайский портовый город Нинбо. Правители Дайвьета, Бирмы и Сукхотаи, соответственно, в 1295, 1297 и 1300 годах посетили столицу Тэмура и воздали ему почести как суверену. В качестве жеста доброй воли Тэмур отпустил послов Дайвьета, а император Дайвьета начал снова платить монголам дань. В 1296 году монгольское войско было вынуждено заниматься подавлением восстаний племён, живущих в горах на юго-западных границах Китая. По просьбе бирманского князя Трибхуванадитьи Тэмур в 1297 году послал войско, изгнавшее шанов из Бирмы. К Тэмуру также отправляла послов Камбоджа. В ответ Тэмур отправил послом в Камбоджу Чжоу Дагуаня, оставившему «Записки об обычаях Камбоджи», ценный источник по истории Юго-Восточной Азии. В 1299 году Трибхуванадитья, признавший главенство Тэмура, был убит своим братом Атхинкаей, и в 1300 году Тэмур отправил против Бирмы карательную экспедицию. В 1301—1303 году он также воевал с шанами. После окончания соответствующих кампаний и Атхинкая, и шанские правители также признали главенство Тэмура. Газан-хан, ильхан Ирана, после прихода к власти в 1295 году принял ислам и начал всячески способствовать его распространению. В частности, он прервал связи с династией Юань, которую называл «языческой». В 1296 году Тэмур дал поручение полководцу Байджу разобраться с Газан-ханом. В результате последний через три года признал главенство Великого хана Тэмура и послал ему богатые дары, а в дальнейшем призвал других монгольских ханов объединиться под властью Тэмура. Тэмур также вынужден был вести войну с враждебными ему монгольскими среднеазиатскими государствами Чагатайским улусом и улусом Угэдэя. Главой улуса Угэдэя был Хайду. Для борьбы с ним Тэмур привлёк своего старшего брата Гаммалу и потомка Борохулы, Очичера. Хотя им не удалось окончательно разгромить Хайду, они смогли оттеснить его к Алтаю. С 1298 года чагатайский хан Дува интенсифицировал набеги на Юаньский Китай, и, в частности, смог захватить в плен зятя Тэмура, Конгуза. Однако впоследствии Дува потерпел поражение от юаньской армии, и уже его родственники были взяты в плен. Хотя была достигнута договорённость об обмене пленниками, Дува и Хайду казнили Коргуза. После этого Тэмур занялся укреплением западных границ Монголии, что поручил своему племяннику Хайсану, сыну Дармабалы. После этого юаньская армия одержала победу над Хайду к югу от Алтая, но уже на следующий год, в 1300 году, Хайду вновь победил войска Хайсана. На следующий год Хайду и Дува-хан собрали большое войско, собираясь напасть с ним на Каракорум. В сентябре завязались ожесточённые бои, при этом ни одна из сторон не смогла одержать окончательную победу. Дува был ранен, а Хайду умер вскоре после этого. Хайду наследовал его сын Чапар. Так как оба улуса были истощены войной, а Дува был заинтересован в завоевании Индии больше, чем в войне с Китаем, и Дува, и Чапар в 1304 году признали формальное главенство Тэмура. Вместе с ними власть Тэмура признали также Тохта, хан Золотой Орды, и ильхан Олджейту, наследник Газан-хана. Формально Тэмур после этого назначил Олджейту ильханом и послал ему печать китайского императора. Олджейту в 1305 году использовал эту печать для того, чтобы подписать письмо королю Франции Филиппу IV. В 1305 году началось соперничество между Дува-ханом и Чапаром, которые не смогли разграничить свои территории. Тэмур поддержал Дува-хана и осенью 1306 года послал в помощь ему большое войско под командованием Хайсана, что привело к поражению Чапара. Единственный сын Тэмура, Тешоу, умер в январе 1306 года, а сам Тэмур умер в Ханбалыке (ныне Пекин) 10 февраля 1307 года, не оставив наследника по мужской линии. Источники: René Grousset — The Empire of Steppes; Цэен-ойдов — Чингис Богдоос Лигдэн Хутаг хүртэл 36 хаад.

 (518x699, 143Kb)
1299
Дмитрий I Михайлович Грозные Очи
сын Михаила Ярославича Тверского и Анны Дмитриевны Ростовской, известной как Анна Кашинская, великий князь Тверской (1318—1326) и великий князь Владимирский (1322—1326). Участвовал в борьбе отца против Юрия Даниловича Московского. Когда в 1311 году на городецком княжении умер бездетным Михаил Андреевич, и Орда санкционировала занятие княжества московскими Даниловичами (в Нижнем Новгороде сел Борис), 12-летний Дмитрий пошёл на Нижний Новгород, но был остановлен во Владимире митрополитом Петром. В 1314 году, во время отъезда отца в Орду, Дмитрий командовал тверской ратью, вышедшей на берег Волги против новгородцев, сторонников Юрия. В 1321 году Дмитрий Михайлович признал Юрия великим князем и отдал ему тверскую дань (2000 руб.), но тот не передал её хану, а пустил в оборот в Новгороде. Тогда Дмитрий поехал в Орду к Узбек-хану и обвинил Юрия в утаивании части предназначенной татарам дани. Рассерженный Узбек-хан выдал Дмитрию ярлык на великое княжение.
Юрий остался в Новгороде. В 1324 году к нему приехал ханский посол Ахмыл и убедил его поехать в Орду. Через некоторое время туда же приехал и Дмитрий. Встретив там виновника смерти своего отца, 21 ноября 1325 года, в канун годовщины казни Михаила Ярославича, он зарубил Юрия и стал ждать ханского суда, питая всё же надежду на ханское снисхождение.
History_of_the_Russian_state_in_the_image_of_its_sovereign_rulers_-_fragment (700x564, 279Kb)
Великие Князья Юрий Данилович и Димитрий Михайлович. 1319-1327 г. С кончиною Михаила Тверского, великокняжеский престол достался Юрию, но вскоре был отнят Димитрием. Мстя за убийство отца, Димитрий Михайлович, "Грозные Очи", сразил Юрия в ханской ставке, не убоявшись расправы свирепого хана.
Но хан Узбек сильно рассердился на это самоуправство. Юрий был его зятем, и сторонники Москвы указывали, что надо отомстить за смерть родственника. К тому же, говорили они, прощение убийцы может быть расценено как мягкость со стороны хана. В конце концов хан принял решение казнить молодого 26-летнего князя. Дмитрия Михайловича в казнили 15 сентября 1326 года. В народе за свой дерзкий поступок, за пылкую любовь к отцу и народу он получил прозвище Грозные Очи. Дмитрий Михайлович был женат с 1320 на Марии (1305-1349), дочери литовского князя Гедимина. После гибели Дмитрия в Орде супруга его, по некоторым указаниям, не смогла перенести горя и вскоре умерла — однако согласно Лицевому летописному своду, это случилось только в 1348 году. По другим сведениям, в 1326 году Мария Гедиминовна постриглась в монахини. У них было двое сыновей: Константин, умер в детстве около 1325; сын, умер в младенчестве. Литература: Тверские (великие и удельные князья) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Кулюгин А.И. Правители России. Издание 2-е. — Чебоксары: Чувашия, 2000. — ISBN 5-86765-132-0; Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах. — СПб: Геликон Плюс, 1998. — ISBN 5-7559-0002-7; Нечволодов А. Сказание о Русской Земле. Кн. 1. — СПб: Царское дело, 2003. — ISBN 5-7624-0096-6; Конявская Е.Л. Дмитрий Михайлович Тверской в оценке современников и потомков // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). Страницы 16–22.

1396
Жан IV д’Арманьяк (французское имя - Jean IV d'Armagnac)
виконт де Ломань, с 1418 года граф д’Арманьяк, де Фезансак и де Роде. Родился в Родез, Франция. Сын Бернара VII, графа д’Арманьяка, де Фезансака, де Роде и де Пардиака, и Бонны де Берри. После убийства отца Жан д’Арманьяк обратился к дофину Карлу, прося правосудия, но тот, не имея никакой реальной власти, отделался лишь пустыми обещаниями. Тогда он решил рассчитывать только на свои силы. Продолжая тщательно защищать свои земли от англичан и наёмников, д’Арманьяк не сторонится переговоров с ними и заключает в Эре наступательный и оборонительный союз с графами д’Астараком и де Фуа, чтобы защищать свои области против всех, исключая короля. (1418 г.). В 1425 г. он приносит оммаж королю Кастилии за Арманьяк. В 1436 г. участвует заговоре герцогов де Бурбон, д’Алансон и Бретонского. Ведёт переговоры с Англией, предлагая брачный союз одной из своих дочерей с королём Генрихом VI. После поражения англичан в Аквитании (1442), он сам потихоньку отказывается от своих предложений. В 1440 году он принимает участие в Прагерии — мятеже баронов и дофина Людовика против короля, но коалиция разбита Карлом VII, который, тем не менее, предоставил прощение всем участникам. Для усиления своих владений, он 17 января 1420 г. покупает у герцога де Бурбона графство л'Иль-ан-Журден. Опираясь на права своего дяди и отца на графство Комменж, он делает неоднократные попытки захватить его, пока, наконец, король не берёт его в свои руки (1443), после смерти графини Маргариты. Король Карл VII, требует от важнейших сеньоров Юга отказаться от формулировки: «граф милостью божьей», которой они пользовались с незапамятных времён. В отличие от других, Жан IV отклоняет это требование и подаёт протест в Парижский парламент (1442). Карл VII решил покончить со столь буйным вассалом. В конце 1445 года он направил в Гасконь дофина Людовика, который врасплох захватил Л'Иль-Журден, где находились граф и его семья. Рассчитывая на великодушие победителя, Жан IV вышел навстречу своему недавнему союзнику без вооружения и без эскорта. Напрасно: он был брошен в тюрьму Каркассона, где провёл около трёх лет, а Л'Иль-Журден был отдан солдатне. Несмотря на то, что за Жана IV вступились король Кастилии, герцоги Савойи, д’Алансон, д’Орлеан, графы де Фуа, дю Мэн, де Ришмон, Дюнуа и даже сам дофин, его дело было передано на рассмотрение Парижскому парламенту. Перечень его преступлений и проступков, в общем-то применимый практически ко всем крупным сеньорам того времени, принял столь угрожающий характер, что друзья убедили Жана IV обратиться к милосердию короля. Карл VII предоставил грамоту о помиловании, но на очень тяжёлых и унизительных условиях. Графство Роде было передано королю как залог верности графа. Практически во всех сколько-нибудь значащих крепостях и городах Жана IV обосновались королевские гарнизоны. Жан д’Арманьяк провёл последние дни своей жизни в замке Л'Иль-Журден, где и умер 5 ноября 1450 года. 16 июня 1407 года в Нанте он женился на Бланш Бретонской (1395 — 1419), дочери Жана V (1340 — 1399), герцога Бретани, и Жанны д’Эвре-Наваррской (1370 — 1437), его третьей жены. От этого брака родилась дочь: Бонна (1416 — между 1435 и 1448), умерла в девичестве. 10 мая 1419 года он женится вторым браком на Изабелле д’Эвре-Наваррской (1395 — 1450), дочери Карла III Благородного (1361 — 1425), короля Наварры, и Элеоноры Кастильской (ок. 1363 — 1416). У них родились: Жан V (1420 — 1473), виконт де Ломань, затем граф д’Арманьяк, де Фезансак и де Роде; Шарль I (1425 — 1497), виконт де Фезансаге, затем граф д’Арманьяк, де Фезансак и де Роде; Мария (ок. 1421 — 25 июля 1473), с 1437 г. жена Жана II (1409 — 1476), герцога д’Алансона; Элеонора (1423 — 1456), с 1446 г. вторая жена Луи де Шалона (1389 — 1463), принца Оранского; Изабелла (1430 — 1476), дама де Катр-Валле. Она скандально прославилась кровосмесительной связью с братом, Жаном V д'Арманьяком, от которого у неё были: Жан, бастард д'Арманьяк (умер в 1516), сеньор де Камбулан; Антуан, бастард д'Арманьяк. Роза, бастарда д'Арманьяк (умерла в 1526), с 1499 жена Гаспара де Вильмюра, барона де Пэле. Кроме того, Жану IV приписываются две побочные дочери: Жанна-Изабо де Жоссей, вышедшая замуж в Руэрге; о второй не известно даже имя. Литература: Baqué Z. Histoire comtes D'Armagnac. — Auch: Imprimerie Brevetée F. Cocharaux, 1945; Monlezun, Jean Justin. Histoire de la Gascogne = Histoire de la Gascogne depuis les temps les plus reculés jusqu'à nos jours. — J.A. Portes, 1846—1850; Cawley C. Medieval Lands: A prosopography of medieval European noble and royal families — P. http://fmg.ac/Projects/MedLands/GASCONY.htm.

1470
Конрад Муциан Руф (немецкое имя - Konrad Mutian; прозванный Rufus, Рыжий)
германский учёный-гуманист, философ, известный в том числе благодаря своей переписке со многими выдающимися современниками и как автор эпиграмм. Прозвище Руф получил из-за рыжего цвета волос. Родился в Хомберге (Эфце), в богатой семье, но рано осиротел. В юности отправился в Девентер, где получил образование в школе Гегиуса, в 1486 году поступил в Эрфуртский университет, в 1488 году получил там степень бакалавра, а в 1492 году магистра. С 1496 по 1502 год жил в Италии, куда отправился из Майнца и где изучал право; в 1498 году получил степень доктора канонического права в Болонье, изучал право также в Падуе, Флоренции, Венеции и Риме; во время жизни в Италии свёл знакомство со многими итальянскими гуманистами и тогда же заинтересовался идеями неоплатонизма. В 1502 году вернулся в Германию, непродолжительное время жил в Гессене, в 1504 году стал каноником в Готе, где жил в скромных материальных условиях и вскоре стал критиковать существующую церковную иерархию. В 1505 году основал совместно с другими местными гуманистами литературный кружок. Принципиально не издавал своих сочинений для более широких кругов, но считался одним из наиболее разносторонних учёных своего времени и пользовался большим влиянием как глава союза гуманистов, к которому принадлежали Эобан Гесс, Крот Рубиан, Йонас, Юстус и другие. Во время рейхлиновского спора из этого круга вышли знаменитые «Письма тёмных людей» (лат. Epistolae obscurorum virorum), но Муцин выступил в споре будучи уже колеблющимся между партиями. Был известен своими обширными познаниями в области античной литературы и как философ стремился примирить античную философию и христианское богословие. Как и Эразм Роттердамский, постепенно отстранился от Реформации, хотя в целом ряде источников называется одним из её «предвестников». Умер в Готе 30 марта 1526 года, в нужде, обеднев во время крестьянских беспорядков. Источники: Муциан Руф, Конрад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

GiovannidaUdine (549x700, 206Kb)
1487
Джованни да Удине (итальянское имя - Giovanni da Udine; также Джованни Нанни, Giovanni Nani / Nanni)
итальянский живописец, архитектор и декоратор. Родился в Удине. Учился сначала у Джованни Мартино (Pellegrino da San Daniele) в Удине, затем переехал в Венецию, где стал учеником Джорджоне. В 1514 году переехал в Рим, где поступил в мастерскую Рафаэля и считался одним из наиболее талантливых его учеников. Джорджо Вазари отмечал его стремление к гротеску и большую любовь к изображению природы — как растений и животных, так и неодушевлённых предметов. После смерти Рафаэля работал на кардинала Джулио Медичи (будущего папу Климента VII) по украшению Вилла Мадама, завершив работу к 1525 году; находился в конфликте с Джулио Романо. С 1521 по 1522 год работал во Флоренции, затем вернулся в Рим, в 1527 году покинул его, вернувшись в Удине, где стал архитектором и участвовал в восстановлении местного замка (Castello di Udine), разрушенного сильным землетрясением 1511 года. В 1532 году ненадолго ездил во Флоренцию. В 1547 году создал лестницу с внешнего двора в этом замке. В 1560 году вернулся в Рим и остаток жизни провёл в бедности. Умер в Риме в 1964 года. Был похоронен в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Помогал Рафаэлю в расписывании лож ватиканского дворца и в других подобных работах. Им написаны и отчасти придуманы орнаменты в верхних ложах. В нижних ложах ему принадлежит плафонная живопись, реставрированная в 1867 году Мантовани. На вилле Фарнезина им исполнены фестоны, обрамляющие рафаэлевскую «Историю Психеи». Для папы Климента VII в сотрудничестве с Перино дель-Вага украсил живописью Торре-ди-Борджиа. Из прочих его произведений известны роспись вестибюля в вилле-Мадама, лепные украшения нижних сеней этого здания, декоративная живопись в палаццо Массими-алле-Колонне в Риме, работы в усыпальнице Медичи (в церкви Сан-Лоренцо) и рисунки, по которым изготовлены расписные стёкла в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции. Источники: Нанни, Джованни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Maria_Manuela_de_Portugal (369x700, 247Kb)
1527
Мария Португальская (португальское имя - Maria Manuela de Portugal)
португальская принцесса, первая жена короля Испании Филиппа II. Родился в Коимбре. Родителями Марии были король Португалии Жуан III и Екатерина Австрийская. Брачная церемония между Марией и Филиппом состоялось в 1543 году. Поскольку они были близкими родственниками — Филипп был двоюродным братом невесте одновременно и по отцу и по матери — для их бракосочетания требовалась папская диспенсация, которая и была без осложнений получена. Она родила наследника престола дона Карлоса, который, однако, был физически и душевно больным, что, возможно, являлось следствием близкого родства супругов. Мария умерла в Вальядолиде вскоре после рождения сына 12 июля 1545 года. Литература: Kamen, Henry. Philip of Spain. Yale University Press. 1998. ISBN 978-0-300-07800-8.

 (481x698, 144Kb)
1535
Джиованни Баттиста делла Порта (итальянское имя - Giovanni Battista della Porta)
итальянский ученый-энциклопедист, педагог и драматург. Физические исследования посвящены оптике, магнетизму и кристаллографии. Дал чёткое описание камеры-обскуры и усовершенствовал ее (1558), применив собирательную линзу. Предложил (1589) использовать камеру-обскуру для выполнения рисунков и их проектирования (идея проекционного фонаря). Принцип действия камеры-обскуры использовал при разработке теории зрения. Обсуждал вопрос о соединении выпуклой и вогнутой линз для наблюдения далеких и близких предметов. Произвёл (1601) опыт по определению количества пара, в который переходит определенное количество воды, описал (1606) термоскоп и опыт поднятия воды давлением пара. В 1560 г. начал проводить в своём доме в Неаполе регулярные собрания, называемые Академией тайн природы (Academia secretorum naturae). Академия была закрыта указом папы Павла V по подозрению в занятиях колдовством. Источники: Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. Москва: Наука, 1983. 400 страниц: Большая советская энциклопедия. В 30 томах.

1542
Джелаль-ад-дин Акбар (больше известный как Акбар Великий)
третий император из династии Великих Моголов, правившей на полуострове Индостан. Родился в Синде (ныне провинция Пакистана), где провел первые 12 лет своей жизни. В 1555 его отец император Хумаюн, лишенный трона узурпатором, вновь обосновался Дели, который превратился в центр литературного и художественного возрождения. В 1556 Хумаюн умер, и Акбар в возрасте 14 лет стал императором. Через четыре года он изгнал своего регента Байрам-хана и приступил к восстановлению доставшейся ему в наследство империи, включая Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир. Акбар навел порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед император Бабур, способствовал развитию торговли. Акбар проявлял живой интерес ко всем религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали отец Клаудио Акуавива и другие иезуиты. С 1582 он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал «дин-и илахи» («божественная вера»). Акбар поддерживал открытие как мусульманских, так и индуистских школ, покровительствовал художникам и писателям. Построил новую столицу Фатихпур-Сикри. Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына, царевича Селима. Умер Акбар в 1605, престол унаследовал Селим под именем императора Джахангира.

1545
Елизавета Ангальтская (немецкое имя - Elisabeth von Anhalt)
аббатиса Гернродского монастыря под именем Елизавета III. Родилась в Дессау. Покинула монастырь ради бракосочетания с графом Барбиским. Елизавета — дочь князя Иоганна IV Ангальт-Цербстского и его супруги Маргариты Бранденбургской, дочери курфюрста Иоахима I Бранденбургского. В 1565 году Елизавета была избрана аббатисой имперского аббатства Святого Кириака в Гернроде. Её попытки улучшить экономическое положение монастыря не увенчались успехом, поэтому в 1570 году она сложила свои полномочия и вышла замуж. В аббатстве её преемницей стала племянница Анна Мария Ангальтская. 19 июля 1570 года в Бернбурге Елизавета вышла замуж за графа Вольфганга II Барбиского и Мюлингенского (1531—1615). Поссорилась с братом Иоахимом Эрнстом из-за аббатства и претензий на Ангальт. Примирение состоялось незадолго до её смерти, Елизавета должна была получить отступные в размере 76 тыс. рейхсталеров. В браке у Елизаветы родился сын Кристоф, который умер в юном возрасте. Елизавета страдала «чахоткой» и умерла в Барби была похоронена в Барби 26 сентября 1574 года. Литература: Philipp Ernst Bertram, Johann C. Krause: Geschichte des Hauses und Fürstenthums Anhalt: Fortsetzung, Band 2, Curt, 1782, S. 207; Johann Samuel Ersch: Allgemeine Encyclopädie der Wissenschaften und Künste in alphabetischer Folge, J. f. Gleditsch, 1842, S. 367.

Heinrich_Julius_Braunschweig_MATEO (574x700, 321Kb)
1564
Генрих Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский (немецкое имя - Heinrich Julius von Braunschweig-Wolfenbüttel)
герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский с 1589 года. Родился в Гессене. Сын герцога Юлия Брауншвейг-Вольфенбюттельского и его супруги Гедвиги Бранденбургской, дочери курфюрста Иоахима II Гектора. Первый ректор протестантского Гельмштедтского университета, основанного его отцом. Проживая долгое время в Праге при императорском дворе, не без успеха посредничал между императором Рудольфом и его братом Матвеем, а также между католиками и протестантами.
Ernst_Aug_Schaumünzen_014 (700x605, 428Kb)
Генрих Юлий Брауншвейг-Вольфенбюттельский. 10 талеров, серебро.
Получив прекрасное образование, Генрих Юлий в совершенстве знал латинский, греческий и еврейский языки, был отличным юристом, архитектором и драматическим писателем. Его драмы (всего 11), в которых сказалось сильно английское влияние, изданы Голландом (в 1855 году в Штутгарте) и Титманном (в 1880 году в Лейпциге). Умер в Праге 20 или 30 июля 1613 года. Похоронен в церкви Святой Марии в Вольфенбюттеле. Генрих Юлиус был женат первым браком на принцессе Доротее Саксонской (1563—1587), дочери курфюрста Саксонии Августа: Доротея Гедвига (1587—1609), замужем за князем Рудольфом Ангальт-Цербстским (1576—1621). Затем он был женат на принцессе Елизавете Датской (1573—1625), старшей дочери короля Дании Фредерика II: Фридрих Ульрих (1591—1634), герцог Брауншвейг-Вольфенбюттеля, женат на принцессе Анне Софии Бранденбургской (1598—1659); София Гедвига (1592—1642), замужем за князем Эрнстом Казимиром Нассау-Дицским (1573—1632); Елизавета (1593—1650), замужем за герцогом Августом Саксонским (1589—1615), затем за герцогом Иоганном Филиппом Саксен-Альтенбургским (1597—1639); Гедвига (1595—1650), замужем за герцогом Ульрихом Померанским (1589—1622); Доротея (1596—1643), замужем за маркграфом Кристианом Вильгельмом Бранденбургским (1587—1665); Генрих Юлиус (1597—1606); Кристиан (1599—1626), епископ Хальберштадтский; Рудольф (1602—1616), епископ Хальберштадтский; Генрих Карл (1609—1615), епископ Хальберштадтский; Анна Августа (1612—1673), замужем за графом Георгом Людвигом Нассау-Дилленбургским (1618—1656). Источники: Захаров Н.В., Макаров В.С. Генрих Юлий, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский. Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира» (2013).

1598
Франсуа II д’Аркур (французское имя - François II d'Harcourt)
французский придворный и государственный деятель, 2-й маркиз де Бёврон. Четвертый сын Пьера д’Аркура, маркиза де Бёврона, и Жилонны Гойон де Матиньон. Маркиз де Бёврон и де Бофу, барон де Мери и де Клевиль, сеньор д’Экто. В детстве назначен придворным юного Людовика XIII, под именем барона де Мениль-Бю; сопровождал короля в поездке в Гиень и Байонну в 1615. 26 июля 1636 получил от короля подтверждение жалованых грамот, выданных 28 июля 1610 и Генрихом IV в августе 1593, и возводивших баронию Аркур в статус маркизата. Был управляющим старого Руанского дворца и лейтенант-генералом короля в Верхней Нормандии. В 1651 отказался от должности в пользу сына. Умер в Париже 30 января 1658 года. Жена (27 июня 1626): Рене д’Эпине де Сен-Люк (около 1606—1639), дама д’Экто, Сен-Лоран де Бредеван и Сен-Совер де Прето, дочь Тимолеона д’Эпине, маркиза де Сен-Люка, и Генриетты де Бассомпьер (около 1582 — 1609). Дети: Франсуа III д’Аркур (1627—1705), маркиз де Бёврон. Жена 1) (27 апреля 1648): Катрин Ле Телье де Турневиль (1628 — 26 марта 1659), дочь Никола Ле Телье, сеньора де Турневиля, и Катрин Марк де Ла-Ферте; 2) (19 января 1677): Анжелика де Фабер (1649—1730), дочь маршала Франции маркиза Абрахама де Фабера и Клод Ришар де Клеван; Тимолеон д’Аркур, сеньор д’Экто, барон де Дрюваль. Умер юным; Луи д’Аркур (умер в 1719), маркиз де Тюри. Жена: Жилонна-Мари-Жюли д’Аркур (умерла в 1664), дочь Оде д’Аркура, графа де Круази, и Мари де Перье; Шарль д’Аркур (умер 29 сентября 1688), рыцарь Мальтийского ордена. Жена: Лидия де Рошфор-де-Теобон (умерла в 1708), дочь графа де Теобона; Мари-Габриель д’Аркур, монахиня в Кане; Катрин Генриетта д’Аркур (умерла в 1701). Муж (24 июля 1659): герцог Луи д’Арпажон (1589—1679); Жилонна д’Аркур, умерла юной в Кане; Мари-Франсуаза д’Аркур, монахиня в Кане. Литература: Aubert de La Chesnaye Des Bois F.-A. Dictionnaire de la noblesse. — T. X. — P.: Schlesinger frères, 1867. — Col. 316—317.

Cornelisdegraeff (374x700, 222Kb)
1599
Корнелис де Греф (нидерландское имя - Cornelis de Graeff)
самый известный представитель семьи де Греф. Он был мэром Амстердама во время Золотого века, а после внезапной смерти штатгальтера Вильгельма II Оранского стал влиятельным регентом Амстердама. Как и его отец Якоб де Греф, он противостоял Дому Оранских, и был умеренным преемником республиканца Андриса Бикера. В середине XVII века он управлял финансовой и политической жизнью города, а в тесной кооперации со своими братом Андрисом де Грефом и племянником Яном де Виттом — политическим устройством Нидерландов. Корнелис де Греф пошёл по стопам своего отца и был назначен мэром около десяти раз между 1643 и 1664 годами. Де Греф был членом семьи регентов, которая принадлежала к республиканскому политическому движению, также упоминаемому как ‘партия Штатов’, в противоположности к роялистам. Корнелис де Греф был также основателем династии регентов, которая сохраняла власть и влияние на протяжении столетий и произвела целую плеяду министров. Он был также президентом Голландской Ост-Индской компании, и председателем совета Адмиралтейства Амстердама. Как и его брат Андрис де Греф, он был коллекционером произведений искусств и меценатом. Умер в Амстердаме 4 мая 1664 года.

 (511x699, 200Kb)
1608
Эванджелиста Торричелли (итальянское имя - Evangelista Torricelli)
итальянский математик и физик, ученик Галилея. Известен как автор концепции атмосферного давления и продолжатель дела Галилея в области разработки новой механики. Родился в Фаэнце. В 1627 году приехал в Рим, где изучал математику под руководством Бенедетто Кастелли, друга и ученика Галилео Галилея. Под впечатлением трудов Галилея о движении написал собственное сочинение на ту же тему под названием «Трактат о движении» (итальянское название - Trattato del moto, 1640). Торричелли препроводил своё сочинение Галилею, и последний, тогда уже слепой, пригласил его для сотрудничества при обработке своего последнего сочинения «Беседы о механике». В 1641 году Торричелли окончательно переехал к Галилею в Арчетри, где стал учеником и секретарем Галилея, а после смерти Галилея (1642) — его преемником на кафедре математики и философии Флорентийского университета. В 1644 году развил теорию атмосферного давления, доказал возможность получения так называемой «торричеллиевой пустоты» и изобрёл ртутный барометр. Умер Торричелли во Флоренции 25 октября 1647 года. В честь учёного названы: Единица давления торр (миллиметр ртутного столба); Лунный кратер; Серия подводных лодок; Лицей в Фаэнце; Улица в Париже (Rue Torricelli, 17-й округ).
Evangelista_Torricelli_-_Museo_di_Storia_Naturale_di_Firenze (525x700, 58Kb)
Статуя Торричелли в Музее естественной истории, Флоренция. Работы Торричелли внесли весомый вклад в математику, механику, гидравлику, оптику, баллистику. В математике Торричелли развил «метод неделимых». Он применил его (хотя несколько позже Роберваля) для квадратуры циклоиды, а также для решения задач на проведение касательных. Вслед за Декартом он нашёл длину дуги логарифмической спирали. Обобщил правило квадратуры параболы на случай произвольного рационального показателя степени. При исследовании семейства парабол открыл понятие огибающей. Точка Торричелли — это точка в плоскости треугольника, сумма расстояний от которой до вершин треугольника имеет наименьшее значение. Вопрос о нахождении такой точки имеет давнюю историю. Им интересовались крупнейшие ученые эпохи Возрождения — Вивиани, Кавальери, Торричелли и др. Задача Торричелли об отыскании точки, сумма расстояний от которой до трех данных точек минимальна, имеет большое применение в решении различных технико-экономических задачах. Например, рассмотрим такую задачу: в местах Р1, Р2, Р3 добывается некоторые материалы, потребляемые на центральной станции Р. Где следует построить Р, чтобы стоимость доставки грузов из Р1, Р2, Р3 в пункт Р была наименьшей? Ответ: Р — точка Торричелли для треугольника Р1 Р2 Р3. В основном труде по механике «О движении свободно падающих и брошенных тяжёлых тел» (1641) Торричелли развил идеи Галилея о движении, сформулировал принцип движения центров тяжести, решил ряд задач баллистики. Использовал кинематические представления, в частности, принцип сложения движений, причём в понимании движения по инерции продвинулся дальше Галилея. Имя Торричелли вошло в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый барометр. До середины XVII века считалось непререкаемым утверждение древнегреческого учёного Аристотеля о том, что вода поднимается за поршнем насоса потому, что «природа не терпит пустоты». Однако при сооружении фонтанов во Флоренции обнаружилось, что засасываемая насосами вода не желает подниматься выше 34 футов. Недоумевающие строители обратились за помощью к престарелому Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, но все же предложил разобраться в этом своим ученикам — Торричелли и Вивиани. Трудно сказать, кто первым догадался, что высота поднятия жидкости за поршнем насоса должна быть тем меньше, чем больше её плотность. Так как ртуть в 13 раз плотнее воды, то высота её поднятия за поршнем будет во столько же раз меньше. Тем самым опыт получил возможность «перейти» со стройплощадки в лабораторию и был проведен Вивиани по инициативе Торричелли. Осмысливая результаты эксперимента, Торричелли делает два вывода: пространство над ртутью в трубке пусто (позже его назовут «торричеллиевой пустотой»), а ртуть не выливается из трубки обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность ртути в сосуде.
Evangelista Torricelli1959_CPA_2279 (505x700, 476Kb)
Почтовая марка СССР, 1959 год.
Из этого следовало, что воздух имеет вес. Это утверждение казалось настолько невероятным, что не сразу было принято учёными того времени. В 1641 Торричелли сформулировал закон вытекания жидкости из отверстий в стенке открытого сосуда и вывел формулу для определения скорости вытекания (формула Торричелли). Фактически это исследование заложило основу теоретического фундамента гидравлики, построение которого сто лет спустя завершил Даниил Бернулли. В своём сочинении «Opera geometrica» (Флоренция, 1644) Торричелли излагает также свои открытия и изобретения, среди которых самое важное место занимает изобретение ртутного барометра. Простые микроскопы, которые изготовлял Торричелли, были весьма совершенны; он умел также изготовлять большие чечевицеобразные стёкла для телескопов. Усовершенствовал артиллерийский угломер. Кроме изготовления зрительных труб и телескопов, занимался конструированием простых микроскопов, состоящих всего из одной крошечной линзы, которую он получал из капли стекла (расплавляя над пламенем свечи стеклянную палочку). Именно такие микроскопы получили затем широкое распространение. Основные труды: Trattato del moto (1640); Opera geometrica (1644); Lezioni accademiche (1715, посмертно); Esperienza dell'argento vivo (Берлин, 1897, посмертно). Литература: Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1983; Кудрявцев, П.С. Курс истории физики — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Просвещение, 1982. — 448 страниц; Торричелли Евангелиста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Цейтен Г.Г., История математики в XVI и XVII веках, перевод с немецкого, 2-е издание, Москва—Ленинград, 1938; Дорфман Я.Г., Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века, Москва, 1974; Льоцци М., История физики, перевод с итальянского, Москва, 1970.

Benserade (602x700, 411Kb)
1612
Исаак де Бенсерад (французское имя - Isaac de Benserade)
французский придворный поэт, драматург; ставился современниками в один ряд с Корнелем за благородство и чистоту языка. Родился в Лион-Лафоре. В юности Исаак де Бенсерад начал изучать богословие в Сорбонне, но увлекся театром. Успех его первой трагедии «Клеопатра», представленной в театре Бургундский отель в 1636 г., полностью заставил его отказаться от мысли о церковной карьере. В течение долгого времени Бенсерад в сотрудничестве с композитором Ламбером, а позже с Люлли, создаёт 23 придворных балета (главный автор балета в то время — именно поэт). С 1674 г. Исаак Бенсерад член Французской Академии. Его наследие включает эпиграммы, стансы, сонеты, мадригалы, рондо, энигмы, эпитафии, вариации на темы «Метаморфоз» Овидия (1676) и басен Эзопа (1678), трагедии и комедии (в том числе «Iphis et Iante», 1674, по мотивам «Метаморфоз», где впервые во французской драматургии открыто упоминается женский гомосексуализм). Владислав Ходасевич посвятил Бенсераду одно из своих шуточных стихотворений 1935 г. («…О други! Два часа подряд / Склоняю слово: Бенсерад…»). Умер в Шантийи 19 октября 1691 года. Литература: Бенсерад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Магнус Габриэль Делагарди (597x700, 410Kb)
1622
Магнус Габриэль Делагарди (шведское имя - Magnus Gabriel De lagardie)
шведский государственный деятель, возглавлявший правительство Карла XI в 1660—1680 годах. Родился в Ревеле. Старший сын крупного шведского полководца Якоба Делагарди и Эббы Браге. Фаворит королевы Кристины. Первый владелец поместья Мариедаль. Делагарди был одним из богатейших людей Шведской державы. Он носил титулы графа Лескё и риксмаршала. С 1647 года входил в риксрод (государственный совет), генерал-губернатор Лифляндии, в 1660—1680 годах риксканцлер. Его женой была Мария Ефросиния Пфальцская, сестра короля Карла X.
Magnus_Gabriel_De_la_Gardie (622x700, 543Kb)
Во внешней политике он был сторонником союза с Людовиком XIV и вовлек Швецию в войны со всеми соседями — Польшей, Россией, Бранденбургом, Данией и Бременом. Война с датчанами складывалась особенно неудачно, расстройство военных дел заставляло подозревать финансовые злоупотребления. В 1680 году король Карл XI отправил своего дядю Делагарди в отставку и поручил провести проверку его государственных мероприятий.
Чтобы побороть финансовый кризис, новый советник короля Юхан Юлленшерна инициировал редукцию (изъятие дворянских латифундий), от которой больше всего пострадало семейство Делагарди. Делагарди славился своей учёностью и состоял в переписке со многими европейскими знаменитостями. Благодаря его инициативе и содействию возникла коллегия древностей.
Statyn_av_Magnus_Gabriel_De_la_Gardie_i_Lidköping,_den_9_maj_2006 (469x700, 343Kb)
Статуя Магнуса Габриэля Делагарди в Лидчёпинге (Швеция).
В 1669 году Делагарди передал в дар Уппсальскому университету свою коллекцию рукописей, включающую Младшую Эдду и Серебряный кодекс — перевод Евангелия на готский язык епископа Вульфилы. Умер Делагарди в замке Веннгарн 26 апреля 1686 года. 7 марта 1647 года Магнус Делагарди женился на принцессе Марии Ефросинии Пфальц-Клебургской (14 февраля 1625 — 24 октября 1687), второй дочери Иоганна Казимира Пфальц-Клебургского (1589—1652) и Катарины Шведской (1584—1638), сестре будущего шведского короля Карла X Густава.
Magnus_Gabriel_De_la_Gardie_med_makan_Maria_Eufrosyne,_målning_av_Hendrik_Münnichhoven_från_1653 (648x700, 411Kb)
Граф Магнус Делагарди и его жена Мария Ефросиния.
Супруги имели одиннадцать детей, из которых выжили только трое: Густав Адольф Делагарди (1647—1695), президент Апелляционного суда Свеаланда (1682—1695). Женат с 1673 года на графине Элизабет Оксеншерне (1655—1721); Кристина Катарина (1648—1648); Якоб Август (1650—1651); Иоганн Казимир (1651—1651); Карл Магнус (1652—1653); Магнус Габриэль (1654—1667); Катарина Шарлотта Делагарди (1655—1697), с 1682 года жена шведского фельдмаршала и генерал-губернатора Померании, графа Отто Вильгельма фон Кёнигсмарка (1639—1688); Хедвига Эбба Делагарди (1657—1700), жена с 1684 года графа Карла Густава Оксеншерны (1655—1686), сына риксканцлера Швеции, графа Эрика Оксеншерны; Иоганн Карл (1661—1662); Мария София (1663—1667); Людвиг Понтус (1665—1672).

Ludwig_Friedrich_I._von_Schwarzburg-Rudolstadt_(1667-1718) (560x700, 270Kb)
1667
Людвиг Фридрих I Шварцбург-Рудольштадтский (немецкое имя - Ludwig Friedrich I. von Schwarzburg-Rudolstadt)
князь Шварцбург-Рудольштадта, граф Гонштейна и правитель Рудольштадта, Бланкенбурга и Зондерсхаузена. Родился в Рудольштадте. Людвиг Фридрих — сын князя Альбрехта Антона Шварцбург-Рудольштадтского и его супруги, поэтессы и пиетистки Эмилии Юлианы Барби-Мюлингенской. При Людвиге Фридрихе было официально опубликовано возведение линии Шварцбург-Рудольштадт в имперские сословия, произведённое при его отце в 1697 и повторно 1710 годах. Возведение в имперское сословие укрепило позиции Шварцбургов в отношении эрнестинской линии Веттинов и обеспечило их существование до Нового времени. Умер 24 июня 1718 года. 15 октября 1691 года Людвиг Фридрих женился на Анне Софии Саксен-Гота-Альтенбургской, старшей дочери герцога Фридриха I Саксен-Гота-Альтенбургского и его супруги Магдалены Сибиллы, дочери герцога Августа Саксен-Вейсенфельского. У них родились: Фридрих Антон I (1692—1744), князь Шварцбург-Рудольштадта, женат на принцессе Софии Вильгельмине Саксен-Кобург-Заальфельдской (1690—1727), затем на принцессе Кристине Софии Ост-Фрисландской (1688—1750); Амалия Магдалена (1693); София Луиза (1693—1776); София Юлиана (1694—1776), монахиня Гандерсгеймского монастыря; Вильгельм Людвиг (1696—1757), женат морганатическим браком на Генриетте Каролине Гебойр (1706—1794), «баронессе фон Броккенбург»; Кристина Доротея (1697—1698); Альбрехт Антон (1698—1720); Эмилия Юлиана (1699—1774); Анна София (1700—1780), замужем за герцогом Францем Иосией Саксен-Кобургским (1697—1764); Доротея София (1706—1737); Луиза Фридерика (1706—1787); Магдалена Сибилла (1707—1795), монахиня Гандерсгеймского монастыря; Людвиг Гюнтер II (1708—1790), князь Шварцбург-Рудольштадта, женат на графине Софии Елизавете Рёйсс цу Унтергрейц (1711—1771). Литература: Horst Fleischer, Hans Herz, Lutz Unbehaun, Frank Esche: Die Grafen von Schwarzburg-Rudolstadt: Albrecht VII. bis Albert Anton, Taschenbuch (2000).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку