-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


14 октября родились...

Воскресенье, 14 Октября 2018 г. 07:46 + в цитатник
Fernand Gregh6 (549x700, 133Kb)
1873
Фернан Грег (французское имя - Fernand Gregh)
французский поэт и критик. Член Французской академии с 1953 г. Родился в Париже, в семье известного парижского музыкального издателя. Его первое выступление на поэтическом поприще относится к 1892, когда он выпустил небольшой лит-ый журнал «Le Banquet» (Банкет), в котором принимали участие, среди других молодых талантливых поэтов того времени, Анри Барбюс, Марсель Пруст, Робер де Флерс и др. Поэзия Грега проникнута тоской и меланхолией. Несмотря на близость к символистам и Верлену (учеником которого Грег себя считал) поэзия Грега роднит его скорее с парнасцами. Даже когда его формальные приемы так четко напоминают верленовский стих, тематически он больше всего приближается к Сюлли-Прюдому. То же философствование, та же дряблая рассудочность и сентиментальность. В его творчестве отражается неустойчивость мелкобуржуазного интеллигента, проникнутого религиозно-мистическими переживаниями и верой в гуманитарные идеи. Грег— типичный представитель той мелкой торговой буржуазии Франции, к-рая уже с начала 1890-х гг. чувствовала себя вытесненной универмагами, крупным капиталом и окончательно побежденной; она притихла, приуныла в тоске о прошлом хорошем житье и «добром старом времени», безвозвратно для нее ушедшем, и перед надвигающейся сменой новых форм жизни находила в себе лишь силы для слез, уныния и причитаний. Такова вся поэзия Грега. Поэт весьма незначительного таланта, но огромного тщеславия, Грег всю жизнь стремился занять выдающееся место во французской литературе и поэзии. Не учитывая, что всякое лит-ое или художественное течение несет в себе отражение глубоких классовых взаимоотношений и общественных настроений, Грегполагал, что достаточно придумать какую-нибудь привлекательную формулу и выпустить манифест, чтобы создать поэтическую школу. К такой попытке надо отнести его манифест о поэтическом «гуманизме», который он выпустил под видом статьи в газете «Фигаро» в 1902. Но если ему удалось сгруппировать вокруг своих журналов «Banquet» (1892) и «Les Lettres» (1906) многих талантливых поэтов своего времени, то школы он все же не создал и остался одиночкой без последователей и даже без поклонников.
Fernand Greghcombined6440 (700x350, 267Kb)
Грег работал также в «Revue de Paris» со дня его основания (1894) и выполнял там функции секретаря редакции и фактического редактора. Грег сотрудничал во многих толстых журналах и газетах («Revue des deux Mondes», «Comoedia» и др.) не только как поэт, но и как литературный и главным образом музыкальный критик. Грег несколько раз подряд выставлял свою кандидатуру в члены Французской академии. Влияние парнасцев и симеолистов сказалось в ранних стихах Грега: сборники «Дом детства» (1897), «Радости жизни» (1900), «Золотые минуты» (1905) и др. Вскоре, однако, Грег провозгласил возврат к природе и к антиартистизму, развивая традиции французской поэзии 19 в. и прежде всего В.Гюго: книги «Вечная цепь» (1910), «Мучительная корона» (1917), «Цвет жизни» (1923). Оригинальны по мысли критические работы Грега — «Творчество Виктора Гюго» (1933), «Очерк французской поэзии» (1936) и др. Интересны мемуары Грега «Золотой век» (1947—1956), «Моя дружба с Марселем Прустом» (1958). Умер в Воленвилье 5 января 1960 года. Лучшие образцы лирики Грега изданы в 1927 (Pages choisies de F.Gregh). Главнейшие сборники стихов Грега: La Maison de l’enfance (1896); La Beaute de vivre (1900); L’or des minutes (1910); Couronne douloureuse (1917); Prelude feerique (1919); Couleur de la vie (1923). Сочинения в русском переводе, в книге: Тхоржевский И.И., Tristia. Из новейшей французской лирики, Санкт-Петербург, 1906. Литература: Гурмон де Реми. Книга масок, Санкт-Петербург, 1913; Remains J., Fernand Gregh, «Nouvelles litteraires», 1960, 7 janvier, № 1688; Луначарский А.В., Молодая французская поэзия, «Современник», 1913, VIII. Критика: La fenetre ouverte (1902); L’etude sur V. Hugo (1904). Перевод на русский язык в книге Тхоржевского И.И., Французские поэты, Санкт-Петербург, 1910.

Jules_Rimet_in_1920 (497x700, 145Kb)
1873
Жюль Римэ (французское имя - Jules Rimet)
основатель и президент парижского футбольного клуба «Ред Стар», затем президент федерации футбола Франции и, наконец, третий президент ФИФА. Находился на посту с 1921 по 1954 годы, тем самым установив абсолютный рекорд правления организацией: его президентский мандат был действителен в течение 33 лет, без перерыва. Стоял у истоков создания ФИФА, являлся пионером развития футбола на Европейском континенте. Вдохновлённый успехами олимпийских футбольных турниров, стал идейным вдохновителем проведения чемпионатов мира по футболу, на которых вплоть до 1970 года главный приз носил его имя — Кубок Жюля Риме (также известный как «Золотая богиня»). Родился в Тёле, (Верхняя Сона, Франция). Сначала Риме был христианским активистом и в 1898 году основал христианскую республиканскую демократическую газету, «La Revue», которую в январе 1899 года объединил с изданием «Le Sillon» Марка Санье. Их общее детище призывало христиан выступать против монархии. Основав футбольный клуб «Ред Стар» (Красная Звезда), он входит в руководство федерации футбола (тогда называлась USFSA) и принимает участие в основании ФИФА в 1904 году. Но французская федерация вскоре выходит из состава ФИФА и запрещает своим клубам участвовать в любых международных матчах.
14 октября 1873 года родился Жюль РИМЕpost-154-128703189295 (700x362, 301Kb)
Тогда Жюль Риме переходит со своим клубом в Лигу футбола Ассоциаций. Затем он прошёл первую мировую войну, с которой вернулся в ранге лейтенанта пехоты с красным крестом за боевые заслуги. После окончания военных действий избран президентом вновь созданной федерации футбола Франции, 11 апреля 1919 года. И через два года его избирают президентом ФИФА. С удвоенной силой он поднимал пошатнувшиеся было позиции организации на мировой спортивной арене. По мнению многих футбольных историков именно Жюль Риме является самым выдающимся футбольным деятелем современности: столько, сколько сделал для мирового футбола он, никто ни до, ни после него никогда не делал. Именно он придумал и воплотил в жизнь проведение мировых первенств по футболу. В 1949 году он оставил пост президента федерации футбола Франции из-за возникших разногласий по поводу включения в чемпионат команды города Саарбрюккен. Умер в городе Сюрен (департамент О-де-Сен, Франция)16 октября 1956 года. В 1956 году, за заслуги в популяризации спорта и за противопоставление его войне, был выдвинут на получение Нобелевской премии Мира. Во время чемпионата мира по футболу 2006 года на борту автобуса сборной Франции было написано Liberté, Égalité, Jules Rimet (Свобода, равенство, Жюль Риме), что являлось аллюзией на национальный девиз Франции — Liberté, Égalité, Fraternité (Свобода, равенство, братство). Киновоплощение: В фильме «Лига мечты» (реж. Ф. Обертен, Франция, 2014), посвященному истории ФИФА, роль Ж.Риме исполнил Жерар Депардье.

Ray Ewry_HD (483x700, 201Kb)
1873
Реймонд Кларенс «Рей» Юри (Raymond Clarence "Ray" Ewry)
американский легкоатлет, восьмикратный олимпийский чемпион и один из самых титулованных спортсменов Олимпийских игр. Юри родился в городе Лафайетт, штат Индиана, США. В детстве он заболел полиомиелитом, и некоторое время должен был ездить в инвалидной коляске. Однако после упражнений он смог вылечиться и начал заниматься прыжками для укрепления своих ног. В 1890 году Юри поступил в университет Пердью, который закончил в 1896 году по специальности гидравлический инженер. В университете он играл в американский футбол и занимался лёгкой атлетикой, возглавляя команду университета. Он стал 15-кратным чемпионом США с 1898 года по 1910 год по прыжкам с места, пока их не отменили.
14 октября 1873 года родился Рей ЮРИ post-154-128703281946 (700x406, 251Kb)
Юри участвовал в четырёх летних Олимпийских играх с 1900 года по 1908 год (включая неофициальные Игры 1906 года). Он выигрывал каждое соревнование, в котором участвовал, установив два мировых рекорда и один Олимпийский, и выиграв в итоге десять золотых медалей. Однако две из них были получены на неофициальных Играх, и поэтому формально считается, что он восьмикратный чемпион. Юри также хотел участвовать на Играх 1912 года (когда ему уже было 39 лет), но его не допустили. Его рекорд в прыжке в длину с места не был побит до 1938 года, когда их перестали регистрировать. Скончался в Нью-Йорке 29 сентября 1937 года. Олимпийские награды: Прыжки в длину с места - Золотая медаль. Париж, 1900; Тройной прыжок с места - Золотая медаль. Париж, 1900; Прыжки в высоту с места - Золотая медаль. Париж, 1900; Прыжки в длину с места - Золотая медаль. Сент-Луис, 1904; Тройной прыжок с места - Золотая медаль.Сент-Луис, 1904; Прыжки в высоту с места - Золотая медаль. Сент-Луис, 1904; Прыжки в длину с места - Золотая медаль. Лондон, 1908; Прыжки в высоту с места - Золотая медаль. Лондон, 1908.

Сергей Тимофеевич Григорьев  (467x700, 190Kb)
1875
Сергей Тимофеевич Григорьев (настоящая фамилия — Григорьев-Патрашкин)
российский писатель, автор исторических, приключенческих и фантастических произведений для детей и юношества. Родился в Сызрани (ныне Самарской области), в семье железнодорожника. После окончания реального училища поступил в Санкт-Петербургский электротехнический институт. Однако ему удалось проучиться только 3 года, так как в семье не хватало денег и родители не смогли платить за обучение. Он вернулся в родной город, стал давать частные уроки, работал на местной электростанции. В 1900 году он смог вернуться в Санкт-Петербург и вновь поступить в электротехнический институт, но вскоре был отчислен за участие в студенческой демонстрации на Казанской площади. Первый рассказ Григорьева «Нюта» был опубликован в 1899 году в «Самарской газете», в которой тогда работал Максим Горький. С 1901 года для Григорьева началась кочевая жизнь провинциального журналиста. Вплоть до 1917 года он жил во многих городах Поволжья и только в 1922 году обосновался в Сергиевом Посаде под Москвой. Автор исторических романов и повестей для детей и юношества: «Мальчий бунт» (1925), «Берко-кантонист» (1927), «Александр Суворов» (1939, переработанное издание 1950), «Малахов курган» (1941, полное издание 1944), «Победа моря» (1945), приключенческих повестей «С мешком за смертью» (1924) и «Тайна Ани Гай» (1925). Умер в Москве 20 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 17). Сергея Григорьева принято считать одним из основоположников советской детской литературы. В ней он проработал ровно три десятка лет, выпустив первую книжку для детей (это был рассказ «Красный бакен») в 1923 году. Довольно скоро Сергей Тимофеевич облюбовал себе нишу исторического жанра и наибольшую известность приобрёл «Рассказами о Кутузове», повестями «Александр Суворов» и, в особенности, «Малахов курган» (об адмирале Нахимове и героической обороне Севастополя). Книги Сергея Григорьева по-хорошему старомодны, обстоятельны и достоверны в деталях. В советскую литературу он пришёл из «того» времени, будучи человеком зрелым, сложившимся и сохранив черты старого российского интеллигента. «Я помню Сергея Тимофеевича грузным высоким человеком, — рассказывал писатель Георгий Шторм, — с серым веником бороды, по-стариковски сморщенным носом и грустным взглядом задумчивых глаз, иногда вспыхивающих озорным блеском за стёклами старомодных очков. Он имел обыкновение, прощаясь с собеседником, отдавать по-военному честь, произносить короткое словечко “чик” и тут же с улыбкой пояснять: “Честь имею кланяться”». Награды: орден Трудового Красного Знамени. Собрания сочинений: 1927 год в 4-х томах. Москва; 1959 — 1961 в 4-х томах. Москва. Исторические: Мальчий бунт (1925); Берко-кантонист (1927); Александр Суворов (1939); Малахов курган (1940); Победа моря (1945). Приключенческие: С мешком за смертью (1924); Тайна Ани Гай (1925). Фантастика: Московские факиры (1925); Гибель Британии. - Москва-Ленинград: Земля и фабрика, 1926. 118 страниц; Тройка Ор-Дим-Стах. - Москва: Государственные мастерские педагогического театра Главсоцвоса, 1925. 24 страницы. 10 тысяч экземпляров; Гибель Британии //Всемирный следопыт, 1926. № 3; За метеором: Ф рассказ /Иллюстрации В. Немухина //Искатель, 1962. № 6. Страницы 146-154; Московские факиры //Всемирный следопыт, 1925/26. № 1 (10); Новая страна //Всемирный следопыт, 1926. № 2; Тройка Ор-Дим-Стах //Всемирный следопыт, 1925. № 1. Литература: Богдан П.М. Григорьев Сергей Тимофеевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — Москва: Флинта; Наука, 1997. — Страницы 138—140. — ISBN 5-02-011304-2.

Анисфельд (486x700, 234Kb)
1878
Борис Израилевич Анисфельд (настоящее имя - Бер Срулевич)
русский художник, сценограф. Родился в местечке Бельцы Бессарабской губернии, в семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда и его жены Гитли Ициковны. Родители хотели его видеть скрипачом. 1895—1900 — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу, где учился у Г.А.Ладыженского и К.К.Костанди, которую закончил в числе лучших. 1901—1909 — как выпускник Одесской школы, был без экзаменов принят в Санкт-Петербургскую Академии художеств, где был определён в класс батальной живописи профессора П.О.Ковалевского, известного также мастерски исполненными изображениями лошадей, где пробыл недолго. Затем, опять же недолго, обучался в мастерских И.Е.Репина и в конце концов оказался у Д.Н.Кардовского, блестящего рисовальщика. В 1901 — член объединения «Мир искусства», участвовал также в выставках «Союза русских художников». В 1906 работы Анисфельда отбирает С.П.Дягилев для выставки «Мира искусства», которые благосклонно принимают критики. Положительные отзывы поступают и от мэтров: М.В.Нестерова и других. В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была устроена знаменитая «Выставка русского искусства», одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе. После успеха за рубежом художник становится востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают приобретать коллекционеры. Как живописец известен также образами сказочных грёз и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский музей); художник стремился к особой, ирреальной передаче цвета. Сотрудничал с журналами, в том числе с «Жупелом». В издательстве «Шиповник» для открытки использовался его сатирический журнальный рисунок, другой его рисунок — «Садко» — вышел на открытке «Общины Святой Евгении». Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г.фон Гофмансталю (1907, театр В.Ф.Комиссаржевской, режиссёр В.Э.Мейерхольд). В 1909 работал для «Русского балета» С.П.Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л.С.Бакста и других мастеров. Самостоятельно оформил балеты: «Подводное царство» на музыку Н.А.Римского-Корсакова (1911, постановка «Русского балета» С.П.Дягилева); «Исламей» М.А.Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М.М.Фокин); «Семь дочерей Горного Короля» А.А.Спендиарова (1912—1913, антреприза Анны Павловой в Берлине); «Египетские ночи» А.С.Аренского (1913—1914, антреприза М.М.Фокина в Берлине и Стокгольме); «Видение розы» на музыку К.М.Вебера; «Сильфиды» на музыку Ф.Шопена (1914, антреприза В.Ф.Нижинского в Лондоне) и ряд других. В 1917 Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года, незадолго до октябрьских событий, получив разрешение комиссариата Академии художеств, семейство Анисфельдов выехало через Сибирь и Дальний Восток в Японию, и с 1918 года обосновался в Нью-Йорке. Выставка (первая персональная выставка художника) действительно состоялась в Бруклинском музее благодаря известному американскому критику Кристиану Бринтону, большому поклоннику русского искусства и творчества Анисфельда в том числе. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 — и с Чикагской оперой, оформляет множество спектаклей, балетов, опер и проч. Но мир меняется, и «алхимику цвета» уже невозможно подстраиваться под модный «конструктивизм» — и в 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот». Роман с театром закончен навсегда, и художник, переехав в Чикаго, вплоть до 1957 года преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940—1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы. Умер Анисфельд в Уотерфорде (штат Коннектикут, США) 4 декабря 1973 года. Библиография: Бенуа А. Художественные письма // Речь. 1912. № 4; Воинов Вс. Б.И.Анисфельд // Новое время. 1912. № 3. Страница 18; Грабарь И. Письма. Москва, 1977. Том 2. Страница 116; Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства. Москва, 1974. Страница 151; Левинсон А. Русские художники декораторы // Столица и усадьба. Санкт-Петербург, 1916. № 57. Страница.14; Нестеров М.В. Письма. Москва, 1965. Страница 175; Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А—В. Том 8. Санкт-Петербург, Palace Edition, 1997. Страницы 28-30.

Александр Иванович Дмитриев (501x700, 113Kb)
1878
Александр Иванович Дмитриев
русский, советский архитектор, инженер и архитектурный критик, автор трудов по строительству инженерных сооружений. Академик архитектуры (1912 г.), доктор архитектуры (1947 г.), действительный член Академии архитектуры СССР (с 1939 года) и её почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (4 июня 1956 г.). Родился в Санкт-Петербурге. С 1904 года преподавал в Институте гражданских инженеров (ЛИГИ, ЛИИКС, Ленинградском инженерно-строительном институте). А.И.Дмитриев окончил Институт гражданских инженеров (1900) и архитектурное отделение Академии Художеств (1903). С 1900 по 1908 г. служил техником Главного управления неокладных сборов и казённой продажи питей, с 1908 по 1912 — старшим техником Городской управы, с 1912 до 1917 года был членом технико-строительной комиссии Министерства внутренних дел. В 1917 г. получил должность профессора ИГИ, в которой оставался до 1930 г. В 1938—1947 гг. — профессор Московского института коммунального строительства. Кроме того, с 1905 года он был членом совета Женских строительных курсов В.Ф.Романовой, а с 1907 года — архитектором Адмиралтейского судостроительного завода. С 1904 года и до конца жизни преподавал в Институте гражданских инженеров — ИГИ (с 1930 г. ЛИКС, с 1941 г. ЛИСИ, в настоящее время СПбГАСУ). Преподавательскую деятельность в ИГИ А.И.Дмитриев начал вскоре после окончания Академии художеств, в 1904 году. Тогда же молодой архитектор получил ответственное задание — оформление интерьеров особняка Кшесинской, с которым он блестяще справился, к 1906 году оформив гостиную и большой зал особняка в стиле модерн. А через несколько лет Дмитриев создаёт самое известное своё архитектурное творение — здание городского Училищного дома имени Петра I на Петровской набережной Малой Невки, в котором в настоящее время располагается Нахимовское военно-морское училище. В Ленинграде А.И.Дмитриев жил в доме № 35 по 2-й линии Васильевского острова. Умер в Ленинграде 2 декабря 1959 года. Постройки: Улица Профессора Попова, ? 1900—1901 гг. — особняк Г.В.Эша. (Не сохранился); Симбирская губернская земская управа на углу Б.Саратовской и Покровской улицы в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия); Петровская набережная, д. № 2-4 — Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909—1911 гг.; Кронверкский проспект, дом № 1-3 — улица Куйбышева, дом № 2 — 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М.Ф.Кшесинской. 1905—1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.); Английский проспект, дом № 1/набережная Мойки, дом № 124 — жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908—1909 гг. Ныне — ВНИИОкеангеология; Набережная Фонтанки, дом № 203 — корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908—1912. Совместно с Н.И.Дмитриевым; Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.); Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913—1917 гг.); Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908—1910 гг.); Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губернии (1907 г.); Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.); Дом кооперации на пл.Дзержинского в Харькове (1927—1930 гг., совместно с О.Р.Мунцем); Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.); Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931—1932 гг.; расчёт конструкций гражданский инженер Аистов Н.Н.); Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н.А., Сморгонского Л.И.; инженер: Дмитриев П.И., Попов И.О., Иванов В.Ф., Никитин П.И.); Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей; Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.); Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года). Кроме того, А.И.Дмитриев — создатель промышленных комплексов с рабочими городками в Ревеле и Таганроге, в советское время — участник Свирьстроя, автор проектов зданий, производственных комплексов и мостов в Харькове, Краматорске, Донбассе, Тюмени, Уфе, Красноярске и других городах. Неосуществленные замыслы: Суворовский музей в Санкт-Петербурге (1900 г.; конкурс); Вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в Спанкт-Петербурге (1900-1901 г.; конкурс); Доходный дом И.В. фон Бессера на Владимирском проспекте в Санкт-Петербурге (1901-1902 гг.; конкурс); Дом городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта в Санкт-Петербурге (1903 г.; конкурс; 1-я премия); Реальное училище имени Императора Александра II в Вятке (1904 г.; конкурс); Московское купеческое собрание (1905 г.; конкурс); Народный театр (1905-1906 гг.; конкурс в память В.А.Шретера; соавтор Васильев Н.В.); Государственная Дума на Марсовом поле в Санкт-Петербурге (1906 г.; конкурс; признан "относительно достойнейшим"); Мост в Стокгольме (1907 г.; конкурс; инженер Кривошеин Г.Г.); Дом Госпромышленности УССР - Госпром в Харькове (1925 г.; конкурс; 2-я премия); Дом правительства Украинской ССР в Харькове (заказной проект; соавтор О.Р.Мунц); Свирская ГЭС; Дом союзов Промкооперации на углу Суворовского проспекта и улицы Красной Конницы (1932 г.); Мост через реку Белая в Уфе (1940 г.); Мост через реку Енисей в Красноярске (1941 г., варианты 1945-1946 гг.); Дом правительства Эстонской ССР в Таллине (1945 г.); Мост через реку Десна в Брянске (1946 г.). Архивные источники: Личное дело академиста А.И.Дмитриева // РГИА. Фонд 789. Опись 12. Дело 98, «И»; Личные дела студента и преподавателя А.И.Дмитриева // ЦГИА Санкт-Петербург. Фонд 184. Опись 1. Дело 1151; Опись 3. Дело 36. Литература: Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 8. Санкт-Петербург. 1913 г.; Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 10. Петроград. 1915 г.; Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 12. Ленинград. 1927 г. Страницы 39-51; Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. Ленинград. 1930 г.; Кириков Б.М. Александр Дмитриев. Архитектор первой половины XX века. — Санкт-Петербург: "Коло", 2009. — 400 страниц; Памяти зодчего А.И.Дмитриева // «Строительство и архитектура Ленинграда», 1960 г., № 2; Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев. (К 100-летию со дня рождения) // Архитектура СССР, 1979 г. № 2. Страницы 31 —34; Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А. И. Дмитриева (период 1900—1917 гг.) // Архитектурное наследство. Москва, 1979 г., № 27. Страницы 180—189; Кириков Б.М. А.И.Дмитриев и его вклад в развитие архитектуры 1920-х гг. // Поиски стиля. — Москва, 1994 г. — Страницы 77—84; Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / составитель В.Г.Исаченко; редакторы Ю.Артемьева, С.Прохватилова. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1998. — 1070 страниц — ISBN 5-289-01586-8; Кириков Б.М. Александр Дмитриев. Санкт-Петербург: "Белое и черное". 2004 г.

Komarov (420x700, 142Kb)
1879
Алексей Никанорович Комаров
известный русский художник-анималист. Родился в селе Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф.Розетти и его экономки, крестьянки Д.К.Иншаковой. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной. Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тети вместе с ним переехали в Тулу, где сняли квартиру сначала на Павшинской, а затем на Рубцовской улице. Учился в Туле в частной школе А.Н.Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. А.Н.Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию. Был на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае. Картины А.Н.Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, Музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны. Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности "Мурзилку", научные издания, например, книгу профессора В.Н.Шнитникова "3вери и птицы нашей страны", "Атлас промысловых зверей и птиц" и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей.
komarow_01 (668x700, 424Kb)
С его рисунками выходили открытки, конверты и марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах. В своих работах А.Н.Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР". Скончался 31 марта 1977 года, похоронен в поселке Пески Коломенского района Московской области.

Miles_franklin (545x700, 277Kb)
1879
Майлс Франклин (Miles Franklin; полное имя – Стелла Мария Сара Майлс Франклин, Stella Maria Sarah Miles Franklin)
австралийская писательница. Родилась на ферме Талбинго, Новый Южный Уэльс, в семье скваттеров, пионеров колонизации. В 1905—1914 жила в США, затем в Англии. Участвовала в феминистском движении, идеи которого нашли отражение в образах ее героинь — одаренных, независимых, воюющих с предрассудками и условностями. В годы 1-й мировой войны была санитаркой шотландского госпиталя в Македонии. Творческая манера Франклина сложилась под влиянием журнала «Bulletin» («Бюллетень»), в 1890-е гг. боровшегося за реалистическую и национальную литературу. Первый роман Франклина — «Моя блестящая карьера» («My brilliant career», 1901, предисловие Х.Лоусона), его продолжение — «Моя карьера лопнула» («My career goes bung», опубликован в 1946). Франклин — среди создателей романа-семейной хроники в австралийской литературе. Изображению жизни нескольких поколений скваттерских семей посвящены ее романы «Старый Буян из Бэндикута» («Old Blastus of Bandicoot», 1931), «Все тот же шик» («All that swagger», 1936), а также цикл романов, опубликованных под псевдонимом Брент из Бин Бина: «В глубине страны» («Up the country», 1928), «Участок десяти ручьев» («Ten creeks run», 1930), «Назад в Бул-Бул» («Back to Bool Bool», 1931), «Прелюдия к пробуждению» («Prelude to waking», 1950), «Какаду» («Cockatoos», 1954), «Джентльмен в Джанг Джанге» («Gentlemen at Gyang Gyang», опубликован в 1956). Франклин прославляет трудную, полную опасностей и лишений жизнь поселенцев-пионеров, идеализирует их быт. Автор сатирического романа «Парад пионеров» («Pioneers on parade», 1939, совместно с Э.Д.Кьюзек), книги очерков по истории австрал. романа «Смех не для клетки» («Laughter, not for a cage», опубликован в 1956), биографии Т.Коллинза и др. Согласно завещанию Франклина, установлена ежегодная премия ее имени за лучший роман из австралийской жизни. Умерла в Сиднее 19 сентября 1954 года. Литература: Mathew R., Miles Franklin, Melb., [1963]; Barnard M., Miles Franklin, N.Y., 1967.

Zhegalov (521x700, 232Kb)
1881
Сергей Иванович Жегалов
русский и советский растениевод, генетик-селекционер, педагог. Родился в селе Васильково, Смоленская губерния, в семье потомственного дворянина военнослужащего Ивана Сергеевича Жегалова (сына контр-адмирала Сергея Александровича Жегалова) и Софьи Евстафьевны Жегаловой (дочери священника Евстафия Васильевича Крюкова). У Сергея было два младших брата, Иван и Борис. После окончания Александровского кадетского корпуса в 1899 году поступил в Санкт-Петербургский лесной институт, но в 1901 году перешёл в Московский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1906 году. Работал помощником заведующего Шатиловской опытной станции, а затем, с 1909 года — на селекционной станции Московского сельхозинститута. В 1910—1911 годах был в академической командировке за границей, где обучался у К. фон Рюмкера и на передовой на тот момент станции Шведской семенной ассоциации в Свалёве. После возвращения на селекционную станцию стал помощником её заведующего Д.Л.Рудзинского и начал внедрять генетические и селекционные идеи, почерпнутые им в Европе. Применил на практике и развил исследования Германа Нильсона-Эле, разрабатывая генетические и селекционные вопросы на материале овса, практическим результатом было создание сорта «Московский 315».
Zhegalovbust (411x700, 342Kb)
Дубки. Памятник профессору Сергею Ивановичу Жегалову на территории ВНИИССОК.
После переезда Рудзинского в Литву, в 1923 году Жегалов становится заведующим станцией. Он создал первую в стране кафедру селекции, экспериментальной и производственной базой которой стала станция, на основе неё впоследствии Жегалов организовал Грибовскую селекционную станцию, а П.И.Лисицын — Московский сельскохозяйственный центр (НИИСХ ЦРНЗ). Разрабатывал биометрические критерии оценки селекционной работы. Разработал метод массовых скрещиваний при свободном опылении избирательным оплодотворением перекрестноопылителей: свёклы, моркови и капусты (первый сорт, выведенный таким методом — свёкла «Бордо 237»). Работал в комиссии по семенному делу Наркомзема, руководил разработкой основных вопросов сортоиспытания и сортоведения овощных культур и требований к стандартам на сорта. Жегаловым и под его руководством за 8 лет было выведено и улучшено 74 сорта овощных растений и кормовых корнеплодов, некоторые из которых применяются в сельском хозяйстве до сих пор (морковь «Нантская 4», репа «Петровская 1», сахарный горох «Неистощимый 195» и «Жегалова 112», знаменитый сорт кукурузы «Пионерка Севера», капуста «Колхозница» и «Номер первый грибовский 147», фасоль «Московская зеленостручная 556» и другие). В 1913—1922-х годах преподавал генетику и селекцию на Высших женских Голицынских сельскохозяйственных курсах. С 1920 года — профессор Сельскохозяйственной академии (на кафедре огородного семеноводства и на кафедре генетики и селекции), с 1921 — профессор 1-го Московского университета (ныне МГУ). Книга Жегалова «Введение в селекцию сельскохозяйственных растений», считается первым русским вузовским учебником на эту тему, она четырежды издавалась вплоть по настоящее время (1924, 1926, 1930, 2006). Жегалов был женат на Вере Владимировне (в девичестве Энгельгардт, по первому мужу — Рихтер), воспитывал сыновей Владимира и Ивана, дочь Татьяну и двух приёмных детей (племянников). Умер 20 сентября 1927 года.
Zhegalov_S._I._grave (525x700, 482Kb)
Он сам, его жена, дочь и сын Иван похоронены в Тимирязевском парке в Москве. Именем Жегалова назван ряд сортов, в том числе, созданных в других институтах: например, груша 'Память Жегалова'. Научные публикации: К вопросу о достоверности средних величин; Менделизм в современном освещении; Деятельность Германского общества сельского хозяйства;Венская семенная контрольная станция; О работе с озимой пшеницей в Свалёфе; Работы по селекции овса за 1912—1914 гг; Работы по селекции трав; Материалы по селекции ржи в 1909—1913 гг; Явление гигантизма у овса; Из наблюдений над овсяными гибридами; Новая для России форма овса; Явление скачковой изменчивости у хлебов; Случай мутации у овса, 1922; Скрещивание пленчатых овсов с голыми, 1924; С.И.Жегалов Введение в селекцию сельскохозяйственных растений. — 1924, 1926, 1930, 2006; С.И.Жегалов Разведение огородных растений на семена. — 1923, 1924, 1925. Публикации о Жегалове: К. Митрофанова, Профессор Сергей Иванович Жегалов. Некролог, «Научно-агрономический журнал», 1927; В.В.Ордынский, Профессор С.И.Жегалов — основатель и первый директор Грибовской овощной селекционной опытной станции, ноябрь 1927; Профессор С.И.Жегалов (1881—1927), «Известия сельско-хозяйственной академии имени К.А.Тимирязева», 1929, книга 4; Большая советская энциклопедия (2-е издание), 1952, статья «Жегалов, Сергей Иванович»; А.А.Зворыкин (редактор), Биографический словарь деятелей естествознания и техники, 1958, статья «Жегалов»; В.Зильберквит, В.Орлов, К 90-летию со дня рождения профессора С.И.Жегалова; П.Ф.Сокол, И.В.Полумордвинова, К 100-летию со дня рождения Сергея Ивановича Жегалова, 1982; В.Ф.Пивоваров (ред.), Сергей Иванович Жегалов. Учёный, педагог, селекционер, 2006; Е.Г.Добруцкая, Золотые вехи науки на Грибовской станции — ВНИИССОК, «Овощи России», № 4, 2009; В.Ф.Пивоваров, О.Н.Пышная, Л.К.Гуркина, Основоположник отечественной селекции овощных культур — С.И.Жегалов, «Овощи России», № 3, 2011; Сергей Иванович Жегалов: (к 125-летию со дня рождения) / составители Н.Н.Пивоварова и другие. — Москва: ВНИИССОК, 2006. — 45 страниц.

novikov-daurskiy (540x700, 112Kb)
1881
Григорий Степанович Новиков (литературный псевдоним - Новиков-Даурский)
русский ученый-краевед, археолог, журналист, внесший заметный вклад в изучение истории, археологии, палеонтологии, фольклора и этнографии Амурской области. Родился в Нерчинске. Из семьи ремесленника, отец был печником и столяром, мать ходила на поденные работы к купцам и зажиточным мещанам. Григорию было семь лет, когда в феврале 1888 года от чахотки умерла мать. Вскоре тяжело заболел отец. Семья сильно бедствовала, получая пособие от городской управы в размере трех рублей в месяц. В школе Григорий никогда не учился, азам грамоты мальчика обучили родители. С 13 лет работал землекопом на насыпи железно-дорожного полотна. В 1896 устроился подручным в Нерчинскую городскую аптеку, где служил Е.М.Ярославский, который обучил его грамоте. В августе 1900 г. Григорий Новиков поступил в Нерчинскую почтово-телеграфную контору. Работал сначала рассыльным, затем – почтальоном. В это время он начинает собирать фольклор Амурской области: частушки, пословицы, поговорки, загадки. Осенью 1903 года Новиков был призван в армию и (по личному желанию) определен в Квантунский флотский экипаж в Порт-Артур. На место службы он прибыл в декабре того же года, а через месяц началась русско-японская война. Григорий Новиков участвовал в обороне крепости до ее капитуляции и вместе с гарнизоном оказался в японском плену в лагере Хамадера, в 18 километрах от города Осака. В лагере военнопленных издавал рукописный журнал «Друг» для русских, подписываясь псевдонимом Даурский. Вернувшись на родину, в Нерчинск, в 20-х числах февраля 1906 года, Новиков занимается переплетно-картонажным ремеслом, сотрудник газет «Нерчинская жизнь» (1908), «Даурская волна» (1909), «Утро Сибири» (1910), «Думы Забайкалья» и др. Затем жил в Сретенске. С 1914 репортер ряда газет и журналов в Благовещенске, одновременно работал библиотекарем детской библиотеки-читальни имени Л.Н.Толстого. С 1927 сотрудник Амурского областного музея краеведения. Проводил археологические исследования, изучал фольклор и диалекты русского населения Забайкалья и Приамурья. С 1928 года Новиков изучал археологию Амурской области, лично обследуя памятники древности. Григорий Степанович собирал сведения по археологии из литературных источников, переписывался с учеными и краеведами-любителями. По 1952 г. он обследовал окрестности сел Благовещенского, Константиновского, Мазановского, Ивановского и других районов области. В 1952 году Новиков открыл городище близ села Семиозерка Ивановского района и осмотрел остатки древней крепости «Гора-Шапка» около села Поярково. Однако важное место в исследования Г.С.Новикова-Даурского занимал фольклор. Он ездит по деревням и записывает услышанные песни, частушки, поговорки, пословицы, загадки, а также диалекты старожилов Забайкалья и Приамурья. Любовь к фольклору сохранилась у исследователя до конца жизни, а вот интерес к нему возник еще в трудные годы детства. Ко всему народному приобщила маленького Гришу его 80-летняя бабушка, не имевшая образования, но зато от природы наделенная великолепной памятью и даром рассказчицы. Сказки и песни, прибаутки и пословицы органически вошли в душу мальчика, и во многом предопределят творческую направленность Новикова-Даурского уже в зрелые годы. Частушки, записанных в Забайкалье и Амурской области в 1920-1940 гг., как в зеркале отражают бурное движение народной жизни в ее важнейших исторических моментах. Григорий Новиков-Даурский умер в Благовещенске 13 апреля 1961 года. Похоронен на старом городском кладбище рядом со своей женой. Его имя носит Амурский областной краеведческий музей (город Благовещенск). Сочинения: Частушки в Забайкалье // Записки любителя. – Благовещенск, 1916. – № 1; Селедки и колбасы в ценных документах (О судьбе Нерчинского архива) // Записки любителя. – Благовещенск, 1916. – № 2; Историко-археологические очерки. Статьи. Воспоминания. – Благовещенск, 1961. Литература: Петряев Е.Д. Краеведы и литераторы Забайкалья – Чита, 1981.

 (523x699, 75Kb)
1882
Имон де Валера (Eamon De Valera)
премьер-министр Ирландии. Родился в Нью-Йорке. Отец-испанец умер, когда Имону было три года, мать, эмигрировавшая из Ирландии в 1879, ввела сына в право владения домом близ Брюри в графстве Лимерик. Де Валера рос в ирландской и по преимуществу сельской среде. Получил образование в Блекрокском колледже и Дублинском университете. После окончания университета преподавал математику. В канун Первой мировой войны Де Валера возглавил вооруженную группу, принявшую участие в неудавшемся Пасхальном восстании 1916 в Дублине. Де Валера был единственным оставшимся в живых руководителем восстания, и британские власти приговорили его к пожизненному заключению. В 1917 он был освобожден по амнистии, а в 1918 был избран президентом партии Шин фейн («Мы сами»), выступавшей с лозунгом ненасильственного сопротивления угнетателям. В 1918 Де Валера был вновь заключен в тюрьму, но бежал и перебрался в США. В 1919–1922 как член дойла (нижней палаты ирландского парламента) возглавил оппозицию англо-ирландскому соглашению о создании Ирландского Свободного государства (договор был подписан 6 декабря 1921). В 1922 вышел из палаты в знак протеста против признания за Ирландией статуса доминиона, был вновь арестован и заключен в тюрьму, вышел из заключения в 1924. В 1927 вернулся в ряды дойла как лидер оппозиции во главе созданной им в 1926 партии Фианна файл («Солдаты судьбы»), основным политическим требованием которой было воссоединение страны с оставшейся под властью Великобритании северо-восточной ее частью и полная независимость Ирландской Республики. В январе 1932 партия Фианна файл одержала победу на парламентских выборах и пришла к власти. В 1932–1948 Де Валера – премьер-министр ирландского правительства и министр иностранных дел. В 1937 Де Валера добился принятия новой конституции, провозгласившей «суверенное, независимое демократическое государство Эйре» (Эйре – древнее название Ирландии). Воссоединения обеих частей страны Де Валера надеялся добиться мирными средствами. По этому вопросу правительство резко разошлось с руководством Ирландской республиканской армии (ИРА). В 1939 Де Валера выступил с осуждением террористической деятельности ИРА. В годы Второй мировой войны Де Валера проводил политику нейтралитета и отказался предоставить в распоряжение Великобритании ирландские военные базы. В 1948 Де Валера и Фианна файл потеряли большую часть своей прежней популярности. В феврале 1948 Де Валера уступил свой пост Дж.Костелло, при котором Ирландская Республика вышла из состава Содружества (1949). Де Валера воздерживался от такого шага, надеясь на установление союза Ирландии с Северной Ирландией. После выборов 1951 Де Валера вновь занял пост премьер-министра, но в мае 1954 вынужден был уступить его Костелло. В третий раз Де Валера стал премьер-министром в 1957, когда ему исполнилось 74 года. В 1959 Де Валера одержал победу на президентских выборах, в 1966 был переизбран на этот пост, в 1973 ушел в отставку. Умер в Дублине 29 августа 1975 года.

Брягин,_Николай_Иванович (479x700, 267Kb)
1885
Николай Иванович Брягин
русский иконописец, реставратор древних икон. Родился в слободе Мстёра, Владимирская губерния, в семье иконописца И.В.Брягина, который обучил сына этому искусству. Братья Александр и Евгений также стали реставраторами. В 1913—1914, 1918—1920 годах работал в Русском музее ведущим мастером по реставрации икон. Реставрировал ряд древних икон. Участвовал в обследовании и реставрации древних росписей и икон церквей Новгорода, Пскова, Петрограда (здесь работал и во дворцах). В 1921—1925 годах работал в Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) иконописцем и художником-реставратором. В 1924—1925 годах выезжал для реставрационных работ в Ярославль. В 1925—1932 годах работал в Ярославском филиале ЦГРМ главным мастером-реставратором. Отреставрировал почти все иконы из фондов Ярославского музея, укреплял иконы ряда городских церквей. В 1926 году вместе с А.И.Анисимовым создал выставку древнерусских икон. Временами работал в Тутаеве и Ростове. Летом 1931 года в составе группы специалистов обследовал фрески Новгорода, Пскова, Старой Ладоги и других городов. В 1932 году арестован, на следующий год скончался в ивановской тюрьме. Реабилитирован 7 июля 1993 года. Одним из первых применил принципы и методы научной реставрации, стал учителем нескольких крупных мастеров (В.О.Кирикова, Н.В.Перцева). Его руками были спасены многие жемчужины древнерусской живописи Новгорода, Пскова, Тутаева и Ростова, музейные коллекции Санкт-Петербурга и Ярославля. Среди множества отреставрированных им памятников можно особенно отметить иконы: «Знамение» (XII в., ныне в Новгородском Софийском соборе); «Оранта» (XIII в., ныне в Третьяковской галерее); «Толгская икона Божией Матери» (XIV в., Толгский монастырь); «Пётр и Павел» (XI в., ныне в Новгородском музее); «Спас», «Архангел Михаил» (XIII в., ныне в Ярославском музее). Литература: Кузнецова О.Б., Турцова Н.М. Николай Иванович Брягин (14 октября 1885-1933(?) // VII Научные чтения памяти Н.В.Перцева. Сборник статей. Ярославль: Аверс-Плюс, 2007. — 158 страниц — 200 экземпляров. ISBN 978-5-9527-0096-3.

Биттенбиндер Артур Георгиевичi (504x700, 174Kb)
1886
Артур Георгиевич Битенбиндер
русский офицер, участник Белого движения на Юге России, начальник штаба Марковской дивизии, полковник. Родился в Витебске. Из потомственных почетных граждан. Среднее образование получил в Витебском городском училище. В 1904 году поступил в Виленское пехотное юнкерское училище, по окончании которого 2 августа 1907 года выпущен был подпоручиком в 100-й пехотный Островский полк. Позднее служил в 164-м пехотном Закатальском полку. Чины: поручик (старшинство 24 марта 1910), штабс-капитан (старшинство 24 марта 1914), капитан (старшинство 10 апреля 1914), подполковник (1917). В 1914 году окончил Николаевскую военную академию по 1-му разряду. По окончании академии был прикомандирован к штабу Варшавского военного округа для испытания. Участник Первой мировой войны. На 19 апреля 1915 года — обер офицер для поручений при штабе 6-го армейского корпуса. 26 октября 1915 года назначен старшим адъютантом штаба 4-й пехотной дивизии, затем — помощник старшего адъютанта отдела генерал-квартирмейстера штаба 11-й армии. 17 октября 1916 года назначен помощником начальника отделения управления генерал-квартирмейстера штаба Дунайской армии, а 25 ноября — исправляющим ту же должность. 23 декабря 1916 назначен и. д. помощника начальника отделения управления генерал-квартирмейстера штаба помощника Главнокомандующего армиями Румынского фронта. 15 августа 1917 года произведен в подполковники. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе Вооруженных сил Юга России и Русской армии. Состоял адъютантом штаба 3-го армейского корпуса генерала Ляхова. С 4 августа 1919 года был начальником штаба 1-й пехотной дивизии, а затем начальником штаба Марковской пехотной дивизии. После разгрома дивизии у села Алексеево-Леоново с 18 (31) декабря по 22 декабря 1919 года (4 января 1920) — временно исполняющий должность начальника дивизии, позднее — вновь начальник штаба. С 24 октября (6 ноября) 1920 года, перед эвакуацией Крыма, вновь временно исполнял должность начальника дивизии, замещая заболевшего генерала В.В.Манштейна. Был произведен в полковники. В эмиграции в США. Активно занимался публицистикой, ему принадлежат следующие статьи: Красный рубикон // Новое Русское Слово", 22 марта 1964; Партизанская война. //Наши вести (Нью-Йорк). (1968 г.) №270/2540; Армия обреченных. // Новое Русское Слово, 9 февраля 1970; Виленское военное училище. // «Военная быль», № 79. Умер в Питтсбурге 18 мая 1971 года. Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени (Высочайший Приказ 9 марта 1912); Орден Святой Анны 3-й степени (Высочайший Приказ 8 мая 1914); Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (Высочайший Приказ 19 апреля 1915); Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» (Высочайший Приказ 5 мая 1916); Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (Высочайший Приказ 7 июня 1916).

Шефика Исмаиловна Гаспринская  (476x700, 191Kb)
1886
Шефика Исмаиловна Гаспринская (крымско-татарское имя - Şefiqa Gasprinskaya, Şefiqa Gaspıralı)
лидер крымскотатарского движения «Исполнительный комитет мусульманок Крыма» («Кадынлар гюню»), которое действовало в Крыму в начале двадцатого века. С её именем связано уникальное для ислама того времени такого явления, как женское мусульманское движение. Родилась в Бахчисарае. Дочь известного крымскотатарского просветителя, лидера джадидизма Исмаила Гаспринского. Жена одного из основателей Азербайджанской Демократической Республики, Насиб-бека Усуббекова. В 1905 году Шефика Гаспринская стала редактором созданного её отцом Исмаилом Гаспринским первого в Крыму мусульманского женского журнала «Alem-i nisvan» — «Алем-и нисван» («Женский мир»), который выходил в свет на крымскотатарском языке. 1-11 мая 1917 года Шефика Гаспринская принимала участие в составе крымской делегации в работе I Всероссийского мусульманского съезда в Москве. Позже она была избрана делегатом I Курултая крымскотатарского народа, который состоялся в Бахчисарае 9 декабря 1917 года и была назначена Национальным правительством крымскотатарского народа директором Симферопольского женского педагогического училища. После разгрома Национального самоуправления крымскотатарского народа она покидает Крым и переезжает в Баку, где организует педагогическое училище. В Баку она выходит замуж за премьер-министра Азербайджана Насиб-бека Усуббекова. После свержения национального азербайджанского правительства, её муж был расстрелян и она эмигрировала в Турцию, где работала впоследствии заведующей сиротского дома. В 1930 году Шефика основала и возглавила в Стамбуле «Союз крымскотатарских женщин». Кроме этого она занималась проблемами крымскотатарских эмигрантов и благотворительностью. Умерла в Стамбуле 31 августа 1975 года. Источники: Ганкевич В.Ю. Роль И.Гаспринского и его семьи в развитии народного образования среди крымско-татарских женщин на рубеже XIX—XX веков/ Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы и культура. Материалы республиканской научно-общественной конференции. Симферополь, 1994, страницы 19 — 21; Абдульваапов Н. Гапринская Шефика / Деятели крымскотатарской культуры (1921—1944): Библиографический словарь. Симферополь:Доля, 1999, страница 69

Пётр Васильевич Митурич (440x700, 128Kb)
1887
Пётр Васильевич Митурич
русский художник, теоретик искусства, изобретатель, представитель русского авангарда первой половины ХХ в. Родился в Санкт-Петербурге, в семье потомственного военного, поручика запаса и литератора. С 1900 по 1905 год учился в Псковском кадетском корпусе, откуда был исключён за хранение нелегальной литературы. Учился с 1906 по 1909 год в Киевском художественном училище у И.Ф.Селезнёва, соученика и друга М.А.Врубеля. С 1909 по 1915 год учился у Н.С.Самокиша в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1899 был принят в Псковское военное училище, откуда его исключили в 1905 за хранение нелегальной литературы. Посещал Киевское художественное училище (1906–1909) и Санкт-Петербургскую Академию художеств (1909–1915), где его наставником был известный баталист Н.С.Самокиш. Участник Первой мировой и Гражданской войн (1916–1921). Примыкал к объединениям «Мир искусства» и «Четыре искусства». В 1910-е—1920-е годы был близок с В.Е.Татлиным, Л.А.Бруни, Н.И.Нисс-Гольдман, Н.Н.Пуниным, футуристами. Из этого периода известны его портреты поэтов О.Мандельштама и Вяч.Иванова, музыканта А.Лурье, посмертный портрет Врубеля и др. Сдружившись с В.В.Хлебниковым, был свидетелем его кончины в деревне Санталово (Новгородская губерния) и зарисовал поэта на смертном одре (1922, там же). Был женат на его сестре. Работал обычно тушью, углем и карандашом. Увлекшись идеями футуризма, разработал новый вид искусства, «пространственную графику» (штрихи и линии, нанесенные на геометрические фигуры и целые инсталляции из картона и плотной бумаги); характерным примером может служить «словарь» из 150 кубиков (1919, собрание семьи художника, Москва). Беспредметные футуристические виньетки (1918–1922) соседствовали в творчестве Митурича с более традиционными по духу, предметно-детализованными композициями. Наряду с портретами (к примеру, жены, художницы В.В.Хлебниковой; 1924, Третьяковская галерея) и пейзажами создавал особого рода натурные орнаменты из простейших, но изысканно скомпонованных мотивов (многолетние циклы «деревьев» и «заборчиков»).Санталовский цикл произведений П.Митурича 1922—1923 годов (портреты поэта, пейзажи, графические образы, навеянные поэтическим творчеством Хлебникова) представляют собой золотой фонд отечественной графики. С 1923 по 1930 год преподавал во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских), где сложился круг его учеников-единомышленников (П.Захаров, Е.Тейс и др.). Помимо художественного наследия, оставил значительное количество теоретических работ и дневники (изданы лишь частично). Изучал движение рыб и судов. Автор многих изобретений, в частности авторское свидетельство № 33418: «Движитель в форме рыбьего корпуса для судов, глиссеров, самолетов и дирижаблей, отличающийся тем, что он представляет собой приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения». Известны его работы: портрет композитора А.С.Лурье, поэта О.Э.Мандельштама, «Зимой. Семья за столом», пейзажи Хвалынска (1926—1929), пейзажи Астрахани (1926), пейзажи Судака (1937 и 1939). Умер Пётр Митурич в Москве 27 октября 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Работы находятся в коллекциях: Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург; Киевский музей русского искусства, Киев; Рыбинский музей-заповедник, Рыбинск; Stedelijk Museum, фонд Харджиева-Чаги, Амстердам; Дом-музей Велимира Хлебникова (филиал Астраханской картинной галереи имени П.М.Догадина), Астрахань Семья: Хлебников, Владимир Алексеевич — тесть, учёный-орнитолог, лесовед, основатель первого в России государственного заповедника в дельте Волги; Митурич (урожд. Звенигородская), Наталья Константиновна — первая жена, филолог, педагог; Хлебникова, Вера Владимировна — жена, художник; Митурич, Василий Петрович — сын, художник, педагог; Митурич-Хлебников, Май Петрович — сын, художник; Хлебников, Велимир — шурин, поэт; Хлебникова, Вера Маевна — внучка, художник; Митурич, Сергей Васильевич — внук, художник, издатель; Сумнина, Мария Андреевна — правнучка, художник; Митурич, Савва Сергеевич — правнук, дизайнер, издатель. Литература : П.В.Митурич..., (Каталог), Москва, 1968; Петр Митурич. (Альбом), Москва, 1973. Источники: Петр Митурич. Выставка графики из собрания Государственной Третьяковской галереи. Каталог (К 125-летию со дня рождения). Москва: Три квадрата, 2012. — 112 страниц — ISBN 978-5-94607-168-0; Митурич С.В. Неизвестный Петр Митурич / Материалы к биографии. — Москва: Три квадрата, 2008. — 344 страницы — ISBN 978-5-94607-081-3; Чегодаева М. Заповедный мир Митуричей-Хлебниковых: Вера и Петр. — Москва: Аграф, 2004. — 416 страниц — ISBN 5-7784-0272-4; Митурич П. Записки сурового реалиста эпохи авангарда. Дневники, письма, воспоминания, статьи. — Москва: RA, 1997. — 312 страниц — ISBN 5-85164-034-0; Митурич П. Последние дни Хлебникова // Арион. — 1994. — № 4; Пётр Васильевич Митурич. Альбом. / Составитель Н.Розанова. — Москва: Советский художник, 1973. — 136 страниц.

Михаил_Рудинский (488x700, 96Kb)
1887
Михаил Яковлевич Рудинский (украинское имя - Миха́йло Я́кович Руди́нський)
украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея, учёный секретарь и заведующий отделом первобытной археологии Института археологии Академии Наук Украинской ССР. Михаил Яковлевич родился в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумской области Украины). Закончил историко-филологический факультет Харьковского университета. В молодости работал в Полтавском краеведческом музее, стал одним из первых его директоров. Параллельно участвовал в археологических экспедициях, исследовал палеотические стоянки Пушкари (где стал первооткрывателем деснянской группы), Мезин, Журавка; мезолитические и неолитические на Средней Десне; ранней трипольской культуры в Озринцах на Среднем Днестре. В 1924 году был одним из инициаторов и участников создания научного сборника «Археологія» — официального печатного органа Института археологии Национальной Академии наук Украины. В 1934 году арестован НКВД по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и сослан на 3 года в Архангельскую область, где работал на лесоповале. Одновременно с ним были арестованы директора музеев в Киеве, в Днепропетровске и других городах Украины. В конце сороковых годов учёный смог вернуться на Украину в Институт археологии Академии Наук Украинской ССР. С 1949 года входил в состав редакционной коллегии серии Археологічні пам'ятки УРСР. До своей смерти, 23 июня 1958 года, Михаил Яковлевич исследовал Каменную могилу. Результат этих исследований — книга «Кам’яна могила» была опубликована в 1961 году, уже после смерти учёного. За свою жизнь Михаил Яковлевич написал свыше 50 научных работ. 22 июля 1989 года М.Я.Рудинский был посмертно реабилитирован прокуратурой города Киева. Литература: Граб В.І., Супруненко О.Б. Доля Михайла Рудинського // Археологія. - 1992. - № 4. - Страницы 91-101.

М._В._Баринов (700x646, 214Kb)
1888
Михаил Васильевич Баринов
советский нефтяник, в 1933—1937 начальник Главнефти. В 1931 г. награждён орденом Ленина — в то время высшей наградой СССР. Родился в селе Дурново Саратовской губернии, в семье рабочего, вскоре переехавшей в Баку. Член РСДРП с 1904 года. Окончил Бакинское техническое училище (1910). В 1911—1918 заведующий мастерскими ремесленного училища в Батуми, заведующий ремесленным училищем в Поти. В 1918—1921 заведующий отделом народного образования в Тихорецке и председатель Союза работников просвещения Северного Кавказа. В 1921 г. вернулся в Баку. В 1922—1926 помощник заведующего первой группой заводов, первый заместитель председателя Азнефтекомнтета, в 1926—1933 управляющий (начальник) объединения «Азнефть». В 1928—1929 ректор Азербайджанского политехнического института. В 1925 году в связи с пятилетием национализации азербайджанской нефтяной промышленности А.П.Серебровский, М.В.Баринов, Ф.А.Рустамбеков и другие работники «Азнефти» были награждены орденами Трудового Красного Знамени. В связи с тем, что нефтяники Баку обеспечили досрочное выполнение заданий первой пятилетки (за 2,5 года), в марте 1931 года Президиум ЦИК СССР наградил орденами Ленина группу работников «Азнефти» во главе с М.В.Бариновым. В 1933—1937 начальник Главнефти, член коллегии Наркомтяжпрома. Арестован 17 сентября 1937 года. Расстрелян в Москве 26 ноября 1937 года. Место расстрела: Москва, Донское кладбище. Жена — Зинаида Феофановна, урожденная Лехницкая, солистка Бакинской оперы. Сын — Марк Михайлович Баринов (6 января 1925 — 13 декабря 1984), морской офицер, яхтсмен, журналист, путешественник, литератор — автор повести Вилла «Эдит», с 1983 года — директор Государственного музея А.С.Пушкина в Москве.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку