-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


14 октября родились...

Воскресенье, 14 Октября 2018 г. 07:45 + в цитатник
 (491x699, 160Kb)
1840
Дмитрий Иванович Писарев
русский критик, публицист. Родился в селе Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии. Сын штабс-капитана Новороссийского драгунского полка и наследницы елецких помещиков; рос в атмосфере прочных культурных и творческих традиций семьи: двоюродный дед – известный в свое время военачальник, литератор, художественный критик и военный историк А.А.Писарев; дядя – драматург, переводчик и театральный деятель А.И.Писарев, автор популярных водевилей Средство выдавать дочерей замуж, 1828, и др.; троюродная сестра – М.А.Маркович (украинская и русская писательница Марко Вовчок), двоюродная сестра (и предмет юношеской любви Писарева) – Р.А.Коренева (писательница Р.А.Гарднер). Пестуемый любящей матерью, с детства проявлял исключительные способности; с 7 лет пытался писать романы, с 10 лет вел дневник на французском языке. В то же время сплав исполнительности, семейной «подотчетности» и мощной внутренней силы породил противоречия в характере Писарева, его обостренную склонность к самоанализу, мечтательность, ранимость, ощущение непонятости и одиночества. В 1851–1856 обучался в 3-й Санкт-Петербургской гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до 1859) к «Обществу мыслящих людей», проповедовавшему отказ от радостей жизни, самоотречение, аскетизм и взаимную нравственную ответственность. В 1856–1861 учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета (выбор которого объяснял ненавистью к математике). В автобиографических очерках Наша университетская наука (1863) и Школа и жизнь (1866) критиковал как бессистемность и оторванность от жизни полученного им образования, так и своих наставников, выведенных под условными именами, но легко узнаваемых (филолог и этнограф И.И.Срезневский, историки Н.И.Костомаров и М.М.Стасюлевич). «Ядовитое зерно скептицизма», вынесенное им из университета, предопределило нигилистическое отношение критика к традиционным культурным и эстетическим ценностям. В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого философа и филолога В.Гумбольдта (ст. Вильгельм Гумбольдт в студенческом сборнике, 1860), от которого воспринял положение о главенствующем значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. Тогда же состоялся журналистский дебют Писарева в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц» «Рассвет»: вел библиографический отдел, занимаясь рецензированием и научной популяризацией, в том числе физики, химии, физиологии и т.п.; опубликовал литературно-критические статьи «Обломов». Роман И.А.Гончарова, «Дворянское гнездо». Роман И.С.Тургенева, «Три смерти», Рассказ гр. Л.Н.Толстого... (все 1859), вслед за ранним В.Г.Белинским и А.А.Григорьевым акцентируя нравственно-воспитательное значение литературы. Пережив летом и осенью 1859 мировоззренческий кризис, отягощенный безответной любовью к Кореневой и закончившийся психическим расстройством, Писарев пришел к утрате религиозных воззрений и веры в прежние идеалы, определяя главной позитивной ценностью своего (и человеческого вообще) существования «царство мысли», научно доказанных истин, открывающих неизменные законы природы (в связи с чем, полагал он, все, что естественно, то и нравственно). Оправившись от болезни, перевел 11-ю песнь Мессиады Ф.Г.Клопштока, поэму Г.Гейне Атта Тролль, написал критический этюд Мысли по поводу сочинений Марко Вовчка (опубл. в 1913) и удостоенную серебряной медали кандидатскую диссертацию Аполлоний Тианский и его время (с небольшими изменениями и подзаголовком Агония древнего римского общества, в его политическом., нравственном и религиозном состоянии опубликована в 1861 в журнале «Русское слово», отличавшемся радикализмом и признавшем правомерность социально-критической ассоциации Древнего Рима с современной Россией). Настойчиво проводя в дальнейших публикациях идеи «Русского слова» и его редактора Г.Е.Благосветлова, Писарев проповедовал необходимость социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и просвещения. Задатки острого полемиста особенно ярко проявились в рецензиях Писарева (первые циклы – Несоразмерные претензии и Народные книжки, оба полностью опубликованы в 1868), а также в статье Схоластика XIX века (1861), своеобразном манифесте левого радикализма с его непримиримостью и отвержением «золотой середины», с его принципом нигилистического «ультиматума» («бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть»). Причисленный охранительной журналистикой, наряду с другими радикалами, к литературным хулиганам-«свистунам», Писарев вызвал отторжение и умеренных почвенников, и либералов-западников, и представителей академической науки – в то же время нанося удары и по «левому» (П.Л.Лавров, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, М.Е.Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович), и по «правому» лагерям (Московские мыслители – против М.Н.Каткова и публицистов «Русского вестника»; Русский Дон-Кихот – против И.В.Киреевского и славянофилов; Бедная русская мысль – против западников, славянофилов, петровских реформ и академической исторической науки в целом, все 1862). В статьях о художественной литературе Писарев в рамках «реальной критики» Добролюбова трактовал художественные образы как объективно изображенные социальные типы в конкретных жизненных обстоятельствах, отдавая предпочтение А.Ф.Писемскому («черноземная сила)» перед Тургеневым и Гончаровым. Проницательным аналитизмом, при всей очевидной (и принципиально декларированной) эстетической глухоте, отмечена его статья Базаров (1862), в которой коллизия романа Отцы и дети Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки» российского общества, а образ главного героя – как высшее и искомое звено эволюции отечественного «лишнего человека». Не без автобиографического пристрастия видит Писарев в тургеневском герое «богатыря, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы...», ибо он – человек будущего. Актуальные публицистические цели высвечиваются и в цикле научно-популярных статей Писарева, в которых естествознание также служит делу разрушения архаического миросозерцания и «предрассудков» эстетического сознания. Политическое иносказание в очерке Пчелы (1862, изложение труда немецкого ученого К.Фохта Государство пчел), где «водворение мрака» и неравенство трактуются как способ достижения неправедным государством «спокойствия и коллективного благоденствия», и статья-прокламация О брошюре Шедо-Ферроти (1862, опубл. в 1906, полностью в 1920), предназначенная для нелегального распространения и содержащая призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома, послужили причиной заключения Писарева в Петропавловскую крепость, где он провел около 4-х с половиной лет. С августа 1863 ему было разрешено продолжить литературные занятия. В декабре 1865 под влиянием предупреждения, которое было сделано публикующему Писарева журналу «Русское слово» за статьи Новый тип (о Чернышевском, в 1867 изд. под назв. Мыслящий пролетариат) и Исторические идеи Огюста Конта (обе 1865), у критика на некоторое время были отобраны книги и бумага; после выстрела Д.В.Каракозова (4 апреля 1866) всякая литературная работа в крепости была запрещена. Литературно-критические и публицистические работы Писарева в заключении отмечены возрастающим радикализмом. Борьба с эстетством и эстетикой, бывшей для Писарева синонимом фантазии – источника всех заблуждений, – главная тема критики Писарева (статья Реалисты, 1864). «Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного прогресса», – утверждает Писарев, развивая этот тезис в статье Пушкин и Белинский, Разрушение эстетики и Посмотрим! (все 1865). При этом, высоко оценивая творчество Чернышевского с его прямолинейным рационализмом и теорией «разумного эгоизма», Писарев высмеивал убогость «мещанского счастья» его антагонистов (статьи Роман кисейной девушки о повестях Н.Г.Помяловского Мещанское счастье и Молотов и Прогулка по садам российской словесности, обе 1865). В ноябре 1866 Писарев освобождается из крепости под поручительство матери и без права отлучаться из Санкт-Петербурга. Новый период психического нездоровья приводит к разрыву по пустяковому поводу с Благосветловым; с этого же года приглашен Н.А.Некрасовым сотрудничать в журнале «Отечественные записки», где публикует статьи Старое барство о Войне и мире Л.Н.Толстого и Французский крестьянин в 1789 году о романе Эркмана-Шатриана История крестьянина 1789 г. (обе 1868). Обращаясь к истории западноевропейской общественной мысли и литературы (Популяризаторы отрицательных доктрин, 1866; Генрих Гейне, 1867), Писарев подчеркивал, что развитие «чистого искусства» связано с эпохами «политического застоя и отупения», приходя к неожиданному выводу: «положить конец неограниченному господству эстетики» могут те, кто сами стали «на всю жизнь эстетиками» (как, например, Г.Э.Лессинг, Белинский, а также Г.Гейне – правда, в отличие от первых двух, страдающий политическим дилетантизмом), поскольку только с этой стороны общество оказывается «доступным для вразумлений». В статье Борьба за жизнь (1867), разбирая роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание, Писарев заключает, что попытки даже сильной и одаренной личности бороться с целым обществом безнадежны и, следовательно, прогресс требует не кровопролития, а «спокойного научного анализа». Один из самых ярких и самобытных мыслителей и литературных критиков 19 в., Писарев, при всем своем эпатажном нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту работу по освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую век назад во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в своей неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу знаний, блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой высшую точку развития русского духовного радикализма середины 19 в., оказал огромное влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только России: влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых» 1960–1970-х годов и «антиглобалистов» начала 21 в. Летом 1868 Писарев с Маркович (Марко Вовчок), новым объектом своей страсти, и ее сыном отправился к Рижскому заливу на морские купания и 16 июля 1868 года утонул в Дуббельне (Дубулты). Сочинения: Полное собрание сочинений, 5-е издание, тома 1—6, дополнительный выпуск, Санкт-Петербург, 1909—1913; Сочинения, тома 1—4, Москва, 1955—1956; Избранные произведения, Ленинград, 1968. Литература: Ленин В.И., О литературе и искусстве, Москва, 1957 (указатель); Соловьев Е.А., Д.И.Писарев, (4-е издание), Берлин — Петроград— Москва, 1922; Козьмин Б.П., Писарев и социализм, в его книге: Литература и история, Москва, 1969; Кирпотин В.Я., Радикальный разночинец Д.И.Писарев, Москва, 1934; Плоткин Л., Д.И.Писарев и литературно-общественное движение 1860-х гг., Ленинград— Москва, 1945; Кузнецов Ф.Ф., Журнал "Русское слово", Москва, 1965; Маслин А.Н., Д.И.Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс, М., 1968; Цыбенко В.А., Мировоззрение Д.И.Писарева, Москва, 1969; Демидова Н.В., Писарев, Москва, 1969; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, Москва— Ленинград, 1962, страницы 539—544.

olindo_guerrini (501x700, 67Kb)
1845
Олиндо Гуэррини (Гверрини; итальянское имя - Olindo Guerrini)
итальянский поэт. Родился в Форли. Основные сборники "Посмертные стихи" (1877), "Новая полемика" (1878) опубликованы под псевдонимом Лоренцо Стеккетти. Примыкал к веризму. Его лирике присущ интерес к прозаическим сторонам повседневности; в некоторых стихах звучали также антиклерикальные и гражданские мотивы. Осуждал захватническую политику итальянского империализма в Африке. Умер в Болонье 21 октября 1916 года. Сочинения: Le rime, [nuova ed.], Bologna, 1939; в русском переводе - [Стихи], 'Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки', 1901, | 1 и | 10. Литература: Степняк-Кравчинский С., Очерки новейшей итальянской поэзии, в его книге: Сочинения, том 2, Москва, 1958.

Kazimierz Feliks hrabia Badeni (470x700, 52Kb)
1846
Казимир Феликс Фон Бадени (немецкое имя - Kazimierz Feliks hrabia Badeni)
австрийский государственный и политический деятель, канцлер Австрии (1895-1897). Родился в Сурохове. В 1895 г., после выхода в отставку Кильмансегга, получил от императора поручение составить кабинет, в котором сам взял внутренние дела. В программе, прочитанной в рейхсрате, Бадени обещал «внимательное отношение правительства ко всем законным и справедливым требованиям национальностей, при условии, чтобы сохранялось уважение к освященному долголетней традицией передовому положению немецкой культуры, издавна несущей свет другим народам». Программа встретила сочувствие у немцев, несочувствие — у славян, за исключением поляков. Тем не менее Бадени решился начать свою министерскую деятельность снятием осадного положения с Праги. В 1896 г. Бадени провел реформу избирательного права, создав «курию всеобщего голосования». При выборах 1897 г. правительство (особенно в Галиции) позволило себе грубое давление на избирателей и вызвало сильное негодование. Так как, несмотря на давление, славянский элемент в рейхсрате оказался очень сильным, Бадени решился изменить свою политику и 5 апреля 1897 г. издал указ о чешском языке, предоставивший этому языку в Богемии привилегированное положение. Отныне Бадени стал опираться на славянское большинство; все немецкие партии перешли в ожесточенную оппозицию. В течение 1897 г. было внесено в рейхсрат несколько предложений о предании Бадени и его товарищей суду за злоупотребления властью при выборах и за указ о чешском языке. Обсуждение этих предложений привело в палате к бурным сценам и даже к дракам; в течение нескольких месяцев совершенно парализована была деятельность рейхсрата. 25 сентября 1897 г. Бадени имел дуэль с оскорбившим его депутатом Вольфом, при чем был легко ранен. В ноябре президент палаты депутатов Абрагамович провел новый парламентский регламент, но он только подлил масла в огонь. Введение вице-президентом Крамаржем полиции в стены рейхсрата еще более возбудило оппозицию против Бадени. В Вене начались уличные столкновения между народом и полицией. 28 ноября 1897 г. Бадени подал в отставку. Умер в Жешуве 9 июля 1909 года.

Rousselot_2 (520x700, 355Kb)
1846
Жан Пьер Руссло (французское имя - Jean-Pierre Rousselot)
аббат, французский языковед. Один из основоположников экспериментальной фонетики. Родился в Сен-Кло, Шаранта. До 1887 кюре и викарий, с 1887 профессор-ассистент французской филологии в Католическом институте (Париж). В 1897 создал и возглавил в Коллеж де Франс (профессор с 1923) лабораторию экспериментальной фонетики, изобрёл ряд фонетических приборов, разрабатывал методы развития речи у глухонемых и устранения речевых дефектов. Один из создателей лингвистической географии. Основное диалектологическое общество "Sосiеtе dеs раrlеrs dе Frаnсе" (1893), журнал "Rеvuе dе рhоnеtiquе" (совместно с Ю.Перно, 1911) и "Rеvuе dеs раtоis gаllо-rоmаns" (совместно с Ж.Жильероном, 1887, с 1893 - "Вullеtin dе lа Sосiеtе dеs раrlеrs dе Frаnсе"). Умер в Париже 16 декабря 1924 года. Сочинения: Précis de prononciation française, P., 1902 (совместно с Ф.Лаклоттом); Phonétique expérimentale et surdité, P., 1903; Principes de phonétique expérimentale, t. 1—2, 2 ed., P., 1924.

Вильгельм Карлович Витгефт  (600x658, 70Kb)
1847
Вильгельм Карлович Витгефт
командующий Тихоокеанской эскадрой, участник русско-японской войны, контр-адмирал (6 декабря 1899). Родился в Одессе. Окончил Морской кадетский корпус (1868), совершил кругосветное плавание на клипере «Всадник». В 1870 произведён в мичманы, закончил курсы стрелковой и военно-гимнастической школ. С 1873 лейтенант, в 1875—1878 окончил курс наук в Учебно-артиллерийском отряде и Минном офицерском классе, служил минным офицером на кораблях Учебно-артиллерийского и Учебно-минного отрядов Балтийского моря. С 1885 — капитан 2 ранга, командовал канонерской лодкой «Гроза» (1885), затем был инспектором работ в портах Морского технического комитета, помощником главного инспектора минного дела, занимался испытаниями минного вооружения. С 1892 командовал минным крейсером «Воевода», в 1894 — крейсером 2-го ранга «Наездник», произведён в капитаны 1 ранга. В 1895 — заведующий миноносцами и их командами на Балтийском море, затем командовал на Дальнем Востоке крейсером I ранга «Дмитрий Донской», с 1898 — эскадренным броненосцем «Ослябя». 7 ноября 1899 назначен исполняющим должность начальника морского отделения штаба главного начальника и командующего войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана. Произведён за отличие в контр-адмиралы, награждён орденом Святого Станислава 1-й степени с мечами за участие в русско-китайской войне 1900. С февраля 1903 — начальник морского штаба наместника на Дальнем Востоке, 16 апреля 1904 назначен начальником морского походного штаба наместника (по званию главнокомандующего флотом в Тихом океане), с 5 мая исполняющий должность старшего флагмана и командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой, погиб в Жёлтом море в сражении с японским флотом 10 августа 1904 года.

Яков_Новицкий (496x700, 88Kb)
1847
Яков Павлович Новицкий
выдающийся исследователь и общественный деятель Запорожского края; собиратель старины, фольклора. Родился Новицкий в дворянской семье в селе Ауль в Екатеринославской губернии (сейчас это поселок городского типа Криничанского района Днепропетровской области). Его отец, Павел Иванович Новицкий (1809-1864) был из известного казацкого рода, происходившего от полковника Ильи Федоровича Новицкого, сподвижника трёх гетманов (Д.Многогрешного, И.Самойловича и И.Мазепы). У родителей Якова было пятеро сыновей и две дочки. Тринадцатилетним мальчиком Новицкий поступил в Александровское уездное училище, которое успешно окончил. 12 июля 1865 г. по приказу Екатеринославской казённой палаты Я.П.Новицкий был принят на службу в Александровское казначейство канцеляристом второго разряда. 16 августа 1868 г., по собственной просьбе он был уволен. Всю свою жизнь Я.П.Новицкий занимался самообразованием, изучая труды А.М.Бекетова, филолога и этнографа И.И.Срезневского, этнографа и литературоведа М.Ф.Сумцова, историка и писателя М.И.Костомарова, историков В.Б.Антоновича и Д.И.Багалия. Яков был доверчивым, отзывчивым и необычайно скромным человеком. Трудовая деятельность Якова Павловича была связана с народным просвещением. 20 августа 1868 г. решением совета Александровских уездных училищ Я.П.Новицкого назначили учителем Вознесенской сельской школы (в то время пригород Александровска), а также в селе Ивановке на речке Волчей Мариупольского уезда. Работая учителем он вместе с учениками собирал и систематизировал коллекции растений, насекомых, животных, минералов и археологических предметов. Обучая детей, Новицкий выходил далеко за границы официальной программы. Кроме обязательных предметов: закона Божьего, чтения, письма, арифметики и пения - он знакомил учеников с историей, географией, природоведением, физикой, гигиеной и техникой. В 1883—1917 гг. он занимал должность попечителя земских школ Александровского уезда. Частые поездки по территории уезда дали Новицкому подробные знания о сёлах, реках, балках, курганах. Беседы с селянами обогащали его знания истории запорожского края. Яков Новицкий составил знахарский травник, который был отмечен серебряной медалью Московского университета. Ученый много внимания уделял изучению истории Запорожья. Под впечатлением археологических находок скифских курганов Куль-Оба, Чортомлык и античных памятников Причерноморья, Я.П.Новицкий увлёкся археологией. Результатом этого увлечения послужило детальное изучение археологии острова Хортицы. Найденные предметы старины были переданы им в Екатеринославский краеведческий музей. Новицкий обследовал и нанёс на карту 129 курганов. Я.П.Новицкий считал себя краеведом-любителем, но при этом он заслуженно пользовался уважением и авторитетом специалистов, часто консультировал их по этнографии, природоведении, истории. Лично был знаком с выдающимися деятелями науки и культуры. В 1881 г. известный художник Илья Репин в поисках материала для его картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» попросил Новицкого подыскать ему натурщиков с определенной фактурой. Яков Новицкий написал около 40 научных трудов по этнографии, истории, археологии, статистике, фольклору, ботанике и педагогике. Среди них — «История города Александровска», «С берегов Днепра», «Материалы для истории запорожских казаков» и даже «Духовный мир в представлении малороссийского народа». Я.Новицкий пользовался покровительством известного просветителя барона Корфа и был другом Дмитрия Яворницкого. Не случайно провинциального чиновника избрали членом-корреспондентом Императорской академии наук России (а с 1924 года — и Украины). На протяжении 1904—1908 гг. Я.П.Новицкий проводил раскопки на острове Хортица и напротив острова на правом берегу Днепра. Результатом этих раскопок стала книга «Остров Хортица на Днепре, его природа, история и древности». В 1894 году Новицкий достроил дом на улице Александровской, 55 (сейчас улица Дзержинского). В саду дома собственноручно посадил три дуба и устроил пасеку. В 1915—1916 гг. Я.П.Новицкий стал одним из организаторов и первым директором краеведческого музея в Александровске. В музей он передал большую коллекцию собранных им экспонатов. Умер в 1925 году. Труды Я.П. Новицкого: Новицкий Я.П. Остров Хортица на Днепре, его природа, история, древности — Запорожье: Тандем-У, 2005. — 120 страниц. — ISBN 966-7482-50-2; Новицкий Я.П. История города Александровска, (Екатеринославской губернии) в связи с историей возникновения крепостей Днепровской линии 1770—1806 г — Екатеринослав: Типография Губернского Земства, 1905. — 176 страниц; Новицкий Я.П. С берегов Днепра: Путевые заметки и исследования — Екатеринослав: Типография Губернского Земства, 1905; Новицкий Я.П. Запорожские и гайдамацкие клады: Малорусские народные предания, поверия и рассказы, собранные в Екатериноcлавщине. 1875-1905 гг — Екатеринослав, 1909; Новицкий Я.П. Народная память о Запорожье: Предания и рассказы, собранные в Екатериноcлавщине. 1875 – 1905 гг. — Екатеринослав, 1911; Яків Новицький Міфологічні легенди, релігійно-легендарні твори (апокрифи), демонологія. — Запоріжжя: АА Тандем, 2007. — 116 страниц. Литература: А.Бойко, А.Бровко, Б.Бровко, Л.Іваннікова Яків Новицький - видатний дослідник і громадський діяч Запорізького краю — Запоріжжя: АА Тандем, 2007; С.Н.Ляшко Археологическая деятельность Я.П.Новицкого (1847-1925); С.С.Діброва Я.П.Новицький (1847-1925) як визначний археограф та засновник олександрівського крайового архіву.

ciprian-porumbescu-1_22ab4aece5bfb7 (605x700, 207Kb)
1853
Чиприан Порумбеску (румынское имя - Ciprian Porumbescu; урождённый - Чиприан Голембиовски)
румынский композитор, дирижер. основоположник румынского национального музыкального искусства. Родился в Шиполете-Сучевей, уезд Сучава, в бывшей австрийской провинции Буковина, в семье Ираклия Голембиовски (Ираклий поменял свою польскую фамилию на её румынский перевод) — румынского писателя и священника Румынской Православной Церкви польского происхождения. Музыкальное образование получил в Румынии. Педагогами Порумбеску были К. Микули (теория музыки), С.Майер и В.Шлётцер (скрипка), И.Воробкевич (гармония и хоровое дирижирование). С 1875 по 1877 годы руководил хоровым обществом «Аброраса» в Черновцах, также руководил студенческими и рабочими хоровыми кружками. Был посажен австрийскими властями в тюрьму за свою политическую активность. С 1879 по 1881 годы учился в Венской консерватории у Антона Брукнера (генерал-бас) и Франца Кренна (хоровое дирижирование). C 1881 по 1882 годы преподавал в музыкальной школе города Брашов (Румыния). Руководил студенческими и рабочими хоровыми кружками; за прогрессивную общественную деятельность преследовался австрийскими властями. Умер в городе Ступка, ныне Чиприан-Порумбеску от туберкулёза 6 июля 1883 года. Чиприан Порумбеску был самым известным румынским композитором своего времени. Произведения Порумбеску органически связаны с музыкальным фольклором Румынии, отличаются мелодичностью, ярким национальным колоритом. Произведения Порумбеску отличаются развитой мелодикой, ярко выраженным национальным румынским колоритом. Наиболее известны следующие его произведения: Сатирическая комедия «Кандидат Линте» (1877); Оперетта «Новолуние» (1882); Баллада для скрипки и фортепиано (1880); Инструментальные и вокальные пьесы; Песни на социальные темы, в частности, Crai nou, Trei culori, а также популярная революционная песня Первомайская песнь; Песня, которая используется по настоящее время в качестве гимна Албании Hymni i Flamurit. Именем Чиприана Порумбеску названа Бухарестская консерватория. Именем Чиприана Порумбеску назван Румынский музыкальный лицей в городе Кишинёве, Молдавия (находится на месте бывшей Средней специальной музыкальной школы имени Е.Коки). В 2008 году была выпущена почтовая марка Молдовы, посвященная Порумбеску. Литература: Кристиан В., Чиприан Порумбеску, "Советская музыка", 1954, № 1; Cosma ., Ciprian Porumbescu, Buc., 1957; Vancea Z., Creatia muzicală românească, sec. XIX-XX, v. 1, Buc., 1968.

William_York_MacGregor (534x700, 293Kb)
1855
Уильям Йойрк Макгрегор (William York Macgregor)
шотландский художник-пейзажист. Родился в Финнарте, Лох Гойл. Учился в Глазго у Роберта Гринли и Догерти в Слейд Скул у Альфонса Легро. Вместе с Джеймсом Петерсонем (1854–1932) в 1878 основали Глазго Скул. Он выставлялся в Королевской Шотландской Академии с 1875 (ассоциированный RSA 1898, RSA 1921) и дважды в Королевской Академии, был членом Королевской Шотландской Академии RSWS 1885-1906 и Нового английского художественного клуба в 1892 году. Макгрегор много путешествовал по Европе 1886-1890. Член художественного клуба Глазго. Работы Макгрегора были включены в мемориальной выставке клуба в апреле 1935 года, в память о тех его членов, которые умерли после Первой мировой войны. Умер в городе Обен 28 сентября 1923 года.

 (511x699, 78Kb)
1857
Элвуд Хейнс (Elwood Haynes)
пионер американского автомобилестроения. Родился в Портленде (штат Индиана). Окончил Вустерский политехнический институт и университет Джонса Хопкинса. Преподавал в Портленде, был управляющим портлендской компании «Нэчерел гэс энд ойл». В 1893–1894 сконструировал, построил и успешно испытал в Кокомо (штат Индиана) первый «безлошадный экипаж» – автомобиль с одноцилиндровым двигателем мощностью 1 л.с., развивавшим скорость до 10 км/ч. Автомобиль был продемонстрирован на выставке в Смитсоновском институте (Вашингтон, округ Колумбия). Вместе с братьями Апперсонами основал компанию «Хейнс – Апперсон», которая в 1898 приступила к выпуску автомобилей. В 1903 изобрел газовый двигатель с поворотным клапаном. Хейнс – изобретатель многих сплавов, в том числе хромистых сталей (хромовольфрамовой, хромоникелевой, хромокобальтовой); в 1911 он изобрел, а в 1919 запатентовал нержавеющую сталь. В 1910 создал сплав стеллит с добавками кобальта, хрома и вольфрама, нашедший широкое применение при изготовлении высокоскоростного режущего инструмента. Умер Хейнс в Кокомо (штат Индиана) 13 апреля 1925 года.

Johan Herman Lie Vogt (491x700, 33Kb)
1858
Юхан Герман Ли Фогт (норвежское имя - Johan Herman Lie Vogt)
норвежский геолог и петрограф, один из основоположников физико-химического направления в петрографии, иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1912). Родился в Тведестранне. Фогт учился в Техническом институте в Дрездене, затем в 1880 окончил университет Кристиании (ныне Осло); совершенствовался в высших учебных заведениях Стокгольма, Парижа, Фрейберга, Ахена. В 1886-1903 профессор металлургии университета в Кристиании (1886-1903), минералогии и геологии Высшей технической школы в Тронхейме (1912-1928). Фогт установил эвтектическую природу изверженных горных пород, ввёл понятие о котентиках; на основе этих представлений разработал теорию последовательности кристаллизации минералов из магмы. Фогт создал одну из первых химико-генетических классификаций горных пород, разработал ликвационно-магматическую теорию образования титаномагнетитовых и сульфидных месторождений. Умер в Тронхейме 3 января 1932 года. Сочинения: Physikalisch-chemische Gesetze der Krystallisationsfolge in Eruptivgesteinen, «Tschermaks mineralogische und petrographische Mitteilungen, 1905, Bd 24; 1906, Bd 25; 1908, Bd 27; Über anchimonomineralische und anchieutektische Eruptivgesteine, Christiania, 1908. Литература: Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Четыре корифея петрографии: Вашингтон, Дюпарк, Седергольм, Фогт, «Известия Академии Наук СССР. Отделение математических и естественных наук», 1935, № 3; Ransome F. L., Memorial tribute to Johan Herman Lie Vogt, «Bulletin of the Geological Society of America», 1933, v. 44, pt 2 (литература).

Camille_Chevillard (584x700, 183Kb)
1859
Камиль Поль Александр Шевийяр (французское имя - Camille Paul Alexandre Chevillard)
французский композитор и дирижёр. Родился в Париже. Сын виолончелиста Александра Шевийяра. Камиль Шевийяр окончил Парижскую консерваторию по классу фортепиано. В 1887 году Шарль Ламурё пригласил его в свой оркестр руководителем хора. В дальнейшем Шевийяр женился на дочери Ламурё и в 1897 году получил из рук своего тестя руководство всем музыкальным коллективом. На посту руководителя Оркестра Ламурё Шевийяр, в частности, дирижировал первыми исполнениям «Моря» и «Ноктюрнов» Дебюсси, «Пелеаса и Мелизанды» Габриэля Форе. В то же время французской музыке Шевийяр в целом предпочитал немецких (Вагнер, Лист) и русских композиторов. С 1914 года он возглавлял, параллельно с оркестром Ламурё, оркестр парижской Оперы. Композиторское наследие Шевийяра включает фортепианные, камерные, симфонические произведения. Умер в Шату, департамент Ивелин 30 мая 1923 года.

Ангел Иванович Богданович (518x700, 32Kb)
1860
Ангел Иванович Богданович
русский публицист и литературный критик, потомственный дворянин польско-литовского происхождения. Родился в Городке, Витебская губерния, Российская империя, в дворянской семье. Брат геолога К.И.Богдановича. В 1880 обучался в Киевском университете на медицинском факультете. Состоял членом народовольческого кружка. В 1883 выслан в Нижний Новгород, где познакомился с В.Г.Короленко. В 1885 сотрудничал в «Волжском Вестнике», «Казанском Биржевом Листке» и других приволжских изданиях. С 1887 постоянно проживает в Казани. В 1893 в Санкт-Петербурге принимает деятельное участие в «Мире Божием», сначала как сотрудник критического и внутреннего отделов. Становится одним из организаторов народнической группы «Народное право», программа которой была изложена Богдановичем в 1894 в брошюре «Насущный вопрос», публикуется в «Русском богатстве». В 1895 — член редакции журнала Мир Божий. Кроме небольших заметок и рецензий в библиографическом отделе, Богданович пишет ежемесячные «Критические заметки», которые заняли место в ряду наиболее читаемых литературных обозрений. Не примыкая всецело ни к одному из вполне определившихся течений современной его эпохе радикальной мысли, Ангел Иванович наиболее веские удары своего едкого полемического таланта направляет против реакционной и оппортунистской печати. В литературных вопросах Богданович сочувственно относится к тем проявлениям новоевропейского искусства и, в частности, символизма, в которых сказалось искреннее искание новых путей. Беспощадно воюет с декадентством и мистицизмом. Со смертью А.А.Давыдовой — один из собственников журнала вплоть до его закрытия (1906). В 1906 постепенно отошёл от народничества. С 1906 редактировал журнал «Современный мир». Скончался в Санкт-Петербурге 6 апреля 1907 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище. Сочинения: Годы перелома. Сборник критических статей, Санкт-Петербург, 1908 (В сборник включены статьи В.Г.Короленко «А.И.Богданович», А.И.Куприна «Памяти А.И.Богдановича» и др.).

 (488x699, 72Kb)
1861
Рудольф Йоханнес Ломан (нидерландское имя - Rudolf Johannes Loman)
нидерландский шахматист, музыкант. Умер 4 ноября 1932 года.

StefanZeromski (662x700, 241Kb)
1864
Стефан Жеромский (польское имя - Stefan Zeromski)
польский писатель, драматург, публицист. Родился в Стравчине, недалеко от Кельц, в обедневшей шляхетской семье. Отец за причастность к восстанию 1863 года был лишён имущества и арендовал фольварк. Жеромский учился в гимназии в Кельцах, где, среди прочих, его учителем был литературный критик Антони Густав Бем. Не получив аттестата зрелости, поступил в Высшее ветеринарное училище в Варшаве. Подвергался заключению за патриотическую деятельность. С 1889 работал частным учителем. В 1880-х начал литературную деятельность. В 1892 выехал в путешествие в Вену, Цюрих, Мюнхен, несколько месяцев провёл в Кракове и Закопане. Вместе с З. Василевским работал помощником библиотекаря в Польском музее в Рапперсвиле (1892—1896). По возвращении был библиотекарем Библиотеки Замойских в Варшаве (1897—1904). Позднее жил литературным трудом. Жил в Закопане, Наленчуве, в 1906 совершил поездку по Италии. В 1908 был арестован. После освобождения до 1912 жил в Париже. Вернувшись в Польшу, жил в Закопане и Кракове. С началом Первой мировой войны вступил в легионы Пилсудского, но вскоре их оставил. В декабре 1914 вместе с Яном Каспровичем основал в Закопане тайную политическую организацию, пропагандировавшую идею объединения всех польских земель. После войны жил в Варшаве и в Констанцине под Варшавой. Принимал участие в различных политических, общественных, культурных кампаниях, был инициатором создания Академии литературы, основателем Польского литературного клуба (Polski Klub Literacki, отделение Пен-клуба).
14 октября 1864 года родился Стефан ЖЕРОМСКИЙpost-154-128703166565 (700x375, 220Kb)
В 1924 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, которую, однако, получил Владислав Реймонт. В 1925 получил государственную литературную премию за роман «Ветер с моря» („Wiatr od morza“). Умер в Варшаве 20 ноября 1925 года. Литературную деятельность начал в 1880-х годах. Ранние рассказы публиковал в еженедельнике «Тыгодник Повшехны» („Tygodnik Powszechny“) и газете «Глос» („Głos“). Рассказы и повести, изданные в первых сборниках «Рассказы» („Opowiadania“, 1895), «Расклюёт нас вороньё» („Rozdziobią nas kruki, wrony“, 1895), «Прозаические произведения» („Utwory powieściowe“, 1898), историками литературы рассматриваются как продолжение традиций польского критического реализма Болеслава Пруса, Элизы Ожешко, Марии Конопницкой. Однако от творчества «позитивистов» произведения отличаются Жеромского идейным содержанием и литературными особенностями: скептическое отношение к социальному прогрессу отражается в сюжетах, в которых герои терпят крах при попытках реализовать свои идеалы.
Kielce_zeromski_statue (521x700, 619Kb)
Памятник (Кельце).
Национально-освободительной борьбе польского народа в XIX веке посвящены романы «Пепел» („Popioły“, 1902—1903; экранизирован в одноимённом фильме кинорежиссёром Анджеем Вайдой в 1965), «Краса жизни» („Uroda życia“, 1912), «Верная река» („Wierna rzeka“, 1912), историческая драма «Сулковский» („Sułkowski“, 1910). Автор повестей «Сизифов труд» („Syzyfowe prace“, 1897), «Луч» („Promień“, 1897), драмы «Роза» („Róża“, 1909), комедии «Улетела от меня перепелочка» („Uciekła mi przepióreczka“, 1924). трилогии «Борьба с сатаной» („Walka z szatanem“, 1916—1919), романов «Бездомные» („Ludzie bezdomni“, 1900), «История греха» („Dzieje grzechu“, 1908, русский перевод 1909), «Канун весны» („Przedwiośnie“, 1924, русский перевод 1925) и других произведений. Издания: С.Жеромский Избранные сочинения. 1—4 тома. Москва, 1957—1958. Литература: Витт В. Стефан Жеромский. Москва, 1961; Mały słownik pisarzy polskich. Część pierwsza. Warszawa: Wiedza powszechna, 1966. S. 197—199.

Ignacy_Daszynski (540x700, 134Kb)
1866
Игнацы Дашинский (польское имя - Ignacy Ewaryst Daszyński)
польский политический и государственный деятель, публицист. Борец за независимость Польши. Один из организаторов Польской социал-демократической партии Галиции, позже Польской социалистической партии. Лидер ПСДП. Родился в городе Збараж (ныне Збаражский район, Тернопольская область, Украина). В 1897 и 1900 г. — посол (депутат) австрийского государственного совета. В ноябре 1918 г. — премьер-министр Временного Народного правительства, провозглашенной в Люблине Польской народной Республики. После военного переворота и прихода к власти в мае 1926 г. поддерживал Президента Польши Ю.Пилсудского. В 1929 г. перешел в оппозицию Пилсудскому и входил в состав организаторов союза левых и центристских партий Польши. В 1922—1927 г. занимал пост вице-маршалка, а в 1928—1930 г. — маршалка нижней палаты Национальной Ассамблеи — Сейма Республики Польша. Умер в селе Быстра возле города Бельско-Бяла (ныне Силезское воеводство Польша) 31 октября 1936 года. Похоронен в Кракове на Раковицком кладбище. Почëтный гражданин Радома. За литературно-публицистическую деятельность отмечен наградой Польской Академии Литературы «Золотые академические лавры» в 1935 г. Автор ряда статей и публикаций, в том числе по вопросам политики, государственного строительства Польши и взаимоотношений с Россией. Избранная библиография: Szlachetczyzna i odrodzenie Galicji, 1899; O formach rządu. Szkic socjologiczny, 1902; Polityka proletariatu. Kilka uwag o taktyce rewolucji w Polsce, 1907; Mowa o sprawie polsko-ruskiej, wygłoszona w Izbie Posłów d. 21 maja 1908 r., 1908; Cztery lata wojny. Szkice z dziejów polityki Polskiej Partii Socjalistycznej Galicji i Śląska, 1918; Z burzliwej doby. Mowy sejmowe wygłoszone w czasie od października 1918 do sierpnia 1919 roku, 1920; Wielki człowiek w Polsce. Szkic polityczno-psychologiczny, 1925; Pamiętniki, tom I Kraków 1925, tom II 1926; Sejm, rząd, król, dyktator, 1926; W obronie praw przedstawicielstwa ludowego. Przemówienie sejmowe tow. Daszyńskiego, 1926; W pierwszą rocznicę przewrotu majowego 1927; Czy socjaliści moga uznać dyktaturę proletariatu, 1927.

1866
Иоганн Франц Йозеф Тропфке (Johannes Tropfke)
немецкий математик, доктор математики (1899). Родился в Берлине. Окончил Берлинский университет (1888). Сначала преподавал в средних школах, позже занимал различные административные должности. Работы в области теории эллиптических интегралов и истории элементарной математики. Его труд «История элементарной математики» (тома 1—7, 1902—1924) переиздавался и является до сих пор наиболее полным сводом знаний по этой науке. В этой работе изложена история возникновения понятия, терминов и символов элементарной математики. На русский язык опубликована (1914) только первая часть первого тома. С 1932 на пенсии. Награждён серебряной медалью Лейбница. Умер в Берлине 10 ноября 1939 года. Труды: Geschichte der Elementar-Mathematik in systematischer Darstellung, 7 Bde., Berlin 1921-24, 3. Auflage in vier Bänden 1930 bis 1940, neu ab 1980 (bearbeitet von Kurt Vogel, Helmuth Gericke, Karin Reich u.a.), Walter de Gruyter Verlag, Berlin (zuerst in zwei Bänden 1902, 1903)

Dimitry-Abashidze (517x700, 119Kb)
1867
Димитрий (в миру - князь Абашидзе Давид Ильич, в великой схиме - Антоний)
архиепископ Таврический и Симферопольский, церковный и общественный деятель, почетный председатель Таврического отдела Русского Собрания. Родился в селе Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии, выходец из знатного и богатого грузинского рода. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (1891) и поступил в Киевскую Духовную Академию, где в 1892 (на первом курсе) принял постриг. Окончил академию (1896) со степенью кандидата богословия и рукоположен во иеромонаха. 28 августа 1896 назначен преподавателем Святого Писания Тифлисской Духовной Семинарии (здесь познакомился и сблизился с семинаристом Иосифом Джугашвили, будущим лидером СССР, которого безуспешно пытался удержать от участия в революционной деятельности), с 1897 инспектор Кутаисской Духовной Семинарии, с 1898 инспектор Тифлисской Духовной Семинарии. В 1900 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Миссионерской Духовной Семинарии в селе Ардонское близ Владикавказа. 6 мая 1902 хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинского экзархата. С 17 ноября 1903 епископ Гурийско-Мингрельский, с 29 апреля 1905 — епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 2 февраля 1906 епископ Туркестанский и Ташкентский, с 8 июля 1912 епископ Таврический и Симферопольский. С началом Первой мировой войны стал рядовым священнослужителем Черноморской эскадры, за боевые заслуги награжден панагией на Георгиевской ленте. Тем не менее, в 1915 в кадетской и октябристской печати против него была развязана кампания по обвинению в германофильстве и защите немецкого засилья в России. В защиту своего архиерея выступили священнослужители епархии. Протоиерей Н.Бортовский (принявший впоследствии мученическую кончину) выпустил брошюру, в которой доказал всю лживость нападок со стороны «левых патриотов» на владыку Димитрия. В 1915 возведен в сан архиепископа. Архиеп. Димитрий пользовался авторитетом у правых. Он благословил Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 9—12 декабря 1915), прислав в адрес Совещания проникновенную телеграмму, в которой исповедал свои монархические и патриотические убеждения: «Смиренно молю Господа объединить всех правых в единую крепкую Царскую рать для защиты спасительных праотеческих устоев русской государственной жизни, для вразумления и рассеяния обольщенных и заблуждающихся, ищущих пользы в иноземных порядках и рабского, жадного подражания им, для уничтожения богопротивной крамолы и всех аггелов этого адского измышления. Свидетельствую Вам нашу неизменную любовь и всегдашнюю готовность до смерти стоять у стяга русского. Сладостно умереть за Веру, Царя и Отечество». Избран почетным председателем Таврического отдела PC, учрежденного в Симферополе в конце 1915 — начале 1916. В конце 1916 Н.Н.Тиханович-Савицкий предлагал включить владыку Димитрия в состав общемонархического Совета, который планировалось избрать на Всероссийском Съезде Русских Людей в 1917. После получения известия об отречении Государя выпустил обращение к православным прихожанам и приходским советам Таврической епархии, в котором призывал свою паству не предаваться унынию и хранить Веру: «Будем же беречь это драгоценное наше сокровище, нашу Православную Христову Веру, ибо и ныне она победит всех врагов, разрушит все козни и выведет нашу многострадальную Родину в новую жизнь, как это неоднократно прежде бывало в истории нашего Отечества». Выступал против превращения религии в частное дело, против отделения Церкви от государства и школы. В 1917—1918 участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на Соборе был избран председателем отдела по устройству православной церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской церкви, член отделов: о богослужении и храмах, о монастырях и монашестве. После взятия штурмом красногвардейцами Московского Кремля заявил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами». Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский Военно-революционный комитет и ходатайствовала о смягчении участи борцов против советской власти в Москве. В 1918 оказался на юге России, где в мае 1919 участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного Церковного Собора, который приветствовал генерала А.И.Деникина и учредил Временное Высшее Церковное Управление юго-востока России (ВВЦУ). При бароне П.Н.Врангеле был председателем ВВЦУ. Призывал прекратить братоубийственную войну, в одном из посланий ВВЦУ к «православному русскому народу» говорилось: «Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь избранников Своих, исцелит их и умирит». Несмотря на уговоры, не захотел покинуть пределы России вместе с уходившими белыми войсками, митрополит Антоний (Храповицкий) назвал его решение «самоубийством». Был арестован в архиерейском доме в Симферополе и приговорен к расстрелу «за контрреволюционную деятельность, участие в вооруженной борьбе против Республики». Приговор направили на утверждение И.В.Сталину, и тот заменил казнь тюремным заключением. В тюрьме владыка томился около двух лет, потерял зрение, ослепшего архиерея выпустили на свободу в 1924. Два года скитался, добрался до Киево-Печерской Лавры, где после многодневной молитвы у гробниц преподобных отцов Печерских свершилось чудо: Господь частично вернул ему зрение. В 1926 принял схиму с именем Антоний в честь основателя русского монашества и начал подвизаться в затворе в Китаевой пустыни. В это время его духовным сыном стал живший в соседней келье архимандрит Ермоген (Голубев), будущий архиепископ Калужский, исповедник, младший брат В.С.Голубева. С 1930 после закрытия Лавры святитель-схимник был вынужден вернуться в мир, жил в Киеве, скитаясь по домам верующих. Во время немецкой оккупации Киева вновь поселился с иноками в пещерах Лавры, возобновив молитвенную жизнь обители. Скончался в Лавре в декабре 1944 года (о дате его кончины сведения разнятся), погребен у входа в Ближние пещеры. В Клеве его почитают как преподобного подвижника, молитвенника и прозорливого старца, есть сведения об исцелениях по его молитвам.

1869
Жорж Марк Мари Саньяк (французское имя - Georges Marc Marie Sagnac)
французский физик-экспериментатор. Родился в Перигё. Окончил Парижский университет (1894), где работал до 1900 г. ассистентом. С 1900 г. - профессор Лилльского университета, с 1911 г. - Парижского. Труды по оптике движущихся тел, интерференции света, рентгеновским лучам, радиоактивности. Открыл вторичное излучение рентгеновских лучей. Определил заряд бета-частиц радиоактивного излучения. Известен оптическим опытом (1913), названным его именем. Умер 26 февраля 1928 года.

 (525x700, 95Kb)
1871
Александер фон Цемлински (немецкое имя - Alexander von Zemlinsky)
австрийский композитор, дирижёр и педагог. Учитель и близкий друг А.Шёнберга. Александр фон Цемлинский родился в Вене. Его дед, Антон, иммигрировал в Вену из Жилины (ныне в Словакии, а тогда — в Венгрии), где женился на австрийке. Оба принадлежали к католической вере и их сын Адольф фон Цемлинский (1845—1900), отец Александра, был крещён католиком. Мать Цемлинского Клара Земо (1848—1912) родилась в Сараево, в семье сефардского еврея и боснийской мусульманки. Перед женитьбой на Кларе Земо Адольф Цемлинский перешёл в иудаизм, к которому с рождения принадлежал и Александр. Отец Цемлинского прибавил к своей фамилии аристократическое «фон», хотя никто из предков Цемлинского не был аристократом. Также он заменил начальное «S» в «Semlinski» (первоначальный вариант фамилии) на «Z». Александр занимался игрой на фортепиано с раннего детства, прислуживал в синагоге, играя на органе по праздникам. В 1884 году он поступил в Венскую консерваторию, где учился у Антона Доора по классу фортепиано. В 1890 году выиграл консерваторский конкурс. Цемлинский закончил обучение в 1892 году; в период обучения в консерватории он занимался с Робертом и Иоганном Непомуком Фуксами, Антоном Брукнером, на то же время приходятся первые опыты в сфере композиции. Цемлинский обрел серьёзную поддержку в лице Иоганнеса Брамса, с которым его познакомил его учитель, Иоганн Фукс, по приглашению которого, Брамс посетил премьерное исполнение первой симфонии Цемлинского (в ре минор) в 1893 году. Брамс высоко оценил молодого композитора и рекомендовал его произведения издателю Зимроку для печати. В 1890-х годах Цемлинский знакомится с Арнольдом Шёнбергом, с которым заводит крепкую дружбу, а, позднее, даже роднится с ним (когда его сестра, Матильда, выходит замуж за Шёнберга). Известно, что Шёнберг брал у Цемлинского ряд уроков по контрапункту. В 1897 году с большим успехом состоялась премьера Второй симфонии композитора (третьей, если считать в хронологическом порядке, от чего симфонии иногда присваивают третий номер). Успеху Цемлинского способствовал Густав Малер, дирижировавший премьерой его оперы «Es war einmal…» («Однажды давным-давно…») в Хофтеатре в 1900 году. В 1899 году Цемлинский получил должность капельмейстера в венском Карл-театре. В 1900 году Цемлинский познакомился с Альмой Шиндлер, обучавшейся у него композиции. Цемлинский признался ей в любви, но получил отказ — Альма ощущала давление со стороны родственников, настаивавших на прекращении её романтических отношений с композитором. В дальнейшем Альма вышла замуж за Густава Малера в 1902 году. В 1907 году Цемлинский женился на Иде Гутманн, однако брак оказался несчастливым. После смерти Иды, последовавшей в 1929 году, Цемлинский женился в 1930 году на Луизе Заксель, которая была на 29 лет моложе Цемлинского и которой он давал уроки пения с 1914 года. Этот брак был намного удачнее и продлился до смерти Цемлинского. В 1906 году Цемлинский был назначен первым капельмейстером в венскую Народную оперу. С 1911 по 1927 год он дирижировал в Пражской опере, в том числе и премьерой оперы Шенберга «Erwartung» («Ожидание»); в 1920 г. стал первым ректором открывшейся в Праге Немецкой академии музыки. После этого продолжительного пребывания в Праге, Цемлинский переехал в Берлин, где он работает под началом Отто Клемперера как дирижёр в Kroll Opera. С ростом влияния нацистов Цемлинский переезжает в 1933 в Вену, где он не занимает никакой официальной должности, но продолжает писать музыку, концертировать и выступать в качестве приглашенного дирижера. В 1938 году Цемлинский переезжает в Соединенные Штаты, где обосновывается в Нью-Йорке. Однако, в отличие от его друга Шенберга, в то же время перебравшегося в США и принятого с огромным восторгом, Цемлинский в Америке не пользовался популярностью. Он прекращает писать музыку, чувствует себя всеми забытым и никому ненужным, много болеет. Умер в Нью-Йорке от пневмонии 15 марта 1942 года. Согласно завещанию Цемлинского, его прах был погребен в Вене, городе, который он всегда считал родным. Сочинения: Произведения для оркестра; Симфония e-moll (1891, сохранились только две части); Симфония № 1 d-moll (1892); Симфония № 2 B-dur (1897); Drei Ballettstücke. Сюита из Der Triumph der Zeit (1902); «Русалочка» (нем. Die Seejungfrau, фантазия (1902-1903, премьера состоялась в Вене в 1905); Симфониетта, op. 23 (1934, первое исполнение — Прага, 1935). Оперы: Sarema, опера в трех частях (либретто композитора, Адольфа фон Цемлинского и Арнольда Шенберга, 1893-1895, премьера в Мюнхене в 1897); Es war einmal …, опера в трех актах с прологом (либретто Максимилиана Сингера, 1897-99, rev.1912, первое представление в Вене в 1900 под руководством Густава Малера); Der Traumgörge, опера в двух актах с эпилогом (либретто Leo Feld, 1904-1906, премьера в Нюрнберге в 1980); Kleider machen Leute, опера в трех актах с прологом (либретто Leo Feld) (три версии, 1908—1909/1910/1922), первое исполнение в Вене в 1910); Eine florentinische Tragödie (Флорентийская трагедия), опера в одном акте, op. 16 (либретто Oscar Wilde/ Max Meyerfeld, 1915/16), премьера в Штутгарте в 1917); Der Zwerg (Гном), опера в одном акте, op.17 (либретто Georg C.Klaren по мотивам произведения Оскара Уайльда Der Geburtstag der Infantin, 1919-21, премьера состоялась в Кельне в 1922 под руководством Отто Клемперера); Der Kreidekreis (Круг, очерченный мелом), опера в трех актах op. 21 (либретто композитора по мотивам произведения Klabund, 1930-32, первое представление в Цюрихе в 1933); Der König Kandaules, опера в трех актах op. 26 (либретто композитора на базе произведения Андре Жида в немецком переводе Franz Blei, 1935/36, оркеастровка выполнена Antony Beaumont (1992-96), премьера состоялась в Гамбурге в 1996). Другие произведения для театра: Ein Lichtstrahl (A Ray of Light). Мимическая драма для фортепиано (сценарий Oskar Geller, 1901, rev.1902); Ein Tanzpoem. Танцевальная поэма в одном акте для оркестра(Гуго фон Гофмансталь (1901-1904, final version of the ballet Der Triumph der Zeit); Incidental music for Shakespeare’s Cymbeline for tenor, reciters and orchestra (1913-1915). Сочинения для хора: Frühlingsglaube for mixed chorus and string orchestra (T: Людвиг Уланд) (1896); Geheimnis for mixed chorus and string orchestra (1896); Minnelied (T: Гейнрих Гейне) for men’s choir and chamber ensemble (c.1895); Hochzeitgesang (T: Jewish liturgy) for tenor solo, chorus, and organ (1896); Aurikelchen (T: Richard Dehmel) for women’s choir (c.1920); Frühlingsbegräbnis (Text: Пауль Гейзе) cantata for soprano, baritone, mixed chorus and orchestra (1896/97, rev. c.1903); Horch! vom Hügel, welch' sanfter Klang;Schöner Jüngling; Wie lieblich er ruht; Stumm in Wehmut schaut der Mong herab'; Und ein Specht klopft an den Föhrenstamm; Als so weihevoll der Alte sprach; Horch! vom Hügel welch' ein wilder Klang?; Псалом 83 for soloists, mixed chorus, and orchestra (1900); Псалом 23 для хора и оркестра op. 14 (1910, first performance, Vienna 1910); Псалом 13 для хора и оркестра op. 24 (1935). Произведения для голоса (голосов) и оркестра: Waldgespräch (T: Йозеф фон Эйхендорф) for soprano, two horns, harp and strings (1896); Maiblumen blühten überall (T: Richard Dehmel) for soprano and string sextet (c.1898); Sechs Gesänge на стихи М.Метерлинка op. 13 (1913, orchestrated 1913/21)); Lyric Symphony for soprano, baritone and orchestra op. 18 (на стихи Р.Тагора) (1922-23); Symphonische Gesänge for baritone or alto and orchestra op. 20. (T: from Afrika singt. Eine Auslese neuer afro-amerikanischer Lyrik, 1929). Песни для голоса с фортепиано: Lieder op. 2 (1895-1896); Gesänge op. 5 (1896-1897); Walzer-Gesänge nach toskanischen Liedern von Ferdinand Gregorovius op. 6 (1898); Irmelin Rose und andere Gesänge op. 7 (1898/1899); Turmwächterlied und andere Gesänge op. 8 (1898/1899); Ehetanzlied und andere Gesänge op. 10 (1899—1901); Sechs Gesänge after poems by Maurice Maeterlinck op. 13 (1913); Sechs Lieder op. 22 (1934; first performance, Prague 1934); Zwölf Lieder op. 27 (1937); Three Songs (T: Irma Stein-Firner) (1939). Камерная музыка: Фортепианное трио a-moll (март 1888, только одна часть); Фортепианный квартет D-dur (1892? — 1893?). Партитура утеряна, сохранились полная партия альта и первая часть партии виолончели (в Библиотеке Конгресса). Премьера состоялась 20 ноября 1893 года; Струнный квартет e-moll (1893?); Струнный квинтет d-moll (17 октября — 6 ноября 1894). Первая часть окончена, от других только наброски; Струнный квинтет D-dur (11 января 1896). Только четвёртая часть. Может быть, новый финал к квинтету d-moll (1894); Трио d-moll для кларнета (скрипки), виолончели и фортепиано, op. 3 (1896?); Струнный квартет № 1 A-dur, op. 4 (начат 4 июля 1896); Струнный квартет № 2 D-dur, op. 15 (20 июля 1914 — 12 марта 1915); Струнный квартет № 3 C-dur, op. 19 (август — 13 сентября 1924); Струнный квартет (начат 22 июля 1927). В шести частях, три завершены, три — почти завершены; Струнный квартет № 4 «Сюита», op. 25 (1936). Хотя имеет опус, не публиковался; Квартет D-dur для кларнета, скрипки, альта и виолончели (август 1938). Наброски; Три пьесы для виолончели и фортепиано (Юмореска, Песня, Тарантелла; 1891); Соната для виолончели и фортепиано a-moll (1894); Serenade (Suite) for violin and piano (1895); Юмореска (Рондо), для духового квинтета (1939); Jagdstück (Охотничий опус) для двух рожков и фортепиано (1939). Фортепианная музыка: Ländliche Tanze op. 1 (1892); Vier Balladen (1892-1893); Albumblatt (Erinnerung aus Wien) (1895); Skizze (1896); Fantasien über Gedichte von Richard Dehmel op. 9 (1898); Менуэт (from Das gläserne Herz) (1901). Литература: Власова Н.О. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество: монография. Москва, 2014. 416 страниц.+16 страниц вкладок. ISBN 978-5-89598-301-0; Antony Beaumont: Zemlinsky. Faber and Faber, London 2000, ISBN 0-571-16983-X; Alexander Zemlinsky: Briefwechsel mit Arnold Schönberg, Anton Webern, Alban Berg und Franz Schreker, hrsg. von Horst Weber (= Briefwechsel der Wiener Schule, Bd. 1). Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1995, ISBN 3-534-12508-8 This volume includes letters by Schoenberg and Zemlinsky concerning their work on Die Seejungfrau and Pelleas and Melisande; Zemlinsky, Alexander (von) by Alfred Clayton, in 'The New Grove Dictionary of Opera', ed. Stanley Sadie (London, 1992) ISBN 0-333-73432-7; Brown A. Peter The Second Golden Age of the Viennese Symphony: Brahms, Bruckner, Dvorák, Mahler, and Selected Contemporaries. — Indiana University Press, 2002. — Vol. 4. — P. 780–781. — ISBN 0253334888; Lorraine Gorrell: 'Discordant Melody: Alexander Zemlinsky, His Songs, and the Second Viennese School', Greenwood Press, 2002. ISBN 0-313-32366-6; Greene David Mason Greene's Biographical Encyclopedia of Composers / Petrak, Albert M.. — The Reproducing Piano Roll Foundation. — P. 986. — ISBN 0385142781.

Иван Иванович Юхов (448x700, 186Kb)
1871
Иван Иванович Юхов
советский хоровой дирижёр. Родился в Москве, в семье крестьян-любителей пения (дед - тенор, отец - бас-октава). В 1908 окончил Московское синодальное училище, получил звание регента. До 1900 пел в различных хорах. В 1900 организовал любительский хор в Щёлкове, под Москвой; в 1903 хор был переведён в Москву. В дальнейшем хор развил широкую концертную деятельность, участвовал в симфонических концертах, записывался на пластинки. После Октябрьской революции 1917 Юхов принял активное участие в культурном строительстве. Хор под его руководством вёл большую музыкально-просветительскую работу. В 1918 хор слушал B.И.Ленин и дал ему высокую оценку. С 1919 хор под руководством Юхова преобразован в Первый государственный хор (с 1925 - хор имени М.И.Глинки). В 1942 на его основе Юховым была создана Республиканская русская хоровая капелла. Талант дирижёра и исключит. энергия организатора сделали хор под руководством Юхова одним из лучших русских хоровых коллективов. Его исполнение отличалось художественной зрелостью, необычной ясностью, задушевностью. Хор под руководством Юхова много концертировал, выступал в концертах a cappella и в различных симфонических концертах, в том числе под управлением С.А.Кусевицкого, M.M.Ипполитова-Иванова, В.И.Сука и др. Хор под руководством Юхова принимал участие в исполнении оратории «Самсон» Генделя, Реквиема Моцарта, 9-й симфонии Л.Бетховена, музыки к «Манфреду» Р.Шумана, кантаты «Иоанн Дамаскин» C.И.Танеева и др. Видное место в репертуаре хора занимали народные и советские песни. Хор часто выступал на Радио, участвовал в постановках новых опер. Небольшой по составу (до 30 человек), хор Юхова обладал отличной техникой, разнообразным репертуаром. В 1942 хор послужил основой Республиканской академической русской хоровой капеллы (теперь — Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова). Юхов — автор записей и обработок русских народных песен. Умер в Москве 28 января 1943 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку