-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


20 августа родились...

Понедельник, 20 Августа 2018 г. 03:42 + в цитатник
dino campana grande 2 (500x700, 170Kb)
1885
Дино Кампана (итальянское имя - Dino Campana)
итальянский поэт. Родился в Марради, область Тоскана. Сын учителя начальной школы, глубокого невротика, и психически неуравновешенной матери. С юношеского возраста испытывал постоянную страсть к бегству и долгим, одиноким пешим путешествиям. Школу, с трудом и перерывами, всё-таки окончил. Поступил на химический факультет Болонского университета, но курса не завершил. В 1906 был помещён в психиатрическую лечебницу. После этого бежал в Швейцарию и Францию, был пойман и возвращён в Имолу. В 1907 отослан родителями в Латинскую Америку, побывал в Аргентине и, кажется, даже в России, в 1909 вернулся в Италию. На этот раз бежал в Бельгию, был снова пойман в Брюсселе, помещён в психлечебницу в Турне (1910). Вновь возвращён в Марради. В 1916—1917 годах пережил бурный и несчастливый роман с писательницей-феминисткой Сибиллой Алерамо. В 1918 был снова помещён в психиатрическую клинику, из которой в дальнейшем уже не выходил. Умер в Кастель-Пульчи, область Тоскана, 1 марта 1932 года. В 1914 году опубликовал на собственные средства сборник стихов и ритмической прозы 1906—1912 «Орфические песни», оставшийся его единственной книгой. В них Кампана выразил духовный кризис итальянской культуры перед 1-й мировой войной 1914-1918. Основные мотивы его поэзии - тревога, бегство от обыденности, тщетные порывы к недосягаемому. Кампана часто жертвует логическим построением ради музыкальности. В его поэзии сильно болезненное, иррациональное начало, образ приобретает символичность. Поэзию Кампаны высоко ценили Эудженио Монтале, Пьер Паоло Пазолини, Марио Луци, Андреа Дзандзотто. Нидерландский композитор Луи Андриссен на тексты шести стихотворений из «Орфических песен» сочинил произведение «La Passione» для джазового женского вокала, солирующей скрипки и ансамбля (2002 год). Сочинения: Canti orfici e altri scritti, nuova ed., Firenze, 1952; в русском переводе - (Стихи), в книге: Итальянская лирика. XX век, Москва, 1968. Публикации на русском языке: [Стихи] // Итальянская поэзия в переводах Евгения Солоновича. Москва: Радуга, 2000, страницы 280-283; Орфические песни/ Перевод и вступительная статья Петра Епифанова// Иностранная литература, 2012, № 10, страницы 126—147. Литература: О жизни Кампаны написаны несколько романов. В 2002 Микеле Плачидо снял о романе Дино Кампаны и Сибиллы Алерамо фильм «Путешествие под названием любовь»). В главных ролях — Лаура Моранте (племянница Эльзы Моранте) и Стефано Аккорси. Литература: GeroIa G., D. Сатрапа, Firenze, 1955; Galimberti С. D.Сатрапа, (Mil., 1967); Ferri T. Dino Campana: l’infinito del sogno. Roma: Bulzoni, 1985; Mileschi С. Dino Campana, le mystique du chaos. Lausanne: L’Âge d’homme, 1998; Bonifazi N. Dino Campana: la storia segreta e la tragica poesia. Ravenna : Longo, 2007; Meschiari M. Dino Campana: formazione del paesaggio. Napoli : Liguori editore, 2008; Vassalli S. Natale a Marradi: l’ultimo Natale di Dino Campana. Novara: Interlinea, 2008; Петр Епифанов. Последний германец Италии. 1 марта 1932 года окончилась жизнь Дино Кампаны — одна из ярких и загадочных поэтических судеб ХХ века//

Satel_EA (403x700, 97Kb)
1885
Эдуард Адамович Сатель
профессор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана, доктор технических наук. Родился в Москве, в семье служащего Сателя Адама Игнатьевича и учительницы французского языка Сатель Амалии Юльевны. Француз (в автобиографии указывал: отец – полуфранцуз, мама – француженка). В 1902 году окончил реальное училище при реформаторской церкви в Москве. Учебу продолжил в на механическом отделении Императорского Московского Технического Училища (ныне - МГТУ им Н.Э.Баумана). В 1904–1908 годах включился в революционную деятельность, участвовал в организации подпольных типографий РСДРП в Москве. Во время учебы, с 1908 года работал на Людиновском локомобильном заводе. Как конструктор, участвовал в работе по разработке, испытанию и отладке серии нового типа промышленных локомобилей – локомобилей перегретого пара. После окончания училища в 1911 году продолжал работать на Людиновском заводе в качестве конструктора и руководителя опытной станции. В 1912 году за успехи в работе на Людиновском заводе был командирован за границу за счет средств Училища, для изучения конструкций, технологий и организации производства локомобилей и дизелей. Посетил ряд заводов Германии, Англии и Швейцарии. Владея английским, немецким и французским языками, имел возможность изучать передовую технику и организацию производства непосредственно на заводах и в лабораториях. В начале 1914 года, вернувшись из командировки, выступил на собрании Политехнического общества с докладом, в котором наметил пути технологического и организационного совершенствования и прогресса отечественного машиностроения, быстрейшего освоения новых достижений техники, а также пути самостоятельного развития машиностроения в России. С января 1914 года работал на крупнейшем в то время Коломенском паровозостроительном заводе начальником производства дизелей, а затем начальником производства всего завода. В 1917 году как член Чрезвычайного Комиссариата участвовал в национализации этого завода, а в июле 1918 года был назначен его техническим директором. В мае 1920 года был переведен в отдел металлов Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), где был назначен руководителем Бюро образцовых заводов, созданных по заданию Ленина, и заместителем председателя экономического бюро по переводу национализированных предприятий на хозяйственный расчет. Занимался технической и организационно-экономической перестройкой таких крупных заводов как «Электросталь», «Геодезия», «Инструментальный» и другие. В мае 1923 года был назначен техническим директором Московского машиностроительного треста, объединявшего крупнейшие заводы московского региона. Под его руководством были освоены десятки новых для России конструкций и изделий: станки, инструменты, литейные машины, холодильные автоматы, гидронасосы, водяные турбины и т.д. По инициативе Сателя Э.А. и при его непосредственном руководстве коренным образом были реконструированы и реорганизованы такие заводы как «Красный пролетарий», «Фрезер», «Серп и молот», «Борец», «Компрессор», «Красная Пресня», завод подъемных машин и др. С начала 1920-х включился в подготовку инженерно-технических кадров для молодо го отечественного машиностроения. В период с 1922 по 1930 годы преподавал курсы организации производства в Московском промышленно-экономическом институте (ныне Государственный университет управления), где им позже была создана кафедра "Организация машиностроительного производства". В 1925 году Сателю Э.А. было присвоено ученое звание профессора по специальности технология и организация машиностроения. В 1925-1927 годах работал профессором в институте им. Г.В.Плеханова по кафедре "Организация машиностроения". В 1928-1930 годах - первый проректор по учебной и научной части, заведующий кафедрой Промышленной академии им. Сталина. Вел большую работу по технической организации нового советского машиностроения. Современники высоко ценили научные и организаторские способности инженера Сателя, называя специалистом по «запускам новых производств». В мае 1931 года приказом наркома тяжелой промышленности С.Орджоникидзе Сатель Э.А. был направлен техническим директором на Сталинградский тракторный завод. Под его руководством впервые было освоено непрерывно-поточное производство тракторов. Была решена задача создания за рекордные сроки (считавшиеся иностранными специалистами нереальными) сельскохозяйственного и транспортного трактора СТЗ- НАТИ, полностью разработанного и произведенного без иностранной помощи. Это стало возможным благодаря созданной Сателем Э.А. широкой кооперации проектных, конструкторских, производственных, строительно- монтажных, технологических организаций и предприятий, работающих по единому скоординированному плану. В течение 1933-1935 годах на заводе была успешно решена задача организации в короткие сроки наряду с гражданской продукцией массовое производство оборонной техники. Удалось наладить поточно-массовое производство специальной техники оборонного назначения на гусеничном ходу. За эту работу Сатель Э.А. был награжден орденом Ленина и в 1935 г. по рекомендации С.Орджоникидзе принят в члены ВКП (б) минуя кандидатский стаж. Не смотря на огромную занятость на заводе, Сатель Э.А. возглавлял в 1933–1935 г.г. созданную им кафедру технологии машиностроения и организации производства в Сталинградском механическом институте. В 1935 году назначен техническим директором, а 1936 году – директором Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) в городе Краматорск ныне Донецкой области Украины, где организовал производство оборонной продукции. В 1937 году отозван в Москву для организации кафедры «Специальная технология», готовящей специалистов в области производства стрелково-пушечного вооружения и боеприпасов. В 1938-1939 годах при его активном участии такая кафедра была создана в МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1940 по 1963 год заведовал кафедрой М-8 (ныне – СМ12), возглавив школу советских учёных и производственников, работающих в области качества обработки поверхности деталей и их эксплуатационных свойств, разработки технологических способов повышения надёжности и долговечности машин. Один из основоположников научной школы технологии машиностроения. В январе 1936 года был назначен техническим директором, а потом директором строящегося Новокраматорского машиностроительного завода тяжелого машиностроения. Под его руководством впервые в СССР на заводе был создан стан непрерывного проката. На заводе было организовано спецуправление, через которое проходили оборонные заказы, началось строительство уникального термического цеха, ямные печи которого были предназначены для обработки длинномерных артиллерийских стволов и судовых валов длиной до 25 м. В январе 1937 году был переведен на работу в Накромат вооружения СССР: вначале заместителем начальника 1-го Главного управления, а с 1939 года начальником этого же управления, Председателем технического совета и членом Коллегии наркомата вооружения. Работая на этих высоких постах в кругу «великих оборонщиков» (Устинов Д.Ф., Ванников Б.Л., Малышев В.А. и др.), Сатель Э.А. разрабатывал научно-технические и организационно-экономические основы создания высокоэффективных артиллерийских и стрелковых систем. В годы Великой Отечественной войны, как председатель технического комитета Наркомата вооружения СССР и член коллегии Наркомата, вёл большую работу по коренной реконструкции многих предприятий и переводу их на массовое и крупносерийное производства. Работу в Наркомате вооружения Сатель Э.А. успешно сочетал с педагогической деятельностью. В 1939 году возглавил кафедру технологии производства машин на факультете специального машиностроения в родном училище, к тому времени - в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э.Баумана, выпускающую инженерные кадры для Наркомата вооружения. В 1941 году защитил докторскую диссертацию, в основе которой лежали результаты его работы по учету особенностей технологии изготовления деталей при их конструировании. Продолжая заведовать кафедрой в МММИ имени Н.Э.Баумана, Сатель Э.А. возглавлял кафедру организации производства в Московском инженерно-экономическом институте имени С.Орджоникидзе. С 1947 по 1950 годы работал в должности проректора по научной и учебной работе в вузе специального назначения – Академии промышленности вооружения, занимаясь постановкой учебного процесса и научных исследований. Заведовал кафедрой в МВТУ имени Н.Э. Баумана до 1962 года, а затем работал профессором этой кафедры до конца жизни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1965 года за выдающиеся заслуги в развитии машиностроения, подготовке инженерных и научных кадров и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Сателю Эдуарду Адамовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работая в МВТУ имени Н.Э.Баумана, МИЭИ имени С.Орджоникидзе и Академии вооружения, был постоянно вовлечен в научно- общественную деятельность. С 1950 по 1968 год он возглавлял секцию экономики и организации производства в Московском доме ученых, был членом многочисленных экспертных советов, председателем комиссий и секций, имеющих непосредственное отношение к проблемам экономики и организации производства. Жил в Москве. Умер в августе 1968 года.
Satel_EA-tomb (525x700, 276Kb)
Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Доктор технических наук. Профессор (1929). Награждён 2 орденами Ленина (17 мая 1932, 25 августа 1965), орденами Кутузова 2-й степени (16 сентября 1945), Отечественной войны 1-й степени (18 ноября 1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (18 апреля 1942, 5 августа 1944, 15 сентября 1961), орденом Красной Звезды (8 августа 1939), медалями. В память о выдающемся технологе и организаторе промышленности в 1974 г. на фасаде исторического здания Главного корпуса МВТУ имениН.Э.Баумана была открыта мемориальная доска. Основные труды: «Инструментальное дело» (1940); «Технология и технические ресурсы машиностроения» (1943); «Развитие технологии машиностроения и его научные задачи» (1947); «Технологичность конструкции» (1953); «Справочник машиностроителя» в 6 томах (1955); «Некоторые вопросы поверхностного упрочнения» (1955); «Чистота поверхности деталей машин» (1956); «Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР» (1957); «Организация, планирование и экономика вспомогательных хозяйств машиностроительного завода» (1957); «Повышение долговечности деталей машин» (1959); «Основы технической подготовки производства и организация труда» (1959); «Организация, планирование и экономика основных цехов машиностроительных заводов» (1962); «Технологические способы повышения долговечности машин» (1964, 1969); «Проблемы развития технологии машиностроения» (1968)

 (700x616, 51Kb)
1886
Пауль Йоханнес Тиллих (немецкое имя - Paul Johannes Tillich)
немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист, представитель диалектической теологии. Считается одним из наиболее влиятельных теологов XX века. В отличие от Карла Барта и др., стремился к созданию универсальной «теологии культуры». Известен по своим работам «Мужество быть» (1952) и «Динамика веры» (1957), рассматривающих вопросы теологии современной культуры и адресованные широкому кругу читателей. Как теолог наиболее известен своим главным трёхтомным трудом «Систематическая теология» (1951—1953), раскрывающим «метод корреляции», с помощью которого Тиллих стремился истолковать христианские символы откровения в качестве ответов на вопросы человеческого существования, ранее поднятых экзистенциализмом. Родился в небольшом селении Штарцеддель в провинции Бранденбург Германской империи (ныне территория Польши) в семье консервативного лютеранского пастора Евангелической государственной церкви старших Провинций Пруссии Йоханнеса Тиллиха и либеральной Матильды Дёрсилен происходившей из Рейнской области. Он был старшим из трёх детей и имел двух сестёр: Йоханна (1888—1920) и Элизабет (родилась в 1893). Когда Паулю было 4 года его отец стал суперинтендентом диоцеза Бад-Шонфлиз. Здесь он учился в начальной школе. В 1898 году Тиллих продолжил обучение в гимназии города Кёнигсберг в Ноймарке. Здесь он испытывал глубокое одиночество, преодолевать которое ему помогало чтение Библии. Учась в школе, он испытал на себе влияние идей гуманизма. В 1900 году Йоханнеса перевели в Берлин, и в следующем году Пауль пошёл учиться в местную школу, которую окончил в 1904 году. В сентябре 1903 года в возрасте 17 лет Пауль потерял мать, умершую от рака. Тиллих в разные годы учился в нескольких университетах Германии — в 1904 году поступил в Берлинский университет, в 1905 году в Тюбингенский университет, в 1905—1907 годах учился в Университете Галле. В 1911 году Тиллих получил учёную степень доктора философии в Бреслауском университете, а в 1912 году стал лиценциатом теологии в Университете Галле. В 1912 году стал пастором Евангелической церкви Германии в провинции Бранденбург. В 1914 году женился на Маргарите («Грети») Вивер (1888—1968). В октябре, после начала Первой мировой войны, Тиллих служил в армии капелланом. В 1919 году Пауль и Грета развелись после того, как было установлено, что ребёнок рождён не от Тиллиха. Тогда же он встретил Ханну Вернер-Готтшоу, которая в 1924 году вышла за него замуж и родила ребёнка. В 1919—1924 годах преподавал в качестве приват-доцента теологии в Берлинском университете. В 1924—1925 годах был профессором теологии в Марбургском университете, где начал создавать свою систематическую теологию. В 1925—1929 годах — профессор теологии в Высшем техническом училище Дрездена и Лейпцигском университете, а в 1929—1933 годах — Франкфуртского университета. Летом 1933 года Германию посетил Рейнгольд Нибур, предложивший Тиллиху преподавать в Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии. Смена страны повлекла за собой и смену языка с немецкого на английский, на котором Тиллих публикует свою трёхтомную монографию «Систематическая теология». В семинарии он преподает в 1933—1955 годах в качестве приглашённого профессора философии религии. В 1933—1934 годах он также преподаёт в качестве приглашённого лектора в Колумбийском университете. В 1937 году Тиллих заключил пожизненный контракт с семинарией, а в 1940 году стал профессором философской теологии и получил американское гражданство. Он также входил в кружок христиан-социалистов, сложившийся вокруг Нибура.В Объединённой теологической семинарии Тиллих сделал себе имя, опубликовал ряд трудов, где изложил свою синтетическую протестантскую теологию и философию экзистенциализма. В 1936 году вышла в печати монография «О границе», в 1948 году сборник эссе «Протестантская эра», в тот году вышел его сборник проповедей «Встряска оснований». Благодаря последней публикации Тиллих приобрёл значительную аудиторию, какой до это никогда не имел. Но самым значительным из всех произведений стала трёхтомная «Систематическая теология», которая принесла Тиллиху всеобщее признание в научном мире, а также монография «Мужество быть». После выхода первого тома «Систематической теологии» Тиллих получил приглашение читать в 1953—1954 годах престижные Гиффордские лекции в Абердинском университете. Позднее этот трёхтомник был назван «его шедевром» в биографии Тиллиха, написанной Пауксом на основе лекций Дуайта Х.Терри. В 1955 году Тиллих перешёл в Гарвардскую школа богословия, где стал одним из пяти Университетских профессоров — высшее профессорское звание Гарвардского университета. В 1961 году Тиллих стал одним из основателей Общества искусств, религии и современной культуры, с которой связал всю свою жизнь. В это же время им были опубликованы два оставшихся тома «Систематической теологии». Для Тиллиха характерно тяготение к интимно-индивидуальному сопереживанию основ культуры. Такое переживание неизбежно ведёт к абсолютным ценностным измерениям бытия, в пределе — к опыту постижения святыни и Бога. Духовная драма современного человека заключается, по его мнению, в утрате системы абсолютных ценностей, в потере Бога. Бога нельзя искать как какую-либо «вещь», он не существует как некая «небесная личность». Бог — это в конечном счёте подлинные основы «моего» существования, «моя» истинная сущность. Грех, по Тиллиху, не есть нарушение внешних законов и заповедей; в нём человек теряет себя, а осознаёт потерю в ситуации страха и отчаяния. Образом «нового бытия», преодолевающего демонические механизмы социального и личного отчуждения, выступает у Тиллиха Иисус Христос. Умер Тиллих в Чикаго 22 октября 1965 года.
Bust_of_Paul_Johannes_Tillich_(daylight) (470x700, 272Kb)
В честь Пауля Тиллиха в Нью-Хармони (Индиана, США) установлен его бюст, изготовленный скульптором Джеймсом Росати.
Сочинения: The Religious Situation, 1925 (Die religiose Lage der Gegenwart); The Interpretation of History, 1936; The Protestant Era, 1948; The Shaking of the Foundations, 1948; Systematic Theology, 1951-1963 (в трех томах); The Courage to Be, 1952;Love, Power, and Justice, 1954; Biblical Religion and the Search for Ultimate Reality, 1955; The New Being, 1955; Dynamics of Faith, 1957; Christianity and the Encounter of the World Religions, 1963; The Eternal Now 1963; My Search for Absolutes, 1967 (посмертное издание). Публикации на русском языке: Тиллих, Пауль. Избранное. Теология культуры — Москва: Юрист, 1995. — 480 страниц — ISBN 5-7357-0021-9; Тиллих, П. Систематическое богословие, тома 1-2. — Санкт-Петербург, 1998; Тиллих, П. Систематическая теология. Тома 1—2. — Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. — (Книга света). — ISBN 5-7914-0053-8; Тиллих, П. Систематическая теология. Том 3. — Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. — (Книга света). — ISBN 5-7914-0008-2; Тиллих, П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе) // Вопросы философии. — 2002. — № 3. — Страницы 160—172; Тиллих, Пауль. Мужество быть. — Москва: Модерн, 2011. — 240 страниц — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-94193-020-3; Тиллих, Пауль. Избранное. Теология культуры. — Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 352 страницы — (Книга света). — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-98712-511-3; Тиллих, Пауль. Избранное. Потрясение оснований. — Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 352 страницы — (Книга света). — 500 экземпляров — ISBN 978-5-98712-512-0. Литература: Кроссер, П. «Теология кризиса» Пауля Тиллиха // Вопросы философии. — 1968. — № 10. — Страницы 78—83; Лезов, С.В. Теология культуры Пауля Тиллиха // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. — Москва, 1995. — Страницы 461—471; Зоткина, О.Я. «И этому испытанию никогда не приходит конец…» // Тиллих, П. Систематическая теология. — Москва—Санкт-Петербург: 2000. — Том 3. — Страницы 381—398; Райхельт, Ш. Пауль Тиллих // Николай Бердяев в Германии 1920—1950. Исследование по истории влияния // Coincidentia oppositorum. От Николая Кузанского к Николаю Бердяеву. Санкт-Петербург, 2010, 411—413 // 397—426; Пименов, С.С. Доктор Пауль Тиллих: О традиции, новизне и богословском усилии. Москва: Издательство ПСТГУ, 2013. — 424 страницы.

Eva_Francis_001 (494x700, 155Kb)
1886
Эва Франсис (французское имя - Ève Francis)
французская актриса театра и кино бельгийского происхождения; жена французского режиссёра и сценариста Луи Деллюка. Родилась в Сен-Жосс-тен-Ноде, Бельгия. Получив среднее образование в Бельгии, свою карьеру в качестве театральной актрисы начала в Париже в 1913 году. В 1914 году она была выбрана драматургом Полем Клоделем на главную роль в его первой парижской постановке его пьесы L’Otage. В эти годы Эва встретила Луи Деллюка, молодого прозаика и драматурга, растущая дружба которых привела к их браку в январе 1918 года. По его настоянию она обратила внимание на кинематограф и начала свою профессиональную карьеру киноактрисы, долго и плодотворно работая со многими выдающимися кинорежиссёрами Франции. После смерти мужа в 1924 году, Фрэнсис взяла на себя его наследие и курировала посмертные публикации части его трудов. Она стала реже появляться на экране, в 1930-е годы работала преимущественно с режиссёром Марселем Л’Эрбье. Опубликовала собственные книги Temps héroïques: théâtre, cinéma (1949) и Un autre Claudel (1973). Умерла в Нёйи-сюр-Сен (Франция) 6 декабря 1980 года. Была похоронена на кладбище городка Баньё (О-де-Сен). Роли в фильмах (на французском языке): 1914 — La Dame blonde, режиссёр Charles Maudru; 1917 — Un homme passa, режиссёр Henry Roussell; 1917 — Le Roi de la mer, режиссёр Jacques de Baroncelli; 1918 — Âmes de fou, режиссёр Жермен Дюлак; 1918 — Frivolité, режиссёр Maurice Landais; 1919 — Le Bonheur des autres, режиссёр Жермен Дюлак; 1919 — La Fête espagnole, режиссёр Жермен Дюлак; 1920 — Fumée noire, режиссёр Луи Деллюк; 1920 — Le Silence, режиссёр Луи Деллюк; 1921 — Fièvre, режиссёр Луи Деллюк; 1921 — Le Chemin d’Ernoa, режиссёр Луи Деллюк; 1921 — Эльдорадо / Eldorado, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1921 — Prométhée banquier, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1922 — La Femme de nulle part, режиссёр Луи Деллюк; 1924 — L’Inondation, режиссёр Луи Деллюк; 1924 — Âme d’artiste (Heart of an Actress), режиссёр Жермен Дюлак; 1926 — Antoinette Sabrier, режиссёр Жермен Дюлак; 1936 — Club de femmes (Women’s Club), режиссёр Jacques Deval; 1937 — Forfaiture, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1938 — La Brigade sauvage, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1939 — Yamilé sous les cèdres, режиссёр Charles d’Espinay; 1939 — La Mode rêvée, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1940 — La Comédie du bonheur, режиссёр Марсель Л’Эрбье; 1975 — La Chair de l’orchidée, режиссёр Патрис Шеро; 1975 — Adieu poulet, режиссёр Pierre Granier-Deferre.

arnold-watsonhutton (568x700, 226Kb)
1886
Арнольд Пенклиффе Уотсон Хаттон (Arnold Pencliffe Watson Hutton)
аргентинский футболист британского происхождения. Также выступал за сборную Аргентины в крикете, теннисе и водном поло. Родился в Буэнос-Айресе. Арнольд Уотсон, в Аргентине известный как Арнольдо Хаттон (испанское иимя - Arnoldo Hutton), был сыном Алехандро Хаттона, основателя и первого президента Аргентинской футбольной лиги. Его первым клубом стал «Алумни», где он дебютировал 13 апреля 1902 года. Затем Уотсон уехал в Европу, где получал образование в Шотландии и Германии. Вернувшись в Аргентину в 1906 году, Уотсон вместе с «Алумни» стал чемпионом Аргентины, в том же году он дебютировал в национальной сборной Аргентины. В «Алумни» Уотсон играл до расформирования команды в 1911, а затем перешёл в «Бельграно Атлетик», в котором завершил футбольную карьеру.
arnold-watson-hutton (500x700, 332Kb)
Умер в Буэнос-Айресе 29 июля 1951 года. Награды: Чемпион Аргентины: 1906, 1907, 1909, 1910, 1911; Обладатель Копа Онор: 1906; Обладатель Копа Коусиньер: 1906; Обладатель Копа Компетенсия Чевальер Боутель: 1906, 1909; Обладатель Кубка Жокей Клуб: 1908, 1909; Обладатель Кубка Столетия Майской революции: 1910; Лучший бомбардир чемпионата Аргентины: 1910 (13 голов).

vernadskyi (476x700, 167Kb)
1887
Георгий Владимирович Вернадский (Джордж Вернадский)
российский и американский историк — евразиец, сын В.И.Вернадского. Среднее образование Вернадский получил в 5-й московской гимназии. В 1905 году был принят студентом в Московский университет, но с началом революции 1905 года продолжил образование в Германии во Фрайбургском и Берлинском университетах. В 1906 году возвратился в Россию и в 1910 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Через год он переехал в Петербург, где стал (с 1913) приват-доцентом на кафедре русской истории Петербургского университета. Здесь он защитил магистерскую диссертацию на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II». Его научными учителями были: в Москве — В.О.Ключевский; в Петербурге — И.М.Гревс. В период Гражданской войны (1917—1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года — приват-доцент, с января 1918 года — ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл просеминарий «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, он жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал в Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С.Трубецким и П.Н.Савицким разрабатывал теорию евразийства, участвовал в семинаре «Seminarium Kondakovianum», названным в память об известном византинисте Н.П.Кондакове. В 1927 году М.И.Ростовцев и Ф.Гольдер предложили Вернадскому стать научным сотрудником Йельского университета, которому требовался специалист по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета; в 1956 году ушел на пенсию. Умер в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) 12 июня 1973 года. Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Вернадский активно интересовался историей Украины: в его активе - биография гетмана Богдана Хмельницкого, редактирование однотомной версии истории Украины Михаила Грушевского, работы «Киевский и казацкий периоды истории Украины», «Князь Трубецкой и украинский вопрос». В письме 1933 года к отцу Вернадский задекларировал желание в своем очерке истории Евразии уделить больше внимания, чем это делалось прежде, Западной Руси и Украине. Очерк русской историографии Вернадского включал в себя сведения об украинских историках Николае Костомарове, Владимире Антоновиче, Дмитрии Багалие; особенно же он интересовался личностью и воззрениями Михаила Драгоманова. Однотомный учебник Вернадского по истории России (1929) на Западе считается классическим. В своих трудах Г.В.Вернадский разделял точку зрения о большей древности казаков, чем русских. По мнению Вернадского, Киев был основан как хазарская пограничная крепость на границе с Аварским каганатом, оплот хазарской власти над славянскими племенами на Днепре. Славяне составляли значительную часть хазар, у многих хазар были славянские имена. Ещё больше славян было в войсках хазар. Имя хазар (козаре, козарлюги, казара, казарра) взяло себе и казачество — сообщество, объединившее в себе «свободных людей», граждан ордынского общества различного рода занятий, языка, веры и происхождения, в которое входили среди прочего предки современных русских, украинцев, татар, казахов и узбеков. Так в частности, в работе «Монголы и Русь» он пишет: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) значит „хозяин себя“ (maître de sa personne), то есть „свободный человек“. Узбек в качестве названия нации значило бы тогда „нация свободных людей“. Если так, то значение близко значению названия казах. Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает „свободный человек“, „свободный искатель приключений“ и, отсюда, „житель приграничной полосы“. В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов)». Основные работы: Русское масонство в царствование Екатерины II. — Петроград, 1917; Очерк истории права Русского Государства XVIII—XIX вв. — Прага: Пламя, 1924; Русская история. — Москва: Аграф, 1997. — 542 страницы. ISBN 5-7784-0023-3; Древняя Русь. — Тверь—Москва: Леан, Аграф, 1996. — ISBN 5-85929-014-4; Россия в средние века. Тверь—Москва: Леан, Аграф, 1997. — ISBN 5-85929-016-6; Русская историография. — Москва: Аграф, 1998. — ISBN 5-7784-0044-6; Московское царство. В 2 частях. Часть 1. Тверь—М.: Леан, Аграф, 1997. — ISBN 5-85929-016-0; Московское царство. В 2 частях. Часть 2. Тверь—М.: Леан, "Аграф, 1997. — ISBN 5-85929-017-9; Монголы и Русь = Mongols and Russia / Перевод с английского, Е.П.Беренштейн, Б.Л.Губман, О.В.Строганова. — Тверь: ЛЕАН, 1997. — 476 страниц — ISBN 5-85929-004-6; Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. — Издание 3-е, исправленное и расширенное — Санкт-Петербург: Издательство имени Н.И.Новикова, 2001. — 576 строаниц — (Русское масонство. Материалы и исследования). — 1 000 экземпляров — ISBN 5-87991-018-0. Источники: Биография на сайте «Некрополь российского научного зарубежья»; Научные труды Г.В.Вернадского; Труды Г.В.Вернадского в библиотеке «Гумер»; Вернадский Г.В. История России; Шилов А.В. Вернадский Георгий Владимирович // Профессора Пермского государственного университета (1916—2001) / Главный редактор: В.В.Маланин — Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 279 страниц. Страницы 24-25; Николаев Б. Жизнь и труды Г.В.Вернадского; Селянинова Г.Д. Г.В.Вернадский в Пермском университете (1917—1918); Дворниченко А.Ю., Сидорчук И. В. Вернадский Георгий Владимирович // Биографика СПбГУ; Георгий Вернадский: «Считаю себя украинцем и русским одновременно» // Ab Imperio. 2006. № 4. Страницы 347—369 (публикация подготовлена Эрнестом Гыйделом).

1887
Мерритт Хэйуорд Гиффин (Merritt Hayward Giffin)
американский легкоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1908 года. На Играх 1908 года в Лондоне Гиффин соревновался только в метании диска. С результатом 40,70 м он занял второе место. Умер в городе Джольет (штат Иллинойс, США) 11 июля 1911 года.

Eric Walter Blom (485x700, 171Kb)
1888
Эрик Вальтер Блом (Eric Walter Blom)
английский музыковед и лексикограф. Эрик Блом родился в Берне; его отец был наполовину немцем, наполовину англичанином, а мать — швейцаркой. Получил образование на немецком языке, позже переехал в Англию, где и опубликовал свои первые работы. В 1919—1926 годах совместно с Розой Ньюмарч писал программы пояснения к концертам лондонского «Нью Куинс-холл оркестра» и для Нориджского фестиваля. В 1923—1931 годах был лондонским корреспондентом газеты «Манчестер Гардиан», после чего в 1931—1946 годах работал музыкальным критиком газеты «Birmingham Post». С 1949 года был музыкальным редактором газеты «Observer». В 1937—1950 и 1954—1959 годах был редактором журнала «Music and Letters». С 1946 по 1954 год — редактор переработанного 5-го издания «Словаря музыки и музыкантов» (Dictionary of music and musicians, 1-9 тома) Дж.Гроува. В Лондоне занимался анализом формы классических произведений, в том числе опер В.А.Моцарта), переводил тексты вокальных произведений, для серии «Мастера музыканты» («Master Musicians») написал отдельный том, посвящённый Моцарту. Умер в Лондоне 11 апреля 1959 года. Командор ордена Британской империи. Сочинения: «Stepchildren of music» (Лондон, 1925; Нью-Йорк, 1967); «A general index to modern msical literature in the English language» (Лондон, 1927; Нью-Йорк, 1970); «Tschaikowsky’s orchestrial works» (Лондон, 1927); «The limitations of music» (Лондон, 1928); «Mozart» (Лондон, 1935; Нью-Йорк, 1963); "Beethoven’s pianoforte sonatas discussed (1938, 1968); «A musical postbag» (Лондон, 1941); «Music in England» (Нью-Йорк, 1942); «Some great composers» (Лондон, 1944, 1961); «Everyman’s dictionary of music» (Лондон, 1946; Нью-Йорк, 1962); «Major and Minor» (Лондон, 1958). Литература: Frank Howes Blom, Eric (Walter) // Grove's Dictionary of Music and Musicians, 5th edition. — 1961. — Т. Supplementary Volume.

1888
Павел Фёдорович Волошин-Петриченко
капитан артиллерии, хормейстер и педагог; религиозный деятель русского зарубежья. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Родился в Чернигове. Окончил Полтавский кадетский корпус (1906) и Михайловское артиллерийское училище. Находился на военной службе, 6 августа 1910 года был произведен в 11-ю артиллерийскую бригаду. 6 января 1912 года переведен в 5-ю артиллерийскую бригаду. Дослужился до чина капитан артиллерии. После Октябрьской революции находился в Вооруженных силах Юга России. На 10 января 1920 года жил в общежитии № 1 в Буюк-Дере (Константинополь), затем до конца жизни находился в эмиграции во Франции. Окончил Русскую консерваторию в Париже. Руководил хором и оркестром «Витязь», хором гимназистов и юношеским хором. Преподавал игру на струнных инструментах в Русской консерватории. Выступал в качестве руководителя оркестра в Новом театре оперетты (1946—1947) и Русской оперетте (1952—1956). Был регентом церковного хора церкви Знамения Божией Матери в Париже. Секретарь Русской гимназии в Булони (Париж), регент церковного хора русского католического прихода византийского обряда Святой Троицы в Париже. Писал стихи, сценарии. Печатался в «Вестнике Общекадетского объединения». Автор повести «Три времени года в четырех стенах» («Военная быль», 1958—1959). Умер в городе Сен-Рафаэль (департамент Вар, Франция) 3 января 1969 года.

Dogadov AI 1920-21 (458x700, 155Kb)
1888
Александр Иванович Догадов
советский государственный, партийный и профсоюзный деятель. Член партии с 1905 года, кандидат в члены ЦКК (1921—1922), член ЦК (1924—1930, кандидат в члены в 1930—1934), член Оргбюро ЦК (2 июня 1924 — 13 июля 1930, кандидат 13 июля 1930 — 2 октября 1932). Член КСК с 1934 года. Член ЦИК СССР, член его Президиума (1929—1931, кандидат в члены в 1924—1929). Родился в селе Каип Казанской губернии (ныне деревня Каипы, Лаишевский район). Окончил городское училище Царёвосанчурска. Лидер организованного в 1906 году Казанского профсоюза металлистов, член секретариата Казанского Центрального нелегального Бюро профсоюзов. Участник революции 1905—1907 годов. В 1907 году арестован и сослан в Усть-Сысольск, входил в Усть-Сысольскую группу РСДРП. По возвращении из ссылки с 1909 года вёл партийную работу в Баку, работал с С. Шаумяном, Енукидзе и другими большевиками. Бакинской партийной организацией в конце 1910 года был отправлен в партийную школу в Лонжюмо под Парижем, учёба в школе продолжалась 4 месяца до 17 августа 1911 года. С осени 1911 года на партийной работе в Казани, от казанской организации был избран делегатом 6-й (Пражской) конференции РСДРП. По возвращении в Россию был арестован 10 марта 1912 года в Петербурге и сослан в Яранск Вятской губернии. В 1914 году мобилизован в царскую армию, воевал до 1918 года на Юго-Западном и Румынском фронтах. Участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918—1921 годах в Казани: председатель Совета профсоюзов Казанского промышленного района (губпрофсовета), в 1920—1921 годах нарком труда Татарской АССР (в первом СНК ТАССР) и председатель Татарского Совета профессиональных союзов. Был в числе выступавших против образования Татарской автономии. В 1921—1929 годах член Президиума и секретарь ВЦСПС, заместитель представителя, а затем представитель ВЦСПС в СТО СССР, в 1929—1930 годах 1-й секретарь ВЦСПС (ранее и позднее эта должность — председатель ВЦСПС). Был членом Центрального совета Профинтерна. В 1930—1931 годах заместитель председателя ВСНХ СССР. В 1931—1934 годах нарком РКИ ЗСФСР и председатель Закавказской краевой контрольной комиссии ВКП(б). В 1934—1937 годах уполномоченный Комиссии советского контроля при СНК СССР (КСК) по Свердловской области. В мае 1937 г. решением Политбюро ЦК исключен из партии. Репрессирован: 26 октября 1937 г. военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян. Реабилитирован военной коллегией Верховного суда СССР 14 июля 1956 г., восстановлен в партии Президиумом ЦК 31 декабря 1957 г. Место захоронения праха — на Донском кладбище. Литература: В.И.Носач, Н.Д.Зверева. Расстрельные 30-е годы и профсоюзы. Литвин А., А.И.Догадов, в книге: Борцы за счастье народное, Казань, 1967, страницы 188-192; Коробейников И.И., Таняев А.П., Александр Догадов, Казань, 1971.

Александр Камбалин (528x700, 211Kb)
1888
Александр Иннокентьевич Камбалин
русский военачальник, полковник. Георгиевский кавалер. Участник Первой мировой и Гражданской войны, видный деятель Белого движения в Сибири, участник Великого Сибирского Ледяного похода. Родился в Усть-Каменогорске, в семье канцелярского служащего. Окончил Усть-Каменогорское городское трёхклассное училище. С 1906 по 1909 год обучался в Иркутском пехотном юнкерском училище. В 1913 году поступил на китайское отделение Института восточных языков во Владивостоке. В 1914 году был отправлен в командировку в Пекин для изучения языка. В июле 1914 года командировка была прервана мобилизацией. 11 сентября 1914 года выбыл на Западный фронт. В 1916 году был ранен в руку, контужен и отравлен газами. 5 января 1918 года был демобилизован из армии. С 1 апреля 1918 года состоял в рядах барнаульской подпольной антибольшевистской организации. 11 июня 1918 года участвовал в восстании в Барнауле, попал в плен, бежал. Затем — начальник штаба Барнаульского гарнизона, начальник Бийского гарнизона. В июле 1918 года направлен на Иркутский фронт. Принимал участие в Муринском сражении и Посольском десанте. С начала декабря 1918 года направлен на Пермский фронт. В январе 1919 года произведён в полковники и назначен командиром 3-го Барнаульского Сибирского стрелкового полка.
Алекса́ндр Инноке́нтьевич Камбали́н1 (444x700, 171Kb)
Александр Камбалин с братом Анатолием (фото из архива Русского центра Сан-Франциско).
В 1920 году принимал участие в Великом Сибирском Ледяном походе, по окончании которого его должны были представить к чину генерала, однако повышения не получил. По прибытию в Читу сдал три ящика казённого золота министру финансов Омского правительства Окорокову А. М.[1] По состоянию здоровья оставил строевую службу, состоял представителем белого командования при китайской военной миссии в Чите, затем эмигрировал с семьёй в Харбин. В августе 1923 года эмигрировал в США, 19 августа 1923 года на пароходе «Президент Джексон» из японского города Иокогама Камбалин отплыл в США. 1 сентября 1923 года пароход прибыл в Сиэтл. В Портленде начал работать на железной дороге, в Сан-Франциско последние 15 лет до выхода на пенсию бывший полковник служил в охранных структурах местной полиции. Последнее место работы Special Guard. Скончался в Сан-Франциско 24 во «French Hospital» мая 1972 года. Похоронен на Сербском кладбище Сан-Франциско. Жена — Камбалина Евдокия Андреевна (1889—1982). Дочь — Нина Александровна (1911—1996). Дочь — Людмила Александровна (1917—1996). Награды: Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (21 апреля 1915); Орден Святого Станислава 3-й степени (1 мая 1916); Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (15 сентября 1916); Георгиевское оружие (12 ноября 1916); Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (28 сентября 1919); Орден Святого Георгия 4-й степени (9 декабря 1919); Знак отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход» 1-й степени (1920). Воспоминания: Камбалин А. И. 3-й Барнаульский Сибирский стрелковый полк в Сибирском Ледяном походе. в «Журнальном зале». Литература: Забытый полк: страницы истории 3-го Барнаульского полка Белой армии: воспоминания, документы и другие материалы / Составители Краснощёков А.А., Суманосов В.А. — Барнаул: Издат. дом Барнаул, 2009. — 318 страниц; Краснощёков А.А. Возвращение в милый Барнаул… в «Журнальном зале»

Ton_Duc_Thang (467x700, 195Kb)
1888
Тон Дык Тханг (вьетнамское имя - Tôn Đức Thắng)
второй и последний президент Северного Вьетнама и первый президент СРВ. Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1955). Родился в общине Михоахынг (вьетн. Mỹ Hòa Hưng) провинции Лонгсюен (ныне провинция Анзянг). В детстве получил традиционное образование (включавшее ханвьет, китайскую философию и историю) у частного преподавателя в городе Лонгсюен, затем поступил в начальную школу современного типа в этом же городе, где выучил французский язык. В возрасте 18 лет переехал в Сайгон, где сначала учился в Дальневосточном институте промышленности (1906—1909), а затем работал на заводе Башон, где, в частности, в 1912 году организовал забастовку.Во время Первой мировой войны служил во французском флоте. По утверждениям множества источников — впрочем, оспариваемых рядом исследователей — в 1919 году участвовал в восстании французских моряков в Чёрном море на броненосном крейсере «Вальдек-Руссо»[3] в поддержку Советской России. Однако данный факт поставлен под сомнение некоторыми современными исследователями биографии Тон Дык Тханга. После демобилизации работал в Париже на заводе Рено. В 1920 году вернулся на родину и поступил на работу в доки Башона, где, согласно официальной версии, занялся организацией подпольного профсоюзного движения, которая вылилась в первую политическую забастовку рабочих во Вьетнаме (август 1925 года), в которой участвовало около 1000 человек. Однако политические цели этой забастовки также не бесспорны. В 1927 году вступил в Товарищество революционной молодежи Вьетнама, где вошел в центральный комитет Юга Вьетнама. В 1929 году был арестован в связи с так называемым «делом об убийстве на улице Барбье» (французское название - Barbier) (ныне улица Ли Чан Куана (вьетнамское имя - Lí Trần Quán)) в Сайгоне. Как член регионального центрального комитета Тон Дык Тханг назначил трибунал в составе трех человек (28, 24 и 23 лет), который вынес смертный приговор одному из членов Товарищества за «серьёзную ошибку» — его отношение к активистке организации: он не «пренебрегал своими личными чувствами до той степени, чтобы всецело посвятить себя революции». Что скрывается за этой формулировкой, понять невозможно. Решение трибунала было приведено в исполнение в ночь с 9 на 10 декабря 1928 года. Приговор суда по этому делу был объявлен 15 июля 1930 года: Тон Дык Тханг получил 20 лет каторжных работ на острове Пуло Кондор. В том же году вступил в Коммунистическую партию Индокитая, с 1947 — член Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама.
Tôn_Đức_Thắng (600x700, 257Kb)
После августовской революции был освобождён и стал одним из руководителей вооружённой борьбы против французских властей в Южном Вьетнаме. В марте 1951 — сентябре 1955 года был председателем Постоянного комитета Национального фронта Льен-Вьет, с 1955 — председатель Президиума ЦК Отечественного фронта Вьетнама. В 1950—1969 годах — председатель Общества вьетнамо-советской дружбы. В 1949—1955 годах — вице-председатель Постоянного комитета Национального собрания ДРВ. В 1955—1960 годах — председатель Постоянного комитета Национального собрания ДРВ. В 1960—1969 годах — вице-президент ДРВ, после смерти Хо Ши Мина — президент. При нём многочисленные вооружённые стычки на границе с Кампучией переросли в войну, в ходе которой вьетнамские войска вошли на камбоджийскую территорию, контролируемую «красными кхмерами» и захватили Пномпень. Умер в Ханое от сердечной недостаточности 30 марта 1980 года. Был одним из старейших глав государства в мире. Награды: Орден Золотой Звезды; Орден Ленина — 1967; Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» — 1955.

welfare1 (556x700, 242Kb)
1888
Генри Уэлфер (Henry Welfare; более известный как Гарри Уэлфер, Harry Welfare)
английский футболист, игравший в начале XX века. Гарри Уэлфер родился в Ливерпуле. Он начал свою карьеру в клубе «Нортерн Номадс», который был кочевой «командой», не имевшей даже города базирования. Следующей командой Уэлфера стал «Ливерпуль», за который Уэлфер выступал с 1912 по 1913 годы. Последней командой Уэлфера в Англии стал клуб «Транмир Роверс». В 1913 году Уэлфер приезжает в Бразилию, 9 августа он направляется в Рио-де-Жанейро для работы в бразильско-английской гимназии учителем. В следующем году Уэлфер стал играть во «Флуминенсе», цвета которого, с перерывом на 3 года, когда Гарри играл за «Фламенго», он защищал до 1924 года, завершив выступления матчем с «Ботафого», где Уэлфер забил единственный победный мяч. Во время игры в Бразилии Уэлфера прозвали «Английский танк» из-за манеры его игры, буквально «продавливающей» противника, и высокого роста, благодаря которому футболист возвышался над другими игроками на поле. За время игры во «Флуминенсе» Уэлфер забил 167 голов в 152 матчах, выиграв подряд три чемпионата Рио-де-Жанейро (1917—1919), в которых футболист забил 48 мячей. За игру в команде Уэлфер получил в 1920 году почетную награду «Sócio Benemérito», которая позволила англичанину войти в совет правления «Флу». Гарри Уэлфер скончался в Ангра-дус-Рейс 1 сентября 1966 года. Достижения: Чемпион Лиги Кариока (3): 1917, 1918, 1919; Лучший бомбардир Лиги Кариока: 1915; Лучший бомбардир «Флуминенсе» в Лиге Кариока: 128 голов; Рекордсмен «Флуминенсе» по количеству голов в одном матче: 6 голов.

Kiichiro_Higuchi (438x700, 298Kb)
1888
Киитиро Хигути (японское имя - 樋口 季一郎)
генерал-лейтенант японской императорской армии во Второй мировой войне. Хигути родился в Минамиавадзи в префектуре Хёго на острове Авадзи и был старшим ребёнком в семье. В 21 год окончил Военную академию Императорской армии, а уже к 30-ти годам — высшую военную академию Императорской армии Японии. Будучи младшим офицером был направлен в качестве военного атташе в Польшу. Хигути владел русским языком из за чего вскоре был переведен в Маньчжурию, где был доверенным лицом генерала Кандзи Исивара и военного министра Корэтика Анами. Командовал специальным подразделением Харбине в 1938 году, где позволял еврейским беженцам скрываться от гнёта нацистской Германии. В 1942 году он был произведен в генерал-лейтенанты и переведен в Саппоро командовать 5-м фронтом армии Японии. Участвовал во вторжении на Алеутские острова. Впоследствии организовал оборону северной части Японии от вторжения союзных войск. Умер 11 октября 1970 года. Литература: Гланц Д. Советские стратегические наступательные войска в Манжурии 1945: августовской Шторм, Рутледж, 2003; Токайер Р.М. План Фугу: Неизвестная история японцев и евреев во время Второй мировой войны— Гефен : Издательский Дом, 2004; Хигути К. Мемуары генерал-лейтенанта Киитиро Хигути, 1971; Ямамуро С. Маньчжурия под японской оккупацией, Университет Пенсильвании : Пресса, 2005.

Muhammad_Husayn_Haykal (499x700, 256Kb)
1888
Мухаммед Хусейн Хайкаль (Мухаммед Хусейн Хейкал; арабское имя - محمد حسين هيكل‎‎)
арабский прозаик (Египет). Родился в городе Кафр-Ганнам. Адвокат по образованию (Сорбонна, 1912). В 1937—1944 министр просвещения. Один из основателей либерально-конституционалистской партии, которую возглавлял в 1943—1952, председатель египетского сената (1945—1950). Автор первого написанного в реалистической манере арабского романа "Зайнаб, или Картины сельской жизни и нравов Египта" (1914; русский перевод, 1973), лирического, местами сентиментального произведения, построенного по европейским образцам. Во 2-й половине 1910-х и 1920-е гг. разрабатывал концепцию египетской исключительности; позднее перешел на позиции традиционного ислама, что совпало с упадком интереса Хайкаля к науке и западной цивилизации. Автор биографических произведений о героях раннего ислама, в том числе широко известной в мусульманском мире "Жизни Мухаммеда" (1929). В романе "Так она создана" (1955) "духовность Востока" противопоставляет "меркантилизму Европы". Дневники Хайкаля "Воспоминания о египетской политике" (тома 1—2, 1951—1953) — ценный источник по истории Египта ХХ в. Умер в Каире 8 декабря 1956 года. Литература: Коцарев Н.К., Писатели Египта (XX век), Москва, 1976 (литература); Johanson В., М.Н.Haikal. Europa und der Orient im Weitbild eines ägyptischen Liberalen, Beirut — Wiesbaden, 1967; Wessels A.A., A modern Arabic biography of Muhammad, Leiden, 1972; Semah D., Four Egyptian literary critics, Leiden, 1974, pt. 2.

Давид Несторович Какабадзе (472x700, 67Kb)
1889
Давид Несторович Какабадзе (грузинское имя - დავით კაკაბაძე)
грузинский художник, теоретик и историк искусства, изобретатель. Родился в селе Кухи близ Кутаиси, в крестьянской семье. В 1909 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета; в 1910–1915 занимался в художественной мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Попутно уже в ранние свои годы выступил как знаток национальной художественной старины, подготовив в 1914 первый научный очерк о средневековом чеканщике Беке Опизари. Для «имеретинского периода» Какабадзе (1911–1919) характерны эпические мотивы кавказской природы, решенные в символически-обобщенном духе стиля модерн (Имеретия – мать моя, 1918, Музей искусств Грузии, Тбилиси). В 1919–1927 жил в Париже. Занимался историей и культурой Византии под руководством Ж.Милле. Сочетал модерн (в пейзажах Парижа и Бретани) с авангардными экспериментами, ставшими самобытным вариантом постфутуристического перехода к абстрактно-кинетическому искусству. В полемике с кубистами утверждал, что лишь криволинейная, динамическая линия способна воплотить современный «дух машинизма».
Kakabadze._Self-portrait_in_the_mirror._1913 (518x700, 337Kb)
Автопортрет. 1913 год.
Вводил в свои коллажи зеркала, линзы, блестящий металл, стремясь к эффекту внутреннего света, излучаемого самим произведением; в 1923 стал одним из изобретателей стереокино, сконструировав и запатентовав киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Изложил свои теории в книгах О конструктивной картине; Париж. 1920–1923 годы; Искусство и пространство, изданных в 1922–1925 в Париже на французском (первая) и грузинском языках. Вернувшись в 1927 на родину, сочетал национально-романтическую тематику своего «имеретинского периода» с канонами соцреализма. Плодотворно работал как педагог в тбилисской Академии художеств (1928–1948), а также как художник театра и кино. В 1934 снял документальный фильм «Художественные памятники Грузии». Умер Какабадзе в Тбилиси 10 мая 1952 года. Давид Несторович Какабадзе оставил богатое художественное наследие. Известны его работы: «Автопортрет с гранатами» (1913); «Имеретинский натюрморт» (1918); «Рионгэс» (холст, масло, 1934) 72x100; «Сванетия» (карандаш, гуашь, 1939). Кроме того он работал и над оформлением спектаклей в театре: В Тбилисском театре имени К..А.Марджанишвили: 1934 «Гурия Ниношвили» Дадиани (режиссёр Антадзе);1934 «Гибель эскадры» А.Е.Корнейчука (режиссёр Накашидзе); 1936 «Далёкое» Афиногенова (режиссёр Антадзе); 1937 «Ицка Рижинашвили» Баазова (режиссёр Антадзе); 1937 «Каменный гость» Пушкина (режиссёр Челидзе); 1937 «Моцарт и Сальери» Пушкина (режиссёр Кушиташвили); 1937 «Мачеха Саманишвили» по Клдиашвили (режиссёр Гамбашидзе); 1945 «Непобедимые» Готуа (режиссёр Таблиашвили). В Тбилисском театре имени Шота Руставели: 1946 «За тех, кто в море!» Лавренева (реж. Алексидзе); 1947 «Начальник станции» Мосашвили (режиссёр Васадзе). Литература: Кетеван Кинцурашвили, "Давид Какабадзе, Классик XX Века," Санкт-Петербург, 2002; Боулт Джон. Давид Какабадзе и неразрешенная септима // 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2015. — ISBN 978-5-94380-181-5; Алибегашвили Г., Д.Какабадзе, Тбилиси, 1958.

vadova (606x700, 164Kb)
1890
Софья Петровна Вадова (урождённая - Березовская)
русская советская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1937). Родилась в Омске, в семье Бржезовских: Петра Карловича и Марфы Антоновны. Петр Карлович Бржезовский служил делопроизводителем военно-окружного совета Омского военного округа, имел чин подполковника. Софья Бржезовская начила принимать участие в спекиаклях при женской гимназии где она училась. Театрального образования не имела. В 1905 году в Омске открылся Драматический театр, и по окончанию гимназии была принята антрепренёром Е.М.Долиным в труппу театра. В 1908-1934 гг. работала в театрах Омска, Нижнего Новгорода, Богородска, Вильнюса, Москвы (театр сада «Эрмитаж»), Поволжья (плавучая агитбригада на пароходе «Красная звезда 1921-1922»), Саранска, Казани, Краснодара, Челябинска, Ижима, Астрахани. С 1934 г. в Челябинском театре драмы имени Цвиллинга. После нескоьких лет работы в разных городах приехала в Москву. Здесь её ждала работа на сцене театра, уроки К.С.Станиславского, дружба с А.А.Яблочкиной, В.Н.Пашенной, О.Л.Книппер-Чеховой, семьей Качаловых. С 1934 Челябинский театр драмы стал её постоянным местом работы. В 1935-1937 и в 1943-1946 гг. преподавала в Студии при Челябинском театре драмы. К 25-летию сценической деятельности актрисе первой среди Челябинских актеров было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Умерла в Челябинске 15 января 1947 года. В память об актрисе 29 ноября 1993 на доме, в котором она жила, по улице Кирова, 110, была установлена мемориальная доска. Среди ролей: Любовь Яровая («Любовь Яровая» К.А.Тренева), Глафира («Волки и овцы» А.Н.Островского), королева Анна («Стакан воды» Э.Скриба), Раневская, Аркадина («Вишневый сад», «Чайка» А.П.Чехова), Васса («Васса Железнова» М.Горького), Анна Каренина («Анна Каренина» по Л.Н.Толстому), Забелина («Кремлевские куранты» Н.Ф.Погодина) и др. Актриса широкого диапазона, яркого драматического дарования; ее отличали интеллигентность, грамотная и красивая русская речь, глубокое проникновение в женскую душу, тонкая интуиция.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку