-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


19 августа родились...

Воскресенье, 19 Августа 2018 г. 07:41 + в цитатник
Daisan (451x700, 327Kb)
1583
Айсиньгиоро Дайсань (манчжурское имя - 愛新覺羅 代善)
крупный маньчжурский военный и государственный деятель, князь Ли (1636—1648), второй сын Нурхаци. В 1607 году Дайсань участвовал в военном походе своего отца Нурхаци против чжурчженьского племени Ула, отличился на поле боя, помогая своему дяде Шурхаци и старшему брату Гуену. В 1613 году Дайсань вторично отличился во время второй кампании Нурхаци против племени Ула. В 1616 году после принятия своим отцом Нурхаци титула хана и основания династии Поздняя Цзинь Дайсань первым получил титул «бэйлэ». Был сформирован совет «четырех бэйлэ», в который входили Дайсань, Амин, Мангултай и Абахай, помогавшие Нурхаци в управлении растущей маньчжурской державы. С 1618 года бэйлэ Дайсань принял активное участие в начавшейся военной кампании своего отца Нурхаци против Минской империи. В 1619 году сыграл выжную роль в захвате Фушуни. В 1619 году участвовал в разгроме китайских войск в битве при Сарху. В 1621 году бэйлэ Дайсань принял участие в оккупации Ляодуна и завоевании Шэньяна (Мукдена). В сентябре 1626 года скончался Нурхаци, оставивший после пятьнадцать сыновей и не назначивший после себя преемника. На ханский престол стали претендовать его сыновья, бэйлэ Дайсань и Абахай. Дайсань отказался от престола в пользу своего младшего брата Абахая и употребил все своё влияние, чтобы все маньчжурские бэйлэ и военачальники признали его новым императором. После вступления на престол Абахая бэйлэ Дайсань вместе с Мангултаем и Амином продолжали входить в княжеский совет при новом хане. Однако с 1629 года Абахай стал консолидировать всю центральную власть в своих руках. В 1629—1634 годах бэйлэ Дайсань участвовал в многочисленных военных кампаниях Абахая против Минской империи. В 1636 году Абахай, принявший титул императором династии Цин, пожалован своему старшему брату Дайсаню титул князя Ли. В сентябре 1643 году скончался 50-летний цинский император Абахай (Хуантайцзи), оставивший после себя воемь сыновей. Вначале Дайсань предложил объявить императором Хаогэ, старшего сына Абахая, но тот отказался от предложения занять отцовский престол. Бэйлэ Додо и Аджигэ, младшие сводные братья Дайсаня, предложили императорский престол своему брату Доргоню, но последний отказался. В результате новым императором Цинской империи был провозглашен малолетний принц Фулинь, девятый сын Абахая. Регентами при малолетнем императоре стали князья Доргонь (младший брат Дайсаня) и Цзиргалан (племянник Нурхаци). Вскоре некоторые маньчжурские бэйлэ организовали заговор против нового императора Фулиня, чтобы посадить на трон Доргоня. Во главе заговора стояли бэйлэ Сото и Адали, второй сын и внук Дайсаня. Дайсань и Доргонь разоблачили заговорщиков, которые были казнены. В 1644 году Дайсань сопровождал своего брата регента Доргоня во время оккупации маньчжурской армией Пекина. От шести жен имел восемь сыновей. Умер в Пекине 25 ноября 1648 года.

Gerard_van_Honthorst_007 (484x700, 332Kb)
1596
Елизавета Стюарт (Elizabeth Stuart)
англо-шотландская принцесса из рода Стюартов, бабушка Георга Ганноверского, который в 1714 году сменил Стюартов на британском престоле. Елизавета была старшей дочерью короля Шотландии (с 1603 года Англии) Якова VI (I) и его жены Анны Датской. Младший брат принцессы, Карл I, в 1625 году унаследовал английский и шотландский престолы. В 1605 году участники Порохового заговора планировали убить короля Якова I и возвести на английский престол его девятилетнюю дочь Елизавету, чтобы обеспечить реставрацию католицизма в Англии. Заговор был раскрыт, а его организаторы казнены. В 1613 году Елизавета Стюарт вышла замуж за курфюрста Пфальца Фридриха V, лидера Евангелической унии немецких протестантских князей. Во время свадебных торжеств Уильям Шекспир представил молодожёнам свою новую пьесу «Буря». Этот брак заложил основу прочного союза между Англией и протестантскими государствами Германии, игравшего важную роль в международных отношениях в Европе в XVII—XVIII веках. В 1619 году Фридрих Пфальцский был избран мятежными чешскими сословиями королём Чехии, что послужило поводом к началу Тридцатилетней войны. Елизавета Стюарт была коронована как Королева Богемии 7 ноября 1619 года, спустя три дня после коронования своего мужа как Короля Богемии. Правление Фридриха в Чехии было недолгим, уже в 1620 году войска императора разбили чешскую армию в битве у Белой горы и изгнали Фридриха. Недолгий период правления в Чехии принес Елизавете Стюарт прозвище «Зимняя королева». После ряда поражений от имперских войск и оккупации Пфальца Фридрих V и Елизавета перебрались в Гаагу, где бывший чешский король скончался в 1632 году. Елизавета Стюарт осталась в Голландии, даже после того, как в 1648 году её сын Карл I Людвиг был восстановлен на престоле курфюршества Пфальцского. После Реставрации Стюартов на английском престоле в 1660 году Елизавета вернулась в Лондон, где скончалась 13 февраля 1662 года. Муж (1613) Фридрих V, курфюрст Пфальца. Дети: Фридрих Генрих (1614—1629); Карл I Людвиг (1617—1680), курфюрст Пфальца (с 1648 г.); Елизавета (1618—1680); Руперт, герцог Камберленд (1619—1682); Мориц (1620—1654); Луиза Голландина (1622—1709); Людвиг (1624—1625);Эдуард Пфальцский (1625—1663); Генриетта Мария (1626—1651); Иоганн Филипп Фридрих (1627—1650); Шарлотта (1628—1631); София (1630—1714), замужем (1658) за Эрнстом Августом, курфюрстом Ганновера; Густав Адольф (1632—1651). Литература: The Correspondence of Elizabeth Stuart, Queen of Bohemia (1632—-1642) / Nadine Akkerman. — Oxford University Press, 2011. — Vol. 2.

Gerbrand_van_den_Eeckhout_selfportrait_1647 (524x700, 243Kb)
1621
Гербранд ван ден Экхоут (или Гербрандт Янс ван ден Экхаут; нидерландское имя - Gerbrand Janszoon van den Eeckhout)
нидерландский живописец и гравер, один из лучших учеников Рембрандта, очень близко подходивший к нему в своих композициях и в колорите, но уступавший ему в отношении тонкости художественного чувства. Родился в Амстердаме. Писал портреты, бытовые сцены и, главным образом, исторические картины, из которых важнейшие — «Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу» (в Лувре), «Отрок-Христос, беседующий с мудрецами в храме» (в мюнхенской Пинакотеке), «Семейство Дария пред Александром Македонским» и «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (в Эрмитаже) и др. Многие из написанных им портретов он собственноручно гравировал «крепкой водкой». Умер 22 октября 1674 года. Литература: Плюшар А., Энциклопедический лексикон, том 8. — Типография А.Плюшара; Санкт-Петербург, 1837 — страница 227 (Ванденеккутъ, Гербрантъ); Сомов А.И.,. Экгоут, Гербранд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

John Dryden  (584x700, 87Kb)
1631
Джон Драйден (John Dryden)
английский поэт, драматург, критик, баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стих и более других способствовавший утверждению в английской литературе эстетики классицизма. Его влияние на современников было настолько всеобъемлюще, что период с 1660 по 1700 гг. в истории английской литературы принято именовать «веком Драйдена». Драйден родился в городке Аундл (графство Нортгемптоншир), учился в Вестминстерской школе и в Тринити-колледже. Всю жизнь занимался литературным творчеством. Писал стихи, драмы, прозу. Много переводил с французского и латыни (в том числе «Энеиду»). В эстетическом отношении придерживался образцов французского классицизма (Буало, Мольер, Лафонтен). В молодости Драйден был республиканцем-пуританином, а потом — с реставрацией Стюартов — перешёл в противоположный лагерь. Помимо блестящих комедий («Marriage A-la-Mode») и трагедий («All for Love» — переделка шекспировского «Антония и Клеопатры», "Завоевание Гранады", "Эдип" (в соавторстве с Натаниэлом Ли)), наибольшую славу среди современников Драйдену принесла аллегорическая сатира на тему дня, направленная против политических противников Стюартов. Драйден работал над созданием английской оперы (он, между прочим, переделал в оперу «Потерянный рай» Мильтона, под названием «Невинное состояние»). Крупнейшее прозаическое произведение Драйдена — «О драматической поэзии» (1668) — вещь глубоко продуманная и серьёзная. Относясь с большим уважением к Шекспиру, Бену Джонсону и другим своим крупным предшественникам, Драйден говорит здесь и о «дефектах» в их произведениях с точки зрения «аристотелевского» учения о трёх единствах. Умер в Лондоне 12 мая 1700 года. Библиография: Гербель Н.В. Английские поэты в биографиях и образцах, Санкт-Петерьург, 1875 (в нём же перевод В.Жуковского «Пиршество Александра или сила гармонии»); Works. Notes and life by W. Scott, rev. and corr. by G. Saintsbury, 18 vv., 1882—1893; Verrall A. W., Lectures on Dryden, Cambridge, 1914; Van Doren M., The poetry of John Dryden, 1920; Pendlebury В. J., Dryden’s heroic plays, L., 1923; Nicoll A., Dryden and his poetry, L., 1923; Elliot Т. S., Homage to John Dryden, 1924; Dobell P. J., Bibliog. memoranda, 1922.

 (511x699, 213Kb)
1643
Василий Васильевич Голицын
князь, российский государственный и военный деятель. Родился в Москве. Отец, В.А.Голицын, принадлежал к древнему княжескому роду, ведшему начало от Наримунта-Глеба (1277–1348), второго сына великого литовского князя Гедимина (1316–1341), и являвшемуся младшей ветвью Патрикеевых-Булгаковых. Мать, Т.И.Голицына, происходила из старомосковской боярской семьи Ромодановских. Получил хорошее домашнее образование. В 1658 поступил на царскую службу; был стольником при дворе Алексея Михайловича. С воцарением Федора Алексеевича началось его быстрое возвышение. 17 мая 1676 получил чин боярина. Послан в Малороссию с поручением прикрывать Киев и Правобережную Украину от набегов турок и крымских татар. Принимал участие в Чигиринских походах 1677–1678. В конце 1670-х гг. сблизился с сестрой царя Софьей и партией Милославских (родственников первой жены Алексея Михайловича Марии). В 1680 стал главнокомандующим русско-украинскими войсками в Малороссии; рядом умелых дипломатических шагов сумел добиться прекращения военных действий и начала мирных переговоров, которые завершились заключением 23 января 1681 двадцатилетнего Бахчисарайского мира, по которому Турция признала присоединение к России Левобережной Украины и Киева. 11 августа вернулся в Москву; был награжден крупными земельными владениями. 24 ноября 1681 возглавил сословно-выборную комиссию по преобразованию «московского военного строя», которая предложила отменить местничество и организовать армию по западному (немецкому) образцу; 22 января 1682 решением Боярской Думы местничество было упраздненно. После Стрелецкого восстания 25–27 мая 1682 и перехода власти к царевне Софье, ставшей регентшей при малолетних царях Иване V и Петре I, назначен руководителем Посольского, Малороссийского и Смоленского приказов, Новгородской (Нижегородской), Владимирской, Галицкой и Устюжской четвертей. В сентябре 1682, в период борьбы Софьи с И.А.Хованским, опиравшимся на стрелецкое войско, возглавил в чине дворового воеводы дворянское ополчение и организовал оборону Троице-Сергиевой лавры, где укрылись оба царя и регентша. После казни И.А.Хованского и капитуляции стрельцов приобрел огромное влияние при дворе. В течение семи лет регентства Софьи, будучи ее фаворитом, являлся фактическим правителем России. В конце 1682 – начале 1683 получил в свое ведение Иноземский, Рейтарский и Пушкарский приказы; одновременно занимал пост новгородского наместника. 29 октября 1683 назначен «Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателем» (канцлером). Как государственный деятель проявил себя прежде всего в сфере внешней политики. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, стремился сохранить мир с Польшей и Швецией. Искусно используя угрозу вступления России в антишведскую коалицию Дании и Франции, добился весной 1684 от Стокгольма продления Кардисского мира 1661. В феврале-апреле 1686 отстоял интересы России в сложнейших переговорах с Польшей, завершившихся подписанием 16 мая Вечного мира, который закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев и признал свободу православного вероисповедания в Польше. В том же году вовлек Россию в войну Священной Лиги (Венеция, Австрия, Польша) с Турцией и Крымским ханством. В 1687 и 1689 совершил два неудачных похода в Крым, которые, тем не менее, помешали султану использовать крымско-татарскую орду против европейских союзников России. Однако эти неудачи привели к падению его авторитета в правящих кругах. С началом открытого противостояния Петра I и Софьи в августе 1689 укрылся в своем подмосковном имении. 16 сентября, когда дело регентши было уже проиграно, прибыл к Петру I в Троице-Сергиеву лавру, но не был им принят. Обвиненный в «нерадении» во время Крымских походов и за то, что подавал доклады Софье помимо царей-соправителей, 19 сентября был приговорен к лишению боярского чина и всего имущества. Сослан вместе с семьей в Каргополь на реке Онеге в Архангельском краю; затем переведен в Яренск на реке Вычегде. В 1690 по приказу Петра I отправлен в далекий Пустозерский острог в устье Печоры; из-за непогоды на море задержался в Мезени, где ему, после многочисленных просьб, разрешили остаться. Позже В.В.Голицыну с семьей позволили поселиться южнее – в селе Кологоры Волокопинежской волости Архангельской губернии. Там он и умер 2 мая 1714 года. Похоронен в Красногорском монастыре. После его смерти его семья была возвращена из ссылки. Широко образованный, знавший древние и европейские языки, сведущий в самых разных науках, В.В.Голицын был передовым человеком своего времени, прекрасно осознававшим опасность отставания России от европейских стран и необходимость ее сближения с Западом. Задуманный им план широких преобразований русского общества – создание регулярной армии из дворян, обучение их военному делу за границей, установление постоянных дипломатических отношений с зарубежными странами, постепенное освобождение крестьян и предоставление им наделов за уплату ежегодного поземельного государственного оброка, свобода вероисповедания, отмена откупов и монополий – во многом предвосхищал реформы Петра Великого. Хотя его как приверженца Софьи обычно противопоставляли Петру I, оба они в сущности были единомышленниками, выразителями глубинной общественной потребности в кардинальном обновлении России.

 (534x698, 358Kb)
1646
Джон Флемстид (устаревшее: Фламстид; John Flamsteed)
первый Королевский астроном, первый директор Гринвичской обсерватории (с 1675). Основные труды — таблицы движения Луны (1673), каталог положений около 3 тысяч звёзд (1712—1725) и звёздный атлас (опубликован в 1729). Выполнил большое число наблюдений Луны, которые были использованы И. Ньютоном, при обосновании закона всемирного тяготения. Через десять лет после его смерти был опубликован составленный им атлас звёздного неба Atlas Coelestis. Джон Флемстид родился в деревне Денби (Denby) (графство Дербишир, Англия). Он был единственным сыном Стефана Флемстида (Stephen Flamsteed) и его первой жены Мери Спадман (Mary Spadman). Учился в бесплатной школе в городе Дерби, затем в «Дерби Скул» (Derby School) при церкви Св. Петра в том же городе, где его отец занимался бизнесом по продаже солода. В руководстве школы в то время были, в основном, пуритане. Джон Флемстид успешно овладел латинским языком, необходимым для чтения литературы в те времена, а также любил историю. Окончил школу в мае 1662 года. Поступление в «Джизус-Колледж» (Jesus College) (Кембриджского университета), рекомендованное директором «Дерби Скул», пришлось отложить на несколько лет из-за хронических заболеваний. В эти годы Флемстид помогал своему отцу в бизнесе, у отца же научился арифметике и дробям. Проявлял большой интерес к математике и астрономии. В июле 1662 г. с восхищением прочитал «Трактат о сфере» (латинское название - De sphaera mundi) — труды астронома XIII в. Иоанна Сакробоско, а 12 сентября того же года сам наблюдал частичное солнечное затмение. В начале 1663 года Фламстид прочитал «Искусство создания солнечных часов» (The Art of Dialling) Томаса Фале (Thomas Fale), что пробудило в нём интерес к солнечным часам. Летом 1663 года прочёл «Канон» (Canon) Эдмунда Уингейта (Edmund Wingate), «Канон» Уильяма Отреда и «Искусство создания солнечных часов» Томаса Стиррупа (Thomas Stirrup). Примерно в то же время Джон Флемстид приобрёл книгу Томаса Стрита (Thomas Street) «Астрономия Каролина, или новая теория небесного движения» (Astronomia Carolina, or A New Theory of the Celestial Motions (Caroline Tables)).
John_Flamsteed (477x700, 352Kb)
Фламстид объединился с местными джентльменами, которые также интересовались астрономией. Среди них был Уильям Личфорд (William Litchford), у которого в библиотеке была работа астролога Джона Гэдбери (John Gadbury) с астрономическими таблицами Джереми Хоррокса (умершего в 1641 г. в возрасте двадцати трёх лет). Джон Флемстид, как и Исаак Ньютон, был очень впечатлён работами Хоррокса. В августе 1665 г. девятнадцатилетний Флемстид написал свою первую научную работу по астрономии, названную «Математические очерки» (Mathematical Essays), посвящённую проектированию, изготовлению и использованию квадранта, и включавшую таблицы астрономических данных, рассчитанных для широты города Дерби. И только в сентябре 1670 г. Джон Флемстид приезжает в Кембридж и становится студентом «Джизус-Колледжа». Насколько известно, он не жил там постоянно; так, в 1674 году Флемстид провёл в Кембридже около двух месяцев, но зато имел возможность посещать «Лукасовские лекции» (Lucasian Lectures) самого Исаака Ньютона. Посвящённый в сан диакона, Флемстид готовился жить в Дербишире, когда вдруг получил приглашение в Лондон. 4 марта 1675 года, согласно королевскому приказу «The King’s Astronomical Observator», он был назначен первым Королевским астрономом, с денежным содержанием в размере 100 фунтов стерлингов в год. В июне того же года другими приказом короля Англии была учреждена Гринвичская королевская обсерватория, а в августе Джон Флемстид заложил первый камень в её фундамент. В феврале 1676 г. он был принят в Лондонское королевское общество, а в июле — поселился в обсерватории, где и жил до 1684 года, когда был окончательно назначен приходским священником деревни Бёстоу (Burstow) графства Суррей (Юго-Восточная Англия), — но при этом сохранил за собой должность Королевского астронома. Так, на двух должностях сразу, Джон Флемстид и оставался вплоть до своей кончины 31 декабря 1719 года. Похоронен в Бёрстоу. Рукописи и научные инструменты Флемстида после его смерти были забраны его вдовой. Рукописи были возвращены много лет спустя, но инструменты исчезли.
John_Flamsteed_Royal_Greenwich_Observatory_Museum (447x700, 143Kb)
Бюст Дж.Флемстида в музее Гринвичской обсерватории.
Флемстид смог точно рассчитать время солнечных затмений 1666 и 1668 года. Среди его научных достижений — записи наблюдений планеты Уран (правда, он ошибочно принял её за звезду из созвездия Тельца и внёс в каталог под именем «34 Tauri»). Первое наблюдение Урана было им сделано в декабре 1690 года, и оно до сих пор остаётся самым ранним из известных астрономических наблюдений этой планеты. 16 августа 1680 года Флемстид каталогизировал «звезду 3» созвездия Кассиопеи (3 Cassiopeiae), которую другие астрономы потом не обнаружили. Три века спустя американский историк астрономии Уильям Эшворт (William Ashworth) предположил, что наблюдавшийся Флемстидом объект был последней до настоящего времени сверхновой, вспыхнувшей в нашей Галлактике. Сейчас на её месте остался сильнейший источник радиоизлучения за пределами Солнечной системы, известный как 3C 461 (Третий Кембриджский каталог радиоисточников) или как Кассиопея A. Однако, положение флемстидовоской «3 Cassiopeiae» не точно совпадает с Кассиопеей А, и по расчётам, взрыв этой сверхновой должен был произойти в 1667-м, а не в 1680 году. Поэтому другие историки считают, что это была ошибка Флемстида: например, неправильно записанные координаты уже известной звезды. В 1681 году Флемстид предположил, что две кометы, наблюдавшиеся в ноябре и декабре 1680 года — на самом деле были двумя появлениями одной и той же кометы (Великой кометы 1680 года, которая в первый раз приближалась к Солнцу, а во второй — удалялась от него. Исаак Ньютон сначала спорил об этом с Флемстидом, но потом согласился с ним и предложил теорию о том, что кометы, так же как и планеты, обращаются вокруг Солнца по определённым орбитам — но только сильно вытянутым эллиптическим. Вскоре рассерженный Флемстид узнал, что Ньютон с помощью Эдмунда Галлея получил доступ к записям его наблюдений. Работая Королевским астрономом, Джон Флемстид около сорока лет наблюдал звёзды и тщательно записывал их в свой звёздный каталог, который в итоге стал содержать в три раза больше звёзд, чем звёздный атлас Тихо Браге. Не желая рисковать своей репутацией, публикуя непроверенные данные, Флемстид держал незавершённые записи под печатью в Гринвиче. В 1712 г. Исаак Ньютон, который тогда был президентом «Лондонского королевского общества», а также Эдмунд Галлей — каким-то образом заполучили эти записи и опубликовали их в «пиратском» звёздном каталоге. Узнав об этом, Джон Флемстид сумел собрать триста из четырёхсот напечатанных экземпляров того каталога и сжёг их, после чего написал своему ассистенту Абрахаму Шарпу: «Если сэр И.Н. был бы восприимчив к этому, я бы сделал ему и др. Галлею большое одолжение» (If Sir I.N. would be sensible of it, I have done both him and Dr. Halley a great kindness). Авторский вариант звёздного каталога Флемстида (отредактированный его женой Маргарет) был опубликован лишь посмертно, в 1725 году. Он содержал записи астрономических наблюдений Флемстида, а также каталог 2395 звёзд, положения которых на небесной сфере были указаны более точно, чем в любой предшествующей работе по астрономии. Этот каталог считается первым значимым вкладом Гринвичской обсерватории в развитии астрономической науки. Другой известный научный труд этого астронома — «Обозначения Флемстида» — цифровые обозначения звёзд, которые вскоре были опубликованы во французском издании каталога, и продолжают использоваться до сих пор. В 1729 г. вдова Флемстида опубликовала (при технической поддержке Джозефа Кроствэйта (Joseph Crosthwait) и Абрахама Шарпа) «Atlas Coelestis».Член «Лондонского королевского общества» с 1676 года. Именем Флемстида назван кратер на Луне, а также астероид 4987. Многие школы и колледжи в Дербишире носят имя Дж.Флемстида. В его честь назван научный отдел академии «Джон Порт Скул» (John Port School), а также «Школа имени Дж.Флемстида» на родине астронома — в деревне Денби. А в школе «Ecclesbourne School» в деревне Даффилд есть «Дом Флемстида» (Flamsteed House). Восточное окно храма в деревне Бёрстоу, в котором Флемстид в конце своей жизни служил священником, оформлено как мемориал в память о нём. В начале 2013 года городской совет и городское общество города Дерби объявили об установке в честь Флемстида голубой мемориальной доски (Blue Plaque) на улице Кинг Стрит. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страницы; The correspondence of John Flamsteed, the first Astronomer Royal compiled and edited by Eric G. Forbes, … Lesley Murdin and Frances Willmoth. Bristol: Institute of Physics Publishing, 1995—2002 ISBN 0-7503-0147-3 (v. 1); ISBN 0-7503-0391-3 (v. 2) ; ISBN 0-7503-0763-3 (v.3); The Gresham lectures of John Flamsteed, edited and introduced by Eric G. Forbes. London: Mansell, 1975 ISBN 0-7201-0518-8; Newton’s Tyranny: The Suppressed Scientific Discoveries of Stephen Gray and John Flamsteed, David H. Clark & Stephen H.P. Clark. W. H. Freeman, 2001 ISBN 0-7167-4701-4

1686
Антонио Тонелли (Tonelli)
итальянский виолончелист и композитор. Родился в Карпи. Написал оперы, оратории и церковную музыку. Умер в Карпи 25 декабря 1765 года.

 (487x699, 67Kb)
1689
Сэмюэл Ричардсон (Samuel Richardson)
английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Родился в Дербишире. Сын столяра, был учеником лондонского типографа, затем хозяином собственной типографии. Ещё в детстве Ричардсон славился умением писать письма, и, по собственному признанию, уже в возрасте 13 лет помогал соседским девушкам вести переписку с поклонниками. В возрасте 17 лет поступил учеником в типографию, а в 1719 году открыл собственное дело. В 1721 году Ричардсон женился на дочери своего бывшего хозяина, Марте Уайлд. За десять лет брака у Ричардсонов родилось шестеро детей, но выжила только одна дочь. После кончины Марты в 1731 году Ричардсон вступил в брак с Элизабет Лик; из их шести детей четыре дочери дожили до совершеннолетия. Типографский бизнес процветал, но у Ричардсона так и не было наследника, который смог бы унаследовать дело: его племянник Томас Веррен также скончался молодым. В своей типографии Ричардсон издал более 500 книг. Только в 50 лет Ричардсон обратился к литературе. Он вёл обширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубоким пониманием женской психологии, что и сказалось в его романах. Друзья — Чарльз Ривингтон и Джон Осборн — попросили его написать несколько писем для запланированного к изданию письмовника «Руководство к писанию галантных писем»: Ричардсону было поручено написать письма, которые «предупреждали бы красивых девушек… об опасностях, которые могут грозить их добродетели». Ричардсон решил написать книгу, которая научила бы людей «думать и поступать в обыденных и необычайных случаях». Цель Ричардсона была прежде всего нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, что надеется «отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии и возбудить интерес к тому, что способствует развитию нравственности и религии». Ричардсон задумал и выполнил свои романы в форме писем: это как бы драмы для чтения, с расширенными для руководства читателей сценическими указаниями. Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 г. под пространным заглавием: «Памела или вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.» („Pamela; or, Virtue Rewarded“, продолжение 1741). «Памела» вызвала целую бурю подражаний и пародий, в том числе «Шамелу» Филдинга. За ним последовали «Кларисса, или История молодой леди, заключающая в себе важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, которые могут явиться следствием неправильного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку» („Clarissa; or, the History of a Young Lady: comprehending the most important concerns of private life; and particularly shewing the distresses that may attend the misconduct both of parents and children, in relation to marriage“, 1747—1748) и «История сэра Чарльза Грандисона» („The History of Sir Charles Grandison“, 1754). Событий в романах Ричардсона мало. В восьми частях «Кларисы» рассказаны происшествия за 11 месяцев; в «Грандиссоне» действие останавливается на каждом шагу для анализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращается назад. Одно письмо описывает, что произошло; затем другое лицо в письме к третьему комментирует случившееся и т. д. По замечанию Джонсона, если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях. Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела — героиня первого романа — выходит победительницей из соблазна и становится женой того, кто хотел обольстить её. Современники справедливо упрекали Ричардсона за практичный характер добродетели его героини. Лучший роман Ричардсона — «Кларисса» или «История юной леди»; он не так растянут, как «Грандисон». Героиня, соблазнённая Ловеласом, умирает среди страданий, окруженная ореолом невинно угнетённой, добродетельной жертвы судьбы; Ловелас убит на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Многие читатели требовали придать роману счастливый конец, но Ричардсон считал, что это будет оправданием аморального поведения героя. Интерес романа — в двух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которой увеличивается её слабостью, и Ловеласа — типичного бессовестного соблазнителя, изображённого в романе «злодеем» с подкупающей внешностью. Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создан тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни. Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон». Читательницы упрекали Ричардсона в том, что, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального Грандисона. Его доблесть — совершено условная: это ходячие общие места мещанской морали, Грандисон умнее, красивее, храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге и добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных эпизодов, в романе чувствуется большая сила анализа и есть драматические положения. Грандисон спасает юную провинциалку Харриет Байрон, которую похитил похожий на Ловеласа светский гуляка сэр Харгрейв Полликсфен. Харриет влюбляется в него, но Грандисон дал обещание жениться на итальянской аристократке Клементине делла Порретта. В конце концов, Клементина решает, что не хочет выходить замуж за протестанта, и Грандисон возвращается к Харриет. Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов — «чувствительность». История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большую подражательную литературу, а также множество пародий, самые известные из которых «История Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Adams“, 1742) Генри Фильдинга) и «Грандисон Второй»("Grandison der Zweite, oder Geschichte des Herrn von N***", 1760—1762) немецкого писателя Музеуса. За пределами Англии сентиментальность Ричардсона также стала лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Ричардсона являются Гольдони в двух комедиях («Pamela Nubile» и «Pamela maritata»), Виланд в трагедии «Clementine von Paretta», Франсуа де Нёфшато в комедии «Pamela ou la vertu recompensée» и другие. Влияние Ричардсона заметно и в «Новой Элоизе» Руссо, в «Монахине» Дидро, в сочинениях Ж.Ф.Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьера (о русских подражаниях Ричардсона см. Сентиментализм и Русская литература). Популярность Ричардсона продолжалась так долго, что ещё Альфред Мюссе называл «Клариссу» «лучшим романом на свете». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе. Ввиду растянутости его романов сделаны сокращённые издания «Клариссы» (1868) Далласом, «Грандиссона» — профессором Сенсбюри (1895). Умер в Парсонс-Грин 4 июля 1761 года. Собрание сочинений Ричардсона издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: «Английские письма, или история Кавалера Грандиссона» (Санкт-Петербург, 1793—1794), «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» (Санкт-Петербург, 1791—1792), «Индейцы» (Москва, 1806), «Памела, или нагрождённая добродетель» (Санкт-Петербург, 1787; другой перевод 1796), «Кларисса или история юной барышни» («Библиотека для чтения», 1848, части 87—89) в пересказе А.В. Дружинина. Литература: Barbauld A.L. «Correspondence of Samuel Richardson». London, 1804; Braudy L. «Penetration and Impenetrability in Clarissa,» New Approaches to Eighteenth-Century Literature: Selected Papers from the English Institute edited by Philip Harth. New York: Columbia University Press, 1974; Dobson A. Samuel Richardson. Honolulu: University Press of the Pacific, 2003; Flynn C. Samuel Richardson: A Man of Letters. Princeton: Princeton University Press, 1982; Gassmeyer G. M. Richardsons Pamela: ihre Quellen und ihre Einfluss auf die engl. Litteratur. Diss., Leipzig, 1891; Rizzo B. Companions Without Vows: Relationships Among Eighteenth-Century British Women. Athens, Georgia: University of Georgia Press, 1994. 439 pp; Sale W.M. Samuel Richardson: Master Printer. Ithaca, N. Y.:Cornell University Press, 1950; Sabor P. «Richardson, Henry Fielding, and Sarah Fielding» // The Cambridge companion to English literature from 1740 to 1830 edited by Thomas Keymer and Jon Mee, 139—156. Cambridge: Cambridge University Press, 2004; Schmidt E. Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875. Экранизации: «Кларисса» (Clarissa) (сериал, 4 серии) Великобритания, ВВС, 1991; «Элиза» (Elisa di Rivombrosa) (сериал, 26 серий), Италия, 2003; «Элиза 2» (Elisa di Rivombrosa II) (сериал, 26 серий), Италия, 2005; «Дочь Элизы» (La Figlia di Elisa - Ritorno a Rivombrosa) (сериал, 8 серий), Италия, 2007.

Abraham-Gagnebin-1707-1800 (491x700, 425Kb)
1707
Абрахам Ганьебен (французское имя - Abraham Gagnebin)
швейцарский ботаник, натуралист (естествоиспытатель), врач, хирург, доктор медицинских наук. Абрахам Ганьебен родился в Ренан. Он был старшим из 12 детей. С 1721 по 1725 год Ганьебен изучал медицину в Базеле. С 1728 по 1734 год он был хирургом Франции. В 1768 году Ганьебен был принят в Экономическое общество Берна. Абрахам Ганьебен специализировался на семенных растениях. Умер в Ла-Феррьер 23 апреля 1800 года.

Edward Boscawen0 (568x700, 200Kb)
1711
Эдвард Боскауэн (Edward Boscawen)
британский адмирал, член парламента. Эдвард Боскауэн родился в портовом городке Фалмут на крайнем юго-западе Англии. Свою службу на морском флоте Эдвард начал очень рано. Уже в 12-и летнем возрасте он служил на 60-и пушечном корабле «Superb». В 1739 году очередная война с Испанией застала его на острове Ямайка в качестве капитана небольшого 20-и пушечного фрегата HMS Shoreham. Из-за неготовности к военным действиям фрегата, Боскауэн принял участие в экспедиции адмирала Вернона против Порто-Бело в качестве волонтера. В 1741 году на своем фрегате он участвовал в операции против Картахены и отличился в двукратной атаке батареи на острове Бару. В 1747 году командуя судном в эскадре адмиралов Энсона и Уоррена, отличился в бою с французским флотом Жонкьера, задержав неприятельский флот до подхода других кораблей. Раненый в этом бою, Боскауэн в тот же год был произведен в контр-адмиралы (15 июля 1747 года) и назначен командующим эскадрой и начальником экспедиционного корпуса, направляемого для действий против французских колоний в Ост-Индии.
19 августа 1711 года родился — Эдвард Боскауэн.post-13108-13031051416 (700x346, 168Kb)
Эскадра отправилась из Англии 4 ноября 1747 года. В апреле 1748 года экспедиция прибыла на мыс Доброй Надежды и после месячного отдыха двинулась дальше. Подойдя к форту Сент-Давид, Боскауэн предпринял атаку Пондишери. Войска были высажены и вначале действия пошли удачно, но затем, ввиду наступившего периода муссонов, опасных для флота, при отсутствии укрытых стоянок, а также искусственного затопления местности французами, затруднившего операции англичан под Пондишери, Боскауэн был вынужден снять осаду, ограничившись разрушением форта Aria Coupan. потеряв в ураган три корабля, экспедиция, с заключением мира, вернулась в Англию весной 1749 года.
Edward_Boscawen_(1711-1761)_RMG_BHC2565.tiff (430x700, 305Kb)
Адмирал Эдвард Боскауэн
В 1751 году Боскауэн был назначен членом совета, исполняющего обязанности 1-го Лорда Адмиралтейства. В 1755 году, узнав, что французы готовят сильный флот и транспорты с войсками для отправки в колонии, английское правительство получила Боскауэну наблюдение за этим флотом. Боскауэну удалось захватить у Ньюфауленда 2 французских корабля. В 1758 году Боскауэн был произведен в адмиралы и назначен командовать эскадрой, отправлявшейся вместе с десантным корпусом, для действий против Луисбурга. Крепость была взята после полуторамесячной осады. Боскауэн получил благодарственное послание от парламента. В 1759 году Боскауэн вместе с эскадрой был послан в Средиземное море для уничтожения французской эскадры Де-ля-Клю, стоявшей в Тулоне и готовившейся для выхода на соединение с Брестской эскадрой Конфлана. После нескольких неудачных попыток вызвать де-ла Клю на бой, Боскауэн, имея поврежденный корабли, ушел в Гибралтар. Вышедшему вслед за англичанами французскому флоту не удалось оказаться незамеченным и он был разбит у мыса Санта-Мария, потеряв половину судов, 2 из которых были взяты в плен. В следующем году, командуя эскадрой блокирующей остатки французского флота Конфлана в бухте Киберон, Боскауэн, скончался от горячки 10 января 1761 года.

1712
Адриан Иванович Неплюев
русский дипломат и статский советник из рода Неплюевых. Родился в селе Поддубье Новгородского уезда, в семье Ивана Ивановича Неплюева и Федосьи Фёдоровны Татищевой. В 1721 году его отец, отправленный Петром I в Константинополь резидентом, взял Адриана с собой. Однако 31 августа 1722 года, в связи с обострением отношений с Турцией, Иван Иванович отправил сына, через Мальту и Францию, в Амстердам. Кроме того, он обратился к императору с просьбой предоставить Адриану содержание и образование. В 1724 году эта просьба была удовлетворена, и мальчик стал получать жалование в виде 300 рублей в год. Известно, что в 1740 году он был секретарём в Коллегии иностранных дел, после чего его назначили секретарём посольства в Османскую империю при А.И.Румянцеве. В 1742 году в Бендерах, возвращаясь вместе с Румянцевым в Россию, передал от последнего приветствие местному паше, за что получил от него в подарок горностаевую шубу. В 1743 году присутствовал на русско-шведских мирных переговорах. В 1744 году объявил французскому послу Шетарди приказ императрицы Елизаветы Петровны о его немедленном выезде из Санкт-Петербурга. В июле 1745 года, после смерти резидента А.А.Вешнякова, Неплюев занял его должность, как человек знакомый с положением дел в Турции и известный в Константинополе. Когда в 1746 году он прибыл в Константинополь, турецкие министры в первую очередь поинтересовались, какие подарки он им привёз, однако дипломат ответил, что резиденты подарков не привозят, и быстро приступил к переговорам по освобождению русских пленных от буджакских и крымских татар. Кроме того, новый резидент просил Турцию оказать давление на крымского хана, чтобы тот выслал из Крыма скрывавшихся там казаков, ногайцев и калмыков. В октябре 1746 года Неплюев доложил своему правительству о заключении белого мира между Турцией и Персией. И хотя турки тогда страдали от нехватки денег, имели место слухи об их приготовлениях к атаке на Запорожье. В связи с этим дипломат рекомендовал направить туда русские войска. Скончался в Константинополе 18 ноября 1750 года и был похоронен в Буюкдере. О его болезни и смерти в Санкт-Петербург сообщил находившийся при миссии иеромонах Иосиф, обвинявший его в атеизме и возмущавшийся хорошим отношениям Неплюева с английским послом, которого священник также считал атеистом. Литература: Неплюев, Адриан Иванович // Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918.

Sophia_de_Lafon1 (502x700, 389Kb)
1717
Софья Ивановна де Лафон (Делафон; французское имя - Sophie de La Font; девичья фамилия - Дюбюиссон, Dubuisson)
начальница Смольного института благородных девиц в 1764—1797 годах, статс-дама российского императорского двора. Родилась во Франции, в семье гугенотов. Из-за религиозных гонений семья Дюбюиссон переселилась в Россию и обосновалась в Санкт-Петербурге. Родители занимались виноторговлей. В 1703 году её отец, Жан Дюбюиссон, основал одну из первых в городе гостиниц. В возрасте 15 лет была выдана замуж за француза Вилима (Гильиома) Делафона (французское имя - Guillaume de La Font) — генерала на русской службе и достигшего чина действительного статского советника. Но брак оказался неудачен — муж потерял рассудок, а затем умер, и она осталась почти без средств к существованию с двумя малолетними дочерьми. Педагогические способности Лафон были замечены И.И.Бецким, попечением которого она была в 1764 году назначена правительницей учреждённого при Смольном монастыре Смольного института благородных девиц, а затем, в 1773 году, его начальницей, и состояла в этой должности более тридцати лет. 22 ноября 1796 года была пожалована в статс-дамы, в день коронации императора Павла получила орден святой Екатерины Малого креста. Скончалась в Санкт-Петербурге 20 августа 1797 года. Похоронена на Волковом лютеранском кладбище. Могила не сохранилась. 30 июля 1864 года в её честь были названы Лафоновская улица и Лафонская площадь близ Смольного монастыря (ныне улица и площадь Пролетарской Диктатуры). Библиография: Русские портреты XVIII и XIX столетий, том ІV, № 209 / издательство великого князя Николая Михайловича. — Санкт-Петербург, 1907.

Jacob_Sievers_by_Joseph_Grassi (522x700, 336Kb)
1731
Яков Ефимович Сиверс (немецкое имя - Jakob Johann Graf von Sievers)
русский государственный деятель, новгородский губернатор, чрезвычайный посол в Польше, действительный тайный советник. Граф. Один из членов-учредителей Вольного экономического общества, руководитель проектировки Мариинского канала. Дядя генералов Карла, Якова и Егора Сиверсов. Родился в Раквере, (Ляэне-Вирумаа, Эстония), семье бедного лифляндского дворянина. Представитель остзейского рода Сиверсов. На немецкий лад именовался Яков-Иоганн фон Сиверс. В 12 лет привезён в Петербург своим дядей Карлом, на дочери которого позднее женился. Начал свою служебную деятельность писцом в Коллегии иностранных дел, а позже служил при русских посольствах в Копенгагене и Лондоне. Во время Семилетней войны в звании премьер-майора принимал участие в сражениях при Гросс-Егерсдорфе, Цорндорфе и осаде Кольберга. В 1759—1760 годах назначен на пост секретаря русско-прусской комиссии для размена пленных. C 1764 по 1781 годы служил новгородским губернатором, заменив на посту Степана Фёдоровича Ушакова. Полагая, что всё в Новгородской губернии находится в крайне ужасном состоянии, Сиверс написал для императрицы Екатерины II докладное письмо об улучшениях, настаивал, главным образом, на скором размежевании земель, на мерах к сохранению лесов, на учреждении сельскохозяйственного общества. Кроме того, составил ряд проектов по различным отраслям управления своей губернией. Немало проектов, составленных новым новгородским губернатором, приняла Екатерина II, при этом эти проекты в большей части были напечатаны в губернских инструкциях и в полном собрании законов. Сделал очень много отведённому ему краю. На посту новгородского губернатора он уделял своё время абсолютно всему: сельскому хозяйству, соляному делу, добыче торфа и каменного угля, дорогам, водяным сообщениям, школам и т. д. Он пытался привести в порядок пришедшие в упадок города весьма обширной в то время губернии, и в особенности Тверь. За годы работы на посту новгородского губернатора удостоился доверия Екатерины II. В 1774 году был назначен на вновь образованную должность директора водяных коммуникаций. В этой должности руководил постройкой и реконструкцией каналов, в том числе Вышневолоцкой водной системы. В 1781 году получил звание действительного статского советника, но под давлением враждебно настроенного к нему князя Потёмкина вынужден был уйти со службы. Непосредственной причиной опалы послужил скандальный разрыв Сиверса с супругой Елизаветой (детей в браке не было). После одиннадцатилетней отставки, 24 ноября 1792 года назначен чрезвычайным и полномочным послом в Речь Посполитую, где он председательствовал на Гродненском сейме, добивался роспуска Тарговицкой конфедерации, а также содействовал второму разделу Речи Посполитой. 2 декабря 1793 года был отозван в Россию. В 1796 году по указу Павла I Яков Ефимович Сиверс получает должность сенатора. Назначен главным попечителем Воспитательного дома и главным директором водных коммуникаций. 8 апреля 1798 года, вместе с братьями Карлом и Петром, возведён в графское достоинство Российской империи. Уделял много внимания приведению в порядок старых каналов между Волгой и Невой, устройству новых — в западный губерниях империи. В 1800 году снова вышел в отставку. Граф Сиверс известен также как благотворитель; на проценты с капитала в 4000 рублей, пожертвованных им в пользу церковного училища, в Москве существовал интернат для мальчиков под руководством пастора Хайдеке. Умер 23 июля 1808 года. Награды: Орден Святого апостола Андрея Первозванного (август 1793); Орден Святого Владимира 1 степени (1793); Орден Святого Александра Невского (10 июля 1775); Орден Святой Анны (26 января 1767); Орден Белого орла (1793, Речь Посполитая); Орден Святого Станислава (1793, Речь Посполитая); Орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского (1799, Королевство Франция). В честь Якова Ефимовича Сиверса назван Сиверсов канал, построенный по его инициативе, соединяющий реки Мста и Волхов. Имя Якова Сиверса увековечено в названии малой планеты 22253 Sivers. Литература: Екатерина II. Письма Екатерины II-й к графу Я.Е.Сиверсу // Русский архив, 1870. — Издание 2-е. — Москва, 1871. — Столбцы 1422—1438; Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 страницы; Рудаков В.Е. Сиверс, Яков-Иоанн (Яков Ефимович) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Сиверс Я.Е. Доклад графа Я.Е.Сиверса о состоянии Новгородской губернии. 1764 // Русский архив, 1892. — Книга 3. — Выпуск 10. — Страницы 169—198; Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник статистических и археологических сведений. — Москва, 1906; Черкас А. Сиверс, Яков Ефимович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

 (528x699, 41Kb)
1736
Эрланд Самюэль Бринг (шведское имя - Erland Samuel Bring)
шведский юрист и математик. Родился в Лунде. Окончил Лундский университет (1757), где изучал право. Занимался юридической практикой. С 1762 работал в Лундском университете, с 1775 там же профессор истории. Работал в разных областях математики: алгебре, геометрии, математическом анализе. Комментировал труды Г.Ф.А.Лопиталя, Х.Вольфа, Л.Эйлера. Известно преобразование Бринга - сведение общего уравнения пятой степени к трехчленному уравнению (1786). На важное значение этого преобразования указал Ш.Эрмит. Умер 20 мая 1798 года.

1737
Иоганн Георг Кристоф Шетки (немецкое имя - Johann Georg Christoph Schetky)
немецкий и британский виолончелист и композитор. Родился в Дармштадте. Умер в Эдинбурге 30 ноября 1824 года.

Georg_Simon_Klügel_(1739-1812) (627x700, 447Kb)
1739
Георг Симон Клюгель (немецкое имя -Georg Simon Klügel)
немецкий математик и физик; почётный член Санкт-Петербургской Академии наук (с 28 июля 1794), составитель известного «Математического словаря» (начал выходить в 1803). Родился в Гамбурге. С 1766 был профессором математики в Университете Хельмштедта, с 1788 — в Галле. Основные труды по геометрии и тригонометрии. Его работы сыграли важную роль в развитии тригонометрии, в частности он первый включил в учебную литературу различные тригонометрические ряды, впервые употребил термины «средняя геометрическая» (1808) и «тригонометрические функции» (1770). В 1795 г. сделал попытку установить формальные законы алгебры. В геометрии занимался теорией параллельных и перспективой. Умер в Галле 4 августа 1812 года. Напечатал: «Encyclopädie der gemeinnützigsten Kenntnisse» (3 издание, 6 том, Берлин, 1782—1806; продолжена Штейном, Берлин, 1816, 7 том); «Anfangsgründe der Arithmetik» (Берлин, 1793; 6 издание, 1819); «Die gemeinnützigsten Vernunftkenntnisse» (2 издание, Лейпциг, 1791 — в сотрудничестве с разными лицами); «Mathematisches Vörterbuch» (3 том, Лейпциг, 1803—1808; том 4 обработал Моллвейде, том 5 — Грунерт, 1823—1831; 2 дополнительных тома Грунерт, Лейпциг, 1833—1836).

1740
Александра Федотовна Ржевская (имя при рождении - Александра Федотовна Каменская)
урождённая Каменская, сестра М.Ф.Каменского, жена поэта Алексея Андреевича Ржевского, одна из первых русских писательниц. Дочь генерал-майора Федота Михайловича Каменского и Анны Алексеевны, урождённой Зыбиной. Детство провела в орловском имении Каменских Сабурово. Получила отличное домашнее образование. Знала французский и итальянский языки, «упражнялася в стихотворстве, живописи и музыке». Её стихи печатались в журналах без подписи. Является автором неопубликованного романа «Письма Кабардинские», написанного в подражание «Lettres Peruviennes» Графиньи, по словам Новикова, роман Ржевской превосходил произведение, послужившее образцом. Умерла в Санкт-Петербурге от послеродовой горячки 17 апреля 1769 года. Похоронена в Александро-Невской Лавре. Муж (с 19 февраля 1766 года) — А.А.Ржевский. Единственный сын Иван умер во время родов. По завещанию Ржевской Академией Художеств была основана ежегодная премия лучшему ученику в живописи и ваянии. В 1868 году премия объединена с премией Н.А.Демидова.

 (617x698, 558Kb)
1742
Жан Доберваль (французское имя - Jean Dauberval; настоящее имя - Жан Берше д’Оберваль, Jean Bercher d'Auberval)
французский танцовщик и балетмейстер, артист Королевской академии музыки (1761—1782), ученик Ж.-Ж.Новерра и последователь его реформ, создатель комедийного балета. Родился в Монпелье. Доберваль был побочным сыном Этьена-Доминика Берше д’Оберваля (французское имя - Etienne-Dominique Bercher d’Auberval, 9 января 1725 — 05 августа 1800), актёра театра Комеди Франсез и драматурга, поэтому ребёнка с детства готовили к сцене. Он дебютировал в Турине в 1759 году на сцене театра «Реджио». Два года спустя, в 1761 году, впервые участвовал в спектакле Королевской академии музыки, выйдя в дивертисменте оперы Рамо «Заис». Год спустя, в 1762-м, Доберваль танцует в Штутгарте, где его замечает Новерр: балетмейстер даёт молодому танцовщику сольные партии в своих балетах. В 1763 году он опять в Париже, затем танцует в Лондоне на сцене Королевского театра, в начале 1764 года возвращается к Новерру в Штутгарт, но в конце года вновь появляется в Париже: «Господин Доберваль отсутствовал со времени пожара в Опере и теперь вернулся из своих странствий. Он появился, танцевал и вызвал общие аплодисменты. Путешествия ему не повредили. Он как будто приобрёл ещё больше блеска и лёгкости.» — «Секретные мемуары» Луи де Башомона. В 1763 году Доберваль получил звание первого танцовщика, в 1771 — балетмейстера (Доберваль начал пробовать свои силы как хореограф в неполных 17 лет, на самой заре своей балетной карьеры). 11 июня 1778 участвовал в постановке Новерра «Безделушки» — единственном балете, написанном Моцартом. Танцевал в Париже с первыми танцовщиками Королевской Академии музыки Теодор, Мари-Мадлен Гимар, Мари Аллар, Гаэтано и Огюстом Вестрис. Жан Доберваль и Мари Аллар в балете «Сильвия». Гравюра неизвестного автора по рисунку Л.-К.Кармонтеля. В 1781—1783 вместе с Максимилианом Гарделем возглавлял балетную труппу Королевской Академии музыки, сменив на этом посту Ж.-Ж.Новерра, оставившего должность в связи с интригами и неприятием его программ. В 1783 году увольняется с поста директора балетной труппы (его служба танцовщика закончилась годом ранее, в 1782-м) и уезжает в Испанию. Вместе с ним Париж покинула Мари-Мадлен Крепе, выступавшая на сцене под псевдонимом Мадемуазель Теодор — в том же году они официально поженились. В 1785 году Доберваль с женой перебрались в Бордо, где начали работать в Большом театре (французское название - Grand Théâtre (Bordeaux)). Именно там полностью раскрылся его талант как балетмейстера и создателя жанра комедийного балета. В 1789 году он ставит свой самый известный балет — «Тщетная предосторожность» (оригинальное название — «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг». Премьера состоялась 1 июля 1789 года, за две недели до взятия Бастилии. Главные партии в балете исполняли сам Доберваль (по другой версии — Э.Юс) и его жена. Следующей постановкой Доберваля стал спектакль «Национальный балет» — далёкий от политических веяний и революционных идей балетмейстер привычно декларировал верность королю и королеве, не разобравшись, что настало время новых политических порядков; в результате балетный спектакль был расценён как измена революционному движению. Опасаясь расправы якобинцев, Добервалю с супругой пришлось бежать в Англию. В Лондоне он вновь повторил «Балет о соломе» (партию Лизы исполняла его жена, в роли Колена выступил Шарль Дидло). Вскоре Мари-Мадлен умерла. Точно неизвестно, случилось ли это в Англии или во Франции, в Оденже, дата её смерти варьируется от 1796 до 1798. Это горе тяжело подействовало на балетмейстера, он больше не смог работать. К тому же, новая эпоха требовала совсем иной эстетики. Доберваль поселился в Туре, небольшом провинциальном городке, где и скончался 14 февраля 1806 года. Творчество Доберваля характеризуется прежде всего, тем, что он находился под влиянием балетных реформ своего учителя Новерра, считающегося создателем классического балета как театрального искусства. Доберваль таким образом продолжал развитие и становление сюжетного балета, где языком пантомимы и пластикой танца изображалась жизнь обычных людей с человеческими ситуациями и страстями, зачастую обыгрывая с юмором различные сентиментальные и бытовые положения. Он продолжил теоретические изыскания своего учителя, повторяя его стилистику — убрав маски, используя облегчённые бытовые костюмы, создавая естественные образы. Однако, основываясь на реформаторских идеях своего учителя, Доберваль вносил в балет и собственные преобразования. Его личным достижением стало реформирование комедийного балета, являвшиеся в целом развитием идей Новерра. Именно Доберваль создал комедийный балет как форму нового хореографического жанра, разработав определённый круг образов и специфические художественные приёмы для комедийного балета, где персонажи несут в себе реальные черты, действуют исходя из реальных обстоятельств, рассчитывая на собственные силы и находчивость и не призывая на помощь ни богов, ни героев. Доберваль впервые вывел на балетную сцену персонажей — представителей третьего сословия. Хореограф не избегал окружающую его действительность, он не боялся использовать злободневные темы: так, в постановке балета «Дезертир» он поднял социальную проблему о продаже в солдаты крестьян-бедняков. Его спектакли утверждали на балетной сцене не только новых героев — он проводил в жизнь и новую театральную эстетику. От идеальных, возвышенных персонажей и героев XVIII века он перешёл к живым человеческим образам с присущими им недостатками. В его постановках фигурировали народный танец, пантомима и естественные человеческие жесты. Построение спектаклей Доберваля основывалось не только на легендарном и фантастическом, но и на реалистическом сюжете, в котором комедийные ситуации следовали логически друг за другом. Учениками и последователями Доберваля были Карло Блазис, Сальваторе Вигано, Шарль Дидло, Жан-Пьер Омер и Мария Медина. Среди постановок: 27 августа 1778, Париж — Алцимадур / Alcimadure (на музыку Мондовиля (Mondonville); 1780, Париж — «Свадьба Гамаша» (совместно с Новерром); 1785 — «Счастливая встреча, или Королева Голконды» (L' Heureuse rencontre ou la Reine de Golconde); 1785, Лондон — «Дезертир» на музыку одноимённой комической оперы П.-А.Монсиньи (Лондон, 1784 г.); 1786, Бордо — «Ветреный паж» / Le Page inconstant (на сборную музыку); 1787 — «Деревенское испытание» (L’Epreuve villageoise); 1788, Бордо — «Психея» (Psyché et l’Amour); 1788, Бордо — «Доротея»; 1 июля 1789 — «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг», на сборную музыку; 1789 — «Победа Момуса» / Momus vaincu; март 1791, Лондон — «Телемак на острове Калипсо» / Télémaque dans l’île de Calypso; май 1791, Лондон — «Осада Цитеры». Литература: Слонимский Ю., "Тщетная предосторожность", Ленинград, 1961.

Madame_Dubarry1 (520x700, 349Kb)
1743
Мари Жанна Бекю (французское имя - Marie-Jeanne Bécu; по мужу - графиня Дюбарри, comtesse du Barry)
официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Родилась в городке Вокулёр. Внебрачная дочь сборщика податей Гомара де Вобернье (Gomard de Vaubernier). Помимо фамилий матери (Бекю) и отца (Гомар), пользовалась также псевдонимом Ланж (французское имя - Lange, от l’ange — ангел). В молодости была проституткой, модисткой, затем поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона и поддерживала его против парламента. После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь. В апреле 1775 года графиня Дюбарри была освобождена. Оказавшись на свободе, она приобрела усадьбу в деревушке Сент-Врен, но чувствовала себя там одиноко. В октябре 1776 года министр Морепа добился для неё королевского позволения вернуться в Лувесьенское имение, которое Людовик XV передал Дюбарри ещё в 1769 году в узуфрукт. Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV попавшее в руки мошенников и ставшее причиной скандального дела.
Madame_Duberry (507x700, 291Kb)
Госпожу Дюбарри ведут на эшафот.
Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «Старого режима», хотя в действительности — как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами революции — ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была. В вину ей можно поставить только расточительство (впрочем, обычное для аристократии того времени). Во время революции была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами). Умерла без обычных в то время твёрдости и стоицизма (ей приписывают восклицание, которое она повторила бесчисленное количество раз перед смертью: «Ещё минуточку, господин палач!», на французском - Encore un moment, monsieur le bourreau). Согласно легенде, графиня имела связь с палачом Анри Сансоном, от руки которого и приняла смерть на эшафоте 8 декабря 1793 года. Вышедшие под её именем «Воспоминания» (Mémoires) (Париж, 1829—1830) не подлинные и принадлежат перу некоего Этьена Ламотт-Лангона. Является одной из героинь романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо, или Записки врача» (Joseph Balsamo, 1846—1848). Также упомянута была Достоевским в романе "Идиот" и в романе Драйзера "Финансист". Ей посвящена книга из серии "Интимный кабинет истории" — «Графиня мадам Дю Барри, любовница Людовика XV, короля Франции (Французская Мессалина)» (1910). В театре: Дюбарри посвящён мюзикл Кола Портера (1939). В кино: немой ленты Эрнста Любича (1919); «Мария-Антуанетта (фильм, 1938)» Глэдис Джордж; и фильма Кристиан-Жака (1954). «Мария-Антуанетта — королева Франции» (1956). В фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2006) роль госпожи Дюбарри исполнила Азия Ардженто. Ранее её роль исполняли: Теда Бара (1917); Пола Негри (в фильме Любича, 1919); Норма Толмедж (1930); Долорес дель Рио (1934); Люсиль Болл (1943) и др.

Gahn_Johan_Gottlieb (563x700, 248Kb)
1745
Юхан (Йохан, Иоганн) Готлиб Ган (шведское имя - Johan Gottlieb Gahn)
шведский химик и минералог. Первым получил металлический марганец (1774) и изучил его свойства. Юхан Готлиб Ган родился в Вокснабрюке — небольшом городке на юге Хельсингланда (Швеция) в семье Ганса Якоба Гана и Анны-Марии Шульц. Братом Ю. Гана является известный врач Хенрик Ган (в честь него Г.Фостер назвал род Gahnia семейства Осоковых). Юхан Ган учился в Уппсальском университете (1762—1770), где познакомился с минералогом Торберном Бергманом и химиком Карлом Шееле. В 1769 Юхан Ган был первым, кто обнаружил, что в костях содержится фосфор (1771 году его друг К.Шееле доказал, что кости в основном состоят из фосфата кальция). Также он предложил способ получения фосфора из костной золы за счёт обработки её серной кислотой и восстановлением получившихся кислых фосфатов углём при нагревании. В 1770 году поселился в городе Фалун, где внёс ряд улучшений в производство выплавки меди. Кроме того, принимал участие в создании заводов, производящих купорос, серу и красную краску. В 1774 году К. Шееле показал, что в руде пиролюзита содержится неизвестный металл и послал образцы руды Ю.Гану. Ган, нагревая в печке пиролюзит с углём, первым получил металлический марганец. В том же 1774 году К.Шееле и Ю.Готлиб открыли оксид бария, который сочли новым химическим элементом и дали ему название барит (от греческого βαρύς — тяжёлый). Когда в 1808 году английский химик Г.Дэви выделил металлический барий, название барит осталось за минералом, а новый элемент получил имя барий. В 1784 году Ган был избран членом Шведской королевской академии наук. Скончался в Фалуне 8 декабря 1818 года. Ганит (цинковая шпинель, автомолит) — минерал названный в честь Ю.Гана. Источники: Eggerlz H.P., Palmstedt C. Nekrolog. Jahann Gottlieb Gahns Leben. // Jahrbuch der Chemie und Physik. — Nürnberg, 1822. P. 140; Биография Ю.Гана // Weeks M.E. Discovery of the Elements. — Kessinger Publishing, 2003. P. 25-27.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку