-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


10 июля родились...

Вторник, 10 Июля 2018 г. 03:55 + в цитатник
John Vereker, 6th Viscount Gort (540x700, 369Kb)
1886
Джон Стендиш Сертис Прендергаст Веркер Горт (John Standish Surtees Prendergast Vereker)
фельдмаршал британской армии. Служил офицером в Первой мировой войне. Во Второй мировой войне командовал британскими экспедиционными силами. 72-й губернатор Гибралтара и 32-й губернатор Мальты. Родом из старинного рода ирландских протестантов, в 18-м веке получивших титул виконтов Ирландии. Рос в графстве Дарем в Шотландии. Окончил школу в городе Малверн и аристократическую школу в Харроу, Лондон. В 1902 году наследовал титут виконта и стал 6-м виконтом Гортом. После окончания Королевского военного училища в Вулвиче в армии с 1904 года. В 1905 году зачислен в Гвардейский гренадерский полк. Был адъютантом командующего войсками в Лондоне. Всю Первую мировую войну сражался во Франции в составе Британских Экспедиционных Сил, был неоднократно ранен, награждён двумя орденами. С 1917 года командовал батальоном. По окончании войны получил звание майора. В 1919 году окончил штабной колледж в Кемберли. В 1919—1921 и в 1925—1926 годах был начальником штаба войск 1-го Лондонского района. В 1921—1923 годах преподавал в штабном колледже в Кемберли, в 1926—1927 года — в офицерской школе. В 1927 году несколько месяцев находиля в Китае на должности начальника штаба британского гарнизона в Шанхае, выполняя задание по сбору информации о положении в стране. С 1927 года — начальник штаба 4-й пехотной дивизии. С 1930 года командовал Гвардейской бригадой. С ноября 1932 года — директор военной школы. С марта 1936 года — директор Штабного колледжа в Кемберли. С сентября 1937 года — военный секретарь в Военном министерстве. В декабре 1937 года назначен начальником Имперского Генерального штаба. Впоследствии это решение часто подвергалось критике. С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года назначен командовать британскими экспедиционными силами во Франции. Вот как оценивает действия Горта во Франции фельдмаршал Бернард Монтгомери: Горт был замечательным человеком, верным другом, искренним в словах и делах, не способным на низость или интриганство. Он мог служить идеальным примером прекрасного войскового офицера: знал все, что только можно, о солдате, его обмундировании и обуви, тактике подразделений на поле боя. Самым высоким его постом в войсках было командование пехотной бригадой. Он был человеком недалекого ума и не придавал значения организации работы тыла. Все его мысли занимало само ведение боя, и особенно действия передового охранения на ничейной земле. «Горт расположил свой штаб в Абарке и его окрестностях. Штабы различных родов войск и служб заняли тринадцать деревень на территории площадью около пятидесяти квадратных миль. Для координации их работы пришлось создавать громоздкую и неповоротливую систему коммуникаций. На поиски того или иного человека уходила масса времени, и с управлением войсками с самого начала стали возникать трудности. Я всегда придерживался мнения, что назначение Горта командующим БЭВ в сентябре 1939 г. было ошибкой. Эта должность была ему не по плечу.»
Lord_Gort_and_Lieutenant_General_Pownall (538x700, 197Kb)
Лорд Горт (слева) и генерал Поунолл у карты, 26 ноября 1939 года.
Кроме того, как и в годы Первой мировой войны, имело место обособление британских войск от французских и отсутствие единого командования, что дало свои катастрофические результаты после начала германского наступления. После вторжения германских войск (май 1940 года) БЭС потерпели поражение и отступили к Дюнкерку. Организовал оборону плацдарма у Дюнкерка и приступил к эвакуации своих войск. 31 мая сдал командование БЭС генерал-майору Харольду Александеру по требованию премьер-министра Уинстона Черчилля, не желавшего, чтобы военачальник такого высокого уровня попал в плен. Вернулся в Англию. С июля 1940 года — генерал-инспектор военного обучения и инспектор вооруженных сил в метрополии. В августе 1941 — мае 1942 годов был генерал-губернатором Гибралтара. В мае 1942 — октябре 1944 годов — генерал-губернатор Мальты — стратегического пункта для судеб Северо-Африканской кампании. В 1943 году получил чин фельдмаршала. С октября 1944 по ноябрь 1945 года был Верховным комиссаром в Палестине и Трансиордании, одновременно — Главнокомандующим британскими войсками в Палестине и генерал-адъютантом Его Величества. С ноября 1945 года в отставке. В 1946 году получил титул британского виконта. Скончался в Лондоне после тяжелой болезни 31 марта 1946 года. Воинские звания: 1905 — второй лейтенант; 1910 — лейтенант; 1914 — капитан; 1919 — майор; 1922 — подполковник (лейтенант-полковник); 1926 — полковник; 1935 — генерал-майор; 1937 — генерал-лейтенант; 1937 — генерал; 1943 — фельдмаршал. Награды: Крест Виктории (VС, 1918); Рыцарь Большого Креста ордена Бани (GCB, 1940); Командор ордена Британской империи (СВЕ, 1928); Рыцарь-командор ордена Бани (КСВ, 1938); Кавалер ордена Бани (CB, 1937); Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» (DSO, 1917); Королевский Викторианский орден (MVO, 1910); Военный крест (МС, 1915).

Ernst_Meyer (473x700, 145Kb)
1887
Эрнст Мейер (немецкое имя - Ernst Meyer)
деятель немецкого социал-демократического и коммунистического движения, один из создателей Коммунистической партии Германии, экономист и философ. Родился в Просткене, Восточная Пруссия, в религиозной рабочей семье. Изучал экономику, психологию и философию в Кёнигсбергском университете. В 1908 вступил в Социал-демократическую партию Германии. Работал в редакции центральной социал-демократической газеты «Форвертс», по инициативе Гуго Гаазе с 1913 был её политическим редактором. Во время Первой мировой войны входил в левое крыло СДП, близко дружил с Лео Йогихесом. Участвовал в создании группы «Спартак», писал статьи и листовки «Союза Спартака»; будучи единственным членом Союза в редакции «Форвертс», боролся с линией её большинства в поддержку империалистической войны, за что 15 апреля 1915 был исключён из редакции. Вместе с Бертой Тальгеймер был делегатом от Союза Спартака на Циммервельдской международной конференции социалистов (1915), один из пяти участников от Германии. Мейер и Тальгеймер не подписали резолюции Циммервальдской Левой, направленной на разрыв революционных социалистов с реформистами. Участвовал также в Кинтальской конференции в 1916. В 1918 работал в советском полпредстве в Берлине. После создания Коммунистической партии Германии вошёл в состав её Центрального комитета. В годы Революции 1918—1919 член редакции газеты Роте Фане — центрального органа КПГ. В августе 11921 на съезде КПГ выступил с центральным докладом, что говорит о его высокой позиции среди лидеров КПГ. Член ЦК компартии Германии в 1919—1923, 1927—1928 годы (после 1923 отстранён от руководства ультралевой группой Рут Фишер и Аркадия Маслова). Член политбюро ЦК, председатель Политбюро ЦК в феврале 1921 — январе 1923. Летом 1920 участвовал во Втором конгрессе Коминтерна в Москве. 7 августа 1920 избран кандидатом в члены Исполкома Коминтерна, а также членом Малого бюро ИККИ, 17 августа 1921 вошёл в состав Кооперативной секции (комиссии) ИККИ, в сентябре 1921 — в Подкомиссию по вопросу о международном займе. В 1922 вернулся в Москву, участвовал в Четвёртом конгрессе Коминтерна.В 1921 избран депутатом от КПГ в прусский ландтаг. С 1922 муж Розы Левине, вдовы Евгения Левине. Весной 1926 участвовал в Шестом расширенном пленуме ИККИ, а в ноябре того же года — в Седьмом расширенном пленуме. В этот период он уже подвергся серьёзной критике по германскому вопросу (в частности, вместе с Артуром Эвертом и Герхардом Эйслером выступал за сотрудничестве с СДПГ). В 1928 активно выступил против линии Эрнста Тельмана. На 12 съезде КПГ в июне 1929 был снят со всех партийных постов. Зимой 1929—1930 слёг в больницу с приступом пневмонии, вызванной давним туберкулёзом. Умер в Потсдаме 2 февраля 1930 года. Товарищ Мейера Пауль Фрёлих охарактеризовал его как «очень хладнокровный, трезвый и осторожный мыслитель». Лев Троцкий писал: «Игра Сталина—Бухарина привела уже к тому, что руководство германской компартией попало целиком в руки архиправой группы Эрнста Мейера. Мейер является заведомым оппортунистом-представителем подлинного «социал-демократического уклона». Никакой серьёзной связи с рабочими массами у Мейера никогда не было. Это — типично верхушечный бюрократ, которых в Германии много. Мейер в Циммервальде шёл с Мартовым и Аксельродом против Ленина. Мейера сняли с германского ЦК ещё при Ленине. Мейер интриговал в 1922 году против партии вместе с «известным» Фрисландом, перебежавшим затем открыто на сторону социал-демократов. Мейер в 1922 году плёлся в хвосте социал-демократии в вопросе о кампании по поводу убийства Ратенау. К Мейеру полны недоверия рабочие-коммунисты. Мейер в 1926 году во время VI расширенного ИККИ в Москве вызывающе заявил: «Не я иду к ЦК, а ЦК идёт ко мне».» Источники: Адибеков Г.М., Шахназарова Э.Н., Шириня К. К. Организационная структура Коминтерна. 1919—1943; Branko M. Lazić, Milorad M. Drachkovitch. Biographical dictionary of the Comintern. Hoover Institution, 1986; Архив Троцкого. Том 1.

1887
Арви Похьянпяя (финское имя - Arvi Pohjanpää)
финский гимнаст, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Гельсингфорсе, ныне Хельсинки. На Играх 1908 в Лондоне Похьянпяя участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла третье место. Умер в Хельсинки 21 декабря 1959 года.

Gé_Fortgens (473x700, 218Kb)
1887
Ге Фортгенс (нидерландское имя - Gé Fortgens)
нидерландский футболист, выступавший на позициях полузащитника и защитника. Выступал за команды «Аякс» (Амстердам), УВВ (Утрехт) и «Харлем» (Харлем). Первый футболист в истории «Аякса» сыгравший за национальную сборную Нидерландов. За сборную провёл восемь матчей, участвовал на Олимпийских играх в Стокгольме. Вместе с командой завоевал бронзовые медали Олимпиады, обыграв в матче за третье место сборную Финляндии со счётом 9:0. Геррит родился в Харлеме, в семье Йоханнеса Фортгенса и Марии Луизы Схаус. Он стал шестым по счёту ребёнком в семье из десяти детей, хотя один из его старших братьев умер в возрасте 3-х лет в 1885 году, незадолго до рождения Геррита. У Фортгенса было две старшие сестры Адриана и Мария и старшие братья Корнелис и Албертюс, а также младшие — брат Йоханнес, и сёстры Вилхелмина, Гетрёйда и Йоханна. Родившись в Харлеме, Геррит начинал играть в футбол в различных командах Амстердама, а с 1906 года стал выступать в составе «Аякса». В мае 1909 года он с командой стал победителем турнира «Золотой крест», который по сути являлся кубком Амстердама. В финальной игре со счётом 1:0 был обыгран клуб «Блау-Вит». В следующем году «Аякс» также становился победителем данного турнира, однако команда по прежнему играла не в первом классе Нидерландов. Лишь в мае 1911 года «Аяксу» удалось пробиться в первый класс Нидерландов, в том же месяце был выигран турнир «Золотой крест». За три сезона в первом классе Геррит сыграл за «Аякс» 52 матча. По итогам сезона 1913/14 «Аякс» занял последнее место, а в матче за прописку в первом классе амстердамцы уступили со счётом 0:1 команде из Утрехта «Геркюлес». После столь неудачного сезона команду покинуло сразу несколько игроков, Фортгенс решил перейти в клуб УВВ из Утрехта, так же как и защитники Свартау и Гилиссен. Геррит женился 16 января 1919 года, его супругой стала 27-летняя уроженка Амстердама Тика Кёйл. У них было пятеро детей — дочери Хелена Йоханна и Йоханна Тика и сыновья Герардюс, Роберт и Ханс. В свободное от футбола время Фортгенс работал часовщиком. Геррит Фортгенс умер в Харлеме.4 мая 1957 года. Один из его дальних предков родился в XVII веке на территории Германии в городе Эммерих, в земле Северный Рейн — Вестфалия.

İnşirah_II._Hanımefendi_Hazretleri (505x700, 206Kb)
1887
Сение Инширах Ханым-эфенди (османское имя - انشراح خانم آفندی‎; турецкое имя - Seniye İnşirah Hanım Efendi)
вторая супруга последнего османского султана Мехмеда Вахидеддина. Сение родилась в Батуме (ныне Батуми, Аджария, Грузия) в семье убыхского бея Азиза Вочибе. Сение была племянницей Дюррианд Кадын Эфенди, одной из жён Мехмеда Решата. В раннем возрасте она была отдана во дворец, где получила частное образование. Хорошо рисовала. После окончания обучения Сение стала придворной дамой Шаесте Ханым Эфенди, одной из жён султана Абдул-Меджида. В это же время она привлекла внимание шехзаде Мехмеда. Мехмед попросил руки Сение у её отца, но он по совету своего брата Зеки Бея отказал. Мехмед не сдавался и, в конце концов, получил согласие на брак. Сение и Мехмед поженились 8 июля 1905 года во дворце Ченгелькёй. Сение была весьма ревнива. Однажды, застав мужа в постели со служанкой, она потребовала развода, который состоялся 17 ноября 1909 года. Однако, и после развода она оставалась жить во дворце мужа и, когда Мехмеда депортировали, отправилась в Каир. Сение покончила жизнь самоубийством в Каире 10 июня 1930 года, утопившись в Ниле; похоронена на кладбище Эюп Султан.

Giorgio_de_Chirico_(portrait) (554x700, 213Kb)
1888
Джорджо де Кирико (итальянское имя - Giorgio de Chirico)
итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос, в итальянской семье. Учился живописи в Высшей художественной школе в Афинах и Флоренции, в 1906 году переехал в Мюнхен, посещал занятия в Художественной академии. Открыл для себя Шопенгауэра и Ницше, живопись Клингера и Бёклина. Увлечение философией Ф.Ницше и аллегорической живописью Арнольда Бёклина способствовало появлению у Де Кирико интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. В 1910 году приехал в Париж, сблизился с Пикассо и Аполлинером. В 1908–1911 он жил в Италии, в основном во Флоренции. В 1910 году приехал в Париж, сблизился с Пикассо и Аполлинером. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. В 1917 году в военном госпитале Феррары подружился с художником Карло Карра, основал вместе с ним движение метафизической живописи. Между 1908 и 1917 Де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Даже названия этих работ, такие, как Радости и загадки странного часа (1913) и Меланхолия и тайна улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Сам художник заявил в 1913: «То, что я слышу, – ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами». В 1915–1919 Джорджо де Кирико и Карло Карра сформулировали теоретическое обоснование своего искусства, положив начало недолговечному течению метафизической живописи в итальянском искусстве. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Ранние работы Джорджо де Кирико оказали существенное влияние на формирование сюрреализма и творчество таких его представителей, как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали и др. По словам его основателя и идеолога Андре Бретона, только произведения Де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами живописи. В 1930-е годы пришёл к академизму. Наиболее известен «метафизический» период творчества Кирико (1909—1919), когда его работы «Ностальгия по бесконечности» (1911), «Меланхолия и тайна улицы» (1914), «Ностальгия поэта» (1914), «Метафизический интерьер» (1917), «Большая башня» привлекли внимание Ива Танги, Сальвадора Дали, Рене Магритта. Опубликовал также роман «Гебдомерос» (1925, рус. пер. 2004) и мемуарную книгу «Воспоминания о моей жизни» (1945). Умер Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978 года. Каталоги выставок: Giorgio de Chirico: Catalogo generale/Claudio Bruni Sakraischik, Isabella Far, eds. Milano: Electa, 1971—1983; Giorgio De Chirico, 1888—1978: Galleria nazionale d’arte moderna, Roma, 11 novembre 1981-3 gennaio 1982/ Pia Vivarelli, ed. Roma: De Luca, 1981; Giorgio de Chirico: post-metaphysical & baroque paintings, 1920—1970/ Claudio Bruni Sakraischik a.o., eds. New York: Robert Miller, 1984. Сочинения: Кирико Дж. де. Гебдомерос. Роман / Пер. с ит. Е. Таракановой. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. — 192 страницы. ISBN 5-352-00606-9. Литература о художнике: Cocteau J. Le mystére laïc (Giorgio de Chirico): essai d'étude indirecte. Paris: Editions des Quatre chemins, 1928; Baldacci P. Giorgio De Chirico, 1888—1919: la métaphysique. Paris: Flammarion, 1997; Crossland M. The enigma of Giorgio de Chirico. London; Chester Springs: Peter Owen, 1999; Schmied W. Giorgio de Chirico: the endless journey. Munich; New York: Prestel, 2002; Nicola U., Podoll K. L’aura di Giorgio De Chirico: arte emicranica e pittura metafisica. Milano: Mimesis, 2003; Holzhey M.Giorgio de Chirico, 1888—1978: the modern myth. Köln; Los Angeles: Taschen, 2005; Гуттузо Р. Де Кирико, или О живописи // «Искусство», 1988, № 9. — Перевод с итальянского К.А.Чекалова; Бонфуа И. Джорджо де Кирико // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2005, страницы 204-207; Тараканова Е.В. Объекты природы как образ высказывания (Растительные мотивы в метафизической живописи Джорджо де Кирико // Итальянский сборник. № 2. Санкт-Петербург, 1997. Страницы 113-121.

1888
Генрик Качоровский (польское имя - Henryk Kaczorowski)
блаженный Римско-Католической Церкви, священник, мученик, ректор Высшей духовной семинарии во Влоцлавке. Входит в число 108 блаженных польских мучеников, беатифицированных римским папой Иоанном Павлом II во время его посещения Варшавы 13 июня 1999 года. Родился в деревне Бежвенни, Польша. Изучал теологию и философию в Высшей Духовной семинарии во Влоцлавке и Духовной Академии в Санкт-Петербурге, Россия. 13 июня 1914 года был рукоположен в священника. После окончания Первой мировой войны обучался в Люблинском Католическом Университете, где в 1922 году на основе сочинений святого Фомы Аквинского защитил докторскую степень. В это же время служил настоятелем паломнического центра в городе Лихень. После окончания обучения исполнял обязанности директора лицея во Влоцлавке и преподавал моральную теологию в местной семинарии. В сентябре 1939 года, после оккупации немецкими войсками Польши, был арестован Гестапо 7 ноября 1939 года и 3 апреля 1941 года был интернирован в концентрационный лагерь Дахау, где погиб в газовой камере в 1942 году. Его концентрационный номер — 24547. 13 июня 1999 года был беатифицирован римским папой Иоанном Павлом II вместе с другими польскими мучениками Второй мировой войны. День памяти — 12 июня. Литература: Tomasz Kaczmarek: Błogosławiony ksiądz Henryk Kaczorowski. Włocławek: Wydaw. Duszpasterstwo Rolników, 2001. ISBN 83-88743-81-3.

Sinyagin_GD (513x700, 162Kb)
1888
Гавриил Дмитриевич Синягин
председатель колхоза имени Ворошилова Бородулихинского района Семипалатинской области Казахской ССР. Родился в селе Никольско-Пестровское ныне Никольского района Пензенской области. Трудиться начал с 12 лет батраком. В 1910 году был призван на военную службу. Уже кончался срок его службы, когда началась Первая мировая война и ему пришлось в солдатской шинели прошагать по фронтовым дорогам еще долгих четыре года. С 1918 года работал на руководящих постах в системе потребительской кооперации. С 1945 года – председатель колхоза имени Ворошилова Бородулихинского района Семипалатинской области Казахской ССР (ныне – Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан). Хозяйство артели в то время находилось в очень тяжелом положении. Колхозные фермы вступали в зиму неподготовленными, не хватало кормов, техники, не было средств, дисциплина среди колхозников была расшатана. Но новый председатель оказался отличным организатором, умелым руководителем, отзывчивым человеком. Несмотря на свой преклонный возраст и тяжелое личное горе – гибель четырех сыновей в годы Великой Отечественной войны, Гавриил Дмитриевич быстро сумел навести порядок в колхозе и вывести его в число передовых хозяйств области. Уже в первый год его деятельности еще вчера отстающая, сельхозартель заняла в социалистическом соревновании колхозов Бородулихинского района первое место. В 1946 году колхоз получил с 60 гектаров яровой пшеницы в среднем по 30 центнеров зерна, а со всей площади посева в среднем по 12,5 центнера при плановой урожайности 9 центнеров. Это был отличный подарок Родине в первом послевоенном году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1947 года за получение высоких урожаев в 1946 году Синягину Гавриилу Дмитриевичу, получившему урожай пшеницы 30 центнеров с гектара на площади 60 гектаров, присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». До самого последнего дня своей жизни возглавлял колхоз имени Ворошилова, приумножая его богатства, поднимая благосостояние колхозников. Жил в Бородулихинском районе Семипалатинской области Казахской ССР (ныне – Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан). Умер в 1955 году. Награжден орденом Ленина (19 марта 1947), медалями.

KAGAWA_Toyohiko_young (700x682, 305Kb)
1888
Кагава Тоёхико (японское имя - 賀川 豊彦)
японский социальный реформатор и религиозный деятель. Родился в Кобэ. В молодости принял христианство. На стипендию христианской миссии отправился в Токийский пресвитерианский колледж, где учился в 1905-1908. Заболел туберкулезом и поселился в трущобах в Синкава, где помогал нищим. Написал книги «Перед зарей» (1924) и «Психология бедности», которые заставили японское правительство обратить внимание на состояние трущоб. В 1916-1918 учился в Принстонском университете. По возвращении в Японию в 1918 организовал Федерацию труда, а позднее Фермерский союз. Подвергался арестам во время рисовых бунтов 1919 и забастовки докеров в 1921. Кагаве удалось добиться всеобщего избирательного права для мужчин и пересмотра закона, направленного против тред-юнионизма. После землетрясения 1923 он отправился в Токио налаживать деятельность социальных служб и всего за один год полностью реорганизовал работу Бюро социального благосостояния. Пожалуй, самая большая его заслуга заключается в поддержке кооперативного движения в Японии, которое существовало примерно с 1900. Кагава вдохнул в него новую жизнь, основав школы, больницы, церкви и способствуя распространению христианских идей братства и служения ближнему.
kagawa1950 (494x700, 187Kb)
Он побывал в США в 1931, 1935 и 1941, выступая за повсеместное создание кооперативов как экономической основы мира во всем мире. Ярый пацифист, он был брошен в тюрьму японскими властями в 1940 за "нарушение законов военного времени". Во время Второй мировой войны вел антивоенную пропаганду и позднее стал одним из лидеров борьбы за демократию. Кагава является автором 134 опубликованных трудов, среди которых – «Христос и Япония» (1934); «Экономика братства» (1936); «Увидьте человека» (1941) и «Любовь - закон жизни» (1951). Умер Кагава в Токио 23 апреля 1960 года.

 (597x699, 110Kb)
1889
Николай Николаевич Асеев
русский поэт, переводчик. Родился в Льгове Курской губернии. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908-1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив». Начал как символист, в Москве сблизился с В.Я.Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П.Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с отчетливо футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Николай Асеев — один из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В.В.Хлебниковым, Д.Д.Бурлюком и особенно с В.В.Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). В 1914-1918 мобилизован на военную службу. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические фельетоны, в то же время организует литературно-художественное общество «Балаганчик», преследующее чисто богемные цели и ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С.М.Третьяков. С 1922 постоянно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга «Ночная флейта», 1914), интерес к русской народной речи (сборник «Зор», 1914), переросший в культ звукописи (книга «Леторей», 1915, совместно с Г.Петниковым; позднее оценена самим Николаем Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее влияние — в поэтике и антибуржуазном мировидении — Маяковского, высоко ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» — в стихотворении «Юбилейное») и написавшего в соавторстве с ним множество агитационных стихов, проявились в сборниках Николая Асеева «Ой кониндан окейн» («Люблю твои глаз»а), 1915; «Оксана», 1916. Вот как Асеев рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов... я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда, одним словом, я - рафинированный интеллигент». В первых же книгах Асеев выступил как типичный декадент-романтик. Асеев примкнул к группе С.Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого еще тогда кубо-футуризма. Богемный характер творчества молодого Николая Асеева быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь - старая кокотка). Асеев презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир - только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства - «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914-1918 Николай Асеев радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах Асеева, кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен», «Песня Ондрия»), образы русских сказок («Еще! Исковерканный страхом»), славянская мифология («Над Гоплой»). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В.Хлебникова, окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции. Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали») в деревенских образах: лен, синь, черные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Еще до революции Асеев провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачевым», а в торжествующей революции Асеев разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как Николай Асеев рисует свое послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении «хуже не будет», определении, ставившем многих на невозвратный путь». Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни») и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стершиеся штампы - правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.). Острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым, видны у Асеева в сборниках «Бомба», 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж почти полностью уничтожен), «Стальной соловей», 1922; «Совет ветров», 1923; «Изморозь», 1927, включающем известное стихотворение «Синие гусары; Запеваем!», 1930; «Пламя победы», 1946; «Разнолетье», 1950; «Раздумья», 1955; «Лад», 1961, «Ленинская премия», 1962; «Самые мои стихи», 1962, — в совокупности создавших впечатляюще яркий, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, — и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось также в поэмах Асеева «Буденный», 1923; «Лирическое отступление», «Электриада», «Двадцать шесть», посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; «Свердловская буря», 1925; «Семен Проскаков», 1928; «Маяковский начинается», 1936-1939, отдельное издание 1970. На этом третьем этапе своего творчества (первый - 1912-1917, второй - 1918-1922, третий - 1923 и дальше) Николай Асеев выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. Асееву кажется, что «стало - очень похоже на прежнюю канитель», он с ужасом слышит, «как томно скулит Травиата со всех бесконечных эстрад». Поэта пугает не кажущееся или действительное наступление антипролетарских социальных сил, а цепкость мещанских бытовых навыков и старой эстетики. Богемные корни этого - в большей мере эстетического и бытового, чем политического - подхода к революционным будням - очевидны. Поэма «Лирическое отступление» особенно характерна для Асеева последнего периода. Призывы быть на-чеку против вкрадчивых, внешне-лойяльных, идущих не штурмом, а тихой сапой, врагов, неискоренимая, органическая ненависть к варварству мещанского быта, калечащего и грязнящего всякое сильное чувство, всякое человеческое переживание, - таковы сильные стороны поэмы. Явная переоценка эстетических и бытовых моментов, отчаяние, ощущение, что «день революции угаснет в неясном рассветном бреду», что «крашено рыжим цветом, а не красным - время», - таковы ее вывихи. Но в другой поэме, «Свердловская буря», Асеев разглядел то, чего не заметил в «Лирическом отступлении»: «проросший сквозь нэп строевой молодняк», который «не сдастся на милость врага» и «прождет - пока не избудем буден». К числу лучших стихотворений Асеева за последние годы, кроме названных, принадлежат: поэма «Черный принц», «Русская сказка», «Синие гусары» и т. д. Николай Асеев - один из лучших современных мастеров стиха. Асеев напевнее и лиричнее Маяковского, хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам Асеев говорит о своих стихах как «о напеве» («Полярное путешествие»), а «Свердловскую бурю» начинает признанием: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути». Первый значительный опыт Асеева в области стихотворного повествования - поэма «Семен Проскаков», созданная к десятилетию Октябрьской революции и разработавшая подлинную биографию пролетария-партизана, героя гражданской войны. «Семен Проскаков» - шаг вперед к овладению конкретным революционным материалом. И это повествование Асеева насквозь лирично.
 (523x698, 232Kb)
Для стиха Асеева характерна «установка на звук и ритм» (И.Аксенов). Асеев любит «звуковые повторы внутри фразы, доходящие до почти полного совпадения звуков слов, близких одно к другому» (Г.Горбачев). Подобно Б.Пастернаку, Асеев охотно сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям: «Я запретил бы ? Продажу овса и сена... Ведь это пахнет убийством отца и сына», «Матерой материк», «Солнце опалом на пальце», «Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а поезд, тебе б не рассказ, а раскат» и т. д. Редкое звуковое мастерство Асеева хранит однако отпечаток декадентского прошлого. Чрезмерная изощренность звукового строя стихотворений Асеева нередко противоречит их идейному и эмоциональному содержанию, нередко затемняет смысл, делая целые строфы непонятными. Эти недостатки свойственны даже агитационным стихотворениям Асеева. Искусственность эта особенно явственна в рифмах Асеева. Декадентски футуристический формализм приводит порою к совершенно нестерпимым срывам. Таков размен революционной трагедии на дешевые аллитерации в стихотворении «Тайга» («Тебя расстреляли, меня - расстреляли, и выстрелов трели ударились в дали, а даль растерялась - растрелилась даль»). Заинтересованно страстный разговор о судьбе поэта в революции продолжен Николаем Асеевым в статьях о литературе (книги «Дневник поэта», «Работа над стихом», обе 1929; «Проза поэта», 1930; «Зачем и кому нужна поэзия», 1961), в мемуарах и путевых записках («Разгримированная красавица», 1928). Асеев — автор также стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т.п. Умер в Москве 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6). Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1941) — за поэму «Маяковский начинается»; орден Ленина (31 января 1939); орден Трудового Красного Знамени. В честь Асеева названы: улица Асеева в Москве; Курская областная научная библиотека; улицы в Курске и Льгове. В Льгове памяти поэта посвящён специальный литературно-мемориальный музей. Библиография: Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисловия и обложка С.Боброва. — Москва: Лирика, 1914. — 32 страницы; Николай Асеев. Зор. / Обложка М.Синяковой. — Москва: Лирень, 1914. — 16 страницы; Николай Асеев, Григорий Петников. Леторей: Книга стихов / Обложка М.Синяковой. — Москва: Лирень, 1915. — 32 страницы; Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. — Москва:: Лирень, 1916. — 14 страницы; Николай Асеев. Оксана. — Москва: Центрифуга, 1916. — 88 страниц; Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Восточная трибуна, 1921. — 64 страницы; Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922; Николай Асеев. Софрон на фронте. — Москва, 1922; Николай Асеев. Аржаной декрет. — Москва: Гиз, 1922. — 20 страниц; Николай Асеев.Совет ветров. — Москва, ГИЗ, 1923. — 56 страниц; Николай Асеев.Стальной соловей. — Москва, Вхутемас, 1922. — 26 страниц; Николай Асеев. Избрань. / Обложка А.Родченко. — Москва-Петроград, Круг, 1923—128 страниц; Николай Асеев. Октябрьские песни., Москва, Молодая гвардия, 1925. — 32 страницы; Николай Асеев. За рядом ряд. Москва, 1925 — 32 страницы; Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). Москва, Огонёк, 1925. — 44 страницы; Николай Асеев. Разгримированная красавица. Москва: Федерация, 1928; Николай Асеев. Дневник поэта. Ленинград: Прибой, 1929. — 228 страниц; Николай Асеев. Проза поэта. Москва: Федерация, 1930; Николай Асеев. Запеваем! Москва, ГИЗ, 1930. — 102 страницы; Николай Асеев. Избранные стихи. / Обложка А.Родченко. — Москва, ГИЗ, 1930; Николай Асеев. Большой читатель. Москва: Федерация, 1932; Николай Асеев. Обновления жизни. Издательство писателей в Ленинграде. 1934; Николай Асеев. Удивительные вещи. Москва: Гослитиздат, 1934; Николай Асеев Высокогорные стихи. Москва, Советский писатель, 1938; Николай Асеев. Наша сила. Москва: Гослитиздат, 1939; Николай Асеев Зоревое пламя, Москва, Правда, 1939; Николай Асеев. Первый взвод. Москва: Гослитиздат, 1941; Николай Асеев. Пламя победы. Ленинград: Советский писатель, 1946; Николай Асеев. Разнолетье. Москва: Советский писатель, 1950; Николай Асеев. Раздумья. Москва: Советский писатель, 1955; Николай Асеев. Памяти лет. Москва, Гослитиздат, 1956; Николай Асеев. Стихи. Москва, Художественная литература, 1957; Николай Асеев. Самое лучшее. Москва, Молодая гвардия, 1959; Николай Асеев. Лад. Москва: Советский писатель, 1961. 2-е издание, дополненное. Москва: Советский писатель, 1963; Николай Асеев. Самые мои стихи. Москва, Правда, 1962; Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. Москва: Советский писатель,1961. — 315 страниц. Сценарии: Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков, 1924; Броненосец «Потёмкин», 1925, совместно с Ниной Агаджановой; Федькина правда, 1925, совместно с Александром Перегудой.

ГурьевВасилийТимофеевич (560x700, 137Kb)
1889
Василий Тимофеевич Гурьев
советский политический и хозяйственный деятель. Родился в селе Сельга, Богоявленская волость, Повенецкий уезд, Олонецкая губерния. Карел по национальности, отец — волостной полицейский урядник. После окончания в 1909 году Петрозаводской мужской учительской семинарии, работал учителем начальных классов в земских школах Олонецкой губернии. В 1911—1913 годах — член Карельского православного братства. В 1916 году призван в царскую армии, учился в Петроградском юнкерском училище. После Октябрьской революции вернулся в Олонецкую губернию. В 1918 году был избран делегатом 1-го съезда Советов Повенецкого уезда, председателем Совета. В 1918—1919 годах — председатель Повенецкого уездного исполкома. В 1919 году, в период англо-американской интервенции, служил комиссаром партизанского отряда. В 1919 году назначен комиссар продовольствия Олонецкой губернии, избран членом Олонецкого губернского исполнительного комитета. С 1920 года — член Карельского революционного комитета. В 1921—1922 годах — председатель Экономический Совет Карельской трудовой коммуны (КТК) (КарЭКОСО), представитель правительства Карельской трудовой коммуны при Народном комиссариате РСФСР по делам национальностей, избирался членом ВЦИК. Член КарЦИК (1921―1935). В 1922—1926 годах — председатель правления «Кареллес», в 1926—1929 годах — председатель Госплана Автномной Карельской ССР. В дальнейшем работал на ответственных хозяйственных должностях в Автономной Карельской АССР. На день ареста в феврале 1938 года работал начальником управления лесов в управлении лесов наркомзёма Карельской АССР. Осужден тройкой НКВД Карельской АССР по статье 58-7-10-11. Расстрелян 26 марта 1938 года в окрестностях Петрозаводска. Реабилитирован Президиумом Верховного Суда Карельской АССР 20 июня 1956 года. Сочинения: Повенецкий партизанский отряд // За Советскую Карелию. 1918―1920. — Петрозаводск, 1963. Литература: В борьбе за власть Советов. Петрозаводск, 1957; Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1964. Том 2; Очерки истории Карельской организации КПСС. Петрозаводск, 1974; Карелы Карельской АССР / Институт языка, литературы и истории Карел. Карельский филиал Академии Наук СССР.— Петрозаводск: Карелия, 1983.— 288 страниц, иллюстрации; Карелия: энциклопедия: в 3 томах / главный ред.актор А.Ф.Титов. Том 1: А — Й. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2007. Страницы 283—400 страниц: иллюстрации, карты. ISBN 978-5-8430-0123-0 (том 1)

cingiz (522x700, 140Kb)
1890
Чингиз Ильдрым (азербайджанское имя - Çingiz İldırım; при рождении - Чингиз Ильдрым оглы Султанов, Çingiz İldırım oğlu Sultanov)
азербайджанский советский инженер-металлург, народный комиссар Азербайджанской ССР по военным и морским делам (28 апреля 1920 — июнь 1920), награжден орденом Красного Знамени, заместитель начальника строительства Магнитогорского металлургического комбината. Родился в селе Кубатлы Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии, в семье землевладельца. Этнический курд. Арестован 7 сентября 1937. Обвинялся по статьям 58-1-а, 58-7, 17-58-8 и 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР. По обвинению в участии в контр-революционной, диверсионно-вредительской организации Военной Коллегией Верховного Суда СССР 7 июля 1941 года приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 27 июля 1941 года. Реабилитирован 12 декабря 1956 года.

 (700x525, 59Kb)
1890
Вера Михайловна Инбер
русская советская поэтесса. Член КПСС с 1943. Родилась в Одессе. Окончив гимназию, училась на историко-филологическом факультете одесских Высших женских курсов. В годы учебы публиковала стихи – сначала в одесских газетах (1910), затем в журнале «Солнце России» (1912). Первая книга стихов Печальное вино вышла в 1914 в Париже. Вернувшись в 1914 в Одессу, читала стихи на поэтических вечерах, печаталась в местных газетах и альманахах «Весенний салон поэтов» и «Скрижаль», пробовала силы как актриса и писала для театра. Вторая книга стихов Горькая услада вышла в 1917 в Петрограде. В 1922, издав в Одессе поэтическую книгу Бренные слова, Инбер переехала в Москву, где начала сотрудничать с журналами «Огонек», «Красная нива» и др. Входила в созданную поэтом И.Сельвинским группу ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), воплощая в своем поэтическом творчестве основные эстетические принципы конструктивизма: тактовый стих, локальный метод (прием, при котором главным является функциональное значение рифмуемых слов) и др. К середине 1920-х годов относятся первые прозаические опыты В.Инбер, отмеченные дневниковой непосредственностью. Так, повесть Место под солнцем (1928) была написана под впечатлением от агитполета по Поволжью и Прикамью. Поездке за границу посвящена книга очерков Америка в Париже (1928). Журналистская работа не мешала Инбер постоянно выпускать поэтические сборники: Цель и путь (1925), Мальчик с веснушками (1926), Сыну, которого нет (1927), Избранные стихи (1933) и др. Некоторые ее стихотворные произведения (Весна в Самарканде, Путевой дневник, 1940 и др.) также были написаны в жанре путевого дневника. Инбер написала также комедию в стихах Союз матерей (1938), историческую поэму Овидий (1939), тексты либретто для опер Д.Верди Травиата и Р.Планкета Корневильские колокола. Некоторые свои произведения подписывала псевдонимами Старый Джон и Гусь Хрустальный. Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, где ее муж работал директором 1-го Медицинского института. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Она воплощена в стихотворениях Трамвай идет на фронт, Заботливая женская рука и др., а также в ленинградском дневнике Почти три года (1946). Инбер выступала по радио, публиковала стихи и статьи в периодической печати, выступала в воинских частях и на заводах. Проникнутая пафосом борьбы с фашизмом поэма о блокаде Пулковский меридиан (1941–1943) была удостоена Сталинской премии. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги Душа Ленинграда, О ленинградских детях, О Ленинграде. После войны Инбер продолжала работать в освоенных ею жанрах. Она публиковала путевые очерки (Три недели в Иране, 1946, и др.), стихотворные сборники (Путь воды, 1951, и др.). Книга Как я была маленькая (1954) стала классикой советской литературы для детей. Писательница продолжала создавать произведения, востребованные властью и обществом, – например книгу о Ленине Апрель (1960). Новым в творчестве Инбер в конце 1950-х – начале 1960-х годов стало обращение к мемуарному жанру, в котором написаны книги Вдохновение и мастерство (1957), Страницы дней перебирая... (1967), воспоминания о М.Рыльском и А.Толстом. Инбер занималась переводами с украинского (Т.Шевченко, Рыльский и др.), переводила Ш.Петефи, Я.Райниса, И.Бехера, П.Элюара и др. До последних лет жизни Инбер входила в руководящие органы Союза писателей, в редколлегию журнала «Знамя». Награждена 3 орденами, а также медалями. Умерла Инбер в Москве 11 ноября 1972 года.
Могила_поэтессы_Веры_Инбер (525x700, 361Kb)
Похоронена на Введенском кладбище в Москве. Именем Веры Инбер назван бывший Стурдзовский переулок в Одессе. Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1946) — за поэму «Пулковский меридиан» и ленинградский дневник «Почти три года»; два ордена Трудового Красного Знамени; орден «Знак Почёта» (1939); медали. Муж (1910—1914) — Натан Осипович Инбер, журналист, литератор, известный под литературным псевдонимом Нат Инбер, сотрудник «Одесских новостей» (сын члена редколлегии «Одесских новостей» Осипа Абрамовича Инбера, известного под псевдонимом Кин); Дочь — писательница Жанна Владимировна Инбер (в замужестве Гаузнер; 1912—1962); Второй муж (с 1920 года) — Александр Наумович Фрумкин, физикохимик, академик Академии Наук СССР; Третий муж — Илья Давыдович Страшун (1892—1967), историк медицины, организатор здравоохранения, академик Академии Медицинских Наук СССР (1944). От Веры Инбер нам осталось в подарок несколько милых детских стишков и среди них — одно особенно распрекрасное. Это довольно длинная история не про зайчиков, не про белочек и даже не про утят. Произведение называется «Сороконожки» и — если верить одному бывалому читателю — если прочтёшь такую почти скороговорку шестьдесят лет назад, до сих пор тянет встать на табуреточку, чтобы сообщить всему миру:
У сороконожки
Народились крошки.
Что за восхищенье,
Радость без конца.

Дети — это прямо
Вылитая мама:
То же выраженье
Милого лица.

И стоит пригожий
Дом сороконожий…

Избранные сборники и произведения: Печальное вино. — Париж, 1914; Горькая услада. — Петроград- Москва, издательство Вольф, 1917; Бренные слова. — Одесса: издание автора, 1922. — 68 страниц; Портной и чайник. — Москва-Ленинград: Радуга., 1925; Цель и путь. — Москва:ГИЗ, 1925; Рассказы. — Москва: Огонек, 1925.— 48 страниц; Крошки сороконожки. —Ленинград-Москва, 1925; Уравнение с одним неизвестным. — Москва-Ленинград : ЗиФ, 1926; Его животные. — Москва, Никитинские субботники, 1926; Мальчик с веснушками. — Москва: Огонек, 1926. — 32 страницы; Маляры. — Ленинград: ГИЗ, 1926; Парикмахер. — Ленинград: ГИЗ, 1926; Столяр. — Ленинград: ГИЗ, 1926; Соловей и роза. — Москва-Ленинград, 1926; Ловец комет. — Москва-Ленинград: ЗиФ, 1927; Сыну, которого нет. — Москва-Ленинград, 1927; Бывают исключения. — Ленинград: ЗиФ, 1927; Тройка разных. — Москва: «Огонек», 1927; Пуговица с мясом. — Москва-Ленинград, 1927; Чеснок в чемодане. — Москва-Ленинград, 1927; Солнечный заяц. — Москва-Ленинград: ГИЗ., 1928; Сочинения. Книги 1-6. — Харьков, 1928-1930; Америка в Париже. — Москва-Ленинград, 1928; Соловей и роза. — 1928; Место под солнцем. — Берлин; «Петрополис», 1928; Печень Хаима Егудовича. — Москва-Ленинград, 1928;Плоды и корни. — Москва-Ленинград, 1928; Тосик. Мура и "ответственный коммунист". — Москва, издательство Мириманова, 1928; Крошки сороконожки. — Ленинград, 1929;Так начинается день. — 1929; Стихи. — Харьков: Пролетарий, 1929; Кресло, стул и табурет. — Киев: Культура, 1930; Похищение Европы. — Москва-Ленинград, 1930; Вполголоса. — 1932; Стихи. — Москва:Журн.-газ. об-ние, 1932. — 32 страницы; Стихи. — Москва:Федерация, 1932. — 124 страницы; Избранные произведения. — Москва, ГИХЛ, 1933; Избранные стихи. — Москва, Советская литература, 1933; Избранные произведения. — Москва, Гослитиздат, 1934; Избранные стихи. — Москва, 1935. Переулок моего имени. — Москва, Гослитиздат, 1935; Избранное. — Москва, 1936; Союз матерей. — Москва, 1938. Путевой дневник. — Москва, Гослитиздат, 1939; Весна в Самарканде. — 1940;Сдается квартира. — Москва-Ленинград: Детиздат, 1941. — 16 страниц; Путевой дневник. — Москва, Правда, 1941; Душа Ленинграда. — Гослитиздат, 1942, 1943; Пулковский меридиан. — 1942, 1943,1944; О Ленинграде. —Ленинград, 1943; Почти три года. Ленинградский дневник. — М.. 1946, 1947; Домой, домой. — Москва, Детгиз, 1946. — 16 страниц; Три недели в Иране. — 1946; Пулковский меридиан. — Москва, Правда, 1946; Избранное. — Москва, Гослитиздат, 1947. — 584 страницы; Избранное. — Москва:Советский писатель, 1947. — 256 страниц; Стихи: Избранные для детей. — Москва, 1947; Избранная проза. — Москва, 1948; Рассказы о детях. — Москва, 1948; Домой, домой. — Молотов, 1949; Избранное. — Москва:Гослитиздат, 1950. — 604 страницы; Путь воды. — Москва, 1951; Поэмы и стихи. — Москва:Советский писатель, 1952. — 196 страниц; Избранная проза. — Москва, 1952; Избранные произведения. В 2-х томах — Москва, Гослитиздат, 1954, 1955; Как я была маленькая. — Москва, 1954; Книга и сердце. — Москва-Ленинград: Детгиз, 1954; Приключения сосульки. — Москва, 1955; Как я была маленькая. — Москва, 1956; Как я была маленькая. — Минск, 1956; Стихи и поэмы. — Москва, 1957; Вдохновение и мастерство. — Москва, 1957; Избранные произведения. В 3-х томах — Москва, Гослитиздат, 1958; Апрель. Стихи о Ленине. — Москва, 1960; Вдохновение и мастерство. — Москва, 1961; Как я была маленькая. — Москва, 1961; Книга и сердце. — Москва: Детгиз, 1961; Апрель. Стихи о Ленине. — Москва, 1963; За много лет. Статьи, воспоминания. — Москва, 1964; Собрание сочинений, (Вступительная статья А.Макарова), тома 1-4, Москва, 1965-1966; Страницы дней перебирая... Из дневников и записных книжек. (1924-1965), Москва, 1967; Стихи. — Москва, Художественная литература, 1967; Почти три года. — Москва, 1968; Анкета времени. Избранные стихи. (Предисловие Ц.Дмитриевой), Москва, Детская литература, 1971; Избранная проза. — Москва, Художественная литература, 1971; Смерть луны. — Москва: Текст, 2011. (Сборник рассказов 1924—1938 годов.); Сеттер Джек. — Москва: Текст, 2011. (Сборник детских стихов). Литература: Гринберг И., Вера Инбер. Критико-биографический очерк, Москва, 1961; Тарасенков Ан., Русские поэты XX века. 1900-1955. Библиография, Москва, 1966.

Масленников_А.А (493x700, 145Kb)
1890
Александр Александрович Масленников
русский революционер, большевик, участник Гражданской войны в России. Родился в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника. После окончания гимназии, в 1908-1910 учился на математическом факультете Петербургского университета. С 1905 года участвовал в революционном движении. В 1909 вступил в РСДРП. На следующий год, являясь членом Санкт-Петербургского комитета партии, был назначен руководителем пропагандистской работы в одном из городских районов. В 1910-1914 четырежды арестовывался и ссылался. Последняя ссылка в Туруханский край была наиболее продолжительной. После Февральской революции был назначен ревкомиссаром Туруханского края. В июне 1917 он уехал в Самару, где в качестве члена губкома РКП(б) и представителем временного бюро организации был одним из активных участников утверждения Советской власти и проведения её первых мероприятий. В январе 1918 Масленников — делегат Всероссийского Учредительного собрания и III съезда Советов. После съезда работал в Москве секретарем ВСНХ. В мае 1918 по распоряжению ЦК РКП(б) вернулся в Самару, где вскоре начался антисоветский мятеж. После падения Советской власти Масленников был арестован и в июле 1918 доставлен в Омский концлагерь. В сентябре 1918 он вместе с П.А.Вавиловым, А.Я.Бакаевым и другими совершил побег из лагеря. После этого остался на подпольной работе в Омске. На подпольной общегородской конференции РКП(б) (сентябрь 1918) его избрали председателем Омского партийного комитета. Был делегатом 2-й и 3-й сибирских подпольных партийных конференций, входил в состав подпольного Сибирского областного комитета РКП(б); с марта 1919 является его председателем и членом Сиббюро ЦК. Руководящая роль Масленникова проявилась и в организации забастовки омских железнодорожников, восстании 22 декабря 1918 в Омске и 1 февраля 1919.
2 апреля 1919 года был арестован и после непродолжительного заключения расстрелян белогвардейцами 18 апреля 1919 года. Память: В Самаре: Установлена мемориальная доска на здания завода, названного в его честь (улица Новосадовая, дом 106); в его честь назван Проспект; Памятник на территории бывшего завода, названного в его честь. В Омске: Одна из омских улиц названа им. Масленникова. Источники: Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. — Москва: Советская Энциклопедия, 1987. — страница 348; Михеев А.П. Масленников Александр Александрович // Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко — краеведческий словарь. Москва, 1994. Страница 141.

Шлоймэ РозентальBez názvu (532x700, 244Kb)
1890
Соломон Конрадович Розенталь (имя при рождении - Шлоймэ Розенталь)
белорусский и российский медик, доктор медицинских наук (1937), профессор, шахматист, мастер спорта (1934). Родился в Вильнюсе. В 1913 г. он окончил Гейдельбергский университет и с 1914 по 1918 г. находился в рядах действующей армии. С 1918 по 1921 г. работал в Харькове в инфекционной больнице, а с 1921 по 1931 г. — в Минске в городской больнице и кожной клинике Белорусского государственного университета. Первый чемпион Белоруссии по шахматам. Побеждал в 1924 и 195-м гг. В 1928 году он занял 4-е место, уступив Константину Выгодчикову, Абраму Моделю и Владиславу Силичу на четвёртом чемпионате Белоруссии по шахматам. С 1931 жил в Ленинграде. В 1933 г. он выиграл состязания сильнейших ленинградских первокатегорников и получил звание мастера, после чего отошел от шахмат. В 1935 году лишен звания мастера спорта. После 1936 года не участвовал в официальных шахматных соревнованиях. С 1931 по 1939 г. Соломон Конрадович состоял ассистентом, а затем заведующим кожной клиникой Ленинградского кожно-венерологического института. С 1939 г. Соломон Конрадович заведовал кафедрой кожных и венерических болезней Ленинградского государственного стоматологического института. С.К.Розенталь выполнил более 80 научных работ. Многие из его трудов посвящены поражениям кожи при заболеваниях кроветворных органов. В 1938 г. вышла его монография "Поражения кожи, вызываемые минеральными смазочными маслами". Более 20 лет своей научной деятельности Соломон Конрадович отдал изучению физиологии кожи. Им разработано восемь различных методов исследования этого органа. С 1949 г. С.К.Розенталь работал над применением люминесцентного анализа в дерматологии и в других областях медицины. Им сконструирована и внедрена в практику общедоступная аппаратура для раннего люминесцентного распознавания микроспории (1949), разработана флуоресцентная методика определения адреналина в водных растворах и в крови (1950), внесен ряд упрощений в технику люминесцентных гистологических исследований. Умер в Минске 18 ноября 1955 года. Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; составитель Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 322. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 337. — 624 страниц — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Рубінчык, Вольф. З гісторыі Беларусі шахматнай. Мінск: Шах-плюс, 2012. Страницы 15—19; Рубинчик, Вольф. К 125-летию Соломона Розенталя, врача и шахматиста // http://belisrael.info/?p=5161 (10 августа 2015).

William Foster  swimmer (422x700, 121Kb)
1890
Уильям Фостер (William Foster)
британский пловец, чемпион летних Олимпийских игр 1908 и бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912. Родился в Хаслингдене. На Играх 1908 Фостер участвовал в трёх дисциплинах. Он стал чемпионом вместе со своей сборной в эстафете 4×200 метров вольным стилем, занял четвёртое место на дистанции 400 метров тем же стилем и остановился на полуфинале на 1500 метров. На следующих Играх 1912 Фостер участвовал в таких же дисциплинах, но стал бронзовым призёром в эстафете и полуфиналистом в других двух соревнованиях. Умер в Файлде 17 декабря 1963 года.

1890
Владимир Николаевич Щёголев
видный советский энтомолог, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Лектор Ленинградского университета. Заведующий кафедрой сельскохозяйственной энтомологии Ленинградского сельскохозяйственного института (ныне Санкт-Петербургский государственный аграрный университет). Родился в селе Спасско-Раменье (Новоселки) Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне село Спасско-Раменье Ермишинского района Рязанской области). Энтомологией начал увлекаться с ранней юности, что сыграло большую роль в его творческой работе. Увлечение энтомологией получило своё практическое развитие в период обучения на бывших Каменноостровских высших сельскохозяйственных курсах 1912—1916 годов. Важным обстоятельством явилось также и то, что уже в 1912 году одновременно с учебой Владимир Николаевич начал работать по любимой специальности в лаборатории бывшего Департамента земледелия. Собранные в это время материалы дали ему возможность в 1917 году выступить в печати с научными сообщениями. В 1918—1920 годах Владимир Николаевич работал в Петроградском комиссариате земледелия Союза коммун Северной области в должности старшего специалиста по прикладной энтомологии. С 1920 по 1925 год Владимир Николаевич жил и работал в Череповце, где заведовал организованной им станцией защиты растений и одновременно провел ряд исследований по изучению вредных насекомых, в частности подгрызающих совок. Условия для научно-исследовательской работы в Череповце сложились неблагоприятно для ученого, поэтому в 1925 году Владимир Николаевич по конкурсу занял пост заведующего отделом энтомологии Северокавказской опытной станции, где работал до 1930 года. В этот период он выполнил крупные широко известные исследования по изучению вредителей масличных культур, хлебных пилильщиков, кукурузного мотылька, чернотелок, вредителей конопли и сои. В 1930 году Владимир Николаевич вернулся в Ленинград. На этот раз он занял должность заведующего отделом вредителей технических культур Всесоюзного института защиты растений. Одновременно он работал в качестве профессора в высших учебных заведениях Ленинграда — в Институте прикладной зоологии и фитопатологии (ИЗИФ), в Ленинградском сельскохозяйственном институте, Ленинградском институте по борьбе с вредителями и болезнями сельского и лесного хозяйства (ЛИНБОВ) и Ленинградском государственном университете. В Сельскохозяйственном институте он заведовал кафедрой сельскохозяйственной энтомологии, а в университете читал лекции и руководил аспирантурой. За ряд оригинальных и производственно ценных исследований Владимир Николаевич в 1935 году присудили ученую степень доктора сельскохозяйственных наук, а в 1939 году его утвердили в ученом звании профессора. В период Великой Отечественной войны Владимир Николаевич в блокадном Ленинграде вел подготовку военных дезинсекторов; награжден медалью за оборону Ленинграда. В 1942 году он эвакуировался в Алтайский край, где продолжал научно-исследовательскую работу и педагогическую деятельность. В 1944 году реэвакуирован в Ленинград. В 1962 году ушел на пенсию. Умер в Ленинграде 27 декабря 1966 года.

1891
Сергей Петрович Сыромятников
советский ученый в области паровозостроения и теплотехники, академик Академии Наук СССР (1943). Член КПСС с 1946. Родился в селе Курбы, ныне Ярославской области. В 1917 окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ), где преподавал в 1918-1941. Работал также в Экспериментальном институте путей сообщения (1918-1927), преподавал на Высших технических курсах Народного комиссариата путей сообщения (НКПС, 1921-1925), в Московском институте инженеров транспорта (1925-1931), в Московском электромеханическом институте инженеров железно-дорожного транспорта (1931-1949). В 1940-1943 главный эксперт по паровозам Экспертно-технического отдела НКПС. Основоположник научного проектирования паровозов; разработал теорию и расчет тепловых процессов, а также создал теорию топочного процесса паровозных котлов. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Умер в Москве 4 марта 1951 года. Сочинения: Паровозы. Тепловая работа, динамика, автотормоза, Москва, 1949; Тепловая работа паровозной топки, Москва, 1953. Литература: Сергей Петрович Сыромятников, Москва- Ленинград, 1950 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку