-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


10 июля родились...

Вторник, 10 Июля 2018 г. 03:55 + в цитатник
Serge_Voronoff (499x700, 167Kb)
1866
Сергей Александрович Воронов (Sergei Voronov)
французский хирург российского происхождения. Получил известность за методику прививания ткани яичек обезьян к человеческим яичкам, которую он разработал во Франции в 1920-х и 1930-х годах. Эта методика принесла ему много денег, хотя он и был довольно независим в финансовом отношении и до этого. Однако вскоре его работа перестала быть популярной и он стал мишенью для насмешек. Другие ученые, как и публика в целом, отделили себя от Воронова, сделав вид, что его методика прививания никогда их не интересовала. Когда он умер в 1951 году, в 85 лет, большинство газет не заметили его смерти, а те, которые что-либо написали, продолжали высмеивать его исследования. В 1999 году появились предположения, что вирус иммунодефицита человека, открытый в 1980-х годах, был занесен в человеческий организм через эксперименты Воронова в 1920-х годах по пересадке органов обезьян людям. В наше время его работа и исследования в основном реабилитированы. Сергей (Самуил) Воронов родился в деревне недалеко от Воронежа, в семье русских субботников. В 18 лет он иммигрировал во Францию, где он изучал медицину. В 1895 году, когда ему было 29 лет, Воронов получил французское гражданство. Воронов был учеником французского биолога, хирурга, евгениста Алексиса Карреля — лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине, от которого он приобрел знания по методике хирургической пересадки органов. С 1896 по 1910 год Воронов работал в Египте, где он изучал последствия кастрации у евнухов — исследования, положившие начало его работе по омоложению. В конце XIX века, развития в ксенотрансплантации включали в себя книгу Чарльза-Эдуарда Браун-Секара. В 1889 году, Воронов ввел себе под кожу экстракт перемолотых яичек собаки и морской свинки. Эти эксперименты не оправдали его надежд по повышению гормонального уровня для задержки процесса старения. Остальные эксперименты Воронова были продолжением этого начального опыта. Он считал, что пересадка желез произведет более постоянный эффект чем простые инъекции. Ранние опыты Воронова в этой области состояли из пересадок щитовидной железы шимпанзе людям с щитовидными заболеваниями. Он продолжил с пересадкой яичек казненных преступников миллионерам, и когда спрос превысил его возможности по поставке, он начал использовать ткань с яичек обезьян. С 1917 по 1926 год, Воронов провел более пятисот пересадок на овцах, козах и быках, прививая яички молодых животных к более старым. Воронов заметил, что в результате пересадок старые животные обретали прыть и игривость молодых особей. Он также считал, что трансплантация желез обезьяны может быть использована для лечения деменции. Из Иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье», от 29 июня 1914 года: «Сенсационное открытие.Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведенной им в его клинике над 14-летним мальчиком идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причем явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошел ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость, любознательность. Доктор Воронов — бывший сотрудник Карреля.» Первую официальную пересадку «желез обезьяны» человеку он провел 12 июня, 1920 года. Тонкие срезы (шириной в несколько миллиметров) яичек от шимпанзе и бабуинов были пересажены в мошонку пациента, тонкость образцов ткани позволила ей срастись с человеческой тканью. К 1923 году, 700 известнейших хирургов со всего мира аплодировали успехам Воронова по «омоложению», во время международного хирургического конгресса в Лондоне. В его книге «Омоложение прививанием» (1925 год), Воронов описывает то, что он считает потенциальными эффектами его операций. Это «не возбудитель», однако он соглашается, что сексуальный аппетит может подняться. Другие возможные результаты включают в себя улучшение памяти, возможность работать долгое время без отдыха, отпадение потребности в очках (из-за укрепления глазных мышц), и продление срока жизни. Воронов также предполагает, что прививочная операция может помочь пациентам с «dementia praecox» (современное название - шизофрения). Метод Воронова был модным в 1920-х. Поэт Эдвард Эстлин Каммингс воспевал «знаменитого доктора, который вставляет обезьяньи железы в миллионеров», чикагский хирург Макс Торек вспоминал, что «роскошные банкеты и вечеринки, как и остальные более простые собрания медицинской элиты, были наполнены шепотом — „железы обезьяны“». Песня «Monkey-Doodle-Doo» написанная Ирвингом Берлином для фильма братьев Маркс «Кокосовые орехи», имеет строки: «Если ты стар для танцев — поставь себе железу обезьяны». В рассказе Артура Конана Дойла «Человек на четвереньках», все произведение закручено вокруг профессора который сделал себе укол вытяжки из желез обезьяны. К началу 1930-х годов только во Франции более 500 мужчин прошли лечение по его методу омоложения. Ещё тысячи прошли лечение за пределами этой страны, например, в его специальной клинике в Алжире. В числе известных людей, прошедших пересадку - Гарольд МакКормик, председатель компании «International Harvester Company», и стареющий премьер-министр Турции. Чтобы покрыть постоянно растущий спрос на материал для операций, Воронов открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере под руководством бывшего циркового дрессировщика. Известная американская оперная певица французского происхождения Лили Понс была частым посетителем питомника. Разбогатевший Воронов снимал целый первый этаж одного из самых дорогих парижских отелей и окружил себя свитой из шоферов, слуг, личных секретарей и двух куртизанок. Дальнейшая работа Воронова включала в себя пересадку обезьяньего яичника женщинам. Он также проводил обратные опыты по пересадке человеческого яичника обезьяне и искусственного осеменения обезьяны человеческой спермой. Эти эксперименты увековечены в романе Фелисиен Шампзур «Nora, la guenon devenue femme» («Нора, Обезьяна Ставшая Женщиной»). Воронов прекратил свои эксперименты под давлением от скептического научного общества и перемены настроения публики. Вскоре стало известно, что его операции не достигли обещаемых результатов. В книге «Афера Обезьяньих Желез» Дэвид Хэмильтон, опытный трансплантационный хирург, доказывает, что ткань животных будет отторгнута человеческим организмом. В лучшем случае эта операция оставит шрам, глядя на который пациент может верить, что прививание сработало. Из этого следует, что пациенты, которые прошли операцию и хвалили Воронова, улучшили свое состояние в результате эффекта плацебо. Работа Воронова была частично основана на том, что яички являются такими же железами, как и щитовидная или адреналиновая железа. Воронов верил, что в будущем ученые откроют вещество, производимое яичными железами, что в результате сделает процесс прививки ненужным. Вскоре стало известно, что вещество, производимое яичками, является тестостероном. Воронов ожидал, что это новое открытие подтвердит его теории — тестостерон будет введен животным и они станут моложе, сильнее и активнее. Подобные опыты произошли, и его теории были признаны ошибочными. Кроме развития второстепенных сексуальных характеристик, тестостерон ничего более не сделал и не продлил срок жизни, как надеялся Воронов. В 1940-х годах светило британской хирургии доктор Кеннет Уокер заклеймил метод Воронова как «не лучше чем методы ведьм и колдунов». Умер в Лозанне, Швейцария, от осложнения в результате падения 3 сентября, 1951 года. При прохождении курса лечения перелома ноги легкие Воронова перестали работать, или в результате пневмонии или от сгустка крови, который поднялся из его ноги. Так как Воронов потерял репутацию, некрологи появились лишь в нескольких газетах, и даже они вели себя как будто они всегда смеялись над убеждениями Воронова. Газета Нью-Йорк таймс, в одно время его сторонник, исказило правописание его фамилии и также заявила, что «очень немногие принимали его высказывания всерьез». Похоронен в русской секции кладбища Кокад в Ницце. В начале 1920-х годов, странные пепельницы в виде обезьяны закрывающей свои половые органы, с надписью по-французски, «Нет, Воронов, ты меня не возьмешь!», стали появляться в парижских домах. В то же самое время, новый алкогольный коктейль из джина, апельсинового сока, граната и абсента, был назван «Железа Обезьяны», после опытов Воронова в 1920-х и 1930-х годах. В 1990-х года плохая репутация Воронова была смягчена. В ноябре 1991 года, один из самых старых рецензированных журналов в мире, «Ланцет» (The Lancet) (Скальпель), запросил пересмотр архивов Воронова, и заявил, что «Совет по Медицинским Исследованиям должен финансировать дальнейшее изучения обезьянних желез». К 1994 году, появились запросы на полное извинение от медицинского общества за отрицание достижений Воронова. В 1998 году, сногсшибательная популярность «Виагры» принесла воспоминания о работе Воронова. Однако в 1999 году, некоторые ученые предположили, что вирус СПИДа, открытый в 1980-х годах, был внесен в человеческое население экспериментами Воронова по пересадке обезьянних органов людям. К 2003 году, исследования Воронова в 1920-х годах были произведены газетами в статус легендарных фактов. Однако в 2005 году, опыты Воронова в 1920-х и 1930-х годах были замечены как основа для современной медицинской стратегии по борьбе со старостью, которая основана на замене гормонов — производство которых организмом снижается со старостью — для достижения крепости организма и физических характеристик имеющихся у молодых людей. Воронов женился первый раз в 1897 году, на Маргарите Барбе (умерла в 1910). Его второй женой стала Эвелина Бостуик (умерла в 1921 году), богатая особа из Нью-Йорка — они женились в 1919 году. Третья жена Воронова, Гертруда, после его смерти стала графиней де Фоз. Воронов был прототипом профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» (1925). В книге Преображенский, как известно, в виде эксперимента пересадил человеческие яички и гипофиз собаке, но кроме того вообще профессионально практикует "омоложение", пересаживая обезьяньи яичники богатым клиентам. Публикации: Воронов, Сергей. (1920) Life: A Study of the Means of Restoring. Publisher: E. P. Dutton & company, New York. ASIN B000MX31EC; Воронов, Сергей. (1923) Greffes Testiculaires. Publisher: Librairie Octave Doin. ASIN B000JOOIA0; Воронов, Сергей. (1924) Quarante-Trois Greffes Du Singe a L’homme. Publisher: Doin Octave. ASIN B000HZVQUQ; Воронов, Сергей. (1925) Rejuvenation by grafting. Publisher: Adelphi. Translation edited by Fred. F. Imianitoff. ASIN B000OSQH5K; Воронов, Сергей. (1926) Etude sur la Vieillesse et la Rajeunissement par la Greffe. Publisher: Arodan, Colombes, France. ASIN B000MWZJHU; Воронов, Сергей. (1926) The study of old age and my method of rejuvenation. Publisher: Gill Pub. Co. ASIN B000873F7A; Воронов, Сергей. (1928) How to restore youth and live longer. Publisher: Falstaff Press. ASIN B000881RLU; Воронов, Сергей. (1928) The conquest of life. Publisher: Brentano’s. ASIN B000862P0E; Воронов, Сергей. (1930) Testicular grafting from ape to man: Operative technique, physiological manifestations, histological evolutions, statistics. Publisher: Brentano’s. ASIN B00088JAL4; Воронов, Сергей. (1933) Les sources de la vie. Publisher: Fasquelle editeur. ASIN B000K5XTTO; Воронов, Сергей. (1933) The Conquest of Life. Publisher: Brentano’s. ASIN B000862P0E; Воронов, Сергей. (1937) Love and thought in animals and men. Publisher: Methuen. ASIN B000HH293C; Воронов, Сергей. (1941) From Cretin to Genius. Publisher: Alliance. ASIN B000FX4UP8; Воронов, Сергей. (1943) The Sources of Life. Publisher: Boston, Bruce Humphries. ASIN B000NV3MZ6. Литература: Cooper, David K. C.; Lanza, Robert P. (April 28, 2003) Xeno: The Promise of Transplanting Animal Organs into Humans. Publisher: Oxford University Press ISBN 0-19512-833-8; Hamilton, David. (1986) The Monkey Gland Affair. Publisher: Chatto & Windus. ISBN 0-70113-021-0; Réal, Jean. (2001) Voronoff. Publisher: Stock. ISBN 2-23405-336-6.

Prinz_Max_von_Baden (477x700, 153Kb)
1867
Максимилиан Баденский (немецкое имя - Maximilian Alexander Friedrich Wilhelm Prinz von Baden)
немецкий политик и военный, принц. С 3 октября по 9 ноября 1918 года был канцлером Германии. Объявил об отречении Вильгельма II и покинул свой пост, передав полномочия Фридриху Эберту. Его именем назван дворец принца Макса в Карлсруэ. Родился в Баден-Бадене, в семье принца Вильгельма Баденского и Марии, княжны Романовской и герцогини Лейхтенбергской (из рода Богарне). Внук великого герцога Леопольда Баденского, принцессы Софии Шведской, герцога Максимилиана Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны. В июле 1900 года Максимилиан женился на Марии Луизе, принцессе Ганноверской (1879—1948), дочери Эрнста Августа II Ганноверского. У супругов родились двое детей: Мария Александра (1902—1944), замужем за принцем Вольфгангом Морицем Гессен-Кассельским (1896—1989); Бертольд (1906—1963). Придерживался либеральных взглядов и до, и во время Первой мировой войны. Осенью 1918 года Максимилиан был назначен канцлером Германии, чтобы договориться о перемирии с союзниками и сохранить монархию. Он сформировал правительство, которое впервые включало представителей социал-демократов, Фридриха Эберта и Филиппа Шейдемана. 1 ноября 1918 года он простудился. "Чрезмерная доза снотворного погрузила его в забытье на 36 решающих часов с 1 по 3 ноября. Когда он проснулся, оказалось, что последние союзники Германии - Турция и Австро-Венгрия - уже вышли из войны. А беспорядки, разжигаемые большевистскими агитаторами, вспыхнули по всей Германии". Выйдя из сна Макс Баденский первым делом издал указ о запрете применения оружия против восставших. Усилия дипломатов обеспечить перемирие были прерваны вспышкой революции в Германии в первые дни ноября. Максимилиан, понимая, что кайзер не сможет сохранить трон, убеждал его отречься вовремя, чтобы предотвратить гражданскую войну. Вильгельм II отверг это предложение и приказал генералам готовиться к походу на Берлин. Однако генералы возразили, что армия не подчинится такому приказу. Кайзер колебался; не дожидаясь формального акта, Максимилиан Баденский объявил в Берлине об отречении Вильгельма и о своей отставке. Сразу же после этого Шейдеман провозгласил создание Веймарской республики. Максимилиан Баденский отошел от политических дел. Он умер в Залеме 6 ноября 1929 года. За год до смерти он возглавил баденский великогерцогский дом после смерти своего двоюродного брата, последнего правящего монарха Бадена — великого герцога Фридриха II.

Kurnatovskiy_VK (558x700, 142Kb)
1868
Виктор Константинович Курнатовский
революционный деятель, один из первых русских марксистов, один из руководителей Читинского вооруженного восстания рабочих, первый редактор газеты «Забайкальский рабочий». Курнатовский Виктор Константинович родился в городе Рига, в семье врача. Был народовольцем, обучался в Санкт-Петербургском университете, откуда был исключен и выслан из Санкт-Петербурга. Поступил в Московский университет, руководил марксистским кружком, но вновь исключен и выслан в Архангельскую область. В 1892 году эмигрировал в Швейцарию. В Цюрихе в 1896 году окончил Политехнический институт, участвовал в работе группы «Освобождение труда». В 1897 году при возвращении в Россию арестован на границе и выслан в Восточную Сибирь. В 1898 году в Минусинске встретился с В.И.Лениным. Подписал написанный Лениным «Протест российских социал-демократов». По окончании ссылки с осени 1900 года вёл партийную работу в Тбилиси. В 1901 году арестован и после двух лет заключения в Метехском замке вновь сослан в Сибирь. По возвращении в Россию арестован на границе и выслан в Восточную Сибирь. Находясь в Якутске предпринял попытку организации вооруженного восстания политических ссыльных за что направлен на каторжные работы в Забайкалье, помещён в Акатуйскую каторжную тюрьму. Освобождён из тюрьмы после издания «Манифеста 17 октября». После освобождения восставшими из тюрьмы, прибыл в Читу, где стал членом РСДРП. Принял активное участие в подготовке Читинского вооруженного восстания рабочих, был одним из его руководителей и организаторов Совета солдатских и казачьих депутатов, который был создан 5 декабря 1905 года. С 20 декабря 1905 года под редакцией В.К.Курнатовского выходит газета «Забайкальский рабочий» тиражом 8—10 тысяч экземпляров. Газета являлась органом Читинского комитета РСДРП. 2 января 1906 года делегацией под руководством Курнатовского были освобождены 15 матросов с транспорта «Прут» содержавшихся в Акатуйской каторжной тюрьме. 4 февраля 1906 года экспедиция генерала Ренненкампфа вошла в Читу для подавления восстания. После подавления «Читинской республики» было арестовано 400 человек, в том числе и Курнатовский. В марте 1906 года военно-полевым судом Курнатовский приговорён к смертной казни. 15 апреля 1906 года новым приговором смертная казнь замена бессрочной каторгой. 3 июня 1906 года вместе с часовым при помощи врача бежал из Нерчинской городской больницы. Добрался до Владивостока, где, установив контакты с местной организацией РСДРП, приобрел билет до Японии, откуда морем добрался в Париж. Умер в Париже 2 октября 1912 года. Именем Курнатовского названа улица в Центральном районе Читы, установлена мемориальная доска на здании редакции газеты «Забайкальский рабочий», учреждена премия лучшему журналисту Читинской области. Литература: Волчек Г., Воинов В., В.Курнатовский, Москва, 1961; Давыдов Л., Крепче в сборнике: У истоков партии. Рассказы о соратниках В.И.Ленина, Москва, 1963; Соколов Ю.В., В.К.Курнатовский, "Вопросы истории КПСС", 1968, № 6.

Kando_Kalman (532x700, 269Kb)
1869
Кальман Кандо (венгерское имя - Kálmán Kandó)
венгерский учёный в области электротехники, член-корреспондент Венгерской Академии Наук (1927). Родился в Пеште. Окончил Будапештский технический университет (1892). Активно участвуя в электрификации итальянских железных дорог, Кандо внедрил систему электротяги на трёхфазном токе (1902-1915). Изобрёл групповой движущий механизм электровоза - "треугольник Кандо" (1905). В 1917 разработал конструкцию синхронного преобразователя фаз, в 1923 построил новый тип электровоза с трёхфазными асинхронными двигателями, присоединёнными к преобразователю фаз Кандо, получающему питание от однофазной контактной сети. В 1934 по системе Кандо был электрифицирован участок венгерской железной дороги Будапешт - Хедьешхалом (160 км). Скончался в Будапеште 13 января 1931 года. Литература: Gohеr М., Kandо Kаlmаn emlеkezete, «Elektrotechnika», 1969, № 9.

 (480x698, 104Kb)
1871
Марсель Пруст (французское имя - Marcel Proust)
французский писатель. Родился в Париже. Его отец был известным врачом и занимал важный пост в министерстве здравоохранения. Мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии, была начитанна, чувствительна, умна и оказала большое влияние на сына. Детские годы Пруст провел в Париже, уезжая на каникулы в городок Иллье (в романе В поисках утраченного времени назван Комбре), недалеко от Шартра. В возрасте девяти лет у Пруста обнаружилась астма, от которой он страдал всю жизнь; в конечном счете она стала и причиной его смерти. Болезнь, вызванная отчасти причинами психосоматического характера, часто обострялась и сопровождалась страхами, бессонницей, расстройством пищеварения и чрезмерной чувствительностью. Мать любовно выхаживала сына, и Пруст, подобно своему персонажу Марселю, с которым у него много общего, наслаждался тревогой близких и возможностью нарушать правила строгой дисциплины, установленные отцом для воспитания детей. С одиннадцати и до восемнадцати лет Марсель посещал парижский лицей Кондорсе, где добился блестящих успехов в литературе и философии. Школьные товарищи его недолюбливали за женственность и изысканные манеры. Он восторгался французскими классиками, Ж.Мишле и поэтами-парнасцами; позднее увлекся творчеством А.Франса, Ж.Э.Ренана, Ш.Бодлера и, в меньшей степени, поэтов-символистов. Он переводил небольшие работы Д.Рёскина, хотя его английский всегда оставлял желать лучшего, читал Джордж Элиот по-французски, а в последние годы стал поклонником Достоевского. Он почти ничего не знал о жизни в других странах, и совместная с матерью поездка в Венецию стала одним из немногих приключений в его жизни завзятого домоседа. В 1890, исполняя желание родителей, Пруст стал слушателем парижской Школы правоведов и Института политических наук. Но сердце его принадлежало литературе, и он проводил много времени в светском обществе, где встречался с эстетами, рафинированными музыкантами и дамами, царившими в парижских салонах. Пруст писал журнальную эссеистику и бесконфликтные рассказы. Они были опубликованы в сборнике Утехи и дни (Plaisirs et les jours) в 1896. Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков (О.Бальзак, Э. и Ж.Гонкуры, Г.Флобер и Ренан) были изданы в 1919 под названием Подражания и прочие мелочи (Pastiches et mélanges). Он пробовал себя в критике, превознося достоинства Бальзака и обвиняя Ш.О.Сент-Бёва в косности, из-за чего тот не мог понять своих современников. Неровный роман Жан Сантей (Jean Santeuil), его ученический опыт, созданный между 1896 и 1900, был опубликован в 1952. Замысел и неторопливое воплощение в жизнь художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905. Здоровье писателя ухудшилось – не в последнюю очередь из-за прискорбных привычек: ночами он бодрствовал, спал днем, принимал множество лекарств и постоянно жаловался на усталость, хотя продолжал непрерывно работать над романом. Немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Он превратился в законченного пессимиста: ему казались фальшивыми все чувства, и особенно любовь, которая неизбежно приносит разочарование, поскольку любящий идеализирует любимое существо и не способен к трезвой оценке. Пруст сменил несколько квартир в Париже. Он жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбеком) или шел полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Когда в 1912–1913 была завершена первая часть его по-вагнеровски огромной прозаической симфонии, он не нашел для нее издателя. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели принять новый взгляд на мир, требовавший новых выразительных средств. В 1913 Прусту удалось опубликовать роман По направлению к Свану (Du Côté de chez Swann). Когда в 1918 появилась вторая часть, Под сенью девушек в цвету (A l'ombre des jeunes filles en fleurs), настроения публики переменились. Пруст получил престижную Гонкуровскую премию, которая способствовала последующему успеху его книг. Он покончил с затворничеством, стал принимать немногих восторженных поклонников, нашел время для публикации нескольких небольших эссе, продолжая работать над разрастающимся романом. Третья часть, У Германтов (Du Côté de Guermantes), оказалась настолько длинной, что была издана двумя выпусками, первый вышел в 1920. Критики встретили роман благосклонно, однако отметили несовершенство архитектоники. Раздраженный автор дал понять, что в законченном виде пятнадцатитомный роман представит столь же выверенную конструкцию, как готический собор. В 1921 второй том У Германтов появился одновременно с книгой, где Пруст предпринял необычайно смелую попытку фронтальной атаки на общественные предрассудки – два тома под названием Содом и Гоморра (Sodome et Gomorrhe), опубликованные в 1921 и 1922, составляют четвертую и пятую части романа. На исходе лета 1922 Пруст сильно простудился; практически отказавшись от еды, он пил холодное пиво в качестве средства против астмы. 18 ноября 1922 года, ближе к вечеру, он скончался. Три части главного труда его жизни, просмотренные им лишь частично, были опубликованы посмертно: Пленница (La Prisonnière) – самое глубокое изображение ревности во всей мировой литературе; Беглянка (Albertine disparue) – слабейшая часть романа; и Обретенное время (Le Temps retrouvé) – эстетическое завещание Пруста, величественное и печальное откровение, проясняющее психологическую основу романа и творческое кредо автора. Сочинения в русском переводе: Собрание сочинений. В поисках за утраченным временем. Предисловие А.В.Луначарского, (том 1). Вступительная статья Н.Рыковой (том 3), тома 1-4, Ленинград, 1934-38; По направлению к Свану. (Перевод Н.Любимова. Предисловие Б.Сучкова), Москва, 1973. Литература: Рейх Б., Марсель Пруст, "Печать и революция", 1927, № 8; Воронский А., Марсель Пруст, в книге: Перевал, Москва - Ленинград, 1928, сборник 6; Толмачев М.В., Марсель Пруст, "В поисках утраченного времени", "ВИМК", 1961, (№)6 (30); Андреев Л.Г., М.Пруст, Москва, 1968; Днепров В., Искусство М.Пруста, "Иностранная литература", 1973, № 4; Bonnet Н., Le progrès spirituel dans l'oeuvre de M.Proust, [t. 1—2], P., 1946—1949 (литература); Picon G., Lecture de Proust, [P., 1968]; Корр R.L., M. Proust as a social critic, Rutherford, [1971]; Marcel Proust. 1871—1922. A centennial vol. Ed. by P. Quennel, N. Y., [1971]; Tadie J.-Y., Proust et le roman, [P., 1971]; Vial A., Proust, P., 1971; Вorel J., M.Proust, [P., 1972] (литература); Marcel Proust. A critical panorama, Urbana, [1973]. Salaman E. The Great Confession: from Aksakov and De Quincey to Tolstoy and Proust. London. Allen Lane The Penguin Press, 1973; Батай Ж. Пруст (недоступная ссылка с 14-05-2013 (419 дней) — история) // Батай Ж. Литература и Зло [: Сборник эссе:]. Москва: МГУ, 1994. — ISBN 5-211-03159-8; Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М.Пруст «В поисках утраченного времени» [: лекции 1984—1985 гг. ] / Редактор И.К.Мамардашвили. Санкт-Петербург: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. — 571 страница — ISBN 5-88812-049-9; Жера́р Жене́тт. Фигуры. М.: «Издательство имени Сабашниковых», 1998. — ISBN 5-8242-0065-3; R. M. Bales. The Cambridge Companion to Proust — Cambridge University Press, 2001. — 266 p; Хосе Ортега-и-Гассет Время, расстояние и форма в искусстве Пруста; Таганов А.Н. Русская тема в творчестве Пруста // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (Санкт-Петербург, 2-3 июля 2001 г.)/ответственный редактор С.Л.Фокин. Москва: Наука, 2005. Страницы 24-35; Николаева Т.М. О чём на самом деле писал Марсель Пруст? — Москва: Языки славянской культуры, 2012. — 128 страниц. — (Studia philological/ Series minor). — 600 экземпляров, ISBN 978-5-9551-0519-2; Михайлов А.Д. Поэтика Пруста / Издание подготовлено Т.М.Яиколаевой. Москва: Языки славянской культуры, 2012. — 504 страницы, 300 экземпляров, ISBN 978-5-9551-0610-6; F.C.Green, The Mind Of Proust (1949); Aciman, André (2004) The Proust Project. New York: Farrar, Straus and Giroux; Теодор Адорно (1967) Prisms. Cambridge, Mass.: MIT Press; Теодор Адорно "Short Commentaries on Proust, " Notes to Literature, trans. S. Weber-Nicholsen (New York: Columbia University Press, 1991); Albaret, Céleste (2003) Monsieur Proust. New York: The New York Review of Books (Мемуары домоправителя Пруста); Вальтер Беньямин К портрету Пруста; Bernard, Anne-Marie (2002) The World of Proust, as seen by Paul Nadar. Cambridge, Mass.: MIT Press; D.Capetanakis, 'A Lecture on Proust', in Demetrios Capetanakis A Greek Poet In England (1947); Carter, William C. (2002) Marcel Proust: a life. New Haven: Yale University Press; Chardin, Philippe (2006) Proust ou le bonheur du petit personnage qui compare. Paris: Honoré Champion; Chardin, Philippe et alii (2010) Originalités proustiennes. Paris: Kimé; Davenport-Hines, Richard (2006) A Night at the Majestic. London: Faber and Faber ISBN 978-0-571-22009-0; De Botton, Alain (1998) How Proust Can Change Your Life. New York: Vintage Books; Жиль Делёз (2004) Пруст и знаки (Marsel Proust et les signes) / Перевод с французского Е.Г.Соколова. — Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований при Философском факультете СПбГУ: Алетейя, 1999; Поль де Ман Allegories of Reading: Figural Language in Rousseau, Nietzsche, Rilke, and Proust, (ISBN 0-300-02845-8) 1979; Жюльен Грак, «Proust Considered as An End Point» in Reading Writing (New York: Turtle Point Press,), 113—130; Karlin, Daniel (2005) Proust’s English. Oxford: Oxford University Press ISBN 978-0-19-925688-4; Юлия Кристева Time and Sense. Proust and the Experience of Literature. New York: Columbia U. Press, 1996; George Painter (1959) Marcel Proust: a biography; Vols. 1 & 2. London: Chatto & Windus; Shattuck, Roger (1963) Proust’s Binoculars: a study of memory, time, and recognition in «À la recherche du temps perdu». New York: Random House; Spitzer, Leo "Proust’s Style, " [1928] in Essays in Stylistics (Princeton, Princeton U. P., 1948); Shattuck, Roger (2000) Proust’s Way: a field guide to «In Search of Lost Time». New York: W. W. Norton; Tadié, Jean-Yves (2000) Marcel Proust: a life. New York: Viking; Эдмунд Уайт (1998) Marcel Proust. New York: Viking Books. Книги современных художников о Прусте: Serge Chamchinov, Marcel Proust. Incipit, Dives-sur-mer, 2008. Книга художника, в основу которой положен текстологический анализ первой фразы романа В поисках утраченного времени, шести рукописных вариантов. Оригинал, формат 270×345 мм, тушь, пастель; Anne Arc, Marcel Proust, Dives-sur-mer, 2009. Format carré 305×305 mm, collection «Laboratoire du livre d’artiste», section «Temps», conception «minimalisme», 12 linogravures d’Anne Arc, titre imprimé sur couverture, Canson noir 160g/m2, 12 exemplaires lettrés; Daniel Hees, Lindenblüten, Köln, 1984. Radierschnipsel. 43x57cm. Hahnemühle-Büttenkarton 300g/m², 80 exemplaren; Marja Scholtens, A la recherche, Rotterdam, 2009. 18,5x19,5 cm. Japon-simili 80g/m². Bilingue (français/néerlandais) 75 exemplaires.

1872
Николай Александрович Шилов
советский физико-химик. Родился в Москве. В 1895 окончил Московский университет; с 1899 работал там же. С 1910 — профессор Московского высшего технического училища и одновременно (с 1913) — профессор Московского коммерческого института (ныне Институт народного хозяйства). В 1901—1904 Шилов в лаборатории немецкого ученого В.Ф.Оствальда в Лейпцигском университете изучал вопросы химической кинетики и подготовил магистерскую диссертацию "О сопряженных реакциях окисления", которую защитил в Московском университете в 1905. В диссертации Шилов систематизировал огромный экспериментальный материал по сопряженным реакциям, построил основы их теории и разработал применяемую ныне терминологию. На основании теории о "сопряжении" реакций Шилов подошел к обобщающим представлениям о природе гомогенного катализа. В 1915—18 Шилов отдает все силы и знания противохимич. защите русской армии. Его исследования положили начало современной теории динамики поглощения газов из тока воздуха. Начиная с 1919 Шилов изучал явление адсорбции веществ из растворов, распределение веществ между двумя жидкими фазами и др. Эти работы привели Шилова к заключению об особой роли кислорода в процессах адсорбции углем электролитов из водных растворов. На основании полученных результатов Шилов создал представления о поверхностных окислах угля, в ряде случаев определяющих свойства угля как адсорбента. Идеи Шилова о поверхностных окислах углеродных адсорбентов сыграли важную роль в развитии химии поверхностных соединений и реакций. Воспитал многочисленных учеников. Создал (1929) препарат гиперсол для лечения гипертонии и атеросклероза и объяснил механизм его действия. Умер в городе Гагра (ныне Абхазия) 17 августа 1930 года. Литература: Вознесенский С., Николай Александрович Шилов, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1930, том 62, выпуски 8—9 (имеется библиография опубликованных научных работ Шилова); Крупный русский ученый Николай Александрович Шилов, "Успехи химии", 1946, том 15, выпуск 2; Беркенгейм Б.М., Семенов H.H., Серпинский В.В., Николай Александрович Шилов (К 25-летию со дня смерти), "Журнал физической химии", 1955, том 29, выпуск 9; Шилов Е.А., Об отношении идей Н.А.Шилова к современным представлениям о механизме гомогенного катализа, "Журнал физической химии", 1957, 31, выпуск 1, стр. 266; Старосельский П.И., Научное творчество Н.А.Шилова (1872— 1930), в книге: Труды Института истории естествознания и техники (Академия Наук СССР), том 12, Москва, 1956; Ушакова Н.Н., Николай Александрович Шилов, Москва, 1966 (литература).

 (522x698, 74Kb)
1873
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, доктор исторических наук, этнограф, писатель. Один из ближайших соратников Ленина. Брат Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича. Владимир Бонч-Бруевич родился в Москве, в семье землемера, выходца из белорусско-литовских дворян Могилёвской губернии. В 1883 году поступил в подготовительные классы Константиновского межевого института в Москве; в 1884—1889 годах учился в этом институте; за организацию выступления студентов был исключён и сослан под надзор полиции в Курск; там окончил землемерное училище. Вернулся в 1892 году в Москву, вошёл в «Московский рабочий союз». Настроил печать на гектографе и распространение нелегальной литературы. С 1894 года работал в издательстве П.К.Прянишникова «Народная библиотека». С 1895 года участвовал в работе социал-демократического кружка, позже вошедшего в «Московский рабочий союз». В 1896 году эмигрировал в Швейцарию, организовывал пересылку в Россию революционной литературы и полиграфического оборудования. После знакомства с В.И.Ульяновым (Лениным) стал активным сотрудником «Искры». Учился на естественном факультете Цюрихского университета. Осенью 1898 года выехал в Англию, где участвовал в организации переселения духоборов с Кавказа в Америку. В 1899 году сопровождал в Канаду последнюю партию духоборов, затем помогал им устроиться на новых местах. Изучал жизнь и верования разнообразных сектантов, в том числе на предмет возможности рассылать сектантам «Искру». Вернувшись из Канады, издавал в издательстве Чертковых «Материалы к истории и изучению русского сектантства» (с 1908 г. возобновил их в России под названием «Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России»). В 1909 году опубликовал собранные им в Канаде псалмы духоборов («Животная книга духоборцев»). В 1903—1905 годах — заведующий экспедицией ЦК РСДРП (Женева), один из создателей архива ЦК. В 1904 году издавал специальный социал-демократический журнал для сектантов «Рассвет». В 1905 году вернулся в Россию, работал в газете «Новая жизнь». В 1905 году участвовал в подготовке вооружённого восстания в Санкт-Петербурге, организовывал подпольные склады с оружием. В 1906—1907 годах секретарь и член редколлегии журнала «Наша мысль». В 1908—1918 гг. руководил большевистским издательством «Жизнь и знание» (издательством «им. В.Бонч-Бруевича и Н.Ленина»). С 1912 года член редколлегии газеты «Правда». Неоднократно арестовывался, но серьёзным преследованиям не подвергался. В 1917 член исполкома Петроградского совета, временный редактор газеты «Рабочий и солдат» (одно из названий «Вечерний Санкт-Петербург»). В 1917 возглавлял комендатуру района Смольный — Таврический дворец. Был управляющим делами Совета Народных Комиссаров до октября 1920. Одновременно в декабре 1917 — марте 1918 года был председателем Комитета по борьбе с погромами, в феврале — марте 1918 — членом Комитета революционной обороны Петрограда. С 1918 г. — управляющий делами СНК РСФСР. Ближайший помощник и фактический секретарь Ленина. Принимал активное участие в национализации банков, в подготовке переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года. Завизировал Постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 «О красном терроре». С марта 1918 — заместитель председателя Совета врачебных коллегий. В 1919 году — председатель Комитета по сооружению санитарно-пропускных пунктов на московских вокзалах и Особого комитета по восстановлению водопровода и канализации Москвы. В 1918—1919 гг. — руководитель издательства ЦК РКП(б) «Коммунист». В 1918 избран действительным членом Социалистической академии общественных наук, в 1918—1920 гг. издал ряд книг: «Кровавый навет на христиан», «Волнения в войсках и военные тюрьмы» и др. После смерти Ленина перешёл к научной работе. Автор сочинений по истории революционного движения в России, истории религии и атеизма, сектантству, этнографии и литературе. В 1920—1929 был организатором и руководителем опытного совхоза «Лесные Поляны» под Москвой, продукция которого прежде всего направлялась руководителям партии и правительства. Инициатор создания и первый директор (1933—1945) Государственного литературного музея в Москве. В 1945—1955 гг. — директор Музея истории религии и атеизма Академии Наук СССР в Ленинграде. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич скончался в Москве 14 июля 1955 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Литературные псевдонимы: Б-ч, Бонч-Бр., В. Б., В. Б. Б., В. Г., В. О., В. Оль—ский, Влад. Оль—ский, Влад. Ольховский, А. Григорьев, Ив.Гаврилов, Н.Волгин, Николай Волгин, Ив.Горленко, Семен Гвоздь, Антон Кругликов, Г.Колосов, Д.Петренко, Ник.Петренко, Петрович, Северянин, Романенко, Москвич, Старожил, Дядя Том (также партийный псевдоним), Читатель, Один из провожавших, Один из публики, Товарищ, Старый товарищ. Отец — Дмитрий Афанасьевич Бонч-Бруевич (8 ноября 1840 — после 1904), землемер; мать — Мария Сергеевна. Жена — Вера Михайловна Величкина (1868—1918), врач, революционер; дочь — Елена (1904—1985), травматолог Института скорой помощи имени Склифосовского, кандидат медицинских наук; замужем за Леопольдом Леонидовичем Авербахом (1903 — 14 августа 1937); арестованная 14 июня 1937, была осуждена к 7-летнему заключению в лагере (с 1941 г. работала там врачом); внук — Виктор Леопольдович Бонч-Бруевич (8 января 1923 — 1987), участник Великой Отечественной войны, доктор физико-математических наук, профессор МГУ; лауреат Ломоносовской премии (1980). Жена (после 1918 г.) — Анна Семёновна Тинкер (1886—1956); в первом браке была за С.И.Черномордиком (1880—1943), основателем и первым директором Музея Революции. Награды: Орден Ленина (9 ноября 1954) — за заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством. В честь В.Д.Бонч-Бруевича назван ряд улиц в странах бывшего СССР, в том числе: в Могилёве и Костюковичах (Белоруссия); улица в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде (Россия); в Киеве (Украина). Дом № 5 в Большом Кисловском переулке в Москве, где в 1928—1955 гг. жил В.Д.Бонч-Бруевич, отмечен памятной доской. Избранная библиография: Бонч-Бруевич В.Д. Назарены в Венгрии и Сербии. — 1901; Бонч-Бруевич В.Д. Знамение времени (о процессе Бейлиса). — 1914; Бонч-Бруевич В.Д. Убийство германского посла Мирбаха и восстание левых эсеров: (По личным воспоминаниям). — Москва: Гудок, 1927. — 64 страницы; Бонч-Бруевич В.Д. На боевых постах Февральской и Октябрьской революций. — Москва: Федерация, 1930; Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. — Москва: Художественная литература, 1968.- 206 страниц;
Бонч-Бруевич В.Д. Ленин и дети. — Москва:, Детская литература, 1975; Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения в трёх томах. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1959—1963.

Konenkov_Srg_Tmf_gst64 (544x700, 152Kb)
1874
Сергей Тимофеевич Конёнков
советский скульптор, народный художник СССР. Родился в деревне Верхние Караковичи Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, ныне Рославльский район Смоленской области, в семье зажиточной крестьянина. Белорус. Когда ему исполнилось четыре года, семья осиротела, умерла мать, и мальчик переехал в дом своего дяди. Первоначальное образование получил в местной начальной школе, затем учился прогимназии в городе Рославль. Там впервые и проявились способности Конёнкова к живописи. В 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества при Академии художеств, был зачислен на скульптурное отделение. Одновременно с учёбой выполнять различные заказные работы. Одной из них стало оформление фасада дома чаеторговца Перлова на Мясницкой улице в городе Москва. Изготовленные Конёнковым эскизы были использованы и для оформления магазина хлебных изделий Филиппова. В 1897 году вместе со скульптором П. Клодтом Конёнков совершил путешествие по Германии и Италии, посетил Париж. Во время поездки он не только много рисовал, но и лепил, стремясь освоить манеру лепки мастеров Возрождения. По возвращении на родину, в 1898 году, Конёнков переводит в бронзу свою первую значительную работу — «Камнебоец». Сразу по возвращении приехал в город Санкт-Петербург и поступил училище Императорской академии художеств в класс скульптуры, которым руководил известный скульптор Владимир Беклемишев. Дипломная работа Конёнкова Самсон, разрывающий узы показалась чиновникам академии слишком революционной и была уничтожена по их распоряжению. Окончив Академию, возвратился в Москву, где очень скоро его произведения заняли заметное место на выставках Союза русских художников и Московского товарищества художников. Среди его работ особой известностью пользуются «Нике», «Лада», портреты Баха, Паганини, Чехова, Кривополеновой, а также деревянные скульптуры. Принимал участие в революции 1905-1907 годов в Москве. Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» и др.). В этот период Сергей Тимофеевич оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910). В 1912 году посетил Грецию и Египет. Среди других известных дореволюционных работ Конёнкова - барельеф Пиршество (1910), лесная серия, в которую входят Старенький старичок (1909), Стрибог (1910), Вещая старушка (1916), Дядя Григорий (1916). В этих работах он переосмысливал образы старинных преданий и применял приёмы народной резьбы.
10 июля 1874 года родился — Конёнков Сергей Тимофеевич (700x350, 192Kb)
Параллельно с лесной серией Конёнков работал и над греческой серией. Именно он первым из русских скульпторов конца XIX - начала XX века обратился к изображению обнажённого женского тела. Конёнкова ещё до революции называли русским Роденом. В первые годы Советской власти участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Поиски новых форм отразились в работах 1918—1919 годов - барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин», установленный на Красной площади в 1919 году (в настоящее время - в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге). В 1923 году Конёнков участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В декабре 1923 года, сопровождая выставку советского и русского искусства, выехал в США. Изначально предполагалось, что поездка продлится всего несколько месяцев, но возвращение в СССР состоялось лишь спустя 22 года. В этот период с основном проживал в Нью-Йорке. В 1928-1929 году он совершил поездку в Италию, познакомился с Максимом Горьким, создал его портрет. В те же годы его персональная выставка прошла в Риме. В 1935 году по заказу администрации Принстонского университета Конёнков создаёт бюст выдающегося учёного Альберта Эйнштейна, который был хорошим знакомым супругов Конёнковых. В годы Второй Мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. В 1945 году по личному указанию Иосифа Сталина был зафрахтован пароход Смольный, на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Он получил мастерскую на улице Горького (ныне - Тверской) в Москве. В годы своей послевоенной работы в СССР Конёнков был автором скульптурных портретов многим выдающимся людям, в том числе Ивана Тургенева, Владимира Маяковского, Константина Циолковского, Николая Зелинского. Конёнков был автором памятников Александру Пушкину, Льву Толстому, Василию Сурикову, надгробного памятника Михаилу Пришвину. Особое место в портфолио Конёнкова занимают изображения композиторов, в том числе Иоганна Себастьяна Баха и Николо Паганини. В 1965 году в здании Московского Дома Художника состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1964 года за выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства и в связи с девяностолетием со дня рождения Конёнкову Сергею Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1971 года в возрасте 97 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 8). Награждён двумя орденами Ленина (1955, 1964). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951) и Ленинской премии (1957). Действительный член Академии Художеств СССР (1954), Народный художник РСФСР (1955), Народный художник СССР (1958). Почётный гражданин Смоленска (1964). В честь Конёнкова названы улицы в городах Москва, Смоленск, Рославль, Донецк.
Konenkov_Srg_Tmf_pam_Smol (409x700, 255Kb)
В городе Смоленск на пересечении улиц Пржевальского и Козлова так же установлен бюст Конёнкова,
Konenkov_Srg_Tmf_pam_Mskv (514x700, 314Kb)
в городе Москва на пересечении улиц Коненкова и Лескова - памятник. В 1973 году открыт Музей скульптуры С.Т.Коненкова в Смоленске, в 1974 году – Музей-мастерская С.Т.Коненкова на ул. Горького (ныне - Тверской) в Москве. Конёнков лично передал в дар Смоленску 41 своё произведение, за последующие годы количество экспонатов музея удвоилось.
Konenkov_Srg_Tmf_md_Mskv2 (700x394, 194Kb)
В Москве на фасаде здания по улице Тверской, дом 8, корпус 1, со стороны Тверского переулка установлена мемориальная доска.
Konenkov_Srg_Tmf_md_Mskv (700x471, 224Kb)
В Москве на улице Коненкова.установлена аннотационная доска.
Konenkov_Srg_Tmf_md_Sml (700x431, 218Kb)
Анотационная доска установлена в городе Смоленск, на доме № 2/1 по улице Ленина, на перекрестке с улицей Коненкова.
Konenkov_Srg_Tmf_md_Rosl (535x700, 293Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Рославль, по адресу улица Советская, дом 94а, на заднии, где располагалась гимназия, в которой учился будущий скульптор. К столетнему юбилею (1974) в Москве был открыт дом-музей Конёнкова. Сочинения: Слово к молодым, (Москва), 1958. Литература: Каменский А., Коненков, (Москва, 1962); Кравченко К., С.Т.Коненков, Москва, 1967.

1875
Отто Б.Вюрцбург (Otto B.Wurzburg)
американский шахматный композитор-проблемист. Умер 19 октября 1951 года.

1876
Иван Иванович Садовский
украинский советский актёр. Народный артист Украинской ССР (1947). В 1896 начал выступать как хорист в Итальянской опере в Одессе. Сценическую деятельность как драматический актёр начал в "Товариществе русско-малорусских артистов" под руководством П.К.Саксаганекого (1897-1900). Играл в труппах: О.Суслова (1900-1901), М.Ярошенко (1901-1902), Ф.Костенко (1903-1910), В.Яворского (1910-1918). После Октябрьской революции работал в театрах Киева - Первом государственном драматическом театре УССР имени Т.Шевченко (1918-1921), ТЮЗе (1935-1941), в Одесском театре имени Октябрьской революции (1929-1931), Харьковском театре Революции (1931-1935), Винницком театре (1945-1948). Умер в Виннице 1 апреля 1948 года. Роли в кино: 1940 Макар Нечай :: Иван Иванович Головин; 1929 Шкурник | Цыбала.

Jara_corona (493x700, 336Kb)
1879
Эриберто Хара Корона (испанское имя - Heriberto Jara Corona)
мексиканский политический и военный деятель, генерал. Родился в городе Ногалес, штат Веракруc. Работал на одной из фабрик Веракруса, где произошло подавление демонстрации рабочих, явившееся одним из толчков к Мексиканской революции. В 1916 году был избран депутатом Учредительного конгресса и принял активное участие в работе над новой Конституцией Мексики. В 1918—1919 — губернатор штата Табаско, в 1919—1920 — посол на Кубе, в 1924—1927 — губернатор штата Веракрус. В 1934-1940 гг. входил в состав правительства Л.Карденаса-и-дель-Рио. В 1939—1940 годах был председателем Институциионно-революционной партии. На этом посту он координировал избирательную кампанию Мануэля Авила Камачо, после избрания которого президентом в 1941—1946 годах занимал пост морского министра. Почётный президент Мексиканского комитета защиты мира, член Всемирного совета мира (с 1950 года). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1951). Награждён медалью Белисарио Домингеса (1959). Умер в Мехико 17 апреля 1968 года. Его именем назван международный аэропорт Веракруса.

Riccardo Pick-Mangiagalli1 (516x700, 337Kb)
1882
Рикардо Пик-Манджагалли (итальянское имя - Riccardo Pick-Mangiagalli)
итальянский композитор и педагог. Родился в городе Страконице, ныне Чехия. Учился в Миланской консерватории у Винченцо Феррони (композиция) и Винченцо Аппиани (фортепиано), затем совершенствовал композиторское мастерство в Вене под руководством Рихарда Штрауса. В молодые годы с успехом выступал как пианист, но затем полностью сосредоточился на композиции. Наибольшую известность получил как автор балетов «Золотая ива» (итальянское название - Il Salice d'oro; 1913, премьера годом позже на сцене Ла Скала) и «Чудесный карильон» (итальянское название - Il carillon magico; 1918), оставил также фортепианный концерт (1944), ряд оркестровых и камерных сочинений, музыку к нескольким кинофильмам, аранжировки произведений Иоганна Себастьяна Баха. Преподавал в Миланской консерватории. В 1936 г. заменил И.Пиццети в должности директора Миланской консерватории и до конца жизни возглавлял её. Женой Пика-Манджагалли была австрийка Эльза Курцбауэр (умерла 1954), оперный педагог сценической речи; в недавнее время получил широкую известность её страстный роман с Артуро Тосканини на рубеже 1910-1920-х гг., закончившийся разводом супругов. Умер в Милане 8 июля 1949 года. Сочинения: оперы (даты постановок) - "Баси и Боте" (на либретто А.Бойто, 1927), "Казанова в Венеции" (1931), "Нежданный гость" (1931), "Романтический ноктюрн" (1936); балеты (даты постановок) - "Золотая ива" (1913), "Сумитра", "Колыбельная" (1933) и др.; для оркестра - "Баллада", "Колдовство" (1917), 2 прелюдии (1918), Ноктюрн и фантастическое рондо (1919), 4 поэмы (1924), Маленькая сюита (1927), Прелюдия и фуга (1928), Карнавальная сцена (1931), 3 интермеццо (1932), Прелюдия и симфоническое скерцо (1938); струнный квартет, соната для скрипки и фортепиано, фортепианные пьесы; песни.

Sam Wood (589x700, 149Kb)
1883
Сэм Вуд (Sam Wood; имя при рождении - Сэмюэль Гросвенор Вуд, Samuel Grosvenor Wood)
американский кинорежиссёр и кинопродюсер. Обладатель именной звезды на Голливудской «Аллее славы». Родился в Филадельфии. Сначала Сэм Вуд работал брокером по недвижимости, а затем трудился на трубопроводах для нефтяных компаний. Под артистическим псевдонимом Чад Эплейджет сыграл несколько эпизодических ролей в немом кино, после чего, в 1915 году, навсегда встал по другую сторону кинокамеры, когда режиссёр Сесил Блаунт де Милль принял его на работу своим ассистентом. В 1919 году, Сэм Вуд снял свой первый фильм в качестве самостоятельного режиссёра, который назывался «Двойная скорость». Сэм Вуд был убеждённым сторонником правых радикальных политических взглядов. Он возглавлял «Киноальянс за сохранение американских идеалов» («Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals») — ультраправую организацию провозгласившая своей целью обнаружение в Голливуде «подрывных элементов». Он охотно давал показания «Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности», в частности против режиссёра Эдварда Дмитрыка, который после этого был вынужден покинуть Соединённые Штаты Америки. Несмотря на то, что Сэм Вуд был одним из наиболее успешных и востребованных режиссёров США, его репутация, как человека, среди коллег—кинематографистов и зрителей сильно пострадала. Сэмюэль Гросвенор Вуд скоропостижно скончался в Голливуде от инфаркта миокарда 22 сентября 1949 года. Похоронен на кладбище Форест-Лаун в Глендейле. В 1908 году Сэм Вуд женился на Кларе Л. Роуш, с которой они прожили в браке до самой его смерти. Дочь Джин Вуд родилась 22 ноября 1919 года. Она стала актрисой. Умерла в 1997 году. Внебрачная дочь Глория К.Т.(Кэтрин) Стивенс (K.T.Stevens) (от актрисы К.Стивенс), родилась 19 июля 1919 года — актриса театра, кино и телевидения. Начала карьеру актрисы в 1921 году, в фильме Сэма Вуда «Peck’s Bad Boy» (1921), под псевдонимом «Baby Gloria Wood». Снялась более чем в полусотне кинофильмов, была замужем за актёром Хью Марлоу (Hugh Marlowe) и умерла от рака легких в 1994 году. Фильмография: 1919 — «Двойная скорость»; 1921 — «Великий момент»; 1921 — «Не говори ничего»; 1922 — «За скалами»; 1922 — «Ее позолоченная клетка»; 1922 — «Невероятная миссис Белью»; 1922 — «Моя американская жена»; 1923 — «Блудные дочери»; 1923 — «Восьмая жена Синей Бороды»; 1926 — «Пленительная юность»; 1933 — «Варвара»; 1935 — «Ночь в опере»; 1937 — «День на скачках»; 1939 — «До свидания, мистер Чипс»; 1940 — «Наш городок»; 1941 — «Дьявол и мисс Джонс»; 1942 — «Китти Фойл»; 1942 — «Кинг Роуз»; 1942 — «Гордость янки»; 1943 — «По ком звонит колокол»; 1949 — «Западня»; 1949 — «История Страттона»; 1949 — «В тылу врага».

1883
Хуго Раудсепп (псевдоним - Милли Малликас)
эстонский советский писатель и журналист, один из наиболее популярных эстонских комедиографов в межвоенный период. Родился в имении Ваймаствере (ныне Йыгеваского района Эстонии). Он был членом партии социалистов-революционеров. В 1907-1924 работал как журналист. Автор комедий о сельской жизни "Микумярди" (1929), "Лежебока" (1932); в комедиях "Американский Христос" (1926), "Благословение сотрясенных мозгов" (1931), "Человек с козырями в руках" (1938) высмеяны буржуазное политиканство, нравы мещан, снобизм. Опубликовал фельетоны, несколько сборников рассказов и эссе, сатирический роман "Последний европеец" (1941). В послевоенные годы написана комедия "Крысы" (1946) и др. После 2-й мировой войны репрессирован. Умер в Иркутской области 16 сентября 1952 года. Сочинения: Valitud näidendid, Tallinn, 1974. Литература: Peep H., Pilkpeeglitaha..., Tallinn, 1967.

 (700x665, 80Kb)
1883
Фридрих Флик (немецкое имя - Friedrich Flick)
крупнейший немецкий промышленник, военный преступник, один из первых немецких магнатов оказавших финансовую поддержку нацистскому движению, основатель династии миллиардеров. Член НСДАП с 1937 года (партбилет № 5 918 393). Родился в Эрнсдорф (ныне Северный Рейн-Вестфалия). В 1913 начал работать в черной металлургии и быстро вырос до положения одного из самых богатых и влиятельных людей Германии. В 1932 компания Флика выделила 950 тысяч рейхсмарок на перевыборную кампанию президента Пауля фон Гинденбурга и в то же время пожертвовала 50 тысяч рейхсмарок нацистскому движению. На следующий год Флик выделил 100 тысяч рейхсмарок Националистской народной партии и 120 тысяч рейхсмарок партии Гитлера. В это же время он вступил в НСДАП. Флик входил в круг ближайших друзей Генриха Гиммлера, члены которого много содействовали различным видам деятельности СС. На предприятиях Флика использовался труд тысяч заключенных нацистских концлагерей. До 50 тысяч военнопленных, пригнанных на принудительные работы, а также заключенные концлагерей, работали на него до 1945 года, также он использовал имущество, принадлежавшее до конфискации евреям (ариизация предприятий) и оккупированных германской армией странах Европы. В письме Герингу 1 ноября 1940 года Флик от имени своего концерна заявлял: «Группа моих заводов особенно подходит для управления лотарингскими заводами… Я был бы очень обязан Вам, дорогой рейхсмаршал, если бы Вы решили передать металлургические заводы «Гомбах» моей группе». 1 марта 1941 года он овладел французскими заводами «Гомбах». Предприятия Флика работали и над производством вооружений для гитлеровской армии. Председатель Наблюдательного совета (Vorsitzender des Aufsichtsrates): 1926 - 1945 Mitteldeutsche Stahlwerke AG (Риза - Riesa/Elbe); 1934 - 1945 Harpener Bergbau AG (Дортмунд); 1936 - 1945 Essener Steinkohlenbergwerke AG (Эссен); 1937 - 1945 Hochofenwerk Lübeck AG (Любек-Херенвик); 1938 - 1945 Anhaltische Kohlenwerke (Галле); 1938 - 1945 Sächsische Gußstahlwerge Döhlen AG (Фрейталь); 1938 - 1945 Brandenburger Eisenwerke GmbH (Бранденбург); 1941 - 1945 Rombacher Hüttenwerke GmbH; 1942 - 1945 Spandauer Stahlindustrie GmbH (Шпандау); ? - ? Werschen-Weißenfelser-Braunkohlen AG (Галле; впоследствии фирма слилась с AKW); ? - ? Eisenwerk-Gesellschaft Maximilianshütte (Зульцбах-Розенберг). Заместитель председателя Наблюдательного совета (Stellvertretender Vorsitzender des Aufsichtsrates): 1934 - 1945 Linke-Hofmann-Werke AG (Бреслау); 1934 - 1945 Waggon- und Maschinenfabrik vorm. Busch (Бауцен); 1940 - 1941 Hochofenwerk Lübeck AG (Любек-Херенвик); ? - ? Siegener Maschinenbau AG (Зиген). Член Наблюдательного совета (Mitglied des Aufsichtsrates): 1919 - 1937 Siegener Eisenindustrie AG; 1920 - 1934 Bismarckhütte Oberschlesien; 1922 - 1945 Dresdner Bank (Берлин); 1922 - 1934 Kattowitz AG (Катовиц); 1922 - 1926 Oberschlesische Eisenindustrie (Гляйвиц); 1923 - 1927 Linke-Hofmann Werke (Бреслау); 1923 - 1936 Cosmopolite-Niederlande (Амстердам); 1923 - 1933 Alpine Montane Gesellschaft (Вена); 1924 - 1927 Bochumer Verein (Бохум); 1924 - 1932 Gelsenkirchener Bergwerksgesellschaft; 1924 - 1932 Vereinigte Oberschlesische Hüttenwerke (Гляйвиц); 1924 - 1927 Deutsch-Luxemburg; 1926 - 1945 Vereinigte Stahlwerke AG (Дюссельдорф); 1926 - 1945 Allgemeine Elektrizitätsgesellschaft (AEG; Берлин); 1927 - 1934 Vereinigte Königs- & Laurahütte (Верхняя Силезия); 1928 - 1945 Rheinische AG für Braunkohlenbergbau und Brikettfabrikation (Кёльн); 1929 - 1945 Maximilianhütte (Розенберг); 1930 - 1935 Veitsche Magnesitwerke (Вена); 1933 - 1945 ATG Allgemeine Transportanlagen GmbH (Лейпциг); 1934 - 1945 Schering AG (Берлин); 1936 - 1945 Allianz Versicherungs-AG (Берлин); 1936 - 1945 Dynamit Nobel AG (Тройсдорф); 1941 - 1945 Montan-Verwertungsgesellschaft mbH (Берлин); 1941 - 1945 Berghütte Ost GmbH (Берлин); 1943 - 1945 Braunkohle-Benzin AG; ? - ? Dynamit AG, vorm. Alfred Nobel & Co (Hamburg); ? - ? Niederschlesische Bergbau AG (Вальденберг/Силезия).
Flick_Sentence (700x350, 146Kb)
В апреле 1947 вместе с Густавом Круппом и Фрицем Тиссеном Флик предстал перед судом военного трибунала по обвинению в оказании помощи Гитлеру и приходу нацистов к власти. Отдельно он обвинялся в использовании подневольного труда на своих многочисленных предприятиях. После этого "Фликгруппе" потеряла большую часть своих активов, однако вскоре восстановила их. Нюрнбергский трибунал в 1947 году осудил его на 7 лет тюремного заключения. После досрочного освобождения Флик возродил свою империю, и к 1960 году снова стал одним из богатейших людей в Германии. Вины своей он никогда не признавал. До конца своей жизни он отказывался выплатить хотя бы минимальные компенсации подневольным рабочим. Умер в Констанце 20 июля 1972 года. Его наследники также отказались внести вклад в фонд выплаты компенсаций подневольным рабочим «Память, ответственность, будущее», который был создан в 2001 году правительством Германии и представителями немецкой промышленности. Концерн Флика постоянно замешан в ряде скандалов. Самый громкий из них — так называемая «афера Флика» — связан с нелегальными партийными пожертвованиями.

 (495x699, 175Kb)
1884
Карлос Родригес Лафора (испанское имя - Carlos Rodriguez Lafora)
испанский шахматный композитор, международный арбитр по шахматной композиции (1960). Умер 19 апреля 1966 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку