-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


10 июля родились...

Вторник, 10 Июля 2018 г. 03:51 + в цитатник
Alberto_Azzo_II_d'Este (685x700, 533Kb)
1009
Альберто Аццо II д’Эсте (итальянское имя - Alberto Azzo II d’Este)
граф Луниджаны и Милана, синьор Ровиго, первый из династии, носивший титул сеньора д’Эсте. Родился в Модене, Эмилия-Романья, Италия. Альберто Аццо II — сын Альберто Аццо I, графа Луни, Тортоны, Женевы и Милана. При нём был построен замок д’Эсте, вокруг которого со временем из маленькой деревни вырос город. В 1073 году Альберто Аццо II сделал Эсте своей резиденцией. В 1077 году император Генрих IV подтвердил его сыновьям Уго и Фулько права на наследственные владения. В борьбе императора с папой Григорием VII Альберто Аццо II старался поддерживать хорошие отношения с обеими сторонами. Умер в Леньяго (Верона, Венеция, Италия) 20 августа 1097 года. Он был женат (с 1035 года) на Кунигунде Альтдорфской (умерла в 1055), дочери графа Вельфа II. Их сын Вельф IV, переселившийся в Германию, стал родоначальником второй династии Вельфов. Другой их сын, Фулько I, стал первым, кто принял титул маркиза д’Эсте. Второй женой Альберто Аццо II была Гарселинда, дочь графа Мэна Герберта I. От этого брака родился Уго, граф Мэна в 1069—1093.

Song_Duanzong (539x700, 312Kb)
1268
Дуань-цзун (китайское имя - 端宗; личное имя — Чжао Ши, 趙昰)
8-й китайский император империи Южная Сун в 1276—1278 годах (17-й император династии Сун), посмертное имя — Минь Сяо-хуанди (китайское имя - 愍孝皇帝).
Происходил из императорского рода Чжао. Сын императора Ду-цзуна. При рождении получил имя Чжао Ши. В 1274 году он становится князем Цзи, а в 1276 году — князем И. После начала наступления монголов во главе с Баяном против столицы империи Линьань (современный Ханчжоу) вместе с матерью бежал в Фучжоу. После капитуляции и пленения своего брата Гун-цзуна Чжао Ши был провозглашён новым сунским императором. Правление императора Дуань-цзуна продолжалась в течение небольшого времени. Кроме того, основные его полномочия осуществлял канцлер Лу Сюфу. Уже в 1277 году монголы вновь вторглись в южную часть Китая, захватив провинцию Фуцзянь, а впоследствии и город Гуанчжоу. Сунское войско после упорного сопротивления отступило дальше на юг (на территорию современной провинции Гуандун). Здесь монголы снова одержали победу над китайской армией. В январе 1278 году Дуань-цзуну вместе с министрами удалось бежать на кораблях в город Ганчжоу (современный остров Лантау), где он и скончался от болезни 8 мая 1278 года. Его преемником стал его сводный брат Чжао Бин. Источники: Justin Wintle, The Rough Guide History of China, Rough Guides, 2002 (ISBN 1-85828-764-2)

1333
Роджер де Клиффорд (Roger de Clifford)
5-й барон де Клиффорд, барон Уэстморленд и Скиптон и наследственный верховный шериф Уэстморленда с 1345 года, английский землевладелец и военачальник, второй сын Роберта де Клиффорда, 3-го барона де Клиффорда, и Изабеллы де Беркли. Родился в замке Брогем, Уэстморленд, Англия. Клиффорд унаследовал родовые владения, располагавшиеся в Йоркшире, Нортамберленда, Камберленде, и Уэстморленде, после смерти старшего брата. До совершеннолетия он находился под опекой графа Уорика, на дочери которого женился. Роджер неоднократно принимая участие в пограничных конфликтах с Шотландией. Также он неоднократно принимал участие в военных экспедициях во Францию и Ирландию. Клиффорд значительно укрепил положение рода в Северной Англии, однако незадолго до его смерти часть их была разорена шотландцами. Роджер родился в одном из родовых замков Клиффордов — Брогем в Уэстморленде. Основы могущества рода заложил его дед, Роберт де Клиффорд, известный военачальник времён англо-шотландской войны, погибший в битве при Бэннокберне. В 1344 году умер отец Роджера, а в 1345 году — его старший брат, Роберт де Клиффорд, в результате чего 12-летний Роджер унаследовал все владения и титулы рода — владения Клиффордов в Йоркшире, Нортамберленде, Камберленде и Уэстморленде, включая баронию Уэстморленд с замками Эпплби и Брогем, а также лордство Скиптон с замком Скиптон. Кроме того, он был наследником владений Клеров в Ирландии, доставшиеся Клиффордам через брак 1-го барона Клиффорда с Мод де Клер. Опекуном Роджера 17 марта 1345 года был назначен Томас де Бошан, 11-й граф Уорик. В будущем Роджер женился на дочери своего опекуна. Граф Уорик, бывший одним из заметных сподвижников короля Эдуарда III во время первой фазы Столетней войны, принимал деятельное участие в воспитании подопечного. Ещё будучи подростком, Роджер 29 августа 1350 года участвовал в победной для англичан морской битве при Уинчелси. В 1355 году Роджер сопровождал опекуна в экспедиции в Гасконь в авангарде армии, которой командовал королевский сын Эдуард Чёрный Принц. 14 мая 1354 года Роджер вступил в права наследование над большинством своих земель. При этом он столкнулся с большими затруднениями в установлении контроля над некоторыми своими наследственными землями в Северной Англии. К обычным трудностям, которые испытывает наследник из-за того, что он не мог управлять своими владениями во время малолетства, добавились препятствия, которые чинил ему сэр Томас Масгрейв, второй муж его матери — Изабеллы де Беркли, которая получила после смерти первого мужа земли в Скиптоне в качестве вдовьей доли. Даже после смерти Изабеллы в 1362 году отчим отказался возвращать её владения. В итоге дело дошло в 1366 году до королевского арбитража, только тогда Клиффорд смог вернуть свои наследственные земли. Возможно, что именно данная проблема сделала Клиффорда бережливым управленцем своих владений, которые он всячески пытался приумножить. Клиффорд смог приобрести земли в Лэмонби, в Южном Камберленде и в Эпплби. В 1357 году он утвердил за собой и своей женой Харт и Хартпул в Даремской епархии, в 1373 году проделал это же с Брогемом, который станет вдовьей долей его жены. Кроме того, Клиффорд передал часть владений своему младшему брату Томасу, а также старшему сыну и наследнику Томасу де Клиффорду. Чтобы ещё упрочить своё положение, Клиффорд для своих дочерей попробовал устроить удачные браки. В 1371 году он согласился выплачивать в течение трех лет 240 фунтов в год для опеки над Ральфом, наследником баронства Грейсток, за которого позже выдал свою дочь Кэтрин. В 1388 году он заплатил 500 марок для брака другой дочери, Филиппы, с Уильямом Ферресом, наследником баронства Феррерс из Гроуби. Также он пытался укрепить своё положение, удерживая в Камберленде представителей местных джентри. Так в 1368 году Клиффорд удержал на службе сэра Роберта Моубрея, лорда Болтона в Оллердейле, которому выплачивалось 10 фунтов в год в мирное время и 33 фунта в военное, заменив выплату в мирное время на арендный договор в Скелтона на очень выгодных условиях по арендной плате. Проводились также работы по укреплению своих замков. Клиффорд завершил строительство в замке Скиптон, начатое ещё дедом, возведя там ворота и дозорную башню. В Эпплби им были построены 2 кубические башни, а также жилые помещения. Также он соорудил большой зал в Бро, а в Брогеме укрепил южную стену. Причиной, по которой Клиффорд нуждался в соратниках — он постоянно оказывался вовлечён в государственные дела и не мог уделять много времени своим владениям. В 1359—1360 годах он в составе королевской армии участвовал в экспедиции в Гасконь, а 1369 года — в экспедицию во Францию. Для подготовки к кампании 1369 года Клиффорд 10 июля нанял Ричарда Флеминга из Конингстона для охраны замка Флеминг. В 1373 году Клиффорд сновал был во Франции в составе экспедиции Джона Гонта, герцога Ланкастера. С учётом того, что у Клиффорда были значительные владения в Ирландии, он нередко получал приказы отправиться туда для защиты английских владений от нападений ирландцев. Так 15 марта 1361 года он был вызван для участия в экспедиции герцога Кларенса. 28 июля 1368 года он снова был призван для участия в походе в Ирландию. В сентябре 1379 года он был нанят Эдмундом Мортимером, 3-м графом Марч, чтобы находиться на службе в Ирландии в течение года с отрядом в составе пяти рыцарей, тридцати четырёх эсквайров, и сорока лучников. Однако сомнительно, что он отправился в это время в Ирландию. В английский парламент Клиффорд был впервые вызван 15 декабря 1357 года. После этого он регулярно участвовал в заседаниях парламента и различных советов. Он был судьёй по петициям в 1363, 1373 и 1376 годах, участвовал в обоих парламентах, созывавшихся в 1377 году, а также во всех последующих. В ноябре 1381 года Клиффорд оказался в числе баронов, потребовавших отмены отпускных грамот, предоставленных во время крестьянского восстания Уота Тайлера. Последний раз он вызывался в парламент 28 июля 1388 года. Однако основной службой Клиффорда была защита Северной Англии от нападений шотландцев, с которыми постоянно происходили столкновения. Впервые защита границы была ему доверена в ноябре 1356 года. В мае 1366 года он получил назначение хранителя марки. Всего таких назначений во время своей жизни он получил 24. В основном ему поручалась охрана Западной марки, однако в трёх случаях ему поручалась охрана всей пограничной территории, а также других вопросов, касающихся безопасности Северной Англии. Так в августе 1374 года Клиффорд был назначен одним из специальных уполномоченных для разрешения конфликта между Дугласами и Перси за Джедуортский лес. Несмотря на заключённое в 1369 году перемирие между Англией и Шотландией, одним из подписавшихся с английской стороны в котором был Клиффорд, на границе между королевствами постоянно происходили конфликты. Осенью 1372 года Клиффорду разрешили послать поверенного в парламент, чтобы он мог принять меры против нападения шотландцев. После 1377 года, когда шотландцы перестали выплачивать выкуп за короля Давида II, угроза нападений возросла. В 1377—1378 годах Клиффорд был назначен шерифом Камберленда и губернатором Карлайла, в 1379 году его назначили специальным уполномоченным в войске для сопротивления вторжению шотландцев. В марте 1380 года Клиффорд вместе с сорока воинами и пятьюдесятью лучниками оставался в Западной марке, ноябре того же года был одним из представителей Джона Гонта, назначенным для переговоров с графом Дугласом. В результате перемирие было продлено до февраля 1383 года. В 1383 году усилия на поддержания мира продолжились. В апреле Клиффорд снова встречался с графом Дугласом, в итоге в конце 1383 года мирный договор был продлён. Однако вероятность возобновления войны сохранялась. В декабре шерифам Камберленда у Уэстморленда было приказано провести ремонт замки Клиффордов. 2 февраля 1384 года перемирие истекло. Кроме того, вмешалась Франция, для которой Шотландия всегда была важным стратегическим партнёром в борьбе против англичан. В результате в 1384—1385 годах король Франции Карл VI послал в Шотландию значительную армию. Клиффорд в октябре был в Эпплби. Летом 1385 года Ричард II организовал поход в Шотландию, во время которого Клиффорд с шестьюдесятью воинами и сорока лучниками был одним из командующих арьергарда. Однако поход закончился безрезультатно. Королевская армия дошла до Эдинбурга, однако французы предпочли не вступать в схватку. Их командир, Жан де Вьенн, узнав о походе англичан, отступил, разграбив по дороге несколько деревень, после чего вернулся во Францию. Ричард же, которому в Шотландии было скучно, принял решение вернуться домой. Хотя для защиты Северной Англии Клиффорд серьёзно укрепил замок Брогем, политические конфликты в Англии (мятеж лордов-апеллянтов) ослабили защиту английской границы. В августе 1388 года шотландцы вторглись в Англию, проникнув в Северный Уэстморленд, опустошив владения Клиффордов, включая Брогем, Бро и Эпплби. В это время Клиффорд в своих владениях, вероятно, отсутствовал: в мае того же года он присоединился к экспедиции графа Арундела в Бретань. Вероятно причиной участия в этой экспедиции была попытка примирить с лордами-апеллянтами, в число которых входил и Арундел, своего наследника Томаса, который оказался в немилости. В январе 1389 года Клиффорд вновь был назначен хранителем Западной марки. Он, судя по всему, находился в Скиптоне, где упоминается 8 мая. Вероятно именно там он и умер от удара 13 июня того же года. Похоронили его вероятно в Болтонском монастыре. В хрониках он упоминается как «один из самых благоразумных и галантных мужчин из всех Клиффордов». Клиффорд был благотворителем женского монастыря Артингтона и покровителем Болтонского монастыря. Наследовал Роджеру де Клиффорду его старший сын Томас. Ещё один сын, Уильям де Клиффорд, который процветал во время правления Ричарда II, смог сохранить своё положение и при Генрихе IV, хотя и поддерживал Перси во всех их трёх восстаниях против короля. Жена Роджера, Мод де Бошан, пережила мужа и умерла 28 февраля 1403 года. Жена: с 1357 (Равенсуорт, Йоркшир) Мод де Бошан (умерла 28 февраля 1403), дочь Томаса де Бошана, 11-го графа Уорика, и Кэтрин Мортимер. Дети: Томас де Клиффорд (около 1363 — 18 августа 1391), 6-й барон де Клиффорд с 1389; сэр Уильям де Клиффорд (после 1364 — около 1419), губернатор Бервика; Филиппа де Клиффорд; муж: Уильям Феррерс (умер в 1445), 5-й барон Феррерс из Гроуби; Кэтрин де Клиффорд (умерла 23 апреля 1413); муж: Ральф де Грейсток (18 октября 1353 — 6 апреля 1418), 3-й барон Грейсток; Мод де Клиффорд; муж: ранее 13 апреля 1398 сэр Роберт Хилтон из Хилтона (умер 11 августа 1448); Маргарет де Клиффорд; муж: сэр Джон Мелтон из Эстона (1377—1455). Возможно также, что сыном 5-го барона Клиффорда был сэр Льюис де Клиффорд (ум. 1404), лоллард и посол во Франции в 1392, родоначальник ветви Клиффордов из Чудли, однако по мнению ряда историков он был не сыном, а братом Роджера. Также у Клиффорда в источниках в 1365 году упоминается ещё один сын — Роджер, однако он или был незаконнорожденным, или умер раньше отца. Литература: Волков А.В. Музыка в камне. История Англии через архитектуру. — Москва: Вече, 2012. — 352 страницы. — ISBN 978-5-9533-6578-9; Норвич Д. История Англии и шекспировские короли / Перевод с английского И.В.Лобанова. — Москва: Астрель, 2012. — 414 страниц. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-271-43630-7; Устинов В.Г. Столетняя война и Войны Роз. — Москва: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. — 637 страниц. — (Историческая библиотека). — 1500 экземпляров. — ISBN 978-5-17-042765-9; Summerson Henry. Clifford, Roger, fifth Baron Clifford (1333–1389) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford: Oxford University Press, 2004—2014; Archer Thomas Andrew. Clifford, Roger de (1333-1389) // Dictionary of National Biography. — 1887. — Vol. 11. — P. 74—75.

Emperor_Go-Hanazono2 (526x700, 528Kb)
1419
Император Го-Ханадзоно (японское имя - 後花園天皇, ごはなぞのてんのう)
102-й император Японии, синтоистское божество. Годы правления: 7 сентября 1428 — 21 августа 1464. Он был первенцем принца Садафусы, внука Императора Сука. Матерью мальчика была фрейлина Нивата Юкико, дочь временного старшего советника Ниваты Цунэари. Новорождённому дали имя Хикохито. В 1428 году, в связи со смертью императора Сёко, который не имел сыновей, линия императора Го-Когона прервалась. Поэтому согласно воле покойного отца, дайдзё тэнно Го-Комацу, наследником выбрали первенца принца Садафусы. В том же году дайдзё тэнно усыновил юношу и передал ему монарший престол, а в следующем году организовал церемонию интронизации. Благодаря этому японский трон вернулся к главной мужской линии ветки Дзимёин императорского рода. В первые годы правления императора Го-Ханадзоно реальная власть в императорском дворе принадлежала дайдзё тэнно Го-Комацу. Однако после смерти последнего в 1433 году, молодой монарх приступил к единоличному управлению страной. Его эпоха пришлась на период движения провинций против налоговых поборов, борьбы региона Канто за независимость от сёгуната Муромати в 1438 году и убийство сёгуна Асикаги Ёсинори в 1441 году. В 1464 году император Го-Ханадзоно передал своему сыну Фусахито монарший престол, а сам принял титул дайдзё тэнно. В 1467 году, с началом войны годов Онин, переросшей в общенациональную гражданскую войну, он постригся в монахи под именем Энманти (яп. 円満智, えんまんち). 18 января 1471 года император Го-Ханадзоно умер. Его похоронили в гробнице Нотиноямагуни (японское название - 後山国陵, のちのやまぐにのみささぎ) на севере Киото. Литература: 新編 日本史辞典』 (Новое издание. Словарь истории Японии) / 京大日本史辞典編纂会. — 東京: 東京創元社, 1994. — P.1057—1058; 歴代天皇全史―万世一系を彩る君臨の血脈』 (歴史群像シリーズ (69))

 (498x699, 115Kb)
1451
Иаков III (James III)
король Шотландии (1460—1488) из династии Стюартов, сын Якова II. Яков III был сыном короля Шотландии Якова II и Марии Гелдернской. После неожиданной смерти отца 3 августа 1460 г. парламент страны назначил регентский совет для управления в период несовершеннолетия Якова III во главе с епископом Джеймсом Кеннеди. Однако мать короля, королева Мария, опираясь на свои огромные земельные владения, также претендовала на доминирующую роль в политике. В результате в стране сложилось два центра власти— «старые лорды» регентского совета и «молодые лорды» королевы. Противостояние епископа Кеннеди и Марии Гелдернской особенно сильно проявилось в их политике по отношению к событиям в Англии, где в это время разворачивалась война Алой и Белой розы. В 1461 г. в Шотландию бежали лидеры Ланкастеров: Маргарита Анжуйская, король Генрих VI и герцог Сомерсет. За поддержку, оказанную шотландцами, они передали Шотландии Берик — последнюю крепость, удерживаемую англичанами со времен войн за независимость. Однако совместные действия шотландских и ланкастерских войск (осада Карлайла в 1461 г., осада Норгема в 1463 г.) результате не принесли, и в конце 1463 г. Ланкастеры покинули Шотландию. После смерти королевы Марии вся власть в стране сосредоточилась в руках епископа Кеннеди. Дальновидный и эффективный политик, он смог добиться заключения в 1464 г. перемирия с Англией на 15 лет и подчинить королевской власти лорда Островов, лидера гэльских сепаратистов западной части страны, заключившим в 1462 г. союз с Англией о разделе Шотландии. Смерть епископа Кеннеди 25 мая 1465 г. оставила страну без авторитетного лидера. Этим воспользовался Роберт, лорд Бойд, которому удалось захватить власть в стране, удерживая под своим надзором юного короля. Сын лорда Бойда, Томас, женился на сестре Якова III Марии и стал 1-м графом Аррана. Помимо собственного обогащения Бойды, однако, добились большого успеха в области внешней политики: 8 сентября 1468 г. был заключен договор с Данией, в соответствии с которым король Яков III получал в жены единственную дочь датского короля Кристиана I, а в качестве приданого Дания отказывалась от выкупных платежей за Гебриды по Пертскому договору 1266 г. и уступала Шотландии Оркнейские и Шетландские острова. 10 июля 1469 г. состоялась свадьба Якова III и Маргариты Датской. Вскоре граф Оркнейский Уильям Синклэр отказался от своих прав на территорию островов, и, таким образом, Оркнейские и Шетландские острова перешли 20 февраля 1472 г. во владение короля Шотландии. Завершение переговоров о браке короля сопровождалось отстранением Бойдов от власти: король Яков III достиг семнадцатилетнего возраста и поспешил избавиться от опеки. Роберт, лорд Бойд, и Томас, граф Арран, бежали из страны. Финансовое состояние страны в период правления Якова III было достаточно стабильным. Наблюдалось падение доходов казны от таможенных платежей, но оно компенсировалось ростом поступлений от земель королевского домена, которые приносили более двух третей доходной части бюджета. Этот рост объяснялся, однако, не повышением эффективности эксплуатации земель, а присоединением королем новых владений (Оркнейские и Шетландские острова в 1472 г., графство Росс в 1476 г., Марч и Мар в 1487 г.). Особенностью правления Якова III стали частые конфискации земель королем и их перераспределение в пользу его приближенных. В этот период Шотландия также испытывала острую нехватку наличных денежных средства, что вынудило короля пойти на крайне непопулярную меру: ввести в обращение медные монеты. При Якове III созыв парламента стал фактически ежегодным. Именно парламент взял на себя заботу о наведении порядка в стране, упорядочению судебной системы, нормализации денежного обращения и поощрении торговли. Сам король отличался непоследовательностью в осуществлении преобразований, что сильно сказывалось на эффективности управления и вызывало недовольство шотландских баронов. Следуя примеру короля Якова I, Яков III продолжил политику по ограничению влияния папства на замещение должностей внутри шотландской церкви. В ответ 13 августа 1472 г. папа римский Сикст IV полностью реорганизовал церковное управление в Шотландии: Сент-Эндрюсское епископство было возведено в статус архиепископства с подчинением ему всех шотландских церковных институтов. Реорганизация церкви без учета мнения короля вызвала возмущение Якова III. Первый шотландский архиепископ не был признан ни королем, ни епископами страны, и, находясь в изоляции, вскоре сошел с ума. Лишь после того, как папа удовлетворил просьбу Якова III о назначении на пост архиепископа Сент-Эндрюсского одного из приближенных короля, в шотландской церкви установился мир. Результатом борьбы Якова III с папством стало существенное усиление власти короля над церковными назначениями. Продолжив политику проникновения королевской власти в регионы шотландского высокогорья, Яков III в 1475 г. начал атаку на Джона Мак-Дональда, лорда Островов и графа Росса, лидера гэльской части страны. Опираясь на сведения о переговорах Мак-Дональда с англичанами, Яков III обвинил его в государственной измене и пригрозили конфискацией владений. Лорд Островов, испытывающий в это время трудности с горскими кланами и собственным сыном Ангусом Огом, был вынужден пойти на подчинение: 15 июля 1476 г. он уступил Якову III графство Росс и Кинтайр и признал власть короля. Подчинение лорда Островов предотвратило гражданскую войну и открыло для королевской власти путь для установления контроля над гэльскими регионами страны.
10 июля 1452 года — Яков III (ум. 1488), король Шотландии (700x339, 222Kb)
К концу 1470-х гг. усилилось противостояние короля и его братьев — Александра, герцога Олбани и Джона, графа Мара. Яков III, отличающийся экстравагантными вкусами, любовью к музыке и собирательству драгоценностей, подозрительный и непоследовательный, резко выделялся из общей массы шотландских баронов, которые постепенно начали все более ориентироваться на его младших братьев. По свидетельству современника, королю, склонному к мистицизму, предсказали смерть от руки близкого родственника. По примеру Эдуарда IV, короля Англии, расправившегося со своим братом герцогом Кларенсом, Яков III в 1479 г. обвинил братьев в колдовстве. По приказу короля граф Мар был убит, а герцогу Олбани удалось бежать во Францию. Однако парламент Шотландии отказался утвердить обвинение Олбани в государственной измене и конфискацию его владений, что показало готовность баронов к открытому противостоянию с королем. Внешнеполитическая обстановка в период правления Якова III в целом была благоприятной: с обретением Берика у Шотландии не осталось территориальных претензий к Англии, а последствия войны Алой и Белой розы не давали возможность английским королям проводить агрессивную политику по отношению к Шотландии. Это способствовало сближению двух британских государств. 26 октября 1474 г. было заключено соглашение о браке сына короля Шотландии двухлетнего принца Якова и пятилетней Сесилии, дочери короля Англии Эдуарда IV. Союз с Францией продолжал действовать, однако в период правления во Франции Людовика XI отношения оставались прохладными. Лишь после восшествия на престол Карла VIII, в 1484 г., франко-шотландский союзный договор был возобновлен. Склонный к политическим авантюрам, король Яков III предпринимал попытки организовать военные экспедиции в регионы, на которые тот имел отдаленные династические права: Бретань, Гелдерн, Сентонж. Лишь благодаря решительному сопротивлению парламента эти проекты не были реализованы. Несмотря на недовольство воинственных шотландских баронов, король продолжал политику сближения с Англией. В 1479 г. был заключен еще один англо-шотландский брачный договор: сестра Якова III Маргарита должна была выйти замуж за родственника короля Англии Энтони Вудвилла, графа Риверса. Однако вскоре выяснилось, что Маргарита беременна. Этим скандалом воспользовался Эдуард IV, который разорвал переговоры с Шотландией и в 1480 г. открыл военные действия, направив английский флот разорять шотландские порты. Ответные меры Якова III оказались неэффективными. В 1481 г английская армия под командованием герцога Глостера осадила Берик. Яков III вынужден был объявить мобилизацию дворянского ополчения. Созывом дворянского ополчения в 1482 г. воспользовались шотландские магнаты, недовольные неэффективностью внутренней политики короля, отстранением баронов от участия в управлении, засильем фаворитов в высших органах власти и, главное, отсутствием гарантий земельной собственности. По инициативе графа Ангуса собравшиеся в Лодере шотландские бароны захватили и линчевали фаворитов короля. Сам Яков III был препровожден в Эдинбургский замок под надзор одного из участников мятежа, брата короля графа Атолла. Ополчение было распущено. Лодерским мятежом немедленно воспользовались англичане: их армия подступила к Эдинбургу. Вместе с английскими войсками в Шотландию вернулся герцог Олбани, строивший планы по свержению короля.
10 июля 1452 года родился — Яков III (700x345, 308Kb)
Он, договорившись с умеренными роялистами, фактически захватил власть в стране: лидеры Лодерского мятежа не могли предложить конструктивной программы и были вскоре оттеснены от управления. Граф Атолл передал короля в руки герцога Олбани. Тем временем, 24 августа 1482 г., капитулировал Берик, который теперь навсегда был присоединен к Англии. Пытаясь закрепить свою власть, герцог Олбани созвал парламент, но члены парламента высказались в поддержку короля. Постепенно Яков III вышел из подчинения баронов и, обвинив Олбани в переговорах с английским королем, в марте 1483 г. отстранил его от власти. Герцог Олбани вновь был вынужден бежать из страны. Лодерский мятеж и претензии на престол герцога Олбани не заставили Якова III кардинально изменить свою политику после подавления мятежа. Лишь часть умеренных роялистов во главе с графом Аргайлом были допущены к участию в управлении страной. Вновь был возобновлен союз с Англией: шотландские отряды оказали в 1485 г. поддержку Генриху Тюдору в захвате английского престола. Бароны приграничья, невзирая на перемирие, продолжали грабительские рейды на английскую территорию. Яков III жестоко подавил непокорных баронов, но этим лишь усилил оппозицию режиму. На этот раз во главе недовольных встал старший сын короля пятнадцатилетний Яков, герцог Ротсей. В конфликте короля и принца на сторону Якова III встало большинство магнатов северной Шотландии и высокогорья, тогда как принца поддерживали бароны юга страны. 11 июля 1488 года королевская армия была разбита войсками принца в сражении при Сочиберне. Яков III, бежавший с поля битвы в самом начале сражения, упал с лошади, был схвачен неизвестным рыцарем и заколот мечом. Брак: (1469) Маргарита Датская, дочь Кристиана I, короля Дании. Дети: Яков IV (1473—1513), король Шотландии (с 1488 г.); Джеймс (1476—1504), герцог Росса; Джон (1479—1503), граф Мара. Литература:Donaldson, G. Scottish Kings, 1967; Nicholson, R. Scotland: the Later Middle Ages, 1974.

John_Calvin_by_Holbein (546x700, 486Kb)
1509
Жан Кальвин (Жан Ковен; Jean Calvin, также Cauvin; латинское имя - Ioannes Calvinus)
французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной иерархии, но в 1528 недоброжелатели добились его изгнания. Мать Кальвина, Жанна Лефранк, была благочестивой женщиной из знатной валлонской семьи. Маленький Жан, отличавшийся выдающейся одаренностью, получил начальное образование вместе с отпрысками одного знатного семейства в замке Монмор. В 1524–1528 Кальвин изучал специальный курс формальной логики в коллегии Монтегю в Париже, где преподавание велось все еще схоластическими методами и где царил суровый аскетический дух. Однако Кальвин стремился раздвинуть узкие рамки этого обучения за счет интенсивных самостоятельных занятий различными научными дисциплинами. Первоначально его предназначали к церковной карьере (в возрасте 13 лет ему был обеспечен бенефиций), однако после окончания факультета свободных наук он, по желанию отца и по собственной склонности, решил обратиться к юриспруденции. В Орлеане и в Бýрже он слушал лекции самых знаменитых ученых-правоведов средневековых и ренессансных школ, и в 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата. В этот период Кальвин, не ограничиваясь юриспруденцией, старался расширить свои познания в области классической филологии и вообще гуманитарных наук. Результатом этих занятий стал его комментарий к трактату Сенеки О милосердии (De clementia), опубликованный в 1532. Однако более важными для всей последующей жизни Кальвина стали его контакты с теми евангелическими и реформистскими сообществами, которые во Франции объединялись вокруг гуманиста Фабера Стапуленсиса (около 1455–1536); эти люди не только изучали Библию на языках оригинала, но и были знакомы с сочинениями М.Лютера, чьи 95 тезисов против индульгенций были опубликованы в 1517. Вращаясь в кругу сторонников Лютера, Кальвин постепенно и сам примкнул к евангелическим христианам. Впоследствии он писал: «Поначалу я столь упорно держался за это папистское суеверие, что мне нелегко было выбраться из этой бездны. Но внезапным обращением Бог принудил мое сердце к покорности». Нет сведений, когда именно произошел его окончательный разрыв с Римом – в 1527–1528 или в 1532–1533. Однако доподлинно известно, что в конце 1533, после революционной реформистской речи, произнесенной ректором Сорбонны Николаем Копом, которого, возможно, вдохновлял Кальвин, последнему пришлось срочно бежать из Парижа, спасаясь от преследований. Он жил под чужим именем в Ангулеме, Нераке, Нуайоне, Пуатье, Орлеане и Кле. Усиливающиеся гонения на евангелических христиан во Франции в конце концов вынудили его совсем покинуть страну: Кальвин отправился в Страсбург, а затем в Базель. Там он познакомился со многими вождями Реформации – Генрихом Буллингером, Мартином Буцером, Вольфгангом Капитоном, Симоном Гринеем и Освальдом Миконием. Кроме того, в 1536 Кальвин осуществил первое издание своего важнейшего теологического труда – Наставление в христианской вере (Institutio religionis christianae). Эта книга в некоторых моментах явно перекликалась с катехизисами Лютера; она была задумана с целью дать краткое изложение протестантского вероучения и защитить французских протестантов от обвинений в том, что они, подобно анабаптистам в Германии, восстают против государственной власти. В целях самозащиты Кальвин предпослал своей книге пространное и изысканное посвящение французскому королю Франциску I. Весной 1536 Кальвин жил какое-то время в Италии при дворе герцогини Ренаты Феррарской, а осенью того же года в последний раз посетил Нуайон.
10 июля 1509 года родился — Жан Кальви́н богослов (700x347, 174Kb)
Оттуда он намеревался направиться в Страсбург, однако очередная вспышка войны между Карлом V и Франциском I Французским сделала недоступной дорогу через Лотарингию, и ему пришлось ехать через Женеву. В Женеве он предполагал лишь переночевать, однако о его прибытии стало известно Г.Фарелю, только что приступившему к церковной реформе в Женеве. Фарель просил и даже умолял Кальвина, уже снискавшего себе известность в ученых кругах благодаря своей книге, остаться в Женеве и прочитать курс богословских лекций. Он полагал, что будет весьма полезно, если автор Institutio выступит с лекциями по Святому Писанию и продемонстрирует гражданам Женевы, где Реформация еще только-только набирала силу, что она означает не только политическую независимость от Савойи и от епископа, но жизнь в соответствии с евангельскими заповедями и обетованиями. Если Кальвин поначалу отказывался взять на себя эту задачу, то лишь потому, что у него имелись иные планы и что он, по своему душевному складу, склонен был избегать публичности. Однако проникшись убеждением, что Богу действительно угодно, чтобы он способствовал торжеству Реформации в Женеве, он со всем рвением и усердием взялся за роль профессора и проповедника Святого Писания. На первых порах Кальвин намеревался осуществить коренные преобразования, полностью изменив физический и духовный облик города. К сожалению, уже через три года этот план провалился – отчасти из-за гордыни и упрямства женевцев, отчасти из-за нетерпеливости самого реформатора. Кальвин был изгнан из города. Он вновь поселился в Страсбурге и жил там с 1538 по 1541, однако не как проповедник и вероучитель, а как ученый. Здесь, помимо чтения лекций в собранной им вокруг себя небольшой общине беженцев из Франции, он получил возможность познакомиться с тем типом церковной организации, о котором он сам мечтал; это была подлинно евангельская церковь, с богослужебным чином, церковной дисциплиной, совместным пением псалмов. Кроме того, он участвовал в религиозных диспутах, состоявшихся в Хагенау, Вормсе и Регенсбурге по инициативе Карла V, и опубликовал второе, существенно расширенное издание Institutio. Важной стороной его деятельности было переубеждение анабаптистов и возвращение в церковь многих из них. В 1540 в Страсбурге Кальвин женился на Идлетте де Бюр, вдове раскаявшегося анабаптиста. Однако все это время он не забывал о женевцах, а женевцы не забывали о нем. В начале 1539, вскоре после изгнания, он, по просьбе Бернеза, написал блестящий ответ кардиналу Садоле, который разослал пастырское послание с целью возвратить женевцев в лоно католической церкви. После 1540 внутренние осложнения вынудили женевцев настойчиво просить Кальвина вернуться в Женеву. Осенью 1541 Кальвин уступил этим просьбам – при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить нововведения, которых он добивался раньше, т.е. произвести церковную реформу на основе новой системы церковных должностей («церковные ордонансы», ordonnances ecclésiastiques, 1541) и единого чина богослужения («чин церковных молитв и песнопений», forme des prières et de chants ecclésiastiques, 1542), а также принятия нового катехизиса. С этого начался второй период деятельности Кальвина в Женеве. Сам он уже не был порывистым и страстным энтузиастом, как прежде, это был зрелый и осмотрительный строитель церковной жизни, и дело его в скором времени приобрело мировое значение. Его заслуга состоит прежде всего в строительстве подлинно евангельской церкви.
Institutio_christianae_religionis. (440x700, 368Kb)
Institutio christianae religionis, 1597
Взяв за образец Новый Завет и древнюю церковь, Кальвин создал в Женеве такую церковную организацию, которая впоследствии стала нормативной для реформатских церквей во всем мире. Он учредил четыре обязательных церковных служения: пасторов, докторов (учителей богословия), пресвитеров (старейшин) и диаконов (помощников). Пасторы вместе с учителями образуют vénérable companie des pasteurs («досточтимое собрание пастырей») для руководства катехизацией и обучением, а пасторы вместе со старейшинами – «консисторию» для надзора за нравами и поведением членов церкви. Старейшины (пресвитеры) вместе с диаконами занимаются материальными нуждами паствы, попечением о бедных, а также берут на себя часть пастырской работы. Когда эта организация получила фиксированный чин служб и литургии, включая пение псалмов и исповедь, появилась возможность создать общину верующих, которые не просто собирались бы на воскресное богослужение, чтобы возблагодарить Бога и получить назидание, но старались всю свою жизнь превратить в служение Богу. При том, что церковь остается центром, оказывающим влияние на всю жизнь верующих, это служение Богу может осуществляться в повседневных делах, в преподавании в школе, в заботе о нищих, так что и экономическая, и политическая жизнь, и вообще – вся частная и вся общественная жизнь посвящается служению Богу. Кальвин устроил свою церковь как общину верующих, руководствующихся сознанием, что каждый ее член, в соответствии со своими способностями и занимаемым положением, должен стремиться превратить мир в «зрелище славы Божией» (theatrum gloriae Dei). Кроме того, реформатор попытался, введением строгой внутренней дисциплины, сделать церковь независимой от светских властей и дать ей возможность жить по своим законам отдельно от государства и даже вопреки воле гражданских властей. Неукоснительно придерживаясь этого курса и назначая самые суровые наказания за отступления от чистоты вероучения и за пренебрежение заповедями церкви, Кальвин постоянно вступал в конфликты со своими оппонентами, пока, в 1555, его последователи не получили большинства в магистрате. Широко известны его акции, направленные против С.Кастеллиона, А.Перрена, Бертелье, Больсека и М.Сервета. Однако неверно было бы обвинять в этих преследованиях одного Кальвина или видеть в нем на этом основании нетерпимого и нестерпимого деспота, «гордую, надменную, тираническую натуру, – как о нем говорили, – преисполненную жестокости и ненависти по отношению к своим врагам». Кальвин никогда не руководствовался в своих действиях личными мотивами, но всегда исходил из политической необходимости и из представлений своей эпохи. Ясное сознание цели, к которой следовало стремиться, его собственное глубочайшее чувство ответственности, особенности политической и религиозной ситуации в Женеве и те конкретные задачи, которые стояли перед Кальвином, побудили его добиться в 1544 смещения Кастеллиона с должности ректора Женевской коллегии из-за расхождений в религиозных мнениях, изгнания в 1552 Больсека, выступившего с критикой учения Кальвина о предопределении к спасению, и казни в 1553 испанского врача Мигеля Сервета как лжеучителя и еретика, отрицающего учение о Троице. По убеждению Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была сделаться бастионом Реформации, однако власть над Женевской республикой никогда не была самоцелью для реформатора. Его подлинной целью было вернуть Францию к евангельской вере, – и не только Францию, но и многие другие страны, церковные и духовные лидеры которых поддерживали контакты с Кальвином, – Шотландию, Англию, Нидерланды, Польшу и Трансильванию (если ограничиться упоминанием наиболее важных).
CalvinInstitutio (442x700, 369Kb)
Наставление в христианской вере, Женева, 1559
Только включив каждого отдельного христианина в церковную общину и добившись строгого соблюдения вероучительной и церковной дисциплины, Кальвин смог довести до конца дело Реформации в качестве преемника Лютера в Западной и Центральной Европе. Только с помощью энергичных и жестких мер (которые, в случае необходимости, могли быть и достаточно гибкими) и только посредством унификации церковной организации и богослужения Кальвину удалось сделать Женеву центром протестантской духовности и образцом высоконравственного уклада жизни. О выдающихся способностях Кальвина, о его великодушии и подлинной широте (а отнюдь не узости) взглядов лучше всего позволяют судить его усилия к объединению церкви. Всегда и везде, где только было возможно, Кальвин стремился объединить протестантов. К сожалению, эти усилия увенчались лишь единственным успехом – принятием «Цюрихского соглашения» (Consensus Tigurinus, 1549), закрепившего компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии в трактовке учения о евхаристии. Вплоть до сегодняшнего дня сохраняет значение обширное литературное наследие Кальвина. Он не только проповедовал и обучал детей, взрослых и студентов, но и очень много писал – «экспозиции» (толкования) и гомилии почти на все книги Ветхого и Нового Завета, теологические трактаты (большей частью – памфлеты в защиту женевской Реформации и Реформации в целом), поучительные и назидательные письма. Его главные идеи были изложены в уже упомянутом трактате Institutio religionis christianae. Этот труд Кальвин переписывал и дополнял несколько раз, пока он не разросся до четырех толстых томов. Institutio Кальвина – самое важное вероучительное сочинение за всю историю Реформации и самая обширная и исчерпывающая богословская система за всю эпоху от Фомы Аквинского до Ф.Шлейермахера. Она остается самым ярким образцом протестантской мысли. Задуманная просто как введение в Святое Писание и изложение его содержания, эта книга, сохраняя верность своему предмету – Библии, не оставляет в стороне также и чисто церковное предание. В ней рассматриваются и живо обсуждаются идеи античной философии, отцов Церкви (особенно Иоанна Златоуста и Августина), схоластов (Петра Ломбардского, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Дунса Скота и Бернара Клервоского), представителей современной Кальвину Римско-католической церкви, Эразма Роттердамского, Лютера, Буцера, Меланхтона, анабаптистов, спиритуалов и антитринитариев. Таким образом, Кальвин собрал и систематизировал все главные богословские идеи своего времени, однако нельзя сказать, что он сам придерживался каких-то определенных теологических принципов. Его теологическую систему невозможно свести ни к одной из включенных в нее идей – например, к идее предопределения. Он просто берет библейские истины и сочетает их, руководствуясь высшим принципом – представлением о ключевой роли Христа. Исходным пунктом учения Кальвина была мысль, сформулированная в знаменитой фразе, открывающей Institutio: «Вся наша мудрость, поскольку она вообще заслуживает имени мудрости и является надежной и достоверной, складывается из двух основных вещей: познания Бога и познания самих себя». Познание себя и познание Бога взаимообусловлены, однако первенство следует отдать познанию Бога. По мнению Кальвина, это познание – semen religionis («семя религии») – посеяно в каждом человеке, даже – язычнике. Однако этого недостаточно – не потому, что Бог далек от человека, а потому, что человек далек от Бога. Поэтому естественная теология (познание Бога на основе познания природы и истории) не обеспечивает истинного познания Бога; такое знание мы получаем лишь там, где сам Бог отверзает уста (иными словами, из божественного Откровения, запечатленного в Ветхом и Новом Завете). Библия не нуждается в обосновании ни с помощью какой-либо промежуточной инстанции (например, церкви или разума), ни с помощью представления о вербальной инспирации (как бы «божественной диктовке»), однако она нуждается в свидетельстве Святого Духа, поскольку лишь Бог может адекватно свидетельствовать о себе. Только Бог может привести нас к подлинному, недвусмысленному уразумению Откровения. Нелегко проследить все теоретические следствия этого учения. Именно с ним связана та независимость, та внутренняя сила, столь характерные для протестантизма. Признавая авторитет одного только Бога, человек освобождается от власти и авторитета других людей, и его жизнь отныне укоренена единственно в вечности. В то же время, это учение служит обоснованием свободы совести и вероисповедания. В своем учении о Боге (учение о Троице; различение знания о Боге как о Творце и знания о Боге как об Искупителе) и в учении об ангелах, дьяволе и человеке Кальвин придерживается традиционной и общей для протестантских богословов позиции, однако его отличает особое внимание к вопросу о предопределении и, в еще большей степени, – его учение о «законе». Говоря о Святом Писании, он подчеркивал единство Ветхого и Нового Заветов и то, что Ветхий Завет (и как обетование, и как закон) указывает на Христа, в этом и выразилась одна из наиболее своеобразных черт его теологии, основанной на представлении о неразрывной связи божественной благодати и божественного закона. Декалог, смысл заповедей которого разъясняется у пророков и в заповедях Христа, для Кальвина был не просто «учителем», данным падшему человеку, но одним из моментов непреходящего союза с Богом. В десяти заповедях выражена вечная воля Бога. Это его благодетельный дар – «закон, определяющий мысли и поступки, который принимается добровольно и с благодарной покорностью, – своего рода компас для совершающих земной путь людей, необходимый грешникам, получившим благодать» (К.Барт). Это учение навлекло на Кальвина обвинения в законничестве – столь же беспочвенные, как и многие другие. В своей христологии Кальвин развивает учение древней церкви – халкидонское учение о двух природах во Христе, учение о communicatio idiomatum («общении свойств», т.е. взаимоотношении божественной и человеческой природ в богочеловеке) в раннем христианстве и в зрелой схоластике. Согласно этому учению, Сын Божий таинственным образом был всецело человеком Иисусом Христом, но в то же время пребывал как Сын Божий «вовне» (extra), одесную Отца (это представление называют Extra Calvinisticum). Кроме того, Кальвин придавал особое значение роли Христа как посредника между Богом и человеком: по-новому осмыслив уже существующую традицию, он сформулировал учение о трояком служении Христа (пророческом, царском и священническом). В своей трактовке сотериологической роли Христа он, в целом, придерживается «Апостольского символа веры», но, в отличие, скажем, от Лютера, истолковывает слова о «сошествии во ад» («descensus ad inferos») как указание на глубочайшую душевную скорбь Христа. Центральное место в сотериологическом учении Кальвина (учении о спасении) отводится, естественно, Святому Духу. Личность и служение Посредника, Иисуса Христа, обеспечивает спасение человека только благодаря действию Духа Святого. Святой Дух созидает веру, дарует знание Бога, побуждает ответить «да» Богу, располагает к доверию и покорству и, кроме того, обеспечивает «единение» (unio) со Христом. Только Святой Дух побуждает к покаянию, творит освящение и делает возможной подлинно христианскую жизнь, определяющие черты которой – самоотречение, молитва и созерцание вечной жизни. Не вдаваясь в подробности, следует, в этой связи, указать, что идея «славы Божьей» играла у Кальвина главенствующую роль. О реальности возрождения человека и его христианской жизни свидетельствует прежде всего то, что воля Бога все более укореняется в нем и постепенно замещает собою в той или иной мере необходимые человеку самообладание и воздержность, так что человек все меньше и меньше принадлежит себе и все больше и больше – Богу. Никто другой из теоретиков протестантизма не подчеркивал с такой горячностью, как Кальвин, что главная цель христианской жизни – не теоретическое познание Бога, но безоговорочное подчинение воле Бога, нравственные поступки, дисциплина и добросовестное выполнение своих обязанностей. Особенно существенно то, что Кальвин переориентировал этику с индивида на общество. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд и умеренное пользованием благами мира сего, служение ближнему и неустанное служение общине христианин обретает способность «шествовать вперед по пути своего призвания» и изменить облик мира сего. Для сотериологического учения Кальвина чрезвычайно важен еще один момент: вера, деятельное стремление к святости и надежда всецело обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым, однако милосердным божественным избранием, которое настигает нас лишь в том случае, если мы веруем во Христа. Начиная с первого издания Institutio Кальвин отчетливо сознавал, что главное в христианском вероучении – это избранничество во Христе, о котором говорится, к примеру, в Послании к Ефесянам 1:4: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним...» К сожалению, Кальвин иногда замутнял библейское учение метафизическими спекуляциями на тему двоякого предопределения (суть его в том, что одни люди предопределены к вечному блаженству, другие – к вечному проклятию). В этом он отступал от своих собственных богословских принципов. Тем не менее, общий смысл его учения о предопределении совершенно ясен. То, что человек, существо греховное и непослушное, не проклят и не отвергнут Величием Бога, но может уповать на вечное спасение, никак не объяснить какими-либо достоинствами или заслугами человека; он объясняется только благодатью и чудом милосердной любви Бога, которая открывает себя в Иисусе Христе. «Природа избрания состоит в том, что чистая благость Бога сделала досягаемым для нас спасение» (Женевский катехизис). Христианская жизнь, направляемая благодаря этому избранию к покаянию, вере, освящению и надежде, имеет своим основанием отнюдь не определенное расположение человеческой воли, но только чистую избирающую божественную любовь. А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Хотя в своем учении о предопределении Кальвин часто заходил слишком далеко, однако, будучи правильно истолкованным, это учение имело большое положительное значение. Именно ему кальвинистская Реформация была обязана своей сокрушительной мощью, своим уникальным бунтарским духом и своей неустрашимостью.
Kálvin_János_Monument_in_Budapest (533x700, 359Kb)
Памятник в Будапеште.
Если французские гугеноты, армия О.Кромвеля и сторонники реформатского вероисповедания в католических областях Европы обладали, помимо готовности пострадать за веру, мужеством видеть ничтожество всех человеческих подвигов и достоинств перед лицом Всевышнего, бороться за свое дело с ощущением свободы, которое обусловлено сознанием независимости от мира сего, сражаться и умирать за свою веру, то причину их решительности и мужества следует видеть только в основанном на их вере представлении о том, что они были избраны Богом и что их охраняет Бог, превосходящий могуществом смерть и дьявола. Кроме того, в Institutio Кальвин много внимания уделяет учению о церкви. Сама по себе церковь не есть объект веры, но она – матерь всех верующих и она позволяет им собраться в единую христианскую общину. Как уже было отмечено, церковь для Кальвина олицетворяется прежде всего ее служителями, которым дарована «власть ключей», осуществляемая через проповедь и через надзор за церковной дисциплиной. Только через слово Божье и через правильно осуществляемые таинства крещения и евхаристии (в учении о таинствах Кальвин занимает умеренную позицию, не абсолютизируя их значения, но и не впадая в спиритуалистическое преуменьшение этого значения) церковь делается подлинным собранием верующих. Кальвину представлялось, что Римско-католическая церковь не удовлетворяет этим требованиям, и потому он воспринимал ее как неистинную церковь. С точки зрения Кальвина, государственная власть (administratio politica) также есть одно из орудий благодати. Возникновение государства есть не просто следствие первородного греха, но результат исполнения благодетельной Божьей воли. Его функции состоят в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивает на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако примечательно, что и тем, кто занимает низшие ступени в государственной иерархии, Кальвин оставляет право сопротивляться. Отсюда в позднейшем кальвинизме был выведен общей закон о праве человека постоять за себя. Влияние Кальвина. Большая часть идей, высказанных Кальвином в Institutio и других его сочинениях, по-прежнему сохраняет свое значение для теологии и церкви (например, его учение о «свидетельстве Духа Святого», testimonium Spiritus Sancti, о тройственном служении Христа, о предопределении, о славе Божьей и об устроении церкви). Однако мысль Кальвина оказала не меньшее влияние на всю западную цивилизацию. Оно сказалось на формировании либерально-демократической концепции прав человека, права на самозащиту и в целом – на экономическом развитии Запада и его общественном сознании, не говоря уже о влиянии Кальвина на отдельных мыслителей и политических деятелей – от О.Кромвеля до В.Вильсона, от И.Канта до И.Г.Песталоцци, А.Вине, К.Барта и Э.Бруннера. Жан Кальвин скончался в Женеве 27 мая 1564 года, до времени состарившись под бременем недугов и непрестанных трудов, предпринятых им во имя Бога, в духе его собственного девиза: «Сердце христианина должно быть выше стремления к собственному спасению». Сочинения: Opera quae supersunt omnia, ed. G. Baum, Е. Cunitz, Е. Reuss, v. 1-59, Brunsvigae, 1863-1900 (Corpus reformatorum, v. 29-87); Opera selecta, ed. . Barth, Bd 1, 3-5, Münch, 1926-36. Литература: Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст; Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. — Санкт-Петербург, 1893; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — Москва, 1991. — Страницы 61—272; Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. — Cambridge, 1984; Павленков Ф., Овчинников В. Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 томах. — Москва: Олма. — ISBN 5224031214; Д.Б.Порозовская Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. — Санкт-Петербург: Типография Ю.Н.Эрлих, 1891.

Francisco_de_Toledo_Virrey (449x700, 322Kb)
1515
Франсиско де Толедо, граф де Оропеса или Франсиско де Толедо-и-Фигероа (испанское имя - Francisco de Toledo y Figueroa)
испанский военачальник, политический деятель, вице-король Перу с 26 ноября 1569 до 23 сентября 1581. Считается учредителем перуанского вице-королевства, так как его система правил и уложений в экономике, политике, армии, торговле просуществовала в Южной Америке почти 300 лет; особенно известен благодаря своим Правилам, отредактированным юристами Хуаном де Матьенсо и Хуаном Поло де Ондегардо, чем вывел страну из последствий хаоса гражданских войн и упадка. Руководил составлением книг по истории Инков. Основатель городов: Кочабамба и др. Франсиско родился во Дворце Альварес-де-Толедо (Palacio de los Álvarez de Toledo). Его отец был третьим графом де Оропеса, и а со стороны своей матери он был третьим кузеном императора Карла V. Являлся потомком Альфонсо XI Кастильского и Леонор Нуньес де Гусман. В 1535 году Толедо присоединился к военно-религиозного Ордену Алькантара. В течение почти двадцати лет он служил в императорской армии во Фландрии, Италии, Германии, Венгрии и Франции. Он был близким другом императора Карла V, и даже присутствовал при его смерти в 1558 году. Толедо стал пятым вице-королём Перу в 1569 году. Он был назначен Филиппом II после того, как отслужил в качестве управляющего при королевском дворе. Само вице-королевство Перу к его приходу было состоянии полной разрухи: от богатого наследия Инков не осталось и следа, население сократилось катастрофически и продолжало падать, старая командно-административная система инков фактически не работала, в многоязычном государстве не было переводчиков для осуществления коммуникации с местным населением, дороговизна европейских товаров, и бедность населения, уменьшившиеся урожаи и запустение земель, неравномерность обложения податью и высокие её ставки. Во время своего правления Толедо осуществил много реформ: централизовал колониальные управленческие функции и установил базу уложений для будущего администрирования вице-королевством; установил королевскую власть и испанское господство в колонии; сломил власть энкомендеро, приведя их присяге королевской короне. Его назвали «одним из величайших управителей всех времен.» Он упорно трудился над тем, чтобы обратить в христианство местное население и предоставить им религиозное обучение. Толедо дал новые законы и королевские декреты относительно индейцев и их земель, и он собрал разрозненно живущих индейцев в деревни, или резервации: как правило, они составлялись из 400 семей. Он провозглашал законы, которые касались как индейцев, так и испанцев. Толедо попытался приспособить политические и социальные структуры Инков (в частности, Законы Инков) к жизни вице-королевства. Он также возобновил старую систему мита, которую преобразовал с принудительной общественной деятельности — в форму местной принудительной рабочей силы. Согласно его реформам миты, не более, чем одна седьмая часть мужчин деревни могла быть призвана в митимаи, они не могли работать вдалеке от их родных деревень, и они имели право на компенсацию за свою рабочую силу. Преобразовал испанскую колониальную систему землевладений — энкомьенды. Эти реформы позже назвали «Реформами Толедо». Толедо назначил Педро Сармьенто де Гамбоа задачу написания хроники о доиспанских временах в Перу, собрав информацию у стариков, оставшихся в живых с того времени. Работы Сармьенто считаются неоценимым источником информации о том периоде, хотя, как показали исследования, многие факты из его книги и сама структура повествования совпадают с более ранними хрониками Педро Сьеса де Леона и Хуана де Бетансоса. Толедо послал даже ряд своих отчетов, писем и уникальных предметов икнов Королю Испании, в надеждах, что будет основан музей для их сохранения. Он основал в Перу в 1570 году Инквизицию. Детальная перепись была проведена с описанием различных этнических групп и их экономического статуса. Толедо сделал большой тур по осмотру колонии, проехав более чем 8000 км за пять с лишним лет. Он был единственным вице-королём Перу, осуществившим такую ознакомительную миссию. «Его осмотр убедил его, что злоупотреблений властью было много, и всё это нуждалось в исправлении, а многие недостатки в управлении, которые должны были быть устранены.» Он построил укрепления на побережье Тихого океана для защиты против пиратов. Он также основал Армаду Южного Моря (Южный Флот) в порту Кальяо. (Сэр Френсис Дрейк разорил побережье Перу в 1579 году). Он руководил работами по возведению мостов и улучшению безопасности передвижения. Первые монеты, чеканившие для Перу (а на самом деле и для Южной Америки), появились между 1568 и 1570 годами. Серебро же из шахт в Потоси ходило по всему свету. Несправедливая казнь Инки Тупака Амару в 1572 из-за его восстания — лежит большим пятно на биографии Толедо. По приказу Толедо, под командованием Мартин Уртадо де Арбьето, насобиралось 250 солдат, хорошо вооруженных и на лошадях, с приличным количеством надежных ветеранов, а кроме того, две тысячи индейцев под руководством двух дружелюбных касиков. Все они отправились из Куско в Вилькабамбу в середине апреля 1572, где после серьёзного столкновения между индейцами и испанцами последние наконец-то победили и захватили Инку Тупак Амару и всех его полководцев. 24 сентября 1572 их повесили на площади Куско, а Инка был обезглавлен. Секретарь экспедиции Сармьенто де Гамбоа и переводчик и солдат Хуан де Бетансос, между которыми были дружественные отношения, присутствовали при казни тех несчастных; единственное, что те индейцы сделали, это защищали свою свободу и свои обычаи. Есть рассказы очевидца, утверждающего, что много духовных лиц, убежденных в невиновности Тупака Амару, попросили вице-короля, чтобы его отправили в Испанию для судебного разбирательства. Однако претензии других были иными: Инка действительно задумывал восстание и что Толедо попробовал проводить мирные переговоры, а значит, уладить разногласия, к тому же трое из его послов к Инке были убиты, и что Тупак Амару впоследствии склонил свою армию к сопротивлению колониальной армии. С этой точки зрения не было ничего произвольного или несправедливого в казни правителя Инки. Священники предприняли попытку обратить Тупака Амару в христианство, но эти предложения были отклонены. Над пятью пленными военачальниками инков прошёл суд, но никто ничего не сказал в их защиту. Они были приговорены к виселице. Тела тех из них, кто умер ранее от пыток, были также повешены. Процесс над Сапа Инка начался несколькими днями позже. Тупак Амару был обвинен в убийстве священников в Вилькабамбе, к которому, скорее всего, не имел отношения. Тупак Амару был приговорен к смертной казни. Многочисленные источники свидетельствуют, что многие католические священники, верящие в невиновность Тупака Амару, напрасно просили, стоя на коленях, отменить казнь, говоря, что Инка был послан Испании для процесса, но не для казни. Очевидцы сообщают, что видели в день казни его верхом на муле с руками, связанными за спиной и петлей на шее. Другие очевидцы сообщают, что собралась большая толпа и Сапа Инка охраняли сотни человек, вооруженных копьями. Перед главным собором на центральной площади Куско был установлен драпированный чёрной материей эшафот. Источники называют от 10,000 до 15,000 человек, присутствовавших на казни. Тупак Амару взошёл на эшафот, сопровождаемый епископом Куско. Очевидцы сообщали: «множество индейцев, которые заполнили площадь, наблюдали это грустное зрелище [и знали, что] их правитель и Инка должен умереть, они взывали к небесам, все заглушали их крики и плачи.» (Murúa, 271). По сообщениям Балтазара де Окампа и монаха-доминиканца из Куско Габриэля де Овьедо, они оба были очевидцами того, как Сапа Инка поднял руки, чтобы толпа замолчала, и его последними словами были:
«Ccollanan Pachacamac ricuy auccacunac yahuarniy hichascancuta.»
«Мать Земля, будь свидетелем как враги проливают мою кровь.»
Филипп II, однако, отнесся неодобрительно к казни. Толедо наживал себе врагов также и за свои реформы. Предыдущий вице-король Лопе Гарсиа де Кастро был одним из них. Кастро был теперь чиновником Совета по делам Индий, от имени которого он выступал против большинства реформ Толедо. Некоторые испанцы в Перу выступали против вице-короля из-за утраты ими части своих привилегий. Однако королевские государственные доходы, отсылавшиеся из Перу, только и делали, что возрастали. Впервые за пятнадцать лет отчетные книги были приведены в порядок, сбор налогов был упорядочен и приведён в исполнение, а доходы от серебряных рудников увеличились. Несмотря на всё это, Толедо был обвинен в не соблюдении балансово-отчетных книг и злоупотреблении казной. Он был отозван в 1581 году и вывезен в Испанию. Там его продержали в тюрьме до 1584 года, когда он и умер своей естественной смертью. Итог деятельности: Внедрил систему мита (на основе инкской системы); Организовал проживание индейцев в резервациях; Внедрил Суд Святой Инквизиции; Арестовал правителя Инку Тупак Амару и покончил с сопротивлением инков в Вилькабамба; Сразился с известным пиратом Френсисом Дрейком; Завершил работу по чеканке монеты. Количество оставленных Франсиско де Толедо произведений: писем, докладов, сообщений, распоряжений, указов, уставов, списков правил превышает всё созданное до него. Практически все они были изданы в XIX веке в составе различных сборников и насчитывают несколько томов.

Odet_de_Coligny,_Cardinal_de_Chatillon,_ca_1552,_by_Léonard_Limousin (518x700, 399Kb)
1517
Оде де Колиньи (французское имя - Odet de Coligny)
известен как кардинал де Шатильон — кардинал, епископ Бовэ, архиепископ Тулузы. Родился в Шатийон-Колиньи

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку