-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111887
Комментариев: 6804
Написано: 120362


16 мая родились...

Среда, 16 Мая 2018 г. 03:49 + в цитатник
 (579x699, 104Kb)
1891
Рихард Таубер (немецкое имя - Richard Tauber)
известный австрийский оперный певец и артист оперетты (тенор), которого называли «австрийским Карузо».Родился в Линце, Австрия, в артистической семье, состоящей в незарегистрированном браке. Сначала он получил девичью фамилию матери Денеми (Denemy). В дальнейшем использовал различные имена и фамилии: Карл Рихард Таубер (по фамилии отца), Эрнст Зайферт (Seiffert, фамилия матери по первому мужу), но после первых театральных успехов остановился на имени Рихард Таубер. В 1897 году мальчик поступил в школу в Линце. Начиная с 1903 года, выступал в отцовском театре. Обнаружив у него музыкальный дар, отец отдал сына в консерваторию Хоха (Франкфурт-на-Майне), для занятий в классах пианино, композиции и дирижёрского искусства. К этим занятиям юный Таубер по своей инициативе добавил освоение искусства оперного вокала. Первое выступление начинающего певца состоялось во Фрайбурге, 17 мая 1912 года, на концерте, где он исполнял арии из опер Моцарта и был тепло принят публикой. В последующие годы Таубер выступает в различных театрах Австро-Венгрии и Германии; в его репертуаре оперы Моцарта, Гуно, Рихарда Штрауса, позднее — Верди, Пуччини и др. Самая известная из Tauberlieder — ария из «Страны улыбок» Легара. После войны, в 1922 году Таубер принят в Венскую государственную оперу; выступает также в Берлинском оперном театре и гастролирует с концертами. Его популярность чрезвычайно велика — современники отмечали его чарующий мягкий тембр голоса, проникновенный и необычайно музыкальный. Кроме оперы, он много поёт в опереттах. Франц Легар пишет музыку специально для него — лирические арии, прозванные «песнями для Таубера» (немецкое название - Tauberlieder). Граммофонные пластинки с записями Таубера расходятся многотысячными тиражами; всего насчитывают более 700 граммофонных записей его выступлений. В эти годы Таубер женился на певице Карлотте Ванконти (итальянское имя - Carlotta Vanconti), но спустя несколько лет они расстались. На протяжении 5 лет Таубер жил в гражданском браке с Марией Лосевой, певицей-эмигранткой из России, выступавшей в Берлине. В 1930-е годы Таубер с большим успехом выступает в Великобритании и США, снимается в музыкальных фильмах. В 1936 году Таубер женился на английской актрисе Диане Непер (Diana Napier). Гастроли в Германии прекращаются — нацистские власти не приглашают артистов еврейского происхождения. Вскоре, после аншлюсса Австрии (1938), он становится эмигрантом. Живёт в Швейцарии, а после получения британского гражданства (1940) — в Лондоне. Приглашения переселиться в США он отвергает, хотя в Англии оперные театры с началом войны закрылись, а все его австрийские сбережения конфискованы нацистами; зарабатывает себе на жизнь концертами и записями на пластинки. Сам пишет музыку — песни и оперетты, некоторые его произведения становятся популярны. В 1947 году у Таубера был обнаружен рак лёгких. В это время в Лондоне были с гастролями его старые друзья из Венской оперы, и Таубер выступил в моцартовском «Дон Жуане». Публика аплодировала ему стоя. Опера Моцарта, с которой он начинал, стала и его прощальныи появлением. Неделю спустя Таубер лёг в больницу, откуда уже не вышел. Умер в Лондоне от рака легких 8 января 1948 года. Похоронен на лондонском кладбище Бромптон. Фильмография:: 1929 Ich küsse Ihre Hand, Madame; 1930 Ich glaub' nie mehr an eine Frau; 1930 Die große Attraktion; 1930 Das lockende Ziel; 1930 Das Land des Lächelns; 1931 Wie werde ich reich und glücklich; 1932 Melodie der Liebe; 1934 Blossom Time; 1935 Heart’s Desire; 1936 Land Without Music; 1936 A Clown Must Laugh (опера Паяцы); 1945 Waltz Time; 1946 Lisbon Story.

1892
Наталья Николаевна Коваленская
российский историк искусства, доктор искусствоведения (1945). ). Член КПСС с 1945. Родилась в Москве. Окончила Высшие (Бестужевские) женские курсы (1912) и аспирантуру при Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН, 1929). Сотрудница Третьяковской галереи (1929-1935). В 20-е гг. разрабатывала методику музейного дела вместе с А.В.Бакушинским. Преподавала в МГУ (до 1955). В ряде фундаментальных монографий стремилась дать трактовку ключевых проблем русских пластических искусств XVIII - первой половины XIX вв. Умерла 4 июля 1969 года. Сочинения: Русский жанр накануне передвижничества, в сборнике: Русская живопись 19 века, Москва, 1929; Мартос, Москва — Ленинград, 1938; История русского искусства 18 века, Москва — Ленинград, 1940 (последнее издание — Москва, 1962); История русского искусства первой половины 19 века, Москва, 1951; Русский классицизм..., Москва, 1964.

1893
Иван Александрович Вышнеградский
русский и французский композитор, один из пионеров четвертитоновой музыки. Сын крупного банкира, внук известного математика и государственного деятеля Ивана Алексеевича Вышнеградского (1830—1895). Учился математике и праву. Дебютировал как композитор в 1912 («Andante religioso et funèbre»). После 1918 года написал лишь несколько композиций в полутонах. В 1920 переехал в Париж. В 1922—1923 часто бывал в Берлине, подружился там с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки. До 1937 он не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 у него были удачные концерты в Париже. В 1937 Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее — с Анри Дютийё, Пьером Булезом. Булез не раз исполнял музыку Вышнеградского. В 1942 Вышнеградский был арестован немцами, провёл два месяца в лагере в Компьени. Последнее сочинение композитора — заказанное ему Радио-Франс Трио для струнных, op.53 (1979) — было завершено учениками. Умер в Париже 29 сентября 1979 года. Теоретические сочинения: Nicolas Obouhow: l’harmonie totale. Ivan Wyschnegradsky: l’ultrachromatisme et les espaces non octaviants/ Sous la dir. de Claude Baillif. — Paris: Richard-Masse, 1972. Во Франции действует Ассоциация Ивана Вышнеградского. Произведения И.Вышнеградского исполнялись в рамках программы Поколение Z: Пионеры звука в России 1920-х (Санкт-Петербург, 2010), Московского музыкального форума Франкофония (2010). Литература: Gayden L. Ivan Wyschnegradsky. — Frankfurt: M.P. Belaieff, 1973; Hommage à Ivan Wyschnegradsky. — Montréal: Société nouvelle d’enregistrement, 1994.

1895
Анатолий Георгиевич Иванов-Смоленский
российский невролог и патофизиолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (с 1950), ее вице-президент в 1950-1951 гг. Окончил Военно-медицинскую академию в Петрограде (1917). В 1921-1928 гг. работал под руководством И.Павлова. В 1924-1931 гг. - профессор кафедры физиологии и патологии высшей нервной деятельности при Ленинградском педагогическом институте, в 1931-1945 гг. - директор психиатрической клиники, в 1945-1950 гг. возглавлял Московское отделение Института физиологии Академии Медицинских Наук СССР, (в 1952-1957 гг. - директор). Основные научные работы посвящены проблемам физиологии и патофизиологии высшей нервной деятельности, развитию и внедрению в медицинскую практику учения Павлова. Изучал процессы коркового анализа и синтеза. Разработал методики экспериментального исследования высшей нервной деятельности. Сталинская премия (1950). Премия имени И.Павлова Академии Наук СССР (1942).

Останин1 (490x700, 164Kb)
1897
Константин Федорович Останин
бригадир семеноводческого колхоза «3 решающий год пятилетки» Пучежского района, Ивановская область. Родился в деревне Галашино, ныне Пучежского района Ивановской области, в крестьянской семье. Русский. В 1908 году окончил начальную школу. В 1909 году остался круглым сиротой. В 11 лет пришлось идти на заработки, 4 года батрачил у зажиточного крестьянина в деревне Елино. С 1914 году трудился бакенщиком Кинешемского технического участка, почти 10 лет жил в Кинешме. Разруха после гражданской войны сорвала с места. Следующи 10 лет, с 1923 года, перебивался разными заработками: работал маляром на одной из фабрик в городе Пучеж, грузчиком на Правдинском бумкомбинате в городеБалахна и на пристанях в Нижнем Новгороде. В 1931-1932 годах был рабочим в геологоразведочной партии будущей Горьковской ГЭС. В 1933 году осел в селе Большое Дмитриево современного Пучежского района, вступил в колхоз «3-й решающий год пятилетки». Вскоре был избран бригадиром полеводческой бригады. Трудился в этом колхозе около 20 лет с небольшим перерывом. В 1944-1946 годах, по мобилизации через военкомат, работал на строительстве Фрунзенской ТЭЦ в Москве. Вернувшись в колхоз продолжал успешно руководить бригадой. В 1948 году его бригада получила на площади 5 гектаров высокий урожай льна-долгунца 6,3 центнера и семян 6,8 центнеров с гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1949 года за получение высокого урожая льна-долгунца Останину Константину Фёдоровиуч присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Работал бригадиром в том же колхозе, получившим новое название – «Заря коммунизма» до 1953 года. В 1949-1952 годах избирался депутатом Дмитриевского сельского совета. В 1953 году выехал в город Городец Горьковской (Нижегородской) области. Последние годы до выхода на пенсию в 1957 году трудился рабочим на земснаряде по намыву плотины Горьковского гидроузла.
Останин2 (486x700, 168Kb)
Жил в городе Городец Нижегородской области. Умер 21 февраля 1972 года.
Ostanin_KF_gst_mogila (397x700, 349Kb)
Похоронен на кладбище города Городец. Награжден орденом Ленина, медалями.

1898
Марсель Гриоль
французский этнограф-африканист. Профессор Парижского университета (с 1942), генеральный секретарь Общества африканистов. Организатор 5 экспедиций в Африку. Основные труды посвящены духовной культуре и археологии народов Западной Африки и имеют ярко выраженное антирасистское направление. Однако, требуя уважения к африканской цивилизации, подходил к ней односторонне - сводил её сущность к религиозным верованиям и мифологии и фактически выступал за сохранение архаических элементов африканской культуры, не отвечающее задачам строительства новой Африки.

maksimovich (600x664, 59Kb)
1898
Десанка Максимович (Десанка Максимовић)
сербская писательница. Член Сербской академии наук и искусств (1959). Родилась в селе Рабровица близ города Валево, в семье сельского учителя. Провела детство в Бранковине, в сербском селе. В 1919 году переехала в Белград. В 1924 году окончила философский факультет Белградского университета. Затем училась в Сорбонне, где защитила работу о Жанне д’Арк. Преподавала сербский язык в женских гимназиях. В 1933 году вышла замуж за русского эмигранта Сергея Сластикова. Публиковаться стала с 1920 года, первый сборник стихов издан в 1924 году, а позднее — ещё более двадцати сборников стихов, а также романы. Всенародная известность пришла к поэтессе после Второй мировой войны, когда она была удостоена ряда премий и избрана в Сербскую академию. Скончалась в Белграде 11 февраля 1993 года. Максимович знаменита как любовными стихами, которые «вот уже несколько десятилетий юноши и девушки этой страны, быстро выучив наизусть, помнят всю жизнь», так и патриотическими. В целом её поэзия носит жизнеутверждающий, романтический характер. Основу стиха составляет мелодия и ритм, вытекающий из природы сербского языка. Живописно-пластичная речь богата лексически, но лишена усложненности, включает народные идиомы и эпитеты. Её наиболее известный сборник «Требую помилования» написан свободным стихом с изредка встречающейся рифмой и содержит монологи царя Стефана Душана — авторитарные, безличные, утверждающие силу закона, и ответные монологи поэтессы, выступающей в защиту народа, слабых, падших, еретиков, в защиту любви и поэзии. Следование системе высочайших этических ценностей дает Д.Максимович внутреннюю свободу, а ее поэзии — эстетическую цельность. Следуя классической традиции, она поэтизирует визуальный мир и романтическое воображение, естественность и доверительную простоту, гордое достоинство умеющего любить и прощать человека. Хорошо знала русский, французский и польский языки; переводила русскую и польскую поэзию. Среди русских переводчиков Максимович были Маргарита Алигер (полный перевод сборника «Требую помилования»), Леонид Мартынов, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Иосиф Бродский. Сборники переводов её стихов выходили, в частности, на русском, украинском, литовском и армянском языках. Еще при жизни поэтессы 27 октября 1990 года в городе Валево (Колубарский округ Сербии) был установлен первый памятник Десанке Максимович. Она негодовала по этому поводу, но её убедили, что это памятник поэзии — с лицом Десанки Максимович. Умерла в Белграде 11 февраля 1993 года. 27 августа 2007 года был также открыт памятник Десанке Максимович и в Ташмайданском парке Белграда. Скульптор — Светлана Карович-Деранич. Важнейшие сборники: «Стихи» (Песме, 1924); «Зеленый витязь» (Зелени витез, 1930); «Новые стихи» (Нове песме, 1936); Поэма «Ослобођење Цвете Андрић» (Освобождение Цветы Андрич, 1945); «Поэт и отчизна» (Песник и завичај, 1946); Поэма «Отчизна на первомайской демонстрации» (Отаџбина у првомајској поворци, 1949); Поэма «Я здесь, отчизна» (Отаџбино, ту сам, 1951); «Запах земли» (Мирис земље, 1955); «Пленник снов» (Заробљеник снова, 1960); «Говори тихо» (Говори тихо, 1961); «Требую помилования: Спор поэта с Законником царя Душана» (Тражим помиловање, лирска дискусија с Душановим закоником, 1964, 2-я ред. 1969). 66 стихотворений; «Вестник» (На шеснаести рођендан, 1970); «У меня больше нет времени» (Немам више времена, 1973); «Летопись потомков Перуна» (Летопис Перунових потомака, 1976); «Стихи из Норвегии» (Песме из Норвешке, 1976); «Избранные стихи» (1980); «Слово о любви» (Слово о љубави, 1983); «Я буду помнить обо всем» (Памтићу све, 1988). Русские переводы: Запах земли. Москва, Гослитиздат. 1960. 167 страниц. 10000 экземпляров; Навстречу весне. Москва, Детгиз. 1961. 62 страницы. 45000 экземпляров; Дети становятся взрослыми: Роман. Москва, Художественная литература, 1965. 255 страниц. 50000 экземпляров; Стихотворения. / Предисловие В.Огнева. Москва, Художественная литература, 1971. 390 страниц. 10000 экземпляров (Из сборников «Стихи», «Зеленый витязь», «Новые стихи», «Поэт и отчизна», «Запах земли», «Пленник снов», «Говори тихо», «Требую помилования», «Вестник»); Избранное. (Серия «Библиотека югославской литературы»). Москва, Художественная литература, 1977. 479 страниц. 25000 экземпляров; Зеленый витязь: Избранные стихотворения. (Серия «Поэтическая библиотечка школьника»). Москва, Детская литература, 1977. 191 страница.. 50000 экземпляров; Слово о любви: Стихи. Москва, Художественная литература, 1988. 365 страниц. 25000 экземпляров (Из сборников «Летопись потомков Перуна», «Стихи из Норвегии», «Ничья земля», «Обманы», «Апокрифы о бессловесных», «Песочные часы», «Бранковинское утро», «Пять пейзажей», «Образы», «На скале Одиссея». Сонеты).

Kenji_Mizoguchi_1 (544x700, 53Kb)
1898
Кэндзи Мидзогути (японское имя - 溝口 健二)
японский кинорежиссёр. Мидзогути родился в Токио, в семье кровельщика. Семья имела средний достаток, пока его отец не попытался заняться продажей плащей для солдат во время Русско-японской войны. Война закончилась слишком быстро, чтобы инвестиции окупились; семья оказалась в удручающем положении. Старшую сестру Кэндзи пришлось отдать в чужую семью; через некоторое время приёмные родители продали её в гейши. Это событие глубоко повлияло на мировоззрение Мидзогути. Он всю жизнь резко противостоял отцу, жестоко обращавшемуся с матерью и сестрой. Мидзогути оставил школу в 13 лет, чтобы работать и изучать графику в институте Аохаси. Первой его работой был дизайн рекламы в Кобэ. В 1915 году умерла его мать, и старшая сестра, оставив отца дома, увезла двух младших братьев в Токио. В 1920 Мидзогути вошёл в мир киноиндустрии как актёр. Через три года он стал полноправным режиссёром на студии «Никкацу», поставив свой первый фильм «Воскрешение любви» во время забастовки рабочих. Ранние работы Мидзогути созданы под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, в их числе адаптации Юджина О’Нила и Льва Толстого. Мидзогути работал быстро, иногда снимая фильм за несколько недель. В 1920-х — 1930-х годах он снял более 50-ти фильмов, большинство которых ныне утеряно. После Великого землетрясения Канто Мидзогути переехал в Киото, где располагалась студия «Никкацу», и работал там, пока скандал не вынудил его временно отойти от дел: Юрико Итидзё, девушка по вызову, с которой у него были отношения, напала на него и порезала бритвой спину. На фильмах первой половины 1930-х сказалсь склонность Мидзогути к социализму. Сам режиссёр в последние годы жизни говорил, что по-настоящему его карьера началась фильмами «Гионские сёстры» и «Элегия Нанива», оба 1936 года. Постепенно Мидзогути завоёвывает репутацию режиссёра «нового реализма». Одной из основных тем его фильмов становится бесправная роль женщины в японском обществе. Также в это же время Мидзогути совершенствует свою характерную технику «плана-эпизода» («одна сцена — один план»). Мидзогути, под впечатлением от судьбы сестры, снял несколько фильмов о мире гейш и проституток: «Район красных фонарей», Гионские сёстры, Фестиваль Гиона; героини его фильмов беззащитны перед жестокостью меркантильного мира. Во время Второй мировой войны Мидзогути был вынужден идти на уступки военному правительству. Самая известная картина этого периода — эпическое произведение «47 верных вассалов эпохи Гэнроку» (1941). По окончании войны Мидзогути, считавшийся у себя на родине старомодным, был открыт на Западе, в особенности французской новой волной, и наравне со своими современниками Ясудзиро Одзу и Акирой Куросавой признан крупнейшим мастером японского кинематографа. В начале 1950-х Мидзогути вместе со своим постоянным сценаристом Ёсиката Ёдой целиком переключился на дзидайгэки, заимствуя сюжеты из истории и фольклора. В этот период появились его самые известные работы: «Жизнь Охару, куртизанки» (1952), фильм, который принёс Мидзогути международное признание и который сам он считал лучшей своей работой; «Сказки туманной луны после дождя» (1953), удостоенные Серебряного льва на Венецианском кинофестивале; «Управляющий Сансё» (1954). Мидзогути умер в Киото от лейкемии 24 августа 1956 года. В 1975 Канэто Синдо снял полнометражный документальный фильм «Кэндзи Мидзогути — жизнь кинорежиссёра».

1898
Фриц Иоахим фон Ринтелен (немецкое имя - Fritz Joachim von Rintelen)
немецкий философ; ученик Гейзера; профессор в Бонне, Мюнхене, Майнце; основные труды по истории европейской философии ценностей; развивал новый ценностный реализм, как критическую оценку экзистенциализма, динамического волюнтаризма и формального интеллектуализма. Умер 25 февраля 1979 года. Библиография: «Damonie des Willens», 1947; «Philosophie der Endlichkeit als Spiegel der Gegenwart», 1951, 1960; «Der Rang des Geistes», 1955, 1970.

1900
Марио Эмилио Соффичи
аргентинский режиссер. Работал в цирке, в театре. В 1931 г. дебютировал в кино как актер (фильм «Красотка из Буэнос-Айреса»). В 1937 г. поставил свой первый фильм («Курсанты из Сан-Мартина»). Лучшие режиссерские работы 30-х гг. – фильмы «Северный ветер» (1937), «111-й километр» (1938), «Пленники земли» (1939). В 1940 г. за постановку фильма «Бесславные герои» Академия киноискусства и науки Аргентины присвоила ему звание «первого режиссера». Среди других фильмов: «Трое на реке» (1943), «Серый квартал» (1954), «Женщина с моря» (1955, по пьесе Г.Ибсена), «Росаура в 10 часов» (1958; премия Национального института кинематографии). Последняя режиссерская работа – фильм «Собственность» (1961). Затем снимался как актер.

1901
Конрад Ваксман (Konrad Wacshsmann)
американский архитектор немецкого происхождения. Известен благодаря своему вкладу в массовое производство строительных конструкций. Был учеником краснодеревщика, затем учился в художественно-ремесленных школах Берлина и Дрездена и в Берлинской академии искусств. В конце 1920-х гг. был главным архитектором предпринимателя, строившего деревянные дома. Для Альберта Эйнштейна, с которым дружил всю жизнь, он построил дачу. После получения Римской премии от немецкой академии в Риме в 1932 г. провел несколько лет в Италии, где строил жилые многоквартирные дома с использованием железобетона. В 1941 г. эмигрировал в США и до 1948 г. сотрудничал с архитектором Уолтером Гропиусом, результатом этого союза стало создание «Дженерал пэнэл корпорейшн», компании, производившей сборные строительные конструкции. В 1950 г. он был назначен профессором института проектирования Иллинойского технологического института в Чикаго и директором отдела передовых строительных исследований. Вместе с другими архитекторами он разрабатывал метод строительства больших авиационных ангаров из сборных конструкций (1950-1953). Этот проект был осуществлен для военно-воздушных сил США, которые нуждались в ангарах для технического обслуживания самолетов «Б-52». В 1964 г. стал директором отдела исследований в области строительства и председателем аспирантуры архитектурной кафедры университета Южной Калифорнии. В этом университете он создал курс обучения, завершив который студенты могли получить степень доктора в области строительства. Самой известной поздней работой стало здание муниципалитета в Калифорнии-Сити (1966). В 1973 г. он ушел в почетную отставку, но продолжал преподавательскую деятельность до самой смерти.

Ignatov_NG (528x700, 107Kb)
1901
Николай Григорьевич Игнатов
член Президиума ЦК КПСС, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета заготовок Совета Министров СССР. Родился в станице Тишанской Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Нехаевский район Волгоградской области) в семье плотника. В декабре 1917 года вступил в Красную гвардию, а с февраля 1918 – служил в Красной Армии. С 1921 года – в органах ВЧК – ОГПУ. В 1921 году занимался ликвидацией банд в донских просторах. При помощи агентуры в Ростове-на-Дону были раскрыты две крупные антибольшевистские организации. В 1923 году переведен в Среднюю Азию, где занимался ликвидацией басмачества, работая в особом отделе ОГПУ 21-й кавалерийской дивизии. Вступил в РКП(б)/КПСС в 1924 году. В 1930 году в Средней Азии был введен пост полномочного представительства ОГПУ, в котором он занял должность секретаря партийной организации. В 1932-1934 годах учится на курсах марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), затем в 1934-1936 годах работает секретарем парткома на фабрике «Госзнак». В 1936-1937 годах – первый секретарь Ленинского райкома ВКП(б) города Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург). С августа 1937 года – исполняющий обязанности второго секретаря, а с февраля 1938 года – исполняющий обязанности первого секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б). Его предшественник на этом посту П.П.Постышев к этому времени был арестован, а на следующий год расстрелян. 19 июня 1938 года был утвержден в должности первого секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б), но уже через 2 года – 23 августа 1940 года освобожден от занимаемой должности и в феврале 1941 года выведен из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б). Однако, особых последствий эти решения не имели и уже в 1941 году он вернулся на партийную работу, хоть и на более низкую должность заведующего отделом Орловского обкома ВКП(б), но вскоре стал третьим, а затем и вторым секретарем этого обкома партии. Был одним из руководителей партизанского движения в Орловской области. В июле 1944 – ноябре 1948 года – первый секретарь Орловского обкома ВКП(б). В марте 1949 – октябре 1952 года – первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б). В октябре 1952 года получает существенное повышение – на 19-м съезде партии его избирают секретарем ЦК КПСС и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. И.В.Сталин решил обновить состав секретариата ЦК, переименовал Политбюро в Президиум ЦК КПСС, включив в него представителей более молодого поколения партийцев. 12 декабря 1952 года, оставаясь секретарем ЦК КПСС, был назначен Министром заготовок СССР, но со смертью И.В.Сталина в марте 1953 года, как и многие другие выдвиженцы 19-го съезда, одним разом лишился всех своих постов. В апреле 1953 переведен в Ленинград и назначен вторым секретарем Ленинградского обкома КПСС, одновременно являлся первым секретарем Ленинградского горкома партии, но едва проработав полгода на указанных постах, в ноябре 1953 года переведен в Москву на должность инспектора ЦК КПСС. В январе 1954 – октябре 1955 года – первый секретарь Воронежского обкома КПСС. С 26 октября 1955 по 23 декабря 1957 года – первый секретарь Горьковского обкома КПСС, член Бюро ЦК КПСС по РСФСР (с февраля 1956 года). Был инициатором так называемого «горьковского метода» строительства жилья. Так тогда называли применявшийся в СССР способ строительства многоквартирных жилых домов с использованием труда будущих жильцов. В связи с тем, что такой способ получения жилья требовал работать на стройке после основной работы, в народе его прозвали «горьким методом». Поддержка Игнатовым позиции Н.С.Хрущева на пленуме ЦК КПСС в июне 1957 года помогла ему вернуться в высший эшелон власти – 29 июня 1957 года его избирают членом Президиума ЦК КПСС, а 17 декабря 1957 года – секретарем ЦК КПСС. Однако Н.С.Хрущев довольно быстро разочаровался в Н.Г.Игнатове. Очевидцы того времени свидетельствовали, что Николай Григорьевич был человеком резким и грубым, склонным к интригам и демагогии. 24 марта 1959 года Н.С.Хрущев поставил вопрос о том, что надо «поднять престиж Российской Федерации», и предложил назначить на пост председателя Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г.Игнатова, что было существенным понижением. С 16 апреля по 24 ноября 1959 года – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. Данный пост был номинальным, декоративным и безвластным, однако тогда Н.С.Хрущев передумал и решил не освобождать его от обязанностей секретаря ЦК КПСС, а также не стал выводить из состава членов Президиума ЦК КПСС. С 4 мая 1960 по 24 декабря 1962 года – заместитель Председателя Совета Министров СССР. С этим назначением он перестал быть секретарем ЦК КПСС, но с 25 февраля 1961 года одновременно являлся председателем Государственного комитета заготовок СМ СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1961 года Игнатову Николаю Григорьевичу в связи с шестидесятилетием со дня рождения и отмечая его большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством, присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Вскоре Н.С.Хрущев опять вновь к нему переменился и решил избавиться окончательно – 17 октября 1961 года Н.Г.Игнатов был выведен из состава членов Президиума ЦК КПСС, а в конце 1962 года освобожден от занимаемых должностей в Совмине СССР. С 20 декабря 1962 года – председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, одновременно с декабря 1963 года – заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. В 1964 году являлся одним из активных участников заговора по смещению Н.С.Хрущева с занимаемых постов. Однако, желаемого повышения при новом руководстве страны он не получил. Скончался 14 ноября 1966 года.
Ignatov_NG10 (504x700, 334Kb)
Урна с прахом установлена в Кремлевской стене. Член ЦК КПСС с 1952 года, кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1939-1941 годах. Член Президиума ЦК КПСС в июне 1957 – октябре 1961 года, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС в октябре 1952 – марте 1953 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го - 7-го созывов (с 1937 года). Награжден 3 орденами Ленина (19 августа 1946, ..., 15 мая 1961), орденами Отечественной войны 1-й степени (1 февраля 1945), Трудового Красного Знамени (26 мая 1951), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (25 декабря 1959).

Mirsanov_DS (536x700, 114Kb)
1901
Дмитрий Северьянович Мирсанов
чабан совхоза «Комсомолец» Чернышевского района Читинской области. Родился на территории современного Забайкальского края. Бурят. С 1921 года трудился чабаном, затем старшим чабаном. С созданием в 1930 году совхоза (позднее – госплемзавод) «Комсомолец» в Чернышевском районе (ныне – Забайкальский край) вступил в него и также стал трудиться старшим чабаном. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1957 года за успехи в деле развития сельского хозяйства и получение высоких показателей по производству продуктов сельского хозяйства Мирсанову Дмитрию Северьяновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» Жил в селе Комсомольское Чернышевского района. Умер в 1961 году. Похоронен там же. Награжден орденом Ленина (14 декабря 1957), медалями.

1902
Вера Леонидовна Головина
артистка Театра имени Вахтангова. Служила в Театре имени Евг.Вахтангова с 1920 г. по 1958 г. Скончалась в 1988 году.

1902
Вальтер Франц Генрих Мейер Цур Каппеллен
немецкий механик. Окончил Высшую техническую школу в Дармштадте (1926), изучал математику в Дармштадтском университете (1926- 1928). Работал в Ахенской инженерной школе (с 1932) и Ахенском техническом университете (с 1957 - профессор). Основные исследования относятся к теории математических инструментов, кинематике механизмов и кинематической геометрии. Ряд работ посвящен теории колебаний, в частности теории маятника и теории зубчатых зацеплений.

Jan Kiepura12 (546x700, 157Kb)
1902
Ян Кепура (польское имя - Jan Kiepura)
польский певец (лирико-драматический тенор). Родился в польском городке Сосновце, что принадлежит к польской части Силезии. Учился сначала в Варшаве у Вацлава Бжезинского и Тадеуша Леливы, позднее в Милане. Дебютировал на оперной сцене в 1924 году во Львове партией Фауста. Затем выступал в Варшаве, Познани. В 1926 был приглашен в Венскую оперу, где пел с М.Ерицей в «Тоске» и «Турандот». После венского успеха выступал в Ковент-Гардене (1927), Ла Скала (1928), Опера-Комик, театре «Колон». В 1931 году впервые гастролировал в США (Чикаго). Но самую большую известность Кепуре принес кинематограф. С 1930 года певец, обладавшим большим актерским обаянием стал регулярно сниматься в кино (всего 19 картин). Его первым фильмом стал «Поющий город» (1930, режиссер К.Галлоне. другое название «Неаполь, город песен»). Затем последовали «Под чужим именем» (1932, режиссер А.Литвак, с участием Магды Шнайдер), «Для тебя пою» (1934, режиссер К.Галлоне). В последнем он впервые снялся с Мартой Эггерт, ставшей в 1936 году его женой. В 1935 году певец снимается в музыкальном фильме «Я люблю всех женщин» (музыка Роберта Штольца, режиссер К.Ламак), а в 1937 году на экранах появляется знаменитый фильм «Чары богемы», в котором звучит пуччиниевская музыка (режиссер Геза фон Больвари). Здесь Кепура и Эггерт уже выступали как звездная пара.
16 мая 1902 года родился — Ян Кепураpost-13108-130559467825 (700x496, 427Kb)
Тем временем в Европе наступали тяжелые времена, и Кепура с супругой отправляются за океан. Певец заключил контракт на пять сезонов с Метрополитен-опера. В 1938 партией Рудольфа он дебютирует в ведущем американском оперном театре. Всего в Метрополитен он спел в 18-ти спектаклях пять партий (это были, наряду с Рудольфом, Каварадосси, Де Грие в «Манон», Герцог и Хозе). Наряду с оперной карьерой успешно идут дела и в легком жанре. Три года супруги властвовали на Бродвее. Наибольшим успехом у зрителей пользовалась «Веселая вдова» Ф.Легара, принесшая паре поистине астрономические гонорары. В 1946 году, спустя 20 лет, Кепура вновь появляется на венской сцене, где поет в «Царевиче» Легара. В 1949 на экраны выходит фильм «Блестящий вальс» с его участием, а в 1952 вместе с Эггерт они снимаются в экранизации оперетты Легара «Страна улыбок». Наряду с театральной деятельностью Кепура все эти годы с огромным успехом дает концерты, где поет разнообразный классический и эстрадный репертуар. Для него пишут Роберт Штольц, Миша Сполянский и другие знаменитые композиторы. В 1958 году Кепура посещает родину. Скоропостижно умер от сердечного приступа в американском городе Хариссоне близ Нью-Йорка 15 августа 1966 года. С 1967 года в Польском городе Крыница проводится фестиваль песни имени Яна Кепуры. Литература: Kański J., Jan Kiepura, "Ruch Muzyczny", 1966, № 19.

1902
Василий Васильевич Куза
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1937). С 1921 г. в Студии Е.Б.Вахтангова (3-я Студия МХАТ) в Москве. Обладая прекрасными внешними данными, сильным темпераментом, играл роли Фердинанда («Коварство и любовь» Ф.Шиллера), Калафа («Принцесса Турандот» К.Гоцци), Бродского («Интервенция» Л.И.Славина), князя Звездича («Маскарад» М.Ю.Лермонтова) и др. Выступал и как режиссер. Был заместителем директора Театра имени Вахтангова по художественной части. Ставил спектакли в 4-м Колхозно-совхозном театре Горьковской области, руководил Рабочим театром завода «Каучук». Погиб от бомбы, попавшей в здание Театра имени Вахтангова во время налета немецко-фашистской авиации.

Fuernberg (479x700, 128Kb)
1902
Зигфрид «Фридль» Фюрнберг (немецкое имя - Siegfried «Friedl» Fürnberg)
генеральный секретарь Коммунистической партии Австрии, участник антифашистского партизанского движения в Словении. Родился в Эггенбурге. С 1904 года семья Фюрнбергов проживала в Вене. Отец Фридля Фюрнберга погиб на фронте в Первую мировую войну. Окончив школу, Фридль поступил учиться на техника, но был вынужден оставить учёбу, чтобы помогать матери. Октябрьская революция 1917 года в России произвела на юного Фюрнберга неизгладимое впечатление, и он решил стать профессиональным революционером. После отречения Габсбургской династии и провозглашения в Австрии республики в ноябре 1918 года Фюрнберг вступил в Социал-демократическую партию Австрии, а в марте 1919 года — в Коммунистическую партию Австрии. С 1920 года участвовал в создании молодёжной группы, с 1921 состоял в ЦК Коммунистического союза молодёжи Австрии, а с 1924 года — в ЦК КПА. С 1922 года Фюрнберг участвовал в работе Коммунистического интернационала молодёжи и в 1928 году был избран его секретарём. Фридль Фюрнберг выдвинулся в лидеры Компартии Австрии в 1930-е годы после февральских боёв 1934 года и аншлюса Австрии в марте 1938 года, когда австрийские коммунисты, правильно оценив политическую ситуацию, добились небывалой для Первой Австрийской Республики поддержки от рабочего класса. После запрета деятельности КПА в 1933 году Фюрнберг неоднократно подвергался арестам и в 1936 году по приговору суда по делу против социалистов был заключён в лагерь Вёллерсдорф. Фюрнбергу и Францу Хоннеру удалось бежать и по решению партии они выехали из страны, присоединившись к значительной части руководства КПА во главе с Иоганном Копленигом. Члены ЦК КПА, собравшиеся вокруг Иоганна Копленига и Фридля Фюрнберга в гостинице «Люкс» в Москве, внесли значительный вклад в дело послевоенного восстановления независимости Австрии. Благодаря их влиянию мнение руководства СССР в отношении аншлюса Австрии претерпело кардинальные изменения. Если до начала Великой Отечественной войны Сталин причислял австрийцев к немцам и оправдывал аншлюс Австрии национальной идеей немцев, то уже в декабре 1941 года на встрече с британским министром Иденом Сталин поставил вопрос о восстановлении Австрии как независимого государства. Эта цель была также закреплена в Московской декларации трёх держав антигитлеровской коалиции, подписанной 30 октября 1943 года, на которой последовательно настаивал именно Советский Союз, противостоя планам Черчилля и Рузвельта превратить Австрию в государственное образование в составе Южной Германии вместе с Баварией и Баден-Вюртембергом. Во время эмиграции в Москве Фридль Фюрнберг вместе с другими австрийскими коммунистами занимался пропагандистской работой на радио, выпуском листовок, связной деятельностью и политической работой с военнопленными вермахта. Более активная деятельность началась осенью 1944 года, когда после предварительной подготовки, проводившейся совместно с ответственными советскими и югославскими функционерами и партизанами Тито, Фридль Фюрнберг, Франц Хоннер и некоторые другие австрийские коммунисты осенью 1944 года десантировались с советских самолётов на освобождённой территории Словении. Фридль Фюрнберг непосредственно занимался формированием первого австрийского «батальона свободы» и участвовал в первых боях. После войны проживал в Вене. Умер в Москве 27 апреля 1978 года. Награжден орденом Октябрьской Революции (1972). Сочинения: Die Ereignisse in Österreich. Der Kampf für die Unabhängigkeit und Freiheit, in angebl. (Hubert Schrade), Tarnschrift: Bauten des Dritten Reiches. Vorgeblich: Bibliographisches Institut, Leipzig o. J. [1938], Meyers Bild-Bändchen, 35.- S. 40-45; Die Judenfrage und der Antisemitismus, in angebl. Gerhard Riebicke, Tarnschrift: Das Sportphoto. 6. — 10. Tsd., vorgeblich Knapp, Halle o. J. [1938], S. 23-37. Reihe Der Fotorat, 29. (tatsächlich: «Die Kommunistische Internationale» 1938, 9); Die geschichtliche Erfahrung verlangt die Einheit der Arbeiterklasse. Zum 50. Jahrestag des Hainfelder Parteitags, in (Tarnschrift) Schach. Praktischer Leitfaden des Schachspiels. vorgeblich Friedrich M. Hörhold, Leipzig o. J. [1939], S. 51-56 (tatsächlich: «Die Kommunistische Internationale» 1939, 1); Ein Jahr Hitlerherrschaft in Österreich in (Tarnschrift): Die Fledermaus. Operetten-Führer. Verlag für Kunst und Wissenschaft Albert Otto Paul o. O. [1939], Reihe: Miniatur-Bibliothek, 1501. S. 38-52; Im Kampf für ein sozialistisches Österreich, KPÖ, Wien 1952. Sonderdruck; Die Zweite Republik bis zum Abschluß des Staatsvertrages 1945—1955; 50 Jahre. Die Sozialistische Oktoberrevolution und Österreich. Globus, Wien 1962; Geschichte der Kommunistischen Partei Österreichs 1918—1955. Kurzer Abriss. Globus, Wien 1977.

1903
Петр Дианозович Гамкрелидзе
грузинский геолог, академик Академии Наук Грузинской ССР (с 1960). Окончил Грузинский индустриальный институт (1930). Работал там же. С 1956 г. – в Геологическом институте Академии Наук Грузинской ССР (с 1962 г. - директор). Научные исследования относятся к стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии и др. Впервые стратифицировал отложения лейаса на перифериях Дзирульского, Храмского и Локского массивов и в складчатой системе Южного склона Большого Кавказа. Выделил ряд вулканогенных свит лейаса, средней юры, мела, палеогена и антропогена. Расшифровал глубинное строение территории Кавказа. Один из авторов монографии «Геологическое описание Грузинской ССР». Автор общепринятой схемы геотектонического районирования территории Грузии, соавтор и главный редактор Геологической и Тектонической карт Грузии масштаба 1:600000, Тектонической карты Кавказа масштаба 1:1000000 и др. Член Геологического общества Франции, председатель Кавказской секции Межведомственного тектонического комитета СССР.

M0shkov Mishail foto (552x700, 300Kb)
1903
Михаил Фёдорович Мошков
директор Степной МТС Михайловского района Алтайского края. Родился в селе Ракиты ныне Михайловского района Алтайского края. Трудовую деятельность начал в 1920 году разнорабочим трудовой коммуны «Новый свет» Волчихинского района. В 1924 году был назначен председателем Новосветского сельсовета, а в 1928 году – Ракитовского. В 1946 году М.Ф.Мошков возглавил Степно-Михайловскую МТС и руководил ею на протяжении 15 лет. По результатам работы 1947 года в обслуживаемых колхозах был получен урожай пшеницы 21,55 центнера с гектара на площади 743 гектара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы и ржи в 1947 году Мошкову Михаилу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Избирался делегатом XX съезда КПСС. Скончался в 1983 году. Награждён 2 орденами Ленина (4 марта 1948, 11 января 1957) и орденом Трудового Красного Знамени (22 мая 1947), медалями.

1903
Александра Исааковна Ремизова
российская актриса, режиссер, педагог, народный артист РСФСР (1957). Родилась в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), в семье врача. По окончании Харьковской гимназии занималась в драматической студии под руководством Вильнера при театре Н.Н.Синельникова. В 1920 поступила в Мансуровскую Студию МХАТ (с 1926 г. Театр имени Вахтангова). Исполняла острохарактерные и комедийные роли: Зелима («Принцесса Турандот» К.Гоцци), Зиночка («Заговор чувств» Ю.К.Олеши), Пегги («Сенсация» Б.Хекта и Ч.Мак-Артура), мадам Токарчук («Интервенция» Л.И.Славина) и др. С 1935 г. занималась режиссурой. Была сорежиссером в постановках: «Флорисдорф» Ф.Вольфа (1936), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1939), «Опасный поворот» Дж.Б.Пристли (1940). Первый самостоятельный спектакль – «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана (1941). В годы Великой Отечественной войны – режиссер фронтового филиала театра, поставил «Где-то в Москве» В.З.Масса и М.А.Червинского (1944) и др. В дальнейшем в Театре имени Вахтангова поставил спектакли: «Отверженные» по В. Гюго (1950), «На золотом дне» по Д.Н.Мамину-Сибиряку (1955), «Идиот» по Ф.М.Достоевскому (1958), «Дамы и гусары» А.Фредро (1960), «Шаги командора» В.Н.Коростылева (1972), «Дела давно минувших дней» по произведениям Гоголя (1978). С 1924 г. преподавала в Театральном училище имени Щукина.

1904
Игнат Фёдорович Машинцев
разведчик батареи 311-го легко-артиллерийского полка (13-я легко-артиллерийская бригада, 22-я артиллерийская Гомельская Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени дивизия Резерва Главного Командования, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), красноармеец – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени.
Родился в 1904 году в городе Петровск-Порт Дагестанской области, ныне столица Республики Дагестан город Махачкала. Русский. В 1942 году призван в Красную Армию Махачкалинским районным военкоматом Дагестанской АССР. В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал с августа по декабрь 1942 года на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в оборонительном этапе битвы за Кавказ (в 1942 году). После службы в тыловых частях и переобучения вновь на фронте с сентября 1943 года, до Победы воевал в 311-м легко-артиллерийском полку на Западном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Участник Смоленской наступательной операции (август-октябрь 1943), тяжелых наступательных зимних боёв 1943-1944 годов на витебско-оршанском направлении, Белорусской (июнь-август 1944) наступательных операциях. Разведчик батареи 311-го легко-артиллерийского полка (13-я легко-артиллерийская бригада, 22-я артиллерийская дивизия Резерва Главного Командования, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт) красноармеец Машинцев Игнат Фёдорович отважно действовал в тяжелейших боях за овладение предместьем столицы Польша Варшавы - Праги. 11 сентября 1944 года, выполняя задание по ведению артиллерийской разведки, он обнаружил накопление сил противника для атаки. Вызвавшись уточнить данные, по-пластунски вплотную пробрался с немецким позициям и установил местонахождение 14-ти изготовившихся к атаке танков противника и большого количества пехоты. По его разведданным по району сосредоточения был нанесён массированный огневой удар, враг понёс большие потери и отказался от атаки на этом участке. В этот же день при ведении разведки выявил расположение миномётной батареи и 3 станковых пулемётов. Все эти цели были уничтожены по его данным и при его корректировке артиллерийского огня. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество приказом частям 22-й артиллерийской дивизии № 028/н от 12 декабря 1944 года красноармеец Машинцев Игнат Фёдорович награждён орденом Славы 3-й степени. Разведчик батареи 311-го легко-артиллерийского полка (15-я легко-артиллерийская бригада, дивизия, армия и фронт те же) красноармеец Машинцев Игнат Фёдорович отличился в Висло-Одерской наступательной операции. Накануне наступления, у села Подогродце-Бзожувка выявил 2 противотанковым орудия и пулемётную точку, которые по его разведданным были уничтожены артиллерийским огнём. В первые дни наступления, при прорыве долговременной многоэшелонированной немецкой обороны от Вислы до реки Пилица 14-15 января 1945 года, двигаясь в бою с передовыми цепями пехоты, обнаружил и передал координаты 2 артиллерийских орудий, 2 миномётных батарей, 6 станковых пулемётов (все цели также уничтожены). В боях лично автоматным огнём и гранатами уничтожил до 20 немецких солдат, в том числе полностью перебил расчёт немецкого пулемёта. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество приказом войскам 1-го Белорусского фронта № 481/н от 4 марта 1945 года старший сержант Машинцев Игнат Фёдорович награждён орденом Славы 2-й степени. Разведчик батареи 311-го легко-артиллерийского полка (15-я легко-артиллерийская бригада, 22-я артиллерийская дивизия Резерва Главного Командования, 33-я армия, 1-й Белорусский фронт) красноармеец Машинцев Игнат Фёдорович проявил новые образцы мужества в Берлинской наступательной операции. 20 апреля 1945 года в районе города Франкфурт-на-Одере (Германия) выявил артиллерийскую батарею, наблюдательных пункт, 4 пулемётные точки и 2 блиндажа. При взятии населенного пункта Лихтенберг, выполняя приказ по поддержке артиллерийским огнём штурмовой группы, в её составе ворвался в укреплённое здание, вступил в бой с его гарнизоном и лично уничтожил в полном составе немецкий пулемётный расчёт (3 солдата). За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР красноармеец Машинцев Игнат Фёдорович награждён орденом Славы 1-й степени. После окончания войны был демобилизован. О дальнейшей судьбе достоверных сведений нет. Награждён орденами Славы трёх степеней, медалями «За отвагу» (15 ноября 1944), другими медалями.

1904
Хью Плакстон
канадский хоккеист, олимпийский чемпион.

1905
Герберт Эрнест Бейтс
английский писатель и литературный критик, автор замечательных романов: «Счастливый случай для Франции», «Палисандровое дерево», «Милые бутоны мая».

 (513x699, 62Kb)
1905
Петр Петрович Вершигора
активный участник партизанского движения на Украине, в Белоруссии, Польше, командир Первой Украинской партизанской дивизии, генерал-майор. Родился в селе Севериновка, Рыбницкого района, Молдавия в семье сельских учителей. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС С 1943 года. Рано потеряв родителей, Пётр Вершигора с двенадцати лет был пастухом, затем работал на мельнице. После революции пятнадцатилетним подростком он ушел из родного села в местечко Рыбницу, где поступил в агрономическую школу. Однако голод 1921 года и тиф помешали окончить школу. Вершигора снова возвращается в родное село, где работает секретарем сельсовета, заведующим избой-читальней, режиссером драмкружка, а вскоре начинает выступать в составе сельского духовного оркестра. В 1926 году Вершигора идет в армию, где изучает основы дирижерского искусства и становится старшиной музкоманды. В 1927 году Пётр Вершигора поступил на режиссерское отделение Одесской консерватории. Он работает в театрах Донецка, Ижевска, Горького, Ростова, Киева и Одессы как актер и режиссер. В 1935 году Пётр Петрович возвращается в Одессу и занимается педагогической деятельностью на молдавском факультете Одесского театрального училища. С 1936 года Вершигора работает в области кинематографии. Окончив киноакадемию, он с 1938 года работает в Киевской киностудии. За два последних довоенных года он создал несколько короткометражных научно-художественных и хроникальных фильмов. В эти же годы Вершигора начинает писать. Накануне войны он написал повесть «Чеколтан», несколько рассказов и пьес «Дуб Котовского». Рукописи погибли во время войны. В начале Великой Отечественной войны П.П.Вершигора идет на фронт в качестве помощника командира взвода, затем становится командиром роты и батальона.
16 мая 1905 года родился — Пётр Петрович Вершигораpost-13108-130559476546 (700x350, 183Kb)
Отправившись после ранения, Пётр Петрович продолжает боевую деятельность как начальник бригады фронтовых корреспондентов. 13 июня 1942 года Вершигора как разведчик Брянского фронта вылетел в тыл врага. Он становится заместителем командира партизанских отрядов Орловской области по разведки. В октябре 1942 года по решению штаба Брянского фронта группа П.П.Вершигоры вошла в состав соединения отрядов Сумской области. С этого времени Вершигора воюет вместе с ковпаковцами. В легендарном соединении С.А.Ковпака он служит сначала рядовым, потом-командиром роты. Вскоре Вершигору назначают помощником Ковпака по разведке, а после смерти С.В.Руднева и отъезда Ковпака на Большую землю в декабре 1943 года он становится командиром соединения, которое было переименовано в Первую Украинскую партизанскую дивизию имени дважды Героя Советского Союза С.А.Ковпака. Под командованием П.П.Вершигоры дивизия осуществила два рейда - в Польшу и в районы Западной Белоруссии, провела ряд боевых операций на железных дорогах. 3 июля 1944 года 1 Украинская партизанская дивизия имени С.А.Ковпака соединилась с частями Красной Армии в районе Барановичей и была расформирована. За успешное проведение рейдов П.П.Вершигоре было присвоено звание генерал-майора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1944 года за успешное проведение рейдов и особые заслуги развития партизанского движения на Украине генерал-майору Вершигоре Петру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4324). После Великой Отечественной войны Пётр Петрович Вершигора с 1947 по 1954 годы преподавал в Академии Генерального штаба и одновременно занимался литературной работой. Жил в городе-герое Москве, где и скончался 23 марта 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 1-й степени, медалями. В послевоенное время П.П.Вершигора написал ряд художественно-документальных произведений: книгу «Люди с чистой совестью», за которую в 1947 получил Государственную премию СССР, «Карпатский рейд» (1950 год), «Рейд на Сан и Вислу» (1959 год), сборник рассказов «Иван-герой» (1960 год), роман «Дом родной» (1962 год). Вершигора П.П. написал ряд трудов по истории партизанского движения - «Военное творчество народных масс» (1961 год) и «Партизанские рейды» (1962 год). В Спадщанском лесу под городом Путивль (Сумская область) на аллее Героев установлен бюст П.П.Вершигоры.

Jurkov_SN (560x700, 81Kb)
1905
Серафим Николаевич Журков
советский физик, академик Академии Наук СССР. Родился в селе Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). В 1929 году окончил Воронежский университет. С 1930 года и до последних дней своей жизни работал в Ленинградском (с 1991 года – Санкт-Петербургском) физико-техническом институте (ФТИ) (с 1960 года – имени академика А.Ф.Иоффе) Академии Наук СССР (затем – Российской Академии Наук). В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1942 году организовал и возглавил в институте Лабораторию физико-математических свойств полимеров, впоследствии ставшей отделом прочности ФТИ. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Казани. 1947 года одновременно – профессор Ленинградского государственного университета. Работы ученого относятся в основном к физике прочности (экспериментальное достижение теоретической прочности материалов, выяснение атомно-молекулярного механизма разрушения твердых тел). Обосновал справедливость предположения, что локальные дефекты являются причиной низкой практической прочности, установил зависимость прочности нитей от их диаметра. Эти данные легли в основу статистических теорий прочности, в которых прочность тела связывается с вероятностью наличия опасных дефектов. Доказал реальную возможность достижения теоретической прочности. Совместно с учеными физиками А.П.Александровым и П.П.Кобеко заложил основы учения о физико-механических и релаксационных свойствах полимеров. Изучил роль межмолекулярных взаимодействий в явлении отвердевания (или размягчения) полимеров, влияние пластификации на твердость и температуру размягчения полимеров. Развил теорию отвердевания полимеров, предложил и экспериментально обосновал молекулярный механизм их стеклования. Исследуя механизм разрушения твердых тел, вывел формулу для температурно-силовой зависимости долговечности и радикально изменил представления о механизме разрушения. В развитой им теории установил, что процесс разрушения является атомно-кинетическим процессом и прочность тела определяется не только силами межатомного сцепления, но и интенсивностью теплового движения. В результате возникло представление о кинетической природе прочности твердых тел. Получил данные об истинных локальных напряжениях на межатомных связях, о разрыве этих связей, об инициируемых такими разрывами вторичных молекулярно-деструкционных процессах, о возникновении зародышевых разрывов сплошности. Создал школу в области физики прочности. В 1961-1988 годах – главный редактор журнала «Физика твердого тела». Добился широкого международного признания журнала. В 1968-1976 годах – вице-президент Международного конгресса по разрушению. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1975 года за большие заслуги в развитии советской науки и в связи с семидесятилетием со дня рождения академику Журкову Серафиму Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Последние годы жизни работал советником при дирекции Физико-технического института имени академика А.Ф.Иоффе Российской Академии Наук. Жил в Санкт-Петербурге. Умер 13 (по другим источникам – 18) сентября 1997 года. Похоронен в Санкт-Петербурге. Академик Академии Наук СССР, а затем Российской Академии Наук Н (1968). Член-корреспондент Академии Наук СССР (1958). Доктор физико-математических наук (1948). Профессор.
Jurkov_SN_md_spb (632x700, 351Kb)
В городе Санкт-Петербург (улица Политехническая, дом 26), на фасаде Главного здания Физико-Технического института имени А.Ф.Иоффе, установлена мемориальная доска.

1905
Лев Владимирович Рубинштейн
русский писатель. Лев Владимирович Рубинштейн был историком по образованию и, обратившись к писательству непосредственно после окончания университета, за многие годы сумел рассказать читателям среднего и старшего школьного возраста о самых разных странах и людях. Он писал про Китай, Японию, Америку, про Михаила Кутузова и Авраама Линкольна. Однако значительно большей популярностью стали пользоваться книги, которые появились позже и были обращены к младшим ребятам: «Дедушка русского флота», «Азбука едет по России», «Тайна Староконюшенного переулка»… О таких исторических сочинениях принято говорить, что они «содержат богатый познавательный материал». В конце 1970-х годов он переехал в Израиль и там вскоре скончался.

 (700x480, 32Kb)
1905
Генри Джейнс Фонда (Henry Jaynes Fonda)
американский актер. Родился в Гранд-Айленде (штат Небраска). Актерскую карьеру начал в театре, дебютировав в 1929 на бродвейской сцене. Кинодебют Фонды состоялся в 1935 в фильме Фермер выбирает себе жену (The Farmer Takes a Wife). Характерным амплуа Фонды были прямой и честный американец, однако играл он в разных по жанру картинах: вестерны (Моя дорогая Клементина – My Darling Clementine, 1946), биографические ленты (Молодой мистер Линкольн – Young Mr. Lincoln, 1939), остроумные комедии (Леди Ева – The Lady Eve, 1941), социальные драмы (Гроздья гнева – The Grapes of Wrath, 1940). Образ лишившегося своей земли фермера Тома Джоуда из последнего фильма (его поставил Д.Форд по роману Д.Стейнбека) признан вершиной актерского мастерства Фонды.
16 мая 1905 года родился Генри ФОНДА post-154-130553268389 (546x700, 416Kb)
В 1948 он сыграл в спектакле Мистер Робертс (Mister Roberts) еще одного героя, который стал ассоциироваться с его личностью, – идеалиста-моряка, плавающего на торговом судне во время Второй мировой войны. Этот герой был воплощен Фондой на экране в 1955. Фонда удостоился многих почетных наград, включая Премию Американского киноинститута (1978) и специальную премию «Оскар» (1981). Свой единственный «Оскар» за исполнение главной мужской роли он получил в 1982, сыграв роль старого профессора в своем последнем фильме На золотом пруду (On Golden Pond, 1981). Умер Фонда в Лос-Анджелесе 12 августа 1982 года. Дети Г.Фонды – актриса Джейн Фонда и актер и режиссер П.Фонда.

1905
Шалва Иосифович Хомерики
грузинский режиссер. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В 1924 г. начал работать в кино ассистентом режиссера. После окончания ГИКа (1935) стал режиссером документального кино. Снял документальный фильм «Ликование народов». Участвовал в создании фильмов: «Герои Севастополя», «Фронт на море», «Черноморская вахта», «В боях за Севастополь». В 1950-1960-е гг. снял документальные и научно-популярные фильмы: «Архитектура Грузии», «Всемирный конгресс виноделов», «Волшебный кристалл», «Юность до старости», «Мастер сцены», «Один день в Кутаиси» и др.

1906
Николай Николаевич Березов
балетный танцовщик, балетмейстер и педагог.

Mischenko_IvVas-1945 (531x700, 219Kb)
1906
Иван Васильевич Мищенко
стрелок 1177-го стрелкового полка, парторг стрелковой роты 347-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта, красноармеец. Родился в станице Апшеронской, ныне город Апшеронск Краснодарского края, в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. Работал в сельскохозяйственной артели, затем - на нефтепромыслах Кубани. В Красной Армии с 1941 года. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Стрелок 1177-го стрелкового полка (347-я стрелковая дивизия, 2-я гвардейская армия, 4-й Украинский фронт) парторг роты красноармеец Иван Мищенко в ходе боя 24 апреля 1944 года в районе Мекензиевых гор на подступах к Севастополю во главе стрелкового отделения первым ворвался во вражескую траншею. После рукопашной схватки, оставшись один, красноармеец Мищенко огнём из пулемёта отбивал контратаки противника. Пал смертью храбрых в бою 6 мая 1944 года. Похоронен в городе-герое Севастополе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Мищенко Ивану Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалью. Имя Героя носит одна из улиц Апшеронска. Грамота Героя Советского Союза И.В.Мищенко передана на хранение школе №19 в городе Апшеронск, здесь же установлен бюст Героя. Дата гибели исправлена согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО фонд 58, опись 0018002, дело 412 на сайте "Мемориал"). Ранее была указана дата 24 апреля 1944

1906
Артуро Услар Пьетри
венесуэльский писатель, критик, социолог. С 1928 г. участвовал в студенческом движении и подвергался преследованиям диктаторского режима. В 1939-1945 гг. занимал разные министерские посты. В 1946-1951 гг. — профессор латиноамериканской литературы в Колумбийском университете (США), с 1950 г. — в Каракасском университете. Основатель авангардистского журнала "Viernes". Сборник рассказов "Варрава и другие рассказы" (1928) написан в духе костумбризма. Реалистичные картины природы даны в сборниках рассказов "Сеть" (1936) и "Тридцать человек и их тени" (1949). Автор исторических романов "Алые копья" (1931) и "Путь Эль Дорадо" (1948), романов "Портрет одной географии" (1962), "Время маски" (1964) из жизни современной Венесуэлы, а также историко-литературных трудов.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку