-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


13 марта родились...

Вторник, 13 Марта 2018 г. 04:52 + в цитатник
Paul_Morand (493x700, 219Kb)
1888
Поль Моран (французское имя - Paul Morand)
французский писатель, дипломат, член Французской Академии. Родился в Париже. Отец — крупный чиновник, руководивший искусством, в доме бывали известные писатели и художники. Поль учился в престижных парижских лицеях, окончил Институт политических исследований, также учился в Оксфорде, часто жил в Англии и в Италии. Познакомился с Прустом и Кокто. Начинал стихами (1919), но получил первую известность, издав в 1921 сборник новелл с предисловием Пруста (переиздан, позже его перевел на английский Эзра Паунд). Занимался журналистикой, курировал серию «Возрождение новеллы» в издательстве Галлимар. Много путешествовал. В 1942 вишистское правительство назначило его послом Франции в Румынии. В 1944, с приближением советских войск, Морана перевели в Швейцарию, где он и встретил освобождение Франции и где, при негативном отношении к нему де Голля, провел в изгнании 12 лет. Тем не менее, в 1968 он был избран членом Французской Академии, чему много лет мешало его коллаборантское прошлое и легкомысленные, на грани скабрезности, мотивы некоторых книг (перипетии его избирательной кампании воссозданы позднее в получившем Премию двух маго романе Полин Дрефюс «Наконец-то бессмертный», 2012). Умер в Париже 23 июля 1976 года. Прах умершего и кремированного писателя, согласно завещанию, был смешан с прахом его жены на кладбище в её родном городе Триест. Моран — автор многочисленных новелл, романов, путевых записок, мемуаров и портретов писателей, газетной и журнальной хроники. Его проза 1920-х — 1930-х годов повлияла на творчество писателей группы «Гусары» (Роже Нимье, Антуан Блонден, Франсуа Нурисье и др.). Ряд его вещей были в эти же годы экранизированы, в тои числе — Жаном Эпштейном, по его сценарию Пабст снял в 1933 году фильм «Дон-Кихот» с Фёдором Шаляпиным в заглавной роли; по нескольким романам были сняты художественные и телевизионные фильмы в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы. Новеллы и романы: Tendres Stocks, 3 nouvelles (N.R.F., 1921, 1924); Ouvert la Nuit, 6 nouvelles (N.R.F., 1922, 1923, 1924, 1927, édition Populaire, 1951); Fermé la Nuit, 4 nouvelles (N.R.F., 1923 et 1935); Lewis et Irène, roman (Grasset, 1924, Émile-Paul, 1925, 1926); La Fleur Double (Émile-Paul, 1924); Les Amis Nouveaux (Au Sans-Pareil, 1924); Les Plaisirs Rhénans (Dusseldorf, librairie Léocadia, s.d); Mr. U (Édition des cahiers libres 1927); Milady (1927); East India and Company, 12 nouvelles (New-York, 1927); À la Frégate, nouvelles (Paris, Les Éditions du Portique, 1930); Les rois du jour — Flèche d’Orient, nouvelle (N.R.F., 1932); Rococo, nouvelles (Grasset, 1933); France-la-doulce (N.R.F., 1934); Je brûle Moscou (Flammarion, 1934; переведен на русский Вл. Марамзиным); Les Extravagants. Milady suivi de Monsieur Zéro, nouvelles (N.R.F., 1936); L’Homme pressé, roman (Gallimard, 1941 ; экранизирован в 1977 Эдуаром Молинаро); Feu M. le Duc, nouvelles (Genève, Milieu du Monde, 1942); Le bazar de la Charité, nouvelle (Genève, Club des bibliophiles, 1944); À la Fleur d’Oranger, nouvelles (Vevey, Éditions de la Table Ronde, 1945); Le Dernier Jour de l’Inquisition, nouvelles (Vevey, la Table Ronde, 1946); Montociel, Rajah aux Grandes Indes, roman (Genève, Éditions du Cheval Ailé, 1947); Le Dernier Jour de l’Inquisition (Vevey, La Table Ronde, 1947); Le Flagellant de Séville, roman (Fayard, 1951); Le Coucou et le Roitelet(Éditions du Tambourinaire, 1954); Hécate et ses chiens, roman (Flammarion, 1954); La Folle amoureuse, nouvelles (Stock, 1956); Fin de siècle, nouvelles (Stock, 1957); Le Prisonnier de Cintra (1958); Tais-toi, roman (Gallimard, 1965); Nouvelles du cœur (Gallimard, 1965); Nouvelles des yeux (Gallimard, 1965); Les Écarts amoureux, nouvelles (Gallimard, 1974); Nouvelles complètes, Gallimard, Bibliothèque de la Pléiade, 2 tomes (éd. Michel Collomb, 1992); Romans, Gallimard, Bibliothèque de la Pléiade (éd. Michel Collomb). Эссе и портреты писателей: De la vitesse (Éditions Kra, 1929); 1900 (Les Éditions de France, 1931; Flammarion, 1942); Papiers d’identité (Grasset, 1931); Le Réveille-matin (Grasset, 1936); Apprendre à se reposer (Flammarion, 1937); L’heure qu’il est (Grasset, 1938); Isabeau de Bavière (Les Éditions de France, 1939); Vie de Maupassant (Flammarion, 1942); Excursions immobiles (Flammarion, 1944); Adieu à Giraudoux (Porentruy, Aux Portes de France, 1944); Première visite à Marcel Proust (Genève, éditions du Cheval Ailé, 1948); Dostoïevsky, annonciateur de l’Europe russe, essai (Genève, éditions Pierre Cailler, 1948); Giraudoux. Souvenirs de notre jeunesse (Genève, La Palatine, 1948); Le Visiteur du soir. Marcel Proust (1949); Katherine de Heilbronn de Kleist (1956); Fouquet ou Le Soleil offusqué, biographie (Gallimard, 1961; coll.Folio/Histoire, 1985); Monplaisir… en littérature (Gallimard, 1967); Monplaisir… en histoire (Gallimard, 1969); Discours de réception à l’Académie française (Gallimard, 1969); L’Allure de Chanel (Hermann, 1976). Путевые очерки и портреты городов: Rien que la Terre (Grasset, 1926 ; Plon, 1929; Bruxelles, édition du Nord, 1929); La Semaine de Bath (Champion, 1925); Siam (Aux Aldes, 1926); Le Voyage (Hachette, 1927); Tableaux de Paris (Émile-Paul, 1927); Syracuse USA (Grasset, 1928); Paris-Tombouctou' (Flammarion — La Rose des Vents, 1928); Hiver Caraïbe (Flammarion, La Rose des Vents, 1929); New York (Flammarion, 1930, 1931); New York, le Jour et la Nuit (Flammarion, 1930); Route de Paris à la Méditerranée (Firmin-Didot, 1931); Air Indien (Grasset, 1932); A.O.F. de Paris à Tombouctou (Flammarion, 1932); Paris de nuit, c 60 фотографиями БрассайБрассая (Paris, Arts et Métiers Graphiques, 1933); Londres (Plon, 1933); Bucarest (Plon, 1934); Croisière du yacht Alphée (Y Cotnareanu, 1935); Rond-point des Champs-Élysées (Grasset, 1935); La Route des Indes (Plon, 1935); Méditerranée, mer des surprises (Mame, 1938); Florence que j’aime (éditions Sun, 1959); Bains de mer, bains de rêve (Lausanne, Guilde du Livre, 1960); Le nouveau Londres, suivi de Londres (Plon, 1962); Majorque (Barcelone, Noguer, 1963); Le Portugal que j’aime (éditions Sun, 1963); Venises (Gallimard, 1971).; D’autres Venise(Nicolas Chaudun, 2010); Rhin et Danube (Nicolas Chaudun, 2011); Bains de soleil (Nicolas Chaudun, 2011; So british ! (Nicolas Chaudun, 2012). Хроники: Papiers d’identité (Grasset, 1931); Mes débuts (Grasset, 1933); Rond-Point des Champs-Élysées (1935); Réflexes et Réflexions (Grasset, 1939); Chroniques de l’homme maigre (Grasset, 1940); Propos des 52 semaines (Milieu du Monde, 1942); L’eau sous les ponts (Grasset, 1954). Образ в искусстве: Книги Морана иллюстрировали крупные художники — Андре Лот, Дюфи, Паскин, Боннар, Андре де Сегонзак и др. Портреты Морана оставили Жак-Эмиль Бланш, Мари Лорансен, Жан Кокто, Валентина Гюго, его бюст принадлежит Арно Брекеру. Публикации на русском языке: Левис и Ирэн, роман. Ленинград: Мысль, 1924. (То же: Москва — Ленинград: Гиз, 1926); Хищники. Ленинград-Москва: Петроград, 1924. — 120 страниц, 5 000 экземпляров; Открыто ночью. Москва: Круг, 1926; Ночь в Портофино-Кульме, рассказ. Москва — Ленинград: Гиз, 1927; Ночи. Новеллы. Москва:Госиздат, 1927; Живой Будда, роман. Москва:Круг, 1927; Шестидневная ночь, новеллы. Москва:Гиз, 1927; Рейнские развлечения, рассказы. Москва:Огонек, 1927; Черная магия, рассказы. Москва:Огонек, 1929; Венеции. Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 2002. — 224 страницы; Парфэт де Салиньи. Левис и Ирэн. Живой Будда. Нежности кладь. Москва:Терра-Книжный клуб, 2003; Аллюр Коко Шанель. Санкт-Петербург: Лимбус Пресс; Издательство К.Тублина, 2010. Литература: Золотоносов М. M/Z, или Катаморан. Рассказ П. Морана «Я жгу Москву» с комментариями. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 1996. — 130 страниц.

Turishev (650x700, 134Kb)
1888
Алексей Сергеевич Турищев
русский музыкант, воспитанник 12-го Астраханского гренадёрского полка, автор музыки песни-марша «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“». Алексей Турищев родился в Калуге, в многодетной семье рабочего. С ранних лет проявил незаурядные способности к музыке, благодаря чему стал воспитанником Московского (12-го Астраханского гренадерского) полка и определён на обучение в Московскую консерваторию по классу кларнета. В 1905 году победил в конкурсе на лучшую песню-марш для торжественного приёма, устраиваемого императором Николаем II в честь офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», написав музыку к стихотворению Рудольфа Грейнца в переводе Евгении Студенской «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“». В конкурсе на лучшую песню-марш для встречи героев в Москве. Он сделал инструментовку для духового оркестра и хора и получил право дирижировать первым исполнением «Варяга» на перроне Курского вокзала. В 1910 Алексей Турищев окончил Московскую консерваторию. В 1912 становится капельмейстером 177-го Изборского пехотного полка в Пензе, одновременно организовав класс кларнета в Пензенском музыкальном училище. Алексей Сергеевич Турищев был участником Первой мировой и Гражданской войн. С января 1918 года Турищев служил в Красной Армии, был капельмейстером 1-го Пензенского советского полка. В 1918—1957 годах преподавал по классу духовых инструментов в Пензенском музыкальном училище и музыкальной школе № 1, располагавшихся в одном здании. В разное время одновременно сочетал несколько должностей — был директором училища и музыкальной школы (1925—1935), заведующим учебной частью. В 1936 году Алексей Сергеевич 9 месяцев служил капельмейстером 93-го стрелкового Донского полка. Во время Великой Отечественной войны четыре года опекал эвакуированных в Пензу воспитанников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Скончался А.С.Турищев 16 февраля 1962 года. Похоронен в Пензе на Митрофаньевском кладбище.

Vilms_Juri (452x700, 271Kb)
1889
Юри Вильмс (или Юрий Рейнович Вильмс; эстонское имя - Jüri Vilms)
эстонский политик, один из основателей независимой Эстонской Республики в 1918 году. Юри Вильмс родился на хуторе Пидури в деревне Аркма (ныне в волости Тюри уезда Ярвамаа в Эстонии) в волости Пилиствере. В 1905 году арестовывался царской полицией по политическим причинам, за это был исключен из школы. Бежал в Финляндию, но вскоре вернулся в Эстонию и был снова зачислен в гимназию города Пярну, где в 1907 году получил аттестат зрелости. С 1907 по 1911 годы изучал юриспруденцию в Тартуском университете. В период учёбы стал членом Общества эстонской студентов, где впоследствии был выбран председателем. После университета работал адвокатом в Таллине. Чуть позже открыл собственную юридическую фирму. С начала Первой мировой войны Вильмс был связан с эстонским национальным движением и публиковал статьи, в которых требовал автономии для Эстонии в составе Российской империи. Подверг критике политические понятия Яана Тыниссона, который защищал идею культурной автономии и идеи Константина Пятса, который, в свою очередь, видел политические возможности в сотрудничестве с балтийскими немцами в Эстонии. В 1917 году Вильмс основал новую политическую партию Эстонии — левофланговый Eesti Tööerakond (эстонская лейбористская (или трудовая) партия). В конце 1917 года избран во Всероссийское учредительное собрание в Эстляндском избирательном округе по списку № 3 (Эстонская трудовая партия). Участник единственного заседания Учредительного Собрания 5 января 1918 года, вошел во фракцию трудовиков. 19 февраля 1918 года Юри Вильмс вместе с Константином Пятсом и Константином Коником представляли совет старейшин эстонского ландрата (Eesti Maanõukogu Vanematekogu) на созданном Комитете спасения Эстонии (Eestimaa Päästekomitee). Было принято соглашение, по которому вся исполнительная власть доверялась Комитету спасения Эстонии. 24 февраля 1918 года Эстония была провозглашена независимой республикой. В тот же день комитет спасения назначил Временное правительство Эстонии, в котором Вильмс был назначен заместителем главы правительства и министром судейских дел. В конце марта 1918 года во время немецкой оккупации Эстонии Вильмс собрался с тремя соратниками (Arnold Jürgens, Johannes Peistik und Aleksei Rünk) на санях и на лошаде поехать в Финляндию и Швецию по Балтийскому морю, которое в то время было покрыто льдом. Там он должен был вести работу по обеспечению внешнеполитической поддержки молодой Эстонской Республики. 24 марта 1918 года все четверо были арестованы немецкими солдатами на острове Суурсаари, после чего Юри Вильмс и его соратники были казнены 13 апреля 1918 года. Место казни точно неизвестно, но предположительно в Хельсинки (возможно, на сахарном заводе Töölö). До сегодняшнего дня обстоятельства гибели Вильмса также неизвестны.

 (494x698, 60Kb)
1890
Фриц Буш (немецкое имя - Fritz Busch)
немецкий дирижёр. Родился в Зигене, в семье скрипичного мастера. Семья Фрица Буша была на редкость богата музыкальными талантами — его братьями были скрипач и композитор Адольф Буш, виолончелист Герман Буш, пианист и композитор Генрих Буш, актёр Вилли Буш. Учился в Бонне у Хуго Грютерса, затем в Кёльне у Фрица Штайнбаха. После окончания учёбы служил в 1909 г. капельмейстером в Риге, затем в немецких городах Бад-Пирмонт и Гота. С 1912 по 1918 год возглавлял оперный театр в Ахене. Затем, до 1922 года, работал капельмейстером в Штутгарте. Отклонив предложение Венской оперы, занял в 1922 году (и до 1933) пост музыкального руководителя Оперы Земпера в Дрездене, где, в частности, под управлением Буша прошли премьеры опер Рихарда Штрауса «Интермеццо» и «Елена Египетская». Выступал также в Берлинской Немецкой опере. В марте 1933 года, после нескольких стычек с нацистами, в том числе и в театре во время представления, Фриц Буш покинул Германию. Обосновавшись в Англии, он в 1934—1951 гг. возглавлял Глайндборнский оперный фестиваль. Одновременно в 1937—1951 гг. он руководил Датским национальным симфоническим оркестром, а в 1937—1940 гг. ещё и Стокгольмским филармоническим оркестром, в 1945—1950 гг. занимал пост художественного руководителя Метрополитен Опера в Нью-Йорке. В феврале 1951 года Буш впервые после Второй мировой войны побывал в Германии, однако его планам дальнейшей работы в театрах Германии и Австрии не суждено было сбыться. Умер в Лондоне 14 сентября 1951 года. Воспоминания: Fritz Busch. Aus dem Leben eines Musikers. — Frankfurt am Main, 2001.

eliseev (700x598, 124Kb)
1890
Константин Степанович Елисеев
русский советский график и художник театра и кино. Родился в Санкт-Петербурге. Художественное образование получил в 1910—1914 годах в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.И.Творожникова, Ф.Ф.Бухгольца, А.А.Рылова, И.Я.Билибина и др. Публиковал сатирические рисунки в газетах и журналах: «Речь», «Петербургский журнал», а также дружеские шаржи в журнале «Театр и искусство». В 1911—1917 годах работал актёром и оформителем фойе в петроградских театрах «Троицкий» и «Литейный», рисовал карикатуры на актёров труппы. Тогда же он испробовал свои силы как исполнитель характерных ролей. Занимался в 1918 году в свободных художественных мастерских (бывшая Академия художеств) у профессора В.В.Беляева, затем во ВХУТЕМАСе у И.Н.Павлова в 1922—1923 годах. С начала 20-х годов занимался оформлением спектаклей в Первом белорусском драматическом театре, рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для московских газет «Гудок» (1922—1968), «Прожектор» (1923—1935), «Бегемот» (1924—1928), «Крокодил» (1924—1968). В 1941—1945 годах рисовал карикатуры для журнала «Фронтовой юмор». Много работал в театрах, а последние 25 лет — в кино и цирке. Вел работу с молодыми художниками, в период 1959—1961 годов был руководителем студии карикатуристов при журнале «Крокодил». Оформил ряд спектаклей: «На дне» А.М.Горького (1920, совместно с C.М.Эйзенштейном), «Сон на Кургане» Я.Купалы и др. Создавал эскизы костюмов на студии «Мосфильм»: «Ленин в 1918 году» (1939). В 1938 году был художником по костюмам на съёмках фильма «Александр Невский» C.М.Эйзенштейна. Работы художника экспонировались на зарубежных выставках: Загреб (1973) и др. Персональные выставки проходили в Москве (1948, 1951, 1968), Минске (1952), Ярославле (1954). Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. За заслуги в области советской художественной сатиры в 1945 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Жил на Большой Грузинской улице и умер в городе Москве. Умер в Москве 10 июля 1968 года. Похоронен на Химкинском кладбище. Был дружен с поэтами В.Маяковским и Я.Купалой.

King_Idris_I_of_Libya_August_15,_1965 (689x700, 501Kb)
1890
Мухаммад Идрис ибн-Мухаммад аль-Махди ас-Сануси (арабское имя - محمد إدريس السنوسي‎)
шейх тариката санусия (1918—1969), эмир Киренаики (1914—1922) и (1949—1951), король Ливии (1951—1969). Идрис родился в Аль-Джагбубе, в ливийской провинции Киренаика. Внук основателя мусульманского ордена сенусситов Мухаммада ибн-Али ас-Сануси (ас-Сенусси). В 1913—1914 годах совершил паломничество в Мекку. После возвращения был в 1916 г. провозглашён эмиром Киренаики. В годы Первой мировой войны пытался "навести мосты" с британцами. Заключил в 1917 году пакет соглашений с итальянским командованием в Ливии, в соответствии с которыми признавался суверенитет Мухаммада Идриса над неоккупированной территорией Киренаики и прекращались военные действия между итальянскими войсками и ливийскими отрядами. В 1921 г. Идрис был провозглашён эмиром всей Ливии. После прихода в Италии к власти фашистов и возобновления ими боевых действий в Ливии Мухаммад Идрис эмигрировал (в 1923 году) в Египет, где в 1940 году из находившихся там ливийцев сформировал воинское подразделение, участвовавшее в освобождении Ливии от немецко-итальянских войск. После Второй мировой войны ситуация складывалась в пользу национальных сил Ливии, при большом давлении западных держав, стремившихся сохранить свое влияние на страну. Таким образом, на обстановку внутри страны в свою очередь оказывали громадное давление внешние силы, не желавшие уступать свои позиции в Ливии. Английская и французская колониальные администрации внутри страны, и ведущие мировые державы на международной арене, ведя борьбу за свои интересы, делали все возможное, чтобы оттянуть предоставление Ливии независимости и это стало особенно резко проявляться после того, как в стране была обнаружена нефть. Мухаммаду Идрису приходилось вести свою политику лавирования с учетом интересов мировых держав (США, Великобритании и Франции), но основную ставку он сделал на Англию. Во время переговоров в Лондоне он получил согласие Англии на провозглашение независимой Киренаики и последующего присоединения к ней Триполитании в рамках Ливийской федерации под его властью и на проведение соответствующих мероприятий. На IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался вопрос о предоставлении независимости Ливии. Англия потребовала признания «независимой Киренаики», создания аналогичного режима в Триполитании и поддержки притязания Франции на Феццан (Феззан). Проект резолюции США предусматривал предоставление Ливии независимости через три года, в течение которых право управления оставалось за Англией и Францией. 21 ноября 1949 г. решением ООН в Ливии был назначен специальный комиссар «в целях содействия. . . в выработке конституции и сформирования независимого правительства», как об этом было записано в пункте 4 резолюции № 289 ГА ООН. Им стал шведский экономист А.Пельт, столкнувшийся, как он потом признал в своих мемуарах, «с противодействием Англии и Франции созданию единой Ливии». На V сессии ГА ООН (сентябрь-ноябрь 1950 г.) СССР предложил проект резолюции, предусматривавший объединение — Киренаики, Триполитании и Феццана — в единое государство и ликвидацию военных баз. Решения Генеральной Ассамблеей ООН по Ливии не препятствовали Англии, Франции и США проводить свою политику. В таких условиях им пришлось искать новые пути для сохранения своего господства в этой стране. Отсюда и возникла идея федеративного государственного устройства с монархической формой правления, с помощью которого Запад обеспечивал свои интересы через ведущую роль киренаикских лидеров. 2 декабря 1950 г. Национальное собрание Киренаики одобрило эту идею. Была принята резолюция об учреждении «демократического, федеративного, независимого и суверенного государства, формой правления которого будет конституционная монархия». Согласно другой резолюции Мухаммад Идрис ас-Сенуси провозглашался королем Ливии Идрисом Первым. 6 декабря 1951 г. А.Пельт информировал ООН, что английские и французские администрации начали передачу власти временному ливийскому правительству и что Ливия будет провозглашена независимым государством 1 января 1952 г. В ноябре 1947 года Мухаммад Идрис вернулся на родину и вскоре объявлен также эмиром Триполитании. 2 декабря 1950 года Учредительное собрание Ливии постановило избрать Мухаммада Идриса королём Ливии. Уже по всей форме был провозглашён королём 24 декабря 1951 года, когда Ливия была официально объявлена суверенным независимым государством. При Мухаммаде Идрисе экономика Ливии пережила стремительный рост благодаря разработке нефти; доход приносила и американская военная база. Во внешней политике Мухаммад Идрис ориентировался на Великобританию и США, чем возмущал арабских националистов и панарабистов. Не имея наследника мужского пола, Мухаммад Идрис в 1956 году провозгласил наследником племянника (сына брата) Хасана ас-Сенусси. Со временем, ввиду ухудшения здоровья старого короля, ас-Сенусси всё чаще стал выполнять функции регента. Когда 24 декабря 1951 г. Мухаммад Идрис ас-Сенуси объявил об образовании независимого Соединенного королевства Ливии и о вступлении в силу конституции, новое государство было быстро признано. В телеграмме советского министра иностранных дел от 1 января 1952 г. на имя главы ливийского правительства содержались «пожелания успехов и процветания народу Ливии». Во внутренней политике Мухаммад Идрис добивался подавления инакомыслия в стране, всеми способами препятствуя участию оппозиции в работе правительственных органов. На региональном уровне он с помощью умелых манёвров нейтрализовал действия стран арабской Лиги, которые не всегда одобряли политические шаги эмира. На международном уровне он выторговывал форму федерации и трон Ливии для себя, заплатив за это высокую цену: доля американцев в этой сделке — авиационная база, французов — стратегические пункты Феццана (Феззана). Италия получала льготы в торговле с Ливией, ей удалось стабилизировать положение своих граждан и закрепить захваченную ими ранее собственность. Великобритания, по договору от 20 июля 1953 года, получила почти неограниченное право использовать в военных целях порты и аэродромы Ливии, создала ряд военных баз, полигонов и центров, за что выплачивала ливийскому правительству ежегодно 3,25 млн.фунтов стерлингов. Американцы на основании соглашения от 9 сентября 1954 г. оставили за собой самую большую на севере Африки военно-воздушную базу Уилус-Филд, близ Триполи, которой они владели с 1945 года, а также опутали ливийскую территорию целой сетью постов и взлетно-посадочных площадок. За это американцы обязались заплатить в течение 20 лет 40 млн.долларов, но в связи с протестами ливийской общественности в 1955 году увеличили платежи до 10 млн.долларов ежегодно. Согласно такому же «договору», заключенному 10 августа 1956 года, Франция тоже оставила свои войска на юге Ливии и продолжала использовать имевшиеся и строить новые аэродромы и базы (их всего у французов было 27, в том числе в Себхе, Гате, Гадамесе и др.). Наряду с этим западные державы укрепили свои экономические позиции в Ливии, а после того, как в конце 50-х годов была найдена нефть, туда устремились иностранные нефтяные концерны. К 1960 году только американские капиталовложения в нефтепромышленность Ливии достигли 350 млн.долларов. 1 сентября 1969 года, во время нахождения на лечении в Бурсе (Турция), был свергнут в результате заговора, организованного ливийскими военными (группа «Свободные офицеры», насеристского толка) во главе с Муаммаром Каддафи. Желая вернуть власть в Ливии, вначале пытался найти поддержку в Великобритании, однако затем отказался от этих планов. В эмиграции жил в Египте, где и умер в Каире 25 мая 1983 года. Роль и место национальной армии в политической жизни Ливии видоизменялись в зависимости от характера государственного устройства и отношения руководства страны к вооружённым силам и выполняемым ими задачам. До второй половины 60-х годов прошлого века вооружённые силы Ливии развивались медленно. Мухаммад Идрис не хотел иметь сильной армии. Он боялся, что по примеру соседнего Египта военные могут свергнуть монархию, и поэтому держал их под особым контролем. Офицерский корпус в первые годы после обретения независимости был тесно связан с монархическим режимом. Но постепенно состав среднего и младшего офицерства качественно менялся за счёт пополнения выходцами из средних слоев. После поражения арабов в войне с Израилем в 1967 г. в стране и особенно в армии усилились патриотические настроения, с которыми монархический режим не мог не считаться. В офицерском корпусе усиливался антимонархизм. В 1964 году молодые офицеры Муаммар Каддафи, Абдель Салам Джеллуд, Абу Бакр Джабер и ряд других создали подпольную организацию «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» (СОЮС). Её целями провозглашены: свержение монархии, освобождение страны от экономического господства империализма, ликвидация иностранных военных баз, преодоление вековой отсталости, установление социальной справедливости, достижение арабского единства. Лозунгом организации был девиз: «Свобода, единство, социализм». На СОЮС оказали сильное влияние идеи египетской революции 1952 г. и её руководителя Г.А.Насера. В целом же «свободные офицеры» не имели большого опыта политической и общественной деятельности, сколько-нибудь определённой программы социальных преобразований и, тем более, сложившихся политических убеждений. Однако, несмотря на молодость и отсутствие опыта, М.Каддафи и его соратники смогли успешно наладить работу хорошо законспирированной революционной организации. С целью пополнения своего образования многие члены СОЮС поступили на учёбу в местный университет, изучали принципы и методы государственного управления, приобретали политические, экономические, финансовые, правовые и дипломатические знания. Возрастающее брожение в армии, усиление общей напряженности в стране способствовали укреплению рядов СОЮС. К 1969 г. в состав организации входили уже офицеры всех видов вооружённых сил, в том числе отдельные представители старшего офицерства. К этому времени даже многие военные, преданные Мухаммад Идрису, отчетливо понимали, что только упреждающая смена власти может спасти страну от беспорядков, которые ожидались после смерти престарелого монарха. В начале 1969 г. Каддафи решил, что СОЮС сможет мобилизовать достаточно сил для свержения королевского режима. К марту приготовления к захвату власти заканчиваются. Был разработан четкий план действий с учетом различных обстоятельств, включая возможное иностранное вмешательство. В ночь с 31 августа на 1 сентября 1969 г. «Свободные офицеры» совершили переворот. Верные им части быстро и практически без потерь захватили важнейшие объекты в Триполи и Бенгази. Были арестованы члены королевской семьи, ряд высших офицеров и министров. Страна была провозглашена Ливийской Арабской Республикой. Власть перешла к Совету революционного командования (СРК) в составе 24 человек (всего к моменту переворота в СОЮС было 200 офицеров). 4 сентября капитан М.Каддафи официально стал председателем СРК, а 8 сентября ему было присвоено воинское звание полковник. В первые месяцы после революции Совет выполнял роль «теневого» военного кабинета, контролируя армию и ключевые звенья госаппарата. В Ливии фактически был установлен военный режим. На основании новых источников можно сделать заключение о положительной роли эмира Мухаммада Идриса в борьбе за независимость страны как на внутреннем так на внешнем уровне. Мухаммад Идрис сумел гибко вести себя среди многочисленных и сильных кланов, претендовавших на ведущее положение в стране. Эти кланы имели безраздельную власть на местах, но они нередко бледно выглядели на общенациональном ливийском уровне, где требовалась гибкость в отношениях с западными странами. Мухаммад Идрис имел авторитет среди националистически настроенного населения, в основном бедуинского, веками воевавшего со своими врагами и не желавшего никому подчиняться, кроме своих вождей. Он хорошо понимал эти настроения и умело использовал их в своих целях, что и сделало его лидером. А все последующие события на международном уровне показали, что равной по значимости фигуре Мухаммада Идриса в то время так и не нашлось. Поэтому неуемная деятельность Мухаммада Идриса дала возможность перевесить чашу политических весов в его пользу и добиться главного — получить власть над всей Ливией. Титулы: 24 декабря 1951 — 25 апреля 1963: Malik al-Mamlaka al-Libiyya al-Muttahida (Король Объединённого Ливийского Королевства); 25 апреля 1963 — 1 сентября 1969: Malik al-Mamlaka al-Libiyya (Король Ливийского Королевства). Награды: Орден Османие (Nişan-ı Osmaniye) 1 класс (Османская империя); Орден Меджидие (Nişan-ı Mecidiye) 2 класс (Османская империя); Цепь Ордена Хусейна ибн Али (Иордания); Орден Мухамадийя (Марокко); Большая лента Ордена Нила (Египет); Орден Почётного легиона; Орден Независимости (Тунис); Национальный орден Кедра (Ливан); Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»; Орден Спасителя (Греция); Рыцарь Командор Ордена Британской империи (KBE) 22 декабря 1946; Рыцарь Большого Креста Ордена Британской империи (GBE) 30 апреля 1954 г. Литература: Рыжов К.В. Идрис Мухаммад ал-Махди ас-Сануси // Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв.: Справочник. — Москва: Вече, 2004. — Строаница 544. — (Все монархи мира); Идрис I (Люди и события) // Новое время. — Москва, 1960. — № 50. — Страница 21.

1891
Николай Иосифович Конрад
советский востоковед, академик Академии Наук СССР (1958). Родился в Риге (по другим данным в деревне Жуковка Орловской губернии). Окончил японско-китайский разряд факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (1912) и японское отделение ПВА (Практической восточной академии). Преподавал в Киевском коммерческом институте (1912—1914). Стажировался в Японии (1914—1917), изучал в Токийском университете японский и китайский язык, культуру и классическую литературу Японии. По возвращении на родину вместе с Е.Д.Поливановым некоторое время работал в Наркоминделе (перевёл, в частности, на японский язык «Обращение к народам Востока» и «Обращение к трудящимся и угнетенным всего мира»), был тесно связан с Китайским Советом рабочих депутатов в Петрограде. В 1919—1922 преподавал в Орловском университете, был его ректором. С 1922 преподаватель, с 1926 профессор Ленинградского института живых восточных языков (до 1938). Одновременно преподавал в Географическом институте ЛГУ. В 1934—1936 читал лекции в Институте Красной Профессуры. С 1931 научный сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР, возглавил там работу по изучению японских исторических документов эпохи Мэйдзи, а также занимался вместе с Н.А.Невским составлением японско-русского словаря. В 1934 избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР. 29 июля 1938 был арестован, обвинён по статье 58-1а УК РСФСР (как японский шпион). Ведшие дело Конрада заместитель начальника отдела УНКВД ЛО Голуб, следователь Трухин, начальник отдела Соловьев, сотрудники Гаркавенко, Слепнев и другие систематически избивали его, держали по нескольку часов в «стойке». Конрад дважды отказывался от данных под пытками показаний. 10 ноября 1939 ОСО при НКВД СССР приговорен к 5 годам ИТЛ; отправлен в Канск. Зимой 1939/1940 работал в лагере на лесоповале. Благодаря хлопотам влиятельных лиц (в том числе президента Академии Наук СССР В.Л.Комарова) направлен в «шарашку», где работал с китайским и японским языками. Достоверно известно, что в первой половине 1941 занимался научной работой непосредственно в Бутырской тюрьме, где находился в связи с пересмотром дела. Освобожден постановлением ОСО при НКВД СССР 8 сентября 1941. С тех пор жил в Москве. Профессор Московского института востоковедения (1941—1950), МГУ. Действительный член Академии Наук СССР (с 1958). Научные интересы — японская классическая и современная литература, социально-экономическая и политическая история японского средневековья, система японского образования, классическая японская и китайская философия, лингвистика. Издал переводы на русский язык ряда памятников японской классической литературы («Исэ-моногатари», «Ходзэки» и др.). Широкую известность получила книга «Запад и Восток» (1966), прослеживающая культурно-исторические параллели и способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. Автор «советского извода» концепции «Восточного Ренессанса». Как педагог воспитал много учеников, создал ряд учебных пособий. Редактор «Большого японо-русского словаря» (1970), по широте представленного в нем материала до сих пор не превзойденного. В 1969 правительство Японии наградило Конрада орденом Восходящего солнца 2-й степени. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Умер в Москве 30 сентября 1970 года. Библиография: Современная начальная школа в Японии. — Санкт-Петербург, 1913. — 156 страниц; Япония. Народ и государство. Исторический очерк. - Петроград, 1923. - 168 страниц; Исэ-Моногатари. Лирическая повесть древней Японии. / Перевод Н.И.Конрада. Петроград, Всемирная литература. 1923. 169 с = (ЛП). - Москва: Наука, 1979. - 288 страниц; Японская литература в образцах и очерках. - Ленинград, 1927. - 553 страницы; - Москва: Наука, 1991. - 551 страница (Библиотека отечественного востоковедения); Японский театр. Сборник статей. - Ленинград- Москва, 1928; Краткий очерк грамматики японского разговорного языка. - Ленинград: Ленинградский восточный институт, 1934. - 65 страниц; Синтаксис японского национального литературного языка. - Москва, 1937. - 375 страниц; Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование Н.И.Конрада. - Москва- Ленинград: Издательство Академии Наук, 1950. - 404 страницы; У-цзы. Трактат о военном искусстве. / Перевод Н.И.Конрада. - Москва: ИВЛ, 1958. - 131 страницы; Запад и Восток: Статьи. - Москва: Наука, 1966. - 519 страницы; (2-е издание) Москва.: Наука, 1972. - 496 страниц; Очерки японской литературы. Статьи и исследования. Москва: ХЛ, 1973. - 462 страницы; Японская литература. От «Кодзики» до Токутоми. Очерки. - Москва: Наука, 1974. - 567 страниц; Избранные труды: История. - Москва: Наука, 1974. - 471 страницы; Избранные труды: Синология. - Москва: Наука, 1977. - 621 страницы; - Москва.: Ладомир, 1995. - 621 страницы; Избранные труды. Литература и театр. - Москва.: Наука, 1978. - 462 страницы; Очерк истории культуры средневековой Японии, 7-16 вв. - Москва.: Искусство, 1980. - 144 страницы; Неопубликованные работы. Письма. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 543 страницы. Литература: Брагинский И.С. Об основных чертах литературоведческой концепции академика Н.И.Конрада (к 80-летию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. Москва, 1971. № 2. Страницы 139-146; Штейн В.М. Исследования академика Н.И.Конрада по истории древнекитайского военного искусства // Китай.Япония. История и филология. Москва, 1961. Страницы 39-44. Литература: Жуков Е., К семидесятилетию академика Н.И.Конрада, в сборнике: Китай, Япония, Москва, 1961; Брагинский И.С., Более полувека в научном строю, в книге: Историко-филологические исследования, Москва, 1967; Глускина А.Е., Н.И.Конрад, "Проблемы востоковедения", 1961, № 1; Н.И.Конрад. (Некролог), "Народы Азии и Африки", 1970, № 5.

1892
Марк Николаевич Жирков
якутский композитор, заслуженный деятель искусств Якутской АССР (1941) и РСФСР (1947). Родился в Вильнюсе. В 1936 окончил композиторское отделение Московской консерватории по классу И.И.Дубовского. Тогда же организовал Якутский народный хор и руководил им до 1940. В 1940—1947 художественный руководитель Музыкального театра-студии в Якутске. С 1947 возглавлял сектор искусствоведения Института языка, литературы и истории Якутского филиала Академии Наук СССР. Автор музыки к спектаклям Якутского драматического театра. Написал совместно с Г.И.Литинским первые якутские оперы "Ньюргун Боотур" (Якутск, 1947), "Сычьш Кырынаастыыр" (Якутск, 1947) и балет-сказку "Полевой цветок" (Якутск, 1947), балет "Алый платочек" (1949). Автор (совместно с Г.Лобачевым и др.) песен на слова якутских поэтов ("Песня о Родине", "Над Якутском", "Песня охотника", "Весной" и др.). Записывал и обрабатывал якутские народные песни. Издал сборник "Якутские песни для голоса и хора с сопровождением фортепиано" (Москва — Ленинград, 1948). Умер в Якутске 15 апреля 1951 года.

1892
Евгений Петрович Терлецкий
участник революционного движения и борьбы за установление Советской власти на Украине. Член Коммунистической партии с 1920, с зачетом партийного стажа с 1919. Родился в селе Лозовый Яр, ныне Яготинского района Киевской области, в семье священника. Окончил духовную семинарию. С 1908 член ученических революционных кружков. Окончил Санкт-Петербургский психоневрологический институт (1915), Аграрный институт красной профессуры (1932). С 1911 эсер, вел работу в Санкт-Петербурге и на Украине. После Февральской революции 1917 член Петроградского совета. Левый эсер, член ЦК. В апреле — декабре 1917 член, затем председатель Полтавского совета. Участник заседания Учредительного Собрания 5 января, III съезда Советов РСД. В декабре 1917—1918 народный секретарь по земельным делам Украины; член украинской делегации на мирных переговорах с в Брест-Литовске. В 1918—1919 один из руководителей партизанского движения, ответственный секретарь левых эсеров — борьбистов, член Всеукраинского ревкома, один из организаторов убийства генерал-фельдмаршала Эйхгорна. В октябре 1918 подвергся расстрелу, но выжил. Секретарь ЦК боротьбистов, с 1920 в РКП(б). В 1920—1922 нарком юстиции УССР, в 1920—1921 член ЦК КП (б) У. В 1922—1923 полпред УССР в Латвии, Литве, Эстонии. С 1923 на советской и партийной работе. Преподавал в Московском финансово-экономическом институте. В 1937 работал экономистом в Москве. Арестован в декабре 1937, приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. Расстрелян 22 октября 1938 года. Реабилитирован в 1956.

1893
Исаак Петрович Махлис
советский художник. Родился на Украине. В 1911 г. окончил Харьковское художественное училище, три года провел в Париже, занимаясь в Академии художеств по классам живописи и скульптуры. С 1914 г. начал работать в театре, с 1917 г. – в кинематографе (у А.Ханжонкова). С 1927 г. – художник киностудии «Ленфильм». Лучшие работы: «По закону» (1926), «Господа Скотинины» (1927), «Его превосходительство» (1928), «Каин и Артем» (1929, совместно с Н.Суворовым), «Спящая красавица» (1930), «Чапаев» (1934), «Граница» (1935, совместно с Е.Хигером), «Небесный тихоход» (1946), «Золушка» (1947, совместно с Н.Акимовым), «Солистка балета» (1947), «Александр Попов» (1949). Выступал как художник-график и театральный художник. Скончался 6 сентября 1958 года.

1894
Семен Борисович Борисов (Семен Борухович Шерн)
писатель, журналист. Познакомился с С.Есениным в 1920 году, но активно общался с поэтом в 1923- 1924 годы. После возвращения Есенина из-за зарубежной поездки. предложил ему написать несколько очерков о своих впечатлениях. Познакомил поэта с секретарем газеты «Известия», где вскоре и был опубликован очерк «Железный Миргород». С.Борисов высоко отозвался о «Москве кабацкой» еще до публикации книги. После вечера в Политехническом музее 21 августа 1923 года он в статье «Вечер Есенина» ( «Известия ВЦИК», 1923, 23 августа) о есенинской поэзии писал : «… в первом цикле - «Москва кабацкая» - несмотря на жалость поэта к этой умирающей Москве, которую Октябрь выбросил за борт истории, чувствуется новая большая струя в поэзии Есенина. Сила языка и образа оставляет за собой далеко позади родственную ему по романтизму поэзию Блока. В лирике Есенина былая любовь к старой нищей России сменилась близостью к городу, и его индустрии, и каменным громадам». В августе 1923 года на подаренном С.Борисову фотопортрете С.Есенин написал: «Милому Сене с любовью С.Есенин». Ему же был отдан текст написанной в 1923 году автобиографии, которую С.Борисов опубликовал вместе со своими воспоминаниями в 1926 году в журнале «Красная нива». А.Л.Миклашевская вспоминала, что С.Есенин был очень дружен с журналистами М.Кольцовым, О.Литовским и его женой, с С.Борисовым. Встречи были интересными и носили иной характер, чем общение с его «друзьями». В августе 1924 года С.Борисов писал С.Есенину в Константиново: «Дорогой Сережа! Я недавно приехал из Питера и так хотел повидать тебя!.. Вылезай скорее из своей берлоги. Как-то все кругом бесцветно – люди полиняли, или что, - в общем неважно…». С.Есенин с С.Борисовым бывали в различных местах Москвы кабацкой, проводили шумные попойки, встречались с проститутками, ночевали у цыган. С.Борисов присутствовал на устроенном Есениным в ночь с 24 на 25 июля 1925 года перед отъездом на Кавказ свадебном «мальчишнике», который назвал «невеселым свадебным пиром»..Последняя их встреча состоялась в день перед отъездом поэта в Ленинград. Это были невеселые проводы. С.Борисов входил в комиссию по увековечению памяти Есенина, хотел написать подробные воспоминания о встречах и разговорах с поэтом. Сохранился краткий текст воспоминаний, завершенный 7 марта 1926 года. В дальнейшем он стал готовить новый вариант воспоминаний, который был опубликован в 1990-е годы. С 1929 года С.Борисов работал собственным корреспондентом газеты «Известия» в Латвии. В начале войны ушел добровольцем в ополчении в составе «писательской роты». Погиб в октябре 1941 года.

1894
Валентина Михайловна Ходасевич
российский художник театра. Племянница поэта В.Ф.Ходасевича. Училась в художественной студии Ф.И.Рерберга, Строгановском училище (2-я половина 1900-х), студии В.Е.Татлина (1912) в Москве, в студии Хабермана (1910-1911) и у Эссига в Мюнхене, в Академии Витти (1911-1912) в Париже. В театре с 1918 г. Оформила спектакли: «Дерево превращений» Н.С.Гумилева (Театр-студия петроградского ТЕО, 1919), «Приемыш» С.Э.Радлова (1920), «Виндзорские проказницы» Уильяма Шекспира (1920), «Работяга Словотеков» Максима Горького (1920/1921), «Господин де Пурсоньяк» и «Летающий лекарь» Мольера, «Деревенский судья» П.Кальдерона - все в 1921 г. в театре «Народная комедия» (в 1918-1921 гг. главный художник), «Близнецы» Плавта и «Обращение капитана Брасбаунда» Бернарда Шоу (1923) - в Большом драматическом театре, «Отелло» Шекспира (Ленинградский академический театр драмы, 1927), «Вольпоне» Б.Джонсона (Ленинградский театр Комедии, 1929) и др. Оформляла массовые театрализованные зрелища в Петрограде. В 1922-1928 гг. жила за границей (Германия, Англия, Франция, Италия), оформила спектакль «Лукреция» Э.Каваккьоли (Театр Пиранделло, Рим, 1925) и др. С 1930 г. работала преимущественно в музыкальном театре (в 1932-1936 гг. главный художник Большого театра). Оформила спектакли МХТ «Ломоносов» Вс.В.Иванова (1953) и «Двенадцатая ночь» Шекспира (1955). Автор воспоминаний «Портреты словами» (1987, 2-е издание, 1995).

1895
Владимир Васильевич Вейдле
русский историк искусства, культуролог. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1916). В 1918–1920 – профессор Пермского университета, в 1921–1924 преподавал историю искусств в Петрограде. С 1924 в эмиграции. В 1932–1952 – профессор Богословского института в Париже. Печатался в эмигрантских изданиях «Числа», «Новый град», «Современные записки» и др., после Второй мировой войны – в «Новом журнале», «Новом русском слове», «Вестнике РСХД». В ряде работ развивал идеи западничества. В книге Задачи России (1956) писал о своеобразии русского гуманизма, который, в отличие от своего западного аналога (имеющего просветительскую природу), основан на чувствах греховности, сострадания и милосердия. Самобытности России и русской культуры, согласно Вейдле, никоим образом не угрожают их исторически глубокие и органические связи с Европой. Центральной темой его размышлений всегда оставалась проблема христианской культуры. Об этом он писал в своем главном труде Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества (1937). Вера в подлинное бытие творимого, его жизненность («живые лица») составляет, по Вейдле, суть художественного творчества. Когда эта вера ослабевает, на смену творчеству приходит техника, а «лица» в искусстве уступают место «типам». Историко-философский интерес представляет критика Вейдле философских оснований и эстетики структурализма (в частности, в книге Эмбриология поэзии, 1980). Умер в Париже 5 августа 1979 года.

Вагенгейм  (535x700, 187Kb)
1897
Андрей Владимирович Вагенгейм
ветеран труда Вологодского паровозо-вагоноремонтного завода. Член РКП(б) с 1917, член КПСС, участник гражданской войны. Родился в Вологде. Награжден: медалями “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны”, “250 лет Ленинграду”. Начал свою трудовую деятельность с 11-лет. В октябре 1917 г. вступил в отряд Красной гвардии, участвовал в боях на Северном фронте. В декабре 1918 г. был назначен комиссаром особого лыжного отряда для диверсий во вражеском тылу. Участвовал в боях с белополяками, врангелевцами и махновцами, был ранен. С 1921 по 1957 гг. трудился на ВПВРЗ, прошел трудовой путь от слесаря до инженера отдела главного механика. При его участии проведены мероприятия по усовершенствованию производственных процессов, труда рабочих, внедрению механизации. С 1944 г. был секретарем парторганизации токарно-механического цеха завода. Звание Почетного гражданина города Вологды присвоено Вагенгейму Андрею Владимировичу в 1964 году за выдающиеся заслуги в области развития науки, хозяйства, культуры и в связи с празднованием дня основания города Вологды (решение Исполнительного Комитета Вологодского городского Совета депутатов трудящихся от 22 сентяброя 1964 №357). Умер 3 июля 1965 г. Похоронен на Горбачевском кладбище города Вологды.

Hildebrandt (554x700, 300Kb)
1897
Рихард Герман Гильдебрандт (немецкое имя - Richard Hermann Hildebrandt)
политический деятель в нацистской Германии, член парламента, обергруппенфюрер СС и генерал полиции (30 января 1942) и генерал войск СС (1 декабря 1944). Начальник Главного управления СС по вопросам рас и поселений. Родился в Вормсе в семье директора фабрики. После окончания средней школы в 1915 году в качестве добровольца до ноября 1918 года участвовал в Первой мировой войне в составе 22-го артиллерийского полка, окончив войну в звании лейтенанта. Получил железный крест 2-го класса. После войны продолжил учёбу, изучая экономику, языки, историю в Кёльнском и Мюнхенском университетах. В 1922 году вступил в НСДАП. В 1923 году принял участие в партийных съездах в Нюрнберге, и, вероятно, также в Пивном путче. Позднее работал в качестве иностранного корреспондента в финансовом секторе. Весной 1928 года Гильдебрандт иммигрировал в США, где женился. 1 июня 1928 года подтвердил своё членство в НСДАП (билет № 89 221). В 1930 году вернулся в Германию, стал членом СА, взял на себя служебные обязанности в нацистской партии. Стал партийным руководителем Уффенхайма, Виндсхайма. В феврале 1931 года перевёлся из СА в СС (билет № 7 088). За этим последовало назначение штабным офицером и адъютантом Йозефа Дитриха. 30 января 1933 года переведён в управление СС «Запад». С 9 ноября 1933 года Хильдебрандт взял на себя руководство над XXI сектором СС в Гёрлице, а 12 ноября избран депутатом Рейхстага от Бреслау. До весны 1945 года состоял в качестве заместителя председателя в нацистском рейхстаге. 1 января 1937 года был назначен главой управления СС «Рейн» (SS-Oberabschnitt «Rhein»). C 1 октября 1939 года по 20 апреля 1943 года находился на руководящем посту образовавшегося с началом войны XX управления СС «Висла» (XX Oberabschnitt «Weichsel») и лидера полиции в Гданьске — Западная Пруссия. Именно за этот период он несёт ответственность за депортацию и убийства евреев и в этой области, и в балтийских государствах. По его инициативе были построены лагеря на подконтрольных ему территориях. С 1940 по 1942 год он также был членом Народного суда. С 25 декабря 1943 года по 16 сентября 1944 года руководит управлением СС «Чёрное море» (SS-Oberabschnitt «Schwarzes Meer»). Организовал добровольческую бригаду из крымских татар и полицейский полк из бывших охранных команд (нем. Schutzmannschaften) и успешно вел борьбу с партизанами в Крыму. В разное время, в последний раз в период с апреля 1943 года до конца войны, занимал пост начальника Главного управления СС по вопросам расы и поселения[1]. 1 декабря 1944 года получил звание генерала СС. С 17 марта по май 1945 года возглавлял управление СС «Юго-Восток» (SS-Oberabschnitt «Südost»). С апреля 1945 — высший руководитель СС и полиции в Богемии и Моравии. 24 декабря 1945 в Висбадене был арестован войсками союзников. На Нюрнбергском процессе по делу о расовых преступлениях, проходившем с 20 октября 1947 года по 10 марта 1948 года, предстал перед трибуналом по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Приговорен к 25 годам лишения свободы.
Richard_Hildebrandt2 (554x700, 314Kb)
Хильдебрандт на суде.
Затем был выдан Польше, где над ним был проведён новый процесс. 4 ноября 1949 года он был приговорён к смертной казни. В тщетной просьбе о помиловании он заявил: «Я могу заверить вас моей честью, что моя совесть чиста». Приговор был приведён в исполнение в Гданьске 10 марта 1952 года. Награды: Почётный крест ветерана войны; Шеврон старого бойца; Спортивный знак СА в золоте; Имперский спортивный знак в серебре; Золотой партийный знак НСДАП; Железный крест 1-го класса (1944); Железный крест 2-го класса (1914); Пряжка к Железному кресту 2-го класса; Крест военных заслуг 1-й степени с мечами; Крест военных заслуг 2-й степени с мечами; Медаль За выслугу лет в НСДАП в бронзе и серебре; Награда за выслугу лет в СС; Кольцо «Мёртвая голова»; Почётная сабля рейхсфюрера СС. Литература: Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП. — Москва: Эксмо, 2005. — 672 страницы — 5000 экземпляров — ISBN 5-699-09780-5.

1897
Марсель Тири
бельгийский поэт и прозаик, один из крупнейших бельгийских франкоязычных писателей XX века. Участвовал в первой мировой войне, добровольцем вступив в бельгийскую армию в 1915 г., воевал в России, возвращался домой через Сибирь и Америку. Изучал право, занимался коммерцией, много путешествовал. Во время второй мировой войны под псевдонимом Ален де Мез сотрудничал в нелегальных изданиях "Леттр франсэз", "Эроп", "Честь поэтов".

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку