-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108479
Комментариев: 6801
Написано: 116950


25 января родились...

Четверг, 25 Января 2018 г. 05:06 + в цитатник
 (507x699, 85Kb)
1627
Роберт Бойль (Robert Boyle; ирландское имя - Robaird Ó Bhaoill)
английский физик, химик и богослов, седьмой сын Ричарда Бойля, графа Коркского, вельможи времён Елизаветы Английской. Первоначальное воспитание и обучение получил дома и в коллегии в Итон, а на двенадцатом году был послан отцом в Женеву, где учился несколько лет под руководством одного француза, а потом завершил своё образование путешествием в Италию и Францию. Вернувшись в Ирландию, Бойль после смерти отца получил значительное состояние и поселился в своём поместье Сталльбридже, занимаясь сначала преимущественно философией и религией. В 1654 г. переселился в Оксфорд, где стал более предаваться занятиям физикой и химией, получил степень почётного доктора физики Оксфордского университета (1665), и участвовал в основании Общества наук, которое потом в 1668 г. переместилось в Лондон, а впоследствии под названием Лондонского королевского общества получило большую известность. Роберт не был женат; из должностей исправлял обязанности президента Лондонского королевского общества и много лет был одним из директоров Ост-Индской компании. Все своё состояние и все свои силы он употребил на изучение природы и на распространение религиозных христианских понятий. Погребён в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. В изучении природы он был последователем Бэкона Веруламского, противником схоластической философии и давал предпочтение опыту перед умозрением; иногда это направление мешало ему делать обобщения смысла замеченных им явлений. Весьма важный физический закон сжатия газов, который носит теперь его имя (закон Бойля — Мариотта), остался бы, может быть, незамеченным Бойлем, если б не первоначальное указание его ученика Ричарда Таунли на правильность сжатия газов с увеличением давления в опытах Бойля. В Бойле олицетворяется реакция прежнему схоластическому направлению, так долго господствовавшему в науке и служившему тормозом в исследовании природы: все его экспериментальные работы и сочинения выставляют на вид могущественное значение опыта в физике и химии.
25 января 1627 года родился — Роберт Бойльpost-13108-129591206952 (700x698, 209Kb)
Кроме открытия закона сжатия газов, а именно зависимости упругости газа от занимаемого им объёма, Бойль показал, что тёплая вода закипает при разрежении окружающего её воздуха, но не обобщил значения этого важного опыта, то есть не показал, что температура кипения воды вообще зависит от давления воздуха и паров воды на её поверхности. Он доказал, что явление волосности, а именно поднятие жидкостей в узких трубках, происходит в разреженном пространстве, чем и опровергнул существовавшее тогда мнение, что в этом явлении участвует атмосферное давление. Опыт ему доказал также, что сифон не может в разреженном воздухе служить для переливания жидкостей, что дым, как и всякое другое тело, падает, следовательно подвержен действию тяжести, что трение тел и гашение извести отделяют теплоту и в разреженном воздушном пространстве. Эти и многие другие опыты Бойль производил при помощи воздушного насоса, незадолго перед тем изобретённого Отто фон Герике, но получившего различные усовершенствования в руках Бойля. После появления сочинения Герике, в котором описаны его опыты над электричеством и магнетизмом, Бойль занялся воспроизведением этих опытов и внёс в них, как всегда, нечто новое; однако он иногда ошибался, как, например, в том случае, когда полагал, что железо отпадает от магнита под колоколом воздушного насоса вследствие разрежения воздуха. Бойль производил и оптические исследования и заключил из них, что цвета не составляют собственно принадлежности вещества, а происходят от некоторых изменений, производимых светом на поверхности тел, вследствие чего они различно действуют на зрение; вообще он полагал, что все цвета суть видоизменения белого. Было бы долго перечислять все опыты Бойля, из которых многие устанавливали тот или другой новый факт; но упомянем ещё, что громадную силу расширения, обнаруживающуюся при замерзании воды, он испытывал и доказал, заморозив воду, наполнявшую железный ствол; при образовании льда железная трубка была разорвана с одного конца. Бойль убедился, что лёд испаряется даже при значительно низких температурах, что соли в смешении со льдом или снегом производят охлаждение и при этом обращаются в жидкость — важное замечание.
Sceptical_chymist_1661_Boyle_Title_page_AQ18_(3) (466x700, 353Kb)
Титульный лист книги «The Sceptical Chymist» (1661).
В одном отделе физики Бойль был не только экспериментатором, но и теоретиком — а именно он подробно развил свои взгляды на строение вещества в нескольких сочинениях: «Skeptical Chemist» (1662 и 1669); «The origin of forms and qualities according to the corpuscular Philosophy» (1666 и 1667); «Physiological Essays and other Tracts» (1661), второе издание в 1669 с присоединением «A Discourse about the absolute rest of bodies».Бойль принимает, подобно своим предшественникам, существование в природе абсолютно пустого пространства, в котором находятся материальные частицы определённой величины и формы; атомы жидкостей находятся в постоянном движении, а твёрдых тел — в покое, промежутки же между частицами наполнены некоторым очень тонким веществом. Для объяснения сцепления твёрдых тел он ошибочно принимает давление на них воздуха — общераспространённое тогда мнение. Физические и химические изменения вещества Бойль объяснял соединением и разъединением атомов, отрицал существование четырёх элементов (Аристотель) или трёх алхимических и высказал проницательную догадку, что истинные элементы будут найдены при последовательном разложении тел. Последняя часть его теоретических взглядов получила подтверждение в новейшей химии; что же касается его экспериментальных химических работ, то хотя он и показал, что воздух изменяется от горения в нём тел, и что некоторые металлы увеличиваются в весе при накаливании, и что действием уксуса на мел или соляной кислотой на железо получаются газы, но не извлёк из своих работ никаких теоретических заключений. Повторяем, что его время было эпохой протеста против схоластики, явления природы были весьма мало известны и потому опыты Бойля, описанные им с чрезвычайной точностью и подробностью, имели большую важность, даже будучи не всегда верно истолкованы и обобщены. Главной его заслугой остаётся все-таки формулирование закона относительно упругости и соответственного объёма воздуха. Яркой стороной жизни Бойля была религиозная и миссионерская деятельность. В юности пылкое воображение увлекало его в сторону крайних идей. Находясь под влиянием сильных впечатлений, он выражался следующим образом о своём настроении: «Демон воспользовался моей меланхолией, наполнил душу ужасом и внушил сомнения в основных истинах религии». В таком состоянии он додумался до самоубийства, от которого его удержала только мысль, что душа его попадёт в ад. Он решился рассеять свои сомнения чтением Библии в подлиннике и потому занялся изучением еврейского и греческого языков. Впоследствии его убеждённость в христианской вере выразилась учреждением духовных миссий в Индии, переводом и напечатанием Библии на ирландском и гэльском наречиях. Умер в Лондоне 30 декабря 1691 года. По завещанию (1661) Бойль оставил капитал для финансирования ежегодных чтений о Боге и религии, знаменитых «Лекций Бойля», первая из которых состоялась в 1692 г. Целью лекций Бойль определил защиту христианской религии от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман».Это было причиной появления впоследствии богословских трактатов Клерка, Бентлея, Дергема и др. Сам Бойль написал о согласовании разума с религией, о натуралисте-христианине и т. п. «Лекции Бойля» продолжались регулярно вплоть до 1905 г. С 2004 г. их возобновили в Лондоне, в церкви St. Mary Le Bow. Они проходят ежегодно, в феврале. Из его научных трудов, кроме уже упомянутых выше, приводим названия следующих: «New experiments, physico-mechanical, touching the spring of the Air and its effects, made in the most part in a new pneumatical engine» (Оксф., 1660, 1662 и 1682); «Considerations touching the usefulness of experimental Natural Philosophy» (1663); «Experiments and considerations upon Colors, with a letter containing observations on a diamond that shines in the dark» (1663 и 1670); «Continuation of new experiments touching the spring and weight of the air» (1669); «Considerations on the usefulness of experimental and natural philosophy, second part» (1671); «A continuation of new experiments, physico-mechanical, touching the spring and weight of the Air and their effects» (1682); «Experiments and observations about the porosity of bodies» (1684); «An experimental History of Cold» (Philosoph. Transact., 1665); «A new frigorific experiment, showing how a considerable degree of cold may be suddenly produced, without the help of snow, ice, hail, wind or nitre» (там же); «А new casy Instrument (Aräometer)» (там же, 1675). После смерти Бойля напечатано «The general history of the Air designed and begun» (Лондон, 1692). Полное собрание сочинений издал Th. Birch в 5 томах, Лондон, 1744. Англичане ценят чрезвычайно высоко, но несколько пристрастно, учёную деятельность своего знаменитого соотечественника. Более строгую критическую оценку Бойля можно найти у F.Rosenberger, «Die Geschichte der Physik» (Брауншвейг, 1884, 2 части).

Ludwig-VI-HD (547x700, 184Kb)
1630
Людвиг VI Гессен-Дармштадтский (немецкое имя - Ludwig VI. von Hessen-Darmstadt)
ландграф Гессен-Дармштадта с 1661 года. Родился в Дармштадте. Людвиг — старший сын ландграфа Георга II Гессен-Дармштадтского и его супруги Софии Элеоноры Саксонской, дочери курфюрста Саксонии Иоганна Георга. В 1661 году герцог Саксен-Веймара Вильгельм IV принял Людвига в Плодоносное общество под именем «Неустрашимый», где Людвиг стал близким другом герцога Фридриха I Саксен-Гота-Альтенбургского и впоследствии в 1666 году женился на его сестре. После смерти первой супруги ландграф Людвиг написал несколько стихотворений. Людвиг пригласил пастором в Бад-Хомбург теолога-пиетиста Иоганна Винклера и назначил своим придворным капельмейстером Вольфганга Карла Бригеля. Придворная библиотека Дармштадта была учреждена на основе приобретённой Людвигом библиотека Иоганна Михаэля Мошероша. В 1662 году Людвиг окончательно приобрёл владения в Эберштадте с крепостью Франкенштайн. Ландграф Людвиг VI умер в Дармштадте 24 апреля 1678 года. В своём завещании он назначил править свою вторую супругу при поддержке советников — двух дворян и двух учёных. 24 ноября 1650 года Людвиг VI женился на Марии Елизавете Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской, дочери Фридриха III. У них родилось восемь детей: Георг (1654—1655), наследный принц; Магдалена Сибилла (1652—1712), замужем за герцогом Вильгельмом Людвигом Вюртембергским (1647—1677); София Элеонора (1653); Мария Елизавета (1656—1715), замужем за герцогом Генрихом Саксен-Рёмхильдским (1650—1710); Августа Магдалена (1657—1674); Людвиг VII (1658—1678), ландграф Гессен-Дармштадта; Фридрих (1659—1676); София Мария (1661—1712), замужем за герцогом Кристианом Саксен-Эйзенбергским (1653—1707). 5 декабря 1666 года Людвиг VI женился на Елизавете Доротее Саксен-Гота-Альтенбургской (1640—1709), дочери Эрнста I Саксен-Гота-Альтенбургского. У них родились: Эрнст Людвиг (1667—1739), ландграф Гессен-Дармштадта, женат на принцессе Доротее Шарлотте Бранденбург-Ансбахской (1661—1705), затем морганатическим браком на Луизе Софии фон Шпигель, графине Эпштейнской (1690—1751); Георг (1669—1705), фельдмаршал имперской армии, вице-король Каталонии; София Луиза (1670—1758), замужем за князем Альбрехтом Эрнстом II Эттинген-Эттингенским (1669—1731); Филипп (1671—1736), фельдмаршал имперской армии и правитель Мантуи, женат на принцессе Марии Терезе Кройской (1673—1714); Иоганн (1672—1673); Генрих (1674—1741), офицер имперской армии; Елизавета Доротея (1676—1721), замужем за ландграфом Гессен-Гомбургским Фридрихом III (1673—1746); Фридрих (1677—1708), каноник Кёльна и Бреслау, генерал-лейтенант кавалерии русской армии, женат на Петронелле фон Штокманс (1677—1751). Литература: Arenfeldt, Martin Kohlrausch, Xenia von Tippelskirch, Regina Schulte: Der Körper der Königin S. 145; Pauline Puppel: Die Regentin S. 107; Konrad Kretschmer: Historische Geographie von Mitteleuropa S. 508.

Gaspar_Fagel (562x700, 423Kb)
1634
Гаспер Фагель (нидерландское имя - Gaspar Fagel)
нидерландский государственный деятель. В 1670 году стал делопроизводителем генеральных штатов, получив таким образом право присутствовать при их тайных совещаниях; будучи пенсионарием (1672) Голландии, по смерти Яна де Витта он своей дипломатической ловкостью вывел Нидерланды из того тяжёлого положения, в которое они попали вследствие борьбы с Францией и Англией. Умер 15 декабря 1688 года.

Grigory_Stroganov_by_R.Nikitin_(-)_(before_1715,_Odessa), (556x700, 441Kb)
1656
Григорий Дмитриевич Строганов
русский промышленник, землевладелец, финансист и политический деятель из рода Строгановых. Единственный сын крупнейшего северного промышленника («именитого человека») Дмитрия Андреевича Строганова (ок. 1612—1670) и Анны Ивановны Злобиной (около 1635 — после 1680). Объединил в 1680-х годах владения, раздробленные между наследниками детей Аникея Строганова. Финансировал Петра I во время Северной войны. В соответствии с данными Фёдора Волегова (умер в 1856), Григорий Строганов владел более десяти миллионов десятин земли (100 000 км²), на которой располагалось более 200 деревень с 15 000 душ. В XVII веке Григорий Дмитриевич смог расширить владения Строгановых. В 1661 - 1662 годах балахнинские солепромышленники Соколовы взяли на откуп на реке Ленве земли для заведения соляного промысла. Однако в 1688 году эти промыслы перешли Шустовым по поданной в 1685 году челобитной, в которой утверждалось, что на Ленве реально промысел не велся. На эти промыслы заявил претензию Григорий Строганов, послав в 1696 году челобитную, в которой утверждал, что земли по реке Ленве принадлежат ему. Строганов добился успеха — в результате проведенного межевания Ленвенские промыслы отошли ему, а 15 «лучших» посадских людей, которые сопротивлялись межеванию, были отправлены с семьями в ссылку в Азов. В 1697 году Григорий Строганов получил в аренду (а через три года в вечное владение) казенные Зыряновские усолья. О влиянии Григория Строганова свидетельствует тот факт, что ему удалось добиться снятия с должности соликамского воеводу князя Ф.И.Дашкова. Строганов вел активное строительство церквей и поддерживал монастыри. В 1687 году он (вместе с женой Василисой) передал Шерьинской Одигитриевской пустыни деревню с крестьянами, рыбные ловли и покосы. Также известна прикладная запись 1697 года, которой Григорий и Мария Строгановы отказались от повинностей со своих крестьян, переданных одному из монастырей. Умер в Москве 21 ноября 1715 года. Был женат два раза. В 1673 году первым браком женился на княжне Василисе (Вассе) Ивановне Мещерской (1654—1693), дочери туринского воеводы Ивана Ивановича Мещерского. Брак бездетен. В мае 1694 года вторично женился на Марии Яковлевне Новосильцевой (1677—1733), сестре соликамского воеводы Василия Яковлевича Новосильцева. Их дети: Александр (1698—1754), камергер, действительный статский советник; Николай (1700—1758), тайный советник, камергер; Иван (родился между 1701 и 1704 и умер в малолетстве; Мария (род. в 1705 и умерла в малолетстве); Сергей (1707—1756), действительный камергер. Храмы, построенные Г.Д.Строгановым: Введенский собор в Сольвычегодске; Казанская церковь в Устюжне; Смоленская церковь в селе Гордеевке; Рождественская церковь в Нижнем Новгороде.

Carl_Gustaf_Creutz (549x700, 417Kb)
1660
Карл Густав Крейц (шведское имя - Carl Gustaf Creutz)
шведский барон, генерал от кавалерии, участник Северной войны. Один из самых опытных командиров шведской конницы, участник шестнадцати сражений. Родился в местечке Фалун. Карл Густав был младшим сыном Лоренца Крейца (старшего) и Эльзы Дюваль. Двое из его братьев впоследствии стали губернаторами: Лоренц Крейц младший и Юхан Крейц. Последний был первым представителем графской ветви рода Крейц. В двухлетнем возрасте зачислен лейтенантом в Лейб-гвардейский конный полк. В 1674 году стал студентом Уппсальского университета. В 1675 году вступил камер-пажом на придворную службу и вместе с Карлом XI отправился в военный поход во время войны с Данией 1677—1679 годах. Во время войны нес службу в Карельском кавалерийском полку в Бранденбурге, став капитан-лейтенантом в 1677 году и ротмистром 1679 году, но после окончания войны вернулся в Лейб-гвардейский конный полк. Когда вспыхнула Северная война, Крейц был ротмистром Седерманландской роты. В 1701 году участвовал в переходе Западной Двины, в том же году стал майором. После боя Лаутенбургом в 1703 году, дослужился до подполковника Лейб-гвардейского конного полка, а в 1704 году — до полковника и начальника штаба этого полка. Свою самую знаменитую операцию за время войны Крейц провел в 1706 году, когда под Клецком он разбил вдвое превосходящего врага, а через несколько дней завоевал укрепленный город Ляховичи, после чего Карл XII присвоил ему звание генерал-майора кавалерии с назначением командиром Лейб-гвардейским конным полком. После капитуляции шведской армии под Переволочной в 1709 году плененого Крейца повезли в Полтаву, а затем в Москву, где он принял участие в триумфальном шествии, организованном Петром I. После этого, вместе со своим сыном Лоренцем (1690—1733), который также попал в плен к русским, находились в Тобольске. На протяжении своего тринадцатилетнего плена нетерпеливо работал ради сплочения пленных каролинов. После смерти первого министра Карла XII графа Карла Пипера, который возглавлял союз шведских военнопленных в России, Карл Крейц занял его место и пытался под влиянием пиетизма распространить сердечнее христианство на них и на окружающую русское население. С двумя из наиболее выдающихся представителей пиетизма Ф. Спенером и А. Франке он находился в оживленном переписке. После подписания Ништадтского мирного договора (1721 год) Крейц вернулся в Швецию в 1722 году. Перед этим, он получил в 1720 году звание генерал-лейтенанта, и генерала кавалерии 1722 году. В Швеции принял под своё командование новый лейб-гвардии кавалерийский полк, созданный взамен погибшего под Полтавой, и занимал эту должность почти до самой своей смерти. Умер в Стокгольме 12 марта 1728 года. Карл Густав Крейц был женат на Софии Кристине Натт-о-Даг, дочери советника департамента государственных сборов Густава Перссона. Посредством данного брака он получил поместье Текхаммар недалеко от Нючепинга. Когда в 1733 году умер их сын Лоренц, поместье перешло к его сестре Беате и её мужу Фредерику Розенхану. Они перенесли останки Карла Густава Крейца и его супруги Софии из Риддархольмской церкви в Стокгольме в церковь Хусбю-Оппунда в Сёдерманланде. Особый интерес для историков представляют письма Карла Густава Крейца к его супруге Софии, в которых описан ход боевых действий во время русской кампании Карла XII. Литература: Svenskt Biografiskt Lexikon, artikeln Carl Gustaf Creutz; Nils Bohman, Torsten Dahl. Svenska män och kvinnor. Stockholm, Albert Bonniers förlag, 1942—1955.

1640
Андреа Фабрицио Пиньятелли д’Арагона Каррильо де Мендоса-и-Кортес (итальянское имя - Andrea Fabrizio Pignatelli d'Aragona Carrillo de Mendoza y Cortès)
7-й герцог ди Монтелеоне, 6-й маркиз долины Оахаки, гранд Испании 1-го класса. Родился в Кастельветрано. Сын Этторе IV Пиньятелли, герцога ди Монтелеоне, и Джованны Тальявии д’Арагона Кортес, 5-й маркизы долины Оахаки. Великий камерлинг Неаполитанского королевства. Унаследовал от матери маркизат долины Оахаки в Новой Испании, доставшийся ей от потомков Эрнана Кортеса. В 1675 году был пожалован в рыцари ордена Золотого руна. Погиб в бою с французами в Жероне (Каталония) во время Голландской войны 27 июля 1677 года. Жена (1665): Антония Пиментель-и-Бенавидес (22 октября 1646—1707), дочь Антонио Альфонсо Пиментеля де Киньонес-и-Эрреры, 11-го графа и 8-го герцога де Бенавенте, и Исабелы Франсиски де Бенавидес, 3-й маркизы де Хабалькинто. Вторым браком вышла за Хайме Франсиско Фернандеса де Ихара, 5-го герцога де Ихар (умер в 1700). Дети: Анна Пиньятелли; Джованна Пиньятелли Тальявия д’Арагона Кортес (6 ноября 1666—22 июня 1723), 8-я герцогиня ди Монтелеоне, 7-я маркиза долины Оахаки. Муж (1679): Никколо Пиньятелли (1648—1730), маркиз ди Черкьяра; Розалия Мария Пиньятелли (15 июля 1672—10.09.1736). Муж: Иньиго Манрике де Лара-и-Рамирес де Арельяно, 3-й граф ди Фриджильяна (1673—1733). Литература: Clavigero F. S., abate. Storia antica del Messico. Tом III. — Cesena: Gregorio Biasini, 1780, p. 237; Relazione dell’uficio anniversario fatto celebrare in Napoli nella Chiesa de de' SS. Apostoli de' RR. C. R. Teatini il di 28. di Novembre 1752 per Diego Pignatelli di Aragona Duca di Terranova, e Montelione dal Duca Fabrizio suo figliuolo. — Napoli: Serafino Porsile, 1753, p. 28.

Antoine_I_Grimaldi_(Monaco) (580x700, 320Kb)
1661
Антуан I Гримальди (Antoine I Grimaldi)
князь Монако (2 января 1701 – 20 февраля 1731). Сын Луи I и его жены Катерины Шарлотты де Граммон. Состоял на французской военной службе. Был блестящим придворным и храбрым военным. Отличился во время войны Аугсбургской лиги в сражении при Флёрюсе, осадах Монса и Намюра, получив прозвище «Голиаф». Восстановил и укрепил часть княжеского дворца в Монако. При этом он был прекрасным музыкантом, сам дирижировал оркестром с помощью палочки, завещанной ему самим Люлли, состоял в переписке с выдающимися композиторами того времени, Купереном и Детуше. Был женат на Марии де Лоррен. Сыновей в браке не имел. Имел несколько незаконорожденных детей от разных женщин. Один из его незаконорожденных сыновей — Антуан Гримальди (известный также как «шевалье де Гримальди») — был фактическим правителем Монако в 1732—1784 годах. Его брат Франсуа-Оноре, священник, отказался от права на корону в 1715 г., поэтому после смерти Антуана согласно закону о наследовании княжеский титул получила его старшая дочь Луиза-Ипполита. Чтобы сохранить княжескую корону в семье Гримальди, Антуан склонял ее к браку со своим кузеном, сеньором Антиба, порядочным, но бедным молодым человеком. Однако Луиза предпочла себе в мужья бретонского дворянина Жака-Франсуа де Гойон-Матиньона. Антуан умер вскоре после их свадьбы 20 февраля 1731 года.

Janosik (444x700, 271Kb)
1688
Юрай Яношик (словацкое имя - Juraj Jánošík)
легендарный словацкий разбойник (словацк. zbojník). Родился в Терхова, в зажиточной крестьянской семье. В 1706 году вступил в куруцкую армию Ференца Ракоци, восставшего против австрийского владычества, после его поражения у Тренчина служил в австрийской армии в гарнизоне Битчьянского Града. Там познакомился с разбойником Томашем Угорчиком и вместе с его бандой крал и продавал коней в Польшу. Позже возглавил банду. Впервые был пойман в 1712 году, но подкупил стражу и сбежал. В 1713 году его снова схватили в Кленовце. 16 марта 1713 года Яношик был обвинён в многочисленных разбоях, а также убийстве священника Юрая Вентика, которое он так и не признал даже после пыток. 17 марта 1713 году был казнён в Липтовски-Микулаше через повешение за ребро.
25 января 1688 года родился — Юрай Яношик.post-13108-129591223996 (700x349, 128Kb)
По словацким легендам, Юрай Яношик со своей шайкой жил в лесах между Жилиной и Липтовским Микулашем и нападал там на проезжих. По польским сказаниям, грабил также и в Польше. В Словакии Яношик носит ореол Робина Гуда: «богатым брал, бедным давал». Он известен и в Чехии, чешский классик Алоис Йирасек включил легенды о нём в «Стариные чешские сказания», неоднократно издававшиеся на русском; поляки его воспринимают как своего татранского героя. Белорусский поэт Максим Танк посвятил Яношику стихи. Ему посвящено множество художественных произведений: Первый полнометражный словацкий чёрно-белый фильм «Яношик» (1921); Чехословацкие фильмы 1935 и 1963 гг.; Польский фильм 1974; Польский сериал 1973—1974; Чехословацкий мультипликационный сериал «Разбойник Юрко» (1976); Баллада для детей Маргариты Фигули (1980); Кинофильм «Яношик: Правдивая история» (2009) совместного производства Словакии, Польши и Чехии.

Simon_Heinrich_Adolf_zur_Lippe (493x700, 151Kb)
1694
Симон Генрих Адольф Липпский (немецкое имя - Simon Heinrich Adolf zur Lippe)
граф Липпе-Детмольда. Родился в Детмольде, Липпе, Административный округ Детмольд, Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Симон Генрих Адольф — сын графа Фридриха Адольфа Липпского и его супруги Иоганны Елизаветы Нассау-Дилленбургской. В 1710 году под надзором оберг-гофмейстера липпского Симон Генрих Адольф отправился в образовательную поездку, учился в Утрехтском университете и побывал при дворах Англии и Франции. В 1715 году молодой граф принимал участие в турецком походе Евгения Савойского в Венгрию и на Белград и вернулся в Детмольд через Вену. В 1718 году Симон Генрих Адольф стал править в Липпе. В 1720 году император Священной Римской империи Карл VI должен был возвести Симона Генриха Адольфа в имперские князья, но этого не произошло потому, что у Симона Генриха Адольфа не нашлось 4400 рейхсталеров, подлежавших уплате за титул. Хронический финансовый дефицит заставил графа в 1725 году продать оказавшиеся в долгах голландские владения Вианен и Амейде, а в 1733 году заложить курфюршеству Брауншвейг-Люнебург крепость Штернберг. Симон Генрих Адольф ничуть не уступал своему отцу в стремлении к роскоши. Несмотря на постоянное безденежье, каждое празднество устраивалось с большим размахом, как если бы у графа имелись неиссякаемые источники финансирования. Умер 12 октября 1734 года. 16 октября 1719 Симон Генрих Адольф женился на Иоганне Вильгельмине, дочери князя Георга Августа Нассау-Идштейнского. Из одиннадцати родившихся в браке детей четверо умерли, а три дочери не выходили замуж: Елизавета Генриетта Амалия (1721—1793), аббатиса Каппельского монастыря и монастыря Святой Марии в Лемго; Луиза Фридерика (1722—1777); Карл Август (1723—1724); Генриетта Августа (1725—1777), замужем за Фридрихом Шлезвиг-Гольштейн-Глюксбургским (1701—1766); Карл Симон Фридрих (1726—1727); Симон Август, граф Липпе-Детмольда (1727—1782); Фридрих Адольф (1728—1729); Шарлотта Клементина, аббатиса (1730—1804); Людвиг Генрих Адольф (1732—1800), женат на Анне Гессен-Филипсталь-Бархфельдской (1735—1785), дочери ландграфа Вильгельма Гессен-Филипсталь-Бархфельдского, затем на Луизе Изенбург-Бюдингенской (1764—1844); Георг Эмиль (1733—1733); Вильгельм Альбрехт Август Эрнст (1735—1791), женат на Вильгельмине Троте (1740—1793).

Piotar_Pavał_Sapieha._Пётар_Павал_Сапега_(1744) (650x700, 471Kb)
1701
Пётр Павел Сапега (польское имя - Piotr Paweł Sapieha)
магнат Речи Посполитой из рода Сапег. Стольник великий литовский в 1732—1744 годах, воевода смоленский с 1744 года. Владел Ляховичами, Коссовом, Старым Здитовом, а также имениями в Польше. С 1730 года держал Здитовское староство. В русской истории известен как Пётр Иванович Сапега — несостоявшийся зять А.Д.Меншикова и предполагаемый фаворит Екатерины I. Родился в Дрездене, в семье Яна Казимира Сапеги и жены его, Людвики Опалинской. Могущество рода Сапег заставило искать союза с ними самого «полудержавного властелина» А. Д. Меншикова. Целых пять лет молодой Сапега жил на берегу Невы в Меншиковском дворце в качестве жениха его совсем юной ещё дочери Машеньки; 10 марта 1726 года был пожалован в звание камергера и награждён орденом Александра Невского; 12 марта того же года состоялось его обручение с княжной Меншиковой в присутствии всего двора, причем императрица самолично переменяла обрученным кольца. Отец его был пожалован чином фельдмаршала, хотя ни дня не служил в русской армии. В последний момент свадьба по неизвестным причинам была отложена. Жених, отличавшийся, по отзыву современников, замечательной красотой, обратил на себя внимание императрицы Екатерины I, которая, по мнению иностранных послов, задумала сделать его своим фаворитом. Она приблизила молодого человека к себе, подарила ему меблированный дом, а «для отвода глаз» решила женить его на одной из своих племянниц, графине Софье Карловне Скавронской. План этой женитьбы задуман был тайком от Меншикова, который был весьма поражен, узнав, что Сапега потерял интерес к его дочери. Его брак со Скавронской состоялся уже после смерти Екатерины 19 ноября 1727 года. В качестве приданого за женой он получил громадные поместья, которые поспешил быстро распродать, так как не считал своего положения в России достаточно прочным, и уехал в Литву. Говорят (Карнович), что им выручена от продажи пожалованных имений колоссальная сумма — около 2 миллионов тогдашних серебряных рублей. Уже в 1733 году Сапега выступил на стороне партии, поддерживавшей избрание королём Станислава Лещинского, тогда как ставленником России был Август III. Во время войны за польское наследство пытался привлечь к антирусской коалиции шведов обещанием уступить им прибалтийские владения Речи Посполитой. В 1740 году вместе со шведами интриговал против сторонников Августа III и саксонской партии. В 1744 году получил титульное Смоленское воеводство вместе с орденом Белого орла и на какое-то время отошёл от политики. От брака со Скавронской у него был один сын, Ян Юзеф (1734—1761). После смерти Софьи в 1739 году женился на дочери князя Сулковского. На закате жизни пытался противостоять растущему влиянию Чарторыйских. В 1768 году примкнул к Барской конфедерации, передав ей свою надворную хоругвь. Фридрих Великий занял его западные владения, а сам их владелец был вынужден искать спасения в Дрездене. Умер на чужбине в Жилине (ныне Словакия) 24 января 1771 года. Литература: Грыцкевіч А. Сапегі // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Минск: БелЭн, 2005. — Том 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — Страницы 549—550. — 788 страниц — ISBN 985-11-0378-0; Сапега // Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. — 1896—1918. — Том 18: Сабанеев-Смыслов. — 673 страницы — Страница 201.

Pompeo-batoni-painting-self-portrait (551x700, 491Kb)
1708
Помпео Джироламо Батони (итальянское имя – Pompeo Girolamo Batoni; иногда – Баттони, Battoni)
итальянский живописец эпохи рококо и неоклассицизма. Батони родился в Лукке, в семье ювелира Паолино Баттони. Вероятно, уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. В 1727 или 1728 году Батони уехал в Рим, где сперва зарабатывал на жизнь срисовыванием античных статуй. В Риме Батони учился у Агостино Мазуччи, Себастьяно Конка, возможно, у Франческо Империале. Судьба Батони сложилась удачно. Уже в начале 1740-х годов у него не было недостатка в заказах на алтарные образы, мифологические, исторические и аллегорические картины, а в 1741 году он был принят в члены Академии Святого Луки. Батони вошёл в Риме в большую моду, особенно после того, как его коллега и соперник Антон Рафаэль Менгс, представитель раннего неоклассицизма, переехал в 1761 году в Мадрид. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать со всей Европы, ему заказывали портреты папы и монархи. Он был хранителем папских коллекций, а его дом сделался местом встреч деятелей искусства тех дней, общественным и интеллектуальным центром. В число его друзей входил Винкельман, и, подобно ему, Батони стремился в своей живописи к умеренному классицизму старых мастеров, в отличие от модного в то время стиля венецианских художников. Живописец Бенджамин Уэст, живший в Риме в 1760 году, сетовал, что итальянские художники «ни о чём ином не говорили и ни на что иное не смотрели, кроме как на работы Помпео Батони». Он стал столь авторитетным мастером, что многие современники, посвятившие ему страницы своих произведений, пытались разобраться, что такое «манера Батони», почему ему суждено было занять лидирующее положение в Риме и стать, по словам Винкельмана, «одним из лучших в мире». Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Батони был дважды женат: в 1729 году — на Катерине Сети (умерла в 1742 году), а позднее, в 1742 году — на Лючии Фаттори. Из его двенадцати детей трое сыновей были его помощниками в занятиях искусством. Начиная с 1759 году Батони жил в большом доме на Виа Бока ди Леоне в Риме, где размещалась его студия, выставочные комнаты и школа рисования. Батони умер в Риме 4 февраля 1787 года, и, согласно молве, завещал свою палитру и кисти Жаку Луи Давиду. Первые произведения, в которых в общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х гг. В ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона Мага», 1755, изначально написано для римской базилики Св. Петра, но отвергнуто, позже нашло пристанище в церкви Санта Мария дельи Анджели, где находится по сей день). Другой пример академически-изысканного стиля позднего барокко в его творчестве — «Экстаз святой Екатерины Сиенской» (1743). С годами стиль художника трансформируется. Наряду с живописцами начала XVII в., среди которых можно назвать Гвидо Рени и Доменикино, на искусство Батони повлияли мастера позднейшего времени с их богатой палитрой — такие как Федерико Бароччи и Бенедетто Лути. Также не исключено влияние Корреджо и Пуссена. Однако важнейшим творческим предшественником для художника стал Рафаэль. Батони восхищался выразительностью фигур, классически-гармоничной композицией его полотен. Благодаря изучению рафаэлевского наследия художественный язык Батони с течением времени становится ясным и строгим. Батони создавал аллегорические картины, полотна на сюжеты из Священного писания, древней истории, пробовал свои силы во фреске («Ахилл у дочерей Ликомеда», 1745, Флоренция, Уффици; «Падение Симона Мага», 1755, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели; «Диана и Купидон», 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Святое семейство», 1777; «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765; «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772 — все три в Санкт-Петербурге, Эрмитаж). Очень часто в сюжетах с аллегорическим подтекстом подчёркивается идея доблести, победы долга над личными привязанностями. К известнейшим работам Батони принадлежат «Воспитание Ахилла» (Флоренция, Уффици), «Бегство Энея и его семьи из Трои» (Турин), «Мария Магдалина» (Париж, Лувр), «Мир и Война». Батони также был знаменитым портретистом («Портрет императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского», Вена, Художественно-исторический музей; «Портрет маркиза Джона Монтермера», Рэтленд, собрание герцога Бакли; «Портрет Джона Вудйира», 1750; «Портрет джентльмена», 1758 (?), Лондон, Национальная галерея; «Папа Бенедикт XIV, представляющий энциклику „Ex omnibus“», ок. 1760—1765; «Портрет папы Пия VI», 1775, и др.). В 1769 г. за двойной портрет Иосифа II и Леопольда II Батони был удостоен в Австрии звания дворянина. Благодаря Батони сложилась мода на так называемые «портреты Большого турне» (Большим турне называлась популярная среди британского высшего класса того времени традиция совершать путешествие по Европе). Посещая Рим, британские путешественники не упускали случая заказать себе у Батони портреты, где художник их изображал в окружении древностей, руин и произведений искусства. Таких портретов он создал свыше 200, и чем больше их появлялось в британских частных коллекциях, тем большую популярность приобретал этот жанр в Великобритании. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII в. Но в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в «Святом семействе» композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещённая слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре. Будучи классическими по стилю, его произведения отличаются мастерством и точностью рисунка. Батони был выдающимся рисовальщиком, а рисунки античных древностей являются наиболее ценной частью его графического наследия. Стиль Батони — блестящая и утончённая квинтэссенция античного искусства, произведений Рафаэля, академической живописи, сочетание традиций рококо с элементами неоклассицизма. Классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнажённых тел. В композиционных решениях рассудочность, рациональность получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Неоклассический стиль его работ тем не менее нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Модели на портретах кисти Батони обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «философское» состояние. Батони нельзя причислить к величайшим художникам, однако его живопись изящна, совершенна по форме и гармонична по цветовому решению. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи — классицизма конца XVIII в. Безусловная заслуга Батони — то, что благодаря ему искусство отошло от чрезмерного маньеризма, присущего XVII в. Его мастерство портретиста и совершенное владение классическими формами оказали огромное влияние на других неоклассицистов, в частности таких как Антон Рафаэль Менгс и Доменико Корви. Традиции, воплощённые в «портретах Большого турне», были подхвачены в Англии Джошуа Рейнолдсом. Литература: Батони // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Kang_Sehwang-01 (491x700, 367Kb)
1713
Кан Се Хван (корейское имя - 강세황)
корейский художник и каллиграф. Родился в Чинджу, в южной части Кореи. Был придворным королевским художником, находился на королевской службе более 60 лет. Является создателем художественного стиля мунинхва. В 1744 году поселился в городе Ансан, где провёл 30 лет. В 1774 переехал в столицу Кореи, Сеул, где жил до своей кончины. В 1784 посетил Пекин. Учитель одного из крупнейших корейских художников Танвона. Умер вСеуле 23 января 1791 года.

Sophia_Dorothea_of_Prussia,_margravine_of_Brandenburg-Schwedt (541x700, 385Kb)
1719
София Доротея Мария, принцесса Прусская (немецкое имя - Sophie Dorothea Marie, Prinzessin von Preußen)
сестра Фридриха II. Родилась в Берлине. София Доротея была девятым ребёнком в семье короля Пруссии Фридриха Вильгельма I и его супруги Софии Доротеи Ганноверской. «Король-солдат» не испытывал особой радости в связи с рождением ещё одной девочки («Девочек нужно топить»), он желал ещё одного сына-наследника, чтобы обеспечить престолонаследие. В 1734 году, ещё в раннем возрасте София вышла замуж за маркграфа Фридриха Вильгельма Бранденбург-Шведтского, приданое составило 100 тысяч рейхсталеров. Супруг был на 19 лет старше принцессы и имел дурную славу за свои похождения и замашки. Считается, что именно у маркграфа Фридриха Вильгельма будущий генерал кавалерии Зейдлиц научился скакать сквозь вращающиеся крылья ветряной мельницы. Шведт был небольшим владением, но процветающим маркграфством благодаря нашедшим здесь вторую родину гугенотам. Брак Софии с маркграфом продлился более 30 лет, но не был для Софии счастливым. Она так и не смогла найти общего языка со своим супругом и страдала от того, что не обладала такими духовными интересами, как её сёстры. Супруги жили в Шведте в разных резиденциях. В браке родилось пятеро детей, два сына умерли в детском возрасте, выжили три дочери: София Доротея (1736—1798), вышла замуж за Фридриха Евгения Вюртембергского; Елизавета Луиза (1738—1820), вышла замуж за своего дядю Августа Фердинанда Прусского, младшего брата Фридриха Великого; Филиппина (1745—1800), вышла замуж за Фридриха II, ландграфа Гессен-Кассельского. София Доротея, как и многие Гогенцоллерны, страдала водянкой, от которой умерла 15 ноября 1765 года в Шведте. Литература: Schnitter, Helmut: Die ungleichen Schwestern, in: Ders. (Hrsg.): Gestalten um Friedrich den Großen. Biographische Skizzen, Bd. 1, Reutlingen 1991, S. 67-82; Rohdich, Walther: Friedrich Faszination. 200 Tage aus seinem Leben, Friedberg 1986, S. 45-48.

HippolyteClaironJBMichel (498x700, 402Kb)
1723
Клерон (французское имя - Clairon; настоящее имя - Лерис де Латюд, Claire-Leris de la Tude)
французская актриса. Её славу составили трагические роли Федры, Электры, Медеи, Ариадны, но она играла с успехом и в комедиях («Тартюф», «Смешные жеманницы» и др.). Родилась в Конде-сюр-л’Эско, Нор, Нор — Па-де-Кале, Франция. Одаренная красивой сценической внешностью и сильным и приятным голосом, Клерон стала любимейшей артисткой своего времени. В 1765 Клерон оставила сцену. Вольтер о Клерон всегда отзывался с восторгом, Гаррик ставил её очень высоко. Она написала: «Mémoires d’Hippolyte Clairon» и «Réfléxions sur l’art dramatique». Клерон — дочь сержанта и ткачихи, до занятия актёрством была ученицей портнихи. После своего дебюта в «Комеди Франсез» стала самой яркой звездой Парижа. Была близкой подругой Екатерины Голицыной, которая уговаривала Клерон играть в России, и даже писала императрице Елизавете с просьбой принять Клерон в русский театр, так как актёры в то время считались изгоями общества, их не хоронили на кладбище, а закапывали на городских свалках. Голицына дарила подруге богатые подарки из России, кутала её в драгоценные сибирские меха.
Mlle_Clairon_en_Médée (511x700, 504Kb)
Ван Лоо. Госпожа Клерон в образе Медеи, 1760.
Екатерина Голицына (Смарагда) заказала живописцу Ван Лоо портрет актрисы в роли Медеи, парящей в облаках. Умерла Клерон 29 января 1803 года. Литература: История западноевропейского театра, Том 2. Авторы: Г.Н.Бояджиев; Гастроли театра Комеди Франсэз, Государственное издательство "Искусство", Москва-Ленинград, 1954,

1724
Анн-Луи-Александр де Монморанси (французское имя - Anne-Louis-Alexandre de Montmorency)
французский военный и государственный деятель, принц де Робек, первый христианский барон Франции, гранд Испании первого класса, граф Священной Римской империи, рыцарь орденов короля. Родился в Париже. Сын Анн-Огюста де Монморанси и Катрин-Фелисите дю Белле. До 1745 года носил титул графа д'Эстерр. Также имел титулы маркиза де Морбек, графа д'Эр, сеньора де Блосси, Сен-Мартен, Сен-Кантен, Гломинген, Монкорне, Виларнуль, Оссон, Рувре, Ла-Бюссьер, Сен-Бранше, сеньора-шателена Бене в Турени, сеньора де Понто в Бри, графа Букховен в Брабанте, сеньора Аасдонк в Голландии. Поступил на службу 19 февраля 1743 в мушкетерский полк, в том же году участвовал в битве при Деттингене. С 6 апреля 1744 полковник Лимузенского пехотного полка, 15 мая 1745 получил позволение титуловаться грандом Испании. Командовал своим полком при осадах Брюсселя и Намюра, и в битве при Року в 1746 году. Кампанию 1747 года начал в составе главной армии во Фландрии, 1 июня направлен в Голландию, участвовал в осаде и штурме Берген-оп-Зоома. 1 февраля 1748 произведен в бригадиры, участвовал в осаде Маастрихта. В 1754 служил в лагере Сарр-Луи, в 1756 в лагере в Шербуре. Во время Семилетней войны в 1757—1758 был в войсках, оборонявших побережье Нормандии. 13 января 1759 стал губернатором Бушена. 10 февраля 1760 произведен в лагерные маршалы; с 1759 до конца войны действовал в Германии. Участвовал в битве при Миндене в 1759, в июле следующего года преследовал противника, отступавшего от Лангенштейна, и взял много пленных и часть обоза; в том же месяце сражался при Корбахе, командовал корпусом при атаке Обервеймара войсками принца Конде, затем стоял с дивизией в Геттингене, откуда направил отряды до Нордхейма и Эмбека. 25 июля 1762 произведен в лейтенант-генералы армий короля. В 1765—1776 командовал войсками в Приморской Фландрии, в 1777—1789 был главнокомандующим во Фландрии, Эно и Камбрези. 1 января 1786 пожалован в рыцари ордена Святого Духа. 10 апреля 1789 выбран депутатом Генеральных Штатов от знати бальяжа Байёль (Па-де-Кале). Поддерживал первые реформы, сопровождал Людовика XVI при возвращении в Париж 16 июля 1789, был членом церковного комитета. 31 августа 1790 испросил отпуск, и больше не участвовал в работе Собрания. Эмигрировал в 1791 году, вернулся в период Консульства в 1801. Свидетельство префекта полиции об авторизации получил 22 вандемьера IX года Республики. По возвращении никакой политической роли не играл. Умер в Париже 12 октября 1812 года. Награды: Кавалер ордена Святого Духа; Орден Святого Михаила (Франция); Военный орден Святого Людовика. 1-я жена (26 февраля 1745): Анн-Мари (Морис) де Монморанси-Люксембург (8 марта 1729—4 июля 1760), дочь маршала Франции герцога Шарля-Франсуа-Фредерика II де Монморанси-Люксембурга и Мари-Софи-Онорат-Эмили Кольбер де Сеньеле. Дети: N де Монморанси (2 марта 1746—16 января 1749), граф д'Эстерр; Анн-Софи-Фелисите де Монморанси (6 сентября 1749—17 августа 1753). 2-я жена (3 марта 1761): Александрин-Эмили де Ларошфуко-Эстиссак (31 декабря 1742—29 января 1814), дочь Луи-Армана де Ларошфуко, герцога д'Эстиссака.ю Анн-Луи-Александр де Монморанси был последним в линии Монморанси-Робек, и титулы этой семьи перешли к Анн-Луи-Кристиану де Монморанси-Танкарвиль из линии Монморанси-Фоссё. Литература: Courcelle. Montmorency, pp. 28—29 // Histoire généalogique et héraldique des pairs de France. T. II. — P.: Arthus Bertrand, 1822; Dictionnaire des parlementaires français. T. V. — P.: Bourloton, 1891, p. 157; Looten C. Histoire d'Anne-Louis-Alexandre de Montmorency, prince de Robecq, lieutenant général des armées du roi, commandant en chef dans les Flandres, le Hainaut et le Cambrésis (1724—1812). — Lille, Giard, 1913 compte rendu; Nobiliaire universel de France, ou Recueil général des généalogies historiques des maisons nobles de ce royaume. T. III, première partie. — P.: Librairie Bachelin-Deflorenne, 1873, p. 300—301; Pinard F.-J.-G. Chronologie historique-militaire. T. VI. — P.: Claud Herissant, 1763, pp. lxi—lxii.

Pablo_Olavide (472x700, 261Kb)
1725
Пабло Антонио Хосе де Олавиде-и-Хауреги (испанское имя - Pablo Antonio José de Olavide y Jáuregui)
испанский политик, юрист и писатель. Имя Пабло де Олавиде носит основанный в 1997 году публичный университет Севильи. Родился в Лиме (вице-королевство Перу), в богатой и влиятельной креольской семье, учился в Университете Сан-Маркос и в Университете Комплутенсе. Получил докторскую степень канонического права в 1740 году и юриспруденции в 1742 году. Приверженец идей французского энциклопедизма, содержал в Мадриде салон, в котором собирались видные представители испанского Просвещения. Состоял в переписке с Вольтером, Дидро и Руссо. Подвергался арестам со стороны инквизиции, находился в ссылке во Франции, где также арестовывался за контрреволюционную деятельность в период якобинской диктатуры. Отказавшись от прежних убеждений, получил прощение от церкви и вернулся в Испанию. Умер в Баэса (Испания) 25 февраля 1803 года. Сочинения: Торжествующее евангелие, или История разочарованного философа (El evangelio en triumpho, o historia de un filósofo desengañado, V. 1-4, Valencia, 1797-98; последнее издание — Md, 1915)

FranzChristianSaCoSa (571x700, 270Kb)
1730
Кристиан Франц Саксен-Кобург-Заальфельдский (немецкое имя - Christian Franz von Sachsen-Coburg-Saalfeld)
принц Саксен-Кобург-Заальфельдский. Генерал. Родился в Кобурге. Кристиан Франц — третий сын герцога герцога Франца Иосии Саксен-Кобург-Заальфельдского и его супруги Анны Софии Шварцбург-Рудольштадтской, дочери князя Людвига Фридриха I. Как и его братьям Иоганну Вильгеьму и Фридриху Иосии, Иоганну Вильгельму была уготована военная карьера. В 1756 году в звании полковника он поступил на службу в имперскую армию, в 1763 году получил звание генерал-майора. 20 июня 1756 года стал одним из соучредителей ордена Святого Иоахима. В 1758 году попал в плен к пруссакам, но был отпущен на свободу и вернулся в Кобург. Умер в Кобурге 18 сентября 1797 года. Похоронен в Кобурге.

1731
Август Фредерик Мошинский (польское имя - August Fryderyk Moszyński)
польский государственный деятель, аристократ и архитектор. Стольник великий коронный (1752—1775), староста иновлудзский и димерский. Происходил из мазовецкого шляхетского рода Мошенских герба «Наленч». Родился в Дрездене. Старший сын великого подскарбия коронного Яна Кантия Мошенского (1690—1737) и Фредерики Августы фон Козель (1709—1784). Его мать была внебрачной дочерью польского короля Августа II Сильного и его фаворитки, графини Анны Констанции фон Козель. Его младший брат — маршалок великий коронный Фредерик Юзеф Мошинский (1738—1817). Носил графский титул, который Август Сильный передал своей дочери и её потомству. В 1737 году потерял отца и находился под опекой первого министра графа Генрика фон Брюля. Учился в военной школе в Дрездене, затем изучал архитектуру под руководством известного итальянского архитектора Гаэтано Киавери. Позднее Август Фредерик Мошинский посетил Францию, Англию и Италию. В 1750 году вернулся на родину, где получил должность старосты иновлудзского и был избран послом (депутатом) на сейм от Инфлянт. После смерти Игнацы Гумиецкого, 6 июня 1752 года Август Мошинский получил вакантную должность столника великого коронного. 19 января 1755 года польский король Август III Веттин наградил его орденом Белого Орла, который был потерян в пути, и только через месяц Август Фредерик Мошинский получил второй орден. У него было две страсти — женщины и алхимия, на которые он растратил своё состояние. В 1754 году продал иновлудзское староство своему родственнику Леону Мошинскому. После смерти каштеляна киевского Казимира Стецкого получил во владение от короля в 1757 году на Украине староство димерское, которое продал генерал-майору Евстафию Потоцкому. Также получил королевские имения: Сецехув, Гржеде и Гомулец под Львовом, проданные воеводе киевскому Станиславу Любомирскому. В начале 1765 года Август Фредерик Мошинский приехал в Варшаву, где получил аудиенцию у нового польского короля Станислава Августа Понятовского, а 8 мая был награждён орденом Святого Станислава. 10 января 1765 года польский король основал монетную комиссию, в состав которой и вошел стольник Август Мошинский. Последний основал компанию: Мошинский, Теппер, Швайгер (банкир из Берлина) и барон Гартенберг (Германия). Они собрали 400 000 талеров, а 27 июля и 1 августа подписали контракт с польским королём. Гартенберг стал менеджером монетного двора в Кракове, где чеканил медные монеты, а Август Фредерик Мошинский — в Варшаве (чеканка золотых и серебряных монет). Вскоре барон Гартенберг, получив поддержку прусского капитала, получил контроль над монетным двором в Варшаве. Станислав Август Понятовский подарил Августу Мошинскому богатые имения в Брацлавском воеводстве. В 1769 году граф Август Фредерик Мошинский был избран великим магистром масонской ложи в Польше. Разделил ложу на три части: немецкую, французскую и польскую, которые получили названия: «Trzech Braci, Doskonałego Milczenia и Cnotliwego Sarmaty». В январе 1775 года отказался от должности стольника великого коронного в пользу Франтишека Каетана Волчкевича-Олизара. Король включил Мошинского в состав Постоянного Совета. В 1781 году стал главным руководителем польских актеров. Август Фредерик Мошинский был директором художественной коллекции короля Станислава Августа Понятовского. Архитектор-любитель, коллекционер произведений искусства, теоретик садоводства. Он разработал концепцию озеленения Уяздовского дворца в Варшаве. Был членом финансового совета и монетной комиссии. Умер в Падуе 11 июня 1786 года. Награды: Орден Белого орла; Орден Святого Станислава. С 1755 года был женат на Теофиле Потоцкой, дочери воеводы киевского Станислава Потоцкого (1698—1760) и Елены Замойской (умерла в 1761). В 1764 году супруги развелись. В браке у них родился единственный сын Ян Непомуцен Мошинский. Литература: Julian Bartoszewicz: Znakomici mężowie Polscy w XVIII w., t. II. Petersburg: B.M. Wolffa, 1856, s. 117—198.

 (525x700, 59Kb)
1736
Жозеф Луи Лагранж (французское имя - Joseph Louis Lagrange, итальянское имя - Giuseppe Lodovico Lagrangia)
французский математик и механик итальянского происхождения. Наряду с Эйлером — лучший математик XVIII века. Особенно прославился исключительным мастерством в области обобщения и синтеза накопленного научного материала. Автор классического трактата «Аналитическая механика», в котором установил фундаментальный «принцип возможных перемещений» и завершил математизацию механики. Внёс грандиозный вклад в развитие анализа, теории чисел, теорию вероятностей и численные методы, создал вариационное исчисление. Отец Лагранжа — полуфранцуз, полуитальянец,— служил в итальянском городе Турине военным казначеем Сардинского королевства. Лагранж родился в Турине. Из-за материальных затруднений семьи он был вынужден рано начать самостоятельную жизнь. Сначала Лагранж заинтересовался филологией. Его отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, и поэтому определил его в Туринский университет. Но в руки Лагранжа случайно попал трактат по математической оптике, и он почувствовал своё настоящее призвание. В 1755 году Лагранж послал Эйлеру свою работу об изопериметрических свойствах, ставших впоследствии основой вариационного исчисления. В этой работе он решил ряд задач, которые сам Эйлер не смог одолеть. Эйлер включил похвалы Лагранжу в свою работу и (вместе с Даламбером) рекомендовал молодого учёного в иностранные члены Берлинской Академии наук (избран в октябре 1756 года). В этом же 1755 году Лагранж был назначен преподавателем математики в Королевской артиллерийской школе в Турине, где пользовался, несмотря на свою молодость, славой прекрасного преподавателя. Лагранж организовал там научное общество, из которого впоследствии выросла Туринская Академия наук, издаёт труды по механике и вариационному исчислению (1759). Здесь же он впервые применяет анализ к теории вероятностей, развивает теорию колебаний и акустику. 1762: первое описание общего решения вариационной задачи. Оно не было ясно обосновано и встретило резкую критику. Эйлер в 1766 году дал строгое обоснование вариационным методам и в дальнейшем всячески поддерживал Лагранжа. В 1764 году Французская Академия наук объявила конкурс на лучшую работу по проблеме движения Луны. Лагранж представил работу, посвященную либрации Луны (Точка Лагранжа), которая была удостоена первой премии. В 1766 году Лагранж получил вторую премию Парижской Академии за исследование, посвященное теории движения спутников Юпитера, а до 1778 года был удостоен ещё трёх премий. В 1766 году по приглашению прусского короля Фридриха II Лагранж переехал в Берлин (тоже по рекомендации Даламбера и Эйлера). Здесь он вначале руководил физико-математическим отделением Академии наук, а позже стал президентом Академии.
25 января 1736 года родился — Жозеф Лагранжpost-13108-12959122545 (700x350, 237Kb)
В её «Мемуарах» опубликовал множество выдающихся работ. Женился (1767) на своей кузине по матери, Виттории Конти, но в 1783 году его жена умерла. Берлинский период (1766—1787) был самым плодотворным в жизни Лагранжа. Здесь он выполнил важные работы по алгебре и теории чисел, в том числе строго доказал несколько утверждений Ферма и теорему Вильсона: для любого простого числа p выражение (p − 1)! + 1 делится на p. 1767: Лагранж публикует мемуар «О решении числовых уравнений» и затем ряд дополнений к нему. Позднее Абель и Галуа черпали вдохновение в этой блестящей работе. Впервые в математике появляется конечная группа подстановок. Лагранж высказал предположение, что не все уравнения выше 4-й степени разрешимы в радикалах. Строгое доказательство этого факта и конкретные примеры таких уравнений дал Абель в 1824—1826 гг., а общие условия разрешимости нашёл Галуа в 1830—1832 гг. 1772: избран иностранным членом Парижской Академии наук. В Берлине была подготовлена и «Аналитическая механика» («Mécanique analytique»), опубликованная в Париже в 1788 и ставшая вершиной научной деятельности Лагранжа. Гамильтон назвал этот шедевр «научной поэмой». В основу всей статики положен т. н. принцип возможных перемещений, в основу динамики — сочетание этого принципа с принципом Д’Аламбера. Введены обобщённые координаты, разработан принцип наименьшего действия. Впервые со времён Архимеда монография по механике не содержит ни одного чертежа, чем Лагранж особенно гордился. В 1787 году, после кончины Фридриха II, Лагранж по приглашению Людовика XVI переехал в Париж, где был принят с королевскими почестями и стал членом Парижской Академии наук (уже не иностранным членом). Революция отнеслась к Лагранжу снисходительно. Ему пожаловали пенсию и оплачиваемое место в комиссии, занимавшейся разработкой метрической системы мер и весов и нового календаря. К большому своему облегчению, Лагранжу удаётся заблокировать революционный проект всеобщего перехода на 12-ричную систему. В 1792 Лагранж вновь женился, на Рене-Франсуазе-Аделаиде Лемонье, дочери друга-астронома. Брак оказался удачным. В 1795 открыта Нормальная школа, и Лагранж преподаёт там математику. В 1797 году, после создания Политехнической школы, вёл там преподавательскую деятельность, читал курс математического анализа. В эти годы Лагранж публикует свою знаменитую интерполяционную формулу для приближения функции многочленом. Издаёт книгу «Теория аналитических функций», без актуальных бесконечно малых. Эта работа позже вдохновляла Коши при разработке строгого обоснования анализа. Там же Лагранж дал формулу остаточного члена ряда Тейлора, указал метод множителей Лагранжа для решения задач на условный экстремум. В 1801 публикуются «Лекции об исчислении функций». Наполеон любил обсуждать с деликатным и ироничным Лагранжем философские вопросы. Он пожаловал Лагранжу титул графа, должность сенатора и орден Почётного легиона. Умер Лагранж 10 апреля 1813 года, умер спокойно, как и жил, сказав друзьям: «Я сделал своё дело… Я никогда никого не ненавидел, и не делал никому зла.» Похоронен в Пантеоне. Лагранж внёс существенный вклад во многие области математики, включая вариационное исчисление, теорию дифференциальных уравнений, решение задач на нахождение максимумов и минимумов, теорию чисел (теорема Лагранжа), алгебру и теорию вероятностей.
Torino-080408072-statua_Luigi_Lagrange (700x490, 103Kb)
Памятник Лагранжу в Турине.
Формула конечных приращений и несколько других теорем названы его именем. В двух своих важных трудах — «Теория аналитических функций» («Théorie des fonctions analytiques», 1797) и «О решении численных уравнений» («De la résolution des équations numériques», 1798) — подытожил всё, что было известно по этим вопросам в его время, а содержавшиеся в них новые идеи и методы были развиты в работах математиков XIX века. Пьер-Симон Лаплас дал такую характеристику деятельности Лагранжа: …среди тех, кто самым эффективным образом раздвинул пределы наших знаний, Ньютон и Лагранж в самой высокой степени владели счастливым искусством открывания новых данных, представляющих собой существо знаний…Высоко оценивал Лагранжа, как учёного и как человека, Фурье: Всей своей жизнью… он доказал свою преданность общим интересам человечества, — благородной простотой манер, возвышенным характером и, наконец, точностью и глубиной своих научных трудов. Имя Лагранжа внесено в список 72 величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни. В его честь названы: кратер на Луне; улицы в Париже и Турине; множество научных понятий и теорем в математике, механике и астрономии. Литература: Белл Э.Т. Творцы математики. Москва: Просвещение, 1979, глава 10; Влодзимеж Крысицкий (1981) «Шеренга великих математиков.», Наша Ксенгарня, Варшава ISBN 83-10-07651-7; История математики под редакцией А.П.Юшкевича в трёх томах, Москва: Наука. Том III: Математика XVIII столетия. (1972); Тюлина И.А. Жозеф Луи Лагранж. Москва, 1977.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку