-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


19 января родились...

Пятница, 19 Января 2018 г. 05:37 + в цитатник
Glazunov._1843._The_Art_Museum_of_Belarus,_Minsk. (549x700, 274Kb)
1826
Иван Ильич Глазунов
тайный советник, издатель и книготорговец; Санкт-Петербургский городской голова. Cтарший сын книгоиздателя Ильи Ивановича Глазунова, брат Константина (1828—1914) и Александра (1829—1896), внук Ивана Петровича Глазунова по отцовской линии. Получил образование в частном пансионе и во Второй Санкт-петербургской гимназии (до шестого класса). Уже с 1841 года он занимался в книжном деле отца, после же его смерти в 1849 году продолжал дело под фирмой отца сначала с двумя младшими братьями, а с 1854 году с одним средним. Первое время, до 1856 года было очень неблагоприятно для книжной торговли и книгопечатания, но по окончании Крымской кампании и в особенности в 1860-х годах наступило оживление. С 1849 по 1882 год фирма Глазуновых под управлением Ивана Ильича выпустила 205 изданий, из которых более половины приходится на долю учебников; в это время, в частности, изданы: «История русской словесности» А.Д.Галахова, 6-й, 7-й, 10-й и 11-й тома «Истории России» С.М.Соловьева, труды таких ученых и педагогов, как Востоков, Бычков, Водовозов, Кайданов, Кюнер, Симашко, Ушинский, Филонов. В 1860-х годах было издано собрание сочинений русских писателей XVIII и начала XIX века под редакцией П.А.Ефремова и вышли в свет сочинения Кантемира, Фонвизина, В.И.Майкова, Лукина и Ельчанинова. Фирма приобрела также право издания сочинений Лермонтова, Жуковского, Тургенева, Гончарова и Островского и издала их. С 1865 года издательский дом Головиных выпустил в свет несколько обстоятельных каталогов своей книжной торговли, составленных П.А.Ефремовым и В.И.Межовым. В 1882 году исполнилось столетие существования фирмы, и по этому случаю был издан «Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет 1782—1882. Санкт-Петербург 1883» (переиздано в 1903 году), не поступивший в продажу. Фирма состояла комиссионером Петербургской академии наук, Священного Синода Русской православной церкви, Департамента Министерства народного просвещения и Министерства государственных имуществ Российской империи. Кроме торгового дела И.И.Глазунов занимался и общественной деятельностью. В 1853—1854 гг. он состоял членом Санкт-Петербургского городского депутатского собрания, в 1857—1861 гг. — членом Петербургской городской распорядительной думы; после преобразования городского самоуправления был избран в гласные, состоял членом городских комиссий: училищной, санитарной, по постройке моста Александра II и больничных бараков, по воинской повинности, был представителем думы при передаче больниц и богаделен в ведение городского самоуправления и гласным от городской думы в земском собрании (1875 год), во время эпидемии холеры заведовал инфекционной больницей. В то же время он был депутатом от купечества в Государственном банке, членом совета торговли и мануфактур (с 1872 год), директором городского кредитного общества (с 1861 года), почетным членом совета коммерческого училища (с 1861 года), директором дома милосердия (с 1866 года). За свою деятельность он был награждён орденами Святого Станислава 3-й (1863 г.) и 2-й (1875 год) степеней и орденом Святого Владимира 4-й степени (1866 год). 11 сентября 1870 года Глазунову во внимание к его разносторонней общественной деятельности был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени с присвоением прав потомственного дворянства, а указом 16 марта 1876 года Высочайше утвержден избранный им герб (в золотом поле червленый гриф с серебряными глазами и языком, трущий 2 черными мацами, то есть подушками для растирания типографских красок). С 1881 по 1885 год Глазунов был городским головой города Санкт-Петербурга. 6 января 1882 года он был произведен в действительные статские советники, в 1882 году награждён орденом Святого Станислава 1 степени, а в 1883 году — орденом Святой Анны 1 степени. Службу оставил уже в в чине тайного советника. В 1885 году он был вновь избран в гласные, но в головы не баллотировался. Вскоре он был привлечен к суду по делу о беспорядках в кредитном обществе и принужден был прекратить свою общественную деятельность. В конце 1888 года судебная палата сняла с него и его товарищей по управлению делами кредитного общества подозрение в каких-либо недобросовестных и противозаконных действиях, но в состав гласных городской думы на новый срок (1889—1893) Глазунов уже не попал. Иван Ильич Глазунов умер в Санкт-Петербурге 31 декабря 1889 года и был погребён в Троицкой Сергиевой пустыни. Награды и премии: Орден Святого Станислава III степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава I степени; Орден Святого Владимира IV степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святой Анны I степени. Литература: «Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых за сто лет, 1782—1882 гг.», Санкт-Петербург, 1883 (переиздано 1903 г.); Лисовский Н.М. Глазуновы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнение). — Санкт-Петербург, 1890—1907. «Книжная торговля Глазуновых» («Библиограф» 1892 г., №№8—9); Семевский М.И., «Знакомые. Альбом».

Laub (570x700, 267Kb)
1832
Фердинанд Лауб (чешское имя - Ferdinand Laub)
чешский скрипач, композитор и педагог. Фердинанд Лауб родился в Праге. Игре на скрипке его учил отец. В возрасте 6 лет Фердинанд впервые выступил на частном концерте с вариациями Берио. В 8 лет дал своё первое публичное выступление, после чего неоднакратно выступал в Чехии, Моравии и Австрии. На его выступлении в Праге присутствовал Мориц Мильднер, который заинтересовался Луабом и согласился обучать его бесплатно. В 1843-1846 годах Лауб учился в Пражской консерватории у Мильднера. В 1848 году, после Пражского восстания, вынужден был покинуть Чехию и поселился в Вене, где выступал в качестве солиста и брал уроки теории музыки и контрапункта у Симона Зехтера. В 1853-1855 годах руководил капеллой в Веймаре. Здесь Лауб много общался с Ференцом Листом и Бедржихом Сметаной. Один из биографов Лауба, Йозеф Зубатый отмечал: «Нет сомнения в том, что общение Лауба с Листом, с которым он, находясь в Веймаре, часто играл и который высоко ценил мастерство Лауба, должно было иметь большое влияние на развитие его артистического мышления и чувства, очень остро воспринимавшего всё значительное в музыке.» В Веймаре Лауб женился на певице Анне Марш. В 1856-1862 годах преподавал в консерватории и Новой академии музыки в Берлине, выступал в роли руководителя и «камерного виртуоза» капеллы, играл в трио и квартете, выступает на сольных концертах. С 1859 года Лауб постоянно гастролирует по всему миру. Он дал концерты во всех крупных городах Европы. Давал гастроли в России в 1859 и 1865 годах, его выступления вызвали фурор. В начале 1860-х Лауб много времени проводит в родной Чехии, принимает активное участие в её музыкальной жизни, был видным представителем чешского объединения представителей искусства «Умелецка беседа». В 1866 году он в третий раз посетил Россию, где пользовался большой популярностью. 1 марта Лауб заключил договор о работе в Московском отделении Русского музыкального общества. Осенью по приглашению Николая Рубинштейна стал профессором Московской консерватории, где проработал до 1874 года по классам скрипки и оркестра. Среди его учеников — И.И.Котек, С.Барцевич, В.Ю.Виллуан, Е.Н.Вонсовская, С.И.Танеев. Руководил Московским квартетом Русского Музыкального Общества. Летом 1874 года Лауб уехал лечиться в Карловы Вары, но лечение ему не помогло. Из-за этого он переехал в Южный Тироль и скончался в Грисе (ныне в составе города Больцано) 18 марта 1875 года.
Ferdinand_Laubhrob (466x700, 482Kb)
Похоронен в Праге на Вышеградском кладбище.
Игра Лауба отличалась техничностью и выразительностью. О нём положительно отзывались Александр Серов, Владимир Одоевский, Пётр Чайковский. Чайковский полагал, что в исполнении классических произведений с Лаубом во всём мире может соперничать лишь Йозеф Иоахим. Чайковский посвятил памяти Лауба 3-й Es-moll’ный квартет. В сольный репертуар Лауба входили концерты Бетховена, Феликса Мендельсона, Луи Шпора, Анри Вьётана, сонаты и чакона Иоганна Себастьяна Баха, а также произведения Иоганнеса Брамса, Джузеппе Тартини, Николо Паганини и др. Кроме того, исполнял свои собственные сочинения. В качестве композитора написал концерт для скрипки с оркестром, фантазии на темы чешских песен, танцев и пьес, песни на народные чешские слова, каденции к концерту для скрипки Бетховена.
Praha,_Malá_Strana_-_Újezd,_Ferdinand_Laub (700x404, 322Kb)
Мемориальная доска установлена в Праге на доме (улица Кармелитская), в котором родился Фердинанд Лауб.
«Кто не слыхал Лауба в re-мольном квинтете Моцарта, тот не слыхал этого квинтета. Кто из музыкантов не знает наизусть той дивной поэмы, которая называется re-мольным квинтетом? Но как редко приходится слышать такое его исполнение, которое бы вполне удовлетворяло нашему художественному чувству.» - Владимир Фёдорович Одоевский.
«В Москве имеется такой квартетный исполнитель, на которого с завистью взирают все западноевропейские столицы... » - Пётр Ильич Чайковский.
«...я думал о том, что на этой же эстраде, ровно год тому назад в последний раз играл перед публикой другой скрипач, полный жизни и силы, во всём расцвете гениального таланта; что этот скрипач уже не предстанет ни перед какой человеческой публикой, что никого уже не приведёт в трепет восторга рука, извлекавшая звуки, столь сильные, мощные и вместе с тем нежные и ласкающие. Г.Лауб скончался всего на 43-м году жизни.» - Пётр Ильич Чайковский.
Laub_Monument (454x700, 382Kb)
Памятник Фердинанду Лаубу в «Семинарском саду» под Петрином (Прага).
«Лауб играл с большим интеллектом и искренним, нежным, глубоко здоровым чувством. Вполне справедливо говорили музыканты, что у Лауба скрипка поёт — это не было безжизненное дерево, это был живой инструмент; скрипка была частью его существа, голосом его души. » - Станислав Хеллер.
Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 3. — Страница 185. — 1102 страницы; Гинзбург Л., Ф.Лауб, Москва - Ленинград, 1951.

 (549x699, 61Kb)
1833
Рудольф Фридрих Альфред Клебш (немецкое имя - Rudolf Friedrich Alfred Clebsch)
немецкий математик и механик. Родился в Кенигсберге (Пруссия, ныне Калининград Россия). Окончил Кёнигсбергский университет (1854). Ученик Гессе и Неймана..Преподавал в Кёнигсбергском и Берлинском университетах. В 1858-1862 гг. — профессор Политехникума в Карлсруэ, в 1863-1868 гг. — Гисенского университета, с 1868 г. — профессор Гёттингенского университета (с 1872 г. — ректор). Основные исследования посвящены теории упругости, вариационному исчислению, геометрии. В работе «Теория упругости твердых тел» (1862) уделил значительное внимание построению математических методов решения задач, рассмотрел двухмерные задачи, теорию деформации тонких стержней и тонких пластинок. Установил необходимое условие оптимальности в задаче вариационного исчисления на условный экстремум, являющееся следствием условия Вейерштрасса. Исследовал геометрические конфигурации с элементами (точка, прямая) па плоскости, в частности такие, которые задаются одним или двумя уравнениями между координатами этих элементов. Для однородной формулировки дифференциальных уравнений ввел (1871) понятие коннекса. Применил (1870-1872) теорию коннексов для составления новой системы инвариантов билинейной тернарной формы. Исследовал также иные задачи проективной геометрии. Совместно с П.А.Горданом издал (1866) монографию «Теория абелевых функций». В 1868 г. совместно с К.Г.Нейманом основал журнал «Маthемаtisсhе Аnnаlеn». В 1854 г. окончил Кенигсбергский университет. Преподавал в Кенигсбергском, Берлинском, Гисенском университетах, политехникуме в Карлсруэ. С 1868 г. — профессор, а с 1872 г. — ректор Геттингенского университета. Умер в Гёттингене 7 ноября 1872 года. Кроме множества мемуаров, Клебш написал несколько отдельно изданных трудов, из которых известны: Theorie der Elastizität fester Körper (1863); Theorie der Abelschen Functionen (1866, с Паулем Горданом); Theorie der binären algebraischen Formen (1871); Théorie de l´Élasticité des Corps Solides. Traduite par Barré de Saint-Venant et Flamant, avec des notes étendues de Saint-Venant. Dunod, Paris (1883, посмертно). Труды в Интернете: Vorlesungen über geometrie (Teubner, Leipzig, 1876-1891), редактор: Фердинанд фон Линдеман; Théorie der binären algebraischen Formen. Teubner, 1872; Theorie der Abelschen Functionen, совместно с Паулем Горданом (P.Gordan), B.G.Teubner, 1866; Theorie der Elasticität fester Körper. B.G.Teubner, 1862.

1839
Иван Платонович Киселевский
известный драматический актер, воспитывался в морском кадетском корпусе; служил мичманом во флоте, затем был мировым посредником в Петергофском уезде и старшим нотариусом в Курске. Любовь к театру и успешные выступления в любительских спектаклях увлекли Киселевского на сцену, где он явился типичным изобразителем таких фигур, как Скалозуб, Опольев ("Старый барин"), Диковской (комедия "Блуждающие огни"), Несчастливцев ("Лес"), Телятев ("Бешеные деньги"), Кречинский и многие другие. На профессиональной сцене с 1871 г. Играл в провинции. В 1879-1882, 1888-1891 гг. в Александрийском театре. В 1882-1888 гг. в московском Театре Корша. С 1894 г. и до конца жизни работал в театре Н.Н.Соловцова в Киеве. Барин в жизни, он оставался им и в театре, прельщая зрителей голосом, благородством манер и тонким вкусом. Нетвердое знание ролей вызывало паузы во время исполнения, но у находчивого артиста даже они были своеобразно колоритны. Умер в 1898 году.

 (480x699, 95Kb)
1839
Поль Сезанн (французское имя - Paul Cézanne)
французский живописец постимпрессионистического периода. Большая часть жизни Сезанна, который родился и умер в Экс-ан-Провансе, приходится на 19 в., однако его творчество остается практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают проявлять интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства. После 1900 к нему быстро приходит мировая известность; он становится самым влиятельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, «направление всей живописи первой половины 20 в.» «Его творчество, – замечает М.К.Жалард, – не ассоциируется ни с одним из течений 19 в. Его настоящее место – в истории искусства 20 в.» Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872); следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном. Его особый дар проявляется в тот момент, когда, не находя удовлетворения в импрессионизме, он находит свой собственный метод. Становление происходит в 80-е, когда Сезанн окончательно преодолевает самый плодотворный для его творческого созревания – переходный период. В это время его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: Пуссен, Домье, Курбе. При этом определяющим для его становления было мощное влияние Писарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: «Он был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисунку». После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета. В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога, сделавшего его портрет. Гаше становится одним из первых покупателей работ Сезанна. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого.
19 января 1839 года родился — Поль Сезаннpost-13108-0-57269200-1359218929 (700x357, 229Kb)
Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Пейзаж Тополя, написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели», – говорит он. Отходя от импрессионизма, который делает мир эфемерным, растворяя предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, Сезанн считает необходимым вернуться к классическим основам живописи, он призывает создавать «искусство основательное, как то, которое мы видим в музеях». Он предлагает использовать достигнутое, не разрушая классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирения мимолетного и постоянного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. Внимание к структуре, к объемной «скульптурной» лепке предметов – гор и скал, домов и стволов деревьев – будет доведено до логического завершения кубизмом с его уже даже не скульптурным, но «архитектурным» принципом моделирования. В становлении новой манеры – собственно сезанновского стиля – известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращается в 1878 и где остается до конца своей жизни. Сухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь выявляют пластику предметов, делают ясными их очертания. Яркое солнце четко обрисовывает форму, выделяет существенное, уничтожая все эфемерное, неустойчивое. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. В своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное. Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Производное этих отношений – специфическая деформация натуры – и есть то, что принято называть стилем. Сезанн в этом отношении уникален. До последних дней он продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я первобытный дикарь в отношении найденного мной метода», «Я только веха на этом пути – придут другие». Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить, исходя из теоретических предпосылок. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры. Естественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструирования: геометризация формы, построение композиции, превращение колорита картины в самостоятельную ценность – прежде всего становится предметом внимания художников разных направлений – от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов. И все же представляется несправедливым, по существу неверным считать, что Сезанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах «только богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символы». Обращая внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве Сезанна, в принципе, самый удобный объект для формальных экспериментов, автор статьи о Сезанне – Ж.Э.Мюллер задается вопросом, нельзя ли сказать, что Сезанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. Возможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись Сезанна, не пренебрегавшая ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучения. Результатом такой установки становится проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. В сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигается тем же методом «прочтения» и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношения тонов, цветовых сочетаний – не копируемых механически, но и не подменяющих порядок реальности искусственным порядком. (Такие «подмены», включая придуманные психологические характеристики, типичны для современной натуралистической живописи.) Его портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам навязывают салонные портретисты. Эта тенденция к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому – сколь бы эффектным оно ни было – обостряется в последние годы его жизни. Его знаменитая серия картин и этюдов Гора Сент-Виктуар – это художественное исследование избранного сюжета – почти анатомия естественной гармонии: сочетания масс и планов, пространства и света – исключительно средствами живописи. После смерти отца – местного банкира (1886) художник живет в Экс-ан-Провансе, целиком посвятив себя живописи, лишь ненадолго выезжая в Швейцарию (1841), Живерни (1894), где он остается на некоторое время с Моне. Между 1882-м и 1895 г. Сезанн пишет ряд портретов: Мадам Сезанн, Гюстав Жеффруа, Молодой человек и др. Особенно плодотворным для него оказался 1892, когда были написаны пять версий знаменитых Игроков в карты, многочисленные варианты Горы Сент-Виктуар и ряд картин на тему Купальщицы. Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. В 1900 Морис Дени создает в честь Сезанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну, на мольберте натюрморт Сезанна; вокруг него кроме самого Дени и его супруги О.Редон, Э.Вюйар, П.Серюзье, а также Воллар и др. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона… Все молодые живописцы во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале… Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним». «Может быть, я пришел слишком рано, – говорил он своим молодым почитателям. – Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения». В сентябре 1906 Сезанн написал своему другу Э.Бернару: «Я стар, болен и решил умереть за мольбертом». Его желание исполнилось месяц спустя – 22 октября. Последний его этюд – Садовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода. После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии, и под его же влиянием он переходит к кубизму. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Умер в Экс-ан-Провансе, простудившись, работая над очередной картиной 22 октября 1906 года. Галерея: «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру»), около 1868 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Гора Сент-Виктуар», 1882-1885 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Берега Марны», 1888 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 год, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва; «Натюрморт с драпировкой», 1889 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мужчина с трубкой», 1890 г.; «Картежники», 1893 год, Частное собрание; «Молодая итальянка», 1896 г.; «Гора Сен-Виктуар и Черный замок», 1904 - 1906 г.; «Купальщицы», 1906 год. Литература: Яворская Н.В. Сезанн — Москва, 1936; Перрюшо А. Сезанн. Перевод с французского — Москва,1966; Составитель Яворская Н.В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников — Москва,1972; Составитель Барская А.Л. Поль Сезанн: Альбом — 1975; Линдсей Дж. Поль Сезанн. Перевод с английского - J.Lindsay. Cezanne: His Life and Art. - L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969 — Москва: Искусство, 1989. — Страница 416 — ISBN 5-210-00021-4; Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre — Paris, 1936; Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne — London, 1950; Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive — Wien, 1938; Badt K. Die Kunst Cezannes — Munchen, 1956.

 (346x699, 38Kb)
1842
Джордж Лэд (George Trumbull Ladd)
американский психолог. Преподаватель Андоверской богословской семинарии (1876). Профессор философии Колледжа Боужена (1879). Профессор ментальной и моральной философии Йельского университета (1881-1901). Учредитель Американской психологической ассоциации (АПА) (1892). Второй президент АПА (1893). Получил Японский Орден Восходящего Солнца 3-й степени (1899), 2-й степени (19070. Профессор Йельского университета (1901-1905). Получил золотую медаль Императорского педагогического общества Японии. Его интересы распространялись прежде всего на теоретические и философские аспекты проблемы, его никогда не занимала практическая эффективность функционализма. Рассматривал психологию как продолжение ментальной и моральной философии. Умер 8 августа 1921 года.

Cognetti (510x700, 67Kb)
1844
Сальватор Коньетти де Мартиис (итальянское имя - Salvatore Cognetti de Martiis)
итальянский политэконом. Профессор Туринского университета. Напечатал «Della attinenza tra l’economia sociale е la storia» (Флор., 1866); «L’economia sociale е la famiglia» (Милан, 1869); «La circolazione dela ricchezza negli Stati Uniti d’America» (Typ., 1875); «Forme e leggi delle perturbazioni economiche» (Typин, 1878); «Le forme primitive nell’evoluzione economica» (Турин, 1881); «L’economia come scienza autonoma» (Typ., 1886); «Il socialismo negli Stati Uniti d’America» (Typин, 1887) и др. Умер 8 июня 1901 года.

HermannKretzschmar (514x700, 51Kb)
1848
Август Фердинанд Германн Кречмар (немецкое имя - August Ferdinand Hermann Kretzschmar)
немецкий музыковед и композитор. Родился в Цвиккау. Сын местного органиста. Учился в Дрездене, затем в Лейпцигском университете как филолог и одновременно в Лейпцигской консерватории как музыковед. С 1871 г. преподавал в Лейпцигской консерватории теорию музыки и другие дисциплины. В 1876 г. короткое время возглавлял театральный оркестр в Меце, предпринял поездки в Англию и Италию для музыковедческих разысканий, а затем на целое десятилетие (1877—1887) обосновался в Ростоке, где руководил городским оркестром. В 1887—1904 гг. Кречмар вновь работал в Лейпциге на должности университетского музикдиректора, с 1890 г. экстраординарный профессор; одновременно в 1888—1898 гг. он возглавлял один из городских хоров, а в 1890—1895 гг. и один из городских оркестров. В 1904 г. Кречмар перешёл в Университет Фридриха Вильгельма как полный профессор; в 1907—1922 гг. он возглавлял Институт церковной музыки. Одновременно в 1909—1920 гг. Кречмар был директором Берлинской Высшей школы музыки, сменив на этом посту Йозефа Иоахима; на этом посту он, в частности, пригласил Ванду Ландовскую открыть в школе класс клавесина и старинной музыки, что и было сделано в 1913 г. Тремя основными музыковедческими сочинениями Кречмара являются «История оперы» (немецкое название - Geschichte der Oper; 1919, русский перевод — Ленинград: Academia, 1925), «Введение в историю музыки» (немецкое название - Einführung in die Musikgeschichte; 1920) и первый том «Истории новой немецкой песни» (немецкое название - Geschichte des neuen deutschen Liedes; 1911) с подзаголовком «От Альберта до Цельтера», который не был продолжен, но отчасти дополняется более ранними работами «Немецкая песня после Шумана» (немецкое название - Das deutsche Lied seit Schumann) и «Немецкая песня после смерти Рихарда Вагнера» (немецкое название - Das deutsche Lied seit dem Tode Rich. Wagners). До сегодняшнего дня Кречмар пользуется авторитетом «патриарха немецкого музыковедения», «знаменитого историка оперы», чей афоризм «Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной» требует внимания сегодняшних музыкантов. Помимо многих других книг и статей, Кречмару принадлежат оригинальные музыкальные произведения для органа, хоры и песни. Высказывалось мнение, что Кречмар до некоторой степени послужил прототипом музыкального педагога Венделя Кречмара в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус». Умер в Берлине 10 мая 1924 года.

 (480x699, 114Kb)
1849
Владимир Николаевич Давыдов (настощее имя - Иван Николаевич Горелов)
российский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Народный артист Республики (1922). Владимир Давыдов родился в Новомиргороде (ныне Кировоградская область, Украина), в небогатой дворянской семье. Отец его был поручиком уланского полка. Учась в Тамбовской гимназии, Владимир принимал участие в школьных спектаклях, исполняя самые разные роли, в том числе и женские. Окончив в 1866 году гимназию, Владимир Давыдов приехал в Москву, где окончательно увлёкся театром, посещая спектакли Малого театра, и стал брать уроки драматического искусства у известного актёра И.В.Самарина. В 1867—1880 годах Давыдов выступал на сцене провинциальных театров: в Орле, Саратове (Саратовский театр драмы), Казани, Воронеже, Астрахани и Тамбове — в основном в составе антрепризы П.М.Медведева. В 1880 году Давыдов был принят в труппу Александринского театра, где служил по 1924 год. Среди его ролей — комедийные, трагедийные, водевильные, даже женские. Популярность Давыдову принесли роли в классическом репертуаре — в пьесах Чехова и Островского. Владимир Николаевич Давыдов занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников — Константин Зубов, Вера Комиссаржевская, Юрий Озаровский, Николай Ходотов, Леонид Вивьен. Некоторое время жил в пассаже Солодовникова, часть которого сдавалась под квартиры. Умер в Москве 25 июня 1925 года.
Tomb_of_V.N._Davydov (525x700, 465Kb)
Могила В.Н.Давыдова на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Varlamov_,_Strelskaya_,_Davidov (530x700, 198Kb)
Фотография по поводу пятидесятилетия артистической деятельности В.В.Стрельской: К.А.Варламов, В.В.Стрельская, В.Н.Давыдов.
Роли в театре: «Сердце не камень» А.Н.Островского — Каркунов; «Горячее сердце» А.Н.Островского — Хлынов; «Праздничный сон до обеда» А.Н.Островского — Бальзаминов; «Свои люди — сочтёмся» А.Н.Островского — Подхалюзин; «Лес» А.Н.Островского — Милонов; «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев; «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Фамусов; «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина — Расплюев; «Власть тьмы» Л.Н.Толстого — Аким и Митрич;«Холостяк» И.С.Тургенева — Мошкин; «Нахлебник» И.С.Тургенева — Кузовкин; 1887 — «Иванов» А.П.Чехова — Иванов; 1896 — «Чайка» А.П.Чехова — Сорин; 1905 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова — Фирс; 1910 — «Три сестры» А.П.Чехова — Чебутыкин. Роли в кино: 1908 — «Свадьба Кречинского» — Расплюев. Литература: Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах: Дуэты, сотворчество, содружество. — Ленинград: Искусство, 1985. — Страницы 102—144. — 209 страниц.

JORDAN (491x700, 101Kb)
1851
Дэвид Старр Джордан (David Starr Jordan)
известный американский натуралист, ихтиолог, зоолог, педагог и пацифист. Был президентом двух университетов — Индианского и Стэнфордского. Джордан родился в Гейнсвилле на севере штата Нью-Йорк, в юности интересовался ботаникой и систематикой растений. В 1869 году поступил в Корнелл и в 1872 году получил степень магистра. Преподавал и занимался наукой в различных высших учебных заведениях Среднего Запада США. В 1874 году Джордан посетил лабораторию Комитета рыбного хозяйства США, где попал под влияние ихтиолога Спенсера Фуллертона Бэйрда. До середины 1880-х годов Джордан, при финансовой поддержке Бэрда, ежегодно устраивал ихтиологические экспедиции, сначала по Индиане и Висконсину, а после 1876 года преимущественно по югу США, рыбы которого были мало известны; собранные образцы отправлялись в Смитсоновский институт, главой которого в те годы был Бэрд. В 1876 году, будучи профессором в Батлеровском университете, опубликовал одну из своих основных работ — «Справочник по позвоночным севера Соединённых Штатов, включая территорию к востоку от реки Миссисипи и к северу от Северной Каролины и Теннесси, и не включая морские виды» (A Manual of Vertebrates of the Northern United States Including the District East of the Mississippi River and North of North Carolina and Tennessee, Exclusive of Marine Species). В 1878 году стал доктором философии. В 1879 году получил позицию профессора зоологии в Индианском университете. В 1880 году в связи с проверкой рыбных хозяйств страны, организованной Бэрдом, Джордан организовал экспедицию по изучению рыб всего тихоокеанского побережья США, от мексиканской и до канадской границы. В 1884 году профессору зоологии было предложено стать президентом Индианского университета. Хотя Джордан продолжал заниматься наукой, он был эффективным администратором и улучшил финансовое положение университета. В 1891 году Джордану было предложено стать первым президентом Стэнфордского университета. Он согласился; вместе с ним, в Калифорнию переехал ряд профессоров и студентов Индианского университета. Джордан был президентом до 1913 года и канцлером (номинальным главой университета) до 1916 года. В 1896—1900 гг. вместе с Эверманном опубликовал классический четырехтомный справочник «Рыбы Северной и Средней Америки» (Fishes of North and Middle America). В XX веке занялся публицистикой; придерживался пацифистских взглядов, опубликовал ряд работ по евгенике. Считал войну противоестественной деятельностью, которая уничтожает сильнейших особей человека. Дэвид Старр Джордан умер в Пало-Альто 19 сентября 1931 года. В 1986 году в честь этого ученого была учреждена Джордановская премия (David Starr Jordan Prize) — международная премия, которая вручается примерно раз в три года молодому ученому за инновационный вклад в области эволюции, экологии, популяционной биологии или биологии организмов. В честь Дэвида Джордана названы три рода рыб — Davidjordania (ликоды-джордании или ликоды Джордана), Jordania (джордании или бычки Джордана) и Jordanella (джорданеллы) — и несколько десятков видов, в том числе: Caulophryne jordani (каулофрина Джордана, мохнатый удильщик Джордана); Cyclopteropsis jordani (круглопёрик Джордана); Eopsetta jordani (камбала Джордана, калифорнийская эопсетта); Lampanyctus jordani (лампаникт Джордана); Lutjanus jordani (рыжий парго, луциан Джордана); Lycenchelys jordani (лиценхел Джордана); Malthopsis jordani (острорылая рыба-лопата Джордана); Patagonotothen jordani (патагонская нототения Джордана); Ptychidio jordani (птихидий Джордана); Ronquilus jordani (ронкила Джордана). Научные работы Джордана: Manual of the Vertebrates of the Northern United States (1876); Science sketches (1887); Fishes of North and Middle America (4 тома, 1896—1900); Animal Life: A First Book of Zoölogy (1900), с В.Л.Келлогом; Food and Game Fishes of North America (1902), с Б.У.Эверманном; Shore Fishes of Hawaii (1903); Guide to the Study of Fishes (1905); The Fish Fauna of the Tortugas Archipelago (1905), с Дж.Ч.Томпсоном. Прочие работы: Imperial Democracy (1899); The Philosophy of Despair (1901); Life’s Enthusiasms (1906); The Blood of the Nation (1901 и 1910);California and the Californians (1911); War and Waste (1913); War’s Aftermath (1914), c X.Э.Джорданом; Ways of Lasting Peace (1916); Democracy and World Relations (1920); Days of a Man (1922) — автобиография.

Kapteyn2 (534x700, 119Kb)
1851
Якобус Корнелис Каптейн (нидерландское имя - Jacobus Cornelius Kapteyn)
голландский астроном, получивший известность благодаря проведённым обширным исследованиям Млечного пути. Также он стал первым учёным, нашедшим доказательства вращения галактик. Родился в городке Барневелде (Нидерланды), в многодетной семье школьного учителя. В 1868 поступил в Утрехтский университет, где изучал математику и физику. Защитил в 1875 дипломную работу по колебаниям мембраны, после чего в течение трёх лет работал в Лейденской обсерватории, после чего он стал первым профессором астрономии и теоретической механики в Гронингенском университете, где и работал вплоть до ухода в отставку в 1921 году. В 1879 женился на Катарине Элизабет Калсховен; в их семье родились две дочери и сын. В промежутке от 1896 до 1900 года, не имея возможности проводить наблюдения самостоятельно, Каптейн вызвался добровольцем исследовать фотопластинки, полученные Дэвидом Гиллом, который производил фотографическое исследование звезд южного полушария в Кейптаунской обсерватории. Результатом их сотрудничества стала публикация каталога «Cape Photographic Durchmusterung», в котором были перечислены положения и величины 454875 звёзд южного полушария. Во время выполнения данной работы в 1897 году Каптейн открыл звезду Каптейна, которая имела наибольшее собственное движение из всех известных на тот момент звёзд. Сейчас она находится на втором месте после звезды Барнарда. В 1904 года, изучая собственное движение различных звёзд, Каптейн обнаружил, что оно имеет не случайный характер, как считалось в то время; в звёздах можно выделить два потока, движущиеся в почти противоположных направлениях. Впоследствии стало ясно, что это открытие стало первым доказательством вращения нашей галактики, что привело к последующему открытию вращения галактик учёными-астрономами Яном Оортом и Бертилом Линбдладом. В 1906 году Каптейн начал проект по серьёзному исследованию распределения звезд в нашей галактике, используя подсчёт звёзд по различным направлениям. При этом измерялись видимая звёздная величина, спектральный класс, радиальная скорость и собственное движение звезд в 206 отдельно взятых зонах. Этот проект стал был первым скоординированным статистическим анализом такого масштаба за всю историю астрономии, и его реализация основывалась на сотрудничестве более чем 40 различных обсерваторий. Каптейн получил медаль Джеймса Крейга Уотсона в 1913 году. Впоследствии он ушёл в отставку в 1921 году в возрасте семидесяти лет, но по просьбе своего бывшего студента и на тот момент директора Лейденской обсерватории Виллема де Ситтера он вернулся в Лейден, чтобы помочь обновлению обсерватории в соответствии с новыми астрономическими стандаратами. Работа, над которой он работал большую часть жизни, «First attempt at a theory of the arrangement and motion of the sidereal system», была опубликована в 1922 и описывала имеющий форму линзы остров Вселенной, плотность в котором уменьшается по удалению от центра; сейчас такой остров называется моделью Вселенной Каптейна (Kapteyn’s Universe model). В данной модели размер галактики полагался числом порядка 40000 световых лет в диаметре, а местонахождение Солнца относительно галактического центра — относительно близким, порядка 2000 световых лет. Подобного рода модель подходила для высоких галактических широт, но оказалась неприменима к звёздам на плоскости диска галактики из-за недостатка научных сведений о межзвёздном веществе. Уже после смерти Каптейна астроном Роберт Трамплер определил, что эффект межзвёздного покраснения (interstellar reddening) оказался существенно большим, чем предполагалось ранее. Это открытие увеличило оценки размера галактики вплоть до ста тысяч световых лет, а расстояния Солнца от галактического центра — до тридцати тысяч световых лет. Умер в Амстердаме 18 июня 1922 года. В честь Каптейна были названы астрономический институт при Гронингенском университете; одна из улиц Гронингена также носит его имя (J.C.Kapteynlaan). Один из телескопов Ньютоновской группы (Телескоп Якобуса Каптейна, Jacobus Kapteyn Telescope, JKT) назван в его честь. Также в его честь названа звезда 8,8 величины BD −45° 1841, удаляющаяся от нас со скоростью 245 км/с (больше, чем скорость вращения Галактики). В честь Каптейна назван астероид (818) Каптения, открытый в 1916 году. Награждён медалью Кэтрин Брюс. Литература: Hertzsprung М.Н., J.С.Kapteyn, zijn leven en werken, Groningen, 1928.

1852
Эрнест Егорович Лейст
русский геофизик, профессор физической географии и метеорологии Московского государственного университета. Родился в городе Ревель (ныне Таллин, Эстония) Эстляндской губернии, в семье ремесленника. В 1874, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, поступил на физико-математический факультет Юрьевского университета и окончил его с золотой медалью по специальности «чистая математика» (1879). В 1880 – 1894 служил в Главной физической обсерватории, сначала физиком, а с 1886 — директором магнитно-метеорологической обсерватории в Павловске, где занимался температурными и геомагнитными наблюдениями. За эту работу получил от Лейпцигского университета степень доктора философии, а в 1893 звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета. В июне 1894 по рекомендации профессора Н.А.Умова был приглашен администрацией Московского университета на должность приват-доцента по кафедре физики, где он занимался работой по оборудованию метеорологической обсерватории. В короткий срок Лейст наладил в Москве регулярные метеорологические наблюдения. Кроме того, он установил в обсерватории сейсмографы, положив начало сейсмическим наблюдениям в Московском университете, организовал регистрацию компонентов магнитного поля Земли. С этого момента геомагнитное поле становится предметом его постоянного научного интереса. Уже в 1897 он защитил на тему «О влиянии планет на наблюдаемые явления земного магнетизма» магистерскую диссертацию, а через два года и докторскую «Географическое распределение нормального и аномального геомагнетизма» (1899), выполненную под руководством Н.А.Умова. В эти годы усилился интерес к исследованию Курской магнитной аномалии после ее второго открытия в 1880-х геофизиками Казанского университета. Аномалия была настолько «аномальна», что даже специалисты не могли предложить удовлетворительного объяснения причин ее происхождения. Геологи категорически отрицали возможность залегания в Курской губернии железных руд, которые могли бы вызвать наблюдаемую аномалию. В 1898 из Парижа в Россию на две недели был приглашен для участия в исследовании КМА директор геомагнитной обсерватории профессор Муро. Лейст, сопровождавший Муро, проанализировал данные съемок, пришёл к твердому убеждению, что КМА связана с громадными залежами железной руды. Курское земство выделило Лейсту деньги на покупку приборов для магнитных измерений и необходимого оборудования для бурения скважин, которое было закуплено в Германии. По указаниям Лейста было начато бурение скважины. По его расчётам руда должна была залегать на глубине не более, чем 200 м от поверхности Земли. Однако, когда бур достиг этой глубины, руды не было обнаружено. Сторонники Лейста отвернулись от него, земство отобрало у него приборы и бурильное оборудование. Однако, Лейст, будучи твердо уверенным, что аномалия связана с залежами железных руд, несмотря на препятствия и трудности, решил за свой счёт во время летних отпусков продолжать съёмку. Он хотел оконтурить и понять структуру рудных тел. Съемку КМА он проводил из года в год в течение 14 лет в июле-августе, когда остальные преподаватели отдыхали. Отдельные этапы этой работы докладывались им регулярно, и более всего в Московском Обществе Испытателей Природы, действительным членом которого он был с первого года работы в Московском университете (секретарь общества с 1899, почётный член с 1913). В трудах Общества была напечатана добрая половина его разнообразных геофизических трудов, среди которых работы по наблюдениям магнитных бурь, магнитных вариаций, по характеристике циклонов и многое другое. В 1910 Лейст закончил свою наиболее крупную работу по анализу данных магнитной съёмки районов Курской магнитной аномалии на основании выполненных им лично 4500 «абсолютных» определений элементов земного магнетизма. Лейст, производя магнитные измерения, определял и координаты соответствующих точек, что было необходимым для составления магнитных карт КМА. Работа была им доложена в Московском институте физики и биофизики. По существу, исследования физической природы Курской магнитной аномалии — первый научный опыт геомагнитной разведки железорудных залежей в России. В том же 1916 он возглавил организованную по его почину Геофизическую комиссию. Весной 1918 он вместе с профессором Михельсоном учреждает Московское Метеорологическое Общество и принимает предложение отдела науки Наркомпроса стать консультантом по геофизике. Но многолетняя напряженная работа без отпусков подорвала здоровье Лейста. Летом 1918 Советское Правительство направило его в Германию для лечения на курорте в Наугейме. Однако, он не успел до своего отъезда в Германию построить единую магнитную карту КМА и предполагал выполнить эту работу в Наугейме. Поэтому, отправляясь на лечение, Лейст захватил с собой все материалы своих исследований по КМА. К сожалению, смерть прервала его работу. Умер в Бад-Наугейме 13 сентября 1918 года. Немцы захватили материалы покойного Лейста и предложили их советскому правительству за огромную денежную сумму. От приобретения документации Лейста Советское правительство отказалось, приняв решение повторить работы Лейста самостоятельно. В местах, где Лейст проводил бурение, на глубине 220 м действительно была найдена железная руда. Таким образом Лейст «недобурил» до железной руды всего лишь 20 м. Сочинения: Обзор состояния атмосферы в Санкт-Петербурге в течение октября, ноября и декабря 1880 г., «Отголоски», 1881, 5; Общий очерк климата Европейской России, в книге: Всеобщая география, том 5, выпуск 2, Санкт-Петербург, 1884; О магнетизме планет, Известия Русского географического общества?, 1893, т. 29, в. 6; Курская магнитная аномалия, М., 1921 (расширенное изложение доклада Лейста в Физическом институте в марте 1918). Литература: Бастамов С.Л., Профессор Эрнест Егорович Лейсти его школа, «Метеорологический вестник», 1918; его же, Эрнест Егорович Лейст. Физика в Московском университете 1755-1940 гг., «Ученые записки МГУ». Физика. Юбилейная серия, 1940, выпуск 52; Курская магнитная аномалия. История открытия, исследования и промышленного освоения железорудных месторождений. Сборник документов и материалов, Белгород, 1961, том 1; Бусыгин И.А., Э.Е.Лейст - исследователь Курской магнитной аномалии, «Вопросы истории естествознания и техники», 1968, выпуск 24; его же, Эрнст Егорович Лейст, Москва, 1969; Краснопольский А.В., Отечественные географы (1917-1992). Библиографический справочник. Том 3, Санкт-Петербург, 1995, страницы 163-164.

ИванНиколаевичСмирнов (569x700, 38Kb)
1856
Иван Николаевич Смирнов
русский историк и этнограф, ординарный профессор Казанского университета по кафедре всеобщей истории. Родился в селе Арино, ныне Моркинского района Марийской АР. Важнейшее его сочинение: «Восточные финны, историко-этнографический очерк. Том I. Приволжская, или Булгарская, группа. Часть I. Черемисы, часть II. Мордва Том II. Прикамская, или Пермская, группа. Часть I. Вотяки, часть II. Пермяки» (печаталось в «Трудах казанского общества истории, археологии и этнографии»; удостоено Уваровской премии в 1896 году). Это сочинение Смирнова основано как на изучении печатного материала о финно-уграх, так и на непосредственных наблюдениях автора: он предпринял экспедицию для собирания лингвистического и мифологического материала, а также для исследования истории финнов по архивам нижегородской и тамбовской архивных комиссий. Смирнов излагает постепенный ход расселения отдельных народностей приволжских финнов, дает картину первоначальной их культуры и влияния на них русских, а также современной их духовной и религиозной жизни, семьи, общины, религиозного их миросозерцания и т. д.; между прочим, Смирнов связывает почитание божества черемисов «кереметя» с культом умерших. Этот труд Смирнова, заключая в себе подробное научное исследование финских народностей среднего Поволжья и Прикамья, является важнейшим историко-этнографическим трудом в этой области за последние годы. Кроме того, Смирнов написал: «Этнография на казанской научно-промышленной выставке» (Казань, 1890), «Юбилей Императорского Московского археологического общества и VIII археологический съезд» (Казань, 1890), «Задачи и значение местной этнографии» (Каз., 1891), «Воспоминания об эпохе каннибализма в народной поэзии вотяков» (в «Занятиях VIII археологического съезда», Москва, 1890), «Бесермяне Вятской губернии» (ibid.) и ряд статей в «Этнографическом Обозрении». Умер в Казани 28 мая 1904 года. Труды: Очерк истории Хорватского государства, Казань, 1879.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку