-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


19 января родились...

Пятница, 19 Января 2018 г. 05:17 + в цитатник
 (483x699, 48Kb)
1798
Огюст Конт (Auguste Comte; полное французское имя - Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт, Isidore Marie Auguste François Xavier Comte)
французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Родился в Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в Политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 году студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан в родной город. Через год он против воли родителей вернулся в Париж, где с трудом существовал уроками математики. Попытки его найти какое-нибудь определённое положение были неудачны (между прочим, он поступил секретарём к банкиру Казимиру Перье, но сейчас же с ним поссорился). Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова «Catéchisme des Industriels», под заглавием «Prospectus des travaux scientifiques nécessaires pour réorganiser la société» («Проспект научных работ необходимых для реорганизации общества») (1822 год; 2-е издание 1824). Здесь уже обнаружилось существенное разногласие между учителем и учеником. Сен-Симон находил, что Конт становится на исключительно научную (аристотелевскую) точку зрения, оставляя в стороне «сентиментальную» и религиозную часть системы, а Конт, в свою очередь, заявлял (впоследствии), что его философские убеждения находятся в непримиримом противоречии с новыми религиозными тенденциями Сен-Симона. Как пишет Владимир Соловьёв, это противоречие в то время существовало, и только под конец своей жизни Конт своеобразным способом пришёл к сентиментальным и религиозным идеям, отчасти напоминающим соответствующие воззрения Сен-Симона и сен-симонистов. С этими последними Конт поддерживал отношения некоторое время и после смерти учителя, помещая статьи в их журнале «Le Producteur» (1826). Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818 году он сошёлся с женщиной значительно старше его, от которой имел дочь; в 1821 году он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 год). Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но вместе с тем, по свидетельству Конта, подтверждаемому её позднейшим поведением, ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства. Разойдясь с сен-симонистами, Конт решил упрочить своё положение в учёном мире. К этому его поощрял успех его вышеназванного сочинения, которое заслужило одобрительные отзывы, между прочим, от Гизò, Брольи, Сэ, Карно, Ламеннэ и Гегеля. В апреле 1826 года Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо, Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной болезни было, по-видимому, чрезмерное напряжение умственной деятельности; ускорению кризиса способствовали домашние неприятности с женой, возбуждавшей (быть может, невинно) ревность Конта. Отыскав его в Монморанси, она едва не утонула в озере, куда он её бросил в припадке бешенства. Помещённый сначала в психиатрическую лечебницу Эскироля, он скоро был взят домой на попечение жены и матери. Дома он стал выздоравливать и, по настоянию матери, вступил в церковный брак с Каролиной. По временам к нему возвращались припадки умоисступления, в один из которых он бросился в Сену, но был спасён. В августе 1828 года наступило полное выздоровление, а в январе 1829 года он возобновил и в том же году окончил свой приватный курс позитивной философии, который затем повторил публично перед более обширной аудиторией. В 1830 году Конт подвергся нескольким дням ареста за отказ поступить в национальную гвардию (при Луи-Филиппе), мотивированный его республиканскими убеждениями. В 1832 и 1833 годах он безуспешно обращался (лично и письменно) к министру народного просвещения Гизо с просьбой учредить для него кафедру общей истории математических и естественных наук. Гизо, успевший забыть свой прежний благоприятный отзыв о первом сочинении Конта, отзывается в своих записках об основателе позитивизма как о добросовестном и убеждённом, но ограниченном и полоумном фанатике. Считая настоящим путём общественного прогресса распространение научных знаний в народе, Конт совместно с рядом других учёных основал еще в 1830 году Association polytechnique, которая должна была устраивать даровые популярные курсы точных наук для рабочего населения Парижа. На свою долю Конт взял курс астрономии, который и читал в течение многих лет. В это же время он печатал свой «Cours de philosophie positive» (I том в 1830 году, последний, VI, в 1842 году). Во время обработки этого сочинения он намеренно воздерживался от чтения книг, прямо относившихся к занимавшим его предметам, а также совсем не читал газет и журналов (хотя бы научных), называя такое воздержание «мозговой гигиеной»; зато он занимался своим эстетическим образованием, прочёл в подлиннике главных поэтов латинских, итальянских, испанских и английских и усердно посещал оперу и концерты. Кроме частных уроков, Конт получил в это время место репетитора, а потом экзаменатора в Политехнической школе, и мог жить безбедно. Старания его проникнуть в академию наук остались безуспешны. 1842 год был роковым в жизни Конта. Окончив своё главное философское сочинение, он сосредоточил все своё внимание на вопросах религиозно-политических, что повело его к созданию «позитивной религии» и к притязаниям на первосвященническое достоинство. В том же году он вступил в открытую борьбу со своими коллегами по Политехнической школе (вследствие помещённой им в предисловии к последнему тому «Курса позитивной философии» бранной выходки против знаменитого Араго), что вскоре привело к им потере места и к необходимости пользоваться частной благотворительностью. Наконец, в том же году он разошёлся со своей женой, что косвенно также повлияло на его судьбу. Три английских читателя «Курса познания философии» (в их числе — Джон Стюарт Милль), узнав о стеснённом положении Конта, прислали ему значительную сумму денег. Конт счёл такую субсидию за выражение «общественной обязанности» по отношению к его «нравственной магистратуре» и потребовал её возобновления на следующий год. Когда это требование было отклонено, он обратился с циркуляром к приверженцам позитивизма на всем «западе», требуя материальной поддержки для себя, как главного органа нового учения. Подписка, вскоре после этого устроенная Литтре, достигла цели и повторялась потом ежегодно. В 1844 году работы Конта впервые проявились в польской литературе — в сочинениях Адриана Кржижановского. В апреле 1845 года Конт познакомился с Клотильдой де Во (de-Vaux), женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную (платоническую) связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало госпоже Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой, которая решительно удерживала за ними чисто идеальный характер, продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии: душевный переворот, произошедший в Конте под влиянием знакомства с ней, а потом — её смерти, выразился, главным образом, в перемещении центра тяжести его жизни и мыслей из научной сферы в религиозную. Такой характер имеет второе его большое сочинение, которое он сам считал главнейшим своим трудом — «Système de politique positive» (4 тома, 1851—1854). Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт. Зародышем этой новой организации является основанная Контом (в 1848 году) Société positiviste. Все решительнее выступая в роли первосвященника, Конт обращается с предложениями и советами к русскому императору Николаю I и к великому визирю Решид-паше, но с особенной настойчивостью старается привлечь на свою сторону орден иезуитов. Находившийся в Италии ученик Конта Сабатье получил предписание вступить с генералом ордена в переговоры на следующих основаниях: 1) иезуиты отказываются от этого имени и принимают название игнациане, 2) генерал ордена официально провозглашается главой католической церкви и переселяется в Париж, оставляя папу князем-епископом Рима, 3) «игнациане» вступают с позитивистами в религиозно-политический союз для искоренения протестантства, деизма и скептицизма и для преобразования всего человечества на общих католическо-позитивных началах, и 4) публичное открытие совместных действий назначается на 1862 или 1863 год. Отправленное к генералу ордена, Бексу, письмо в этом смысле осталось сначала без ответа; Бекс даже не слышал до тех пор имени Конта, а ассистент его думал, что речь идёт о публицисте Конте. Когда дело разъяснилось, Конту было сообщено, что иезуиты, как монахи, не занимаются политикой, а как христиане — не могут иметь религиозной солидарности с людьми, отрицающими божество Христа. Конт не потерял, однако, надежды и заявил, что всё-таки намерен вскоре написать воззвание о союзе с «игнацианами». В письме к Сабатье он удивляется отсталости иезуитских начальников, «не понимающих неизмеримого превосходства Игнатия Лойолы перед Иисусом»; для вразумления их он посылает генералу Бексу некоторые из своих сочинений, которые тот оставил неразрезанными. Важнейшие успехи точных наук, достигнутые или подготовленные в эпоху Конта (например, механическая теория теплоты, спектральный анализ, теория эволюции организмов), частью были ему чужды, частью прямо противоречили его мнению. Естествоиспытатели, как Гексли, допускают его компетентность только в математике, но и это оспаривается такими авторитетами в математических науках, как Гершель и Араго. Одобрение некоторых учёных (например, Брюстера) относится (и то с ограничениями) лишь к его изложению научных данных и к его суждениям о научных предметах, а не к каким-нибудь положительным приобретениям, связанным с его именем. Все это происходило в последний год жизни Конта (1857). Смерть его была ускорена нравственными причинами. Ещё в 1852 году он разошёлся с главным своим учеником, Литтре, который, принимая всецело его позитивную философию, не захотел следовать за ним по мистическому пути его позднейшего учения. В 1855 году отношения обострились вследствие составленного Контом завещания, где были пункты, оскорбительные для его жены, за которую вступился Литтре. В мае 1857 года Конт заболел. Когда он стал выздоравливать, Литтре пришёл к нему для переговоров о завещании. Конт ни в чём не уступил и был чрезвычайно расстроен этим посещением; он объявил, что не желает никогда больше видеть Литтре и отзывался крайне враждебно о нём и о своей жене. Через несколько дней после этого с ним сделался удар. 5 сентября 1857 года утром он почувствовал облегчение и пожелал остаться один; когда к нему вошли, то нашли его неподвижно распростёртым перед «алтарем Клотильды», а вечером того же дня он тихо скончался.
Comte-grave (431x700, 335Kb)
Могила Огюста Конта на кладбище Пер-Лашез.
Госпожа Конт после смерти мужа выказала большое неуважение к его памяти, завладела его жилищем, выгнала преданных ему людей, выбросила его реликвии и впоследствии оспаривала судебным порядком его завещание, доказывая, что он последние двенадцать лет жизни был умалишенным, на чём настаивал и Литтре. Суд не нашёл это мнение основательным и утвердил завещание Конта (за исключением пунктов, оскорбительных для чести госпожи Конт). У Конта не доставало нравственной силы для того, чтобы простить свою жену и помириться с Литтре. Последний взрыв злобы к этим двум близким лицам не только подорвал физическую жизнь Конта, но и обнаружил его нравственную несостоятельность. Что касается вопроса о вторичном сумасшествии Конта, то оба противоположные взгляда на этот счёт неудовлетворительны. Принять вместе с Литтре, что Конт был уже болен, когда составлял и печатал свою «Systemè de politique positive» — невозможно: это произведение не сумасшедшего, а ума значительного и оригинального, возвышающегося иногда до гениальных мыслей и прозрений. Некоторые странности в развитии идей показывают недостаток вкуса и такта, усиленный той искусственной изоляцией, которой подвергал себя Конт ради «мозговой гигиены»: здесь и причина, и следствие относятся к категории чудачества, а не душевной болезни. Но нельзя также принять и то мнение (к которому присоединяется автор монографии о Конте, Грубер), что Конт оставался умственно нормальным до самого конца своей жизни. За последние два года его взгляды, поступки и письма обнаруживают несомненные признаки умственного расстройства (вероятно, в связи с потерей нравственного равновесия). Не нужно быть психиатром, чтобы понять специфически болезненный характер такого, например, факта: в 1855 году, в самый разгар притеснительного режима второй империи, Конт хотел читать публичный курс позитивной философии, но не получил на это разрешения от властей; дело было понятно само собой, но Конт (в частном письме) объясняет его, вполне серьёзно, особым деликатным вниманием императорского правительства к достоинству его, Конта, как первосвященника, которому не подобало выступать перед публикой в качестве обычного лектора. Несомненная ненормальность обнаруживается также в его сношениях с иезуитами. По словам О.Г.Виленского, имеется много достоверных свидетельств о психических расстройствах у О.Конта. «В возрасте 28 лет философ пытался утопить свою жену, а потом покончить с собой, в связи с чем был помещен в состоянии «буйного помешательства» в психиатрическую лечебницу — к знаменитому психиатру Эскиролю. В целом он лечился (то в лечебнице, то дома) под наблюдением Эскироля в течение 10 лет. …Биография Конта оставляет впечатление истории болезни больного параноидной шизофренией.» По оценке Вл.Соловьёва, личность Конта вызывает скорее сострадание, чем благоговение. Он не считает Конта ни нравственным героем, ни великим деятелем точной науки. Для определения действительного значения мыслителя и его заслуг Соловьёв предлагает обратиться к его учению, то есть к двум системам общих идей, которые изложены под именем позитивной философии и позитивной политики. Этапы в творчестве Огюста Конта: Первый период (1819—1828, почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений — «опускулов»: Конт развивает последние идеи Сен-Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий». Второй период (1830—1842): Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки. Третий период (1845—1857): Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека. Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Эта формула в своём целом выражает лишь его позднейшую точку зрения, как пишет Вл.Соловьёв. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал «Курс философии позитивизма», он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твёрдой почве положительных наук, через совершенное исключение (élimination) всяких спорных теологических и метафизических идей. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические и метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, то есть основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. При дальнейшем расчленении этих наук Конт руководствуется ещё двумя относительными точками зрения: противоположением 1) между абстрактным и конкретным и 2) между пребыванием и изменением, или статической и динамической сторонами явлений. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма. Вслед за А.Сен-Симоном Конт разрабатывал идею трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три различных теоретических стадии:
Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.
Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.
Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.
Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию. Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие. Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила. По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития. Он делит социологию на:
социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии. Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
Четыре силы в социократии: носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление; священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников;
рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю; женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства. Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества. Самому Конту, кроме двух главных его сочинений, принадлежат ещё следующие: «Traité élémentaire de géométrie analytique» (Париж, 1843); «Traité philosophique d’astronomie populaire» (Париж, 1845); «Catéchisme positiviste» (Париж, 1852); «Synthèse subjective» (Париж, 1856). Мелкие соч. из первой эпохи частью включены им как приложения в «Syst. de polit. pos.», частью изданы после его смерти под заглавием «Opuscules de philosophie sociale» (Париж, 1883). Для характеристики Конта важен «Testament d’Aug. С.» (Париж, 1884). Первые две главы «Курса позитивной философии» изданы отдельно с предисловием Литтре, как «Principes de philosophie pos.» (Париж, 1868). Сокращённый английский перевод курса: Harnet Martineau, «The posit. philosophy of Aug. С.» (Лондон, 1853). Французский сокращённый — Jules Kig, «Aug. С., la philosophie pos. résumée» (Париж, 1881). Сочинения о Конте и его учении: Littre, «Aug. С. et la philosophie pos.» (Париж, 1863); Robinet, «Notice sur l’oeuvre et sur la vie d’Aug. С.» (Париж, 1864); G. H. Lewes, «Comte’s philosophy of the sciences» (Лондон, 1853); J. S. Mill, «Aug. Comte aud the positivism»; Twesien, «Lehre u. Schriften Aug. Comte’s» («Preuss. Jahrbücher», Берлин 1859); Caird, «The social philos. and religion of Comte» (Гласгов, 1885); Eucken, «Zur Würdigung C’s u. des Positivismus» (Лейпциг, 1887); Gruber, «Aug. Comte» (Фрейбург, 1889); Wäntig, «Aug. Comte u. seme Bedeutung für die Entwicklung der. Socialwiss.» (Лейпциг, 1894). Русские переводы сочинений Огюста Конта: Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / Перевод с французского И.А.Шапиро — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 256 страниц. — (Выдающиеся мыслители). — 5000 экземпляров. — ISBN 5-222-03417-8; Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. Перевод с французского. — Издание 2-е. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 80 страниц. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии); Конт О. Общий обзор позитивизма. / Перевод с французского И.А.Шапиро. Под редакцией Э.Л.Радлова — Издание 2-е. — Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 296 страниц. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-397-01521-9. Литература: Богатый материал о Конте и его учении находится в работах представителей двух позитивистских школ. Например: Audiffrent Georges «La Vierge-Mère» (Париж, 1885); он же «Circulaire exceptionnelle» (Париж, 1886); он же «Lettre à M. Miguel Lemos et à tous ceux que réunit autour de lui l'amour de l'Humanité» (Париж, 1887); Lagarrigue Jorge «Le positivisme et la Vierge-Mère» (Сантьяго, 1885). На русский язык переведены сочинения Льюиса и Милля о Конте (Санкт-Петербург, 1867). Оригинальные сочининения: Б.Чичерин, «Положительная философия и единство наук» (Москва, 1892; обширное и замечательное сочинение); И.Полетика; «Критика философской системы Конта» (Санкт-Петербург, 1873); В.Лесевич, «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии» (ib., 1877); Статьи: Писарева («Русское Слово», 1865 и в «Собрании сочинений»), Лаврова («Современное Обозрение», 1868), H.П — ва («Отечественные Записки», 1865), Павловского (ib., 1871), Соловьева («Православное Обозрение», 1874), Каринского (ib., 1875), Кудрявцева (ib., 1875), Истомина («Вера и Разум», 1888), Оболенского («Русское Богатство», 1890); Брошюра Вольфсона: «Позитивизм и критика отвлеченных начал Влад.Соловьева» (Санкт-Петербург, 1880); Асмус В.Ф. Огюст Конт // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — Москва: 1984. — Страницы 203-216; Виленский О.Г. Талант и гений в сочетании с психическими расстройствами: Огюст Конт // Виленский О.Г. Психиатрия. Социальные аспекты : Учебное пособие для студентов медвузов, врачей, психологов, социологов, юристов, историков и политологов. — Москва: Познавательная книга плюс, 2002. — Страницы 196-198. — ISBN 5-8321-0212-6; Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века: Учебное пособие для философских факультетов университетов. — Москва: Высшая школа, 1988. — Страницы 29-49 (глава 1). — 520 страниц; Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм = Auguste Comte and Positivism / Перевод с английского И.И. Спиридонова — Издание 4-е. — Москва: ЛКИ, 2011. — 176 страниц. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01268-1; Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под редакцией И.С.Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований Академии Наук СССР — Москва: Наука, 1979. — Страницы 20-39. — 6400 экземпляров.

 (496x698, 196Kb)
1801
Петр Сцегенный (польское имя - Piotr Ściegienny)
польский революционер. Родился в Бильча, близ города Кельце. Выходец из крестьянской семьи. Став священником, С. с конца 30-х гг. развернул революционную пропаганду среди крестьян, используя специально написанные им произведения, в которых осуждались социальное неравенство и эксплуатация, доказывались закономерность и справедливость революционные войны эксплуатируемых против угнетателей, выдвигался лозунг единения народных масс разных национальностей. Революционно-демократическая программа С. явилась платформой созданной им в начале 40-х гг. тайной крестьянской организации, действовавшей в южных районах Королевства Польского. Запланированное Сцегенным на октябрь 1844 восстание было сорвано предательством. Сцегенный был сослан на каторгу, где находился до 1861. В 1871 возвратился на родину. С сочувствием относился к первым польским социалистам. Умер в Люблине 6 ноября 1890 года. Литература: Дьяков В.А., Революционная деятельность и мировоззрение Петра Сцегенного, Москва, 1972.

Sylvain_Van_de_Weyer (565x700, 210Kb)
1802
Жан-Сильвен ван де Вейер (Sylvain Van de Weyer)
бельгийский политический деятель, восьмой премьер-министр страны, посол Бельгии в Великобритании. Ван де Вейер родился в Лёвене (Диль, Первая французская империя, Франция), его семья переехала в Амстердам в 1811 году. После завершения учёбы в университете он стал адвокатом в Брюсселе в 1823 году.
Sylvainvandeweyer1 (525x700, 332Kb)
Памятник Сильвен ван де Вейеру в родном городе, возведённый на средства общины.
Во время Бельгийской революции 1830 года ван де Вейер находился в Лёвене, но уехал в Брюссель, где стал членом центрального комитета временного правительства страны. Позже король Леопольд I назначил ван де Вейера своим «специальным представителем» в Лондоне. Впоследствии ван де Веер стал восьмым премьер-министром Бельгии. С 1848 года до самой своей смерти он занимал должность вице-президента Лондонской библиотеки. Умер в Лондоне 23 мая 1874 года.

SarahHelenWhitman (619x700, 198Kb)
1803
Сара Хелен Пауэр Уитман (Sarah Helen Power Whitman)
американская поэтесса, эссеист, представитель трансцендентализма. Известна романтическими отношениями с американским писателем Эдгаром Алланом По. Сара Хелен Пауэр родилась в Провиденсе (ровно за шесть лет до рождения По). В 1828 году вышла замуж за поэта и писателя Джона Уинслоу Уитмана, одного из редакторов бостонского журнала «Boston Spectator and Ladies' Album», что позволило Саре печатать там свои стихи под псевдонимом Хелен (Helen). Джон умер в 1833 году, детей у пары не было. Сара Уитман страдала от сердечной недостаточности, которую лечила путём вдыхания паров эфира через носовой платок. Сара долгие годы дружила с Маргарет Фуллер и другими интеллектуалами Новой Англии. Она увлеклась трансцендентализмом после услышанной ею лекции Ральфа Эмерсона в Бостоне. Также её интересовали наука, месмеризм и оккультизм. Известно, что она проводила в своём доме спиритические сеансы с целью вхождения в контакт с мёртвыми. Впервые Сара Хелен и Эдгар По встретились в июле 1845 года, когда ей было 42 года. По пришёл на лекцию к поэтессе Фрэнсис Осгуд, с которой его связывала дружба. Биограф Эдгара По, Ричард Бентон (Richard P.Benton) в своей книге «Друзья и враги: женщины в жизни Эдгара Аллана По», утверждает, что поначалу По не захотел быть представленным Саре Уитман. Она же напротив, уже была поклонницей его литературного таланта. Своей подруге Мэри Хьюит она однажды написала: «Никогда не забуду те чувства, с которыми я впервые прочла его рассказ… Я испытала такой ужас, что не смела ни взглянуть в сторону других написанных им рассказов, ни произнести его имени… Постепенно ужас стал сменяться очарованием — со смесью страха и пугающей жадности я пожирала каждую написанную им строчку» I can never forget the impressions I felt in reading a story of his for the first time... I experienced a sensation of such intense horror that I dared neither look at anything he had written nor even utter his name... By degrees this terror took the character of fascination—I devoured with a half-reluctant and fearful avidity every line that fell from his pen — Сара Уитман. Приятельница Сары Энн Линч Ботта попросила её написать стихотворение к вечеринке по случаю Дня Cвятого Валентина в 1848 году. Такое стихотворение Сара Хелен написала, адресовав его Эдгару По, несмотря на то, что на вечере его не было. Услышав о стихотворении, По вернул посвящение, прислав ей ранее уже публиковавшееся стихотворение «К Елене». Позднее По посвятит ей новое стихотворение «К Елене», в котором опишет момент их первой встречи. Именно на пути к Уитман, как считают биографа Эдгара По, он предпринял попытку самоубийства: перед посадкой на Бостонский поезд в Лоуэлле принял двойную дозу лауданума. Ко времени прибытия в Бостон По был уже очень болен и находился при смерти. Однако жизнь его была спасена. Они провели вместе четыре дня в Провиденсе. Несмотря на общность интересов в литературе, его очень волновало, что среди её друзей было много тех, кого он лично не уважал, в частности, Элизабет Эллет, Маргарет Фуллер, и другие. Так, Эдгар По заявил ей: «У меня тяжело на сердце, Хелен, так как твои друзья, мне таковыми не являются». Некоторое время они обменивались письмами и стихами. После лекции, которую По читал в декабре 1848 года в Провиденс, он сделал Саре Уитман предложение, продекламировав стихотворение Эдвард Кути Пинкни, Уитман дала согласие. По пообещал сохранять до свадьбы трезвость, однако через несколько дней клятву нарушил. Мать Сары Уитман утверждала, что По проявлял интерес ещё и к Энни Ричмонд и Саре Эльмире Ройстер, возлюбленной в юные годы. Тем не менее свадьбу не отменили, и в январе 1849 года газеты Нью-Лондона и других городов опубликовали сообщения о бракосочетании с пожеланиями новобрачным счастья. По другим данным, свадьба состоялась 25 декабря 1848 года, но многие критики говорят, что отношения Сары Хелен и Эдгара были разрушены анонимными письмами, которые получала Уитман еще до свадьбы. В письмах к Саре По обвиняет в их размолвке мать Сары Хелен. Руфус Гризвольд, самый противоречивый из биографов Эдгара По, утверждал, что По целенаправленно разорвал помолвку с Сарой Уитман за день до свадьбы, напившись до такого состояния, что, по его словам, «пришлось вызывать полицию». В 1853 году вышел сборник стихов Сары Хелен Уитман, «Hours of Life, and Other Poems». В 1860 году она опубликовала работу в защиту Эдгара По от нападок его критиков, особенно Гризвольда, под названием «Edgar Allan Poe and His Critics». Обозреватели газет назвали книгу «прекрасной попыткой, не смывающей, однако, неприглядных фактов, описанных в биографии Гризвольда». Считается, что именно эта книга Сары Хелен вдохновила Уильяма Дугласа О`Коннора на написание «The Good Gray Poet», аналогичного труда в защиту Уолта Уитмена (1866). Сара Хелен Уитман умерла в Провиденс в доме своих друзей 27 июня 1878 года.
SarahHelenWhitmanGrave (700x525, 539Kb)
Могила Сары Хелен Уитман на кладбище North Burial Ground в Провиденс.
Большая часть её наследства пошла на публикацию сборника её стихов и стихов её сестры. Некоторые средства она завещала Обществу Провиденса в Защиту Цветных детей (Providence Association for the Benefit of Colored Children), а также Организации против жестокого обращения с животными Род-Айленда.

 (560x700, 86Kb)
1806
Венцель Йиндржих Вейт (немецкое имя - Wenzel Heinrich Veit; чешское имя - Václav Jindřich Veit)
чешский композитор. Музыкальоное образование получил в Праге. Был директором музыкальной школы в Ахене. Умер 17 февраля 1864 года. Сочинения: для оркестра - 2 симфонии, увертюры; 5 струнных квинтетов, 6 струнных квартетов, трио; хоры, квартеты для мужских голосов, песни на чешские и немецкие тексты.

Alexandru_Donici (602x700, 248Kb)
1806
Александру Донич (Александр Дмитриевич Донич; румынское имя - Alexandru Donici)
румынский писатель, баснописец и переводчик. Родился в бессарабском селе Безин (ныне Донич Оргеевского района Молдавии). Сын ключника Дмитрия Донича и Елены, урождённой Ламбрино. Его отец был братом «правилиста» Андронаки Донича и родственником родителей Алеку Руссо. При посредничестве Л.А.Каподистрии, российского государственного деятеля и дипломата, назначенного правителем Бессарабии, поступает в Кадетский корпус в Санкт-Петербурге (1819), где учился вместе с братом Петру. Заканчивает учёбу в 1825 году в звании лейтенанта. Служит в воинской части в Южной Бессарабии. В 1826 году подаёт в отставку и возвращается домой. Знакомится с К.Негруци, который приезжает в Кишинёв (1821). Осенью того же года эмигрирует в запрутскую Молдову, где примыкает к культурному движению сорок восьмого года. Жил в Яссах, потом в Пятра-Нямц, работал судьёй, адвокатом.
19 января 1806 года родился — Александру Доничpost-13108-129800556027 (700x347, 201Kb)
Вносит свой вклад в развитие национального образования, прессы и театра. Публикует два сборника «Басни» (1840, 2-е издание, Часть I-II, Яссы, 1842), которые пользовались большой популярностью, были высоко оценены В.Александри, М.Когэлничану, К.Негруци, А.Хашдэу и др. М.Эминеску называет его выразительно и ёмко: «Донич – очаг мудрости». А.Донич имеет в своём активе также пролог комедии в стихах − «Болтун». Он переводит поэму «Цыгане» А.С.Пушкина (1837). Совместно с К.Негруци переводит книгу «Сатиры и другие стихотворные сочинения князя Антиоха Кантемира» (1844, 1858).
Stamp_1960_Alexandru_Donici (502x700, 331Kb)
Перевел повесть О.Сеньковского «Вся женская жизнь в нескольких часах» (1840), повесть «Стрижка» А.Ф.Вельтмана (напечатана в «Календаре за 1845 год»), монографические исследования А.И.Защука «Черное море и его окрестности» и др. Умер в городе Пятра-Нямц 21 января 1865 года. Донич — создатель национальной румынской басни. В 1840 и 1842 гг. редактировал двухтомный сборник «Фабуле» («Басни»), в который были включены его собственные произведения и переводы. В этом сборнике заметно влияние на него И.Крылова. В баснях Донича выражен смелый протест против социальной несправедливости, высмеяна дворянская спесь («Листья и корни»), прислужничество («Две собаки»), критикуются общественные пороки. Донич обладал необыкновенной наблюдательностью и в своих баснях на примерах животных изобличал отрицательные стороны человеческого общества.
Alexandru Donici9 (525x700, 549Kb)
Бюст А.Донича в Аллее Классиков в Кишинёве.
Произведения: „Opere”, sub îngrijirea lui I. Grecul − Chişinău, 1956; „Opere”, îngrijirea textului, studiu introductiv, comentarii şi glosar de L. Ciobanu, Chişinău., 1975; ed. a II-a revăzută − Chişinău, 1979; Scrieri − Chişinău, 1997. Публикации: Satire şi alte poetice compuneri de Antioh Cantemir; Dlui Grigorie Alexandrescu; Epigramă; Zi întâi aprili; Gândul; La buciumul; La Ceahlău; La mormântul unui doctor; Dorinţa românului din 1862; Vulturul şi albino; Calul şi călăreţul; Leul şi iepurele; Stigleţul şi ciocârlanul; Două poloboace; Racul, broasca şi ştiuca; Bărbatul cu trei femei; Vulpea şi măgarul; Leul la vânat; Vulpea pedepsită; Pieptenul; Greierul şi furnica; Măgarul; Antereul lui Arvinte; Vulpea în livadă; Elefantul în domnie; Pietrenii şi Bistriţa; Galbenul; Măgarul şi privighetoarea; Pizmătareţul şi şarpele; Lupul nazâr; Teiul şi stejarii; Veveriţa; Lupul şi cucul; Gâştele; Vulpea şi bursucul; Vulturul şi paingul; Parnas; Momiţa şi două mâţe; Lupul şi lupuşorul; Înfiinţarea fabulei; Înţeleptul şi magnatul; Liliacul şi rândunelele; Lupul la pieire; Doi câini; Calul şi măgarul; Împărţeala; Muntele; Lupul şi şoarecul; Cheltuitorul şi rândunica; Fierul şi argintul; Lupul şi motanul; Oracolul; Norocul în vizită; Doi raci; Ţăranul şi oaia; Ţăranul şi calul; Poetul şi bogatul; Autorul şi hoţul; Prieteşugul şi amorul; Şoarecul şi guzganul; Morarul; Furnica; Florile; Râul şi heleşteul; Ursul la priseci; Momiţa şi oglinda; Vărul primare; Bondarul mizantrop; Două mance şi un copil; Trecătorii şi căţeii; Vulpea duioasă; Capra şi iada; Nada şi chiticul; Ştiuca şi motanul; Turma şi câinele; Vaporul şi calul; Presura; Paingul şi bondarul; Frunzele şi rădăcina; Lupul bătrân; Jderul şi cacomul; Ursul butnar; Broasca şi zeul; Muştele şi albino; Carele cu oale; Zmeul; Neguţătorul; Ariciul şi cârtiţa; Braminul; Păstorul şi ţânţarul; Musca; Adevărul sau cucoşul de la moară; Ţiganii de Alexandr Puşkin; Bricele; Câinele lătrând; Umbra şi omul; Guraleiul; Satira I; Satira II; Satira III; Satira IV; Satira V; Satira VI; Satira VII; Satira VIII; Oda I; Oda II; Oda III; Oda IV; Epigrame; Epistola I - Cătră cneazul Nikita Iurievici rubeţkoi; Epistola II - Cătră versurile mele; Torentele şi oamenii de Mihail Lermontov; Tunsul de A.Veltman.

 (472x699, 86Kb)
1807
Роберт Эдуард Ли (Robert Edward Lee)
американский военный, генерал армии Конфедеративных Штатов Америки (31 августа 1861), командующий Северовирджинской армией и главнокомандующий армией Конфедерации. Один из самых известных американских военачальников XIX века. Родился в семье Генри Ли и Энн Хилл Картер Ли. Родители Роберта Ли принадлежали к респектабельным старинным аристократическим семьям. Воспитанием Роберта, четвёртого ребёнка в доме, занималась в основном мать, которая приучила его к строгой дисциплине, терпению и религиозности. Роберт Ли поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте, где учился на одном курсе с будущим генералом Теофилиусом Холмесом. Он окончил академию в 1829 году, вторым из курса, и был определен в инженерный корпус во звании второго лейтенанта. В 1836 году он стал первым лейтенантом, а в 1838 - капитаном инженерных войск. Участвовал в американо-мексиканской войне 1846—1848 гг., за участие в которой получил временное повышение до полковника оставаясь в действительном звании капитана. В 1852 году занял пост суперинтенданта Вест-Пойнта, в 1855 году был назначен подполковником 2-го кавалерийского полка на границе в Техасе, где участвовал в боях с индейцами. В октябре 1859 года руководил подавлением аболиционистского рейда Джона Брауна. Находясь на службе в форте Монро, он женился на Мэри Анне Рэндольф Кастис (1808—1873), правнучке Марты Вашингтон от её первого мужа Дэниэля Парке Кастиса, и родственницы Джорджа Вашингтона. Мэри была единственным ребёнком в семье Джорджа Вашингтона Парке Кастиса, потомка Джорджа Вашингтона и Мэри-Ли Фицхью Кастис, дочери Уильяма Фицхью и Энн Боллинг Рэндольф. Они поженились 30 июня 1831 года в Арлингтон-Хауз, доме невесты. 3-й артиллерийский полк служил почетной стражей на свадьбе. У Ли было предположительно семь детей, три мальчика и четыре девочки: Джордж Вашингтон Кастис Ли (1832—1913); генерал-майор армии Конфедерации и адъютант президента Джефферсона Дэвиса. Не женат; Мэри Кастис Ли (1835—1918) незамужем; Уильям Генри Фицхью Ли («Руни Ли») (1837—1891); генерал-майор армии Конфедерации; дважды женат; Энни Картер Ли (18 июня 1839 — 20 октября 1862); умерла от тифа. Незамужем; Элеонора Агнесса Ли (1841 — 15 октября 1873); умерла от туберкулеза. Незамужем; Роберт Эдвард Ли (1843—1914); служил капитаном в артиллерии. Женат дважды, остались дети от второго брака; Милдред Чайлд Ли (1846—1905) незамужем.
19 января 1807 года родился — Роберт Лиpost-13108-129539183886 (700x339, 243Kb)
Все дети пережили его кроме Энни, которая умерла в 1862 году. Все они похоронены около родителей в фамильной часовне Ли при университете Вашингтона и Ли в Лексингтоне, Вирджиния. Ли являлся дальним потомком Уильяма Рэндольфа и Ричарда Блэнда. Он так же был родственником Хелен Келлер и дальним родственником адмирала Уиллиса Агустуса Ли. 1 мая 1864 года генерал Ли стал крестным отцом Люси Ли Хилл, дочери генерала Эмброуза Хилла. Ли хорошо проявил себя во время Мексиканской войны. Он служил адъютантом при Уинфилде Скотте во время похода из Веракруса на Мехико. Он лично проводил рекогносцировки и лично разрабатывал направления атаки позиций мексиканской армии, находя проходы через участки. которые мексиканцы считали непроходимыми. Именно благодаря его информации были одержаны многие победы в той войне. 18 апреля 1847 года после сражения при Сьерро-Гордо, Ли получил временное повышение до майора. Он так же участвовал в сражениях при Контерас, при Чурубуско и при Чапультепеке, и был ранен в последнем. До конца войны он получил временные повышения до подполковника и полковника, но его постоянным званием оставалось звание капитана, в котором он оставался до перевода в кавалерию в 1855 году. Именно во время мексиканской войны Ли впервые встретился и работал с Улиссом Грантом. Они оба участвовали в походе на Мехико. Грант накопил опыт работы квартирмейстером, Ли — инженером. Оба участвовали в сражениях — Ли отличился при Веракрусе, а Грант был одним из командиров при кровопролитной атаке у Молино-дел-Рей. После мексиканской войны Ли провел три года в форте Кэрролл в балтиморской гавани. Во время службы ему приходилось отвлекаться на другие работы — например, на составление и дополнение карт Флориды. В это время он отклонил предложение кубинских повстанцев возглавить их войну против Испании. 1850-е годы стали трудными для Ли, ему приходилось по долгу отсутствовать дома, пережить болезни жены и некоторые личные неудачи. В 1852 году Ли был назначен суперинтендантом военной академии Вест-Пойнт. Он с неохотой согласился на эту должность, и исключительно из-за настойчивости военного департамента. Жена время от времени навещала его. Его старший сын Кастис Ли поступил в Вест-Пойнт в это самое время и окончил академию в 1854 году, первым в классе. В 1855 году его перевели в кавалерию и направили во 2-й кавалерийский полк в Техас. Он оставил инженерный корпус и штабную работу ради полевой службы, о которой давно мечтал. Он служил под командованием полковника Альберта Сидни Джонстона в Кэмп-Купере, занимаясь защитой поселенцев от набегов апачей и команчей. В 1857 году умер его тесть, Джордж Вашингтон Парке Кастис, и это вызвало серьезные проблемы в семье. Имение Кастис пребывало в плохом состоянии, плантации плохо управлялись и стали убыточными. Ли взял несколько отпусков, стал заниматься делами плантации и сумел привести дела в порядок. Как и многие будущие командиры армии Юга, Ли не был сторонником сецессии южных штатов. Как раз в начале конфликта, 28 марта, он получил звание полковника федеральной армии. Когда его спросили, кого он поддержит в случае войны, он ответил: «Я никогда не подниму оружия против Союза, но возможно, мне придется взять в руки мушкет для защиты моего родного штата, Вирджинии, и в этом случае я постараюсь не проявить трусости». Однако, в те же дни он отклонил предложение стать командиром в армии Конфедерации. 17 апреля Вирджиния вышла из состава Союза, 20 апреля Ли уволился из федеральной армии и 23 апреля стал командиром в армии Вирджинии. Политический раскол произошел в самой семье Ли: его жена была сторонницей Севера, а дочь Мэри Кастис симпатизировала Югу. Через месяц после увольнения федеральная армия конфисковала его плантацию и имение в Арлингтоне. Ли стал главнокомандующим вирджинской армией и одним из первых получил звание полного генерала, хотя никогда не носил генеральские знаки различия, предпочитая нашивки полковника, которые соответствовали его званию в армии США. 12-15 сентября он командовал армией Юга в неудачном сражении при Чит-Маунтен. В ноябре ему поручили организовать береговую оборону Южной Каролины и Джорджии, и он участвовал в неудачном для юга сражении за форт Пуласки. Все эти неудачи вызвали в прессе скептическое отношение к личности генерала.
19 января 1807 года родился — Роберт Лиpost-13108-129539184071 (700x350, 268Kb)
В апреле 1862 года федеральная армия высадилась на вирджинском полуострове и началась кампания на полуострове. Федеральная Потомакская армия сумела дойти до самого Ричмонда с востока, в то время, как корпус Макдауэлла угрожал Ричмонду с севера. В конце мая генерал Джонстон атаковал противника у Севен-Пайнс, но потерпел неудачу и сам был ранен 1 июня. Командование принял Густав Смит. Президент Дэвис присутствовал на поле боя вместе с Ли. Вечером они направились в Ричмонд. В этот момент Дэвис, по словам Фримана, «произнес несколько простых слов, которые изменили весь ход войны в Вирджинии. 'Генерал Ли', сказал он, 'Я назначу вас командующим этой армией. Подготовьтесь, как только доберетесь до дома. Я пришлю вам приказ, когда мы будем в Ричмонде'». В тот же день президент назначил Роберта Ли командиром армии вместо Джонстона. 25 июня Ли начал сражение, известное как Семидневная битва. Несмотря на многочисленные накладки и тяжелые потери, ему удалось заставить федерального командующего Макклелана отвести армию от Ричмонда. К концу кампании сложилась структура собственно Северовирджинской армии. Ли переформировал её в два корпуса: I корпус под командованием Джеймса Лонгстрита и II корпус под командованием Томаса Джексона. Ли сослал в Техас генерала Магрудера, а способного генерала Худа сделал командиром дивизии. Сразу после этого Ли начал Северовирджинскую кампанию, которая считается лучшей кампанией в его карьере. Ему удалось навязать федеральной Вирджинской армии сражение на выгодных для него позициях, и в итоге полностью разбить противника во втором сражении при Бул-Ране. Таким образом, приняв командование в момент, когда Юг был на грани поражения, Ли всего за 3 месяца заставил противника отступить и спрятаться в укреплениях Вашингтона. Получив тем самым возможность осуществить вторжение на Север, Ли начал 4 сентября 1862 года Мерилендскую кампанию. Еще 31 августа Ли получил травму обоих рук, поэтому практически всю кампанию мог перемещаться верхом только с посторонней помощью. Его расчет строился на нерешительности федерального генерала Макклелана и на дезорганизации Потомакской армии. Ли надеялся успеть занять Харрисберг и совершить набег на север, в Пеннсильванию. Однако по чистой случайности в руки Макклелана попал утерянный приказ генерала Ли. Неожиданное наступление противника вынудило Ли отступить к Шарпсбергу, где произошло сражение при Энтитеме. Макклелану не удалось разбить Северовирджинскую армию, однако Ли предпочел отступить в Вирджинию. Он планировал повторное вторжение в Мериленд, но последовавшее затем сражение при Шепардстауне заставило его отказаться от этих планов. Поздней осенью 1862 года Север начал новое наступление. Главнокомандующим на этот раз был назначен генерал Бернсайд. Ли встретил федеральную армию у Фредериксбера и за несколько дней организовал постройку мощной системы укреплений. Генерал Ли, который учел уроки Энтитемского сражения, приказал Лонгстриту усилить и без того неприступные позиции корпуса полевыми укреплениями. Маявшиеся от безделья солдаты Северовирджинской армии выполнили это приказание и охотно принялись за строительство редутов и рытье траншей. К тому времени, когда Бернсайд убедился в невозможности обходного маневра, наткнувшись у Порт-Рояла на дивизию Дениэла Хилла, высоты Мари превратились в настоящую крепость. В результате 13 декабря 1862 года в сражении при Фредериксберге федеральная армия потеряла 12 000 человек, против 5 000 потерь в армии Ли. Весной 1863 года федеральное командование возобновило попытку наступления. Новый главнокомандующий разработал план флангового обхода армии Ли, который привел к сражение при Чанселорсвилле. Имея всего 60 000 человек против 130 000 человек федеральной армии Джозефа Хукера, генерал Ли сумел остановить противника и в наступательном сражении заставил его отступить. «Чанселорсвильское сражение стало самым выдающимся достижением маневренной тактики во время гражданской войны в Америке. Генерал Ли в очередной раз с блеском подтвердил свою репутацию лучшего полководца Конфедерации и показал, в каком направлении должна идти эволюция военного искусства в новых условиях». Эта новая победа дала возможность снова перенести войну на территорию Севера, и Ли начал Геттисбергскую кампанию, одну из наиболее спорных в его карьере. После Чанселорсвилла Ли реорганизовал армию, выделив новый, III корпус. 3 июня его II корпус начал сниматься с позиций для перемещения в долину Шенандоа. Так началась Геттисбергская кампания. 15 июня генерал Юэлл вошел в Пеннсильванию. 25 июня генерал Стюарт начал знаменитый «Рейд Стюарта». Ли дал согласие на этот рейд, однако его инструкции оказались слишком неконкретными и давали возможность Стюарту толковать их весьма широко. Стюарт оставил при армии две кавалерийские бригады, которые в итоге не справились со своими разведывательными обязанностями. В результате 1 июля 1863 года армия и встретила под Геттисбергом противника, не зная ничего о его численности и намерениях. В первый день сражения при Геттисберге армия Ли сумела разбить два корпуса противника, но на второй день смогла достигнуть лишь незначительного успеха. На третий день Ли послал на штурм позиций противника три дивизии. Эта атака («Атака Пикетта») была отбита с большими потерями. Приказ об этой атаке и её организация считаются одной из основных просчетов генерала Ли. Северовирджинская армия отступила в Вирджинию. Север не смог эффективно воспользоваться результатами этой победы: осенняя Кампания Бристоу не дала результатов, а в сражении при Майн-Ран едва не повторился чанселорсвилльский разгром. Считается, что Ли сказал по этому поводу: «Я слишком стар, чтобы командовать этой армией. Мы не должны более позволить этим людям уйти». В марте 1864 года главнокомандующим федеральными армиями был назначен генерал Улисс Грант. Он разработал план наступления на Ричмонд, и началась кампания, известная как Оверлендская кампания или же Наземная. 4 мая Потомакская армия перешла Рапидан, чтобы отрезать Ли от Ричмонда. Однако, Ли отреагировал неожиданно: несмотря на неравенство сил (60 тысяч против 100 тысяч) он сам атаковал Гранта на марше и навязал ему сражение в лесу, где Грант не смог воспользоваться преимуществом артиллерии. Так началось сражение в Глуши. В критический момент боя Ли сам решил повести в атаку техасскую бригаду, но техасцы отказались идти в бой, с требованием «General Lee To The Rear!» («Генерал Ли, в тыл!»). В этом сражении Грант потерял 18 000 человек против 7 000 потерь в Армии Ли, однако не обратил внимания на эти потери и продолжал попытки отрезать Ли от столицы Конфедерации. Эти маневры привели к Сражению при Спотсильвейни, где при попытке прорыва укреплённых линий противника Грант потерял ещё 18 000 человек. После сражения Ли отвел армию за реку Норт-Анна, где Грант разделил свою армия и едва не попал в ловушку. «Мы должны ударить по ним, мы не можем им позволить снова пройти мимо!» — сказал Ли, но в этот момент он был болен и не мог управлять армией. Из-за болезней и иных причин Северовирджинская армия в сражении при Норт-Анне оказалась почти без командования и это дало Гранту шанс уйти. Через несколько дней, после столкновения у Тотопотоми Крик армии вновь встретились у Колд-Харбора. Грант снова атаковал и снова был отбит с тяжелыми потерями. Однако, Грант приближался к Ричмонду и Петерсбергу. «Мы должны разбить армию Гранта прежде, чем она выйдет к реке Джеймс. Если он выйдет туда, это превратится в осаду [Ричмонда] и конец её станет лишь вопросом времени», писал Ли. Но он не смог остановить Гранта. 14-17 июня федеральная армия переправилась через Джеймс. Для Ли это было настоящим ударом. Когда генерал Пьер Борегар сообщил Ли, что федералы форсируют Джеймс, то тот не поверил: «Он, должно быть, заблуждается. Возможно, это какие-то солдаты Батлера возвращаются на свои позиции, а Потомакская армия очень занята на моем фронте». Но он ошибся. Грант перешел Джеймс и началась осада Петерсберга. В конце войны отвел армию за фортификационную линию у Питерсберга и Ричмонда. В феврале 1865 года был назначен главнокомандующим войсками Конфедерации, но к этому моменту Юг исчерпал все свои людские и экономические возможности. 9 апреля 1865 года Ли подписал капитуляцию у Аппоматтокса. После окончания Гражданской войны в течение нескольких месяцев лечился, после чего возглавил колледж Вашингтона (впоследствии университет Вашингтона и Ли). 12 октября 1870 года Роберт Ли скончался. Воинские звания: 1 июля 1829 — временное повышение в воинском звании до чина 2-го лейтенанта; 21 сентября 1829 — 2-й лейтенант (постоянное звание); 1836 — 1-й лейтенант (постоянное звание); 7 июля 1838 — капитан (постоянное звание); 18 апреля 1847 — временное повышение в воинском звании до чина майора; 20 августа 1847 — временное повышение в воинском звании до чина подполковника; 13 сентября 1847 — временное повышение в воинском звании до чина полковника; 3 марта 1855 — подполковник (постоянное звание); 16 марта 1861 — полковник (постоянное звание); 23 апреля 1861 — генерал-майор ВС штата Вирджиния; 14 мая 1861 — бригадный генерал регулярной Армии Конфедерации; 31 августа 1861 — генерал армии Конфедеративных Штатов Америки. Мнения: «Он был Цезарем без амбиций, Фридрихом без тирании, Наполеоном без эгоизма, Вашингтоном без вознаграждения.»

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку