-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


19 января родились...

Пятница, 19 Января 2018 г. 05:08 + в цитатник
Pulcheria_(fresco) (224x698, 44Kb)
399
Пульхерия (греческое имя - Πουλχερία, полное имя - Элия Пульхерия Августа)
регент Византийской империи с титулом августа при своём младшем брате императоре Феодосии II (414—421 гг.). Стала императрицей (450—453 гг.) после его смерти, взяв в мужья и сделав императором полководца Маркиана. Канонизирована церковью в лике благоверных, память 10 сентября (по юлианскому календарю). Родилась в семье первого византийского императора Аркадия и его жены Элии Евдоксии. За 4 года до её рождения Римская империя была поделена в 395 году между сыновьями Феодосия Великого, Аркадием и Гонорием. Аркадию досталась восточная часть Римской империи, которая получила в истории название Византия. Мать Пульхерии происходила родом из франков, историк Филосторгий так характеризует эту женщину: «Эта супруга императора была совершенно чужда вялости своего мужа. Напротив, в ней было немало свойственной варварам отваги.» Уже в детстве Пульхерия проявила свой характер, взявшись за строгое воспитание младших сестёр Аркадии и Марины и брата Феодосия, унаследовавшего в возрасте 7 лет византийский трон в 408 году после смерти отца. Византийский двор превратился в подобие монастыря. О благочестивых нравах, установленных там Феодосием под влиянием сестры, с восторгом писал современник Сократ Схоластик: «В царском дворце он учредил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе со своими сестрами пел во славу Божию антифоны». В 414 году, в 15-летнем возрасте, Пульхерия решительно отстранила от управления государством префекта Анфемия. 4 июля 414 года она была провозглашена августой, а сенат подтвердил её регентство над императором Феодосием. Одновременно Пульхерия дала обет безбрачия, посвящая свою девственность Богу. Вскоре были отчеканены монеты с её изображением. Разные источники свидетельствуют о том, что Пульхерия сама управляла империей, и управляла достойно. Созомен так описал заботу Пульхерии о государственных делах: «Приняв на себя заботы правления, Пульхерия римским миром управляла прекрасно и весьма благопричинно, делала хорошие распоряжения, скоро решала и излагала, что должно, старалась правильно говорить и писать на языках латинском и греческом, и славу всего, что делалось, относила к брату». В правление Пульхерии обострились религиозные распри на востоке. В египетской Александрии в 415 году толпой монахов была растерзана женщина-математик и философ Ипатия. В Персидской державе началась резня христиан, после того, как епископ христиан в городе Сузе Авда разрушил один зороастрийский храм. В 420 году Византия вступила в войну с персами, успешно завершив её в 422 подписанием договора, по которому христианам предоставлялась свобода вероисповедания в пределах государства Сассанидов. 7 июня 421 года император Феодосий вступил в брак с образованной и привлекательной дочерью философа из Афин Афинаидой, принявшей в крещении имя Евдокия. Именно Пульхерия нашла жену для своего царствующего брата, и с той поры её влияние на государственные дела начало ослабевать. Отойдя от государственных забот, Пульхерия посвятила все силы религиозной и благотворительной деятельности, одновременно сражаясь с Евдокией за влияние на императора. 10 апреля 428 года в Константинополе был рукоположен новый патриарх Несторий, который сразу же заявил: «Царь! Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов».
19 января 399 года родилась — Пульхерияpost-13108-129539155119 (700x332, 265Kb)
Серебряная византийская монета с портретом Пульхерии, отчеканенная около 420 года в Константинополе. На лицевой стороне надпись: AEL PVLCH-ERIA AVG (Элия Пульхерия Августа).
Несторий начал гонения на последователей различных течений: ариан, новациан, македониан. Новый патриарх развил дискуссию об имени, которым следовало называть Богородицу Марию. Он отказывался называть Деву Марию именами, которых нет в Евангелиях, и предложил термин «христородица». Теологическим спором воспользовались соперники Нестория — будущий патриарх Прокл (434—447 гг.), александрийский епископ Кирилл, римский папа Целестин, по инициативе которого Римский собор в августе 430 осудил учение Нестория. Пульхерия, посвятившая себя культу Богородицы Марии, немедленно присоединилась к врагам Нестория, несмотря на то, что Нестория поддерживали Феодосий и Евдокия. О личной вражде патриарха Нестория и Пульхерии есть свидетельство в византийской Суде. Несторий будто бы обвинил Пульхерию перед императором в проституции, за что та воспылала к нему ненавистью. В июне 431 года состоялся Третий Вселенский (Эфесский) собор, на котором Несторий был низложен вопреки воле императора. Историки и современники видят в этом заслугу лично Пульхерии,[11] её влияние и авторитет в церковных кругах как Византии, так и в западной части Римской империи, сильно возросли. В 440-х годах большое влияние при византийском дворе приобрел евнух Хрисафий. Феофан так сообщает о его намерениях: «Нечестивый Хрисафий, с завистью смотревший на согласие Церквей, всемерно старался возмутить их… Но пока Пульхерия всем управляла, он не мог ничего сделать, и потому обратился к неопытной Евдокии». Интригу Хрисафий направил против Пульхерии. Он подбил Евдокию просить императора, чтобы Пульхерия была посвящена в диакониссы, что удалило бы её от мирских дел. Патриарх Флавиан предупредил Пульхерию, и та скрылась в пригороде Константинополя (Евдомоне). Хронист VII века Иоанн из Никиу, настроенный против Пульхерии, рассказывает про опалу Пульхерии другую историю. По его словам она подготовила указ о переходе дворца и другого имущества императрицы Евдокии в собственность Пульхерии. Когда Феодосий собирался подписать его, он заметил приписку, что его жена должна стать рабыней Пульхерии. Это так разгневало императора, что он отослал сестру и приказал патриарху посвятить её в диакониссы.
Pulcheria_Coin (700x334, 277Kb)
Монета с изображением Пульхерии.
Более поздний хронист Феофан, прославляющий деяния Пульхерии, превращает историю о рабстве императрицы в шутку: «Между прочим премудрая Пульхерия раз предложила ему [Феодосию] бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, Евдокии, которую он не читавши, подписал, за что потом она укоряла его». Однако вскоре и сама Евдокия оказалась в опале, заподозренная мужем в супружеской неверности (см. статью Евдокия). Евдокия удалилась в 443 году жить в Иерусалим, a Пульхерия вернулась по просьбе Феодосия во дворец. Хрисафий позднее был выдан по приказу Пульхерии своему кровнику и убит. После победы над несторианством возникла новая ересь, учение константинопольского архимандрита Евтихия об отрицании человеческого начала в Христе (монофизитство). По этому поводу в 449 году собрался Второй Эфесский Собор, позднее заклеймённый Разбойничьим, который низложил патриарха Флавиана и утвердил учение Евтихия. Римский папа Лев I шлёт многочисленные письма в адрес Феодосия и Пульхерии с просьбами воспрепятствовать учению монофизитов, однако император разделял их взгляды и не прислушался к мнению Римской церкви. Ситуация разрешилась только после гибели Феодосия в июле 450 года при его неудачном падении с лошади. Феофан так рассказывает о событиях после смерти Феодосия: «Между тем блаженная Пульхерия, пока никто еще не знал о смерти императора, послала за Маркианом, мужем сколько умным столько же и скромным, притом уже довольно пожилых лет и способным к делам, и когда он явился к ней, сказала ему: „Так как император скончался, то я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего прочих. Дай мне слово, что ты уважишь девство мое, которое обещала я Богу, и я провозглашу тебя царем“». Сын фракийского пастуха Маркиан, женившись на 51-летней Пульхерии, стал византийским императором 25 августа 450 года. Чтобы подтвердить свою легитимность в Западной империи, он совместно с Пульхерией созвал в октябре 451 года Халкидонский собор, на котором были осуждены решения Разбойничего Эфесского собора. В Константинополе Пульхерия построила 3 храма: Влахернская церковь, монастырь Панагии Одигитрии и святилище Халкопратии, куда поместила христианские реликвии. Согласно Никифору Каллисту, Пульхерия в Халкопратейском храме положила пояс Пресвятой Богородицы, принесённый из Палестины в Константинополь еще при Аркадии; в храме Одигитрии поставила икону с портретом Богоматери; во Влахернский пожертвовала погребальные пелены Богоматери, присланные из Иерусалима архиепископом Ювеналием. Пульхерия скончалась в 453 году, завещав всё своё имущество бедным. Признана святой в западной и восточной церквях, день памяти 10 сентября в католической и православной (греческая царица Пульхерия) церквях, 7 августа в восточных календарях.


Michael_iii (521x700, 321Kb)
840
Михаил III (греческое имя - Μιχαήλ Γ΄ ο Μέθυσος)
византийский император с 842 года, последний правитель Аморейской династии. Михаил был сыном императора Феофила и вступил на трон практически младенцем, так и не став самостоятельным правителем. До 856 года регентство находилось у его матери Феодоры и её приближённого логофета дрома Феоктиста, после убийства которого власть сосредоточилась в руках брата Феодоры, Варды. После нового заговора соправителем Михаила был объявлен Василий Македонянин. При Михаиле III в 843 году было восстановлено иконопочитание, произошло нападение Руси на Византию (860—861) и последовавшее за ним так называемое «Первое (Фотиево) Крещение Руси», крещение болгар, хан которых Борис I принял имя Михаил в честь византийского правителя (863—865), миссия Кирилла и Мефодия к славянам и новое открытие Константинопольского университета между 860 и 866 годами.
Solidus-Michael_III-sb1686 (700x315, 335Kb)
На золотом солиде времён регентства Феодоры маленький Михаил изображён с сестрой Феклой на реверсе, в то время как портрет его матери в императорских одеждах помещён на аверсе.
Деятельного участия Михаила в распрях патриарха Фотия с папой Николаем I (который в 867 году был в Константинополе анафематствован) хронисты не упоминают. 24 сентября 867 года в третьем часу ночи заговорщики ворвались в спальню Михаила и зарезали его. В историографической традиции Византии Михаил представлен как распутный тиран, с прозвищем Мефист (Пьяница). По свидетельству Симеона Метафраста: «За столом в пьяной компании товарищи его пиршеств состязались в бесчинствах, а царь любовался этим и выдавал награду до ста золотых монет самому грязному развратнику, который умел испускать ветры с такой силой, что мог потушить свечу на столе. Михаил сам выступал на ипподроме в качестве возницы под цветами «голубых», а когда многие стали открыто выражать недовольство этим, устроил закрытый ипподром и состязался там. К матери, любившей беспутного сына, Михаил относился без должного уважения. Как-то он сообщил императрице, что её ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грилл, вскочив, показал августе зад «и испустил зловонный грохот и безобразные речи». Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.» Возможно, что образ Михаила был намеренно искажён при Македонской династии, когда понадобилось обелить Василия Македонянина — убийцу Михаила и фактического узурпатора трона. Один из летописцев, например, утверждал, что император, растратив казну на кутежи, распорядился перелить в монеты золотой платан Льва Математика и приказал разломать световой телеграф, дабы неприятные известия не мешали столичной черни развлекаться на ипподроме. Однако и платан, и телеграф существовали и в более поздние времена. В кино: Константин Философ — режиссёр Георги Стоянов (Болгария, 1983). В роли Михаила III — Валентин Гаджоков; Кирилл и Мефодий: Апостолы славян — режиссёр Петр Николаев (Россия-Чехия-Словакия-Словения, 2013). В роли Михаила III — Петр Боровец.

 (481x698, 78Kb)
1544
Франциск II (Френсис I Французский; французское имя - François II)
король Франции с 10 июля 1559 года, король-консорт Шотландии с 24 апреля 1558 года. Из династии Валуа. Старший сын Генриха II, назван в честь деда, Франциска I. 24 апреля 1558 года женился на юной королеве Шотландии Марии Стюарт (был первым из трёх её мужей); после заключения этого брака стал королём-консортом Шотландии. Соглашение об этом браке было заключено ещё 27 января 1548 года (когда жениху и невесте было соответственно 4 года и 6 лет), и 10 последующих лет Мария воспитывалась при французском дворе. Франциск был болезненным и психически неустойчивым подростком неполных шестнадцати лет, когда 10 июля 1559 года несчастный случай на турнире с его отцом Генрихом II возвёл его на трон Франции и 21 сентября он был коронован в Реймсе. По французским законам он считался совершеннолетним. Но не возникало никаких сомнений, что править без посторонней помощи он не сможет и не захочет. Действительно, Франциск не стал заниматься государственными делами, перепоручив их дядьям Марии Стюарт, братьям Гизам: герцогу Франсуа и его брату Карлу, изысканному и острому на язык кардиналу Лотарингскому. Регентшей стала его мать Екатерина Медичи. Если в прежнее царствование Гизы должны были постоянно уступать первенство коннетаблю Монморанси, то теперь, благодаря их племяннице королеве Марии Стюарт, обрели безраздельное могущество. Король ни во что не вникал, и всё его время проходило в забавах, разъездам по загородным дворцам, поездкам на охоту, а самое главное — в наслаждениях, целый рой которых он находил объятиях своей жены, любимой им до обожания. Гизы были ревностными католиками, поэтому особенно сильно их влияние проявилось в сфере религиозной политики.
19 января 1544 года родился — Франциск IIpost-13108-12953925475 (700x350, 212Kb)
Они побудили Франциска продолжать непреклонную линию своего отца Генриха II, который в своём эдикте 1559 года распорядился наказывать смертью всех виновных в ереси. Теперь были добавлены и другие меры: дома, служившие местом собрания протестантов, должны были разрушаться, а за участие в тайных сходках назначалась смертная казнь. Гонения на гугенотов вызвали с их стороны ответные действия. Во главе протестантской партии стояли тогда два принца из дома Бурбонов: Антуан де Бурбон, король Наварры, и его брат Людовик Конде. Большую роль играл также племянник коннетабля Монморанси адмирал Гаспар де Колиньи. При их непосредственном участии в Нанте сложился так называемый Амбуазский заговор, организованный провинциальным дворянином Ла Реноди. Заговорщики предполагали захватить короля со всем его двором в замке Блуа, принудить его отказаться от религиозных гонений и удалить от себя Гизов. Предприятие это, впрочем, было раскрыто гораздо раньше его осуществления. Двор поспешно укрылся в Амбуазе. Когда Ла Реноди всё-таки попытался осушествить свой замысел, то потерпел полный провал: его люди были перебиты, а сам он пал в бою. Множество протестантов, заподозренных в государственной измене, было схвачено и казнено почти без всякого суда. В декабре 1560 года арестовали Антуана де Бурбона и принца Конде, прибывших в Орлеан на заседание Генеральных Штатов. Оба они были приговорены к смерти и только благодаря вмешательству осторожной Екатерины Медичи избежали немедленной расправы. В разгар этих событий король был внезапно сведён в могилу быстрой и смертельной болезнью: в левом ухе у него образовался свищ, началась гангрена, и, проболев меньше двух недель, Франциск II скончался в Орлеане 5 декабря 1560 года. Детей у него не было, и на престол вступил его 10-летний брат Карл IX. Литература: Рыжов К. Франциск II Валуа // Все монархи мира. Западная Европа — Москва: Вече, 1999. — 656 страниц. — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-7838-0374-X; Henri Naef, La Conjuration d'Amboise et Genève, in Mémoires et documents publiés par la Société d'histoire et d'archéologie de Genève, 32 (2e sér., 2.2), 1922; Lucien Romier, La Conjuration d'Amboise. L'aurore sanglante de la liberté de conscience, le règne et la mort de François II, Paris, Librairie académique Perrin et Cie, 1923. 292 p; Louis-Raymond Lefèvre, Les Français pendant les guerres de religion. Le Tumulte d'Amboise, Paris, Gallimard, NRF, 1949. 256 p; Corrado Vivanti, « La congiura d'Amboise » in Complots et conjurations dans l'Europe moderne, Publications de l'École française de Rome, 1996, pp. 439-450. ISBN 2-7283-0362-2; Elizabeth A. R. Brown, « La Renaudie se venge : l'autre face de la conjuration d'Amboise » in Complots et conjurations dans l'Europe moderne, Publications de l'École française de Rome, 1996, pp. 451-474. ISBN 2-7283-0362-2; Arlette Jouanna, « Le thème polémique du complot contre la noblesse lors des prises d'armes nobiliaires sous les derniers Valois » in Complots et conjurations dans l'Europe moderne, Publications de l'École française de Rome, 1996, pp. 475-490. ISBN 2-7283-0362-2.

1560
Шипионе Дентиче (Scipione Dentice)
итальянский композитор. Родился в Неаполе. Вступил в общество ораторийцев. Издал: 5 сборников своих 5-голосных мадригалов (1591, 1596, 1598, 1602, 1607). Умер в Неаполе 21 апреля 1635 года.

guido-cagnacci (581x700, 313Kb)
1601
Гвидо Каньяччи (итальянское имя - Guido Cagnacci)
итальянский художник эпохи позднего барокко, принадлежавший к форлийской и болонской живописным школам. Родился в городке Сантарканджело-ди-Романья около Римини. Неизвестно, кто был его первым учителем, но при поддержке отца он отправился в Болонью и учился там в 1618—1621 годах, по-видимому, у Лодовико Карраччи или его учеников. Затем обучался в Риме (1621—1622) у Гверчино. Другими близкими ему художниками в римский период были Гвидо Рени и Симон Вуэ. С 1627 по 1642 годы работал в Римини. После этого он был в Форли, где учился у Мелоццо да Форли. В 1628 году неудачно пытался бежать со вдовой-аристократкой Теодорой Стививи, родные которой не давали согласие на брак. В результате Каньяччи был вынужден на время покинуть город. После возвращения в Римини в 1631 году в его работах просматривается влияние римских последователей Караваджо. Эксцентричный, не заслуживающий доверия, с сомнительной моралью, любитель провести время в компании моделей, переодетых в одежду противоположного пола — вот некоторые отзывы о нём его современников. В 1650 году уехал в Венецию, а в 1658 году — в Вену, где ему покровительствовал император Леопольд I. Умер в Вене в 1663 году. Его ранние картины написаны на религиозные сюжеты. Однако, после возобновления дружбы с Николо Реньери в Венеции, часто рисовал чувственных обнажённых женщин, включая изображения Лукреции, Клеопатры и Марии Магдалины. Работы Каньяччи не были поняты современниками, но современные критики дали им высокую оценку. Его живопись считают тёплой, насыщенной светом, обогащённой игрой тени и красок. Галерея: Аллегория жизни человека; Смерть Клеопатры, 1658; Cagnacci Maddalena sollevata da un angelo; Cagnacci Morte di Cleopatra; Мария Магдалина; Марфа и Мария (posterior a 1660); Сусанна и старцы; Jesús durmiendo con San Juan Bautista y San Zacarías; Лукреция; Кающаяся Мария Магдалина (sobre 1659); Самоубийство Клеопатры; Портрет Леопольда I (1657-1658); Трое мучеников-иезуитов в Японии.

Mario De Fioris (700x471, 328Kb)
1603
Марио Нуцци (итальянское имя - Mario Nuzzi; прозванный «цветочник» - Де Фьори, De Fiori)
итальянский живописец, писавший картины (в основном натюрморты) в стиле караваджизма. Оказал большое влияние на итальянскую и испанскую жанровую живопись XVII века. Марио Нуцци родился в Пенне, в Неаполитанском королевстве (по другой версии в Риме, в Папской области), в семье Систо ди Тоди и Фаустины Салини. Его отец занимался цветоводством, может поэтому первым рисунком будущего живописца был цветок. Заметив талант сына, родители поручили его заботам дяди по линии матери, известного художника Томмазо Салини, от которого он перенял стиль караваджизма. После смерти учителя в 1625 году, Марио Нуцци унаследовал его мастерскую и клиентов, но вскоре переехал в Рим, в Папскую область. В 1628 году он записался в приход церкви Санта-Мария-дель-Пополо, как местный художник и женился на Ортензии де Кертис. Овдовев в 1647 году, снова женился в 1650 году на Сюзанне Пассери. Картины живописца пользовались спросом у местной аристократии. Большими поклонниками таланта художника были представители родов Колонна, Барберини и Медичи. Сотрудничал с натюрмористом Джованни Станки. В августе 1657 года академия Святой Люции в Риме присвоила ему звание академика. На всех своих картинах он изображал цветы, за что был прозван Де Фьори — «цветочник», и даже подписывался, как «Мариус, римский художник, прозванный цветочником» (лат. Marius, pictor romanus, vulgo Mario de fiori). В этом жанре он был непревзойдённым специалистом. Цветочные композиции художник изображал не только в многочисленных натюрмортах, но использовал их в качестве основы для жанровых сцен религиозного и бытового характера. Картины художника входят в собрания всемирно известных музеев — Уффици во Флоренции, Прадо в Мадриде, Эрмитаж в Санкт-Петербурге и многих других. Марио Нуцци скончался в Риме 14 ноября 1673 года. Галерея: Поклонение волхвов, Эрмитаж; Луковицы и цветы, Прадо; Зеркало и трое путти, Палаццо Колонна в Риме.

Johann_Kaspar_II_von_Ampringen (513x700, 148Kb)
1619
Иоганн Каспар фон Ампринген с 1682 года князь фон Фройденталь-Эйленбург (немецкое имя - Johann Caspar von Ampringen, 19 января 1619 — 9 сентября 1684, Вроцлав, Нижняя Саксония) — чешский дипломат и 48-й великий магистр Тевтонского ордена (1664—1684). Иоганн Каспар был сыном Иоганна Кристофа фон Ампрингена и Сюзанны фон Ландсберг. Иоганн Каспар был Королевским Верховным капитаном Силезии и австрийским губернатором в Венгерском королевстве.
19 января 1619 года родился — Иоганн Ампринген, чешский князьpost-13108-129539164317 (700x348, 218Kb)
С 1664 года он находился в Вене в должности великий магистр Тевтонского ордена, а 12 марта 1665 года официально принимает на себя все права и обязанности магистра. 4 ноября 1682 года получает титул чешского князя, а 10 ноября 1682 — титул князя Империи «князь фон Фройденталь». На должности великого магистра провёл обширную реконструкцию замка ордена Фройденталь. В 1684 году Иоганн Каспар умирает в Бреслау как последний представитель рода фон Ампринген. Похоронен в орденской кирхе в Фройдентале.

Natalis_Alexandre (416x700, 302Kb)
1639
Александр Наталис (французское имя - Alexandre Noël; латинское имя - Alexander Natalis)
французский богослов-янсенист, духовный писатель, историк церкви. Родился в Руане. В 15-летнем возрасте вступил послушником в орден доминиканцев, впоследствии был рукоположён. Преподавал философию в парижском якобинском монастыре Сен-Жак, с 1675 года был доктором Сорбонны, где преподавал богословие и церковное право. Был наставником Жака Никола Кольбера (Jacques Nicolas Colbert), будущего архиепископа Руана. За свои проповеди был удостоен ежегодной пенсии в 800 ливров от Людовика XIV, в 1709 году за янсенистские убеждения (в частности, за работу 1703 года «Cas de conscience») был сослан в Шательро. В 1713 году выступил против буллы Unigenitus, за что был лишён пенсии. Был похоронен в якобитской церкви в Париже (Couvent des Jacobins de la rue Saint-Jacques). Главной его работой является обширный труд по церковной истории «Selecta historiae ecclesiasticae capita etc.» (Париж, 1677—1686, 26 томов), заканчивающийся историей Тридентского собора (1545). В своей работе Наталис был близок к галликанизму, поэтому сочинение было включено папой Иннокентием XI в Индекс запрещённых книг. Другие его труды: «Theologia dogmatica et moralis» (Париж, 1693; 4-е издание — 1768) и «Praecepta et regulae ad praedicatores verbi divini informandos» (Париж, 1700). В спорах о китайских обрядах поддерживал доминиканцев и считал конфуцианские обряды языческими, сравнивая их с античным язычеством; этому вопросу посвящена его работа 1700 года «Conformité des cérémonies chinoises avec l’idolâtrie grecque et romaine». Умер в Париже 21 августа 1724 года.

1676
Джон Уэлдон (John Weldon)
английский композитор и органист. Родился в Чичестере. Умер в Лондоне 7 мая 1736 года.

 (457x699, 100Kb)
1724
Дай Чжэнь (Дай Дунъюань, Дай Шзньсю)
китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень – цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер в Пекине 1 июля 1777 года. Развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы, Лу [Цзюаня] – Ван [Янмина] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня – Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня – стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» (син эр шан) дао «подформенным» (син яр ся) «орудиям» (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь ян и «пяти элементов» (у син1) и, с другой – уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие «дао» определением последнего термина, имеющего лексическое значение «путь, дорога», с помощью этимологического компонента иероглифа «дао» – графического элемента (в другом написании – самостоятельного иероглифа) «син3» («движение», «действие», «поведение»), входящего в словосочетание «у син1» (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). «[Индивидуальная] природа» (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» (цзы жань) и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью» (жэнь 2), упорядочивается «благопристойностью» (ли2) и стабилизируется «должной справедливостью» (и1). Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»-дэ1) и «принципов» (ли1), а антропологически – в виде «предопределения» (мин1), «[индивидуальной] природы» и «способностей» (цай) (Юань дао, цзюань 1). Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960–1279) противопоставления «принципов» «чувствам» (цин2) и «желаниям» (юй), утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний». «Принцип» – то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике – «сердце» (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике. Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции. Дай Чжэнь - китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, который, отождествляя категорию дао («путь») с ли («принципом»), ставил её над материальным началом — ци, Дай Чжэнь расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся вне времени и пространства, а как ци; причём реальную субстанцию дао, по Дай Чжэню составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы) и пять первоэлементов. Для Дай Чжэня характерен гуманистический подход к социальной проблематике. Полемизируя с представителями ортодоксального неоконфуцианства, настаивавшими на необходимости подавления человеческих желаний во имя выполнения долга (рассматривавшегося как социальный аспект «принципа» — ли), Дай Чжэнь говорил, что желания и эмоции следует не подавлять, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших человеческих качеств.

Шуджа ад-Даула (556x700, 293Kb)
1732
Шуджа ад-Даула Хайдар (имя на урду - شجاع الدولہ; имя на хинди - शुजा उद दौला)
наваб Ауда в 1754—1775 годах. Родился в Дели. В 1754 году становится навабом Ауда. В 1761 году Шудже ад-Дауле пожалован титул визиря Могольской империи. Вскоре после этого становится практически независимым властителем Ауда. В 1764 году выступает в поход против англичан в Бенгалии, совместно с Великим Моголом Шах Аламом II и бенгальским навабом Мир Касимом. Однако в битве при Буксаре войско союзников было разгромлено английскими отрядами. К концу жизни Шуджа ад-Даула попадает в политическую и финансовую зависимость от британской Ост-Индской компании. В 1773 году наваб Ауда покупает у Уоррена Гастингса округа Кора и Аллахабад, а в 1774 получает от него за крупную сумму английский отряд для покорения земель рохиллов. Умер в Файзабаде 26 января 1775 года. После смерти Шуджи ад-Даулы Гастингс в 1782 году для погашения долга Ауда захватил имущество покойного наваба, оставленное им своему гарему (дело «Бегумы Ауда»). Литература: Антонова К.А. — Английское завоевание Индии в XVIII веке. — Москва, 1958; Рыжов К.В. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв.: Справочник. — Москва: Вече, 2004. — 544 страниц. Страницы 90-92

 (549x699, 100Kb)
1736
Джеймс Уатт (James Watt)
шотландский инженер, изобретатель-механик. Член Эдинбургского королевского общества (1784), Лондонского королевского общества (1785), Парижской академии наук (1814). Его именем названа единица мощности — Ватт. Усовершенствовал паровую машину Ньюкомена (Newcomen steam engine). Изобрел универсальную паровую машину двойного действия. Работы Уатта положили начало промышленной революции вначале в Англии, а затем и во всем мире. «Большую часть своей жизни я тяжело работал на пользу общества и, надеюсь, не напрасно. - Джеймс Уатт.» Прадед Уатта был родом из Абердиншира, занимался сельским хозяйством. Во время гражданской войны 1644—1647 годов он погиб, сражаясь на стороне ковенантёров. Его земля, имущество и дом были конфискованы, и его сына Томаса, деда Уатта, приютили родственники, жившие близ Гринока, на берегу залива Фёрт-оф-Клайд. Томас Уатт достиг уважаемого положения в обществе, занимался преподаванием математики и мореходства, занимал должности главного окружного судьи, председателя церковного совета. Его сын, Джеймс, отец будущего изобретателя, был весьма разносторонним человеком: строил корабли, держал склад корабельных принадлежностей, вёл морскую торговлю, сам создавал и чинил различные приборы и механизмы. Для Гринокской пристани им был построен первый кран. Мать изобретателя, Агнес Мюрхед, происходила из богатого рода, получила очень хорошее образование. Оба родителя были пресвитерианцами. Джеймс Уатт-младший родился 19 января 1736 года в Гриноке. Имел от рождения хрупкое здоровье. Поначалу получил домашнее образование (Homeschooling): мать научила его читать, а письму и арифметике его научил отец. Хотя он начал было учиться в средней школе Гринока, слабое его здоровье, и постоянные недомогания положили этому конец. Родители не настаивали на обязательном обучении в школе, считая, что сын сам может научиться всему, что пожелает. Уатт не имел возможности проводить время в играх со сверстниками, единственным его занятием вне дома была рыбалка. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где учился самостоятельно. Друг его отца увидев однажды, что мальчик рисует на очаге мелом какие-то линии и углы, спросил: «Зачем Вы разрешаете ребёнку тратить впустую время; почему бы не послать его в школу?» Джеймс Уатт-старший ответил: «Не судите его слишком быстро; прежде разберитесь, чем он занят». Оказалось, что он искал решение задачи Эвклида. Будучи подростком, он увлекался астрономией, химическими опытами, научился всё делать своими руками, за что получил от окружающих звание «мастера на все руки». Отец подарил ему набор столярных инструментов, и Джеймс изготовлял модели механизмов и устройств, создаваемых отцом. По достижения возраста окончания начальной школы, Уатт поступил в гимназию. Там он изучает среди прочего латынь, продолжает совершенствовать знания в математике, где показывает большие успехи. Он много читает, и яркой особенностью его характера было то, что почти всё из прочитанного он пытался проверить на практике. Когда Уатту исполнилось восемнадцать лет, у него умирает мать. Дела отца, как и его здоровье, пошатнулись, и Уатт был вынужден попытаться заботиться о себе сам. Было решено, что Джеймс займётся ремеслом, связанным с измерительными приборами. Поскольку в Шотландии обучиться такому занятию было проблематично, Уатт на год отправляется в Лондон. С большим трудом ему удаётся устроиться к некому Моргану, финансовые возможности позволяли ему оплатить лишь год обучения. Таким образом, он оказался в Лондоне на нелегальном положении, так как официально в ученики его не зачислили (настоящее ученичество требовало семи лет обучения). Уатт не жалея себя погружается в работу, отдавая ей все силы. Начав с изготовления обычных линеек и циркулей, он быстро переходит всё к более сложным инструментам. Скоро он в силах изготовить квадрант (Quadrant), сектор (Sector), теодолит.
19 января 1736 года родился — Джеймс Уаттpost-13108-129539177425 (700x301, 215Kb)
Он живёт впроголодь и почти не выходит из дому: для этого не было времени, так как он весь день работал на хозяина, а по вечерам и утрам ему приходилось делать работу на заказ, чтобы как-то иметь средства и на себя. Кроме того, поскольку он не имел официального статуса «ученика», он мог быть насильно завербован в военный флот или во флот Ост-Индской компании. После окончания обучения, с ослабленным здоровьем, он возвращается в Шотландию, в Глазго, с намерением основать собственное дело. Он поселяется у своего дяди, Мюрхеда, и начинает заниматься созданием и починкой октантов (Octant (instrument)), параллельных линеек (Parallel rulers), барометров, частей для телескопов и прочих инструментов. Однако союз ремесленников Глазго запрещает Уатту заниматься его работой, так как он по сути не получил соответствующего обучения (Apprenticeship) согласно цеховым порядкам, и это несмотря на то, что он был единственным мастером такой квалификации в Шотландии. Из безвыходного положения Уатта спасает случай. В университет Глазго поступает партия астрономических инструментов. Основа будущей обсерватории Макфарлейна (Macfarlane Observatory), эти инструменты требовали чистки, установки, настройки. Через своего дядю, профессора восточных языков и латыни, Уатт был знаком с доктором Дикком, профессором естественных наук. Пользуясь его покровительством, Уатт получает работу по приведению инструментов в порядок. Для этого он создаёт при университете маленькую мастерскую. Его назначают мастером научных инструментов при университете, и с этого момента он, наконец, получает возможность трудиться без оглядок на средневековые законы, царившие в ремесленной сфере. В университете Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком. Эта встреча способствовала разработке ряда новых химических приборов, необходимых в дальнейших исследованиях Блэка. «Когда я увидел в первый раз Джеймса Уатта, я обратился к нему, ожидая встретить не больше как техника, и, к удивлению своему, нашёл учёного, хотя такого же молодого, как и я сам… Я имел претензию считать себя специалистом в механике, но скоро вполне разочаровался в этом, убедившись, что Уатт далеко опередил меня… В его руках всё становилось началом научной работы, всё превращалось в науку… При его общепризнанном умственном превосходстве над сверстниками, в характера Уатта была какая-то удивительная наивная простота и открытость. Воспоминания профессора Робисона, бывшего студентом во времена работы Уатта в университете.» В 1759 году Уатт вступает в партнёрство с архитектором и бизнесменом Джоном Крейгом. Вместе они организовывают производство различных инструментов, включая музыкальные и различные игрушки. Дело быстро набрало обороты, и Уатт впервые избавился от нужды. Большой спрос давал хороший доход, такой, что даже появилась возможность нанимать себе помощников. Парнёрство длилось шесть лет до смерти Крейга. В 1763 году Уатт женится на кузине Маргарет (Пегги) Миллер. С ней он прожил до её смерти при родах в 1772. У них было пять детей, лишь двое из которых дожили до взрослых лет: Джеймс-младший (1769—1848) и Маргарет (1767—1796). Во второй раз он женился в 1777 году на Энн МакГрегор, с которой у него было двое детей: Грегори (1777—1804), который стал геологом и минерологом и Джэнет (1779—1794). Энн пережила своего мужа, она скончалась в 1832 году. Ещё в 1759 году приятель Уатта Джон Робинсон заинтересовал его вопросом использования пара как источника двигательной энергии. Паровая машина Ньюкомена существовала уже пятьдесят лет, находя применения большей частью для откачки воды из шахт, однако за всё это время она ни разу не была усовершенствована, и мало кто разбирался в принципе её работы. Уатт начинает исследования по применению пара с нуля, так как до этого ни разу не сталкивался с этим вопросом. Однако попытки создать рабочую модель аппарата ничем на заканчиваются. Ему получается лишь соорудить что-то вроде модели паровой машины Севери, используя котёл Папена. Однако модель обладала такими большими недостатками, что Уатт бросает разработки. Зимой 1763 года к нему обратился профессор физики университета Глазго Джон Андерсон с просьбой отремонтировать действующий макет паровой машины Ньюкомена. Макет был оснащен 2-дюймовым цилиндром и имел рабочий ход поршня в 6 дюймов.
James_Watt_-_Statue_-_Birmingham_-_2005-10-13 (435x700, 292Kb)
Памятник Уатту в Бирмингеме.
Уатт провел ряд экспериментов, в частности, заменил металлический цилиндр на деревянный, смазанный льняным маслом и высушенный в печи, уменьшил количество поднимаемой за один цикл воды и макет, наконец, заработал. При этом Уатт убедился в неэффективности машины и внёс в конструкцию многочисленные усовершенствования. Уатт показал, что почти три четверти энергии горячего пара тратятся неэффективно: при каждом цикле пар должен нагревать цилиндр, так как перед этим в цилиндр поступала холодная вода, чтобы сконденсировать часть пара для уменьшения давления. Таким образом энергия пара тратилась на постоянный разогрев цилиндра, вместо того, чтобы быть преобразованной в механическую энергию. Уатт проводит ряд опытов над кипением воды, изучает упругость водяных паров при различных температурах. Теоретические и опытные изыскания приводят к его к пониманию важности скрытой теплоты. Опытным путём он устанавливает, что вода, превращённая в пар, может нагреть до кипения в шесть раз большее количество воды. Уатт приходит к выводу: «…Для того, чтобы сделать совершенную паровую машину, необходимо, чтобы цилиндр был всегда так же горяч, как и входящий в него пар; но, с другой стороны, сгущение пара для образования пустоты должно происходить при температуре не выше 30 градусов Реомюра». Уатту остаётся сделать один шаг до того, чтобы отделить «сгущение пара» от цилиндра и осуществлять его в отдельном сосуде. Однако на этот шаг у него уходит очень много времени. В 1765 году ему, наконец, приходит на ум догадка и начинаются попытки воплотить её в жизнь. Первым значительным усовершенствованием, которое Уатт запатентовал в 1769 году, была изолированная камера для конденсации. В этот же год ему удаётся построить действующую модель, работающую по этому принципу. Однако создать полноразмерную машину не получалось. Уатту требовались капиталовложения. Некоторую помощь ему оказал Джозеф Блэк, а основная поддержка пришла от Джона Робака (John Roebuck), основателя легендарной Carron Company (Carron Iron Works). Во время работы над усовершенствованием машины Уатт жил в поместье Роубака, в Киннейл Хаусе (Kinneil House), в Бонессе (Bo'ness). Основная сложность заключалась в том, чтобы заставить работать поршень и цилиндр. Металлопроизводство того времени было не способно обеспечить нужную точность изготовления. Роубак терпит банкротство, и новым спонсором Уатта становится Мэттью Болтон, владелец литейного завода (Soho Foundry) в Бирмингеме, где работали высокопрофессиональные литейщики. Проблема изготовления цилиндра большого диаметра и соответствующего поршня с необходимой точностью была решена Джоном Уилкинсоном, который разработал соответствующую технологию на заводе, выпускающем пушечные ядра (Bersham Ironworks) в Рексэме (Wrexham), Северный Уэльс (North Wales). Уатт изолировал паровой цилиндр, а в 1782 году изобрёл машину двойного действия. Вместе с более мелкими усовершенствованиями это изобретение позволило увеличить производительность паровой машины в четыре и более раз. Кроме того, сама машина стала легко управляемой. Попытки Уатта поставить свои изобретения на коммерческую основу не имели успеха до тех пор, пока он не вступил в деловые отношения с предпринимателем Мэттью Болтоном. Совместная компания «Boulton and Watt» (Boulton and Watt) успешно действовала на протяжении двадцати пяти лет, в результате чего Уатт стал весьма состоятельным человеком. После того, как стали ясны все преимущества новой машины, появилось множество подделок зачастую весьма плохого качества. Доход от продаж мог быть весьма большим, и поэтому всякий, кто имел хоть какое-то представление, даже весьма малое, о машине Уатта, пытался сделать её самостоятельно в попытке заработать. Уатт и Болтон были вынуждены начать борьбу с подделками, так как это портило репутацию их фирме и, вдобавок, часть поддельных машин была просто опасна в эксплуатации. Судебные разбирательства отнимали много времени, издержки исчислялись тысячами, однако все их Уатту и Болтону удалось выиграть и отстоять свои права. Российская академии наук пригласила Уатта работать в России. Русское правительство предложило английскому инженеру «занятие, сообразное с его вкусом и познаниями» и с ежегодным жалованьем в 1000 фунтов стерлингов. Намерение Уатта уехать в Россию вызвало переполох. Поэт Эразм Дарвин написал: «О Боже, как я был напуган, когда услышал, что русский медведь зацепил Вас своей громадной лапой и тянет в Россию! Умоляю не ездить, если только это возможно… Я надеюсь, что Ваша огненная машина оставит Вас здесь». Уатт в Россию не поехал.
Watt_James_Chantrey (700x475, 149Kb)
Памятник Уатту скульптора Френсиса Легата Чантри в Соборе Святого Павла.
Уатт был разносторонне одарён, легко изучал языки, много читал. Вальтер Скотт в предисловии к одному из своих романов выражает удивление разнородности познаний Уатта, которого он знал в последние годы его жизни. На склоне лет Уатт много занимался придуманной им машиной для копирования скульптурных произведений. Сам изобретатель называл её эйдографом. Это механическое приспособление позволяло копировать барельефы, медальоны, статуи, бюсты, сосуды и прочие вещи самой сложной формы с высокой точностью. Работу над этой машиной Уатт начал ещё в конце XVIII века, но усовершенствовать её получилось у него лишь к концу жизни. Скончался в Хитфилде близ Бирмингема 19 августа 1819 года и был похоронен в приходской церкви (St Mary's Church) в Хэндсворте (Handsworth). Вскорости в Вестминстерском аббатстве был воздвигнут величественный памятник Уатту, выполненный талантливым скульптором Френсисом Легатом Чантри. Впоследствии памятник был перемещён в Собор Святого Павла. Имя Уатта носит колледж в Гриноке и мемориальная библиотека, основанию которой он способствовал. В 1784 году Уатт был избран членом Королевского общества Эдинбурга. В 1787 году избирается членом философского общества (Batavian Society) в Роттердаме. В 1806 году стал почётным доктором права университета Глазго. В 1814 году Французская академия избирает его членом-корреспондентом. За несколько лет до смерти английское правительство решило отличить Уатта за заслуги перед родиной баронским титулом, однако он отклонил это предложение. Являлся членом Лунного общества — неофициального учёного общества видных деятелей британского Просвещения, включавшее промышленников, натурфилософов и интеллигенцию, заседания которого проводились между 1765 и 1813 в Бирмингеме. 29 мая 2009 года Банк Англии объявил, что будет выпущена банкнота в 50 £ с изображением Уатта и Болтона. На данный момент банкнота выпущена и находится в обращении. В качестве единицы мощности Уатт в свое время предложил такую единицу, как «лошадиная сила». В 1882 году Британская ассоциация инженеров решила присвоить его имя единице мощности. Это был первый в истории техники случай присвоения собственного имени единице измерения. Литература: Петрушевский Ф.Ф. Ватт, Джеймс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнение). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Уатт // Большая советская энциклопедия: В 65 томах / главный редактор О.Ю.Шмидт. — 1-е издание — Москва: Советская энциклопедия, 1947. — Том 55 (Трихоцисты — Украинское искусство). — Страница 488. — 986 страниц. — 45 000 экземпляров; Уатт // Большая советская энциклопедия: в 51 томе / Б.А.Введенский. — 2-е издание — Москва: Советская энциклопедия, 1956. — Том 43 (Топсель — Уженье). — Страницы 582—583. — 672 страниц; Каменский А.В. Джеймс Уатт. Его жизнь и научно-практическая деятельность // Гутенберг. Уатт. Стефенсон и Фултон. Дагер и Ньепс. Эдисон и Морзе: Биографические повествования. / Н.Ф.Болдырев. — 2-е издание — Челябинск: Урал, 1995. — С.траницы101—182. — 438 страниц. — 25 000 экземпляров. — ISBN 5-88294-066-4; Келле В.Ж. Уатт, Джеймс — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).

 (505x698, 135Kb)
1737
Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер (французское имя - Jacques-Henri Bernardin de Saint-Pierre)
французский писатель, путешественник и мыслитель XVIII века, автор знаменитой повести «Поль и Виржини». Член Французской Академии с 1803 по 1814 год. В детстве Сен-Пьер увлекался чтением «Робинзона Крузо». Совершил — благодаря своему дяде-капитану — путешествие на Мартинику; однако тяготы мореплавания так изнурили его, что Бернарден на всю жизнь невзлюбил морскую стихию. Затем он учился в католических коллежах Кана и Руана; система образования у иезуитов в дальнейшем привела Бернардена к выработке если не антиклерикалистских воззрений, то весьма своеобразной концепции Божественного. В 1757 поступил в Национальную школу мостов и дорог. При не вполне ясных обстоятельствах получив диплом инженера (училище он так и не окончил), Бернарден работал в Германии (1760), на Мальте (1761); в результате конфликта с начальством отправился в Голландию, затем в Россию (1762), где, возможно, был представлен Екатерине II. Через графа Орлова он предложил императрице проект «колонии авантюристов» на Аральском озере; проект, однако, был отклонен. Жил в Польше (1764), где поддерживал князя Радзивилла в его борьбе с будущим королем, графом Понятовским; Дрездене, Берлине (где безуспешно пытался завербоваться в прусскую армию), Вене. В 1766 году вернулся в Париж столь же неимущим, что и в начале своих странствий. Затем Бернардену удалось получить место на судне, отправлявшимся в Индийский океан; два года он провёл на Иль-де-Франсе (ныне остров Маврикий). После недолгого пребывания на расположенном неподалеку острове Бурбон (ныне Реюньон) в июне 1771 он снова в Париже. Долгое время Сен-Пьер пытается найти работу. Д'Аламбер вводит его в салон Жюли де Леспинас, но без особого успеха; Бернарден скоро рвет с энциклопедистами, но поддерживает сердечные дружеские отношения с Руссо. Публикация первой книги Сен-Пьера, «Путешествие на Иль-де-Франс» (1773), прошла незамеченной. Долгожданное материальное благополучие Бернардену принесла публикация трактата «Этюды о природе» (1784). Начиная с третьего (1788) издания Сен-Пьер включал в текст «Этюдов» повесть-притчу «Поль и Виржини», которая является признанной вершиной его творчества. Перипетии Великой французской революции Бернарден перенес сравнительно легко. В 1792 году стал заведовать парижским Ботаническим садом. Лишь в 1793 году он впервые женился — на дочери своего издателя Дидо, Фелисите; после её кончины женился вторично. Умер в Эраньи-сюр-Уаз, департамент Валь-д’Уаз, 21 января 1814 года. После смерти писателя осталось множество рукописей, на основе которых в 1818 году было выпущено первое собрание его сочинений. Большой интерес для отечественного читателя могли бы представить мемуары Бернардена о России (на русский язык не переводились). Повесть «Поль и Виржини» — трагическая притча о беззаветной любви, целомудрии и пагубном воздействии цивилизации — вобрала в себя множество культурных ассоциаций (Адам и Ева, Дафнис и Хлоя, Тристан и Изольда, платоновский миф об Андрогине, пасторальный роман Оноре д'Юрфе «Астрея»…). Книга является вместе с тем ключевым произведением французского предромантизма, где Бернарден фактически стал первопроходцем в описании экзотической природы (которую он хорошо знал) и в разработке соответствующего словаря. В повести отразилось воздействие идей Руссо («Юлия, или Новая Элоиза») и аболиционистских представлений. О неслыханной популярности этой повести свидетельствует тот факт, что генерал Бонапарт (в тот момент еще не ставший императором) брал с собой книгу в период итальянской кампании (1796). В этой пространной книге, написанной под влиянием Бюффона и больше напоминающей лирическое эссе, чем естественнонаучный трактат, Бернарден хотел показать бесконечную заботливость Провидения и доказать, что всё в мире было создано для удобства человека. Несколько наивный телеологизм и финализм «Этюдов о природе» нередко становились предметом критики, в том числе со стороны составившего весьма интересный комментарий к этой книге Джакомо Казановы, а также Шатобриана, вообще-то многим обязанного Бернардену. Вот какую характеристику Бернардену де Сен-Пьеру — мыслителю дал в своем дневнике 1817 года поэт Константин Батюшков: «Bernardin de St.-Pierre умер незадолго перед нами. Он много странствовал, служил в России офицером и, видно, был несчастлив. Мечтатель, подобный Руссо. Его философия — бред, в котором сияет воображение и всегда видно доброе и чувствительное сердце». Основные произведения: Смерть Виржини. Гравюра Леграна по картине М.Ламбера. Конец XVIII века; 1773 — Путешествие на остров Иль-де-Франс; 1784 — Этюды о природе (3 тома); 1787 — Поль и Виржини;1788 — Галлия (первая часть незавершенной книги Аркадия); 1790 — Индeйская хижина; 1790 — Суратская кофейня; в 1891 вышла переработка, выполненная Львом Толстым; 1800—1805 — неоконченный роман Амазонка; 1815 — Гармонии природы (3 тома).Литература: Souriau M. Bernardin de Saint-Pierre d’après ses manuscrits. P., Société française d’imprimerie, 1905; Simon J.-J. Bernardin de Saint-Pierre ou le triomphe de flore. P., Nizet, 1967; Casanova de Seingalt J. Examen des Etudes de la Nature et de Paul et Virginie de Bernardin de Saint-Pierre. Utrecht, 1985; Widemeier K. La Réligion de Bernardin de Saint-Pierre. Fribourg, Editions de l’Université, 1986; Etudes sur «Paul et Virginie» et l’oeuvre de Bernardin de Saint-Pierre. Saint-Denis — Paris, 1986; Bernardin de Saint-Pierre. — «Revue d’histoire littéraire de la France», 1989, № 5; Строев А.Ф. «Те, кто поправляет Фортуну». Авантюристы Просвещения. Москва, Новое Литературное Обозрение, 1998; Строев А.Ф. Бернарден де Сен-Пьер и Екатерина II// Человек эпохи Просвещения. — Москва, 1999. Страницы 76-86; Ngendahimana A. Les idées politiques et sociales de Bernardin de Saint-Pierre. Bern — Berlin — Frankfurt a.M. — N.-Y. — Paris — Wien, Peter Lang, 1999; Dictionnaire encyclopédique de la littérature francaise. P., Laffont, 2007; Чекалов К.А. «Его философия — бред...» «Этюды о природе» Бернардена де Сен-Пьера

Giuseppe_Millico (592x700, 347Kb)
1737
Джузеппе Миллико (итальянское имя - Giuseppe Millico; или Вито Джузеппе Миллико, Vito Giuseppe Millico; прозванный Московита, Moscovita)
итальянский композитор, певец–кастрат. Вито Джузеппе Миллико родился в Терлицци, Неаполитанское королевство. В 1744 году переехал в Неаполь, где поступил в одну из четерёх местных консерваторий. В 1757 году дебютировал как певец в Риме. С 1758 по 1765 год служил при императорском дворе в России, за что позднее получил прозвище «Московита». В Санкт-Петербурге Джузеппе Миллико участвовал в постановках опер Винченцо Манфредини «Признание Семирамиды» (итал. Semiramide riconosciuta), «Карл Великий» (итальянское название - Carlo Magno) и «Мир героев» (итальянское название - La Pace degli eroi), в опере «Хосров, царь Персии» (итальянское название - Siroe, re di Persia) Германа Фридриха Раупаха, а также преподавал вокал. В 1769 году был в Парме, где участвовал в премьере оперы «Праздник Аполлона» (итальянское название - Le feste d'Apollo) Кристофа Виллибальда Глюка, блестяще исполнив партию Анфризия. Позднее исполнил партию Орфея в опере «Орфей и Эвредика» и партию Адмета в опере «Альцеста», а также главную партию в опере «Парис и Елена» того же композитора. После исполнения партии Ринальдо в опере «Армида» Антонио Саккини в герцогском театре в Милане во время карнавала 1772 года, Джузеппе Миллико уехал в Лондон с композиторами из Италии. В Лондоне исполнял главные партии в операх «Сид» и «Тамерлан». Предпринял неудачную попытку восстановить английскую версию оперы «Орфей и Эвридика» в соответствии с волей автора. В 1773 году, через три месяца после представления «Тамерлана» и перехода Антонио Саккини в Королевский театр, Джузеппе Миллико предпринял попытку вернуться к исполнению оригинальной партии Орфея. Некоторое время жил в Париже. В 1774 году посетил Цвайбрюкен, Мангейм и Берлин. В 1774—1775 году вернулся в Италию, в театр Сан-Бенедетто в Венеции, где участвовал в премьерных постановках опер «Олимпиада» Паскуале Анфосси и «Демофонт» Джованни Паизиелло. В 1775 году во Флоренции в театре Ла-Пергола, участвовал в премьерах опер «Персей и Андромеда» Джузеппе Гаццанига и «Великий Сид» Джованни Паизиелло. Сезон 1776 года Джузеппе Миллико открыл 26 декабря мировой премьерой на карнавале в Венеции оперы «Вологез» Пьетро Алессандро Гульельми. В том же сезоне он сыграл роль Эпитиды в опере «Меропэ» Томмазо Траэтты. Вернулся во Флоренцию, откуда переехал в Рим, где, однако, 29 декабря 1776 года был заменён коллегой Франческо Ронкалья на премьере оперы «Ифигения» Джузеппе Сарти. Его дебют в той же опере состоялся 8 января 1777 года на сцене театра Арджентина. В 1780 году, завершив театральную карьеру, вернулся в Неаполь, где был принят в королевскую капеллу, а в 1786 году получил место учителя пения монарших детей. Среди его учениц была известная леди Эмма Гамильтон. В Неаполе Джузеппе Миллико написал несколько опер, в том числе «Гиперместру, или Данаид» (итальянское название - Ipermestra o La Danaidi) на либретто Раньери де Кальцабиджи. Он был приверженцем реформы Кристофа Виллибальда Глюка. Кроме опер им были написаны несколько кантат, многочисленные арии, дуэты и песни, часто исполняемые под аккомпанемент арфы. Ослеп в 1797 году. Джузеппе Миллико умер в Неаполе 2 октября 1802 года. В своем завещании оставил значительное состояние семье, а также сто дукатов своему «другу», композитору Гаэтано Андреоцци, по прозвищу Йоммеллино, «купить немного храбрости». Творческое наследие композитора включает 10 опер (из них 1 не окончена и у 2 сомнительная атрибуция), несколько кантат, ряд вокальных и инструментальных сочинений. 1-й исполнитель партий: Араса ("Сироэ" Г.Ф. Раупаха, 1760), Миртея ("Узнанная Семирамида" Винченцо Манфредини/Vincenzo Manfredini, 1760), Мужество ("Мир героев" Винченцо Манфредини/Vincenzo Manfredini, 1762), Лицидаса ("Олимпиада" Винченцо Манфредини/Vincenzo Manfredini, 1762), Ринальдо ("Карл Великий" Винченцо Манфредини/Vincenzo Manfredini, 1763 и во 2-й редакции, 1764), ("Празднества Аполлона"/"La Feste d’Apollo" К.В.Глюка, 1769, Парма, Придворный театр), Париса ("Парис и Елена"/"Paride ed Elena" К.В.Глюка, 3 ноября 1770, Вена). Партнёры в России: Нунциата Гарани, Ипполита Дуранти, Константин Компасси, Доминико Луини, Мария Манфредини-Монари, Бартоломео Путини, Ш.Б.Шлаковская. Пел под управлением К.В.Глюка, Винченцо Манфредини/Vincenzo Manfredini, Г.Ф.Раупаха и др. В 1764 преподавал уроки игры на клавесине Павлу Петровичу (будущему Павлу I). С 1780 возглавлял Королевскую капеллу в Неаполе. Автор опер "La Pieta d’Amore"/"Милосердие любви" (1782), "Zelinda"/"Целинда" (1786), "L’Avventura benefica", "Ipermnestra" и "Le Cinesi"/"Китаянки", кантат, ариетт, канцонетт, романсов. Среди его учениц — певица Агата Каррара/Agata Carrara (сопрано). Литература: K. J. Kutsch/Leo Riemens. Großes Sängerlexikon. — K.G.Saur Bern und München 1997. Bd. 3. S. 2374; Ходорковская Е.С. // Музыкальный Санкт-Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Книга 2. — Санкт-Петербург. 1998. Страницы 209—210; Музыкальный словарь Гроува (перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л.О.Акопяна // Москва, Практика. 2001. Страница 506.

1743
Франц Йегер (немецкое имя - Franz Jäger)
австрийский архитектор. Родился в Вене, в семье каменщика, выходца из Тироля. Занимался каменотёсными работами при австрийском императорском дворе, в том числе реставрацией лестницы во дворе Дворца Шёнбрунн. В 1783 г. получил звание придворного каменотёса. Заведовал каменотёсными работами при сооружении дворца Франценсбург в Лаксенбурге, работал в нескольких венских церквях. В 1797 г. спроектировал (при участии своего сына Антона) венский Театр ан дер Вин. Умер в Вене в 1809 году.

 (539x698, 164Kb)
1747
Иоганн Элерт Боде (немецкое имя - Johann Elert Bode)
немецкий астроном. Родился в Гамбурге (Германия). С 1772 по приглашению И.Г.Ламберта работал в Берлинской обсерватории; с 1786 по 1825 в должности директора. Открыл несколько комет. В 1772 изложил правило планетных расстояний на основе закономерности, установленной ранее И.Д.Тициусом («правило Тициуса – Боде»). Суть его состоит в том, что расстояния планет от Солнца близки к геометрической прогрессии. В 1776 Боде предложил теорию строения Солнца, близкую к той, которую в 1795 развил В.Гершель. В его книге «Uranographia sive astrorum descriptio» (2 издание, 1819) занесены 17240 звёзд, на 1200 больше, чем было известно до него. Большим распространением пользовалось его «Repré sentation des astres» (1782), содержащее на 34 небольших листах все звёзды, видимые невооружённым глазом над берлинским горизонтом, вместе с главнейшими телескопическими звёздами, каталогом и мифологическим объяснением отдельных созвездий. Боде предложил название планеты Уран, открытой В.Гершелем. Основал широко известный «Берлинский астрономический ежегодник» («Berliner astronomisches Jahrbuch») (1774, выходил с 1776 по 1959), в течение 51 года был его составителем и издателем. Член Берлинской Академии наук (1786), иностранный почетный член Санкт-Петербургской, член Шведской королевской, Датской королевской и Гёттингенской академий наук. Его имя занесено на карту Луны. Умер в Берлине 23 ноября 1826 года. Из других его сочинений надо упомянуть: «Entwurf der astronomischen Wissenschaft» (2-е издание, 1825); «Allgemeine Betrachtungen über das Weltgebäude» (3-е издание, 1834), а также общедоступный учебник астрономии — «Anleitung zur Kenntniss des gestirnten Himmels» (11 издание 1858). В честь Иоганна Элерта Боде назван астероид (998) Бодея, открытый в 1923 году. Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страницы.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку