-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108786
Комментариев: 6801
Написано: 117258


18 января родились...

Четверг, 18 Января 2018 г. 05:41 + в цитатник
Alexandra_Exter (558x700, 190Kb)
1882
Александра Александровна Экстер (урождённая - Григорович)
русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда. Была одним из основоположников стиля «арт-деко». Родилась в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи, в семье коллежского асессора Александра Аврамовича Григоровича. Обучалась в Киеве в гимназии Святой Ольги, которую закончила 1899 году. С 1901 по 1903 годы, а также, как вольнослушатель, с 1906 по 1908 годы занималась в Киевском художественном училище. В 1903 году вышла замуж за своего двоюродного брата — адвоката Николая Евгеньевича Экстера. В эти же годы организовала в своем доме салон-мастерскую, ставший местом встреч представителей киевского авангардного искусства. В 1907 году уехала в Париж, где начинала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П.Пикассо, Г.Аполлинером. С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Санкт-Петербург), активно путешествуя по Европе. В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д.Д.Бурлюком выставку «Звено». В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи, а через него — с ведущими авангардистами этой страны и принимает участие в их выставках. Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета — февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых — март 1912-го и др.), Италии. В 1915 году вступила в группу К.Малевича Супремус. В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель — её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). В 1918—1921 годах — вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской, сестрой В.Нижинского, в её Балетной студии в Киеве. В 1921 году принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х5=25». В 1923 году вместе с В.И.Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Экстер преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). С 1921 по 1922 годы вела курс во ВХУТЕМАСе. С 1924 года жила за границей. В 1925 году приняла участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Умерла в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 года. Как художник театра и кино работала над спектаклями Московского камерного театра А.Я.Таирова («Фамира Кифаред» И.Ф.Анненского (1916), «Саломея» О.Уайльда (1917)), «Ромео и Джульетта» У.Шекспира (1921), фильмами («Аэлита» Я.А.Протазанова) и др. В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922—1923). В 1924—1925 годах занималась оформлением советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовкой экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в таком направлении, как «Les Livres Manuscrits» — создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка — в трех-пяти экземплярах. Персональные выставки Александры Экстер — Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937). Альбомы и каталоги: Nakov Andréi. Alexandra Exter: [Catalogue]. — Paris: Galerie Jean Chauvelin, 1972; Александра Экстер: Путь художника. Художник и время: [Альбом] / Г.Ф.Коваленко. — Москва: Галарт 1993. — 287 страниц. — ISBN 5-269-00056-3. Монографии: Коваленко Георгий. Александра Экстер, Alexandra Exter [ в 2-х томах, том 1], Монография ; Страниц — 303, цветные иллюстрации, портреты. — ISBN 978-5-91611-018-0. Москва, 2010; Коваленко Георгий. Александра Экстер, Alexandra Exter [в 2-х томах, том 2], Монография ; Страниц — 361, цветные иллюстрации, портреты. — ISBN 978-5-91611-018-0. Москва, 2010; Dmytro Horbachov, John E. Bowlt, Jean Chauvelin, Nadia Filatoff. Alexandra Exter. Monograph [1882-1949]. Иллюстраций: 600. Страниц: 448. ISBN 2-914388-27-6. Статьи: Коваленко Георгий. Александра Экстер в Париже // Театр. — 1992. — № 2. — Страницы 103—122; Коваленко Георгий. «Цветная динамика» Александры Экстер (из бывш. собрания Курта Бенедикта) // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1994. — Москва, 1996. — Страницы 356—365; Наков А. Она была единственной, кого Малевич допускал в свою мастерскую // Культура. — 10—16 ноября 2005. — № 44 (7503). Интервью: Ларина Ксения, Трефилова Анна. Музей современного искусства. Выставка Александры Экстер «Ретроспектива»: Интервью Георгия Коваленко в программе «Музейные палаты» // Эхо Москвы. — 2010. — 5 июня.

Xösäyen_Yamaşev (531x700, 348Kb)
1882
Хусаин Мингазетдинович Ямашев (татарское имя - Xösäyen Minhacetdin ulı Yamaşev, Хөсәен Минһаҗетдин улы Ямашев)
российский революционер, первый татарский большевик, публицист. Член РСДРП с 1903, большевик. Родился в Казани, в семье торговца. В 1882 году Окончил Казанскую татарскую учительскую школу. В январе 1903 г. вступил в РСДРП(б) и начал руководить татарской группой Казанского комитета партии. Автор прокламаций на татарском языке, организатор социал-демократических кружков на Алафузовском заводе и в Казанской татарской учительской школе (1904 году). В 1905 возглавил татарскую группу при Казанском комитете РСДРП. С конца декабря 1905 на нелегальном положении. Во время революции 1905—1907 гг. готовит вооружённое восстание Казани.В ноябре 1906 переехал в Оренбург, где становится организатором первой легальной татарской социал-демократической газеты «Урал» в Оренбурге. В мае того же года газета была запрещена и Хусаин Ямашев вынужден вернуться в Казань. Переводит на татарский язык и сам пишет революционную литературу. В 1907 г. после закрытия газеты (10 мая 1907) Ямашев Х. М. попал под следствие. В конце лета 1907 он сотрудничает с либеральной газетой «Казан-Мухбире» («Казанский вестник»), налаживает контакты с передовой татарской интеллигенцией. В августе 1911 Ямашев Х. М. поступил на юридический факультет Казанского университета, и в этот период руководил кружком татарской молодежи. Умер в книжном магазине издательства “Гасыр” в Старотатарской слободе Казани от кровоизлияния в мозг утром 26 марта 1912 года. Похоронен на Новотатарском кладбище Казани. В честь Х.Ямашева названы: Проспект Ямашева — крупнейший проспект города Казани; Бульвар Ямашева — бульвар в городе Набережные Челны; В 1971 г. учреждена премия имени Х.Ямашева для журналистов. Литература: Хасанов Х. Х. Революционер-интернационалист, Казань, 1971; Амиров К. Казань: Где эта улица, где этот дом? Казань, 1995; «Yamaşev Xösäyen/Ямашев Хөсәен». Tatar Encyclopedia. Kazan: Tatarstan Republic Academy of Sciences Institution of the Tatar Encyclopaedia. 2002.

Peter Boysen Jensen (497x700, 219Kb)
1883
Петер Бойсен-Йенсен (датское имя - Peter Boysen Jensen)
датский физиолог растений, член Датской Академии Наук. Окончил Копенгагенский университет (1907) и работал там же. В 1909 работал в лабораториях В. Пфеффера (Лейпциг) и биохимика Э.Шульце (Цюрих). В 1910, вернувшись в Копенгагенский университет, защитил докторскую диссертацию о превращении Сахаров при дыхании растений. С 1927 профессор. Основные работы по растительным гормонам, тропизмам и продуктам фотосинтеза. Умер 21 ноября 1959 года. Сочинения в русском переводе: Ростовые гормоны растений, Москва— Ленинград, 1938. Литература: Larsen P., Peter Boysen Jensen. 1883—1959, «Plant Physiology», 1960, v. 35. № 6, p. 986.

Loria Stanislaw (574x700, 232Kb)
1883
Станислав Лориа (польское имя - Stanisław Loria)
польский физик. Родился в Варшаве. В 1917 — 1941 — профессор Львовского университета и директор (1928 — 1941) Физического института, в 1946 —1951 — профессор Вроцлавского, с 1951 — Познанского университетов. Работы относятся в основном к физической оптике и атомной физике, в частности дисперсии света, флюоресценции, магнетооп-тики, тепловому излучению, радиоактивности, дифракции электронов. Автор книг «Относительность и гравитация» и «Эфир и материя». Умер в Лондоне 8 августа 1958 года. Библиография: Leopold Infeld: Prof. Stanisław Loria, Nature, Volume 182, Issue 4647, pp. 1411-1412 (1958); Adam Kiejna: Stanisław Loria - zarys działalności naukowej, Postępy Fizyki 2/1003, str. 77-82; Andrzej Kajetan Wróblewski - Fizyka na Uniwersytecie Lwowskim, w Universitati Leopoliensi, Trecentesimum Quinquagesimum Anniversarium Suae Fundationis Celebranti. In Memoriam, Polska Akademia Umiejętności, Kraków 2011, ISBN 978-83-7676-084-1. Избранные труды: Stanisław Loria: Eter i materja: wykład wygłoszony podczas inauguracji roku akademickiego 1920/21 w Uniwersytecie Jana Kazimierza we Lwowie dnia 1 marca 1921, H. Altenberg, Lwów 1921; Stanisław Loria: Marian Smoluchowski i jego dzieło (1972-1917), Poznań 1952.

1883
Ирина Сергеевна Миклашевская (урождённая - Михельсон)
советская пианистка и педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1935). Родилась в Москве. С 6 лет обучалась игре на фортепиано у А.Свечниковой (ученицы П.А.Пабста), пению - у своей матери (певицы). С 1898 выступала как пианистка. Некоторое время занималась в Варшавском музыкальном институте у Л.Ружицкого. Затем работала в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия), участвовала в концертах, здесь же дебютировала как певица на сцене Народной оперы. В 1909 окончила санут-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано у А.М.Миклашевского. В 1911 совершенствовалась в Берлине у Л.Д.Крейцера. С 1912 концертировала в Санкт-Петербурге и других городах. Её игру отличали мужественность, сила, виртуозный размах. В 1913-1950 преподавала в Санкт-Петербургской (позже Ленинградской) консерватории (c 1917 - профессор). Умерла в Москве 27 мая 1953 года.

1884
Борис Алексеевич Альмединген
русский советский художник театра и кино, живописец, график, архитектор. Сын издателя, генерал-майора А.Н.Альмедингена; брат педагога, переводчицы Н.А.Альмединген-Тумим. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1906–1915), на архитектурном отделении у Л.Н.Бенуа. В 1915 получил звание художника-архитектора. Одновременно с 1908 работал в Мариинском театре, был помощником А.Я.Головина. Жил в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1917 дебютировал как самостоятельный художник театра, оформив постановку пьесы по драме Л.Н.Андреева «Милые призраки» в Александринском театре. В конце 1910-х — 1930-х оформлял спектакли в театрах Петрограда — Ленинграда, Минска, Харькова. Выполнил эскизы костюмов и декораций к постановкам: «Дело», «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина (обе — 1918), «Заговор Фиеско» Ф.Шиллера (1920), «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому (1923), «Князь Пожарский» М.В.Крюковского (1935) в Академическом театре драмы; «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно (1920, 1955), «Травиата» Дж.Верди (1923, 1952), «Молодая гвардия» Ю.С.Мейтуса (1950) в Малом театре оперы и балета; «Королевский брадобрей» А.В.Луначарского (1921), «Собака садовника» Лопе де Вега (1921) в Театре комедии (все — Петроград — Ленинград); «Мейстерзингеры» Р.Вагнера (1926), «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса (1926) в Харьковском театре оперы и балета; «Тартюф» Ж.-Б. Мольера (1934) в Белорусском театре рабочей молодежи в Минске. Участвовал в оформлении кинофильмов на студии Совкино: «Соперники» С.Ф.Шишко (1926), «Водоворот» П.П.Петрова-Бытова (1927), «Пурга» Ч.Г.Сабинского (1927), «Ася» А.В.Ивановского (1928) и других; выполнял киноафиши. Автор живописных пейзажей Пушкинских мест (Михайловское, Тригорское). Создал проект реконструкции кинотеатра «Пикадилли» (1923–1924, ныне — «Аврора»). С 1915 — участник выставок (отчетная выставка ИАХ в Петрограде). Участвовал в выставках: эскизов театральных декораций и работ мастерских декоративного института за 1918–1922 годы (1922), «Выставке театрально-декорационного искусства. 1917 — Х — 1927» (1927), «Художники советского театра (1917–1935)» (1935), «М.Ю.Лермонтов. К 125-летию со дня рождения» (1939), произведений ленинградских художников (1940, 1945, 1952, 1955, 1956) в Ленинграде; «Художники советского театра за XVII лет» (1935) в Москве. Провел персональную выставку в Ленинграде (1949). Автор ряда статей, мемуарных очерков, книги «Головин и Шаляпин: ночь под крышей Мариинского театра» (Ленинград, 1958). Умер в Ленинграде 19 мая 1960 года.
Almedingen_Boris-AlekseevichМогила (525x700, 435Kb)
Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Мемориальная выставка состоялась в 1961 (Ленинград). Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина. Источники: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Москва, 1965, том 1. Страницы 98, 218; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Москва, 1970, том 1. Страница 120. Литература: Театрально-декорационное искусство в СССР... Сборник статей, Ленинград, 1927.

Hermann_Boehm_-_Norwegen_-_1942 (700x480, 257Kb)
1884
Герман Бём (немецкое имя - Hermann Boehm)
немецкий военно-морской деятель, генерал-адмирал (1 апреля 1941 года). Родился в городе Рыбник, Верхняя Силезия. 1 апреля 1903 года поступил в Кайзерлихмарине кадетом. Окончил военно-морское училище со специальным курсом (1905). С 1905 года служил на надводных кораблях. 28 сентября 1906 года произведен в лейтенанты. С 1 октября 1909 года командир роты 4-го морского артиллерийского батальона, с 15 сентября 1910 года командир роты 2-й дивизии миноносцев, с 1 декабря 1911 года командовал миноносцами, одновременно в 1915—18 годах флаг-лейтенант 6-й флотилии миноносцев. С 19 сентября 1914 года в звании капитан-лейтенант. Во время 1-й мировой войны участвовал в морском сражении в Скагерраке (1916). С 28 июля 1918 года адъютант штаба военно-морской станции «Нордзее». 16 марта 1919 года уволен по сокращению из флота, но 28 августа 1920 года возвращен на службу и назначен преподавателем навигации в военно-морское училище в Мюрвике. С 28 марта 1923 года — 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее». С 18 мая 1926 года — командир 2-й флотилии миноносцев, с 27 сентября 1928 года — советник, с 28 сентября 1929 года — начальник Морского департамента Морского управления. 1 июля 1930 года получает звание капитан 1-го ранга. С 30 сентября 1932 по 2 октября 1933 года — начальник штаба командующего флотом. 3 октября 1933 года назначен командиром линейного корабля (броненосца) «Гессен». В 1934—1938 годах, в том числе и во время Гражданской войны в Испании, занимал посты командующего разведывательными силами флота (25 сентября 1934 — 27 сентября 1937 года) и командующего германской эскадрой в Испании (25 августа — 5 октября, 14 ноября — 15 декабря 1936 года, 20 марта — 14 мая, 23 июня — 3 августа 1937 года). С 4 октября 1937 года командующий адмирал военно-морской станции «Нордзее». С 1 ноября 1938 года — командующий надводным флотом Германии. Считался способным военачальником, но не пользовался поддержкой главнокомандующего адмирала Эриха Редера, который 21 октября 1939 года заменил его вице-адмиралом В.Маршаллом. Одной из причин было то, что Редера оскорбила формулировка приказа, выпущенного оперативным отделом Бёма. 10 апреля 1940 года получил назначение командующим адмиралом в Норвегии и занимал этот пост до 1 февраля 1943 года, когда его статус был повышен и должность Бёма стала называться начальник Высшего командования ВМС в Норвегии, однако уже 3 марта 1943 года отстранен гроссадмиралом Карлом Дёницем за противодействие имперскому комиссару Норвегии Йозефу Тербовену и «недостаточный национал-социализм». 31 мая 1943 года уволен в отставку, но 1 марта 1944 года неожиданно назначен в инспекцию военно-морских учебных заведений. 31 марта 1945 года в третий раз, уже окончательно, уволен в отставку. Умер в Киле 11 апреля 1972 года. Литература: Залесский К.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. — Москва: Эксмо, 2005. — 638 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-699-10354-6; Митчем С., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 страниц. — (Тирания). — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-88590-287-9.

 (544x699, 80Kb)
1884
Георгий Григорьевич Уразов
русский и советский химик, академик Академии Наук СССР (1946). Родился в селе Шатой, ныне Чечено-Ингушской АР. Сын врача. В 1903 году окончил с золотой медалью Ереванскую классическую гимназию, в 1909 — металлургическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института, в 1912 году экстерном сдал выпускные экзамены Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Ещё в студенческие годы начал заниматься научной работой. С 1909 года аспирант политехнического института, в 1911 году утвержден младшим лаборантом (ассистентом), с 1912 по 1921 годы — лекционный ассистент профессора Н.С.Курнакова. В 1914 году Отделением химии Русского физико-химического общества присуждена премия имени Д.И.Менделеева за работы по металлическим сплавам. В 1920 году избран профессором кафедры металлургии цветных металлов Петроградского политехнического института. Одновременно с 1920 года работал в Институте Физико-Химического анализа (позже — Институте физической химии Академии наук СССР) научным сотрудником. В начале 1920-х годов предложил собственные методы переработки бокситов на глинозем, которые нашли применение в алюминиевой промышленности. С 1919 по 1924 год был руководителем химической лаборатории при Управлении промышленных разведок Северной области. В 1927 году Комитет по химизации при ВСНХ СССР присудил ему премию за работы в области химии. В 1934 году утверждён заведующим Отделом металлических равновесий ИОНХАН. Доктор технических (1934) и химических (1935) наук. 29 января 1939 года избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению математических и естественных наук, специальность — «общая и неорганическая химия». С 30 ноября 1946 года — действительный член (академик) Академии Наук СССР по Отделению химических наук, специальность — «неорганическая химия и химическая технология». В 1943—1957 годах — заведующий Отделом физико-химического анализа ИОНХАН Н.С.Курнакова. Играл на скрипке, выступал в симфоническом оркестре Санкт-Петербургского политехнического института. Награждён двумя орденами Ленина (1944, 1953), орденом Трудового Красного Знамени (18 января 1944), орденом Красной Звезды (1945), орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Умер в Москве 27 апреля 1957 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награды и премии: два ордена Ленина (1944,1953); орден Трудового Красного Знамени (18 января 1944) — за работы в области цветной металлургии и в связи с 60-летием; орден Красной Звезды (1945); орден «Знак Почёта»; медали. Литература: Г.Г.Уразов (1884–1957), Москва, 1957 (Академия Наук СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия наук, выпуск 25).

GiovanniGermanetto (700x530, 274Kb)
1885
Джованни Джерманетто (итальянское имя - Giovanni Germanetto)
итальянский писатель, деятель итальянского рабочего движения. С 1906 до 1921 член Итальянской социалистической партии. Член Итальянской компартии с момента ее основания (1921). Родился в Турине. Сын рабочего-металлиста, Джерманетто с 18 лет участвовал в социалистическом движении Италии. Подвергался преследованиям, был дважды ранен фашистами, неоднократно судим фашистскими трибуналами. В январе 1927 Джерманетто эмигрировал из Италии, жил во Франции, затем в СССР, где вел руководящую работу в Профинтерне, в Международном Красном Кресте. В 1928 избран кандидатом в члены ЦК ИКП, в 1931 — членом ЦК ИКП. В 1930-1946 жил в СССР. В годы 2-й мировой войны, находясь в СССР, выступал как публицист, разоблачая итальянскую фашистскую агрессию. В 1946 вернулся в Италию, где отдался журналистской и партийной работе; в 1948 избран членом Центральной Ревизионной Комиссии ЦК ИКП. В конце жизни приехал в СССР для лечения. Умер в Москве 7 октября 1959 года. Наиболее известное произведение Джерманетто — автобиографическая повесть «Записки цирюльника» (1930), издана сначала в СССР на русском языке, затем во Франции на итальянском языке (1931) с предисловием П.Тольятти. Книга в живой и увлекательной форме рассказывает о судьбах итальянского рабочего класса с начала 20 в. по 1927, об истории создания Итальянской компартии и ее борьбе с фашизмом. «Революционеры и рабочие любой страны найдут в ней по крайней мере часть своего собственного опыта, своей собственной жизни...», — писал в своем предисловии П.Тольятти. «Записки цирюльника» в 1949 с успехом переиздана в Италии. Книга переведена на 24 языка. Другие произведения Джерманетто: «Феникоттеро» («Il Fenicottero», Москва, 1935) — о подпольной борьбе итал. коммунистов; «Травальо» («Travaglio», Москва, 1938) — о росте сознания итальяских масс. В советской печати Джерманетто выступал с политическими и литературными статьями об итальянской культуре, о борьбе прогрессивных сил за мир и демократию. Сочинения: Memorie di un barbiere, pref. di Р. Togliatti, Roma, 1962; в русском переводе - Пролетариат Италии, Москва - Ленинград, 1931; Феникоттеро, Москва, 1935; Травальо, Москва, 1938. Memorie di un barbiere, pref. di P. Togliatti, Roma, 1962; в русском переводе — Италия (Под пятой фашизма), Москва, 1929; Грамши и Террачини, Москва, 1937; «Кризис книги» в Италии, «Литературная газета», 1953, 4. VII, № 79; Италия на пороге выборов, там же, 1958, 13. V, № 57; [Предисл.], в книге: Пратолини В., Метелло, Москва, 1958. Библиография: Записки цирюльника, «ЗИФ», Москва, 1930; Memoires of a barber, «Co-operative publishing society of foreign workers», M.-L., 1934; Memorie di un barbiere (Pref. Di Palmiro Togliatti), «Editori Riuniti», Roma, 1962; Genosse Kupferbart: aus den Erinnerungen eines italienischen Revolutionärs (Übers. von Hanna Straub), «Internationaler Arbeiter-Verlag», Berlin, Wien, Zürich, 1930. Литература: Финк В., Джованни Джерманетто, "Иностранная литература", 1960, № 1; Una vita esemplarе, "L"Unità", 1959, 8 ottobre, № 279; Una vita al servizio dei lavoratori, «L’Unità», 1955, 18. I, № 18; Некрологи: «Правда», 1959, 8. X, № 281; «Лит. газета», 1959, 8. X, № 124.

домбровский1 (532x700, 267Kb)
1885
Бронислав Александрович Домбровский
зоолог, морфолог, академик Академии Наук Казахской ССР (1954), доктор биологических наук (1936), профессор (1930), заслуженный деятель науки и техники Казахской ССР (1945). Создатель школы морфологов Казахстана. В 1912 году окончил Киевский университет. Остался там работать сначала лаборантом, затем ассистентом, позже был старшим преподавателем. В 1924 году стал заведующим кафедрой Киевского ветеринарно-зоотехнического института. В 1929 году переехал в Алма-Ату и заведовал кафедрой Алма-Атинского зооветеринарного института до 1954 года. С 1954 по 1970 года заведовал кафедрой в Казахском университете. Исследователь сравнительной анатомии дыхательной, нервной, сосудистой систем позвоночных и беспозвоночных животных, проблем эволюционной морфологии. Умер в Алма-Ате 16 июля 1973 года. Основные научные работы: Основные начала синтетической зоологии. Алма-Ата, 1968; О закономерностях развития биологической мысли. Алма-Ата, 1965; Сравнительная морфология животных и синтетическая зоология. Алма-Ата, 1982; К сравнительной характеристике познавательных направлений в современной биологии. Некоторые вопросы теоретической и прикладной биологии. Алма-Ата, 1967.

Peter_Alma_(1956) (525x700, 227Kb)
1886
Петер (Петрус) Алма (нидерландское имя - Peter (Petrus) Alma)
голландский живописец и график. Родился в городе Медан, остров Суматра. Реалист, связавший своё творчество с рабочим движением. Алма создал чёткие по мысли и форме образцы революционной графики (линогравюры "В.И.Ленин", "Восстание", "Капитализм"), росписи общественных зданий (университет, 1951, телефонная станция, 1957, - в Амстердаме), посвящен темам труда и народной жизни. Умер в Амстердаме (Голландия) 23 мая 1969 года. Литература: Peter Alma. Overzicht-tentoonstel-ling van schilderijen, gouaches, houtsneden. Katalogus, Amst., 1967.

Stefan_Dimitrescu_-_Autoportret03 (499x700, 421Kb)
1886
Штефан Димитреску (румынское имя - Ștefan Dimitrescu)
румынский художник. Родился в Хуши. Первоначально Штефан Димитреску собирался стать музыкантом и окончил класс виолончели в Ясской консерватории, однако в 1903 году он поступил в Школу изящных искусств (Școala de arte frumoase), где до 1908 года был учеником Георги Поповича и Эманоила Бардасаре. Затем в 1912—1913 годах художник обучался в парижской «Академии де ла Гран Шомьер» (Académie de la Grande Chaumière). В Первую мировую войну Штефан Димитреску был призван в румынскую армию и участвовал в боевых действиях. Увиденное на фронте и в тылу оказало сильное влияние на его последующее творчество. В 1917 году Штефан Димитреску, совместно с художниками Камилем Рессу, Иосифом Исером, Мариусом Бунеску и скульпторами Димитрие Пачиуреа, Корнелом Медреа, Ионом Жаля и Оскаром Ганом создаз в Яссах группу Румынское искусство (Arta română). Позднее, в 1926 он вместе со своим студенческим другом, художником Николае Тоница, а также с Оскаром Ганом и Франсиском Ширато организовал художественную группу Grupul celor patru. В 1927 Ш. Димитреску начал преподавательскую деятельность в ясской Школе изящных искусств, и с 1928 году возглавлял её — вплоть до своей смерти в Яссах 22 мая 1933 года. Полотна Штефан Димитреску можно увидеть в крупнейших музеях Бухареста, Клуж-Напоки, Орадя и др. — в том числе в Национальном музее искусств Румынии. Изображения его произведений становились сюжетами для почтовых марок Румынии. Галерея: Бухарестка (1926); Портрет старика (1921-1924); Розовый дом; Кабаре; Натюрморт с овощами; Цыганки Добруджи; Итальянская улица (1921); Мать и дети;Бальчич; Почтовая марка Румынии выпуска 1987 года с картиной Ш.Димитреску «Интерьер»; Почтовая марка Румынии выпуска 1967 года с картиной Ш.Димитреску «За работой за ткацким станком».

Drankov_Aleksandr_Osipovich (539x700, 253Kb)
1886
Александр Осипович Дранков
русский фотограф, кинооператор, продюсер, один из пионеров российского кинематографа, колоритнейшая фигура дореволюционного столичного бомонда. Место рождения Александра Осиповича (при рождении Абрама Иосифовича) Дранкова достоверно неизвестно, считается, что он родился в Феодосии, в многодетной еврейской мещанской семье. Его детство прошло в Севастополе. По воспоминаиям А.Лемберга, Дранков в начале XX века содержал танцкласс в Севастополе, на доходы от которого кормил всю свою семью. Затем Дранков увлекается фотографией и быстро становится профессиональным фотографом, после чего переезжает в Санкт-Петербург, где добивается удивительной известности и за удачные снимки Николая II даже удостаивается звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Дранкову также удается существенно удешевить фотопроизводство и открыть целую сеть «элекрофотографий» (не менее 50 студий), где снимки делаются при усиленном электрическом освещении, что приводит к значительной экономии. Впоследствии он также становится фотокорреспондентом лондонской газеты «Таймс», парижской «Иллюстрасьон» и получает журналистскую аккредитацию при Государственной думе. В 1907 году Абрам Дранков решает заняться кинопромышленностью. Он открывает так называемое Ателье А.Дранкова (впоследствии преобразованное в Акционерное общество «А. Дранков и Ко») и начинает снимать хроникальные фильмы (Дранков и работавшие на него операторы оставались обычными участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции), а затем приступает и к съёмкам художественных короткометражных лент — например, он пытается поставить игровую картину «Борис Годунов». Фильм не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни». Сенсационным успехом Дранкова на почве документалистики становится первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 28 октября 1908 года. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н.М.Ипполитовым-Ивановым для постановки одноимённой пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум», — и первым случаем нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки). Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков также придумывает новый вид кинорекламы — он выпускает открытки с кадрами из своих фильмов и помещает сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире. Начало деятельности в российском кино Александра Ханжонкова вызвало острую ревность Дранкова. Познакомившись с Ханжонковым и узнав о его планах поставить фильм «Песнь про купца Калашникова», Дранков начинает готовить для этого фильма «срыв» — упреждающий выпуск заведомо провального фильма с тем же названием. Ханжонков, получив информацию о намерениях Дранкова, ускоряет производство своей ленты и успевает вывести её на рынок прежде, чем будет готов конкурирующий фильм. После этого на протяжении десятилетия конкуренция Ханжонкова и Дранкова была одной из основных интриг российской кинематографической жизни, периодически приводившей к появлению в прокате почти одинаковых картин — например, «Воцарение Дома Романовых» производства Ханжонкова и «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» производства Дранкова (оба — 1913). В том же 1913 году принял крещение именем Александр Осипович. Дранков первым в России приступил к выпуску отечественных детективных киносериалов, которые тем временем уже вошли в моду во Франции. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька Золотая Ручка» (1914—1915) пользовался беспрецедентным успехом у массовой публики. В 1917 году Дранков сначала пытается заработать на теме революции и выпускает несколько «революционных» фильмов — например, «Георгий Гапон», «Бабушка русской революции» (оба — 1917), — но после Октябрьской революции решает оставить Петроград. События следующего периода его жизни достоверно неизвестны — по противоречивым воспоминаниям его знакомых, он возвращается на юг, пытается спекулировать драгоценностями в Киеве, затем занимается в Ялте съёмкой порнографических фильмов. В ноябре 1920 года он эмигрирует в Константинополь, где зарабатывает, по одним сведениям, организацией тараканьих бегов, а по другим — кинопрокатом и содержанием парка аттракционов. В 1922 году он перебирается в США, где покупает передвижную киноустановку и организовывает кинопоказы в русских общинах. В 1927 году пытается вернуться в кинобизнес, но его намерение снять масштабный фильм о любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской заканчивается крахом. После неудачной попытки утвердиться в Голливуде Дранков открывает кафе в городке Венис (ныне район Лос-Анджелеса), а спустя некоторое время переселяется в Сан-Франциско, где до конца своих дней работает в собственной компании «Фото-тон сервис» (фирма печатала фотоснимки, а также продавала фотопринадлежности). Скончался в Сан-Франциско от инфаркта миокарда 3 января 1949 года в 19.35 в возрасте. Похоронен в Колме (предместье Сан-Франциско, Калифорния). Фильмография: 1907 — «Князь Серебряный» (оператор); 1908 — «Большой человек» (оператор, режиссёр); 1908 — «Пьеро и Пьеретта» (оператор, режиссёр); 1908 — «Свадьба Кречинского» (оператор, режиссёр); 1908 — «Понизовая вольница» («Стенька Разин») (оператор); 1908 — «Усердный денщик» (оператор); 1909 — «Героический подвиг рядового Василия Рябого» (режиссёр); 1909 — «Двойная измена» («Сапожник») (оператор); 1909 — «Купец Калашников» («Бой купца Калашникова») (режиссёр, автор сценария); 1909 — «Тарас Бульба» (оператор, режиссёр); 1911 — «606» («Квинтэссенция злобы дня», «Приключение в парке») (оператор, режиссёр); 1914-1916 — «Сонька Золотая Ручка» (продюсер); 1917 — «Священник Гапон»; 1917 — «Бабушка русской революции». Литература: Поздняков А. Вечное пристанище Александра Дранкова // Киноведческие записки. — 2001. — № 50.

1886
Александр Иосафатович Коссовский
российский, советский, польский исследователь истории славянства, истории религии, один из основателей и декан факультета общественных наук (ФОН), первый славист Пермского университета; заместитель декана, декан гуманитарного факультета (1949-1952), ординарный профессор (1947) Люблинского католического университета. Правитель дел Пермской ученой архивной комиссии, член Общества философских, исторических и социальных наук при Пермском университете, заведующий пермской польской библиотекой, хранитель Государственного архива Люблина, член Научного общества Люблинского католического университета, член Комиссии по истории Польской академии наук. Родился в селе Саблуково Нижегородской области в польской дворянской семье. В 1906 году поступил и в 1912 году с отличием окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, специализировался по истории Польши. В 1917 г. зачислен в состав приват-доцентов Петроградского университета. В 1918 г. был приглашен в Пермский университет, где был первым профессором-славистом. 17 февраля 1919 г. во время заседания Совета Пермского университета был одним из подписавших приветствие «Верховному правителю, адмиралу Колчаку». В формулярном списке в то время он написал о себе: «Звание — дворянин. Вероисповедание — римско-католическое». В конце июня 1918 г. в связи с контрнаступлением красных войск в числе других профессоров и преподавателей Пермского университета был эвакуирован в Томск. 4 сентября того же года распоряжением министра народного просвещения правительства Колчака А.И.Коссовский откомандирован в Иркутский университет, где вел занятия по истории славянских народов и Польши. Находясь в эвакуации в Сибири, 1 октября 1919 г. он был избран профессором кафедры всеобщей истории Пермского университета. После возвращения в середине 1920 г. в Пермь продолжил свою деятельность в университете. С 4 июля 1920 г. — декан факультета общественных наук (ФОН), в конце 1920, 1921 гг. — секретарь ФОНа. За время работы в университете читал лекционные курсы по истории славян в средние века и эпоху Реформации, истории Польши, Юго-Западной Руси, истории Западной Европы в новое время, вел семинары по истории гуситства, истории религиозной свободы в Польше в XVI—XVII вв. 28 марта 1924 г. декан педфака Пермского университета П.А.Будрин сообщал в правление университета, что профессор Коссовский «прекратил чтение лекций и ведение практических занятий и выбыл за границу». 1 апреля того же года он был отчислен из Пермского университета. В апреле 1924 г. уехал в Польшу как оптировавший польское подданство. С 1926 по 1960 (вплоть до выхода на пенсию) — профессор всеобщей истории Люблинского католического университета. В 1938 г. получил звание звание экстраординарного, а в 1947 г. — ординарного профессора Люблинского университета. В 1949—1952 гг. — заместитель декана, декан гуманитарного факультета Люблинского католического университета, одновременно — хранитель Государственного архива в городе Люблине. С оккупацией Польши Германией был арестован и вместе с группой профессоров университета находился в качестве заложника в тюрьме в Люблинском замке. После своего освобождения в 1940 г. он вновь вернулся к научной и преподавательской деятельности, продолжил работу в Люблинском архиве. Умер в Люблине 24 июня 1965 года. Уже находясь на пенсии, он вплоть до своей кончины привлекался к чтению лекций в университете, оказывал помощь местным архивистам. Еще в студенческие годы определилась и основная тема научных изысканий Коссовского — религиозно-философские воззрения польского мыслителя XVI в. Анджея Фрыч-Моджевского («Религиозно-философские воззрения Анджея Фрыч-Моджевского, польского писателя XVI в.» — его основная научная работа). Позднее в сферу его творческих интересов вошли также историографические проблемы древней и средневековой истории Польши, история религиозных движений в Речи Посполитой, общественные отношения в Сербии XIV в. и ряд других тем. Он опубликовал ряд книг по истории протестантизма на Волыни и в Люблинском воеводстве, провел геральдико-генеалогические исследования о некоторых видных польских деятелях XVII—XVIII вв. В Польше оставил о себе память как о видном архивисте и историке. Коссовским были написаны также труды «Общественный строй древней Польши в новой польской исторической литературе», «Общественные отношения в Сербии в эпоху Стефана Душана», «Заселение Волыни в XVI в. в связи с развитием фольварков и татарскими опустошениями» и другие научные работы. В России же были опубликованы лишь две статьи А.И.Коссовского: «Молдавия» в «Новом энциклопедическом словаре» и «Определение в научной литературе сущности и исторической роли польского протестантизма» в «Сборнике трудов профессоров и преподавателей Иркутского госуниверситета» (Иркутск, 1921. Выпуск 2). В 1930-е гг. Коссовским были написаны и опубликованы работы о положении униатского и католического духовенства в Польше в XVII—XVIII вв., несколько генеалогических исследований, посвященных отдельным родовитым польским фамилиям (Замойским, Оржеховским). Он участвовал также в работе научных сообществ польских ученых-историков. Самым крупным трудом исследователя, опубликованным в Польше до войны, явилась книга «Протестантизм в Люблине и Люблинском воеводстве в XVI—XVII вв.» (Люблин, 1933), имевшая большое значение в сфере региональных наследований. С 1939 г. А.И.Коссовский состоял членом Научного общества Люблинского католического университета, выступал на заседаниях общества с докладами по интересующим его темам. В послевоенный период был членом Комиссии по истории Польской академии наук. В послевоенные годы им были опубликованы ценные архивные документы о жизни польских иноверцев в XVII в., по истории Брестской унии 1596 г. и её влиянии на религиозную жизнь в Польше, а также статьи о Люблине и Люблинском воеводстве в годы войны Речи Посполитой со Швецией в середине XVII столетия. По неполным данным, Коссовским было опубликовано в Польше до 20 работ, в том числе несколько книг. Своими трудами ученый продолжил традиции российской и польской научных школ в области славяноведения, внесших весомый вклад в европейскую историографию в целом. Общественная деятельность в Перми А.И.Коссовский был членом Пермской губернской ученой архивной комиссии (ПГУАК), в феврале 1919 г. избран правителем дел ПГУАК, состоял также членом Общества исторических, философских и социальных наук (ОФИС) при Пермском университете. На заседаниях ОФИСа выступал с докладами: в июне 1921 г. — «О социальных учениях и этнических воззрениях польских братьев (антитринитариев)»; в феврале 1923 г. — «В.Э.Крусман как историк эпохи Просвещения». В начале 1920-х гг. преподавал польский язык на вечерних курсах для взрослых, вел занятия по польскому языку на дому, читал полякам лекции по истории Польши. Вплоть до своего отъезда в Польшу (1924) он безвозмездно заведовал Пермской польской библиотекой. Помимо русского и польского, А.И.Коссовский знал еще десять языков (немецкий, французский, итальянский, греческий, болгарский, сербский и другие). Избранные труды (на польском): Arianie polscy w Lublinie a sprawa Jana Kokota, mieszczanina lubelskiego, Lublin 1929; Protestantyzm w Lublinie i Lubelskiem w XVI—XVII w., Lublin 1933; Blaski i cienie unii kościelnej w Polsce w XVII—XVIII w. w świetle źródeł archiwalnych, Lublin 1939; Materiały do dziejów Lubienieckich w Lubelskiem w latach 1648—1660, Warszawa 1960; Protestantyzm jako przejaw cywilizacyjny, Lublin 1937; Przyczynek do dziejów Szkotów w Polsce, Lublin 1953; Z dziejów zakonu bazylianów w Zamościu, Zamość 1938; Ze studiów nad polemiką religijną XVII w., Lublin 1959 (из польской Википедии). Источники: Aleksander Kossowski // Wikipedia, wolna encyklopedia; Tyrowicz M.. Kossowski Aleksander (1886—1965) // Polski slownik biograficrny. Т. XIV. Wroclaw, 1968—1969. S. 308; ГАПК. Фонд р.-180. Опись 1. Дело 227. Лист 106; ГАПК. Фонд р.-180. Опись 1. Дело 207. Том 1. Листы 31, 32, 33, 39, 41; Документы и материалы по истории советско-польских отношений. Том 3. Москва, 1965. Страница 525; ПермГАНИ. Фонд 557. Опись 4. Дело 32. Лист 95; Шилов А.В. Из истории изучения славяноведения в Пермском университете. Учёный-славист А.И.Коссовский // Славянский мир на рубеже тысячелетий: материалы IV Международной научной конференции. Пермь: издательство Богатырёв Б.Г., 1999. Страницы 27-28; Шилов А.В. Из истории российской научной интеллигенции: учёный-славист А.И.Коссовский в Польше // Славянский мир на пороге третьего тысячелетия: материалы 6-й Международной научной конференции. Пермь, 2002. Страницы 73-74; Шилов А.В. Коссовский Александр Иосафатович // Профессора Пермского государственного университета: (1963—2001) / Главный редактор: В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 419 страниц. Страницы 102—103; Шилов А.В. Ученый-славист А.И.Коссовский в России и Польше // Поляки в истории и культуре Урала. Пермь: Форвард-С, 2014. Страницы 164—175.

1886
Яков Юльевич Ривес (Янкев Юдович Баскин)
еврейский советский писатель. Участвовал в революционном движении. Родился в селе Освея (ныне Верхнедвинский район, Витебская область, Белоруссия). В годы Гражданской войны – в большевистском подполье в Белоруссии, что стало впоследствии главной темой художественных и документальных произведений Ривеса. Печататься начал в 1918. Публиковал рассказы в различных еврейских периодических изданиях. Умер в Москве в 1975 году. Первую книгу «Унтерэрд» («Подполье») выпустил в 1929 (Москва). Затем последовали: «Бам ям ун андере дерцейлунген» («У моря и другие рассказы», Москва, 1931), «Ян Дземба», Москва, 1935, «Фарборгене койхес» («Затаенные силы», роман, Москва, 1941), «Дер вег цум зиг» («Путь к победе», Москва, 1975). Сочинения: «Большевики» (документальный роман на русском языке. 1965); «Дер вег цум зиг» («Путь к победе», Москва, 1975).

Василий Васильевич Князев (571x700, 162Kb)
1887
Василий Васильевич Князев (Седых)
русский и советский революционный поэт-сатирик, создатель (совместно с В.Володарским) "Красной газеты". Родился в Тюмени, в зажиточ­ной купеческой семье, его дедом был издатель Константин Высоцкий. Учился в гимназии в Екатеринбурге, которую не окончил из-за нервной болезни; в 1904—1905 учился в земской учительской семинарии в Санкт-Петербурге, ис­ключён за политическую деятельность. Во время гражданской войны Князев отправился на фронт с агитвагоном Пролеткульта. До ареста жил в Толстовском доме в 301 квартире. Репрессирован «тройкой» (председатель Корольков, члены Петров и Чехов). Несмотря на неоднократные просьбы и инвалидность, был отправлен в магаданские лагеря со специальным указанием использовать «исключительно на общих физических работах». Умер на тюремном этапе в посёлке Атка, в 206 км от Магадана 10 сентября 1937 года. Высказывались предположения, что причиной особого внимания властей послужила работа Василия Князева «над романом о смерти тов. Кирова». В 1992 году реабилитирован. С 1905 начал активно публиковаться в различных сатирических журналах (под псевдонимами В. К., В-К-В, Василий, Вася, Высоцкий и др.); наряду с этим увлекался фольклором, собирал пословицы и частушки. Вскоре после революции перешёл на сторону большевиков и регулярно писал агитацион­ные стихи для «Красной газеты», под разными псевдонимами: «Красный звонарь», «Красный поэт» и др. После введения НЭПа Князев отошёл от политико-сатирической деятельности. В 1920-х он опубликовал несколько сборников частушек, а также сборник русских пословиц («Книга пословиц», 1930). Последняя книга Князева вышла в свет в 1935. Стихи Князева занимают несколько обособленное место в рабочей революционной поэзии (В.Александровский, М.Герасимов, В.Кириллов) с её интернациональным пролетарским пафосом. «В них чувствуется влияние Д.Бедного, они написаны весьма умело и полны агрессивных призывов к уничтожению врага.» — Вольфганг Казак. На стихи «Красного Евангелия» Иваном Вышнеградским было написано одноимённое сочинение из 13 песен для бас-баритона и фортепиано (во второй редакции - для двух фортепиано в четвертитонах). Книги: Сатирические песни, Санкт-Петербург, 1910 - 48 страниц; Красное Евангелие, 1918; Песни Красного звонаря, 1919; Дети го­рода, 1919; Первая книга стихов (1905-16), 1919; О чём пел колокол, 1920; Капля крови Ильича, 1924; Книга избранных стихотворений. Ленинград, "Прибой",1930 - 120 страниц, 2 000 экземпляров; Последняя книга стихов (1918—1930). Ленинград, издание писателей, 1933; За четверть века (1905-30), 1935; Частушки. Избранные частушки Северного края.1936; Избранное. Ленинград, "Советский писатель", 1959. Библиография: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [перевод с немецкого]. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491 страница. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-8334-0019-8; Князев — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939 (автор — М.П.); Князев Василий Васильевич // Кварнер — Конгур. — Москва : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор. А.М.Прохоров; 1969—1978, том 12); Комаров С.А. Князев Василий Васильевич // Большая Тюменская энциклопедия / Главный редактор Г.Ф.Шафранов-Куцев. — 1-е издание — Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. — Том 2. И—П. — Страница 93. — 495 страниц — 10 000 экземпляров — ISBN 5-88664-171-8.

Mikhail_Al._Skvortsov (430x700, 170Kb)
1887
Михаил Алексеевич Скворцов
офицер Собственного Его Императорского Велическтва Конвоя, герой Первой мировой войны, участник Белого движения, генерал-майор. Казак станицы Суворовской Кубанского казачьего войска. Родился в Варшаве. Сын офицера. Окончил 3-й Московский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище (1907), откуда выпущен был хорунжим в Кубанский казачий дивизион. 4 октября 1910 года был переведен в лейб-гвардии 2-ю Кубанскую казачью сотню Собственного Его Императорского Велическтва Конвоя, в составе которого и вступил в Первую мировую войну. 30 июня 1915 года произведен в подъесаулы. Был дважды ранен, но остался в строю. Высочайшим приказом от 4 октября 1916 года пожалован Георгиевским оружием «За то, что 29-го мая 1916 года, находясь с 1-м взводом 1-й сотни Собственного Его Императорского Величества Конвоя на правом фланге дивизиона 2-го Кизляро-Гребенского полка Терского казачьего войска, задачей которого было обеспечить переправу нашей кавалерии у д. Вама, отвлекая на себя внимание и огонь противника, подъесаул Скворцов получил сообщение, что австрийцы на нескольких лодках переправляются правее нашего расположения через р. Прут, угрожая нашему расположению во фланг и тыл. Донес об этом командующему полком и, предупредив прикрываемые им пулеметы, — решил во что бы то ни стало предотвратить опасный для нас маневр австрийцев, для чего во главе со своим взводом двинулся к месту переправы австрийцев и, несмотря на ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь противника, дошел до намеченного места и открыл по лодкам сильный и действительный огонь, вместе с подошедшим 4-м взводом. Противник, встретив неожиданный отпор, немедленно повернул обратно и бежал за гребень, преследуемый нашим огнём. Благодаря столь решительным и энергичным действиям подъесаула Скворцова переправа австрийцев были ликвидирована в самом начале, что дало возможность названному дивизиону выполнять задачу в полной мере, не отвлекая части общего резерва на обеспечение нашего права фланга.» Также был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. После Февральской революции и переформирования Конвоя в Кубанский и Терский гвардейские казачьи дивизионы, подъесаул Скворцов был перечислен в Кубанский гвардейский казачий дивизион. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении на Юге России. С чинами дивизиона присоединился к Добровольческой армии, с 16 января 1918 года — в отряде полковника Покровского. Участвовал в 1-м Кубанском походе в конвое Кубанского атамана и 1-м офицерском конном полку. 5 апреля 1918 года произведен в есаулы, а 23 июля назначен командиром 2-го Запорожского полка Кубанского казачьего войска. В 1919 году был произведен в полковники. 9 июня 1919 года назначен командиром бригады 4-й Кубанской казачьей дивизии, а 22 июня — начальником той же дивизии. В сентябре 1919 — временно исполняющий обязанности командующего 2-м Кубанским казачьим корпусом. 23 октября 1919 года назначен командиром 2-й бригады 4-й Кубанской казачьей дивизии. Был произведен в генерал-майоры. В начале 1920 года эвакуировался из Новороссийска. В эмиграции в Болгарии, затем в Югославии. Был командиром 3-го Сводно-Кубанского полка, а после кадрирования части — командиром кадра полка. Состоял членом правлений Союза Первопоходников и Союза русских военных инвалидов, представителем полкового объединения в Югославии. В годы Второй мировой войны служил в Русском корпусе. 17 октября 1941 года назначен командиром вновь сформированной 11-й роты 4-го батальона Сводного полка. На 28 декабря 1941 — командир 6-й (казачьей) роты 2-го полка, на 1 января 1943 года — командир 6-й сотни 2-го батальона 1-го казачьего полка (в чине гауптмана). 17 февраля 1944 года назначен командиром 1-го батальона 1-го казачьего полка, на 4 октября — командир 2-го батальона того же полка (в чине майора). Был ранен под Дублье 28 сентября 1944 года. С 3 ноября 1944 года командовал батальоном тяжелого оружия, с 24 ноября — 2-м батальоном. Отличился при обороне Челича в декабре 1944, был награждён Железным крестом 2-го класса. Был ранен и остался в строю при обороне села Яруга 15 апреля 1945 года. После окончания Второй мировой войны находился в лагере Келлерберг, в 1946 году — в Зальцбурге. В 1949 году переехал в США, жил в Лос-Анджелесе. Состоял первым, а затем почетным председателем Калифорнийского отдела Союза участников 1-го Кубанского похода, почетным членом Общества русских ветеранов Великой войны и Обще-кадетского объединения. Оставил воспоминания. Скончался в Лос-Анджелесе 19 апреля 1967 года. Похоронен на Голливудском кладбище. Был женат на Марии Николаевне Федоровой (1895—1968), в Гражданскую войну она была сестрой милосердия. Их сын Михаил окончил Первый Русский кадетский корпус, умер в 2008 году в Лос-Анджелесе. Источники: Генерал-майор Михаил Алексеевич Скворцов. // Вестник Первопоходника, № 69/70 Июнь-Июль 1967; С.В.Волков, П.Н. Стрелянов (Калабухов) Чины Русского корпуса: биографический справочник в фотографиях. — Москва, 2009. — Строаница 399; Александров Е.А. Русские в Северной Америке. — Хэмден (США) — Сан-Франциско (США) — Санкт-Петербург (Россия), 2005.

1888
Хуго Альфред Крёмер (немецкое имя - Hugo Alfred Kroemer)
германско-австрийский пианист и музыкальный педагог. Родился в Цвиккау. В 1911—1912 гг. преподавал в консерватории Данцига. Затем до 1937 г. профессор Консерватории Граца, где среди его учеников была, в частности, Грета фон Цириц. Одновременно в 1924—1937 гг. лидер фортепианного трио (на скрипке играл Артур Михль, виолончелисты менялись). Лауреат музыкальной премии земли Штирия (1961), почётный член Штирийского союза музыкантов (1967). Умер в Граце 20 февраля 1971 года.

Papazyan_VK (526x700, 179Kb)
1888
Ваграм Камерович Папазян (армянское имя - Վահրամ Փափազյան)
армянский советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1956). Родился в Константинополе, ныне — Стамбул, Турция. Учился в Италии, сначала в Венеции (1905−1907), затем в Миланской академии художеств (1908−1911), где участвовал в спектаклях трупп Э.Дузе, Э.Новелли, Э.Цаккони, Дж.Грассо (в Италии и за ее пределами). Совершенствовался в Париже. В 1907−1922 годах (с перерывами) работал в армянских труппах Константинополя. Гастролировал по городам Болгарии, Албании, Македонии, Фракии. В 1913−1915 годах выступал в Баку и Тифлисе. В 1922 году с группой актёров (Р.Нерсесян, М.Джанан и др.) переехал в СССР. В 1922−1954 годах играл и ставил спектакли в армянских и русских труппах Закавказья (Ереван, Тбилиси, Баку), РСФСР (Ленинград, Москва) и Украины (Одесса). В 1922−1923 годах — актёр и режиссер 1-го Государственного театра Армении (ныне Армянский театр имени Сундукяна) (Ереван). В 1926 году поставил драму «Маскарад» М.Ю.Лермонтова в Тифлисском армянском театре, где играл роль Арбенина. Считая старый перевод несценичным, сам перевел драму на армянский язык. В 1926—1927 годах руководил этим театром. В 1932−1954 годах жил в Ленинграде, даже в период блокады во время войны оставался в городе.
18 января 1888 года родился — Папазян Ваграм Камеровичpost-13108-0-29679300-1359219017 (700x350, 227Kb)
В 1941—1944 годах — актёр ленинградских театров — Большого драматического театра имени М.Горького и Театра драмы имени А.Пушкина. Гастролировал во многих городах СССР, а также во Франции, Иране, Болгарии, Ливане. В 1932 году в парижском театре «Одеон» играл роли Отелло и Гамлета. С 1954 года — актёр Армянского театра имени Г.Сундукяна (Ереван). С 1917 года снимался в кино. На кинофабрике Александра Ханжонкова (ныне Ялтинская киностудия) снимался под псевдонимом Эрнесто Ваграм. Умер года в Ленинграде 5 июня 1968 года. Похоронен в пантеоне парка имени Комитаса в Ереване. Дочь — Мария Папазян (1919—1992), актриса Ленинградского театра драмы на Литейном, заслуженная артистка РСФСР (1972). В творчестве В.Папазяна опыт западноевропейской актёрской школы органично сочетался с демократическими традициями армянского сценического искусства. Особо тяготел к классике, произведениям У. Шекспира, приобрел всемирную известность исполнением роли Отелло. Описывая лучших Гамлетов на русской сцене, Рубен Симонов пишет: «Ваграм Папазян в роли Гамлета стремился раскрыть борьбу героя с собственным неукротимым характером, играя человека, неспособного совладать со стихией своих страстей».
 (700x700, 96Kb)
Роли в классической драматургии: 1908 — «Отелло» У.Шекспира — Отелло; 1908 — «Ромео и Джульетта» У.Шекспира — Ромео; 1912 — «Гамлет» У.Шекспира — Гамлет; 1913 — «Дон Жуан, или Каменный пир» У.Шекспира — Дон Жуан; 1917 — «Маскарад» М.Ю. Лермонтова — Арбенин; 1920 — «Привидения» Г.Ибсена — Освальд; 1922 — «Разбойники» Ф.Шиллера — Карл; 1922 — «Монна Ванна» М.Метерлинка — Принчивалле; 1922 — «Потонувший колокол» Г.Гауптмана — Гейнрих; 1926 — «Метель» по А.С.Пушкину — Владимир; 1927 — «Макбет» У.Шекспира — Макбет; 1941 — «Король Лир» У.Шекспира — Лир; 1952 — «Живой труп» Л.Н.Толстого — Протасов; «Семья преступника» П.Джакометти — Коррадо; «Уриэль Акоста» К.Гуцкова — Уриэль Акоста. Роли в армянском репертуаре: 1915 — «Намус» А.М.Ширванзаде — Сейрана; 1917 — «Васак» Д.К.Демирчяна — Вардана; 1926 — «Капказ-тамаша» Е.Чаренца — Кара; 1927 — «Кум Моргана» А.М.Ширванзаде — Жоржа; 1956 — «Моё сердце в горах» У. Сарояна — Мак-Грегор. Армянский театр имени Сундукяна: 1922 — «Нора» Г.Ибсена; 1922 — «Дон Жуан, или Каменный пир» У.Шекспира; 1922 — «Ученик дьявола» Б.Шоу; 1923 — «Отелло» У.Шекспира; 1923 — «Слуга двух господ» К.Гольдони; 1923, 1958 — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова; 1923 — «Монна Ванна» М.Метерлинка; 1923 — «Кин, гений и беспутство» А.Дюма. Тифлисский армянский театр: 1926 — «Маскарад» М.Ю.Лермонтова; 1927 — «Макбет» У.Шекспира ; 1927 — «Капказ-тамаша» Е.Чаренца. Фильмография: 1917 — Вдова — Роберт Тотвен; 1917 — В стране любви — Альберто; 1917 — Искушение — фра Цио; 1917 — Мечта и жизнь; 1917 — Саидэ; 1917 — Сумерки — музыкант Заремба; 1917 — У врат славы — скрипач Виктор Ставский; 1918 — Две матери; 1918 — Доктор Катцель — земский врач Катцель; 1918 — Клятвой спаянные — Нери; 1918 — Мимо счастья — Алексей, брат Ванды; 1918 — Не та, так другая; 1918 — Поэт и падшая душа — Красов, писатель; 1918 — Сказка весеннего ветра — знаменитый авиатор; 1918 — Стелла Марис; 1922 — Любовная трагедия в Стамбуле — главная роль; 1922 — Тайна Босфора — главная роль; 1923 — Легенда о Девичьей башне — музыкант Заремба; 1953 — Великий воин Албании Скандербег — султан Мурад; 1955 — Призраки покидают вершины — Даниель-бек; 1956 — Сердце поёт — Габриель-ага; 1964 — Мсье Жак и другие (киноальманах) («Издержки вежливости») — Мигран-ага. Литературное творчество: В.Папазян — автор двухтомных мемуаров, книги «По театрам мира» (Ленинград— Москва, 1937), исследования, посвященного исполнению роли Отелло, и др.
Kievyan_Street,_Yerevan_(5) (505x700, 417Kb)
Мемориальная доска на доме (Ереван, улица Киевян), где в 1958-1968 г.г. жил Ваграм Папазян.
Награды и звания: Народный артист Армянской ССР (1933); Народный артист Грузинской ССР (1933); Народный артист Азербайджанской ССР (1935); Народный артист СССР (1956); Орден Ленина; Медали СССР. В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная В.Папазяну.

Cardinale_Ernesto_Ruffini_nel_suo_studio (700x525, 227Kb)
1888
Эрнесто Руффини (итальянское имя - Ernesto Ruffini)
итальянский кардинал. Родился в Сан-Бенедетто-По, королевство Италия. Принял священный сан 10 июля 1910 года. Епископская хиротония - 8 декабря 1945 года. Кардинал с 18 февраля 1946 года. Архиепископ Палермо с 11 октября 1945 по 11 июня 1967. Кардинал-священник с 18 февраля 1946, с титулом церкви Санта-Сабина с 22 февраля 1946. Умер в Палермо (Италия) 11 июня 1967 года.

Sopwith-Tom (700x541, 168Kb)
1888
Томас Октавиан Мэрдок Сопвич (Thomas Octave Murdoch Sopwith).
английский авиаконструктор, один из пионеров авиации в Великобритании.. Родился в Кенсингтон, Лондон. Восьмой ребёнок и единственный сын гражданского инженера. Окончил школу в городе Хоув (Hove) и инженерный колледж в Хилл Хеад (Hill Head). Увлекался катанием на коньках и играл в хоккей на льду за клуб «Princes Ice Hockey». Авиацией заинтересовался в 1910 году, когда стал свидетелем перелёта через Ламанш - 23 августа 1910 г. John Bevins Moisant (США) совершил первый перелёт через пролив с пассажиром на борту. Впервые в воздух Томас поднялся вместе с Gustave Blondeau на аэроплане Farman. Томас начал учиться пилотированию на британском моноплане «Avis». Первый самостоятельный полёт Томас совершил 22 октября 1910 г. Во время первого полёта самолёт упал через 300 ярдов (примерно 275 метров). 22 ноября 1910 г. Томас Сопвич получил в Королевском Авиа Клубе Сертификат пилота №31.
TomSopwith (700x497, 208Kb)
18 декабря 1910 Сопвич выиграл приз £4000 за самый продолжительный перелёт из Англии на континент на самолёте британского производства. Сопвич пролетел 169 миль (272 км.) за 3 часа 40 минут. Приз Сопвич потратил на создание Авиа школы Сопвича в Бруклендсе (Brooklands). В июне 1912 г. Сопвич с партнёрами создал «Sopwith Aviation Company». Во время Первой мировой «Sopwith Aviation Company» производила большое количество самолётов Sopwith, за что Томас Сопвич в 1918 г. был награждён Орденом Британской Империи.
18 января 1888 года родился Томас Октав Мердок СОПВИЧpost-154-129533849501 (700x236, 187Kb)
Во время Первой мировой «Sopwith Aviation Company» произвела более 16 000 самолётов. В компании работали 5 000 человек. После войны компания обанкротилась. В 1920 г. Сопвич вместе с партнёрами создал новую компанию. Компания была названа «Hawker Aircraft» - по имени инженера и испытателя Гарри Хокера (Harry Hawker - погиб в 1921 году при испытаниях самолёта). В 1933 г. компания сменила наименование на «Hawker Aircraft Limited». До 1963 г. компания ещё несколько раз меняла названия. В 1934 и 1937 Сопвич принимал участие в регате Кубок Америки на своих яхтах «Endeavour» и «Endeavour II». Во время Второй мировой войны компания «Hawker Siddeley» была одним из основных производителей самолётов Великобритании. В 1953 г. Сопвич был произведён в рыцари. После национализации компании Сопвич продолжал работать консультантом до конца 1980-х годов. Томас Сопвич умер в Хэмпшире 27 января 1989 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку