-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108762
Комментариев: 6801
Написано: 117233


15 декабря родились...

Пятница, 15 Декабря 2017 г. 07:58 + в цитатник
Неустроев_Николай_Денисович (540x700, 158Kb)
1895
Николай Денисович Неустроев
якутский советский писатель, прозаик и драматург, первый якутский комедиограф, один из основоположников якутской советской литературы. Родился в 4-м Баягантайском наслеге Баягантайского улуса Якутской области. Начальное образование получил в Баягантайской школе. В 1910—1913 годах учился в четырёхклассном Якутском городском училище. Учился вместе с Платоном Слепцовым (Ойунским), Максимом Аммосовым. В годы учёбы активно участвовал в работе литературно-общественного кружка учащихся; увлекался театром — в то время в Доме приказчиков и отдельных домах ставились драмы русских классиков на якутском языке, пьесы Анемподиста Софронова. В 1916 году Николай Неустроев вместе с Платоном Ойунским перевёл комедию Гоголя «Ревизор», что стало пробой пера начинающего драматурга. Из-за болезни, не окончив училище, вынужден был вернуться на родину; занимался самообразованием, читал много классической литературы. В 1919 году Н.Неустроев состоял членом волостного и наслежного ревкомов, в 1922—1924 годах работал учителем в Уолбинской школе. В 1925 году был делегатом IV Якутского съезда Советов. В 1925—1926 годах — ответственный секретарь редакции журнала «Хозяйство Якутии». В 1927 году он был направлен на учёбу в Московский литературный институт имени В.Брюсова, но слабое здоровье помешало ему учиться. Николай Неустроев скончался в Якутске после продолжительной болезни 21 июля 1929 года, был похоронен на территории Никольской церкви. Первый рассказ Н.Неустроева «Дикая жизнь» был написан на русском языке в 1915 году, напечатан в журнале «Сибирские огни». Николай Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. Его пьесы сыграли большую роль в зарождении якутского театрального искусства. День премьеры его произведения «Куһаҕан тыын» («Злой дух»; режиссёр Д.Д.Большев), 17 октября 1925 года, считается днём рождения Саха Академического драматического театра. В конце 1920-х годов произведения Николая Неустроева печатались в журналах «Чолбон», «Кыһыл ыллык», газете «Кыым». В 1926 году была выпущена в свет первая книга «Саха комедиялара» («Якутские комедии»), в которую вошли комедии «Кукаакы Кулуба», «Тиэтэйбит» и «Тар». Также при жизни писателя в 1927 году была напечатана отдельной книгой комедия «Куһаҕан тыын». В 1929 году был напечатан сборник рассказов, книга была дополнена и переиздана в 1934 году. В 1947 году выпущен сборник избранных произведений, в который вошли основные работы писателя: четыре комедии и семь рассказов. Полное собрание сочинений «Төрөөбүт сирбэр, тапталлаах дьоммор» («Родному краю, любимому народу») напечатано в 1995 году, к 100-летию со дня рождения писателя. Творческое наследие Николая Неустроева исследовали доктор исторических наук Г.П.Башарин, литературовед Г.К.Боескоров, прозаик и литературный критик Н.М.Заболоцкий. Архив писателя, в том числе недоконченные рукописи: пьесы, рассказы, очерки и др., хранится в архивном фонде Якутского научного центра Сибирского Отделения Российской академии Наук. Комедии: Кукаакы Кулуба (Голова Сойка; 1920); Тиэтэйбит (Поспешивший; 1920—1925); Тар (Простокваша; 1921); Куһаҕан тыын (Злой дух). Драма: Оҥоруу кытаанах. Рассказы: Сэмэнчик (1921); Муммут оҕо кэпсээнэ (1924); Балыксыт Былатыан (Рыбак; 1926); Ыйдаҥа (1926); Иирээн (Скандал; 1926); Куттаммыт (Страх); Омоҕой, Эллэй икки. Имя Николая Денисовича Неустроева присвоено: Усть-Таттинской средней школе Таттинского улуса; улице в городе Якутске. Библиография: Талыллыбыт айымньылар (Избранные произведения) — Якутск: Книжное издательство, 1985. — 177 страниц. (на якутском языке); Кэпсээннэр / Н.Д.Неустроев; [художник В.Д.Иванов]. — Якутск: Книжное издательство, 1975. — 52 страницы. (на якутском языке); Якутские комедии: [сборник] — Якутск: Ленинец, 1926. — 86 страниц; Куһаҕан тыын. — Якутск, 1927. (на якутском языке); Пьесалар, кэпсээннэр: кылаас таһынааҕы ааҕыыга көмө: [улахан уонна орто саастаах оскуола оҕолоругар] (Пьесы, рассказы: в помощь внеклассному чтению [составитель Е.К.Васильев; художник И.Д.Корякин]. — Якутск: Книжное издательство, 1987. — 106 страниц (на якутском языке). Литература: Г.П.Башарин. Три якутских реалиста-просветителя. — Якутск, 1944, 1994; Боескоров Г.Н. Н.Д.Неустроев: [Төрөөбүтэ 70 сылын туолуутугар] (на якутском языке) // Хотугу сулус : журнал. — 1965. — № 6. — Страницы 113—119; Кардашевский Г.Саха литературатын саҕаласпыта: [Н.Д.Неустроев төрөөбүтэ 80 сылын туолуутугар] (на якутском языке) // Хотугу сулус : журнал. — 1975. — № 12. — Страницы 119—125; Тумат С. Кылгастык, чаҕылхайдык: [Н.Д.Неустроев төрөөбүтэ 90 сыла туолуутугар] (на якутском языке) // Хотугу сулус : журнал. — 1985. — № 12. — Страницы 94—101.

Osis,_Ernests (490x700, 169Kb)
1895
Эрнест Осис (Эрнестс Осис, латышское имя - Ernests Osis)
военный России, Латвии и Третьего Рейха. Родился в Валгалской волости, Лифляндская губерния , Российская империя ныне Латвия. В русской армии с 1915 года, был дважды ранен. В латвийской армии с 1919 года. В начале Второй мировой войны вступил в латвийский полицейский полк «Рига» («Rīga») и был повышен до штурмфюрера. С фронта ушёл из-за ранения. Умер 23 февраля 1944 года. Похоронен на Рижском Братском кладбище. Награды и премии: Георгиевский крест 4 степени; Военный орден Лачплесиса; Железный крест 1-го класса.

Людмила Яковлевна Питоева  (700x693, 148Kb)
1895
Людмила Яковлевна Питоева (yрожденная - Сманова)
русская актриса. Родилась в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Дочь крупного чиновника. Окончила в Тифлисе пансион Святой Нины, брала уроки музыки, пения, танца, иностранных языков в Париже, готовясь к поступлению в драматический класс консерватории, но не выдержала вступительный экзамен. После свадьбы с Ж.Питоевым летом 1915 переехала с мужем в Швейцарию. Их связала не только семья (у них родилось 7 детей), но и театр. В 1916 Людмила дебютировала в спектакле мужа по пьесе А.Блока «Балаганчик». Жорж давал благотворительные спектакли на русском языке в пользу русских пленных, но вскоре перешел на французский язык. В 1918 создана первая компания Питоева, в 1919 названная театром Питоева; театр давал спектакли в пригороде Женевы Пенлеве, в др. городах Швейцарии, трижды гастролировал в Париже. Сохраняя верность традициям русской сцены (театр единомышленников; подвижническое служение искусству: проникновенный психологизм), Жорж был склонен к постоянному обновлению и эксперименту. Разнообразие репертуара определялось не только материальными трудностями, диктовавшими необходимость частой смены пьес, но и творческой ненасытностью и сознательной установкой на интернациональный театр: за 7 сезонов в Швейцарии Жорж поставил более 70 пьес 46 авторов 15 национальностей, в том числе «Гамлета» (1920) и «Дядю Ваню», которым открылся швейцарский период его творчества. Самая значительная часть репертуара - европейская драма конца XIX - начала XX вв. (АЧехов, М.Горький, Л.Толстой, ЛАндреев, АБлок: Г.Ибсен, АСтриндберг, М.Метерлинк, О.Уайльд, Б.Шоу, Д.Синг, Г.Д.Аннунцио, С.Пшибышевский, А.Ленорман, особенно близкий Жоржу в этот период). С 1922 театр Питоев переехал в Париж; в 1924 создана вторая компания Питоева. В 1923 труппа совершила первое турне по европейским странам, Видные представители французской интеллигенции, с которыми Жорж был связан творческими и дружескими отношениями, активно поддерживали театр Питоева помогали преодолевать финансовые трудности. Пьесы Ж.Ануйя, Ж.Кокто, Р.Мартен дю Гара и др. писателей постоянно включались в репертуар театра. Вместе с Ш.Дюлленом, Л.Жуве и Г.Бати Жорж Питоев участвовал в образовании «Картеля четырех» (1927), направленного на обновление театральной культуры. Театр П. открыл французской публике Чехова, здесь шли все его большие пьесы и несколько миниатюр; «Чайку» режиссер заново поставил в конце жизни (1939), Символом чеховского театра Питоева стали «Три сестры» (1929), Раскрывая всеобщность Чехова, Жорж трактовал его драматургию как воплощение «любви и человечности», В классической пьесе стремился выявить то, «что именно в ней есть ценного ...для духа нашей эпохи». Отстаивал лаконизм сценографии и утверждал, что только декорация, очищенная от всего лишнего, может дать проявить себя актеру и «объективировать мысль автора». Особенно выразительным было его оформление пьес Шекспира («Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта»). Театр Питоева прошел путь от реализма к экспрессионизму, место рядом с Чеховым занял Л.Пиранделло: «Шесть персонажей в поисках автора» (1923), «Генрих IV» (1925) и др. спектакли, действие которых происходило на грани яви и сна, реальности и фантазии. Исключительной любовью зрителей пользовались Питоевы-актеры, парижане воспринимали их как внутренне родных себе людей. Наиболее известные роли Жоржа - Гамлет, Астров в «Дяде Ване», Лёвбор в «Гедде Габлер» и доктор Штокман во «Враге народа» Ибсена, Генрих IV; Людмилы Жанна дАрк в «Святой Жанне» Б.Шоу и в др. драматургических версиях, Офелия, героини чеховских пьес. Одна из величайших актрис межвоенного периода, Людмила покоряла редкой индивидуальностью - сочетанием хрупкости и душевной силы, искренностью, одухотворенностью, глубиной перевоплощения. Крайняя степень самоотдачи привела ее к нервной болезни, Жоржа - к болезни сердца: современники называли их творческую жизнь героической. После смерти мужа Людмила жила в Швейцарии (1939-1941), в годы войны - в США и Канаде, по окончании войны вернулась в Париж. Играла в старых или восстановленных спектаклях Питоева, в спектаклях своего сына Саши, занималась педагогикой. Похоронены Жорж и Людмила на кладбище «Cehthod» близ Женевы. Литературной и артистической одаренностью обладали и дети Питоевых. Их третий сын Саши Питоев (11 марта 1920 - 1991) дебютировал как актер при жизни отца, после его смерти возобновил многие спектакли; унаследовал любовь отца к Чехову и Пиранделло и чуткость к новым веяниям театрального времени. Умерла Людмила Питоева в Париже 15 сентября 1951 года.

1896
Христо Томов Вакарельский (Христо Томов Вакарелски)
болгарский этнограф, специалист по этнографии болгар. Разработал типологию ряда элементов болгарской материальной культуры (сельскохозяйственных орудий, одежды, жилища), широко применил метод этнографического картографирования.

Dedik_Ant_Sml_gst49 (483x700, 123Kb)
1896
Антон Самойлович Дедик
старший чабан ордена Ленина конного завода № 158 имени С.М. Буденного, Ростовская область. Родился в селе Малая Джалга Благодарненского уезда Ставропольской губернии, ныне Апанасенского района Ставропольского края, в семье батрака. Русский. Работал с детства по найму у зажиточных крестьян. В 1915 году был призван в ряды русской армии. Служил рядовым 5-го пехотного пограничного полка. В 1917 году вернулся домой, батрачил у кулака. С 1918 года воевал в партизанском отряде Удовиченко. С марта 1920 года в Красной армии, в составе кавалерийского полка участвовал в боях с белополяками. В 1922-1929 годах жид в своем селе, работал батраком. В сентябре 1929 годе поступил работать в 1-е отделение конезавода, где ухаживал за отарой овец в 1640 голов. В первый год он получил от каждого животного по 4,9 кг шерсти. Когда доверили отару маток - получил по 127 ягнят на сотню овцематок и по 6,3 кг шерсти с каждой овцы. Набирался мастерства. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В годы Великой Отечественной, когда немецко-фашистские войска подходили к Сальским степям, увел в тыл общественное стадо элитных овец. С октября 1941 года по октябрь 1943 года с отарой находился в казахстанской степи. В трудных условиях перегона не только не потерял ни одной овцы, но и приумножил поголовье. За этот подвиг чабан награждается орденом Трудового Красного Знамени, который вручает ему лично С.М.Буденный. Через год, за высокие показатели в работе, награждается орденом Ленина. Результатом больших, напряженных усилий и поисков стал третий год после окончания войны. В 1948 году старший чабан Дедик получает от 671 головы тонкорунных овцематок по 140 ягнят на сотню маток и по 7,8 кг руна от каждой овцы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году при выполнении конными заводами плана сдачи государству продуктов животноводства и полеводства и при выполнении государственного плана развития животноводства по всем видам скота Дедику Антону Самойловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». При его непосредственном участии в первой послевоенной пятилетке на конезаводе была выведена новая порода тонкорунных овец – Сальский меринос, которая вошла в золотой фонд Российского овцеводства. В 1951 году группа работников конезавода, среди которых был А.С. Дедик, за выведение новой «сальской» породы тонкорунных овец была удостоена Сталинской премии.
Dedik1 (449x700, 137Kb)
Проработав 30 лет в конном заводе имени С.М. Буденного, вместе со специалистами, создал школу ведения тонкорунного овцеводства. С 1957 года - на пенсии. Жил и работал в поселке Конезавод имени Будённого Сальского района Ростовской области. Скончался 6 февраля 1969 года.
DedikAS_Mom (525x700, 518Kb)
Похоронен на кладбище поселка Конезавод имени Будённого. Награжден 2 орденами Ленина (23 июля 1948, 26 июля 1949), орденом Трудового Красного Знамени (4 июня 1944), медалями; так же малой и большой золотыми медалями ВСХВ. Его именем названа улица в городе Сальск.

1896
Клавдия Михайловна Половикова
артистка. Окончила Школу-студию Малого театра (1921). В 1921—1936 — артистка Театра-студии Малого театра (с 1932 — Новый театр). Затем играла в Московском театре Революции, Театре имени Леси Украинки (Киев), Ленинградском театре имени Пушкина, в 1939—1942 — в Московском театре имени Ленсовета, в 1942—1959 — артистка Московского театра драмы (Театр имени Маяковского). Народная артистка РСФСР (1954)

Volosatih_PavelMih (510x700, 256Kb)
1897
Павел Михайлович Волосатых
командир 263-й стрелковой дивизии 63-го стрелкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта, полковник. Родился в городе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии, ныне город в Усольском районе Пермского края, в семье рабочего. Русский. Окончил шесть классов средней школы. Работал в инструментальном цехе Пермского пушечного завода, матросом в частном пароходстве на Каме. С октября 1916 года - в Русском императорском флоте, доброволец: матрос 2-го Балтийского флотского экипажа, матрос Ревельского учебного отряда подводного плавания (Ревель, ныне Таллин), рулевой подводной лодки, рулевой-старшина в дивизии подводного плавания Балтийского флота. В декабре 1917 года демобилизован. В январе 1918 году добровольно вступил в Красную Гвардию Ревеля, выехал с отрядом в Петроград, участвовал в разгоне Учредительного собрания. Моряки - бойцы отряда избрали его своим командиром роты. Вскоре вернулся в родное село, где возглавил красный партизанский отряд. С апреля 1918 года - в Красной Армии. Участник Гражданской войны. Командир отряда моряков Камской военной флотилии, с октября 1918 - начальник хозяйственной части отряда моряков особого назначения Западного фронта (Псков), с февраля 1919 - комиссар и командир 3-го батальона морской пехоты в 9-й армии Южного фронта. Участвовал в боях с германскими интервентами, с войсками генерала А.И.Деникина, с восставшими казаками на Дону. С июня 1919 года - комиссар отряда судов Среднего Дона Донской военной флотилии, командир десантной роты в этой флотилии. С октября 1919 - организатор-агитатор при политотделе флотилии, командир батальона морских специалистов, комиссар военного завода в Волжско-Каспийской военной флотилии. С января 1920 - комиссар экспедиции по вывозу газолина из Гурьева. С мая 1920 - начальник инструкторско-организационного отдела в политуправлении Каспийской флотилии (Баку). С августа 1920 - начальник штаба и командир 1-й бригады Морской экспедиционной дивизии Южного и Кавказского фронтов. С октября 1920 - командир 3-го Волжского полка 9-й армии. с ноября 1920 - командир отдельного батальона морских специалистов Морских сил Черного моря. После Гражданской войны служил в Красной Армии. С января 1921 года - комиссар артиллерийско-инженерного управления Перекопско-Сивашского укрепрайона, с мая - на той же должности в Керченском укрепрайоне, с июля 1921 - помощник коменданта Керченской крепости по политчасти. С декабря 1921 - начальник-комиссар и комендант Керченского артиллерийского склада. В январе 1922 года снят с должности за незаконную продажу взрывчатых веществ и осужден Севастопольским трибуналом к 2 годам лишения свободы. Отбывал срок в Симферпольской тюрьме, но через два месяца освобождён и назначен заместителем командира по строевой части 69-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Харьковского военного округа. С ноября 1922 - на учёбе. В 1923 году окончил Харьковскую высшую повторную школу старшего комсостава. С ноября 1923 по октябрь 1927 - командир роты в 133-м и в 134-м стрелковых полках. В 1928 году окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА имени III Коминтерна «Выстрел». С августа 1928 - командир роты и помощник командира батальона 134-го стрелкового полка. С сентября 1929 - командир отдельного караульного батальона Киевского гарнизона. С сентября 1932 года - командир батальона 143-го стрелкового полка, с января 1935 по январь 1936 - помощник командира по строевой части 172-го стрелкового полка 58-й стрелковой дивизии. В 1936 году вторично окончил Высшие стрелково-тактические курсы усовершенствования командного состава пехоты «Выстрел». С 1936 года - помощник командира по строевой части 288-го стрелкового полка 96-й стрелковой дивизии в Киевском военном округе. С марта 1938 - начальник окружных военно-хозяйственных курсов Киевского военного округа, с сентября - начальник учебной части этих курсов. С ноября 1939 - командир 236-го стрелкового полка 187-й стрелковой дивизии Харьковского военного округа. С июня 1940 - командир батальона Ахтырских курсов усовершенствования комсостава запаса. С мая 1941 года - преподаватель тактики Орджоникидзевского военного училища связи РККА. С сентября 1941 года - командир формирующегося 1127-го стрелкового полка 337-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Астрахань). В боях Великой Отечественной войны подполковник П.М. Волосатых с декабря 1941 года: командир 335-й стрелковой дивизии в 57-й армии Южного фронта. Участник Барвенково-Лозовской наступательной операции в январе 1942 года, но в феврале был снят с должности и предан суду военного трибунала. Осужден на 8 лет за отход частей дивизии без приказа и утерю материальной части. С апреля 1942 - командир 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 57-й армии Южного фронта, с которым попал в окружение во время Харьковской катастрофы. Был ранен, но вывел разрозненные части из котла к своим, в июне 1942 назначен командиром 1118-го стрелкового полка 333-й стрелковой дивизии в 9-й, 38-й, 21-й, 5-й танковой армиях на Южном, Сталинградском, Юго-Западном фронтах. Участник Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции, Сталинградской битвы, Ворошиловградской наступательной операции. Постановлением Военного совета Юго-Западного фронта в феврале 1943 года судимость с него снята. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С июня 1943 - командир 263-й стрелковой дивизии 6-й армии Южного фронта, с октября - 28-й армии 4-го Украинского фронта, с ноября - 51-й армии 4-го Украинского фронта. Участник Донбасской и Мелитопольской наступательных операций. В последней из этих операций дивизия под его командованием, обходя узлы обороны противника, с боями прорвалась через степи Северной Таврии и с ходу 5 ноября 1943 года форсировала Сиваш. Был захвачен и удержан плацдарм в Крыму. В этих боях полковник П.М.Волосатых был тяжело ранен. Командиром корпуса он был представлен к званию Героя Советского Союза и командующий армией Я.Г.Крейзер поддержал это представление, но командующий фронтом Ф.И.Толбухин заменил звание Героя на орден. Командир 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта полковник П.М. Волосатых отличился в Крымской наступательной операции. Дивизия под его командованием участвовала в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника, одной из первых с севера вторглась в степной Крым и совместно с другими частями 11 апреля 1944 года овладела городом Джанкой. 16 апреля 1944 года дивизия заняла город Бахчисарай и вышла на подступы к Севастополю. В этих боях было уничтожено до 1500 солдат врага и 89 орудий, захвачены 3267 пленных, 115 орудий, 10 миномётов, 388 пулемётов. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года полковнику Павлу Михайловичу Волосатых присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 16 апреля 1944 года - командир 33-й гвардейской стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта, а июня 1944 - 1-го Прибалтийского фронта. Участник завершающего этапа Крымской операции - штурма Севастополя, Белорусской наступательной операции. С сентября 1944 - заместитель командира 40-го стрелкового корпуса в 3-й армии 2-го Белорусского фронта (в январе-марте 1945 года - в госпитале), участвовал в Берлинской наступательной операции. После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Советской Армии. Служил в том же корпусе в Минском военном округе. С марта 1946 - командир 129-й стрелковой дивизии 28-й армии Белорусского военного округа. С мая 1947 - заместитель командира 66-й гвардейской стрелковой дивизии Одесского военого округа (город Бельцы, Молдавская ССР). С декабря 1950 года генерал-майор П.М.Волосатых — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 19 декабря 1956 года.
Volosatih_mogila (442x700, 410Kb)
Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Воинские звания: майор (1936), подполковник (не позднее 1940), полковник (1943), генерал-майор (16 мая 1944). Награждён двумя орденами Ленина (16 мая 1944, 21 февраля 1945), тремя орденами Красного Знамени (3 апреля 1944, 3 ноября 1944, ...), орденом Суворова 3-й степени (10 января 1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (28 мая 1945), медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За взятие Берлина» (1945), другими медалями.

1897
Фердинандо Мария Поджоли
итальянский режиссер. Работу в кино начал как критик в журнале «Чинематографо» (1928-1932), потом работал помощником режиссера. Первый самостоятельный фильм – «Холодное оружие» (1936). Также поставил фильмы: «Богатство без завтрашнего дня» (1939), «Слушаюсь, госпожа» (1942), «Гражданская смерть» (1942). Его наиболее значительный фильм – экранизация романа Капуаны «Маркиз Роккавердина» под названием «Ревность». Его последние фильмы – также экранизации: «Сестры Матерасси» и «Шляпа священника» (оба в 1944). Был представителем т. н. «каллиграфизма» - направления, деятели которого стремились к совершенству.

1898
Михаил Сергеевич Гоморов
Актер, режиссер. Родился в Москве. В 1918—1920 — слушатель студии Московского Пролеткульта и режиссер фронтового театра, в 1921—1925 учился и работал в Первом Рабочем театре Пролеткульта. Был режиссером в рабочих клубах. В 1924—1941 — актер, ассистент режиссера и режиссер киностудий: Госкино, Союзкино, Мосфильм. Умер 20 ноября 1981 года.

00Эль-Регистан00  (556x700, 179Kb)
1899
Эль-Регистан (литературный псевдоним, произошёл от сокращения имени «Габриэль» — Эль и архитектурного ансамбля Самарканда — площади Регистан; настоящее имя Габриэль Аршакович Уреклян; армянское имя - Ուրեկլյանց Գաբրիել Արշալույսի)
советский журналист, писатель. Соавтор (совместно с Сергеем Михалковым) слов Государственного гимна СССР (1943) Родился в Самарканде. Габриэль Уреклянц родился в Самарканде (по другим источникам — в Тифлисе (ныне Тбилиси), в армянской семье. Отец — председатель Туркестанского банка. Свой литературный псевдоним образовал от сокращения имени «Габриэль» — Эль и архитектурного ансамбля Самарканда — площади Регистан. Начинал журналистскую карьеру в газетах «Правда Востока», «Узбекистанская правда». Участвовал в кампании против архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). В начале 1930-х переехал в Москву и стал корреспондентом газеты «Известия», писал фельетоны, очерки, путевые заметки (Беломорканал, Балхаш, Караганда, Тянь-Шань, Кузбасс, Магнитка, Сталинградский тракторный завод, Уралмаш, Сибмаш). Участвовал в Каракумском автопробеге, арктических перелётах. Знал несколько восточных языков.
00Эль-Регистан  (523x700, 141Kb)
В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты ВВС «Сталинский сокол», капитан. В 1943 году совместно с Михалковым и Александровым написал Гимн СССР. Автор сценария кинофильма «Джульбарс» (1936). Автор книг «Необычное путешествие», «Следопыты далёкого Севера», «Стальной коготь», «Большой
Ферганский канал» (1939), «Москва — Каракум — Москва». Отец поэта Гарольда Регистана (28 апреля 1924 — 4 ноября 1999). Скончался Эль-Регистан в Москве 30 июля 1945 года.
00Могила_писателя_Эль-Регистана (525x700, 428Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище. Награды: орден Отечественной войны 2-й степени; орден Красной Звезды. Сочинения: Москва — Каракум — Москва. Москва, 1934 (в соавторстве с Л.Бронтманом); На земле племени иомудов. Москва, 1934 (в соавторстве с Л.Бронтманом); О любви и гордости. Ташкент, 1934; Необычайное путешествие. Москва, 1936; Следопыты далекого Севера. Москва-Ленинград, 1937 ( в соавторстве с Д.Дебабовым); Большой Ферганский канал. Москва, 1939; Стальной коготь. Москва-Ленинград, 1940.

1900
Василий (Васо) Иванович Абаев
русский лингвист. Родился в селе Коби Тифлисской губернии (ныне Грузия). В 1925 окончил факультет общественных наук Ленинградского университета, в 1928 аспирантуру. В 1928–1930 – сотрудник Кавказского историко-археологического института Академии Наук СССР. С 1930 более полувека работал в Яфетическом институте (затем Институт языка и мышления, Институт языкознания Академии Наук СССР в Ленинграде, с 1950 – в Москве). Доктор филологических наук (1962), профессор (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1981). Почетный член Азиатского Королевского общества Великобритании и Ирландии (1966), член-корреспондент Финно-угорского общества в Хельсинки (1973). Умер Абаев в Москве 18 марта 2001 года. Ученик Н.Я.Марра, в ранних работах находился под влиянием его идей, от которых впоследствии отошел. Виднейший специалист по истории иранских языков и по своему родному осетинскому языку, автор фундаментального Историко-этимологического словаря осетинского языка в 5-ти томах (1958–1990). Занимался также мифологией и фольклором иранских народов, осетинской литературой. Как теоретик лингвистики выступил в 1934 с концепцией, разграничивающей два аспекта языка: «технику» (стандартное обозначение в языке явлений действительности и формальные средства такого обозначений) и «идеологию» (отражение в языке того или иного мировоззрения); слова и другие единицы языка первоначально идеологичны, затем происходит их «технизация», «выветривание» первоначального идеологического представления, позволяющее единицам сохраняться при изменении идеологии. В 1965 выступил с резкой критикой структурализма как «дегуманизации» лингвистической науки, изучения языка в отрыве от говорящего человека и от мышления.

1901
Михаил Вячеславович Иорданский
российский композитор. В 1933-1952 гг. редактор Музгиза, в 1935-1941 гг. заведующий музыкальной частью и композитор эстрадного театра для детей. Автор музыкальных произведений для детей

 (487x699, 49Kb)
1901
Иван Степанович Колесников
выдающийся советский хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии Медицинских Наук СССР, генерал-майор медицинской службы, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в селе Подосиновка ныне Новохопёрского района Воронежской области. В 1931 году окончил Военно-медицинскую академию (ВМА), служил военным врачом в полку, а с 1932 по 1936 год учился в адъюнктуре при кафедре госпитальной хирургии ВМА. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Переливание консервированной крови» (1936). Был занят преподавательской деятельностью (преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры военно-полевой хирургии). Колесников был послан в Испанию в качестве советника для организации практической медицинской помощи бойцам испанской республиканской армии. В 1940 году опубликовал работу «Переливание крови в испанской республиканской армии». В качестве армейского хирурга он участвовал в советско-финляндской войне (1939-1940). С начала Великой Отечественной войны до её завершения работал армейским хирургом и главным хирургом Карельского фронта, затем главным хирургом госпитальной базы Ленинградского фронта. С 1944 года заместитель начальника кафедры общей хирургии, а затем кафедры 2-й факультетской хирургии, а с 1953 по 1976 год возглавлял кафедру госпитальной хирургии ВМА (с 1976 – профессор-консультант). После войны Колесников приступил к обобщению опыта, приобретённого в области военно-полевой хирургии. В 1946 году защитил докторскую диссертацию, выпущенную в том же году в виде монографии «Удаление инородных тел из плевральной полости, плевральных сращений и шварт, из лёгких и средостения».Вместе с П.А.Куприяновым создал уникальный «Атлас огнестрельных ранений» (1947-1950), участвовал также в написании 9-го и 10-го томов «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». По инициативе Колесникова в ВМА была создана кафедра термических поражений, где под его руководством разрабатывались методы оперативного лечения глубоких термических ожогов. Результаты работы были обобщены в монографии «Оперативное лечение глубоких термических ожогов» (1962). Значительная часть трудов Колесникова посвящена вопросам лёгочной хирургии. Он выполнил тысячи операций на легких. В монографии «Резекция лёгких» (1960) был подведён итог нескольких тысяч операций, выполненных им самим и его сотрудниками по кафедре. В монографии «Профилактика и лечение эмпием плевры после резекции лёгкого» (1950) рассматриваются вопросы этиопатогенеза, методы лечения и профилактики гнойных осложнений после резекции лёгких. В 1971 году был избран действительным членом (академиком) Академии Медицинских Наук СССР. Исследования Колесникова имели значение в становлении и развитии торакальной хирургии в нашей стране. Накопленный опыт работы в этой области был обобщён в «Руководстве по лёгочной хирургии» (1969), вышедшем под его редакцией. За лучшую научную работу по торакальной хирургии – монографию «Гангрена лёгкого и пиопневмоторакс» (1983) – Колесников с соавторами был удостоен премии имени С.И.Спасокукоцкого Академии Медицинских Наук СССР. За научные труды в этой области Колесников был удостоен Ленинской премии. Всего Колесников написал около 170 научных работ, в том числе 25 монографий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1976 года Колесникову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».В 1980 году он участвовал во Всесоюзной встрече медиков – участников Великой Отечественной войны. Ему была предоставлена честь разрезать ленточку при открытии «Улицы медиков-героев» в Кисловодске. Он являлся членом правления Всесоюзного научного общества хирургов и Всесоюзного научного кардиологического общества, действительным членом Всемирной ассоциации хирургов. Скончался 18 мая 1985 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Доктор медицинских наук (1946), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1964). Лауреат Ленинской премии (1961), Государственной премии СССР (1985).

1901
Жорж Коньо (Cogniot)
французский философ-марксист, писатель и общественный деятель. Родился в Монтиньи-ле-Шерлье. Окончил Высшую нормальную школу. Преподавал в лицеях Эвре, Дижона, Сен-Кантена и Парижа (1925—1936); генеральный секретарь Рабочего университета (1934). Член ЦК ФКП (1936—1964). Главный редактор газеты "Юманите" ("L"Humanite") (1937—1949). Депутат Национального собрания (1946—1958), сенатор (1959—1968 и с 1968). Работы Коньо посвящены проблемам диалектики, истории философии, религии, образования. Коньо подвергает критике различные направления буржуазной философии (феноменологию, католическую философию и др.). Автор сборника новелл "Побег" (русский перевод, 1948). Сочинения : De l"enthousiasme а la conscience enchaintée. question scolaire en 1848 et la loi Falloux, ., 1948; Réalité de la nation, ., 1950; Mésaventures de l"antimarxisme. Les malheurs de M. Merleau-Ponty, ., 1956; religion et la science. ., 1960; Que est ce que la communisme?. ., 1960; Le materialisme gréco-romain, ., (1964); Prométhée s"empare du savoir. ., (1967); Cogniot G., Joannes ., M. Thorez l"homme, le militant, ., 1970; в русском переводе. — Народный фронт во Франции. Москва, 1937 (совместнос М.Торезом); Знакомство с Советским Союзом, Москва, 1959.

1901
Кави Гибятович Наджми (псевдоним; настоящее имя - Кави Гибятович Нежметдинов)
татарский советский писатель и общественный деятель. Член КПСС с 1919. Родился в деревне Красный Остров, ныне Сеченовского района Нижегородской области. В 1919 добровольцем ушел в Красную Армию. В 1922 окончил Московскую высшую военно-педагогическую школу. Первый председатель правления СП Татарской АССР (до 1937). Печатался с 1919. Литературная деятельность Наджми тесно связана с историей развития татарской советской литературы, с утверждением в ней метода социалистического реализма. В стихах и рассказах, в повести "Прибрежные костры" (1929) Наджми отразил героику Гражданской войны 1918—1920. Повести "Светлая тропа" и "Первая весна" (обе 1930) принадлежат к первым произведениям татарской прозы о коллективизации. Широкую известность получил историко-революционный роман "Весенние ветры" (1948: Сталинская премия, 1951) о борьбе татарского пролетариата совместно с русскими рабочим классом против царизма, за установление Советской власти в Татарии. Умер в Казани 24 марта 1957 года. Сочинения : Эсэрлэр, тома 1—4, Казань, 1958—1960; в русском переводе. — Повести и рассказы, Москва, 1957. Литература: История татарской советской литературы, Москва, 1965.

Toka_SK1 (471x700, 108Kb)
1901
Салчак Колбакхорекович Тока (Тыыкы Кол)
первый секретарь Тувинского обкома КПСС. Родился в местечке Мегрен Уряханского края ныне Республика Тыва. Тувинец. В 1910-1921 годах работал батраком, в 1922-1924 годах - курьером. В 1924-1925 годах служил в Тувинской революционной армии. В 1925-1929 годах учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени И.В. Сталина в Москве. В 1929 году вступил в Тувинскую народно-революционную партию. В 1929-1932 годах – второй секретарь ЦК Тувинской народно-революционной партии. В марте 1932 – октябре 1944 года – генеральный секретарь ЦК Тувинской народно-революционной партии. В конце 1930-х годов провёл в Туве политические репрессии по образцу советских, в ходе которых, в частности, были осуждены как «японские шпионы» и расстреляны премьер-министр республики Сат Чурмит-Дажи и другие руководители страны. 11 октября 1944 года Тува добровольно вошла в состав СССР. Была образована Тувинская автономная область в составе РСФСР. К моменту вхождения в РСФСР Тува была полноправным государством со своими атрибутами. Имела Конституцию, флаг, герб, золотой запас, бюджет и полномочные представительства в СССР и Монгольской Народной Республике. До 1944 года фигурировал в документах как Салчак Тока Сурасович. Лишь в 1944 году он становится известен как Салчак Калбакхорекович Тока. С октября 1944 по октябрь 1961 года – первый секретарь обкома ВКП(б)/КПСС Тувинской автономной области. 10 октября 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР.
Toka (595x700, 114Kb)
С 10 октября 1961 года – первый секретарь Тувинского обкома КПСС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1971 года за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с семидесятилетием со дня рождения Тока Салчаку Колбакхорековичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Скончался 11 мая 1973 года в Кызыле. Похоронен в Кызыле. Считался также основоположником тувинской советской литературы. Его рассказы начали появляться в печати в 1930-е годы, в 1938 году опубликована пьеса «Три года на посту секретаря ячейки», в 1943 году – повесть «В берестяном чуме». Повесть «К большому порогу», рассказ «Охота на волков» и др. произведения. Автобиографическая повесть Токи «Слово арата» (книга 1, 1950 год), (книга 2, 1956 год), (книга 3 «Новая Тува», 1964 год). Документальная повесть «Чего не увидел отец — сын увидит» (1963 год). Воинские звания – генерал-лейтенант Тувинской армии (11 октября 1944), генерал-лейтенант (21 сентября 1965). Лауреат Сталинской премии (1951). Член ЦК КПСС с 1971 года. Кандидат в члены ЦК ВКП(б)/КПСС в 1952-1971 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го - 8-го созывов (с 29 апреля 1945). Награжден 7 орденами Ленина (5 мая 1942, 11 августа 1944, 16 августа 1946, 10 октября 1949, 13 августа 1957, 14 декабря 1961, 14 декабря 1971), орденом Трудового Красного Знамени (22 марта 1960), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (25 декабря 1959), а также тувинскими орденами: 2 Республики (в том числе 4 июля 1938) и Труда (12 августа 1941). В ряде городов Тывы его имя носят улицы, ему установлены памятники.
Salchak-Toka (700x467, 89Kb)
Памятник С.К.Тока установлен в Кызыле в сквере за Музыкально-Драматическим театром со стороны улицы Тувинских Добровольцев.

1901
Семен Михайлович Хмара
гитарист, актер Театра имени Вахтангова.

1902
Мануэль Владимирович Большинцов
Советский кинодраматург и режиссёр. Был одним из организаторов киностудии "Кинокомсомол" (Ростов-на-Дону). Здесь, а также на Ялтинской и других кинофабриках поставил ряд фильмов. С 1931 г. работал как сценарист. Первая значительная работа – фильм "Крестьяне" (1935, совместно с Ф.М.Эрмлером и В. Портновым). В 1938-1939 гг. по его сценарию (написанному совместно с М.Ю.Блейманом и режиссёром Эрмлером) поставлен один из выдающихся фильмов "Великий гражданин". В годы Великой Отечественной войны был главным редактором Центральной студии документальных фильмов, написал сценарии и тексты документальных фильмов - "От Вислы до Одера" (1945), "Донбасс" (1946), "Днепрогэс" (1948) и др., художественных фильмов - "Небо Москвы" (1944, совместно с Блейманом), "Они спустились с гор" (1955, совместно с А.И.Белиашвили). Сталинская премия (1941). Умер 23 июля 1954 года.

1902
Фриц Маклуп (Махлуп, Мачлуп; Machiup)
американский экономист. Родился в городе Винер-Нейштадт, Австрия. Окончил Венский университет (1923), в 1933 эмигрировал в США, где преподавал в ряде высших учебных заведений. В 1960-х годах профессор Принстонского университета, в 1965 избран президентом Американской экономической ассоциации. Автор работ по теории цен, денежного обращения и кредита, вопросам международной торговли и валютных отношений. В ряде работ Маклуп приводит обширный фактический материал, который, вопреки желанию автора, свидетельствует об усиливающемся гнете финансового капитала в США. Сочинения : The political economy of monopoly. Business, labor and government policies, Balt., 1952; International payments, debts and gold, Collected essays, . ., 1964; International trade and national income multiplier, . ., 1965: в русском переводе — Планы перестройки международной валютной системы, Москва, 1966; Производство и распространение знаний в США, Москва, 1966.

1902
Аполлон Иннокентьевич Шадаев
бурятский советский писатель. Член КПСС с 1941. Родился в улусе Хурдут, ныне Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области. Наиболее известна комедия Шадаева "Мэргэн" (1938) о становлении колхозов в Бурятии. Автор пьес "Лимбе" (1935), "Баир" (совместно с Г.Цыдынжаповым, постановка, 1938), "Две неправды" (1945), "Весенняя радость" (1947), "Крылатая рыба" (1956), "Ошибка кузнеца Эрхэтэ" (1965) и др. Знаток и собиратель бурятских народных сказок (сборники "Будамшу", 1949, "Волшебный камень", 1958, "Золотое яичко", 1967, и др.). Произведения Шадаева переведены на языки народов СССР. Награжден орденом "Знак Почета". Умер в Улан-Удэ 15 июня 1969 года. Сочинения: Алтан ундэгэн, Улаан-Удэ, 1967; в русском переводе - Бурят-монгольские народные сказки, Улан-Удэ, 1956. Литература: История бурятской советской литературы. Улан-Удэ, 1967.

 (543x699, 105Kb)
1903
Николай Тимофеевич Видяшев
командир 257-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, капитан. Родился в городе Уральске (казахское название - Орал), ныне – административный центр Западно-Казахстанской области Казахстана, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1926 года. Окончил 2 класса городского училища. В Гражданскую войну участвовал в партизанской борьбе, с января 1919 года в Красной Армии. Служил в 25-й дивизии имени В.И.Чапаева. В 1921 году окончил курсы командного состава, в 1924 году – Иркутскую пехотную школу, а в 1937 году - курсы «Выстрел». В советско-финляндской войне 1939-40 годов капитан Николай Видяшев командовал 257-м стрелковым полком (7-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт). В боях в феврале - марте 1940 года командир полка Видяшев Н.Т. проявил мужество и героизм, управляя подразделениями. Вверенный ему стрелковый полк успешно прорвал оборону противника на выборгском направлении, и в ночь на 3 марта 1940 года захватил важный опорный пункт, а затем отразил четыре вражеские контратаки. Отважный командир пал смертью храбрых в бою 11 марта 1940 года.
 (510x699, 159Kb)
Похоронен в братской могиле (№ 36) в городе Выборге Ленинградской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» капитану Видяшеву Николаю Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

 (534x699, 39Kb)
1903
Юлий Яковлевич Райзман
советский российский кинорежиссёр и сценарист, педагог, народный артист СССР. Родился в Москве. Еврей. В 1924 году окончил факультет общественных наук Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, по окончании которого работал на студии «Межрабпом-Русь» литературным консультантом, затем ассистентом режиссёра у Я.А.Протазанова. Дебютировал в режиссуре, сняв вместе с А.О.Гавронским современную бытовую драму «Круг» (1927). Затем самостоятельно поставил революционные по духу и экспрессивные по стилю ленты «Каторга» (1928) и «Земля жаждет» (1930). И в дальнейшем в творчестве Райзмана будут как раз сочетаться истории из частной жизни и более пафосные, идеологически ангажированные фильмы. В 1935 году снял фильм «Лётчики» (1935; Почётная грамота на Международном кинофестивале в Москве) о «величии обыденных дел советских людей». Кажется, режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но непередаваемое обаяние заключено отнюдь не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В.Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатлённой благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В.Косматова. Фильм пронизан светом, проникнут отнюдь не победным, фанфарным апофеозом 1930-х годов, а неким застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают. Потом режиссёр сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937; Сталинская премия 2-й степени, 1941; Гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1937) и считающуюся не очень удачной экранизацию первой части романа М.А.Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлётом в творчестве Райзмана стала «Машенька» (1942; Сталинская премия 2-й степени, 1943), запущенная в производство еще до войны, – это одна из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино. Особая прелесть «Машеньки» – именно в том, что будничная, ничем вроде бы непримечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её парня, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия, словно таит в себе непостижимую и манящую тайну человеческого мироздания. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта и в то же время смущена в проявлении своих чувств к Алексею. И нельзя не поразиться тому, что дарование сценариста Е.И.Габриловича и режиссёра Райзмана слилось с редким талантом изумительной молодой актрисы В.И.Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишённая жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г.В.Александрова и И.А.Пырьева). Название фильма «Машенька» – точнейшее выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм ближе к эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей, которые любят, страдают и радуются с не меньшей силой, чем исконные жители российской глубинки, но и с таким же тактом и изяществом, как и утончённые представители элиты. В годы войны Райзман создал ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому – «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа – документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944; Сталинская премии, 1946) и «Берлин» (1945; Сталинская премия, 1946; Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм» на Международном кинофестивале в Канне, 1946). Порой, даже, трудно поверить в то, что именно Райзман – самый щедро одарённый сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент: «Райнис» (1949; Сталинская премия 2-й степени, 1950) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950; Сталинская премия 1-й степени, 1951; Большая премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1951; Большая премия на Международном кинофестивале в Картахене, 1951). В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив И.В.Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту поспешно стали ругать за мелкотемье, облегчённое решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества, тем более на территории «далеко от Москвы». В этом фильме звучит просто немыслимая для сталинской эпохи послевоенного возрождения фраза: «Не надо про семилетку. Расскажите про любовь». Неведомое чувство свободы, охватившее людей в День Победы, 9 мая 1945 года, словно охватывает ещё непокорённый Восток. Но прежде всего кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и в ритмически звучащем названии и в самом эффекте вольной смены «движущихся картинок». По-своему закономерно, что «поколение победителей», познавшее на Западе восторг краткого избавления от сковывающих оков режима, споткнулось по возвращении домой именно на пути следования в поезде, идущем на Восток. Некоторые же проследовали прямиком в советские лагеря. Райзман в начале 1950-х годов вновь впал в немилость уже из-за своего еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», отстранённых от работы в кино на несколько лет. В 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму, но со знаменательным названием «Урок жизни» и с необычной по тем временам постановкой моральных проблем в трактовке образа героя, главного инженера крупного строительства, который должен был бы по статусу быть непременно положительным героем. В 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист» (Почётный диплом на Международном кинофестивале в Венеции, 1958; Первая премия по разделу художественных фильмов и Первая премия за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном кинофестивале, 1959), сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. Следующая картина Райзмана «А если это любовь?» (1962) вызвала резкие споры, само название фильма уже предполагало дискуссию. Принципиально прозвучал и «Твой современник» (1967; премия за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном кинофестивале, 1968; премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков на Международном кинофестивале в Лагове, 1969) о сыне Василия Губанова, герое фильма «Коммунист». К сожалению, некоторая отвлечённость, умозрительность или идеалистичность свойственна последующим лентам Райзмана – «Визит вежливости» (1973), «Странная женщина» (1978), «Время желаний» (1984; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1986). 17 апреля 1964 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР». А вот фильм «Частная жизнь» (1982; Государственная премия СССР, 1983; Приз «Золотой лев» «За артистическое и профессиональное сотрудничество» на Международном кинофестивале в Венеции, 1982; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля, 1983) о внезапном ощущении выброшенности из жизни и собственной бесполезности, что испытывает оказавшийся на время не у дел крупный советский чиновник, директор большого предприятия (его блистательно сыграл М.А.Ульянов), оказалась не так уж проста. Некое почти запрограммированное отторжение от образа большого начальника мешало оценить проявленное создателями настоящее «новое мышление» как раз в канун смерти первого из «кремлёвских геронтократов». Но понадобились ещё два с половиной года, в течение которых сменились два тоже престарелых партийных вождя, чтобы явился «новый назначенец», окончательно доконавший «колосса на глиняных ногах» – партийную империю, в которой идеологическое превалировало над разумным, общественное – над личным. Приметы благосостояния, разнообразные привилегии, достижения карьеры, полученные награды и премии – всё становится безразличным, когда человек уже не узнает в себе себя и готов променять что угодно на так необходимое чувство внутреннего равновесия, без которого вообще не стоит ни жить, ни работать. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1973 года Райзману Юлию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». У Райзмана, много сделавшего для кино и для своих учеников (он в течение нескольких десятилетий преподавал во ВГИКе), а главное – на посту художественного руководителя одного из творческих объединений «Мосфильма», такое чувство внутреннего равновесия было. И то, что именно он стал первым обладателем самой почётной «Ники» в номинации «Честь и достоинство», говорит само за себя. Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 декабря 1994 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве рядом с женой. Награждён двумя орденами Ленина (4 ноября 1967, 20 декабря 1973), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени (6 марта 1950, 14 декабря 1963), орденом Дружбы народов (14 декабря 1983), орденом «Знак Почёта» (23 мая 1940), медалями. Лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946 – дважды, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986), Национальной премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1987).
 (684x699, 147Kb)
Мемориальная доска установлена в Москве по адресу: улица Большая Полянка, 28, корпус 2. Сочинения: Вчера и сегодня. (Рассказ о творческом пути), Москва, 1969. Литература: Зак М., Юлий Райзман, Москва, 1962.

1903
Камил Сенека (Camil Seneca)
французский шахматный композитор. Умер 28 июня 1977 года.

1905
Николай Спиридонович Айзман
чувашский драматург. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР. Был актёром. Первая пьеса "Деревня в ветлах" опубликована в 1929 г. Автор бытовых комедий - "По ларцу и крышка" (1936), "Не по коню, так по оглоблям" (1939), "Подруга черноокая" (1950, совместно с С.Павловым), "Выйди замуж за Ивана" (1956) и др.

1905
Павел Васильевич Воловов
русский советский артист оперы (баритон). Народный артист Узбекской ССР (1944). Музыкальное образование получил в Ивановском музыкальном техникуме. Впервые выступил на оперной сцене в Виннице в 1932. В 1934-1937 работал в Театре оперы в Баку, в 1937-1944 - в Ташкенте. С 1944 Воловов - солист Большого театра. Партии: Онегин; Мазепа (о. п. Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини), Эскамильо; Листницкий ("Тихий Дон") и др.

Ostaev_A_E_0 (465x700, 117Kb)
1905
Алексей Егорович Остаев
старший лётчик 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (55-я скоростная бомбардировочная бригада, ВВС 7-й армии, Северо-Западный фронт), старший лейтенант. Родился в селе Сохта Горийского уезда Тифлисской губернии (ныне Дзауского района Южной Осетии). Осетин. В 1928-1925 годах батрачил. С 1925 года жил в селе Ногир (Пригородный район Северной Осетии). Был ремонтным рабочим на железной дороге на участке Владикавказ – Назрань. В сентябре 1926 – сентябре 1927 служил в армии, красноармеец Кавказского стрелкового полка. С 1927 года работал милиционером, молотобойцем и слесарем на строительстве Гизельдонской гидроэлектростанции (Северная Осетия). Вновь в армии с июня 1931 года. В октябре 1931 года окончил школу переподготовки командиров запаса в городе Детское Село (ныне город Пушкин Ленинградской области), в 1933 году – Луганскую военную авиационную школу лётчиков. В июле-декабре 1933 – лётчик-инструктор Луганской военной авиационной школы лётчиков. Затем служил в строевых частях ВВС лётчиком, командиром корабля и командиром звена (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – старший лётчик 58-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. 19 декабря 1939 года в воздушном бою тяжело ранен в ногу. Был отправлен в госпиталь, но вернулся в полк и помогал готовить самолёты к вылетам. Вскоре добился разрешения летать на боевые задания. 19 февраля 1940 года его самолёт был подбит, но он на одном двигателе сумел вернуться на свой аэродром. Всего совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике «СБ». За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 марта 1940 года старшему лейтенанту Остаеву Алексею Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда». Продолжал службу в ВВС командиром звена (в Ленинградском военном округе). В апреле 1941 года окончил Рязанскую высшую военную школу штурманов ВВС. С мая 1941 года служил в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи (в Московском военном округе). Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1941 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, а с ноября 1941 года – командир 208-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт и ПВО города Москвы). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Московской битве. Совершил несколько боевых вылетов на самолётах «СБ» и «Пе-3». Погиб 7 января 1942 года на самолёте Пе-3 при возвращении с боевого задания. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Майор (1941). Награждён орденами Ленина (21 марта 1940), Красного Знамени (15 января 1940). Бюст А.Е.Остаева установлен на Аллее Героев в городе Цхинвал (Южная Осетия). Его имя носят улицы в городах Владикавказ и Цхинвал, а также в сёлах Донгарон, Ногир, Сунжа и Тарское (Пригородный район Северной Осетии). Во Владикавказе на здании школы, носящей его имя, и в селе Ногир установлены мемориальные доски.

 (700x696, 53Kb)
1905
Ференц Фаркаш
венгерский композитор. Заслуженный артист Венгрии (1965). Учился в Будапештской консерватории (ученик О.Респиги). С 1933 г. – пианист и дирижер на киностудии «Саша» (Вена), в 1934-1936 гг. – на киностудии «Нордиск» (Копенгаген). Написал музыку к фильмам: «Песня Ракоци» (1943), «Освобожденная земля» (1950), «Буря» (1952), «Рождение Меньхерта Шимона» (1954), «Жарж Данден» (1955), «Покушение» (1959), «Два тайма в аду» (1961), «Любить воспрещается» (1963) и др. Европейскую известность приобрели его оперы («Волшебный сундук», 1942, и др.), концертино для арфы с оркестром (1973). Балеты, симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка (в том числе «Старинные венгерские танцы» для духового квинтета). Профессор (с 1941) и директор (с 1944) консерватории в Коложваре (ныне - Клуж-Напока), профессор (с 1949) Высшей музыкальной школы в Будапеште. Награжден премиями имени Кошута (1950) и имени Эркеля (1960). Умер 10 октября 2000 года.

1906
Николай Александрович Асанов (Ассанов)
русский писатель, автор сборников "Испытание страхом", "Возвращение".

1906
Гасан Абдул Али оглы Ахмедов
азербайджанский геолог, академик Академии Наук Азербайджанской ССР (с 1967). Окончил Азербайджанский индустриальный институт (1933). Работал в тресте «Азнефтеразведка» (1933-1942), затем (до 1949) возглавлял геологические службы различных нефтедобывающих предприятий. В 1949-1955 гг. – в Научно-исследовательском нефтяном геологоразведочном институте (в 1951-1955 гг. – директор), с 1955 г. – в Азербайджанском научно-исследовательском институте добычи нефти, с 1965 г. – директор Азербайджанского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института геофизики. Одновременно в 1951-1956 и 1959-1962 гг. преподавал в Азербайджанском институте нефти и химии. Научная деятельность посвящена в основном региональным геолого-геофизическим исследованиям. Под его непосредственным руководством детально изучены и введены в промышленную разведку месторождения нефти и газа Карадаг, Кянизадаг и др. Является одним из инициаторов расширения и руководителем геологопоисковых, геофизических и тематических научно-исследовательских работ, направленный на выявление залежей нефти.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку