-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108542
Комментариев: 6801
Написано: 117013


9 декабря родились...

Суббота, 09 Декабря 2017 г. 09:35 + в цитатник
Johann_Joachim_Winckelmann_(Raphael_Mengs_after_1755) (538x700, 352Kb)
1717
Иоаханн Иохим Винкельман (немецкое имя - Johann Joachim Winckelmann)
немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науки археологии. Родился в городке Штендаль, Саксония-Анхальт. Сын бедного сапожника, Винкельман, несмотря на свои крайне скудные материальные средства, окончил в Берлине гимназию и посещал университет в Галле, где занимался преимущественно древней словесностью. После того он был довольно долго домашним учителем в разных семействах, затем изучал медицину в Йенском университете. В 1743—1748 гг. он работал в училище под Берлином, затем поступил в библиотекари к графу Бюнау, в Нетнице. Здесь, живя неподалеку от Дрездена, будущий историк искусства имел возможность часто видеть и изучить собранные там художественные сокровища. Они возбудили в нём горячую любовь к классической древности и отвращение к стилю рококо, господствовавшему в тогдашней немецкой архитектуре и пластике. Желание попасть в Рим и познакомиться с его памятниками побудило его завести переговоры с папским нунцием Аркинто относительно получения места при библиотеке кардинала Пассионеи, но непременным условием для этого ему был поставлен переход из лютеранства в католичество. Винкельман сразу же согласился. Однако прошел ещё целый год, прежде чем он смог осуществить мечту своей жизни. Аудиенция у короля Саксонии помогла Винкельману получить небольшую пенсию, которая позволила ему покинуть Дрезден. После пятилетних колебаний в 1754 г. Винкельман решился на этот важный шаг и 18 ноября 1755 года Винкельман приехал в Рим, где сблизился с живописцем Рафаэлем Менгсом, проникнутым теми же, как и он, эстетическими убеждениями и стремлениями, и всецело предался изучению антиков. Обогатив свои познания и расширив взгляды поездкой в Неаполь и посещением Геркуланума и Помпей, незадолго перед тем выступивших из-под пепла Везувия, он составил каталог коллекции гемм барона Стоша во Флоренции и после вторичного путешествия в Неаполь приступил к изданию «Истории античного искусства» — главного своего труда, вышедшего в свет в 1764 г., вскоре за тем (в 1767 г.) дополненного «Заметками об истории искусства» и впоследствии переведенного на французский и другие языки. Побывав ещё раз в Неаполе, он отправился в сопровождении скульптора Бартоломео Кавачеппи в Германию, но доехал только до Вены, откуда вернулся в Италию.
9 декабря 1717 года родился — Иоганн Иоахим Винкельманpost-13108-129186606051 (700x672, 219Kb)
Неподалеку от Триеста Винкельман случайно познакомился с только что выпущенным из тюрьмы преступником Арканджели. Притворившись любителем искусства, Арканджели втёрся к нему в доверие с целью воспользоваться бывшими при нём медалями и деньгами. В Триесте, где Винкельман намеревался сесть на корабль до Анконы и остановился на несколько дней, Винкельман провёл ночь с Арканджели, а на утро 8 июня 1768 года тот заколол великого учёного прямо в постели и похитил его пожитки. Убийца был колесован по приговору суда. Существует несколько версий гибели Винкельмана: возможные гомосексуальные отношения между ним и убийцей, шпионская или политическая история, преследования иезуитов и т. п. Как показал биограф Винкельмана Юсти, в области искусства его предшественником был французский знаток предмета граф Келюс. Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первый проложил путь к пониманию культурного значения и прелести классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем не только его истории, но и художественной критики, для которой предложена им стройная, хотя и устаревшая для наших дней система. В «Истории искусства древности» (1764) И.И.Винкельман приписал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов» влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства и управления, и вызванного ими склада мыслей, но, не менее того, и уважению греков к художникам и распространению и применению в их среде предметов искусства».
 (505x699, 81Kb)
С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот «к грекам» интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму. Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. Аналогия с этим изменением вкуса стояла у него перед глазами повсюду, в том числе и при исследовании произведений античного искусства, и помогала ему расчленить их на исторические ступени. По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров. Существует, учил Винкельман, только одна красота, имеющая вневременное значение, так как она заложена в самой природе и реализуется ею там, где счастливо совпадают милость небес, благотворное воздействие политической свободы и национального характера, например, у греков времен Фидия и Праксителя. Вся история искусства других народов была для него только фоном, который служил лишь тому, чтобы эта истина ярче блестела. Идеи Винкельмана были высоко оценены Гёте и Гердером, оказали значительное влияние на представителей немецкого романтизма (Гельдерлин, Шлегель, Шиллер, Шеллинг и др.), а также на эстетическую концепцию Гегеля. Библиография: Из многочисленных сочинений, посредством которых распространял он свои выводы и идеи, особенно любопытны, сверх вышеупомянутых, ещё следующие: «Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst» (1753), «Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung» и принадлежащие к этому труду «Дополнения» (1756), «Anmerkungen über die Baukunst der Alten» (1761), «Abhandlungen von der Empfindung der Schönen» (1763), «Versuch einer Allegorie» (1766) и находящееся в связи с «Историей искусства» обширное издание: «Monumenti antichi inediti» (1767, 1768 и 1821). Полное собрание сочинений Винкельмана издано Ферновым, Генрихом Мейером, Шульце и Зибелисом (в 1808—1825 гг., 11 томов; вторично в Аугсбурге в 1838 и след. гг.). В богатой литературе о Винкельмане и его трудах, можно указать на очерк Гёте «Winckelmann und sein Jahrhundert» (1805) и Justi, «Leben W.» (1866—1872). На русском языке можно указать на этюд Н.М.Благовещенского (Санкт-Петербург, 1891). Литература: Бабанов И.Е. Иоганн Иоахим Винкельман История искусства древности. Малые сочинения Государственный Эрмитаж, Алетейя — 2000—800 страниц. — 2000экземпляров. — ISBN 5-89329-260-X.

Naphtali_Herz_Wessely (572x700, 396Kb)
1725
Нафтали Герц Вессели (немецкое имя - Naphtali Herz Wessely)
еврейский поэт, филолог, переводчик, один из крупнейших деятелей Гаскалы и возрождения иврита, как разговорного языка и языка литературы. Родился в Гамбурге. В юности изучал религию и светские науки, языки. Занимался коммерцией, увлечен изучением языка, благодаря этому вышли труды о еврейском языке — Ха-Лебанон, или Ган-Науль, Джейн-Лебанон (комментарии к трактату Мишны Пиркей Авот, 1775). С 1774 года — в Берлине, работал с известным деятелем еврейского Просвещения Мозесом Мендельсоном. Умер в Гамбурге 28 февраля 1805 года. Произведения: Диврей шалом ве-эмет (Слова мира и правды, 1782); Сефер-ха-Миддот; Ширей тиферет (Песни славы), поэма. Литература: Вессели, Нафтали Герц (Гартвиг) // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Санкт-Петербург, 1908—1913.

Pietro Alessandro Guglielmi3 (491x700, 255Kb)
1728
Пьетро Алессандро Гульельми (итальянское имя - Pietro Alessandro Guglielmi)
итальянский композитор. Пьетро Алессандро Гульельми родился в Массе, в семье композитора и музыканта Якопо Маркантонио Гульельми и Джулии, в девичестве Гуэрра. Будущий композитор принадлежал к известному роду музыкантов, трудившихся в герцогстве Масса и Каррары с XVI по XIX век. Начальное музыкальное образование он получил от отца — капельмейстера герцогской капеллы, который научил его игре на фаготе и альте и от старшего брата Доменико Гульельми — священника и будущего органиста и капельмейстера кафедрального собора Массы, который научил его игре на клавесине и обучил контрапункту. Ещё в юном возрасте Пьетро Алессандро Гульельми был принят на службу в оркестр герцогского театра в Массе. Благодаря рекомендациям Альдерано Чибо, герцога Массы и Каррары, а затем и его вдовы, герцогини Риччарды Гонзага в 1746 году Пьетро Алессандро Гульельми поступил в консерваторию Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе, где учился у Франческо Дуранте, вместе с Джованни Пазиелло и Доменико Чимароза. В 1750 году, продолжая обучение, он получил место маэстрино (младшего учителя) в альма-матер, а в 1754 году завершил музыкальное образование и покинул консерваторию. Зимой 1757 года дебютировал как оперный композитор оперой-буффа «Сапожник-мощенник» (итальянское название - Lo solachianello imbroglione) по либретто Доменико Пиньятеро на неаполитанском диалекте на сцене театра Фьорентини в Неаполе. В течение последующих пяти лет композитор сочинил десять комических сценических произведений, которые были поставлены на сценах театров Неаполя, за исключением интермеццо «Богатый трактирщик» (итальянское название - La ricca locandiera), премьера которой прошла в театре Капраника в Риме. Здесь же в Риме в 1763 году на сцене театра Арджентина была поставлена его первая опера-сериа «Тит Манлий» (итальянское название - Tito Manlio). В последующие годы Пьетро Алессандро Гульельми жил и работал во Флоренции, Падуе, Турине и Венеции. Его оперы пользовались успехом у зрителей, что сделало имя композитора известным по всей Европе. Осенью 1767 года по просьбе Феличе Алессандри он прибыл в Лондон, где поступил на место композитора и дирижёра в Королевский театр и занимал эту должность до 1772 года. Первой его постановкой в Лондоне было пастиччо «Тигран» (итальянское название - Tigrane), премьера которого прошла 27 октября 1767 года. Особенной популярностью оперы композитора также пользовались при дворах курфюрста Саксонского в Дрездене и герцога Брауншвейгского в Брауншвейге, а также неоднократно ставились во дворцом театре князя Миклоша Иосифа Эстерхази и на сценах театров в Российской империи. С 1772 по 1776 год Пьетро Алессандро Гульельми жил на севере раздробленной Италии и сочинял оперы для театров Венеции, Рима, Турина и Милана. Осенью 1776 года вернулся в Неаполь, где жил и работал до 1793 года. 3 марта 1793 года он был назначен капельмейстером Юлианской капеллы в соборе Святого Петра в Риме и занимал эту должность до самой смерти. За это время им были написаны многочисленные сочинения церковной музыки. Пьетро Алессандро Гульельми умер в Риме 18 ноября 1804 года. Творческое наследие композитора включает около 100 опер, 17 ораторий и кантат, около 20 сочинений камерной и 12 сочинений церковной музыки, многочисленные симфонии. Литература: Gianturco, Carolyn. Radicchi, Patrizia. Pietro Alessandro Guglielmi (1728-1804): musicista italiano nel Settecento europeo : Pisa : ETS, 2008. — 729 p. — ISBN 978-8-84-670779-6.

1735
Анн-Франсуа де Монморанси (французское имя - Anne-François de Montmorency)
герцог де Монморанси (куртуазный титул), маркиз де Сеньеле, граф де Танкарвиль и де Гурне, барон де Жокур в Шампани — французский офицер, участник Семилетней войны. Сын маршала Франции Шарля-Франсуа-Фредерика II де Монморанси-Люксембурга и Мари-Софи-Эмили-Онорат Кольбер де Сеньеле. Едва поступив на военную службу, 1 февраля 1749 стал командиром Туреньского пехотного полка, которым до этого командовал его отец. Командовал им в лагере Сарр-Луи в 1754, в битве при Росбахе в 1757 и битве при Крефельде в 1758. 22 июля 1758 произведен в бригадиры. Командовал Туреньской бригадой в битве при Миндене в 1759; 2 ноября вместо своего отца был назначен капитаном одной из четырех рот гвардии телохранителей короля. В 1760 продолжал служить в Германии, и умер в армии Нижнего Рейна 22 мая 1761 года. Жена (17 февраля 1752): принцесса Луиза-Полина-Франсуаза де Монморанси-Люксембург (1734—1818), дочь Шарля-Франсуа-Кристиана де Монморанси-Люксембурга, принца де Тенгри, и Анн-Сабин Оливье де Сенозан. Дети: Матье-Фредерик де Монморанси-Люксембург (22 октября 1756—17 июня 1761); Шарлотта Анна Франсуаза де Монморанси-Люксембург (17 ноября 1757 — после 1812), герцогиня де Бофор-Монморанси. Муж (6 октября 1767): Анн-Леон II де Монморанси-Фоссё (1731—1799); Мадлен-Анжелика де Монморанси-Люксембург (1759—27 января 1775). Литература: L'art de vérifier les dates des faits historiques, des chartes, des chroniques, et autres anciens monuments, depuis la naissance de Notre-Seigneur. T. XII. — P.: C. F. Patris, 1818., pp. 68—69; Nobiliaire universel de France, ou Recueil général des généalogies historiques des maisons nobles de ce royaume. T. III, première partie. — P.: Librairie Bachelin-Deflorenne, 1873, p. 294; Pinard F.-J.-G. Chronologie historique-militaire. T. VIII. — P.: Claud Herissant, 1778, pp. 514—515

1735
Джон Лайтфут (John Lightfoot)
английский ботаник и конхолог. Джон Лайтфут родился в небольшом городе Ньюент в графстве Глостершир в семье фермера-йомена Стивена Лайтфута. Учился в начальной школе в Глостере, затем поступил в Пембрукский колледж Оксфордского университета. В 1766 году он получил степень магистра искусств. Затем Джон был назначен викарием деревни Колнбрук, через несколько лет переехал в Аксбридж (ныне Аксбридж включён в территорию Лондона). Через несколько лет Лайтфут стал пастором в деревне Готем в Ноттингемшире. В 1772 году Томас Пеннант пригласил Лайтфута в своё второе путешествие по Шотландии и Гебридам, Лайтфут с радостью согласился. Образцы растений, собранные Джоном во время этого путешествия, ему помогали определять Джон Хоуп, Джон Стюарт и другие ботаники. В 1777 году вышли два тома написанной по результатам наблюдений Лайтфута Flora Scotica. Расходы на издание книги были оплачены Пеннантом. Большая часть иллюстраций к этой книге выполнены М.Гриффитсом (1743—1819), некоторые — П.Мазеллом, Г.Смитом, Робертсоном и Дж.Сауэрби. Ко второму изданию книги, вышедшем в 1789 году, прилагалась биография автора, написанная Т. Пеннантом.
Lobelia_dortmanna_(Griffiths) (423x700, 254Kb)
Лобелия Дортмана. Иллюстрация М. Гриффитса из книги Flora Scotica.
Лайтфут был одним из членов-основателей Лондонского Линнеевского общества, однако умер незадолго до первого собрания его членов. 20 февраля 1788 года Лайтфут вышел в магазин. Он заметно заикался, с трудом дошёл до дома; затем у него произошёл инсульт. После нескольких часов в постели Джон скончался. Он оставил вдову Матильду, дочь мельника из Аксбриджа Уильяма Бертона Рейнса, и двух детей. В 1802 году Матильда вышла замуж за барристера Джона Спрингетта Харви. Некоторые научные работы: Lightfoot, J. (1777). Flora Scotica. 2 vols., 1135 p., 35 pl; Lightfoot, J. (1786). An account of some minute British shells, either not duly observed, or totally unnoticed by authors. Philosophical Transactions of the Royal Society of London, 76 (1): 160—170. Роды, названные в честь Дж.Лайтфута: Lightfootia Sw., 1788 [syn. Xylosma G.Forst., 1786, nom. cons.]; Lightfootia L'Hér., 1789, nom. illeg. [syn. Wahlenbergia Schrad. ex Roth, 1821, nom. cons.]; Lightfootia Schreb., 1789, nom. illeg. [syn. Rondeletia Plum. ex L., 1753]. Литература: Pennant, T. in Lightfoot, J. Flora Scotica. — Ed. 2. — London, 1789. — Vol. I. — P. v—xii. — 530 p; Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1981. — Vol. III: Lh—O. — P. 15—16. — 980 p. — ISBN 90-313-0444-1.

1736
Андрей Иванович Врангель (шведское имя - Heinrich Johann Friherre Wrangel af Adinal)
российский военный и государственный деятель, генерал-поручик (1790), тайный советник (1797), губернатор Ревельского наместничества (1786—1796). Прибалтийский немец из рода Врангелей дома Addinal — сын Нильса Иоганна фон Врангеля (1709—1778), внук Карла Генриха Врангеля (1681—1755). С 1753 года состоял на военной службе; по окончании Сухопутного шляхетного корпуса в Санкт-Петербурге вступил в службу в 1755 году и участвовал офицером (с 1757) в Семилетней войне 1756—1763 гг. Русско-турецкую войну 1768—1774 гг. начал капитаном Куринского пехотного полка (1769), затем — Низовского полка, где стал майором; за отличие в кампании 1771 года награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (30 июля 1773), с 1771 года — подполковник. Полковник с 1777 года; с 22 сентября 1779 по 1 апреля 1783 — командир Кексгольмского Императора Австрийского лейб-гвардии полка; с 1782 года — бригадир. В 1783—1786 годах — вице-губернатор Ревельского наместничества, с 23 октября 1786 по 28 ноября 1796 годы — губернатор этого наместничества, вплоть до преобразования его в Эстляндскую губернию. В 1791 году был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени. Умер в городе Сомпа 23 мая 1813 года. А.И.Врангель был женат (с 4 мая 1778) на Якобине Августе Елизавете фон Лёвенштерн (Jakobine Auguste Elisabeth von Löwenstern; 1756—1818), от которой у него было 12 детей (двое умерли младенцами): Георг Карл Генрих (28 июля 1779—1809) — ротмистр; Дитрих Рейнгольд (16 июля 1780—28 сентября 1859) — лейтенант; Юлия (21 сентября 1781—28 марта 1862) — жена генерал-майора Вильгельма фон Блау; Карл Иоганн (24 июня 1782—10 мая 1865) — офицер; Отто Вильгельм (19 февраля 1785—23 января 1822) — подполковник Ревельского мушкетерского полка; Нильс Людвиг (Врангель, Людвиг Андреевич; 18 мая 1786—24 августа 1847) — Волынский и Могилёвский вице-губернатор, кавалер ордена «Пур ле Мерит» (13—18 октября 1814); Пауль Герман Валентин (19 августа 1787—?); Александр (30 ноября 1790—1845) — оберст-лейтенант, полицмейстер в Вильне; был участником Бородинского сражения; Август Готтард (6 августа 1795—?) — офицер; также принимал участие в Бородинском сражении; Фридерике — жена инженер-генерала Вильгельма фон дер Вейде. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том 1 — Москва: «Центрполиграф», 2009; Врангель, Андрей Иванович в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital; Heinrich Johann Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaften, Bd. I. — Гёрлиц, 1931. — Страницы 585—586; Geschichte der Familie Von Wrangel Vom Jahre Zwölfhundertfünfzig Bis Auf Die Gegenwart. — ISBN 142124750X. — S. 344—347.

000Carl_Wilhelm_Scheele (533x700, 113Kb)
1742
Карл Вильгельм Шееле (шведское имя - Carl Wilhelm Scheele)
шведский химик, член Королевской шведской Академии Наук (1775). Карл Вильгельм Шееле родился в городе Штральзунде в Померании, которая тогда входила в состав Швеции, в семье пивовара и торговца зерном. Учился в частной школе в Штральзунде, но уже в 1757 г. переехал в Гётеборг. Поскольку родители не имели средств для того, чтобы дать ему высшее образование (Карл быль седьмым сыном в семье), он стал учеником аптекаря и активно занимался самообразованием. Работая в аптеке, Шееле достиг большого искусства в химическом эксперименте. Проработав восемь лет в Гётеборге, Шееле переехал в Мальмё, где смог по вечерам заниматься научными исследованиями в лаборатории аптекаря. Затем Шееле работал в аптеках Стокгольма (1768-1769), Уппсалы (1770-1774) и, наконец, в 1775 г. приобрёл аптеку в Чёпинге, где и занимался исследованиями до конца жизни. Слава Шееле как выдающегося экспериментатора распространилась далеко за пределы Швеции; прусский король Фридрих II приглашал его занять кафедру химии в Берлинском университете, однако Шееле отклонил приглашение. В 1775 г. за выдающиеся достижения в области химии он был избран действительным членом Шведской королевской Академии наук, став единственным учёным, который удостоился этой чести, не имея высшего образования. Шееле принадлежит честь открытия множества неорганических и органических веществ. В 1774 году он показал, что пиролюзит, считавшийся ранее разновидностью магнитного железняка, представляет собой соединение неизвестного металла. Тогда же при взаимодействии соляной кислоты и пиролюзита при нагревании был впервые получен хлор. Позже им были получены триоксид молибдена (1778 год) и триоксид вольфрама (1781 год) из природных минералов молибденита и тунгстена (шеелита). В 1779 году действием свинцового глёта на растительные и животные жиры Шееле впервые получил глицерин. Им также открыты тетрафторид кремния (1771 год), оксид бария (1774 год), мышьяковистый водород (1775 год), винная (1769 год), кремнефтористоводородная, фтороводородная (1771 год), мышьяковая (1775 год), щавелевая, мочевая (1776 год), молочная (1780 год), синильная (1782 год) кислоты. В 1769 году Шееле разработал способ производства фосфора из золы, образующейся при обжиге костей. В 1774 г. Шееле выделил в свободном виде марганец и оксид бария; детально описал свойства хлора. В 1775 г. открыл мышьяковистый водород и мышьяковую кислоту, в 1777 г. получил и исследовал сероводород и другие сернистые соединения. В 1777 году, одновременно с Феличе Фонтана, он обнаружил способность свежепрокалённого древесного угля поглощать газы. В труде «Химический трактат о воздухе и огне» Шееле описал получение и свойства «огненного воздуха» и указал, что атмосферный воздух состоит из двух «видов воздуха»: «огненного» — кислорода и «флогистированного» — азота. Несмотря на то что он впервые в истории получил в лабораторных условиях кислород, приоритет открытия кислорода принадлежит Джозефу Пристли (1774), так как труд Шееле был опубликован только в 1777 году. Шееле первым получил и исследовал перманганат калия KMnO4 - всем известную "марганцовку", которая теперь широко применяется в химических экспериментах и в медицине, открыл сероводород H2S. Курьезная страсть Шееле пробовать на вкус всё, с чем он имел дело (по другим сведениям, в те годы при описании вещества необходимо было в обязательном порядке указывать его вкус), стоила ему жизни. Умер в Чёпинге 21 мая 1786 года. Его нашли мертвым на своем рабочем месте в окружении массы ядовитых реактивов в день его свадьбы (он так и не успел жениться); некоторые источники приписывают его смерть синильной кислоте.
 (524x699, 232Kb)
Памятник Шееле в Стокгольме.
Во время посещения Парижа шведским королём Густавом III к нему явилась делегация французских учёных и высказала почтение в связи с работой в Швеции выдающегося химика Карла Вильгельма Шееле, открывшего многие органические и неорганические вещества. Так как король никогда не слышал о Шееле, он отделался общими фразами, а затем немедленно издал приказ возвести химика в рыцарское достоинство. Однако премьер-министр тоже не знал учёного, и в результате титул графа достался другому Шееле — лейтенанту артиллерии, а химик так и остался неизвестным для короля и придворных. В честь Шееле названы небольшой кратер на поверхности Луны и малая планета (12356) Карлшееле, а также краситель "Зелень Шееле". Сочинения: Manuskript 1756—1777. Tolkning av С.W.Ossen. (Uppsala, 1942); Chemische Abhandlung von der Luft und dem Feuer, Lpz., 1894; Nachgelassene Briefe und Aufzeichnungen, hrsg. von A.E.Nordenskiöld, Stockh., 1892 (имеется биографич. очерк и библиография трудов Шееле). Литература: Фигуровский Н.А., Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в., Mосква, 1969; Шееле, Карл-Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Магдалена_Лаура_Сирмен_(Ломбардини) (530x700, 330Kb)
1745
Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини; итальянское имя - Maddalena Laura Sirmen (Lombardini)
итальянская скрипачка, ученица Джузеппе Тартини, оперная певица, композитор и музыкальный деятель. Магдалена Лаура Сирмен высоко ценилась при жизни в качестве инструменталиста-виртуоза, особенно в Париже и Лондоне. Её собственные сочинения получили высокую оценку современников. Родилась в Венеции, в бедной семье, хотя и гордившейся благородным происхождением. Начала заниматься музыкой в возрасте семи лет. Магдалена Лаура получила музыкальное образование в родном городе, в Ospedale dei Mendicanti (куда поступила в 1753 году). Она изучала здесь пение, клавесин, скрипку и теорию музыки. В это же время она брала уроки игры на скрипке у Джузеппе Тартини, посещая его в Падуе. Сохранилось письмо Джузеппе Тартини от 5 марта 1760 года, в котором он рассказывает ей о приёмах игры на скрипке. Это письмо было написано до личного знакомства Джузеппе Тартини с Магдаленой. В 1767 году закончила Ospedale dei Mendicanti и получила возможность начать самостоятельную музыкальную карьеру в Венеции. Осенью 1767 года вышла замуж за скрипача Людовико Сирмена (Ludovico Sirmen, 1738-1812 годы жизни). Сразу после заключения брака супруги отправились в совместное концертное турне. Они проживали и давали концерты как скрипачи-виртуозы в Фаэнце, Турине, а с лета 1768 года в Париже. В Париже она опубликовал свои первые композиции (шесть трио, ор.1; шесть струнных квартетов). Начиная с 1771 года Магдалена Лаура Сирмен давала свои концерты и путешествовала уже без супруга. Три раза (1771, 1772, 1773 годы) она выступала как скрипачка в Лондоне. Её дебют состоялся во время исполнения оратории «Gios Re di Giuda» Иоганна Христиана Баха в королевском театре 10 января 1771 года. Исполнение собственного скрипичного концерта Магдаленой Сирмен музыкальные критики оценили как триумф. В качестве певицы она выступала в Лондоне (впервые в 1773 году и сразу на сцене Королевского театра), Дрездене и Санкт-Петербурге. Оценка её вокальных способностей музыкальными критиками была сдержанной, высказывалось мнение, что вокал только отвлекает её от совершенствования в игре на скрипке. В России она работала вместе с мужем на постоянной основе с весны 1783 по сентябрь 1784 года, выступая в качестве скрипачки и певицы на императорской сцене при дворе Екатерины II. Во время своего последнего выступления в Париже в 1785 году Магдалена Сирмен не смогла повторить прежний успех в качестве скрипачки (критики утверждали, что её манера игры устарела и не соответствует духу времени, хотя к технической стороне исполнения замечаний не было) и приняла решение закончить свою сольную карьеру. Она вернулась в Италию, жила сначала в Равенне, а с 1789 в Венеции, где и умерла 18 мая 1818 года. Относительно мало известно о скрипичном репертуаре Магдалены Сирмен. Музыковеды предполагают, что она играла обычно свои собственные композиции. Источники сообщают о «скрипке соло» или «концерте на скрипке», но редко упоминают исполняемые произведения. Известно, что она сыграла в Лондоне в 1772 году сочинения Джованни Батиста Чирри и Иоганна Батиста Вендинга. В мае 1785 года исполнила два концерта Джованни Баттиста Виотти в концерте в Париже. Как певица она выступила в Лондоне в следующих ролях на сцене: Эльвира в опере «Сид» Антонио Саккини, Амур в «Орфее» Кристофа Виллибальда Глюка. Она также пела в операх «Sofonisba» Маттиа Венто и «La Buona figliuola» Никколо Пиччинни, выступала в Сиене и Павии, исполняя партию Эльвиры в «Ezio» Пьетро Алессандро Гульельми, а в Пизе пела в опере «Gli errori di Telemaco» Джузеппе Гаццаниги. Сочинения: Соната для скрипки и Basso continuo A-Dur; Шесть струнных трио для двух скрипок и облигатной виолончели, op. 1; Три концерта для скрипки и оркестра, op. 2; Шесть концертов для скрипки и оркестра, op. 3; Шесть квартетов для двух скрипок, альта и баса; Шесть дуэтов для двух скрипок, посвященные Duc de Gloucester, op. 5; Шесть сонат для двух скрипок, op. 4. Прижизненные транскрипции её сочинений: Шесть концертов в транскрипции для клавесина, осуществленной Signor Giordani. Литература: Arnold, Elsie. M. Lombardini Sirmen compositrice, violinista e donna d’affari. In: Vittoria Surian (Hg.), Gentildonne artiste intellettuali al tramonto della Serenissima, Mirano/Venedig: Eidos 1998, S. 117—126; Arnold, Elsie. Artikel Sirmen, Maddalena. In: The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second Edition. Edited by Stanley Sadie, Vol. 23, London und New York 2001, S. 448; Arnold, Elsie. M. Lombardini Sirmen compositrice, violinista e donna d’affari. In: Vittoria Surian (Hg.), Gentildonne artiste intellettuali al tramonto della Serenissima, Mirano/Venedig: Eidos 1998, S. 117—126; Arnold, Elsie, und Baldauf-Berdes, Jane L. Maddalena Lombardini Sirmen. Eighteenth-Century Composer, Violinist, and Businesswoman. Lanham, Maryland und London: Scarecrow Press 2002; Arnold, Elsie, Maddalena Lombardini Sirmen (1745—1818) — Composer, Violinist and Singer. In: Musik an den venezianischen Ospedali, Helen Geyer und Wolfgang Osthoff (Hg.). Konservatorien vom 17. bis zum frühen 19. Jahrhundert. Symposion vom 4. bis 7. April 2001, Venedig. Rom: Edizioni di Storia e Cultura 2004 (Ricerche / Centro tedesco di studi veneziani, 1), S. 369—376; Baldauf-Berdes, Jane L. L’ultima allieva di Tartini: M. Lombardini Sirmen. In: Andrea Bombi und Maria Nevilla Massaro (Hg.). Tartini e il suo tempo e le opere. Bologna 1994. S. 213—225; Baldauf-Berdes, Jane L. Women Musicians of Venice. Musical Foundations 1525—1855, Oxford: Clarendon Press 1993; Baldauf-Berdes, Jane L. M. L. Lombardini Sirmen, virtuosa veneziana e la storia delle istituzioni concertistiche a Torino. In: Gianni Mombello, Lionello Sozzi und Louis Terreaux (Hg.). Culture et pouvoir dans les états de Savoie du XVII siècle à la revolution. Turin 1984. S. 177—196; Berdes, Jane L. The Violin Concertos. Opp. 2 and 3 by Maddalena Lombardini Sirmen. Thesis. University of Maryland 1979; Berdes, Jane L. Preface to Maddalena Laura Lombardini Sirmen. Three Violin Concertos. Recent Researches in the Music of the Classical Era. Volume 38, Madison 1991, S. VII—XX; Bouvet, Charles. Une leçon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIIIe siècle, Paris: Senart 1915; Bouquet-Boyer, Marie-Thérèse (Hg.). Musique à Venise. De M. L. Lombardini Sirmen à Jane Baldauf-Berdes. Grenoble Cedex : Maison des Sciences de l’Homme-Alpes, 2006; Buchecker, Elisabeth. Maddalena Laura Lombardini Sirmen. Komponistin und Virtuosin des 18. Jahrhunderts. Diplomarbeit. Graz: Universität für Musik und darstellende Kunst 2006; Gerber, Ernst Ludwig. Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkünstler, 2 Bde., Leipzig 1790—1792; Girardi, Maria. Artikel Syrmen, Maddalena. In: Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe herausgegeben von Ludwig Finscher, Personenteil, Bd. 16. Kassel: Bärenreiter u.a. 2006, Sp. 369—370; Holzer, Eva. Maddalena Laura Lombardini Sirmen. Geigerin und Komponistin. Diplomarbeit. Salzburg: Hochschule für Musik und Darstellende Kunst «Mozarteum», 1998; McVeigh, Simon. Concert Life in London from Mozart to Haydn. Cambridge 1993; Marshall, Julian. Tartini and Maddalena Syrmen. In: The Queen, the Lady’s Newspapers, 26. März 1892; Scott, Marion M. Maddalena Lombardini, Madame Syrmen. In: Music and Letters 14, 1933, S. 149—163; Scarpa, Jolanda (Hg.). Arte e musica all’Ospedaletto. Schede d’archivio sull’attività musicale degli ospedali dei Derelitti e dei Mendicanti di Venezia (sec. XVI—XVIII). Venedig 1978; Sartori, Claudio. I Libretti italiani a stampa dalle origini al 1800. Catalogo analitico con 16 indici. Cuneo 1990—1994, Indice II. Cantanti, S. 624; Petrobelli, Pietro. Tartini. Le sue idee e il suo tempo. Lucca 1992.

 (585x699, 75Kb)
1748
Клод Луи Бертолле (французское имя - Claude Louis Berthollet)
французский химик. Родился в Таллуаре близ Аннеси (Савойя). Окончил Туринский университет и в 1770 получил степень доктора медицины. В 1770—1783 — практикующий врач и аптекарь. С 1772 практиковал в Париже, где приобрел некоторую известность и стал лейб-медиком при дворе герцога Орлеанского. Одновременно занимался изучением естественных наук и исследованиями в области химии, организацией химических и металлургических производств. С 1780 — член Парижской Академии наук. В 1784 Бертолле получил должность правительственного инспектора государственных красильных фабрик, а в 1792 был назначен главным смотрителем монетного дела. В 1794 Бертолле стал профессором Высшей нормальной школы и Политехнической школы в Париже. В период Революции и Империи Бертолле много занимался вопросами, связанными с национальной обороной. В 1798—1799 в качестве научного консультанта Наполеона Бонапарта принимал участие в Египетском походе. В 1804 получил титул графа и стал сенатором округа Монпелье. В 1807 Бертолле оставил официальную службу и поселился в парижском предместье Аркёй, где основал своеобразное научное общество, просуществовавшее 10 лет (1807—1817). В состав общества входило небольшое число выдающихся учёных Франции (П.Лаплас, А.Гумбольдт, Ж.Л.Гей-Люссак и др.); общество регулярно собиралось под председательством Бертолле или Лапласа и обсуждало различные научные проблемы. «Мемуары Аркёйского общества» получили широкую известность в учёном мире. В отличие от многих своих коллег — современников и деятелей эпохи Французской революции, Бертолле избежал опалы после падения Наполеона и реставрации Бурбонов; он даже получил от Людовика XVIII титул пэра Франции. В последние годы жизни Бертолле полностью отошёл от научной работы из-за тяжёлой болезни. Умер Бертолле в городе Аркёй 6 ноября 1822 года. Основные исследования Бертолле относятся к неорганической химии, химии растворов и сплавов. Он установил состав аммиака (1785), болотного газа (1786), синильной кислоты (1786), сероводорода (1788).
9 декабря 1748 года родился — Клод-Луи Бертоллеpost-13108-129186571998 (700x672, 370Kb)
Открыл соли хлорноватистой и хлорноватой кислот (1786), в частности, хлорат калия («бертолетова соль»); открыл (1788) нитрид серебра («бертолетово гремучее серебро»). В 1787 Бертолле описал метод окислительно-восстановительного титрования. Занимался также прикладной химией (например, крашением ткани); первым применил хлор для отбеливания бумаги и тканей. Как все современники, Бертолле начинал научную деятельность, опираясь на теорию флогистона; после 1785 перешёл на позиции кислородной теории. В 1786—1787 он вместе с А.Л.Лавуазье, Л.Б.Гитоном де Морво и А.Ф.Фуркруа разработал новую химическую номенклатуру и классификацию тел. Совместно с Лавуазье и другими учёными основал (1789) журнал «Annales de chimie». На основании наблюдений за процессами выпадения осадков из растворов Бертолле пришёл в выводу о зависимости направления реакций и состава образующихся соединений от массы реагентов и условий протекания реакций. Эти взгляды он высказал в своем «Опыте химической статики» (1803), в котором утверждал, что элементы могут соединяться друг с другом в любых пропорциях в зависимости от массы реагирующих веществ. По вопросу о непостоянстве состава соединений и изменчивости сил химического сродства Бертолле вёл длительную полемику с Ж.Л.Прустом. В начале XIX в. эта дискуссия завершилась в пользу Пруста и закон постоянства состава получил признание большинства химиков. Однако в начале XX в. Н.С.Курнаков открыл существование предвиденных Бертолле химических индивидуальных веществ переменного состава, которые в память Бертолле назвал бертоллидами. Это открытие разрешило противоречие между казавшимися несовместимыми взглядами Бертолле и Пруста на состав тел. В честь Клода Луи Бертолле назван род южноамериканских растений Бертолетия (Bertholletia), к которому относится широко известный вид Бертолетия высокая (Bertholletia excelsa), или Бразильский орех. Литература: Биографии великих химиков. Перевод с нем. под редакцией Быкова Г.В. — Москва: Мир, 1981. 320 страниц; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: ВШ, 1991. 656 страниц; Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. — Москва: Наука, 1969. 455 страниц.

María_Luisa_de_Borbón,_grabado_de_Galván_y_Candela (491x700, 314Kb)
1751
Мария Луиза Пармская (испанское имя - María Luisa de Parma, итальянское имя - Maria Luisa di Borbone-Parma)
королева Испании и супруга короля Карла IV Испанского. Родилась в Парме. Мария Луиза была дочерью Филиппа I, герцога Пармского и его жены принцессы Луизы Елизаветы Французской. Её окрестили именем Луиза Мария Тереза, но более была известна как Мария Луиза. Она приходилось внучкой Филиппу V Испанскому и Людовику XV Французскому. Франсиско Гойя часто писал её портреты. Современники часто описывали королеву как порочную и грубую женщину, полностью доминировавшую над королём, слабым и нерешительным Карлом IV. По некоторым данным Мануэль Годой, который был моложе её на 16 лет и которого она сделала премьер-министром Испании в 25 лет, был её давним любовником.
Maria_Luisa_of_Parma,_Prado (504x700, 388Kb)
Портрет кисти Антона Рафаэля Менгса 1765 год.
Она была арестована Францией, и её муж отказался от трона Испании в 1808 году под давлением Наполеона сначала в пользу своего сына Фердинанда VII, а потом в пользу Наполеона, который сделал королём Испании своего брата Жозефа. Мария Луиза, Годой и отреченный король провели остаток своих дней вне Испании. Умерла в Риме 2 января 1819 года. Её муж также умер в 1819 году в Риме, где их приютил папа римский Пий VII. Её останки и останки её мужа, были перенесены в Испанию, и погребены в королевской усыпальнице испанских королей Эскориале. По некоторым данным, несколько из её детей не были рождены от мужа, который был её двоюродным братом по отцу (отец Марии Луизы и отец Карла IV приходились друг другу родными братьями). Инфант дон Франсиско (герцог Кадисский), как сообщают, особенно был похож на Годоя. Её дети были: Дети: Карл Климент (Карлос Клементе), (19 сентября 1771— 7 марта 1774), умер в детстве; Карлотта Хоакина (Карлота Жоакина) (25 апреля 1775 — 7 января 1830), королева-консорт Португалии; Мария Луиза (Мария Луиса) (11 сентября 1777— 2 июля 1782), умерла в детстве; Мария Амалия (9 января 1779 — 22 июля 1798), умерла в юности; Карл Доминик (Карлос Доминго), (5 марта 1780— 11 июня 1783), умер в детстве; Мария-Луиза (6 июля 1782-13 марта 1824), замужем за Луиджи Бурбон-Пармским, королём Этрурии, (5 июля 1773, Пьяченца — 27 мая 1803, Флоренция); Карл Франциск (Карлос Франсиско), (5 сентября 1783— 11 ноября 1784), умер в детстве; Филипп Франциск (Фелипе Франсиско) (5 сентября 1783— 18 октября 1784), умер в детстве; Фердинанд (Фернандо) (14 октября 1784 — 29 сентября 1833), наследовал своему отцу как король Испании, был четырежды женат; Карлос (29 марта 1788 -10 марта 1855), был карлистским претендентом на испанский трон; Мария Изабелла (6 июня 1789 — 13 сентября 1848), королева Неаполитанская и жена Франциска I короля Обеих Сицилий; Мария Тереза (16 февраля 1791— 2 ноября 1794), умерла в детстве; Фелипе Мария (28 марта 1792 — 1 марта 1794), умер в детстве; Франциско де Паула де Бурбон (Франсиско Антонио), (10 марта 1794 — 13 августа 1865), герцог Кадисский.

1754
Этьен Ози (французское имя - Etienne Ozi)
французский фаготист и композитор. Родился в Ниме. Умер в Париже 5 октября 1813 года.

Lord_Moira (428x700, 270Kb)
1754
Фрэнсис Эдвард Роудон-Гастингс (Francis Edward Rawdon-Hastings)
ирландско-британский политик и военный деятель, генерал-губернатор Индии с 1813 по 1823 год. Он взял дополнительную фамилию Гастингс в 1790 году в соответствии с волей своего дяди по материнской линии — Фрэнсиса Гастингса, 10-го графа Хантингтона. Именовался как Фрэнсис Роудон с рождения до 1762 года и лорд Роудон между 1762 и 1783 годами, граф Мойра в 1793—1816 годах. Гастингс родился в деревне Мойра, графство Даун, в семье Джона Роудона, 1-го графа Мойра, и его жены Элизабет, 13-й баронессы Гастингс. Он рос там, а затем в Дублине, Ирландия. Он вступил в Британскую армию 7 августа 1771 года как энсин в 15-й пехотный полк (действующая ставка была 200 фунтов стерлингов). Он учился в школе Гарроу и поступил затем в Университетский колледж в Оксфорде, но затем бросил его. Там он успел подружиться с Б.Тарлтоном. Со своим дядей, лордом Хантингтоном, он отправился в гран-тур. 20 октября 1773 года он был повышен до звания лейтенанта 5-го пехотного полка. Он вернулся в Англию, чтобы присоединиться к своему полку, и отплыл в Америку 7 мая 1774 года. В мае 1789 года он был секундантом герцога Йоркского в его дуэли с подполковником Ленноксом на Уимблдон Коммон. Гастингс участвовал в сражении при Банкер-Хилле в 1775 году и других битвах до 1781 года, стал подполковником и генерал-адъютантом в 1778 году. Во время возвращения в Англию в 1781 году был взят в плен французами, но затем обменян. В 1783 году он получил титул барона Роудона, в том же году выступил против индийского билля Ч.Дж.Фокса. В 1790 году взял дополнительное имя Гастингс, в 1793 году наследовал титул графа Мойра, командовал подкреплениями во Фландрии, с 1798 года — генерал-лейтенант. Далее Гастингс некоторое время занимался политикой. Под влиянием принца-регента Мойра был назначен 11 ноября 1812 года генерал-губернатором Индии. Его пребывание на посту генерал-губернатора запомнилось прежде всего победой в войне с гуркхами (1814—1816), окончательным завоеванием маратхов в 1818 году и приобретением острова Сингапур в 1819 году. Вследствие задержки со вступлением в должность он прибыл в Мадрас 11 сентября 1813 года. Уже в октябре он поселился в Калькутте. Под его командованием находилась армия из 15 000 британских солдат, Бенгальская армия из 27 полков туземной пехоты и 8 полков кавалерии, Мадрасская армия, возглавляемая генералом Джоном Эберкромби, из 24 полков туземной пехоты и 8 полков туземной кавалерии. В мае 1813 года гуркхами была объявлена война. Гастингс отправил четыре дивизии: генерала Беннета Марли с 8000 человек против Катманду, генерала Джона Салливана Вуда с 4000 человек против Бутвала, генерала сэра Дэвида Октерлони с 10 000 человек против Амар Сингха Тхапы, а генерала Роберта Ролло Гиллеспи с 3500 человек против Нахана, Шринагара и Гархвала. Успех сопутствовал только Октерлони, Гиллеспи был убит. После безрезультатных переговоров Гастингс увеличил численность подразделения Октерлони до 20 000 человек, который одержал победу в битве при Макванпуре 28 февраля 1816 года. После заключения Сугаульского договора война была прекращена. После набегов пиндари в январе 1817 года Гастингс повёл войска на север, на юг была отправлена армия Декана под командованием генерала сэра Томаса Хислопа. Пешва потерпел поражение от Уильяма Фуллартона Эльфинстона у Пуны. Аппа Сахиб потерпел поражение в битве у Нагпура. Хислоп одержал победу над Холкаром в битве при Махидпуре. Внутренняя политика Гастингса в Индии также была весьма успешной, к примеру, был произведён ремонт могольской канальной системы в Дели в 1820 году наряду с административными и образовательными реформами. Он подтвердил приобретение острова Сингапур у султана Джахора сэром Стэмфордом Раффлзом в январе 1819 года. В 1824 году он был назначен губернатором Мальты. Он умер в море двумя годами позже недалеко от Неаполя, на борту «HMS Revenge» 28 ноября 1826 года. Литература: Beevor, R. J. (1931). Hastings of Hastings. Printed for Private Circulation; Harrington, Jack (2010), Sir John Malcolm and the Creation of British India, Chs. 4&5., New York: Palgrave Macmillan., ISBN 978-0-230-10885-1; Kelly, Ronan. Bard of Erin: The Life of Thomas Moore. Penguin Books, 2009; Morley, Vincent. Irish opinion and the American Revolution, 1760–1783. Cambridge University Press, 2002.

1757
Анна Петровна
дочь великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II). Умерла во младенчестве. Появилась на свет между 10 и 11 часами вечера в деревянном Зимнем дворце на Невском проспекте в Петербурге, где в это время проживала императорская фамилия. (Дата рождения «8 марта», указанная на надгробии — ошибочна). Городу о рождении царственного младенца возвестил в 12-м часу ночи 101 пушечный выстрел с Петропавловской крепости. 12 декабря по повесткам мужские персоны первых пяти классов поздравляли великого князя с рождением дочери на половине их высочеств. 11-го числа о её рождении было дано знать в Цербст — бабушке по материнской линии — грамотами.
Anna_Petrovna_of_Russia_(1757-1759)'s_baptism_01 (460x700, 276Kb)
Описание крещения с датой 17 декабря 1757 года.
Анна была признана как законная дочь супругом Екатерины, великим князем Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), но двор сомневался в его отцовстве. «Сомнительную ситуацию, сложившуюся при дворе, характеризует то, что Церемониальной частью было принято решение сообщить иностранным послам об отмене их приезда на крещение. Причиной было названо то, что официального выхода императрицы не будет в связи с её недомоганием. Однако Елизавета Петровна, воспользовавшись боковыми дверями церкви, пришла на церемонию крещения, и стала восприемницей маленькой Анны и как гроссмейстер ордена Святой Екатерины возложила его знаки на девочку». 17 декабря девочка была крещена в Большой придворной церкви. Имя ребёнку дали «Анна» в честь покойной бабушки по отцовской линии — цесаревны Анны Петровны (сестры императрицы Елизаветы). Имя было выбрано Елизаветой, которая не дала Екатерине назвать дочь в её честь «Елизаветой». Екатерина в своих «Записках» пишет, что её муж «по этому случаю устроил у себя большое веселье, велел устроить то же и в Голштинии, и принимал все поздравления, которыя ему по этому случаю приносили, с изъявлениями удовольствия. На шестой день императрица была восприемницей этого ребёнка и принесла мне приказ кабинету выдать мне шестьдесят тысяч рублей. Она послала столько же великому князю, что не мало увеличило его удовольствие. После крестин начались празднества. Давались, как говорят, прекраснейшия, я не видала ни одного; я была в моей постели одна-одинешенька и не было ни единой души со мной, кроме Владиславовен, потому что, как только я родила, не только императрица в этот раз, как и в прошлый, унесла ребёнка в свои покои, но также, под предлогом отдыха, который мне был нужен, меня оставили покинутой, как какую-то несчастную, и никто ни ногой не вступал в мою комнату и не осведомлялся и не велел осведомляться, как я себя чувствую. Как и в первый раз, я очень страдала от этой заброшенности». В дальнейшем мать долго не видела новорожденную и старшего сына Павла: «…их не вижу, и что с тех пор, как брала молитву, я ещё не видела моей младшей [дочери] и не могла их видеть без особаго разрешения императрицы, в двух комнатах от которой они были помещены, так как их комнаты составляют часть ея покоев; что я отнюдь не сомневаюсь, что она очень о них заботится, но что, будучи лишенной удовольствия их видеть, мне безразлично быть в ста шагах или в ста верстах от них». «По прошествии 6 недель, 20 января, великая княгиня Екатерина Алексеевна принимала „на постели“ поздравления от особ первых пяти классов и дипломатов». Ломоносовым была написана Ода на день рождения Анны Петровны: «Ода Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения Государыни Великой Княжны Анны Петровны, поднесенная от императорской Академии наук декабря 18 дня 1757 года» (Отдельное издание. Санкт-Петербург, 1757):

Красуйтесь, многие народы:
Господь умножил дом Петров.
Поля, леса, брега и воды!
Он жив, надежда и покров,
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит, правит и предводит,
Натуру духом превосходит
Герой в морях и на земли.(…)
О твердь небесного завета,
Великая Елисавета,
Екатерина, Павел, Петр,
О новая нам радость — Анна,
России свыше дарованна,
Божественных порода недр! (…)

Поднесена от имени Академического собрания по случаю рождения Анны. Ода, в которой были затронуты вопросы войны и мира, получила большой резонанс в связи с усиливавшейся Семилетней войной.
Grand_Duchess_Catherine_Alexeevna_by_A.P._Antropov_after_Rotari_(1750s,_Saratov_museum) (551x700, 213Kb)
Екатерина II в 1750-е годы
Отцом девочки был, возможно, любовник Екатерины, будущий польский король Станислав Понятовский, который был с 1756 в Санкт-Петербурге послом Саксонии и был выслан из столицы незадолго до родов. Сама Екатерина II в своих записках пишет о реакции мужа на свою беременность Анной: «Его Императорское Высочество сердился на мою беременность и вздумал сказать однажды у себя, в присутствии Льва Нарышкина и некоторых других: „Бог знает, откуда моя жена берет свою беременность, я не слишком-то знаю, мой ли это ребёнок и должен ли я его принять на свой счет“. Лев Нарышкин прибежал ко мне и передал мне эти слова прямо с пылу. Я, понятно, испугалась таких речей и сказала ему: „Вы все ветреники; потребуйте от него клятвы, что он не спал со своею женою и скажите, что если он даст эту клятву, то вы сообщите об этом Александру Шувалову, как великому инквизитору империи“. Лев Нарышкин пошел действительно к Его Императорскому Высочеству и потребовал у него этой клятвы, на что получил в ответ: „Убирайтесь к чорту и не говорите мне больше об этом“. Эти слова великого князя, сказанные так неосторожно, очень меня разсердили». После Павла I и Анны Петровны у Екатерины был только один доказанный ребенок — внебрачный сын от Орлова Бобринский, Алексей Григорьевич; то, что Тёмкина, Елизавета Григорьевна — её внебрачная дочь от Потёмкина, является лишь предположением. Анна Петровна, прожив немногим более года, скончалась «по краткой болезни» и была похоронена в усыпальнице Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре. Дата смерти 8 марта 1759 года, указанная на надгробии, подтверждается публикацией 9 марта манифеста о её кончине, а также тем, что 10 марта была образована комиссия по её погребению.
Anna_Petrovna_of_Russia_(1757-1759)'s_death_announcement (528x700, 404Kb)
Божиею Милостию Мы Елисавет Первая, Императрица и Самодержица Всероссийская. и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем во всенародное известие.
Как Всевышний обрадовал Нас, и всю Нашу империю вожделенным рождением Внуки Нашей, Ея Императорскаго Высочества Великой Княжны Анны Петровны; и приращением Нашего Императорскаго дому, так по неиспытанным Его судьбам угодно было и посетить чувствительною печалию; ибо Ея Императорское Высочество по краткой болезни сего Марта 8 дня во втором часу по полудни от сея временныя жизни преставилась в вечное блаженство.
Подлинной по Высочайшей Ея Императорскаго Величества Конфирмации, подписан Правительствующим Сенатом.
Печатан в Санктпетербурге при Сенате. Марта 9 дня 1759 года.
Anna_Petrovna's_grave,_Blagoveschenskaya_church_01_by_shakko (483x700, 276Kb)
Место погребения: Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург.
При крещении 17 декабря 1757 года на великую княжну Анну Петровну был возложен Орден Святой Екатерины 1 степени. Литература: Анна Петровна (дочь Петра III) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

Sir Richard Colt Hoare (540x700, 255Kb)
1758
Ричард Колт Хоар (Sir Richard Colt Hoare)
британский антиквар, археолог, писатель, художник и путешественник XVIII — XIX веков, первый человек, серьёзно занимавшийся изучением истории своей родины, графства Уилтшир. Родился в Барнсе, Ричмонд-апон-Темс, Большой Лондон, Англия, Великобритания. Хор был потомком сэра Ричарда Хора, лорд-мэра Лондона, основателя банка «C.Hoare & Co», ставшего семейным бизнесом; получил образование в подготовительной школе в Уэндсфорте, затем в семинарии школы в Гринфорде. В 1785 году он унаследовал крупное имение Стахед от своего деда, Генри Хора II, доходы от которого позволили ему продолжать свои археологические исследования, к которым он уже проявлял склонность. В 1783 году он женился на Эстер, дочери Уильяма Генри, лорда Литтлтона. После её смерти в 1785 году после рождения их второго ребенка, который также умер, он посетил Францию , Италию и Швейцарию. Унаследовав титул баронета в 1787 году, он совершил вторую поездку на континентв 1788 году ; записи о его путешествиях появились в 1815 и 1819 годах под названиями «Recollections Abroad» и «A Classical Tour through Italy and Sicily». В течение этого путешествия он создал значительное количество зарисовок увиденных им мест. После путешествия по Уэльсу он сделал переводы «Itinerarium Cambriae» и «Cambriae Descriptio» Гиральда Камбрийского вместе с авторскими комментариями Хоара к переводу о жизни Гиральда. Эта работа была впервые опубликована в 1804 году и впоследствии была отредактирована Томасом Райтом (1810 — 1877) в 1863 году. Записки Хоара о путешествии в Ирландию были опубликованы в 1807 году. Как археолог Хоар более всего известен предпринятыми им совместно с Уильямом Каннингтоном раскопками Стоунхенджа в 1798 и 1810 годах, которые были первыми известными научными раскопками, проводимыми около данного памятника. На основе этих раскопок в 1812 — 1814 годах им была написана двухтомная работа «Ancient History of North and South Wiltshire». Хоар был избран членом Королевского общества в 1792 году, а также был членом общества антикваров Лондона. Умер в Стахеде, графство Уилтшир, 19 мая 1838 года.
Sir_Richard_Colt_Hoare_monument,_Salisbury_Cathedral (525x700, 334Kb)
Его надгробие находится в церкви Святого Петра, Стартон, графство Уилтшир.

1759
Али I ибн Хамуда
бей Туниса (1782-1814). Умер 15 сентября 1814 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку