-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107853
Комментариев: 6801
Написано: 116323


13 июня родились...

Вторник, 13 Июня 2017 г. 04:08 + в цитатник
 (515x699, 79Kb)
1855
Лев Михайлович Лопатин
русский философ. Родился в Москве. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 – приват-доцент, а с 1892 – экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 магистерскую и в 1891 докторскую диссертации. С 1894 – соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 – председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина – Положительные задачи философии, в который вошли его магистерская (Область умозрительных вопросов) и докторская (Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности) диссертации. Среди наиболее серьезных работ Лопатина – Вопрос о свободе воли (1889), Критика эмпирических начал нравственности (1890), Научное мировоззрение и философия (1903), Настоящее и будущее философии (1910), Спиритуализм как монистическая система философии (1912). Умер Лопатин в Москве 21 марта 1920 года. Лопатин определял собственную систему как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 в. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в «служанку» уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже идентичности. Лопатин по сути ставил и решал задачу «возрождения» метафизики, но с учетом реальных «догматических» иллюзий прежних метафизических систем. Метафизическое знание, в его трактовке, существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры, по Лопатину, являются разнообразные материалистические системы. Материализм не выдерживает логической проверки, т.к. сама идея материи противоречива и при наиболее последовательном развитии лишает действительность реального качественного многообразия жизненных форм, превращая мир в «бездушный механизм». Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля. Признавая философское значение европейского рационализма, он, тем не менее, полагал, что и на этом пути невозможно достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, поскольку рационализм «подменяет» реальные отношения и связи – логическими. Лопатин вводит понятие «творческого ума», который только и способен понять природу сущего, действуя совместно с разумом «рефлексивным». Истинно же сущим должен быть признан дух, и сделать это доказательно в состоянии лишь спиритуалистическая философия. Последняя опирается на самое реальное для человеческой личности, на ее «трансцендентную основу», которой является дух человека, его сознающее «я». Решительно отвергая солипсизм, Лопатин считал возможным перейти от принципа «духовности» отдельного человека к признанию реальности «чужой одушевленности» и далее к «трансцендентному предположению» о духовности мира в целом («дух и только он есть общая субстанция всякой реальности в любых формах»). Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Спиритуалистическая онтология не допускает перенесения механических закономерностей в область духовных явлений, а ведь именно они составляют суть бытия. Поэтому у человека нет оснований отрекаться от убеждения в свободном характере своего нравственного выбора и творческих усилий. По поводу вопроса о реальном единстве сознания Лопатин полемизировал с Вл.С.Соловьевым. Последний считал необоснованным картезианский тезис о непосредственной данности индивидуальному сознанию соственной духовной субстанциональности. Лопатин встал на защиту позиции Декарта, убежденный, что именно рефлексия индивидуального «я» становится основой для понимания смысла человеческого и мирового бытия. Сочинения: История древней философии (Москва, 1901); Психология, Москва, (1902); Философские характеристики и речи, Москва, 1911; Положительные задачи философии, 2 издание, часть 1—2, Москва, 1911; Лекции по истории новой философии, часть 1, Москва, 1914. Литература: Огнев А.И., Л.М.Лопатин, Петроград, 1922; История философии в СССР, том 4, Москва, 1971.

IAKOVENKO_Vladimir_Ivanovich2 (481x700, 27Kb)
1857
Владимир Иванович Яковенко
русский врач, один из основоположников социальной психиатрии и организации психической помощи в России. Инициатор первой переписи психически больных на территории Московской (1893) и других губерний, что явилось основой для статистики психических заболеваний. Наряду с Павлом Ивановичем Якобием, Владимир Иванович Яковенко является основоположником отечественной социальной психиатрии, принципиальные положения которой оба начали воплощать в один и тот же период (1891-1900) при планировании (Якобий) и строительстве земской (по свидетельству Ю.В.Каннабиха) «лучшей русской психиатрической больницы» в селе Покровское – Мещерское Подольского уезда в 70 км от Москвы (ныне Московская областная психиатрическая больница № 2 имени В.И.Яковенко). Владимир Иванович 13 лет возглавлял эту больницу, пока не был уволен в 1906 году на политическую деятельность и выслан на хутор Бутова Гора Полтавской губернии, где жил и работал до 1923 года. Принимая активное участие в ликвидации эпидемии сыпного тифа на Полтавщине (1922-1923) В.И.Яковенко заразился и умер 18 января 1923 года. До этого, после окончания Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1881) три года работал земским участковым врачом в Кременчугском и Миргородском уездах, пять лет ординатором Бурашевской психиатрической колонии, главный врач которой Н.П.Литвинов создал школу главных врачей. Здесь он написал работу «Индуцированное помешательство как один из видов патологического подражания» (1887). «После кратковременной работы в Голечинской психиатрической колонии Рязанской губернии и в Санкт-Петербургской Пантелеймоновской больнице, он в течение трех лет (1891-1893) заведовал Смоленской психиатрической больницей. Здесь впервые в большом масштабе проявился крупный организаторский талант Яковенко. В этой больнице царили совершенно невероятные нравы: смирительные рубашки и даже связывание веревками были в полном ходу, больные жили в грязи, при отсутствии всякого присмотра и ухода (однажды даже буйный больной, запертый в изолятор вместе со слабым, который вскоре умер, съел некоторые части тела последнего. Это вызвало громкий скандал, в результате которого и был приглашен Яковенко. За время своей двухлетней работы в Смоленске он преобразовал, вернее заново создал больницу. После этого Московское земство поручило ему устройство в Подольском уезде, в селе Мещерском, того грандиозного учреждения, которое в настоящее время называется больницей имени Яковенко. Кроме создания лучшей психиатрической больницы, В.И.Яковенко принадлежит заслуга организации первой у нас психиатрической переписи, которая сперва ограничивалась пределами Московской губернии, но впоследствии послужила образцом для такого же дела и в других местностях; благодаря этому впервые в России была установлена точная статистика душевной заболеваемости. Классический труд Яковенко – «Душевно-больные Московской губернии», бывший результатом семилетней научной работы, является ценным вкладом в науку, не только в русскую, но и международную. Яковенко был одним из первых русских общественников-психиатров, которые выдвинули вопрос о децентрализации психиатрической помощи, т.е. об ее общедоступности; он выступил с проектом устройства сети уездных психиатрических больниц, сравнительно небольших по размерам, тесно вдвинутых в самую гущу повседневной жизни – проект, который, надо думать, получит осуществление только в будущем. Яковенко был одним из активнейших участников и организаторов целого ряда съездов врачей, имевших в то время такое исключительное общественное значение. Он был деятельным членом Общества невропатологов и психиатров и одним из редакторов Корсаковского журнала. Яковенко был большим научным работником; он оставил после себя до сорока научных трудов, отчетов, рецензий и проч. Только огромный интерес к социальной медицине вообще и к практической работе на живом поприще общественной психиатрии оторвал его от специально-научной (академической) деятельности, о которой он одно время думал после своего заграничного путешествия и занятий в Париже, Берлине и Лейпциге (у Шарко, Вундта и Мунка). Как человек, Яковенко отличался совершенно исключительными умственными и нравственными качествами» (Ю.В.Каннабих «История психиатрии», 1929).

Gorski-foto1 (490x700, 32Kb)
1859
Константин Антоний Горский (в России Константин Киприанович Горский, польское имя - Konstanty Antoni Gorski)
польский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, общественный деятель, автор романсов, двух опер и множества инструментальных произведений. Родился в городе Лида. Начал обучение в Гродне, продолжил в Первой филологической гимназии в Вильне. Музыкальное образование получил в Музыкальном институте Аполлинария Контского в Варшаве, затем в Консерватории в Санкт-Петербурге, которую закончил в 1881 году по классу скрипки, получив Большую серебряную медаль и звание «Свободный художник». Педагогом его был известный венгерский скрипач Леопольд Ауэр. Годом позже К.Горский закончил класс композиции и инструментовки выдающегося русского композитора Николая Римского-Корсакова. В 1890 году, совершив длительное (в течение 8 лет) путешествие по России и Грузии, через Пензу, Саратов и Тифлис (сегодняшний Тбилиси) Константин Горский прибыл в Харьков, чтобы остаться в этом городе на 29 лет. Этот период в жизни композитора стал временем активной деятельности. Ему прекрасно удавалось совмещать педагогическую работу (преподавал в Харьковском музыкальном училище) с общественной (был одним из основателей культурного общества «Дом Польский» в Харькове) и концертной деятельностью (был дирижером симфонического оркестра, а также руководил церковным и польским хорами, основанными им же в католическом приходе). При этом Константин Горский оставался обожаемым публикой скрипачом и ценимым другими композиторами интерпретатором их произведений (большое уважение питал к нему Петр Ильич Чайковский, считая К.Горского одним из лучших исполнителей его скрипичного концерта D-dur № 1). Политические и экономические изменения в Российской империи, а особенно Октябрьская революция 1917 года, оказали значительное влияние на жизнь Константина Горского. В условиях надвигающейся гражданской войны, не видя возможности продолжения в Харькове творческой деятельности, К.Горский вместе с семьей вернулся в свободную Польшу. Сначала в Варшаву, где работал тапером в кинотеатрах «Колизей» и «Водевиль», а затем переехал в Познань, где на должности концертмейстера оркестра Большого театра имени Ст.Монюшко проработал до конца жизни. Умер в Познани 31 мая 1924 года. Уже после смерти композитора на сцене театра в 1927 г. была поставлена его опера «Маргер». В межвоенный период были исполнены и другие его произведения, в том числе Missa Solemnis Es-dur (исполнители — хор имени Ст.Монюшко, в Познани), симфоническая поэма «Зачарованный круг» и «Органная фантазия» f-moll. Это произведение для органа впервые было исполнено в 1920 году Антонием Карнашевским в Варшавской филармонии, три года спустя — Феликсом Нововейским, во время праздника, посвященного Н. Копернику в Познанском университете. Это произведение К.Горского исполняется до сегодняшнего дня с неослабевающим успехом. Константин Горский оставил богатое творческое наследие. К самым известным его произведениям относятся: Органная фантазия f-moll — часть; часть, которая считается одним из шедевров польской органной литературы позднего романтизма, «достойная, а может, и превосходящая лучшие произведения Мечислава Сужинского и Феликса Нововейского»; Две мессы: a-moll и Missa Solemnis Es-dur; Более 100 романсов, в том числе 12 песен на слова М.Конопницкой, Вл.Сырокомли, Зд.Дембицкого и др. для меццо-сопрано и тенора в сопровождении фортепиано, издание 1914 г.; Вокальные произведения и произведения на религиозные тексты, в том числе Ave Maria, Salve Regina, Salutation a la Sainte Vierge, Зряще мя безгласна (православная заупокойная песнь a capella для смешанного хора); Симфонические поэмы: На Олимпе по новелле Г.Сенкевича, Зачарованный круг по сказке Люциана Риделя; Две оперы: Маргер — в 3 актах, по поэме Вл.Сырокомли (переложение для фортепиано издано в Санкт-Петербурге в 1905 году), За хлебом — опера в 2 актах, по новелле Г.Сенкевича; Произведения для скрипки и фортепиано: Souvenir de Nadrzecze. Premiere Mazurka, Petite Etude — Spiccato, Seconde Mazourka, sur des chants polonais, Aria, Gavotte, Romance, 3-leme Mazourka, 1-ere Polonaise de Concert D-dur, 2-de Polonaise de Concert A-dur, Poeme Lyrique (издано в книжном издательстве Д. Ратера в Лейпциге). Библиография: Р.М.Аладава, Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте белорусской культуры, Минск 2005; Т.Бахмет, Т.Гончаренко, Польские нотные издания XIX — начало XX ст. из фонда редких изданий Харьковской городской специализированной музыкально — театральной библиотеки имени К.С.Станиславского, [w:] Charków i Polska: ludzie i zdarzenia, Charków 2006, s. 165—176; Andrzej Chylewski, Przywracanie należnej pamięci. Konstanty Antoni Gorski (1859—1924), [w:] «IKS — Poznański Informator Kulturalny, Sportowy i Turystyczny», maj 2009, s. 54; Konstanty Gorski, Utwory odnalezione, Zebrał i wstępem opatrzył Grzegorz Seroczyński, Charków 2010, ss. 248; Konstanty Gorski (1859—1924). Międzynarodowa Konferencja Naukowa poświęcona 150. rocznicy urodzin Konstantego Gorskiego, Almanach Polski t. IV, Charków 2009, ss. 248; Józef Kański, Wydobyte z mroku, [w:] «Ruch Muzyczny» nr 20 (rok LIV), 3 października 2010; Grzegorz Seroczyński, Konstanty Antoni Gorski — artysta zapomniany, [w:] «Gazeta Festiwalowa» nr 1 (34), Białystok 2009; Jerzy Szurbak, K.A. Gorski — «Zriaszcze mia biezgłasna…», [w:] «Gazeta Festiwalowa» nr 1 (34), Białystok 2009; Татяна Вeркина, К 150-летию Константина Горского, [w:] «Акценти» червень 2009, s. 1-2; Edward Wrocki, Konstanty Gorski. Życie i działalność 1859—1924, Warszawa 1924; Z polskiej muzyki organowej XIX/XX w., red. Feliks Rączkowski i Jerzy Gołos, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Warszawa 1981; Michał Żur, Irena Kozeniaszewa, Okres charkowski w życiu Konstantyna Gorskiego, [w:] Diaspora polska w Charkowie. Historia i współczesność, Charków 2004, s. 130—134; Michał Żur, Irena Kozeniaszewa, Zapomniany kompozytor. Charkowski okres w życiu Konstantego Gorskiego, [w:] Znad Wilii, nr 3 (35), Wilno 2008, s. 115—117.

Anatoly_Leman_2 (553x700, 78Kb)
1859
Анатолий Иванович Леман
русский писатель. Родился в Москве. Учился в московской военной гимназии (о которой впоследствии написал «Очерки кадетской жизни»), затем в Санкт-Петербурге в Павловском военном училище (где его соучеником был Семён Надсон) и в Николаевском инженерном училище. Окончив курс в 1882 году, служил в Ивангороде и в Новогеоргиевске, но уже в 1884 г. вышел в отставку. В 1884—1885 гг. жил в Москве, редактировал журнал «Развлечение». Затем переселился в Санкт-Петербург и во второй половине 1880-х гг. входил в кружок писателей Иеронима Ясинского. Во время революционных событий 1905 года издавал газету «Рабочая неделя», был привлечён к суду, но в 1906 году оправдан. Профессионально занимался биллиардом. Занимался также изготовлением скрипок, зубоврачебной практикой и др. Публиковал повести и рассказы в журналах «Наблюдатель», «Исторический вестник», «Всемирная Иллюстрация» и др. Отдельными изданиями выпустил книги «Дворянская повесть» (1886), «Кефир» (1891) и др. Опубликовал также учебник «Теория биллиардной игры» (1885), в музыкальном издательстве Юргенсона выпустил «Книгу о скрипке» (1892) и «Акустику скрипки» (1903). Умер в Санкт-Петербурге 24 сентября 1913 года.

Гранат (502x700, 39Kb)
1861
Александр Наумович Гранат
русский издатель, основатель (вместе с младшим братом Игнатием Наумовичем) знаменитого издательства «Гранат», создатель многотомного "Энциклопедического словаря Гранат". Родился в Могилёве, в семье одесского купца Наума (Нахима) Кивовича Граната. Еврей. В 1876—1877 гг. жил в Мелитополе, где учился в местном реальном училище. Привлечен студентом Энгелем к участию в местном кружке самообразования (В.Сухомлин, Зайднер и др.). В 1878—1879 гг. жил в Харькове, где учился в Харьковском реальном училище. В 1879 г. принимал участие в харьковском революционном кружке, организованном И.Глушковым и П.Теллаловым. Вместе с участником кружка и товарищем по училищу Александром Сыцянко перевозил транспорт оружия из города в уезд; занимался гектографированием прокламаций и распространением их; работал по изготовлению печатного станка. Вследствие показаний А.Сыцянко о том, что Гранат помогал ему в устройстве печатного станка, привлечен к дознанию при Харьковском жандармском управлении. В 1880 г. проживал в Риге, где был студентом местного Политехнического института. Арестован в Риге 13 октября 1880 г. и препровожден в Харьков, где содержался в местной тюрьме. С 12 ноября 1880 г. состоял под особом надзором полиции. По соглашению министров внутренних дел и юстиции (до 29 октября 1881 г.) дело о нем пекращено в виду отсутствия указаний на его виновность. Выслан в Ригу, где подчинен гласному надзору на три года. В Риге вошел в местный революционный кружок и был главным работником паспортного бюро. В начале 1886 г. окончил Рижский Политехнический институт со званием инженера-механика. В течение трех лет работал в Полесье при постройке железной дороги. Вместе с братом Игнатием (1863-1941) организовал Товарищество "Братья А. и И.Гранат и К°". Братья Гранат были не только издателями, но и редакторами выпускаемых книг. Издавая «Энциклопедический словарь Гранат», способствовали напрямую созданию российских энциклопедий, и косвенно впоследствии — советских. В 1908 году с ними сотрудничал В.И.Ленин. Умер в Москве 7 сентября 1933 года. Литература: Белов С.В.Братья Гранат. — Москва, 1982.

Johan Rudolf Kjellén (625x700, 80Kb)
1864
Юхан Рудольф Челлен (шведское имя - Johan Rudolf Kjellén)
шведский политический деятель, социолог и политолог, автор термина «Геополитика». Родился в Торсё, Швеция. Окончил Упсальский университет (1883), доктор наук (1890). В 1901-1916 гг. – профессор государствоведения в Гетеборгской высшей школе, с 1916 г. – в Упсальском университете. В 1905-1908, 1911-1917 гг. – депутат риксдага. Один из первых представителей реакционной геополитической концепции, определившей государство как географический и биологический организм, стремящийся к расширению; ввел в оборот термин «геополитика». Идеолог шведского консерватизма, шовинист, германофил и милитарист, он явился объективно одним из идейных вдохновителей германского нацизма. На научную деятельность Челлена огромное влияние оказали работы немецкого теоретика и пионера «политической географии» Фридриха Ратцеля. Челлен, наряду с Ратцелем, фон Гумбольдтом и Риттером являются признанными отцами немецкой классической школы геополитики. Взгляды Челлена изложены им в работах Введение в географию Швеции (1900) и Государство как форма жизни (1916), где впервые упоминается понятие геополитики. С точки зрения Челлена, существует три основных фактора, влияющих на положение государства с точки зрения геополитики: расширение, территориальная монолитность, свобода передвижения. Многие идеи Рудольфа Челлена перенял генерал Карл Хаусхофер. Некоторые понятия просматриваются в книге Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Умер в Упсале 14 ноября 1922 года. Сочинения: Stormakterna, 3 uppl., Stockh., 1914; Staten som livsform, Stockh., 1916. Библиография: Великие державы. Лейпциг, Берлин, 1914; Политические проблемы Мировой войны. Лейпциг, 1916; Государство как форма жизни. Лейпциг, 1916.

William_Butler_Yeat_by_George_Charles_Beresford (490x700, 61Kb)
1865
Уильям Батлер Йейтс (William Butler Yeats, также транслитерируется как Йитс, Йетс, Ейтс)
ирландский англоязычный поэт, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года. Родился в Сандимаунте, около Дублина. Отец поэта, Джон Батлер Йейтс, получил юридическое образование, но, когда сыну было два года, решительно порвал с адвокатским миром и отправился в Лондон изучать живопись. Он стал портретистом. Младший брат Уильяма — известный ирландский художник Джек Батлер Йейтс. В 1880 году Йейтсы вернулись в Ирландию и поселились в пригороде Дублина. В Дублине Уильям Йейтс окончил школу и с одобрения отца поступил в художественное училище. Уильям Йейтс рано начал писать стихи, и его талант был замечен довольно быстро. Среди поэтов, благосклонно отнесшихся к его раннему творчеству, можно назвать Уильяма Хенли, Джерарда Хопкинса, Уильяма Морриса и Оскара Уайльда. В 1885 году Йейтс познакомился с Джоном О’Лири, членом ирландского тайного общества «фениев», после многолетнего заключения и изгнания вернувшегося в Дублин. Под влиянием нового знакомого Йейтс начинает писать стихи и статьи в патриотическом ключе, в его поэтике появляются многочисленные образы древнеирландской кельтской культуры. Также рано проявился интерес Йейтса к оккультизму. Еще в художественной школе он познакомился с Джорджем Расселом, впоследствии известным поэтом и оккультистом, писавшим под псевдонимом А.Е. Они и ещё несколько человек основали Герметическое общество для изучения магии и восточных религий под председательством Йейтса. В середине 1880-х годов он ненадолго присоединился к теософскому обществу, но вскоре разочаровался в нём. 30 января 1889 года Йейтс познакомился с Мод Гонн, которая стала его любовью на долгое время. Она была деятельным участником движения Ирландии за независимость, и вовлекла Йейтса в политическую борьбу. Не оставлял Йейтс и своего увлечения оккультными дисциплинами, так, в 1890 году он вступил в Орден Золотой Зари), основанный незадолго до этого его знакомым Мак-Грегором Мэтерсом. В 1899 году вышел стихотворный сборник Йейтса «Ветер в камышах», по мнению критики, главное достижение раннего этапа его творчества. Образный ряд поэзии Йейтса в это время насыщен персонажами кельтской мифологии и фольклора. Йейтс получает репутацию певца «кельтских сумерек», времени упадка национальной культуры Ирландии, ищущего силы лишь в возрождении забытого наследия прошлого. Начало двадцатого века ознаменовалось повышенным интересом Йейтса к театру. Он принимает активное участие в работе первого ирландского национального театра «Театра Аббатства», чьим многолетним директором он вскоре становится. Йейтс пишет несколько пьес, на стилистику которых заметное влияние оказал японский театр Но. В это же время Йейтс знакомится с начинающим тогда поэтом-модернистом Эзрой Паундом, оказавшим определённое влияние на стилистику Йейтса. Весной 1917 года Йейтс купил свою знаменитую «башню», много раз упомянутую в его позднем творчестве как символ традиционных ценностей и духовного развития. Это усадьба с заброшенной нормандской сторожевой башней, находящаяся в ирландском графстве Голуэй. Он прикладывает много сил для того, чтобы сделать из этого полуразрушенного сооружения своё родовое гнездо. Ведь осенью того же 1917 года он наконец женится. Брак с двадцатипятилетней Джорджи Хайд-Лиз оказался удачным, у пары было двое детей, сын и дочь. В 1923 году Йейтсу была присуждена Нобелевская премия по литературе. Йейтс не оставляет своего увлечения оккультизмом. В 1925 году выходит плод его многолетних размышлений на тему — книга «Видение», в которой он связывает этапы развития человеческого духа с фазами Луны. В более зрелом возрасте Йейтс переживает второе рождение как поэт, и выпускает два стихотворных сборника, являющихся вершиной его творческого развития — это «Башня» (1928) и «Винтовая лестница» (1933). Первый сборник его стихов, «Странствия Ойсина» («The Wanderings of Oisin»), вышел в 1889 г.
13 июня 1865 Уильям Йейтс (700x350, 112Kb)
В том же году вышла его книга по фольклору Ирландии, «Волшебные и народные сказки», с примечаниями, составленными Йейтсом на основании собственных его исследований в западной Ирландии. Другие наиболее важные его сочинения: «Графиня Кэтлин» («The Countess Kathleen», 1892), драма в стихах; «Кельтские сумерки» («The Celtic Twilight», 1893), собрание статей об ирландском фольклоре; «Страна, желанная сердцу» («The Land of Hearts Desire»), пьеса в стихах (1894); «A Book of Irish Verses» (1895), антология ирландских баллад; «Стихотворения» («Poems», 1895); «Тайная роза» («The Secret Rose», 1897), собрание сказок, оригинальных и переделанных из народных ирландских, написанных в высшей степени изящной прозой; «Ветер в камышах» («The Wind among the Reeds», 1899), поэма; «The Shadowy waters» (1900), поэма, позже переделанная в драму; «Ideas of Good and Evil» (1903), собрание статей; «В семи лесах» («In the Seven Woods», 1903), стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса. Ранние произведения Йейтса проникнуты мотивами кельтского фольклора и характеризуются неоромантическим стилем, заметно влияние оккультизма. Ряду произведений (в их числе пьеса «Кэтлин, дочь Холиэна») не чужды политически-национальной тенденции. Одно из самых знаменитых стихотворений Йейтса «Пасха 1916 года» посвящено Пасхальному восстанию, с рядом казнённых или изгнанных руководителей которого Йейтс был связан лично, и сопровождается рефреном: «Родилась ужасная красота» (A terrible beauty is born). Один из центральных мотивов его лирики — трагическая любовь к Мод Гонн, ирландской революционерке. После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике — трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется. Умер в Кап Мартен (Французская Ривьера) 28 января 1939 года, в 1948 прах перенесен в Слайго, Ирландия. Издания на русском языке: Уильям Батлер Йейтс. Роза и Башня — Санкт-Петербург: Симпозиум, 1999. — Страница 560. ISBN 5-89091-074-4; Йейтс У.Б. Роза алхимии. — Москва: Издательство ЭКСМО—Пресс, 2002. — 400 страниц. (Серия «Антология мудрости») ISBN 5-04-010271-2. Сочинения: Autobiographies, L., 1956; The variorum edition of the poems, N.Y., 1957; Essays and introductions, L., 1961; The variorum edition of the plays, N.Y., 1966; Uncollected prose, v. I, L., 1970; в русском переводе, в книге: Антология новой английской поэзии, вступительная статья М.Гутнера, Ленинград, 1937. Литература: Еремина Й.К., Ранняя драматургия У. Б.Ейтса, «Учёные записки Московского областного педагогического института", 1967, том 175, выпуск 10; Home J., W. B. Yeats. 1865-1939, 2 ed., L., 1962; Ellman R., The identity of Yeats, 2 ed., N.Y., 1964; Zwerdling A., Yeats and the heroic ideal, N. Y., 1965 (библ., с. 183-90); Nathan L. E., The tragic drama of W. B.Yeats, N.Y. — L., 1965; Ure P., Towards a mythology, N.Y., [1968]; Jeffares A. N., The circus animals. Essays on W. B. Yeats, [L., 1970]; Cross K. G., Dunlop R. Т., Abibliography of Yeats criticism. 1887—1965, [L., 1971].

Александр Алексеевич Оленин  (590x700, 15Kb)
1865
Александр Алексеевич Оленин
советский композитор и пианист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Родился в имении Истомине Касимовского уезда Рязанской губернии. Игре на фортепиано обучался в Риге под руководством Луи Пабста. Затем учился в Москве у П.Фихтман-Эрдмансдёрфер (фортепиано) и М.Эдмансдёрфера (теория музыки). В 1884-1889 годах жил в Санкт-Петербурге, где брал уроки композиции у А.К.Лядова. Здесь он сблизился с Милием Балакирёвым, с которым дружил всю жизнь, и общался с композиторами «Могучей кучки». Это общение вызвало у Оленина интерес к народной музыке; он собирал и записывал народные песни. В 1889 году Оленин был назначен земским начальником в селе Истомино. Вместе со своей сестрой Марией Олениной-Д’Альгейм совершил ряд концертных поездок, где выступал в качестве аккомпаниатора и автора исполнявшихся произведений. Также принял активное участие в деятельности организованного сестрой «Дома песни». Позже получил премию от «Дома песни» за гармонизацию народных песен. С 1917 года выступал с хором, работал в музыкальных учреждениях, в 1922 году стал членом музыкально-этнографической комиссии ГИМНа в Москве, позднее консультант Радиокомитета. Участник фольклорных экспедиций. Умер в Москве 15 февраля 1944 года. Сочинения: оперы — Кудеяр (опера-песня, Москва, 1915), Альманзор (по Гейне, неоконч.); для симфонического оpкестра — поэмы: Богатырский стан (1920), Нечисть (1928), Последние проводы (1928), картина Поле битвы (1920); для фортепиано и симфонического оpкестра — Концерт (1930); для струнного квартета и фортепиано — Русский квинтет (1933); струнные квартеты — I (1928), II (1932); для 2 гобоев, скрипки и фортепиано — Луговые наигрыши; для скрипки, виолончели и фортепиано — трио: I (1921), II (1926), III (Русское, 1930); для скрипки и фортепиано — сонаты: I (1917), II (1931), сюиты, пьесы; для фортепиано — Соната (1918), Сюита, пьесы; для голоса и фортепиано — 7 деревенских песен (1910), Сумерки (4 песни, 1912), романсы на слова русских поэтов; обработки русских и белорусских народных песен. Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1978. — Том 4. — Страницы 10-11. — 975 страниц.

Константин Николаевич Дерунов (538x700, 89Kb)
1866
Константин Николаевич Дерунов
советский библиотековед и библиограф. Родился в Санкт-Петербурге. Сын крестьянина деревни Асташево (Рыбинский уезд, Ярославской губернии). Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии; вышел из 7-го класса и оканчивал среднее образование в Рыбинской гимназии. Был членом тайного гимназическ. кружка, организованного Ф.Смирновым; читал на его литературных вечерах "преступные сочинения", распространял нелегальн. издания. По окончании гимназии в 1886 поступил на юридическ. факультет Санкт-Петербургского университета. В связи с арестом в Рыбинске учителя К.Я.Воробьева в сентябре 1886 привлечен к дознанию при Ярославском жандармском управлении по делу рыбинского народовольческого кружка молодежи и с 18 сентября того года подчинен на время дознания особому надзору полиции. По высочайшему повелению от 14 декабря 1887 сделано строгое внушение. Будучи студентом, участвовал 26 мая 1887 в сходке на Крестовском острове (в Санкт-Петербурге), где был принят проект прокламации по делу 13 марта 1887. При обыске у него отобрана программа систематического чтения, арестован 30 июня 1887. Привлечен к дознанию при Санкт-Петербургском жандармском управлении (дело Н.Евстифеева и других) и в связи с этим уволен из университета. Освобожден из тюрьмы 23 апреля 1888. По высочайшему повелению от 4 октября 1888 подвергнут тюремному заключению на семь месяцев с последующим подчинением гласному надзору полиции на три года на родине. Жил в эти годы в Ярославской губернии. Лишенный права въезда в столицы в течение 15 лет, жил в Астрахани, в Саратове, зарабатывая средства к жизни частными уроками. В 1898 переселился в Нижний-Новгород, где вращался в кругу оппозиционной интеллигенции, в котором были Горький, Лемке и др. Здесь с 1898-го по сентябрь 1901 гг. заведывал библиотекой Всесословного клуба, преподавал в воскресных школах, занимался общественно-просветительной деятельностью. В 1901 получил разрешение поселиться в Москве, где заведывал "Петровской библиотекой" — одной из самых крупных и популярных частных библиотек в Москве. В 1902 переехал в Санкт-Петербург и поступил на службу в министерство финансов, заведуя библиотекой Главного управления неокладных сборов (до 1918 — в Петрограде и до 1920 — в Москве). С 1920 по 1922 гг. работал в Московском отделе народного образования и В.В.Р.С.; с половины 1922 до января 1923 состоял ученым библиографом при библиотеке Коммунистической академии, затем консультантом Госиздата, заведующим библиотекой Центрального Коммунистического союза металлистов, а с 1925 до конца жизни заведывал библиотекой Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Не ограничиваясь практической библиотечной работой, Дерунов занимался и теоретическим книговедением, много работал в области библиографии и состоял членом разных библиотечных и библиографических обществ и съездов. Главный труд Дерунова "Библиография русских рецензий", напечатанный в главнейших периодических изданиях (до 300 названий), остался неизданным. Умер в Москве 29 июня 1929 года. Из напечатанных работ Дерунова (их всего более 40) наиболее крупными являются: Примерный библиографический каталог, в двух частях, 1906 г., издание, 1903 г. и 1911 г.; Жизненные задачи библиографии, "Библиограф. Известия", 1913 г.; Типичные черты в эволюции русской "Общественной библиотеки и центральных книгохранилищ", "Библиографические Известия" 1919 и 1925 гг. и отдельные издания.

Robert Ranulph Marett (538x700, 40Kb)
1866
Роберт Раналф Маретт (Robert Ranulph Marett)
английский исследователь первобытной религии.Родился в Джерси. Закончил среднюю школу при колледже Виктория и в 1885 г. стал студентом Оксфорда, где изучал философию и классические языки. После получения в 1888 г. степени бакалавра продолжил свое образование в Берлине и в Риме. В 1891 г. вернулся в Англию и начал преподавать философию в Оксфорде, но уже в этот период проявил повышенный интерес к археологии и антропологии. Свою дальнейшую жизнь связал с этими науками, участвуя в раскопках на острове Джерси и занимаясь разработкой теоретических проблем антропологии и религиоведения. Считается основателем антропологического общества при Оксфордском университете и кафедры антропологии, которую он возглавлял с 1910 г. Умер в Оксфорде 18 февраля 1943 года. Основные религиоведческие работы: «Начало религии» (1909), «Антропология» (1912), «Психология и фольклор» (1920), «Вера, надежда и милосердие в первобытной религии» (1932), «Таинства простого народа» (1933), «Тайлор» (1936). В своих работах, объединённых впоследствии в сборнике «На пороге религии» (1909), Маретт выступил с ложной теорией преанимизма, согласно которой религия возникла из культовых действий (в первую очередь из пляски: «религия вытанцовывается»); по мнению Маретта, вера в безличную сверхъестественную силу характерна уже для начальной стадии религии. Он ссылался на такие представления, как мана меланезийцев и аналогичные ему ваконда индейцев сиу, оренда ирокезов. Анимизм Маретт считал присущим более поздним этапам развития религии. Идеалистическая теория Маретта искажает факты этнографии и даёт неправильное объяснение происхождения религии.

Sabine (453x700, 67Kb)
1868
Уоллес Клемент Сэбин (Wallace Clement Sabine)
американский физик, основатель архитектурной акустики. Закончил Университет штата Огайо в 1886 году в возрасте 18 лет. После этого поступил в Гарвардский университет, где после окончания продолжил работать преподавателем. Сэбин был акустическим архитектором Симфонического зала в Бостоне, одного из лучших концертных залов в мире по части акустики. Сэбин — пионер современной архитектурной акустики. В 1895 году проводилось акустическое улучшение Лекционного зала, части недавно построенного «Fogg Museum». Руководящий персонал физического факультета в Гарварде считал это невозможной задачей. На эту работу был назначен молодой преподаватель физики, Сэбин. Сэбин занялся проблемой, пытаясь определить то, что отличало Лекционный зал от другого, акустически приемлемого. В частности, акустические условия Театра Сандерса считались превосходными. В течение следующих нескольких лет Сэбин и группа помощников проводили исследования акустики в этих залах. Используя трубу органа и секундомер, Сэбин провел тысячи точных (для того времени) измерений времени, требуемого для затухания звуков разных частот в присутствии различных материалов. Он измерил время реверберации зала с несколькими видами ковровых покрытий, и с разным числом людей, занимающим места в зале. Он определил, что тело среднего человека уменьшает время реверберации так же, как и шесть мягких кресел. Эти измерения проводились, как правило, по ночам, чтобы не мешать деятельности обоих залов. Сэбин экспериментально установил, что существует зависимость между акустическими условиями, размерами зала, а также типом и площадью звукопоглощающих поверхностей. Он сформулировал понятие времени реверберации, которое до сих пор является самой важной характеристикой помещения.
Формула Сэбина:
ecc5284ab00f843d28e533d2273f563a (104x41, 0Kb)
где V — это объём помещения, A — общее звукопоглощение,
41dee1b87fc476c87d23150906063d1d (186x18, 0Kb)
ааааааа (15x12, 0Kb) — коэффициент звукопоглощения (зависит от материала, его дисперсных, или фрикционных характеристик),
ссссссссссс (16x17, 0Kb)— площадь поверхности.
Исследуя различные залы с акустической точки зрения, Сэбин установил, что у хороших концертных залов время реверберации составляет 2-2.25 секунд (звук в зале с меньшим временем реверберации кажется слушателю слишком «сухим»), в то время как у хороших лекционных залов время реверберации немного меньше 1 секунды. Что касается Лекционного зала Fogg Museum, он отметил, что произносимое слово оставалось слышимым в течение приблизительно 5.5 секунд. За это время, лектор успевал сказать еще 12-15 слов. Слушателю было очень трудно разобраться в таком нагромождении слов, поэтому речь там звучала невнятно и неразборчиво. Используя результаты своих исследований, Сэбин расположил звукопоглощающие материалы по всему Лекционному залу, чтобы уменьшить его время реверберации и уменьшить «эффект эха». Выполнение этой работы укрепило авторитет Уоллеса Сэбина, как акустического архитектора. Это привело к его найму в качестве акустического консультанта для Симфонического Зала Бостона, первого концертного зала, который был разработан, используя теорию архитектурной акустики. Его акустический проект завершился большим успехом, и Симфонический зал вообще считают одним из лучших залов в мире. Кроме того, единицу поглощения энергии диффузного звукового поля, Сэбин, назвали в его честь. Умер 10 января 1919 года.

edepoldini (456x700, 148Kb)
1869
Эде Польдини (венгерское имя - Ede Poldini)
венгерский композитор конца романтического / раннего современного периода. Известный в Венгрии для написания многих опер, он стал всемирно известным, когда Фриц Крейслер переложил его «La poupée valsante 'для скрипки. Польдини учился у Томка в Будапеште и у Евсевия Мандычевского в Вене. В 1908 году он поселился в Швейцарии, написал две из его наиболее известных опер: «Бродяга и принцесса» (немецкое название - Vagabund und Prinzessin; 1903) и «Свадьба на масленницу» (немецкое название - Hochzeit im Fasching; 1924). Умер 28 июня 1957 года.

 (523x698, 89Kb)
1870
Жюль Жан Батист Венсан Борде (Jules Jean Baptiste Vincent Bordet)
бельгийский бактериолог и иммунолог, удостоенный в 1919 Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы в области иммунологии. Родился в Суаньи (Бельгия). Окончил Брюссельский университет, где в 1892 получил степень доктора медицины. В 1894–1901 работал в лаборатории И.И.Мечникова в Пастеровском институте в Париже, в 1901 организовал Пастеровский институт в Брюсселе, директором которого оставался до 1940. В 1907–1935 преподавал бактериологию в Брюссельском университете. Основные научные работы Борде посвящены иммунологии. Он первым доказал, что в основе иммунных реакций лежат физико-химические процессы. Совместно с О.Жангу описал реакцию связывания комплемента – иммунных белков, присутствующих в сыворотке крови человека и животных и обусловливающих бактерицидное действие крови. Фиксация комплемента стала прообразом реакции Вассермана, использующейся сегодня для выявления сифилиса. Борде обнаружил два типа сывороток, обладающих противомикробным действием: содержащих комплемент, который присутствует в сыворотке до иммунизации, и содержащих антитела, которые образуются в результате вакцинации. В 1906 выделил бациллу – возбудителя коклюша; в 1921 установил природу основных иммунных реакций – агглютинации и преципитации. Умер в Брюсселе 6 апреля 1961 года.

Steinitz Ernstal (487x700, 119Kb)
1871
Эрнст Штейниц (немецкое имя - Ernst Steinitz)
немецкий математик. Родился в Лаурахютте. Основные труды по алгебраической теории чисел, алгебре и геометрии (теорема Штейница о многогранниках, 1917). Умер в Киле 29 сентября 1928 года.

Albert_Demangeon (527x700, 149Kb)
1872
Альбер Деманжон (французское имя - Albert Demangeon)
французский географ. Родился в Гайоне, департамент Эр. Представитель французской школы "географии человека". Профессор Парижского (с 1911) и Лильского (1905-1911) университетов. Один из редакторов "Географической летописи"; заведующий секцией географии в издательстве А.Колен в Париже. Основные труды посвящены общим вопросам географии, сельского расселения, экономической географии Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Умер в Париже 25 июля 1940 года. Сочинения: La plaine Picarde, Р., 1905; Le déclinde l'Europe, Р., 1920; L'Empire Britannique, P., 1923; Les îles Britanniques, P., 1927 (Géographie universeille, publiée sous la direction de P. Vidal de la Blache et L. Gallois, t. 1); Belgique, Pays-Bas, Luxembourg, P., 1927 (та же серия, t. 2); La France économique et humaine, t. 1—2. P., 1946—1948 (та же серия, t. 6); Le Rhin. Problémes d'histoire et d'économie, P., 1935.

Leopoldo_Lugones (542x700, 319Kb)
1874
Леопольдо Лугонес Аргуэльо (испанское имя - Lugones Arguello)
аргентинский поэт, писатель и журналист, выдающийся представитель латиноамериканского литературного модернизма. Родился в Рио-Секо, провинция Кордова. Один из наиболее известных аргентинских поэтов XX века и близкий друг знаменитого никарагуанского поэта-модерниста Рубена Дарио. Покончил жизнь самоубийством в Тигре (провинция Буэнос-Айрес), приняв дозу цианида 19 февраля 1938 года. В юности Леопольдо Лугонес увлекался социалистическими и анархическими идеями, впоследствии стал поэтом молодой аргентинской буржуазии, приобщавшейся к последним достижениям европейской культуры. Наряду с никарагуанцем Рубеном Дарио Лугонес является одним из наиболее значительных модернистов в поэзии Латинской Америки. В своём первом сборнике стихотворений «Золотые горы» (Las montañas de oro, 1897) Лугонес отдал дань романтическим увлечениям в духе Альмафуэрте, но вместе с тем показал себя талантливым и самостоятельным учеником Эдгара По, Шарля Бодлера, Леконт де Лиля и бразильского символиста Круз-э-Соузы. Уже в этом сборнике определились характернейшие черты поэтического облика Лугонеса: виртуозность ритмов, изысканность и эстетизм образов, пристрастие к мистическим концепциям. Последующие сборники стихов создали Лугонесу необычайную популярность во всей Латинской Америке. В сборнике «Оды веку» (Odas seculares, 1910) Лугонес героизирует историю аргентинской буржуазии. Сборники: Золотые горы / Las montañas del oro (1897); Сумерки в саду / Los crepúsculos del jardín (1905); Лунные песни / Lunario sentimental (1909); Оды веку / Odas seculares (1910); El libro fiel (1912);Книга пейзажей / El libro de los paisajes (1917);Las horas doradas (1922); Романсы Рио-Секо / Romances del río seco (опубликован посмертно в 1939). Рассказы: Чуждые силы/ Las fuerzas extrañas (1906); Роковые рассказы/ Cuentos fatales (1926). Публикации на русском языке: Огненный дождь. Санкт-Петербург: Азбука-Аттикус, 2010. Литература: Henríquez Urena М., Breve historia del modernismo, В.Aires, (1954); Magis С.H., La poesía de L. Lugones, Mex., [1960]; Borges J. L., Leopoldo Lugones, В.Aires, (1965); Irazusta J., Genio у figura de L.Lugones, В.Aires, (1969). В Кордове именем Лугонеса названа улица.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку