-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108811
Комментариев: 6801
Написано: 117283


25 марта родились...

Суббота, 25 Марта 2017 г. 08:01 + в цитатник
 (531x699, 64Kb)
1716
Алексей Петрович Антропов
выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств. Родился в Санкт-Петербурге в семье слесарного мастера Оружейного двора. В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых, их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела. Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи. Алексей Антропов с молодости отличался трудолюбием и добросовестностью — эти наследственные качества были присущи нескольким поколениям мастеров Антроповых. С 1732 г. его учителями становятся француз Л.Каравакк, много лет живший в России, а позже А.Матвеев, М. Захаров и И.Вишняков, поочередно возглавлявшие «живописную команду» Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. В 1739 г. Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии с довольно солидным по тому времени окладом — 120 рублей в год. В составе команды Вишнякова он исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744-1745 гг.), Летнем (1748 г.), Царскосельском (1749 г.) и других дворцах, а в 1750 г. был отозван в Оперный дом, где писал декорации под руководством итальянских мастеров Д.Валериани и А.Перезинотти. Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось. Однако можно предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку ему поручили весьма серьезный заказ. В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенном по проекту Ф.Растрелли архитектором И.Мичуриным Андреевском соборе. Произведенный тремя годами раньше в подмастерья, художник надеялся тем самым обрести некоторую свободу творчества и в дальнейшем претендовать на более почетную должность мастера. К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и умелый живописец, не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели. До сих пор не решен вопрос, кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные изображения, украшающие собор. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». Именно картину, так как его образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. К сожалению, церковь была заброшена сразу по окончании работ в ней и освящалась только в 1767 г., что пагубно сказалось на сохранности живописи. Несмотря на предельную загруженность, художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, оттачивая свое живописное мастерство. Среди них несколько схожих между собой портретов императрицы Елизаветы Петровны (1753 — 1755 rr.). Три года, прожитые в Киеве, укрепили авторитет Алексея Петровича как незаурядного живописца, а также позволили ему доказать свое право на самостоятельность. Высокой оценкой работы Антропова послужило последовавшее в конце 1755 г. приглашение в Москву для росписи по эскизам П.Градицци и С.Горяинова плафонов в Головинском дворце, где нередко гостила сама императрица. 1758 г. застал художника уже в Санкт-Петербурге. Начинался новый период творчества Антропова, полный исканий и надежд, желания усовершенствовать свое мастерство и добиться признания, период расцвета его таланта живописца-портретиста. По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь поступил в распоряжение Канцелярии от строений, что само по себе вряд ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной деятельности художника. Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время весьма и весьма возросло. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Однако, он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Чувствуя настоятельную потребность продолжить свое образование, особенно в области писания портретов, Антропов обратился к системе частных уроков. Своего рода экзаменом на звание портретиста стало для Антропова изображение в 1759 г. статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика. Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я.Дубянского и других. Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощёкова». Герой Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов. В конце 1759г., по протекции фаворита Елизаветы Петровны, образованного вельможи И.И.Шувалова , Антропов был принят в качестве живописного мастера в Московский университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств. Но так как это не состоялось, тот же Шувалов помог художнику в 1761 г. получить назначение в святейший правительствующий Синод на место надзирателя за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров. В 1762 г. Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего не более полугода и даже не удостоившегося коронации. Зато его парадных портретов одним только Антроповым было исполнено несколько, не считая эскиза, который в художественном отношении стоит гораздо выше. Вообще живописец нередко повторял свои работы, внося некоторые изменения. Так было и с портретом Ф.Я.Дубянского и другими. К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем (Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. Ещё один портрет государыни Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц, исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». В большинстве своем эти работы были копиями с собственных оригиналов или картин других мастеров. Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные заказные портреты, затянулось до середины 1763 г. Когда же художник вернулся в Санкт-Петербург, оказалось, что свою должность при Синоде он практически потерял. Предприняв отчаянную попытку определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате Синода. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались успехом, и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья. В 1765 г. у Антропова было 8 учеников, позже в его доме постоянно проживала большая группа воспитанников, которых он обучал самостоятельно; многие из них остались неизвестными, однако двое не только прославили своего учителя, но и вошли в историю русского искусства — это Д.Г.Левицкий и П.С.Дрождин. В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год занималось 119 человек. Постепенно училище расширялось, а после смерти художника и его жены, по завещанию Алексея Петровича, разместилось в самом двухэтажном доме художника. Просуществовав еще многие годы, оно явилось своеобразным памятником замечательному русскому живописцу. Антропов скончался от горячки в Санкт-Петербурге 23 июня 1795 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись: «В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 года марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».

1716
Юань Мэй (второе имя — Цзы-цай, прозвища — Цзянь Чжай, Суй Юань)
китайский писатель, теоретик литературы. Родился в Ханчжоу. С 1748, оставив государственную службу, посвятил себя творчеству. Крупнейший поэт своего времени, Юань Мэй объединял вокруг себя талантливую молодёжь. Придерживался либеральных взглядов, критически относился к конфуцианской ортодоксии. Написал около тысячи коротких рассказов о сверхъестественном (1770—1796): сборники "О чем не говорил Конфуций" и его "Продолжение...". В них заметно влияние фольклора и ранней повествовательной прозы. Трактат "Слово о стихах из Сада Приятности", написанный в эссеистской манере, посвящен преимущественно поэзии 18 в. литературу Юань Мэй рассматривал как выражение чувств, которые и диктуют форму произведения. Умер близ Нанкина в 1797 году. Литература: Фишман О., Цзи Юнь и Юань Мэй: общее и особенное, в сборнике: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, Москва, 1974; Waiey A., Yuan Mei. Eighteenth century Chinese poet, L., 1956; Го Можо, Ду "Суй-юань шихуа" чжацзи, Пекин, 1962.

Albrecht_Radzivił._Альбрэхт_Радзівіл_(1758) (469x700, 271Kb)
1717
Альбрехт Радзивилл (белорусское имя - Альбрэхт Радзівіл; польское имя - Udalryk Krzysztof Radziwiłł)
государственный деятель Великого княжества Литовского, староста речицкий (1734—1773), генерал-майор литовских войск (с 1755 года). Владел Крожами в Жемайтии, Глуском и Хальчем в Речицком повете. Представитель несвижской линии богатейшего и знатнейшего литовского магнатского рода Радзивиллов герба Трубы. Родился в Дятлово, Слонимский повет. Второй сын воеводы новогрудского Николая Фаустина Радзивилла (1688—1746) и Барбары Завиши (1690—1770). Братья — Удальрик Криштоф, Ежи и Станислав Радзивиллы. В 1733 году после смерти короля Речи Посполитой Августа Сильного Альбрехт Радзивилл с отцом и братьями выступал за избрание на польский престол саксонского курфюрста Августа III Веттина. В 1734 году получил во владение речицкое староство. В 1736 году Альбрехт Радзивилл был избран послом на пацификационный сейм, где признал избрание Августа Веттина на польский королевский престол. В 1750 году был избран маршалком Трибунала Великого княжества Литовского. С 1754 года — полковник гусарской хоругви королевича Фридриха Кристиана, старшего сына Августа III. В 1763 году в период бескоролевья староста речицкий Альбрехт Радзивилл был противником магнатской партии Чарторыйских. Выступал против избрания на польский престол Станислава Августа Понятовского. В 1768 году присоединился к Барской конфедерации и был одним из кандидатов на должность маршалка конфедерации в Великом княжестве Литовском. В 1770 году Альбрехт Радзивилл был избран маршалком Барской конфедерации в Речицком повете. В 1771 году разработал специальный план, по условиям которого Барская конфедерация должна была распространиться на всю современную Белоруссию. После захвата главных замков ВКЛ литовские войска должны были собраться в Бобруйске и оттуда выступить маршем на Польшу. После поражения Барской конфедерации в 1772 году Альбрехт Радзивилл выехал в Силезию, а оттуда в Италию. В 1777 году вернулся на родину и примирился с польским королем Станиславом Августом Понятовским. Умер в Глуске в 1790 году. 30 ноября 1747 года женился на Анне Кунегунде Халецкой (1723—1765). Дети: Алоиза Радзивилл (род. 1749), жена с 1767 года стражника великого литовского Юзефа Юдицкого; Мария Александра Радзивилл (род. 1753), 1-й муж с 1773 года стражник великий литовский Леонард Поцей (ум. 1774), 2-й муж секретарь великий коронный Антоний Грановский; Доминик Радзивилл (1754—1798), староста кнышинский; Барбара Радзивилл (родилась в 1755), жена князя Михаила Пузыны. Литература: Великое княжество Литовское: Энциклопедия. В 3 томах / редакторы Г.П.Пашков и другие. Том 2: кадетский корпус — Яцкевич. — Минск: Белорусский Энциклопедия, 2005. — 788 страниц: Иллюстрации. ISBN 985-11-0378-0; Энциклопедия истории Беларуси . В 6 томах. Том шестой. Книга 1: Пузыны — Усая / Белорусская Энциклопедия.; Редколегия: Г.П.Пашков (главный редактор) и другие.; Маст. Э.Э. Жакевич. — Мн.: БелЭн, 2001. — 591 страница: Илюстрации. ISBN 985-11-0214-8.

Maria_Luisa_Gabriella,_daughter_of_Carlo_Emanuele_III_and_Polissena_of_Hesse-Rotenburg (517x700, 439Kb)
1729
Мария Луиза Габриэлла Савойская (итальянское имя - Maria Luisa Gabriella di Savoia)
принцесса Савойского дома, дочь сардинского короля Карла Эммануила III, замуж не вышла и вела благочестивую жизнь в миру; за год до смерти удалилась в монастырь и готовилась к вступлению в Орден Святого Бенедикта. Мария Луиза Габриэлла Савойская родилась в королевском дворце в Турине. Имя ей было дано в честь тёти по линии отца, Марии Луизы Габриэллы Савойской, королевы Испании. Она была дочерью Карла Эммануила III, короля Сардинии от его второй жены Поликсены Кристины Гессен-Ротенбургской. С рождения и до смерти носила титул Её Королевского высочества, принцессы Савойской, принцессы Сардинской и Пьемонтской. Мать принцессы умерла в 1735 году, когда ей было всего пять лет. В 1737 году отец женился на Елизавете Терезе Лотарингской, младшей сестре Франциска I, императора Священной Римской империи. Мария Луиза воспитывалась при дворе Сардинского короля с сёстрами и братьями от трёх браков отца и кузенами из Кариньянской ветви рода — принцем Виктором Амадеем и принцессой Марией Терезой Луизой. Вместе с сестрой, принцессой Элеонорой Марией Савойской, рассматривалась в качестве возможной супруги Луи де Бурбона, дофина Франции, старшего сына короля Людовика XV. Мария Луиза Савойская никогда не была замужем и приняла решение стать монахиней в Ордене Святого Бенедикта. В апреле 1766 года принцесса удалилась в женский монастырь Святого Андрея в Кьери. Преждевременная смерть помешала ей принести монашеские обеты. Мария Луиза Савойская умерла в Кьери (Сардинское королевство) 22 июня 1767 года и была похоронена в монастыре. 22 марта 1811 года её останки были перенесены в часовню на кладбище при церкви Святого Георгия в Кьери. Только 16 сентября 1823 года по указу Карла Феликса, короля Сардинии, останки принцессы были перенесены в усыпальницу Савойской династии в базилике Суперга. Литература: Predari, Francesco. Storia politica, civile, militare della dinastia di Savoia dalle prime origini a Vittorio Emanuele II : Torino : G. B. Paravia e Comp., 1869. — P. 266. — 435 p; Vismara, Antonio. Morandi, Genesio. La storia della dinastia di Savoia : Milano : G. Bestetti, 1872. — P. 394. — 607 p.

Nicolas-Étienne Framery (564x700, 276Kb)
1745
Николя Этьен Фрамери (французское имя - Nicolas-Étienne Framery)
французский композитор, поэт и писатель. Родился в Руане. В 17-летнем возрасте был принят в парижский Итальянский театр, представив для постановки одноактную пьесу «Новая Ева», подвергшуюся полицейскому запрету и не поставленную. В дальнейшем создал для этого театра целый ряд опер — как оригинальных, в числе которых «Ведьма по случаю» (французское название - La sorcière par hasard; 1783), так и представлявших собой переработки популярных итальянских опер: среди последних наибольшей популярностью пользовалась «Колония, или Новое селение» (английское название - La Colonie; 1775) — переделка «Острова любви» (итальянское название - L’isola d’amore) Антонио Саккини, — эта опера особо исполнялась в Фонтенбло перед Людовиком XVI; несколько переработок были созданы Фрамери на основе опер Джованни Паизиелло. Фрамери много выступал со статьями о музыке. В 1770-е гг. он редактировал основанную в 1774 году Матоном «Музыкальную газету» (Journal de musique), затем вёл музыкальный раздел в газете «Mercure de France», писал статьи для Музыкального словаря, был автором статей о музыке в фундаментальной «Методической энциклопедии». Фрамери первый пришёл к мысли — в статье «Об организации спектаклей в Париже…» (французское название - De l’organisation des spectacles de Paris; 1790) о необходимости учреждения бюро, целью которого бы было следить за получением поспектакльной платы драматических писателей и композиторов. Основанное им для этой цели бюро подготовило почву для учреждения Общества драматических писателей и композиторов. Кроме всего прочего, Фрамери перевёл на французский язык «Ад» из «Божественной комедии» Данте (1785) и «Неистового Роланда» Ариосто (1787). Умер в Париже 26 ноября 1810 года.

A.A.Bezborodko_by_Lampi_(1794,_Hermitage) (549x700, 427Kb)
1747
Александр Андреевич Безбородко
граф, затем светлейший князь, русский государственный деятель, малороссийский дворянин казацко-старшинного происхождения, фактически руководивший внешней политикой Российской империи после ухода в отставку в 1781 году Никиты Панина, главный директор почт Российской Империи. Один из инициаторов разделов Польши. Хозяин Слободского дворца в Москве. За два года до смерти удостоен Павлом I высшего по тем временам ранга канцлера Российской империи. Родился в Глухове ( ныне Сумская область Украины), в семье генерального писаря Андрея Яковлевича из рода Безбородко и дочери генерального судьи Михаила Забелы Евдокии (1716—1803). Обучался сначала в доме своих родителей, а потом в Киевской академии, где и проявились его блестящие способности. С 1765 г. началась служба Безбородко: в этом году он был записан в бунчуковые товарищи и назначен правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Румянцева-Задунайского. В 1767 году Безбородко определён членом малороссийского генерального суда, а через два года, когда началась война с Турцией, он оставил гражданскую службу, поступил в военную и выступил в поход к Бугу с Нежинским полком и после начальствовал над полками: Лубенским, Миргородским и компанейским. Когда Румянцев был назначен главнокомандующим над русскими войсками против турок, Безбородко перешёл в его армию и находился при нём неотлучно в сражениях: 4 июля 1770 г., не доходя речки Ларги; 5-го — при нападении турок на авангард правого крыла; 7-го в Ларгской битве, где по собственному желанию сражался в передовом отряде; 21-го участвовал в знаменитом сражении при Кагуле; 18 июня 1778 года был при штурме наружного силистрийского ретраншамента и в течение всей войны, управляя делами генерал-фельдмаршал, с успехом исполнял разные тайные поручения. За свою службу Александр Андреевич 22 марта 1774 года был пожалован в полковники, а в следующем 1775 году по прибытии в Москву с графом Румянцевым он поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки.
1000_Bezborodko (425x700, 367Kb)
А.А.Безбородко на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Находясь в тени вице-канцлера графа Остермана, Безбородко принимал участие в важнейших политических делах второй половины царствования Екатерины II и царствования императора Павла, как, например, в заключении морской декларации 28 февраля 1780 г. и в ряде других трактатов (1780-1783) о морском нейтралитете, также в заключении оборонительных союзных договоров России с Австрией и Пруссией (1792) и с Великобританией (1794), в третьем разделе Польши (1795). Член Российской академии с 1783 года. 1 января 1779 г. Безбородко был произведен в бригадиры, а 5 мая награждён деревнями в Белоруссии за участие в окончании крымских дел с Портой. В 1782 году Безбородко получил орден Святого Владимира 1-й степени; в 1783 — в потомственные владения 2700 душ в Малороссии; в 1784 году — чин тайного советника, орден Святого Александра Невского, звание второго члена Коллегии иностранных дел с окладом вице-канцлерским и более 3000 душ в Малороссии. Кроме того, получил дозволение принять пожалованное ему римским императором графское достоинство. В 1786 году переименован в гофмейстеры и награждён деревнями в Малороссии. Во время таврического вояжа императрицы 14 февраля 1787 года принимал в Киеве в царском дворце венесуэльского политического деятеля Франсиско Миранду.
Дворец Безбородко в Петербурге (700x463, 353Kb)
Дворец Безбородко в Петербурге.
В 1790 году пожалован действительным тайным советником, а в следующем году, по случаю примирения с Портой, получил орден Святого апостола Андрея Первозванного; далее — 50 тысяч рублей серебром, похвальную грамоту, масличную ветвь для ношения на шляпе и 5000 душ в Подольской губернии. За увеличение государственных доходов графу Александру Андреевичу был пожалован пенсион в 10000 рублей. и единовременно 50000 рублей. Пользуясь неограниченной доверенностью императрицы, Безбородко имел больше силы и влияния, нежели вице-канцлер граф Остерман, несмотря на то, что он был вторым членом коллегии иностранных дел; третьим состоял Аркадий Морков.
Alexandr_Bezborodko's_grave,_Blagoveschenskaya_church_01_by_shakko (525x700, 302Kb)
Надгробие.
Восхождение звезды Платона Зубова привело к тому, что в конце екатерининского царствования Безбородко был оттеснён от реального ведения дел. Со вступлением на престол Павла для Безбородко наступила новая эра. Он не только вернулся из полуопалы, но и был пожалован канцлером. Именным Высочайшим указом, от 3 апреля 1797 года, повелено род графов Римской империи Безбородко вести в число графских родов Российской империи, а в день своей коронации Павел I, именным Высочайшим указом от 5 апреля 1797 года, действительного тайного советника I класса, графа Александр Андреевич Безбородко возвел в княжеское Российской империи достоинство с титулом светлости. Кроме этого, император пожаловал ему портрет свой и большой крест Святого Иоанна Иерусалимского, осыпанные бриллиантами, орловскую вотчину, поступившую в казну после кн. Кантемира, несколько тысяч десятин земли. «У Безбородко, таким образом, оказалось до 45 тысяч крестьян, что не помешало ему входить в долги до самой смерти» (К.Валишевский, «Вокруг трона»). Тревоги и нездоровье побудили Безбородко в конце 1798 года ходатайствовать об увольнении от службы, но, взамен того, он получил лишь отпуск за границу. Отпуском этим, однако, ему воспользоваться не пришлось: разбитый параличом, Безбородко умер в Санкт-Петербурге 17 апреля 1799 года и погребён в палатке Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Надгробие Безбородко в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры относится к лучшим образцам надгробных памятников России того периода. Скульптор — Ж.Д.Рашетт, архитектор — Н.А.Львов, 1803 г. Бронзовая многофигурная композиция на мраморном постаменте. В центре на колонне портретный бюст Безбородко, за ним крылатый гений Мира с оливковой ветвью. По сторонам две аллегорические женские фигуры: слева сидящая на стопке книг возле неё фигурка петуха; справа крылатая, опирающаяся на колонну. На колонне и постаменте вырублены надписи. Награды: Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1791); Орден Святого Владимира 1-й степени (1782); Орден Святого Александра Невского (1784); Орден Святой Анны 1-й степени (1797); Орден Святого Иоанна Иерусалимского, большой командорский крест (1798).
«Ничего не было приятнее, как слышать разговор графа Безбородки; он одарен был памятью необыкновенною и любил за столом много рассказывать, особливо о фельдмаршале графе Румянцеве, при котором он находился несколько лет. Беглость, с которою он читавши схватывал, так сказать, смысл всякой речи, почти невероятна; мне случалось видеть, что привезут к нему от императрицы преогромный пакет бумаг; он после обеда обыкновенно садился на диван и всегда просил, чтобы для него не беспокоились, а продолжали бы между собою разговаривать, и он только переворачивал листы и иногда еще вмешивался и в разговор своих гостей, не переставая между тем переворачивать листы читаемых им бумаг. Если то, что он читал, не заключало в себе государственного секрета, то он пересказывал оного содержание.» - Евграф Комаровский.
Князь Безбородко женат не был, но всегда был страстным поклонником женщин, вел разгульную и легкомысленную жизнь. П.А.Вяземский вспоминал про оперную певицу Елизавету Уранову: «во время оно заколдовала сердце старика графа Безбородки, так что даже вынуждена была во время придворного спектакля жаловаться императрице на любовные преследования седого волокиты». От актрисы, балетной танцовщицы, Ольги Дмитриевны Каратыгиной («Ленушка»), с 1790 года жившей в его доме, а потом вышедшей замуж за правителя его канцелярии Н.Е.Ефремова, канцлер имел дочь Наталию Александровну Верецкую (1790—1826; похоронена в Толшевском монастыре), бывшую замужем с 21 мая 1806 года за гвардии полковником Я.И.Савельевым. Ей Безбородко дал прекрасное воспитание, большое приданое, и она всегда с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». «Этот малоразвитый человек являлся любителем и усердным покровителем наук и искусств. Недвижимость, состоявшая из его многочисленных домов, была оценена по его смерти в 4 миллиона рублей, не включая картинной галереи, одной из самых богатых в России. Он купил в 1796 г. целую массу нарядов и ценных скульптурных произведений, собранных во время революции графом Головкиным. В числе последних находился Амур работы Фальконе, изваянный им для мадам де Помпадур.» - К.Валишевский. «Вокруг трона». Основным наследником холостого канцлера был его младший брат Илья Андреевич (1756—1815), генерал и сенатор, участник русско-турецких войн. Поскольку единственный его сын умер прежде отца, титул графа Безбородко был передан сыну его дочери, Александру Кушелеву (1800—1855). Кроме того, своим возвышением (и назначением послом в Константинополе) хлопотам князя Безбородко был обязан его племянник Виктор Кочубей, при Николае I возглавлявший Комитет министров Российской империи. Роман «Война и мир» Льва Толстого: Прототипом богатейшего человека империи графа Кирилла Безухова, является граф, затем светлейший князь Александр Безбородко.
Стихотворение «Моя родословная» Александра Пушкина.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.
Роман «Предназначение: освободить Константинополь» Вячеслава Гражданина. Главный герой романа Пастырь посвящает князю Безбородко одну из своих лекций, где описывает его как создателя «Греческого проекта». Тетралогия Марка Алданова «Мыслитель»: покровитель главного героя. ГУП «Марка Приднестровья» 4 июня 2013 года произвела специальное гашение почтового блока из двух марок ПМР, посвященного 220-летию со дня размена послов на Днестре близ города Дубоссары. Литература: Безбородко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890. — Том III. — Страницы 634269—270; Безбородко, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург, 1900. — Том 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — Страницы 634—640; Григорович Н. Канцлер князь Александр Андреевич Безбородко. Тома 1-2. Санкт-Петербург, 1879—1881; Изображение и характеристика лиц, занимающих первые и главные места при Петербургском дворе. (1783) / Публ. Н. Григоровича // Русский архив, 1875. — Книга 2. — Выпуск 6. — Страницы 634113—125; Петербургский некрополь или справочный исторический указатель лиц, родившихся в XVII и XVI. 1883 г.; Русская старина, 1887 год, апрель; Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Составитель Г.Гопиенко. — На русском и английском языках — Москва: Маркграф, 2004. — 320 страниц — Тир. 5000 экземпляров — ISBN 5-85952-032-8. — Страница 22.

1751
Пьетро ди Готтардо Гонзаго (Гонзага) (итальянское имя - Pietro di Gottardo Gonzago; в России — Пётр Фёдорович Гонзага)
итальянский декоратор, архитектор, теоретик искусства, с 1792 года живший и работавший в России. По мнению некоторых историков искусства, первый театральный художник в современном смысле слова. Родился в Италии, в Лонгароне (провинция Беллуно), в семье художника и театрального декоратора Готтардо Гонзаго. С 14 лет начал работать у театрального художника Карло Бибиены, в 18 лет переезжает в Венецию для обучения живописи у А.Визентини и Дж.Моретти. В 1771—1776 гг. учится театральной живописи в Милане у художников-сценографов братьев Галлиари. В 1779 году состоялся его дебют в театре Ла Скала. До 1792 года он оформляет спектакли в театрах итальянских городов. Некоторые театральные работы Гонзаго хранятся в музее имени А.А.Бахрушина. В 1792 году по приглашению князя Н.Б.Юсупова Гонзаго приезжает в Петербург и становится декоратором императорских театров. Первой его работой в России стали декорации к спектаклю «Амур и Психея» в Эрмитажном театре. Он создает декорации для театров Петербурга, Гатчины, Павловска, Петергофа, Москвы. Гонзаго написал 12 перемен декораций для открытого в 1818 году театра в Архангельском (в музее в Архангельском хранятся зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками). Также он занимается оформлением маскарадов, балетов, торжественных церемоний для царской семьи: коронаций императоров Павла I, Александра I и Николая I, траурных похоронных процессий Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I, бракосочетания великой княжны Анны Павловны и Вильгельма, принца Оранского и др. В Павловске Гонзаго занимается планированием и украшением садово-паркового ансамбля в районах Белая Берёза и Парадное поле, участвует в росписи Большого дворца (галерея Гонзаго), расписывает Елизаветинский павильон, Пиль-башню, Новое и Старое Шале, декорирует Остров любви (или «Обвороженный остров») на Венерином пруде. Гонзаго умер в Санкт-Петербурге от холеры 6 августа 1831 года. Похоронен на холерном кладбище. Захоронение не сохранилось. Известны его сочинения по теории театральной живописи «Eclaircissement convenable du décorateur théâtral sur l’exercice de sa profession» («Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора», 1807), «Musique des yeux» («Музыка для глаз», 1818) и др., изданные на французском языке. По-русски впервые были изданы в 1974 году. Галерея: Эскиз оформления сцены, 1790-е; Декорация Никольской башни в Москве для коронации Александра I; Эскиз декорации для Эрмитажного театра (1792); Пиль-башня в Павловске. Библиография: Гонзага Пьетро Готтардо: Жизнь и творчество, 1751—1831: Монографическое исследование Ф.Я.Сыркиной и сочинения. — Москва: Искусство, 1974; Пьетро Гонзаго: Выставка произведений. — Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1980; Гонзага Пьетро. Литературные труды. Письма. — Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2011. — (Театральное наследие. Выпуск 5).

RichardSpaight (493x700, 229Kb)
1758
Ричард Доббс Спейт-старший (Richard Dobbs Spaight)
американский революционер, восьмой губернатор американского штата Северная Каролина с 1792 по 1795 годы. Родился в Нью-Берне, (Крейвен, штат Северная Каролина, США), но в возрасте 8 лет, после смерти родителей, попал в Ирландию. Учился там и в Шотландии, в 1778 году вернулся к Северную Каролину. Служил в ополчении и в конгрессе штата. После Войны за независимость был делегатом Континентального конгресса. На Филадельфийском конвенте посещал все заседания и несколько раз брал слово. Способствовал ратификации Конституции Северной Каролины. Потерпел поражение на выборах в Сенат США и на пост губернатора, но 1802 году был избран в Палату представителей. Умер от ранений, полученных на дуэли с конгрессменом Джоном Стенли 6 сентября 1802 года. После этого в Северной Каролине были законодательно запрещены дуэли. Библиография: Biographical Directory of the Governors of the United States, and John Raimo, eds. Westport, CT: Meckler Books, 1978. (ISBN); Sketch of the life of Richard Dobbs Spaight, by John H. Wheeler, 1880. (retrieved 09-20-2010).

Lobanov-Rostovsky_Yakov_Ivanovich,_by_unknown_painter,_before_1816 (581x700, 315Kb)
1760
Яков Иванович Лобанов-Ростовский
русский государственный деятель; сын князя И.И.Лобанова-Ростовского; брат князей Александра и Дмитрия Лобанова-Ростовского. Происходил из рода Лобановых-Ростовских (Рюриковичи). Отец его был ротмистр конной гвардии, а мать Екатерина Александровна родная внучка князя Б.И.Куракина. В 1781 году поступил на службу в Семёновский полк, где прослужил до чина капитана. В 1784 году он был пожалован в камер-юнкеры, в 1793 году в камергеры; в 1794 году, благодаря солидным связям с графом П.И.Паниным (двоюродный дед) и князем Н.В.Репниным (дядя), он получил назначение обер-прокурора 5-го департамента Сената; затем был назначен в Москву наблюдать за делами в Московских департаментах Сената и присутственных местах губернии, а также управлять театрами. При Александре I получил должность сенатора и члена Московского опекунского совета. В 1808 году он был назначен малороссийским генерал-губернатором и в 1810 году получил чин действительного тайного советника за труды по заготовке продовольствия для Молдавской армии. В 1812 году им было сформировано, по собственной инициативе, 17 малороссийских казачьих полков, которые были двинуты в Тулу и Калугу, а для защиты Малороссии собрано земское ополчение. В 1816 года, 22-го февраля, получил назначение в Государственный Совет, 20 апреля того же года он был назначен в комиссию прошений, подаваемых на Высочайшее имя, но через четыре года, в 1820 году, отказался от этой должности. В 1826 г. был назначен в Верховный уголовный суд по делу декабристов. Был награждён Орденом св. Владимира 1-й степени. Назначенный затем председателем департамента законов и членом комитета министров, в 1827 году определен был председателем департамента гражданских и духовных дел Государственного Совета, а в 1829 году был пожалован в обер-камергеры. По отзыву современников, князь Я.И.Лобанов-Ростовский в молодости отличался красивой наружностью, любезностью и особенно веселым, общительным характером. При природном уме, он отличался прямотой и благородством характера, говорил правду в глаза, временами бывал очень горяч, любил резко обличить неправду. Чуждый корысти и лицемерия, он за глаза хвалил, в глаза бранил и не одобрял того, чего не мог хвалить; благодаря этому, многие его не любили, но все уважали; в дни могущества Аракчеева отворачивался от него в общественных собраниях и громко порицал его деятельность; не желая действовать через этого царского наперсника, отказался от звания председателя Комиссии Прошений, когда был лишен возможности лично делать доклады, хотя и считал эту службу счастливейшим временем в своей жизни, ибо мог говорить правду импературу, ходатайствуя за несчастных. До глубокой старости он сохранил живость характера, был душой общества, «молод в кругу молодых людей, участвовал в играх прекрасного пола, любил радоваться вместе и вместе с другими делить горе». Скончался князь Яков Иванович после тяжёлой болезни 18 января 1831 года и был похоронен на Фарфоровском кладбище. Его приятель А.Я.Булгаков писал своему брату: «Графиня Панина сказала мне, что у Якова Ивановича паралич в желудке, нечего, следовательно, надеяться... Жаль доброго старика... Грустит Москва о князе Якове Ивановиче Лобанове. Жить бы ему здесь. Он был здесь как держава, второе или третье лицо в городе; а в Петербурге был он и незаметен, променял на старости образ жизни, хлопочи, рыскай.» С 1784 года он был женат на Александре Николаевне Салтыковой (1764—1839), дочери сенатора Н.Н.Салтыкова, внучке князя Я.П.Шаховского. Получил за ней в приданое имение под Вязьмой, основательно им перестроенное и переименованное в честь жены в Александрино. В браке родились семь сыновей и две дочери, но большинство детей умерло в младенчестве. Иван (1785—1788); Николай (1786—1788); Александр (1788—1866), генерал-майор, писатель, историк. Был женат с 1811 года на богатейшей невесте своего времени Клеопатре Ильиничне Безбородко (1791—1840), дочери графа И.А.Безбородко; Мария (1789—1854), с 1809 года была замужем за обер-гофмейстером К.А.Нарышкиным (1786—1838); Владимир (1791—1797); Дмитрий (1792—1797); Алексей (1795—1848), полковник, с 1829 года генерал-майор, позже генерал-лейтенант; знакомый Пушкина. Был женат на Софье Петровне Лопухиной (1798—умерла родами 1825), дочери Светлейшего князя П.В.Лопухина и сестре княгини А.П.Гагариной; Григорий (1796—1796); Екатерина (1798—180). Литература: Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918.

Alexandre_Dumas_(1762-1806) (700x537, 470Kb)
1762
Тома-Александр Дюма (французское имя - Thomas Alexandre Dumas; официальное имя – Дави де ля Пайетри, Davy de la Pailleterie)
французский генерал, отец Александра Дюма. Родился в колонии Сан-Доминго, на плантации Геноде близ Жереми. Его родителями были владелец плантации — француз Антуан Делиль (1714—1786) и чернокожая гаитянская рабыня Мария-Сессета Дюма. Плантатор, называвший себя Делилем, был отставным полковником Дави, бежавшим в колонию от своих кредиторов. Его отец, маркиз де ля Пайетри, принадлежал к нормандскому роду, утверждённому в дворянском достоинстве в 1669 г. Род Дави может быть прослежен до сеньора Оливье Дави, присягнувшего на верность королю в 1519 г. После смерти Марии-Сессеты плантатор Делиль продал своих четырёх детей от неё в рабство с правом впоследствии выкупить старшего. Вернувшись в Париж в 1775 г., он принял отцовский титул маркиза де ля Пайетри, женился на своей экономке и через четыре года выкупил одного из своих сыновей и официально усыновил его. Через некоторое время Тома-Александр решил завербоваться в королевскую гвардию простым солдатом. Отец-маркиз был категорически против того, чтобы сын порочил службой в армии имя де ля Пайетри. В итоге Тома-Александр берёт только своё второе имя и фамилию матери и под именем Александр Дюма вступает драгуном в полк королевы Марии Антуанетты, где и служит вплоть до 1789 года. В полку он быстро прославился своими геркулесовыми подвигами. Никто, кроме него, не мог, ухватившись за балку конюшни, зажать лошадь в шенкелях и подтянуться вместе с нею; никто, кроме него, не мог, засунув по пальцу в четыре ружейных дула, нести на вытянутой руке все четыре ружья. Этот атлет читал Цезаря и Плутарха, но он завербовался под простонародной фамилией, и потребовалась революция, чтобы его произвели в офицеры. Во время Революции Дюма сделал чрезвычайно успешную военную карьеру: капрал — 16 февраля 1792 года, подполковник — 10 октября того же. 30 июля 1793 года Дюма был произведён в бригадные, 3 сентября того же года — в дивизионные генералы. Женился на дочери трактирщика Мари-Луизе Лабуре 28 ноября 1792 года. С отрядом в несколько человек захватил гору Мон-Сени, где засели австрийцы, вскарабкавшись по отвесному утесу с помощью кошек, добравшись до вершины, его люди остановились перед палисадом противника, не зная, как его преодолеть. «А ну, пустите меня!» — сказал генерал и, хватая своих солдат за штаны, одного за другим побросал их через палисад прямо на поверженного в ужас противника. Дюма был назначен Наполеоном командующим кавалерией, и через короткое время они стали близкими друзьями. Дюма один стоил целого эскадрона. Его легендарные подвиги могут показаться невероятными, но тем не менее они не вымышлены. Из писем Бонапарта мы узнаем, что генерал Дюма лично отбил шесть знамён у численно превосходящего противника, что, умело допросив шпиона, он выведал планы австрийцев, что под Мантуей он остановил армию Вурмзера, — в этом бою он дважды менял подстреленных под ним коней. Генерал Тибо, служивший с ним, оставил нам такой его портрет: «Под началом Массена служил ещё один дивизионный генерал, мулат, по фамилии Дюма, человек весьма способный и, кроме того, один из самых смелых, самых сильных и самых ловких людей, мною виденных. Он пользовался необычайной популярностью в армии: все только и говорили, что о его рыцарской отваге и невероятной физической силе… И всё же, несмотря на его храбрость и на все его заслуги, из бедняги Дюма, которого можно было назвать лучшим солдатом своего времени, генерала не получилось». На марше из Александрии в Каир, во время Египетского похода, неудачной попытки Франции покорения Египта и Леванта, командующий французской кавалерии негативно отозвался об экспедиции Наполеона и потребовал перевести его назад во Францию. Эта просьба была удовлетворена, и в марте 1799 г. Дюма покинул Египет на ветхом судне, которое село на мель в водах Неаполитанского королевства. Генерал был взят в плен и брошен в подземелье. Его бывший друг Наполеон не предпринял ни единой попытки его оттуда вызволить. В тюрьме Дюма несколько раз пытались отравить, и только 5 апреля 1801 года с подорванным здоровьем он был отпущен. Больной Дюма умер в Вилле-Котре (Франция) 26 февраля 1806 года, оставив жену и двух детей (дочь Александрину-Эме и сына Александра — будущего писателя) практически без средств к существованию. Имя Дюма записано на южной стене Триумфальной Арки.
Thomas_Alexandre_Dumas_Slavery_Memorial_Paris (700x571, 311Kb)
4 апреля 2009 г. в Париже на площади генерала Катру был открыт памятник генералу Дюма работы скульптора Дрис Сан-Арсиде (fr:Driss Sans-Arcidet). Монумент называется Fers (кандалы, оковы) и представляет собой рабские оковы высотой более пяти метров и весом несколько тонн. Он стал первым в Европе памятником такого масштаба, посвященным периоду рабства. Композиция дополнена подсветкой, которая включается в тёмное время суток.

Pashkov_Vasilii_Aleksandrovich (549x700, 387Kb)
1764
Василий Александрович Пашков
генерал-майор и обер-егермейстер из рода Пашковых. Отец А.В.Пашкова, дед Н.В.Левашова. Происходил в 5-м колене от воеводы Афанасия Пашкова. Сын коллежского асессора Александра Ильича Пашкова (1734—1809) от брака его с дочерью известного богача и заводчика И.С.Мясникова — Дарьей Ивановной (1743—1808), доставившей своему мужу колоссальное богатство (она получила после отца 19000 душ крестьян и 4 богатейших завода). В конце XVIII века Александр Ильич унаследовал от своего троюродного брата обширное домовладение на Моховой улице — т. н. Пашков дом. Вслед за тем начал рядом строительство «второго Пашкова дома» (ныне журфак МГУ). Девяти лет от роду записан в лейб-гвардии Преображенский полк; будучи сержантом (с 12-го марта 1780 г.), он 23-го декабря 1786 г. перешел вахмистром в лейб-гвардии Конный полк, в котором 1-го января 1788 г. получил чин корнета, в следующем — подпоручика и в 1790 г. — поручика. В 1789 г. он в качестве волонтера участвовал в походе в Финляндию, а 17-го марта 1792 г. был назначен генеральс-адъютантом к гр. Салтыкову и уже в следующем, 1793 году (18-го февраля), был произведен в подполковники. В 1795 году, 17-го января, был назначен контролером в Счётную экспедицию Военной Коллегии, а 8-го ноября 1798 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. Пробыв не у дел 5 лет, он 16-го ноября 1803 г. снова был принят в службу членом Военной Коллегии, 12-го января 1806 г. перемещён был в генерал-аудиториат, а 4-го марта 1810 г. опять вышел в отставку. В следующем году был назначен 2-м егермейстером Двора Его Величества, 1-го июля 1817 г. — обер-гофмаршалом, а 12-го декабря 1819 г. — 2-м обер-егермейстером, каковое звание и носил до самой своей смерти.
MGU_Library,_Mokhovaya_st._01_by_shakko_(February,_2013) (525x700, 301Kb)
Усадьба Пашкова напротив Манежа (новое здание МГУ на Моховой)
31-го октября 1821 г. был назначен членом Государственного Совета, а 22-го января 1825 г. ему повелено было занять пост председателя в Департаменте законов; в этом звании он пробыл до 22-го декабря 1828 г., когда был уволен от всех занятий председателя, а 5-го апреля 1830 года получил орден святого Андрея Первозванного; 5-го января 1831 г. снова назначен на ту же должность; занимая её, он умер 2 января 1838 года, будучи членом учрежденных при Воспитательном Обществе благородных девиц и училища ордена святой Екатерины Советов; он погребён в Москве, в Новодевичьем монастыре. Супруга его Екатерина Александровна, урожденная графиня Толстая (24 января 1768—24 деабря 1835, погребена рядом с мужем), дочь ротмистра Конной гвардии графа Александра Петровича Толстого (1719—1792), женатого на Евдокии Львовне Измайловой (1731—1794), была родная сестра известного графа Петра Александровича, посла в Париже при Наполеоне, и не менее известного любимого Александром I обер-гофмаршала графа Николая Александровича. Благодаря близости ко двору, влиятельному родству и собственной энергии, Екатерина Александровна Пашкова пользовалась большим весом в обществе, с 9 февраля 1816 года была кавалерственнои дамой ордена св. Екатерины малого креста, 21 апреля 1828 года — назначена статс-дамой Её Величества и немало способствовала карьере своего мужа. Князь П.В.Долгоруков писал о ней, как о женщине «мужеподобной и заносчивой, которая была вкрадчивой с теми, кто мог быть ей полезен, и грубой со всеми остальными». Имели шесть детей: Александр Васильевич (1792—1868), генерал-майор; Татьяна Васильевна (1793—1875), статс-дама, с 1814 года жена князя И.В.Васильчикова (1777—1847); Евдокия Васильевна (1796—1868), кавалерственная дама ордена святой Екатерины 2-й степени и статс-дама; с 1824 года жена графа В.В.Левашова (1783—1848); Михаил Васильевич (1802—1863), генерал-лейтенант, женат на фрейлине Марии Трофимовне Барановой (1807—1887), дочери статс-дамы Ю.Ф.Барановой; Иван Васильевич (1805—1869); Елизавета Васильевна (1809—1890), с 1831 года замужем за министром юстиции Д.В.Дашковым.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку