-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108837
Комментариев: 6801
Написано: 117309


25 марта родились...

Суббота, 25 Марта 2017 г. 07:58 + в цитатник
Giuliano_de'_Medici_by_Sandro_Botticelli (472x700, 432Kb)
1453
Джулиано Медичи (итальянское мя - Giuliano de’ Medici)
второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано был убит во время заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции 26 апреля 1478 года. Он похоронен в капелле Медичи в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции рядом со своим братом Лоренцо. Незаконнорожденный сын Джулиано от Фьоретты Горини Джулио стал папой Климентом VII. Другая знаменитая возлюбленная Джулиано — Симонетта Веспуччи. Умер во Флоренции 26 апреля 1478 года.

1479
Василий III Иванович Третной
русский правитель, великий князь владимирский и московский (с 14 мая 1505), сын Ивана III Васильевича и Софии Палеолог. После смерти Ивана Молодого – сына Ивана III от его первого брака началась борьба за определение будущего престолонаследника. Победил Василий III. Он сумел стать соправителем отца. До смерти Ивана III, Василий считался великим князем новгородским, в 1502 получил от отца еще и великое княжение владимирское. В сентябре 1505 женился на дочери боярина Сабурова Соломонии, выбранной ему отцом из 1500 претенденток. 27 октября 1505, сразу после смерти отца, полноправно вступил на престол, получив по отцовскому завещанию великое княжение московское, право управление столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «царя всея Руси». Как и отец, Василий III продолжал политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти, в том числе – в отношении Литвы и Польши. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами – присоединение отдельных городов, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Западной Руси (сестра Василия Елена была выдана замуж за правителя Литвы и Польши Александра Ягеллончика, после его смерти новый правитель Сигизмунд начал притеснять свою русскую свойственницу). Успехи Василия и его сестры Елены, продолжавшей отстаивать интересы Москвы среди иноверцев, выразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей 1508, сохранившем за Москвой приобретения Ивана III в западных землях за Москвой. Последующие действия московского князя были обращены на сопредельные Великому княжеству литовскому земли. Так, в 1510 к Москве отошел Псков, его вече было уничтожено, вечевой колокол снят и увезен в Москву. В 1512 начался новый поход – на Смоленск, но он был безуспешным. Только в 1514 город сдался, но поляки не оставляли надежды отбить его снова. Война продолжалась с переменным успехом, одновременно велись дипломатические переговоры (посредником в них с 1517 выступал австрийский император Максимилиан через своего посла барона Сигизмунда Герберштейна), но лишь в 1520 было заключено перемирие на пять лет с оставлением Смоленска за Москвою.
25 марта 1479 года родился — Василий III,post-13108-13010311999 (700x344, 171Kb)
В годы, смоленской войны, Василию удалось прибрать к рукам земли Волоцка (1513) и Калуги (1518). В 1521 к Москве присоединились Рязанское и Угличское княжества, а в 1523 – Новгород-Северское. Складывание политической территории единого великорусского национального государства завершилось: «Василий III тем самым не только не унизил России, но возвысил оную» (Н.М.Карамзин). Это было тем более необходимо, что с южных границ совершались постоянные набеги крымских татар (1507, 1516–1518 и 1521), угрожавших целостности российской территории. Только в 1520–1521 татарское войско составляло свыше 20 тыс. воинов под предводительством воеводы Хабара Симского. Они сравнительно быстро продвинулись до Тулы и могли бы составить угрозу столице, если бы не были вовремя разбиты у Переяславля Рязанского. К нападениям на Москву побуждала и Литва, поэтому невоенные формы нормализации отношений (крымцев задаривали «поминками» хану, царевичам, мурзам) успеха не приносили. Сложными к началу 1520-х оставались отношения Москвы и с Казанью. Начиная с 1505, когда в Казани к власти пришел хан Мухаммед-Эмин, набеги казанских татар на Нижний Новгород регулярно продолжались. Политический переворот в Казанском ханстве 1521 (к власти пришел Сагиб-Гирей) также не изменил характера отношений, напротив – начались совместные набеги крымских и казанских татар на Москву. Поэтому Василий III в 1521 принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска), а одновременно – Большой засечной черты (1521–1523). Другим дипломатическим приемом Василия III было приглашение татарских царевичей на московскую службу; число таковых, получавших при этом обширные земли, быстро росло. В отношении более далеких стран правительство Василия III вело по возможности дружественную политику. Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии (в 1526 при приказу Василия III возобновились переговоры о вечном мире с литовцами и поляками, но ни одна из сторон не хотела поступиться Смоленском). Летописи свидетельствуют, что Василий III принимал также послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. В конце 1520-х начались сношения Московии с Францией; в 1533 прибыло посольство от индусского государя, султана Бабура. Торговые отношения связывали Москву с ганзейскими городами, Италией, Австрией.
25 марта 1479 года родился — Василий III,post-13108-130103119805 (700x419, 219Kb)
Собрав земли в единое царство, Василий III осторожно начал борьбу с родовитым боярством. К братьям, Юрию и Андрею, он относился недоверчиво, хотя и заключал с ними договоры. Однако братья имели свои дворы, своих служилых людей и военные отряды, от которых были зависимы находившиеся в положении «служебных» князей или княжат, сидевших в старинных вотчинах, еще более мелкие земельные собственники. Для укрепления единодержавия Василий III принял меры к обмену земель, выводя остатки удельных властвований в новые места. Результатом этой политики был быстрый рост поместного дворянского землевладения, расширение мер по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократии Одновременно уничтожались и пограничные укрепления, существовавшие в княжеских вотчинах, при этом с бояр и иной знати брали «поручные записи» в том, что они от него «не отъедут» (Василий III опасался роста княжеско-боярской оппозиции, о чем говорит казнь самого подозреваемого из них боярина Берсеня Беклемишева). «Советы» и «приговоры» с Боярской Думой имели в его время несколько формальный характер: все дела решались Василием III лично, в контакте с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал подьячий из тверских бояр дворецкий Иван Шигона. Время правления Василия III ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Законченный архитектурный облик приобрел Архангельский собор. На период правления Василия III и завершения политического складывания русского централизованного государства падает и полемика между «иосифлянами» и «нестяжателями», оказавшая существенное влияние на развитие церковной мысли и книжности. Несмотря на доказанную личную близость Василия III вождю «нестяжателей» Вассиану Косому, верх в их полемике одержали иосифляне. Василий активно использовал авторитет Иосифа Волоцкого и его идеи для обоснования божественного происхождения своих предков, якобы ведущих родословную от римских императоров. Особенную милость среди иосифлян Василий III оказал митрополиту Даниилу, оказавшему царю и великому князю существенную услугу при разводе. Поводом к разводу был бездетный брак с Соломонией Сабуровой. Несмотря на протесты церковных иерархов, Василий III добился развода, настоял на пострижении Соломонии в монахини и ее высылке в Каргопольский женский монастырь. Сам же царь женился повторно – на Елене Васильевне Глинской, дочери польского князя. От этого брака родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный Юрий. По рассказам современников, Василий III был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем времени в народной поэзии. Скончался он от злокачественного нарыва 13 декабря 1533 года, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Московское княжение было передано им 3-летнему сыну Ивану, регентшей назначена Е.В.Глинская. Погребен в Архангельском соборе в Москве.

 (605x698, 55Kb)
1490
Франческо Мария I делла Ровере (итальянское имя - Francesco Maria I della Rovere)
четвёртый герцог Урбино (первый из рода делла Ровере), полководец, участник Итальянских войн. Франческо Мария I родился в Сенигалье — родовом владении делла Ровере (восток Италии). В декабре 1502 г. Франческо и его мать (отец к тому времени скончался) были изгнаны из города войсками Чезаре Борджиа. Беглецы нашли приют у дяди Франческо Мария, Гвидобальдо да Монтефельтро, властителя Урбино, который и сам находился в изгнании, пострадав всё от того же Чезаре. Но уже через полгода семья Монтефельтро вернулась на урбинский трон, а вскоре бездетный Гвидобальдо усыновил Франческо Мария, сделав его своим наследником (Prefettino). Спустя четыре года Франческо Мария делла Ровере стал герцогом Урбинским. B 1509 г. дядя Франческо Мария по отцу папа римский Юлий II назначил племянника гонфалоньером церкви. В этом качестве он участвовал в войне Камбрейской лиги, где папская армия противостояла войскам Франции и Феррары. B 1510 г. объединённые папские и венецианские силы под командованием делла Ровере взяли Модену и подошли к столице Феррарского герцогства, но затем удачный ход кампании поменялся — в мае 1511 года французская армия Джанджакомо Тривульци с налёта захватила Болонью, находившуюся под властью Юлия II. Наместник папы кардинал Алидози бежал, не предупредив о приближении французов Франческо Мария. Папские войска вынужденно отступили в Романью. В Равенне обозлённый делла Ровере лично убил Алидози (что впоследствии сослужило ему дурную службу). 11 апреля 1512 г. Франческо Мария сражался против французов при Равенне, где ни одна из сторон не смогла добиться решающего успеха. Через некоторое время обескровленная французская армия вернулась на родину. B 1513 году умер покровитель Франческо Мария — папа Юлий.
25 марта 1490 года родился — Франческо Мария делла Ровереpost-13108-130103124837 (700x345, 290Kb)
Новым понтификом стал Джованни Медичи, принявший имя Льва X. После окончания войны с Францией папа решил расширить семейные владения и конфисковать герцогство Урбино в пользу своего племянника Лоренцо. Предлогом послужило убийство кардинала, совершённое Франческо Мария пять лет назад. Летом 1516 г. войска папы перешли границы Урбино и, разбив солдат герцога, заняли его столицу. Франческо Мария с женой и мачехой бежал в Мантую. Но Франческо не смирился с потерей герцогства. В январе 1517 г. он навербовал армию, одержал несколько побед над отрядами папских кондотьеров и триумфально вступил в Урбино. Войска, вновь посланные Львом X против Франческо Мария, также потерпели поражение. Однако нехватка средств не позволила герцогу продолжать войну. В сентябре 1517 г. был заключён мирный договор между ним и папой, по которому Франческо Мария мог свободно выехать в Мантую. Окончательно вернуть Урбино он смог лишь после смерти Льва X (1521). В очередной итальянской войне герцог Урбинский командовал венецианскими войсками, в следующей — войсками Святого Престола, оба раза без особого успеха. Умер Франческо Мария в Пезаро 20 октября 1538 года; как считается, он был отравлен. Существуют два портрета Франческо Мария I делла Ровере, написанные великими итальянскими хужожниками эпохи Возрождения — кисти Рафаэля (1504 г.), изображающий четырнадцатилетнего юношу, наследника урбинского престола, и более известный, работы Тициана (около 1536 г.), на котором Франческо Мария — уже взрослый человек, облачённый в военный доспех. По заказу делла Ровере Тициан написал одну из обессмертивших его работ — «Венеру Урбинскую». Франческо Мария I является одним из персонажей трактата Бальдассаре Кастильоне «О Придворном», в котором описан урбинский двор герцога Гвидобальдо. Также некоторые исследователи полагают, что «Убийство Гонзаго» — пьеса, упоминаемая в «Гамлете» Шекспира — была художественной обработкой событий, связанных со смертью Франческо Мария I делла Ровере. Литература: Паоло Джовио, «История моего времени» (Delle istorie dei suoi tempi); Франческо Гвиччардини, «История Италии» (на итальянском языке.) (Storia d'Italia); Людвиг фон Пастор, «История пап с конца Средневековья» (на английском языке) (The history of the popes, from the close of the Middle Ages).

 (624x699, 178Kb)
1495
Леонгард Памингер (Leonhard Paminger)
австрийский композитор. Родился в Ашах-ан-дер-Донау. После обучения в Вене поселился в Пассау в 1513 году в качестве преподавателя (позднее ректора) в школе Святого Николая, но впоследствии, в 1558, был вынужден отказаться от своей должности, по причине своих протестантских убеждений. Друг Лютера и Меланктона, он пишет спорные религиозные брошюры, а также сбор песнопений (посмертно опубликованные), призванные обеспечить музыкой лютеранские церкви в течение всего года. Их стиль варьируется от простого до богатого подражательного. Умер в Пассау 3 мая 1567 года.

Guillaume_Postel (482x700, 406Kb)
1510
Гийом Постель (французское имя - Guillaume Postel)
французский философ-мистик и гуманист XVI века, «эрудит-утопист», как назвал его Умберто Эко. Получил известность как комментатор и переводчик книг по каббале, а также как создатель универсальной теократической концепции. Гийому Постелю принадлежит первый перевод на латинский язык Протоевангелия Иакова, а также одна из ранних карт мира (куда Постель включил и земной Рай). Родился в Барантоне, Нормандия. Выходец из бедной семьи, Постель сумел устроиться слугой ректора парижского коллежа Сент-Барб и самостоятельно изучил латынь, греческий и древнееврейский языки. Благодаря его образованности и по ходатайству Маргариты Наваррской король Франциск I включил его в состав свиты первого посланника Франции в Константинополе Жана де Лафоре (1535—1537). Здесь Постель выучил арабский язык и загорелся идеей обратить мусульман в христианство. Из поездки Постель привёз несколько ценных арабских манускриптов и составленный им труд под названием «Linguarum duodecim characteribus differentium alphabetum» (1538; алфавит двенадцати языков, включая арабский). В 1539 был назначен профессором Коллежа Трёх Языков (предшественник Коллеж де Франс). В ходе следующей поездки (в Италию) Постель познакомился с Игнатием Лойолой (1544), стал членом ордена иезуитов, но впоследствии был исключён из него. В 1547—1549 годах находился в Венеции, где служил капелланом госпиталя святых Иоанна и Павла и цензором книг на иврите. Здесь же он стал исповедником ясновидящей матери Иоанны, которая оказала большое влияние на формирование его взглядов. После кончины Иоанны он счёл её Венецианской Девой, продолжившей дело Орлеанской Девы — Жанны д’Арк и воплощением Души мира.
Guillaume_Postel_-_Thevet (577x700, 545Kb)
В 1551 или 1552 году Постель объявил себя претерпевшим трансмутацию первенцем Венецианской Девы и выразил готовность продемонстрировать своё бессмертие на костре. В 1549 году Постель снова отправился на Восток, затем некоторое время преподавал в Париже. Однако недовольный его взглядами Генрих II заставил философа бросить преподавание; Постель скитается по Европе (Швейцария, Австрия), снова едет в Венецию, узнав, что его сочинения собираются занести в Индекс запрещённых книг. Подозревая Постеля в ереси, инквизиция вначале пыталась принудить его к отречению, но в 1555 году признала его безумцем (с формулировкой non malus sed amens) и подвергла тюремному заключению. Около 1562 года он вернулся в Париж. Умер 6 сентября 1581 года в парижском аббатстве Сен-Мартен-де-Шан, где находился в фактическом заточении (ныне в этом сооружении находится Музей искусств и ремёсел). Наследие Постеля обширно и разнообразно; стиль его сочинений, соединяющих в себе научные выкладки с мифопоэтическими и откровенно визионерскими, чрезвычайно затемнён. Среди написанных им книг — труды в области истории, географии, филологии, религии. Несомненный интерес представляет его трактат «О государстве турок» («La République des Turcs», 1540; расширенное издание — 1560), где содержится апология Османской империи времён Сулеймана I. Книга «Сокровище Вселенских Пророчеств» («Le thrésor des Prophéties de l’Univers», возможно, впервые издана в 1552) во многом предвосхищает «Центурии» Нострадамуса. В 1566 году вышла подписанная именем секретаря Постеля книга «Чудо в Лане» («Le Miracle de Laon»), где изложен имевший место в XVI веке в городе Лан случай изгнания дьявола через таинство Евхаристии.
De_La_Republique_des_Turcs_Guillaume_Postel_Poitiers_1560 (700x596, 514Kb)
Титульный лист «La République des Turcs» (издание 1560 года, Пуатье).
Постель является переводчиком на латинский язык двух книг по каббале: «Зогар» (два перевода, выполненные с интервалом в 15 лет) и «Сефер Йецира». Главное сочинение Постеля — трактат «О вселенском согласии» («De orbis terrae concordia»), опубликованный в 1543 году в Базеле. Здесь излагается отчасти навеянная Жаном Боденом теория всемирной монархии, которую Постель считал вполне осуществимой в не слишком отдалённом будущем. По мнению Постеля, надлежит преодолеть разобщенность и отсутствие взаимопонимания между народами, порожденное вавилонским столпотворением; выход — в выявлении и всеобщем изучении материнского праязыка. Таким языком Постель считал древнееврейский — язык Адама и Евы. Доктрина Постеля носит националистический характер, так как собирание народов под эгидой древнееврейского языка должен осуществить, по его мнению, французский монарх. Свою позицию философ основывал на лингвистической аргументации: gallus по-древнееврейски — победивший воды"; следовательно, именно галлы и их глава суть истинные потомки ветхозаветного Ноя, спасшего человечество от Всемирного потопа. Влияние идей Постеля ощущается в насыщенной герметизмом поэзии Ги Лёфевра де ла Бодри, а также в трудах алхимика и астролога Блеза де Виженера.

Andreae-ja4 (577x700, 191Kb)
1528
Якоб Андреэ (немецкое имя - Jakob Andreä)
немецкий лютеранский теолог, один из авторов «Формулы Согласия». Родился в Вайблингене, Вюртемберг. С 1541 года изучал теологию в университете Тюбингена. Впоследствии Андреэ стал профессором богословия в университете Тюбингена (1562) и пробстом церкви Святого Георгия. Активно принимал участие во внутрипротестантской полемике и особенно в принятии общей декларации веры между партиями гнесиолютеран и меланхтонистов. В 1573 году с помощью Мартина Крусиуса попытался вступить в письменное общение с патриархом Константинпольским Иеремией II с целью налаживания контактов между Лютеранской и Православным Церквями, однако эта попытка была отвергнута Патриархом. Андреэ был среди богословов, подписавшим в 1577 году «Формулу Согласия». В 1580 году вместе с Мартином Хемницем составил «Книгу Согласия». Умер в Тюбингене 7 января 1590 года. В последние годы своей жизни Андреэ много путешествовал по Богемии и Германии, работая над вопросом консолидации реформаторских общин. Встречался с пасторами, магистратами и князьями. Он был автором больше чем 150 работ, большая часть из которых направлена против кальвинистского вероучения. Был дважды женат. От первого брака с Анной Энтрингер имел 20 детей. После смерти первой жены в 1582 году, женился во второй раз — на вдове Регине Райтер, которая пережила его на 2 года. Публикации на русском языке: Жизнь Якова Андреэ, доктора теологии, описанная им самим с большой достоверностью и искренностью вплоть до 1562 г. от Рождества Христова// Память детства: Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего Нового времени (III—XVI вв.)/ Под редакцитей В.Г.Безрогова. Москва: Издательство УРАО, 2001; Яков Андреэ, Давид Хитройс, Мартин Хемниц. Формула Согласия. Перев. Константин Комаров. Фонд «Лютеранское Наследие», 1996.

1532
Пьетро Понтио (итальянское имя - Pietro Pontio)
итальянский композитор и теоретик. Родился в Парме. Он был капельмейстером в Сант-Мария Маджоре в Бергамо (1565-1567), Мадонна делла Стекката в Парме (1567-1569, с 1582) и Миланском соборе (1577-1582). Его трактаты, Реджинаменто (1588) и Диалог (1595), свидетельствуют о его заботе о хорошем контрапункте и текстовым ясностям. Он также опубликовал 11 книг духовной музыки (1580-1595). Умер в Парме 27 декабря 1595 года.

Francesco_I_de_Medici (537x700, 398Kb)
1541
Франческо I Медичи (итальянское имя - Francesco I de Medici)
великий герцог Тосканы с 1574 года. Родился во Флоренции, был старшим сыном Козимо I, великого герцога Тосканы и его жены Элеоноры Толедской. В 1564 году его отец сложил с себя власть и назначил Франческо регентом. 18 декабря 1565 года Франческо женился на Иоанне Австрийской, младшей дочери императора Фердинанда I. Их брак оказался несчастливым. Франческо игнорировал болезненную, меланхолическую Иоанну, к которой, вдобавок, с неприязнью относились подданные из-за её австрийского происхождения. За 12 лет брака Иоанна родила 8 детей и скончалась в возрасте 31 года. Спустя три месяца после смерти жены, 5 июня 1578 года Франческо тайно обвенчался со своей давней любовницей Бьянкой Каппелло. 12 октября состоялось торжественное публичное бракосочетание. У них не было детей, но Франческо узаконил Виргинию, дочь Бьянки от первого брака и сына Антонио (который в действительности не являлся сыном Бьянки; 1576—1621). Бьянка вызывала ненависть у горожан и заслужила прозвище «Колдунья», раздавались обвинения в том, что пара убила Иоанну Австрийскую.
25 марта 1541 года родился — Франческо I post-13108-130103128949 (700x352, 268Kb)
Подобно своему отцу, Франческо часто был деспотичен; но в то время как Козимо поддерживал видимость независимости Флоренции, Франческо чаще выступал в роли вассала своего тестя, а затем деверя — императоров Священной Римской империи. Он повышал налоги, часть которых текла Габсбургом. Суровость мер делала его непопулярным в народе. Франческо и Бьянка умерли в один день, 17 октября 1587 года во время встречи с братом и наследником Франческо, Фердинандо в загородном доме Поджо-а-Кайано. Современники говорили об отравлении, хотя доктора поставили диагноз малярия. Современные исследования показали, что оба были отравлены мышьяком. Останки Франческо упокоились в семейном склепе в базилике Сан-Лоренцо, место захоронения Бьянки неизвестно. Их внутренности, извлеченные при бальзамировании, были погребены отдельно — в церкви города Бонисталло, неподалеку от виллы, где наступила смерть. Тосканский герцогский престол унаследовал брат Франческо — Фердинандо I, который является одним из первых подозреваемых в отравлении Франческо. Франческо, как и все Медичи, покровительствовал искусствам — учредил Академию делла Круска с целью очищения итальянского языка и создания его грамматики и основал Театр Медичи. Но особенно его интересовали естественные науки, к которым он питал пылкую страсть. Он занимался химией и алхимией. В Палаццо Веккио он отвел под них особую комнату — Студиоло Франческо Первого, где он проводил множество часов. Это была личная лаборатория и одновременно кунсткамера, где были собраны различные курьезы, а также минералогические образцы. Интерес великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора и керамики — фарфор Медичи (впрочем, они расцвели лишь после его смерти). Кроме того, с именем Франческо связано создание знаменитого музея Уффици — здания начали строить в качестве административных при его отце, а Франческо в 1575 году приказал удалить оттуда административные заведения и перенести в Уффици самые ценные предметы из семейной коллекции, разбросанной по дворцам и виллам. В первом браке имел потомство: Элеонора (1566−1611), супруга Винченцо I Гонзага, мать будущей императрицы Элеаноры Гонзага; Ромола (1568); Анна (1569−1584); Изабелла (1571−1572); Лукреция (1572−1574); Мария (1573−1642), королева Франции, супруга Генриха IV; Филипп (1577−1582); некрещеный ребенок (1578). Единственный сын Иоанны и Франческо, Филипп, умер в возрасте пяти лет, дочери также не отличались здоровьем, большинство из них умерло в младенчестве. Во втором браке узаконил Антонио Медичи (1576—1621), младенца, которого его любовница Бьянка Капелло выдавала за их общего ребёнка. Тем не менее, другими членами семьи Антонио считался бастардом или вообще чужим, и обеспечить престолонаследия Бьянке за ним не удалось. Награды: Орден СвятогоСтефана.JPG — Орден Святого Стефана Папы и Мученика; Орден Золотого руна. В искусстве: Большинство произведений, где фигурирует Франческо, связаны с его отношениями с Бьянкой Капелло.

Hanstheyounger (403x700, 398Kb)
1545
Ганс II Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургский или Ганс Младший (датское имя - Hans den yngre; немецкое имя - Johann II)
первый герцог Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургский. «Младшим» его называют для отличия от дяди, тоже Ганса, который правил герцогством Шлезвиг-Гольштейн-Хадерслев. Родился в Хадерслеве, был четвёртым сыном датского короля Кристиана III и его супруги Доротеи Саксен-Лауэнбургской. После того, как Ганс-Старший скончался, не имея наследников, и его герцогство было разделено между герцогом Адольфом и королём Фредериком II, то Фредерик II передал полученную часть герцогства своему младшему брату Гансу II. Столицей нового герцогства стал Зондербург (современный датский Сённерборг), и потому новую герцогскую линию стали называть Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург. Ганс II принимал активное участие в политической жизни Дании — к примеру, поддерживая свою невестку-королеву пока король Кристиан IV был несовершеннолетним. Существовали планы развода Ганса со второй женой и женитьбы на вдовствующей королеве. Ганс II скончался в Глюксбурге 9 октября 1622 года. Ганс II был женат дважды. В первый раз он женился в Кольдинге 19 августа 1568 года на Елизавете фон Брауншвейг-Грубенхаген. У них было 14 детей: Доротея (9 октября 1569 — 5 июля 1593), которая 23 ноября 1589 года вышла замуж за герцога Фредерика IV Лигницкого; Кристиан (24 октября 1570 — 4 июня 1633), герцог Шлезвиг-Гольштейн-Эрё; Эрнст (17 января 1572 — 26 октября 1596); герцог Александр Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургский (20 января 1573 — 13 мая 1627); Август (26 июля 1574 — 26 октября 1596); Мария (22 августа 1575 — 6 декабря 1640), аббатиса Итцехо; герцог Иоганн Адольф Шлезвиг-Гольштейн-Нордборгский (17 сентября 1576 — 21 февраля 1624); Анна (7 октября 1577 — 30 января 1616), которая 31 мая 1601 года вышла замуж за герцога Богуслава XIII Померанского; София (30 мая 1579 — 3 июня 1618), которая 8 марта 1607 года вышла замуж за герцога Филиппа II фон Померания-Штеттин; Елизавета (24 сентября 1580 — 21 декабря 1653), которая 19 февраля 1615 года вышла замуж за герцога Богуслава XIV Померанского; герцог Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Нордборгский (26 октября 1581 — 22 июля 1658); герцог Филипп Шлезвиг-Гольштейн-Глюксбургский (15 марта 1584 — 27 сентября 1663); Альбрехт (16 апреля 1585 — 30 апреля 1613); Маргарита (24 февраля 1583 — 10 апреля 1638), которая 27 февраля 1603 года вышла замуж за Иоганна II Нассау-Зигенского. Во второй раз он женился 14 февраля 1588 года на княжне Агнессе Гедвиге Ангальтской, и у них было 9 детей: Элеонора (4 апреля 1590 — 13 апреля 1669); Анна Сабина (7 марта 1593 — 18 июля 1659), которая 1 января 1618 года вышла замуж за герцога Юлиуса Фридриха Вюртембергского; Иоганн Георг (9 февраля 1594 — 25 января 1613); герцог Иоахим Эрнст I Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Плёнский (29 августа 1595 — 5 октября 1671); Доротея Сибилла (13 июля 1597 — 21 августа 1597); Доротея Мария (23 июля 1599 — 27 марта 1600); Бернгард (12 апреля 1601 — 26 апреля 1601); Элеонора София (24 февраля 1603 — 5 января 1675), которая 28 февраля 1624 года вышла замуж за князя Кристиана II Ангальт-Бернбургского; Агнесса Магдалена (17 ноября 1604 — 17 мая 1607).

obrecht_2_middle (542x700, 316Kb)
1547
Георг Обрехт (немецкое имя - Georg Obrecht)
немецкий правовед и экономист, педагог, доктор обоих прав, профессор права. Один из создателей доктрины камерализма. Родился в Страсбурге, в семье адвоката. С 1565 изучал философию и право в Тюбингене. В 1570 году переехал во Францию, где продолжил учебу в Безансоне, Доле и Орлеане. Из-за преследований, последовавших после Варфоломеевской ночи, бежал из Франции, потеряв при этом собранную уникальную библиотеку. Намеревался поступить на воинскую службу, но тяга к науке заставила его вернуться к научной деятельности. В Базельском университете в 1574 году получил степень доктора обоих прав. В Страсбурге стал профессором права и работал в университете до конца жизни. В 1577 стал каноником, в 1589 — священником, в 1595 стал ректором, а через 3 года — городским адвокатом Страсбурга и советником городских властей. В 1604 году император Рудольф II пожаловал ему дворянский титул, подтвержденный пять лет спустя причислением к графам Курпфальца. Используя новые тогда научные методы дидактики, воспитал многих учеников. Научные интересы Обрехта были сосредоточены на гражданском праве, истории римского и феодального права. Упор при этом ставил на экономических вопросах. Его ранние работы включают «Oeconomica tit. C et D de trasactionibus» (издана в 1579 г.); «Methodica tractatio tit. C. et D de acquir. poss. etc.» (издана в 1580), которую Карл фон Савиньи упоминается в своих трудах, как очень полезную работу. Кроме того, Георг Обрехт написал несколько других трактатов, таких как «Disputationes» (издан в 1604), «Tractatus feudalis» (1606), «Exercitium juris practicum etc.» (1585), «Exercitium juris antiqui ad intellectum l. un. C. de pedaneis judicibus», посвященный позднему римскому судебному процессу.
Obrecht_Georg_Secreta_Politica_1617 (534x700, 380Kb)
Титульный лист книги Георга Обрехта «Fünff Vnderschiedliche Secreta Politica». 1617.
Его основные работы включают также консультации по финансированию войны с Османской империей, написанные по приказу императора Рудольфа II. Кроме того, им написаны трактаты по вопросам гражданского права, истории римского права и феодального права. Экономические сочинения были собраны его сыном и опубликованы в 1617 году в Страсбурге, с длинным названием: «Fünff underschiedliche secreta politica von Anstellung, Erhaltung und Vermehrung guter Policey und von billicher, rechtmäßiger und nothwendiger Erhöhung eines jeden Regenten jährlichen Gefällen und Einkommen. Allen hohen und niederen Obrigkeiten besonders des Heyligen Römischen Reichs Ständen in diesen letzten und hochbetrengten Zeiten zum besten gestellt». Обрехт является одним из главных ранних представителей камерализма и предшественником статистической экономики, продолженной позже с Уильямом Петти и Давидом Рикардо. Умер в Страсбурге 7 июня 1612 года.

Brébuef-jesuits04jesuuoft (434x700, 189Kb)
1593
Святой Жан де Бребёф (французское имя - Jean de Brébeuf), Иоанн де Бребёф)
католический святой, священник-иезуит, мученик. Считается небесным покровителем Канады. Жан де Бребёф родился в небольшом нормандском городке Конде-сюр-Вир. В 1617 году он поступил в новициат ордена иезуитов в Руане. Через 5 лет стал священником, а ещё через 4 года, в 1626 году был отправлен в Новую Францию, как называлась часть современной Канады, контролируемая французами. Целью Жана была миссия среди индейского племени гуронов. Он поселился в индейском селении на берегах озера Гурон, выучил язык гуронов, изучал обычаи и традиции индейцев. Этнографические записи Жана де Бребёфа, а также составленный им словарь языка гуронов имеют громадную ценность. Миссионерская деятельность была приостановлена после захвата Квебека англичанами, однако после отвоевания Квебека французами в 1634 году Жан продолжил миссию в Гуронии, созданном французами дружественном государстве индейцев. Наряду с добрым приёмом Жану приходилось сталкиваться и с враждебностью индейцев, которая привела к тому, что в 1641 году он вынужден был уехать в г. Квебек. Однако в 1644 году Жан в третий раз поехал в Гуронию, движимый состраданием к гуронам, которые терпели поражения в войне против ирокезов, поддерживаемых англичанами и жестоко ими истреблялись. 16 марта 1649 году форт Сент-Игнас, где находился в то время Жан де Бребёф, был штурмом взят ирокезами. Святой вместе со своим товарищем, также священником-иезуитом Габриелем Лалеманом претерпел мученическую смерть после долгих и ужасных пыток. Святой Жан де Бребёф был провозглашён небесным покровителем Квебека и всей Канады. Причислен к лику святых в 1930 году в группе канадских мучеников. Память в Католической церкви — 19 октября. Источники: Католическая энциклопедия. Том 1. — Москва: Издательство Францисканцев, 2002. — ISBN 5-89208-037-4

Johannes_Körnlein_-_portrait_of_Maria_Tesselschade_Visscher (556x700, 496Kb)
1594
Мария Тесселхаде Виссхер (нидерландское имя - Maria Tesselschade Roemers Visscher)
нидерландская поэтесса, переводчица и гравировщица. Была дочерью Румера Виссхера. Имя Тесселхаде получила в честь острова Тексел, около которого осенью 1593 года её отец потерял своё торговое судно. Вместе с сестрой Анной Виссхер они были единственными женщинами, входившими в кружок интеллектуалов Мёйдена. По воспоминаниям современников, отличалась красотой и талантом, которым превосходила сестру. Одним из первых её поклонников был поэт Гербранд Адрианс Бредеро, посвятивший ей драму «Lucelle» (1616). В 1623 году вышла замуж за морского офицера Алларда Кромблаха. В 1634 году потеряла свою девятилетнюю дочь, на следующий день, 28 мая, мужа, а в 1647 году — младшую дочь. Скончалась, как считается — от горя 20 июня 1649 года. Выполнила перевод на голландский язык «Gerusalemme liberata» Торквато Тассо, который был неполным и к настоящему времени почти утрачен. Свои стихотворения писала в том числе на французском и итальянском языках. Наиболее известной поэмой её авторства является «Onderscheyt tusschen een wilde en een tamme zanghster». Собрания её стихотворений издавались в 1852 и 1918 годах.

 (699x661, 100Kb)
1611
Эвлия Челеби (османское имя - اوليا چلبى; турецкое имя - Evliya Çelebi)
знаменитый турецкий путешественник, более сорока лет путешествовавший по территории Османской империи и сопредельных государств. Родился в Стамбуле, в семье османского придворного ювелира Дервиша Мехмеда Зилли и абхазской матери, получил превосходное образование. Весьма возможно, что присоединился к суфийскому ордену Гюльшени, что следует из изучения его дома в Каире и граффити, в котором его имя написано как «Evliya-yı Gülşenî» (Эвлия из Гюльшени). После первого путешествия по Стамбулу и составления заметок о зданиях, рынках, обычаев и культуре, он в 1640 году отправился в первое путешествие за пределы города. Все его заметки о путешествиях были собраны в десятитомную книгу Сейяхатнаме (Книга путешествий). Несмотря на то, что в книге много преувеличений, эти записки являются достоверным описанием культурных аспектов и стиля жизни Османской империи XVII века. Сначала Челеби проезжает по территории Османской империи, затем посещает Северный Кавказ, а после европейские страны — Австрию и Венгрию. В 1665 году он прибывает в Крым, где знакомится с крымским ханом Мехмедом IV Гераем (1641—1644, 1654—1666). Эвлия Челеби со свитой хана приехал в крепость Ор-Капы (Or Qapı, Перекоп), откуда и начал свое путешествие по Крыму (1666—1667 годы).Он указывал, что в 1660 году крымские татары имели северную границу у крепости Ор-Капы, степь тоже принадлежала хану, но там кочевали ногайцы: адиль, шайдак, ормит. Они платили подать за выпас стад и доставляли в Крым масло, мёд, рогатый скот, овец, ягнят и ясыр. Покинув Крым, через земли донских казаков он поднялся вверх по Волге и якобы дошёл до Казани (описание Казани носит фантастический характер, Эвлия явно там сам не побывал. По стилю автора очень легко понять, видел ли он тот или иной город воочию). Следующее путешествие Эвлия Челеби совершил во Фракию, Македонию, на остров Крит. После совершения хаджа — паломничества в Мекку — Эвлия Челеби отправился в Египет. Точная дата смерти неизвестна, предположительно умер Эвлия Челеби в Каире в 1682 году. Труд Эвлии имеет огромную ценность и как источник по истории, географии, лингвистике, архитектуре и по множеству иных вопросов, как османских земель, так и соседей Османской империи. Исследователи сразу (первый исследователь и публикатор — австриец Йозеф фон Хаммер, середина XIX века) оценили богатство и уровень репрезентативности Книги путешествия, источник постоянно исследуется, и до сих пор имеет огромный потенциал для исследователей. В популярной культуре: İstanbul Kanatlarımın Altında (Стамбул под моими крыльями, 1996) — фильм о жизни Хезарфена Ахмета Челеби, его брата Лагари Хасана Челеби и османского общества в начале XVII века, во время правления султана Мурада IV, основанный на описаниях Эвлии Челеби. Переводы на русский язык: Эвлия Челеби. Книга путешествия: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века): Перевод и комментарии. Выпуск 1: Земли Молдавии и Украины / Институт востоковедения Академии Наук СССР. — Москва: Институт Восточной Литературы, 1961. — (Памятники литературы народов Востока. Переводы. VI). (в переводе); Эвлия Челеби. Книга путешествия: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века): Перевод и комментарии. Выпуск 2: Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья / Составитель и ответственный редактор А.Д.Желтяков; Предисловие А.П.Григорьева; Примечания и комментарии А.П.Григорьева и А.Д.Желтякова. Институт востоковедения Академии Наук СССР. — Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1979. — (Памятники литературы народов Востока. Переводы. VI). — 5 000 экземпляров (в переводе); Эвлия Челеби. Книга путешествия: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века): Перевод и комментарии. Выпуск 3: Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана / Составитель и ответственный редактор А.Д.Желтяков; Примечания и комментарии А.Желтякова, М.Залумяна и Г.Путуридзе. Институт востоковедения Академии Наук СССР. — Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — 376 страниц. — (Памятники литературы народов Востока. Переводы. VI). — 5 000 экземпляров (в переводе); Эвлия Челеби. Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.). — Симферополь: Таврия, 1996; Эвлия Челеби. Книга путешествий. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.).. — Симферополь: Дар, 1999; Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). / Вступит. статья, перевод с османского языка, комментарии Е.В.Бахревского.. — Издание 2-е. — Симферополь: ДОЛЯ, 2008. Переводы на армянский язык: Эвлия Челеби. Книга путешествия. Перевод с оригинала, предисловие и примечания А.X.Сафрастяна. Ереван, 1967 (на армянском языке; резюме — на русском и английском языках). Переводы на грузинский язык: Эвлия Челеби. «Книга путешествия» Эвлии Челеби. Том 2. Перевёл с турецкого, исследованием и комментарием снабдил Г.В.Путуридзе. Выпуск 1. Грузинский перевод. Тбилиси, 1971; Выпуск 2. Исследование и комментарии. Тбилиси, 1972 (на грузинском языке). Литература: Гарбузова В.С. Эвлия Челеби о стамбульских ювелирах XVII в. / Перевод В.С.Гарбузовой // Государственный Эрмитаж. Труды отдела истории культуры и искусства Востока. Том III. — Ленинград, 1940; Григорьев А.П., Художественные образы и средства "Шахнаме" в "Книге путешествия" Эвлии Челеби, в сборнике: Вопросы философии стран Азии и Африки, выпуск 2, Ленинград, 1973; Evliya Çelebi. Hayati, sanati, eserleri, Ist., 1954; Necatigil ., Edebiya-tin-iizda isimler sözlügü, 7 bs, 1st, 1972.

Juan_Carreno_de_Miranda_portrait (602x700, 326Kb)
1614
Хуан Корреньо де Миранда (испанское имя - Juan Carreño de Miranda)
испанский живописец. Родился в Миранда де Авилесе. Представитель мадридской школы 2-й половины XVII в. Происходил из знатной арагонской семьи, юношей переехал в Мадрид, где учился рисунку у П. де Куэваса, живописи у Б.Романа. Сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка. Работал в Мадриде и Толедо, Эскориале, с 1669 — придворный художник, с 1671 — личный живописец короля Карла II. Писал фрески, картины на религиозные сюжеты и портреты. Начало творческой деятельности связано с росписями в церквах, монастырях и дворцах Мадрида, Толедо, Эскориала (выполнены иногда совместно с Ф.Риси). В Мадриде это — коллегия Марии де Арагон, монастырь дель Росарио, зал Зеркал в Алькасаре (1659); в соборе Толедо — капелла Саграрио (1663—1670); в Эскориале — королевские апартаменты (1674). В многочисленных картинах на религиозные сюжеты проявил незаурядное живописное мастерство: Кающаяся Магдалина (1654), Святой Себастьян, Мадонна и святая Анна, Пир Ирода (все — Мадрид, Прадо), Апостол Сантьяго в битве при Клавихо (1660, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Основание ордена тринитариев (1666, Париж, Лувр), Непорочное зачатие (1670, Нью-Йорк, Испанское общество в США). Наиболее известен своими придворными портретами, в которых стремился приблизиться к образам Веласкеса, отчасти Ван Дейка (светски утонченный портрет аристократа Герцог де Пастрана, между 1655 и 1670, Мадрид, Прадо). В парадных изображениях Карла II, представленного в традиционных позах, чаще всего во весь рост в сумрачных покоях Алькасара, художник пытался придать величие и благообразие лицу монарха и его хилой фигуре, облаченной то в строгий придворный костюм (Мадрид, Прадо), то в воинские доспехи (Толедо, Дом-музей Эль Греко). Используя опыт Веласкеса, он насыщает портреты изысканной гаммой черных и серебристо-белых тонов (Вдовствующая королева Марианна Австрийская, 1673, Мадрид, Прадо; варианты Мюнхен, Старая пинакотека; Мадрид, Академия Сан Фернандо; Бильбао, Музей изящных искусств) или сиянием красок придворного костюма (Маркиза Санта Крус, 1665, частное собрание; Графиня Монтерей, 1665, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано). Внешний характер изображения сказался в обращении художника к моделям, сходным с моделями Веласкеса (шут Франсиско Басан, девочка-великанша Эухениа Мартинес Вальехо, запечатленная дважды в узорчатом платье и обнаженной, с венком на голове, в виде Вакха; все — Мадрид, Прадо). Иная и самостоятельная задача была убедительно решена живописцем при создании необычного, но исполненного живой выразительности образа чужеземца — русского боярина Петра Ивановича Потемкина, посла царя Алексея Михайловича (1667, Мадрид, Прадо). Умер в Мадриде 3 октября 1685 года. Галерея: Королева Марианна Австрийская во вдовьем облачении, 1669, Прадо; Портрет карлицы Евгении Мартинес Валехо, Прадо; Победа святого Иакова над неверными, Будапешт; Портрет Карлоса II. Литература: Angulo Iñiguez D., Pérez Sánchez A.E. Historia de la pintura española. Escuela madrilena del segundo tercio del Siglo XVII. Madrid, 1983.

Heinrich_von_Cocceji (438x700, 357Kb)
1644
Генрих Кокцеи (немецкое имя - Heinrich von Cocceji)
немецкий юрист. Барон. Родился в Бремене, в семье писца Генриха Коха и Люсии Ольденбург, сестры Генри Ольденбурга. Изучал право в Лейденском университете и в Оксфордском университете. С 1672 профессор в Гейдельберге, с 1688 — в Утрехте, с 1690 нотариус юридического факультета во Франкфурте на Одере. В 1712 был возведён в имперские бароны. Кокцеи был юрисконсультом многих немецких князей. Умер во Франкфурте-на-Одере 18 августа 1719 года. Его главный труд «Juris publici prudentia» (Франкфурт, 1695) долгое время служил общим руководством при изучении немецкого государственного права. Широко распространена была и его «Autonomia juris gentium» (Франкфурт, 1720). Другие работы Коцеи: «Exercitationes curiosa» (2 тома, Лемго, 1727); « Dissertationes varii argumenti» (2 тома, Лемго, 1727); «Consilia et deductiones» (2 тома, Лемго, 1725—1728); «Grotius illustratus» (Бреславль, 1744—1752). В 1673 году женился Марие Хогвард/Говард. У них родилось трое сыновей, среди которых Самуэль фон Кокцеи, немецкий юрист и государственный деятель.

1646
Нильс Стромберг (шведское имя - Nils Stromberg; при рождении - Нильс Браттман)
шведский военный деятель, генерал-губернатор шведской Эстляндии с 1706 до 1709 года, начальник гарнизона Рижской крепости во время её осады войсками Б.П.Шереметева в 1709—10 годах. Родился в Йёнчёпинге. При рождении будущий генерал получил фамилию Браттман, но в 1674 году его семье было пожаловано дворянское достоинство и новая фамилия Стромберг. Окончательно Нильс начал подписываться как Стромберг в 1699 году после того, как король Карл XII пожаловал ему титул барона (friherre). В 1703 году он получил звание генерал-лейтенанта, а в 1706 году получил титул графа и был направлен на должность управителя Эстляндии, в которой в это время велись продолжительные военные действия между российской армией и гарнизонами шведских крепостей. Позже к своей дворянской фамилии он добавил приставку Клавстроп по названию своего фамильного поместья в Сёдерманланде. В настоящее время его поместные владения принадлежат муниципалитету Катринехольм. 27 октября 1709 года к Риге из Динабурга подошли части российской армии: к силам Шереметева были присоединены четыре драгунских полка генерал-поручика Родиона Боура и отряд донских казаков под командованием Митрофана Лобанова. Стромберг распоряжался гарнизоном численностью 13 400 человек, город также защищали 563 пушки, 66 мортир и 12 гаубиц. Крепость Дюнамюнде в устье Даугавы, в 1680-е годы обустроенная Дальбергом, также была осаждена практически одновременно с подходом российского войска к Риге, её оборонял комендант Штакельберг. После первой массированной бомбардировки города, которая фактически не причинила особого вреда, основной войсковой контингент отправился на квартирование на зиму, а под Ригой был оставлен отряд Никиты Репнина в 6000 человек, которому была поручена блокада города. Вскоре, 12 декабря 1709 года, в ходе «бархатной» бомбардировки, мортирная бомба попала в пороховой склад, который взорвался, оставив защитников города без порохового резерва, чем спровоцировал рост упаднических настроений. Шведская армия не смогла оперативно прийти на помощь Стромбергу, запертому в крепости, во-первых, по причине зимы, а во-вторых, Шереметев и Меньшиков ранней весной 1710 года соорудили по приказу Петра I свайно-бревенчатый мост, на обеих сторонах от которого были поставлены пушки, препятствовавшие транспортировке продовольствия осаждённым. Например, 28 апреля 1710 года девять шведских судов так и не смогли прорваться через линию и форсировать укрепления осаждающих, столкнувшись со шквальным огнём русских пушек. К тому же в стане осаждённых начался Великий мор, унесший жизни многих горожан. С учётом этих обстоятельств, не благоприятствовавшим защитникам Риги, Шереметев предложил коменданту и гарнизону сдаться. Российская армия готовила штурм крепости, были привезены свежие бомбы, а шведская военная помощь по-прежнему не могла прорваться сквозь заградительный огонь артиллерийских орудий, расставленных по берегам Даугавы. Стромберг отказался сдать город, и Шереметев начал бомбардировку, выпустив по городу, по некоторым данным, 3389 бомб с начала июня 1710 года. 25 июня 1710 года Стромберг вступил в переговоры с армией Шереметва, но больше не из-за желания избежать урона от русских ядер, а поскольку остзейское купечество настоятельно убеждало графа отказаться от бесперспективного сопротивления. К 4 июля была достигнута договорённость о сдаче города, и гарнизон Стромберга (всего 5132 солдат) во главе со своим командиром под музыку литавр беспрепятственно покинули Ригу. Однако 30 сентября в Санкт-Петербурге с пунктами капитуляции ознакомился Пётр Первый, решивший задержать шведский гарнизон в качестве почётных пленников. Стромберг, до этого также пребывавший в позиции то ли пленника, то ли свободного человека, был оперативно доставлен в столицу поближе к царю, а несколько позже, в конце 1710 года, между сторонами состоялся обоюдовыгодный обмен. Стромберга обменяли на российского военачальника Адама Адамовича Вейде, который оказывал стойкое сопротивление шведам в Нарвском сражении 19 ноября 1700 года, но попал в плен, в котором промаялся до 1710 года. В 1711 году граф Стромберг в конце концов возвратился в Стокгольм и был назначен на пост президента Национального судебного правления Государственных земель и фондов, по-другому называвшегося Камер-коллегией. Ему подчинялись и подведомственные Камер-коллегии учреждение — Шведское агентство по Государственному управлению (Statskontoret). Умер в замке Класторп (лен Сёдерманланд) 16 августа 1723 года.

1688
Иоганн Готхильф Циглер (Ziegler)
немецкий композитор. Родился в Лойбнице. Умер в Галле 15 сентября 1747 года.

 (561x699, 135Kb)
1699
Иоганн Адольф Хассе (немецкое имя - Johann Adolph Hasse)
немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма. Родился в Бергедорфе, близ Гамбурга. Хассе, один из наиболее ярких представителей сентиментализма, одним из первых композиторов обратился к стилю рококо. Наибольшую известность получил как автор опер и духовной музыки, внёс большой вклад в развитие оперы сериа, а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы (еще до Перголези). Был другом известного поэта и либреттиста Пьетро Метастазио, писал оперы на его сюжеты. Хассе являлся продолжателем древней династии знаменитых немецких музыкантов: его прадед, Петер Хассе, был известным органистом, учеником Свелинка и стоял у истоков северогерманской органной школы, а дед, Николаус, также органист, развивал идеи отца и снискал общегерманскую известность. В отличии от своих предков Хассе наибольшую известность получил, как автор опер: он внес большой вклад в развитие оперы-сериа, а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы (еще до Перголези). Хассе начал музыкальную карьеру в Гамбурге в опере, куда поступил в 1718 тенором. В 1719 он стал капельмейстером в Брауншвейге, где созданием оперы «Антиох» в 1721 начал деятельность в качестве композитора. В 1722 Хассе уехал в Италию и поселился в Неаполе, где учился у Никола Порпоры, а затем у Алессандро Скарлатти. В 1730 он женился на оперной певице Фаустине Бордони и в том же году получил приглашение стать придворным капельмейстером в Дрездене, куда прибыл в июле следующего года, при нём капелла получила славу лучшего оркестра Европы. В это время для Дрезденского оркестра писали музыку такие композиторы как Зеленка, Телеман, Вивальди, Кванц и др. Этот пост он с отлучками в Италию занимал до 1764. Затем Хассе работал в Вене из-за причинённого Семилетней войной Дрездену ущерба и падения интереса к музыке при саксонском дворе, а после уехал в 1773 в Венецию, где и умер от артрита, вскоре после кончины жены 16 декабря 1783 года, и был забыт. Интерес к композитору возродился в 1820 после выхода его биографии, написанной Ф.С.Кандлером. Автор более 60 опер (писал примерно по 2 оперы в год), написал несколько ораторий, множество серенад, кантат и значительное количество музыкальных произведений духовной тематики. Он использовал либретто для своих опер, написанные известнейшими современниками, такими как Пьетро Метастазио, Апостоло Дзено, Стефано Паллавичини, Джованни Пасквини и др. Также композитор написал большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80 концертов для флейты, сонаты, симфонии. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками во время Второй мировой войны. Оратории: 1730, вторая версия 1759 S. Petrus et S. Maria Magdalena; 1731 Daniello, текст Апостоло Дзено; 1734 Il cantico de' tre fanciulli, текст: Стефано Бенедетто Паллавичини; 1736 Serpentes Ignei in deserto (Le Serpe nell’Deserto), текст: Бонавентура Бономо; 1737 Le Virtù appié della Croce, текст Стефано Бенедетто Паллавичини; 1741 Giuseppe riconosciuto, текст: Пьетро Метастазио; 1742 I pellegrini al sepolcro di nostro redentore, текст Стефано Бенедетто Паллавичини; 1744 La Deposizione della Croce, текст: Стефано Бенедетто Паллавичини; 1744 Ci’l un parantê und parsol scelopgrini, текст Стефано Бенедетто Паллавичини; 1745 La Caduta di Gerico, текст Джованни Клаудио Пасквини; 1747, вторая версия 1772 Santa Elena al Calvario, текст Пьетро Метастазио; 1750 La conversione di Sant' Agostino, текст Марии Антонии Вальпургис Саксонской. Церковная музыка: Beatus vir; Confitebor tibi, Фа мажор; Dixit Dominus, До мажор; Missa ultima in g (Венеция 1783); Messe in d (1751, к открытию Католической церкви Саксонского Королевского двора Дрезденского Кафедрального собора; Messe in a; Miserere in d; Miserere in F; Miserere in c; Regina coeli in D; Requiem C-Dur (1763, на кончину Августа III (Фридриха Августа II); Requiem, Ми-бемоль мажор; Salve Regina in A; Salve Regina in F;Te Deum (1751, к открытию Католической церкви Саксонского Королевского двора); Venite pastores. Motetto pastorale. Оперы, интермеццо: Antioco (1721, Брауншвейг);Antonio e Cleopatra (1725, Неаполь);Il Sesostrate (1726, Неаполь); La Semele o sia La richiesta fatale (1726, Неаполь); L’Astarto (1726 Неаполь); Enea in Caonia (1727, Неаполь); Gerone tiranno di Siracusa (1727, Неаполь); Attalo, re di Bitinia (1728, Неаполь); L’Ulderica (1729, Неаполь);La sorella amante (1729, Неаполь); Tigrane (1729, Неаполь); Artaserse (1730, Венеция); Dalisa (1730, Венеция); Arminio (1730, Милан); Ezio (1730, Неаполь); Cleofide (1731, Дрезден); Catone in Utica (1731, Турин); Cajo Fabricio (1732, Рим); Demetrio (1732, Венеция); Euristeo (1732, Венеция); Issipile (1732, Неаполь); Siroe rè di Persia (1733, Болонья); Sei tu, Lidippe, ò il sole (1734, Дрезден); Senz’attender che di maggio (1734 Дрезден); Tito Vespasiano, La clemenza di Tito (1735, Пезаро); Senocrita (1737, Дрезден); Atalanta (1737, Дрезден); Asteria (1737, Дрезден); Irene (1738, Дрезден); Alfonso (1738, Дрезден); Viriate (1739 Венеция); Numa Pompilio (1741, Губертсбург); Lucio Papirio (1742, Дрезден); Asilio d’amore (1742, Неаполь); Didone abbandonata (1742, Губертсбург); Endimione (1743, Неаполь?); Antigono (1743, ? Губертсбург); Ipermestra (1744, Вена); Semiramide riconosciuta (1744, Неаполь); Arminio (1745, Дрезден); La spartana generosa, ovvero Archidamia (1747, Дрезден); Leucippo (1747, Губертсбург); Demofoonte (1748, Дрезден); Il natal di Giove (1749, Губертсбург); Attilio Regolo (1750, Дрезден); Ciro riconosciuto (1751, Дрезден); Adriano in Siria (1752, Дрезден); Solimano (1753, Дрезден); L’eroe cinese (1753, Губертсбург); Artemisia (1754, Дрезден); Il rè pastore (1755, Губертсбург); L’Olimpiade (1756, Дрезден); Nitteti (1758, Венеция); Il sogno di Scipione (1758, ? Варшава); Achille in Sciro (1759, Неаполь); Alcide al bivio (1760, Вена); Zenobia (1761, Вена); Il trionfo di Clelia (1762, Вена); Egeria (1764, Вена); Romolo ed Ersilia (1765, Инсбрук); Partenope (1767, Вена); Piramo e Tisbe (1768, Вена); Il Ruggiero ovvero L’eroica grattitudine (1771, Милан). Кантаты с континуо: Ah, per pietade almeno (сопрано и континуо); Appena affisi in due begl’occhi (сопрано и континуо); Aure leite intorna a Clori (альт и континуо); Bella, mi parto, o Dio (Fille mi parto o Dio) (альт и континуо); Cadro’, mai i Filistei (Sansone) (бас и континуо) спорное авторство, возможно А. Кальдара; Care luci che splendete (сопрано и континуо); Caro padre (сопрано и континуо); Chieggio ai gigli ed alle rose (сопрано и континуо); Chi mi toglie (сопрано и континуо); Clori, mio ben, cor mio (сопрано и континуо); Credi, o caro, alla speranza (сопрано и континуо); Dalle tenebre orrende (Orfeo ed Euridice) (2 сопрано и континуо); Di chi ti lagni (сопрано и континуо); Ecco l’ora fatal (сопрано и континуо) 1745; Fata forza (сопрано и континуо); Filli mia di vaghi fiori (альт и континуо); Gia il so verso l’occaso (сопрано и континуо); Infelice Amarilli, che pensi (сопрано и континуо); Irene, amata Irene, idolo mio (сопрано/альт и континуо);Lascia il fior, l’erbette e’l rio (сопрано и континуо) Лондон, 1751; La tua rara belezza (альт и континуо); Long tems par une rigeur feinte (альт и континуо); L’ora fatal (сопрано и континуо); L’ori mio ben, cuor mio (сопрано и континуо); Lungi d’ogni amoroso aspro tormento (сопрано и континуо); Mirzia, gia l’aria intorno (сопрано и континуо); Oh Dio! partir conviene (альт и континуо) Лондон, 1751; numi eterni! Oh stelle (сопрано и континуо); pace del mio cor (сопрано и континуо); Orgoglioso fiumicello (Inciampo) (сопрано/альт и континуо) текст П.Метастазио. Лондон, 1732; Parto, mia Filli, и vero (сопрано и континуо); Perchе leggiadra Irene (сопрано и континуо); Povero fior di Clizia (сопрано и континуо) спорное авторство, возможно Н.Порпора; Povero giglio, oh Dio (альт и континуо); Pur ti stringo in questo petto (сопрано и континуо) Лондон, 1751; Se al ciglia l’usingiuro (сопрано и континуо); Tanto dunque и si reo (альт и континуо); Trа l’odorose piante (сопрано и континуо); Tutto amore, e tutto fede (сопрано и континуо); Va cogliendo, la mia Clori (сопрано и континуо) Лондон, 1751; Veggio la vaga Fille (сопрано и континуо) текст Паоло Ролли; Vieni dell’alma mia (сопрано и континуо); Vien la speranza (сопрано и континуо). Кантаты с инструментами облигато: Bell’aurora che d’intorno (сопрано/альт, скрипка и континуо); Clori, mia vita, tu che di questo cor (альт, 2 скрипки и континуо); Direi ma fosse pria di dirti (сопрано, 2 скрипки и континуо) (утеряна); E pur odo o non mor (сопрано, 2 скрипки и континуо); Fille, dolce mio bene (сопрано, флейта/скрипка и континуо); Ho fuggito Amor anch’io (сопрано, 2 скрипки и континуо) текст Паоло Ролли; La fiamma che nel seno (сопрано/альт, флейта/скрипка и континуо); L'armonica (сопрано/альт, 2 скрипки, стеклянная гармоника и континуо); Mentre Clori la bella (сопрано, 2 флейты и континуо); Pallido il volto (сопрано, флейта/скрипка и континуо);Passa da pene in pene (альт, флейта/скрипка и континуо); Per palesarti appieno (сопрано, 2 блок флейты/флейта/скрипка и континуо) Лондон, 1751; Pur deggio partire (сопрано, 2 скрипки и континуо); Quel vago seno, т Fille (сопрано, флейта и континуо); Se il cantor trace, oh Dio (альт, 2 скрипки и континуо); Solitudini campestre (сопрано, 2 скрипки и континуо) текст Паоло Ролли; Vaga madre di cari diletti (Adone) (сопрано, 2 скрипки и континуо) текст Паоло Ролли. Инструментальная музыка: 6 трио сонат Опус 1 (1738 — Witvogel, Amsterdam) или Опус 2 (1739 — Walsh, Лондон); 12 концертов для флейты, струнных и генерал-баса Оп.3 (Лондон, 1741); 6 концертов для 2 скрипок, 2 гобоев и генерал-баса Оп.4 (Лондон, 1741); 6 соло для флейты или скрипки Оп.5 (Лондон, 1744); 6 симфоний для 4 струнных Оп. 5; 6 сонат для клавесина Оп.7 (Лондон, 1758); 6 концертов для органа или клавесина (Лондон, 1741); Концерт для мандолины и квартета, (соль мажор); Концерт для виолончели и струнных, (ре мажор); 80 концертов для флейты; 6 сонат или трио для 2 флейт или скрипок (Лондон, 1739).

Pieter_Teyler_Van_Der_Hulst (566x700, 309Kb)
1702
Питер Тейлор ван дер Хюлст (нидерландское имя - Pieter Teyler van der Hulst)
банкир шотландского происхождения, умерший бездетным и завещавший 2 миллиона флоринов на развитие религии, науки и искусства в своём родном городе Харлеме, что привело к созданию Музея Тейлора. Также основал Дворик Тейлора. Тейлор был потомком богатых купцов-шотландцев. Его фамилия происходит от шотландского Tailor. Он женился на леди Елене Винандс Верчаве (Helena Wynands Verschaave) в 1728 году[1]. Изначально создал капитал на торговле шёлком и прочими тканями, но с 1763 года стал развивать банкирскую деятельность. Тейлор являлся активным последователем шотландского Просвещения. Был активным членом общины меннонитов. С 1750 года стал попечителем детского дома города. Семья Тейлоров активно участвовала в жизни общины, и даже открыла дворик в 1752 году, причём услугами этого заведения могли пользоваться не только меннониты. Тейлор написал завещание, приведшее к образованию музея, носящего его имя, в 1756 году, после смерти жены. Изначально в нём была обозначена ежегодная награда хранителям его библиотеки, научной и художественной коллекции. Умер в Харлеме 8 апреля 1778 года. В XVIII веке в правящие классы Амстердама и Харлема входили только протестанты. Вследствие этого католики, меннониты, квакеры и прочие не могли участвовать в деятельности Голландского общества наук (Hollandsche Maatschappij дер Wetenschappen), открытого в 1752 году. Сейчас здание общества находится напротив Музея Тейлора и поддерживает с ним тесный контакт.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку