-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108599
Комментариев: 6801
Написано: 117070


27 января родились...

Пятница, 27 Января 2017 г. 05:25 + в цитатник
François_Gédéon_Bailly_de_Monthion_(1776-1850) (547x700, 377Kb)
1776
Франсуа Гидеон Байи де Монтион (французское имя - François Gédéon Bailly de Monthion)
французский военачальник, дивизионный генерал, сделавший карьеру в штабе армии, многолетний помощник начальника штаба маршала Бертье. Дворянин, родился на острове Реюньон в Индийском океане, который был тогда французской колонией и назывался остров Бурбон, в честь правившей во Франции династии. В 1793 году, в день своего восемнадцатилетия, поступил в революционную армию. Вскоре, в связи с якобинским террором, попал под подозрение как дворянин, но якобинцы сами скоро оказались на гильотине, а молодой лейтенант доказал свою преданность революции, сражаясь против сторонников короля, восставших в Вандее. В ходе кровопролитных войн революции Байи де Монтион сражался в обер-офицерских чинах во многих армиях Франции, пока в 1805 году не оказался в Генеральном штабе, с которым была связана его дальнейшая карьера. Байи де Монтион участвует во всех основных сражениях в 1805 году в Австрии и в 1807 году в Восточной Пруссии. В 1807 года он — помощник маршала Бертье. В 1808 году отправился в Испанию, где возглавлял штаб маршала Мюрата, занявшего Мадрид. Произведён в бригадные генералы, сделан бароном Империи. В кампанию 1809 года вновь исполняет обязанности помощника Бертье в штабе главной армии. В сражении при Ваграме под ним убило трёх лошадей. Пожалован Наполеоном в графы Империи (менее, чем через год после того, как стал бароном). В 1812 году во время похода в Россию, Байи де Монтион — снова помощник начальника главного штаба Великой армии. В конце 1812 года произведен в дивизионные генералы. В 1813-1814 годах в ходе военных действий в Германии и во Франции — на той же должности. При возвращении Бурбонов стал шевалье ордена Святого Людовика, но, по возвращении Наполеона из ссылки с острова Эльба, присоединился к нему. В кампании 1815 году начальником штаба, в виду смерти маршала Бертье, был сделан маршал Сульт, давно не имевший практики штабной работы, а его помощником стал Байи де Монтион. Работа этого тандема во главе штаба армии в Бельгии оценивается историками довольно низко. Тем не менее, Байи де Монтион проявил личную храбрость, был ранен в сражении при Ватерлоо. В годы Второй Реставрации Бурбонов первоначально не служил, но уже с 1818 года снова служит в штабе. В годы правления Луи-Филиппа пожалован Большим Крестом ордена Почётного легиона и занимал военно-административные должности. Умер в Париже 7 сентября 1850 года. Имя генерала Байи де Монтиона выбито на западной стене парижской Триумфальной Арки. В родном городе генерала — Сен-Дени на острове Реюньон — ему установлен бюст. Единственная дочь генерала, Зоя (1820—1893) была замужем за дивизионным генералом Второй империи Шарлем Пьером Пажолем (1812—1891), сыном дивизионного генерала Первой империи Пьера Клода Пажоля.
Bailly_Gédéon_de_Monthion (700x525, 327Kb)
Бюст генерала Байи де Монтиона на острове Реюньон.
Литература: Шиканов В.Н. Генералы Наполеона. Биографический словарь. — Рейтар, 2004. — Страница 16; Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. — Москва: РОССПЭН, 2004. — Страница 43.

Musicki1 (510x700, 367Kb)
1777
Лукиан Мушицкий (сербское имя - Лукијан Мушицки)
сербский патриот-писатель, поэт, языковед, общественный и религиозный деятель, епископ Горноварловацкий в составе Карловацкой митрополии. Известен тем, что ввёл в сербский алфавит букву ђ. Родился в Темерине. Окончил гимназию в родном городе, затем учился в школах в Тителе, Нови-Саде и Сегеде, позже окончил Пештский университет, где изучал философию, право, английский и греческий языки и где увлёкся эстетикой и поэзией. После окончания школы некоторое время занимался лингвистикой и вскоре начал писать стихи, встретившие неодобрение со стороны представителей Церкви. Несмотря на это, стал секретарём митрополита Стефана (Стратимировича) в Карловцах. В 1802 году принял монашеский постиг и имя Лукиан и одновременно получил должность приват-доцента в духовной академии в Карловцах, начав читать лекции. В 1812 году стал настоятелем Сисатовацкого монастыря во Фрушка-Гора. В 1827 году в Пеште становится одним из основателей Сербской Матицы. В 1828 году, когда ему был 51 год, из-за конфликта с церковью относительно светского характера его стихов, он был вынужден оставить монастырь. 25 апреля 1828 года хиротонисан во епископа Горноварловацкого. Скончался в Карловаце 15 марта 1837 года. С 1798 года прославился полными воодушевления одами и другими стихотворениями, сначала на почти чисто церковнославянском языке; впоследствии ему удалось придать своему языку и слогу более сербский, народный характер, хотя он никогда не мог отрешиться от подражания (в духе и форме) частью русским, частью немецким ложноклассикам, и потому в его произведениях слышна деланность и чувствуется насилие как над языком (например, обилие фигур — эллипсисов и другое), так и над поэтическим вдохновением. Всё написанное Мушицким имеет патриотический характер; он то призывает своих соотечественников трудиться на ниве народной, то прославляет сербский язык, веру и героев Сербии. Из его произведений лишь немногие были напечатаны при его жизни; остальные ходили по рукам в рукописи, и только после его смерти вышло (в Новом Саде, 1838—1848 годы) собрание его стихотворений. Он первый стал собирать народные песни и другие произведения народного творчества и пересылать их Вуку Караджичу; он же помогал Вуку и в составлении новой азбуки для сербов, поддерживая его вообще и материально, и нравственно. Деятельность Мушицкого, много способствовавшая возрождению сербской народности, была оценена и современниками, и потомством, которое в 1877 году торжественно отпраздновало столетие со дня его рождения. Памяти Мушицкого посвящены «Споменик Лукиану Мушицком» Юрия Малетича (1845 год) и «Лукиан Мушицкий и его литературная деятельность» (статья Дж.Райковича в «Летописи сербской Матицы», 1879 год, том 120). Литература: Мушицкий, Лукиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Georg_Anton_Schäffer (698x700, 260Kb)
1779
Георг Антон Алоис Шеффер (немецкое имя - Georg Anton Aloysius Schäffer; встречается Schaffer)
немецкий путешественник, натуралист, авантюрист. Георг Шеффер родился в Мюннерштадте (Франкония). Изучал фармакологию в Мюнхене 1799—1800, а затем работал в аптеке в Муннерштадте. В 1804 году он начал учиться в Джулиуспитал Медицинском колледже в Вурзбурге. В январе 1808 получил звание доктора медицины и в том же году эмигрировал с женой Барбарой в Россию. Сначала он жил в Санкт-Петербурге, в 1812 переехал в Москву. За свои заслуги был пожалован титулом барона. По некоторым сведениям, был магистром Ордена масонов. Помимо медицинской практики много времени уделял изучению ботаники и минералов. В 1812 году Георг случайно встретился с другом детства Францем Леппихом на московской улице и был им назначен «директором физических и химических принадлежностей» на строительстве боевого управляемого аэростата в Воронцово. После неудачи Леппиха построить шар к Бородинскому сражению Георг сопровождал эвакуацию 130 подвод с материалами аэростата через Коломну в Нижний Новгород, а затем и в Ораниенбаум. Потеря имущества при пожаре Москвы, признаки душевного расстройства у жены Барбары и отъезд Леппиха из России подвигли Шеффера в 1813 году принять участие в морской экспедиции на Аляску на военном шлюпе «Суворов». На Аляске был списан с борта корабля как «лицо, нетерпимое на судне». 31 января 1815 года судно Русско-американской компании «Беринг» (купленное у американцев судно «Атауальпа») зашло в гавань Ваймеа на острове Кауаи для пополнения запасов воды и продовольствия. Во время стоянки неожиданно губернатор Кауаи Каумуалии объявил о конфискации судна и груза на сумму 100000 рублей. В ответ на это руководитель Русско-Американской компании А. А. Баранов тут же послал на выручку вооружённую экспедицию на корабле «Открытие». Вначале Шеффер прибыл на Оаху, где его дружелюбно встретил король Камехамеха. Шеффер лечил королевскую семью, но постепенно король стал подозревать его в не совсем честных намерениях. Шеффер направился к Кауаи, приготовившись силой освободить корабль. Но оружия не потребовалось — король Каумулали был готов вернуть корабль и груз. Король искал могущественного покровителя в его желании быть независимым от Камехамеха и решил использовать в этом качестве Россию. Это полностью совпадало и с намерениями Шеффера завладеть островом и использовать его как промежуточный порт для кораблей Российско-Американской компании. В течение нескольких месяцев Шеффер утверждал русское присутствие на Кауаи и в результате получил королевский подарок — долину Ханалеи на севере острова, которую он переименовал в Шефферталь, а реку Ханапепе — в Дон. Под руководством доктора в 1816 году были построены три форта: форт Елизавета, форт Александр и форт Барклай. В 1817 году в марте месяце к острову приплыли пять кораблей с вооруженными американцами и туземцами и разгромили все русские фактории и плантации, а российских подданных посадили на один из русских кораблей и заставили отплыть. Прибыв в Санкт-Петербург, Шеффер представил правительству план оккупации Россией одного из Гавайских островов. Его поддержала Российско-Американская компания, но царь отклонил проект. В апреле 1818 на португальском судне «Лукония», следовавшем из Макао через Австралию и Китай, прибыл в Бразилию. В Рио-де-Жанейро добился аудиенции принцессы Леопольдины (Maria Leopoldina), супруги будущего императора Бразилии Педру I, и преподнёс ей в дар собранную им богатую ботаническую коллекцию, которая позже стала частью экспозиции королевского музея. Затем ненадолго вернулся в Европу, «чтобы уладить дела», и, вернувшись в Бразилию в 1821 вместе с четырьмя семьями своих соотечественников (47 человек), основал на пожалованных ему землях в штате Баия первую в Бразилии немецкую колонию Франкенталь. В сентябре 1822 был отправлен в Европу с поручением о вербовке немецких солдат и новых поселенцев. Эта миссия положила начало массовой немецкой иммиграции в Бразилию, недавно провозгласившую свою независимость от Португалии. В июле 1828 Шеффер вернулся в Бразилию и ходатайствовал перед императором о предоставлении ему титула виконта Франкенталь Жакаранда, но получил отказ и лишь денежное вознаграждение за свои труды в Европе. Спустя некоторое время вновь прибыл в Европу. В 1829 добивался (безуспешно) своего назначения на должность бразильского посла в Германии. Умер в неизвестности, предположительно в 1836, в основанной им колонии Франкенталь.

1782
Чиро Поллини (итальянское имя - Ciro Pollini)
итальянский ботаник и врач. Чиро Поллини родился в Аланье-Ломеллине в Ломбардии (ныне — Аланья). Учился на медицинском факультете Университета Павии, в 1802 году стал доктором хиропрактики. Через год Поллини был назначен доктором медицины и философии. В 1805 году он стал профессором ботаники в Брерском лицее в Милане. В 1807 году Чиро стал преподавать ботанику в Веронском лицее. В 1815 году Поллини перестал преподавать и начал работать врачом. Также он изучал химию и геологию, стал известным не только в Италии, но и за границей. Несколько лет он работал в редакции журнала Biblioteca Italiana (итал.)русск.. Поллини скончался в Вероне 1 февраля 1833 года. Одна из важнейших книг Чиро Поллини — трёхтомная работа Flora veronensis (1822—1824), каждый том которой содержал более 500 страниц.
Основной гербарий Поллини хранится в Музее естествознания в Вероне (VER). Его письма находятся в Женевском ботаническом саду (G).
Некоторые научные работы: Pollini, C. (1810—1811). Elementi di botanica. 2 vols; Pollini, C. (1815). Saggio di osservazioni alberi. 160 p; Pollini, C. (1816). Viaggio al Lago di Garda. 152 p; Pollini, C. (1822—1824). Flora veronensis. 3 vols; Роды, названные в честь Ч.Поллини: Pollinia Spreng., 1815, nom. rej. [syn. Chrysopogon Trin., 1820, nom. cons.]; Pollinia Trin., 1833, nom. illeg. [syn. Microstegium Nees, 1836]. Литература: Costantini, G.M. Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950. — 1980. — Bd. 8. — S. 185—186. — ISBN 3-7001-0615-7; Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1983. — Vol. IV: P—Sak. — P. 331—332. — 1214 p. — ISBN 90-313-0549-9.

Titumir (700x413, 46Kb)
1782
Сайид Мир Нисар Али Титумир (бенгальское имя - সৈয়দ মীর নিসার আলী তিতুমীর; 1782—1831)
предводитель бенгальских повстанцев, боровшийся против заминдаров и британских колониальных властей в Бенгалии, Британская Индия, в XIX веке. Со своими соратниками построил бамбуковый форт (бенгальское название - বাঁশের কেল্লা), которому посвящены бенгальские народные легенды. Сайид Мир Нисар Али родился (14 маха 1182 года по бенгальскому летоисчислению) в деревне Чандпур, в округе Северные 24 парганы (в настоящее время — округ Западной Бенгалии, Индия). Его отцом был Мир Сайед Хасан Али, матерью — Абида Рукайя Хатун. Образование получил в деревенской школе, после чего поступил в местное медресе. К 18 годам он стал хафизом (выучил наизусть Коран) и улемом (мусульманским учёным). Одновременно он знал бенгальский, арабский и персидский языки. В время он попал под влияние нескольких ваххабитских проповедников, которые придерживались смеси воинствующего ислама и антиколониальной риторики и призывали к религиозным и политическим реформам в Бенгалии. Учителем Титумира был Сайид Ахмад Барелви, учение которого о борьбе против немусульманского угнетения оказали на юношу существенное влияние. В 1822 году Титумир совершил хадж — паломничество в Мекку, и по возвращении начал организовывать мусульманских крестьян своей родной деревни против заминдаров и английских колонизаторов. Он также отказался от дхоти, выбрав для себя мусульманскую одежду. Титумир выступил против ряда дискриминационных мер, действовавших в то время против мусульман: налогов на мечети и ношение бороды. Разногласия между Титумиром и его последователями с одной стороны, и местными заминдарами, поддерживаемуми британской администрацией с другой, постепенно увеличивались, в некоторых случаях переходя в вооружённые столкновения. Титумир принадлежал к семье с воинскими традициями и ранее сам служил у заминдаров в качестве бойца на бамбуковых палках. Он обучал своих соратников рукопашному бою. Бамбуковая палка в умелых руках становилась смертельно опасным оружием, проигрывавшим только средствам дальнего боя. Военная подготовка проводилась в мечетях и медресе. Так как его армия Титумира состояла в основном из бедных крестьян, у них не было лошадей для использования в качестве кавалерии. Возрастающая сила Титумира встревожила заминдаров, которые пытались вовлечь в конфликт англичан. Заминдар Гобарданги обратился за помощью к английскому губернатору Моллахати, который выступил против Титумира со своими солдатами, однако потерпел поражение. Титумир подал жалобу на давление заминдаров в Британскую Ост-Индскую компании, но результата не добился. Титумир выступил против заминдара Кришны Дева Роя, который, узнав об армии крестьян, обратился за помощью к британским оккупационным войскам. Количество сторонников Титумира к этому моменту предположительно составляло 15 000 человек. Они приготовились к вооружённой борьбе и построили в окрестностях города Барасат бамбуковый форт. Форт был защищён высокой стеной из двойного ряда бамбуковых кольев, промазанных высохшей на солнце глиной. Титумир объявил о независимости от Британской империи, взяв под свой контроль округи 24 парганы, Надия и Фаридпур. Частные армии заминдаров и британские войска понесли потери в нескольких стычках с армией крестьян, использовавших партизанскую тактику внезапных набегов с последующим отходом. Наконец, британские войска организовали специальную операцию против Титумира. Отряд под командованием подполковника Стюарта из 100 кавалеристов, 300 человек местной пехоты, усиленный двумя орудиями, атаковал повстанцев 14 ноября 1831 года. Вооруженные только бамбуковыми палками и несколькими мечами и копьями, Титумир и его последователи не могли противостоять мощи современного оружия и потерпели поражение. Бамбуковый форт был разрушен, а сам Титумир 19 ноября 1831 года умер от ран, полученных в бою. Командир британских сил отметил храбрость противника в донесениях, а также прокомментировал прочность и устойчивость бамбука в качестве материала для укрепления, поскольку долгое время расстреливал его из пушек, прежде чем добился разрушения. После долгого судебного процесса Голам Расул, племянник Титумира и его заместитель, был повешен, а около 350 человек приговорили к пожизненным каторжным работам. Титумир стал вдохновителем борьбы народа Бангладеша за независимость. В 2004 году слушатели бенгальской службы Би-би-си поставили Титумира на 11 место в списке 20 величайших бенгальцев. В опросе участвовало более 100 персоналий, в Топ-20 вошли набравшие наибольшее количество очков. В 1971 году колледж Джинна в Дакке был переименован в честь Титумира. Зал Титумира также создан в Бангладешском инженерно-технологическом университете. Основная база военно-морских сил Бангладеша в Кхулне носит имя Титумира.
Titumeer_-_Bangladesh_Stamp_1992 (700x535, 278Kb)
19 ноября 1992 года правительство Бангладеш выпустило марку в память о 161-й годовщине смерти Титумира. Дополнительная литература: Titumirer Bansher Kella (Bamboo Fort of Titumur, 1981) by Rabeya Khatun

Martin-Joseph_Mengal (656x700, 273Kb)
1784
Мартен Жозеф Мангаль (французское имя - Martin-Joseph Mengal)
бельгийский трубач, композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Родился в Генте. Сын музыканта, с детства играл на скрипке и трубе, в 12-летнем возрасте начал сочинять, в 13 лет занял место первого трубача Гентской оперы. С 1804 г. учился в Парижской консерватории у Фредерика Дювернуа (труба) и Шарля Симона Кателя (композиция), однако значительную часть времени проводил в составе военных оркестров, участвовавших в наполеоновских походах. Брал также уроки у Антонина Рейхи. С 1812 г. играл на трубе в оркестре Театра Фейдо. Поставил три собственные оперы: «Ночь в замке» (фр. Une nuit au Château; 1818), «Остров Бабилари» (фр. L'île de Babilary; 1819) и «Неверные» (фр. Les Infidèles; 1823), все три на либретто Поля де Кока. Пользовался покровительством Талейрана. В 1825 г. вернулся в Нидерланды, дирижировал оперными оркестрами в Генте, Антверпене, Гааге, написал и поставил ещё несколько опер. В 1835 г. основал Гентскую консерваторию и руководил ею до смерти. Наиболее значительным учеником Мангаля был Франсуа Огюст Геварт. Умер в Генте 4 июля 1851 года.

 (465x699, 109Kb)
1790
Хуан Альварес (Juan Nepomuceno Álvarez Hurtado)
мексиканский военный и политический деятель. С 1810 г. до возглашения в 1821 г. независимости Мексики сражался в рядах патриотов против испанских колонизаторов. Участвовал в американско - мексиканской войне 1846-1848 гг.; возглавил восстание индейцев Южной Мексики. В 1849 г. губернатор штата Герреро. Поддерживал в 1854 г. план установления в Мексике демократического правительства (т.н. план Аютла) и возглавил восстание против диктатуры Санта-Аны, переросшее в революцию. После свержения Санта-Аны был избран в (октябрь 1855 г.) президентом республики Мексика. Правительство издало закон об отмене привилегий духовенства армии, готовило другие либеральные реформы. Под давлением контрреволюционных сил отказался (декабрь 1855 г.) от власти. Активно участвовал в Гражданской войне 1857-1860 гг. и в борьбе с иностранными войсками во время англо-франко-испанской интервенции 1861-1867 гг. в Мексике. Умер 21 августа 1867 года.

Gulak-Artemovskii_Petr_Petrovich (552x700, 204Kb)
1790
Пётр Петрович Гулак-Артемовский (настоящее имя - Семен Степанович Артемовский; украинское имя - Петро Петрович Гулак-Артемовський)
педагог, писатель, историк, филолог, переводчик, поэт, родоначальник украинской сатиры и баллады. Наряду с Иваном Котляревским Пётр Гулак-Артемовский принадлежит к числу украинских писателей, получивших всероссийское признание. Пётр Петрович Гулак-Артемовский родился в Городище (Черкасский уезд, Киевская губерния, Российская империя), в семье священника. Местом его рождения называют города Городище и Смелу. Оба они расположены на Черкасщине — в старинном гнезде казаков-черкас. Дворянские роды Гулак и Гулак-Артемовские непосредственно происходят от наказного полковника и генерального обозного Запорожского казачьего войска Ивана Гулака (1629 - 1682). В конце XVII века дед писателя - дворянин Патрикий Гулак - поселился в местечке Городище, где основал хутор Гулаковщина (Гулакивщина), занимавший 36 десятин. Сын его - Петр Патрикиевич Гулак - перешёл в духовное звание. По законам Российской империи, священники из дворян сохраняли за собой, так сказать, «спящее дворянство», и дети их от рождения были дворянами, а не поповичами... Незадолго до рукоположения своего, Петр Патрикиевич женился на польке из шляхетского рода Артемовских. За казацко-польскими детьми закрепилась двойная фамилия: Гулак-Артемовские. Петр Патрикиевич Гулак большую часть жизни прослужил священником Городищенской церкви Покрова Божией Матери, основанной в 1742 году. Сын его - Петр Петрович Гулак-Артемовский - поступил в Киевскую духовную академию. На каникулы Пётр приезжал домой на плоту, спускаясь вниз по Днепру. В 1813 году оставил академию, не кончив курса. 4 года он преподавал в частных пансионах Бердичева, был домашним учителем у богатых польских помещиков (Потоцких и др.). В 1817 году переехал в Харьков и поступил в Харьковский университет вольнослушателем словесного факультета. По ходатайству попечителя Харьковского учебного округа графа А.С.Потоцкого, Гулак-Артемовский утверждён был университетским советом лектором польского языка в Харьковском университете. С 1818 года он также состоял преподавателем в Институте благородных девиц. В мае 1820 году скончался крупный историк, профессор Харьковского университета Г.П.Успенский. Тогда Гулак-Артемовскому было поручено преподавание также русской истории, географии и статистики. В 1821 году он защитил магистерскую диссертацию по теме: «О пользе истории вообще и преимущественно отечественной и о способе преподавания последней» и получил степень магистра. Через два года был избран адъюнктом русской истории и статистики. Курс исторических лекций Гулак-Артемовский читал по учебнику Константинова — «Учебной книге истории государства Российского», существенно, при этом, дополнив оный новыми фактами и внося в изложение художественный элемент, что привлекало массу «посторонних» слушателей. С 1825 года Гулак-Артемовский — экстраординарный профессор Харьковского университета. С 1828 года — ординарный профессор. С 31 января по 27 июля 1828 года Гулак-Артемовский, кроме основного предмета — русской истории, читал лекции по эстетике, истории русской словесности и сравнительному обзору славянских языков. По его инициативе, в Харьковском университете учреждена была кафедра польского языка. По воспоминаниям Измаила Ивановича Срезневского (тогда — студента Харьковского университета), Пётр Петрович был его «первым руководителем в изучении славянской старины и наречий».
 (482x699, 66Kb)
В издаваемом Харьковским университетом “Украинском журнале” Гулак-Артемовский поместил в 1825 году свой перевод отрывка из древней чешской поэмы “Суд Любуши” — “Царский стол”. Позднее выяснилось, что “Суд Любуши” — ловкая литературная мистификация XIX века. В 1829-м, а также в 1833 и 1837 годах Гулак-Артемовский был избираем в деканы словесного факультета Харьковского университета. С 1831 года состоял инспектором Института благородных девиц, в устройстве коего участвовал лично, так же как и в преобразовании Полтавской гимназии по новому уставу 1831 года. На протяжении 1841—1849 годов Гулак-Артемовский — ректор Харьковского университета. В 1843 г. получил чин действительного статского советника. Уроженец Гетманщины, Пётр Петрович Гулак-Артемовский умер 13 октября 1865 года в слобожанском Харькове, который стал для него родным. Похоронен на старом харьковском кладбище, невдалеке от которого он жил. Памятник, установленный его вдовой, во время Великой Отечественной войны был разрушен. Что удивительно: памятник действующему статскому советнику харьковчане восстановили в 1945 году. Сегодня - это одно из немногих уцелевших надгробий старого кладбища, превращённого в Молодежный парк. В истории украинской литературы значение Гулак-Артемовского определяется его положением следующего за И.П.Котляревским поэта, который, используя творческие методы последнего (бурлеск, травестия), попытался ввести в украинскую литературу ряд новых жанров (баллады: «Твардовский» («Твардовський» - перевод из А.Мицкевича, опубликована в журнале «Славянин» в 1827 году), «Рыбак» («Рибалка» - перевод из И.В.Гёте). В басне «Пан та собака» (напечатана в 1818 г. в «Украинском Вестнике») Гулак-Артемовский обличал крепостное право. В стихотворении «Мудрость» (1819 г.) он воспел мудрость и милость Провидения. В басне «Солопий та Хивря» (1819 г.) Гулак-Артемовский выказал себя горячим поборником равноценных систем мужского и женского образования. В годы Крымской войны написал цикл патриотических стихов. В стихотворении «Упадок века» (1856 г.) выразил мысль о незыблемости христианской иерархии мира. Произведения: Батько да сын (Батько та син, 1827) — сатирическая басня; Две птички в клетке (Дві пташки в клітці); Настоящая доброта (Справжня добрість); Любопытный и молчун (Цікавий і мовчун). Пан да собака (Пан та собака, 1818) — сатирическая басня; Рыбак (Рибалка) — сатирическая баллада;Солопий да Хивря (Солопий та Хивря, 1819) — сатирическая басня;Твардовский (1827) — сатирическая баллада; Тютхий да Чванько (Тютхий та Чванько); Упадок века (1856) — стихотворение. Относительно полное собрание его произведений было издано в 1878 году в Киеве, под заглавием: "Кобзарь Гулак-Артемовского" (под редакцией профессора Потебни). В 1904 году "Кобзарь Гулак-Артемовского" был в более полном виде переиздан во Львове (под редакцией Романчука).

 (600x600, 37Kb)
1790
Уильям Дейвис Эванс (William Davies Evans)
английский шахматист. В 1820—1830-х годах был одним из сильнейших шахматистов Лондона. Морской капитан. Внёс ценный вклад в теорию дебютов. Автор дебютного начала (1824), названого его именем (Гамбит Эванса). Родился в ферме Масленд, графство Пембрук. С 1804 плавал на судах королевского флота Британии, был капитаном на почтовом пароходе. Научился играть в шахматы в 1818 году, в возрасте 28 лет. В 1824, анализируя итальянскую партию по книге Джейкоба Саррата, пришел к оригинальной идее пешечного флангового удара. Свою новинку Эванс успешно применил в 1826 году в партии против сильнейшего шахматиста Англии Александра Макдоннела. В дальнейшем этот вариант получил название гамбита Эванса. Его играли все сильнейшие шахматисты мира — Адольф Андерсен, Поль Морфи, Вильгельм Стейниц, Михаил Чигорин, Эммануил Ласкер. По натуре Эванс был человеком ищущим, его постоянно обуревали новые идеи, чем бы он ни занимался. В частности, прославился изобретением «Системы трехцветных огней для судов с целью избежать ночных столкновений», принятой во всех странах мира. Британское правительство щедро наградило капитана Эванса, а российский император Николай I подарил ему золотой карманный хронометр. Последние годы жизни Эванс провел на берегу моря, в курортном бельгийском городке Остенде, где и умер 3 августа 1872 года. Литература: Шахматный словарь. [Москва] : Физкультура и спорт, [1964]. Страница 393; Шахматы : Энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. Страница 504. ISBN 5-85270-005-3.

Schoppe_Julius_1855 (520x700, 208Kb)
1795
Юлиус Шоппе (известный также как Юлиус Шоппе Старший; немецкое имя - Julius Schoppe)
немецкий художник и график, выдающийся портретист эпохи бидермейера. Родился в Берлине, в семье ювелира. С 1810 по 1817 год обучался в Берлинской академии художеств. В 1815—1816 г. находился в Вене. После окончания академии уехал в Рим, где проживал до 1822 г., изучая итальянское искусство, копируя произведения таких мастеров Возрождения, как Рафаэль, Тициан, Корреджо. Выполненные им семь копий картин Рафаэля вошли в коллекцию короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV и находились в оранжерее в Сан-Суси. В 1825 г. Ю.Шоппе вернулся в Берлин в 1825 году и был принят в члены Академии. В 1836 г. стал профессором Берлинской академии художеств. Автор пейзажей, исторических и жанровых полотен. Признанный мастер портрета. Участвовал в росписи интерьеров разработанных Карлом Фридрихом Шинкелем, в том числе чайной комнаты для супруги короля Елизаветы Людовики Баварской в Городском дворце Берлина, вестибюля Нового павильона дворца Шарлоттенбург и др. Известен также, как автор оригинальной серии «живых картин», созерцание которых завораживает: столько изящества и легкости в изображенных живописцем фигурах, они так достоверно анатомически изображены, что кажется, что через момент-другой они действительно оживут. Умер в Берлине 30 марта 1868 года.

1797
Франческо Амброзоли (итальянское имя - Francesco Ambrosoli)
итальянский филолог и переводчик. Родился в Комо. Окончил юридический факультет Павийского университета (1818), практиковал как адвокат, однако затем попал под подозрение полиции как политически неблагонадёжный, в связи с чем потерял возможность заниматься юридической практикой. Зарабатывал на жизнь частными уроками, одновременно занимаясь переводами. Первая значительная переводческая работа Амброзоли — «География» Страбона (1827—1833, в пяти томах), за ней последовали «История древней и новой литературы» Фридриха Шлегеля (1828) и «Деяния» Аммиана Марцеллина (1829). В это же время Амброзоли опубликовал учебник и грамматику итальянского языка и свой главный труд — учебник итальянской литературы (итал. Manuale della letteratura italiana; 1832, седьмое издание 1885). Вместе с Джачинто Баттальей составил сборник биографических очерков о выдающихся деятелях современности «Современная галерея» (итал. Galleria contemporánea; 1841). С 1842 года заведовал кафедрой латинского и греческого языков, древней литературы и эстетики в Павийском университете. Во время революционных волнений 1848 года ненадолго вынужден был оставить университет, но затем был приглашён в Вену, где изложил свои взгляды на реформу классического образования в Ломбардии, после чего некоторое время исполнял обязанности генерального директора лицеев и гимназий, вернувшись в то же время на университетскую кафедру. В последние годы жизни работал над «Историей Италии в римский период» (итальянское название -. Storia d'Italia durante il periodo romano), которая была издана посмертно. Умер в Милане 15 ноября 1868 года.

 (615x699, 136Kb)
1806
Хуан Кризостомо Хакобо Антонио де Арриага-и-Бальсола (испанское имя - Juan Crisóstomo Jacobo Antonio de Arriaga y Balzola)
испанский композитор, баск по национальности, часто именуемый «баскским Моцартом» за раннее творческое начало и раннюю кончину. Родился в Бильбао в семье органиста в день 50-летия Моцарта. Отец дал ему первые уроки музыки, и уже в 11 лет в родном городе было исполнено первое сочинение Арриаги, октет Nada y mucho. В 1821 юный композитор, уже бывший автором оперы, отправился в Парижскую консерваторию, где учился игре на скрипке у Пьера Байо, гармонии у Франсуа-Жозефа Фети и контрапункту у Луиджи Керубини. Уже в 1824 Фети сделал его своим ассистентом в консерватории, а в 1825 была исполнена симфония в ре, считающаяся наиболее значительным произведением Арриаги. Однако Арриага простудился и умер в Париже 19 января 1826 года. Среди произведений Арриаги — частично не дошедшая до нашего дня опера «Счастливые невольники» (исп. Los esclavos felices, 1820), несколько кантат и вокальных сцен, ряд духовных произведений, симфония в ре (1825), увертюра ре мажор (1821), нонет для камерного оркестра (1818), три струнных квартета (1823), произведения для фортепиано. Творчество Арриаги находилось под влиянием современной ему французской и немецкой музыки, особенно Моцарта и Бетховена, и практически не содержало национальных мотивов. В честь Арриаги назван оперный театр в Бильбао, где ему также установлен памятник.

1808
Жуан Каэтану Дус Сантус (Joao Caetano dos Santos)
бразильский актер. В 1833 г. создал первую национальную драматическую труппу в городе Нитерой, которая содействовала формированию бразильского театра. Репертуар труппы кроме пьес классиков мировой драматургии с 1838 г. включал пьесы бразильских драматургов («Антониу Жозе, или Поэт и инквизитор» Д.Ж.Гонсалвиса ди Магальяйнса, «Мировой судья в деревне» Л.К.Мартинса Пены). В Рио-де-Жанейро одному из театров присвоено его имя. Умер в Рио-де-Жанейро, Бразилия 24 августа 1863 года.

 (577x699, 136Kb)
1808
Давид Фридрих Штраус (немецкое имя - David Friedrich Strauß)
германский философ, историк, теолог и публицист, родом из Вюртемберга. Родился в Людвигсбурге, в семье торговца. Мать воспитала в духе протестантского благочестия. Учился в духовной евангелической семинарии в Блаубейрене (в Вюртемберге), где одним из его учителей был знаменитый богослов, впоследствии основатель тюбингенской школы, Христиан Баур, затем в духовном институте (Stift) при тюбингенском университете, куда при нём был переведён на кафедру церковной истории Баур, но остальные кафедры были заняты ортодоксальными пиетистами. Вынесший из дома хорошее знакомство с Библией и сильное религиозное чувство, Штраус долго противился рационалистическому влиянию своего профессора; но изучение трудов Шлейермахера и в особенности Гегеля поколебали его, не настолько, однако, чтобы заставить отказаться от места викария (помощника пастора) в Клейн-Ингерсгейме (в Вюртемберге, 1830). В 1831 Штраус был назначен преподавателем еврейского и греческого языков в семинарию в Маульбронне. Там одним из его учеников был Э.Целлер, на всю жизнь оставшийся его другом. В ноябре 1831 Штраус оставил место и поехал в Берлин, с целью послушать лекции Гегеля и Шлейермахера. Он прослушал две лекции великого философа, после чего тот скоропостижно скончался от холеры. Во время пребывания в Берлине у Штрауса созрел план и основная идея его работы «Жизнь Иисуса». Он тогда уже ясно сознавал опасность её для него лично, но смело шёл ей навстречу. В 1832 он занял место репетитора в богословском институте в Тюбингене и тогда же начал чтение лекций по философии в тюбингенском университете. Лекции эти сразу создали ему громкую славу. В 1835 вышла в двух томах его книга «Жизнь Иисуса» (Das Leben Jesu, Тюбинген; 4 издание, 1840), которая произвела чрезвычайно сильное впечатление и на богословов, и на публику, хотя была написана в форме, малодоступной для неспециалистов. Штраус доказывал, что Евангелия несут в себе элементы ненамеренного мифотворчества, возникшего после смерти Иисуса но до их письменной фиксации, когда истории о Христе передавались из уст в уста и обрастали невероятными подробностями. Мировоззрение Штрауса признавало существование Бога как источника природных законов, но это исключало признание чуда, как того, что враждебно законам природы, а значит и воле Бога. Книга вызвала оживленную и ожесточённую полемику. Книга Штрауса была одним из толчков к разделению школы Гегеля на правых и левых гегельянцев; она же послужила исходным пунктом для создания тюбингенской школы учителем Штрауса, Бауром, опиравшимся на труд своего ученика. Штраус за свою книгу был лишён своего места и перемещен на должность учителя в младших классах в лицей в Людвигсбурге, которую он скоро (1836) оставил, чтобы посвятить себя исключительно свободной литературной деятельности и поселился он в Штутгарте. В 1837 он выпустил в свет три брошюры в ответ своим критикам, под общим заглавием «Streitschriften» (Тюбинген). В следующие годы появилось несколько новых работ Штрауса: «Charakteristiken und Kritiken» (Лейпциг, 1839; 2-е изд., 1844); «Ueber Vergngliches und Bleibendes im Christentum» (Альтона, 1839). В 1839 Штраус был приглашен на вакантную кафедру богословия в Цюрих. Приглашение состоялось после 3-летней борьбы, имело характер политический и вызвало путч, приведшую к падению правительства. Штраус получил отставку, не вступив ещё в должность, с 1000 франками пенсии. Это событие было большим несчастьем для Штрауса и в материальном смысле (литературный заработок его мог быть только крайне скуден, а пользоваться цюрихской пенсией он не считал себя вправе и расходовал её на поддержку различных учебных заведений в родном Людвигсбурге), и ещё более в нравственном, ибо он чувствовал в себе призвание к кафедре и страдал без неё. В 1840—1841 гг. появилось в свет его второе большое сочинение: «Die christliche Glaubenslehre in ihrer geistlichen Entwickelung und im Kampfe mit moderner Wissenschaft» (2 т., Тюбинген), отличающееся чисто полемическим характером. В 1842 Штраус женился на певице Шебест и переселился из Штутгарта в Зоннтгейм (близ Гейльброна). Ко времени его семейной жизни относится ослабление его научной деятельности, но зато период с 1840 по 1844 представляет расцвет деятельности поэтической. Штраус хорошо владел стихом и обладал поэтическим чутьем.; его поэтические произведения не занимают особенно видного места ни в немецкой поэтической литературе, ни в деятельности самого автора, но всё-таки имеют бесспорные достоинства. Его стихотворения собраны в посмертном сборнике «Das Gedenkbuch» (в 12-м т. «Сочинений»); туда вошли и стихотворения, при жизни Штрауса не напечатанные. После 1844 падает также и его поэтическая деятельность. В 1847 Штраус навсегда разошёлся со своей женой. С этих пор он стал мрачным, раздражительным, склонным к одиночеству; сближение с ним сделалось чрезвычайно трудным, и только с немногими старыми друзьями он поддерживал ещё отношения; позднее он сблизился с Куно Фишером, Гервинусом и некоторыми др. Он не мог оставаться на одном месте и постоянно переселялся из города в город. Зато с 1847 г. вновь начинается его научная и литературная работа. После нескольких статей биографического и эстетического содержания он выпустил в свет брошюру, наделавшую страшный шум: «Der Romantiker auf dem Thron der Csaren» (Мангейм, 1847) — в ней характеризуется император Юлиан и его ближайшие советники, но так, что в Юлиане всякий легко узнавал тогдашнего короля прусского Фридриха-Вильгельма IV, в советниках Юлиана — Шеллинга, Бунзена и других современных деятелей. Таким образом, эта работа — не историческое исследование, а политический памфлет, в котором Штраус обнаружил, рядом с глубокими историческими знаниями, замечательное искусство политического памфлетиста (впоследствии появилось много подражаний брошюре Штрауса; так, историк Квидде в своём «Калигуле» изобразил императора Вильгельма II). В 1848 людвигсбургские либералы предложили Штраусу кандидатуру во франкфуртский парламент: он принял её и сразу из тиши своего учёного кабинета перешёл на арену живой политической борьбы. На выборах во франкфуртский парламент, однако, прошёл его противник пиетист Гофман, но зато Штраус был избран в вюртембергскую палату депутатов (май 1848 г.). Сверх всякого ожидания, в палате он занял промежуточное положение между радикальным большинством и консервативным меньшинством; в особенности резко это сказалось во время прений по поводу расстрела Роберта Блума Виндишгрецем: не защищая Виндишгреца, Штраус возражал против всяких выражений протеста по этому поводу и, таким образом, практически сблизился с консерваторами. Недовольные этим избиратели потребовали от него сложения мандата, что Штраус и сделал, но не сразу, а лишь через несколько недель (декабрь 1848 г.). Как он сам рассказал впоследствии в своей автобиографической записке «Literarische Denkwrdigkeiten» (вошла в его «Kleine Schriften», Лейпциг, 1862), он не обнаружил ораторского таланта: он мог хорошо говорить подготовленные речи, но не был годен для живых парламентских споров. Ещё печальнее для его успеха в парламенте было его желание даже в деталях сохранить свою самостоятельность и нежелание подчиняться партийной дисциплине; впрочем, стать в ряды какой-либо партии было и невозможно для него, ввиду совершенной своеобразности его миросозерцания, в котором причудливым образом крайний радикализм научно-философской мысли переплетался в консерватизмом политических убеждений. С 1849 он вновь исключительно занялся научной работой. Из целого ряда сочинений, написанных им в следующее десятилетие, особенно выдаётся появившаяся в 1858 биография Ульриха Гуттена (русский перевод, Санкт-Петербург, 1897); помимо прежней глубины исторического исследования, он обнаружил в ней значительный чисто литературный талант: речь его дышит здесь глубоким и искренним воодушевлением. В 1864 Штраус заново переработал свою первую книгу и выпустил её в свет под названием «Das Leben Jesu fr das deutsche Volk bearbeitet» (Лейпциг, 1864; 12 издание, Бонн, 1902). В ней он опирался на труды тюбингенской школы, пользовался отчасти и Ренаном, за год перед тем выпустившим свою знаменитую «Vie de Jsus» (в которой, впрочем, сам находился под сильным влиянием Штрауса), и пытался нарисовать исторический образ Иисуса на основании достоверных сведений. Книга эта не имела того громадного значения, как первая работа на ту же тему; это объяснялось тем, что «Vie de Jsus» Ренана, несмотря на значительно меньшую научность, более нравилась публике, так как давала больше положительных выводов, и нарисованный в ней образ Иисуса являлся гораздо более цельным и полным, чем у Штрауса, исторический скептицизм которого отрицал саму возможность дать такой образ; для специалистов же книга Штрауса давала мало существенно нового. В 1870 Штраус обменялся несколькими тогда же напечатанными письмами с Ренаном по поводу франко-прусской войны. Эти письма дышат ненавистью к развращённой французской нации, немецкой национальной гордостью, преклонением перед Бисмарком и Мольтке и торжеством победы и представляют резкий контраст с гуманными письмами Ренана, в которых Ренан выражает скорбь по поводу торжества варварства над культурой. Письма вошли в состав новых изданий «Kleine Schriften» и переведены на русский язык в приложении к книге Э.Лавелэ «Современная Пруссия» (Санкт-Петербург, 1870). В 1872 вышла в свет книга Штрауса «Der alte mid der neue Glaube. Ein Bekenntniss» (Лейпциг, 1872). В ней четыре главы под названиями: Книга эта представляет предсмертную исповедь мыслителя. «Мы» в ней — авторское; под ним следует разуметь самого Штрауса и его единомышленников, а не какую-либо более определённую общественную группу. На первый вопрос он отвечает решительным отрицанием. На второй вопрос он отвечает, что никакой догматической религии не признает, а в том немногом, что ещё сохраняет из области религии, стоит на почве совершенно отличной от той, на которой держатся религиозные представления. На третий вопрос он отвечает подробной защитой дарвинизма и материализма; это последний этап в развитии Штрауса, совершенно отличный от того гегельянства, на почве которого он стоял в первых своих трудах. В своих речах на народных собраниях, которые он издал в сборнике «Sechs theologisch-politische Volksreden» (Штутгарт, 1848), он высказался за свободу слова, за суд присяжных, но вместе с тем, к удивлению многих, — за сохранение монархии и против республиканских стремлений. Штраус заявляет: «Я буржуа и горжусь этим»; но вместе с тем он желает сохранения дворянства и монархии, которую считает единственно возможной формой культурного человеческого общежития; в интересах сохранения дворянства он отстаивает принцип майората; отрицая равенство между людьми, он с презрением относится к идее социализма; для него «история никогда не перестанет быть аристократкой»; вечный мир в его глазах — иллюзия, и притом нехорошая иллюзия; он противник свободы стачек и горячий защитник смертной казни, радующийся твёрдости Бисмарка при её отстаивании и опасающийся только мягкосердечия императора Вильгельма I, который, пожалуй, будет слишком широко пользоваться своим правом помилования и тем парализует значение этой меры. Безусловный противник всеобщего голосования, Штраус, вместе с тем, безусловный и горячий сторонник свободы слова, мысли и совести во всех её видах. Для объяснения его политического консерватизма создавались разные гипотезы; Ланге приводил в причинную связь материализм и консерватизм у Штрауса; Михайловский объяснял консерватизм Штрауса отсутствием каких бы то ни было идеалов. Критикам своей книги Штраус отвечал брошюрой «Nachwort als Vorwort» (Бонн, 1873; она включена в позднейшие издания книги «Der alte und der neue Glaube»). Умер в Людвигсбурге 8 февраля 1874 года. После смерти Штрауса Целлер издал в 12 томах его «Gesammelte Schriften» (Бонн, 1876—1878; собрание не совсем полное, слишком специальные богословские работы в него не вошли; отдельные тома переиздавались потом много раз), позднее он же издал его «Ausgewhlte Briefe» (Бонн, 1895). Исходя из принципов гегелевской философии, разбирая содержание источников (главным образом Евангелий) и развивая свою теорию образования мифов, Штраус не отрицал исторического существования личности Иисуса, но находил, что большая часть представлений о нём имеет позднейшее происхождение, и пытался выяснить, из каких греческих, еврейских и восточных элементов составились эти представления. Сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—1878; в русском переводе.— Переписка между Э.Ренаном и Д.Шом, в книге: Лавелэ Э., Современная Пруссия в политическом и экономическом отношениях, Санкт-Петербург, 1870; Ульрих фон Гуттен, Санкт-Петербург, 1896; Чудеса Христа, Санкт-Петербург, (1907); Вольтер, Санкт-Петербург, 1909. Литература: Zeller Ed., D.F.Strauss in seinern Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; Hausrath A., D.F.Strauss und Theologie seiner Zeit, Bd 1—2, Hdlb., 1876—1878; Ziegler ., Strauss, 1—2, Strassburg, 1908.

Khrutsky-self (508x700, 348Kb)
1810
Иван Фомич Хруцкий
белорусский и российский художник, живописец. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Иван Хруцкий родился в местечке Улла, Лепельский уезд, Витебская губерния, Беларусь, Российская империя (ныне Бешенковичский район), в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. Белорус. Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А.Г.Варнек, М.Н.Воробьёв, К.П.Брюллов, Ф.А.Бруни. В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там. Умер Иван Фомич в имении Захарничи (близ Полоцка), Витебская губерния, Беларусь, Российская империя (ныне Полоцкий район, Витебская область, Белоруссия) 13 января 1885 года. Похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи. Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции. Вскоре И.Ф.Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов). В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Санкт-Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847). Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму. Если работа И.Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К.П.Брюллов и Ф.А.Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А.Г.Венециановым и особенно В.А.Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью. 24 сентября 1839 года И.Ф.Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я.К.Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого Захарничи» (1855). Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто. Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах. Иван Фомич с 1845 года был женат на польке Анне Ксаверьевне Одровонж-Бебновской (1822-?), дочери Ксаверия Бебновского, капитана костюшкинской армии. Супурга Хруцкого по одной из версий изображена на полотне художника «Портрет неизвестной» (1830-е). Анна Ксаверьевна пережила мужа на несколько лет, но точный год её смерти неизвестен. Некоторые работы И.Ф.Хруцкого: «Натюрморт с вазой» (1832); «Натюрморт с птичкой» (1832); «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты»; «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»; «Портрет мальчика» (1834); «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835); «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой» (1830-е); «Цветы и фрукты» (1830-е);«Плоды, фрукты, битая дичь» (1830-е); «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838); «Старуха, вяжущая чулок» (1838); «Вид на Елагином острове в Санкт-Петербурге» (1839); «Портрет П.Е.Рубцова» (1841); «Портрет А.М.Рубцовой» (1841 ?); «Натюрморт» (1842); «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами» (1846); «Вид в имении» (1847); «Мастерская художника» (без года); «Битая дичь, овощи и грибы» (1854); «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854); «В комнате» (1854); «Семейный портрет» (1854); «Портрет велогонщика» (1855); «В комнатах усадьбы художника И.Ф.Хруцкого Захарничи» (1855); «Портрет Миколая Малиновского» (1855); «Автопортрет» (1884). Имя Ивана Фомича Хруцкого носят улицы в Полоцке и в посёлке Улла, детская художественная школа в городе Новополоцке. В деревне Полота Полоцкого района Витебской области открыт школьный музей «Жизнь и творчество династии Хруцких». В рамках чествования 200-летия со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого его имя внесено в Перечень памятных дат ЮНЕСКО 2010 года. В Новополоцке 20 июня 2012 года открыт памятник И.Ф.Хруцкому. Творчество Ивана Фомича Хруцкого нашло отражение на почтовых марках СССР. Так в серии 1979 года «Цветы в произведениях русской и советской живописи» на марку номиналом 1 копейка был помещён натюрморт «Цветы и фрукты» (1839), а в серии 1983 года «Живопись Белоруссии» была представлена картина «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).
StampBelarus2010 (700x427, 356Kb)
К 200-летнему юбилею художника почта Белоруссии выпустила почтовый блок, состоящий из двух марок. На первой марке помещён автопортрет Ивана Хруцкого (1884), на второй — натюрморт «Битая дичь, овощи и грибы» (1854). На полях блока помещён фрагмент картины «Портрет жены с цветами и фруктами». Почта России выпустила ХМК с натюрмортом «Цветы и фрукты» (1839).
Ivan_Khrutsky20rub.2010 (700x486, 361Kb)
Национальный банк Республики Беларусь к 200-летию со дня рождения И.Ф.Хруцкого выпустил серебряную монету прямоугольной формы номиналом 20 рублей. На лицевой стороне в центре помещён фрагмент картины «Портрет незнакомки», слева внизу — рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь, вокруг него надпись: «РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ», под ним — год чеканки, слева — фирменный знак Монетного двора Польши, справа — проба сплава; справа в нижней части монеты — номинал: «20 РУБЛЕЙ». На оборотной стороне слева помещено рельефное изображение фрагмента автопортрета художника, под ним авторская подпись «И.Хруцкий» и годы жизни художника 1810—1885; справа — фрагмент картины «Цветы и фрукты», под ним — изображение палитры и кистей. Литература: Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий: проблема интерпретации творчества «среднего художника» XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 4: Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Ленинград, 1990. Страницы 82-99; Вариант статьи на польском языке: Kuznecow. S. Malarz Jan Chrucki. Portret XIX-wiecznego 'artysty srednego'// Biuletyn historii sztuki. R. LX: 1998. nr.1-2. S.49-67; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. — Минск: БелСЭ имени Петруся Бровки, 1985. — Страница 133. — 496 страниц. — 8000 экз. (На белор. языке); Знаменитые русские художники: Биографический справочник. — Санкт-Петербург: Азбука, 2000. — 400 страниц — 100 000 экземпляров — ISBN 5-7684-0518-6

Eugene_viollet_le_duc (525x700, 129Kb)
1814
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (французское имя - Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc)
французский архитектор, реставратор, искусствовед и историк архитектуры, идеолог неоготики, основоположник архитектурной реставрации. Родился в Париже, в семье парижского чиновника, близкой к артистическим кругам: мать Эжена устраивала богемные салоны, дядя по матери — известный художник Эжен Делеклюз. В 1830 году, во время Июльской революции, Эжен Эммануэль оказался на баррикадах, а затем отказался поступать в престижное училище изящных искусств, предпочитая практическую работу учеником в архитектурной фирме Ашиля Леклера. После поездки в Италию (1836—1837), в 1840 году принял предложение Проспера Мериме (в то время — государственного инспектора по историческим памятникам) заняться реставрацией средневекового романского аббатства святой Марии Магдалины в Везле. За этим последовали сорок лет активной реставраторской работы. С 1853 года Виолле-ле-Дюк — генеральный инспектор церковных построек Франции. Как самостоятельный архитектор он спроектировал и построил три церкви (в Каркассоне, Д’Эстре и Сен-Айян-сюр-Толон), а также памятник Наполеону и его братьям в Аяччо. В 1874 году Виолле-ле-Дюк был вынужден покинуть пост по обвинению в «вольнодумстве» и ушёл в политику, был избран в парижский муниципалитет. Во время франко-прусской войны 1870—1871 Виолле-ле-Дюк — военный инженер-подполковник действующей армии. Опираясь на военный опыт, он издал полемическую монографию «История одной крепости» (Histoire d’une Forteresse, 1874), в которой предложил военную стратегию будущей обороны Франции, опираясь на реальную историю крепости Рош-Понт. Военные теории Виолле-ле-Дюка непосредственно повлияли на подготовку оборонительных линий Франции перед обеими мировыми войнами. Умер в Лозанне 17 сентября 1879 года. Авторству Виолле-ле-Дюка принадлежат как монографии, описывающие отдельные памятники, так и фундаментальные 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI века» (1854—1868), 6-томный «Толковый словарь французской утвари от Каролингов до Ренессанса» (1858—1875), двухтомник «Беседы об архитектуре» (1863—1872), а также популярные издания. В конце жизни, в 1877, Виолле-ле-Дюк издал альбом-справочник «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность» (русский перевод Н.В.Султанова, Санкт-Петербург, 1879). Он приходил в восторг от памятников русского шатрового зодчества, таких как Дьяковская церковь и храм в Путинках, и видел в них свидетельство «индо-татарского» влияния. Истоки владимиро-суздальских рельефов он искал в Персии. Такие легковесные сближения вызвали опровержение со стороны Фёдора Буслаева (статья «Русское искусство в оценке французского ученого», 1879). Виолле-ле-Дюк привнёс во французскую научную школу методику точного, археологического подхода к обмерам и описаниям предметов старины, однако его практический опыт реставрации был, по меньшей мере, спорным: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени.» Такой подход вызывал противодействие противоположного лагеря «консерваторов», возглавляемых Джоном Рёскином, который упрекал Виолле-ле-Дюка в том, что после его реставрации нельзя собрать даже обломков настоящей старины. Крайний пример подхода Виолле-ле-Дюка — замок Пьерфон, в «реставрации» которого доминировала идея создания «идеального здания» средневекового стиля. Идея творческого воссоздания средневековых памятников «по Виолле-ле-Дюку» прижилась во многих странах Европы; именно ей обязаны своим внешним видом многие сохранившиеся памятники — от замка Карлштейн до Успенского собора во Владимире-Волынском. С точки зрения современной практики консервации зданий реставрационный подход Виолле-ле-Дюка рассматривается как слишком свободный, субъективный и базирующийся на интерпретациях, однако некоторые архитектурные памятники могли бы быть утеряны без его участия в их восстановлении. Основные реализованные реставрационные проекты: Коллегиальная церковь Богоматери в Семюр-ан-Осуа (1841—1865, совместно с Лассю); Аббатство Сен-Дени (1846—1879); Сент-Шапель (c 1840); Амьенский собор (1850—1859); цитадель Каркассона; замок Куси (1856—1866); замок Пьерфон; Венсенский замок. Переводы сочинений: Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. — Москва: издание Художественно-промышленного Музеума, 1879; Беседы об архитектуре, в 2 томах / Перевод А.А.Сапожниковой под ред. А.Г.Габричевского. Москва: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры. 1937—1938; Жизнь и развлечения в средние века. — Санкт-Петербург: Евразия, 2003. — 384 страницы. ISBN 978-5-8071-0258-4; Крепости и осадные орудия. Средства ведения войны в Средние века. — Москва: Центрполиграф, 2007. — 255 страниц. ISBN 978-5-9524-2980-2; Энциклопедия готической архитектуры. - Москва: ЭКСМО, Наше слово, 2012. - 512 с. ISBN 978-5-699-60674-0.

1818
Генрих Рихард Бáльтцер (Heinrich Richard Baltzer)
немецкий математик-педагог, профессор университета в Гисене. Родился близ Дрездена. Один из первых изложил (1867) основы геометрии Лобачевского. Автор учебников по математике, переведенных на многие языки. Умер в Гисене 7 ноября 1887 года.

 (588x699, 102Kb)
1820
Хуан Кристостомо Фалькон (Juan Crisostomo Falcon y Zavarce)
венесуэльский государственный и политический деятель, президент Венесуэлы (1863-1868). Умер 29 апреля 1870 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку