-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108918
Комментариев: 6801
Написано: 117390


23 февраля родились...

Вторник, 23 Февраля 2016 г. 00:05 + в цитатник
 (532x699, 111Kb)
1808
Фридрих Фридрихович Рихтер (Федор Федорович Рихтер)
известный русский архитектор, основоположник научной реставрации в России. Родился в семье художника. Местом его рождения называют либо г. Гольдинген Курляндской губернии, либо Санкт-Петербург. Пойдя по стопам отца, Федор посвятил себя художествам и в 1827 г. уже состоял рисовальщиком в чертежной при постройке Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а также был вольноприходящим учеником Академии художеств. За достижения в учебе Ф.Ф.Рихтер неоднократно отмечался в выпускаемых Советом Академии журналах. В 1830-1833 гг. за успехи в рисовании архитектуры он был награжден серебряными медалями 2-го достоинства, за экзамен по архитектурной композиции - медалью 2-й степени, за проект санатория на 200 человек - золотой медалью 2-го достоинства и званием неклассного художника архитектуры, за проект жилого усадебного помещичьего дома - золотой медалью 1-го достоинства. По ходатайству ректора Академии А.Н.Оленина Рихтер был включен в список пансионеров. Случай редкий, так как вольноприходящие ученики такого права не получали. В 1834 г. Федор Федорович за счет Кабинета Его Императорского Величества поехал для совершенствования мастерства в Италию, где должен был изучать архитектуру, а по окончании поездки представить обмер одного памятника архитектуры на выбор или "реставрацию" (так называлась графическая реконструкция). В те годы в Италии проживало 40 пансионеров Академии, в их числе К.П.Брюллов, Ф.И.Иордан, А.А.Иванов. Рихтер сошелся с ними довольно близко и за свою честность и щепетильность был выбран держателем кассы взаимопомощи. Позже Иордан писал: "Одним из моих друзей был Ф.Ф.Рихтер, человек прекрасный и чистейшей души, отличный рисовальщик, но в композиции не сильный. Он был прилежен и начитан, его беседа была для меня очень полезна". В 1837 г. Совет Академии объявил Федору Федоровичу особую похвалу за присланные рисунки, а его графические реконструкции форума Траяна и бань Павла Эмилия были изданы в Италии. В 1839 г. ему было присуждено звание академика архитектуры и чуть позже - академика Миланской Академии художеств. В 1841 г. архитектор был откомандирован в Московскую строительную комиссию, и в том же году ему присвоили звание профессора "во уважение известных познаний и трудов его в архитектурном художестве". С этого времени вся дальнейшая жизнь мастера была связана с Москвой. Не прошло и трех месяцев с момента переезда, как Федор Федорович уже числился третьим архитектором по строительству Большого Кремлевского дворца, главным архитектором которого был К.А.Тон. Начиная с 1843 г. в течение 25 лет Ф.Ф.Рихтер как старший архитектор, ответственный за архитектурную и строительную часть, возглавлял все работы по Большому Кремлевскому дворцу. План,фасад, продольный и поперечный разрезы кремлевской стены между Константино-Еленинской, Набатной и Царской башнями. Чертеж Ф.Ф.Рихтера.1850-е гг. В 1842 г. Ф.Ф.Рихтер был избран директором Московского Дворцового архитекторского училища - второго в России центра по подготовке зодчих. На этом посту (ведя также курс по составлению проектов) он оставался до 1865 г., когда училище было объединено с Училищем живописи и ваяния и он вошел в состав Совета преобразованного Училища живописи, ваяния и зодчества. С именем Рихтера связан ряд нововведений в училище: так, было увеличено число занятий архитектурой до семи в неделю, причем директор требовал, чтобы ученики всегда отстаивали свое мнение, даже если сам он был с ним и не согласен. Теоретические занятия Рихтер считал необходимым сочетать с практикой. Многие ученики Кремлевского архитекторского училища работали на строительстве Большого Кремлевского дворца. Благодаря Федору Федоровичу из стен училища выходили не только строящие архитекторы, но и реставраторы. Панорама Москвы (вид на Благовещенский собор, Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя). Фотогравюра. Вторая половина XIX в. 1842 г. стал переломным в творчестве зодчего. В это время он не только вел работы на самом престижном объекте древней столицы, но и фактически выполнял функции главного архитектора города. В 1843 г. Рихтер был назначен старшим архитектором Большого Кремлевского дворца и вошел в архитектурный совет при Комиссии построения храма Христа Спасителя. Тогда же его начали привлекать к реставрационным работам: вместе с академиком архитектуры А.В.Никитиным он осматривал китайгородскую стену в Москве. В 1843 же году изменилось семейное положение Федора Федоровича: он женился на Александре Николаевне Петровой, и вскоре у них родился сын, Николай. В те годы Рихтеры жили на Большой Никитской улице, в приходе сохранившейся до наших дней церкви Малого Вознесения, в доме Воронцова, который впоследствии был перестроен для Консерватории. В 1846 г. Федор Федорович получил благодарность за строительство Большого Кремлевского дворца, оконченное к 1849 г. Некоторые помещения дворца, в том числе Владимирский и Александровский залы, были отделаны по его собственным проектам. За участие в этой постройке архитектора возвели в чин статского советника и наградили орденом Святой Анны 2-й степени. Почти до конца жизни он оставался главным архитектором дворца и следил за состоянием здания, в частности переделывал знаменитый Екатерининский зал. Начиная с 1840-х гг. Ф.Ф.Рихтер неоднократно обследовал древние строения, привлекая к этим работам учеников Дворцового архитекторского училища. В 1850 г. он был назначен старшим архитектором по строительству зданий в Кремле. Эту работу, как и работы по дворцу, окруженному российскими древностями, он сочетал с исследованием древних сооружений. Собранные Рихтером материалы легли в основу заказанного Императором издания "Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах с замечательнейшими деталями украшений каменной высечки и живописи". Книга выходила частями с 1851 по 1856 г. и на много лет определила развитие истории архитектуры в России. В ней были опубликованы чертежи кремлевских построек: Теремного и Потешного дворцов, Успенского собора и церкви Спаса за Золотой решеткой, а также молельни в селе Боголюбове, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и других. Часть чертежей выполнили выпускники училища, но многие работы были сделаны Ф.Ф.Рихтером лично. Выпуск "Памятников..." привлек к себе большое внимание. Практически он явился первым опытом публикации памятников архитектуры. Зачастую именно рихтеровское издание было источником, по которому восстанавливался облик здания, в частности церкви Святой Ирины на Нарышкином дворе. В 1853 г. за свой труд Рихтер был награжден бриллиантовым перстнем. "Громадная польза, которую принесло это издание, не подлежит никакому сомнению. По нему учились и учатся многие архитекторы во всех наших архитектурных вузах. При помощи его не раз производились реставрации памятников архитектуры",- писал один из исследователей творчества Рихтера. Федору Федоровичу заказывали и рисунки памятников архитектуры для членов Царской семьи. Так, для Великого князя Николая Николаевича он создал реконструкцию церкви Спаса на Сенях в Ростове и других зданий. К этому времени Рихтер сформировался и как практикующий архитектор, и как знаток древностей. Знаменская церковь в селе Дубровицы, стены Псковского и Московского Кремля, кремлевские соборы - Благовещенский и Спаса на Бору, Ипатьевский монастырь в Костроме - вот далеко не полный перечень работ, осуществленных Ф.Ф.Рихтером. Реставрация дома царя Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре открыла новый список работ зодчего - так называемых династических реставраций, связанных с мемориальными местами Дома Романовых. Одной из них стала реставрация палат бояр Романовых, начатая после коронации Александра II. В комиссию по реставрации под председательством М.А.Оболенского вошли ведущие специалисты: И.М.Снегирев, А.Ф.Вельтман, А.А.Мартынов, Б.В.Кене, Ф.Ф.Рихтер. В ходе работ были разобраны позднейшие пристройки, и палаты восстановили по остову от пожара 1668 г. Работы велись под постоянным контролем: на закладке и освящении здания присутствовала вся семья Государя. Во время специально разработанной пышной церемонии закладки членам Императорской семьи были поднесены на серебряных подносах "золотые и серебряные монеты чеканки 1856 года, кои и положены в основу здания на память освященнейшего коронования". Вельтман поднес золотые и серебряные монеты 1858 г. "во свидетельство действительного начала работ в настоящем году для обновления этого древнего памятника", Кене - монеты времен Михаила Федоровича, родившегося в этих палатах, Мартынов - монеты времени Ивана Грозного в память о том, что Анастасия Романовна была взята из этого дома, и, наконец, Рихтер поднес серебряный молоток, лопатку и кирпичи, которые были положены в фундамент здания. При открытии палат всю Варварку запрудил народ, крыши и чердаки были также заняты. Реставрация получила громадный резонанс. "Честь и слава московским археологам, возобновившим палаты своих бояр в их первозданном виде",- писали газеты. Многочисленные обязанности директора училища, нагрузку по строительству Большого Кремлевского дворца и реставрации Рихтер сочетал с исполнением проектов зданий, причем выбор объектов отражал его интерес к исторической тематике. В 1842 г. он участвовал в конкурсе на составление проекта церкви на поле Полтавского сражения, в котором принимали участие почти все крупнейшие архитекторы того времени. Им же был составлен проект реставрации Николаевского дворца в Московском Кремле. Внимание Рихтера привлек и конкурс на составление "проекта нового Коломенского дворца", объявленный в 1859 г. Это был один из первых конкурсов, в программе которого значилось: "При выборе архитектурного стиля следует руководствоваться примерами старинных московских построек, предшествовавших периоду Императора Петра I, преимущественно Кремлевскими теремами". В 1866 г. Рихтер представил акт на предполагаемые работы в здании Тверского казенного дома в Москве. Федор Федорович выполнил также несколько значительных частных заказов: построил усадьбу Воронцова в подмосковном имении Марьино, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, колокольню в селе Ивановское Подольского уезда, церковь и склеп княгини Чернышевой и дом И.Л.Медведникова в районе Арбата. В скупых строках академических отчетов говорится: " 1861-1862. Профессор Ф.Ф.Рихтер составил проекты: 1) на возобновление покоев Михаила Федоровича в Костромском Ипатьевском монастыре; 2) на возобновление трех иконостасов в приделах Благовещенского собора в Москве - и по званию директора Московского Дворцового архитектурного училища занимался образованием учеников. 1863-1864. Профессор Ф.Ф.Рихтер в течение минувшего года занимался восстановлением наружности Благовещенского собора и 3 древних его приделов и иконостасов, устройством нового иконостаса, придела Спаса на Бору в Кремле Московском и окончанием работ в Костромском Ипатьевском монастыре. 1864-1866. Ф.Ф.Рихтер занимался устройкою села Ильинского, принадлежавшего Императрице, близ Москвы и устройством мануфактурной выставки в Москве". Перестройка бывшего поместья Голицыных - села Ильинского - для подмосковной резиденции Императрицы стала последней работой мастера. По грандиозности поставленных задач ее можно сравнить лишь с работами в Большом Кремлевском дворце. Требовалось не только исправить уже существующие постройки, но и возвести целый комплекс новых: кухни, пекарни, мосты через овраг, ограды. Была отремонтирована церковь, перестраивались сооружения для нужд дворца: постоялый двор переделывался в телеграф и так далее. В нескольких селах по дороге к Москве появились почтовые станции. Были построены больница, сельское училище, школа и прочее. Осуществлены работы по перепланировке местности от Москвы до Ильинского с прокладкой шоссе. В 1867 г. Рихтеру было поручено составление проекта Московской городской думы на базе Присутственных мест, с сохранением старых стен. В том же году зодчий вошел в группу членов-основателей Московского архитектурного общества. Все эти труды подорвали здоровье архитектора, и 7 марта 1868 года Федор Федорович Рихтер скончался, оставив двоих сыновей и четырех дочерей.

Димитрий_(Муретов) (495x700, 211Kb)
1811
Архиепископ Димитрий (в миру — Климент Иванович Муретов)
епископ Православной российской церкви, с 1882 года архиепископ Херсонский и Одесский. Родился в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии, в семье диакона. До девяти лет Климент Столпянский обучался дома. В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище и записан по фамилии дядей Муретовым. После его окончания обучался в Рязанской семинарии, в 1831 году поступил в Киевскую духовную академию. В период обучения 23 сентября 1834 года принял монашеский постриг с именем Димитрий. 8 ноября того же года был рукоположён во иеродиакона, а 5 августа 1835 года — во иеромонаха. 19 октября 1835 года после защиты диссертации получил степень магистра богословия и был оставлен в академии на кафедре Священного Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 года утверждён в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 года — инспектор академии. 6 апреля 1838 года иеромонах Димитрий был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Выдубицкого монастыря. 6 мая 1841 году назначен ректором Киевской духовной академии. 16 марта 1851 года архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Тульского. 23 июня 1857 года переведён на Херсонскую кафедру. Вызванный в 1859 года в Санкт-Петербург как лучший устроитель духовных учебных заведений, епископ Димитрий председательствовал в комиссиях: 1) по сокращению переписки по духовному ведомству; 2) по улучшению быта сельского духовенства; 3) по преобразованию духовных семинарий и училищ. Работа его в комиссиях была весьма плодотворной. 15 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 15 октября 1874 года — архиепископ Ярославский. С 8 мая 1876 года — архиепископ Волынский. В 1882 году возвращён на Херсонскую и Одесскую кафедру. Скончался в Одессе 26 ноября 1883 года. Сочинения: О путях промысла Божия в обращении грешников и о путях покаяния для обращенных. (Собрание сочинений студентов Киевской Духовной Академии. Киев, 1839); Первое собрание слов, бесед и речей преосвященного. Одесса, 1859; Собрание слов, бесед и речей. Санкт-Петербург, 1885; Полное собрание творений Димитрия (в шести томах), 1899; Цветы из сада, издательство Афонского русского Пантелеимонского монастыря. Москва, 1889, страница 103; Слово об уважении к местам христианского погребения. Прибавление к Церковному Вестнику, 1890, № 47, страница 1577; Отдельные слова и речи Димитрия напечатаны в Православном обозрении за 1875—1884 гг.

 (482x699, 42Kb)
1817
Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts)
популярный английский художник-символист и скульптор Викторианской эпохи. Уоттс стал известным ещё при жизни благодаря своим аллегорическим работам, таким как «Надежда» и «Любовь и жизнь». Эти картины должны были стать частью эпического символистичного цикла «Дом жизни», где эмоции и желания изображены с помощью универсального языка символов. . Родился в Лондоне. Отец Уоттса был настройщиком и изготовителем фортепиано. В десять лет будущий художник стал учеником скульптора Уильяма Бенеса. Довольно поздно, в восемнадцать лет, поступил в Школу искусств при Королевской академии, учился там недолго. Работой, которая принесла Уоттсу известность стала картина «Триумфальное шествие Каратакуса по улицам Рима» (1842). Это произведение победило в конкурсе, проводившемся в Вестминстерском зале Парламента и принесло Уоттсу премию в 300 фунтов. Полученные деньги дали ему возможность совершить в 1843—1847 годах путешествие в Италию, где под влиянием шедевров искусства античности и Возрождения сформировался стиль Уоттса. После возвращения из Италии Уоттс прославился как портретист и мастер масштабных аллегорических композиций. Сам художник утверждал, что его искусство обращено прежде всего к ценителям-интеллектуалам, а главной задачей считал стремление к правде и красоте через пробуждение воображения человека.
23 февраля 1817 года родился — Джордж Фредерик Уоттс.post-13108-129841996727 (700x352, 216Kb)
Дружил с прерафаэлитами, посещавшими салон Принсепов в Кенсингтоне, сам не примыкал этому течению, однако его ранние работы несут отпечаток их стилистики. С 1851 по 1875 год художник жил в доме супругов Принсеп и был учителем их сына Валентайна. По настоянию Уоттса, мальчик получил художественное образование. В период жизни у Принсепов Уоттс создал множество портретов знаменитых людей, в том числе Лейтона, Теннисона, Карлейля, Суинберна и других. Большая часть исследователей творчества художника считает портреты лучшей частью его наследия. Перемена стиля художника в конце 1960-х — начале 1970-х годов объясняется его обращением к скульптуре. За картины, выполненные в строгой монохромной гамме с героями, напоминающими античные скульптуры, Уоттса назвали Викторианским Микеланджело. Техника Уоттса резко отличалась от техники большинства художников того времени, предпочитавших заглаженную живописную поверхность. Он писал корпусно, густыми мазками вязкой краски: чтобы удалить излишки масла, Уоттс предварительно выдавливал краску на бумагу. Г.К.Честертон отмечал, что живопись Уоттса подобна «фрескам некоего доисторического храма». В 1864 году Уоттс женился на актрисе Эллен Терри. Брак распался через одиннадцать месяцев. Второй женой Уоттса в 1886 году стала шотландка, художница по керамике Мери Фрезер-Титлер (1849—1938). С 1891 года супруги жили в поместье Лимнерлиз (Комптон, Суррей). В 1903 году рядом с поместьем открылся Музей Уоттса, в экспозицию которого вошла большая часть произведений художника. В 1885 и 1894 годах художнику предлагался титул баронета, однако Уоттс отказался от него, так же как и от поста президента Королевской академии. Уоттс умер в поместье Лимнерлиз 1 июля 1904 года. Похоронен в часовне, построенной по проекту его жены, рядом с Музеем Уоттса.

 (535x698, 155Kb)
1820
Якоб Штемпфли (немецкое имя - Jakob Stдmpfli)
швейцарский политик, президент. Член Радикально-демократической партии. Родился в Янзенхаусе, коммуна Венги, кантон Берн, Швейцария. Сын фермера Якоб Штемпфли обучался праву в университете Берна. После его окончания в 1843 году был адвокатом, затем основал газету "Бернер Цайтунг" и стал её главным редактором. В 26 лет был избран в правительство кантона Берн, где возглавил департамент финансов. В декабре 1854 года избран в Федеральный совет. 7 июля — 27 августа 1851 — президент Национального совета парламента Швейцарии. 6 декабря 1854 — 31 декабря 1863 — член Федерального совета Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1855 — вице-президент Швецарии, начальник департамента (министр) юстиции и полиции. 1 января — 31 декабря 1856 — президент Швейцарии, начальник политического департамента (министр иностранных дел). 1 января 1857 — 31 декабря 1858 — начальник департамента финансов. 1 января — 31 декабря 1858 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1859 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января 1860 — 31 декабря 1861 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1861 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1862 — президент Швейцарии, начальник политического департамента. 1 января — 31 декабря 1863 — начальник военного департамента. 7 июня — 18 сентября 1875 — президент Национального совета парламента Швейцарии. После отставки в 1863 году участвовал в создании Швейцарского банка и был его первым президентом. В 1872 году избран членом Международного третейского суда по делу «Алабамы». Умер в Берне 15 мая 1879 года.

1823
Найден Добрович Геров (псевдоним – Н.Мушек)
болгарский общественный и политический деятель, филолог, поэт. Родился в Копривштицк. Образование получил в России (1841-1845). Принял русское подданство. В 1857-1877 гг. вице-консул России в Пловдиве. Был связан со Славянскими комитетами в России; стоя на позициях болгарских буржуазных кругов, оказывал поддержку болгарскому национально-освободительному движению. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. участвовал в деятельности временного русского управления для Болгарии, затем губернатор города Свиштова. Автор первой болгарской поэмы «Стоян и Рада» (1845). Умер в Пловдиве 9 октября 1900 года. Сочинения: Речник на българския език с тълкуване речите на български и руски, т. 1-5, Пловдив, 1895—1904. Литература: Панчев Т., Найден Геров, [София, 1923].

1823
Адольф Куллак (немецкое имя - Adolph Kullak)
немецкий музыкальный педагог и теоретик. Младший брат Теодора Куллака. Родился в Мезерице, Великое герцогство Познанское, ныне — в Любушском воеводстве, Польша. Получил музыкальное образование как пианист у Альбрехта Агте и Адольфа Маркса, однако отказался от концертной карьеры, ограничившись преподаванием — сперва частным образом, затем в основанной его братом Новой Академии музыки. Выступал как музыкальный критик в «Новой берлинской музыкальной газете», занимая в целом консервативные позиции: кумирами Куллака были Бах и Бетховен, сравнения с которыми новейшая музыка в его глазах не выдерживала. Известность Куллаку принесли два труда из области музыкальной эстетики: «Прекрасное в музыке» (нем. Das Musikalisch-Schцne; 1858) и более детализированный труд «Эстетика фортепианной игры» (нем. Die Дsthetik des Klavierspiels; 1860, 8-е издание 1920, английский перевод Т.Бейкера, 1893), в котором конкретные соображения о технике фортепианного исполнительства помещались в контекст общеэстетической проблематики. Умер в Берлине 25 декабря 1862 года.

Hendrik_Willem_Mesdag_1913 (561x699, 116 Kb)
1831
Хендрик Виллем Месдаг (нидерландское имя - Hendrik Willem Mesdag)
нидерландский художник-маринист. Родился в Гронингене, в семье банкира Класа Месдага. В детстве овладевал живописью при помощи отца, художника-самоучки. Изучал рисование в Брюсселе у Виллема Рулофса и, с 1868 года — в Гааге. Участвовал в 1870 году в Парижском салоне и завоевал там золотую медаль за своё полотно Волнорезы в Северном море. Член художественного общества Пульхри студио (Pulchri Studio), в 1889 году избирается его председателем. В 1903 году художник передал Нидерландскому государству принадлежавший ему дом в Лане и хранившуюся там коллекцию живописи. Ныне в этом здании находится Музей Месдага. Художник писал преимущественно морские виды в реалистическом стиле и принадлежал к гаагской школе. Его известнейшее полотно — Панорама Схевенингена, в создании которого приняли участие также и члены семьи Месдага — брат, жена и невестка. Картина была реставрирована в 1975 году и изображает рыбацкую деревню конца XIX столетия, на месте которой ныне расположился променад с отелями Гааги. Умер в Гааге 10 июля 1915 года. Литература: Zicken Ph., H.W.Mesdag, the painter of the North Sea, L., 1896

 (592x699, 52Kb)
1834
Густав Нахтигаль (немецкое имя - Gustav Nachtigal)
германский государственный деятель, учёный, путешественник, исследователь Центральной Африки. Врач по образованию. Родился в Айкстедте (Альтмарк), Саксония, в семье лютеранского пастора. Получил медицинское образование в университетах Галле, Вюрцбурга и Грейфсвальда, служил военным хирургом. Из-за легочного туберкулёза переехал в Северную Африку (Алжир, Тунис), участвовал в качестве хирурга в нескольких экспедициях в центральные районы Африки. В 1869 году прусский король Вильгельм I назначил Нахтигаля эмиссаром, поручив ему передать дары Умару, правителю государства Канем-Борно (территория современной Нигерии и Чада). Экспедиция отправилась в 1869 году из Триполи и через два года прибыла к месту назначения. Экспедиция завершилась зимой 1874 года прибытием в Хартум, в ноябре 1875 году Нахтигаль приехал в Каир. За время путешествия были исследованы нагорье Тибести, область Борку, районы центральной Сахары и озера Чад, правый берег реки Шари на территории султаната Багирми, нагорье Вадаи и плато Кордофан. Свои наблюдения Нахтигаль описал в сочинении «Сахара и Судан» (3 тома, 1879—1889). В 1882—1884 годах Нахтигаль был генеральным консулом Германской империи в Тунисе. В 1884 году рейхсканцлер Отто фон Бисмарк отправил на канонерке «Чайка» Нахтигаля как имперского комиссара в Западную Африку якобы для заключения торговых соглашений, но фактически для помощи в установлении германского протектората над Того и Камеруном. В июле 1884 года Нахтигалем при плавании на канонерке «Чайка» были подняты германские государственные военные флаги (нем. die Reichskriegsflagge} на побережье современных Того и Камеруна, где незадолго до этого германскими компаниями были заключены договоры о протекторате с правителями эве и дуала. При дальнейшем плавании Нахтигаль произвёл подъём германских флагов на побережье Юго-Западной Африки, обозначив (по международным нормам того времени) покровительство Германии над территориальными приобретениями предпринимателя Адольфа Людерица на побережье Юго-Западной Африки от реки реки Оранжевая на юге до реки Кунене на севере. При возвращении Нахтигаль ещё раз был в Камеруне и умер от осложненного легочным кровотечением туберкулёза 20 апреля 1885 года на борту канонерки «Чайка», находившейся в океане недалеко от мыса Кейп-Пальмас (Либерия), был захоронен в Гран-Басамe (ныне в Республике Кот-д’Ивуар), в 1888 году прах был перезахоронен в Дуала (Камерун) и на могиле воздвигнут памятник. Сочинения: «Сахара и Судан» / «Sahara und Sudan» (3 тома, 1879—1889). Сочинения: Sahara und Sudan, Bd 1—3, В. — Lpz., 1879—1889.

 (510x699, 78Kb)
1840
Всеволод Владимирович Крестовский
русский поэт, прозаик. Родился в селе Малая Березянка Тарощанского уезда Киевской губернии, в семье уланского офицера. Детство Крестовского прошло в имении бабушки. В 1850 поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи и делать поэтические переводы. В 1857 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1861 оставил учебу с формулировкой «по болезни». Во время учебы произошло знакомство с Д.Писаревым, повлиявшее на мировоззрение Крестовского. Вскоре, благодаря природному обаянию и разносторонней одаренности (артистической, музыкальной, живописной), он стал завсегдатаем литературных салонов. В 1857 состоялся литературный дебют Крестовского: в журнале «Общезанимательный вестник» были напечатаны его перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». В 1858 он получил признание в кружке поэта Л.Мея. В 1859 сотрудничал в журнале «Искра», напечатав сатирический очерк о ярмарочных нравах Сплошь да рядом и стихи. Общительность Крестовского способствовала его сближению с А.Григорьевым, а затем с кружком почвенников при журналах «Светоч» и «Время». В число его близких знакомых вскоре вошел Ф.М.Достоевский. В 1860–1861 Крестовский написал стихотворный цикл Испанские мотивы, отмеченный откровенным эротизмом, за что был прозван в сатирических журналах Клубничкиным. В 1861–1862 печатал статьи, стихи и прозу в журнале «Русское слово», отдавая дань в равной мере как почвенническим, так и радикально-нигилистическим идеям в духе Писарева, что дало основание А.Григорьеву заметить, что «натуры в нем нет», а критику Д.Минаеву отозваться на стихотворный сборник Крестовского «Стихи» (1862) статьей «На все отозвался, ни до чего не договорился». В 1863 Крестовский отказался от своих нигилистических взглядов, о чем написал в рассказе «Любовь в двух часах» (1863). С этого времени начал высмеивать нигилистов – в частности, увлекающихся романом «Что делать?» Н.Г.Чернышевского (статья «Заметки постороннего», 1863, и др.). Это дало основание Писареву назвать его «продажным стиходелателем», а журналу «Русское слово» – порвать с Крестовским. Крестовский перевел некоторые стихи античных поэтов (Анакреон, Алкей, Гораций, Сафо) и И.В.Гете, Г.Гейне, Т.Г.Шевченко, написал либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Псковитянка», сделал переложение сказки «Теремок», написал стихи романсов «Под душистою ветвью сирени» и «Прости, на вечную разлуку» и революционных песен «Владимирка» и «Полоса». Писал светские фельетоны для журнала «Модный магазин» и газеты «Петербургский листок», сотрудничал с другими изданиями. Любимой темой прозаических произведений Крестовского была драма брошенной женщины («Погибшее, но милое создание», 1861, «Бесенок», 1861, и др.). Его рассказам и повестям свойственны как романтические штампы, так и выразительные картины быта – например, гимназического в повести «Не первый и не последний. Неоконченные записки студента» (1861). Способность к точному литературному воплощению житейских картин и нравов привела Крестовского к созданию физиологических очерков «Гнилушница с Чернышева моста» (1864), «Извозчик Ванька» (1864) и др. В 1865 издал три книги физиологических очерков – «Санкт-Петербургские типы», «Санкт-Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки Санкт-Петербургской жизни». В 1862–1863 Крестовского заинтересовала жизнь Санкт-Петербургского «дна», и он начал собирать материал о его обитателях. Писатель Н.Помяловский дал ему идею большого романа в духе «Парижских тайн» Э.Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции. В 1864–1867 был написан роман «Санкт-Петербургские трущобы». Авантюрный сюжет включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их законных и незаконных жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Это дало основание критикам написать о том, что герои романа – это «смесь сливок общества с его подонками». Запутанная детективная интрига сочеталась в Санкт-Петербургских трущобах с описанием нравов различных слоев общества. В романе описывались ночлежки, притоны, публичные дома, тюрьмы. Роман «Санкт-Петербургские трущобы», пользовавшийся огромной популярностью у массового читателя, вызвал противоречивые оценки просвещенных современников. И.Тургенев назвал его «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского, Вас.И.Немирович-Данченко положительно оценил динамичность действия. В 1865–1866 в качестве «члена-литератора» специальной комиссии Крестовский исследовал подземелья Варшавы, о чем написал в очерке «Подземный ход» (1867). В 1867 путешествовал по Поволжью (очерк «По дороге», 1867). В 1868 стал офицером уланского полка, расквартированного в Гродно.
Vsevolod_Krestovskiy1880 (619x700, 531Kb)
В.В.Крестовский в 1880 году.
К этому времени у него сложилось убеждение, что российский нигилизм является следствием «польской интриги». Эта идея проводилась в дилогии Крестовского «Кровавый пуф. Хроника о новом смутном времени Государства Российского» (1875). Дилогия состояла из романов «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874). Антинигилистическая идея была облечена в авантюрно-детективный сюжет, в котором присутствовали все элементы «бульварного» романа – например, главный герой, «нигилист по стечению обстоятельств», был обольщен коварной красавицей-полькой. Сюжет разворачивался на фоне событий 1861–1863 – польского восстания, Санкт-Петербургских пожаров, студенческих волнений и др. Впоследствии Крестовский писал в основном тенденциозные очерки. Так, в «Очерках кавалерийской жизни» (1892) идеализировал военных, в очерках «На зимних квартирах» (1872) оправдывал антисемитизм. По заданию царя Александра II написал «Историю лейб-гвардейского Уланского Его Величества полка» (опубликована 1876) и, использовав собранный для этой работы материал, историческую повесть «Деды» (1875). В качестве официально прикомандированного к штабу русской армии журналиста участвовал в русско-турецкой войне, издал книгу очерков «Двадцать месяцев в действующей армии» (1877–1878) (1879). Впоследствии издал этнографические очерки о Дальнем Востоке, Китае и Японии (1885), где побывал как секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры; очерки «В гостях у эмира Бухарского. Путевой дневник» (1884), написанные во время службы чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе, и многие другие очерки, связанные с перемещениями по службе. В 1888–1891 Крестовский написал трилогию под условным названием «Жид идет!», в романах которой «Тьма египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала» проводилась мысль о еврейском заговоре. Авантюрный сюжет о похождениях мошенника и судьбе крестившейся еврейки разворачивался на фоне политических событий 1870-х годов – русско-турецкой войны, обострения восточного вопроса и т.д. Несмотря на идеологическую поддержку Крестовского, консервативная критика отметила падение его мастерства – например, критик К.Буренин написал о трилогии: «Сухо, скучно, книжно и отдает посредственностью». В 1892 Крестовский был назначен редактором официальной газеты «Варшавский дневник», в которой печатал свои статьи и рассказы. Большинство его знакомых отмечали не только деградацию его как прозаика, но и «способность к дурным поступкам» (Достоевский) и «разврат ума», которым «пересиливается его прекрасное и мягкое сердце» (А.Григорьев). Умер в Варшаве 30 января 1895 года.
Могила_писателя_Всеволода_Крестовского (525x700, 450Kb)
Могила Крестовского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Сочинения: Собрание сочинений, тома 1-8, Санкт-Петербург, 1899-1900; Санкт-Петербургские трущобы. (Вступительная статья И.Н.Кубикова), тома 1-3, Москва- Ленинград, 1935-1937; (Стихотворения), в книге: Поэты 1860-х годов. (Вступительная статья И.Г.Ямпольского), Ленинград, 1968. Литература: Базанов В., Из литературной полемики 1860-х годов, Петрозаводск, 1941.

 (528x699, 121Kb)
1840
Карл Менгер (немецкое имя - Carl Menger)
австрийский экономист, основатель австрийской школы. Родился в Нёй-Сандеце, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша). Карл Менгер учился в Венском университете и пражском университете Каролинум; защитил докторскую диссертацию в Ягеллонском университете в Кракове. В 187678 годах являлся наставником наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа, впоследствии покончившего жизнь самоубийством (сопровождал его в путешествиях по Европе, включивших посещение Англии, Шотландии, Ирландии, Франции и Германии). По записным книжкам потенциального монарха удалось восстановить курс лекций по политической экономии, который ему прочёл Менгер — оказалось, что содержание курса отвечало концепциям классической школы; о предельной полезности австрийский учёный даже не упоминал. В 1873—1903 годы Менгер работал профессором Венского университета. Ф.А. фон Хайек утверждает, что «копии его лекций по государственным финансам студенты пытались раздобыть для подготовки к экзаменам ещё двадцать лет спустя после его отставки». Брат экономиста, социолог Антон Менгер, в 1886 году опубликовал работу «Право на полный продукт труда». Сын, также Карл Менгер, получил известность как математик и экономист. Практической реализацией идеи Менгера о благах разных порядков является сетевое планирование. Карл Менгер внёс вклад в экономическую теорию, методологию экономических исследований и политическую философию. Карла Менгера заслуженно считают основателем Австрийской школы в экономической теории. Основной работой по экономической теории являются «Основания народнохозяйственного учения» (нем. «Grundsдtze der Volkswirtschaftslehre», 1871, 2-е издания 1923 под редакцинй К.Менгера (мл.)). Основные методологические работы (появившие в рамках известного «Спора о методах» с Густавом фон Шмоллером):
— «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности» (немецкое название - «Untersuchungen ьber die Methode der Sozialwissenschaften und der politischen Цkonomie insbesondere», 1883; «Investigations into the Method of the Social Sciences with Special Reference to Economics», перевод 1963) и — «Ошибки историцизма в немецкой экономической теории» (немецкое название - «Die Irrthьmer des Historismus in der deutschen Nationalцkonomie», 1884). Менгер наряду с Уильямом Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом считается «творцом» маржиналистской революции. Исходным пунктом экономического анализа К.Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:
а) существование некоей человеческой потребности;
б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи».Учение К.Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной микроэкономической теории. Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов. Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:
а) его полезность для данного индивида;
б) редкость.
Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. В теории К.Менгера ценность (пусть и неявно) дана через идею убывающей предельной полезности блага. К.Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Блага низшего порядка - это предметы потребления, блага высшего порядка - средства производства. Нововведение К. Менгера в сфере анализа производственных благ состоит не в новой терминологии, а в идее, согласно которой их ценность определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства. Точнее говоря, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер. К.Менгеру принадлежит также идея о взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ высшего порядка. Эта идея получила дальнейшее развитие в современной микроэкономике. К.Менгер также является автором эволюционной теории денег. По его мнению, деньги представляют собой экономический феномен, возникающий спонтанно.
23 февраля 1840 года родился — Карл Менгерpost-13108-129842001702 (700x357, 238Kb)
Их появление не является результатом целеноправленных действий отдельных хозяйствующих субъектов или групп таких субъектов, направленных на создание средства обмена. Для описания фундаментальных причин возникновения денег К. Менгер обращается к анализу особенностей обменных отношений. В ходе осуществления обменных операций их участники склонны накапливать у себя те товары, которые обладают большей «способностью к обмену», «реализуемостью» [Absatzfahigkeit]. Ведь такие товары можно обменять на большинство всех остальных благ. В результате товары с большими «способностями к обмену» начинают играть роль посредников при осуществлении обменных сделок. Постепенно среди этих товаров выделяется товар с наибольшей способностью к обмену. Такой товар как раз и представляет собой деньги. Эта идея о спонтанном возникновении денег оказала огромное влияние на формирование взглядов Ф.А. фон Хайека, Л. фон Мизеса и других представителей неоавстрийской школы - направления современного экономического анализа, развивающего традиции «старой» австрийской школы. В частности, предложенная Ф.А. фон Хайеком концепция «расширенного порядка» вряд ли появилась бы без теории денег К.Менгера. Умер в Вене 27 февраля 1921 года. Основные работы: Grundsдtze der Volkswirtschaftslehre, 1871; русский перевод: «Основания политической экономии», издания: — Австрийская школа в политической экономии. К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер. — Москва: Экономика, 1992. — ISBN 5-282-01471-8. Менгер К. Избранные работы. — Москва: Территория будущего, 2005. — Сьраницы 59288. — ISBN 5-7333-0175-9. Untersuchungen ьber die Methode der Sozialwissenschaften und der politischen Цkonomie insbesondere, 1883; русский перевод: «Исследование метода социальных наук и политической экономии в частности». издания: — Менгер К. Избранные работы. — Москва: Территория будущего, 2005. — Страницы 289-450. — ISBN 5-7333-0175-9. Die Irrthьmer des Historismus in der deutschen Nationalцkonomie, 1884. Литература: Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / перевод с английского — Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2008. Кубедду Р. Политическая философия австрийской школы: К.Менгер, Л.Мизес, Ф.Хайек / перевод с английского — Москва: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2008. — 406 страниц — ISBN 978-5-91066-025-4, ISBN 978-5-91603-009-9. Хайек Ф.А. Карл Менгер (19401921). — В книге: Хайек Ф.А. Судьбы либерализма в XX веке / перевод с английского Б.Пинскера. — Москва: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. — Страницы 79118. — ISBN 978-5-91066-028-5, ISBN 978-5-244-01113-5, ISBN 978-5-91066-027-8. Salerno J. T. Biography of Carl Menger: The Founder of the Austrian School (1840-1921) // The Ludwig von Mises Institute

 (579x699, 113Kb)
1842
Эдуард фон Гартман (немецкое имя - Eduard von Hartmann)
немецкий философ-идеалист. Родился в Берлине. Источниками философии Гартмана были волюнтаризм А.Шопенгауэра и "философия тождества" Шеллинга. Сочинения Гартмана "Философия бессознательного" (1869, 12 издание, 1923) противопоставляет естественно-научому материализму мистический идеализм, а идее социального прогресса - пессимистический взгляд на историю. Гартман придерживается панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бессознательное духовное начало. Вселенная, по Гартману - это продукт иррационального процесса, в котором сознание - лишь орудие бессознательной мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития. На основе признания иррациональности мира Гартман разрабатывает этику с точки зрения пессимизма ("Феноменология нравственного сознания", 1879, 3 издание 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Гартман приходит к проповеди нигилистической религии ("Философия религии", 1882), - эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Гартман выступил против материалистической позиции, согласно которой психические процессы зависят от физиологических. Умер в Грослихтерфельде, Германия 5 июня 1906 года.

 (464x699, 122Kb)
1842
Карл Теодор Либерман (Carl Theodor Liebermann)
немецкий химик-органик. Родился в Берлине. Учился в Высшей технической школе в Берлине. С 1873 г. — профессор там же. Основные научные работы посвящены исследованию синтетических красителей. Совместно с К.Гребе получил антрацен посстановлением природного алииприна цинковой пылью (1868). Они же первыми осуществили синтез илизарина из антрацена через бромирование антрахинона и сплавление бромюра с поташем (1869). Эта работа была положена в основу созданного совместно с Гребе и Г.Каро промышленного способа изготовления ализарина, который прежде получали из корней марены (1869). Показал, что протравные свойства красителей связаны с присутствием в их молекулах окси-групп либо карбоксильных групп в о- или р-положениях (1893). Наблюдал молекулярные перегруппировки под действием света, например, коричной кислоты — в аллокоричную (1895), димеризацию циннамили-денкарбоновой кислоты. Президент Немецкого химического общества (1898, 1911). Умер в Берлине 28 декабря 1914 года.

1844
Порфирий Алексеевич Трифонов
русский музыкальный критик. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Артиллерийскую академию. Некоторое время быр на военной службе, в конце 1860-х гг. вышел в отставку, занялся музыкально-литературной деятельностью. Сотрудничал в ряде Санкт-Петербургских периодических изданий - в "Свнкт-Петербургских ведомостях", "Заграничном вестнике", "Молве", "Порядке", "Вестнике Европы", в 1883-1884 вёл музыкальный отдел журнала "Искусство". Статьи нередко подписывал псевдонимами Т., Т-ов. Принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы (в 1868-1875 член её Совета). Во 2-й половине 1870-х гг. брал уроки композиции у Н.А.Римского-Корсакова. Дружеские отношения связывали Трифонова с М.А.Балакиревым, В.В.Стасовым, Римским-Корсаковым, А.К.Лядовым, А.К.Глазуновым и др. В 1880-х гг. участвовал в музыкаоьных вечерах М.П.Беляева. Музыкпльные воззрения Трифонова сложились под воздействием идей "кучкистов", в первую очередь Ц.А.Кюи. Как музыкально-литературный критик Трифонов выступал поборником "Новой русской музыкальной школы". В 1880-1890-х гг. написал ряд биографических очерков - о А.С.Даргомыжском, А.П.Бородине, М.П.Мусоргском, Римском-Корсакове, П.И.Чайковском, Ф.Листе и друное (опубликованы в "Вестнике Европы"). Пропагандируя творчество современных. русских и зарубежных композиторов, Трифонов обнаружил, однако, некоторую ограниченность взглядов, выразившуюся в отрицании музыкальной классики 18 в., творчества Р.Вагнера, а также в недооценке музыки Чайковского. Среди незавершённых работ Трифонова - "Очерки истории русской музыки". Умер в Царском Селе, ныне Пушкин 3 августа 1896 года. Сочинения: Гектор Берлиоз, "Вестник Европы", 1881, No 9-10; Фредерик Шопен, там же, 1883, No 5-6; Рихард Вагнер, там же, 1884, No 3-4; Франц Лист, там же, 1884, No 9-10 (отдельные издание - Ф.Лист. Очерк его жизни и деятельности, Санкт-Петербург, 1887); Роберт Шуман, там же, 1885, No 8-9; Александр Сергеевич Даргомыжский, там же, 1886, No 11-12; Александр Порфирьевич Бородин, там же, 1888, No 10-11; H.А.Римский-Корсаков, там же, 1891, No 5-6; Петр Ильич Чайковский. Некролог, там же, 1893, No 12; М.П.Мусоргский, там же. Литература: (Веймарн П.), Трифонов Порфирий Алексеевич (некролог), "РМГ", 1896, No 9; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, том 3 - 1881-1894, Ленинград, 1960.

 (472x699, 66Kb)
1849
Павел Дмитриевич Хрущов (Павел Дмитриевич Хрущев)
русский химик. Сын помещика. Окончил Дерптский университет. Совершенствовал образование в университетах Лейпцига, Бонна, Берлина, затем в Харьковском университете у Н.Н.Бекетова. С 1892 г. работал в Харьковском университете, читал в отдельные курсы по вопросам физической химии. В 1895 г. организовал на собственные средства в своем имении в селе Карасевка под Харьковом химическую лабораторию, где работал над вопросами химич. термодинамики, теории растворов и электрохимии. Основные научные исследования относятся к химической термодинамике и электрохимии. Рассмотрел (1882) принцип наибольшей работы с точки зрения законов термодинамики. Одним из первых пропагандировал химическую термодинамику в России: начал оперировать (с 1885) понятиями свободной и связанной энергии, использовал (с 1894) уравнение Гиббса для изучения химических равновесий. Xрущов совместно с русским химиком А.П.Ситниковым произвел (1898-1902) точные криоскопические измерения при помощи разработанного им метода измерения температур замерзания растворов электрическим термометром. Определил (1898-1902) электродвижущие силы и свободные энергии различных гальванических элементов. Умер 20 апреля 1909 года. Сочинения: Криоскопические исследования, "Журнал Русского физико-химического общества [Часть химическая]", 1902, том 34, отдел 1, выпуски 2—3. Литература: Стрелков И.И., Развитие воззрений H.H.Бекетова на природу химического сродства в работах П.Д.Хрущева, в книге: Из истории отечественной химии, Харьков. 1952; Кузьменко С.Н., Русский физикохимик Павел Дмитриевич Хрущов, в книге: Сообщения о научных работах членов Всесоюзного химического общества имени Д.И.Менделеева, № 3, Москва, 1954.

Julian_Ochorowicz (431x700, 56Kb)
1850
Юлиан Охорович (Julian Ochorowicz)
польский философ-позитивист, психолог и изобретатель в области телефонии. Родился в городе Радзимин, ныне Польша. В 1872 окончил физико-математический факультет Варшавского университета, в 1873 получил степень доктора философии в Лейпцигском университете. В 1875—1882 Охорович — доцент кафедры психологии Львовского университета. В 1882—1892 жил в Париже, где совместно с Ж.М.Шарко, Ш.Рише и Т.Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. К этому же периоду относятся изобретения Охоровича в области телефонии: двухмембранный электромагнитный телефон; термомикрофон. В 1886 на 3-й Санкт-Петербургской электротехнической выставке Охорович впервые организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей. В своих журнальных статьях Охорович являлся представителем типичного «варшавского позитивизма». В Париже Охорович занимался опытами в области электротехники и животного магнетизма, изобрёл систему телефона на иных основаниях, чем Эдисон. Кроме занятий философией, предпринял ряд интересных исследований в технической области, в частности, занимался разработками микрофонов, аппаратов по передаче на расстояние звуков и света, в 1877 разработал теоретическое обоснование монохромного телевидения. Считается предшественником изобретателей радио и телевидения. Кроме того, автор многих экспериментов в области психологии, которые он проводил в своей лаборатории в Висле. Умер в Варшаве 1 мая 1917 года. Главные его работы: магистерская диссертация «О человеческом мозге» / «О mуzgu ludskim» (Варшава, 1869); «Как надо исследовать душу или о методе психологических исследований» /«Jak naley bada dusze. Czyli o metodzie bada psychologicznych (1869)»; «О свободе воли» / «O wolnoi woli» (1871); «Вступление и общий взгляд на философию» / «Wstp i pogld ogуlny na filozofije» (1877); докторская диссертация «Das Bewusstwerden im Menschen, seine Bedingungen und Gesetze» (Лейпциг, 1873); «О поэтическом творчестве с точки зрения психологии» / «O twуrczoci poetyckiej ze stanowiska psychologii» (Львов, 1877); «Физическая и моральная боль» / «Bуl fizyczny i moralny» (1882); «Психология погони» / «Fizjologia wycigуw» (1897); «Любовь, преступление, вера и мораль. Несколько исследований в криминальной психологии» / Mio, zbrodnia, wiara i moralno. Kilka studiуw z psychologii kryminalnej (1870); «Из дневника психолога» / Z dziennika psychologa (1876); «О предложениях мысли» / O sugestii mylowej (одна из первых книг польского автора в области парапсихологии) (1887); «Тайные знания Египта» / Wiedza tajemna w Egipcie (1898); «Схема генетических элементов» / Ukad genetyczny pierwiastkуw (1911); «Медиумные явления» / Zjawiska mediumiczne (1913); «Психология, педагогика, этика. Причины для попыток нашего национального возрождения» /Psychologia, pedagogika, etyka. Przyczynki do usiowa naszego odrodzenia narodowego (1917). Литература: Bobrowska-Nowak W., Julian Ochorowicz na drogach i bezdrozach psychologii, "Kwartalnik historii nauki i techniki", 1971, №1.

 (699x528, 165Kb)
1850
Цезарь Ритц (Cйsar Ritz)
выдающийся швейцарский отельер, основатель гостиничной империи, ставшей синонимом роскоши. Кажется, он был избран судьбой, чтобы выразить дух Европы накануне первой из двух великих катастроф, потрясших континент в течение двадцатого столетия. Недаром в английском языке навсегда осталось прилагательное ritzy (роскошный). Недаром у Ф.С.Фицджеральда в названии одного из лучших рассказов фигурирует "отель "Риц". Подозреваю также, что в появлении на свет томас-манновсковского "авантюриста Феликса Круля" не последнюю роль сыграла головокружительная карьера Цезаря Ритца, тринадцатого ребенка в семье потомственных обитателей деревушки Нидервальд, насчитывавшей в год рождения Цезаря (1850) 123 жителя. Клан Ритцов дал Нидервальду резчиков по дереву (алтарь местной церкви - живое свидетельство их искусства), мастеров художественной ковки. Но родители будущего короля отельеров посчитали, что Ритцы уже и так достаточно обогатили родную деревню людскими ресурсами и отправили мальчика в Сьон - тогдашнюю столицу кантона Вале. Этот кантон замечателен тем, что в сжатых горными хребтами долинах, в одной из которых бурлит Рона - ниже по течению великая французская река, - живут и немецкоязычные, и франкоязычные и даже италоязычные швейцарцы. В детстве Цезарь говорил по-немецки. В Сьоне он стал франкофоном. И, похоже, это оказалось его единственным достижением. Из школы молодого Ритца, видимо, выставили за полное отсутствие прилежания. Отец пристроил юного оболтуса в гостиницу своего хорошего приятеля уже в немецкоязычном Бриге. Но и там парень не прижился, не выказав тех пресловутых упорства и добросовестности, которые, как пишут в биографиях миллионеров, присущи всякому великому бизнесмену с рожденья. В Бригском теологическом колледже шестнадцатилетний недоучка подрабатывал сперва слугой, а потом и сторожем, а в семнадцать лет, получив очередную денежную подачку от отца, отправился… на Всемирную выставку в Париже. Умер 24 октября 1918 года.

1851
Ким Ок Кюн
корейский политический деятель. Родился в деревне Чонаммен, уезда Кванджу, провинции Чхунчхон. Дворянин из знатного рода. С 1884 был чиновником Хонмунгвана — учреждения, ведавшего конфуцианскими трактатами, историческими книгами и отвечавшего на вопросы короля. С начала 1880-х гг. глава реформаторского движения, которое выступило за проведение социально-экономических преобразований буржуазного характера. Свои планы Ким Ок Кюн рассчитывал осуществить, используя поддержку Японии. 4 декабря 1884 реформаторы во главе с Ким Ок Кюном произвели политический переворот и захватили власть, но через 2 дня потерпели поражение от королевских и находившихся в Корее с лета 1882 китайских войск. Ким Ок Кюн бежал в Японию. Убит во время поездки в Шанхай агентом корейского правительства 28 марта 1894 года.

Dmitriy_Ott (501x700, 106Kb)
1855
Дмитрий Оскарович Отт
советский акушер-гинеколог, лейб-акушер (1895) в царствование императора Николая II. Родился в селе Плохино, Калужская губерния, ныне село Ульяново Калужской области. В 1879 окончил Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, профессор клинического института великой княгини Елены Павловны, с 1893 директор Санкт-Петербургского повивального института и до 1906 женского медицинского института в Санкт-Петербурге. Впервые практически доказал и теоретически обосновал эффективность внутривенных вливаний физиологического раствора обескровленным родильницам. Инициатор применения радия в гинекологии (1913). Создал новое направление в оперативной гинекологии, пропагандируя чревосечение влагалищным путем, активно внедряя асептику, и т. п. Разрабатывал методы хирургического лечения опущения и выпадения половых органов. Сконструировал ряд новых медицинских инструментов (осветительные зеркала для влагалищных операций и др.). Впервые провёл лапароскопическую операцию. Организатор 5-го Международного акушерско-гинекологического конгресса в Санкт-Петербурге (1910). Почетный член российских и зарубежных (берлинского, итальянского, египетского и др.) научных медицинских обществ. Умер в Ленинграде 17 июня 1929 года В 1989 году, в знак признания заслуг, преемственности идей и традиций Повивальному акушерско-гинекологическому Институту было присвоено его имя.. Сочинения: Избранные отделы практической гинекологии, отдел 1 - Патология и терапия неправильных положений матки, Санкт-Петербург, 1890; Оперативная гинекология, Санкт-Петербург, 1914. Литература: Бубличенко Л.И., Мандельштам А.Э., Д.О.Отт. (Очерк жизни и деятельности), Ленинград, 1960 (литература).

Gabrichevsky_GN (496x700, 52Kb)
1860
Георгий Норбертович Габричевский
русский учёный, микробиолог, основатель научной школы, один из организаторов производства бактериологических препаратов в России. Родился в Москве. Его отец, Норберт Иосифович Габричевский, — саксонский подданный; фотограф. В 1860 году он открыл в Арбатской части 5-го квартала, в доме Барыкова, у Тверских ворот, против Страстного монастыря, фотографическую фирму «Римей», названную так по девичьей фамилии его жены, Луизы Римей. При содействии московского фотографа Михаила Тулинова было зафиксировано изобретение Габричевского и выдана привилегия «саксонскому подданному Норберту Габричевскому на изобретенный им перспективный фотографический аппарат 21 ноября 1863 г. на 3 года, по прошению от 12 апреля 1863 г». Сущность изобретения состояла в том, что за счёт особого сочетании стекол объектива фотографического аппарата стало возможным запечатлеть людей, расположившихся на различных расстояниях от аппарата. Георгий Габричевский окончил в 1878 году 3-ю московскую гимназию, затем — Медицинский факультет Московского университета (1884). В 1884—1885 годах он — врач-экстерн в неврологическом отделении Старо-Екатерининской больницы; в 1885—1886 годах — помощник прозектора кафедры физиологии московского университета. В 1888 году стал доктором медицины за диссертацию: «К вопросу о возбудимости мышц. Экспериментальное исследование». В 1889—1891 годах стажировался в лабораториях И.И.Мечникова, Р.Коха, Э.Ру, П.Эрлиха. Организовал и заведовал в Московском университете бактериологической лабораторией (1891—1895); затем был директором Бактериологического института при Екатерининской больнице медицинского факультета (1895—1907). Совместно с Н.Ф.Филатовым ввёл сывороточное лечение дифтерии. Габричевский предложил для специфической профилактики скарлатины использование созданной им убитой стрептококковой вакцины. Совместно с Левенталем предложил серологическую пробу для диагностики возвратного тифа. Предложил способ культивирования анаэробов в чашках, новый способ определения активной подвижности бактерий; получил антитоксин дизентерии и противодизентерийную сыворотку.Умер 5 апреля 1907 года. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Stamp_of_USSR_2394 (497x700, 223Kb)
В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Габричевскому.
Брат: Валерий Норбертович Габричевский — профессор физики Донского политехнического института;
Жена: Елена Васильевна Бодиско (1862—1930); Дети: Александр (1891—1968) — искусствовед, литературовед, переводчик, доктор искусствоведения; Ирина (1900—1996) — замужем за Сергеем Михайловичем Кочубеем (1896—1960). Память: НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г.Н.Габричевского; В ГМИИ имени А.С.Пушкина находится его бюст работы скульптора О.Родена. Основные труды: «К вопросу о возбудимости мышц : Экспериментальные исследования Г.Н.Габричевского» (1888. — 140 страниц); «Очерк нормальной и патологической морфологии крови» (1891. — 62 страницы); «Бубонная чума и меры борьбы против неё» (1897. — 26 страниц); «Медицинская бактериология» (2-е издание, 1903. — 414 страницы); «Руководство к клинической бактериологии» (1893. — 172 страницы.).

Mathews (525x700, 118Kb)
1861
Джордж Баллард Мэтью (George Ballard Mathews)
английский математик, член Лондонского королевского общества (с 1897). Родился в Лондоне. Окончил Университетский колледж в Лондоне и Кембриджский университет (1883). В 1884-1896 и с 1911 преподавал в Университетском колледже в Бангоре (Индия), в 1896-1911 - профессор Кембриджского университета. Основные исследования относятся к теории чисел. Разрабатывал гауссову теорию квадратичных форм. Исследовал функции Бесселя и их применение к задачам электротехники, гидродинамики, оптики. Развил основания проективной геометрии; изучал проективные свойства кривых и квадратичных форм второго порядка. Умер 19 марта 1922 года.

1862
Евгений Матвеевич Сидоренко
народоволец. Родился в местечке Армянский Базар Перекопского уезда Таврической губернии, в семье священника. В 1873 г. после окончания Перекопского училища поступил в Симферопольскую гимназию. В 15-летнем возрасте Е.М.Сидоренко стал членом тайного политического кружка, организованного в Симферополе студентами, исключенными за революционную деятельность из Киевского университета. Позднее Сидоренко сблизился с членами парии «Народная воля». В 1880 г., окончив гимназию, Е.М.Сидоренко поступил в Санкт-Петербургский университет, где принимал активное участие в студенческих выступлениях. Он был среди организаторов покушения на Александра II, оборвавшего жизнь российского императора. В 1882 г. арестован за пропагандистскую деятельность и на 5 лет сослан в Сибирь. После отбытия наказания поселился в Одессе. В 1897 г., сдав экстерном экзамены в Новороссийском университете, Е.М.Сидоренко стал юристом. Долгое время занимался адвокатурой, а в 1900 г. был избран в мировые судьи города Одессы, где переизбирался 6 раз подряд. В 1919 г. вступил в Общество Взаимного Кредита по выборам в качестве члена правления, а затем, в том же году — секретарем в центральный общегражданский кооператив. По ликвидации кооператива в 1920 г. перешел на службу в Губстатбюро, в котором состоял до последнего времени в качестве инструктора. Умер после 1925 года. Оставил мемуары.

Charles Joseph Chamberlain (622x700, 55Kb)
1863
Чарльз Джозеф Чамберлен (Charles Joseph Chamberlain)
американский ботаник. Родился близ города Салливан, штат Огайо. Известен исследованиями эволюционного развития растений. Умер в Чикаго 5 января 1943 года.

Валера_Осокин   обратиться по имени Вторник, 23 Февраля 2016 г. 12:45 (ссылка)
А чей портрет генерала в статье о Крестовском? Непонятно!
Ответить С цитатой В цитатник
kakula   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 05:18 (ссылка)
Валерий, спасибо! Вроде полковник он, согласно ссылкам в тексте.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку