-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108918
Комментариев: 6801
Написано: 117390


23 февраля родились...

Вторник, 23 Февраля 2016 г. 00:04 + в цитатник
 (610x699, 85Kb)
1758
Василий Васильевич Капнист
русский поэт, драматург. Родился в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье. Отец, Василий Петрович Капнист – полковник Миргородского полка, командир слободских полков, погиб в сражении при Гросс-Егерсдорфе за полгода до рождения сына Василия, который был шестым в семье. Согласно семейному преданию, матерью Капниста была турчанка Сальма, которая покончила с собой после смерти мужа. До 13 лет жил в Обуховке, где часто бывали поэты и переводчики, члены Нежинского греческого братства, изучал французский и немецкий языки. В январе 1771 Василия Капниста как сына заслуженного военачальника отправили в Санкт-Петербург, где он был зачислен с чином капрала в полковую школу Измайловского полка, вскоре его произвели в подпрапорщики, затем – в сержанты. В начале 1773 его переводят в Преображенский полк, где он знакомится с Гавриилой Державиным, который впоследствии стал его другом. Летом 1775 оставляет военную службу и всецело отдается литературной деятельности. В 1780 переезжает в родное имение Обуховку, лишь изредка приезжая в Санкт-Петербург. В 1781 женился в Санкт-Петербурге на Александре Асексеевне Дьяковой, родные сестры которой стали женами Н.А.Львова и Г.Р.Державина. Высказывалось предположение, что отказ жить в столице был связан с указом Екатерины II, по которому крестьяне Мароссийских губерний объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях их застал закон. Возмущенный Капнист написал Оду на рабство, а, бывая в Санкт-Петербурге, демонстративно говорил по-украински. В основном вся деятельность Капниста проходила на Украине, а в 1785 киевские дворяне избрали его своим предводителем. В том же году он стал членом Российской Академии, затем участвовал в создании Словаря Академии Россйской. Первый литературный опыт Капниста – патриотическая ода, написанная по-французски в 1774 по случаю победы над Турцией, сочинение, которое сам он оценивал как слабое. В середине 1770-х вошел в литературный кружок Н.А.Львова и Г.Р.Державина, членами которого были также И.И.Хемницер, Ф.П.Львов и М.Н.Муравьев. Первое серьезное сочинение – Сатира I , опубликованная в 1780 в журнале «Санктпетербургский вестник». Сатира вызвала скандал в литературных кругах, поскольку ее автор не побоялся заклеймить в ней как бездарностей многих в то время известных, а в будущем прочно забытых писателей. В поддержку Капнисту выступил И.И.Хемницер, который опубликовал в том же «Санктпетербургском вестнике» басню Черви и несколько эпиграмм. Впоследствии, когда Сатира переиздавалась в «Собеседнике любителей русского слова», выпады Капниста были опущены, а само сочинение переименовано им в Сатиру первую и последнюю. В 1783 написана Ода на рабство – своеобразный лирический монолог, в котором автор говорил не только от своего лица, но и от имени всех, кто оказался под игом тяжкия державы – то есть от лица закабаленных крестьян Черниговского, Киевского и Новгород-Северского наместничеств. Описав тяготы крепостного права, Капнист заканчивает оду призывом отменить указ, ибо в противном случае ему невозможно будет воспевать, не кривя душой, деяния Екатерины Великой. Ода оказалась «неудобной для печати», но, несмотря на это, была широко известна в образованных кругах, а Екатерина Дашкова хотела издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях». Когда же Екатерина II издала указ, согласно которому в прошениях, подаваемых на ее имя, следовало писать не «раб», а «верноподанный», Капнист отреагировал на это своеобразно. В Оде на истребление звания раба (1787) он выдает желаемое за действительное, рисует картины всеобщего благоденствия, как будто указ и правда отменил рабство в России. Вскоре последовала размолвка с Державиным, причиной которой стал Ответ Рафаила певцу Фелицы под заглавием Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К. (1790). Ответ…пародировал оду Державина Изображение Фелицы, написанную к годовщине коронации императрицы и отличающуюся длиннотами и патетическими восхвалениями. На пародию Державин ответил разгневанным письмом: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран». Кроме сатиры, Василий Капнист отдавал дань и лирике. Смерть друзей, сына обращает его к «утешению философией», в его стихах рождается образ печального, гонимого роком лирического героя, терпеливо сносящего удары судьбы: На смерть Плениры (посвященное жене Державина), На смерть Юлии, проникновенные лирические стихотворения В память береста, Обуховка. «В элегических одах его слышатся душа и сердце…» – писал о поэзии Капниста В.Г.Белинский. Тонкий эстетический вкус, мастерское владение стихом обнаруживаются в меланхолических одах Мотылек, Чижик, в горацианских одах Певцу Фелицы и Желание стихотворца со свойственной этому жанру отрешенностью от политических и социальных треволнений. Печатался в «Московском журнале» (1791–1792) и «Аонидах» (1796–1798) Н.М.Карамзина, влияние которого сказалось на творчестве Капниста в области языка. Капнист писал слогом, освобожденным от славянизмов и тяжеловесных оборотов (Старик, ожидающий весны, Закат солнца). В 1796 в Санкт-Петербурге вышел в свет первый сборник стихов – Сочинения Василия Капниста, включивший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Свое собрание стихотворений он предварил ироническим двустишием: Капниста я прочел и сердцем сокрушился. / Зачем читать учился. Некоторые из стихов сборника появились в печати впервые: Ода на смерть Плениры, Ода на уныние, Ода на дружество, Чижик и др. «Лирические мелочи» включали стихотворения, которые Капнист относил к разряду анакреонтических, следуя толкованию этого жанра, изложенному Н.А.Львовым к переводам Анакреона 1794. Литературную славу Капнисту принесла написанная в 1794–1798 сатирическая комедия Ябеда. Она была напечатана в 1798 и в том же году поставлена на сцене Санкт-Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у ее издателя, актера А.Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. В то же время исследователи полагают, что пьеса императору все же понравилась, поскольку ее автор вскоре был назначен директором всех императорских театров Санкт-Петербурга. Покинул он этот пост лишь после убийства Павла I, потрясенный событием. Что касается дальнейшей судьбы комедии, то ее разрешено было ставить в 1805, и с тех пор она с успехом шла а театре вплоть до 1840-х. В основе пьесы – реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и длившийся безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый. О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев и пр. Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа – работника суда с не менее красноречивой фамилией – Добров. Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника с фамилией Прямиков. Противоположность Прямикова – жулик, взяточник, ябедник Праволов: В поносных ябедах, злодейственных беспутствах. / В разбоях, грабежах и даже душегубствах / Довольно преуспел. Встреча двух персонажей происходит лишь в третьем действии, изображающем чиновничью попойку. По словам Л.Бердникова и Ю.Серебряного, «традиционная фабула классической комедии (соединение любящих, преодолевающих препятствия) оттеснена на второй план изображением бесстыдного судебного произвола и мздоимства, перерастающего в фантасмагорию. Хотя благополучная концовка пьесы (благодаря вмешательству высшей власти) выглядела несколько искусственной, напряженность действия и мастерское использование русского языка стали залогом длительного успеха комедии Капниста у зрителей». «Это одна из тех комедий, – писал о ней литератор М.А.Дмитриев, – которые делают честь не только автору, но всей литературе. Сила ее изумительная! Есть такие места, в которых порок, не теряя стороны комической, доходит до трагической силы: такова, например, ужасающая нравственное чувство оргия членов палаты. – Вот право Капниста на бессмертие…». Последующие драматические опыты Капниста (одноактная комическая опера Клорида и Милон, 1800; трагедии Гинерва, 1809 и Антигона, 1811) особого успеха не имели. В 1802 Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а летом того же года он служил директором народных училищ в этой губернии. Об авторитете, которым он пользовался, говорит то, что в 1812 его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817 – маршалом Полтавской губернии, обязанности которого он исполнял до 1822. Делом своей жизни Капнист считал литературные занятия. Писал он и философско-публицистические миниатюры – краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых: Законы святы, да исполнители – лихие супостаты – позже использовал И.А.Крылов. В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста Лирические сочинения, состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические». В первый раздел вошли переложения псалмов, написанные в 1870-е и опубликованные впервые. Во второй и третий – уже известные стихотворения (подвергшиеся некоторым изменениям), четвертый раздел состоял из переводов Горация и Анакреона.
1958_CPA_2230 (511x700, 485Kb)
Почтовая марка СССР, 1958 год.
Капнист мечтал создать аналог шедеврам Горация в русской литературе, найти выражение для вечного в преходящем. По единодушному мнению критиков, «горацианские оды стали вершиной его лирического наследия и в наибольшей мере повлияли на творчество русских поэтов начала XIX в.». В 1810–1820-х сочинения Капниста появлялись на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Труды Казанского общества любителей российской словесности», «Труды общества любителей российской словесности» и др. На события Отечественной войны 1812 он откликнулся поэмой Видение плачущего над Москвою россиянина, где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма издана не была. В Оде на пиитическую лесть (1815) Капнист говорит о поэте как о духовном пастыре, смелом провозвестнике истины. От имени «царя-пророка» он возглашает: Цари надменны, трепещите…,перекликаясь и с декабристской лирикой, и с пушкинской одой Вольность. Капнист был связан одновременно и с «Беседой любителей русского слова», и с авторами противоположного направления, разделяющими воззрения на язык и литературу Карамзина и «арзамассцев». Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, А.С.Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а М.Ю.Лермонтов процитировал строфу из стихотворения Обуховка в поэме Кавказский пленник. Последние годы жизни Капнист провел в Обуховке. Дружил с соседями по имению – опальным вельможей Д.Трощинским, драматургом и переводчиком Муравьевым-Апостолом, знал родителей Н.В.Гоголя. Частыми гостями Капнистов были будущие декабристы – сыновья Муравьева-Апостола, П.И.Пестель и др. Членами общества «Союза благоденствия» стали и сыновья Капниста Алексей и Семен. Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав Воззвание на помощь Греции и К восставшему греческому народу (1822), перекликающиеся со стихами на ту же тему А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.Рылеева, Д.В.Веневитинова. Умер в селе Кибинцы Полтавской губернии от воспаления легких 9 ноября 1823 года, похоронен в селе Обуховка. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—2, Москва — Ленинград, 1960. Литература: Берков П.Н., В.В.Капнист, Ленинград— Москва, 1950; Мацай А.И., "Ябеда" В.В.Капниста, (Киев), 1958; XVIII век. Сборник, выпуск 4, Москва — Ленинград, 1959, страницы 257—312.

Général_Claude_Juste_Alexandre_Legrand (481x700, 323Kb)
1762
Клод Жюст Александр Легран (французское имя - Claude Juste Alexandre Louis Legrand)
французский военный деятель, дивизионный генерал (c 20 апреля 1799 года), граф Легран и Империи (декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 2 июля 1808 года в Байонне). Родился в Плесье-сюр-Сен-Жюст, департамент Уаза. Выходец из крестьянской семьи, Клод Легран, стал воином в 15 лет, записавшись добровольцем в пехотный полк дофина. 1 июня 1786 года он получил чин сержант-майора и вышел в отставку. После начала Революции он вступил солдатом в Национальную гвардию Меца. Это важное в его жизни событие произошло 1 мая 1790 года. 5 марта 1792 года, в соответствии с порядками, царившими в то время во французской армии, его избрали подполковником 4-го батальона волонтеров Мозеля. Уже через полтора года (28 сентября 1793) он был произведён в бригадные генералы. В дальнейшем заслужил репутацию храброго воина (особенно в сражении при Флерюсе) и мудрого администратора, находясь при Самбро-Маасской (с 1794 года) и Рейнской армиях. В 1798 года он некоторое время состоял в Армии Англии. В январе 1799 года его вновь перевели в Рейнскую армию, в дивизию Л. Сен-Сира. С 30 апреля 1799 года Клод Легран исполнял обязанности командира 2-й дивизии резерва левого крыла Гельветской армии. В конце мая того же года он принял командование над 7-й дивизией. мая 1800 года Легран возглавил 2-ю дивизию германского корпуса генерала Сен-Сюзана. С ней он отличился в сражениях при Эрбахе и Гогенлиндене. 18 июля 1801 года его назначили командующим 27-м военным округом в Турине. 27 февраля 1802 года он оставил службу, но уже 26 марта 1803 года был определён на должность генерал-инспектора пехоты. Ровно два года (с 30 августа 1803 по 30 августа 1805 года Клод Легран провёл в местечке Сент-Омер в качестве командира 3-й пехотной дивизии. Затем его вместе с подчиненными перевели в 4-й корпус Великой армии, вверенный заботам маршала Сульта. В ходе 1-й австрийской кампании опытный солдат и толковый командир Клод Легран в полной мере проявил свои замечательные личные качества и способности. Вертинген, Холлабрунн, Аустерлиц — вот те славные сражения, которые по праву украшают его послужной список. На следующий год солдаты Леграна вместе со всей французской армией добиваются новых побед при Йене, Любеке, Цигельдорфе. В 1807 году генерал храбро сражается при Прейсиш-Эйлау, Гейльсберге, а также участвует во взятии Кенигсберга. 12 октября 1808 года его назначают командиром дивизии на Рейне. 23 февраля 1809 года, в день своего 47-летия Легран возглавил 1-ю дивизию 4-го корпуса маршала А.Массена в Германии. С ней он участвовал в сражениях при Эберсберге, Асперне, Ваграме, Цнайме. 11 сентября того же года заменил заболевшего Массена на посту командира корпуса. 1 декабря 1810 года Легран вновь вернулся в Сент-Омер на пост командира резервной дивизии, но уже 23 июля оставил командование. С 24 мая 1811 года Легран начальствовал в 1-й дивизии обсервационного корпуса на Рейне и в Булони. 30 августа 1811 года вновь стал генерал-инспектором пехоты. С 25 ноября 1811 года командовал 6-й пехотной дивизией в составе обсервационного корпуса на Эльбе. При переформировании армии 15 февраля 1812 года подразделение перевели в состав 2-го корпуса маршала Удино. Поход в Россию. Тяжелое ранение. Служба на административных должностях Во время злополучной кампании в России Клод Легран отличился в боях при Янкове, Обояни, Полоцке. 21 октября 1812 года он заменил маршала Сен-Сира на посту командира 2-го корпуса. Как и генерал Эбле, Клод Легран прославился своими отважными действиями в сражении при Березине (28 ноября 1812 года), где получил серьёзное ранение, из-за которого был вынужден покинуть действующую армию. 5 апреля 1813 года был назначен сенатором. После выздоровления в январе 1814 года служил в корпусе маршала Ожеро. В феврале 1814 года руководил организацией обороны Шалон-сюр-Сон. После отречения Наполеона Клод Легран отошел от дел. 4 июня 1814 года Людовик XVIII даровал храброму генералу титул пэра Франции и произвёл в кавалеры ордена Святого Людовика (27 июня). От полученной при Березине раны Клод Легран так и не оправился, и 9 января 1815 года он скончался в Париже. Его останки перенесли в Пантеон, а имя этого достойного генерала увековечили в камне Триумфальной Арки. Титулы: Граф Легран и Империи (французское название - comte Legrand et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 2 июля 1808 года).

Jan_Augustin_Vitásek (557x700, 43Kb)
1770
Иоганн Непомук Август Витасек (чешское имя - Jan Nepomuk Augustin Vitбsek, Witasek)
чешский композитор. Родился в Хорзине (Богемия). Ученик Ф.К.Душека и Я.А.Кожелуха. Соборный капельмейстер в Праге (преемник своего учителя Козелуха). Служил музыкантом в придворных и церковных капеллах. В 1826 г. Витасек стал директором вновь открытой в Праге Школы органистов. Отклонил предложенное ему после смерти Сальери место придворного капельмейстера в Вене и остался в Праге. Витасек отличался своим исполнением концертов Моцарта. Композиции Витасека (почти во всех областях) остались большей частью в рукописях. Витасек был очень плодовитым композитором, автором оперы "Давид" (постановка 1810 г.), концертов, 6 струнных квартетов, 4 сонат для скрипки и фортепиано и других инструментов, а также церковных произведениях. Большое влияние на его творчество оказала музыка Моцарта. Витасек написал 49 вариаций на вальс Диабелли, послуживший также темой для известных вариаций Бетховена. Умер в Праге 7 декабря 1839 года. Труды: Dv slavnostnн me; Rekviem pro sbor a orchestr; David (музыкальная драма). Литература: Perutkovб-Dvoбkovб, Jana. Jan Nepomuk August Vitбsek (1770-1839) - vэznamnэ eskэ hudebnнk prvnн poloviny 19. stoletн. SPFFBU, Brno : Masarykova univerzita, 44, H 30s. 56-68. ISSN 0321-522X. 1995; Dvoбkovб, Jana : Jan Nepomuk August Vitбsek (1770-1839) - vэznamnэ eskэ hudebnнk prvnн poloviny 19. stoletн. SPFFBU(H) 44, 1995 [vyd. 1997], . 30, s. 41-49. Rйs. nm. s. 48-49.

Scherbatov_1_Alexey_Grigoryevich (611x700, 514Kb)
1776
Алексей Григорьевич Щербатов
генерал от инфантерии, генерал-адъютант из московских князей Щербатовых. В июне 1843 года сменил Д.В.Голицына в качестве московского градоначальника («военного генерал-губернатора») и занимал эту должность до своей кончины 5 лет спустя. Сын верейского уездного предводителя дворянства князя Григория Алексеевича Щербатова и его второй жены Настасьи Николаевны, урождённой княжны Долгорукой. Правнук сенаторов А.Г.Долгорукова и Г.А.Урусова, старший брат генерал-майора Николая Щербатова.
10 апреля 1782 был зачислен фурьером в лейб-гвардии Семеновский полк, 1 января 1792 года произведен в прапорщики этого полка, 5 апреля 1799 года повышен до чина полковника, 27 октября 1800 года — до генерал-майора, получив также назначение на должность шефа Тенгинского мушкетёрского полка; 23 сентября 1804 вышел в отставку по семейным обстоятельствам. 4 сентября 1805 года вернулся на военную службу, с назначением шефом Костромского мушкетёрского полка. Участвовал в войне четвёртой коалиции в 1806—1807 годах; проявил храбрость в битве при Голымине (26 декабря 1806 года) и при Прейсиш-Эйлау 8 февраля 1807 года; 29 января 1807 года был награждён за отличие в боях орденом Святого Георгия 4-го класса № 707 «В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении 14 декабря при м. Голомине, где, командуя полком и 2 баталионами Таврического Гренадерского полка, во все время сражался с величайшим мужеством, но когда усилившийся неприятель в нескольких колоннах бывший вытеснил из леса, открыл сильный ружейный и пушечный огонь и, смешав людей, принудил отступить в беспорядке, тогда, взяв знамя вверенного ему полка, бросился вперед, приказав подчиненным следовать за ним, которые, быв ободрены его примером, последовали за ним и потом, воспользовавшись сим ободрением, остановил людей, построил в боевой порядок и, произведя сильный и удачный огонь по неприятелю, принудил онаго отступить, чем и удержал наш левый фланг.» В марте 1807 года Щербатов вместе с находившейся под его командованием резервной бригадой прибыл на помощь русским войскам в Данциг и принимал активное участие в обороне города, осаждаемого французскими войсками под командованием маршала Лефевра. Наполеон предложил русским войскам почётную капитуляцию, но Щербатов отказался, заявив, что будет сражаться против французских войск ещё хоть целый год. 24 мая 1807 года он был взят в плен. После подписания Тильзитского мира 7 июля 1807 года вернулся в Россию. С 1808 по 1810 год в составе Дунайской армии воевал против войск Османской империи и получил тяжёлое ранение в грудь во время осады крепости Шумлы. Когда его рана зажила, Щербатов вернулся к военной слжубе. В 1812 году он возглавил 18-ю пехотную дивизию 3-й Резервной Обсервационной армии, находившейся под командованием Тормасова (18 сентября 1812 года она после объединения её с Дунайской армией была переименована в 3-ю Западную). С этого времени участвовал в различных сражениях: 25 июля 1812 года Щербатов во главе русских войск разбил под Брест-Литовском французскую кавалерию, вынудив солдат Великой армии оставить город; 27 июля 1812 года в бою под Кобрином, одержал, как считается, первую заметную победу русских войск в этой кампании. Сражался под командованием генерала Тормасова при Городечной против войск под командованием генерала Ренье. Из-за разногласий с Тормасовым генерал Каменский перевёл Щербатова командовать 3-м корпусом Западной армии, возглавляя который он участвовал в боях в окрестностях Борисова. Впоследствии в составе русских войск, находившихся под командованием маршала Петра Витгенштейна, сражался против французских войск на высоте Студенка. 22 ноября 1812 года получил орден Святого Георгия 3-го класса № 254 «В ознаменование отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 15-го июля при Кобрине.» Кроме того, за Второе сражение под Полоцком (18—20 октября 1820 года) он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. 23 мая 1813 года произведен в генерал-лейтенанты. В период с января по апрель 1813 года вместе с русскими и прусскими войсками под командованием адмирала Павла Чичагова участвовал в осаде французского гарнизона в Торне. Во второй половине 1813 года возглавил 6-й пехотный корпус. 5 июля 1813 года в битве под Кенигсвартой он, командуя 6-м пехотным корпусом, одержал победу над итальянским корпусом и захватил в плен 750 человек, включая нескольких генералов. Во время битвы под Бауценом был тяжело ранен. В последние шесть месяцев 1813 года возглавлял 6-й пехотный корпус, находившийся тогда в Силезской армии. Участвовал в так называемой Битве народов под Лейпцигом и в сражении на реке Кацбах. После битвы под Лейпцигом был награждён золотой шпагой с алмазами. Под Левенбергом он разбил войска генерала Пюто (29 августа 1813 года). За этот успех был награждён орденом Св. Александра Невского. 29 января 1814 года в битве под Бриенном, по-прежнему командуя 6-м пехотным корпусом, отличился захватом 28 орудий противника и 3000 пленных. 17 января 1814 года получил за этот успех орден Святого Георгия 2-го класса № 62. Во время Французской кампании проявил себя при взятии Суассона и Парижа. После окончания войны с Наполеоном возглавлял 18-ю пехотную дивизию, 9 апреля 1816 года назначен командиром 6-го пехотного корпуса. 30 августа 1816 года назначен генерал-адъютантом. 12 декабря 1823 года произведен в генералы от инфантерии. 25 ноября 1824 года возглавил 4-й пехотный корпус, 16 сентября 1826 года ему было поручено командование 2-м пехотным корпусом. 6 октября 1831 года сделан шефом Костромского пехотного полка, 11 июня 1832 года — председателем генерал-аудиториата, 2 апреля 1833 года — вновь шефом Костромского егерского полка. В 1831 году Щербатов участвовал в сражениях против польских повстанцев. В сентябре 1831 года принимал участие в захвате Варшавы русскими войсками. За Польскую кампанию был награждён золотой шпагой, усыпанной алмазами, и лаврами. 13 декабря 1835 вышел в отставку по болезни, с мундиром и назначением полной пенсии. 24 апреля 1839 года Щербатов вернулся на военную службу, с назначением шефом Костромского егерского полка. 18 апреля 1844 года назначен членом Государственного совета. С 6 июня 1843 временно исполнял должность московского военного генерал-губернатора. Вступив в должность генерал-губернатора (14 апреля 1844 года), Алексей Григорьевич Щербатов начал бороться с загрязнением города и детским трудом в ночное время. По его предложению была создана Комиссия, имевшая целью провести исследования уровня загрязнения, причиняемого прибрежными заводами рекам, протекающим в Москве. Он также известен прошением, которое подал на имя императора Николая I. В этом прошении Щербатов осудил явление детского труда в ночное время. Император поддержал подход Щербатова. В 1845 году монарх по представлению Комитета Министров издал указ, предписывающий владельцам фабрик, «на коих производятся работы по ночам, чтобы они малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначали в смену с полуночи до 6 часов утра». Во время своего пребывания на посту генерал-губернатора Москвы заботился о реализации архитектурно-градостроительного плана, созданного его предшественником. В 1843—1844 годах рассматривался вопрос о перспективе создания парка в Сокольничьей и Оленьей рощах. 10 октября 1843 года был удостоен высшей награды Российской империи, ордена Святого Андрея Первозванного, за «постоянно ревностную, отличную и долговременную службу, усердие и готовность к исполнению временной должности по главному управлению Москвы». 6 мая 1848 года подал в отставку с губернаторской должности по болезни. Умер в Москве 18 декабря 1848 года. Похоронен в Голицынской усыпальнице Донского монастыря рядом со своим предшественником Д.В.Голицыным и другими родственниками второй жены. Награды: Орден Андрея Первозванного; Орден Владимира 1-й степени; Орден Александра Невского с алмазами; Орден СвятойАнны 1-й степени с алмазами; Орден Георгия 2-го класса; командор Иоанна Иерусалимского; прусский Красного Орла 1-й степени; сардинский Маврикия и Лазаря; знаки отличия «За Военное Достоинство» 1-й степени, «за XXX лет беспорочной службы»; золотая шпага «за храбрость» с алмазами и лаврами. Был женат дважды, от второго брака имел 4 сыновей и 2 дочерей: жена с 1809 года княжна Екатерина Андреевна Вяземская (1789—1810), дочь генерал-поручика А.И.Вяземского, сестра поэта П.А.Вяземского и второй жены историка Н.М.Карамзина. Умерла неожиданно, будучи беременной, имея от роду всего 20 лет. Сам князь Щербатов писал об этой трагедии: «Накануне нового года, она занемогла зубной болью. Казалась безделица — как вдруг открылась жестокая нервная горячка, — все употребленные средства были тщетны. 3 января её уже не было. Никакие слова не могут выразить моего отчаяния»; жена с 1817 года Софья Степановна Апраксина (1798—1885), статс-дама, внучка фельдмаршала С.Ф.Апраксина и известной «Пиковой дамы» княгини Н.П.Голицыной. Учредительница «Дамского попечительства о бедных», основала Комиссаровское техническое училище, участвовала в деятельности Тюремных комитетов. Дети: Екатерина Алексеевна (1818—1869), была замужем за Илларион Илларионовичем Васильчиковым (1805—1862), генерал-адъютант, киевский, волынский и подольский генерал губернатор, член Государственного Совета; Григорий Алексеевич (1819—1881), выпускник Санкт—Петербургского университета, возглавлял Цензурный комитет, был председателем Агрономического общества; в составе ополчения участвовал в обороне Севастополя. Был женат на Софье Александровне Паниной (1825—1905), внучке графа Н.П.Панина; Ольга Алексеевна (1823—1879), фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, с 1847 года замужем за князем С.Ф.Голицыным (1812—1849), отставной ротмистр, трагически погиб на охоте у В.В.Апраксина в селе Брасово Орловской губернии; Борис Алексеевич (28 мая 1824—6 июня 1826); Владимир Алексеевич (1826—1888), секретарь русской миссии в Штутгарте, действительный статский советник, саратовский губернский предводитель дворянства. Был женат с 1851 года на Марии Афанасьевне Столыпиной (1832—1901); Александр Алексеевич (1829—1902), окончил юридический факультет Московского университета, служил в кирасирском полку, московский городской голова. Был женат с 1855 года на Марии Павловне Мухановой (1836—1892), дочери историка и археографа П.А.Муханова.

1779
Иоганн Каспар Айблингер (немецкое имя - Johann Kaspar Aiblinger)
немецкий композитор и музыкант. Родился в Вассербурге-на-Инне. Изучал философию и богословие в Ландсхутском университете, но затем посвятил себя исключительно музыке. С 1803 г. изучал композицию в Виченце, испытав сильное влияние Симона Майра. С 1811 г. преподавал в Венеции, затем руководил оркестром миланского балета. В 1818 году вернулся в Баварию; возглавлял оркестр Итальянской оперы в Мюнхене, с 1823 г. в придворном оркестре, с 1826 г. его капельмейстер. В этот период пробовал писать оперы, но не снискал успеха и обратился к церковной музыке. С 1837 г. органист мюнхенской Церкви Всех Святых. Умер в Мюнхене 6 мая 1867 года. Литература: Petrus Hцtzl. Zum Gedдchtnis Aiblinger. — Mьnchen, 1867.

Octavius_of_Great_Britain_-_Gainsborough_1782 (518x700, 346Kb)
1779
Октавий Великобританский (Octavius of Great Britain)
член британской королевской семьи, один из двух младших сыновей (другим был принц Альфред) короля Георга III и Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, умерших в детстве от оспы. Принц Октавий родился в Букингемском дворце Лондона. Стал тринадцатым ребёнком и восьмым сыном в семье короля Великобритании, Ирландии и Ганновера Георга III, и Шарлотты, урожденной принцессы Мекленбург-Стрелицкой. По отцу приходился внуком Фредерику, принцу Уэльскому, и Августе Саксен-Готской, по матери — герцогу Карлу Мекленбург-Стрелицкому, и Елизавете Альбертине Саксен-Гильдбурггаузенской. Имя мальчика происходит от латинского слова octavus, что означает восьмой, и указывает на то, что он — восьмой сын монарха. Как сын правящего короля, с рождения имел титул «Его Королевское Высочество принц Октавий Великобританский и Ирландский». Крестили мальчика 23 марта 1779 года в Сент-Джеймсском дворце под руководством архиепископа Кентерберийского Фредерика Корнуоллиса. Крёстными родителями Октавия стали герцог Карл I Брауншвейг-Вольфенбюттельский, герцог Фридрих Мекленбургский и Луиза Августа Гессен-Дармштадтская. Никто из них лично на церемонии не присутствовал, но они были представлены доверенными лицами королевского двора. Король Георг очень любил своих младший детей, Октавия и его брата, Альфреда. Он был ласков и снисходителен с ними, посещал их дни рождения и другие мероприятия, где присутствовали младшие дети. Один из современником писал, что младшие дети королевской четы постоянно проводят время вместе с родителями. Каждый день детей приводили к родителям между 6 и 7 часами вечера. Короля также информировали о состоянии здоровья и развитии детей. Молодой принц был близок со своей сестрой Софией, которая ласково называла брата своим сыном. Вместе с ней, и другими братом и сестрой, Елизаветой и Эдуардом, Октавий отправился на побережье Сассекса, где дети находились на свежем морском воздухе под присмотром гувернанток и нянь. Когда Октавию было девятнадцать месяцев, родился его младший брат Альфред. Он умер 20 августа 1782 года от оспы, что сделало Октавия снова самым младшим ребёнком в семье. Хорас Уолпол писал о короле Георге после смерти принца Альфреда: «Король сказал, что очень извиняется за Альфреда, но если бы на его месте был Октавий, он бы тоже умер». В 1820 году историк Эдвард Холт писал о характере Октавия: «Хотя принцу Октавию не было ещё и пяти лет, при дворе его считали послушным ребёнком, он обладал прекрасными качествами, и все им восхищались». Биограф королевской семьи Джон Уоткинс писал, что «принца можно считать одним из лучших в королевском роде». Через пол года после смерти Альфреда, Октавий и его сестра София были доставлены во дворец Кью, Лондон, где им были сделаны прививки от вируса оспы. София быстро шла на поправку, Октавий же заболел и умер через несколько дней около 8 часов вечера, 3 мая 1783 года в том же дворце. При дворе не был объявлен траур, так как это предназначалось только для детей от четырнадцати лет. Принц стал последним членом британской королевской семьи, который умер от оспы. 10 мая он был похоронен рядом с братом в Вестминстерском аббатстве. 11 февраля 1820 года их старший брат, к тому времени король Георг IV, приказал перенести останки братьев в церковь Святого Георга в Виндзоре, где они покоятся по сей день. Королева Шарлотта писала своему другу, который тоже перенес смерть своего ребёнка: «Смерть Октавия стала для меня неожиданностью, два раза я испытала то, что перенесли вы, без малейшей подготовки к этому…мой сын в восемь часов и сорок минут навсегда покинул нас». Смерть сына сильно повлияла на королеву физически и психологически. Тогда она была беременна своим последним ребёнком, дочерью Амелией, которая родилась в августе того же года. Смерть принца буквально опустошила Георга III. Уолпол писал: «Король потерял ещё одно дитя, прекрасного мальчика, которого Их Величества так любили». Однажды, после смерти сына, король признался: «Не будет неба для меня, если Октавия больше нет!». Через день после кончины принца, Георг III пошёл к художнику Томасу Гейнсоборо, который заканчивал работу над большим семейным портретом королевской четы. Король хотел, чтобы живописец оставил картину не завершённой, но узнав, что на полотне будет изображён покойный Октавий, позволил ему закончить работу. Когда через неделю картина была выставлена на обозрение королевской семье, принцессы не выдержали и заплакали при виде их умершего брата. Через три месяца после смерти сына, Георг III писал своему другу, лорду Дартмуту: «Каждый день растёт пропасть моего горя по-моему Октавию». В последующие годы, страдая тяжёлым психическим заболеванием, король стал «общаться» со своими умершими сыновьями. Существуют несколько портретов, изображающих принца Октавия. Пять портретов принца и один вместе с братом Альфредом хранятся в Королевской коллекции Великобритании. Одним из наиболее знаменитых является портрет принца кисти Томаса Гейнсборо, который входит в серию портретов детей короля. Ещё один портрет принца был написан Гейнсборо в 1772 или 1774 году. Третий был написал художником Бенджамином Уэстом незадолго до смерти мальчика. Ещё два портрета написаны Гейнсборо эмалевыми красками в 1782 году. Шестой, и последний портрет изображает апофеоз Октавия и Альфреда кисти Уэста. Гейнсборо написал и общий портрет королевы Шарлотты с детьми, где принц Октавий изображен в детской одежде и сидит в маленьком фаэтоне для верховой езды. Еще два портрета принца находятся Национальной портретной галерее в Лондоне. Первый — это гравюра Самуэля Фримана 1817 года, созданная на основе портретов Гейнсборо, другой — гравюра «Апофеоз принцев Октавия и Альфреда и принцессы Амелии» работы Роберта Хикса, опубликованная в 1820 году. Еще три малоизвестных портрета находятся в США. Первый, кисти Уэста, экспонируется в Пенсильванской академии изящных искусств. Двое других находятся на территории Северной Америки, но их точное местоположение не известно. Литература: Baxby, Derrick. A Death From Inoculated Smallpox in the English Royal Family :— London : Medical History, 1984. — P. 303—307; Black, Jeremy. George III: America's Last King :— London : Yale University Press, 2006. — P. 156. — 448 p. — ISBN 0300117329; Fraser, Flora. Princesses: The Six Daughters of George III :— London : John Murray, 2004. — P. 65—66, 70—79. — 476 p. — ISBN 0300117329; Fritz, Paul S. The Trade in Death: The Royal Funerals in England, 1685-1830 :— London : Eighteenth-Century Studies, 1982. — P. 305; Hibbert, Christopher. George III: A Personal History. Basic Books :— London : Basic Books, 2000. — P. 98—99, 280. — 464 p. — ISBN 0465027245; Holt, Edward. The public and domestic life of His late Most Gracious Majesty, George the Third, Volume :— London : Sherwood, Neely, and Jones, 1820. — P. 256. — 464 p. — ISBN 1143639839; Panton, Kenneth J. Historical Dictionary of the British Monarchy :— London : Scarecrow Press, 2011. — P. 359. — 722 p. — ISBN 0-8108-5779-0; Sheppard, Edgar. Memorials of St. James's palace :— London : Longmans, Green & co, 1894. — P. 59. — 456 p; Walpole, Horace; Peter Cunningham. The Letters of Horace Walpole, Fourth Earl of Orford :— London : R. Bentley, 1891. — P. 363;. Watkins, John. Memoirs of Her most excellent Majesty Sophia-Charlotte: queen of Great Britain, from authentic documents :— London : Henry Colburn, 1819. — P. 270, 291—92. — 664 p; Weir, Alison. Britain's Royal Families, The Complete Genealogy :— London : Random House, 2008. — P. 300. — 400 p. — ISBN 9780099539735.

 (466x699, 51Kb)
1781
Софи Шрёдер (Sophie Schrцder)
немецкая актриса. Выступала в театрах Германии и Австрии. В 1815—1829 и 1836—1839 была ведущей трагедийной артисткой венского «Бургтеатра». Сочетала в своей игре черты классицистического и романтического стилей. Умерла 25 февраля 1868 года.

Mademoiselle_George (573x699, 79 Kb)
1787
Маргарита Жозефина Жорж (настоящее французское имя - Маргарита Жозефина Вимер, Marguerite-Josйphine Wiemer, прозванная мадемуазель Жорж, M-lle George)
французская актриса. Родилась в Байё. Дочь капельмейстера в Амьене. С 5-летнего возраста выступала на сцене в детских ролях. В 1801 училась у известной драматической артистки Рокур. В 1802-1808, 1813-1818 выступала в театре "Комеди Франсез". Исполняла роли в классицистских трагедиях: Гермиона, Роксана, Клитемнестра ("Андромаха","Баязет", "Ифигения в Авлиде" Расина), Клеопатра, Медея ("Родогюна", "Медея" Корнеля), Меропа, Семирамида ("Меропа", "Семирамида" Вольтера) и др. Искусство Жорж отражало поздний период в развитии классицизма с характерной для него внешней помпезностью, декоративностью. Красивая, величественная, прекрасно владевшая голосом Жорж очаровала Наполеона I, одно время поддерживавшего с ней близкие отношения. Вместе с Дюпором Жорж уехала в Россию в 1808 и дебютировала на санкт-петербургской сцене в «Федре» Расина; затем дважды (в 1809 и 1812) посетила Москву. Её несколько протяжная и певучая дикция, унаследованная от её наставницы мадемузель де Рокур, соответствовала характеру французских классических трагедий. И в новых романтических драмах Жорж также имела большой успех («Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор» и другие). Эффектная декламация, продуманность игры Жорж произвели сильное впечатление на зрителей. Ее игра вызвала полемику между сторонниками русской сценической школы и последователями классицизма. Своеобразное творческое соревнование между Жорж и Е.С.Семеновой закончилось победой русской актрисы. С 1822 выступала в театре "Одеон", в 1830-е гг. - одновременно в театрах "Одеон" и "Порт-Сен-Мартен". В эти годы Жорж играла роли в произведениях драматургов-романтиков (В.Гюго и др.) и несколько отошла от традиционной классицистской манеры исполнения. Ещё в 1840-х годах Жорж вновь гастролировала в России (на юге) и Германии. В 1849 оставила сцену. Умерла в Пасене 11 января 1867 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. О Жорж упоминается в «Записках» Филиппа Вигеля и Адама Глушковского, «Воспоминания о пребывании Жорж в Москве» («Литературная библиотека», 1867, № 3). Её сестра Жорж младшая — танцовщица, научилась плясать по-русски и имела в Санкт-Петербурге и Москве большой успех в дивертисментах и балетах. Сочинения: Mйmoires inйdites de mademoiselle George..., P., 1908.

willard (521x700, 367Kb)
1787
Эмма Уиллард (Emma Hart Willard)
американская общественная деятельница, пионер женского образования и борец за права женщин. Родилась в городе Берлин (округ Хартфорд, штат Коннектикут, США) и была шестнадцатой из семнадцати детей в семье Samuel Hart и его второй жены Lydia Hinsdale Hart. Её отец был фермером и учил своих детей быть самостоятельными — как в учёбе, так и в жизни. В раннем возрасте Эмма проявила интерес к обучению. В то время женщины получали только базовое образование, но Эмма участвовала в семейных беседах о политике, философии, науках, которые вели взрослые члены семьи. В возрасте пятнадцати лет она была зачислена в школу в своём родном городе. Прогресс в её образовании был таков, что спустя всего два года — в 17 лет, она преподавала в этой школе, которую возглавила в 1806 году. В 1807 году Уиллард покинула Берлин и некоторое время работала в Уэстфилде, штат Массачусетс, прежде чем принять предложение работы в женском образовании в Миддлбери, штат Вермонт. Здесь она занимала должность директора гимназии Middlebury Female Seminary (с 1807 по 1809 годы). Получив значительный опыт, она открыла в 1814 году в собственном доме интернат для девушек. Эмма была вдохновлена предметами, которые преподавались в Middlebury College, где учился её племянник Джон Уиллард, и стремилась к совершенствованию учебного плана, который был в школах для девочек.
23 февраля 1787 года родилась — Эмма Уиллард.post-13108-129841982019 (700x358, 228Kb)
Она читала, что девочки тоже могут усвоить предметы, которые преподавались только в школе для мальчиков. Уиллард решила поделиться своими мыслями об образовании и создала в 1819 году план улучшения женского образования, предоставив его членам Легислатуры штата Нью-Йорк. Ее план включал предложение финансирования женского образования на уровне мужского. Эмма Уиллард не получила ответ от законодателей, но получила поддержку от губернатора штата Нью-Йорк Девитта Клинтона, который пригласил ее, чтобы создать школу в его штате. Первоначально Уиллард открыла школу в Уотерфорде, но она не получила здесь обещанной финансовой поддержки и переехала в город Трой, где ей было уделено большее внимание. Семинария Troy Female Seminary была открыта в сентябре 1821 года. Это была первая школа в Соединенных Штатах, где было организовано высшее образование для женщин. Учебный план состоял из некоторых предметов, которые она много лет стремились включить в женское образование: математика, философия, география, история и наука. Школу возглавила сама Эмма Уиллард; в 1831 году в ней обучалось более 300 студентов. Контингент студенток был преимущественно из богатых или высокого положения семей. Хотя большинство обучающихся девушек все равно в конечном итоге становились домохозяйками, Уиллард принимала участие в борьбе женщин за свои права, при этом не являясь сторонником женского движения за равные избирательные права.
Emma_Willard (556x700, 236Kb)
Она считала достойное образование гораздо более важным делом. В 1838 году Эмма оставила школу, передав руководство ею своим детям. После смерти первого мужа и развода со вторым, она провела последующие годы в поездках по Америке и Европе, пропагандируя женское высшее образование. Опубликовала много работ в поддержку своего дела. Её усилия способствовали созданию женских высших школ в некоторых странах Европы, включая Грецию (в Афинах). Умерла в городе Трой (штат Нью-Йорк, США) 15 апреля 1870 года, и была похоронена на городском кладбище Oakwood Cemetery. Во время работы в Миддлбери, Эмма встретила своего будущего мужа Джона Уилларда (John Willard, 1759—1825). Он был врачом, на 28 лет старше ее и имел четверых детей от своих предыдущих браков. Его племянник, которого тоже звали Джон Уиллард, жил с ними во время учебы в Middlebury College. Супруги имели одного сына — Джона Уилларда (John Hart Willard, 1810—1883). После смерти Уилларда в 1825 году, Эмма вышла замуж в 1838 году за Christopher C.Yates, но развелась с ним в 1843 году. Женской гимназии в Трое в 1895 году было присвоено имя Эммы Уиллард. Здесь же ей был установлен памятник. В 1905 году Уиллард была включена в Зал славы великих американцев, где ей установлен бюст работы Фрэнсис Граймс. Мемориал в её честь был создан в Миддлбери, Вермонт, в 1941 году.

1789
Марья Евграфовна Извекова (в замужестве - Бедряга)
русская писательница. Написала несколько стихотворений патриотического содержания, драму «Альфонс и Флорестини, или счастливый оборот» (М., 1807) и слабые романы: «Эмилия, или печальные последствия безрассудной любви» (1806); «Милена, или редкий пример великодушия» (1809), «Торжествующая добродетель над коварством и злобой» (1809). В начале XX века на страницах Русского биографического словаря была дана следующая оценка её творчеству: «Извекова была образованная женщина, но не обладала литературным талантом. Её объемистые, скучные романы с высоконравственным содержанием нередко служили поводом к сочинению обидных для авторского самолюбия эпиграмм». Умер в Санкт-Петербурге 27 января 1830 года.

José_Joaquín_Antonio_de_Herrera (493x700, 233Kb)
1792
Хосе Хоакин де Эррера (испанское имя - Josй Joaquнn de Herrera)
умеренный мексиканский политик, трижды занимал должность президента Республики (в 1844, 1844-45 и 1848-51 годах) и служил генералом мексиканской армии во время Американо-мексиканской войны. Родился в Халапа-Энрикес, Халапа, Веракрус, Мексика. В 1844 году генерал Валентин Каналисо, президент Государственного Совета, был назначен временно исполняющим обязанности президента Мексики вместо Антонио Лопеса Санта-Анны. Однако, в связи с тем, что Канализо на момент назначения на должность не находился в Мехико, Хоакин де Эррера приступил к исполнению обязанностей временного президента до прибытия назначенного президента в столицу. Хоакин де Эррера исполнял обязанности временного президента с 12 по 21 сентября 1844 г. Умер в городе Такубайя 10 февраля 1854 года.

1799
Генрих Фридрих Август фон Иценплиц (немецкое имя - Heinrich Friedrich August von Itzenplitz)
прусский государственный деятель, граф. Юрист по образованию и первой службе, член палаты господ. В марте 1862 Иценплиц был назначен в кабинете Гогенлоэ министром земледелия, а в декабре в кабинете Бисмарка принял на себя министерство торговли. Вышел в отставку в 1873, что стало результатом критики Ласкером его железнодорожной политики. Умер 15 февраля 1883 года.

AdelheidAnBeSchHoyOld (518x700, 373Kb)
1800
Адельгейда Ангальт-Бернбург-Шаумбург-Хоймская (немецкое имя - Adelheid von Anhalt-Bernburg-Schaumburg-Hoym)
герцогиня Гольштейн-Ольденбургская. Родилась в Хойме. Адельгейда была одной из четырёх дочерей принца Виктора II Ангальт-Бернбург-Шаумбург-Хоймского (1767—1812) от брака с Амалией (1776—1841), дочерью принца Карла Кристиана Нассау-Вейльбургского. Она росла вместе с сёстрами Герминой, Эммой и Идой в Хойме в Ангальте. Получила прекрасное образование. Семнадцатилетняя Адельгейда вышла замуж 24 июля 1817 года в замке замке Шаумбург за тридцатичетырёхлетнего принца Августа Ольденбургского (1783—1853), сына Петра Ольденбургского и Фридерики Вюртембергской. Союз описывается как счастливый, но Адельгейда умерла в Ольденбурге через три года замужества 13 сентября 1820 года. Спустя пять лет после смерти Адельгейды Август женился на её младшей сестре Иде (1804—1828). В 1823 году Август стал наследным принцем, а ещё через шесть лет — Великим герцогом Ольденбургским. Дети: Амалия (21 декабря 1818 — 20 мая 1875) — супруга короля Греции Оттона; Фридерика (8 июня 1820 — 20 марта 1891) — супруга Максимилиана Эммануэля фон Вашингтона. Литература: Christian Ludwig Runde: Kurzgefasste oldenburgische chronik: vom oberappellationsgerichts-prдsidenten conferenzrath Runde. Verlag Schulze, Oldenburg 1831, S. 201 f.

1805
Федор Федорович Сидонский
русский философ и богослов. Родился в селе Архангельское Тверской губернии. Из семьи священника. Учился в Тверской семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной академии. По окончании академии преподавал там английский язык, а затем получил кафедру философии. В 1833 за книгу «Введение в науку философии» получил полную Демидовскую премию от Академии наук, однако после ее издания был отстранен от заведования кафедрой философии, оставшись священником Казанского собора. В 1834 редакция энциклопедического словаря А.А.Плюшара поручила Сидонскому заведование богословским и философским отделениями. В том же году Сидонский перевел с немецкого языка и опубликовал еще одно философское сочинение — 1-ю часть сочинения Готлиба Шульца «Психологическая антропология, или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне». Протоиерей Сидонский состоял священником Казанского собора 44 года (1829—1873), с 1859 — внештатным протоиереем. Сидонский сочетал научную деятельность с пастырской, издал целый ряд заповедей, богословских произведений — в том числе «Жизнь Спасителя». С 1835 вел курс богословия в Санкт-Петербургском университете. С 1856 — академик, с 1864 — доктор философии. Рос авторитет Сидонского в научных кругах. В 1856 он избран действительным членом Академии наук; с 1862 — член Конференции Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1865 приглашен на кафедру философии Санкт-Петербургского университета на 2-летний срок, который продлевался 3 раза — до 1873, когда Сидонский был единогласно избран на кафедру богословия, которую он занимал до смерти. В кн. «Введение в науку философии» Сидонский сетует на «слабое изучение философии в нашем Отечестве», отмечая, что «самостоятельных произведений почти и вовсе не видно». Он ставит цель — «объяснить всю важность философии, обнадежить в благонамеренности ее при ее истинной и должной постановке». Сидонский исходил из тезиса «об уместности философских исследований, но при всем владычестве веры». Выступал за соединение философии и религии, науки и веры в «развитых умах». Считал, что «сыны России, призванные давать мир народам своим мужеством», должны дать прочное основание миру в области умозрения. При этом Сидонский следующим образом формулирует отношение к умственным произведениям «народов, предваривших нас на поприще образования»: «Они ожидают от нас спокойнейшей обработки, чтобы принять новую, благороднейшую форму. Гений славян должен со временем и на них положить печать своего величия». Касаясь проблемы национальной философии, он писал: «К сожалению, в самом Отечестве мы не успели еще с именем философии соединить драгоценных воспоминаний; о философии мы знаем только по слухам или отголоскам чужеземным; удивительно ли, что она с трудом только может найти себе выход? — на средине между богатым жизнью, но бедным собственной деятельностью Востоком и изыскательным, самостоятельным Западом — мы, противопоставив сначала элемент неподвижности, впоследствии, может быть, через меру увлеклись силой быстротечного Запада. Поймем свое значение — удержим средину, которая указана нам природой. Познание природы человеческой, как разлилась она доселе, должно предохранить нас от неумеренного стеснения ума и от безмерного послабления порывам своего воображения». Вместе с тем Сидонский подчеркивал общечеловеческий характер философии: «Философия, как и самый ум, не принадлежит одному какому-либо частному лицу, но целому человечеству. А следовательно, и понятие о ней, верное и полное, может быть составлено только с голоса целого человечества. Философы различных времен — суть как бы орган человечества, представители его усилий развить естественный нам образ мыслей. Сидонский несомненно находился под влиянием немецкого идеализма, но в его построениях всегда отводится большое место опыту, что дало повод считать Сидонского — без достаточных оснований — последователем английского эмпиризма. Сидонский действительно понимает философию как «эмпирическую метафизику» (что приближается к современному понятию «индуктивной метафизики»). Философия должна исходить из опыта (в частности — из внутреннего опыта), но от опыта она должна восходить к разуму. На этом пути («эмпирической» метафизики) нет оснований, по мысли Сидонского, бояться разногласий с истинами веры, т. к. откровение и разум одинаково имеют своим источником Бога. «Проверка» религии знанием никогда не может, по его мнению, расшатывать истин разума. Самое стремление к монизму, характерное для разума, определяется устремлением к Богу как всеобъемлющему единству. Сидонский различает в философии 3 основные темы: 1) космологическую; 2) моральную; 3) гносеологическую. Центральное положение занимает, по его мнению, космология; гносеология же является только пропедевтикой для космологии. Но не внешний опыт должен быть основой философии, ибо внешний опыт определяет «содержание» бытия, но не его «источник». Разум, чтобы действовать, должен быть в «таинственном единении с сущим (т. е. с природой) и Первосущим». «Философия, — думает Сидонский, — хочет встретиться с Божеством; в разуме есть некоторое предчувствие того, что мы находим в Откровении и потому разуму и надлежит искать свою опору в Откровении. От отвлеченного мышления разум должен восходить к религиозному созерцанию (мышление тогда становится, по выражению Сидонского, «подразумевательным», — и тогда разум может постигать «таинственный образ бытия и происхождения предметов»). За этими достаточно туманными словами нетрудно все же увидеть отражения трансцендентализма. Сидонский его своеобразно перерабатывал — учил о «переходе разума в жизнь предмета»; разум есть «сокращение жизни вселенной в бытии идеальном». Впрочем, Сидонский постоянно возвращается к мысли о «проверке» построений разума в опыте. Умер в Санкт-Петербурге 18 декабря 1873 года.

 (515x699, 94Kb)
1805
Йоган Якоб Нервандер (Johan Jacob Nervander)
финляндский физик, астроном.и поэт. Родился в Нюстадте. Поступил в университет в 1820 г., а в 1829 г. получил степень доктора и сделался в 1832 г. адъюнкт-профессором по математике и физике. С 1838 г. директор новой магнитной обсерватории и профессор физики с 1844 г. Его ученая деятельность сначала принадлежит Гельсингфорсу, а под конец жизни и Санкт-Петербургу. В начале своей деятельности он первый показал способ измерять силу гальванического тока (см.), как величину, пропорциональную тангенсам углов отклонения магнитной стрелки в гальванометре его устройства ("Ann. de Chimie et de Physique", 1833; "Sur un galvanomиtre а chassis cylindrique"), которое, как трудно выполнимое, было впоследствии заменено другим, придуманным им вместе с Ленцем: горизонтальный соленоид, помещенный под магнитной стрелкой и подвижной по вертикальным стержням осью, был расположен перпендикулярно магнитному меридиану. Кроме 4 томов метеорологических и магнитных наблюдений, Нервандер напечатал по земному магнетизму и метеорологии мемуары: "Untersuchungen ueber die tдgl., Verдnderungen der magnet. Declination" (в "Bulletin scient. de l'Acadйmie des Sciences de S.-Petersbourg", тома VI и IX, 1840—1842), "Ueber das Vorkommen einer bisher uebersehenen Undulation im Gange der tдglichen Temperatur Curve 1842" (в "Acta Soc. Sc. Fennicae", том I), "Berechnung von Beobachtungen des tдgl. Ganges der Temperatur in einigen arctischen Gehenden" (ib., том II, 1840). В предпоследнем из перечисленных мемуаров Н. указывает на возможность вычисления продолжительности оборота Солнца на оси из периодических температурных изменений на Земле. Нервандер с 1844 г. был членом-корреспондентом Санкт-Петербургской. академии наук, а в 1848 г. был удостоен от неё половинной Демидовской премии за свои труды по метеорологии. Н. написал также несколько поэтических произведений, из которых особенно ценится в Финляндии поэма "Книга Иевфая" (на шведском языке), где библейские образы и представлении выражены в сильных и благозвучных стихах. Скончался 15 марта 1848 года.

 (528x699, 99Kb)
1808
Петр Васильевич Киреевский
русский писатель, переводчик, фольклорист, археограф. Родился в селе Долбино, Лихвинский уезд, Калужская губерния (ныне Белевский район Тульской области). Сын А.П.Елагиной, племянник А.П.Зонтаг, младший брат И.В.Киреевского. Принадлежал к старинному дворянскому роду. В сельском доме семьи часто бывал В.А.Жуковский. Пётр получил домашнее образование, брал уроки у профессоров Московского университета А.Ф.Мерзлякова и И.М.Снегирёва, которые привили ему интерес к народному творчеству. В 1823 году познакомился с жившим в то время в Москве польским этнографом З.Доленга-Ходаковским, помогал ему в работе над коллекцией фольклора и исторических древностей, собранной на русском Севере. В середине 1820-х вместе с братом вошёл в кружок любомудров (архивные юноши), познакомился с Д.В.Веневитиновым, А.С.Хомяковым, А.Мицкевичем, присутствовал на авторском чтении драмы Борис Годунов в октябре 1826 в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. Дебютировал в журнале Московский вестник (1827), публиковал переводы с испанского (Кальдерон де ла Барка, также писал об Испании), английского (повесть Байрона Вампир), переводил Шекспира (не опубликовано, рукописи утрачены). Печатался также в журнале брата «Европеец». Перевёл книгу В.Ирвинга «Жизнь Магомета» (опубликована в 1857). Владел семью языками. В июле 1829 года вслед за братом уехал в Германию, слушал в Мюнхене лекции Окена, И.Гёрреса, Шеллинга, несколько раз беседовал с последним. Постоянным собеседником Киреевского в этот период был Фёдор Тютчев. В эти годы Киреевский утверждился в славянофильских взглядах. Вернулся на родину осенью 1830 года и при содействии Жуковского поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, где прослужил до 1835 года. В 1831 году начал записывать народные песни, собирал их в разных губерниях России, привлёк к этой деятельности многих литераторов и членов их семей (Востоков, Пушкин, Гоголь, Кольцов, Вельтман, Соболевский, Даль, Погодин и др.). В переписке с Языковым (июль 1833) дал один из первых отзывов на Философическое письмо Чаадаева — резко отрицательный. С 1834 года начал публиковать записи собранных народных песен; в ноябре был принят в Общество любителей российской словесности. В 1835 году вновь выехал за границу. С 1837 года, после раздела наследства, поселился в своей деревне под Орлом, откуда выезжал в фольклорные экспедиции. Умер в Киреевской слободке (Орловский уезд, Орловская губерния) 6 ноября 1856 года. Как и брат, умерший несколькими месяцами ранее, похоронен по завещанию в Оптиной пустыни. При жизни материалы фольклорного собрания Петра Киреевского публиковались в ЧОИДР, «Московском сборнике», «Русской беседе» и других журналах, но были напечатаны далеко не полностью. По поручению Общества любителей российской словесности, собранные Киреевским песни были после его смерти в значительном объёме опубликованы П.А.Бессоновым в 1860—1862 (1-я часть), 1863—1868 (2-я часть) и 1870—1874 гг. (3-я часть). Многие из них вошли в книгу Бессонова «Калики перехожие» (1861—1864, 6 выпусков). Впоследствии песни ещё много раз доиздавались, в том числе — в советское время (Песни, собранные П.В.Киреевским. Новая серия / Под редакцией академика В.Ф.Миллера и профессора М.Н.Сперанского. — Выпуски I—II. — Москва: Общество любителей российской словесности при Московском университете, 1911—1929; Собрание народных песен П.В.Киреевского. Записки П.И.Якушкина / Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии З.И.Власовой. — Тома 1—2. — Ленинград, 1983—1986; Собрание народных песен Киреевского. — Тула, 1986). Публикации собрания песен: Русские народные стихи, собранные Петром Киреевским // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1847. Книга 9; Песни, собранные П.В.Киреевским. Часть 1, выпуски 1—4. Москва, 1860—1862; часть 2, выпуски 5—7. Москва, 1863—1868; часть 3, выпуски 8—10. Москва, 1870—1874; Песни, собранные П.В.Киреевским (Новая серия). Выпуск 1. Москва, 1911; выпуск 2, часть 1. Москва, 1918; часть 2. Москва, 1929; Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В.Киреевского // Литературное наследство. Москва, 1968. Том 79; Собрание народных песен П.В.Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / Подготовка текстов, статьи и комментарии А.Д.Соймонова. Ленинград, 1977. Том 1. Серия «Памятники русского фольклора»; Собрание народных песен П.В.Киреевского. Записки П.И.Якушкина / Подготовка текстов, вступительная статья и комментарии З.И.Власовой. Ленинград, 1983—1986. Тома 1—2. Серия «Памятники русского фольклора»; Собрание народных песен П.В.Киреевского / Предисловие, послесловие, комментарии, составитель В.И.Калугина. Тула, 1986. Серия «Отчий край». На основе песен из собрания П.Киреевского было создано либретто танцевальной кантаты Игоря Стравинского «Свадебка» (1923). Либретто написал сам композитор, на французский его перевёл Шарль Фердинанд Рамю. Мотивы собранных Киреевским песен отозвались в книге стихов Марии Степановой «Киреевский» (Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 2012). Литература: Лясковский В. Братья Киреевские: Жизнь и труды их. — Санкт-Петербург, 1899; Азадовский М.К. История русской фольклористики. — Москва, 1958. — Том 1; Баландин А.И., Ухов П.Д. Судьба песен, собранных П.В.Киреевским // Литературное наследство. Москва, 1968. Том 79; Соймонов А.Д. П.В.Киреевский и его собрание народных песен. — Ленинград, 1971; Калугин В.И. «Вкладчики» Петра Киреевского // Калугин В.И. Струны рокотаху… Очерки о русском фольклоре. Москва, 1989.


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку