-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109099
Комментариев: 6801
Написано: 117571


23 февраля родились...

Вторник, 23 Февраля 2016 г. 00:04 + в цитатник
 (557x699, 73Kb)
1685
Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel; немецкое имя - Georg Friedrich Hдndel, George Frideric Handel)
немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Он родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским подданным. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». По всей видимости, семья Генделя переместилась в саксонский город в начале XVII века. Дед композитора Валентин Гендель был медником из Бреслау; в Галле он женился на дочери мастера-медника Сэмюэля Бейчлинга. Его сын, Георг был придворным цирюльником—хирургом, служившим в суде Брандербурга и Саксонии, и почётным гражданином Галле. Когда родился Георг Фридрих, первый ребёнок Георга от второго брака, ему было 63 года. Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника. Когда её брат, сестра и отец умирали от чумы, она до конца оставалась рядом с ними и отказывалась их покидать. Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга. Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века. Гендель родился в Галле. Отец наметил для Георга Фридриха карьеру юриста и всячески противился его тяготению к музыке, так как придерживался укрепившегося в Германии мнения, что музыкант — несерьёзная профессия, а лишь развлекательная. Однако протесты отца не возымели должного действия на Георга Фридриха: он в возрасте четырёх лет самостоятельно научился играть на клавесине. Этот инструмент находился на чердаке, куда Георг Фридрих приходил по ночам, когда члены семьи спали. В 1692 году Георг Фридрих вместе с отцом уехал в Вейсенфельс к своему двоюродному брату Георгу Кристиану. Здесь герцог Саксен-Вейсенфельса Иоганн Адольф I оценил талант семилетнего Генделя, играющего на органе, и посоветовал отцу не препятствовать музыкальному развитию ребёнка. Отец последовал этому совету: в 1694 году Гендель начал заниматься у композитора и органиста Ф.В.Цахау в Галле, под руководством которого изучал композицию, генерал-бас, игру на органе, клавесине, скрипке и гобое. Именно в период обучения у Цахау Гендель сформировался как композитор и исполнитель. Цахау научил Генделя облекать музыкальные идеи в совершенную форму, обучил разным стилям, показал различные методы записи, свойственные разным национальностям. На Генделя также повлиял стиль Цахау; влияние учителя заметно в некоторых произведениях композитора (например, в «Аллилуе» из «Мессии»). Закончив обучение у Цахау, Гендель в 1696 году посетил Берлин, где впервые начал выступать в качестве клавесиниста и аккомпаниатора на концертах при дворе курфюста. Одиннадцатилетний клавесинист пользовался успехом в высших кругах и курфюст Бранденбургский пожелал, чтобы Георг Фридрих служил у него и предложил отцу мальчика отправить Георга Фридриха в Италию для окончания обучения, однако Георг Гендель отказался, пожелав видеть сына рядом с собой. Гендель вернулся в Галле, но не успел застать отца: тот скончался 11 февраля 1697 года. В 1698—1700 годах Георг Фридрих учился в гимназии в Галле. В 1701 году замещал органиста в кальвинистском соборе. В этот период он познакомился с композитором Георгом Филиппом Телеманом. Два молодых композитора имели много общего, и дружба между ними укрепилась. В 1702 году Гендель поступил на юридический факультет университета Галле-Виттенберга. Здесь он изучал богословие и право. Факультет богословия был центром пиетизма, но Гендель, будучи очень религиозным, всё же не разделял взглядов пиетистов. Праву композитор обучался под руководством профессора Христиана Томазия, однако предмет не вызвал у него интереса. Параллельно с учёбой Гендель преподавал теорию и пение в протестантской гимназии, был музыкальным руководителем и органистом в соборе. В 1703 году молодой Гендель переехал в Гамбург, где находился единственный на тот момент немецкий оперный театр. Обосновавшись здесь, композитор познакомился с Иоганном Маттезоном и Рейнхардом Кайзером. Последний руководил оркестром оперного театра, в который Гендель поступил на работу в качестве скрипача и клавесиниста. Кейзер во многом послужил примером для Генделя: руководитель оркестра выступал против использования немецкого языка в операх и в своих сочинениях смешивал немецкие слова с итальянскими; Гендель, сочиняя первые оперы, поступил точно также. Гендель какой-то период был в очень близких отношениях с Маттезоном. Вместе с ним композитор летом 1703 года посетил Любек, чтобы послушать известного композитора и органиста Дитриха Букстехуде, который предложил двум музыкантам заменить его на посту органиста, для чего нужно было жениться на его дочери. Гендель и Маттезон отказались от этого предложения. Два года спустя они встретили Иоганна Себастьяна Баха, который также направлялся в Любек, чтобы послушать Букстехуде. В 1705 году он написал свои первые оперы, «Альмира» и «Нерон». Они были поставлены в Гамбургском театре при содействии Рейнхарда Кейзера. Премьера «Альмиры» состоялась 8 января, а «Нерон» был поставлен 25 февраля. В обоих постановках Иоганн Маттезон исполнил второстепенные роли. Однако театр был в бедственном материальном положении, не было предпосылок для развития немецкой национальной оперы. В творчестве Генделя проявлялась приверженность к итальянскому барокко, и он уехал в Италию в 1706 году по приглашению герцога Тосканского Джана Гастоне Медичи, посетившего Гамбург в 1703—1704 годах. В 1708 году в Гамбургском театре под руководством Кейзера были поставлены две оперы Генделя, написанные им в 1706 году, которые представляли собой дилогию, — «Флориндо» и «Дафна». Гендель приехал в Италию в 1706 году, в самый разгар войны за испанское наследство. Он побывал в Венеции, после чего переехал во Флоренцию. Здесь музыкант гостил у герцога Тосканского Джана Гастоне Медичи и его брата Фердинандо III Медичи, который интересовался музыкой и играл на клавире. Фердинандо спонсировал многие постановки опер во Флоренции, первое фортепиано было сделано под его покровительством. Всё же Генделя здесь приняли довольно сухо, отчасти из-за того, что его немецкий стиль был чуждым для итальянцев.
23 февраля 1685 года родился — Георг Фридрих Гендельpost-13108-129841979138 (700x350, 302Kb)
Во Флоренции Гендель написал несколько кантат (HWV 77, 81 и др.). В 1707 году Гендель посетил Рим и Венецию, где познакомился с Доменико Скарлатти, с которым состязался в игре на клавире и органе. В Риме, где Гендель жил с апреля по октябрь, опера была под папским запретом, и композитор ограничился сочинением кантат и двух ораторий, в том числе оратории «Триумф Времени и Правды», либретто которой написал кардинал Бенедетто Памфили. Гендель быстро освоил стилистику итальянской оперы и вернувшись из Рима во Флоренцию, занялся первой постановкой оперы «Родриго» (премьера состоялась в ноябре), которая имела успех у итальянской публики. В следующем году Гендель снова посетил Рим, где познакомился с Алессандро Скарлатти, Арканджело Корелли, Бенедетто Марчелло и Бернардо Паскуини. Он пользовался популярностью в высших кругах и завоевал славу первоклассного композитора. Композитор часто приходил на концерты и встречи в Аркадианскую академию, где выступали Скарлатти, Корелли и многие другие. В этом году им была написана пасторальная серенада «Ацис, Галатея и Полифем». В июне Гендель уехал в Неаполь, где также был очень тепло принят. Вторая итальянская опера композитора, — «Агриппина», была поставлена в 1709 году в Венеции. «Агриппина» имела оглушительный успех и считается лучшей «итальянской» оперой Генделя. В 1710 году Гендель приехал в Ганновер по совету некоего барона Килмансека, которого музыкант встретил в Италии. Здесь его встретил композитор Агостино Стеффани, любивший творчество Генделя[32]. Стеффани помог ему стать капельмейстером при дворе ганноверского курфюрста Георга I, которому по закону 1701 года предстояло стать королём Великобритании. Во время работы капельмейстером в Ганновере Гендель посетил свою престарелую, ослепшую мать в Галле. Гендель попросил разрешения ехать в Лондон и получив его, осенью отправился в столицу Великобритании через Дюссельдорф и Голландию. Английская музыка была в упадке, здесь ещё не был развит жанр оперы, которая была популярна только в дворянских кругах, а в Лондоне не осталось ни одного композитора. Приехав сюда зимой, Гендель был представлен королеве Анне и сразу удостоился её благосклонности. Завоевав популярность в Лондоне, Гендель взялся за сочинение новой оперы. Либретто для его будущего сочинения написал итальянский писатель, живущий в Англии, Джакомо Росси по сценарию Ааррона Хилла, директора Театра Её Величества в Хеймаркете. Первая итальянская опера композитора для английской сцены «Ринальдо» была поставлена 24 февраля 1711 года в Театре Её Величества, имела огромный успех и принесла Генделю славу первоклассного композитора, единственно только удостоившись негативных отзывов противников итальянской оперы Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. В июне 1711 года Гендель вернулся в Ганновер, но планировал снова вернуться в Лондон. В Ганновере композитор написал около двадцати камерных дуэтов, концерт для гобоя, сонаты для флейты и баса. Он завязал дружбу с принцессой Каролиной (будущей королевой Великобритании). Однако в Ганновере не было оперного театра, и это помешало Генделю поставить здесь «Ринальдо». Поздней осенью 1712 года Гендель во второй раз едет в Лондон, получив разрешение с условием вернуться, проведя в Лондоне неопределённое время. Приехав в Лондон, Гендель сразу же занялся постановкой своей новой оперы «Верный пастух». Она была поставлена 22 ноября 1712 года в Хеймаркете. Либретто написал Джакомо Росси (автор либретто «Ринальдо») на основе трагикомедии Баттисты Гуарини. Опера была поставлена всего шесть раз и так же как следующая опера «Тезей» (премьера 10 января 1713 года), не имела того успеха, которым пользовался «Ринальдо». Гендель стремился укрепить свои позиции в Англии и, чтобы показать свою лояльность английскому двору, в январе 1713 года написал Утрехтский Te Deum, посвящённый утрехтскому мирному договору, положившему конец войне за испанское наследство. Te Deum должен был быть исполнен во время национального торжества, однако английские законы запрещали иностранцу писать музыку для официальных церемоний. Тогда Гендель подготовил поздравительную оду в честь дня рождения королевы Анны, которая была исполнена 6 февраля в Сент-Джеймсском дворце и очень понравилась её величеству. Анна пожаловала ему пожизненную пенсию в 200 фунтов. 7 июля в соборе Святого Павла был исполнен Утрехтский Te Deum. Гендель провёл год в графстве Суррей, в доме богатого мецената и любителя музыки Барна Элмса. Затем в течение двух лет жил у графа Бёрлингтона (близ Лондона), для которого написал оперу «Амадис» (премьера — 25 мая 1715). Королева была в плохих отношениях с ганноверской ветвью семьи, в том числе с патроном Генделя, а Гендель в то время уже имел звание композитора при английском дворе и не думал о возвращении в Ганновер, несмотря на своё обещание. 1 августа 1714 года королева Анна скончалась. Её место на престоле занял Георг I Ганноверский, приехав в Лондон. Гендель очутился в затруднительном положении, так как теперь его патрон, которому он обещал вернуться, был здесь. Композитору нужно было снова заслужить милость короля. Но Георг был добросердечным человеком и очень любил музыку, так что, услышав новую оперу Генделя «Амадис», снова принял его в свой двор. В июле 1716 года Гендель в свите короля Георга посетил Ганновер. В этот момент в Германии был популярен жанр Страстей. Гендель решил написать произведение в этом жанре по либретто Бартольда Генриха «Der fьr die Sьnde der Welt gemarterte und sterbende Jesus», на основе которого написали пассионы десять разных композиторов, в том числе Маттезон, Телеман и Кейзер. Новый пассион «Страсти Брокса» был демонстрацией того, что этот жанр был чужд композитору. С лета 1717 до весны 1719 года Гендель по приглашению герцора Чендосского жил в его замке Кэннонс (англ. Cannons) в девяти милях от Лондона, где сочинил антемы (HWV 146—156), ораторию «Эстер» и кантату «Ацис и Галатея». За оратирию «Эстер» (первая постановка состоялась в Кэннонсе 20 августа 1720 года) герцог Чендосский заплатил Генделю тысячу фунтов. В 1718 году композитор руководил домашним оркестром герцога. С 1720 по 1728 год Гендель занимает должность директора Королевской академии музыки. Получив должность, Гендель отправился в Германию, чтобы набрать певцов в свою труппу, побывал в Ганновере, Галле, Дрездене и Дюссельдорфе. С этого момента композитор начинает активную деятельность в области оперы. 27 апреля 1720 года в Хеймаркете состоялась премьера новой, посвящённой королю оперы композитора «Радамист», которая имела успех. Однако в конце года в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини и поставил свою оперу «Астарта», которая затмила генделевского «Радамиста». Так как Гендель писал оперы в итальянском стиле, между ним и Бонончини началась конкуренция. Итальянского композитора поддерживали многие аристократы, настроенные враждебно по отношению к Генделю и находившиеся в оппозиции к королю. Последующие оперы Генделя оказались неудачными, за исключением «Юлия Цезаря». Гендель задействовал в опере «Алессандро» (премьера — 5 мая 1721 года) итальянских певиц Фаустину Бордонии Франческу Куццони, враждовавших между собой. 13 февраля 1726 года композитор переходит в британское подданство. В июне 1727 года скончался король Георг I, его место на престоле занял Георг II, принц Уэльский, по случаю коронации Георга II Гендель написал антем «Садок-Священник» (Zadok the Priest). В 1728 году состоялась премьера «Оперы нищих» Джона Гея и Иоганна Пепуша, содержавшая сатиру на аристократическую итальянскую оперу-сериа, в том числе на творчество Генделя. Постановка этой оперы оказалась тяжёлым ударом для Академии, и организация оказалась в тяжёлом положении. Гендель же нашёл поддержку в лице Джона Джеймса Хейдеггера и отправился в Италию на поиски новых исполнителей, так как старые уехали из Англии после краха предприятия. Будучи в Италии, Гендель посетил Школу Оперы Леонардо да Винчи, чтобы обновить свой стиль сочинения итальянских опер; здесь выступали за более драматический характер исполнения и были против концертного стиля в опере. Эти изменения в стиле композитора можно заметить в его последующих операх «Лотарь» (2 декабря 1729), «Партенопа» (24 февраля 1730) и др. Наиболее успешной оперой этого периода считается «Орландо» (27 января 1733), написанная на либретто Никола Хайма, которое он сочинил в последний месяц своей жизни.Во время путешествия по Италии Гендель узнал об ухудшении здоровья матери и срочно вернулся в Галле, где пробыл с матерью две недели. Гендель также сочинил две оратории («Девора» и «Гофолия»), которые не имели успеха, после чего вновь обратился к итальянским операм. В этот момент принц Уэльский, конфликтующий с отцом Георгом II, основал «Оперу дворянства» и настроил против Генделя итальянского композитора Никола Порпору, с которым у них завязалась конкуренция. к Порпору также присоединился Иоганн Хассе, однако они не выдержали конкуренцию. Дела Генделя шли на лад, ему удалось собрать в труппу новых итальянских певцов. Он договорился с Джоном Ричем о постановках в Ковент-Гардене, где с началом сезона поставил новую французскую оперу-балет «Терпсикор» (9 ноября 1734), написанную специально для французской балерины Салле, а также две новые оперы «Ариодант» (8 января 1735) и «Альчина» (16 апреля); здесь он также ставил свои старые произведения. В 1720-х и 1730-х Гендель продолжает писать много опер, а начиная с 1740-х основное место в его творчестве занимают оратории (самая известная из них — «Мессия», она была поставлена в Дублине). На рубеже 1750-х у композитора ухудшается зрение. 3 мая 1752 года ему безуспешно оперирует глаза доктор-шарлатан, до того оперировавший Баха, который тоже страдал от катаракты. Болезнь Генделя продолжает прогрессировать. В 1753 году наступает полная слепота. За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия». Во время исполнения силы оставили его, и спустя некоторое время, 14 апреля 1759 года, он скончался. Похоронен в Вестминстерском аббатстве (Уголок поэтов). Однажды в беседе с одним из своих почитателей Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше…» По мнению П.И.Чайковского: «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы…» — Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. — Москва, 1953. — Страница 85. В честь Генделя назван кратер на Меркурии. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера (Water music, «Музыка для королевских фейерверков», Concerti a due cori). В 1856 году в Лейпциге было создано Генделевское общество (Hдndel-Gesellschaft) по инициативе Фридриха Гризандера и Георга Готфрида Гервинуса. С 1858 по 1903 год общество публиковало произведения Генделя (издательство Брейткопф и Хертель). В начале Гризандер самостоятельно издавал произведения композитора, находясь у себя дома, а когда денег не хватало, продавал овощи и фрукты, выращенные в его саду. За 45 лет Генделевское общество издало более ста томов сочинений композитора. Это издание неполное. В 1882—1939 годах в Лондоне существовало другое Генделевское общество, целью которого было исполнение малоизвестных произведений Генделя, в основном хоровых. Общество Галлевское Издательство Генделя (англ. Hallische Hдndel-Ausgabe) (Галлевское Издательство Генделя, сокращённо HHA), существующее с 1955 года, издало более полное собрание сочинений, сделав основной акцент на критическую оценку творчества: в предисловии всех томов говорится, что издание предназначено для удовлетворения научных и практических нужд. Наиболее известный каталог произведений Генделя (Hдndel-Werke-Verzeichnis, сокращённо HWV) был опубликован немецким музыковедом Берндом Базельтом в 1978—1986 годах в трёх томах. В издание вошли все произведения, которым приписывалось авторство Генделя, а также сочинения, авторство которых сомнительно. HWV также содержит фактическую информацию. Фильмы, в которых использована музыка композитора: 1961 — Виридиана; 1967 — Гендель и гангстеры; 1975 — Барри Линдон; 1985 — Жизнь Георга Фридриха Генделя; 1986 — Закат американской империи; 1988 — Опасные связи; 1989 — Несрочная весна; 1992 — Орландо; 1994 — Фаринелли; 1994 — Безумие короля Георга; 1997 — Миссис Браун; 1998 — Без лица; 1999 — Ужин в четыре руки; 2000 — Ватель; 2002 — Убойная сила (телесериал); 2007 — Без цензуры; 2007 — Funny Games U.S.; 2009 — Антихрист; 2009 — Кошечка; 2010 — Hors-champ: Les Violette (документальный короткометражный). Персонаж в фильмах: 1942 — Великий господин Гендель (The Great Mr. Handel; режиссёр Норман Уокер, Norman Walker; G.H.W. Productions Ltd., Independent Producers) — исполнитель Уилфрид Лоусон (Wilfrid Lawson); 1985 — God Rot Tunbridge Wells! — исполнитель Кристофер Брэмвелл (Christopher Bramwell — юный Гендель), Дэйв Гриффитс (Dave Griffiths — Гендель в среднем возрасте), Тревор Ховард (Trevor Howard); 1985 — Честь, выгода и удовольствие (Honour, Profit & Pleasure; режиссёр Анна Амброуз, Anna Ambrose; Spectre Films) — исполнитель Саймон Каллоу (Simon Callow); 1991 — Ужин в четыре руки (кат. Sopar a quatre mans; Телевидение Каталонии — TV3) — исполнитель Иоаким Кардона (Joaquim Cardona); 1994 — Фаринелли — исполнитель Йерун Краббе; 1996 — Последний шанс Генделя (Handel’s Last Chance) — исполнитель Леон Поунол (Leon Pownall); 1999 — Ужин в четыре руки — исполнитель Михаил Козаков; 2009 — Гендель (немецкое имя - Hдndel — Der Film; режиссёр Ральф Плегер; NDR, Seelmannfilm; телевизионный) — исполнитель Маттиас Вибальк (немецкое имя - Matthias Wiebalck). Литература: John Mainwaring. Memoirs of the life of...George Frederic Handel. — 1760; Грубер Р.И. Гендель. Жизнь и творчество. — Ленинград, 1935; Romain Rolland Гендель = Handel. — 1916. — 204 страницы; В.Д.Конен Гендель Г.Ф. // Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия (главный редактор Ю.В.Келдыш), 1973. — Том 1. — Страницы 951—957. — 1070 страниц; Matthew Boyden, Nick Kimberley. George Frideric Handel // The rough guide to opera. — Rough Guides, 2002. — Страницы 55—70. — 735 страниц. — ISBN 9781858287492; Donald Burrows. The Cambridge Companion to Handel. — Cambridge University Press, 1997. — 349 страниц. — ISBN 9780521456135; Donald Burrows. Handel, Messiah. — 1991. — 127 страниц. — ISBN 9780521376204; Mrs. Bray (Anna Eliza) Handel: his life, personal and professional. — Ward, 1857. — 97 страниц; Ellen T. Harris. Handel as Orpheus: voice and desire in the chamber cantatas. — Harvard University Press, 2004. — 430 страниц. — ISBN 9780674015982; Winton Dean. Handel's Operas, 1726—1741. — Boydell Press, 2006. — 565 страниц. — ISBN 1843832682; Федосеев И.Г. Оперы Генделя и Королевская академия музыки в Лондоне (1720—1728): Исследование. — Сударыня, 1996. — 160 страниц. — ISBN 5-88718-003-X.

1689
Йоханнес Рузвельт (Johannes Roosevelt; также известен как Джон Рузвельт)
американский торговец, олдермен и основатель рода Рузвельтов из Ойстер-Бэй, к которому принадлежали Теодор Рузвельт и Элеонора Рузвельт. Йоханес был крещён в Эзопусе (штат Нью-Йорк), в те годы, когда там жил его отец, Николас Рузвельт. Его отец был сыном основателя рода Рузвельтов, Клааса фон Рузвельта. В 1690 году семья переехала в город Нью-Йорк. Умер в 1750 году. 25 сентября 1708 года Иоханнес женился на Heyltje Sjoerts в реформатской голландской церкви в Нью-Йорке. В браке родилось 11 детей: Маргарет (1709); Николас (1710); Иоханнес (1712); Хьюльти (1714); Ольферт (1716); Якобус (1718, умер в младенчестве); Мария (1723, умерла в младенчестве); Якобус (1724) (от него вёл своё происхождение Теодор Рузвельт); Aeltje (1726—1727); Корнелюс (1731); Иоханнес был выбран помощником олдермена с 1717 по 1727 и олдерменом с 1730 по 1733 год. Его раб по имени Quack был одним из организаторов восстания рабов в 1741 году в Нью-Йорке. Его обвинили в поджоге форта Джордж и казнили. Иоханнес был пра-пра-прадедом президента Теодора Рузвельта и пра-пра-пра-пра-прадедом Элеоноры Рузвельт. Якобус, брат Йоханнеса, был предком президента Франклина Рузвельта.Литература: Cobb, William T. (1946). The Strenuous Life: The Oyster Bay Roosevelts in Business and Finance. William E. Rudge’s Sons; LePore, Jill (2005). New York Burning: Liberty, Slavery, and Conspiracy in Eighteenth-Century Manhattan. Vintage Books/Random House; Whittelsey, Charles B. (1902). The Roosevelt Genealogy, 1649—1902.

Chambers (525x700, 223Kb)
1723
Уильям Чемберс (Sir William Chambers)
шотландский архитектор, представитель классицизма в архитектуре. Родился в Гётеборге, в семье торговцев, переселившейся в его детстве в Йоркшир. С 1740 года находится при Шведской Ост-Индской компании. Совершает поездки на Восток, при этом изучает в Китае местное зодчество и планировку садов и парков. После возвращения в Европу Чамберс посещает в 1749 году парижскую Школу искусств, где учится у Жака-Франсуа Блонделя. Следующие 5 лет он проводит в Риме, изучает античное искусство и школы ренессанса. В 1755 он приезжает в Англию. В последующие годы У.Чамберс (наряду с Робертом Адамом) был крупнейшим лондонским зодчим, личным архитектором Августы Саксен-Готской, принцессы Уэльской. Она расширила Королевские ботанические сады в Кью, где Чамберс построил ряд сооружений (Большую пагоду и другие). В 1776—96 гг. возвел новое здание Сомерсет-хауса в Лондоне. С 1768 года Чамберс — член Королевской академии художеств, занимал также должность королевского генерал-интенданта по строительству. Чемберс в своих парковых сооружениях наряду с античными использовал готические и восточные мотивы.Умер в Лондоне 8 марта 1796 года. Сочинения: Designs of Chinese buildings, L., 1757; A treatise on civil architecture, L., 1759; A dissertation on oriental gardening, L., 1772. Литература: Harris J., Sir William Chambers, knight of the Polar Star, L.—University Park, 1970.

1727
Иоганн Георг Даниель Лерс (немецкое имя - Johann Georg Daniel Leers)
немецкий ботаник, альголог, бриолог и миколог. Иоганн Даниель Лерс родился в городе Вунзидель, располагающемся неподалёку от Байройта, на территории современной Баварии. В 1755 году Лерс стал хозяином аптеки в городе Херборн, тогда находящемся в графстве Нассау. Иоганн Лерс умер в Херборне 7 декабря 1774 года. Его основная книга по ботанике, Flora herbornensis, была впервые издана в 1775 году его сыном, Генрихом Паулем Лерсом, написавшем для вступления этой книги биографию Иоганна. Местонахождение основной части гербария Иоганна Лерса не известно. Часть гербария, приобретённая Г.Ф.Гофманом, была уничтожена во время Московского пожара 1812 года. Некоторые научные работы: Leers, J.D. Joannis Danielis Leers Flora herbornensis exhibens plantas circa Herbornam Nassoviorum crescentes, secundum systema sexuale Linneanum distributas, cum descriptionis rariorum in primis graminum, propriisque observationibus et nomenclatura. — 1775. — Ed. 1. — 288 + lix p., 16 pl; Leers. J.D. Flora herbornensis. // ed. Willdenow, C.L. — 1789. — Ed. 2. — 289 + lxxviii p., 16 pl. Роды и некоторые виды, названные в честь И.Д.Лерса: Leersia Sol. ex Sw., 1788, nom. сons; Carex leersii F.W.Schultz, 1870, nom. nov. Литература: Stafleu, F.A., Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Utrecht: Bohn, Scheltema & Holkema, 1979. — Vol. 2. — P. 811—812; Barnhart, J.H. Biographical Notes Upon Botanists. — Vol. 1. — P. 361.

1730
Джулио Джузеппе Моцци дель Гарбо
итальянский ученый в области механики и государственный деятель, президент Флорентийской Академии Наук (с 1808). Родился во Флоренции. Служил при дворе великого герцога Тосканского, был членом правительства Флоренции (1799). После учреждения Наполеоном королевства Этрурии стал его премьер-министром (1801 - 1808). Исследования относятся к физике и механике. В работе "Математическое рассуждение о вращении тел" (1763) сформулировал теорему об общем случае пространственного движения твердого тела и до Л.Пуансо высказал концепцию пары сил. Получил ряд результатов в динамике. Умер 16 апреля 1813 года.

S.L._Lashkarev_by_Borovikovsky (542x700, 402Kb)
1739
Сергей Лазаревич Лашкарёв
генерал-майор. Лашкарев обладал большими дипломатическими способностями, прославился как искусный дипломат. По характеристике современников, он принадлежал «к замечательным явлениям века Екатерины Великой. Родился в Москве. Владел в совершенстве десятью языками: турецким, персидским, арабским, татарским, грузинским, армянским, древне- и новогреческим, французским, итальянским. Знал также латынь. При этом по-турецки он говорил как турок, по-персидски — как перс… Ему принадлежит заслуга создания Азиатского департамента Коллегии иностранных дел России. Был послан в 1770-х гг. в Константинополь и вел тайные переговоры с Портой, в результате которых, выговорил русскому флоту право входить в Дарданелльский пролив В 1807 г. управлял Молдавией и Валахией. Когда при начале 1-й турецкой войны (1768—1774 гг.) русский посол Обресков был заключен под арест, Лашкарев оставался при посольстве для наблюдения за свитой посла и для защиты торговых интересов русских подданных. Он фактически управлял всеми сношениями России с турецким правительством и, несмотря на строгий надзор, который был установлен за всеми принадлежащими к составу посольства лицами, вел переписку не только с бывшим в заключении резидентом, но и с графом А.Г.Орловым, находившимся в Архипелаге с русским флотом, и с графом П.А.Румянцевым. Лашкарев успел благополучно закончить дела всех русских купцов и отправить их из турецких пределов на разных иностранных судах под различными вымышленными именами в Россию через Голландию; тогда же были им доставлены важные секретные сведения в Петербург и в Вену к князю Д.М.Голицыну. Заведуя миссией, Лашкарев оказывал поддержку начавшимся тогда волнениям в Эпире и Греции; не раз ему грозила серьёзная опасность от турецкой черни, но всегда он спасался, благодаря находчивости, знанию турецкого языка и умению обращаться с турками. Когда турецкое правительство признало ненужным дальнейшее пребывание Лашкарева в столице, он с семейством Обрескова выехал в 1771 в Россию и в 1772 прибыл в Петербург, где был назначен „трех коллегий переводчиком“. Лашкарев находился в числе лиц, отправленных на Фокшанский конгресс, а оттуда он был послан в Архипелаг, на остров Негропонт, с важными секретными поручениями от главнокомандующего армией Румянцева. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира Лашкарев вместе с поверенным в делах, полковником Петерсоном, был послан в Константинополь для обмена не только русских пленных, но и других христианских народов. Следует упомянуть, что Лашкарев до отправления на родину христианских пленных содержал их детей на своем иждивении, так как турки старались использовать их бедственное положение, чтобы обратить в магометанство. Оттуда он отправился в Дарданеллы для препровождения на 30-ти купеческих судах жителей разных островов Архипелага. Князь Н.В.Репнин поручил Лашкареву вместе с офицерами Сикстелем и С.Н.Плещеевым собрать нужную информацию и снять планы с крепостей, находившихся на берегах Черного и Азовского морей. Затем ему было дано провести через Дарданеллы пять русских купеческих судов, стоявших у Тенедоса под присмотром военного фрегата „Северный Орел“. Благодаря хорошим отношениям Лашкарева с правительством Порты и личному знакомству с Дарданелльским комендантом, были проведены не только купеческие суда, но и военный фрегат, хотя в то время это было нарушением конвенций; 14 ноября 1776 русский фрегат был проведен на место стоянки английских и французских крейсеров, — с этого времени вплоть до середины XIX века русские суда уже пользовались и правом прохода через Дарданеллы. За этот важный успех Лашкарев получил чин коллежского асессора и землю в Славянском уезде Екатеринославской губернии. В 1779 он был назначен генеральным консулом в Синоп, а зетем с 1780 по 1782 г. — генеральным консулом в Молдавию, Валахию и Бессарабию и принимал деятельное участие в переговорах с Турцией, касавшихся вопросов торговли и приема переселенцев. По его ходатайству Турция предписала правителям Молдавии не препятствовать русским подданным в свободном возвращении на родину. Он во многом способствовал получению русскими торговыми судами свободного входа в Дунай и в порты Бессарабии. После успешного окончания переговоров Лашкарев 12 октября 1782 удостоился Высочайшей благодарности и получил чин надворного советника. 25 октября 1782 г. Лашкарева назначили резидентом при последнем крымском хане Шагин-Гирее. В Петербурге ему были даны соответствующие указания, направленные на решение вопроса о присоединении Крыма к России. В Крым он отправился 31 января 1783 года. Задача, поставленная Лашкареву, заключалась главным образом в том, чтобы склонить Шагин-Гирея отказаться от покровительства Турции, согласиться оставить Крым и переехать в Россию, — чем достигалось окончательное присоединение Крыма. Лашкарев сумел за три месяца приобрести неограниченное доверие и уважение хана. Ему удалось склонить хана просить покровительства императрицы Екатерины ІІ и разрешения переехать в Россию. (За это 28 июня того же года Лашкарев получил чин канцелярии советника, имение в потомственное владение и 400 душ в Белорусской губернии; кроме того, императрица уплатила его долги в 12000 руб. и подарила из собственной шкатулки бриллиантовый перстень.). За труды по присоединению Крыма Лашкарев был пожалован 22 сентября 1780 года орденом Владимира 4-й ст. и, не в пример прочим, получил разрешение на приезд ко Двору и вход „за кавалергардов“, чем выказывалось особенное монаршее расположение. 18 июня 1784 года Потемкин послал Лашкареву пожалованную ему Екатериной II медаль, выбитую по случаю присоединения к России Таврической области, как человеку, приложившему много труда в этом деле. 2 марта 1786 года Лашкарев был назначен поверенным по делам с Персией, получил отправительную грамоту, но Г.А.Потемкин удержал его при себе для особых поручений по азиатским делам. Ещё 21 декабря 1782 года грузинский царь Ираклий II обратился к Екатерине II с просьбой о принятии Грузии под покровительство России. „Всенижайше осмеливаемся мы просить, — писал Ираклий II, — дабы всем е. в. покровительством защищены были мы и области наши“. В конце 1786 Лашкарев отправился в Константинополь для переговоров с Портой о высказываемом царевичами Грузинскими и Имеретинскими желании отдаться под покровительство России; возвратившись из Константинополя, Лашкарев остался при Потемкине, находившемся в это время в Крыму, и был в свите императрицы Екатерины II в путешествии по Таврической области. Он был при Потемкине и в период русско-турецкой войны вплоть до самой его смерти. 16 декабря 1784 г. Лашкарев получил землю в Полтавской губернии, а 22 ноября 1788 ему было пожаловано 4000 десятин земли и сад Судакской долине в Крыму. Тогда же Лашкарев был произведен в статские советники, а после взятия Очакова сопровождал в Петербург пленного очаковского пашу. Возвратившись из Петербурга, Лашкарев управлял Молдавским княжеством и заседал в диване. В продолжении всей русско-турецкой войны Потемкин, а впоследствии Н. В. Репнин неоднократно направляли его в Шумлу к великому визирю с целью переговоров о заключении мира. 20 апреля 1791 Лашкарев получил письмо из Рима от Толедского кардинала, в котором ему была выражена благодарность за то, что во время переговоров о мире он позаботился о судьбе католиков в Молдавии и оказал им помощь. Лашкарев был назначен третьим полномочным для заключения мира, участвовал во всех 13 конференциях, проведенных в Яссах с 10 ноября по 29 декабря 1791 г., подписал мирный договор. В Ясском трактате сказано, что для постановления, заключения и подписания мирного договора были избраны со стороны России Сергей Лашкарев — статский советник; Александр Самойлов — генерал-поручик, действительный камергер и Иосиф Де Рибас — генерал-майор, командующий гребным флотом. Со стороны Турции были Ессеид Абдуллаг Бири, Ессеид Ибраим Исмет и Иеввель Мугамед Дурри. После заключения мира он был назначен членном Коллегии иностранных дел, и ему было поручено управление азиатскими делами с правом личного доклада Екатерине II. Екатерина II всегда очень ценила Лашкарева, также ценил его и император Павел I. Он назначил Лашкарева руководителем азиатского департамента Государственной коллегии иностранных дел и пожаловал ему землю в Литовской губернии. 23 февраля 1799 Лашкарев получает чин тайного советника, с этого времени Лашкарев являлся к Павлу I еженедельно с личным докладом. Кроме подаренных ему в России Белорусского, Екатеринославского и Крымского имений, грузинский царевич Георгий в 1798 г. подарил Лашкареву имение в Горийском уезде. За особые заслуги в области восточной политики Павел I сам придумал весьма замысловатый герб для семейства Лашкаревых. В 1800 Лашкарев, в качестве помощника графа Ф.И.Ростопчина, принял живейшее участие и в переписке с Турцией и Грузией о присоединении последней к России. Заведование грузинскими делами осталось за Лашкаревым и при Александре І. При ближайшем его участии состоялось и окончательное присоединение Грузии к России. 4 января 1804 он вышел в отставку, был награжден бриллиантовой табакеркой с императорским вензелем и удалился в свое имение. В марте 1807 Лашкарев был вызван в Тильзит и оттуда отправлен в Яссы и Бухарест для управления Молдавией и Валахией, в звании председателя обоих диванов (28 июня 1807). Он отправился в турецкий лагерь для переговоров с великим визирем о мире и был принят им с уважением; мирные переговоры были прерваны новым главнокомандующим Каменским. После этого Лашкарев вернулся в свои два имения в Витебской губернии и прожил там до кончины почти безвыездно. Лашкарев похоронен в одном из своих имений в Витебской губернии. Лашкарев был в дружбе с князем Г.А.Потемкиным, был на «ты» с вице-канцлером А.А.Безбородко, с А.В.Суворовым был в переписке и пользовался его большим уважением. Был женат на дочери генерального консула Женевской республики в Константинополе Констанции Дюнант. В 1812 г. один из французских отрядов под командованием полковника, орудовавшего в Витебской губернии, ворвался для грабежа в Дымово — имение С.Л.Лашкарева. Командир первым вбежал в барский дом, но вдруг остановился как вкопанный. Надо же такому случиться — полковник узнал Сергея Лазаревича, с которым был коротко знаком. Потрясенный Лашкарев глазам своим не поверил: перед ним стоял бывший французский дипломат полковник Гильемино, тот самый Гильемино, которого он каких-то пять лет тому назад даже представлял к награде… Командир отряда быстро вывел мародеров из имения, и оно уцелело… Лашкарев пользовался особым расположением и доверием князя Потемкина, который подарил ему личную Андреевскую бриллиантовую звезду, а за два года до смерти в знак своего особого расположения — перстень со своим рельефным изображением на голубом камне. Этот перстень Лашкарев передал своему старшему сыну генерал-майору Павлу Сергеевичу. Умер 6 октября 1814 года. Награды: Орден Святого Владимира 3-й степени; Орден Святого Владимира 4-й степени; Орден Святой Анны 2 степени; Орден Святой Анны 1-й степени; Командорский знак ордена святого Иоанна Иерусалимского. Литература: Русский биографический словарь. — Том XII.- Санкт-Петербург, 1914. — Страницы 96—98; Справочный энциклопедический словарь, издающийся под редакцией А.Старчевского. — Том VII. — Санкт-Петербург, 1853. — Страницы 97—98; Каландадзе Ц.П. Участие грузин в культурной и общественной жизни России в первой половине XIX века. — Тбилиси: Мецниереба, 1979; Русский архив. — Книга 2-я. — Москва, 1884. — Страница 17; Цагарели А.А. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии. — Том II. — Выпуск I. — Санкт-Петербург, 1892. — Страница 24; Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — Том XXIII. С 1789 по 6 ноября 1796 г. — Санкт-Петербург, 1830. — Страницы 287—292, № 17 — декабря 29. «Трактат вечного мира и дружбы, заключенный между империею Всероссийскою и Оттоманскою портою в Яссах чрез назначенных к тому с обеих сторон полномочных и подтвержденный обоюдными государственными ратификациями, размененными между взаимными полномочными в Яссах в 20 день января 1792 года»; Полное собрание законов Российской империи. — Том XXIII, — Санкт-Петербург, 1830. — Страницы 287—292; Кессельбреннер Г.Л. Хроника одной дипломатической карьеры: (Дипломат-востоковед С.Л.Лашкарев и его время) / Ответственный редактор Н.А.Халфин(†); Рецензенты: М.С.Лазарев, Е.П.Челышев. — Москва: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1987. — 280 страниц. — 10 000 экземпляров (в переплёте); Парцвания В.В. Грузино-российские научно-культурные связи в истории Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Логос, 2003.

1743
Карло Верри (итальянское имя - Carlo Verri) —
итальянский агроном и политик, граф. Родился в Милане. Карло Верри — третий из четырёх братьев, оставивших след в истории Милана и Италии. Верри, Пьетро (1728—1797) — философ, экономист, историк и писатель. Верри, Алессандро (1741—1816) — поэт, писатель, историк и переводчик. Верри, Джованни (1745—1818) — либертарий, предполагаемый отец писателя Алессандро Мандзони (итальянское имя - Giovanni Verri). Главным предметом его занятий было земледелие; половину жизни он провёл в своих поместьях в поисках средств к улучшению аграрного хозяйства; приобрёл славу опытнейшего агронома и был принят в члены известных агрономических обществ Европы. Занимался также музыкой и живописью; был избран президентом Миланской академии изящных искусств. Был деятельным и на политическом поприще: во время наполеоновской оккупации был сенатором и префектом Итальянской республики, а затем королевства.Умер в Вероне 7 июля 1823 года. В городе Бьяссоно существует музей Карло Верри (итальянское название - Museo civico Carlo Verri). Литература: А.Плюшар. Энциклопедический лексикон, том 9. — Типография А. Плюшара; Санкт-Петербург, 1837 — страница 498 (2. Александръ Верри).

Mayer Amschel Bayern Rothschild (508x700, 91Kb)
1744
Майер Амшель Бауэр (Ротшильд) (немецкое имя - Mayer Amschel Bayern Rothschild)
основатель международной династии предпринимателей, основатель банка во Франкфурте-на-Майне. Дело продолжили пять его сыновей: Амшель Майер, Соломон Майер, Натан Майер, Калман Майер, Джеймс Майер. Братья контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы (Париже, Лондоне, Вене, Неаполе, Франкфурте-на-Майне). Семья юного Майера Амшеля жила в еврейском гетто. Его отец Амшель Мозез Бауэр содержал небольшую меняльную контору под красной вывеской, что по-немецки звучит, как «Rot Schild». Так появилось прозвище, которое стало нарицательным обозначением роскоши и богатства и заложило начало 260-летней династии Ротшильдов. Когда Майеру исполнилось двенадцать лет, его отправили в Ганновер на обучение в банк Оппенгеймера. Там он постиг секреты финансового дела, познакомился с монетами германских княжеств, научился определять подделки и выгодные обменные курсы. После смерти родителей в 1760 году Майер вернулся во Франкфурт и продолжил отцовское дело: занялся обменом и продажей монет и медалей. Очень скоро он стал известен среди любителей старины. Скопив деньги, Майер открыл собственную антикварную лавку, в ней же можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие. Так возник первый банк Ротшильдов. В начале своей финансовой карьеры был торговцем старинными монетами и медалями. При посредничестве своего клиента генерала фон Эсторфом, коллекционера старинных монет знакомится с ландграфом Гессен-Кассельским Вильгельмом IX. Который сделал его своим доверенным лицом во время бегства ландграфа в Прагу от наполеоновских войск. Майер Аншел Ротшильд не только сохранил капитал, но и так распорядился многомиллионным состоянием что оно заметно возросло, к этому времени относится и заложение основы собственного состояния. Ротшильда отличала исключительная деловая хватка. Перевозка валюты в те времена стоила очень дорого, к тому же был риск попасть в руки разбойников. Майер нашел очень простое решение проблемы. Он закупал в Англии шерсть и хлопок по низким ценам, а затем продавал их в Европе намного дороже. С 1764 Майер Ротшильд начал поставлять монеты и золото в княжеский дом Гессен-Кассель. А уже через пять лет глава дома Вильгельм I назначил его личным банкиром. Обязанности придворного фактора, каким был Майер, заключались в том, чтобы приумножать казну князя, покрывать его расходы на армию, предметы роскоши, снабжать двор, конюшни, кухню и подвалы. В случае успеха, фактора ожидала награда в виде части доходов князя и уважение при дворе, в случае неудачи — суд, разорение и даже казнь. Принц Вильгельм слыл одним из самых богатых и знатных германских князей, торговал наемными армиями и жил на широкую ногу. В 1785 он с выгодой продал 17 тысяч солдат английскому королю Георгу III для войны с американскими колонистами. Когда князь, спасаясь от Наполеона, скрывался, Ротшильд продолжил сбор денег с его должников, и даже смог увеличить полученную сумму. Однажды Ротшильд снял в британском банке деньги с компенсационного счета принца и оплатил ими товар. А поскольку платил наличными, то получил большую скидку. Майер сумел избежать сразу двух операций: перевозки денег в Англию и встречной перевозки денег принца во Франкфурт. Вместо денег Ротшильд привез товар, продал его по высокой цене, вернул долг принцу и в итоге оказался в большом выигрыше. А поскольку принц получал талеры, а англичане платили фунтами, банкир заработал и на разнице курсов валют. В 27 лет Майер женился на 17-летней Гутле Шнаппер — дочери местного ростовщика. У Ротшильдов родилось 5 сыновей и 5 дочерей: Жанетт (1771), Амшель (1773), Соломон (1774), Натан (1777), Изабелла (1781), Бабетта (1784), Карл (Кальман) (1788), Жюли (1790), Генриэтта (1791) и Джеймс (1792). Пять сыновей Ротшильда продолжили его дело. Их называли «Пять пальцев одной руки». 27 сентября 1810 года Майер Амшель основал фирму «Майер Амшель Ротшильд и сыновья». Пуская в оборот наличные средства курфюрста, находившиеся в его распоряжении, Ротшильд-отец стал устраивать государственные займы в небывалых до того размерах. Прирост остался в руках семейства банкиров, а сами богатства были возвращены наследниками Ротшильда преемникам ландграфа. После смерти Ротшильда его совокупный капитал вдвое превышал активы Французского банка. Его сыновья разъехались по всей Европе и впоследствии создали целую сеть банков. Амшель, старший сын, вел все дела родового дома во Франкфурте. Натан основал свою фирму в Лондоне, Джеймс — в Париже, Соломон поселился в Вене, Карл — в Неаполе. Формально они были независимыми друг от друга, но имели общую систему связи — курьерскую службу, которая позволяла получать известия о важнейших политических событиях, о любых биржевых потрясениях раньше всех. Умение Ротшильдов быстро собирать сведения, а если надо — и распространять дезинформацию, сыграло большую роль в том, что история дома тесно переплелась с историей Европы. На эмблеме династии Ротшильдов изображено пять стрел, соединенных цепочкой, что символизирует союз пяти сыновей основателя клана Майера Амшеля. Их девизом стали слова: «Concordia, Integritas, Industria» (Согласие, Единство, Усердие).
Кодекс Ротшильда для своих детей
1. Все важные посты в бизнесе должны занимать только члены семьи (а не наемные работники); участвовать в делах могут только потомки мужского пола; наследовать — только прямые наследники мужского пола. Старший сын становится главой семьи, если братья единодушно не признали иное (как это случилось в 1812, когда главой дома был утвержден Натан).
2. Мужчины семьи должны жениться на своих двоюродных или троюродных сестрах (чтобы накопленное имущество осталось внутри семьи и служило общему делу). Дочери должны выходить замуж за аристократов, сохраняя свою веру.
3. В любом случае имущество семьи не описывать, размер состояния не оглашать. Даже в суде или в завещании. Споры между братьями разрешать внутри семьи, сохраняя единство дома.
4. Жить в согласии, любви и дружбе, делить прибыль поровну.
5. «Никогда не забывайте, что скромность ведет к богатству»
Умер Ротшильд во Франкфурте-на-Майне 19 сентября 1812 года.

 (551x699, 81Kb)
1745
Иван Егорович Старов
русский архитектор, один из основоположников классицизма в русском зодчестве. Родился в Санкт-Петербурге, в семье дьякона. Решив дать сыну светское образование, отец отдал его в 1755 в гимназию при новообразованном Московском университете. Затем Старов учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами). Успешно закончил Академию в 1762 и отправился в качестве «пенсионера» во Францию. В Париже занимался у архитектора Ш. де Вайи и провел год в Италии, после чего вернулся на родину (1768). В 1772–1774 служил главным архитектором Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, разрабатывая проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов. Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774–1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, – здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Столь же гармонически-«пейзажны» усадьбы в Таицах (1774–1780-е годы) и Сиворицах (1775–1776) под Санкт-Петербургом. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941). Самой грандиозной из старовских усадебных построек был пригородный ансамбль в Пелле, на Неве (1785–1789), однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны. Монументальным выражением зрелого классицизма стали (наряду с Пеллой) две важнейших Санкт-Петербургских работы Старова: реконструкция Александро-Невской лавры (с 1774), отныне градостроительно увязанной с Невским проспектом и обогатившейся величаво и плавно растущим ввысь Троицким собором (1778–1790), и строительство Таврического дворца для Г.А.Потемкина (1783–1789) – напротив, стелющегося близ Невы протяженными объемами своих невысоких корпусов; невиданной роскоши первоначальная отделка дворца утрачена, но частично сохранились интерьеры с грандиозными Купольным залом и Большой галереей, соединенными общим ионическим ордером в единое парадное пространство. С 1780-х годов мастер архитектурно оформлял экспансию России на юг после победоносного завершения двух войн с Турцией, проектируя по этой оси усадьбы, дворцы, новые сельские и городские структуры, – реконструкция городского центра Николаева, потемкинское сельцо Богоявленск на Буге, планировка Екатеринослава (ныне Днепропетровск, Украина); лишь фрагменты этих комплексов, в частности екатеринославский дворец Потемкина (1787–1789), дошли до наших дней. В 1786–1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Наиболее масштабным из поздних произведений Старова явился Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы). После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801–1811). Оставил значительный след и как педагог: преподавал в Академии художеств в 1769–1772. Умер в Санкт-Петербурге 17 апреля 1808 года. Литература: Кючарианц Д.А. Иван Старов. — Ленинград: Лениздат, 1982. — 191 страниц; Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / cоставитель В.Г.Исаченко; редакци Я.Ю.Артемьева, С.Прохватилова. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1997. — 1021 страниц — ISBN 5-289-01585-X; Белехов Н., Петров А., Иван С. Материалы к изучению творчества, Москва, 1950.

 (446x699, 147Kb)
1748
Гертруд Элизабет Мара (Mara; урождённая - Шмелинг)
немецкая певица (сопрано). Ученица П.Парадизи. Дочь бедного музыканта по фамилии Шмелинг родилась в немецком Касселе. Вундеркинд, семью годами старше Моцарта. Научившись у отца играть на скрипке, ещё ребёнком выступила на Франкфуртской ярмарке. Сыграла так, что местные жители организовали подписку и собрали деньги для её дальнейшего обучения. Нашлись и влиятельные покровители. Девочка пять лет училась в Лейпциге, причём выяснилось, что у неё хороший голос (сопрано) и пение заменило первую специальность. Её учителем стал Johann Adam Hiller. Дебют новоиспечённой вокалистки состоялся в 1771 в Берлине. Успех пришёл к ней сразу. До 1779 молодая певица являлась солисткой Придворного театра прусского короля Фридриха II (известного, как Фридрих Великий) и Берлинской Королевской оперы. Мара - фамилия по мужу. Брак был неудачным - супруг оказался игроком и проматывал все деньги, что зарабатывала жена... (в некоторых источниках упоминалось, что брак был расторгнут, либо пара добровольно разъехалась в 1795). Элизабет Мара выступала в Вене, Мюнхене, Лондоне, Париже, несколько раз призжала в Италию (в Турин, Венецию...). Известно о её соперничестве с португальской певицей Луизой Тоди (Luisa Rosa de Aguiar Todi , 1753 - 1833), разгоревшемся в 1782 в "засветившемся" оперными баталиями Париже. На одном из лондонских концертов (1784) голос Элизабет Мара был хорошо слышим на фоне мужского хора, в котором насчитывалось свыше 500 певцов и оркестра из 350 исполнителей. В 1803-1812 певица жила в России. Зарабатывала и уроками пения, которые давала в Москве и Санкт-Петербурге. Во время московского пожара (1812), сгорел её дом и уже немолодой женщине (на 64-м году жизни) пришлось вновь искать средства к существованию... Сценическую карьеру певица завершила в 1819. Последние годы жизни (с 1815) провела в Ревеле (теперь Таллинн), сосредоточившись исключительно на преподавании. Повидимому, учительство и в те времена не приносило особых доходов... Она умерла в нищете 20 января 1833 года. Между прочим, незадолго до своей кончины Элизабет Мара получила подарок - Гёте прислал к очередной годовщине её рождения стихотворение "Sangreich war dein Ehrenweg" (написано в 1831 в Веймаре). Поэт впервые услышал певицу ещё шестнадцатилетним студентом. Имеется информация, что Элизабет Мара одна из основателей Немецкого певческого общества в Таллинне (1823). Могила Элизабет Мара не сохранилась, т.к. в начале 1950-х то кладбище, где она находилась, было уничтожено.

 (700x633, 186Kb)
1756
Франтишек Йозеф Герстнер (Franz Joseph Ritter von Gerstner)
чешский ученый в области механики. Родился в Хомутове. В 1806 г. основал чешский политехникум в Праге, который был прототипом всех технических школ в Германии. Герстнеру принадлежит заслуга самостоятельной и успешной разработки механики в приложении ее к решению практических задач техники (уравнение натяжения пролетной цепи висячего моста, формула сопротивления повозки на податливом грунте и др.). Замечательный труд его по этому предмету издан был в первый раз в 1831 г., под заглавием: "Руководство по механике" ("Handbuch der Mechanik"), под редакцией сына его Антона. В 1793 г. он впервые применил в сконструированной им подъемной машине для одного из рудников в Богемии конический барабан (у которого вращающий момент на оси остается постоянным в продолжение всего подъема). В 1807 г. выдвинул предложение о постройке конно-железной дороги Ческе-Будеевице-Линц. Скончался в Младеёве 25 июля 1832 года.

Lorenzo_Litta (539x700, 339Kb)
1756
Лоренцо Литта (итальянское имя - Lorenzo Litta)
итальянский кардинал, папский дипломат и куриальный сановник. Родился в Милане. Титулярный архиепископ Фивс 23 сентября 1793 по 23 февраля 1801. Апостольский нунций в Польше с 13 апреля 1794 по 11 февраля 1797. Апостольский нунций в России с 1797 по 1799. Префект Священной Конгрегации Индекса с 27 августа 1803 по июнь 1816. Камерленго Священной Коллегии кардиналов с 1806 по 1807. Префект Священной Конгрегации Пропаганды Веры с 20 мая 1814 по 24 сентября 1818. Генеральный викарий Рима с 28 сентября 1818. Префект Священной Конгрегации резиденции епископов с 1818 по 1820.Кардинал in pectore с 23 февраля по 28 сентября 1801. Кардинал-священник с 28 сентября 1801, с титулом церкви Санта-Пуденциана с 1 октября 1801 по 26 сентября 1814. Кардинал-епископ Сабины с 26 сентября 1814. Брат графа Джулио Ренато Литта. Умер в Монтефлавио 1 мая 1820 года.


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку