-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108944
Комментариев: 6801
Написано: 117416


14 сентября родились...

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 04:54 + в цитатник
 (439x698, 45Kb)
1916
Герман Иванович Андреев
командир батальона 905-го стрелкового полка (248-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), майор. Родился в Астрахани. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Образование н/среднее, окончил школу ФЗУ в 1932 году. Работал на заводе в Астрахани. В Красной Армии — с 1937 года. Окончил Астраханское военное пехотное училище в 1941 году и был направлен на фронт. Майор Г.И.Андреев отличился 18 апреля 1945 г. в районе деревни Альт-Розенталь (7 км северо-западнее города Зелов, Германия). Противник, не желая оставлять боевые позиции, перешел в контратаку превосходящими силами пехоты при поддержке танков. Майор Андреев умело маневрировал батальоном, сам лично с одной ротой обошел противника с тыла и, нанеся неожиданный удар, обратил его в бегство. При этом бойцы батальона подбили 2 танка и уничтожили много живой силы врага. В боях за Берлин, с 26 по 30 апреля 1945 г. майор Андреев появлялся на самых ответственных участках и личным примером увлекал бойцов, врываясь в траншеи, подвалы домов, занятые противником. В боях за Берлин его батальон пленил 490 немецких солдат. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9140) Герману Ивановичу Андрееву присвоено 15 мая 1946 года. После войны майор Г.И.Андреев — в запасе. Жил и работал в Астрахани. Умер 23 января 1957 года. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

 (463x698, 54Kb)
1916
Екатерина Ивановна Зеленко
заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 6-й армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант. Родилась в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области (Украина). Украинка. С 1921 года проживала в Курске, окончила 7 классов неполной средней школы № 10. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В Красной Армии с 1933 года. В декабре 1934 года с отличием окончила авиационную школу и была направлена в Харьков в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолётов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди лётчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го лёгко-бомбардировочного авиационного полка (ВВС 8-й армии). Совершила восемь боевых вылетов на самолёте «Р-2» на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве лётчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолёт «Су-2». На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года, в ходе воздушного боя, израсходовав боекомплект, старший лейтенант Е.И.Зеленко таранным ударом, ценой собственной жизни, уничтожила вражеский «Me-109».Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, старшему лейтенанту Зеленко Екатерине Ивановне присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждена орденами Ленина (5 мая 1990; посмертно), Красного Знамени (1940). Е.И.Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Курске ей открыты памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Воронеже, где она жила в молодости, так же установлена мемориальная доска. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь её малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Её имя носили морское судно, улицы в Воронеже, Курске, Сумах, школы и пионерские дружины. Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С.Полбина. Музеи лётчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе № 10, в которой она училась.
ZelenkoEkaterIvan_pam-stend-Alleja-ger_Romni (700x525, 133Kb)
В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев (бульвар Шевченко), возле городского дворца культуры установлен памятный стенд Е.А.Зеленко.
Zelenko_E_I_pam (480x700, 184Kb)
Памятник установлен на углу улиц Ленина и Кати Зеленко в Курске. Скульптор Н.Криволапов, архитектор В.Михайлов. Открыт в 1988 году.
Zelenko_md (700x486, 112Kb)
Мемориальная доска установлена в Курске (улица Горького, дом 23) на доме, в котором в 1921-1932 годах проживала Е.И.Зеленко.
ZelenkoEkaterIvan_annotacdoska-ulica_Sumy (700x402, 114Kb)
Аннотационная доска установлена в городе Сумы (Украина) на доме №3 по улице Зеленко.

 (546x698, 77Kb)
1916
Луис Альберто Корвалан Лепес (испанское имя - Luis Alberto Corvalбn Lйpez)
чилийский политик, Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили (1958—1989).. Родился в Пуэрто-Монт, провинция Льянкиуэ. Отец Корвалана был учителем, мать — крестьянкой В 1931 году Корвалан поступил в педагогическое училище города Чильяна. В 1932 году вступил в Коммунистическую партию. По окончании училища проработал по специальности немногим более года и был уволен по политическим мотивам. Во второй половине 1930-х годов работал в Союзе коммунистической молодёжи, затем стал партийным журналистом. С 1940 года работал в центральном печатном органе компартии — газете «Сигло». В 1946 году назначен главным редактором газеты. С 1948 по 1958 год компартия находилась вне закона, в подполье. В 1948 году Корвалан возглавил отдел пропаганды ЦК КПЧ, руководил выпуском нелегальных партийных изданий. В 1950 году был арестован и отправлен на несколько месяцев в ссылку. С 1952 года член ЦК КПЧ. Член Политкомиссии ЦК КПЧ в 1956-89 гг. В 1956 году снова арестован и заключён в концлагерь Писагуа. В 1958—1989 годах — Генеральный секретарь ЦК КПЧ. После военного переворота генерала Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года Корвалан был арестован вместе со многими другими противниками режима. Содержался сначала в одиночном заключении, затем в различных концлагерях, в том числе на острове Досон. КГБ СССР рассматривал вариант вооружённого освобождения Л.Корвалана с острова Досон. После убийства Виктора Хары он стал наиболее известным чилийским политзаключённым. Во время заключения в 1975 году был удостоен Международной Ленинской премии. В 1975 году в Болгарии умер его сын Луис Альберто (1947—1975) от последствий перенесенных в тюрьмах Чили пыток. СССР возглавил международную кампанию за его освобождение, а в 1976 году Андрей Сахаров предложил обменять Корвалана на известного советского политзаключённого, диссидента Владимира Буковского.
14 сентября 1916 года Луис КОРВАЛАН - деятель рабочего движения Чили. post-154-128444094601 (700x401, 250Kb)
Обмен состоялся, после чего Корвалан получил в СССР политическое убежище. Это стало особым подарком Леониду Брежневу и произошло в Цюрихе, Швейцария, за день до его 70-летнего юбилея, отмечавшегося 19 декабря 1976 года. Корвалана часто звали «товарищ Лучо». Нелегально вернулся в Чили в августе 1983 года. Это стало возможно после принятого в 1983 году закрытого постановления советского Политбюро. В Москве, в Центральной клинической больнице, Корвалану сделали три пластические операции, изменив его внешность до неузнаваемости, и по поддельному паспорту профессора из Колумбии он вылетел в Будапешт, а оттуда — в Буэнос-Айрес, после чего перебрался в Чили, где в течение шести лет, до падения диктатуры Пиночета, жил на нелегальном положении. В 1985 году он сумел еще раз побывать в Москве, чтобы пройти курс лечения. После окончания периода диктатуры, 6 октября 1989 года, «вернулся» в страну официально. В мае 1989 года оставил пост Генерального секретаря компартии. Последние годы жизни Корвалан вместе с семьёй провел в Сантьяго. Стены его квартиры были увешаны портретами и фотографиями Че Гевары, Фиделя Кастро, классиков марксизма-ленинизма, а также его современников — коммунистических лидеров эпохи идеологического противостояния СССР и США. В 1995 году вышла книга Луиса Корвалана «Крушение советской власти», в которой он назвал распад СССР трагедией мирового социалистического движения. Несмотря на крах социалистической системы в СССР, Корвалан продолжал придерживаться коммунистических взглядов и бороться за социализм в Чили. Умер в Сантьяго 21 июля 2010 года. У панк-группы «Юго-Запад» есть песня «Корвалан». Упоминается в песне «Was wollen wir trinken» группы Oktoberklub.
Stamps_of_Germany_(DDR)_1973,_MiNr_1890 (597x700, 421Kb)
В ГДР в 1973 году году вышла почтовая марка, посвящённая Луису Корвалану, номиналом 10 + 5 пфеннигов ( (Михель #1890; Скотт #B173)). На марке изображён портрет Корвалана на фоне красного флага. Библиография: Луис Корвалан. Мирный путь — форма революции // «Проблемы мира и социализма», № 12 (64), 1963. Страницы 1-9; Луис Корвалан. «Крушение советской власти» — 1995; De lo vivido y lo peleado. Memorias — 1997; Луис Корвалан. «Правительство Сальвадора Альенде» («El Gobierno de Salvador Allende») — 2003; Луис Корвалан. Коммунизм и демократия. («Los comunistas y la democracia») — 2008.

 (531x699, 50Kb)
1917
Алексей Иванович Кольцов
командир 937-го Краснознамённого истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта, майор. Родился в Воронеже в семье служащего. Русский. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил 7 классов, в 1933 году - школу ФЗУ. Работал мотористом на механическом заводе. В Красной Армии с 1936 года. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 937-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) майор Алексей Кольцов к середине августа 1943 года совершил двести двадцать два боевых вылета, в шестидесяти воздушных боях сбил лично десять вражеских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Кольцову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1118). Отважный командир авиаполка майор Кольцов А.И. пал смертью храбрых 7 ноября 1943 года. При нанесении штурмового удара по вражескому аэродрому в районе деревни Уна (10 км северо-западнее поселка Лиозно, Витебской области) был сбит, сгорел в самолете. Ко времени гибели Героя им было совершено двести шестьдесят пять успешных боевых вылетов, в воздушных боях он лично сбил четырнадцать самолётов противника и шесть – в составе группы. Похоронен в деревне Черницы Лиозненского района Витебской области Белоруссии. На могиле воздвигнут памятник. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. На родине Героя – в Воронеже на зданиях школы-интерната и механического завода установлены мемориальные доски.

 (511x698, 63Kb)
1918
Александр Иванович Амосов
заместитель командира эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й Нижнеднепровской Краснознамённой штурмовой авиационной дивизии 9-го Одесского смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, лейтенант. Родился в деревне Супроново ныне Череповецкого района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. Окончил Верещенскую семилетнюю школу. В 1933 - 1934 годах работал секретарём сельского Совета. Переехав в город Сталинск (ныне Новокузнецк Кемеровской области), работал маневренным диспетчером на железнодорожной станции Сталинск. Одновременно учился в городском аэроклубе. В марте 1940 года Сталинским горвоенкоматом призван в Красную Армию. В 1943 году Амосов окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов. С августа 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Был направлен на Юго-Западный (с октября 1943 - 3-й Украинский) фронт, где воевал лётчиком, командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Сразу же проявил себя талантливым и отважным лётчиком: 12 августа совершил свой первый боевой вылет, а уже 27 августа награждён своим первым орденом. Участник Донбасской, Мелитопольской, Нижнеднепровской, Березнеговато-Снегиревской наступательных операций. Многократно отличался в боевых вылетах. Так, 15 и 16 августа 1943 года участвовал в серии ударов с воздуха по аэродрому Краматорская. При одном из вылетов замыкающий звено самолёт Ил-2 Амосова был подбит зенитным снарядом, а затем атакован двумя немецкими истребителями. Пилот оказал достойное сопротивление надеящимся на легкую победу немецким истребителям и в неравном бою сбил один из атакующих немецких самолётов, после чего второй спешно вышел из боя. После этого довёл повреждённую машину до цели и точным огнём бортового вооружения сжёг на аэродроме три бомбардировщика. На обратном бою в воздухе несколько раз прекращал работу мотор, но каждый раз лётчику удавалось запустить его вновь. Он сумел довести самолёт до своей территории и благополучно посадил его. 6 сентября 1943 года при атаке станции Барвенково мелкокалиберный снаряд зенитной артиллерии разорвался прямо в кабине пилота, осыпав осколками его лицо. Несмотря на заливающую глаза кровь, Амосов вновь не вышел из строя и выполнил боевую задачу. В этом вылете он сжег 5 вагонов с военными грузами. 21 и 22 сентября в составе звена четыре раза наносил удары по переправе отступавших немецких войск через Днепр в районе Днепропетровска. Переправа была прикрыта сильной зенитной артиллерией, над ней было сбито несколько советских самолётов. В последнем вылете Амосов с огромным риском для жизни на высоте 10-15 метров промчался над железнодорожным мостом, по которому двигались отступавшие войска врага, сбросив четыре авиабомбы ФАБ-100. Все 4 бомбы попали точно в цель. В воду рухнул один пролёт моста с 8-ю автомашинами, погибло до 40 немецких солдат. На обратном пути за штурмовиком погнались два немецких истребителя, но пилот и стрелок-радист отбили все их атаки. 11 января 1944 года в условиях снежной метели лейтенант Александр Амосов уже сам вёл в бой группу штурмовиков. Обнаружив на автодороге в районе Ново-Витебск пехотный батальон противника на марше, пять раз выводил группу на штурмовку. В результате батальон был рассеян, до 100 солдат погибли. 4 февраля 1944 года звено Александра Амосова получило задачу прервать железнодорожное сообщение врага через станцию Ток на железной дороге Никополь - Апостолово. В момент удара на станции находились два немецких эшелона, станция прикрывалась сильным зенитным огнём. Прорвавшись через завесу огня, звено лейтенанта Амосова вывело из строя 2 паровоза, уничтожило 8 вагонов с военными грузами и войсками, взорвало 2 железнодорожные цистерны с топливом, а также уничтожило выходные стрелки. Приказ командования был выполнен в точности. 22 февраля 1944 года на автодороге под Кривым Рогом звено А.И. Амосова атаковало немецкую автоколонну и сожгло 8 автомашин. За 7 месяцев участие в военных действиях А.Амосов совершил 150 успешных боевых вылетов на штурмовку узлов сопротивления противника, аэродромов, скоплений живой силы и техники, а также на воздушную разведку. При этом в 72 вылетах был ведущим группы и звена. В 12 воздушных боях сбил 1 истребитель врага. 24 марта 1944 года в районе села Касперовка Новоодесского района Николаевской области Украинской ССР лейтенант А. Амосов погиб смертью храбрых в воздушном бою. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года лейтенанту Амосову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награждён орденом Ленина (2 августа 1944), орденами Красного Знамени (25 января 1944), Отечественной войны I степени (20 января 1944), Красной Звезды (27 августа 1943).

1918
Никита Николаевич Белошниченко
гвардии полковник в отставке. Всю Войну в 7-ой гвардейской тяжелой танковой бригаде (бывшая 46-я танковая бригада). Дважды контужен. Дошел до Берлина. После войны ГСВГ-ПрикВО-ЛенВО. Умер 26 декабря 2007 года.

SedukevichSergeyEvstafievich (496x699, 67 Kb)
1918
Сергей Евстафьевич Седукевич
командир артиллерийской батареи 902-го стрелкового полка 248-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, капитан. Родился в городе Кашира ныне Московской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем на текстильной фабрике. В Советской Армии с сентября 1938 года. С 1939 года младший сержант С.Е.Седукевич служил в пограничном отряде Народного комиссариата внутренних дел СССР Белорусского особого военного округа. Участник освободительных походов советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1942 года. В 1942 году окончил курсы младших лейтенантов. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 3-м и 4-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. 18 февраля 1942 года под Харьковом (Украина) был тяжело ранен.31 января 1945 года передовой отряд 5-й ударной армии под командованием полковника Х.В.Есипенко переправился по льду на западный берег Одера и захватил небольшой участок в районе города Гросс-Нойендорф северо-западнее города Кюстрин (ныне – Костшин, Польша). Командир артиллерийской батареи 902-го стрелкового полка (248-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) капитан С.Е.Седукевич проявил исключительный героизм в боях за плацдарм 2 и 3 февраля 1945 года. 2 февраля 1945 года при отражении шести контратак крупных сил танков и пехоты противника обеспечил правильную расстановку и управление огнём противотанковых орудий, в результате чего батареей было уничтожено 11 средних танков и 4 бронетранспортёра противника. Он лично метким огнём из пушки, под ожесточённым обстрелом противника, подбил 5 средних немецких танков. В самый критический момент боя, когда многие командиры стрелковых подразделений вышли из строя, он по личной инициативе принял на себя командование стрелковой ротой и отражал ожесточённые контратаки пехоты противника. До середины февраля немецкие войска ежедневно предпринимали 5-10 контратак с танками, с целью ликвидации плацдармов. Прибывшее подкрепление позволило не только отразить все атаки противника, но и расширить занятую территорию. 22 марта 1945 года немецкое командование предприняло последнюю попытку сбросить советские войска в реку, однако и она окончилась неудачей. Несмотря на поражение и большие потери, понесённые немецкими войсками, Адольф Гитлер планировал провести новое более мощное наступление с целью деблокирования Кюстрина. Этот план не были воплощён, так как к концу марта соединения 5-й ударной и 8-й гвардейской армий овладели Кюстрином и объединили занятую территорию в единый оперативный плацдарм, шириной до 44 км и глубиной 7-10 км. В боях за удержание и расширение плацдарма Красная Армия потеряла 61.799 человек, из них безвозвратно – 15.466 человек. В дальнейшем Кюстринский плацдарм сыграл важную роль в подготовке и осуществлении Берлинской наступательной операции. К 16 апреля 1945 года для решающего наступления на Берлин на плацдарме были сосредоточены главные силы 1-го Белорусского фронта: 4 общевойсковые и две танковые армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за исключительный героизм, обеспечивший захват и удержание стратегически важного плацдарма на реке Одер, капитану Седукевичу Сергею Евстафьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 34610) и медали «Золотая Звезда» (№ 5633). После войны продолжил службу в армии. В 1949 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года майор С.Е.Седукевич – в запасе. Вернулся на родину, работал в Каширском районном военкомате, заведующим отделом в районном исполкоме, а в 1970-1999 годах заместителем начальника отряда пожарной охраны города. Жил в Кашире. Скончался 15 декабря 2001 года. Похоронен на Каширском городском кладбище. Награждён орденом Ленина (24 марта 1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (в том числе 11 марта 1985), 2 орденами Красной Звезды (в том числе 4 сентября 1943), медалями. Его именем была названа пионерская дружина школы № 32 в Кашире.

 (491x699, 55Kb)
1919
Михаил Ефимович Александров
пулемётчик 1293-го Краснознамённого стрелкового полка (160-я стрелковая дивизия, 70-я армия, 1-й Белорусский фронт), ефрейтор. Родился в деревне Галлевка ныне Починковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. После окончания семилетней школы работает в колхозе. В Красной Армии с июля 1940 года. Участник Великой Отечественной войны, на фронте с мая 1942 года. Воюет на Западном, затем на 1-м Белорусском фронтах. 22 июля 1944 года ефрейтор Александров при форсировании реки Западный Буг южнее города Брест в числе первых переправился на правый берег. Прикрывая переправу основных сил полка он участвовал в отражении 7 контратак противника и лично уничтожил более ста гитлеровцев. Когда кончились патроны, Александров взял свой пулемет как дубину и бросился на врагов. В рукопашной схватке он уничтожил трех солдат, а остальные поспешно отошли назад. Через несколько дней,15 августа 1944 года ефрейтор Александров пропал без вести. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм ефрейтору Александрову Михаилу Ефимовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина.

1919
Мирослав Барвик
чешский композитор и музыковед. Преподавал в Пражской консерватории. Среди сочинений: опера «Партизаны» (1960); кантаты; для оркестра – симфония (1947), рапсодия «Димитров» (1952), симфониетта (1941); струнные квартеты; фортепьянные сонаты, соната для виолончели и скрипки.

1919
Владимир Яковлевич Бахмутский
российский литературовед, выпускник филологического факультета МГУ (1944), кандидат филологических наук, профессор (1993). С 1959 г. преподает во ВГИКе. Автор монографий «Отец Горио» Бальзака» (1970), «В поисках утраченного» (1994), составитель, автор вступительных статей и комментариев книг «Вольтер. Эстетика» (1974), «Спор о древних и новых» (1985), «Voltaire Romans et contes” (1985). Автор научных статей, в основном по истории французской литературы XVII-XIX вв. в энциклопедиях (КЛЭ, БСЭ), сборниках, предисловий и послесловий в изданиях классической литературы, рецензий на книги в журналах «Вопросы литературы», «Иностранная литература» и др. Автор программы курса «Зарубежная литература»..

 (506x698, 38Kb)
1919
Владислав Николаевич Богомолов
первый заместитель начальника и главного конструктора ОКБ-2 НИИ-88 Министерства вооружений, ответственный за космическое направление работы ОКБ. Родился в деревне Тараканово ныне Южского района Ивановской области. Русский. В 1937 году, окончив школу, поступил в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Учёба была прервана войной. Работал в должности конструктора на заводе №301 в Химках. В октябре 1941 года завод №301 и ОКБ М.Гудкова были эвакуированы на Новосибирский авиазавод №153. Здесь Богомолов был назначен в ОКБ начальником конструкторской бригады, работавшей над самолётом ГУ-1. В январе 1946 года получил диплом об окончании института и распределение в научно-исследовательский институт ракетной авиации - НИИ-1 Министерства авиационной промышленности. Молодой специалист, но уже вполне сформировавшийся, опытный специалист стал ведущим конструктором в КБ Исаева по стартовому ускорителю (СУ-1500) для самолётов. Жидкостной ракетный ускоритель СУ-1500 предназначался для наших первых реактивных бомбардировщиков «Ил-28» и «Ту-14» и был успешно сдан на вооружение в 1952 году. Вскоре выяснилось, что в авиационной промышленности перед ЖРД самостоятельных перспектив не оказалось: их перекрыли гораздо более экономичные ГТД (газотурбинные двигатели). В январе 1948 года В.Н. Богомолов, как и весь коллектив, был переведен в НИИ-88 Министерства вооружений (город Калининград Московской области) и в июне 1948 года назначен начальником группы специального конструкторского бюро отдела №9. В разгар работы по СУ-1500 А.М.Исаев постоянно привлекал В.Н.Богомолова к новым разработкам, и он, как это ни удивительно, со всем справлялся. В марте 1952 года Богомолов был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-2. Главной задачей исаевцев в это время стало создание двигателей для зенитных ракет - сначала для ОКБ С.А.Лавочкина, а затем для ОКБ П.Д.Грушина. Отвечал в ОКБ за разработку двигателей зенитных ракет В.Н.Богомолов. Несмотря на самый широкий фронт разнообразных задач, стоявших перед ОКБ-2, С.П.Королёв сумел уговорить А.М.Исаева взяться за ещё одно ответственное дело, совершенно новое, - за создание двигательных установок для космических аппаратов. Богомолов был назначен ответственным за космическое направление КБ. Главная задача, стоявшая перед конструктором, обеспечить безотказный запуск двигателя в невесомости и в космическом пространстве. В самый короткий срок задача создания ТДУ-1 - тормозной двигательной установки для космического корабля "Восток" - была решена, при минимальных габаритах и весе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за большой вклад в создание ракетной техники и осуществление первого в мире полета человека в космос Богомолову Владиславу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". До 1971 года В.Н. Богомолов был первым заместителем начальника и главного конструктора ОКБ-2 (с 1967 года - Конструкторское бюро химического машиностроения). Наряду с космическими проблемами (космические аппараты "Восток", "Восход", космические корабли "Марс", "Венера", "Луна", "Зонд", "Союз", "Молния", "Космос" и др.), пришлось вникать во все проблемы ЖРД для баллистических и крылатых ракет. В 1971 году, после смерти А.М.Исаева, Богомолов принял на себя руководство предприятием, всю ответственность по всем направлениям деятельности, и руководил им в течение 14 лет. На это время - с 1971 по 1985 год - приходится пик работ по освоению новых изделий. За всю историю коллективом КБ Химмаш было создано более 120 ракетных ЖРД, двигательных установок (ДУ) и жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ), которые использовались практически во всех направлениях ракетной и космической техники: в авиации, в ракетах-носителях наземного и морского базирования, в зенитных, авиационных и метеорологических ракетах, в космических аппаратах для ближнего и дальнего космоса, в пилотируемых космических кораблях и станциях. С 1985 по 1992 год В.Н.Богомолов отдавал свои знания и силы на посту старшего научного сотрудника и консультанта в своем же КБ, ныне - Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева. Жил в городе Калининграде Московской области (с 1996 года - Королёв). Скончался 9 февраля 1997 года. Похоронен на Невзоровском кладбище (Московская область, Пушкинский район). Награждён тремя орденами Ленина (1956, 1961, 1971), орденом Октябрьской Революции (1976), медалями. Лауреат Ленинской премии (1958) и премии Совета Министров СССР. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Почётный гражданин города Королёв Московской области. Его именем назван улица в городе Королёве.

 (426x698, 87Kb)
1919
Сергей Григорьевич Дедух
советский летчик, заслуженный летчик – испытатель СССР, генерал – майор авиации. Награжден многочисленными орденами и медалями Советского Союза. Кандидат технических наук. Дедух - участник Великой Отечественной войны. Окончив школу, Сергей Дедух, некоторое время не мог решить, где продолжить учебу. С одной стороны, все его мечты были поглощены самолетами, небом и полетами, с другой, родители требовали заняться серьезной наукой. В итоге Сергей Григорьевич Дедух поступил в Технологический институт на химический факультет. Но при этом, Дедух также записался в специализированный аэроклуб Москвы. Несколько лет Сергей Дедух учился, разрываясь между институтом и аэроклубом. В начале Великой Отечественной Войны Сергей Дедух поступил на срочные летные курсы, и осенью 1942 года перешел в боевой полк. Во время войны, первый боевой вылет Сергей Григорьевич Дедух выполнил в феврале 1943 года, полет производил на «Р-5». Обладающий наивысшим мастерством пилота, Сергея Дедух выполнил множество боевых вылетов, предоставил огромное количество разведдонесений и докладов о дислокации противника. Дедух выполнил больше 20 различных заданий, исполняя распоряжения командующих. После окончания Великой Отечественной Войны, Сергей Дедух прошел переквалификацию на летчика – испытателя. Работая летчиком - испытателем Сергей Григорьевич Дедух выполнил более ста сложнейших полетов, проведя испытания серьезных летательных аппаратов. Сергеем Дедухом было освоено 114 типов самолетов и вертолетов и их модификаций, в том числе машин высшей категории.


 (471x699, 78Kb)
1919
Николай Савельевич Есауленко
командир эскадрильи 210-го штурмового авиационного полка 136-й штурмовой авиационной дивизии 10-го штурмового авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, старший лейтенант. Родился на хуторе Трудобеликовский Красноармейского района Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1962 года. Окончил Горловское горно-промышленное училище. Работал забойщиком шахты «Кочегарка» в городе Горловка Донецкой области. В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. В действующей армии с декабря 1942 года. Весной 1943 года Есауленко участвовал в штурмовках наземных войск противника, его военных объектов и техники на Кубани и Северном Кавказе. Осенью помогал пехоте прорывать «Миус-фронт» и форсировать реку Молочная. В октябре 1943 года в районе города Мелитополя самолёт Есауленко был подбит, а сам он приземлился на вражеской территории. Пришлось применить табельный пистолет в бою с 5-ю фашистами, пытавшимися взять в плен сбитого лётчика. После этого Есауленко пришлось пройти около 40 километров до линии фронта, где его «захватила в плен» наша пехота. Весной 1944 года Есауленко сражался в небе Крыма. Летом участвовал в Ясско-Кишинёвской наступательной операции. На самолёте Ил-2 штурмовал вражеские механизированные колонны, отступающие в румынских горах. В сентябре 1944 года старший лейтенант Есауленко освобождал землю Болгарии и Югославии, участвовал в ожесточённых боях с фашистскими истребителями в небе Венгрии. Между боями и в минуты затишья на фронте Есауленко был виртуозным баянистом и хорошо пел. Он был незаменим не только в бою, но и в повседневной «аэродромной» жизни 210-го штурмового авиаполка. Тем более, что воевать полку долгое время пришлось рука об руку с женским 46-м гвардейским ночным бомбардировочным авиаполком – полком «ночных ведьм». К февралю 1945 года командир эскадрильи 210-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Есауленко совершил 138 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Николаю Савельевичу Есауленко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6910). С 1948 года старший лейтенант Н.С.Есауленко - в запасе. Жил в Севастополе (Автономная Республика Крым, Украина). Работал на одном из промышленных предприятий города. Умер 28 июля 1997 года.
EsaulenkoNikolSavel_mogila_Sevastopol (499x700, 114Kb)
Похоронен на Аллее Героев городского кладбища «Кальфа» в Севастополе. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями. Именем Героя названы школа №24 города Севастополя и школа хутора Трудобеликовский.
EsaulenkoNikolSavel_memdoska-dom-gde-jil_Sevastopol (540x700, 139Kb)
Мемориальная доска установлена в городе Севастополь (Украина) на доме (проспект Октябрьской Революции, 53), в котором в 1975-1997 годах жил Н.С.Есауленко.

1919
Дерик Кук
английский музыковед

1919
Ласло Раноди
венгерский режиссер.

1919
Мухамед Мударович Тубаев
Актёр. Народный артист Кабардино-Балкарской АССР (1951). Учился в Театральной студии в Нальчике. С 1938 — актер кабардинского колхозно-совхозного театра, тогда же дебютировал как драматург (пьеса «Маджит и Марьят»). С 1940 (в 1941-1947 служил в СА, участник Великой Отечественной войны) — актер Кабардино-Балкарского драматического театра.

Tyapushkin_AA_gss45 (441x700, 121Kb)
1919
Алексей Александрович Тяпушкин
командир орудия 1054-го артиллерийского полка 416-й стрелковой Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 32-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, сержант. Родился в деревне Федяево ныне Вологодского района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. В 1926 году с родителями переехал в город Иваново. Здесь окончил школу №32 и 3 курса Ивановского художественного училища. Осенью 1939 года, с 4-го курса училища, был призван в Красную Армии. Служил в артиллерии, в расчете 152-мм гаубицы ящичным. Во время советско-финляндской войне 1939-1940 годов участвовал в прорыве «линии Маннергейма», взятии города Выборга. Затем полк был переброшен на юг. Здесь красноармеец Тяпушкин участвовал в походе в Бессарабию. Начало Великой Отечественной войны встретил под Одессой, в городе Болград. Участвовал в боях за города Одесса, Николаев. В средине августа 1941 года был ранен, попал в плен. Содержался в лагерях в Николаеве, после выздоровления стал направляться на работы. В апреле 1942 года бежал и пошел на восток, переплыл Дон у города Азова. Через несколько месяцев пересек линию фронта. С февраля 1943 года и до конца войны воевал в составе артполка 416-й Азербайджанской стрелковой дивизии. В наступательных боях за Таганрог, Мелитополь, Николаев, Одессу в Ясско-Кишиневской операции проявил мужество и боевую доблесть, был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. К январю 1945 года, когда дивизия вела бои уже на территории Польши, сержант Тяпушкин был командиром расчета 76-мм орудия 1054-го артиллерийского полка. 14 января 1945 года в районе населенного пункта Буды-Аугостовске (Польша) при прорыве обороны противника уничтожил 3 пулемётные точки, 2 дзота, противотанковую пушку, штурмовое орудие. 16 января расчет Тяпушкина в числе первых ворвался в польский городок Белобжеги. В бою на подступах к городу он сам стал на место наводчика и лично подбил 2 танка, 2 самоходных орудия, бронетранспортер. В боях на Кюстринском плацдарме еще раз отличился – подбил «пантеру» и четыре самоходки врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками сержанту Тяпушкину Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5635). Последние выстрелы артиллерист Тяпушкин сделал 1 мая 1945 года на улицах гитлеровской столицы. Осенью 1945 года был демобилизован. Вернувшись к мирной жизни, решил продолжить прерванную 6 лет назад учебу, стать художником. Пришел в студию военных художников имени Грекова, показал свои фронтовые зарисовки и получил рекомендательное письмо в институт. В 1951 году успешно окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова. В 1954 году в Москве открылась выставка произведений молодых московских художников Москвы и Московской области, где Алексей Тяпушкин впервые экспонировал свои произведения.
Tyapushkin1 (700x466, 146Kb)
С 1957 года работал в области станковой живописи, много ездил по стране. С начала 1960-х годов занимался абстрактным искусством, известен как последователь нонконформистского направления. Был принят в Союз художников СССР. С 1964 года его работы экспонировались на международных выставках в Англии, США, Польше. Участвовал на всех выставках московских художников - ветеранов Великой Отечественной войны.
Tyapushkin2 (474x700, 240Kb)
В 1974 году был зрителем на 1-м осеннем просмотре картин «на открытом воздухе» в Беляево (город Москва), известной как «бульдозерная выставка», и оказался первым из арестованных художников. В 1980 году открылась первая персональная выставка в Москве. Жил в городе Москве. Скончался в 2 декабря 1988 года.
Tyapushkin_A_A_np (700x560, 575Kb)
Похоронен на Щербинском кладбище (центральная территория, участок 35) города Москвы (более 20 лет могила находилась в запустении, памятник установлен 9 мая 2012 года за счёт хозяйственной деятельности Щербинского кладбища. Заслуга по проделанной работе принадлежит руководителю Комплекса ритуального обслуживания № 5 ГУП «Ритуал» Виктору Сонкину и заместителю руководителя Комплекса по благоустройству Елене Соколовой). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги».
Tapyshkin_AA_doska (700x410, 210Kb)
На здании гимназии №32 (улица Ленина, дом 54) города Иваново, где учился Герой, установлена памятная доска.
Работы художника находятся в частных собраниях в России и за рубежом, в музее «Modern Art» (Нью- Йорк), в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, в экспозиции музея «Другое искусство», в Ивановском областном художественном музее.

1920
Марио Бенедетти
уругвайский писатель.

1920
Альберто Педро Кальдерон
американский математик, член Национальной Академии Наук США, Американской академии искусств и наук, Национальной Академии Наук Аргентины и других академий, научных обществ и учреждений. Основные труды относятся к функциональному анализу (ядро Кальдерона – Зигмунда) и дифференциальным уравнениям в частных производных.

 (467x698, 219Kb)
1920
Лоуренс Роберт Клейн (Lawrence Klein)
американский экономист, удостоенный в 1980 Нобелевской премии по экономике. Родился в Омахе (штат Небраска). Окончил Калифорнийский университет в Беркли в 1942, учился в аспирантуре в Массачусетском технологическом институте, где получил степень доктора. После войны работал в Чикагском университете, осуществил ряд проектов в Канаде, Норвегии. В 1948 поступил на работу в Национальное бюро экономических исследований, сотрудничал с Мичиганским университетом. В 1954 перебрался в Оксфорд, работал в Институте статистики Оксфордского университета, однако в 1958 вернулся в США в Пенсильванский университет, где в 1968 получил звание профессора. В 1960-е годы занимался разработкой экономических моделей для ряда стран мира, в том числе для Японии и Израиля, участвовал в проекте ЛИНК в рамках ООН. В 1975 был советником Дж.Картера. Работы Клейна посвящены спросу, колебаниям деловой активности, методологии статистики, сбережениям, интеграции статистических моделей различных стран в единую систему. Автор эконометрической «модели Клейна – Голдбергера», «Уортонской модели», один из создателей системы ЛИНК. Среди трудов Клейна – Кейнсианская революция (The Keynesian revolution, 1949); Колебания в экономике Соединенных Штатов в 1921–1941 (Economic fluctuations in the United States: 1921–1941, 1950); Учебник по эконометрике (A Textbook of econometrics, 1953); Эконометрическая модель США в 1929–1952 (An Econometric model of the United Stated, 1929–1952, 1955, совместно с А.Голдбергером); Введение в эконометрику (An Introduction to econometrics, 1962); Очерк теории экономического предсказания (An Essay on the theory of economic prediction, 1968); Экономика предложения и спроса (The Economics of supply and demand, 1983); Экономическая теория и эконометрика (Economic theory and econometrics, 1985) и др.

kramarchuk005 (471x700, 233Kb)
1920
Григорий Васильевич Крамарчук
заместитель командира эскадрильи - штурман 3-го польского штурмового авиационного полка 4-й польской смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Войска Польского, лейтенант. Родился в поселке Петропавловка ныне Петропавловского района Днепропетровской области. Украинец. Окончил школу в родном селе. В 1940 году поступил в Тамбовскую военную авиационную школу. С ноября 1943 года – на фронте. Начал воевать в 611 штурмовом авиационном полку 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса. За первые 10 успешных боевых вылетов 9 апреля 1944 года был награжден орденом Красной Звезды. В мае 1944 года во время боевого вылета произвел штурмовку железнодорожной станции, прикрытой мощным зенитным огнем, осуществив восемь заходов на цель. При возвращении, получив информацию про приближение к позициям советских войск группы из 18 «Юнкерсов» под прикрытием 18 истребителей, пошел на них в атаку. В результате противник вынужден был сбросить бомбы на свои войска, пять вражеских самолетов было сбито, один сбил лично Крамарчук Г.В. За следующие 29 боевых вылетов и отличия в боях за город Яссы 23 июля 1944 года награжден орденом Красного Знамени. 3 августа 1944 года полк был передан в состав Военно-воздушных сил Войска Польского, став основой для создания 3-го польского штурмового авиационного полка 4-й польской смешанной авиационной дивизии. Продолжал службу в этой части. В боях за Варшаву произвел 21 боевой вылет на поддержку наземных войск, участвовал в боях в Померании, освобождении города Кольберг. За 50 успешных боевых вылетов 7 апреля 1945 года был награжден орденом Отечественной Войны 1-й степени. Принимал участие в боях за Берлин. За боевые успехи в заключительных боях войны 6 мая 1945 года награжден орденом Александра Невского. Всего за время войны совершил 108 боевых вылетов, в том числе 85 – ведущим группы, 16 – на разведку и «свободную охоту». Уничтожил и повредил 17 танков и самоходных орудий, 90 автомашин, 65 конных повозок, 2 паровоза, 1 транспорт, 1 катер, 3 самолета противника, 500 солдат и офицеров, подавил 11 зенитных орудий, 9 полевых орудий, 7 минометных батарей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Крамарчуку Григорию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году он окончил Краснодарскую высшую авиационную школу штурманов. В 1958 году в звании майора Крамарчук Г.В. был уволен в запас. Проживал в городе Умань (ныне Черкасская область, Украина). Умер 23 ноября 1960 года. Похоронен на Мещанском кладбище города Умань. Награждён орденами Ленина (15 мая 1946), Красного Знамени (23 июля 1944), Александра Невского (6 мая 1945), Отечественной войны 1-й степени (7 апреля 1945), 2 орденами Красной Звезды (в том числе 9 апреля 1944), медалями.

Lapteva_NF (553x700, 246Kb)
1920
Наталья Федоровна Лаптева
ткачиха комбината тонких и технических сукон имени Тельмана (город Ленинград). Родилась в деревне Лебедки ныне Гагаринского района Смоленской области в бедной крестьянской семье. В 1933 году переехала в Ленинград к родственникам. Окончила девять классов школы рабочей молодежи. В 1937 году пришла на комбинат тонких и технических сукон имени Тельмана, где еще до революции работали ее дедушка и бабушка. Быстро освоила профессию ткачихи, стала многостаночницей, постоянно перевыполняла производственные задания. С первых дней Великой Отечественной войны вступила в народное ополчение. С 268-й стрелковой дивизией Ленинградского фронта участвовала в боях за Синявские высоты и Красный Бор, в сражениях по прорыву блокады Ленинграда. В 1942 году окончила курсы санинструкторов, была медсестрой стрелковой роты. После разгрома немецко-фашистских захватчиков возвратилась в цех комбината на прежнее место. В 1948 году вступила в ВКП(б)/КПСС. Работала творчески, вдохновенно, соединяя достижения лучших производственников с умелой организацией труда, внедрением научных рекомендаций. За высокие показатели в труде награждена орденом Ленина. Седьмую пятилетку (1959-1965 годы) завершила за год и два месяца, дав стране сверх плана более 19 тысяч метров суровых тканей. Работала творчески, вдохновенно, соединяя достижения лучших производственников с умелой организацией труда, внедрением научных рекомендаций. За высокие показатели в труде награждена орденом Ленина. Седьмую пятилетку (1959-1965 годы) завершила за год и два месяца, дав стране сверх плана более 19 тысяч метров суровых тканей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей по производству тканей, трикотажа, обуви, швейных изделий и другой продукции легкой промышленности Лаптевой Наталье Федоровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1980 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения. Жила в Ленинграде (с 1991 года – Санкт-Петербург). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962 годы). Избиралась делегатом XXII-го съезда КПСС (1961 год), XIV-го съезда профсоюзов СССР, членом Ленинградского обкома КПСС, Невского райкома КПСС города Ленинграда. Почетный гражданин поселка Ульяновка Ленинградской области. Награждена 2 орденами Ленина (1957, 9 июня 1966), орденом Отечественной войны 2-й степени (11 марта 1985), медалями.

 (496x699, 66Kb)
1920
Сергей Иванович Полежайкин
офицер разведки 1-го гвардейского отдельного мотоциклетного полка 5-й гвардейской танковой армии 1-го Прибалтийского фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в селе Старые Турдаки ныне Кочкуровского района Мордовии в семье служащего. Мордвин. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Образование неоконченное среднее. Работал заместителем директора базы «Заготзерно» Андижанской области Узбекской ССР. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Рязанское военное автомобильное училище в 1943 году. В действующей армии с мая 1943 года. Офицер разведки 1-го гвардейского отдельного мотоциклетного полка 5-й гвардейской танковой армии 1-го Прибалтийского фронта гвардии старший лейтенант Сергей Полежайкин 10 октября 1944 года во главе разведывательной группы успешно форсировал реку Данге на мемельском направлении. Затем разведывательная группа вышла в тыл врага, перерезав шоссейную и железную дороги Кретинга — Мемель (ныне Клайпеда), лишила противника манёвра по дорогам. Погиб в этом бою. Похоронен в городе Кретинга (Литва). За мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии старшему лейтенанту Полежайкину Сергею Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью. В литовском городе Кретинга имя Героя носит улица. Он навечно зачислен в списки Рязанского высшего военного автомобильного инженерного училища. В селе Кочкурово Кочкуровского района Мордовии установлен памятник Герою.

 (500x699, 49Kb)
1920
Пётр Яковлевич Самохин
командир звена 65-го штурмового авиационного полка 103-й смешанной авиационной дивизии Карельского фронта, лейтенант. Родился в деревне Мамыри, ныне город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Москве (с 1965 года – город-герой). В Красной Армии с 1 февраля 1939 года. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени Чкалова. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года, начало которой встретил командиром звена 65-го штурмового авиаполка ВВС Северного фронта. Осенью 1941 года штурмовой авиаполк, в котором служил лейтенант Самохин, был переброшен на свирское направление и придан 7-й армии, которая вела тяжелые оборонительные бои в южной Карелии против превосходящих сил финско-фашистской группировки. Штурмовые удары лётчиков 65-го штурмового авиаполка по живой силе и технике, аэродромам, штабам, складам и базам противника были ценной помощью нашим наземным войскам. Звено лейтенанта Самохина активно участвовало в обороне южной Карелии на петрозаводском и медвежьегорском направлениях. 1 сентября 1941 года лётчики-штурмовики этого авиазвена уничтожили пятнадцать вражеских автомашин, а на следующий день – ещё четыре автомашины и артиллерийские расчёты зенитного полка противника. Во время боевых вылетов 9 и 14 сентября 1941 года в район города Лодейное Поле Ленинградской области авиационное звено лейтенанта Самохина разбомбило четыре грузовых автомашины и понтонный мост, установленный финнами на реке Свирь, а 15 сентября 1941 года в районе села Пряжа – уничтожило два и повредило один вражеский танк. 19 сентября 1941 года звено разбомбило в районе деревни Киндасово войсковой штаб и уничтожило восемь автомашин. 26 сентября 1941 года было уничтожено ещё четыре вражеских автомашины. Зенитным огнём врага самолёт лейтенанта Самохина был сильно повреждён, а сам пилот - тяжело ранен. Превозмогая боль, мужественный лётчик привёл и благополучно посадил машину на свой аэродром. 7 ноября 1941 года при выполнении боевого задания звено Самохина было атаковано пятью вражескими истребителями. Начался воздушный бой в районе станции Сегежа. В этом бою лейтенант Самохин П.Я. в паре с лейтенантом Саломатиным В.И. сбил вражеский самолёт, остальные ушли на запад. Командир звена 65-го штурмового авиационного полка (103-я смешанная авиационная дивизия, Карельский фронт) лейтенант Пётр Самохин к декабрю 1941 года совершил сто двадцать успешных боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сбил в паре один вражеский самолёт. 17 декабря 1941 года отважный командир авиазвена был сбит в воздушном бою... Похоронен на станции "Быстряги" Октябрьской железной дороги, а в 1942-1944 годах вместе с 1549 павшими воинами перезахоронен на станции "Раменцы" Октябрьской железной дороги в Сегежском районе Карелии. Приказом по Управлению кадров Военно-Воздушных Сил Красной Армии от 31 марта 1942 года № 013/пог., погибший в боях против немецко-фашистских войск Самохин Пётр Яковлевич исключён из списков Красной Армии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Самохину Петру Яковлевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 5-10 октября 1961 года на братской могиле, где погребён П.Я.Самохин, установлен обелиск, реконструированный в 1985 году. На здании школы в городе Апрелевка Московской области, в память о славном земляке – Герое, установлена мемориальная доска.

Gridinskiy_Iv_Alr_gss65 (416x700, 114Kb)
1921
Александр Иванович Гридинский
заместитель командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии лейтенант. Родился в городе Шацк Рязанской области в семье служащего (бухгалтера) железной дороги. Русский. По причине частых переводов отца семья жила на разных железнодорожных станциях: Шацк, Нижнее Мальцево, Сасово, Алма-Ата. Окончил неполную среднюю школу и алма-атинский аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Начал Гридинский боевую деятельность на Калининском фронте. Особенно отличился в период наступления советских войск в декабре 1942 года.
20 декабря 1942 года эскадрилья Пошивальникова получила приказ уничтожить укрепления противника у города Великие Луки. 8 «илов» встретил вражеский зенитный огонь. Звено Гридинского вызвало на себя всё «внимание» гитлеровских зениток. Несколько раз спикировав на позиции противника, звено меткими очередями из пушек и пулемётов разбило 3 батареи. Тем временем остальные лётчики справились с основным заданием, и вся группа без потерь возвратилась на аэродром. Нелегко складывались бои за освобождение города Белый. Несмотря на ненастную погоду, Гридинский ни разу не вернулся с боевого вылета ни с чем: пополнял счёт уничтоженных фашистов, их техники, приносил ценные разведданные. К концу 1942 года он имел в своём активе 50 боевых вылетов, уничтожил 3 зенитные батареи, 9 танков и самоходных орудий, 32 автомашины, 4 бензоцистерны противника, заслужил 3 благодарности командования. Летом 1943 года 144-й гвардейский штурмовой авиаполк в составе Степного фронта участвовал в Курской битве. 27 июня 1943 года при вылете на штурмовку гитлеровской танковой и автомобильной колонны в 40 километрах юго-западнее города Белгород на последнем заходе самолёт командира эскадрильи Пошивальникова получил повреждения и, загоревшись, приземлился. К нему двинулось сразу несколько фашистских танков. Гридинский приказал другим лётчикам прикрыть место посадки, а сам ринулся вниз на выручку. Самолёт Гридинского с раненым командиром на борту начал разбег почти под самым носом гитлеровских танков. Поблизости разорвалось несколько снарядов, на Гридинский уже набрал высоту. Осенью 1943 года Гридинский принимал участие в боях на Днепре. Однажды ему удалось уничтожить вражескую переправу через Днепр в районе города Кременчуг. Звено Гидинского сымитировало налёт, спровоцировав погоню «мессершмиттов», а Гридинский тем временем со стороны солнца «свалился» на переправу и разметал её вдребезги. Звено без потерь вернулось на аэродром, правда, получив немало новых пробоин в машинах. В другом вылете звено Гридинского увидело, как мощные силы гитлеровцев штурмуют небольшой плацдарм, завоёванный на западном берегу Днепра. Немедленно «илы» пошли в атаку. И вот уже загорелись 2 гитлеровские машины, полетели колёса от орудия, залегла фашистская пехота. А в это время одна за другой от левого берега отрывались лодки, спеша на помощь героическим защитникам плацдарма. Едва враг, заметив лодки, попытался возобновить атаку, снова на них свалилась с неба «летающие танки». Сколько жизней братьев-пехотинцев сохранили тогда штурмовики звена Гридинского! При окружении и уничтожении противника в Корсунь-Шевченковском котле Гридинский совершил со своим звеном 18 боевых вылетов. 4 раза громил вражеские аэродромы, лично уничтожил 5 транспортных самолётов и 3 бомбардировщика Ю-84, 7 танков, 12 автомашин, подавил огонь 5 артиллерийских орудий крупного калибра. В марте 1944 года войска 2-го Украинского фронта вышли к Днестру. 144-й гвардейский авиаполк, в котором Гридинский был уже заместителем командира штурмовой эскадрильи, перебазировался на полевой аэродром близ молдавского села Малые Пиструены. Готовились к предстоящим боям. 7 июня 1944 года на самолёт Гридинского поставили новый мотор, и он поднялся в небо, чтобы облетать его. Вдруг со стороны солнца появились 4 «мессера», наведённых на аэродром. Одинокий «ил» кинулся в атаку. Умело маневрируя, Гридинский сумел сбить одного «мессера», но очереди других настигли его. Самолёт Гридинского упал на краю аэродрома… Другие самолёты на аэродроме остались нетронутыми… Александр Иванович Гридинский похоронен в селе Распопены Резинского района республики Молдавия. Минули годы, десятилетия. Но сослуживцы А.И.Гридинского не забыли своего однополчанина. По крупицам они систематизировали его боевой путь. Наградной лист получился внушительным. За неполных 2 года на фронте Гридинский совершил 156 боевых вылетов, спас жизнь своему командиру, лично уничтожил 20 самолётов противника, 35 танков, 3 зенитные батареи, 90 автомашин, 4 бензоцистерны с горючим, переправу через Днепр. Однополчане обратились к главнокомандующему ВВС с просьбой поддержать ходатайство о присвоении Гридинскому звания Героя Советского Союза. В канун празднования 20-летия Победы их старания увенчались успехом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Ивановичу Гридинскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Гридинского названы улицы в городах Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области и Шацке Рязанской области. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку