-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108968
Комментариев: 6801
Написано: 117440


14 сентября родились...

Понедельник, 14 Сентября 2015 г. 04:53 + в цитатник
MargaretSanger-Underwood.LOC (552x700, 159Kb)
1879
Маргарет Хиггинс Сэнгер (также встречаются варианты транскрипции Зангер, Санджер, СэнджерСли, Margaret Higgins Sanger Slee)
американская активистка, основательница «Американской лиги контроля над рождаемостью» (American Birth Control League). Сэнгер открыла в США первую клинику, занимающуюся контролем рождаемости и основала «Международную ассоциацию планирования семьи». Активная сторонница и пропагандистка контрацепции, негативной евгеники и идей контроля над рождаемостью. Внесла вклад в знаковое судебное разбирательство в Верховном Суде США, которое легализовало контрацепцию в США. Её молодость прошла в Нью-Йорке, где она сотрудничала с такими общественными деятелями, как Эптон Синклер и Эмма Гольдман. В 1914 году она выступила против абортов, совершаемых в домашних условиях и начала публиковаться в ежемесячной газете «Женский бунт» (The Woman Rebel), в которой она впервые использовала термин контроль рождаемости. В 1916 году Сэнгер открыла первую в США клинику по регулированию рождаемости, что привело к её аресту за распространение информации о контрацепции. Её последующие выступления получили огромную поддержку в обществе. Сэнгер считала, что так как женщины стали занимать равное положение в обществе с мужчинами, они в состоянии сами принимать решение о рождении детей. В 1921 году Сэнгер основала «Американскую лигу контроля над рождаемостью» (American Birth Control League), которая впоследствии стала называться «Американской федерацией планирования семьи» (Planned Parenthood Federation of America). В Нью-Йорке Сэнгер открыла первую клинику по контролю рождаемости, где имелись женские врачи всех специальностей, а также клинику в Гарлеме, персонал которой был полностью набран из афроамериканцев. В 1929 году она сформировала Национальный комитет Федерального законодательства по регулированию рождаемости (National Committee on Federal Legislation for Birth Control), что послужило отправной точкой для начала её попыток легализовать регулирование рождаемости в США. С 1952 по 1959 год Сэнгер была президентом Международной Федерации планирования семьи. Сэнгер умерла в 1966 году, приобретя широкую известность как основатель современного движения контроля над рождаемостью. Маргарет Хиггинс родилась в Конинге, штат Нью-Йорк. Мать Маргарет, Анна Персел Хиггинс была убеждённой католичкой. 18 раз она была беременной (11 рождённых детей) в течение 22 лет перед тем, как умерла в возрасте 45 лет от туберкулёза и рака шейки матки. Отец Маргарет, Майкл Хеннеси Хиггинс, был атеистом и активистом движения за равноправие женщин и бесплатное народное образование. Маргарет была шестой из одиннадцати детей, и провела большую часть своей юности, помогая матери по домашнему хозяйству и в воспитании её младших братьев и сестер. Сёстры Маргарет оплачивали её обучение в Колледже Клэйверика, при пансионе Клэйверика, штат Нью-Йорк в течение двух лет. Она вернулась домой в 1896 году по просьбе её отца для ухода за больной матерью, которая умерла 31 марта 1899 года. К концу столетия мать одного из её друзей из Клаверика предложила ей работать в госпитале в Уайт Плейнс, предместье Нью-Йорка. В 1902 году Маргарет Хиггинс вышла замуж за архитектора Уильяма Сэнгера и переехала с ним в Нью-Йорк[8]. Маргарет Сэнгер заразилась туберкулезом в результате ухода за своей больной матерью и во время работы в госпитале, и Сэнгеры переехали в Саранак, штат Нью-Йорк. В 1912 году, после того, как их дом в Гастингсе-на-Гудзоне сгорел, семья Сэнгеров снова переехала в Нью-Йорк, где Маргарет начала работать медсестрой в Ист-Сайде на Манхэттене Ист-Сайде на Манхэттене. Маргарет и Уильям погрузились в радикальную богемную культуру, которая процветала в Гринвич-Виллидж и были вовлечены в среду местных интеллектуалов, артистов и активистов, таких как Джон Рид, Эптон Синклер, Мэбел Додж и Эмма Гольдман. Вдохновленная таким окружением, она написала серии статей по половой гигиене, озаглавленные как «Что должна знать каждая мать» и «Что должна знать каждая девушка» для социалистического журнала «Нью-Йоркский призыв» (New York Call). С 1914 года Сэнгер начала выпускать газету «Женский бунт» (The Woman Rebel), восьмистраничную газету, пропагандирующую контрацепцию, используя слоган «Нет богов, нет хозяев» («No Gods, No Masters»). Сэнгер, сотрудничая с друзьями-анархистами, ввела термин «контроль над рождаемостью» (birth control) как более искреннюю альтернативу эвфемизму «ограничение семьи» (family limitation) и объявила, что « каждая женщина должна стать абсолютной хозяйкой своего тела»[15]. Одной из целей издания «Женского бунта» было спровоцировать общественный резонанс против законов, запрещающих распространение информации о контрацепции[16]. Сэнгер также хотела опубликовать книгу, которая напрямую расскажет о методах контрацепции (в отличие от «Женского бунта», где контрацепция обсуждалась ненапрямую), информация о которых была собрана преимущественно из европейских изданий, и опубликовала памфлет «Ограничение семьи» (Family Limitation), прямо нарушавший «законы Комстока»[17]. «Законы Комстока» запрещали пересылку по почте материалов, содержащих информацию, признанную непристойной. К таковой относилась, в частности, информация о противозачаточных средствах, сами противозачаточные средства и информация об абортах. Её цель была достигнута, когда она была осуждена в августе 1914 года, но обвинители сосредоточили своё внимание на статьях «Женского бунта», где Сэнгер больше писала о политических убийствах и браках, чем о контрацепции[19]. Опасаясь быть заключённой в тюрьму, где она лишилась бы возможности бороться за контроль над рождаемостью, она переехала в Англию под чужим именем Берта Ватсон во избежания ареста[20]. Пока Сэнгер жила в Европе, муж её распространял копии «Ограничения семьи» (Family Limitation) в качестве нелегального почтового служащего, в результате чего был заключён в тюрьму на 30 дней[. Во время отсутствия Сэнгер в США на родине росла её поддержка, и в октябре 1915 она вернулась в Штаты. Известный адвокат Кларенс Дарроу Кларенс Дарроу предложил выступить в защиту Сэнгер бесплатно, но, опасаясь давления общественности, правительство снизило цены в начале 1916. Движение за регулирование рождаемости. В Европе был более либеральный взгляд на контрацепцию, чем в США, и когда Сэнгер посетила Голландскую клинику по контролю рождаемости в 1915 году, изучая диафрагму, она убедилась, что это более эффективное средство контрацепции, чем суппозитории, и у неё родилась идея, что она могла бы распространять их на территории США Диафрагм не было в США, и Сэнгер со своими сторонниками начала их импортировать из Европы в нарушение законов. В 1916 году Сэнгер опубликовала статью «Что должна знать каждая девушка» (What Every Girl Should Know), которая затрагивала такие темы, как менструация и сексуальность. В 1917 году она начала публиковать ежемесячное издание «Обзор контроля над рождаемостью» (The Birth Control Review). 16 октября 1916 года Сэнгер открыла клинику планирования семьи и контроля над рождаемостью на улице Амбой 46 в предместье Браунсвилль в Бруклине, первую в своём роде на территории США.
 (552x698, 92Kb)
Через девять дней после открытия клиники Сэнгер была арестована за нарушение законов штата Нью-Йорк, запрещавшего распространение контрацептивов, суд состоялся в январе 1917 года. Она была осуждена, и судья предложил вынести более мягкий приговор, если она даст обещание не нарушать закон снова, на что Сэнгер ответила: «Я не могу уважать закон, существующий сегодня». Она была приговорена к 30 дням исправительных работ. Первая апелляция была отклонена, второй суд состоялся в 1918 году, и движение по контролю над рождаемостью одержало победу, когда судья Нью-Йоркского Апелляционного суда Фридерик Крэйн издал закон, разрешающий врачам предписывать контрацепцию. Показательность, которая окружала арест Сэнгер, её суд, повторное рассмотрение дела, способствовала повышению активности движения по контролю над рождаемостью. Движение заслужило поддержку множества добровольцев, которые поддержали Сэнгер и явились для неё надежной поддержкой в будущем. Сэнгер отдалилась от своего мужа в 1913 году, официальный развод состоялся в 1921 году. Во время разрыва отношений с мужем она имела связи с Эллисом Хэвлоком и Г.Уэллсом. В 1922 году Сэнгер вышла замуж за нефтяного магната Ноа Сли (Noah Slee) и оставалась в этом браке до 1943 года. Капитал Сли помог Сэнгер осуществлять свою деятельность. Сэнгер публиковала Обзор контроля над рождаемостью (Birth Control Review) с 1917 по 1929. В 1921 году Сэнгер основала Американскую Лигу контроля над рождаемостью (American Birth Control League) с целью расширения числа своих сторонников, включая средний класс. Основополагающими принципами Американской Лиги контроля над рождаемостью были следующие: Мы хотим чтобы дети 1) были зачаты по любви; 2) рождены матерью по осознанному желанию; 3) для их рождения были бы обеспечены условия здоровой наследственности. Таким образом, мы стоим за то, что каждая женщина должна обладать силой и свободой предотвратить зачатие за исключением случаев, когда эти условия будут удовлетворены. После того, как Сэнгер обнаружила, что закон освободил врачей от запрета на распространение контрацепции для женщин, если она предписана по медицинским показаниям, в 1923 году она основала Клиническое Исследовательское Бюро (Clinical Research Bureau), используя данную лазейку в законе. Клиническое Исследовательское Бюро стало первой легальной клиникой по регулированию рождаемости в США, и оно было полностью укомплектовано женским персоналом врачей и социальных работников. Клиника получала финансирование от семьи Рокфеллеров, которые продолжали финансирование дела Сэнгер в течение десятилетия, однако делали это анонимно во избежание общественного взрыва против их фамилии. В 1922 году Сэнгер совершила поездки в Китай, Корею и Японию. Впоследствии, работая с Перл Бак, открыла клинику планирования семьи в Шанхае. Сэнгер посещала Японию шесть раз, сотрудничая с японской феминисткой Като Шидзю, продвигая идею регулирования рождаемости. В 1926 году Сэнгер читает лекцию по контролю над рождаемостью для женского отделения Ку-клукс-клана в Силвер-Лэйк (Silver Lake), штат Нью-Джерси. Она вспоминает это событие, как «один из самых причудливых экспериментов, своих выступлений» и добавляет, что она использовала только «наипростейшие термины, понятные даже для ребёнка». Выступление Сэнгер было хорошо воспринято группой, и в результате «были получены предложения от дюжины подобных групп».В 1928 году возник конфликт в руководстве движения по регулированию рождаемости, который привел Сэнгер к отказу от должности президента Американского Бюро регулирования рождаемости и, будучи главой Клинического Исследовательского Бюро, она переименовала его в Клиническое Исследовательское Бюро по регулированию рождаемости, было положено начало расколу в движении, продолжавшемуся до 1938 года. Сэнгер много работала с общественностью. Начиная с 1916 года, она часто выступала в церквях, женских клубах, домах, театрах — для рабочих, священнослужителей, либералов, социалистов, ученых и женщин-представительниц высшего класса. В 1920-х годах она написала несколько книг, которые имели общенациональное значение для продвижения идеи регулирования рождаемости. Между 1920 и 1926 годами был продан тираж в 567000 экземпляров книг «Женщина и новая раса» (Woman and the New Race) и «Поворот цивилизации» (The Pivot of Civilization). В 1929 году Сэнгер основала Национальный Комитет федерального законодательства по контролю над рождаемостью в целях лоббирования в законодательстве отмены ограничений на контрацепцию. Эта попытка потерпела неудачу, тогда Сэнгер в 1932 году заказала диафрагму в Японии с целью провоцировать решающую битву в судах. Диафрагма была конфискована правительством США, и последующая тяжба Сэнгер с законодательством привела в 1936 году к решению суда, отменившего закон Комстока, запрещавший врачам использовать контрацептивы. Эта победа в суде послужила причиной того, что в 1937 году Американская Медицинская Ассоциация приняла контрацепцию в качестве обычной медицинской услуги и ключевого компонента программы медицинской школы. Эта победа в суде в 1936 году была кульминацией в борьбе Сэнгер за контроль над рождаемостью и дала ей возможность в возрасте 50 лет переехать в Туксон, штат Аризона, где она уже старалась играть менее важную роль в движение за контроль над рождаемостью. Вопреки своим намерениям, она оставалась в активе движения до 1950-х годов. В 1937 году Сэнгер становится председателем только что созданного Американского Консульства по контролю над рождаемостью (Birth Control Council of America) и пытается уничтожить раскол между Американским Бюро по контролю над рождаемостью и Клиническим Исследовательскоим Бюро по контролю над рождаемостью. Её попытка увенчалась успехом, и две организации объединились в 1939 году как Американская Федерация по контролю над рождаемостью (Birth Control Federation of America).Несмотря на то, что Сэнгер продолжила работу в качестве президента, она более не обладала той властью, которую имела в годы зарождения движения, и в 1942 году более консервативные силы организации переименовали её в Американскую Федерацию Планирования Семьи (Parenthood Federation of America), имя, против которого Сэнгер возражала, как против слишком эвфемистического. В 1946 году Сэнгер основала Международный Комитет Планирования Семьи (International Committee on Planned Parenthood), в 1956 году преобразованный в Международную Ассоциацию Планирования Семьи, вскоре ставшую крупнейшей в мире международной неправительственной организацией по планированию семьи. Сэнгер была первым президентом организации и занимала эту должность до 80-летнего возраста. В начале 1950-х Сэнгер одобрила филантропа Кэтрин Мак-Комик в его намерении субсидировать биолога Грегори Пинкуса для разработки противозачаточных таблеток. Скончалась Маргарет Санджер в Туксоне (штат Аризона, США) от острой сердечной недостаточности 6 сентября 1966 года, в год, отмеченный пиком её 50-летней карьеры: Верховный Суд США по делу Грисвольда против Коннектикута легализовал контроль над рождаемостью. Сэнгер похоронена в Фишкилле, рядом со своей сестрой Нана Хиггинс и своим вторым мужем Ноа Сли. История Сэнгер была написана многими биографами, среди которых биография написанная Дэвидом Кеннеди (David Kennedy) в 1970 году, за которую была присуждена премия. Было снято несколько фильмов, включая «Выбор сердца: История Маргарет Сэнгер». Труды Сэнгер хранятся в двух университетах: и Колледже Смита. Правительство и другие организации увековечили имя Сэнгер названием её именем нескольких объектов, таких как жилой комплекс Университета Стоуни-Брук, читальный зал библиотеки Колледжа Уэллесли (Wellesley College’s), и сквер Маргарет Сэнгер в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. В 1993 году клиника Маргарет Сэнгер (Margaret Sanger Clinic), где она начала предоставлять услуги по контролю над рождаемостью в Нью-Йорке в середине двадцатого столетия была отмечена как национальная достопримечательность Национальной Парковой службой.. В 1966 году Международная Ассоциация Планирования Семьи стала присуждать ежегодную премию имени Маргарет Сэнгер «личности, отличившейся и признанной лидером в борьбе за репродуктивное здоровье и репродуктивные права». Премией были награждены Джон Д.Рокфеллер III, Кэтрин Хепберн, Джейн Фонда, Хиллари Клинтон и Тэд Тёрнер. Движение За Право на Жизнь часто обвиняет Сэнгер за отношение к здоровью матери и критикует её взгляды на расу, аборты и евгенику. Во время путешествия по Европе в 1914 году Сэнгер познакомилась с Хэвелоком Эллисом (Havelock Ellis), психологом, написавшим много работ о сексуальности Под влиянием Эллис, Сэнгер отвергла взгляд Фрейда на сексуальность в обмен на взгляд Эллиса, считавшего, что сексуальность — это мощная, освобождающая сила. Это дало Сэнгер ещё один аргумент в поддержку контроля над рождаемостью: женщинам необходимо реализовывать важнейшую психологическую потребность в удовлетворении сексуальных желаний, не опасаясь нежелательной беременности Сэнгер также верила в то, что сексуальность будет обсуждаться с большей искренностью. Сэнгер считала, что как контроль над рождаемостью, так и пропаганда евгеники «ведут расу по пути уничтожения неполноценных» («assist the race toward the elimination of the unfit.») Сэнгер была сторонником негативной евгеники, социальной философии, заявляющей, что наследственные черты человека могут быть улучшены через социальное вмешательство. Сэнгер предлагала решать проблемы евгеники через жёсткую иммиграционную политику, свободное использование методов контроля над рождаемостью, полное право на планирование семьи для свободно-разумных и обязательную сегрегацию или стерилизацию для умственно отсталых. В своей книге «Поворот цивилизации» (The Pivot of Civilization) Сэнгер выступает за насильственное предотвращение порождения потомства у «явно слабоумных». Выступая в поддержку негативной евгеники, Сэнгер утверждает, что сама по себе евгеника не эффективна, и только с помощью установления контроля над рождаемостью может достичь своих целей. Сэнгер также считала, что жители бедных районов «которые в силу своей животной природы размножаются как кролики и скоро могли бы перейти границы своих районов или территорий, и тогда заразить лучшие элементы общества болезнями и низшими генами» должны подлежать естественному отбору. «Службы по материнству для женщин в нищенских районах вредны для общества и для расы. Милосердие только и делает, что удлиняет нищету неприспособленных» — Maргарет Сэнгер, The Pivot of Civilization, 1922 г. Наряду с политикой евгеники, Сэнгер также поддерживала жёсткую иммиграционную политику. В «Плане мира» («A Plan for Peace»), она предложила создать в конгрессе департамент, занимающийся проблемами населения. Она также предлагала, чтобы иммиграционная политика исключила « это состояние, известное как приносящее убыток жизнеспособности расы», а также стерилизацию и сегрегацию для людей, больных неизлечимыми наследственными заболеваниями. Сэнгер считала, что светлокожая раса имеет превосходство перед «цветными» расами, предлагая принудительную стерилизацию для тех, кого считала непригодным для воспроизводства. Например, в своем журнале «Обзор контроля над рождаемостью» за апрель 1933 г. она посвятила целый выпуск стерилизации. Причём «непригодными для воспроизводства» считались не только представители определенных рас и национальностей (негры, евреи, иммигранты из Южной Европы), но и лица с «низким коэффициентом умственного развития». В 1929 году Джеймс Х.Хаберт, чернокожий социальный работник и лидер Нью-Йоркской Городской Лиги (Urban League) попросил Сэнгер открыть клинику в Гарлеме. В 1930 году Сэнгер, использовав средства фонда Джулиуса Розенвальда, открыла клинику, укомплектованную афроамериканскими врачами. Клиника управлялась совещательной коллегией из пятнадцати членов, которые были афроамериканскими врачами, медсёстрами, клерками, журналистами и социальными работниками. Клиника рекламировалась в афроамериканской прессе и в афроамериканских церквях. С 1939 по 1942 годы Сэнгер была почётным делегатом с (Birth Control Federation of America), играя руководящую роль, наряду с Мэри Ласкер (Mary Lasker) и Кларенс Гамбла (Clarence Gamble), участвуя в «Чёрном Проекте» (Negro Project) — попытке установить контроль над рождаемостью для бедных афроамериканцев. Для его осуществления было привлечено несколько чернокожих священников, которые ездили по югу США и проповедовали контроль над рождаемостью среди афроамериканцев. Сэнгер была сторонницей планирования семьи любыми методами, что очень подробно описывается в её книге «Woman and the New Race». Сэнгер прямо пишет: «Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца — это убить его». Она отмечает, что аборты более вредны для здоровья матери, чем контрацепция, но считает, что женщина должна принимать любые меры, чтобы ограничить количество своих детей ради своего стремления к свободе и ради защиты уже имеющихся детей. Книги и памфлеты: What Every Mother Should Know — Originally published in 1911 or 1912, based on a series of articles Sanger published in 1911 in the New York Call, which were, in turn, based on a set of lectures Sanger gave to groups of Socialist party women in 1910-11.[81] Multiple editions published through the 1920s, by Max N. Maisel and Sincere Publishing, with the title What Every Mother Should Know, or how six little children were taught the truth …. Online (1921 edition, Michigan State University); Family Limitation — Originally published 1914 as a 16 page pamphlet; also published in several later editions. Online (1917, 6th edition, Michigan State University); What Every Girl Should Know — Originally published 1916 by Max N. Maisel; 91 pages; also published in several later editions. Online (1920 edition); Online (1922 ed., Michigan State University); The Case for Birth Control: A Supplementary Brief and Statement of Facts — May 1917, published to provide information to the court in a legal proceeding. Online (Google Books); Woman and the New Race, 1920, Truth Publishing, forward by Havelock Ellis. Online (Harvard University); Online (Project Gutenberg); Online (Google Books); Debate on Birth Control — 1921, text of a debate between Sanger, Theodore Roosevelt, Winter Russell, George Bernard Shaw, Robert L. Wolf, and Emma Sargent Russell. Published as issue 208 of Little Blue Book series by Haldeman-Julius Co. Online (1921, Michigan State University); The Pivot of Civilization, 1922, Brentanos. Online (1922, Project Gutenberg); Online (1922, Google Books); Motherhood in Bondage, 1928, Brentanos. Online (Google books); My Fight for Birth Control, 1931, New York: Farrar & Rinehart; An Autobiography. — New York, NY: Cooper Square Press, 1938. — ISBN 0-8154-1015-8. Периодические издания: The Woman Rebel — Seven issues published monthly from March 1914 to August 1914. Sanger was publisher and editor; Birth Control Review — Published monthly from February 1917 to 1940. Sanger was Editor until 1929, when she resigned from the ABCL.[82] Not to be confused with Birth Control News, published by the London-based Society for Constructive Birth Control and Racial Progress. Сборники и антологии: Sanger, Margaret, The selected papers of Margaret Sanger, Volume 1: The Woman Rebel, 1900—1928, Esther Katz, Cathy Moran Hajo, Peter Engelman (Eds.), University of Illinois Press, 2003; Sanger, Margaret, The selected papers of Margaret Sanger, Volume 2: Birth Control Comes of Age, 1928—1939, Esther Katz, Cathy Moran Hajo, Peter Engelman (Eds.), University of Illinois Press, 2007; Sanger, Margaret, The selected papers of Margaret Sanger, Volume 3: The Politics of Planned Parenthood, 1939—1966, Esther Katz, Cathy Moran Hajo, Peter Engelman (Eds.), University of Illinois Press, 2010; Работы Margaret Sanger в проекте «Гутенберг»; The Margaret Sanger Papers at Smith College; The Margaret Sanger Papers Project at New York University; McElderry, Michael J. Margaret Sanger: A Register of Her Papers in the Library of Congress(недоступная ссылка — история). Manuscript Division, Library of Congress (1976). Проверено 30 марта 2009. Архивировано из первоисточника 3 апреля 2005; Correspondence between Sanger and McCormick, from The Pill documentary movie; supplementary material, PBS, American Experience (producers). online. Библиография: Baker, Jeah H. (2011), Margaret Sanger: A Life of Passion, Macmillan; Buchanan, Paul D. (2009), American Women’s Rights Movement: A Chronology of Events and of Opportunities from 1600 to 2008, Branden Books; Chesler Ellen Woman of valor: Margaret Sanger and the birth control movement in America. — New York: Simon Schuster, 1992. — ISBN 0-671-60088-5; Coates, Patricia Walsh (2008), Margaret Sanger and the origin of the birth control movement, 1910—1930: the concept of women’s sexual autonomy, Edwin Mellen Press, 2008; Cohen, Warren I. (2009), Profiles in humanity: the battle for peace, freedom, equality, and human rights, Rowman & Littlefield; Coigney, Virginia (1969), Margaret Sanger: rebel with a cause, Doubleday; Cox Vicki Margaret Sanger: Rebel For Women's Rights. — Chelsea House Publications, 2004. — ISBN 0791080307; Engelman, Peter C. (2011), A History of the Birth Control Movement in America, ABC-CLIO, ISBN 978-0-313-36509-6; Franks, Angela (2005), Margaret Sanger’s eugenic legacy: the control of female fertility, McFarland; Gordon Linda Woman's Body, Woman's Right:A Social History of Birth Control in America. — New York: Grossman Publishers, 1976; Gray Madeline Margaret Sanger: A Biography of the Champion of Birth Control. — New York City, NY: Richard Marek Publishers, 1979. — ISBN 0-399-90019-5; Hajo, Cathy Moran (2010), Birth Control on Main Street: Organizing Clinics in the United States, 1916—1939, University of Illinois Press ISBN 978-0-252-03536-4; Kennedy David Birth Control in America: The Career of Margaret Sanger. — Yale University Press, 1970; Lader, Lawrence (1955), The Margaret Sanger Story and the Fight For Birth Control, Doubleday. Reprinted in Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1975 ISBN 978-0-8371-7076-3; Lader, Lawrence and Meltzer, Milton (1969), Margaret Sanger: pioneer of birth control, Crowell; McCann, Carole Ruth (1994), Birth control politics in the United States, 1916—1945 , Cornell University Press; McCann, Carole Ruth (2010), «Women as Leaders in the Contraceptive Movement», in Gender and Women’s Leadership: A Reference Handbook, Karen O’Connor (Ed), SAGE; Rosenbaum, Judith (2010), «The Call to Action: Margaret Sanger, the Brownsville Jewish Women, and Political Activism», in Gender and Jewish History, Marion A. Kaplan, Deborah Dash Moore (Eds), Indiana University Press, 2010; Viney, Wayne; King, D. A. A history of psychology: ideas and context. — Boston: Allyn and Bacon, 2003. — ISBN 0-205-33582-9.

Вениамин_(Федченков) (568x700, 134Kb)
1880
Митрополит Вениамин (в миру - Иван Афанасьевич Федченков)
епископ Русской церкви; с 22 ноября 1933 года экзарх Московской Патриархии в Америке, архиепископ (с 14 июля 1938 года митрополит) Алеутский и Северо-Американский; с 1948 года в СССР (управлял различными кафедрами); православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Будущий митрополит родился в селе Вяжли (Вяжля, Ильинка) Кирсановский уезд, Тамбовская губерния, в благочестивой православной семье. Отец — Афанасий Иванович Федченков (около 1850 — 28 октября 1918) — из семьи безземельных крепостных крестьян Ивана Ильича и Натальи в имении помещиков Баратынских в Смоленской губернии. В подростковом возрасте был, как хороший писец, отправлен Баратынскими в принадлежавшее им поместье в Тамбовской губернии, где в дальнейшем служил конторщиком. Мать — Наталия Николаевна (около 1858—1864 — 29 декабря 1928), урождённая Оржевская. Дочь диакона Николая Васильевича, отец которого (прадед владыки Вениамина) также был диаконом. Мать Наталии Николаевны, Надежда Васильевна — дочь диакона, служившего в приходе, соседнем с приходом отца Василия Оржевского. Семья — отец, мать, шестеро детей и бабушка Надежда Васильевна — жила бедно, порой находясь на грани нищеты. Несмотря на материальные трудности, владыка Вениамин впоследствии вспоминал детство как один самых ярких и радостных периодов своей жизни. Обстановка в семье была доброжелательной; стараниями родителей, в первую очередь — матери, доходившей до полного самоотречения, трое детей, в том числе — Иван, получили высшее образование, трое других — среднее. Начальное образование Иван получил в семье, к шести годам умел читать, писать и считать. В земскую школу в соседнем селе был принят сразу во второй класс, закончил её в возрасте девяти лет. Так как школьники девяти лет не допускались к выпускным экзаменам, Иван Федченков ещё год занимался индивидуально с преподавателем, а также помогал обучению других школьников. После получения свидетельства об окончании школы, в 1891 году поступил в уездное училище города Кирсанова. Не закончив последнего года обучения, в 1893 году сдал экзамены в Духовное училище города Тамбова. Богословское образование будущего митрополита продолжалось около 15 лет: Тамбовское духовное училище (1893—1897), Тамбовская духовная семинария (1897—1903), Санкт-Петербургская духовная академия (1903—1907; должность ректора занимали архиепископ Сергий (Страгородский) и епископ Сергий (Тихомиров)). 9 декабря 1907 года Иван Федченков был пострижен в монашество с наречением имени Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина Персидского. Пострижение совершил духовник будущего митрополита, инспектор Академии архимандрит Феофан (Быстров). 16 декабря 1907 года монах Вениамин рукоположён во иеродиаконы епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), занимавшим к тому времени должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, а 23 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположён во иеромонахи митрополитом Антонием (Вадковским). После окончания Академии в 1907 году со степенью магистранта, иеромонах Вениамин был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории. Позднее был назначен личным секретарём архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), а также исполнял обязанности доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики. В 1911 году иеромонах Вениамин назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в конце того же года — ректором Таврической духовной семинарии. 8 января 1912 года архиепископом Сергием в Выборге возведён в сан архимандрита. 8 сентября 1913 года архимандрит Вениамин был назначен ректором Тверской духовной семинарии и пробыл на этом посту до 1917 года включительно. Обязанности ректора совмещал с должностями председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета, редактора «Таврических епархильных ведомостей». Награждён орденом святой Анны 2-й степени. В 1904—1908 годах иеромонах Вениамин трижды встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на литургии. Встречи с Иоанном Кронштадтским и, в первую очередь, его богослужения произвели глубочайшее впечатление на о. Вениамина. В течение всей последующей жизни митрополит Вениамин относился с большим почитанием к отцу Иоанну, обращался к его наследию и посвятил ему ряд своих творений («Отец Иоанн», «Подвиг преподобничества», «Отец Иоанн Кронштадтский» и др.). В академические и последующие годы до Октябрьского переворота о. Вениамин общался с множеством православных подвижников, в том числе почитаемым валаамским старцем Никитой, старцем Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонахом Исидором (Козиным), преподобным Алексием (Соловьёвым) Зосимовским, преподобным Германом (Гомзиным) схиигуменом Зосимовским, преподобным Нектарием Оптинским и другими оптинскими старцами. Находясь в Твери, архимандрит Вениамин лично наблюдал события Февральской революции. Между февралём и октябрём 1917 года отец Вениамин побывал в Петрограде, Москве, Харькове, ездил для лечения в Крым. Летом 1917 года на Епархиальном съезде в Твери от курии «дьячков» (церковнослужителей) был избран делегатом на Поместный собор Православной Российской Церкви 1917—1918 годов. Принимал участие в Поместном соборе, являясь сторонником восстановления Патриаршества. С группой соборян из крестьян выступил против увеличения числа поводов к церковному разводу. Во время Октябрьской революции в Москве вместе с архиепископом Кириллом (Смирновым) и его келейником стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в ходе борьбы за Кремль между юнкерами и большевиками. После занятия юнкерами Кремля, как вспоминал владыка Вениамин, с одной из кремлёвских башен (вероятно, Троицкой) был открыт пулемётный огонь по юнкерам и пленным солдатам. Было много убитых и раненых, находившиеся рядом с Троицкими воротами архимандрит Вениамин и его спутники остались живы по счастливой случайности. Осенью 1917 года постановлением преподавательской корпорации Таврической духовной семинарии по благословению архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе) повторно занял пост ректора Семинарии (до 1919 года). В 1918 году архимандрит Вениамин участвовал во Всеукраинском Церковном соборе в Киеве, будучи избранным от Таврической епархии по трём куриям: преподавателей духовных учебных заведений, монастырей и как назначенный заместителем епархиального архиерея на случай отсутствия последнего. Несмотря на оказываемое на участников Собора националистическими кругами давление, включая угрозы физической расправы, Собор отверг идею автокефалии Православной церкви на Украине. Благодаря твёрдой позиции большинства мирян и священнослужителей, в том числе о. Вениамина, выступавшего на Соборе и принимавшего участие в разработке его постановлений, Собор утвердил каноническое единство с Патриархом Московским и всея России и автономный статус Православной церкви на Украине в составе Православной российской церкви. Принятое Всеукраинским Церковным собором «Положение о временном Высшем Церковном Управлении Православной Церкви на Украине» было в сентябре 1918 года одобрено с внесением ряда уточнений Всероссийским Поместным собором в Москве. В воскресенье 23 февраля 1919 года в Покровском соборе города Севастополя хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий (Абашидзе), которому сослужили, среди других лиц, епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Мстиславский Варлаам (Ряшенцев), Камчатский Нестор (Анисимов). Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провёл в качестве председателя 17 марта 1919 года первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновлённого общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами. После восстановления советской власти в Крыму владыка был арестован в июне 1919 года и содержался в камере Севастопольской ЧК. Формальным предлогом к аресту послужила обнаруженная у епископа Вениамина фотография умершего от сыпного тифа офицера, личного друга владыки. После 8 дней ареста и допроса епископ Вениамин был освобождён из заключения. После оставления Крыма Красной армией двое сотрудников Севастопольской ЧК, в том числе сотрудник, проводивший допрос владыки, были арестованы и приговорены к смертной казни. Получив от них письмо с просьбой о заступничестве, епископ Вениамин сумел добиться у коменданта Севастополя генерала Владимира Субботина отмены смертной казни. В дальнейшем владыка неоднократно обращался к генералу Петру Врангелю с просьбами о помиловании, пока не был издан специальный указ, запрещающий подобные обращения. Вскоре после занятия белыми Крыма владыка по собственной инициативе объявил о присоединении к Белому движению. 4 апреля 1920 года, получив предложение стать Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), генерал Врангель прибыл в архиерейский дом к епископу Вениамину и присутствовавшему там архиепископу Полтавскому Феофану (Быстрову). Генерал обратился с просьбой высказать мнение, следует ли ему принимать командование. Оба архиерея дали положительный ответ, после чего Врангель принял предложение и был избран Главнокомандующим. В конце марта — начале апреля 1920 года владыка принял предложение П.Н.Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР (с 11 мая 1920 года — Русской Армии) и был назначен Епископом армии и флота. Таким образом, епископ Вениамин стал первым более чем за 200 лет и единственным за время Гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство - епископом Армии и Флота. «Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые, а следовательно, я, работая с белыми, не ухожу от народа.» — Проповедь епископа Вениамина с крыльца Александро-Невского храма, Севастополь, 1920 год. После Пасхи 11 апреля 1920 года первый раз выехал на фронт для более близкого знакомства с войсками. Увидев моральное состояние войск, владыка определил его как «разложение духа». В докладах Временному Высшему церковному управлению на Юго-Востоке России (ВВЦУ) и П.Н.Врангелю после возвращения в Севастополь епископ Вениамин так высказался о белых войсках: «Наша армия героична, но она некрещёная!». По инициативе епископа Вениамина был подготовлен и предварительно одобрен Врангелем проект указа о запрещении матерной брани в войсках. Однако главнокомандующий так и не утвердил его из-за недовольства подобной мерой высшего офицерского состава Русской Армии. Владыка Вениамин неоднократно выезжал на фронт, в том числе — на передовую, бывал под обстрелом противника. Под руководством епископа Вениамина издавалась газета «Святая Русь» (редактор — профессор Санкт-Петербургской духовной академии священник Нил Мальков). Проводил работу по оказанию помощи беженцам-священнослужителям и членам их семей. Участвовал в обсуждении готовившегося по указанию П.Н.Врангеля земельного закона, поддерживая позицию главнокомандующего по аграрному вопросу. Постановлением ВВЦУ, в которое входил епископ Вениамин, от 17 июля 1920 года на всей территории, контролируемой войсками генерала Врангеля, были назначены дни покаяния — 12, 13 и 14 сентября 1920 года. В эти дни верующим предписывалось говение и исповедь, в храмах совершались литургии с литией по убиенным и в смуте погибшим, панихиды, молебны Божией Матери, молебны с покаянным каноном Спасителю, чин воздвижения Св. Креста. В церквах зачитывалось подготовленное протоиереем Сергием Булгаковым и одобренное ВВЦУ Послание к православному русскому народу с призывом к покаянию и осознанию духовной составляющей происходящих событий и явлений народной жизни: гонений на Православную церковь, отступничества и безразличия к судьбе православных святынь, убийства Николая II и его семьи, братоубийственной войны, жажды лёгкого обогащения. Подписали Послание к православному русскому народу архиепископ Димитрий (Абашидзе), архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Вениамин (Федченков). Протоиереем Сергием Булгаковым также было подготовлено одобренное ВВЦУ Воззвание к православным русским воинам, в Красной армии находящимся, распространявшееся различными путями, в том числе с аэропланов. В день покаяния 14 сентября по просьбе ВВЦУ и П.Н.Врангеля в Севастополь с Балкан была доставлена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери. В дальнейшем икона побывала в других городах Крыма. Владыка Вениамин в собственном вагоне возил её на фронт. В ноябре 1920 года епископ Вениамин на броненосце «Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма. За годы вынужденной эмиграции владыка Вениамин посетил Турцию, Грецию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию, Чехословакию, Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, США и Канаду. После прибытия беженцев в Константинополь епископу Вениамину вместе с его канцелярией (4 человека) была предоставлена небольшая комната на подворье одного из афонских монастырей. Владыка вошёл в созданный генералом Врангелем «Русский Совет». Выступил одним из главных сторонников организации самостоятельной церковной жизни русских беженцев (первоначально митрополит Антоний склонялся к тому, что русские беженцы должны были перейти в юрисдикции тех поместных Церквей, на территории которых они оказались) и вошёл, наряду с митрополитом Антонием (Храповицким), митрополитом Платоном (Рождественским), архиепископом Анастасием (Грибановским) и архиепископом Феофаном (Быстровым), в Высшее русское церковное управление на Юго-Востоке России, восстановленное в Константинополе 19 ноября 1920 года на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» (в декабре преобразовано во Временное высшее церковное управление заграницей — ВРЦУЗ). 29 ноября 1920 года Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (в Константинополе) поручило ему вместе с архиепископом Анастасием провести переговоры с местоблюстителем Вселенского патриаршего престола митрополитом Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе русских архиереев и беженцев на территории юрисдикции Вселенского патриархата. Грамотой от 2 декабря 1920 года № 9084 Синод Патриархии признавал за оказавшейся на её территории частью Русской церкви право ограниченного внутреннего самоуправления. На одном из заседаний ВРЦУЗ, вопреки намеченному регламенту, председательствующий митрополит Антоний единолично снял с повестки дня подготовленный по поручению ВРЦУЗ митрополитом Платоном доклад об отношении к инославным христианам; епископ Вениамин заявил протест, что вызвало резкое неприятие митрополита Антония. Постановлением ВРЦУ епископ Вениамин был назначен председателем комиссии по подготовке Всезарубежного церковного собора. Комиссией был подготовлен план проведения Собора и разослан в места проживания русских беженцев. Под руководством епископа Вениамина прошло собрание православного духовенства и мирян в Константинополе, на котором были выработаны предложения для предстоящего Собора. В частности, был предложен трёхступенчатый порядок принятия решений Собором (общее голосование, обсуждение средним духовенством, обсуждение архиереями) вместо предполагавшегося двухступенчатого (общее голосование, обсуждение архиереями). Владыкой были пресечены попытки политических деятелей, участвовавших в собрании, превратить его в трибуну для принятия политических резолюций. На Русском всезаграничном церковном соборе, проходившем с 21 ноября по 2 декабря 1921 года (см. статью Русская православная церковь за границей) в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев), предложенный собранием мирян и духовенства в Константинополе порядок принятия решения был отклонён политиками и другими делегатами крайне правых убеждений, составлявшими большинство мирян на Соборе, при последующем согласии с ними большинства архиереев. На Соборе епископ Вениамин последовательно выступал с церковных позиций, против превращения Собора в политическое мероприятие. Владыка выступил в защиту Михаила Родзянко, которого требовали удалить с Собора правые делегаты, выступил против использования панихиды по семье Николая II в политических целях. Под руководством епископа Вениамина были подготовлены приветственное обращение к Русской Армии генерала Врангеля и «Основные тезисы обличения лжеучений социализма». При обсуждении послания «Чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим», в котором содержался призыв к восстановлению в России монархии Романовых, епископ Вениамин выступал против послания как политического и представляющего потенциальную угрозу для Церкви в России. Монархисты Н.Е.Марков и Т.В.Локоть безрезультатно пытались привлечь епископа Вениамина на свою сторону. Он подписал — в числе 34 делегатов — заявление о невозможности принятия церковным Собором документа политического содержания. «Перед концом, по предложению члена Собора Н-ва, мне, как главному инициатору и организатору Собора, пропели многолетие… Но я глубоко раскаивался, что создавал его… Конечно, самая идея была совершенно правильна и необходима, но её испортили политические страсти людей.» — Митрополит Вениамин (Федченков). «На рубеже двух эпох».После получения в Сремских Карловцах Указа Патриарха Тихона и соединённого присутствия Священного синода и Высшего Церковного совета (№ 347 от 05 мая 1922 года) об упразднении ВРЦУ епископ Вениамин единственный из находившихся за границей и входивших в ВРЦУ архиереев принял указ к исполнению. В связи с отказом ВРЦУ и лично митр. Антония (Храповицкого) подчиниться Указу Патриарха подал митр. Антонию письменный протест. Кроме того, владыка Вениамин отказался поддержать «секретные постановления» архиереев о том, чтобы не принимать распоряжений Патриарха, если архиереям они «покажутся несвободными», а также о поддержке великого князя Николая Николаевича (в противовес генералу Врангелю). После этих событий епископ Вениамин, оставаясь Епископом армии и флота, удалился в 1922 году в монастырь Петковица (назван в честь мц. Параскевы-Пятницы) близ города Шабац в Сербии. За время проживания в монастыре владыка собрал более 20 человек братии, наладил монастырскую жизнь и лично живописал серафимов на стене главного храма обители. В 1923 году архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) пригласил владыку Вениамина для помощи в миссионерской деятельности и окормлении православных приходов Карпатской Руси. Владыка Вениамин ушёл с поста Епископа армии и флота и осенью 1923 года стал викарием архиепископа Савватия в Карпатской Руси. Епископ Вениамин участвовал в первом съезде русской студенческой христианской молодежи в Пшерове, проходившем с 1 по 8 октября 1923 года и положившем начало Русскому студенческому христианскому движению (РСХД). Миссионерская деятельность владыки в Закарпатье продолжалась около восьми месяцев, за это время число приходов Константинопольской Патриархии в Карпатской Руси увеличилось там с 21 до 42. В поездках по Карпатской Руси владыка неоднократно, из-за отсутствия православных храмов, устраивал богослужения на открытом воздухе, в том числе — зимой на снегу. Проживал у местных жителей в Мукачеве. После того как у владыки закончились средства, пищу ему и хозяевам дома носила жена православного священника, служившего в одном из сёл Мукачевского округа. Наблюдая положение карпатороссов, владыка написал через губернатора округа доклад, адресованный правительству Чехословакии, о дискриминации русского населения в Закарпатье. Деятельность епископа Вениамина в Карпатской Руси встречала препятствия со стороны чехословацких спецслужб, в частности, ему запрещалось посещать сёла. Кроме того, дом в Мукачеве, где он проживал, был подвергнут обыску. Несмотря на запреты и оказываемое давление, владыка продолжал миссионерскую деятельность до мая 1924 года, когда, несмотря на протесты духовенства, епископ Вениамин был выдворен из Чехословакии. Причиной послужило требование Королевства сербов, хорватов и словенцев, связанное с наличием в Закарпатье приходов Сербской православной церкви и возможностью возникновения осложнений в отношениях между Королевством сербов, хорватов и словенцев и Чехословакией. После высылки из Чехословакии епископ Вениамин вернулся в Сербию и вновь поселился в монастыре Петковица. Осенью 1924 года он был назначен законоучителем и духовником в Донской кадетский корпус в городе Билеча, где пользовался большой любовью воспитанников[41]. Несмотря на давление руководства корпуса, владыка отказался совершать церковное поминовение самоубийцы А.М.Каледина в годовщину его смерти 11 февраля 1925 года, чем спас от суицида одного из преподавателей корпуса. Летом 1925 года отец Вениамин по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) приехал в Париж; исполнял обязанности инспектора в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Преподавал пастырское богословие, литургику, сектоведение, славянский язык и Священное Писание Ветхого Завета. В июне — июле 1925 года посетил Великобританию в связи с празднованием 1600-летия Первого Вселенского Собора. Был приглашён на Зарубежный съезд части русской эмиграции (проходил с 4 по 11 апреля 1926 года в Париже), но отказался от участия, считая его проведение бесполезным и надуманным. В 1926 году принял решение о возвращении в Россию. С согласия митрополита Евлогия обратился в советское торгпредство в Париже с запросом. При этом на требование советской стороны осудить Белое движение владыка ответил отказом, заявив, что лишь согласен признать советскую власть. Из Москвы был получен положительный ответ и указание выдать епископу Вениамину визу для въезда в СССР. За несколько часов до намеченного оформления документов на въезд владыка Вениамин получил срочное письмо от митрополита Евлогия, в котором последний умолял его не ехать в СССР, поскольку, по мнению митрополита Евлогия, этот поступок мог иметь непредсказуемые последствия в среде белоэмигрантов. Епископ Вениамин отказался от возвращения, о чём в дальнейшем, по его словам, сожалел. В конце 1926 года выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Находясь в городе Бела Црква, был назначен законоучителем Крымского кадетского корпуса, начальником Богословско-пастырских курсов и стал настоятелем в русском приходе. 6 марта 1927 года рукоположил в иеромонахи будущего архиепископа Иоанна (Шаховского). Летом 1927 года третий раз удалился в монастырь Петковица. Находясь в Петковице, епископ Вениамин получил известие о Послании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нём Патриаршего Священного Синода Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата от 29 июля 1927 года (так называемая «Декларация митрополита Сергия»). Кроме того, направленный митрополиту Евлогию указ митрополита Сергия (Страгородского) № 95 от 14 июля того же года предлагал тому и чрез его посредство всему заграничному духовенству дать подписку о политической лояльности советскому правительству. Отказавшиеся дать такую подписку подлежали увольнению из клира Московского Патриархата. С целью решения для себя вопроса о присоединении или неприсоединении к «Декларации» отслужил с 15 сентября по 24 октября 1927 года сорок литургий, записав свои сомнения, размышления и выводы в дневник, известный как «Святый Сорокоуст». 10 ноября 1927 года епископ Вениамин дал подписку о лояльности (наряду с митр. Евлогием, который, однако, сопроводил свою подписку существенными оговорками), направив следующее послание митрополиту Сергию: «<…> даю обещание Православной Высшей Церковной Власти, что буду пребывать в повиновении ей, принимая к руководству и исполнению все её церковные указы и распоряжения, какие во имя и для блага Святой Православной Церкви будут издаваться; и обязуюсь согласовать с ними своё поведение за-границей».По его просьбе митрополит Сергий разрешил ему увольнение на покой в скит святого Саввы Сербского близ сербского монастыря Студеница. В 1929 году по просьбе епископа Шабацкого Михаила (Урошевича) вернулся к настоятельству в монастыре Петковица, но осенью вновь был вызван архиепископом Евлогием, бывшим тогда в юрисдикции Московского Патриархата, в Париж для возобновления преподавательской деятельности в Свято-Сергиевском институте, вновь заняв должность инспектора и преподавателя. После увольнения 10 июня 1930 года митрополитом Сергием Евлогия от управления русскими церквами в Западной Европе и поручения 24 декабря того же года временного управления церквами Московского Патриархата в Западной Европе митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому), в отличие от большинства клириков и паствы митрополита Евлогия, епископ Вениамин остался верным московскому Патриаршему Синоду (вновь оказавшись единственным русским архиереем в Западной Европе, занявшим такую позицию) и был вынужден покинуть Свято-Сергиевский институт (митрополит Евлогий в феврале 1931 года с большей частью паствы был принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (См. статью Западноевропейский Экзархат русской традиции). В марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов, оставшихся верными Московскому Патриархату, епископ Вениамин провёл епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода в честь трёх Вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и Тихона Задонского. На rue Pйtel, 5 был арендован гараж, в его подвале устроен храм. Освящение и первое богослужение было совершено на Пасху 1931 года. Храм получил статус патриаршего подворья и стал известен как Трёхсвятительское подворье (Московского Патриархата). На верхнем этаже была устроена типография во имя отца Иоанна Кронштадтского. Клирики храма, включая епископа Вениамина, существовали исключительно на скудные пожертвования прихожан (как деньгами, так и продуктами питания). В 1931—1933 годах владыка Вениамин — настоятель Трёхсвятительского подворья и викарий митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского), с 24 декабря 1930 года (временно) управляющего русскими приходами Московского Патриархата в Западной Европе. Стараниями владыки к январю 1932 года удалось собрать средства на приобретение у продавца антиквариата Иверской-Парижской иконы Божией Матери (по всей вероятности — «выносной» список с Иверской иконы второй половины XVIII века). 19 апреля 1932 года был возведён в сан архиепископа. В мае 1933 года по благословению митр. Сергия архиепископ Вениамин прибыл в Нью-Йорк для чтения лекций о православии, а также для выяснения позиции митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Митрополит Платон, формально отстранённый от управления Северо-Американскими приходами за неканоничные действия патриархом Тихоном в 1924 году, но возглавлявший фактически независимый от какой-либо юрисдикции Митрополичий округ в Северной Америке, от переговоров с архиепископом Вениамином уклонился. Определением временного патриаршего Священного Синода № 61 от 16 августа 1933 года митрополит Платон, как учинивший раскол, был запрещён в служении. 22 ноября 1933 года определением Священного Синода № 92 владыка Вениамин назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, вступило в действие также имевшее условный характер определение Священного Синода от 22 марта 1933 года № 29 «О поручении Архиепископу Вениамину управления Северо-Американской епархией».
Митрополит_Вениамин_(Федченков) (497x700, 215Kb)
Начиная свою деятельность в качестве экзарха Русской церкви в Северной Америке, владыка Вениамин столкнулся с крайне неприязненным отношением со стороны многих православных верующих, подавляющее большинство которых поддержало митрополита Платона, и подвергался публичным оскорблениям с их стороны. Воспринимаемый как «красный» архиерей, митрополит Вениамин в числе прочих своих задач в Америке считал своей «индивидуальной миссией» защиту «твёрдого православия» и был весьма строг в канонических вопросах. 14 июня 1938 года возведён в сан митрополита «ввиду особого положения нашей маленькой епархии в Америке перед лицом воинствующих раскольников, а также в воздаяние самоотверженной готовности, с какой Преосвященный экзарх наш несёт тяжкие лишения, труды и поношения» (Указ от 14 июня 1938 года № 555). К концу служения митрополита Вениамина в Северной Америке (1947) американский Экзархат Русской православной церкви насчитывал около 50 приходов. После нападения Германии на Советский Союз выступал с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР. 22 июня 1941 года в храме Серафимовского подворья Русской церкви в Нью-Йорке отслужил молебен Всем святым, в земле Российской просиявшим о даровании русскому народу победы над нацистами. 2 июля 1941 года выступил на митинге в Медисон-сквер-гарден. В своей речи владыка, в частности, сказал: «Я не политик, а простой наблюдатель. Но всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира. И особенно — рабочего мира. Пусть не думают, что я думаю о какой-то политической партии! Нет! Но о младшем брате нужно думать. И в России думают о нём и живут для него, как умеют. И потому нужно приветствовать намерение Президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией в самый ближайший момент и во всякой форме.» — Речь митрополита Вениамина (Федченкова) в Медисон-сквер-гарден, Нью-Йорк, 2 июля 1941. Возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии; был активистом Международного комитета помощи России, Национального славянского конгресса. Был избран Почётным председателем Русско-американского Комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США. Летом 1943 года состоялась встреча митрополита Вениамина с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселёвым, по совету которого владыка написал автобиографические очерки «На рубеже двух эпох». В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил приглашение прибыть в Москву для участия в Поместном соборе 1945 года, созываемого для избрания Патриарха Московского и всея Руси после смерти патриарха Сергия. В январе 1945 года, спустя почти четверть века, владыка Вениамин прибыл на территорию России. 31 января — 2 февраля 1945 года участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви в Москве, выборах и интронизации патриарха Алексия I, после чего вернулся в США. На Соборе впервые после 1920 года встретился с сестрой Надеждой Афанасьевной (умерла после 1955 года) — вдовой умершего в 1940 года настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском о. Фёдора Шебалина, с которой после эмиграции из России не только не встречался, но и не переписывался. 30 июня 1945 года получил гражданство СССР. 21 августа 1947 года назначен митрополитом Рижским и Латвийским. 12 февраля 1948 года митрополит Вениамин окончательно вернулся на Родину и 19 февраля — в Ригу. 25 февраля 1948 года совершил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова своё первое богослужение в качестве главы Рижской епархии. В июле 1948 года участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской православной церкви. С 6 ноября по 15 декабря 1948 года вновь отслужил сорок литургий, записав свои мысли в дневник, ставший известным под названием «Сорокоуст на Родине». 14—16 июля 1950 года возглавил юбилейные торжества, посвящённые 100-летию Рижской епархии. 16 июля выступил с докладом «Современное положение православия в Латвии».За время управления Рижской кафедрой добился разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии «Вести», подготовил к открытию двухлетние пастырские курсы, устроил в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом св. равноапостольного князя Владимира, где летом совершал богослужения. В Латвии имел конфликты с местным уполномоченным Совета по делам РПЦ. Пришёл к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чём заявил заместителю председателя Совета С.К.Белышеву. По требованию властей был смещён с Рижской кафедры. 27 марта 1951 года назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским. С 8 февраля 1954 года именовался митрополитом Ростовским и Каменским. За годы пребывания на Ростовской кафедре сблизился с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким). 28 ноября 1955 года назначен митрополитом Саратовским и Балашовским (с 26 декабря 1957 года — митрополит Саратовский и Вольский). В Совет по делам РПЦ на митрополита поступали многочисленные доносы; в конце 1956 года рассматривался вопрос о возбуждении против него уголовного дела. 20 февраля 1958 года митрополит Вениамин был уволен на покой с благословением пребывать в Псково-Печерском монастыре. 27 февраля владыка поселился в монастыре. Проживая в монастыре, совершал, когда позволяло состояние здоровья, богослужения и проповедовал в монастырских храмах, писал на различные духовные темы и редактировал написанное ранее, завершил начатую в США книгу «О вере, неверии и сомнении». Незадолго до кончины лишился дара речи. Есть данные, что митрополит Вениамин принял схиму. Владыка Вениамин скончался 4 октября 1961 года. Отпевание совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря. Митрополит Вениамин похоронен в пещерах монастыря. Место погребения окружено почитанием паломников и монастырской братии. В конце XX века Псково-Печерский монастырь начал ходатайствовать о канонизации митрополита Вениамина. По состоянию на декабрь 2009 года ведётся сбор материалов для подготовки к прославлению владыки в лике преподобных отцов Псково-Печерских. Митрополит Вениамин оставил обширное наследие. Среди его трудов — работы, посвящённые догмату искупления, литургическому наследию Церкви, объяснению молитвы Господней, имяславию, жизнеописанию Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, сокращение и дополнение «Житий» Димитрия Ростовского, дневники, мемуары и другие. Как отмечает Алексей Светозарский, труды митрополита Вениамина «мемуарного жанра, написанные прекрасным языком, являются ценным источником по русской церковной и гражданской истории 1-й половины XX века». Показан в первой серии фильма «Бег» прибывшим на фронт в ноябре 1920 года в одном вагоне с главкомом Русской армии П.Н.Врангелем. Источники: Митрополит Вениамин (Федченков) На рубеже двух эпох. — Москва: Правило Веры, 2004. — 848 страниц. — ISBN 5-94759-027-1; Митрополит Вениамин (Федченков) «А сердце говорит мне: верь!». — Москва: Правило Веры, 2004. — 888 страниц. — ISBN 5-94759-026-4; Митрополит Вениамин (Федченков) Святый Сорокоуст. — Москва: Сретенский монастырь, 2004. — 896 страниц.— ISBN 5-7533-0308-0; Емельянов С.Н. Русская Православная Церковь в Белой борьбе // Доброволецъ. — Москва, 2003. — № 2; Зарубин А.Г., Зарубин В. Г. Без победителей. Из истории Гражданской войны в Крыму. (К 75-летию окончания Гражданской войны). — Симферополь: Таврия, 1997. — 349 страниц. — ISBN 5-7780-0784-1; Росс Н.Г. Врангель в Крыму. — Franckfurt am Main: Посев, 1982. — 362 страницы; Светозарский А. К. «А сердце говорит мне: верь!..» // Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. / Вступительная статья, примечания, подготовка текста А.К.Светозарского. — Санкт-Петербург; Москва: Нева — Ладога — Онега; МП «Русло», 1992. — ISBN 5-7792-0009-2; Попов А.В. Русская Православная Церковь За Границей: образование и раскол (1920 – 1934 гг.) // Новый исторический вестник. — Москва, 2005. — № 1 (12); Протоиерей Владислав Цыпин Церковная диаспора // История Русской Православной Церкви, 19171990. — М.: Хроника, 1994. — ISBN 5-88017-001-2; Митрополит Вениамин (Федченков) Автобиографическая записка митрополита Вениамина (Федченкова). ГАРФ. Фонд 6991. Опись 7. Дело 27. Лист 2-2 об. // Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. — Страницы 341—347. — ISBN 5-7429-0013-9; Патерик. Митрополит Вениамин (Федченков). Псково-Печерский монастырь. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2012; Митрополит Антоний (Блум). Видные деятели русской эмиграции. Митрополит Вениамин (Федченков). История и лица. Киевская Русь (8 сентября 1999 года). Архивировано из первоисточника 28 февраля 2012; К прославлению митрополита Вениамина (Федченкова). Православная Франция. Архивировано из первоисточника 27 сентября 2007; Вениамин (Федченков). Русское Православие. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2012; Митрополит Вениамин (Федченков): краткая биография. Религиозная деятельность русской эмиграции (9000+ биографий). Архивировано из первоисточника 28 февраля 2012; Архиепископ Иоанн (Шаховской) Белая Церковь // Установление единства. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 206. — ISBN 5-7533-0001-4; Главные даты истории Трёхсвятительского прихода. Корсунская епархия. История. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2004; Прокофьев В. Православный храм на улице Петель. Русская эмиграция забывает старые обиды // Труд. — Москва, 14 февраля 2006 года; Митрополит Вениамин (Федченков). Послание ко всем русским людям в Америке. Непридуманные рассказы о Войне. Архивировано из первоисточника 28 февраля 2012; Издательство «Правило веры» выпустило «Дневники» митрополита Вениамина Федченкова. Православная книга России.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку