-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109245
Комментариев: 6801
Написано: 117717


5 июня родились...

Пятница, 05 Июня 2015 г. 04:43 + в цитатник
Goetzke_Bernhard_01 (700x560, 47Kb)
1884
Бернхард Гёцке (немецкое имя - Bernhard Goetzke)
немецкий актёр эпохи немого и звукового кино. С 1917 по 1954 год снялся более чем в 100 фильмах, среди которых «Усталая Смерть» (1921), «Доктор Мабузе, игрок» (1922), «Нибелунги» (1924). Бернхард Гёцке родился в Данциге. Получил актёрское образование, работал в театрах в Хагене, Дюссельдорфе, Дрездене и Берлине. Начал сниматься в кино в 1917 году, дебютировав в фильме Роберта Вине «Страх» (Furcht), однако всерьёз оказался востребован кинематографом начиная с 1919 года. Его мужественная внешность, сдержанная, но выразительная мимика и великолепная способность скупым жестом передать характер и чувства своего персонажа привлекли к нему внимание крупнейших немецких кинорежиссёров. Первые значительные роли Гёцке — йог Рамигани в двухсерийном приключенческом эпике Джоэ Мая «Индийская гробница» (Das indische Grabmal, 1921) и титульная роль в философском фильме Фрица Ланга «Усталая Смерть» (Der Mьde Tod, 1921). Этот фильм также начал плодотворное сотрудничество Гёцке с Лангом, который снял его в значительных ролях в своих следующих фильмах «Доктор Мабузе, игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) в роли инспектора фон Венка и «Нибелунги» (Die Nibelungen, 1924) в роли рыцаря-барда Фолькера. Представляет интерес также исполнение им роли инженера Крамера в фильме Герхарда Лампрехта «Отверженные» (Die Verrufenen, 1925). Гёцке много снимался в зарубежных постановках, в том числе в итальянском эпике «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926), британском фильме Альфреда Хичкока «Горный орёл» (The Mountain Eagle, 1926), во французском фильме Анри Фескура «Монте-Кристо» (Monte Cristo, 1929) и других. Отдельный интерес для российского зрителя представляет участие Гёцке в фильмах русских и советских постановщиков — в частности, он играл роль князя Меншикова в фильме Дмитрия Буховецкого «Пётр Великий» (Peter der GroЯe, 1922) и роль немецкого полковника фон Шонау в фильме Евгения Червякова «Города и годы» (1930) по одноимённому роману Константина Федина. Последней главной ролью Гёцке стала роль профессора Цанге в советско-германской постановке Григория Рошаля «Саламандра» (1928). С появлением звукового кино кинематографическая карьера Гёцке пошла на спад, хотя он продолжал регулярно сниматься в ролях второго плана вплоть до 1944 года, а после этого изредка появлялся на экране до начала 1960-х годов. В этот период основное внимание он уделяет работе в театре. Бернхард Гёцке скончался в Западном Берлине 7 октября 1964 года. В посвящённом ему некрологе из ежегодника «Deutsches Buhnenjahrbuch, 1964» было сказано: «Гёцке с его резкими чертами, высоким лбом и пронзительным взглядом, высокий и стройный, был одной из самых заметных фигур среди актеров немецкого немого кино». Всего Гецке снялся в 138 фильмах: 1917 — Страх / Furcht; 1919 — Мадам Дюбарри / Madame DuBarry — революционер; 1919 — Die Pantherbraut — священник; 1920 — Нирвана / Nirvana; 1921 — Усталая смерть / Der mьde Tod — Смерть; 1921 — Братья Карамазовы / Die Brьder Karamasoff — Иван; 1921 — Das Geheimnis von Bombay — индийский авантюрист; 1921 — Индийская гробница / Das indische Grabmal zweiter Teil — Der Tiger von Eschnapur — йог Рамигани; 1922 — Петр Великий / Peter der GroЯe — Александр Меншиков; 1922 — Доктор Мабузе — игрок / Dr. Mabuse, der Spieler — Ein Bild der Zeit — инспектор фон Венк; 1924 — Ночи Декамерона / Decameron Nights — Торелло; 1924 — Нибелунги / Die Nibelungen: Siegfried — Фолькер; 1925 — Отверженные / Die Verrufenen — Крамер; 1926 — Горный орел / The Mountain Eagle — мистер Петтигрю; 1926 — Последний день Помпеи (фильм) / Gli ultimi giorni di Pompeii — Арбас; 1928 — Саламандра — профессор Цанге; 1929 — Монте-Кристо / Monte Cristo — аббат Фариа; 1930 — Города и годы — полковник фон Шонау; 1930 — Дрейфус / Dreyfus — генерал Пелье; 1932 — Die Tдnzerin von Sans Souci — генерал Зейдлиц; 1932 — Rasputin, Dдmon der Frauen — Лука Ватер; 1936 — Курьер царя / Der Kurier des Zaren / Michel Strogoff — эмир Феофар; 1940 — Еврей Зюсс / Jud SьЯ; 1943 — Парацельс / Paracelsus; 1943 — Мюнхгаузен / Mьnchhausen — Гатти; 1944 — Das war mein Leben — Alter Bauer; 1950 — Das kalte Herz — Armer Bauer am Karussell; 1961 — Елизавета Английская / Elisabeth von England — Первый лорд.

Айви Комптон-Бёрнетт (515x700, 132Kb)
1884
Айви Комптон-Бёрнетт (Ivy Compton-Burnett)
английская романистка. Родилась в Пиннере (Англия), изучала античные языки и литературу в Лондонском университете (1902-1906). Первый ее роман – «Пасторы и хозяева» (Pastors and Masters, 1925). Начиная с романа «Братья и сестры» (Brothers and Sisters, 1929) она ежегодно публиковала по книге вплоть до 1963 («Господь и его дары» - God and His Gifts). В 1951 и 1967 была награждена орденами Британской империи III и II степени. Большую часть жизни провела в Лондоне. В романах леди Айви бушуют семейные страсти, торжествует порок, а добродетель попирается. В романе «Женщин больше, чем мужчин» (More Women Than Men, 1933) деспотическая директриса убивает жену своего приемного сына, к которому одержима страстью, и ее преступление остается безнаказанным. В итоге она становится "лучше", чем была прежде, поскольку теперь она счастлива. Почти все художественные задачи решаются с помощью диалога - лаконичного, точного, часто абстрактного. Комптон-Бернетт прибегает к традиционным сценическим приемам, таким, как реплики в сторону и подслушивание.
Ivy Compton-Burnett (580x700, 235Kb)
Ранние ее романы, в том числе «Мужья и жены» (Men and Wifes, 1931), «Дом и его хозяин» (House and its Head, 1935), посвящены теме убийства в семье. В последующих шести, за исключением романа «Семья и состояние» (A Family and a Fortune, 1939), появляются словоохотливые дети, причем их диалоги нисколько не отличаются от диалогов старших. Это «Дочери и сыновья» (Daughters and Sons, 1937), «Родители и дети» (Parents and Children, 1941), «Те, кто старше и лучше» (Elders and Betters, 1944), «Слуга и служанка» (Manservant and Maidservant, 1947), «Два мира - два пути» (Two Worlds and Their Ways, 1949).
Compton-BurnettMDLondon (700x538, 376Kb)
Мемориальная доска в установлена в Лондоне на доме, в котором она жила в 1934-1969 гг..
В последний период творчества писательница выпустила романы «Темнота и свет» (Darkness and Day, 1951), «Настоящее и прошлое» (Present and the Past, 1953), «Мать и сын» (Mother and Son, 1955), «Отец и судьба» (Father and his Fate, 1957), «История одного наследства» (A Heritage and Its History, 1959), «Падение великих» (The Mighty and Their Fall, 1961). Посмертно опубликован роман «Последний и первый» (The Last and The First, 1971), где проглядывает ее прежняя художественная манера. Умерла Комптон-Бернетт в Лондоне 27 августа 1969 года.

1885
Иван Григорьевич Ряпасов (И.Де-Рок; И.Рок-Казбеков; Иван Ряпосов)
русский советский писатель и журналист. Родился в поселке стекольного завода А.Шевелина в 18 километрах от Красноуфимска, в многодетной (шестеро детей) семье мастера стекловарения. Из шестерых детей Иван был самым младшим, но уже в пять лет выучился читать, так что в школу его приняли сразу во второй класс. Окончив начальное образование, начинает учебу в трехклассном училище с педагогическим уклоном. В 1901 году Иван Ряпасов устраивается в контору стекольного завода, а в 1903-м переходит на работу на Злоказовский завод помощником машиниста, но уже в мае 1904 года увольняется ради продолжения образования. Осенью сдает экзамены на учителя начальной школы в Екатеринбургской мужской гимназии, хотя быть учителем ему так и не посчастливилось – не было работы. В 1905 году он становится репортером газеты «Урал» и первой его публикацией стала статья «Памяти Жюля Верна». В 22 года Иван Ряпасов женится и уже через год, в 1908-м году, приступает к работе в должности секретаря редакции газеты «Пермских губернских ведомостей», с которой был связан вплоть до 1917 года. Казалось бы жизнь молодого человека наладилась, но вскорости умирает от туберкулеза его жена и погибает трехмесячный сын, так что у Ряпасова остается только лишь любимая работа, в которую он уходит с головой не желая никого видеть. К тому же врачи признали у него самого туберкулез легких. 15 мая 1912 года молодой журналист начинает писать научно-фантастический роман «Неведомый город», который закончил спустя семь месяцев – 12 декабря того же года.
«Я… метил в русские Жюль Верны,
однако судьба распорядилась иначе»
Затем он, распродав свое имущество, по совету врачей уезжает жить в Сочи, где его жизнь начинает потихоньку налаживаться. Ряпасов женится на Нине Львовне Поповой, влечение к которой оживило его душу и прибавило сил в работе. Далее следует еще один переезд. Его романы нигде не желают печатать, да и с работой приходится туго. Наконец, он находит место редактора газеты «Эхо» в городе Бердянске на Азовском море. Недолго проработав, Иван Ряпасов уезжает в столицу пробивать свой роман, который в 1914 году выходит под заголовком «Гроза мира» и под псевдонимом И.Де-Рок. Сюжет романа был лишен оригинальности (главный герой, английский физик Блом, полоумный ученый-пацифист, вознамерился навсегда прекратить войны весьма оригинальным способом – созданием в гималайском затерянном городе сверхоружия, но русский путешественник Березин срывает планы безумца), но, тем не менее, написан очень живо и захватывающе. В январе 1914 года Ряпасов возвращается в Бердянск, где прилагает все усилия для спасения своего погибающего «Эхо», но в августе газета обанкротилась. 30 марта 1915 года писатель завершает еще один роман, продолжение первой книги под названием «Наследство Блома» и отсылает его в Петроград. Но издательство Сталюсевича к тому времени уже закрылось, а сам издатель умер, так что рукопись была утеряна. Ряпасов, после бесплодных попыток найти работу в Екатеринославе и Симферополе, возвращается в Пермь. Там, с конца 1916-го по март 1917 года, в «Пермских губернских ведомостях» начинается публикация еще одного его романа «Пираты XX века», который так же является продолжением «Неведомого города». Из-за Февральской революции публикация романа прекратилась после 14-й главы и так и осталась не оконченной. До 1917 г., кроме этих романов, он написал также полтора десятка фантастических и приключенческих рассказов («Ноев ковчег», «Стальное облако», «Морской пират», «На горе Арарат» и др.), которые публиковались в различных газетах и журналах, а летом этого же года уезжает во Владикавказ редактировать газету, но революция перечеркивает его судьбу также, как и миллионы других. После Октябрьского переворота Ряпасов осел в Ставрополе. Кем он только не работал: служил в совнархозе, секретарем газеты, хранителем архива, заведующим книжным отделом магазина, корреспондентом газеты «Голос Юга» и т.д. В годы гражданской войны потерял жену. И все также писал очерки и статьи. Даже подготовил к изданию труд по истории и географии Северного Кавказа. Но эта книга так и не была издана. В годы Великой отечественной войны уже немолодой Иван Ряпасов был мобилизован немцами на земляные работы, а затем и вовсе угнан, сначала в Польшу, а затем в Чехию и Австрию. В 1945-м, после освобождения, возвращается на родину, где его ждало новое испытание. За «сотрудничество с врагом» в 1949-м его арестовывают и осуждают на 25 лет. В 1954-м, после смерти Сталина, он в который уже раз возвращается домой, получает место в доме инвалидов в Кировграде Черкасской области, но, так как, здоровье было подорвано окончательно, через год писатель умирает 3 сентября 1955 года. Отдельные издания: Гроза мира: Фантазия для юношества / Рисунки И.Гурьева. – Петроград: Издательство Сталюсевича, 1914 – [Под псевдонимом «И. Де-Рок»]. Публикации в периодике и сборниках: Торг: Фельетон // Пермские Губернские ведомости (Пермь), 27 ноября – с. – [Под псевдонимом «Рок»]; Пираты ХХ века: Роман из мировой войны // Пермские губернские ведомости (Пермь), 1916; 1917, 1, 4, 6, 8, 12, 15, 22, 26, 29 января, 2, 5, 10, 15, 19 февраля, 2, 8, 22, 26 марта – с. – [Под псевдонимом «И.Рок-Казбеков»; Публикация не окончена]. Творчество автора: Л.Хандросс. Материалы о «русском Жюле Верне» // Вечерний Свердловск, 1958, 13 июля – с.; Игорь Халымбаджа. Лжефранцуз из Пермской губернии: [О творчестве И.Г.Ряпасова] // Молодая гвардия (Пермь), 1980, 17 февраля – с.; То же: Под названием «Гроза мира» // Молодой дальневосточник (Хабаровск), 1981, 27 сентября – с.; То же: Наука Урала (Свердловск), 1988, 7 января – страница 8; Игорь Халымбаджа. Судьба «уральского Жюля Верна» // Тусовка «НС!» (Свердловск), 1990. – страницы 10-11; Игорь Халымбаджа. «…метил в русские Жюль Верны» // Поиск-92. – Екатеринбург: Издательство «Уральский следопыт», 1992. – страницы 406-416; То же: Уральский следопыт, 1993, №4 – страницы 30, 49-50; Игорь Халымбаджа. Пионеры уральской фантастики: Заметки библиографа // Лавка фантастики (Пермь), 1997, №1 – страницы 46-53; Игорь Халымбаджа. Девять жизней «уральского Жюля Верна»: [Жизнь и творчество забытого писателя И. Г. Ряпасова] // Книжный клуб (Екатеринбург), 1998, №12 – страницы 6, 8 – [Под псевдонимом «Игорь Чебаненко»].

1886
Фред Эллис (Ellis)
американский график-карикатурист. Родился в Чикаго. С 1924 член компартии США. Учился в художественной школе в Чикаго (1905), с 1927 главный художник "Дейли уоркер", в 1930-36 работал в СССР для газет "Правда" и "Труд". В ясных, широких и живописных по манере рисунках Эллиса нашли страстное и лаконичное выражение темы обличения капитализма, призыв к борьбе рабочего класса, гневное осуждение фашизма. Умер в Нью-Йорке 10 июня 1965 года. Литература: Дурус А., Фред Эллис, Москва - Ленинград, 1937; Выгодская Т., Фред Эллис, "Искусство", 1964, № 11.

1887
Василий Георгиевич Александров
российский ботаник. Ученик В.И.Палладина, в 1915-1919 гг. работал у Н.А.Максимова. Создатель анатомической школы. Окончил Санкт-Петербургский университет (1912). С 1920 г. – профессор Тбилисского, а в 1927-1929 гг. – Томского университетов. В 1929-1942 гг. во Всесоюзном институте растениеводства развернул исследования по анатомии культурных растений (лубоволокнистых, бобовых, эфироносов, картофеля, хлебных злаков, каучуконосов, масличных и др.). С 1942 г. в отделе экологии Ботанического института Академии Наук СССР организовал исследования по физиологической анатомии растений. Основные научные работы посвящены физиологической анатомии культурных и дикорастущих растений. Исследовал проводящую систему растений, процессы раздревеснения и одревеснения, строение и функцию зеленых пластид, строения и развития плодов (особенно зерновок злаков) и др. Внес существенный вклад в теорию листовых следов. Разработал методики «графического» определения волокна в стеблях лубоволокнистых растений. Автор учебника «Анатомия растений» (1954). Создал школу анатомов растений.

Ruth_Benedict (560x700, 38Kb)
1887
Рут Фултон Бенедикт (Ruth Benedict; урождённая - Рут Фултон)
американский антрополог, представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. Профессор Колумбийского университета (1946). Родилась 5 в Нью-Йорке. Её отец хирург Фредерик С.Фултон умер, когда Рут не было ещё и двух лет. Беатрис Шаттук, мать девочки, тяжело переживала смерть мужа. Беатрис несколько пренебрегала старшей дочерью в пользу младшей — Марджери. В школе у Рут была обнаружена частичная глухота. В 1905 году Рут поступила в престижный колледж Вассара, который окончила в 1909 году получением степени бакалавра гуманитарных наук. К колледже специализировалась в области английской литературы, но продолжать карьеру в этом направлении не стала. В 1914 году из боязни остаться в одиночестве вышла замуж за молодого биохимика Стэнли Бенедикта. В 1917 году во время эксперимента Стэнли отравился газом, и для восстановления здоровья семья перебралась в летний дом в Нью-Гэмпшире. Изучение культурной антропологии Рут начала в 1919 году, посещая лекции Элси Клюз Парсонс и Александра Гольденвейзера в Новой школе социальных исследований. В то же время, узнав о своём бесплодии, она решила заняться наукой. В 1921 году Рут поступила в Колумбийский университет, где её научным руководителем стал крупнейший американский антрополог Франц Боас, которого она, как и некоторые другие его ученики, называла «папа Франц». В 1923 году Рут Бенедикт получила степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «Представление о духах-оберегах в Северной Америке». В это время началась её дружба с молодыми исследователями Эдуардом Сэпиром и Маргарет Мид с которой она, видимо, имела романтические отношения и даже убедила поменять специализацию с психологии на антропологию. Муж Рут Стэнли был против карьеры жены. Кроме того, из-за своего замужества Рут не получала за свою деятельность в Колумбийском университете жалования, так как считалось, что её содержит муж. В 1930 году их брак распался, Рут получила должность доцента при Боасе. В 1936 году Стэнли Бенедикт скончался. В 1934 году Рут возглавила отделение антропологии Колумбийского университета. В 1941 году стала членом-основателем Института интеркультурных исследований. В это же время Службой военной информации США ей было поручено провести анализ японской культуры. Результатом стала знаменитая работа «Хризантема и меч». В 1945 году ей поступило предложение на работу в Германии, но она отказалась из-за проблем со здоровьем. В 1946 году Рут получила грант в 100 000 долларов на сравнительное исследование 7 различных культур. После предварительной подготовки Рут собиралась поехать в восточную Европу для проверки достоверности своих заключений, но 17 сентября 1948 года умерла в Нью-Йорке. Принимала участие в экспедициях по изучению североамериканских племён: серрано (1922), зуньи (1924), кочити (1925) и пима (1926). Основой её собственного метода стал поиск различий в культурах (изоморфизм культур), выраженный в своеобразии обычаев и поведения. В 1934 году вышла её книга «Модели культуры» (Patterns of Culture). Книга переведена на 14 языков и преподаётся в американских университетах как классический труд по культурной антропологии. Именно в этом труде Рут Бенедикт развила новую теоретическую схему изучения культур. В основе такого исследования лежит концепция «моделей культуры», направленная на выявление присущего каждой культуре единства — центрального стрежня, общей темы культуры, определяющей конфигурацию всех ее элементов. Этот центральный момент Бенедикт называет этосом культуры. По Бенедикт, природа отдельного человека столь пластична, что общество «лепит» из него нечто самоподобное. На этой же концепции основывается и работа «Хризантема и меч» (The Chrysanthemum and the Sword), изданная в 1946 году. Здесь основной целью автора было выявление этоса японской культуры. Кроме того, из-за принципиальной невозможности изучать японскую культуру изнутри (книга была написана во время Второй мировой войны, где США противостояла Япония), Рут Бенедикт был предложен и теоретически обоснован метод изучения культуры на расстоянии. Этот метод строится на изучении исторических исследований, мемуаров путешественников, художественной литературы, философии и религии, пропагандистских и политических материалов. Основные труды: Patterns of Culture. — Boston-New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. — 260 p.; Race: Science and Politics. — New York: Modern Age Books, 1940. — 274 p. The Races of Mankind (в соавторстве с Gene Weltfish) // Public Affairs Pamphlet. — No. 85. — New York: Public Affairs Committee, Inc., 1943; The Chrysanthemum and the Sword, Palterns of Japanese Culture. — Boston: Houghton, Mifflin Company, 1946. — 324 p. Переводы на русский: Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. — Москва: Университетская книга, 1997. — Том 1; Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / Перевод с английского М.Н.Корнилова, Е.М.Лазаревой и В.Г.Николаева. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 256 страниц. — ISBN 5-8243-0490-4; Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. — Москва: Наука, 2007. — 360 страниц. Литература: Mead M. An anthropologist at work: Writings of Ruth Benedict. — Boston: Houghton Mifflin Company, 1959; Mead M. Ruth Benedict. — New York: Columbia University Press, 1974; Caffrey M.M. Ruth Benedict: Stranger in this land. — Austin, TX: University of Texas Press. 1989.

 (563x699, 49Kb)
1888
Григорий Михайлович Фихтенгольц
советский математик, доктор физико-математических наук (1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Родился в Одессе. Окончил Новороссийский (Одесса) университет (1911). Вначале работал в Ленинградском электротехническом институте, а с 1918 г.- в Ленинградском университете. Профессор (1929), доктор физико-математических наук (1935). Прекрасный лектор. Деятельность Григория Михайловича Фихтенгольца в Ленинградском университете продолжалась более сорока лет. Почти все ленинградские математики были в какой-то степени учениками Г.М.Фихтенгольца. Среди тех, кто в разное время слушал его лекции - С.Л.Соболев, Л.В.Канторович, П.Я.Полубаринова-Кочина, В.А.Амбарцумян, С.А.Христианович, Д.К.Фаддеев, И.П.Натансон, Б.А.Венков, С.М.Лозинский, Б.З.Вулих, Н.П.Еругин, М.К.Гавурин, А.Г.Пинскер, Н.А.Лебедев и многие другие видные советские математики. Основанная Г.М.Фихтенгольцем кафедра математического анализа и теперь включает ряд его учеников. Григорий Михайлович был ее заведующим до своей вынужденной отставки в1953 году. Г.М.Фихтенгольц был основателем ленинградской школы теории функций вещественной переменной. Эта школа ведет свою историю от его магистерской диссертации по теории интеграла, защищенной в 1918 году.
 (490x699, 58Kb)
Серия работ по метрической теории функций выдвинула его в первые ряды работавших в этой области математиков. Среди его зарубежных корреспондентов в те годы -- Фр.Рисс, Дж.Витали, Ш.Валле-Пуссен и др. В 1934 году совместной статьей Г.М.Фихтенгольца и Л.В.Канторовича начались ленинградские исследования по функциональному анализу. В эти годы Григорий Михайлович опубликовал несколько работ, которые выделялись необычной для того времени постановкой задачи: в них изучались функционалы, непрерывные относительно существенно неметрической сходимости. Последующее развитие функционального анализа подтвердило важность подобных исследований. Многие годы в университете работал семинар по функциональному анализу, руководимый Г.М.Фихтенгольцем и Л.В.Канторовичем. Этот семинар был центром ленинградских исследований по функциональному анализу; в нем выросло несколько поколений математиков. Григорий Михайлович любил педагогический труд во всех его формах и старался большую часть своих сил отдавать воспитанию молодежи. Он был одним из организаторов советского Педагогического института; много работал со школьниками,читал для них лекции, руководил в тридцатых годах составлением школьных программ. Именно Григорий Михайлович был в 1934 году инициатором первой в СССР математической олимпиады. Наибольшую славу Григорию Михайловичу принес курс анализа, который он читал в Университете более 30 лет. В нашей стране и за ее пределами широко известны книги, написанные на основе этого курса.
Фихтенгольцučebnik (482x700, 354Kb)
Трехтомный "Курс дифференциального и интегрального исчисления" представляет собой блестяще написанную энциклопедию математического анализа. Однако, как ни хороши эти книги, они не дают полного представления о педагогическом мастерстве автора. Григорий Михайлович был на кафедре подлинным художником. Без преувеличения можно сказать, что каждая его лекция -- для студентов, для школьников или учителей -- была педагогическим шедевром. Даже классная доска к концу лекции выглядела как произведение искусства. За легкостью и блеском лекций Г.М.Фихтенгольца скрывался огромный труд. После сорока лет преподавания он продолжал тратить многие часы на подготовку к лекциям, обдумывая каждое слово. Точно так же он относился к экзаменам. Он был непревзойденным экзаменатором, строгим и доброжелательным одновременно. С величайшим напряжением, не пропуская ни одного слова, он выслушивал студента, как бы сбивчиво и бессвязно тот не отвечал. Необыкновенная добросовестность, работоспособность и чувство ответственности дополняли талант Григория Михайловича, были наиболее характерными чертами. Вел большую научно-организаторскую и общественную деятельность; с первых дней Советской власти вошел в состав совета экспертов при Наркомпросе РСФСР, был председателем комиссии по составлению школьных программ, инициатором создания математических олимпиад. Заслуженный деятель науки РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Ленинграде 26 июня 1959 года.
Фихтенгольц mogilaBez názvu (700x700, 529Kb)
Похоронен на Серафимовском кладбище.

Golovaty_Frp_Ptr (514x700, 144Kb)
1890
Ферапонт Петрович Головатый
председатель колхоза «Стахановец» Ново-Петровского района Саратовской области. Родился в селе Сербиновка, ныне Гребенковского района Полтавской области Украины, в семье крестьянина. Украинец. В 1910 году был призван в армию, благодаря хорошим внешним данным, высокому росту был направлен в лейб-гвардию. Нес караульную службу в Царском Селе и у Зимнего дворца. В августе 1914 года с пулеметной командой направлен на фронт. Воевал в Восточной Пруссии, был награжден тремя Георгиевскими крестами: за храбрость, проявленную и в бою, и при спасении раненых, и при выходе из окружения. В феврале 1917 года в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной Армии. В марте 1921 года вернулся к мирной жизни, поселился на хуторе Степном на Саратовщине. Занимался пчеловодством. Избирался председателем сельсовета, первым вступил в колхоз, когда началась коллективизация. Жил на окраине села Степное. В 1937 году, когда изба помешала окультуривать прилегающие сельскохозяйственные угодья, ему предложили выселиться из старого дома, а новый не дали. Головатый категорически отказался переселяться, и был арестован. Провел 10 месяцев в одиночной камере, и благополучно вернулся в село. В годы Великой Отечественной войны был членом правления колхоза "Стахановец", стал один из инициаторов всенародного патриотического движения по сбору средств в фонд Советской Армии. В декабре 1942 года по собственной инициативе внес в Фонд обороны 100 тыс. рублей личных сбережений на покупку самолета. Деньги были выручены от продажи на рынке меда с собственной пасеки и продажи коров. Это при том, что на иждивении деда с бабушкой было 11 внуков, чьи отцы были на фронте. Деньги Ферапонт Головатый принес лично директору Саратовского авиационного завода, выпускавшего истребители Яковлева. Самолет-истребитель «Як-1Б» был вручен летчику Борису Еремину, уроженцу Саратовской области, воевавшему под Сталинградом. На борту самолета была дарственная надпись «Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» тов. Головатого». На этом самолете Еремин дошел от Сталинграда до Крыма, одержал ни одну победу, ни разу не был сбит. После освобождения Севастополя самолет, как выработавший ресурс эксплуатации, был отправлен в Саратов, где был установлен для обозрения на одной из площадей города. В июне 1944 года Ф.П.Головатый на митинге в Саратове передал гвардии подполковнику Еремину второй самолет, приобретенный на свои средства. На это раз истребитель Як-3, с надписью на борту «Второй самолет на окончательный разгром врага». На это самолет Ерёмин воевал до Победы, последний самолет сбил в небе Берлина. Ферапонт Головатый продолжал работать в колхозе. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1946 году был избран председателем колхоза «Стахановец». Приложил много усилий к восстановлению хозяйства в послевоенное время. В 1947 году в ходе уборочных работ в колхозе был собран высокий урожай пшеницы - 31,3 центнера с гектара на площади 40 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года, за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натурасчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ферапонт Петрович Головатый руководил колхозом до последнего дня. Скончался 25 июля 1951 года. Похоронен на кладбище села Степное ныне Энгельского района Саратовской области. Награжден орденом Ленина. Его именем был назван колхоз. Первый самолёт, построенный на средства Головатого, Як-1б с 1991 года экспонируется в Саратовском государственном музее боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе . Второй, Як-3, — хранился долгое время в Москве, в Доме авиации, на данный момент, находится в частном музее авиации города Санта-Моника (США).
GolovatiyFerapontPetr_samolet_SMonika (700x525, 317Kb)
Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича Головатого, хранящийся в частном авиационном музее (город Санта-Моника, Калифорния, США).

1894
Сергей Афанасьевич Дыбчо
актёр. Родился в Одессе. Из семьи служащих. Окончил коммерческое училище в г.Одесса (1905-15гг.), Школу сценического искусства в Одессе (1917-18гг.). Сценическую деятельность начал в 1917 г. актером Театра драмы и Театра миниатюр в Одессе. Заслуженный артист РСФСР (1944г.). Умер в Свердловске 29 ноября 1952 года.

1895
Унлфрид Кларк Ле Гро (Clark Le Gros)
английский антрополог, анатом и приматолог. Родился в Хемел-Хемпстиде. Профессор Оксфордского университета (1934-1962). Важнейшие работы по проблемам эволюции анатомии человека, сравнительной анатомии приматов, палеонтологии и филогении приматов и человека. Известны также его исследования центральной нервной системы человека и приматов в сравнительно-морфологического и эволюционного освещения. Сочинения: Early forerunners of man, Baltimore, 1934; The anatomy of the nervous system, Central nervous system, L. N.Y., 1956; The fossil evidence for human evolution, 2 ed., Chi., 1964.

1896
Михаил Павлович Алексеев
русский литературовед, академик Академии Наук СССР (1958). Исследователь русской и западноевропейской литературы, их взаимовлияния. Родился в Киеве. В 1907—1914 гг. учился в частной гимназии В.П.Науменко и параллельно — в Киевской музыкально-драматической школе М.К.Лесневич-Носовой (по классам фортепиано и композиции). Завершив обучение в гимназии, в 1914 г. поступил на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Киевского университета. Окончил университет в 1918 г. В 1919—1920 гг. преподает в Киевском университете. С 1920 по 1924 состоит профессорским стипендиатом при историко-филологическом факультете Новороссийского (Одесского) университета. В 1924—1927 гг. работает в Одесской публичной библиотеке, сначала консультантом-библиографом, затем — заведующим библиографическим отделом. В 1927 г. получает приглашение в Иркутский государственный университет, где становится доцентом кафедры всеобщей литературы. В 1928 г. избирается профессором и заведующим кафедрой. В Ленинграде с 1933 г. В 1933—1960 и 1969 — профессор кафедры зарубежных литератур (до 1948 кафедра западноевропейских литератур) филологического факультета ЛГУ (в 1942—1945 и 1951—1960 заведует кафедрой), в 1945—1947 и 1950—1953 — декан филологического факультета, в 1947—1949 — директор научно-исследовательского Филологического института при ЛГУ. В 1934—1942 — профессор ЛГПИ имени А.И.Герцена (с 1938 — заведующий кафедрой всеобщей литературы). В 1942—1944 — профессор и заведующий кафедрой всеобщей литературы историко-филологического факультета Саратовского университета. С 1934 — старший научный сотрудник Пушкинского дома (ИРЛИ Академии Наук СССР); в 1950—1963 — заместитель директора по научной работе; в 1955—1957 — заведующий сектором пушкиноведения; в 1956—1981 — руководитель сектора взаимосвязей русской и зарубежной литератур. С 1959 по 1981 — председатель Пушкинской комиссии при Отделении литературы и языка Академии Наук СССР. C 1956 — член Бюро, с 1959 — заместитель председателя, с 1970 — председатель Советского комитета славистов при Академии Наук СССР. Председатель (1958) и вице-президент (1970) Международного комитета славистов. Доктор honoris causa Ростокского (1959), Оксфордского (1963), Парижского (1964), Бордоского (1964), Будапештского (1967) университетов. Член-корреспондент Британской академии (1972). Умер в Ленинграде 19 сентября 1981 года. Похоронен на кладбище в Комарово. Литература: Берков П.Н. М.П.Алексеев — историк и теоретик литературы // Русско-европейские литературные связи: Сборник статей к 70-летию со дня рождения академика М.П.Алексеева. Москва; Ленинград: Наука, 1966. Страницы 3—11; В.В.[Вацуро В.Э.] М.П.Алексеев как исследователь Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Ленинград: Наука, 1983. Страницы 323—327; Дьяконова Н.Я., Левин Ю.Д. Творческий труд ученого: (К 75-летию академика Михаила Павловича Алексеева) // Русская литература. 1971. № 2. Страницы 213—218; Гиленсон Б.А. Академик Михаил Павлович Алексеев: (К 85-летию со дня рождения) // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. 1981. Том 40, выпуск 3. Страницы 284—287; Левин Ю.Д. Михаил Павлович Алексеев // Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия литература и язык Выпуск 9. Москва: Наука, 1972. Страницы 10-29. (Текст (в сокращении): Михаил Павлович Алексеев.); Россия. Запад. Восток: Встречные течения [Сборник статей.]: К 100-летию со дня рождения академика М.П.Алексеева. Санкт-Петербург, 1996.

1897
Израиль Григорьевич Блюмин
российский экономист, доктор экономических наук (1938), профессор (1937). Окончил МГУ (1924). Старший научный сотрудник Института экономики Академии Наук СССР (1930-1956), Института мировой экономики и международных отношений Академии Наук СССР (1956-1959). Профессор МГУ и других московских вузов. Основные труды в области истории экономической мысли. Одним из первых дал всесторонний анализ основных школ политической экономии. Главные работы: "Субъективная школа в буржуазной политической экономии" (1-е издание, 1928; 2-е, переработанное, 1931; в 1962 г. – в Избранных произведениях), "Очерки современной буржуазной теоретической экономии. К характеристике социального направления" (1930), "Капиталистическое комбинирование" (1934), "Критика современной буржуазной политической экономии Англии" (1953), "Очерки современной буржуазной политической экономии США" (1956). Посмертно (1959) опубликована работа "Кризис современной буржуазной политической экономии", в которой анализируются теории различных стран, получившие распространение после второй мировой войны. Ему принадлежат также работы по истории русской экономической мысли. Ряд трудов переведён на английский, французский, немецкий, чешский, румынский, польский, болгарский языки.

1897
Леонид Ильич Борисов
русский прозаик, мемуарист. Автор романов "Ход конем", "Под флагом Катрионы", "Жестокий воспитатель", повести "Волшебник из Гель-Гью", мемуарных произведений (сборник очерков "За круглым столом прошлого", книги "Родители, наставники, поэты... Книга в моей жизни"). Умер в 1972 году.

1897
Николай Николаевич Кутузов
актёр. Родился в городе Кыштым Челябинской губернии. Учился в студии «Творчество» под руководством Б.Чайковского (1922—1924). В 1918—1922 — актер частных антреприз Тобольска, Тюмени, Екатеринбурга, Иркутска, Томска. Параллельно учебе в студии — режиссер театра Приморского крайсовета в Хабаровске. С 1923 — актер киностудии Госкино (ныне — «Мосфильм»). В 1926—1927 — преподавал на радио в студии Мособлфилармонии, с 1939 — в штате учебной студии ВГИКа

1898
Уильям Бойд
американский актер.

 (512x699, 178Kb)
1898
Федерико Гарсиа Лорка (испанское имя - Federico Garcнa Lorca)
испанский поэт и драматург. Родился в селении Фуэнте-Вакерос близ Гранады в семье андалузского землевладельца. С детства увлекался живописью, занимался музыкой. В подростковом возрасте начал писать стихи и декламировал их в местных кафе. Изучал право в Гранадском университете. В 1918 опубликовал книгу прозы, написанную по впечатлениям от поездки в Кастилию. В 1919 перевелся в Мадридский университет на отделение литературы. Организовывал театральные представления, выступал с публичным чтением своих стихов. В это время его имя ассоциировалось с группой «Поколение 27», к которой относились также Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, поэт Рафаэль Альберти. В 1921 вышла первая «Книга стихов» (Libro de poemas), в которой чувствуется влияние Дарио и Хименеса, при этом поэзию Лорки отличает близость к народной культуре и особая музыкальность стиха. Второй поэтический сборник «Песни» (Canciones, 1927) передает драматическое видение жизни, присущее андалузским народным песням. В это время увлекался древним традиционным андалузским «глубоким пением» (cante jondo), участвовал в организации фестивалей. Занимался живописью – в 1927 в Барселоне состоялась его выставка. С 1929 возглавлял студенческую театральную труппу «Балаган» (La Barraca). Ее участники старались возродить интерес к классической национальной драматургии – разъезжали по селам с постановками испанской классики – Лопе де Веги, Кальдерона, Сервантеса. Первый театральный успех Лорки был связан с постановкой пьесы «Мариана Пинеда» (Mariana Pineda, 1929) с декорациями Сальвадора Дали – исторической поэмы в стихах о гибели замученной за участие в тайной деятельности против тирана Фердинанда VII жительницы Гранады. Наибольшую известность Лорке-поэту в Испании и за ее пределами принесли поэтические сборники «Цыганские баллады» (Romancero gitano, 1928) и «Поэма о канте хондо» (El Poema del cante jondo, 1931), после которых за ним утвердилась слава «цыганского поэта». В них наиболее полно проявились характерные черты дарования Лорки – он воспринимает жизнь фатально, как роковое предначертание, лиризм исполнен огромного эмоционального накала. В 1929 ездил в Нью-Йорк изучать английский в Колумбийском университете. Познакомился с местными любительскими и профессиональными театральными коллективами. Здесь был написан поэтический сборник «Поэт в Нью-Йорке2 (Poeta en Nueva York), опубликованный после смерти автора, в 1940. По возвращении в Испанию в 1931 организовал собственную театральную компанию. Пробовал себя в драматургии – писал популярные фарсы – «Волшебная башмачница» (La Zapatera prodigiosa, 1930) и «Любовь дона Перлимплина» (Amor de Don Perlimplin con Belisa en su jardin, 1933). В 1933 совершил поездку в Буэнос-Айрес, где руководил постановкой своих пьес. В марте 1933 в Мадриде состоялась премьера трагедии «Кровавая свадьба» (Bodas de sangre, 1933). Она имела огромный успех и с тех пор не сходит с подмостков испанских театров. Сюжет был взят из газетной заметки о невесте, сбежавшей в свадебную ночь с возлюбленным. Пьеса стала первой частью задуманной трилогии, посвященной «испанской вселенной», в основу каждой из частей которой была положена трагедия женщины, ставшей причиной кровавой распри.
Garcialorca_madrid_lou (460x700, 151Kb)
Памятник Гарсиа Лорки в Мадриде.
В трагедии «Иерма» (Yerma, 1934), второй части испанской трилогии, речь идет о жаждущей материнства женщине, муж которой неспособен сделать ее матерью. Не желая осуществить свое желание с другим человеком или, нарушив традиции, покинуть супруга, она решается на убийство мужа. Несмотря на сильное трагическое звучание, Иерма не пользовалась таким успехом, как Кровавая свадьба, – консервативные критики обвинили драматурга в покушении на традиционные испанские ценности. Неоконченная трагедия «Дом Бернарды Альбы» (La Casa de Bernarda Alba, 1935) считается третьей частью испанской трилогии. В ее основе – история пяти дочерей деспотичной матери, требующей неукоснительного выполнения строгих моральных предписаний. Но дочери хотят любить и пытаются найти свои способы покинуть материнский дом. Младшая, узнав, что ее возлюбленный стал жертвой ее безжалостной матери, кончает жизнь самоубийством. Роль Бернарды была специально написана для великой трагической актрисы Маргариты Ксиргу. И хотя при жизни Лорки пьеса не была поставлена, она считается его высшим достижением в драматургии. Сам он больше ценил свои драматургические сюрреалистические эксперименты, разрушавшие нормы театрального реализма, – «Когда пройдет пять лет» и «Аудитория». Последнее поэтическое произведение относится к 1935 – «Плач по Игнасио Cанчесу Мехиасу» (Llanto por Ignacio Sanchez Mehias) было написано в память его погибшего друга – знаменитого тореадора. Летом 1936 перед запланированной поездкой в Мексику поехал на родину. В Испании начиналась гражданская война, и на четвертый день его пребывания в Гранаде вспыхнул военный мятеж на юге Испании. Городской гарнизон присоединился к мятежникам, новые хозяева города стали проводить массовые аресты и расстрелы «левых» и сторонников республиканцев. Лорка не принадлежал ни к какой политической партии, хотя и считался левым. 19 августа 1936 по приказу франкистского центра в Севилье вместе со школьным учителем и двумя матадорами он был расстрелян в овраге Виснар в предгорьях Сьерра-Невады. За два месяца до смерти закончил первую часть «Дома Бернарды Альбы» и считал, что только приступает к своим основным произведениям. При франкистах произведения Лорки были объявлены вне закона и сожжены в Гранаде. В основе многогранного творчества Лорки – архаические пласты народного сознания. В его поэзии звучат мотивы, близкие по настроению канте хондо, – передается атмосфера ночи, небытия, сумерек. Лорка писал: «Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром...». Лорка – один из самых любимых поэтов Испании, драматург, известный во всем мире, в том числе и в России.
5 июня 1898 года родился — Федерико Гарсиа Лорка (700x349, 151Kb)
Сочинения: Гарсиа Лорка Ф. Избранные произведения: В 2-х томах Москва, 1986; Избранное в 2-х томах. Перевод с испанского Москва, Художественная литература 1986; Гарсиа-Лорка Ф. Избранное. Москва, Детская литература, 1983; Письма Лорки. Переводы писем, предисловие и комментарии Малиновской Н. – В мире книг. Москва, 1987, № 2. Проза: Impresiones y paisajes (Впечатления и пейзажи, 1918). Стихотворные сборники: Libro de poemas (Книга стихов, 1921); Poema del cante jondo (Поэма о канте хондо, 1921, издание 1931); Primeras canciones (Первые песни, 1921—1922, издание 1936); Canciones (Песни, 1921—1924, издание 1927); Oda a Salvador Dalн (Ода Сальвадору Дали, 1926); Romancero gitano (Цыганский романсеро, издание 1928); Poeta en Nueva York (Поэт в Нью-Йорке, 1929—1930, издание 1940); Llanto por Ignacio Sбnchez Mejнas (Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935); Seis poemas gallegos (Шесть стихотворений по-галисийски, издание 1935); Divбn del Tamarit (Диван Тамарит, 1936, издание 1938); Sonetos del amor oscuro (Сонеты о смутной любви, 1936, издание 1984). Пьесы: Mariana Pineda (Мариана Пинеда, 1927); La zapatera prodigiosa (Чудесная башмачница, 1930); Retablillo de Don Cristуbal (Балаганчик дона Кристобаля); El pъblico (Публика, 1930); Asн que pasen cinco aсos (Пять лет спустя, 1930); Amor de don Perlimplнn con Belisa en su jardнn (Любовь дона Перлимплина, 1933); Bodas de sangre (Кровавая свадьба, 1933); Yerma (Йерма, 1934); Doсa Rosita la soltera o el lenguaje de las flores (Донья Росита, девица, или Язык цветов); La casa de Bernarda Alba (Дом Бернарды Альбы, 1936). В 1959 году Иосиф Бродский посвятил памяти Гарсиа Лорки стихотворениие «Определение поэзии». В Испании был снят биографический минисериал «Лорка, смерть поэта». В 2003 году по одноимённой книге Фернандо Мориаса снят фильм «Божественный свет», получивший награду московского кинофестиваля. Он рассказывает о Лорке-нищем, проживающим в наши дни в окрестностях Гранады и страдающем от амнезии.
Federico_Garcia_Lorca_-_De_profundis_-_Langebrug,_Leiden (530x700, 123Kb)
В 2005 году стихотворение Гарсиа Лорки «De profundis» было нанесено на стену одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды), Langebrug, 56. Оно стало последним в серии из ста одного аналогичного памятника всемирно известным поэтам в рамках культурного проекта «Wall poems». В 2008 году режиссёр Пол Моррисон (Paul Morrison) снял фильм, посвященный отношениям Ф.Г.Лорки и С.Дали — «Отголоски прошлого» («Сальвадор Дали: Любовь. Искусство. Предательство»). Литература: Осповат Л.С.Гарсиа Лорка. — Москва.: Молодая гвардия, 1965. — 432 страницы. Тираж 115 000 экземпляров. (Жизнь замечательных людей. Выпуск 16 (410).).

1898
Вадим Семенович Юнаковский
российский кинодраматург, теоретик кинодраматургии и педагог. Доктор искусствоведения (1968). В 1927 г. окончил ГТК (режиссерский факультет), одновременно, с 1925 г., работал там же как педагог. В 1925 г. написал сценарий комедийного фильма «Петухи». В 1925-1928 гг. был командирован в Одессу, где руководил подготовкой первого выпуска кинотехникума, этот курс участвовал в создании экспериментального фильма «Мельница на опушке» (1928, автор сценария и режиссер). Является одним из организаторов сценарного факультета ГИКа (1932). Совместно с Л.Пасынковым написал сценарий фильма «Месть» (1934). В начале 30-х гг. совместно с В.Туркиным разрабатывает «Практикум по кинодраматургии». Из этой дисциплины в течение нескольких лет был сформирован основной предмет сценарного факультета ВГИКа «Мастерство кинодраматурга», преподавателем которого он был (с 1964 г. – профессор). В своих трудах «Построение киносценария» (1940), «Сценарное мастерство» (1960) исследовал вопросы сценарного творчества, анализировал различные формы киносценария.

1899
Борис Михайлович Арцыбашев
американский художник русского происхождения, сын М.Арцыбашева, автор иллюстраций к фантастическим книгам 1930-1940-х гг., книги "Как я вижу".

1899
Александр Васильевич Иванов
российский художник и режиссер. Окончил Тамбовские художественные мастерские. Один из зачинателей советской графической мультипликации. Первая работа в кино – мультипликационная вставка к фильму «К надземным победам» (1924). В 1926 г. организовал при кинофабрике «Совкино» мультипликационную мастерскую, выпускавшую агитфильмы. С 1925 г. – режиссер мультипликационного кино. Ставил агитплакаты и политшаржи – «Политические игрушки» (1925), «Второй заем индустриализации» (1928), «КВЖД» (1929) и др.; сатирические сказки и басни. Среди лучших работ: «Зай и Чик» (1952), «Подпись неразборчива» (1955), «Чудесница» (1957). Его многие работы отмечены международными премиями: «Лиса и дрозд» (1947), «Крашенный лис» (1953), «В лесной чаще» (1954), «Трубка и медведь» (1955).

1899
Йорьо Тадич (Тадић)
югославский историк, постоянный член Сербской Академии Наук и искусств (1959; член-корреспондент 1940). Родился в Стариграде, остров Хвар. Обучался в университетах в Загребе, Белграде, Праге, Лейпциге, Берлине. С 1936 доцент Загребского университета, с 1940 преподаватель философского факультета университета в Белграде. В 1968-1969 заведующий отделением исторических наук философского факультета, заведующий кафедрой общей истории нового времени университета в Белграде и директор Исторического института в Белграде. Основные работы по истории Средиземноморья 15-17 вв. Умер в Белграде 4 октября 1969 года. Сочинения: Шпанja и Дубровник у XVI в., Београд, 1932; Писма и упутства Дубровачке републике, књ. 1, Београд, 1935; Граћа о сликарскоj школи у Дубровнику XIII - XIV в., књ. 1-2, Београд, 1952.

 (700x546, 48Kb)
1900
Деннис (Денеш) Габор (Dennis Gabor; венгерское имя - Dйnes Gбbor)
английский физик венгерского происхождения, основоположник голографии. Родился в Будапеште в семье крупного венгерского промышленника (внука еврея-эмигранта из России). Родители поощряли любознательность детей, и когда в ранней юности в Деннисе проснулся интерес к физике, в доме была организована физическая лаборатория, где Деннис и его младший брат проводили опыты, описанные в учебниках и научных журналах. В 1918 Габора ненадолго призвали в армию. По окончании Первой мировой войны он демобилизовался и поступил в Технический университет в Будапеште. «Хотя меня больше привлекала физика, – писал он позже в своей автобиографии, – я выбрал инженерное образование. В то время физику в Венгрии делать было нечего. Во всех университетах едва ли было полдюжины профессорских кресел, и нужно было быть очень самонадеянным, чтобы рассчитывать на одно из них». В 1920, уклоняясь от повторного призыва в армию, Габор переехал в Берлин и в 1924 окончил Берлинский технический университет, получив диплом инженера. В эти годы он постоянно посещал Берлинский университет, где слушал лекции М.Планка, В.Нернста, М.Лауэ, присутствовал на семинарах А.Эйнштейна. В 1927 Габор защитил докторскую диссертацию по электротехнике и поступил в физическую лабораторию компании «Сименс и Хальске». Именно там он сделал свое первое всемирно известное изобретение – создал кварцевую ртутную лампу высокого давления. В 1933, после прихода к власти Гитлера, Габор вернулся в Венгрию. Здесь, в лаборатории Научно-исследовательского института электронных ламп, родилось его второе изобретение – флуоресцентная лампа, которую он назвал плазменной. Однако продать патент на свое изобретение в Венгрии Габор не смог и эмигрировал в Англию, где в 1934–1946 работал в компании «Бритиш Томсон – Хьюстон». В 1946 Габор получил британское гражданство. Во время Второй мировой войны Габор еще не был британцем и не имел доступа к секретной информации, поэтому не был знаком с работами по созданию радаров и изобрел свою собственную систему обнаружения самолетов – по теплу, выделяемому их двигателями, – так называемый «тепловизор». С 1937 по 1948 Габор занимался в основном электронной оптикой, поставив перед собой цель усовершенствовать электронную линзу – устройство, фокусирующее электронные пучки и являвшееся в то время «узким местом», ограничивавшим разрешающую способность электронных микроскопов. Габор решил использовать свет, чтобы воссоздать неискаженное изображение по той информации, которая содержится в пучке электронов.
5 июня 1900 года родился  — Деннис Габор (700x350, 257Kb)
В 1947 Габор разработал теорию, лежащую в основе такого метода, а в 1948 предложил термин «голограмма». Этот год считают годом изобретения голографии – принципиально нового метода получения объемных изображений предметов, основанного на использовании интерференции света. Однако вся потенциальная мощь новой оптической техники выявилась лишь с созданием лазеров. В 1949 Габор стал адъюнкт-профессором по электронике в Имперском колледже Лондонского университета, а в 1958 – профессором прикладной электроники. В 1967 вышел в отставку и работал консультантом в Станфордской лаборатории CBS. В 1971 Габору была присуждена Нобелевская премия «за изобретение и разработку голографического метода». В своей Нобелевской лекции Габор говорил, в частности, о роли науки и техники в развитии общества. «Мы ушли вперед на целый день творения по сравнению с технологиями, созданными Альфредом Нобелем. Социальные последствия новых технологий огромны…». Помимо Нобелевской премии, Габор был удостоен многих научных почестей и наград. Был почетным членом Венгерской академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США; был награжден медалями Юза (1967), Юнга (1967), Майкельсона (1968), Румфорда (1968) и др. Умер Габор в Лондоне 9 февраля 1979 года.

1901
Сергей Сергеевич Данилов
российский театровед, доктор искусствоведения (1947), профессор (1947). Родился в Санкт-Петербурге. В 1925 г. окончил Высшие курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств в Ленинграде (позднее Научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии); работал в этом институте до 1958 г. (с перерывом). С 1945 г. одновременно заведующий кафедрой теории и истории русского театра в Ленинградском театральном институте имени А.Н.Островского. Автор капитального труда «Очерки по истории русского драматического театра» (1948). Историк русского театра: «История русского драматического театра» (1944), «Русский драматический театр XIX века. Первая половина XIX века» (1957), «Русский драматический театр XIX века. Вторая половина XIX века» (1974, совместно с М.Г.Португаловой). Впервые использовал художественную литературу и иконографию в качестве источника изучения театра: «"Ревизор" на сцене» (1933, 3-е изд.), «Гоголь и театр» (1936), «Русский театр в художественной литературе» (1937), «Горький на сцене» (1958) и др. Создатель учебников по истории русского драматического театра. Умер в Ленинграде 31 декабря 1959 года.

 (502x699, 73Kb)
1902
Георг Кенингер (Georg Kieninger)
немецкий шахматный мастер (1950). Умер 25 января 1975 года.

1902
Уолтер Планкетт
американский художник.

1902
Хуго Хупперт (Хуго Гупперт; Huppert)
австрийский писатель, переводчик. . Родился в Билице (ныне Бельско-Бяла, Польша). Член Коммунистической партии Австрии с 1921. В 1921—1926 изучал общественно-политические науки в Вене, Париже. В 1928—1945 жил в СССР, учился в институте красной профессуры в Москве (1933—1935), работал в институте Маркса — Энгельса — Ленина (1928—1932). Литературную деятельность начал сборником репортажей и очерков "Сибирский отряд" (1934). Лирику Хупперт (сборники "Отчизна", 1940; "Грузинский посох", 1954, и др.) отличают свежесть языка, публицистичность, четкость мысли. Переводчик произведений Ш.Руставсли, В.В.Маяковского, А.Т.Твардовского, К.М.Симонова и др. В прогрессивной прессе Австрии и ГДР выступает с литературными и театрально-критическими эссе, общественно-политическими статьями. Премия имени Г.Гейне (ГДР, 1964). Национальная премия ГДР (1967). За заслуги в области перевода советской литературы награжден орденом "Знак Почета" (1967). Умер 25 марта 1982 года. Сочинения: Lenin in der Lyrik, "Die Weltbьhne", 1970, № 15; Gedichte, В., 1971; в русском переводе — Бригада двадцать первого января. (Стихи), "Иностранная литература", 1967, № 6; Слово ровесника века, "Литературная газета", 1977, 14 сентября. Литература: Чистова Б., "Все, что я сделал, все это ваше...", "Вопросы литературы". 1960, № 6; Крестьянинов Р., Человек для человечества, "Советская культура". 1970, 23 июня; Keisch Н., Ein Literat, "Die WeItbьhne", 1964, № 24; Christoph ., Hupperts Lyrik — "zugunsten des Ja". там же, 1968, № 49.

1904
Харри Мартинсон
шведский поэт и прозаик, разделивший со своим соотечественником Э.Юнсоном Нобелевскую премию по литературе (1974). Родился в Емсхёге (Швеция). Осиротев в шесть лет, находился на общественном попечении до 16 лет, потом сбежал из приюта, нанялся на корабль и 7 лет был моряком, разнорабочим и бродягой. Тема путешествий стала одной из ведущих как в его поэзии – сборники Летучий голландец (Spökskepp, 1929) и Кочевник (Nomad, 1931), так и в прозе – книги путевых очерков Путешествие без цели (Resor utan mеl, 1932) и Мыс «Прощай» (Kap Farväl, 1933). Основой двух автобиографических романов Крапива цветет (Nässlorna blomma, 1935) и Путь в жизнь (Vägen ut, 1936) стали воспоминания о тяжелом детстве. Прозаические работы Бражник и долгоножка (Svärmare och harkrank, 1937) и Летняя долина (Midsommardalen, 1938) посвящены шведской природе, в них проводятся параллели между малым и большим мирами. Озабоченность судьбами человечества, выразившаяся в неприятии технического прогресса, пронизывает книгу Жизни конец (Verklighet till döds, 1940) и роман Потерянный ягуар (Den förlorade jaguaren, 1941). В поэтическом сборнике Пассат (Passad, 1945) природа являет себя в малоприметных мелочах, и мотив странничества обращен внутрь, на постижение предмета. Та же пытливость воплощена в главном герое романа Дорога в Царство Колоколов (Vägen till Klockrike, 1948). Недоверие к технике и вера в способность природы доставить человечеству облегчение характерны и для сборников Травы в дальней Фуле (Gräsen i Thule, 1958) и Колесница (Vagnen, 1960). В последней книге, Лесные бугорки (Tuvor, 1974), природа снова выступает лейтмотивом коротких стихотворений. Умер Мартинсон в Стокгольме 11 февраля 1978 года.

Ostrekin_MihEmelyan (521x700, 131Kb)
1904
Михаил Емельянович Острекин
начальник отделения геофизики Арктики Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Главного управления Северного морского пути при Совете Министров СССР. Родился в деревне Козловка ныне Смоленского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. В 1921 году окончил рабфак Смоленского политехнического института, а через год - первый курс этого института. С 1922 года - студент Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Одновременно с учебой трудился - грузчик в порту, репетитор, с октября 1925 года по май 1926 года - старший наблюдатель в Слуцкой (Павловской) магнитной обсерватории. Изучая литературу о полярных исследованиях, «заболел» Арктикой и изъявил желание поехать на зимовку. В июне 1926 года был зачислен Гидрографическим управлением Военно-Морского Флота в штат Полярной геофизической обсерватории на Новой Земле (станция «Маточкин Шар»), где трудился в должности геофизика-магнитолога до октября 1927 года. Возвратившись с зимовки, продолжил обучение на физико-математическом факультете ЛГУ, который окончил в марте 1930 года. С апреля 1930 года по апрель 1931 года М.Е. Острекин - сотрудник Государственного гидрологического института. В должности производителя работ и начальника отряда гидрологических изысканий он проводил гидрологические наблюдения в Средней Азии. В 1930 году принимал участие в Генеральной магнитной съемке СССР, а в 1934-1938 годах работал в экспедициях Главного управления Главного северного морского пути. С 1939 года М.Е. Острекин - сотрудник Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Главного управления Главсевморпути. В апреле 1941 года участвовал в выдающейся воздушной экспедиции на самолёте «СССР Н-169» в район Полюса Недоступности, являвшийся совершенно неисследованной частью Центральной Арктики. С 1942 года М.Е. Острекин – руководитель отделения геофизики, в 1946 году защитил кандидатскую диссертацию. Острекин М.Е. был научным руководителем - заместителем начальника по научной части высокоширотных воздушных экспедиций «Север-2» (1948), «Север-4» (1949), «Север-5» (1950), результатом которых явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии, открытие подводного хребта Ломоносова и Канадско-Таймырской магнитной аномалии. 23 апреля 1948 года М.Е. Острекин, М.М. Сомов, П.А. Гордиенко, П.К. Сенько были доставлены самолётом на точку 90 градусов 00 минут 00 секунд северной широты, а затем, самолётом же, забраны оттуда. Таким образом, они стали первыми людьми, побывавшими на самой северной точке планеты Земля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года («закрытым») за отвагу и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, Острекину Михаилу Емельяновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1959 года Острекин участвует в исследовании Антарктики и в составе 3-й Советской антарктической экспедиции становится начальником геофизического отряда, а затем - руководителем отделения антарктических исследований Арктического и Антарктического научно-исследовательского института ГУ Главсевморпути. Жил в городе-герое Ленинграде. Скончался 13 марта 1977 года. Инженер-генерал-директор Севморпути 3 ранга (1949). Награждён орденом Ленина, 2-я орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Удостоен званий «Почётный полярник», «Отличник Гидрометслужбы СССР». Постановлением Правительства России от 1 декабря 2004 года № 706 имя М.Е. Острекина присвоено вершине хребта Красовского (массив Вольтат Земли Королевы Мод) с координатами 7130,3 градуса южной широты, 1246,9 градусов восточной долготы и абсолютной высотой 2353 метров («Гора Острекина»).
Ostrekin_ME_gss_mogila (525x700, 451Kb)
На Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Сочинения: Некоторые предварительные выводы о географическом распределении дневных магнитных возмущений в южнополярной области по результатам наблюдений 1958 г. // Информационый бюллетень САЭ, 1959, № 6, страницы 32-34; О научных итогах Четвертой континентальной экспедиции // Информационый бюллетень САЭ, 1960, № 21, страницы 5-7; Шестая антарктическая экспедиция // Информационый бюллетень САЭ, 1961, № 25, страницы 8-10; «Меченый" айсберг» // Информационый бюллетень САЭ, 1963, № 38, страницы 47-49; Рыбалка в Антарктике // Информационый бюллетень САЭ, 1963, № 39, страницы 44-45; Итоги работы Десятой сезонной антарктической экспедиции // Информационый бюллетень САЭ, 1965, № 55, страницы 5-11; Изыскательные работы в заливе Алашеева (в соавторстве с Шамонтьевым В.А.) // Труды САЭ, 1965. Том 44, страницы 104-114.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку