-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109357
Комментариев: 6802
Написано: 117830


4 июня родились...

Четверг, 04 Июня 2015 г. 04:36 + в цитатник
Георгий Адамович Надсон  (534x700, 127Kb)
1867
Георгий Адамович Надсон
советский микробиолог и ботаник, генетик, академик Академии Наук СССР (1929), заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Родился в Киеве. Окончив в 1885 году гимназию в Санкт-Петербурге, поступил в Санкт-Петербургский университет. В 1889 году, получив диплом 1-й степени и золотую медаль за сочинение «Образование крахмала в хлорофиллоносных клетках растений из органических веществ» («Труды Санкт-петербургского Общества Естествоиспытателей», 1889), Надсон был оставлен при университете, а в 1891 году утверждён хранителем ботанического кабинета университета и исполнял обязанности ассистента. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербурге: «О строении протопласта циановых водорослей» («Ботан. Зап.», 1895) и приглашён в Императорский ботанический сад младшим консерватором, а в 1899 году занял место библиотекаря сада. В 1918—1937 годах — заведующий ботанико-микробиологической лабораторией Государственного рентгенологического и радиологического института. Доказал на низших грибах (1925, совместно с другими) возможность искусственного получения мутаций под действием ионизирующего излучения. Член-корреспондент (1928), действительный член (1929) Академии Наук СССР. Директор Института микробиологии Академии Наук СССР (1934—1938); редактор первого в России журнала (1914—1938) по общей микробиологии. Кроме того с 1897 года читал лекции по ботанике в в Санкт-Петербургском женском медицинском институте. В 1903 года защитил при Варшавском университате докторскую диссертацию: «Микроорганизмы как геологические деятели. I. О сероводородном брожении в Вейсовом соляном озере и об участии микроорганизмов в образовании черного ила (лечебной грязи)» (в Санкт-Петербург.). Кроме названных можно указать еще следующие работы: «Сверлящие водоросли и их значение в природе» («Ботанические Записки», 1900); «О культурах Dictyostelium mucoroides Bref. и о чистых культурах амеб вообще» (ib., 1901) и др. 29 октября 1937 года арестован. Решением Общего собрания 29 апреля 1938 года исключён из Академии наук. Приговорён ВКВС СССР 14 апреля 1939 года к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 15 апреля 1939, похоронен на «Коммунарке» (Московская область). Реабилитирован 29 октября 1955 года. В Академии восстановлен Общим собранием 1 февраля 1956 года. Сочинения: О влиянии рентгеновых лучей на половой процесс и образование мутантов у низших грибов (Mucoraceae), "Вестник рентгенологии и радиологии", 1925, том 3 (совместно с Г.С.Филипповым); Об образовании новых стойких рас микроорганизмов под влиянием рентгеновых лучей, там же, 1932, том 10 (совместно с Г.С.Филипповым); Экспериментальное изменение наследственных свойств микроорганизмов, Москва — Ленинград, 1935; Избранные труды, тома 1—2, Москва, 1967.

1868
Карел Петр (Karel Petr)
чехословацкий математик. Работал в Праге. Основные результаты принадлежат к области элементарной, аналитической и алгебраической теории чисел, теории квадратичных форм и теории эллиптических функций. Умер 14 декабря 1950 года.

1870
Митрофан Васильевич Бречкевич
украинский историк-славист. Родился в селе Бакот Кременецкого уезда Волынской губернии, в семье священника. Он рано потерял отца, но сумел пройти традиционный для представителей духовного сословия путь образования. Судя по формулярному списку о его службе, после окончания Волынской духовной семинарии, он в течение года работал учителем образцовой церковно-приходской школы при Волынской духовной семинарии, а затем надзирателем за учениками в Елизаветградском духовном училище. В 1897 г., в связи с поступлением в университет, в училище ему была выдана в высшей степени положитель­ная характеристика, подписанная смотрителем училища священником Константином Бречкевичем. Не имея данных о родственных отношениях того, кто давал характеристику и характеризуемого, опираясь только на сходство имен, можем, тем не менее, высказать предположение, что для Митрофана Бречкевича поступление в Юрьевский университет означало не только смену внешней среды обитания, переезд на север, в одну из Остзейских губерний, но и смену жизненных ориентиров, на которые его программировала среда происхождения — духовное сословие. Поступле­ние в университет расширяло для него возможности светской карьеры, на которую он был нацелен, судя по тому, что он не принял священнического сана и уже в течение ряда лет занимался педагогической деятельностью. На историко-филологическом факультете Юрьевского университета, куда поступил Бречкевич, в период его обучения историческая наука была представлена такими выдающимися учеными, как профессор А.Н.Ясинский (преподавал историю средних веков в 1896-1911 гг.), профессор Е.Ф.Шмурло (преподавал историю России в 1891-1903 гг.), профессор О.Э.X.Вальц (преподавал историю нового времени в 1875-1900 гг.), профессор М.Н.Крашенинников (преподавал в 1896-1918 гг. классическую филологию, а также историю древнего мира). У профессора Ясинского Бречкевич в 1900 г. слушал общий курс истории средних веков, курсы ла­тинской дипломатики и палеографии, а также спецкурс по истории Фран­ции при первых Капетингах, и участвовал в практических занятиях. Профессор О.Э.X.Вальц в 1900 г. закончил свою педагогическую работу и по выслуге 25 лет вышел на пенсию и вернулся в Германию. Бречкевич слушал его лекции по истории Европы и участвовал в проводимых им практических занятиях в последний год работы профессора Вальца в Юрьевском университете в осеннем семестре 1899 и был записан на его курс в весеннем семестре 1900 гг., однако «с 7-го февраля 1900 г. профессор Вальц оставил службу в Юрьевском университете». Занимался Бречкевич и у профессора Шмурло, но особенно активно, из года в год, посещал он разнообразные курсы профессора Крашенинникова, в том числе спецкурсы по Геродоту, Фукидиду и Тациту. Слушал он и курсы тогдашнего ректора университета и известного слависта А.С.Будиловича «Введение в славянскую филологию» и «Обзор славянской истории». Историко-филологический факультет Юрьевского университета М.В.Бречкевич закончил со степенью кандидата истории, которая была присуждена ему 16 ноября 1901 г. Его исследовательский талант был замечен уже в студенческие годы: работа Бречкевича «Опыт исследования истории славянского государства в Восточной Померании» была отмечена золотой медалью сенатора фон Брадке. По рекомендации профессора Ясинского, под руководством которого Бречкевич специализировался по истории западных славян в средние века, последний был оставлен при университете для приготовления к профес­сорскому званию по кафедре всеобщей истории. В своей рекомендации профессор Ясинский указывал, что Бречкевич «принадлежит к числу тех молодых людей, которые в силу природной склонности и влияния уни­верситетской среды решились посвятить свою жизнь изучению науки». Одновременно профессор Ясинский ходатайствует о предоставлении Бречкевичу стипендии. Бречкевич, который в процессе учебы в университете также неоднократно пользовался различными платежными льготами, стипендию получил: она была предоставлена ему с 1 января 1902 г. по 1 января 1904 г. В этот период он сдает магистерские экзамены и успешно занимается историей поморских славян. Его занятия и отчеты по ним получают в высшей степени одобрительные отзывы профессора Ясинского. Первый печатный труд — статью «Святополк, князь Поморский», — Бречкевич опубликовал в 1902 г. в «Сборнике Учено-литературного общества Импе­раторского Юрьевского университета». В собственноручном отзыве профессор Ясинский пишет, что этот труд «является плодом внимательного изучения литературы и источников истории Восточного Поморского княжества и свидетельствует о талантливости автора». Осенью 1903 г., когда срок, предназначенный для приготовления к профессорскому званию, заканчивался, профессор Ясинский рекомендует предоставить Бречкевичу для завершения магистерской диссертации заграничную командировку для работы в библиотеках и архивах Северной Германии, однако на это ходатайство последовал отказ: началасьрусско-японская война и финансовое положение страны было затруд­нительным. И с 1904 г. Бречкевич возвращается к педагогической деятельности — он становится учителем Юрьевского реального училища: 5 апреля 1904 г. он допущен к пробным урокам, а 24 апреля 1905 г. датировано свиде­тельство о предоставлении ему звания учителя гимназии и прогимназии с правом преподавать историю. В должности учителя истории Юрьевского реального училища он остается до 1 августа 1911 г., когда увольняется оттуда в связи с отъездом в заграничную командировку. Параллельно Бречкевич продолжает работу над диссертацией и издает отдельной книгой её часть под заглавием «Первые поморские монасты­ри», которая была основана на глубоком исследовании большого коли­чества источников. В рецензии на эту книгу А.А.Васильев высказал пожелание, «чтобы в последующих трудах он критически относился к источникам и был более самостоятельным работником, чем в своем настоящем начальном труде», так как он находится в сильной зависи­мости от немецких авторов и не привлекает русской литературы вопроса. Тем не менее, рецензент положительно оценивает выбор темы, до сих пор не изученной, а также внимательное и детальное, более детальное, чем у немецких авторов, изучение текстов источников. Исследователь твор­чества Бречкевича А.Е.Москаленко позднее находил, что «Васильев не отметил главной тенденции в труде Бречкевича, правда, не очень ярко проявляющейся. Бречкевич хотел показать в противовес некоторым не­мецким ученым, выпячивающим якобы благодетельное влияние немец­кого духовенства на жизнь поморского славянства, что «монастыри XII века, оставаясь все время чуждыми для поморского населения и обособленными от него, явились... предвестниками и пионерами герма­низации Поморья» (страница 47). В этом выводе и заключается положитель­ное значение труда Бречкевича». Излишнюю суровость рецензии А.А.Васильева отмечает и Л.П.Лаптева. Работу «Первые поморские монастыри» Бречкевич представил историко-филологическому факультету в качестве диссертации pro venia legendi Опираясь на отзыв профессора Ясинского, факультет признал эту работу удовлетворительной и назначил официальными оппонентами профессоров Ясинского и Васильева. Защита состоялась 13 декабря 1905 г., а 16 декабря 1905 г. М. Бречкевич подает прошение о зачислении его в приват-доценты всеобщей истории. Факультет удовлетворил это ходатайство, причем согласно произведенной баллотировке избиратель­ных шаров оказалось 8, неизбирательных - 0. И с 6 марта 1906 г. Советом университета М.В.Бречкевич был допущен к должности приват-доцента всеобщей истории. Вступительная лекция приват-доцента М.В.Бречкевича в университете на тему «О религии балтийских славян» состоялась 29 сентября 1906 г. На курс по истории славян, который читал Бречкевич в осеннем семестре 1906 г., было записано 28 студентов. В дальнейшем число зарегистрированных на лекции Бречкевича студентов колебалось, доходя до 93 человек в весеннем семестре 1911 г., последнем, когда он читал лекции в Юрьевском университете. В разные годы название курса могло уточняться, например, «История славян», «История Польши», «История Чехии», «История балтийских славян», «История балканских славян», «История южных славян». Это разнообразие названий курсов еще раз подчеркивает, что, как было подмечено исследовавшей его вклад в славяноведение Л.П.Лаптевой, «Бречкевич не видит возможности созда­ния некоей общей истории славян и считает, что для «более совер­шенного» научного постижения славянских «ветвей» необходимо изучение истории каждого славянского народа и сопоставление её с развитием остальных славянских народов». Среди студентов М.В.Бречкевича в 1909-1910 гг. был будущий доцент Тартуского университета Август Сильдник. Осенью 1909 г. его лекции по «Истории западной церкви» слушал будущий академик Академии Наук Эстонии профессор Хендрик Сепп Чтение лекций в Юрьевском университете приват-доцент М.В.Бречкевич закончил в весеннем семестре 1911 г., так как летом 1911 г. он получил заграничную командировку, и больше к чтению лекций в Юрьевском университете уже не возвращался. Все это время М.В.Бречкевич продолжает работу над своей магистерской диссертацией, продолжая публиковать её по частям. Так, 17 мая 1910 г. он обращается в историко-филологический факультет с прошением о напечатании в Ученых Записках университета его работы «Очерки и исследования по социальной и государственной истории княжества Сла-вии», которое факультет удовлетворяет. Эта работа под уточненным заглавием, и была напечатана, причем в личном деле М.В.Бречкевича вместе с напечатанной работой сохранилась и рукопись её продолжения, которое в дальнейшем также составит часть его диссертации. Не оставляет он и попыток получить заграничную командировку, чтобы закончить свою магистерскую диссертацию. Еще в 1905 г. он имел возможность съездить в командировку в Берлин. В 1910 г. он ходатайствует о получении для заграничной командировки стипендии Геймбюргера, которую выдавал Юрьевский университет: 5 февраля им подано прошение стипендии, а уже 18 марта — прошение о снятии его кандидатуры на Геймбюргеровскую стипендию. Видимо, к этому времени были получены сведения о том, что может быть реализовано его прошение о заграничной командировке, которое он подавал в министерство. Заграничную командировку на два года М.В.Бречкевич получил с 1 июля 1911 года по июля 1913 года. Во время командировки он работал в архивах Берлина, Штеттина и Парижа, слушал лекции в Берлинском университете и участвовал в историческом семинаре профессора Шеффера. Отчеты о проделанной работе регулярно предоставлялись им в министерство и получали одобрение. В апреле 1913 г. он принял участие в работе Третьего международного исторического конгресса в Лондоне. За период заграничной командировки Бречкевич написал две работы: «Первый поход Отгона I в Италию», которая была приложена им еще к отчету за первый год командировки, и «Грамота папы Иннокентия II от 1140 года Волынскому епископу Адальберту». Последняя содержит подробный анализ грамоты, выданной Иннокентием II первому поморскому епископу; к статье приложен и сам текст грамоты на латыни. Но важнейшим событием этого периода была защита М.В.Бречкевичем 2 мая 1912 г. магистерской диссертации «Введение в социальную историю княжества Славии или Западного Поморья», которая является его главным трудом о поморских славянах и для защиты которой он специально возвращался в Юрьев из заграничной командировки. Прошение приват-доцента М.В.Бречкевича о допущении его к публичной защите диссертации «Введение в социальную историю княжества Славии или Западного Поморья» на степень магистра всеобщей истории рассматривалось факультетом еще 6 сентября 1911 г. Тогда же к профессорам А.Н.Ясинскому и А.А.Васильеву обратились с просьбой дать письменные отзывы о диссертации. Однако осенью 1911 г. профессор Ясинский был назначен директором Педагогического института имени П.Г.Шелапутина в Москве и покинул Юрьев. Только в феврале 1912 г. профессор И.И.Лаппо принял на себя поручение рассмотреть диссертацию Бречкевича. В то же время затягивалось и поступление отзыва профессора А.А.Васильева из-за командировок последнего. Именно профессорам Васильеву и Лаппо и было предложено стать официальными оппонентами магистерской диссертации Бречкевича. Защита диссерта­ции Бречкевича была назначена на 23 апреля 1912 г., однако не состоялась из-за неявки официального оппонента А.А.Васильева. Раздраженный этим декан М.Н.Крашенинников, который в то же самое время находился в переписке с ректором университета по поводу разрешения профессору A.А.Васильеву совместительства, в обращении к ректору на этот раз просил «в ограждение интересов приват-доцента Бречкевича принять зависящие меры к побуждению вышеозначенного профессора ускорить свое возвращение в Юрьев с Афинского конгресса ориенталистов, закончившего свои заседания 1 апреля сего года». Защита М.B.Бречкевичем магистерской диссертации состоялась 2 мая 1912 г., и 11 мая 1912 г. Совет университета утвердил решение факультета. В речи, произнесенной М.В.Бречкевичем перед защитой, диссертант подчеркивал, что при освещении социальной истории Западного Поморья выясняется «несоответствие между показаниями источников, хотя бы и недостаточными, и историческою литературою, которая со времени названных источников разрослась». И автор поставил себе задачу «выяснить, в какой степени достоверны показания источников и все ли в них использовано должным образом», а также «собрать всё, относящееся к данному вопросу, подвергнуть тщательному анализу все показания, сопоставить их и понять их общее значение». Свои основные выводы автор изложил в состоящем из 14 пунктов «Положении к диссертации М.В.Бречкевича: «Введение в социальную историю княжества Славии, или Западного Поморья. Исследование по истории прибалтийских поморян за первые века со времени принятия ими христианства (1128-1278). Юрьев, 1911.» Приведем некоторые из них:
«1. Поморское духовенство, стремившееся к умножению своих имуществ, в деле приобретения деревень нашло в поморских князьях деятельную, почти самоотверженную поддержку и не встретило сопротивления в туземном населении. <...>
3. Известия о владениях и отчуждениях поморских деревень не дают опоры принятому историческою литературою мнению о распространенности славяно-поморского владения населенными имениями. <...> Господствующее в исторической литературе мнение о несвободном состоянии поморского славянства не опирается на источники. Отчуждения множества поморских деревень, упоминаемые грамотами, не доказывают крепостного состояния деревенского населения. <...>
10. Мнение историков о ревностном проповедании и просвещении поморского народа с 1140 года иноземным духовенством не подкрепляется достаточными ссылками на источники. <...>
В деле приобретения деревень князь был орудием в руках церковных учреждений, которым нужны были как владения, так и титул прав на них.
На основании исторической литературы невозможно составить себе правильное и определенное понятие о социальном строе Поморья в XII веке.»
Высказанная в магистерской диссертации «точка зрения Бречкевича относительно свободного положения славян до принятия ими христианства и начала германизации противоречила мнению многих его предшественников по изучению проблемы, главным образом — немецких историков. Не встретила она сочувствия и у современников». Анализируя возникшую по этому вопросу дискуссию, исследовательница творчества Бречкевича Л.П.Лаптева указывает, что «спор между Бречкевичем и сторонниками противоположного мнения по данной проблеме шел по существу не в социальном, а в национально-конфессиональном русле. Немецкие и некоторые другие историки высказывали свои соображения о наличии крепостной зависимости у поморских славян в первую очередь для того, чтобы показать, что немецкое завоевание, не лишив славян «свободы», принесло им «свет христианства» и вообще высокую культуру. Бречкевич же стремился утвердить мысль о немецком завоевании как акте, приведшем, в конечном счете, к закрепощению славян германцами. Таким образом, на выводы обеих сторон влияли априорные, тенденциозные концепции». Тем не менее, Бречкевич сумел собрать в ходе своих исследований много фактического материала, причем отмечается, что в изучении социального строя прибалтийских славян «он показал себя глубоким знатоком актового материала и мастером тонкого источниковедческого анализа». На основании анализа его работ делается также вывод, что «рассуждения Бречкевича свидетельствуют о его весьма трезвом, реалистическом взгляде на прошлое и настоящее славянского мира, взгляде, свободном от романтических иллюзий. Это говорит и о том, как далеко ушли русские слависты позитивистского направления в первой четверти XX столетия от славянофилов..., толковавших об общем славянском мире, якобы противоположном миру романо-германскому». После защиты магистерской диссертации М.В.Бречкевич подает прошение «о зачислении его в состав соискателей премии имени Роберта Геймбюргера в 1912 году за сочинение под заглавием: «Введение в социальную историю княжества Славии или Западного Поморья» (Юрьев, 1911)». Это ходатайство не встретило поддержки на факультете: при баллотировке оно получило 2 положительных и 6 отрицательных шаров, вследствие чего было отклонено как факультетом, так и Советом университета. Как было отмечено выше, в период заграничной командировки М.В.Бречкевича, с отъездом его учителя профессора А.Н.Ясинского, который был профессором истории средних веков Юрьевского университета в 1896-1911 гг., в Москву, на кафедре всеобщей истории освободилась профессура по истории средних веков. Профессор А.Н.Ясинский предло­жил на неё кандидатуру своего ученика М.Ф.Бречкевича. После защиты магистерской диссертации Бречкевич был реальным кандидатом на эту кафедру, однако, тем временем, после решения профессора А.А.Васильева в 1912 г. вернуться в Санкт-Петербург, появилась и вторая вакансия по кафедре всеобщей истории — вакансия на должность профессора новой истории, поэтому в конкурсе одновременно приняли участие как историки, занимавшиеся средневековьем, так и исследователи проблем исто­рии нового времени.
Конкурс на место профессора всеобщей истории Юрьевского уни­верситета в 1912 г. был чрезвычайно напряженным и проходил в острой борьбе, как на факультете, так и в Совете университета. В нем приняли участие доктор всеобщей истории приват-доцент Санкт-Петербургского универ­ситета Е.В.Тарле, магистр всеобщей истории приват-доцент Тартуского университета М.В.Бречкевич и магистр всеобщей истории византинист П.В.Безобразов, а также член-корреспондент Санкт-Петербугской Академии Наук магистр всеобщей истории В.Э.Регель. И на этот раз М. В. Бречкевич не нашел достаточной поддержки на факультете. Ни один из кандидатов не получил во время голосования на факультете необходимого большинства голосов, так что голосование было перенесено в Совет университета, где 7 декабря 1912 года двадцатью голосами «за» и двенадцатью «против» на место профессора всеобщей истории был избран доктор всеобщей истории Е.В.Тарле. В.Э.Регель получил 11 «за» 21 «против». Результаты голосования за остальных кандидатов в архивных материалах не отражены. И Е.В.Тарле, и В.Э.Регель с осени 1913 г. приступили к чтению лекций в Юрьевском университете, тогда как магистр всеобщей истории надворный советник М.В.Бречкевич 23 июня 1913 г. был назначен на должность исправляющего обязанности экстраординарного профессора Казанского университета по кафедре всеобщей истории. В Казани он проработал до 1923 г., и в дальнейшем работал на Украине: с 1923 г. в Днепропетровске в институте народного образования, с 1931 г. в Севастополе в музейном объединении, с 1938 г. в Киевском педагогическом институте, а с 1944 г. по 1950 г. — в Киевском университете, где с 1946 г. возглавлял кафедру истории средних веков. По одним данным, в 1946 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Оборона Малахова кургана в 1854-1855 гг.», материалы для которой собирал, работая в Севастополе, по другим данным его докторская диссертация была отклонена. М.В.Бречкевич прожил долгую жизнь, в ходе которой был свидетелем смены социально-политических эпох, двух мировых войн и других общественных потрясений, которые отразились как на его позиции ученого, так и на оценках, которые выносили его научному творчеству другие исследователи. Все они сходятся во мнении, что именно юрьевский период творчества М.В.Бречкевича и созданные им тогда работы по социальной истории поморских славян представляют собой наиболее ценную часть его вклада в историческую науку. Умер в Киеве 23 августа 1963 года. Литература: Tartu ulikooli ajalugu. Tallinn: Eesti Raamat, 1982. Kd. 2. 1798-1918. Lk 278-279; Биографический словарь профессоров и преподавателей Юрьевского (бывше­го Дерптского) университета за сто лет его существования (1802-1902). Под редакцией Г.В.Левицкого. Том 2. Юрьев, 1903. Страница 401; Бречкевич М.В. Святополк, князь Поморский // Сборник Учено — литера­турная) общества при Императорском Юрьевском Университете. Том V. 1902. Cтраницы 123-154; Бречкевич М.В. Первые поморские монастыри. Очерк из истории Балтийского Поморья в XII в. Юрьев, 1905. 47 страниц; Васильев А.А. [Ред.] М. Бречкевич. Первые поморские монастыри. Очерк из истории Балтийского Поморья в XII в. Юрьев. 1905, 47 стр. 8° (с приложением карты.) // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть IV. 1906. Июль. Cтраницы 175-179; М.Бречкевич. Первые поморские монастыри. Cтраница 47; Москаленко А. Е. М. В. Бречкевич (1870-1963) и его работы по истории поморских славян // Славянский сборник / Под. ред А. И. Озолина. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972. Страница 104; Бречкевич М.В. Первый поход короля Отгона I в Италию // Ученые записки Императорского Юрьевского университета. 1913. № 3, н. отд. Страницы 1-25; Бречкевич М. В. Грамота папы Иннокентия II от 1140 года Волынскому епископу Адальберту // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Ч. XLIII. 1913. Январь. Cтраницы 1-22. Бречкевич М.В. Введение в социальную историю княжества Славии, или Западного Поморья. Исследование по истории прибалтийских поморян за первые века со времени принятия ими христианства (1128-1278). Юрьев: К.Маттисен, 1911. VI, 267 страниц; Dubjeva, L. Anton Nikitic Jasinskij als Professor fur Allgemeine Geschichte an der Universitat Jur'ev (Dorpat/Tartu) 1896-1911 // Estland und Russland. Aspekte der Beziehungen beider Lander. Olaf Mertelsmann (Hg.). Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2005. S. 122, 126. (Hamburger Beitrage zur Geschichte des ostlichen Europa; Bd. 11.); Обсуждение вопроса о разрешении профессору А.А.Васильеву преподавать кроме Юрьевского также и в Санкт-Петербургском университете рассмотрено в статье: Дубьева Л.В. Профессор всеобщей истории Юрьевского университета в 1904-1912 гг. А.А.Васильев // Биографика. I. Русские деятели в Эстонии XX века / Составитель и ответственный редактор профессор С.Исаков. Тарту: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2005. Страницы 87-88, 90-96; Бречкевич М.В. Речь, произнесенная 2 мая 1912 г. в публичном заседании историко-филологического факультета Императорского Юрьевского универси­тета перед защитой магистерской диссертации «Введение в социальную историю княжества Славии, или Западного Поморья». Юрьев, 1911. // Ученые записки Императорского Юрьевского университета. 1912. № 8, оф. отд. Страницы 3-4; Очерки истории исторической науки в СССР. Том III. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1963. Страница 511; Рудь М. О. 3 icTopii' слав1стики в Китвському ун1верситет1. М.В.Бречкевич (1870-1963) // В1сник Кшвського Ушверситету. 1стор1я. 1995. Вип. 33. С. 41. По другим данным М. В. Бречкевич возглавлял кафедру истории Киевского университета с 1944 г.; Шевченко Л.В. Бречкевич Митрофан Васильович // 1сторичний факультет Кшвського нацюнального ушверситету iMeHi Тараса Шевченка: минуле й сьогодення (1834-2004 pp.) / За ред. Г. Д. Казьмирчука. Кшв, 2004. С. 161. В этой статье неверно указано, что М.В.Бречкевич был избран профессором в 1912 г. и с этого же года работал в Казанском университете; Бшан Ю.Я. Профессор М.В.Бречкевич // За радянсьш кадри. 1947. 1 травня. № 16 (55); Iсторiя Кшвсь-кого ушверситету. Кш'в: Видавницгво Кипзського ушверситету, 1958. Страница 531; Л.В.Дубьева. Историческая наука в Тартуском университете в конце XIX – начале XX века. (Диссертация) Тарту. 2006 ISBN 9949–11–408–X (PDF). Книги: Бречкевич М.В. Первые Поморские монастыри. Очерк из истории Балтийского Поморья в XII в. — Юрьев: Типография Эд.Бергмана, 1905.— 49 страниц; Бречкевич М.В. Святополк, князь Поморский. — Юрьев: Типография К.Маттисена, 1902.— 34 страницы.

gustav fridrich2 (521x700, 124Kb)
1871
Густав Фридрих (Gustav Friedrich)
чешский историк и палеограф. Родился в городке Подебради, ныне Чехия. Занимался у Ярослава голла (чешское имя - Jaroslav Goll) и Йозефа Эльмера (чешское имя - Josef Emler). Окончил Institut fьr Цsterreichische Geschichtsforschung. С 1898 г. – доцент, с 1904 г. – профессор вспомогательной исторической дисциплин философского факультета Карлова университета в Праге. Директор Государственной Архивной школы. Основал издательство «Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae» с целью издать рукописи чешской истории до 1310 года. Автор немецких словарей, пособий для дипломатику и хронологию. В 1920 был членом комиссии, которая по указанию Революционного Народного Собрания занималась созданием государственной символики нарождающегося государства, а её проекты были включены в текст конституции Чехословакии действующей от 29 февраля 1920 года. Густав Фридрих в этой комиссии предложил Знак Подкарпатской Руси, который используется в Закарпатской области Украины. Автор источниковедческих работ по истории средневековой Чехии, издатель средневековых документов (в том числе «Godex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae», тома 1-4). Умер в Праге 19 ноября 1943 года. Сочинения: Uebnб kniha palaeografie latinskй, Praha, 1898; O zaklбdaci listin kapituly litomickй, Praha, 1901; O neznбmй listinй krбle Vбclava I, pro klбter Ostrovskэ, Praha, 1943.

 (699x466, 138Kb)
1877
Генрих Отто Виланд (Heinrich Otto Wieland)
немецкий химик-органик и биохимик, нобелевский лауреат по химии 1927. Родился в Пфорцхейме (Германия), в семье фармацевта Теодора В.Виланда и Элизы Блум. Получив среднее образование в местной школе, он изучал химию в университетах Мюнхена, Берлина и Штутгарта. В 1901 в Мюнхенском университете ему была присуждена докторская степень, затем он работал лектором, а в 1909 стал адъюнкт-профессором. Четыре года спустя был назначен профессором Мюнхенского технического университета. Во время Первой мировой войны, с 1917 по 1918 работал у Ф.Габера (Нобелевская премия, 1918) в Институте физической химии и электрохимии кайзера Вильгельма в Берлине, где принимал участие в создании химического оружия. После войны вернулся в Мюнхенский технический университет на свою прежнюю должность, которую занимал до 1921, после чего в течение трех лет работал во Фрейбургском университете. С 1924 Виланд вновь в Мюнхенском техническом университете, но теперь уже в должности заведующего кафедрой органической химии и директора лаборатории имени Адольфа Байера (Нобелевский лауреат, 1905). Этот пост он занимал вплоть до ухода в отставку в 1950. Сначала Виланд изучал химию органических соединений азота, особенно механизм присоединения оксидов азота к углерод-углеродной двойной связи и нитрования ароматических углеводородов, затем последовательность происходящих реакций и промежуточные соединения, возникающие при синтезе гремучей кислоты из этанола, азотной кислоты и ртути. Анализ цветной реакции тетрафенилгидразина привел его к открытию свободных радикалов азота. Виланд и его коллеги опубликовали более 90 статей, посвященных исследованиям азотистых соединений. Опираясь на исследования, проводимые его предшественниками в течение десятилетий, Виланд создал теорию дегидрирования (1912), основанную на активации водорода. Он объяснял окисление многих органических и неорганических соединений как дегидрирование (например, удаление атомов водорода из фосфористой и муравьиной кислот или образование серной кислоты из диоксида серы). Объединил предметы органической химии и биохимии, указав, что окисление в живых клетках часто происходит именно так – под действием ферментов дегидрогеназ. Главная тема его исследований ученого, которой он заинтересовался в 1912 году, связана с химией жёлчных кислот. В 1775 Ж.Л.Конради (J.L.Conradi) открыл в желчных камнях вещество, названное в 1824 Мишелем Эженом Шеврёлем (Michel Eugène Chevreul, 1786–1889) холестерином. В 1806 Луи Жак Тенар (Louis Jacques Thénard, 1777–1857) выделил из жёлчи первую из жёлчных кислот – «холеиновую кислоту», а Леопольд Гмелин (Leopold Gmelin, 1788–1853) и Фридрих Тидеман (Friedrich Tiedemann, 1781–1861) следующую – «холевую кислоту».
4 июня 1877 года родился — Генрих Отто Виландpost-13108-130715372129 (700x692, 436Kb)
Строение холестерина, холевой кислоты и ряда других производных этого ряда оставалось неизвестным. Лишенный возможности применить такие современные технологии научного исследования, как спектрометрия, хроматография и рентгеноструктурный анализ, Виланд предпринял то, что он позднее описал как «долгий и невыразимо изнуряющий переход через бесплодную пустыню структуры». Обнаруженный им факт, что холевая, дезоксихолевая и литохолевая кислоты могут быть превращены в холановую кислоту, указывал, что эти жёлчные кислоты обладают одинаковым углеродным каркасом и отличаются друг от друга только числом присоединенных гидроксильных (-ОН) групп. Приблизительно в то же время А.Виндаус (Нобелевская премия, 1928) превратил холестерин в холановую кислоту, доказав таким образом тесную структурную связь между жёлчными кислотами и холестерином. Группа ученых под руководством Виланда сделала следующий шаг – расщепление жёлчных кислот, что оказалось хорошим приемом, но не привело к убедительным результатам относительно размеров углеродных колец в изучаемых молекулах. Вскоре, в 1932, английские химики Отто (Зигмунд) Розенхейм (Otto, Sigmund Rosenheim, 1871–1955) и Гарольд Кинг (Harold King, 1887–1956) с помощью рентгеновской кристаллографии показали, что все эти вещества являются стероидами (природными органическими соединениями со структурой, состоящей из четырех конденсированных углеродных колец). Виланд отметил также, что жёлчные кислоты соединяются с жирами и углеводами с образованием коллоидного раствора в воде, и, следовательно, их физиологическая функция заключается в переводе пищевых жиров в водную среду. В 1927 Виланду была присуждена Нобелевская премия «за исследования жёлчных кислот и строения многих сходных веществ». Впоследствии он установил структурные формулы и холестерина, и холевой кислоты. Далее Виланд занимался изучением химии веществ, встречающихся в природе: морфина и стрихнина, алкалоидов кураре и лобелии, ядовитых циклопептидов – фаллоидина и аманитина, выделяемых из бледной поганки, яда лягушки – буфотолина и пигментов крыла бабочки (птеринов). Он сумел достичь многого, а охват интересовавших его тем был чрезвычайно широк. Любил рисовать и музицировать и нередко принимал участие в домашних музыкальных представлениях. Прославившийся своими энциклопедическими знаниями в области химии, он в течение 20 лет был редактором всемирно известного журнала «Liebig's Annalen der Chemie». В годы фашизма вел себя мужественно, не скрывая своих антинацистских взглядов и покровительствуя лицам неарийского (как тогда говорили) происхождения. Когда в 1944 несколько его студентов были отданы под суд по обвинению в государственной измене, Виланд дал на процессе показания в их защиту. В 1908 Виланд женился на Жозефине Бартманн (Josephine Bartmann). У них было три сына (один из них, Герман Теодор Феликс Виланд, определил точную структуру фаллоидина) и дочь, которая вышла замуж за Нобелевского лауреата по физиологии или медицине за 1964 Феодора Линена (Feodor Lynen, 1911–1979). Умер в Штарнберге (ФРГ) 5 августа 1957 года. Работы: Практические работы по органической химии / Перевод с немецкого 3-е русское издание (с Л.Гаттерманом). Ленинград, 1930; Ленинград, 1932; Ленинград, 1948; Zeitschrift fur Angewandte Chemie und Zentralblate fur Technische Chemie. 1929. Bd. 42. S. 421–424; Recent researches on biological oxidation // J.Chem. Soc. 1931. P. 1055–1064; On the Mechanism of Oxidation. New Haven, Connecticut, 1932.

Verkhovskiy_YN (522x700, 260Kb)
1878
Юрий Никандрович Верховский
русский поэт, переводчик, историк литературы; член немногочисленной группы «классического символизма». Родился в селе Гришнево Духовщинского уезда Смоленской губернии. Сын присяжного поверенного. Детство и юность провёл в Смоленске, где получил домашнее начальное образование, а затем учился в классической гимназии. В 1898 окончил IV Ларинскую гимназию в Санкт-Петербурге, в 1902 — романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета; кандидатскую работу по вульгарно-латинской поэзии писал под руководством А.Н.Веселовского. Был оставлен при университете, читал лекции по всеобщей и русской литературе в различных учебных заведениях. После смерти Веселовского сосредоточил научные интересы на русской литературе, главным образом пушкинской эпохи. Печататься как поэт начал в 1899. В 1911—1915 преподавал на кафедре западноевропейских литератур Высших женских курсов в Тифлисе, публиковал статьи по русской литературе в газете «Кавказское слово». В 1918—1921 состоял профессором Пермского университета по кафедре новой русской литературы. С 1924 г. жил в Москве. В 1930-е годы — преподаватель литературных курсов Москпрофобра, член-корреспондент ГАХН (1925—1930). Умер в Москве 23 сентября 1956 года. Стихотворения: Разные стихотворения. — Москва: Скорпион, 1908. — 116 страниц; Идилии и элегии. — Санкт-Петербург: Оры, 1910. — 80 страниц; Стихотворения. Том 1: Сельские эпиграммы. Идилии. Элегии. — Москва: Мусагет, 1917. — 246 страниц; Солнце в заточении: Стихотворения. — Петроград.: Мысль, 1922. — 96 страниц; Будет так. — Свердловск: Свердлгиз, 1943. — 32 страницы; Струны: Собрание сочинений / Составление, подготовка текста, статья и комментарии В.Калмыковой. — Москва: Водолей Publishers, 2008. — 928 страниц. (Серия «Серебряный век. Паралипоменон»). Переводы: Боккаччо Дж. Фьезоланские нимфы / Перевод Ю.Н.Верховского; редакция и статья А.К.Дживелегова. — Москва: Academia, 1934; Бальзак Оноре де. Евгения Гранде / Перевод Ю.Верховского; прим. Е.Ф.Корша. — Москва: Гослитиздат, 1935; Поэты Возрождения / Перевод Ю.Н.Верховского. — Москва: ГИХЛ, 1948. 2-е издание. — 1955. Литературоведение: Е.А.Боратынский: Материалы к его биографии. Из Татевского архива Рачинских / С введением и примечаниями Ю.Н.Верховского. — Петроград.: Типография Императорской академии наук, 1916. — IV + XXXIII + [1] + 152 страницы; Поэты пушкинской поры / Редакция и вступительная статья Ю.Н.Верховского. — Москва: Издательство М. и С.Сабашниковых, 1919. — 364 страницы; Барон Дельвиг. Материалы биографические и литературные. — Петроград: Издательство А.С.Кагана, 1922; Поэты-декабристы: Сборник / Под редакцией, со вступительной статьёй и примечаниями Ю.Н.Верховского. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1926.

Матиясевич Михаил Степанович (589x700, 128Kb)
1878
Михаил Степанович Матиясевич
российский и советский военачальник, командарм, участник 1-й мировой войны. Родился в Смоленске, в семье офицера. Из дворян Смоленской губернии. Окончил Ярославский кадетский корпус (1900) и Одесское пехотное юнкерское училище (1902). В 1904 году, с началом Русско-японской войны, в чине поручика добровольно убыл на театр военных действий в составе 220-го пехотного Епифанского полка. «В битве под Ляояном его тяжело ранили: была пробита насквозь грудь, перебиты обе руки, контужена голова. Никто из врачей не верил, что молоденький офицер выживет. По особому распоряжению Николая II после длительного лечения он был откомандирован курсовым офицером в Виленское военное училище: для назидания молодому поколению как образец чести, храбрости, героизма, стойкости и выдержки русского офицера.» За этот бой под Ляояном на реке Шахэ он был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За Храбрость». На 1 января 1909 года — штабс-капитан 3-й пехотного Нарвского генерал-фельдмаршала князя Михаила Голицына полка в своём родном городе в Смоленске. В 1911—1915 годах вновь в Виленском военном училище в должности курсового офицера училища. В 1914 году — капитан. В Первую мировую войну после 14 декабря 1914 года опять по личному желанию убыл в действующую армию. С 1915 года командовал ротой и батальоном на Западном и Северном фронтах. Был четырежды ранен. Полковник (приказ июль 1916). В 1917 году командовал 717-м пехотным Сандомирским полком (4-й очереди; 180-я пехотная дивизия, 34-й армейский корпус, 5-я армия, Северный фронт). В дни Октябрьской революции он был единогласно избран командиром этого полка. В феврале 1918 года демобилизован и, по-видимому, по идейным соображениям, в апреле 1918 года добровольно вступил в РККА. В Красной Армии последовательно занимал должности: помощник военрука и военрук Витебского отряда Западного участка завесы (апрель—июль 1918 г.), формировал и возглавлял 1-й Смоленский полк, бригаду и дивизию. 12 июля-20 сентября 1918 г. — начальник 1-й Смоленской пехотной дивизии. 21 сентября —14 ноября 1918 г. — командующий Правой группой 5-й армии под Казанью, 14 ноября 1918—04.1919 г. — начальник 26-й стрелковой дивизии. С 1 июля 1919 — командующий 7-й армией, отстоявшей Петроград от Северо-Западной армии Юденича. Затем переброшен на Восточный фронт РККА и 7 октября 1919 года назначен командующим 3-й армией, преследовавшей отступавшие войска Колчака. После взятия Омска 3-я армия была расформирована (30-я и 51-я стр. дивизии переданы в состав 5-й армии). С 8 февраля 1920 г. по 29 августа 1921 г. — командующий 5-й армией, разбившей остатки войск Колчака, а также Азиатскую дивизию Унгерна. В результате конфликта с членом РВС армии Грюнштейном был удалён из действующей армии. С ноября 1921 года — начальник Казанской военной школы, в 1922 году переведённой в Киев. В феврале 1922 — апреле 1924 — начальник Объединённой школы имени С.С.Каменева в Киеве. С начала 1924 года в отставке по болезни (персональный пенсионер). В 1925 году он подавал в ГУВУЗ рапорт о возвращении на службу, но получил отказ. В 1926—1930 годах читал лекции в Киевском институте народного образования и других вузах Киева, работал в Осоавиахиме. В 1929 году окончил Курсы совершенствования Высшего комсостава. В январе 1931 года был арестован по делу «Весна». Вину по обвинению в контрреволюционном заговоре не признал. Приговорён к 10 годам ИТЛ. Через 2 года освобождён. В 1937 году вновь арестован по прежнему обвинению. В 1940 году освобождён «за отсутствием состава преступления». Умер в Киеве за месяц до его занятия немцами 5 августа 1941 года. Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева. М.С.Матиясевич во время своей жизни не получил заслуженного признания и был необоснованно репрессирован. В межвоенное время Любимов, его бывший Наштарм 5, писал по поводу несостоявшегося его награждения орденом Красного Знамени: «Вы только один заслужили орден, а получили его все, кроме Вас.» В офицерской семье М.С.Матиясевича вполне закономерно все пять сыновей стали кадровыми офицерами. Один из них — погиб на фронте в Великую Отечественную войну, другой — подводник Алексей Михайлович Матиясевич — в чём-то повторил судьбу своего отца. В октябре 1942 года был представлен к званию Героя Советского Союза, но до конца своих дней оставался непризнанным героем Великой Отечественной войны. Тем не менее, Героем он всё же стал — 29 ноября 1995 г., спустя 10 месяцев после своей кончины. Библиография: Советская военная энциклопедия / под редакцией Н.В.Огаркова. — Москва: Воениздат, 1978. — Том 5. — 686 страниц. — (в 8-ми томах. — 105 000 экземпляров; Общий список офицерским чинам русской императорской армии. Составлен по 1-е января 1909. Санкт-Петербург. 1909. страница 187; Памятные книжки Виленской губернии на 1913 г. и 1915 г.; Календари «Вся Вильна». 1912 г. (страница 15), 1914 г. (страница 165); В.И.Шайдицкий. «На службе Отечества». Сан-Франциско. 1963. страница 204; Е.Тарасов. Командарм М.С.Матиясевич. //ВИЖ. 1969. № 2; Директивы командования фронтов Красной Армии (1917—1922 гг.). том 2. Воениздат. 1972; Гражданская война и военная интервенция в СССР. Москва. 1983; Я.Тинченко. Голгофа русского офицерства в СССР 1930—1931 годы. Москва. 2000; А.М.Матиясевич. «В глубинах Балтики. 21 подводная победа». Москва. Яуза, Эксмо. 2007. ISBN 978-5-699-23856-9

Татьяна Алексеевна Перттунен  (601x700, 220Kb)
1880
Татьяна Алексеевна Перттунен
сказительница, продолжательница рунопевческих традиций рода Перттуненых, автор новых произведений на фольклорной основе. Родилась в деревне Ладвозеро. Муж Т.Перттунен был правнуком знаменитого певца рун Архипа Перттунена, Татьяна Алексеевна — внучатая племянница Михаила Перттунена. Фольклорную традицию Татьяна Алексеевна переняла от Мийхкали Симана. От нее записано (включая варианты) около 30 эпических песен. Наряду с сохранением традиционного эпоса слагала и новые песни на основе старых традиций. Т.А. Перттунен участвовала в Ухтинской конференции сказителей в 1941 году, принимала участие в юбилее «Калевалы» (1949 г.). В послевоенные годы традиционный фольклор в на севере Карелии не только широко бытовал, но и развивался.
ТатьянаПерттунен  (700x608, 151Kb)
Т.А.Перттунен, как и многие носители фольклора, принимала участие в общественной деятельности – её приглашали в школы, детские сады, где дети могли услышать руны и сказки в оригинальном исполнении. Умерла в селе Ухта района Калевалы 11 апреля 1963 года. Сочингения: Laulu uudesta sammosta. Runoja, Petroskoi, 1959, и в сборнике: Карельские эпические песни. [Предисловие, подготовка текстов и коммент. В.Я.Евсеева], Москва — Ленинград, 1950.

John Bauer (621x700, 153Kb)
1882
Йон Бауэр (шведское имя - John Bauer)
шведский художник и иллюстратор. Родился в городе Йёнчёпинг в южной Швеции. В юные годы он жил в доме на Эстра Торьет (Восточная площадь), деля со своими двумя старшими братьями и сестрой, впоследствии погибшей в 13-летнем возрасте, комнату на втором этаже, над мясной лавкой отца. С детства Бауэр любил проводить время за рисованием, поначалу ограничиваясь небольшими рисунками и набросками. В шестнадцать он отправился в Стокгольм учиться живописи в художественной школе Althins, а двумя годами позже поступил в Шведскую королевскую академию изящных искусств. К этому времени он уже получал заказы на иллюстрации. В его ранних работах ясно просматривается влияние таких художников, как Альберт Энгстрём и Карл Ларссон. Вдохновение Йон черпал в путешествиях по родной земле. Однажды он на целый месяц отправился в горный поход, вместе с камерой на плече и блокнотом в руках. У него был заказ проиллюстрировать дорогое книжное издание о Лапландии. В академии Йон встретил свою будущую супругу Эстер Эллквист. После свадьбы они вместе отправились в экскурсионную поездку по южной Германии и Италии, которая продолжалась с 1908 по 1910 гг.,. Неповторимые пейзажи Тосканы и работы старых мастеров покорили юных художников, и на два года они поселились в небольшой вилле к северу от Вольтерры. Знакомство с ранним итальянским возрождением оказало глубокое воздействие на творчество Бауэра. Потом супруги вернулись в родную Швецию. На всю страну Бауэр прославился благодаря работе над альманахом шведских сказок «Среди эльфов и троллей» (Bland tomtar och troll), выходившим каждый год под Рождество. Книгу он иллюстрировал в период между 1907 и 1915 годами. Однако несмотря на то, что о художнике заговорила вся Швеция, вскоре он отказался продолжать работу над альманахом. Наступило время творческих поисков и сомнений. Йон впадает в депрессию, начинает сомневаться в своих способностях, ищет себя в других сферах. Этот период отмечен созданием монументальных фресок, сказочных детских пьес и даже либретто для балета «Горный король» (швед. «Bergakungen»). Брак также дает трещину, пара задумывается о разводе, начинается Первая мировая война, и мир рушится на глазах… При помощи отца 36-летний Бауэр строит новый дом в Стокгольме, куда семья собирается перебраться, чтобы начать новую жизнь. Не доверяя поездам, в Стокгольм члены семьи отправляются на пароме через родное озеро Веттерн. К сожалению, в это время на небольшом и всегда спокойном озере разыгралась настоящая буря, которая потопила небольшой пароход. Никто не выжил в той катастрофе 20 ноября 1918 года, в том числе и всё семейство Бауэров - Йон, Эстер и их трёхлетний сын Бенгт, звавшийся также Путте. Местные жители верят, что тролли так полюбили Йона, что не отпустили его со своей земли. "В правильно нарисованном лесу все примерно одного и того же цвета - мох, стволы деревьев и ветки елей, все - какое-то мягкое и серьёзное, а иногда в лесной чаще мелькает что-то серое и бурое, и зеленое, но зелени очень мало. Если хочешь, сажаешь, например, в лес принцессу. Она всегда в белом и очень маленькая, и у неё длинные золотистые волосы. Её лучше поместить в самом сердце лесной чащи или в золотом сечении. Когда Йон Бауэр умер, принцессы стали современными и любого цвета, какого только захочешь. Они стали просто обыкновенными, пышно разодетыми девочками..." Туве Янссон - "Дочь скульптора".
«Я все больше и больше убеждаюсь, что учиться нужно у самых старых и самых примитивных художников, если хочешь стать художником сам...", - говорил Бауэр.
Его работы - одновременно фантастичны и документальны: топоры и обмундирование скопированы с образцов Бронзового Века и Средневековья, а костюмы троллей – с одежды лапландцев, с которыми он кочевал, получив заказ на иллюстрации к книге о Лапландии. Бродя в одиночестве по скандинавским лесам с этюдником в руках, спускаясь на каноэ по лесным рекам, Бауэр приближался к своей сказочной стране. «Лес постоянно питает воображение», - он изучал лес и учился у него. В этюднике были детально прорисованные листья и ветви, камни и растения. Боготворя природу, Йон через искусство пытался показать ее волшебный мир. Постепенно он совершенствовал, упрощал и идеализировал свой сказочный лес. На его картинах царит безмятежный покой, переходящий в категорию вечности, где нет понятий добра и зла. Поэтому даже тролли, уродливые и безобразные, выглядят совсем беззлобно. Они просто другие, - говорит нам художник.

 (540x699, 87Kb)
1882
Фёдор Фёдорович Комиссаржевский
российский театральный режиссёр, педагог, теоретик театра, художник и переводчик. Сын оперного певца Ф.П.Комиссаржевского, брат В.Ф.Комиссаржевской. Основатель театра имени В.Ф.Комиссаржевской, который работал в 1914-1919 и 1923-1925 годах. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, с 1939 года жил и работал в США. Фёдор Фёдорович Комиссаржевский родился в Венеции. Его отец, известный певец Ф.П.Комиссаржевский, в своё время тайно обвенчался в Царском Селе с дочерью командира Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери: Вера, Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Ф.П.Комиссаржевский познакомился с литовской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке и родился Фёдор Фёдорович. Он получил архитектурное образование. Входил в число пайщиков Драматического театр В.Ф.Комиссаржевской, который открылся 28 сентября 1904 года в здании Санкт-Петербургского «Пассажа» спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г.Ибсена, А.П.Чехова и А.Н.Островского. С 1904—1909 годы Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, для которого перевёл пьесы Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна и Карло Гольдони. Поставил на сцене пьесы «Бесовское действо» А.М.Ремизова (1907), «Чёрные маски» Л.Н.Андреева (1908, совместно с А.П.Зоновым), «Праматерь» Ф.Грильпарцера (1909, оформление А.Н.Бенуа) и «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони (1909). Режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма. В 1909 году вместе с Н.Н.Евреиновым организовал театральное кабаре под названием «Веселый театр для пожилых детей». В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли «Фауст» Гёте и «Идиот» Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и системы К. С. Станиславского. Был режиссёром Театра К.Н.Незлобина, в труппе которого иногда играла его сестра, поставил спектакли «Мещанин во дворянстве» Мольера (1911), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского (1910), «Принцесса Турандот» К.Гоцци (1912) и «Идиот» по Достоевскому (1913). На сцене Малого театра поставил спектакль «Лекарь поневоле» Мольера (1913). Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были Игорь Ильинский и Михаил Жаров. На основе школы-студии, в 1914 году вырос театр имени В.Ф.Комиссаржевской, в репертуар которого вошёл «Скверный анекдот» по Достоевскому (1915). После революции был оперным режиссёром, работал в Большом театре и оперном театре Зимина. Ставил оперы «Евгений Онегин» и «Князь Игорь». В 1918 году вместе с В.М.Бебутовым организовал Театр-студию ХПСРО, в котором ставились как драматические, так и оперные спектакли. Здесь Комиссаржевский поставил, в частности, «Похищение из сераля» В.А.Моцарта и «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха; большой удачей режиссёра стала постановка «Бури» У.Шекспира (совместно с Бебутовым). У Ф.Ф.Комиссаржевского было много жён, но официальных, по некоторым сведениям, всего три. Первой женой была молодая актриса Елена Комиссаржевская (урождённая Акопян, 1895-1981), впоследствии жена основателя «Летучей мыши» Н.Ф.Балиева и артистка труппы «Le Thйвtre de la Chauve-Souris». В 1919 году эмигрировал в Лондон. Уже в июне 1919 года представил оперные сезоны, с оперным тенором Владимиром Розингом и дирижёром Адрианом Боултом. Преподавал в Королевской академии драматического искусства. Среди его студентов были многие известные актёры: Джон Гилгуд, Чарльз Лоутон, Доналд Волфит, Кристофер Пламмер, и будущая жена, оскароносная английская актриса Пегги Эшкрофт. С 1925 по 1936 годы ставил в английском театре пьесы Антона Павловича Чехова: «Иванов» (1925), «Дядя Ваня» (1926), «Три сестры» (1926) и «Чайка» (1936). В 1936 году поставил «Короля Лира» Шекспира в Royal Shakespeare Theatre в Стратфорд-на-Эйвоне (1936). Часто свои спектакли оформлял сам, изучал историю костюма. С 1923 по 1924 год поставил на сцене Театра Елисейских полей спектакли: «Дорога в Лувр» А.Милна (на английском языке), «Клуб мандариновых уток» А. Дювернуа и П.Фортуни, «Дуэнья» Р. Шеридана. Был приглашен режиссёром Английского театра. В 1925 году открыл свой частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». В 1931 году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для «Пиковой дамы» А. Пушкина, спектакль был поставлен на сцене театра «Madeleine» французским составом труппы Н.Балиева «Le Thйвtre de la Chauve-Souris». После начала Второй мировой войны Комиссаржевский переехал в США. Работал в театрах, поставил «Преступление и наказание» Ф.Достоевского (1947) и оперу «Воццек» А.Берга (1952). Умер в городе Дариен ( США) 16 апреля 1954 года. Фёдор Комиссаржевский первым браком был женат на русской актрисе Е.А.Балиевой (1895-1981), английской актрисе Пегги Эшкрофт и Эрнестин Стоделл (Ernestine Stodelle, 1912—2008) известной танцовщице балета модерн. Через два года после смерти Фёдора, 1956 году Эрнестин Стоделл вышла замуж за известного литературного критика Джона Чэмберлена (John R. Chamberlain), вдовца, у которого были дочери Элизабет (Elizabeth Huss) и Маргарет (Margaret Davis), которая брала уроки в студии Стоделл и познакомила их. Владимир Комиссаржевский — сын Елены Акопян и Фёдора Комиссаржевского; Таня Метакса (Tanya K. Metaksa), 1936 года рождения — дочь Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Кристофер Комиссаржевский — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Бенедикт Комиссаржевский, 1947 года рождения — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского; Джон Чэмберлен-мл. (John Chamberlain Jr.) — сын Эрнестин Стоделл и Джона Чэмберлена; Элизабет Чэмберлен — Хасс (Elizabeth Chamberlain — Huss); Маргарет Чэмберлен — Дэвис (Margaret Chamberlain — Davis). Через 57 лет после смерти Комиссаржевского, 13 октября 2011 тридцатилетний приёмный сын Бенедикта (сына режиссёра), Джошуа, решением суда присяжных штата Коннектикут был признан виновным в зверских убийствах. 9 декабря 2011 года суд присяжных рекомендовал приговорить Джошуа к смертной казни. Постановки в Театре Комиссаржевской: 1914 — «Дмитрий Донской» В.А.Озерова (совместно с В.Г.Сахновским); 1914 — «Гимн Рождеству» по Ч.Диккенсу; 1915 — «Скверный анекдот» по Достоевскому; 1915 — «Каждый человек» (моралите XV века); 1915 — «Ночные пляски» Ф.К.Сологуба (с А.П.Зоновым); 1915 — «Выбор невесты» Э.Т.А.Гофмана (с Сахновским); 1915 — «Проклятый принц» А.М.Ремизова (с Зоновым); 1916 — «Майская ночь» по Н.В.Гоголю (с А.П.Зоновым); 1916 — «Электра» Г.Гофмансталя; 1917 — «Лизистрата» Аристофана; 1917 — «Пан» Ван Лерберга (с Сахновским). Сочинения: 1910 — Федор Комиссаржевский. «История костюма» = уникальные материалы по истории костюма с древнейших времен до конца 19-го века. — Санкт-петербург, 1910; 1916 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Театральные прелюдии». — Москва: «типо-литография Коркина», 1916; 1916 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Творчество актера и теория Станиславского». — 1916; 1929 — Theodore Komisarjevsky. «Myself and the theatre» = Мемуары. Дневники. Письма. — Лондон, 1929; 1931 — Theodore Komisarjevsky. «Costume of the theatre». — Лондон, 1931; 1935 — Theodore Komisarjevsky. «The theatre and a changing civilisation». — Лондон, 1935; 1999 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Я и Театр» = Мемуары. Дневники. Письма (Переписка Ф.Ф.Комиссаржевского) / Перевод И.Л.Алпатовой. — Москва: Искусство, 1999. — 278 страниц. — ISBN 5-210-01355-3; 2000 — Поль Фор. Поль Мари Верлен. Морис Метерлинк. Шарль Ван Лерберг. Антонен Арто. «Французский символизм. Драматургия и театр» = «Le symbolisme francais: La dramaturgie et le theatre» / Составитель: Вадим Максимов. Перевод: Федор Комиссаржевский.. — Москваа: Ars Pura. Французская коллекция, 2000. — 480 страниц — 4 000 экземпляров. — ISBN 5-93762-002-X; 2000 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «Письмо Ф.Ф.Комиссаржевского правлению художественно-просветительного союза рабочих организаций (сезон 1918/1919 г.)» = «Оперная режиссура: история и современность» (Сборник статей и публикаций). — М.: РИИИ, 2000. — Страницы 118-120. — 480 страниц — (Антология). — 250 экземпляров. — ISBN 5-86845-035-3; 2005 — Ф.Ф.Комиссаржевский. «История костюма». — Москваа: Астрель, АСТ, 2005. — 336 страниц — 10 000 экземпляров. — ISBN 5-17-018578-2; 2009 — Горестный эпистолярий. Письма Ф.Ф.Комиссаржевского В.Г.Сахновскому, О.Д.Каменевой, А.В.Луначарскому и др. 1915—1919. Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2009. Страницы 324—351. ISBN 978-5-91674-027-1; Канва судьбы. Ф.Ф.Комиссаржевский. Автобиография. Приложение: Письма Ф.Ф.Комиссаржевского К.С.Станиславскому (1910–1915) / Публикации, вступительная статья и комментарии М.В.Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: Индрик, 2014. Выпуск 5. Страницы 792–820. Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия» и «Маски». Автор статей в Британской энциклопедии. Некоторое время жил в доме № 8 по Настасьинскому переулку. Здесь же, в особняке конца XIX века (№ 5, стр. 1) находился возникший из студии театр имени В.Ф.Комиссаржевской, которым он руководил. Литература: 1928 — Крыжицкий Г. «Режиссерские портреты». — Москва-Ленинград, 1928; 1961 — Ильинский И. «Сам о себе». — Ленинград, 1961; 1976 — Любомудров М. «Ф.Ф.Комиссаржевский – режиссер и теоретик сцены» = У истоков режиссуры. — 1976; 1979 — Richard E.Menneen. «Theodor Komisarjievsky's Production of The Merchant of Venict». — Theatre Journal. — The Johns Hopkins University Press, 1979. — Страница 386; 1991 — Бартошевич А. «Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир» // Московский наблюдатель. — 1991. — Выпуск 11; 1997 — Иванов В.В. Федор Федорович Комиссаржевский // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. Москва: РОССПЭН, 1997. Страницы 299—301; 2008 — М.Авриль, Т.Гладкова, В.Лосская (Париж); Л.Мнухин, Н.Осипова, Т.Полуэктова, О.Ростова, Н.Рыжак, В.Телицын (Москва). «Российское зарубежье во Франции 1919-2000» = Биографический словарь в трёх томах. — Дом-музей Марины Цветаевой. — Москва: Наука, 2008-2010. — ISBN 978-5-02-036267-3; 2011 — Frederic P. Miller. «Theodore Komisarjevsky». — 2011. — 80 страниц. — ISBN 978-6-1338-0670-2; [2009] Горестный эпистолярий. Письма Ф.Ф.Комиссаржевского В.Г.Сахновскому, О.Д.Каменевой, А.В.Луначарскому и др. 1915–1919. Публикации, вступительная статья и комментарии В.В.Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Выпуск 4. Москва: Индрик, 2009. Страницы 324–351.

Lendvai, Erwin (564x700, 135Kb)
1882
Петер Эрвин Лендваи (немецкое мя - Peter Erwin Lendvai)
немецкий композитор и хоровой дирижёр венгерского происхождения. Дядя Камилло Лендваи. Родился в Будапеште. В 1905 окончил Будапештскую консерваторию по классу композиции у Ганса фон Кёсслера. Совершенствовался у Дж.Пуччини в Италии. С 1906 г. жил и работал в Германии. Оказал влияние на многих композиторов, писавших для хора. В 1913-1914 преподавал в Институте ритма Э.Жака-Далькроза в Хеллерау, в 1914-1922 вёл класс композиции в консерватории Клиндворта - Шарвенки в Берлине, сотрудничал в качестве музыкального критика в социалистических журналах. В 1923-1924 преподавал композицию в народной музыкальной школе, был дирижёром певческого общества учителей в Гамбурге, руководил певческими обществами в Кобленце, Мюнхене, возглавлял народные хоры, в том числе рабочие хоровые союзы в других городах Германии. В качестве дирижёра в 1929 г. исполнил на Берлинском радио премьеру хорового сочинения Арнольда Шёнберга «Счастье» (Op. 35 No. 4). В 1933 эмигрировал, с 1938 жил в Великобритании. Известен как мастер хоровой музыки (около 450 сочинений). Особенно значительны его мужские хоры, оказавшие влияние на современную хоровую культуру. Издал хоровой сборник: "Песни народов мира" ("Weltgesang", 1926-30), "Схола канторум" (1927), "Полифонический мужской хор" ("Der Polyphonische Mдnnerchor", тетради 1-6, 1928). Среди других сочинений - опера "Эльга" (1916, по одноимённой пьесе Герхарта Гауптмана; Мангейм, 2-я редакция, 1918), Псалом "Освобождение" ("Psalm der Befreiung", для солиста, хора и оркестра, 1931), симфония (1910), оркестровые произведения, камерно-инструментальные ансамбли, инструментальные пьесы, романсы, песни и др. Симфония Лендваи (в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Карла Мука) заставила рецензента «Нью-Йорк Таймс» заметить, что хотя у этой симфонии в целом суровое выражение лица, так что вряд ли она завоюет много друзей при первом прослушивании, — это, безусловно, работа музыканта, наделённого оригинальной, индивидуальной силой. Лендваи принадлежат также камерные, хоровые и органные сочинения. Умер в Эпсоме (графство Суррей) 21 марта 1949 года. Литература: Leichtentritt H., Erwin Lendvai, В., 1912; Butz J., Erwin Lendvai, Z., 1930; Gappenach H., Schцpfer des modernen Chorsatzes, в кн.: Festschrift des Wьrttembergischen Sдngerbundes, (Stuttg.), 1952; его жe, E. Lendvai zur Erinnerung, "Der Chor", 1958, No 10, S. 48.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку