-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109245
Комментариев: 6801
Написано: 117717


4 июня родились...

Четверг, 04 Июня 2015 г. 04:35 + в цитатник
ŽemaitėJulija (526x700, 218Kb)
1845
Юлия Жемайте (Юлия Жямайте; литовское имя - Yulia Jemaite, emait; псевдоним; настоящая фамилия по мужу – Жимантене; урождённая Бенюшявичюте, Julija Beniueviit-ymantien)
литовская писательница, прозаик и драматург. Родилась в поместье Буканте в Жемайтии, ныне Плунгеский район Литвы. Из безземельных дворян. С 1864 года служила у помещиков няней и горничной. В 1865 года вышла замуж за Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного (в замужестве фамилия Жимантене). Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Под влиянием Повиласа Вишинскиса написала первый рассказ «Сватовство», который был напечатан в литовском календаре „Tikrasis Lietuvos kinink kalendorius“ на 1895 год. Издатели изменили название рассказа на «Осенний вечер» и дали автору псевдоним emait («Жемайтийка»). До 1900 года жила в Усненай. После смерти мужа была экономкой в имениях литератора Владаса Путвинскиса, с 1906 года — в небольшом хозяйстве родителей писательницы Габриэле Пяткявичайте-Бите.
В 1912 году переехала в Вильну. С 1914 года жила в доме общественного деятеля, депутата от Сувалкской губернии II и III Дум — А.А.Булат, участвовала в деятельности руководимого им комитета помощи беженцам. В августе 1915 года вместе с семьёй Булата выехала в Петроград, в начале 1916 года в США для сбора средств в помощь пострадавшим от войны. С возвращением Булатов в Россию в 1917 году оставалась жить у сына в Чикаго. В 1921 году вернулась в Литву и обосновалась в Мариямполе у Булатов, где и умерла 7 декабря 1921 года.
Zemaite_monument (466x700, 449Kb)
Памятник в Вильнюсе (скульптор Пятрас Аляксандравичюс, 1971)
Начиная с первых рассказов изображала крестьянскую жизнь, прежде всего семейные отношения. Отразила в прозе практически все стороны и злободневные события тогдашней литовской жизни, различные типы ксендзов (отмечала несоответствие между проповедью и материальными интересами), помещиков (осуждала за плохое обращение с работниками и неумение хозяйствовать), крестьян (резко критиковала за распущенность, пьянство, зависть, мстительность, предрассудки). Положительными героями выступают распространители нелегальной литовской печати, просветители, страдальцы за идею. Написала семь комедий и два монолога, автор очерков, фельетонов, публицистических статей. Рассказы переводились на азербайджанский, болгарский, латышский, польский, румынский, русский, украинский, чешский, финский языки. На родине писательницы с 1965 года действует мемориальный музей. В Вильнюсе в 1971 году был установлен памятник скульптора Пятраса Аляксандравичюса (1906—1997) в сквере на проспекте Гядиминаса. Жемайте — единственная женщина, которая была изображена на литовских банкнотах, но самого низкого достоинства (1 лит) и изъятых из обращения в 1998, когда банкноты 1, 2 и 5 литов были заменены монетами.
Stamp_of_USSR_1930 (700x499, 526Kb)
В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Юлии Жемайте.
Julija_Zemaite3 (546x700, 381Kb)
Мемориальная доска на доме в Вильнюсе, в котором писательница жила в 1913—1914 годах (улица Басанавичяус 19).
Zemaite_-_1_litas (700x689, 560Kb)
Жемайте на банкноте 1 лит.

Lucas-Malet-Mrs-St-leger-Harrison-daughter-of-Charles (452x700, 16Kb)
1852
Лукас Малет (Lucas Malet; псевдоним Мери Кингсли; полное имя - Мари Сент-Леджер Кингсли Харрисон, Mary St. Leger Kingsley Harrison)
английская романистка. Родилась в Эверсли, Хемпшир. Дочь Чарльза Кингсли. Наиболее популярные романы: "Расплата за грех" (1891) и "История сэра Ричарда Калмади" (1901). Умерла в 1931 году.

Józefina_Reszke2 (507x700, 28Kb)
1855
Юзефина де Решке (Josephine de Reszke)
оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Варшаве. Жозефина была младшей сестрой баса Эдуарда де Решке (Edouard de Reszke) и тенора Жана де Решке (Jean de Reszke), знаменитых оперных артистов, блиставших в свое время в Парижской опере (Paris Opera), Королевском театре в Ковент-Гарден (Royal Opera House, Covent Garden) и Метрополитен-Опера. Жозефина начинала свои занятия музыкой под руководством матери, училась у мадемуазель Ниссен-Саломон (Mme. Nissen-Salomon) и стала затем студенткой Санкт-Петербургской консерватории. Она официально дебютировала 21 июня 1875 года в Париже (Paris) с партией Офелии (Ophelia) в опере французского композитора Амбруаза Тома (Ambroise Thomas) 'Гамлет' (Hamlet), но за год этого появлялась на профессиональной оперной сцене в Венеции (Venice), в опере 'Il Guarany' Антонио Карлоса Гомеса (Antфnio Carlos Gomes). Она несколько лет оставалась в Парижской опере и за это время составила себе репутацию блестящей исполнительницы оперных произведений итальянских и французских композиторов. Жозефине также выпала возможность стать в 1877 году первой исполнительницей роли Ситы (Sita) в премьерной постановке оперы 'Король Лахорский' (Le roi de Lahore) Жюля Массне (Jules Massenet). Она отказалась от предложения выступать в Соединенных Штатах и осталась в Европе до самого конца своей карьеры, выступая в лучших оперных театрах Парижа, Мадрида, Лиссабона и Лондона. Жозефина выступала вместе со своим братом Жаном по случаю его дебюта; оба они, равно как и Эдуард, принимали участие в парижской премьере 'Иродиады' (Hйrodiade) Массне в 1884 году. В самом расцвете своей карьеры, в 1885 году, де Решке вышла замуж за барона Леопольда Кроненберга (Leopold Kronenberg), богатого польского банкира. Она практически полностью оставила сцену после свадьбы и выступала только на благотворительных мероприятиях, за что однажды получила в подарок от города Познань алмаз. Жозефина впервые стала матерью в 1889 году, подарив жизнь дочери, баронессе Жозефине Розе Кроненберг (Jуzefina Rosa Kronenberg, 1889-1969). В 1891 году она родила сына, барона Леопольда Кроненберга-младшего (Leopold Kronenberg, 1891-1971), но умерла родами. Жозефина де Решке скончалась 22 февраля 1891 года и была похоронена в семейном склепе на католическом кладбище Powzki Cemetery, где в 1937 году упокоился и ее супруг.

friedrich2 (458x700, 43Kb)
1856
Фридрих Мария Альбрехт Вильгельм Карл (немецкое имя - Friedrich von Цsterreich-Teschen; 4 июня 1856, Гросс-Зееловиц, Моравия — 30 декабря 1936, Мадьяровар)
австрийский эрцгерцог, фельдмаршал, главнокомандующий австро-венгерской армией (1914-1917). Родился в замке Гросс-Зееловиц (Gross-Seelowitz) в Моравии. Он был старшим сыном в семье эрцгерцога Карла Фердинанда и эрцгерцогини Елизаветы. Его дедом был знаменитый фельдмаршал эрцгерцог Карл — победитель Наполеона в битве при Асперне в мае 1809 года. Эрцгерцог Карл Фердинанд рано умер, а Фридриха и его братьев Карла Стефана и Евгения усыновил в 1874 году крестный отец Фердинанда, не менее знаменитый военный и государственный деятель Австрийской империи фельдмаршал эрцгерцог Альбрехт, который оказал значительное влияние на образование приемных детей. Под его покровительством Фридрих быстро достиг генеральских чинов. Уже в возрасте 14 лет 19 марта 1871 года он стал лейтенантом Полка Тирольских Императорских Егерей. Вообще никаких особенных препятствий для эрцгерцога в получении « Рыцарский Орден Золотого Руна» не существовало, но стараниями своего отчима Фридрих стал кавалером ордена еще до своего 18-летия — 17 апреля 1873 года. Уже 23 апреля Фридрих получил чин оберлейтенанта, а в ноябре 1875 года — гауптмана. В мае 1876 года он был переведен в 42-й пехотный полк, а год спустя произведен в майоры и перевелся в Прагу в 25-й пехотный полк. 15 сентября 1878 года эрцгерцог Фридрих получил чин подполковника и был переведен в 13-й пехотный полк. 23 сентября 1879 года он был удостоен чести стать шефом (Oberstinhaber) 52-го пехотного полка. Год спустя, 20 сентября 1880 года Фридрих в чине полковника возглавил 18-й пехотный полк. В возрасте 26 лет, 1 ноября 1882 года эрцгерцог стал генерал-майором и возглавил 27-ю пехотную бригаду. 31 июля 1886 года он стал командиром 14-й пехотной дивизии, в ноябре получил звание фельдмаршал-лейтенанта и, наконец, 31-го июля 1887 года возглавил 5-й армейский корпус со штабом в Прессбурге (теперь Братислава – столица Словакии). 30 ноября 1892 года эрцгерцог Фридрих был награжден «Крестом Военных Заслуг», а год спустя, 9 ноября 1893 года — «Большим Крестом венгерского Ордена Святого Стефана». 1 мая 1894 год Фридрих был произведен в фельдцюгмейстеры. Выше оставался только чин фельдмаршала. Но единственным фельдмаршалом (после смерти в 1895 году отчима Фридриха эрцгерцога Альбрехта) в Австро-Венгрии был правящий император и король Франц Иосиф I. В 1878 году эрцгерцог Фридрих женился на принцессе Изабелле фон Крой-Дюмен (von Croy-Duehmen). В 1892 году у них родилась восьмая дочь и только в 1897 году появился наследник. Мальчик не стал военным, а изучал сельское хозяйство, горное дело и методы брожения. Так произошло потому, что наследство эрцгерцога Альбрехта сделало семью Фридриха самыми богатыми Габсбургами и его сын должен был унаследовать «империю».
4 июня 1856 года родился — Фридрих Мария Альбрехт Вильгельм Карлpost-13108-130715360642 (700x343, 261Kb)
В это «частное государство» помимо Тешинского герцогства, земель в Венгерском Альтенбурге (Ungarisch-Altenburg) и Беллее (Belleje), поместий в Зайбуш (Saybusch), Зееловиц (Seelowitz) и Фридеке (Friedek), множества домов и строений в Вене и Прессбурге, вошла и коллекция произведений искусств, выставляющаяся до сих пор в «Музее Альбертина» в Вене. В последствии Фридрих увеличил состояние покупкой имений в Веглеш (Veghles), Тополоваче (Topolovac) и Клахау-Воершах (Klachau-Woerschach). В некоторых отраслях промышленности, таких как производство молока и молочных продуктов, бренди и сахара, фирмы эрцгерцога Фридриха были практически монополистами! В честь 50-летия восшествия на престол императора Франца Иосифа фельцюгмейстер эрцгерцог Фридрих 30 ноября 1898 года был награжден «Крестом Военных Заслуг с Брильянтами». В сентябре 1899 года Фридрих получил «Бронзовую Медаль Военных Заслуг». 11 апреля 1899 года император назначил его генерал-инспектором вооруженных сил (Generaltruppeninspektor) и одновременно удостоил «выражением особенной похвалы и признания Его Величества» (Neuerliche Allerhoechste Zufriedenheit), что позволило Фридриху в 1911 году надеть нововведенную «Серебряную Медаль Военных Заслуг». Эрцгерцог с семьей переехал из Прессбурга в Вену, где проживал в «Альбрехт-Палас» (Albrechts-Palais) в 1-м районе. 25 июня 1907 года Фридрих возглавил австрийский ландвер (Oberkommandant k.k. Landwehr) и на этом посту 14-го июня 1910 года стал генералом от инфантерии. Естественно, что такой важный и богатый член семьи Габсбургов, удостаивался и многочисленных иностранных наград: вюртембержский «Большой Крест Ордена Короны» (21 июля 1873 года); российские «Орден Святого Андрея Первозванного» (4 января 1877 года), «Орден Александра Невского», «Орден Белого Орла», «Орден Святой Анны Первой степени»; французский «Орден Почетного Легиона» (30 декабря 1878 года); «Марианский Крест Тевтонского Ордена» (Marianerkreuz Deutschen Ritterorden) (1879 год); бельгийский «Большой Крест Ордена Леопольда» (3 июля 1881 года); саксонский «Большой Крест Герцогского Эрнестинского Ордена» Эрнестинского Дома (7 января 1882 года); баварский «Орден Святого Губерта» (24 мая 1889 года); нидерландский «Большой Крест Ордена Львa» (12 декабря 1890 года); саксонский «Большой Крест Ордена Рутовой Короны» Веттин-Альбертинского Дома (26 февраля 1891 года); тосканский «Орден Святого Йосифа» Габсбург-Лотарингского Дома (26 февраля 1891 года); датский «Орден Слона» (9 июня 1892 года); нассауский «Орден Золотого Льва» Нассауского Дома (9 июня 1892 года); прусский «Орден Черного Орла» (22 октября 1892 года); прусский «Орден Красного Орла Первой степени» (1895 год?); испанский «Цепь Большого Креста Ордена Карлоса III» (7 апреля 1896 года); германская «Юбилейная Медаль Императора Вильгельма I» (1897 год); «Шейный Знак Марианского Креста Тевтонского Ордена» (1898 год); персидский «Портрет Шаха с Брильянтами» (22 октября 1900 года); «Большой Крест с Отличием Суверенного Военного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты» (19 мая 1901 года); пармский «Большой Крест Константиновского Ордена Святого Георгия» (26 января 1903 года); прусский «Золотая Цепь Ордена Черного Орла» (3 октября 1903 года); британский «Большой Крест Благороднейшего Ордена Бани Военного класса» (21 июня 1904 года); испанский «Большой Крест Ордена Военных Заслуг» (5 ноября 1905 года); российские «Почетное Отличие», «Серебряная Медаль» и «Памятная Медаль Русско-Японской войны» Российского Красного Креста (3 января 1908 года); шведский «Орден Серафимов» (3 января 1908 года); баденские «Орден Верности» и «Орден Бертольда фон Церингена» (10 мая 1908 года); саксен-веймарский «Большой Крест Ордена Белого Сокола» Дома Саксе-Веймар-Айзенах (10 мая 1908 года); испанская «Юбилейная Медаль Королевы Марии Христианы Испанской» (1909 год); баварская «Бронзовая Медаль Регента Принца Леопольда» (1911 год); мекленбургский «Орден Вендской Короны Первого класса» Дома Мекленбург (10 ноября 1911 года); болгарский «Большой Крест Ордена Кирилла и Мефодия» (12 июня 1912 года). Кроме этих наград эрцгерцог Фридрих был удостоен чести стать шефом прусского 5-го пехотного полка «фон Штюльпнаген», баварского шеволежерного полка «Эрцгерцог Альберт», испанского 6-го стрелкового батальона «Фигурас» и 4-го вюртембержского 122-го фузилерного полка «Императора Франца Иосифа». Не только иностранные монархи проявляли уважение к члену фамилии Габсбургов-Лотарингских, к его мнению прислушивался и император и король Франц Иосиф. Это, в конце концов, проявилось в том, что он предпочел именно эрцгерцога Фридриха в качестве главнокомандующего наследнику трона эрцгерцогу Францу Фердинанду, занимавшему пост генерал-инспектора вооруженных сил. Это послужило основанием для конфликта между «современным» Францем Фердинандом и «старомодным» Фридрихом. Противостояние обострилось после того, как в спор были втянуты женщины: жена Фридриха эрцгерцогиня Изабелла заметила, что Франц Фердинанд часто и подолгу посещает ее дом и начала рассматривать наследника престола как потенциального жениха одной из ее 8 дочерей. Когда же выяснилось, что интерес эрцгерцога вызван одной из дам ее свиты, графиней Софией Чотек (Sophie Chotek), она посчитала себя лично оскорбленной. А когда она узнала, что эрцгерцог выбрал морганатический брак и тем самым отказался от династических притязаний на трон – ее гневу и ненависти не было границ. Так как влияние Изабеллы на мужа также было практически безграничным, то он весной 1914 года уже планировал подать в отставку. Только убийство в Сараево поставило точку в его планах. 1 июля 1914 года эрцгерцог Фридрих был назначен главнокомандующим вооруженных сил Австро-Венгрии. Франц Иосиф не только любил и доверял ему, но и надеялся, что на этом посту Фридрих не будет вступать в споры и мешать начальнику Генерального Штаба Францу Конраду фон Хетцендорфу. Эрцгерцог прекрасно понимал, что от него ожидают и не только не вмешивался в планы Франца Конрада, но и всячески помогал ему. Так, например, когда стал набирать силу конфликт между Конрадом и германским генералом Фалькенгайном, Фридрих использовал для умиротворения личные связи с германским императором Вильгельмом II и тот присвоил фон Хетцендорфу звание прусского генерал-фельдмаршала. 8 декабря 1914 года эрцгерцогу Фридриху было присвоено звание фельдмаршала — первое производство в этот чин со времени смерти его дяди и отчима эрцгерцога Альбрехта.
4 июня 1856 года родился — Фридрих Мария Альбрехт Вильгельм Карлpost-13108-130715360901 (700x344, 190Kb)
Фридрих видел, что отношения между союзными императорами складываются не в лучшую сторону. Это было связано с огромными различиями в возрасте и характерах, а проявлялось в борьбе за влияние над союзными вооруженными силами. Тогда Фридрих, с одной стороны, опять использовал свои старые личные связи, а с другой — стал как можно чаще посещать воинские части на фронте и всячески поощрял наследника престола эрцгерцога Карла делать то же самое. Он понимал, что возраст Франца Иосифа не позволяет ему делать это самому. В то время как эрцгерцог Фридрих ездил на линию фронта и производил награждения отличившихся боевыми наградами, его успехи не оставались незамеченными как правящим императором, так и иностранными монархами. В течении первых лет войны Фридрих получил три самых высоких отличия, которых мог удостоится военнослужащий в генеральском звании: «Крест Военных Заслуг Первой степени с Брильянтами и Военным Отличием» (9 мая 1915 года), «Большая Медаль Военных Заслуг» (17 октября 1916 года) и «Большой Крест Военного Ордена Марии Терезии» с персональным посланием императора (25 ноября 1916 года). Позже к первым двум наградам он получил «Мечи», когда таковые были учреждены. Кроме того, Фридрих был одним из первых награжденных «Звездой Заслуг Красного Креста» (21 августа 1914 года) и «Военным Отличием» к этой награде (15 февраля 1915 года). В течении войны он получил следующие иностранные награды: прусский «Железный Крест» Второй и Первой степени (31 августа 1914 года); мекленбургский “Военный Крест Заслуг Второй» и “Первой степени» (14 марта 1915 года); баварский «Большой Крест Военного Ордена Макса Иосифа» (1 мая 1915 года); прусский «Орден Заслуг» (Poure le Merite) (14 мая 1915 года); саксонский «Рыцарский Крест и Большой Крест Военного Ордена Святого Генриха» (22 мая 1915 года); вюртембержский «Большой Крест Ордена Военных Заслуг» (30 мая 1915 года); турецкие «Золотая» и «Серебряная Медаль Имтиаз» (19 августа 1915 года); болгарский «Орден За Храбрость Первой степени» (19 февраля 1916 года); ольденбургские «Крест Фридриха Августа Первой» и «Второй степени» (17 марта 1916 года); брауншвейгский «Крест Заслуг» (11 сентября 1916 года); турецкая «Золотая Медаль Красного Полумесяца» (1 октября 1916 года); прусский «Крест Первой степени с Мечами» Дома Гогенцоллернов (12 октября 1916 года); прусские «Дубовые Листья» к «Ордену Заслуг» (5 января 1917 года); липпский «Военный Крест Липпе» (5 июля 1918 года); прусский «Крест За Выслугу лет» (26 сентября 1918 года). После смерти Франца Иосифа трон занял его молодой наследник Карл и 2 декабря 1916 года лично возглавил вооруженные силы. Было бы вполне нормальным предположить, что фельдмаршал эрцгерцог Фридрих теперь должен был бы стать представителем нового главнокомандующего, да и сам он был вполне к этому готов. Но его жена, эрцгерцогиня Изабелла вновь почувствовала себя лично оскорбленной. Новому конфликту способствовало еще и то, что императрица и королева Зита была в не особенно хороших отношениях с зятем Изабеллы, Элиасом фон Бурбон-Парма. Затянувшееся противостояние стало отражаться на ежедневной работе и это вынудило императора и короля Карла снять эрцгерцога Фердинанда с его поста. В длинном личном письме, датированном 11 февраля 1917 года и опубликованным 17 февраля, Карл благодарил Фридриха за все предпринятые усилия, выражал сожаление по поводу отъезда и оставлял в личное распоряжение генерал-адъютанта, флигель-адъютанта, личного адъютанта и ордонанс-офицера (Ordonanzofficer). До конца войны эрцгерцог жил в Вильбурге (Weilburg) около Бадена и посещал главное командование изредка в официальных случаях. 5 ноября 1918 года он испросил отставку (ausser Dienst) и удалился в свои венгерские владения. Во время краха империи его семья потеряла многие фирмы и имения, но осталась достаточно богатой и влиятельной в Венгрии. У Изабеллы еще сохранялись честолюбивые планы о том, чтобы их сын Альбрехт занял пустующий венгерский трон, но это все же были скорее женские мечтания, чем реальные возможности. Эрцгерцог Фридрих скончался в Мадьяроваре (Magyarovar) 30 декабря 1936 года.

camille-decoppet (514x700, 130Kb)
1862
Камиль Декоппе (французское имя - Camille Decoppet)
швейцарский политик, президент. Родился в Сюсеваз, кантон Во, Швейцария. Камиль Декоппе изучал право в Лозанне. В 1888 году принят в коллегию адвокатов и до 1890 года работал адвокатом. С 1890 по 1896 год был прокурором, затем в 1896—1900 годах, снова адвокатом и одновременно (до 1912) заместителем судьи Федерального суда. С 1898 по 1901 год избирался членом городского совета Лозанны, в 1897—1900 гг. представлял радикальных демократов в Кантональном совете Во, в 1899—1912 гг. — в Национальном совете (парламент Швейцарии). В 1900—1912 гг. в Государственном совете отвечал за образование и культуру. Декоппе успешно занимался пересмотром законов о начальном и среднем образовании и введением системы высших торговых курсов в университетах. Как председатель Радикально-демократической партии он в 1912 году был избран в Федеральный совет (правительство Швейцарии). 3 декабря 1906 — 2 декабря 1907 — президент Национального совета Швейцарии. 17 июля 1912 — 7 ноября 1919 — член Федерального совета Швейцарии. июль — 31 декабря 1912 — начальник департамента (министр) внутренних дел. 1 января — 31 декабря 1913 — начальник департамента юстиции и полиции. 1 января 1914 — 19 июня 1919 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1915 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 31 декабря 1916 — президент Швейцарии. 7 ноября 1919 года избран директором Всемирного почтового союза и занимал этот пост до своей смерти. Умер в Берне от инсульта 14 января 1925 года.

Gorodecky_V (528x700, 105Kb)
1863
Владислав Владиславович Городецкий (настоящее имя — Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, польское имя - Leszek Wadysaw Horodecki)
известный украинский архитектор. Работал преимущественно в Киеве, после эмиграции в 1920 году — в Тегеране. Родился на Подолье в селе Шолудьки (ныне в Немировском районе Винницкой области), в польской шляхетской семье. В 1890 году окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал в Киев, где прожил 30 лет. Городецкий был владельцем цементного завода «Фор» под Киевом и реализовывал большинство своих проектов из своего бетона. В 1920 году эмигрировал в Польшу. После Первой мировой и гражданской войн страна тоже была разрушенной, нищей, и талант архитектора оказался невостребованным. К тому времени у него умерли жена и дочь.В 1928 году американская компания, инвестировавшая деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора синдиката по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран. Умер в Тегераге 3 января 1930 года. Похоронен на армянском кладбище Долаб, которое находится по соседству с русским на южной окраине Тегерана.
Памятник_Владиславу_Городецкому (462x700, 333Kb)
Памятник_Владиславу Городецкому в Киеве.
Творчество: 1890 — Южнорусский машиностроительный завод, Киев, улица Жилянская, 101; 1897—1899 — Дом национального художественного музея Украины, Киев, улица Грушевского, 6. Центральный портал представляет собой классический древнегреческий ордер, а горельеф во фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут здание. Возведён из бетона и является уникальным в своём роде; 1898 — зрительный зал театра Соловцова, Киев, площадь И.Франко, 3. Оформленный в стиле рококо, по своему удобству этот театральный зал в начале XX века был признан одним из лучших в Европе; 1899—1909 — Костёл Святого Николая, Киев, улица Красноармейская, 77. Построен в готическом стиле — с двумя шпилевыми башнями, традиционным круглым окном — «розой», с насыщенным лепным декором; 1900 — Караимская кенасса в мавританском стиле, Киев, улица Ярославов Вал, 7. Во время реконструкции был уничтожен купол; Мебельная фабрика Кимаера, Киев, улица Архитектора Городецкого, 13; Доходный дом, Киев, улица Красноармейская, 25; 1901—1903 — Дом с химерами — собственный доходный дом в стиле модерн, Киев, улица Банковая, 10. Расположен на крутом склоне, поэтому на улицу выходят фасады в три этажа, а во двор — шестиэтажные. Украшен снаружи и внутри множеством скульптурных деталей. Их выполнил итальянский скульптор и близкий друг архитектора — Элио Саля (1864—1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве; Здание вокзала в Тегеране; Гимназии в Умани и Черкассах; Больница в Мошнах; Сахарный завод в Шпикове; Мавзолей Потоцких в селе Печера; Вилла в Евпатории; Тегеранский железнодорожный вокзал (Иран); Дворец для шаха в Тегеране; Гостиница в Тегеране. Именем Городецкого в Киеве названа улица, ведущая от площади Независимости к дому с химерами, бывшая Николаевская, в советское время — Карла Маркса. Литература: Малаков, Дмитро. Архітектор Городецький. Киев: Кий, 1999. ISBN 966-7161-30-7.

1863
Филипп Судр Дартигенав
гаитянский государственный и политический деятель, президент Гаити (1915-1922).

Леонид Михайлович Браиловский  (561x700, 311Kb)
1867
Леонид Михайлович Браиловский
русский архитектор, живописец-акварелист, сценограф, декоратор и преподаватель, участник Русского апостолата в Зарубежье. Родился в Харькове, в православной семье. Отец М.Браиловский был городским головой, мать происходила из дворянского рода Седляревских. Окончил Харьковское реальное училище. В 1886 поступил на архитектурное отделение Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. В годы учебы получил малую (1890) и большую (1892) серебряные медали и малую золотую медаль (1893), в 1894 – звание художника 1-й степени и двухлетнее заграничное пенсионерство. В 1895–1897 побывал в Египте, изучал византийскую архитектуру в Греции и Италии, зарисовывал и обмерял дворцы Франциска I и Людовиков во Франции, посетил Германию, Австрию, Англию, совершил с профессором Н.П.Кондаковым путешествие по Испании. Учился в Риме и в академии Р.Жюльена в Париже. Акварели на архитектурные темы, присланные в качестве отчета о заграничной командировке, были приобретены Музеем Императорской Академии Художеств, Институтом гражданских инженеров и Русским музеем. По возвращении из-за границы приехал в Москву, чтобы выполнить заказ на создание серии акварельных рисунков с только что отреставрированного старинного дома Юсуповых. Вскоре был приглашен преподавателем на архитектурное отделение МУЖВЗ, а затем в Строгановское училище, где вел художественно-промышленную композицию в старших классах. В 1898 женился на художнице Римме Шмидт (Р.Н.Браиловская). В 1900-е занимался изучением и копированием фресковой живописи в церквях Ярославля, Ростова и Новгорода. Большинство сделанных им рисунков и обмеров было приобретено Императорской Академией Художеств, некоторая часть – Византийским музеем при Сорбонне в Париже. Копии росписей церкви Спаса-на-Нередице близ Новгорода были по решению Императорской Академии Художеств изданы в виде альбома. Создал акварели с видами античных руин, архитектурных памятников различных стран и эпох, с интерьерами храмов и дворцов. Нередко прибегал к вымышленным архитектурным образам, сказочным и мистическим сюжетам. Занимался оформлением интерьеров, делал эскизы мебели, бронзовых изделий. Участвовал в выставках: Весенних в залах Императорской Академии Художеств (1898, 1902, 1903), Общества русских акварелистов (1891–1893, 1895, 1898–1905), МОЛХ (1898, 1901), МТХ (1899, 1906–1917), Нового общества художников (Санкт-Петербург, 1909–1917), «Салон» В.А.Издебского (1910), «Мир искусства» (Москва, 1911), «Художники – товарищам-воинам» (Москва, 1914), «Художники Москвы – жертвам войны» (Москва, 1915), «Современная живопись» (Москва, 1916/1917) и др. Состоял членом Общества русских акварелистов, Общества архитекторов-художников (член редакционной комиссии), Московского археологического общества и Московского товарищества художников. С 1909 занимался сценографией. Оформил спектакли: «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1911), «Стакан воды» Э. Скриба (1911), «Герцогиня Падуанская» О.Уайльда (1912), «Венецианский купец» Шекспира (1916) для Малого театра, оперу «Дон Жуан» Моцарта (1916) для Большого театра и др. Осуществил несколько архитектурных проектов в стиле модерн, среди которых – здание театра в Екатеринославе (Днепропетровск; совм. с И.В.Жолтковским), виллы в Крыму (в том числе собственная и художника К.А.Коровина), здание мастерской и перестройка собственного особняка в Москве (Хлудовский тупик, 8, 1911), памятники на могилах А.П.Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве (1907; совместно с Ф.О.Шехтелем) и композитора В.С.Калиникова в Ялте (1908). Участвовал в конкурсе проектов нового здания МУЖВЗ (1906–1907). Сам мало занимался строительством и ограничивался работой над эскизными проектами. В 1916 получил звание академика архитектуры (был последним, кто получил это звание от Императорской Академии Художеств). Летом 1917 с женой выехал в Ялту, где участвовал в двух выставках (декабрь 1917, октябрь 1918). В 1918 эмигрировал в Константинополь, в 1920 провел персональную выставку в здании русского посольства. В 1921 участвовал в выставке русского искусства в Париже (галерея Devambez). В 1922 переехал с женой в Белград, где стал основателем и руководителем художественной мастерской Народного театра. За три театральных сезона оформил с женой 18 постановок, в числе которых – оперы «Царская невеста» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж.Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, драмы «Ричард III» и «Король Лир» Шекспира, «Найденыш» Б. Нушича. В 1924 переехал с женой в Италию и поселился в Риме. Под влиянием русских католических священников А.Сипягина и М.Недточина они приняли католичество и стали прихожанами храма св. Антония Великого при Папской коллегии Руссикум. В 1920-е вместе с женой исполнил цикл стилизованных картин «Видения Старой России». Участвовал в групповых выставках в Риме, Милане, Париже, Лондоне, Амстердаме, Гааге, Мюнхене, Будапеште и Нью-Йорке, в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). В 1929 участвовал в 3-й выставке Художников-маринистов в Риме, провел персональную выставку в Galleria Bardi в Милане и совместную с женой выставку в римской галерее Fiamma; в 1930 их совместная выставка прошла в парижской галерее W.Hirshman.. По инициативе епископа М.Д'Эрбиньи, президента Комиссии Pro Russia, ему было поручено создание коллекции картин, изображающих древнерусские церкви, для Ватикана. В 1932 в Папском Восточном институте была устроена выставка 40 картин Браиловских, воспроизводящих памятники русского религиозного искусства. Эта коллекция была подарена папе Пию XI и размещена в музее Петрианум (здесь в 1935 состоялась их выставка) и частично в Папской коллегии Руссикум. Участвовал в художественном оформлении театральных постановок Татьяны Павловой в Риме и Милане. Создал декорации к спектаклям: «Мирра Эфрос» Якоба Гордина (Театро Филодрамматичи, Милан, 1929), «Госпожа Фалкенштайн» П.М.Росси ди Сан Секондо (Театро Олимпия, Милан, 1929), «Гроза» Островского (Театро Валле, Рим, 1929), «Императрица развлекается» Альберто Казелла и Татьяны Павловой (Театро Одеон, 1934). В 1934 оформил благотворительный спектакль Балетной студии Ю.Н.Седовой в Каннах. Квартира Браиловских в Риме была русским культурным центром, где регулярно проходили собрания для соотечественников, читались лекции и проводились дискуссии. Здесь супруги неоднократно устраивали свои выставки. При участии княгини М.Радзивилл в 1933 был издан иллюстрированный каталог их картин и выпущены три комплекта открыток. Умер в Риме 7 июля 1937 года. Похоронен на русском участке римского католического кладбища Кампо Верано; отпевание было совершено в храме святого Антония Великого при Руссикуме. Оформление спектаклей: «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1911, Малый театр); «Стакан воды» О.Э.Скриба (1911, Малый театр); «Герцогиня Падуанская» О.Уайлда (1912, Малый театр); «Ассамблея» П. Гнедича (1912, Александринский театр, костюмы); «Венецианский купец» У.Шекспира, (1916, Малый театр); «Дон Жуан» В.-А.Моцарта, (1916, Большой театр). Проекты и постройки: Надгробный памятник А.П.Чехову; Конкурсный проект доходного дома П.Н.Перцова (1905—1906, Москва, Пречистенская набережная), не осущствлён; Проект собственной виллы (1906, Крым); Конкурсный проект нового здания МУЖВЗ (1906—1907, Москва), не осуществлён; Частная вилла (1907, Туапсе); Надгробный памятник А.П.Чехову, совместно с Ф.О.Шехтелем (1907—1908, Москва, Новодевичье кладбище); Надгробие композитора В.С.Калинникова (1908, Ялта); Здание театра, совместно с И.В.Жолтовским (1900-е, Днепропетровск); Здание мастерской и перестройка собственного особняка (1911, Москва, Хлудовский тупик, 8). Литература: Нащокина, М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — Москва: Жираф, 2005. — Страницы 97—98. — 2 500 экземпляров — ISBN 5-89832-043-1; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страницы 40-41. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Колупаев В.Е. Издания русского зарубежья о творчестве архитектора Л. Браиловского в Риме // Материалы конференции, посвященной 250-летию Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, 24-25 ноября 2008 г. Санкт-Петербург: Российская Академия Художеств, 2008; Колупаев В.Е. Русские художники Леонид и Римма Браиловские в России и Риме // Русские в Италии. Итальнцы в России: Взаимовлияние культур. Санкт-Петербург, 2012. страницы 50 — 78. ISBN 978-5-9227-0364-2. Библиография: РГАЛИ. Фонд 2275. Опись 1 Единица хранения 90 (Автобиография, 1931), Фонд 680. Опись 1. Единица хранения 712; РГИА Фонд 789. Опись 11. 1886. Дело 82; Опись 12. 1902. Дело З-1; Булгаков; ХН СССР 2/60; РЗФ; ХРЗ; Новицкий А.Л. Браиловский и его произведения // Строитель. 1905. № 9. Страницы 321–322; Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1906. Выпуск 1. Страницы 23, 24; 1907. Выпуск 2. Страницы 18, 19, 21; 1908. Выпуск 3. Страницы 20–23; 1909. Выпуск 4. Страница 15; Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. Страница 56; Ди Пиетра И. Ватикан – хранитель заветов русского церковного зодчества // К соединению. № 7-8 (1932). Страницы 36-37; Ди Пиетра И. Под кровом Отчим: Открытие картинной галереи // К соединению. № 12 (1932). Страница 14; Ди Пиетра И. Под кровом Отчим: Историческая художественная выставка древних русских церквей // К соединению. № 1 (1933). Страница 19; Сипягин А. Памяти друга // Заметки Русской духовной академии в Риме. № 9-10 (1937). Страница 3; Ростовцев М.Л. Браиловский: [Некролог] // Последние новости. 1939. 29 июля (№ 5969); Алексинская Т. Русские художники-эмигранты // Возрождение. 1959. № 90. Страницы 110–111; Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. Москва, 1978. Страницы 126–127, 153. Иллюстраций 189; Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна: Творческие портреты. Москва, 2000. Страницы 49-50; Русские католики. Леонид и Римма Браиловские // В свете Евангелия. О Католичестве по-русски; Юдин А.В., Вассена Р. Леонид Браиловский // Русские в Италии; Gibellino Krasceninnicowa M. La mostra dei pittori Brailovsky nella sede del Pontificio Istituto Orientale. Estratto da «L'illustrazione vaticana». 23 (1932); Leonid Brailowski. Moskau // Die Kunst. 1906/1907. S. 254–257; L. and R. Brailovsky: Vision of Old Russia // The Studio. 1926. Vol. 91. P. 230–235; The Studio. 1927. Vol. 94. P. 383; 1928. Vol. 95. P. 446–449; L’Art Religieux Russe du XI au XVII siиcle. Peintures аrchйologiques du professeur Lйonide Brailowsky: [Catalogue]. Piazza Santa Maria Maggiore, 7. Institut Pontifical des Йtudes Orientales. S. l., 1932; Brailovskii L.: Museo Petriano e catalogo delle pitture riproducenti le chiese piu’ importanti della Russia. Vatican: Tipografia poliglotta Vaticana, 1935.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку