-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109245
Комментариев: 6801
Написано: 117717


22 декабря родились...

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 01:23 + в цитатник
 (699x475, 84Kb)
1858
Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini; настоящее имя - Джакомо Антонио Доменико Мишель Секондо Мариа Пуччини, Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini)
итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. Крупнейший после Верди оперный композитор. После смерти Дж.Пуччини, итальянская опера потеряла лидерство. Пуччини родился в городе Лукка, в музыкальной семье. После смерти отца Микеле Пуччини (1813—1864), пятилетнего Пуччини отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал его плохим, недисциплинированным учеником и, как пишет современный биограф композитора, награждал его болезненным пинком по голени за каждую фальшивую ноту, после чего у Пуччини всю жизнь рефлекторно возникала боль в ноге от фальшивых нот. Впоследствии Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера. Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе. Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра». В течение четырех лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» поставлена была в 1884 году в Teatro dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главу влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар». Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере в почти полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Следующая опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. Одновременно оперу с тем же названием и по тому же роману писал Руджеро Леонкавалло, вследствие чего между двумя композиторами возник конфликт, и они перестали общаться. За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны Ла Скала Дарклэ, исполнявшей главную роль в этой опере и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d’arte». Также, он позволил Дарклэ, блондинке, не надевать парик (в тексте либретто Тоска — брюнетка). 17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан) («Madama Butterfly», по мотивам пьесы Давида Беласко). Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену. После этого новые оперы стали появляться реже. В 1903 году Пуччини, заядлый автомобилист, попал в аварию. В 1909 году разразился скандал, связанный с тем, что страдающая припадками ревности жена композитора Эльвира обвинила домработницу Дорию Манфреди в любовной связи с Пуччини, после чего домработница покончила с собой. (Была ли связь на самом деле — неизвестно). Родственники Манфреди предъявили иск, и Пуччини заплатил назначенную судом сумму. В 1912 году умер издатель Пуччини, Джулио Рикорди, сыгравший огромную роль в продвижении композитора к известности. Тем не менее, в 1910 году, Пуччини заканчивает оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем опусе. Попытка написать оперетту (очевидно из-за неимоверной в то время популярности жанра, в котором тогда главенствовали Франц Легар и Имре Кальман) окончилась неудачей. В 1917 году Пуччини заканчивает переработку своей оперетты в оперу («Ласточка»). В 1918 году состоялась премьера оперы «Триптих». Эта вещь состоит из трех одноактных опер (в парижском стиле, известном как гранд-гиньоль: ужасы, сентиментальная трагедия, и фарс. Последняя, фарсовая, часть, под названием «Джанни Скикки», получила известность и иногда исполняется в один вечер с оперой Масканьи «Сельская честь», либо с оперой Леонкавалло «Паяцы». Умер Пуччини в брюссельской клинике из-за последствий операции горла 29 ноября 1924 года. Последний акт его последней оперы («Турандот») остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижер, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижер обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».
22 декабря 1858 года родился — Джакомо Пуччиниpost-13108-129299830163 (700x360, 198Kb)
Необыкновенно одаренный мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Известны так называемые «пуччинивские октавы» — излюбленный и хорошо узнаваемый приём оркестровки, когда мелодию ведут в разных регистрах разные инструменты (или в пределах одной оркестровой группы). Гармонический язык композитора также очень интересен, есть типичные для композитора ходы, например, разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, параллельные квинты и т. п. Влияние музыки импрессионистов слышится в ярких тембральных решениях и постоянной игре оркестровыми красками. В «Тоске» мастерски применяются акустические эффекты, создающие иллюзию многомерного пространства. Особенно прекрасна мелодика Пуччини. Благодаря богатству мелодий, оперы Пуччини, наряду с операми Верди и Вагнера, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора. Мелодическое влияние Пуччини было огромно. Пуччиниистами назвал его последователей известный музыкальный критик Иван Соллертинский, отметив, что «самым ярым» представителем этого движения стал Имре Кальман. К «пуччиниистам» также принадлежали Франц Легар и Исаак Дунаевский. В произведениях Дмитрия Шостаковича иногда слышно влияние стиля Пуччини. В основном это касается схожего чувства кантилены и колористических приёмов оркестровки. В 1912 году один очень известный итальянский критик, в связи с постановкой одной из опер Пуччини, написал в своей статье следующее: «Это просто позор, что мир думает, будто итальянская музыка — это, в основном, произведения этого старомодного мелодиста, в то время как в Италии есть такие композиторы-интеллектуалы, как Ильдебрандо Пиццетти». Другой критик, Карло Берсезио, так описал свои впечатления от премьеры «Богемы» (в «La gazetta»): «Богема не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать свое произведение ошибкой». Издатель Рикорди, узнав о сомнениях, терзавших композитора во время первых репетиций «Богемы», написал ему: «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями». Либреттист Иллика писал Пуччини: «Работать с вами, Джакомо, — это как жить в аду. Сам Иов не вынес бы таких мучений». В 2006 году опера «старомодного мелодиста» «Богема» отметила свое стодесятилетие. Во второй половине двадцатого века она заняла место в пятерке самых часто исполняемых в мире опер и с тех пор из этой пятерки уже не выходила. В честь Пуччини назван кратер на Меркурии. Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического». Оперы: «Виллисы» (итальянское название - Le Villi), 1884. Премьера оперы из 1 акта состоялась 31 мая 1884 года в театре Verme, Милан. По одноименному рассказу Альфонсо Карра о русалках-вилиях; «Эдгар» (итальянское название - Edgar), 1889. Премьера оперы в 4-актах состоялась 21 апреля 1889 года в театре Ла Скала, Милан. На основе пьесы «La Coupe et les lиvres» Альфреда де Мюссе; «Манон Леско» (итальянское название - Manon Lescaut), 1893. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1893 года в театре Regio, Турин. По одноименному роману аббата Прево; «Богема» (итальянское название - La bohиme), 1896. Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 годав театре Regio, Турин. По книге Анри Мюрже «Scиnes de la vie de Bohиme»; «Тоска» (итальянское название - Tуsca), 1900. Премьера оперы состоялась 14 января 1900 года в театре Costanzi, Рим. По пьесе Викторьена Сарду «La Tosca»; «Мадам Баттерфляй» (итальянское название - Madama Butterfly), Премьера оперы в 2-актах состоялась 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе Дэвида Беласко. В России опера шла также под названием «Чио-Чио-сан»; «Девушка с Запада» (итальянское название - La fanciulla del West), 1910. Премьера оперы состоялась 10 декабря 1910 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк. По пьесе Д.Беласко «The Girl of the Golden West»; «Ласточка» (итальянское название - La rondine), 1917. Премьера оперы состоялась 27 марта 1917 года в театре Opйra, Монте Карло; Триптих: «Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (итальянское название - Il Trittico: Il Tabarro, Suor Angelica, Gianni Schicchi), 1918. Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре Metropolitan Opera, Нью-Йорк; «Турандот» (итальянское название - Turandot). Премьера оперы состоялась 25 марта 1926 года в театре Ла Скала, Милан. По одноименной пьесе К.Гоцци. Осталась незаконченной в связи со смертью композитора, завершена Ф.Альфано в 1926 году. Литература: Ashbrook, William & Powers H. Puccini’s Turandot: The End of the Great Tradition, Princeton Univ. Press, 1991; Author unknown, Hampton’s Magazine Vol. 26 No. 3, March 1911; Author unknown, "The Stage, " Munsey’s Magazine Vol. 44 p. 6., 1911; Author unknown, "New York Acclaims Puccini’s New Opera, " Theatre Magazine, Vol. 13 No. 119, January 1911; Berger, William, Puccini Without Excuses: A Refreshing Reassessment of the World’s Most Popular Composer, Random House Digital, 2005, ISBN 1-4000-7778-8; Budden, Julian, Puccini: His Life and Works, Oxford University Press, 2002 ISBN 978-0-19-816468-5; Carner, Mosco, Puccini: A Critical Biography, Alfred Knopf, 1959; Centro di Studi Giacomo Puccini, «Catedrale di S. Martino», Puccini.it, Retrieved 3 November 2012; Checchi, Eugenio, in Nuova Antologia, Francisco Protonotari. ed (in Italian), December 1897, pp. 470—481; Dry, Wakeling Giacomo Puccini, London & New York: John Lane, 1905; Eaton, W.P., "Where We Stand in Opera, " American Magazine, Vol. 71 No. 5, March 1911; Espinoza, Javier, «Revealed: the identity of Puccini’s secret lover», The Guardian (London), 29 September 2007; Fisher, Burton D., Puccini’s IL TRITTICO, Miami: Opera Journeys Pub., 2003, ISBN 0-9771455-6-5; Kendell, Colin (2012), The Complete Puccini: The Story of the World’s Most Popular Operatic Composer, Stroud, Gloucestershire: Amberley Publishing, 2012. ISBN 9781445604459 ISBN 1-4456-0445-0; Keolker, James, «Last Acts, The Operas of Puccini and His Italian Contemporaries», 2001; Gervasoni, Carlo, Nuova teoria di musica ricavata dall’odierna pratica (New theory of music distilled from modern-day practice) Milano: Blanchon, 1812; Phillips-Matz Mary Jane Puccini: A Biography. — Boston: Northeastern University Press, 2002. — ISBN 1-55553-530-5; Montgomery, Alan, Opera Coaching: Professional Techniques And Considerations, New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2006, ISBN 9780415976015; Mourby, Adriano, "Scandalissimo! Puccini’s sex life exposed, " The Independent, 6 July 2008; Osborne, Charles, The Complete Operas of Puccini: A Critical Guide, De Capo Press, (1982); Randall, Annie J. and David, Rosalind G., Puccini & the Girl, Chicago: University of Chicago Press ISDN 0226703894; Ravenni, Gabriella Biagi and Michele Girardi, Giacomo (Antonio Domenico Michele Secondo Maria) Puccini (ii) in Grove Music Online, accessed 9 August 2012; Siff, Ira, "Puccini: La Fanciulla del West, " Opera News, Vol. 77 No. 1, July 2012; Sadie, Stanley; Laura Williams Macy, The Grove Book of Operas; Sadie, Stanley (ed.), The New Grove Dictionary of Music and Musicians, London: Macmillan/New York: Grove, 1980, ISBN 1-56159-174-2; Smith, Peter Fox. A Passion for Opera. Trafalgar Square Books, 2004. ISBN 1-57076-280-5; Streatfield, Richard Alexander, Masters of Italian music, C.Scribner’s Sons, 1895; Weaver, William, and Simonetta Puccini, eds. The Puccini Companion, W.W. Norton & Co., 1994 ISBN 0-393-029-30; Wilson, Alexandra, The Puccini Problem: Opera, Nationalism, and Modernity, Cambridge University Press (2007).

Holder (695x700, 57Kb)
1859
Отто Людвиг Гёльдер (немецкое имя - Otto Ludwig Hцlder)
известный немецкий математик, с 1899 профессор Лейпцигского университета. Родился в Штутгарте. Основные труды в области алгебры, математического анализа оснований математики. Наиболее известен по неравенству Гёльдера, условию Гёльдера и теореме Жордана — Гёльдера. Гёльдер обучался в Университете Штутгарта и, затем, в 1877 году прибыл в Берлин и поступил в Берлинский университет, где слушал лекции Леопольда Кронекера, Карла Вейерштрасса и Эрнста Куммера. Защитил докторскую в Университете Тюбингена в 1882-м, тема — «Beitrдge zur Potentialtheorie». С 1899 года работал в Университете Лейпцига до выхода на пенсию. Умер в Лейпциге 29 августа 1937 года.

Manuel Gutiérrez Nájera (493x700, 167Kb)
1859
Мануэль Гутьеррес Нахера (испанское имя - Manuel Gutiйrrez Nбjera)
мексиканский поэт, писатель и журналист, причисляемый к предшественникам и первым представителям испано-американского модернизма. Его поэтические произведения составляют всего один небольшой том, но влияние их на развитие мексиканской поэзии было очень большим. Увлекался в юности сочинениями староиспанских мистиков и пытался подражать лирике св. Тересы. Познакомившись с произведениями Теофиля Готье, Верлена и Бодлера, Нахера становится убеждённым поклонником новой поэтической школы и пишет ряд символических и импрессионистических стихотворений, в которых проступает сильный элемент эротического мистицизма, занявшего впоследствии столь значительное место в творчестве Рубена Дарио. В 1894 году Нахера основал журнал «Ревиста асуль» («Лазурный журнал»). С журналом сотрудничали виднейшие писатели и поэты Латинской Америки: Хосе Марти, Рубен Дарио, Хосе Хуан Таблада. Журнал познакомил латиноамериканских читателей с творчеством Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева. В своеобразных условиях развития Мексики как полуколониальной страны с устойчивыми феодальными пережитками поэзия Нахера явилась выражением реакции мелкой буржуазии на становление капиталистических порядков; в испуге перед встречной волной крестьянского и индейского революционного движения она метнулась в сторону европейского декаданса и католической мистики. Для прозы Нахеры характерен жанр короткого импрессионистического рассказа. Умер 3 февраля 1895 года. Сочинения: Hamlet y Ofelia; Tristissima nox; Mariposan; La serenata de Schubert; Pax animae; Mis enlutadas; Non omnis moriar; Odas breves; "Cuentos frбgiles" сб. рассказов ("Хрупкие рассказы"), 1883; Собрание его стихотворений издано в Мехико, под редакцией Хусто Сверры, 1896. На русском языке: Нагера, Мануэль Гутьеррес. Стихи. Предисловие В.Столбова. Гравюры художника Ф.Константинова. Москва: ГИХЛ., 1960. 87 страниц; Поэты Мексики.Перевод с испанского. Редакционная коллегия: Е.Винокуров и другие. Составление, предисловие и комментарии И.Чежеговой. Худоджник В.Суриков. Москва: "Художественная литература", 1975. Страницы 29-43; История фальшивого песо. В сборнике: Любовь Бентоса Сагреры. Южно-американские рассказы. Москва-Ленинград, 1930. Литература: Краткая литературная энциклопедия. Том 5. Москва, 1968.- Страница 147; Menendez y Pelayo M., Historia de la poesia hispanoamericana, Madrid, 1911; Gutiйrrez, Najera Manuel, Sus mejores poesias, Apreciacion por R. Blanco-Fombona, 1915; Gonzalez Pena C., Historia de la literatura mexicana, Mосква, 1928.

Аркадий Валерианович Лаврский  (602x700, 175Kb)
1863
Аркадий Валерианович Лаврский
русский минералог и геолог, ординарный профессор по кафедре минералогии ТТИ. Родился в Нижнем Новгороде. Сын религиозного публициста В.В.Лаврского. В 1866 г. семья перееехала в Варшаву, где Лаврский начал учебу в 1-й классической гимназии. В 1876 г. родители переехали на постоянное проживание в Саратов, где в 1881 г. Лаврский окончил местную гимназию с серебряной медалью и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. Будучи студентом, кроме обязательных курсов, прослушал лекции физиолога профессора Н.О.Ковалевского и философа профессора А.И.Смирнова. В 1885 г. окончил университет с правом на степень кандидата. В 1886 г. был назначен хранителем минералогического музея Казанского университета. По представлению диссертации «К петрографии северо-западных областей Восточной Сибири» постановлением Совета Казанского университета 21 февраля 1887 г. был утвержден в степени кандидата естественных наук и оставлен в университете в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию. В 1889 г. выдержал экзамены на степень магистра минералогии и геогнезии, с 1891 г. – ассистент, с 1896 г. – приват-доцент по кафедре минералогии и геогнозии Казанского университета. С этого периода он начал преподавание общего курса минералогии и красталлографии. 14 февраля 1900 г. в Совете физико-математического факультета Казанского университета защитил диссертацию «Плагиоклазовоавгитовые породы между Енисеем и Леной» на степень магистра минералогии и геогнезии. Диссертация была основана на результатах обработки петрографических материалов, собранных в 1873 - 1875 гг. на реке Нижней Тунгуске и Оленеке ссыльным польским географом и геологом А.Л.Чекановским. В январе 1903 г. Советом Екатеринославского высшего горного училища (позднее Днепропетровский горный институт) был избран экстраординарным, а с 29 сентября 1904 г. – ординарным профессором по кафедре минералогии. Преподавал курсы минералогии, кристаллографии и петрографии, проводил дооборудование открытого ранее минералогического кабинета и лаборатории, входил в хозяйственный комитет училища. С целью ознакомления с постановкой преподавания и приобретения оборудования и коллекции минералов для кабинета и лаборатории ежегодно в летний период 1903 - 1907 гг. совершал зарубежные поездки, во время которых посетил Лейпциг, Берлин, Вену, Фрайберг, Дрезден, Мюнхен, Аахен, Гейдельберг, Страсбург, Бонн, Париж, Женеву. С 1 января 1907 г. по рекомендации профессора кафедры минералогии Томского университета А.М.Зайцева при поддержке декана горного отделения профессора В.А.Обручева Лаврский был избран ординарным профессором кафедры минералогии Томского технологического института. Декан горного факультета в 1927 г. В 1908 - 1935 гг. – заведующий кафедрой минералогии и кристаллографии ТТИ. В 1922 - 1933 гг. по совместительству состоял профессором по кафедре минералогии на единственном (затем геолого-географическом) отделении физико-математического факультета Томского университета. Входил в состав методическогог бюро минералогической предметной комиссии (1921 - 1927 гг.), заведовал минаралогическим и геологическим кабинетами. С 24 декабря 1918 г. по 14 мая 1919 г. – председатель Томской городской Думы. Умер в Томске 30 ноября 1944 года. Был похоронен на Преображенском кладбище, которое ныне не сохранилось. Из Екатеринослава в Томск Лаврский перешел по приглашению А.М.Зайцева, который был его предшественником по Казани. Теперь А.М.Зайцев, оставляя за выслугой лет сибирскую профессуру, рекомендовал своим заместителем Лаврского; представление Зайцева было поддержано профессорами Обручевым и Янишевским, и избрание Лаврского, проходившее через конкурс, прошло для него еще более почетной баллотировкой, чем в Екатеринославле. В ТТИ Лаврский не занимал никаких административных должностей до 1917 г. и нес довольно долгое время только обязанности члена библиотечной комиссии и редактора «Известий института»; после 1917 г. Лаврский, оставаясь на время профессором минералогии, переходил вместе с кафедрой в состав геологразведочного, горного и индустриального институтов. За эти годы он нес неоднократно различные административные должности председателя предметных комиссий, члена факультетского бюро, члена правления по учебной части, члена совета и на факультете, и в институте. В отличие от казанских и екатеринославских условий работы, в Томске у Лаврского было много совместительств. До 1917 г. это было только преподавание и директорство на Сибирских высших женских курсах и позднеее перед революцией преподавание во 2-й Томской гимназии и заведование там же учебной частью в качестве председателя педагогического совета. После 1917 г. это совместительство сохранилось, хотя гимназия перестала быть женской и была преобразована в 1-ю Советскую трудовую школу. И заведование и преподавание в этой школе пришлось прекратить, так как работа в бюро горного факультета не оставляла времени для работы вне вуза. К послереволюционному времени относится совместительство по неоднократному, но не слишком длительному преподаванию минералогии в университете и в педагогическом институте. При переустройстве вузов применительно к общим заданиям по всему строительству в стране учебные планы, программы, методы преподавания решительно и непрерывно менялись; потребовавшаяся для этого работа отняла у Лаврского, как и у других работников школы, очень много времени и сил. В работе Сибирского геологического комитета Лаврский принимал участие как администратор и заведующий издательством в первый, довольно трудный период существования этой организации. Размежевание с Центральным геолкомом, оказавшимся в значительной доле своего личного состава в Томске, формирование кадров в то время, когда вузы переживали процесс переустройства, поддержание разведочной службы при необычно слабой материальной базе – все эти трудности совсем не ощущались геологразведочными трестами теперь. В 1928 г. Лаврский участвовал в качестве делегата от Томского университета в работах Первого Всесоюзного горного научно-технического съезда в Москве; доклад, доказывавший пригодность университетских геологов для производства поисков и легких разведок, был принят на съезде с резолюцией для университета вполне благоприятной. Научно–исследовательскую работу Аркадий Валерианович начал еще студентом, тогда же написал статью «Геологические исследования в Уфимской губернии по реке Белой» (1888 г.). Проявил себя прежде всего как кабинетный минералог и петрограф, обнаружив основательное знакомство с новейшими в то время методами исследования и критическое отношение к ним. Помимо магистерской диссертации, в период пребывания в Казани он занимался также оптическими свойствами кристаллических тел. Его перу принадлежит небольшая работа, посвященная результатам изучения Томаковского метеорита, которую Лаврский написал в Екатеринославле. В томский период его научная деятельность была затруднена болезнью глаз. Свою научную деятельность начал с обработки материалов в геологическом кабинете Казанского университета под руководством профессора А.А.Штукенберга. После второго курса в качестве коллектора он участвовал в геологической партии А.А.Штукенберга и ассистента А.М.Зайцева, в будущем профессора Томского университета, производивших съемку на западном склоне Среднего Урала. Позже Лаврский самостоятельно выполнял геологические исследования в Уфимской губернии по реке Белой и по заданиям губернского земства в уездах Казанской губернии. Все научные работы Лаврского, выполненные в основном в казанский и екатеринославский периоды деятельности, можно объединить в две группы: работы, посвященные углубленному исследованию геологических (минералого-петрографических) проблем, и работы научно-популярного и учебного характера. Читал курсы лекций по минералогии и кристаллографии студентам горного и химического отделений ТТИ, минералогии – студентам инженерно-строительного отделения, вел практические заниятия в минералогической лаборатории, заведовал минералогическим кабинетом. Лаврский был прекрасным методистом, блестящим лектором и талантливым пропагандистом своей науки. Часто выступал с популярными лекциями перед самыми разнообразными слушателями, проводил эксперименты с демонстрацией образцов минералов, знакомил с различными геологическими проблемами. По словам В.А.Обручева, он обладал «замечательным умением излагать трудные для усвоения темы вполне ясно и доступно». Принимал активное участие в общественной жизни Томска и страны. В дореволюционные годы возглавлял педсовет 2–й женской гимназии, где долгое время преподавал естествознание. В мае 1917 г. выезжал в Петроград для участия в работе съезда по реорганизации высшей школы, в августе 1917 г. — в Москву в качестве представителя ТТИ. Входил в местную организацию партии конституционных демократов. Состоял членом попечительского совета и председателем академического совета Народного университета имени П.И.Макушина (1918 – 1919 гг.) и вечерних общеобразовательных курсов для взрослых. С 24 декабря 1918 г. по 14 мая 1919 г. — председатель Томской городской думы, в 1920–х годах — председатель школьного совета 1–й трудовой школы Томска. В течение ряда лет состоял членом городского бюро СНР. Отмечая заслуги Аркадия Валериановича, пленум Томского окружного бюро профсоюзов в октябре 1928 г. выдвинул его, а также ряд профессоров Томска на присвоение звания Героя Труда. Научные труды: "Геологические исследования в Уфимской губернии по р. Белой" ("Труды казанского общества естествоиспытателей", том XVIII, выпуск 4); "Плагиоклазоавгитовые породы между Енисеем и Леной" (ib., том XXXIII, выпуск 1); "Оптические свойства кристаллических тел" (1898); "Геологический очерк Екатеринославской губернии" ("Сборник екатеринославского научного общества по изучению местного края"); "Воспоминания о профессоре А.А.Штукенберге" ("Ежегодника по геологии и минералогии России", том VIII). Награды: Орден Святого Владимира 4-й степени (1915), Святой Анны 2-й степени (1906), Святого Станислава 3-й степени (1899); Медали «В память царствования Императора Александра III», «В память 300-летия царствования Дома Романовых»; В советский период: Орден Трудового Красного Знамени (1940). Чин: (до 1917) – статский советник (1904). Семья: Отец – Лаврский Валерьян Викторович – городской приходской священник, окончил духовную семинарию; Мать – Лаврская Мария Ивановна; Жена – Ольга Петровна, урожденная Оптовцева (родилась 20 апреля 1873 г.). Источники: Биографический справочник «Профессора Томского политехнического университета»: Том 1/Автор и составитель А.В.Гагарин. Томск: Издательство научно-технической литературы, 2000, 300 страниц; Книга: «Столетие горно-геологического образования в Сибири». Томск: Издательство «Водолей», 2001, 704 страницы.

Василий Васильевич Водовозов  (587x700, 253Kb)
1864
Василий Васильевич Водовозов
русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально-экономической и политической истории. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Василия Ивановича Водовозова и Елизаветы Николаевны Водовозовой. Василий Васильевич Водовозов в 1883 году поступил в Санкт-Петербургский университет, сначала на историко-филологический, потом на юридический факультет. В 1886—1887 годах вёл иностранный отдел в газете «Неделя». В февр. 1887 года был арестован и после трехмесячного заключения отправлен на пять лет в Архангельскую губернию; в 1890 году получил отпуск для сдачи государств, экзаменов, после чего вновь отправлен в ссылку. В 1890 году поместил в «Северном вестнике» статью о пенитенциарном конгрессе в С.-Петербурге, в 1892 году в «Юридическом вестнике» — о дореформенной юстиции. В 1893—94 годах вёл иностранный отдел в газете «Русская жизнь». В марте 1894 года был выслан из Санкт-Петербурга и отправился на Балканский полуостров. В 1895 году поместил в «Русском богатстве» статью «Стефан Стамбулов», в «Вестнике Европы» — «По Болгарии». В 1897 году ездил в Австрию, но за корреспонденции оттуда арестован в Пшемысле (в Галиции) и выслан без права въезда в Австрию навсегда. В 1901 году ездил в Австрию вновь, но под чужим именем. С 1896 года жил в Киеве. В 1900 году был арестован по так называемому «Ибсеновскому делу» (делу о реферате Луначарского, в частной квартире, об Ибсене), просидел в киевской тюрьме 6 недель, был под следствием 2 года и освобожден за отсутствием улик. С 1904 года жил в Санкт-Петербурге, где принадлежал к редакции «Нашей Жизни», а также вёл иностранный отдел в «Вопросах жизни». В 1903—1905 годах читал лекции в разных городах России по вопросам государственного права. Написал ряд работ по новейшей истории, государственному праву и политике в «Мире Божием», «Русском богатстве», «Новом слове», «Начале», «Новом пути»; по преимуществу занимался вопросами избирательного права и политическими партиями Запада. В статьях «Антисемитизм в Германии и предстоящие выборы в рейхстаг» и «Политические партии в Австрии» (в «Русском богатстве», 1898) сделал попытку применения статистического метода к исследованию роста политических идей. Отдельно издал: «Материалы для характеристики положения русской печати» (Женева, 1898); «Исследование г. Тарле по социальной истории Англии» (Санкт-Петербург, 1901; отрицательная оценка диссертации Е.Тарле о Томасе Море); «Всеобщее избирательное право на Западе» (популярная брошюра, Ростов-на-Дону, 1905; 2-е издание, сильно измененное, в том же 1905 г.); «Пропорциональные выборы или представительство меньшинства» (Санкт-Петербург, 1905). В «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона» ему принадлежит большая часть статей по государственному праву (Милитаризм, Монархия, Обструкция, Парламент, Партии политические, Союз государств, Федерация, Консервативная, Либеральная, Социалистическая партия и т. д.) и новейшей истории Запада. В 1906 году был осужден по ряду дел (связанных с работой в качестве редактора газет «Народное Хозяйство», «Наша Жизнь» и периодического издания «Вестник Свободы») к заключению в крепости на один год. В 1917 г. входил в редакцию журнала «Былое», сотрудничал в газете «День». Октябрьскую революцию не принял, эмигрировал в 1926 году. В последние годы жизни нуждался, оглох и ослеп. Покончил жизнь самоубийством (бросился под поезд) в Збраславе (Чехословакия) 7 октября 1933 года. Жена Ольга Александровна (?—1933), совершила самоубийство после смерти мужа. Источники: Водовозов, Василий Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-петербург, 1890—1907; Водовозов Василий Васильевич — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание); Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917—1997 в 6 томах. Том 1. А — В. Москва: «Пашков дом», 1999. — ISBN 5-7510-0169-9. Страница 592.

FedericoGamboa55 (556x700, 182Kb)
1864
Федерико Гамбоа (Federico Gamboa)
мексиканский писатель и драматург. Литературную деятельность начал как журналист. Гамбоа - автор пьес "Последнее сражение" (1895), "Отмщение земли" (1905), "Среди братьев" (1928), остро социальных по своей направленности. В драме "Отмщение земли" Гамбоа показал классовую борьбу в мексиканской деревне и эксплуатацию крестьян. Драматургия Гамбоа проникнута идеями мексиканской буржуазно-демократической революции 1910-1916. В то же время на его творчестве сказалось влияние французского натурализма. Умер 15 августа 1939 года. Литература: Magana Esquivel A., Imagen del teatro, Mexico, 1940; Olavarria y Ferrari E. de, Resena historica del teatro en Mexico, Mexico, 1895.

1864
Орест Максимович Говорухин
русский революционер. Родился в станице Усть-Хопёрская, ныне Волгоградской области, в семье казака. В 1886—1887 студент физико-математического факультета Петербургского университета, входил в революционный "Кружок кубанцев и донцов" и др. студенческие организации. Был связан с группой Д.Благоева. 5 апреля 1886 арестован; 22 апреля освобожден под надзор полиции. Участвовал в подготовке покушения на Александра III в марте 1887 (группа А.И.Ульянова — П.Я.Шевырёва). В конце февраля 1887, скрываясь от полиции, эмигрировал. Жил в Швейцарии. В Цюрихе Г. был одним из основателей "Социалистического литературного фонда". В Женеве работал в типографии группы "Освобождение труда". В 1895 переехал в Болгарию. В 1925 вернулся в Москву. Год смерти неизвестен. Литература: Крикунов В.П., А.И.Ульянов и революционные разночинцы Дона и Северного Кавказа, Нальчик, 1963: Итенберг Б.С., Черняк А.Я., Жизнь Александра Ульянова, Москва, 1966.

olbrich-06 (518x700, 181Kb)
1867
Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich)
австрийский архитектор, мастер модерна, автор выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте. Родился в Троппау (ныне Опава, Чехия), в многодетной семье предпринимателя-кондитера. Отец архитектора владел кирпичным заводом, и Йозеф познакомился со строительными технологиями ещё в детстве. В 1882 году, не закончив средней школы, ушёл работать чертёжником, в 1886—1890 годах завершил среднее образование в Вене, затем обучался в Академии изобразительных искусств в Вене у Карла фон Хазенауэра. C 1893 года — помощник Отто Вагнера на проектировании Венской городской железной дороги (англ.), фактически исполнявший рабочие чертежи станций. В 1896 году в среде венских художников произошёл раскол. Возглавляемая Густавом Климтом группа художников и архитекторов, недовольная действиями венского Дома Искусств, откололась и учредила собственную организацию — Венский сецессион. В 1897 году Ольбрих выстроил на Карлсплац памятник модерна — выставочный зал Сецессиона с куполом-шаром из золотых ветвей. В 1900 году, по инициативе герцога Дармштадтского Эрнста-Людвига, покровителя искусств и организатора колонии художников на горе Матильды в Дармштадте, Ольбрих переехал в Германию. Получив гессенское гражданство и профессорский титул, он фактически возглавил колонию, выполнив большую часть проектов и лично возглавив строительство, а в 1903 женился на немке Клер Мораве. В самой колонии и в окрестностях Дармштадта им построены всего два десятка зданий; часть из них погибла во время второй мировой войны. В 1908 году Ольбрих выстроил исторический универмаг Тица в Дюссельдорфе и третью очередь посёлка художников в Дармштадтской колонии; в том же году, в возрасте 40 лет, он умер от лейкемии. Умер в Дюссельдорфе 8 августа 1908 года. Сочинения: Ideen, Wien, 1899; Architektur, Bd 1—3, В., 1901—1914. Литература: Lux J. A., Josef М. Olbrich, ., 1919.

Jaan_Tonisson1928 (490x700, 192Kb)
1868
Яан Тыниссон (в русских документах - Ян Янович Теннисон; эстонское имя - Jaan Tхnisson)
эстонский государственный деятель, юрист. Родился около Тянассильма, Феллинский уезд, Лифляндская губерния, Российская империя. Из крестьянской семьи. Окончил юридический факультет Юрьевского (ныне — Тартуский) университета (1892), во время учёбы был председателем Общества эстонских студентов. Почётный доктор права (1928, Тартуский университет). В 1894—1896 судебный чиновник в Орловской губернии. В 1896—1930 — владелец, в 1896—1935 — главный редактор газеты «Postimees» («Почтальон») в Тарту (при нём она стала одной из главных общеэстонских газет). С конца XIX века — лидер национального эстонского движения, особенно в Южной Эстонии (Лифляндская губерния), основатель первой эстонской политической партии — Народной партии прогресса — и её лидер (1905—1917), выступал против русификации и онемечивания эстонцев. Член Первой Государственной думы, входил в состав фракции Конституционно-демократической партии. Подписал Выборгское воззвание, был за это арестован и осуждён, после чего лишён права избираться в парламент. В 1898—1918 — председатель Тартуского общества эстонских земледельцев, в 1902 — основатель Эстонского ссудно-сберегательного товарищества в Тарту, сторонник развития кооперативного движения. В 1908—1917 — председатель попечительского совета Эстонского общества молодёжного образования. В 1909—1920 — член совета Эстонского литературного общества. В 1917 активно участвовал в создании автономии Эстонии, член Временного земского совета, арестован в конце 1917 большевиками и выслан из Эстонии. В 1917—1919 — лидер Эстонской демократической партии, в 1919—1932 — Эстонской народной партии, в 1932—1935 — Национальной центристской партии. В 1917—1918 — руководитель зарубежной делегации в Стокгольме, в 1918—1919 — министр без портфеля и исполняющий обязанности министра иностранных дел во Временном правительстве 1918—1919. С 18 ноября 1919 по 26 октября 1920 — премьер-министр (его правительство заключило Тартуский мирный договор с Советской Россией). Депутат Учредительного собрания и всех созывов Государственного собрания (Рийгикогу), председатель второго (1923—1925) и пятого (1932—1933) созывов. С 9 декабря 1927 года по 4 декабря 1928 года и с 18 мая по 21 октября 1933 года — государственный старейшина (глава государства), в 1931—1932 — министр иностранных дел. В 1932—1940 — председатель Эстоно-британского общества, в 1933—1940 — Эстоно-шведского общества. После государственного переворота 12 марта 1934 был отстранён от активной политики, в 1935 году — смещён с поста редактора своей газеты, перешедшей под контроль государства. В 1935—1939 — профессор кооперации Тартуского университета. Будучи последовательным сторонником политической демократии, выступал против правительства Константина Пятса. В 1938—1940 — депутат Государственного представительного собрания и глава демократической оппозиции, от которой в 1938 году баллотировался на пост президента страны. Награждён Крестом Свободы III/1 (высшая степень за гражданские заслуги). Почётный гражданин Тарту (1939), Орденом Белой звезды (1938). Почётный член Эстонского литературного общества, Эстонского общества журналистов. Во время летнего кризиса 1940 года в отношениях между СССР и Эстонией пытался убедить президента Пятса организовать хотя бы символическое сопротивление Красной армии. Пытался консолидировать демократические силы страны перед выборами в парламент в 1940, но его сторонники не были допущены к участию в избирательном процессе (выборы проходили под контролем советских органов и носили безальтернативный характер). 13 декабря 1940 года был арестован органами НКВД, содержался в тюрьме в Таллине. Отказался давать устраивающие следствие показания. Дата и обстоятельства смерти неизвестны. Русский театральный деятель в Эстонии Степан Рацевич, арестованный в апреле 1941, находился вместе с Тыниссоном в одной камере в таллинской тюрьме. Он вспоминал: «Мы никогда знакомы не были, меня он, конечно, не знал, зато я его, как и любой интеллигент Эстонии, знал очень хорошо. Я его часто видел на публичных выступлениях, встречал на улицах Таллина и Тарту, читал его речи и статьи в газетах, отличавшиеся глубиной мысли и содержания. Яана Тыниссона, среди государственных деятелей многих партий, отличала простота в общении, интеллигентность, высокая культура. Поэтому меня нисколько не удивило, что он, которому в то время было 73 года, не постеснялся первым протянуть руку незнакомому человеку, чуть ли не в два раза его моложе. Во внутреннюю тюрьму на ул. Пагари он попал в первые дни провозглашения Советской Эстонии. Находясь в подвале тюрьмы в продолжение года, Яан Тыниссон окончательно подорвал своё здоровье. Его койка, единственная в камере, круглые сутки находилась в горизонтальном положении. Тюремные врачи разрешили ему отдыхать в любое время суток. Тюрьма и болезнь изменили его до неузнаваемости. Когда-то статный и высокий, Яан Тыниссон стал сгорбленным, как будто меньше ростом, с трудом передвигался по камере. Лицо покрылось болезненной желтизной, заострился нос, впали заросшие сединой щеки и только глаза, добрые, ласковые оставались живыми и бодрыми. Сохранилась характерная для Яана Тыниссона бородка, которую тюремные брадобреи несколько раз пытались сбрить. Он умолял её не трогать, говоря, что с ней вместе сойдёт в могилу. Его столь скромное желание поддерживала вся камера.» В современной Эстонии существует Институт Яана Тыниссона. Библиография: Эстонский биографический словарь. Таллинн, 2002.

Dmitri_Egorov (525x700, 134Kb)
1869
Дмитрий Федорович Егоров
русский и советский математик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1924), почётный член Академии Наук СССР (1929). Кроме того, он состоял членом Московского математического общества, членом-корреспондентом Харьковского математического общества, членом Казанского физико-математического общества, непременным членом общества любителей естествознания, антропологии и географии, почетным членом общества испытателей природы, членом Societe Mathematique de France. Работы Егорова относятся к дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного. Дмитрий Фёдорович Егоров родился в Москве в семье преподавателя математики Фёдора Ивановича Егорова (1845—1915). А 18 декабря 1869 года он был крещён в Михайло-Архангельской церкви при 2-й Московской военной гимназии. В 1883—1887 годах учился в 6-й Московской гимназии. С 1887 года — студент математического отделения физико-математического факультета Московского университета. В 1891 году Д.Ф.Егоров окончил университет с дипломом 1-й степени и по ходатайству В.Я.Цингера и П.А.Некрасова оставлен в нём для приготовления к профессорскому званию. Уже в 1892 году появилась первая научная публикация — статья в журнале Математический сборник. В 1893 году сдал магистерские экзамены и 27 января 1894 года был принят в число приват-доцентов Московского университета. Помимо научных занятий преподаёт сразу в нескольких учебных заведениях Москвы: в 5-й мужской гимназии (до 1896 года), в частной гимназии Ф.И.Креймана и в учительском институте. Затем начинает преподавать в Московском Николаевском сиротском институте (1895—1900) и в родной 6-й Московской гимназии (1896—1903). 22 сентября 1899 года защищает магистерскую диссертацию «Уравнения с частными производными 2-го порядка по двум независимым переменным», а в 1901 году — докторскую (защита сочинения «Об одном классе ортогональных систем», результаты которой вошли в классический трактат об ортогональных системах Г.Дарбу, состоялась 23 марта 1901 года). С 1 июня 1902 года «с Высочайшего соизволения» он отправлен «с учёной целью сроком на один год» за границу; посещает лекции в Берлине, Геттингене, Марбурге, Париже. По возвращении, 31 августа 1903 года Д.Ф.Егоров был назначен экстраординарным профессором, а 14 марта 1904 года — ординарным профессором Московского университета. В 1905 году получает орден Святой Анны 3-й степени. Лето 1906, 1907, 1908 годов из-за неспокойной обстановки в России он проводит в командировках за границей. 5 октября 1908 года Д.Ф.Егоров обвенчался с австрийской подданной, дочерью чешского музыканта Анной Ивановной Гржимали (1 июня 1877—1960). Начиная с 1910 года Д.Ф.Егоров стал систематически вести математический семинар, посвящавшийся из года в год различным областям математики; с тех пор математические семинары постепенно стали обычной формой учебной работы в вузах. Особо следует отметить, что им был создан семинар по математическому анализу, положивший начало московской школе теории функций вещественной переменной. В мае 1917 года совет Московского университета избрал Д.Ф.Егорова на 4 года помощником ректора. С момента основания в 1921 году при Московском университете Научно-исследовательского института математики и механики I МГУ и до 1930 года Д.Ф.Егоров был его действительным членом и директором (с 1924 года). С 1921 года — вице-президент, а с 1923 года — президент Московского математического общества. 6 декабря 1924 года Д.Ф.Егоров становится членом-корреспондентом Академии наук. В 1929 году был подвергнут гонениям по религиозным убеждениям и в 1930 году арестован. Проходил по делу «Всесоюзной контрреволюционной организации „Истинно православная церковь“» (катакомбной церкви) вместе с известным философом А.Ф.Лосевым. Выслан в Казань, где объявил голодовку, подорвавшую вконец его здоровье. Был помещен в больницу и, по мере возможности, изолирован. Умер в Казани в больнице, после голодовки, объявленной в тюрьме 10 сентября 1931 года. Из Академии Наук не исключался. Учениками Егорова были академики Н.Н.Лузин, П.С.Александров, а также И.Г.Петровский, И.И.Привалов, В.В.Степанов, В.В.Голубев, Л.Н.Сретенский, Д.Е.Меньшов. После смерти Б.К.Млодзеевского в 1923 году, Д.Ф.Егоров, бывший до этого уже вице-президентом Московского математического общества, избирается его президентом. С самого начала своей деятельности на этом посту он начал активную работу по восстановлению нормального функционирования математического сообщества. И первым действием в этом направлении стало возобновление издания «Математического сборника», прерванное в 1919 году. Удалось это только в 1924 году, когда из печати вышел 31-й том. Редколлегией журнала (ответственный редактор Д.Ф.Егоров, ученый секретарь редакции В.А.Костицын) было принято решение о публикации в нём статей не только на русском (как было до того согласно § 18 Устава общества, но и на других основных европейских языках — немецком, французском, итальянском и английском. В президентство Егорова Московское математическое общество заняло ведущие позиции в математической жизни страны, приняв на себя большую часть функций организатора общественной жизни отечественного математического сообщества. Дмитрий Егоров рос в особенном окружении воцерковленных людей. Один из них — друг, коллега и соавтор его отца, директор Московского учительского института Александр Федорович Малинин, человек глубоко религиозный, беззаветно преданный своему делу. В Университете Д.Ф.Егоров испытал значительное влияние протоиерея Н.А.Сергиевского. Будучи весьма верующим человеком, он никогда не касался на лекциях не только религиозных, но и философских вопросов, считая, что математика является самодостаточной наукой. Тем не менее, вопросы философии и богословия его, несомненно, интересовали. Он хорошо знал труды немецкого философа Канта, святителя Игнатия Брянчанинова и прав. Иоанна Кронштадтского. Традиционная приверженность московской математической школы философским проблемам обусловила особое сочувствие Д.Ф.Егорова имяславию. Определенную роль в приобщении к нему могли сыграть М.А.Новосёлов и П.А.Флоренский. В письме, датируемом июнем 1914 года, Д.Ф.Егоров писал: «Достал я себе диссертацию П.А.Флоренского и нашёл в ней много интересного. В частности, мысль о неизбежности антиномичности догматов, хотя, может быть не нова, но хорошо выставлена и проведена.» Интересны замечания об Ангеле-Хранителе как об „intelligibiler Charakter“ Канта. — Письма Д.Ф.Егорова к Н.Н.Лузину. Предисловие П.С.Александрова // Историко-математические исследования. — 1980. — Выпуск 25. — Страницы 335—361. Публикация и примечания Ф.А.Медведева при участии А.П.Юшкевича. Общие религиозные и мировоззренческие интересы были у Д.Ф.Егорова с А.Ф.Лосевым; они были далеки от политики и вопросы веры и науки ставили выше её. В московских математических кругах в своё время вспоминали об его отказе читать лекцию по математике в бывшей церкви, приспособленной под аудиторию. К моменту ареста Д.Ф.Егоров был церковным старостой одного из московских приходов. Из показаний Егорова после ареста, касающихся имеславия: «Вопрос о революции, как о Божьем наказании за грехи, не является для православных новым и потому, помещая в документах в защиту имеславия этот момент, мы ничего нового не вносили. Впервые этот момент появляется в пророчестве Серафима Саровского. Это пророчество найденное у меня при обыске, записано Мотовиловым со слов Серафима. Поэтому может быть некоторые места в нем чересчур заострены, но в целом я против этого пророчества ничего возразить не могу» — Демидов С. Доклад на семинаре «Русская философия (традиция и современность)» Сохранилась уникальная фотография 1893 года, на которой запечатлена большая семья Егоровых в день золотой свадьбы дедушки и бабушки Д.Ф.Егорова. Кроме героев торжества, Ивана Петровича и Лидии Алексеевны, присутствуют родители Д.Ф.Егорова: Фёдор Иванович и Ольга Николаевна, десятилетний двоюродный брат Сергей Павлович Фиников — сын тётки, Марии Ивановны. Супруга Д.Ф.Егорова — Анна Ивановна Егорова, австрийская подданная, получила прекрасное музыкальное образование: закончила консерваторию, где занималась в классе В.М.Зарудной; её отец - И.В.Гржимали, был преподавателем Московской консерватории по классу скрипки. Анна Ивановна играла на рояле и пела, кроме того, владея чешским языком, занималась переводами: известны её переводы стихов чешского поэта Я.Врхлицкого и чешских народных сказок, собранных Боженой Немцовой. Облик А.И.Егоровой запечатлел русский художник Михаил Фёдорович Шемякин, супругой которого была сестра Анны Ивановны, Людмила. Портрет Анны Ивановны Егоровой «Дама в светлом» (1909; холст, масло; 157 х 89,5), находится в Музее изобразительных искусств города Нижнего Тагила; им же был написан «Портрет женщины в розовом».
Dmitri_Egorov_038 (484x700, 128Kb)
Сочинения: Некоторые соотношения из теории интегралов по делителям // Математический сборник : журнал. — Москва, 1892. — Том 16. — № 2. — Страницы 236—255. Теория чисел; К общей теории соответствия поверхностей // Математический сборник : журнал. — Москва, 1896. — Том 18. — № 1. — Страницы 86—107. — Дифференциальная геометрия; Уравнения с частными производными второго порядка по двум независимым переменным. Общая теория интегралов, характеристики, М., Типография Московского унтверситета, 392. 1899 — Теория дифференциальных уравнений; Случай недостаточности обычного геометрического определения характеристик уравнения с частными производными первого порядка // Математический сборник : журнал. — Москва,1903. — Том 20. — № 4. — Страницы 608—615. — Теория дифференциальных уравнений; Об одном классе ортогональных систем, Ученые записки Московского университета 18, 1—239. 1901 — Дифференциальная геометрия; Une classe nouvelle de surfaces algebriques qui admettent une deformation continue en restant algebriques, C.R. Acad. Sci. (Paris) 132, 302—305. 1901 — Дифференциальная геометрия; Работы К.М.Петерсона по теории уравнений с частными производными // Математический сборник : журнал. — Москва, 1903. — Том 24. — № 1. — Страницы 022—029. — Дифференциальная геометрия; Die hinreichenden Bedingungen des Extremums in der Theorie des Mayerschen Problemsr Math. Ann. 62, 1906. 371—380 — Вариационное исчисление; Об изгибании на главном основании при одном семействе плоских или конических линий // Математический сборник : журнал. — Москва,1911. — Том 18. — № 1. — Страницы 167—187. — Дифференциальная геометрия; Sur les suites des fonctions measurables. C.R. Acad. Sci. Paris, (1911) 152:135-157 — Теорема Егорова; Sur les surfaces, engendrйes par la distribution des lignes d'une famille donnйe = О поверхностях, образуемых распределением данного семейства линий // Математический сборник : журнал. — Москва,1923. — Том 31. — № 2. — Страницы 153—184; Sur la thйorie des йquations intйgrales au noyau symйtrique = К теории интегральных уравнений с симметрическим ядром // Математический сборник : журнал. — Москва, 1928. — Том 35. — № 3-4. — Страницы 293—310. — Интегральные уравнения; Addition а la note "Sur la thйorie des йquations intйgrales au noyau symйtrique" = Добавление к заметке «К теории интегральных уравнений с симметрическим ядром» // Математический сборник : журнал. — Москва,1929. — Том 36. — № 2. — Страницы 116—123. Учебники: Дифференциальная геометрия (Пособие для высшей технической школы), Москва—Петроград, ГИЗ, 1923. — 290 страниц; Основания вариационного исчисления, Москва—Петроград, Госиздат, 1923. — 79 страниц; Элементы теории чисел, Москва—Петроград, Госиздат, 1923. — 202 страницы. Литература: Математика в СССР за сорок лет. 1917-1957. Сборник статей, тома 1-2, Москва, 1959 (имеется библиография трудов); История отечественной математики, тома 2-3, Киев, 1967-1968; Юшкевич А.П., История математики в России до 1917 года, Москва, 1968; Кузнецов П.И. Дмитрий Федорович Егоров (к 100-летию со дня рождения). — Успехи математических наук. — 1971. — Том 26. — Выпуск 5 (161). — Страницы 169—206. (имеется список трудов Егорова);Колягин Ю.М., Саввина О.А. Дмитрий Федорович Егоров. Путь ученого и христианина. — Москва: ПСТГУ, 2010. — 302 страницы — 1000 экземпляров — ISBN 978-5-7429-0611-7.

 (540x699, 85Kb)
1869
Эдвин Арлингтон Робинсон (Edwin Arlington Robinson)
американский поэт. Родился в Хед-Тайде (штат Мэн). Детство Робинсона прошло в Гардинере (штат Мэн) (описан в его стихах под именем Тильбюри-таун). Два года учился в Гарвардском университете, но вынужден был прервать обучение из-за нехватки средств. Первая книга Робинсона Ливень и ночь накануне (The Torrent and the Night Before) была напечатана в 1896. Содержавший замечательные стихи сборник Дети ночи (The Children of the Night, 1897) был едва замечен, но впоследствии стихи из него входили во многие антологии. Один из благодарных читателей книги, президент Т.Рузвельт, помог Робинсону получить должность на нью-йоркской таможне. Городок вниз по реке (The Town Down the River, 1910) включает ряд иронических стихотворений-портретов наподобие Минивера Чиви, однако настоящее признание у критиков Робинсон получил после книги Человек на фоне неба (Man Against the Sky, 1916). За нею последовала серия больших повествовательных поэм на сюжеты Артуровских легенд – Мерлин (Merlin, 1917), Ланселот (Lancelot, 1920), Тристрам (Tristram, 1927), принесший Робинсону в 1928 третью Пулитцеровскую премию (первые две – 1922 и 1925) и известность у широкой публики. Последние книги Робинсона представляют собой по преимуществу большие психологические повествования. В их числе Эвонская жатва (Avon's Harvest,1921), Дионис в сомнениях (Dionisius in Doubt, 1925), Дом Кэвендера (Cavender's House, 1929), Матиас на пороге (Matthias at the Door, 1931). Умер Робинсон в Нью-Йорке 6 апреля 1935 года. Во многих коротких стихотворениях-портретах Робинсона описаны неудачники и опустившиеся люди, под конец жизни испытывающие разочарование и тоску. Точно так же и в поэмах на Артуровские сюжеты Мерлин и Ланселот убеждаются, что им не по силам совладать с неблагоприятными обстоятельствами, признают свое поражение и покидают Камелот. Однако Робинсон не был ни пессимистом, ни фаталистом. Он считал, что человек, в сколь бы трудное положение ни ставила его жизнь, несет моральную ответственность за свои поступки; мрак, окутавший этот мир, отступит, впереди нас ждет свет. В Мерлине и Ланселоте (написанных во время и сразу после Первой мировой войны, когда Робинсону казалось, что рушится вся западная цивилизация) перед читателем проходит картина обветшания и краха старого порядка в королевстве Артура, однако Святой Грааль сулит новый идеал.

Camille_Guérin (518x700, 264Kb)
1872
Жан-Мари Камиль Герен (французское имя - Jean-Marie Camille Guйrin)
французский ученый, ветеринарный врач, бактериолог и иммунолог, который в начале 1920-х годов вместе с Альбером Кальметом создал противотуберкулёзную вакцину ВСG (БЦЖ). К.Герен родился в Пуатье, в семье со скромным достатком. Его родители умерли от туберкулёза (отец — в 1882, мать — в 1918). С 1892 по 1896 обучался в Национальной ветеринарной школе — Ecole Nationale d’Alfort Vйtйrinaire и ещл будучи студентом, работал помощником патолога. В 1897 был принят на работу в отделение Института Пастера в Лилле и начал работать под руководством руководителя этого филиала, врача-бактериолога и иммунолога Альберта Кальмета (1863—1933). Начинал свою научную карьеру, как специалист, отвечающий за подготовку сыворотки Кальметта (противоядия против укусов змей) и вакцины против оспы. В результате его исследований была значительно улучшена технология производства противооспной вакцины, а позднее, разработан метод количественного определения степени вирулентности. В 1900 — заведующий лабораторией в Лилле. После этого, с 1905 по 1915 и с 1918 по 1928 К.Герен, работая в тесном сотрудничестве с Кальметом, посвятил себя исследованиям по созданию вакцины против туберкуллза. В 1905 они совместно разработали способы ослабления патогенного деятельности микобактерий (Mycobacterium), используя последовательные опытные изменения культуры. В 1908, после успешного получения иммунологически активного препарата, который можно было использовать для производства вакцины, они опубликовали результаты того, что позднее было названо БЦЖ. В 1921 они получили эффективную вакцину, которая могла быть использована в медицине. В 1923 году Гигиенический комитет Лиги Наций принял решение о ее широком применении во всех странах мира. Вакцина была адаптирована и широко использовалась в Европе и Америке. В СССР штамм БЦЖ был привезен Л.А.Тарасевичем в 1925 году и обозначен BCG-I. Вакцина БЦЖ выдержала испытание временем, ее эффективность проверена и доказана практикой. В 1928 К.Герен переехал в Париж и стал директором противотуберкуллзной службы в Институте Пастера. В 1939 — вице-президент Национального комитета защиты от туберкулеза. В 1948 Герен был председателем Первого международного конгресса по БЦЖ. В 1949 стал президентом ветеринарной академии Франции, а в 1951 и президентом медицинской Академии. В 1955 Французская академия наук присудила ему Гран-при в области науки. Умер в пастеровском госпитале в Париже 9 июня 1961 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку