-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


15 июня родились...

Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 00:12 + в цитатник
Карл_Вернике (510x700, 48Kb)
1848
Карл Вернике (Carl Wernicke)
немецкий психоневропатолог, автор психоморфологического направления в психиатрии, создатель психиатрической школы, первооткрыватель одноименной афазии, центра, энцефалопатии, синдрома Вернике-Корсакова и множества других психиатрических и невропатологических явлений. Карл Вернике родился в маленьком городке Тарновиц (немецкое название - Tarnowitz) (теперь Tarnowskie Gory, Польша) в семье чиновника — администратора горнодобывающей компании. Жили они в очень скромной обстановке, которая после смерти отца, когда Вернике было 17, стала ещё хуже. Потом его семья переехала. Среднее образование он получил в Королевской гимназии в Оппельне (немецкое название - Oppeln, теперь — Ополе) и Гимназии Святой Марии Магдалины в Бреслау (немецкое название - Breslau, теперь — Вроцлав). Аттестат зрелости Вернике получил в 1866. С большим трудом мать сумела дать сыну медицинское образование в Бреслауском университете, хотя изначально она хотела дать ему образование, чтобы он стал министром. Как раз перед его последними экзаменами она также умерла. Карл Вернике долго шел к работе в психиатрии. В Бреслауском университете сначала он учился под руководством Г.Нойманна в Аллерхайлигенгоспитале (Госпитале Всех Святых). Вернике закончил фундаментальное медицинское образование и ему присвоили звание врача в Бреслау в 1870. После этого он 6 месяцев работал в офтальмологическом отделении ассистентом. Потом он служил ассистентом хирурга Фишера на франко-прусской войне. Потом он прошел подготовку на специалиста по психиатрии под руководством Нойманна. С ним Вернике имел возможность провести шесть месяцев в Вене у Т.Г.Мейнерта — выдающегося невропатолога, позже сильно повлиявшего на З.Фрейда. Мейнерт очень на него повлиял и был практически единственным, кого Вернике упоминал в своих лекциях, и только его портрет висел на стене в его клинике. В 1872 под его руководством он сделал своё первое открытие — описал борозду, что присутствует у некоторых людей в пределах височной, теменной и затылочной доли. Карл Вернике стал специалистом по психиатрии и приват-доцентом в Бреслау в 1875 году, а в Берлине — в 1876. В 1876-1878 Вернике был первым помощником в клинике психиатрии и нервных болезней Шарите под руководством К.-Ф.-О Вестфаля в Берлине. Таким образом, Вернике продолжал психоневрологические традиции, начатые ещё В. Гризингером. В 1878 году он занялся частной психоневрологической практикой в Берлине, практикуя до 1885, когда он стал адъюнкт-профессором неврологии и психиатрии в Бреслау. В этом же году он согласился занять место своего учителя Г.Нойманна и стал директором психиатрической клиники Аллерхайлигенгоспиталя. Он получил кафедру в Бреслау в 1890 и стал начальником Отделения неврологии и психиатрии в университетской клинике. Следующие 14 лет она стала центром нейропсихологических исследований, где под его руководством работали Х.К.Липманн, К.Гольдштейн и Фёрстер. Этот период его жизни вообще был очень плодотворным. В 1894 году его труды были опубликованы в «Очерке лекций по психиатрии в клинике» нем. «Grundriss der Psychiatrie in klinischen Vorlesungen» со вторым изданием в 1906 (получивший диаметрально противоположную оценку: Ф.Ниссль считал его крайне важным, а Э.Крепелин — «спекулятивной анатомией»), «Знакомство с больными в психиатрической клинике в Бреслау» (немецкое название - «Krankenvorstellungen aus der psychiatrischen Klinik in Breslau») в 1899-1900, «Атлас нейроанатомии и патологии мозга» (немецкое название - «Atlas des Gehirns on neuroanatomy und pathology») в 1897-1903. Однако в 1904 его работа там оказалась в не очень благоприятных условиях из-за плохих отношений с городской и университетской властью. Мэрия отказалась строить здание университетской психиатрической клиники, что очень рассердило Вернике. Карл Вернике отправился по этой причине заведовать кафедрой в Галле (Саксония-Анхальт). Там он был главой Отделения психических и нервных болезней. Кроме продолжения своих предыдущих исследований Карл Вернике здесь интенсифицировал работу, и, в частности, принялся за исследование пункций для установления локализации опухолей мозга. История открытия следующая. В 1873 Вернике изучал пациента, который перенес инсульт. Хотя человек был в состоянии говорить и слух не был нарушен, он с трудом понимал, что ему говорили и не понимал написанное слово. Однако разговаривал он также патологически (фрагмент речи больного, переведённый и адаптированный М.Курланд, Р.А.Лупоф, «Как улучшить память» — ответ на вопрос, где больной живёт): «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте». После того как он умер, Вернике при вскрытии обнаружил поражение в задней теменной и височной области левого полушария мозга пациента. Он заключил, что эта область, которая близка к слуховой области мозга, участвует в понимании речи. Таким образом, Карлу Вернике было только 26 лет, когда он в 1874 году опубликовал свой 72-страничный труд «Афазический симптомокомплекс» нем. «Der aphasische Symptomenkompleks», в котором он первым описал сенсорную афазию, или, как он сам её называл афазию управления (нем. Leitungsaphasie), локализованную в височных долях, а также алексию и аграфию. В своей книге Вернике пытался связать различные афазии к нарушению психических процессов в различных регионах мозга. Позже он открыл, что повреждение дугообразных нервных волокон, соединяющих поля Брока и Вернике, тоже ведут к моторной и сенсорной афазии. Его последнее резюме синдрома афазии появилось в 1903 и было переведено на английский язык в 1908. 2 бумаги работы Вернике были опубликованы в Англии в 1994. На учении Брока и Вернике создана классификация афазий Вернике-Лихтгейма, популярная на Западе и сегодня, что выделяет корковые, транскортикальные (из-за перерыва связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и субкортикальные их формы. Однако, в отличии от Альцгеймера, Вернике не отождествлял расстройства речи и мышления. Он также показал в этих исследованиях преобладание одного полушария мозга в функционировании мозга. Существует ещё один важный момент открытие Вернике. По сути это — первое психиатрическое заболевание с точно найденным патологоанатомическим субстратом. Не зря именно его считают одним из наиболее видных представителей школы, что полагала, что психические болезни зависят от физиологии мозга. Он считал, что нарушения психики могут быть реализованы в конкретных регионах коры головного мозга и, следовательно, их можно использовать для определения функций этих областей. Вернике одним из первых понял, что функции мозга зависят от переплетения проводящих нервных путей, что связывают разные его участки, а каждый участок в свою очередь отвечает за простейшую сенсорно-моторную деятельность. Это гораздо прогрессивнее теории эквипотенциальности, которой придерживались большинство современных ему учёных. Теория эта возникла в ещё в 1825 после разочарования в локализационном психоморфологизме Ф.И.Галля. Она гласила, что мозг функционирует как единый орган. Карл Вернике же своим открытием был одним из тех, кто предвосхитил современную теорию динамической локализации функций по А.Р.Лурии и И.П.Павлову. Правда Вернике и другим учёным того времени до неё было ещё очень далеко. Третьим важным аспектом было то, что на основе своей теории Вернике понял: раз определённые симптомы зависят от локализации в точном месте, это место можно в свою очередь определить по симптомам и более конкретно проводить терапию. Стоит отметить, что для того времени это была глубочайшая мысль, сильно повлиявшая на современную науку, в частности, нейрохирургию. Надо ради справедливости указать, что Вернике был не первым, кто открыл сенсорную афазию. Её упоминали в 1869 Г.Ч.Бастиан и в 1871 Шмидт, именно Карл Вернике на основе собственных трудов наиболее полно не только описал, но и анатомически подтвердил это явление и сделал правильные выводы. В 1877 он открыл, что поражения, ограниченные ядром 6-го черепномозгового нерва (отводящего) ведут к параличу и повороту сопряженного взгляда в сторону поражения («глаза смотрят на очаг поражения») и был первым, кто установил, что a центр его — в покрышке моста. Эта работа сделала его всемирно известным. Между 1881 и 1883 Вернике опубликовал трехтомный «Lehrbuch der Gehirnkrankheiten(Учебник о болезнях головного мозга)». Это комплексное обследование включает в себя ряд оригинальных анатомических, патологических, и клинических наблюдений, например таких, как предсказание и затем подтверждение обнаруженных симптомов в результате окклюзии задней нижней мозжечковой артерии. Во втором томе он впервые описал энцефалопатию Вернике. Здесь же он начал исследования по классификации психических болезней. В 1881 Карл Вернике описал острую болезнь, характеризующееся энцефалопатией, отеком дисков зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, офтальмопарезом и атаксией у 3 пациентов. У них наблюдалось нарастание угнетения сознания, приведшее к смерти, в связи с чем такой исход считался типичным. Описано заболевание было в случае проглатывания серной кислоты (1 женщина), и алкоголизм. Вернике описал очаговые сосудистые поражения серого вещества вокруг III, IV желудочков мозга и сильвиева водопровода. Он рассматривал данное заболевание как воспалительное и токсическое и предложил называть его острым верхним геморрагическим полиэнцефалитом. Теперь известно, что оно вызвано дефицитом тиамина. Оно может сочетаться с корсаковским психозом — подострым синдромом деменции (синдром Вернике-Корсакова). Карл Вернике, стремился к естественной системе классификации психических расстройств, главным образом основанной на анатомии и патологии нервной системы. Его взгляды были основаны на концепции, что психические заболевания были вызваны нарушениями ассоциативной системы. Это было, иными словами, своего рода локализационная доктрина. Карл Вернике искал так называемый «элементарный психиатрический симптом», с которого начинается вся патология. Он считал, что их несколько, например: «тревожный психоз», «галлюциноз», «двигательный психоз», «экспансивный психоз через аутохтонные идеи». В современной медицине такая классификация в МКХ-10 или DSM-IV-TR не используется. 1-ый, 3-ий и 4-ый из этих симптомов позже К.Клейст и К.Леонгард включили в структуру предшественников МДП (БАР). Вернике не верил в существование конкретных психиатрических болезней. Поэтому Вернике был горячим противником Э.Крепелина, считая его классификацию психиатрических заболеваний недостаточно научной. Однако прогрессивным в этой классификации было то, что Вернике впервые применил к ней модель по типу рефлекторной дуги (аффектор, нейрон ЦНС и эффектор). Также этой классификацией он повлиял на К.Леонгарда и его классификацию акцентуаций. Вернике создал раннюю неврологическую модель языка, что впоследствии была возрождена Н.Гешвиндом. Модель известна сейчас как модель Вернике-Гешвинда. Он считал, что речь — многоэтапный процесс, и слово из слуховой памяти переходит в центр «идеации» (мышления), а из него — в центр двигательной памяти и артикуляционный аппарат. В психиатрии Карл Вернике также описал следующие симптомы: алкогольный галлюциноз, аллопсихоз, аутопсихоз, в том числе, экспансивный, аутохтонные идеи (см. ментизм), бред вторичный, псевдодеменцию, гневливую манию, пресбиофрению Вернике (Деменция), транзитивизм, дополнил сведения о соматопсихозе — особой ипохондрии с сенестопатиями, предложил теорию сейюнкции — поражения системы ассоциативных связей (проекционных зон) головного мозга с психическими наслоениями, Пика-Вернике височно-теменной синдром — сочетание сенсорной афазии и аграфии с центральным парезом нижней конечности и расстройствами чувствительности на той же половине тела; наблюдается при поражении височно-теменной области доминантного полушария большого мозга. Он впервые ввёл в психопатологию термин «гиперметаморфоз» (неустойчивость внимания) (1881) в качестве симптома, а не отдельной болезни, как считал его учитель Г.Нойманн (1859). Карл Вернике в 1892 впервые описал сверхценные идеи. Он дифференциировал их от обсессий, описанных его учителем К.-Ф.-О.Вестфалем. Карл Вернике впервые описал в «Случай судорожного невроза» (немецкое название - «Ein Fall von Crampus-Neurose») болезненные судороги мышц психогенной природы, возникающие при беспокойстве или страхе, известные как судорога Вернике или синдром Вернике-2, а в современной неврологии — писчий спазм. Вернике обнаружил синдром, когда работал с пациенткой, известной как Герда С., у которой острый страх карандашной стружки вредил её работе в качестве клерка в немецкой компании Siemens. Он добился частичного лечения с помощью высокочастотного низковольтного сигнала, подаваемого на виски, что он продемонстрировал на лекции в университете Бреслау в мае 1904. Карл Вернике описал реакцию, наблюдаемую в некоторых случаях гемианопсии, в которой свет, что проецируется на сетчатке одной половины глаза вызывает сокращение радужки, в то время как с другой стороны такой реакции не вызывает. Поза Вернике-Манна — своеобразная поза больного при центральном гемипарезе (параличе), развившемся вследствие поражения внутренней капсулы: приведение плеча к туловищу, сгибание предплечья, сгибание и пронация кисти, разгибание бедра, голени и подошвенное сгибание стопы; обусловлена повышением мышечного тонуса сгибателей руки и разгибателей ноги. Карл Вернике был молчаливым и замкнутым человеком. Он был близок со своими старшими коллегами, в частности, Эрнстом Storch, которого он очень уважал. Он мало контактировал со своими младшими учениками, но его способ обследования больных и его демонстрации были очень чёткими и побуждали к учёбе. Те, кто имел счастье присутствовать в его клинике, были подвержены глубокому его влиянию на их дальнейшее рассмотрение неврологических и психиатрических проблем. Его влияние можно увидеть в работе целого поколения немецких психиатров. Он погиб 15 июля 1905 года, через 2 дня после ранения, полученного в результате несчастного случая во время езды на велосипеде в Тюрингенском Лесу. Умер он в Дёррберге (теперь маленький не независимый населённый пункт в коммуне Гревенроде) Карл Вернике сломал несколько ребер и грудину, что привело к пневмотораксу. От этих тяжелых травм он скончался. Его тело было кремировано в Готе. Смерть его была крайне преждевременной и очень неожиданной, фактически на взлёте карьеры. Это видно из того, что многие его труды издавались и переиздавались длительное время после его смерти, не утратив своей актуальности.По словам А.А.Ткаченко, его очень высоко ценил Карл Ясперс: «В то же время, оставаясь весьма скупым на похвалы в адрес именитых психиатров, он все же отмечал как чрезвычайно талантливых таких немецких ученых, как Карл Вернике…» Ясперс ставил Вернике рядом с Фрейдом, как пример противоположностей в психиатрических теорий своего времени. Однако, интересно то, что концепцию классификации психических расстройств, разработанную Вернике в его «Grundriss der Psychiatrie (Плане психиатрии)» Карл Ясперс, называл «мифологией мозга». Список произведений: «Der aphasische Symptomencomplex. Eine psychologische Studie auf anatomischer Basis (Симптомокомплекс афазии. Психологическое исследование на анатомической основе)». — Бреслау: 1874; «Lehrbuch der Gehirnkrankheiten fьr Aerzte und Studierende (Учебник болезней мозга для врачей и студентов)». — Кассель, Берлин: Fischer, 1881-1883. — P. в 3-х томах; «Atlas des Gehirns (Атлас мозга)». — Бреслау: Schletter, 1897, 1903. — P. в 2-х томах; «Ьber die Klassifikation der Psychosen (О классификации психозов)». — Бреслау: 1899; «Die neueren Arbeiten ьber Aphasia (Новые работы по афазии)». — Берлин: Fortschritte der Medizin, 1885. — P. №3. — страницы 824-830; «Die neueren Arbeiten ьber Aphasia (Новые работы по афазии)». — Берлин: Fortschritte der Medizin, 1886. — P. №4. — страницы 371-377, 463-482.

georg_weifert_serbian_coins (463x700, 197Kb)
1850 года
Джордж Вайферт (Georg Weifert)
сербский промышленник немецкого происхождения, в своё время считался самым сильным индустриалистом Югославии. Родился в Панчево. Его семья была знаменита производством пива, отец Джордже Игнат Вайферт построил в Сербии в Панчево, родном городе Джордже, самую большую, на месте самой старой на Балканах (1722), пивоварню в регионе, которая просуществовала до 2008 года (пивоварня принадлежала «Efes’у» и после объединения в Сербии этой компании с «Heineken» она закрыла производство). Сам же Джордже построил ещё одну пивоварню на Топчидерском холме в Белграде, однако немецкая авиация в 1941 её разбомбила. Вайферт широко занимался благотворительностью: он основал фонд Король Стефан Дечанский для помощи глухонемым детям; во время Первой балканской войны закупал для бедных семей хлеб; давал средства на восстановление Белграда после Первой мировой войны; пожертвовал на строительство Сербской академии наук и искусств и др.
15 июня 1850 Георг  Вайферт (700x339, 197Kb)
Помимо этого, он считается основателем современной горнодобывающей промышленности Сербии. Умер в Белграде 12 января 1937 года.

tomson (590x700, 74Kb)
1860
Александр Иванович Томсон (Thomson)
русский языковед, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук. Родился в Лифляндской губернии, в семье лютеранина Иоганна Томсон, который служил лесничим недалеко от Тарту (Эстония). Мать будущего ученого звали Эмилией. Она была эстонкой и по-русски вообще не говорила. Окончив факультет в Санкт-Петербурге факультет восточных языков курс по санскритско-персидскому разряду, в 1887 году Томсон защитил при Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра: "Лингвистические исследования", а четырьмя годами позже, уже в Москве – диссертацию на степень доктора: "Историческая грамматика современного армянского языка города Тифлиса". После стажировки в Париже в 1897 году Томсон переехал в Одессу, где впоследствии стал ординарным профессором, а затем заведующим кафедры сравнительного языковедения и санскрита Императорского университета. Он же создал при Новороссийском университете в Одессе кабинет экспериментальной фонетики. В период работы в Одесском университете Томсон обратился к изучению русского языка и сравнительной грамматики славянских языков. Особое место в его трудах отводилось вопросам исторического синтаксиса. Много времени ученый посвящал вопросам правописания. До сих пор известностью пользуется его учебник “Общее языковедение” (Одесса, 1909; Одесса, 1910, издание 2). Этот учебник оказал большое влияние на многих крупных лингвистов начала века. Он служил настольной книгой преподавателей высших учебных заведений дореволюционной России, был основой различных работ по популяризации учения о языке среди населения. Научную деятельность Александр Иванович совмещал с практикой преподавания. На его лекциях аудитория была всегда заполнена, а среди его слушателей особое место впоследствии занял Иосиф Моисеевич Тронский, который прослушал у А.И.Томсона курс сравнительной грамматики индоевропейских языков и санскрита. В дальнейшем Тронский стал одним из самых выдающихся историков античной литературы, переиздававшегося множество раз учебника по истории античной литературы. Существует версия, что среди учеников Томсона был и выдающийся теоретик литературы М.М.Бахтин, который поступил в 1911 году в Новороссийский университет. Одно известно, что два выдающихся филолога были знакомы, а о Томсоне Бахтин сказал следующее: «Я помню, замечательный был лингвист Томсон. Он был прекрасный лингвист, прекрасный лингвист. Мы учились и сдавали по его великолепному учебнику… „Введение в языкознание“». Сын лифляндского лесника, давший начало армяноведению, посвятивший множество работ русскому и сравнительному языкознанию, Александр Иванович был разносторонним ученым. В круг его интересов входили вопросы преподавания языков, общего и сравнительного языкознания, исторической фонетики, экспериментальной фонетике. За свои заслуги перед Отечеством Томсон был произведен в звание действительного тайного советника, что соответствовало генеральскому званию в царской России. А 4 декабря 1910 года Александр Иванович становится член-корреспондент Академии Наук, что для лингвистов было и остается большой редкостью. Шли годы, десятилетия. Одесский университет обрел два факультета, на которых изучаются теория и практика языков по более десятка специальностям. Умер в Одессе от воспаления легких 27 ноября 1935 года. Сочинения: Лингвистические исследования, том 1, Санкт-Петербург, 1887; Историческая грамматика современного армянского языка города Тифлиса, Санкт-Петербург, 1890; Лингвистические исследования, Санкт-Петербург, 1897; К синтаксису и семасиологии русского языка, Одесса, 1903; Фонетические этюды, Варшава, 1905; К вопросу о возникновении родительно-винительного падежа в славянских языках, "Изв. отделения русского языка и словесности", 1908, том 13, книга 3.

schumann-heink_1 (486x700, 198Kb)
1861
Эрнестина Шуман-Хайнк (немецкое имя - Ernestine Schumann-Heink)
австро-американская оперная певица, контральто. Прославилась благодаря невероятно красивому, богатому, гибкому голосу широчайшего диапазона. Родилась Эрнестин Рёсслер (Ernestine Rцssler) в немецкоговорящей семье в городке Либен, Богемия, Австрийская империя (Lieben, Bohemia, Austrian Empire) – ныне входящем в состав Чешской Республики. Отец девочки, Ганс Рёсслер (Hans Rцssler), когда-то был офицером австрийской кавалерии; уже потом, встретившись с матерью Эрнестины, Шарлоттой Голдман (Charlotte Goldman), он решил осесть на месте и переквалифицировался в сапожники. В 1864-м Рёсслеры перебрались в Верону (Verona); еще через два года, из-за разгоревшейся не на шутку Австро-прусской войны, они переехали в Прагу (Prague). После окончания войны Ганс перевез семью в Краков (Krakуw); окончательно, однако, Рёсслеры осели лишь в Граце (Graz). Именно в Граце Эрнестина и повстречала первую свою наставницу вокального искусства, бывшую оперную певицу Марриэтту фон ЛеКлэр (Marietta von LeClair). В 1877-м Рёсслер впервые вышла на сцену сама, исполнив в паре с сопрано Марией Вильт (Maria Wilt) 9-ю Симфонию Бетховена (Beethoven's Ninth Symphony); оперный дебют её произошел через год, 15-го октября 1878-го – на сцене Дрезденского королевского оперного театра Эрнестина пела партию Азучены (Azucena) в 'Трубадур' ('Il trovatore') Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). В 1882-м Рёсслер вышла замуж за Эрнеста Хайнка (Ernest Heink) из дрезденского Саксонского оперного театра – больше известного под названием Опера Земпера (Semperoper). У Эрнста и Эрнестины было четверо детей. К сожалению, их брак противоречил условиям их профессиональных контрактов; вскоре оба супруга лишились своих мест. Хайнк нашел себе работу на таможне и скоро переехал в Гамбург (Hamburg); Эрнестина некоторое время продолжала работать в Дрездене, однако в конечном итоге все же последовала за своим мужем. К сожалению, вскоре Хайнк вновь лишился работы – на сей раз пострадал он из-за своих саксонских корней. Эрнеста депортировали в Саксонию; Эрнестина – на тот момент беременная – за ним не последовала; в 1893-м они развелись. Позже певица вышла замуж второй раз, за актера Пола Шумана (Paul Schumann); этот брак разорвала лишь смерть Шумана в 1904-м. Первую действительно крупную роль Эрнестина получила в Гамбургском оперном театре – вскоре после того, как примадонна Мари Гётце (Marie Goetze) всерьез повздорила с режиссером. Предложенную ей роль Кармен (Carmen) Хайнк сумела блестяще исполнить без всяких репетиций; это еще больше разозлило Гётце, так что позже Эрнестине достались еще две её роли. Певица блестяще справилась и с ними, в награду за что и получила контракт на 10 лет. Постепенно Эрнестина сумела прославиться и на международном уровне. На сцене Королевского оперного театра Лондона (Royal Opera House, London) Шуман-Хайнк выступала вместе с самим Густавом Малером (Gustav Mahler). Позже – в период с 1896-го по 1914-й – Эрнестина работала в Байрейте (Bayreuth), в серии вагнеровских постановок. В 1898-м певица впервые выступила в Нью-Йорке (New York City), в Метрополитен Опера (Metropolitan Opera); позже она еще не раз вернется в этот легендарный оперный театр. В 1900-м Шуман-Хайнк впервые в жизни записала свое пение на фонограф; в дальнейшем ей не раз доводилось запечатлевать свой чудесный голос на искусственных носителях. Крах Уолл-Стрит (Wall Street) в 1929-м стоил Эрнестине почти всех её сбережений; 69-летняя Шуман-Хайнк была даже вынуждена вернуться на давно оставленную сцену. Последний раз в опере Эрнестина спела в 1931-м; в дальнейшем она ограничивалась радиопостановками. Скончалась певица от лейкемии 17 ноября 1936 года.

1862
Отто Генрих Винер (немецкое имя - Otto Heinrich Wiener)
немецкий физик. Родился в Карлсруэ. Окончил Берлинский университет (1886), в 1887 г. получил степень доктора в Страсбургском университете. С 1891 г. – профессор высшей технической школы в Ахене, с 1895 г. – университета в Гиссене, с 1899 г. – Лейпцигского университета и директор Института физики при университете. Основные научные исследования в области оптики. В 1890 г. выполнил опыт со стоячими световыми волнами, показавший, что колебания электрического поля совершаются перпендикулярно к плоскости поляризации, а колебания магнитного поля – в самой плоскости (опыт Винера). Умер в Лейпциге 18 января 1927 года.

1862
Евгений Викторович Колбасьев
русский ученый, изобретатель в области военно-морского дела, один из основоположников телефонии. Родился в Одессе. В 1883 году Е.В. Колбасьев окончил Санкт-Петербургское Морское училище. С 1891 года он служит преподавателем Кронштадтской водолазной школы. Работа на этом посту позволила ему раскрыть свой талант изобретателя: именно в эти годы Е.В.Колбасьев разрабатывает конструкцию корабельного и подводного телефонов, а также создает систему телефонной связи с водолазом. Колбасьеву принадлежит авторство оригинального способа подводного освещения. В 1893 году лейтенант Е.В.Колбасьев организовал в Кронштадте мастерскую по производству водолазного снаряжения и телефонных установок для кораблей. Позже именно в этой мастерской серийно строились судовые радиостанции системы А.С.Попова. Е.В.Колбасьев — автор оригинальной конструкции плавучей мины и нескольких проектов подводных лодок, в одном из которых предусматривалась установка торпедных аппаратов системы Колбасьева, обеспечивавших залповую стрельбу. В 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строжайшей секретности, корабельный инженер Николай Николаевич Кутейников построил по проекту Е.В.Колбасьева электрическую подводную лодку, известную под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Е.В.Колбасьева). Подлодка предназначалась для «подвижных минных батарей Порт-Артура». Экипаж лодки состоял из трех человек, вооружение составляли две торпеды калибра 380 мм. Аккумуляторы общей массой 4 тонны обеспечивали 15-мильную дальность плавания под водой на скорости 3,5 узла, либо 40 миль в надводном положении на 4 узлах. Подводная лодка имела секционную конструкцию и состояла из девяти секций, самая тяжелая из которых имела вес 1,6 тонны, что позволяло перевозить субмарину в разобранном виде в стандартном железнодорожном вагоне. Таким образом, именно Колбасьев и Кутейников являются первыми создателями секционного метода строительства субмарин, нашедшего широкое применение в годы Второй мировой войны. Правда, никто об этом их изобретении в ту эпоху не узнал. К сожалению, данный проект дальнейшего развития не получил. В феврале 1904 г. лодку отправили в Порт-Артур, где она без всякой пользы стояла в порту до конца обороны. Перед сдачей крепости японцам в конце декабря 1904 г. русские моряки затопили подводную лодку «Петр Кошка» в западной части гавани. Капитан 1-го ранга Евгений Викторович Колбасьев был убит в городе Инкерман в Крыму, бандитами (из местных татар) 20 ноября 1918 года. Литература: Испытание телефонов Е.В.Колбасьева, "Военный связист", 1951, № 1; Позднев А., Творцы отечественного оружия, Москва, 1955, страницы 283-284; Головин Г.И., Эпштейн С.Л., Пионер телефонии в русском флоте, "Морской сборник", 1948, № 10, страницы 79-84.

Lipnitzki-ropartz (525x700, 185Kb)
1864
Жозеф Ги Мари Ропарц (французское имя - Joseph Guy Ropartz)
французский композитор и педагог школы Сезара Франка. Жозеф Ги Ропарц прожил без девяти лет целый век. Его жизнь включила в себя четыре совершенно разных эпохи французской истории. И хотя большая часть его жизни прошла в XX веке, по существу он был и оставался композитором века XIX. Во французской музыке его можно назвать настоящим Мафусаилом среди композиторов и своеобразным рекордсменом, сумевшим побить даже достижение Сен-Санса по части долгожительства. Длину его жизни поможет понять одно небольшое сопоставление. Родившись за пять лет до смерти Гектора Берлиоза и за одиннадцать лет до смерти Жоржа Бизе, этих двух виднейших французских романтиков XIX века, Ги Ропарц являлся абсолютным современником Клода Дебюсси и сверстником Эрика Сати, годился в дедушки Пуленку, а затем дожил до дерзких пуантилистических опытов Булеза, и даже — до открытия конкретной и электронной музыки. Родившись в Генгане, прожив всё своё детство и юность в Бретани, Ги Ропарц сначала учился в юридической школе в Ренне и приехал в Париж уже почти совершеннолетним человеком. Поступив в 1885 году в Парижскую консерваторию, он проучился в ней всего два года. Сначала Ги Ропарц учился в классе консервативного композитора Теодора Дюбуа (впоследствии на протяжении многих лет директора консерватории), а затем перешёл в класс Жюля Массне. Из всего времени пребывания в стенах консерватории можно отметить только то, что Ропарц учился на одном курсе с румынским композитором Жорже Энеску. Уже два года спустя, разочаровавшись в засушенной консервативной системе преподавания, Ги Ропарц покинул стены консерватории и начал частным образом заниматься композицией у Сезара Франка, а после смерти Франка — у его вернейшего и самого последовательного ученика, Венсана д’Энди. Именно под личным влиянием этих двух композиторов сформировался творческий стиль и во многом — личные пристрастия Ги Ропарца. Будучи одним из верных участников так называемого «кружка Франка», с самого начала своей творческой карьеры Ги Ропарц встал в оппозицию к консерваторским и академическим кругам музыкального Парижа. В середине 1880-х — начале 1890-х годов учитель и старший товарищ Ропарца Венсан д’Энди стал активно концертирующим дирижёром и видным организатором музыкальной жизни Франции. Получив при его посредничестве, а также при активном содействии другого активного члена кружка Франка, Эрнеста Шоссона предложение возглавить консерваторию Нанси (бывшую тогда региональным филиалом Парижской консерватории), Ги Ропарц в 1894 году, после десяти лет пребывания в столице, покидает Париж. Вся остальная его жизнь проходит в провинциальных городах Франции. Став директором консерватории Нанси в возрасте тридцати лет, в течение четверти века Ги Ропарц оставался на этом посту (1894—1919). За время его руководства консерватория перестала быть заштатным провинциальным училищем, существенно расширилась и приобрела общефранцузский авторитет. Сразу по приходе в консерваторию Ропарц открывает в ней сначала класс альта, которого не было прежде, годом позже — класс трубы, затем, в 1897 году — классы органа и арфы (два инструмента, особенно важных для школы Франка) и, наконец, в 1900 году — класс тромбона. Из студентов консерватории он создаёт симфонический оркестр Нанси, впоследствии плавно превратившийся в городской симфонический оркестр. Также он содействует учреждению общества концертов Нанси. Но кроме простого расширения преподаваемых классов и дисциплин, у консерватории Нанси в эти годы образовалась репутация особенного музыкального учреждения, система образования в котором во многом была отлична от Парижской консерватории, была значительно свободнее и в самых общих чертах основывалась на школе Франка. В те же самые годы Венсан д’Энди организует в Париже своё новое детище, «Школу канторум». Директорская и преподавательская работа Ги Ропарца во многом развивается параллельно, опираясь на разработки и материалы бывшего учителя. В 1910-х годах парижские острословы, особенно из числа «Молодых равелитов», называвшие Венсана д’Энди «мандарином», закрепили за Ги Ропарцем забавное производное прозвище «нансийский мандарин». В первые дни войны с Германией героически погиб друг Ги Ропарца, легендарный для Франции начала XX века композитор Альберик Маньяр. Неожиданно увидев разведку наступающих немцев возле своего загородного дома, он убивает двоих из своего личного револьвера, затем отстреливается из окон и, наконец, когда немцы окружают и поджигают его дом, он гибнет в огне вместе с большинством своих рукописей. Одну из партитур, сгоревших вместе со своим автором, оперу Маньяра «Геркёр» (или «Исцелённое сердце»), Ги Ропарц восстанавливает после смерти друга частично по памяти, а частично — по уцелевшим наброскам и клавиру. Эту самоотверженную работу Ропарц завершил пятнадцатью годами спустя, в 1931 году. После окончания войны с Германией Ги Ропарц получил предложение возглавить консерваторию в Страсбурге (или «Страсбуре», как его называют французы). Город был только что освобождён от немцев и впервые за последние почти сорок лет перешёл под юрисдикцию Франции. Ропарц принимает непростое предложение и в течение ещё десяти лет (1919—1929) восстанавливает работу и руководит страсбургской консерваторией, а также и страсбурским городским симфоническим оркестром. Среди учеников Ропарца этого времени, в частности, выделяется дирижёр Шарль Мюнш, впоследствии неоднократно исполнявший сочинения своего учителя. Более сорока пяти лет Ги Ропарц провёл практически в стороне от музыкального истеблишмента Франции. Первые десять лет, хотя и проведённые в Париже, он противостоял Академии, как один из верных членов «школы Франка». Следующие тридцать пять лет, оставаясь верным последователем своих учителей, Ропарц провёл в провинции, последовательно внедряя в систему музыкального образования те же принципы, на которых он формировался сам. Именно эти два факта являются одной из причин относительной безвестности Ги Ропарца как композитора в течение почти всей жизни. Будучи противником официальных музыкантов Франции, он ещё и долгое время прожил вдали от Парижа. Кроме того, сам по себе стиль и направление, избранное большинством участников «школы Франка», уже в начале XX века были отчасти старомодными, а отчасти стояли в стороне от ускоряющегося развития музыкального «модерна», магистральная линия которого проходила от импрессионизма — через «фовизм» Стравинского и «примитивизм» Эрика Сати — к неоклассицизму тех же двух авторов и французской «Шестёрки». В 1929 году, уже в возрасте 65 лет Ги Ропарц оставляет педагогическую и директорскую работу, выходит в отставку и возвращается в свою родную Бретань. Оставшиеся ему ещё четверть века жизни он живёт в основном в своей усадьбе Ланлу (летящий волк) и полностью посвящает себя занятиям композицией. Уже весьма почтенным человеком пережив шесть лет ещё одной войны с Германией, нацистскую оккупацию, Ги Ропарц после окончания Второй мировой войны прожил ещё — десять лет. Именно в последние годы жизни его творческая известность наконец-то достигает официального Парижа. В 1949 году, во время так называемой «послевоенной инвентаризации» уцелевших композиторов, Ги Ропарца наконец-то принимают в члены Академии изящных искусств. К тому времени в членах Академии не осталось в живых уже ни одного из бывших противников «кружка Цезаря Франка» и даже самая память о противостоянии 1880-х годов (спустя шестьдесят лет!) была совершенно забыта. В определённой степени этот случай можно назвать «курьёзным», когда в состав Академии избирали бы композитора, достигшего возраста 85 лет. Ги Ропарц стал старейшим из новопринятых академиков. Спустя четыре года после избрания Ги Ропарц в результате тяжёлой перенесённой болезни — ослеп, а ещё через два года, 22 ноября 1955 года Ги Ропарц скончался в усадьбе Ланлу, в своей родной Бретани. По стилю и манере письма Ги Ропарц весьма близок к своим учителям, Венсану д’Энди и Сезару Франку. Оба этих мастера оказали решающее воздействие на формирование творческой личности Ропарца, его вкусов и композиторской техники. В первой симфонии, написанной в 1894 году заметно также опосредованное влияние Рихарда Вагнера. Однако все привнесённые профессиональные черты стиля Ропарца базируются на французском, глубоко почвенном основании. Уроженец Бретани, матёрый кельт по духу — всю жизнь он оставался верным своей малой родине, её природе, людям и народным песням. Многие его сочинения напрямую связаны с темами, пейзажами и образами Бретани, нередки в его произведениях и прямые цитаты из местных фольклорных источников. Это также роднит его стиль с учителем и другом, Венсаном д’Энди, который в течение всей жизни соединял в своём творчестве стиль Вагнера и Франка, затем отдельные элементы влияния импрессионизма и фольклор Южной Франции, в первую очередь Прованса. Однако у Ропарца не провансальская, а настоящая кельтская душа. В глубине своей он — подлинный поэт Бретани, и в своих стихах, и в своей музыке воспевавший ночные танцы фей в лунном свете, проделки «гобблинов» и скитания душ умерших по волнам пролива. Звучания бретонских народных песен можно услышать в его лирической опере «Страна» (поставлена в 1912 году, Нанси), в «Симфонии на бретонский хорал», в его симфонических поэмах «Бретонское воскресенье», «Рыбаки», «Сельская серенада», а также в многочисленных хорах и песнях. Даже в камерных сочинениях, написанных в классической сонатной форме, часто встречаются заимствованные народные темы или интонации песен. Такова его Третья соната для скрипки и фортепиано, трио для скрипки, альта и виолончели, Второй и Четвёртый струнные квартеты. Критик и музыковед Рене Дюмениль писал о творчестве Ги Ропарца: «Можно просто восхищаться народными песнями, можно их цитировать и заимствовать, но гораздо важнее, чем прямая цитата для Ропарца было само вдохновение народным духом, которое питало его творчество своими соками, подобно тому, как деревья берут свою силу из родной земли»… В ранний парижский период своей жизни (1888—1892) Ги Ропарц опубликовал три сборника стихов. В них ощущается влияние поздних романтиков и школы символизма. Нередко он писал хоры и романсы на собственные тексты. В более поздние годы Ги Ропарц, так же, как и д’Энди не избежал влияния новых течений французской музыки, в первую очередь Клода Дебюсси и «Мориса Равеля». Многие черты стиля импрессионизма без труда обнаруживают себя в произведениях Ропарца 1910-х годов. Написанный на собственный текст «Ноктюрн» для хора и оркестра живописует проникнутую настроением сумрачной печали картину весеннего вечера на северных берегах Франции. В репертуары оркестров иногда входит симфоническая поэма «Охота принца Артура». Это типичная для французской музыки программная жанровая пьеса, красочно описывающая сцены ночной охоты в диком фантастическом лесу. Сюжет заимствован из кельтской легенды о принце Артуре. В программных симфонических поэмах особенно заметно влияние импрессионистских опусов Дебюсси. Также они роднят Ги Ропарца с другим признанным мастером программных симфонических поэм, Полем Дюка, с которым также его связывали долгие отношения взаимной симпатии. Отдельного упоминания заслуживает написанный в 1937 году «Реквием» для солистов, хора и оркестра — сочинение глубоко драматическое и насыщенное виртуозным владением хоровым и оркестровым письмом. Исполненный в 1943 году в оккупированном нацистами Париже под управлением Шарля Мюнша, пафосный «Реквием» Ропарца прозвучал как символический надгробный монумент в честь тысяч французов, погибших во время войны и оккупации. Перу Ги Ропарца принадлежит в общей сложности более ста опусов. Прежде всего, это пять симфоний, дистанция между которыми составляет половину века. Первая написана в 1894 году, а последняя — в 1945, как прямой отклик на победу в войне. Третья симфония Ропарца написана для оркестра с большим хором. Также Ропарц написал более десяти симфонических поэм в жанровом или пейзажном стилях. Наиболее известные из них: «Колокола смерти» (1887 год), «Карнавал» (1889), «Воскресенье в Бретони» (1893), уже упомянутая «Охота принца Артура» (1912), «Колокольные звоны» (1913) и «Пасторали» (1950). Опера «Страна» (1911 год), два балета, один из которых, под названием «Нескромный» поставлен в 1934 году, в театре Монте-Карло. Среди камерных сочинений Ропарца можно выделить шесть струнных квартетов (1893—1949), два трио, три сонаты для скрипки и фортепиано (1907—1927), две сонаты для виолончели и фортепиано (1904 и 1919), «Маленькую фантазию в стиле Маньяра» для струнного квартета (1916), «Две пьесы для ветра», струнный квинтет (1924), а также сонатину для флейты и фортепиано (1930). В течение всей жизни Ги Ропарц писал хоровые произведения религиозного и светского содержания. Особенно следует назвать «Торжественное Kyrie» для четырёх голосов, хора и органа (1886), «Псалом 136» для хора и оркестра (1897), Пять мотетов для четырёх голосов а капелла (1900), «Missa brevis» святой Анны для трёх голосов и органа (1921), «Месса Святой Одилии» для смешанного хора и органа (1923), «Te Deum» для трёх голосов и органа (1926), уже упомянутый выше «Реквием» для солистов, хора и оркестра (1937), «Salve regina», для смешанного хора и органа (1941), «Псалом 129» для голоса, хора и оркестра (1942), «Бретонские прядильщицы» для женского хора и солисток. Ги Ропарц также написал несколько циклов песен для голоса и фортепиано на собственные стихи и тексты французских (и бретонских) поэтов, а также немало фортепианных сочинений, среди которых следует особо назвать «Три ноктюрна» (1911—1916), «Музыка в саду» (1917), «Летние зарисовки» (1918), «Девушки» (1929) и «Пьеса памяти Поля Дюка» (1936 год). Источники: Ропарц, Жозеф Ги // Музыкальный энциклопедический словарь. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 470. — ISBN 5-85270-033-9; Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — 2-е издание. — Москва, 1970; Тьерсо Ж. Венсан д’Энди и школа Цезаря Франка. / в сборнике "Французская музыка второй половины XIX века. — Москва, 1938; Encyclopedie de la musique. — P., Fasquelle, 1961; Vincent d’Indy. Richard Wagner et son influence sur l’art musical francais. — P., 1930.

paulgilson (700x700, 152Kb)
1865
Поль Жильсон (французское имя - Paul Gilson)
бельгийский композитор и музыкальный критик. Один из создателей современной фламандской школы. Родился в Брюсселе. Музыкальное образование получил в Брюссельской консерватории; где занимался по композиции у Ш.Дейка и Ф.Геварта. С 1889 г. вел в той же консерватории класс гармонии; в 1904-1909 гг. преподавал в Антверпенской консерватории. Жильсон примыкал к фламандской группе бельгийских композиторов. Большое влияние на его творчество оказала музыка Вагнера, а впоследствии - Римского-Корсакова. Жильсон охотно культивировал жанр программной симфонической музыки. Программная симфоническая поэма (вернее, симфония) "Море" (1892) принадлежит к лучшим произведениям Жильсона. По сюжету поэмы Лермонтова Жильсон написал ораторию "Демон", позднее переработанную в оперу (постановка 1895 г.). С 1906 г. Жильсон выступал в печати как музыкальный критик. Издавал "Бельгийский музыкальный журнал" (1925). Жильсон - автор ряда учебников и музыкально-теоретических трудов. Написал кантату «Sinai», симфонию «La mer», оркестровую фантазию на канадские народные мотивы, шотландскую рапсодию, шотландские танцы, «Suite pastorale», оперы: «Alvar», «Les pauvres gens», «Thamara», драматические кантаты, хоровые произведения, романсы и другое. Умер в Брюсселе 3 апреля 1942 года. Сочинения: оперы (даты постановка) - "Люди моря" (по В.Гюго, 1904г.), "Принцесса Солнечный свет" (1903), "Авантюристы" (1906); балеты - "Пленница" (1902), "Два горбуна", "Принц-пастух"; для оркестра -симфонические поэмы "Море", "Италия", "Судьба", 8 сюит, 3 увертюры, Шотландская рапсодия, Шотландские танцы, Канадская рапсодия; пьесы для струнного оркестра; камерная музыка, инструментальные пьесы; кантата "Сикай", оратория "Франческа да Римини" и др.; хоры; музыка к спектаклям. Литература: Кюи Ц , Два иностранных композитора. 2. Поль Жильсон, "Артист" 1894, №35; Meulemans A., P.Gilson, Bruxelles, 1955.

wood_c (486x700, 184Kb)
1866
Чарлз Вуд (Charles Wood)
ирландский композитор и органист, педагог. Родился в городе Арма, Северная Ирландия. Учился у Ч.Станфорда (композиция), Ф.Бриджа (контрапункт), Ф.Тейлора (фортепиано) в Королевском музыкальном колледже в Лондоне (1883-1887), где затем преподавал гармонию. С 1888 работал в Кембридже. В 1888-1894 руководитель музыкального общества университета, в 1889-1894 учёный органист в разных колледжах, в 1889-1897 капельмейстер оркестра университетских волонтёров, с 1897 преподаватель гармонии и контрапункта (с 1924 профессор) в Кембриджском университете. Автор оркестровых, вокально-симфонических сочинений, среди которых – «Ода западному ветру» (Ode to the West wind,1890), «Ода музыке» (Ode on music, по Ч.А.Суинберну, 1894), «Ода времени» (Ode on time, no Дж. Мильтону, 1898), «Погребальная песнь двум ветеранам» (Dirge for two veterans, no У.Уитмену, 1901), 8 квартетов. Известен главным образом своими культовыми произведениями. Опубликовал сборник ирландских народных песен (1897). Умер в Кембридже 12 июля 1926 года.

 (482x699, 218Kb)
1867
Константин Дмитриевич Бальмонт (настоящая фамилия – Баламут)
русский поэт, прозаик, критик, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Формирование личности Бальмонта прошло этапы, традиционные для отпрысков помещичьих «гнезд» последней трети 19 в. «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – сказал писатель о себе в 1910-е годы. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт рано заражается революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключают из гимназии за участие в «революционном кружке». Гимназический курс в 1886 заканчивает во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его также отчисляют – за участие в студенческих беспорядках. Следует непродолжительная ссылка в родную Шую, затем восстановление в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 бросает учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые переживает острое нервное расстройство и пытается покончить в собой. В 1885 дебютирует как поэт в журнале «Живописное обозрение», в 1887–1889 активно переводит немецких и французских авторов и, наконец, в 1890 в Ярославле на свои средства издает первый Сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожает почти весь ее тираж. В 1892 совершает путешествие в Скандинавию, там знакомится с литературой «конца века» и восторженно проникается ее «атмосферой». Принимается за переводы сочинений «модных» авторов: Г.Ибсена, Г.Брандеса и др. Переводит труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895–1897) литератур. В 1895 издает два тома переводов из Э.По. Так начинается деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставит переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши Жизнь Будды, изд. в 1913; упанишады, ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели Витязь в тигровой шкуре). Но более всего Бальмонт работает с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 переводит и издает полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б.Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта – переводчика Шелли «Шельмонтом». В 1894 появляется стихотворный сборник Под северным небом, с которым Бальмонт по-настоящему входит в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках В безбрежности (1895) и Тишина (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать «надсоновским», восьмидесятническим тонам: его герой томится «в царстве мертвого бессильного молчанья», он устал «напрасно весны ждать», боится трясины обыденного, что «заманит, сожмет, засосет». Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от французского decadence – упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт. Смерть, убаюкай меня, – эта бессчетно повторенная в модных на рубеже веков строка молодого поэта – характерный пример той эстетской «игры гибелью», которое отличало декадентскую музу. Преображение романтического в декадентское, присущее лиризму «конца века», отчетливо видно в переосмыслении поэтом мотива корабля – одного из любимейших у романтиков от Байрона и Лермонтова до Рембо. Так, в стихотворении Бальмонта 1893 Челн томленья героичности лермонтовского «паруса», который «просит бури» под «лучом солнца золотым», противостоит «Черный Челн», тщетно ищущий «светлых снов чертог» в мире мечты под исполненным «горькой грустью» ночным месяцем. Лермонтовскому мажору отвечает в стихах Бальмонта элегический минор, вообще свойственный русской поэзии «старшего» символизма. Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии и взгляд на мир сквозь призму «я» поэта – все это провоцировало крайний субъективизм. Все окружающее подчиняется прихотливой подвижности лирического «я». Я – облачко, я – ветерка дыханье, – пишет Бальмонт и возводит в культ изменчивость, текучесть настроений и чувств, их мимолетность: Я не знаю мудрости, годной для других. / Только мимолетности я влагаю в стих, / Только в мимолетности вижу я миры, / Полные изменчивой, радужной игры. Лучше всего такие эфемерные, вибрирующие ощущения передавались живописной импрессионистической техникой, как бы разрушающей зрительный образ. Впечатления ценны в своей первичной неясности, их объединяет не логическая связь, а ассоциативное сходство. И в стихи они ложатся как бусины на нити однородных членов: Неясная радуга. Звезда отдаленная. / Долина и облако. И грусть неизбежная. Наряду с А.Фетом, Бальмонт наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: Лунный свет, Мы шли в золотистом тумане, В дымке нежно-золотой, Воздушно-белые. Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д. Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов, т.е. созвучиями согласных и гласных: Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль, под луною белея. / Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея... (Влага, 1899). Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн. Бальмонт выступил и наиболее ярким из символистов реформатором русской поэтической ритмики, особенно «длинных», «замедленных» размеров. Я – изысканность русской медлительной речи... / Я впервые открыл в этой речи уклоны, / Перепевные, гневные, нежные звоны... / Я – изысканный стих. – сказал он о себе. А как экспериментатор в области жанра Бальмонт позднее, в 1917, создал не знающую себе аналогов в мировой поэзии книгу Сонеты солнца, меда и луны. Песня миров, которая содержит 255(!) образцов этой труднейшей поэтической формы. Звучные и нередко слишком неуемные в своей «красивости» эксперименты Бальмонта, разумеется были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных «бальмонтистами» и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя. Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х Горящие здания (1900), Будем как солнце (1903), Только любовь (1903), Литургия красоты (1905). Здесь резко меняется интонация: на смену былым элегичности и минору приходит пафос приятия жизни во всех ее проявлениях, упоение ею, восторг и дерзость порыва ввысь, волевого агрессивного напора. Сказывается общее мистическое воодушевление русской поэзии предреволюционной поры. В центре поэтического универсума Бальмонта этих лет – образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, «горящими зданиями» (образ, восходящий к «мировому пожару» Ф.Ницше). Автор поет «гимны» пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными «сверхчеловеческие» претензии этих сборников, чуждых «женственной природе» «поэта нежности и кротости». И лишь Вяч. Иванов оправдывал бравады Бальмонта желанием резкими метафорами подчеркнуть силу неприятия любых правил и норм, стремлением «утвердить бытие в крайностях тьмы и света». Многие современники в напористости бальмонтовского голоса усматривали революционные смыслы. Бальмонт, действительно, отдал дань социальному протесту. Однако его «революционность» – не следствие сознательной и крепкой общественной позиции, а скорее анархический бунт «негодующего при виде несправедливости» поэта, – бунт, способный принести скандальную славу. Так было в 1901, когда за стихотворение Маленький султан, отклик на разгон студенческой демонстрации, Бальмонту запретили два года проживать в столицах. Так было и со сборниками периода революции 1905–1907 Стихотворения (1906, конфискован полицией) и Песни мстителя (1907, вышел в Париже, в России запрещен к распространению). Тогда же Бальмонт сближается с М.Горьким, сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в издаваемом А.Амфитеатровым социалистическом журнале «Красное знамя». В 1907–1913 Бальмонт живет во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествует по всему миру: совершает кругосветное плавание, посещает Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его «закате»: фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике Злые чары (1906). Последующие книги Жар-птица. Свирель славянина (1907) и Зеленый вертоград. Слова поцелуйные (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения «былинной» Руси на «современный» лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается «народный разум». Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный «неорусский стиль» в живописи и архитектуре эпохи. В.Брюсов подчеркивал, что былинные герои Бальмонта «смешны и жалки» в «сюртуке декадента». Неуемная тяга к поэтической «беспредельности» заставляет Бальмонта обратиться к «первотворчеству» иных, неславянских, народов и в сборнике 1908 Зовы древности дать художественные переложения ритуально-магической и жреческой поэзии Америки, Африки, Океании. Февральскую революцию 1917 Бальмонт встречает с воодушевлением, но Октябрьская революция заставляет его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия» «смутных времен» и пересмотреть свою былую «революционность». В публицистической книге 1918 Революционер я или нет? представляет большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими «личность». Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 навсегда покидает Россию и через Ревель добирается до Парижа. Во Франции ощущает боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубляет самоизгнанничеством: ищет пристанища вдали от Парижа и поселяется в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и «петь» о России. Название одной из посвященных Родине книг Мое – Ей (1924) – последний творческий девиз поэта. Эмигрантские стихи Бальмонта о России для поэзии русского зарубежья столь же значимы, как для прозы романы Лето Господне Шмелева или Жизнь Арсеньева Бунина. До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник Светослужение – в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет – религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта. Умер Бальмонт 24 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой). Поэтические сборники: «Сборник стихотворений» (Ярославль, 1890); «Под северным небом (элегии, стансы, сонеты)» (Санкт-Петербург, 1894); «В безбрежности мрака» (Москва, 1895 и 1896); «Тишина. Лирические поэмы» (Санкт-Петербург, 1898); «Горящие здания. Лирика современной души» (Москва, 1900); «Будем как солнце. Книга символов» (Москва, 1903); «Только любовь. Семицветник» (Москва, 1903); «Литургия красоты. Стихийные гимны» (Москва, 1905); «Фейные сказки (детские песенки)» (Москва, 1905); «Злые чары (Книга заклятий)» (Москва, 1906); «Стихотворения» (1906); «Жар-птица (Свирель славянина)» (1907); «Литургия красоты (Стихийные гимны)» (1907); «Песни мстителя» (1907); «Три расцвета (Театр юности и красоты)» (1907); «Хоровод времён (Всегласность)» (Москва, 1909); «Птицы в воздухе (Строки напевные)» (1908); «Зелёный вертоград (Слова поцелуйные)» (1909); «Звенья. Избранные стихи. 1890—1912» (Москва: Скорпион, 1913); «Белый Зодчий (Таинство четырёх светильников)» (1914); «Ясень (Видение древа)» (1916); «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917; Берлин, 1921); «Собрание лирики» (Книги 1-2, 4, 6. Москва, 1917); «Перстень» (Москва, 1920); «Семь поэм» (Москва, «Задруга», 1920); «Избранные стихотворения» (Нью-Йорк, 1920); «Солнечная пряжа. Изборник» (1890—1918) (Москва, издательство Сабашниковых, 1921); «Гамаюн» (Стокгольм, «Северные огни», 1921); «Дар земли» (Париж, «Русская земля», 1921); «Светлый час» (Париж, 1921); «Песня рабочего молота» (Москва, 1922); «Марево» (Париж, 1922); «Под новым серпом» (Берлин, «Слово», 1923); «Моё — ей (Россия)» (Прага, «Пламя», 1924); «В раздвинутой дали (Поэма о России)» (Белград, 1929);«Соучастие душ» (1930); «Северное сияние (Стихи о Литве и Руси)» (Париж, 1931); Голубая подкова (Стихи о Сибири) (1937); «Светослужение» (Харбин, 1937). Сборники статей и очерков: «Горные вершины» (Москва, 1904; книга первая); «Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних» (Санкт-Петербург, 1908, Берлин, 1923); «Змеиные цветы» («Путевые письма из Мексики», Москва, 1910); «Морское свечение» (1910); «Зарево зорь» (1912); «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (1917). Переводы произведений Бальмонта на иностранные языки: Gamelan (Гамеланг) — в Doa Penyair. Antologi Puisi sempena Program Bicara Karya dan Baca Puisi eSastera.Com. Kota Bharu, 2005, p. 32 (перевод на малайский Виктора Погадаева). 12 мая 2011 года в Вильнюсе (Литва) был открыт первый в мире памятник Константину Бальмонту. Литература: Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — Москва: РИК «Культура», 1996. — 492 страницы — 5000 экземпляров — ISBN 5-8334-0019-8; Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. Иваново, 2001; Азадовский К.М., Дьяконова Е.М.Бальмонт и Япония. — Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991; Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. «Декаденты» — Москва : Классика-XXI. — Cтраницы 132—142. Издания: Собрание сочинений: В 2 томах Можайск. 1994; Золотая россыпь: Избранные переводы. Москва, 1990; Стозвучные песни: Сочинения. Ярославль, 1990; Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. Москва, 1992; Колдунья. Москва, 1995.

1868
Амос Маркович Каш
российский спортсмен, входил в олимпийскую сборную России, серебряный призёр Олимпийских игр 1912 года в Стокгольме по стрельбе из пистолета. Родился в Санкт-Петербурге. К 1912 году был в звании капитана и поехал в Стокгольм на V летнии Олимпийские игры. Кроме него в Стокгольме в российскую команду, завоевавшие серебряные медали, входили Николай Мельницкий, Павел Войлошников и Георгий Пантелеймонов. Принимал участие также в стрельбе с 25 метров, где был на 28-м месте, а с 50 метров оказался на 46-м месте. После 1917 года Каш стал одним из первых тренеров-инструкторов советской стрелковой школы. В 1923 году выиграл чемпионат СССР по стрельбе. Далее его следы теряются.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку