-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109047
Комментариев: 6801
Написано: 117519


3 января родились...

Пятница, 03 Января 2014 г. 07:25 + в цитатник
Анастасия Романовна Крандиевская0 (518x700, 143Kb)
1866
Анастасия Романовна Крандиевская (в девичестве - Тархова)
русская писательница, создательница популистских повестей о страдальцах-шахтёрах или лирических интеллигентах-неудачниках, печаталась в крупных журналах той эпохи. Родилась в Ставрополе-Кавказске в чиновничьей семье. Училась на историко-словесном отделении московских курсов Герье. Начала писать очень рано, помещая маленькие рассказы в "Северном Кавказе", "Русском Курьере" и "Развлечении" середины 1880-х гг. После долгого перерыва выступила в "Русской Мысли" 1896 г. повестью: "То было раннею весною", обратившей на себя внимание. С тех пор напечатала ряд повестей и рассказов в "Русской Мысли", "Жизни", "Русских Ведомостях", "Образовании", "Правде" и "Мире Божьем" и др. Они собраны в книжках: "То было раннею весною" (2-е издание, Москва, 1900 и 1905) и "Ничтожные" (Москва, 1905). Для народа в дешевых изданиях вышли брошюрками рассказы Крандиевской: "Для души", "На работу", "Только час", "Дочь народа". Повесть "То было раннею весною" переведена на французский язык, "Только час" (описание работы в каменноугольных шахтах) издано в немецком переводе венской социал-демократической газетой "Arbeiter-Zeitung". Крандиевская — писательница вдумчивая, умеющая уловить общие черты времени. Талант ее по преимуществу лирический; лучше всего ее героям удаются разного рода излияния, почти всегда злобные, нервно-подавленные. Этим колоритным языком, часто переходящим в истерику, Крандиевская владеет прекрасно ("Ничтожные", "Дочь народа" и др.). Общее настроение ее творчества всецело вышло из сумеречной тоски Чехова, а общий фон рассказов — психология людей жестоко помятых жизнью вследствие того, что, при несомненно искреннем стремлении к идеалу, у них нет достаточно сил и глубины, чтобы безропотно сносить удары, неизбежно выпадающие на долю всякого борца. Создалось, по определению Крандиевской, "поколение нытиков, самогрызов, неврастеников, дегенератов, неверующих, мятущихся в поисках неведомого Бога, блуждающих в потемках противоречий, как в лесу дремучем". С искренностью настоящего таланта, у Крандиевской хватает мужества не все сваливать на неблагоприятные общественные условия времени. С болью, но беспощадно и правдиво изображает она жизнь тех неудачников, которые ничего толком сделать не умеют, а между тем все свои невзгоды сваливают на то, что они "носители идеалов" и потому не преуспевают. Фальшивый пафос этого неврастенического фразерства К. схватывает с большой художественной тонкостью. Характерна также для безвременья 1880-х и 1890-х гг. отмеченная Крандиевской трагедия столкновений между служением общественным интересам и жаждой личного счастья ("Счастливые"). Известий о дальнейшей литературной деятельности А.Р.Крандиевской не имеется. Писательница умерла в 1938 году. Её муж, Василий Афанасьевич Крандиевский, оставил о себе память как издатель брошюр и книг для народа. Их дочь, Наталья Васильевна Крандиевская, поэтесса, «надменнейшая из дев» (цитируя её строки), одна из жён А.Н.Толстого, обладала чарующей красотой. Её стихи ценили многие герольды символизма.

HHRichardson (531x700, 285Kb)
1870
Генри Хендел Ричардсон (Henry Handel Richardson; псевдоним; настоящее имя - Этель Флоренс Линдсей Робертсон, Ethel Florence Lindesay Richardson)
австралийская писательница. Родилась в Мельбурне. Окончила колледж в Мельбурне, музыкальное образование получила в Лейпциге. С 1888 г. жила в Европе (с 1895 г. — в Великобритании). В романах "Морис Гест" (1908), "Молодая Козима" (1934) и других реалистическое изображение внутреннего мира человека сочетается с идеализацией "сильной" личности в духе ницшеанства. Трилогия Ричардсон "Судьба Ричарда Маэни" (1917-1929), в которой на широком фоне австралийской и английской жизни второй половины XIX в. показана трагедия человека, твёрдого в своих моральных принципах и внутренне обособленного, занимает заметное место в истории австралийского романа. Автор мемуаров "Я в молодости" (опубликованы в 1948). Умерла в городе Фэрлайт (Суссекс, Англия) 20 марта 1946 года. Литература: Palmer N., H.H.Richardson. A study, Sydney, 1950; Buckley V., H.H.Richardson, Canberra, 1963; Howells G., H.H.Richardson. 1870—1946. A bibliography..., Canberra, 1970; Green D., Ulysses bound: Henry Handel Richardson and her fiction, Canberra, 1973.

Thureau-dangin (471x700, 220Kb)
1872
Франсуа Тюро-Данжен (французское имя - François Thureau-Dangin)
знаменитый французский востоковед, ассириолог и шумеролог, основатель шумерологии как науки. Родился в Париже. С детства лишился слуха, поэтому обучался дома и получил хорошее домашнее образование. Устроился на работу хранителем восточных древностей Лувра, где изучал клинопись. Член Академии надписей (с 1917), был главным хранителем восточных древностей Лувра. Отличался энциклопедическими познаниями и точностью филологической работы, опубликовал много исследований по истории Месопотамии от архаического Шумера до эллинистического времени и по всем видам памятников клинописной культуры от царских надписей до храмовых ритуалов и математических задач. В 1902—1905, работая над табличками из Лагаша, сделал первые аккуратные переводы с шумерского языка на французский. Фактически Тюро-Данжен основал современную шумерологию, опубликовав крупный корпус текстов на шумерском языке с их переводами. Опубликовал более ста работ по истории Месопотамии, издал множество клинописных документов. Тюро-Данжен владел всеми видами клинописи и обладал исключительно обширными познаниями в древневосточной письменности. Умер в Париже во время немецкой оккупации 24 января 1944 года. Сочинения: Recherches sur lorigine de lеcriture cunеiforme, (v. 1—2), ., 1898—1899; Les inscriptions de Sumer et dAkkad, ., 1905; Une relation de la huitième campagne de Sargon, ., 1912; correspondance de Hammurapi avec Šamaš-hâsír, "Revue dassyriologie et darchеo-logie orientale", 1924, v. 21, № 1—2.

 (517x699, 128Kb)
1873
Иван Васильевич Бабушкин (партийные псевдонимы - Николай Николаевич, Богдан, Новицкая и др.)
профессиональный революционер, большевик. Родился в селе Леденском Тотемского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. В 1887-91 ученик слесаря в Кронштадте, с лета 1891 слесарь на Семянниковском заводе в Санкт-Петербурге. В 1894 занимался в рабочем марксистском кружке под руководством В.И.Ленина. В 1895 активно участвовал в работе Санкт-Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Вёл революционную работу среди рабочих Семянниковского, Александровского и Стеклянного заводов, организовывал рабочие кружки и библиотеки. В январе 1896 арестован по делу " Союза борьбы" и выслан в феврале 1897 в Екатеринослав. В декабре 1897 один из организаторов Екатеринославского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В октябре 1898 создал Екатеринославский комитет РСДРП; в 1900 организовал нелегальную газету "Южный рабочий". Бабушкин был агентом ленинской "Искры" и её активным корреспондентом. В 1900-1901 вёл революционную работу в Москве, Смоленске, Полоцке, Орехово-Зуеве, Иваново-Вознесенске и др. В 1902 бежал из екатеринославской тюрьмы и уехал в Лондон. В октябре 1902 вернулся в Россию. Будучи членом Санкт-Петербургского комитета РСДРП, вёл борьбу против "экономистов" и зубатовцев, отстаивал позиции ленинской "Искры". В 1903 арестован и выслан на 5 лет в Верхоянск (Восточная Сибирь). Освобожденный по амнистии в 1905, активно участвовал в Революции 1905-1907. Входил в состав Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, сотрудничал в большевистской газете "Забайкальский рабочий". Вместе с В.К.Курнатовским и А.А.Костюшко-Валюжаничем возглавлял в Чите вооруженное восстание. В январе 1906, транспортируя из Читы в Иркутск оружие для рабочих, был захвачен с пятью товарищами на станции Слюдянка Забайкальской железной дороги карательной экспедицией генерала Меллер-Закомельского и 18 января 1906 года на станции Мысовая без суда и следствия расстрелян. В некрологе, посвященном Бабушкину, В.И.Ленин назвал его народным героем, гордостью большевистской партии. Именем Бабушкина назван бывший город Мысовск Бурятской АССР.

Ichizo_Kobayashi_later_years (500x700, 347Kb)
1873
Кобаяши Ичизо (Kobayashi Ichizo)
японский кинопредприниматель. После окончания Кейо Gijuku университета в 1892 году, он вступил Mitsui Ginko (Mitsui Bank ) в 1893 году. Он участвовал в создании кампании «Minoo Arima Denki Kido» («Minoo Arima Electric Tramway»; позже «Hanshin Electric Railway Express»), и стал её вице-президентом в 1907 году. Он занял пост президента в 1927 году. Он разработал различные деловые проекты, включая разработку строительных участков вдоль железнодорожных линий, создание «Minoo Dobutsuen» ( Мину Zoo ) создание «Takarazuka Revue Company», а также открытие универмага в здании терминала. Для привлечения пассажиров он также создал «Tokyo Takarazuka Theatre» и «Toho Eiga». Он служил в качестве министра торговли и промышленности во втором кабинете министров Коноэ в 1940 году и был выбран в качестве члена палаты пэров по императорскому повелению в 1941 году. Он служил в качестве государственного министра и президента Sensai-Fukko-in (Агентство по восстановлении повреждённого имущества войной) в Кабинете Shidehara в 1945 году. Ушёл в отставку в 1946 году. После освобождения из чистки, он взял на себя председательство в финансово ослабленных Toho Motion Picture Company и организовал «Koma Theater» в Осаке и Токио. Умер в Осаке 25 января 1947 года.

 (464x698, 128Kb)
1876
Вильгельм Пик
деятель германского и международного рабочего движения, партийный и государственный деятель ГДР. Родился в семье рабочего. Получил профессию столяра. В 1894 вступил в профсоюз деревообделочников, в 1895 - в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В 1899-1906 был председателем районной, в 1906-10 секретарём городской организации СДПГ в Бремене. В апреле 1910 избран 2-м секретарём Центрального просветительного комитета и секретарём Центральной партшколы СДПГ в Берлине. Стоял на позициях левого крыла СДПГ, руководимого К.Либкнехтом, Р.Люксембург, Ф.Мерингом и К.Цеткин, с которыми был тесно связан. Летом 1913 осудил одобрение военных расходов фракцией СДПГ в германском рейхстаге. После начала 1-й мировой войны 1914-1918 включился в борьбу против аннексионистской политики германского правительства. Неоднократно подвергался арестам. Вместе с Либкнехтом и Люксембург внёс значительный вклад в дело консолидации левых социал-демократов. После Великой Октябрьской социалистической революции в России призывал германский рабочий класс к использованию её опыта. В ноябре 1918 вошёл в состав центрального руководства "Союза Спартака". Активно участвовал в подготовке и проведении Ноябрьской революции 1918 в Германии. Один из основателей Коммунистической партии Германии (КПГ). На Учредительном съезде КПГ (30 декабря 1918 - 1 января 1919) Пик был избран членом ЦК КПГ, в состав которого входил вплоть до образования Социалистической единой партии Германии. Пик принадлежал к марксистско-ленинскому ядру партии, которое во главе с Э.Тельманом вело последовательную борьбу против правооппортунистической группы Э.Брандлера, С 1921 неоднократно избирался в прусский ландтаг, с 1928 - в германский рейхстаг, с 1929 - в берлинский муниципальный и прусский государственный советы. Пик использовал парламентскую трибуну буржуазного государства для пропаганды политической программы КПГ. В 1928 на 6-м конгрессе Коминтерна был избран в состав Исполкома Коминтерна (ИККИ), а в 1931 стал членом Президиума и Секретариата ИККИ. После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) вёл активную работу по созданию единого фронта борьбы против фашизма. По решению ЦК КПГ в мае 1933 покинул Германию и вместе с Ф.Далемом и В.Флорином образовал в Париже заграничное руководство КПГ. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) выступил с отчётным докладом ИККИ. Боролся за осуществление политики Народного фронта, за развёртывание широкого антифашистского движения. На Брюссельской конференции КПГ (1935) был избран председателем ЦК КПГ. На конференции Пик обосновал необходимость создания Единого рабочего фронта и Народного антифашистского фронта в Германии. В докладе на Бернской конференции КПГ, состоявшейся 30 января - 1 февраля 1939, призвал к объединению всех патриотических сил для спасения немецкого народа от угрозы войны и обосновал программу новой, демократической республики в Германии. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 Пик разоблачал притязания германского империализма на мировое господство, призывал немецкий народ свергнуть фашистскую диктатуру и взять свою судьбу в собственные руки. Как один из руководителей созданного в 1943 в СССР Национального комитета "Свободная Германия" проводил большую разъяснительную работу среди немецких военнопленных в СССР, особенно среди высших офицеров и генералов. После освобождения немецкого народа от фашизма активно включился в работу по демократизации и денацификации Германии и ликвидации последствий фашистского господства. Он сыграл большую роль в ликвидации раскола рабочего движения, в объединении КПГ и СДПГ в восточной части Германии и создании в апреле 1946 Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В 1946-1954 был одним из двух (наряду с О.Гротеволем) председателей СЕПГ, в 1949-1960 членом Политбюро Центрального правления, затем Политбюро ЦК СЕПГ. С момента образования Германской Демократической Республики (октябрь 1949) - её президент. Пик удостоен звания Героя Труда (1951), Награжден орденами Карла Маркса, "За заслуги перед Отечеством" (в золоте), "Герой Труда" и др. Скончался 7 сентября 1960 года.

1883
Сильви
французская актриса.

 (531x698, 15Kb)
1883
Клемент Ричард Эттли (Clement Richard Attlee, 1-й граф Эттли)
британский государственный деятель, лидер Лейбористской партии. Родился в Лондоне. Окончил Университетский колледж Оксфордского университета, в 1905 получил право на адвокатскую практику. В 1913–1923 – преподаватель и лектор по социальным наукам в Лондонской школе экономических и политических наук. В годы Первой мировой войны служил в танковом корпусе, получил звание майора. В 1919 был избран мэром Стэпни, в 1919–1927 был олдерменом. В 1922 занял место в парламенте как член Лейбористской партии от округа Лаймхаус в Стэпни, а в 1924 был назначен заместителем военного министра. В 1927 Эттли стал членом Комиссии по статусу Индии под председательством сэра Джона Саймона. В 1929–1931 он – канцлер герцогства Ланкастерского, в 1931 – главный почтмейстер страны. Вместе с большинством своих коллег по Лейбористской партии Эттли разорвал отношения с Рамсеем Макдональдом, когда тот в 1931 сформировал коалиционное правительство. В 1935 вслед за Джоном Лансбери занял место парламентского лидера Лейбористской партии. Выступал против политики невмешательства в гражданскую войну в Испании и осудил пакт Хоара – Лаваля. Когда в 1940 Уинстон Черчилль стал премьер-министром, Эттли вошел в коалиционный кабинет как лорд-хранитель печати, а в 1942 стал государственным секретарем по делам доминионов и вице-премьером. После победы Лейбористской партии на выборах в июле 1945 стал премьер-министром. 27 мая 1947 Эттли заявил от имени партии, что главными задачами британского правительства являются переход к мирной экономике и к социализму. В период правления лейбористов были национализированы Английский банк, угольная промышленность, производство железа и стали, средства связи, производство газа и электричества. 5 июля 1948 вступила в силу единая система социального страхования, оформленная законами о национальном страховании, о безопасности на производстве, об оказании государственного вспомоществования, которые заменили прежнее законодательство о бедных. Был принят закон о национальном здравоохранении, по сути дела вводивший бесплатное медицинское обслуживание и передававший больницы, за редкими исключениями, в государственную собственность. Индии, Пакистану и Цейлону была предоставлена независимость и статус доминионов в Содружестве. Было реорганизовано сельскохозяйственное производство и подтвержден Закон о трудовых спорах и тред-юнионах 1927. Эттли одобрил соглашение между 5 державами – странами Бенилюкса, Францией и Великобританией, – подписанное 17 марта 1948, а также создание Североатлантического пакта. На выборах в октябре 1951 Лейбористская партия потерпела поражение, и Эттли на посту премьер-министра сменил Уинстон Черчилль. В декабре 1955 Эттли получил графский титул, тогда же он оставил пост лидера Лейбористской партии. Эттли – автор книг Воля и путь к социализму; Лейбористская партия в перспективе (1949); сборника избранных работ Цель и политика; автобиографии Как это происходило (1954). Умер Эттли в Лондоне 8 октября 1967 года.

1885
Рауль Кочальский
польский пианист и композитор. Ученик К. Микули. Концертировал с детских лет. Гастролировал в России в 1893 г. Автор опер, фортепьянных произведений, песен и др.

1886
Григорий Николаевич Неуймин
советский астроном, специалист в области астрофотографии. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). По окончании Санкт-Петербургского университета был оставлен (в 1910) при нем для подготовки к научной деятельности. В 1912—1941 (с перерывом в 1922—1925) работал на Симеизской обсерватории (ныне — Крымская астрофизическая обсерватория Академии Наук СССР), в 1944—1946 директор Пулковской обсерватории. Открыл большое количество малых планет и 6 новых комет (Неуймина кометы). Подробно исследовал орбиту и движение кометы, открытой им в 1916. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Ленинграде 17 декабря 1946 года. Литература: Астрономия в СССР за тридцать лет. 1917—1947. Сборник статей, Москва — Ленинград, 1948 (имеется список трудов Неуймина); Г.Н.Неуймин. (Некролог), "Известия Главной астрономической обсерватории в Пулкове", 1948, том 17, № 141.

1886
Реймонд Спронс
американский адмирал, командующий ВМС США в годы второй мировой войны.

1887
Август Макке
немецкий художник, представитель экспрессионизма. Родился в Мешеде (Северный Рейн-Вестфалия) в семье инженера. С 1904 учился в Дюссельдорфской академии художеств, попутно работая оформителем в местном театре, а с 1906 – в Берлинской академии, где его наставником был Л.Коринт. Испытал решающее влияние как отечественного, так (побывав в 1907 в Париже) и французского импрессионизма. В 1910 подружился с Ф.Марком, а в 1911 вступил в группу «Синий всадник» и опубликовал в одноименном альманахе статью Маски, выразившую общий курс группы на переход от изображения внешности предметного мира к выражению его внутренней сути. В своих зрелых вещах, воспроизводящих обычно простые жанровые мотивы в пейзажной среде (Купающиеся девушки, 1912, Баварские государственные собрания, Мюнхен; Люди на мосту, 1914, Музей земли Гессен, Дармштадт; Дети у водной колонки, 1914, Городские художественные собрания, Бонн), Макке проявил себя как самый жизнерадостный из экспрессионистов: он сам определял свои произведения как «песнь о красоте вещей». Его яркие красочные гаммы со временем принимали все более абстрактный, «космически»-орнаментальный характер, приближаясь к орфизму Р.Делоне, с которым он познакомился в 1912. Новым стимулом для его колористических поисков стало краткое путешествие в Тунис, предпринятое вместе с П.Клее (1914). Призванный в армию в начале Первой мировой войны, Макке погиб на западном фронте, в Перт-лез-Юрлю (французская провинция Шампань) 26 сентября 1914 года.

1888
Джеймс Брайди (настоящее имя - Генри Осборн Мейвор)
шотландский драматург. В 1928 г. поставлена его пьеса "Солнечная соната" (издана в 1930). Герой пьесы "Американские горы" (издание 1930) - врач, ставший жертвой жадной до сенсации публики. В пьесе "Иона и кит" (1932) и др. он иронически трактует библейские сюжеты. К лучшим сатирическим драмам относятся - "Спящий священник" (1933), "Мистер Болфри" (1943) и "Дафне Лауреола" (1949).

1888
Герберт Стэнли Моррисон (Morrison)
политический деятель Великобритании, барон (с 1959). Родился в Лондоне. Один из лидеров Лейбористской партии. Сторонник теории "демократического социализма". В 1915—1947 секретарь Лондонского отделения Лейбористской партии, в 1928—1929 председатель Национального Исполкома партии. В 1929—1931, 1940—1951 занимал различные министерские посты, в том числе посты заместителя премьер-министра (1945—1951) и министра иностранных дел (март — октября 1951). Умер в Сидкапе, графство Кент, 6 марта 1965 года. Литература: Итон Д., Маркс против Кейнса. Ответ на "социализм" Г.Моррисона, перевод с английского, Москва, 1958.

1888
Джордж Б.Сайтц
американский режиссер, сценарист и актер.

1889
Дзетаро Кабаками
деятель социал-демократического движения Японии. Родился в Токио. Окончил Токийский университет (1915). С 1919 профессор Кансайского университета (Кобе), лектор рабочей школы, адвокат. В 1920-х гг. начал участвовать в социал-демократическом движении. Избирался в парламент (1928-1930, 1936-1942). В конце 1945 советник Социалистической партии Японии (СПЯ). С 1951 снова депутат парламента. В 1952-1955, в период раскола СПЯ на правую и левую СПЯ, председатель правой СПЯ. В 1961-1965 председатель СПЯ. В июне 1960 был ранен террористом, связанным с реакционными кругами. Умер в Токио 3 декабря 1965 года.

1891
Мирзорахмат Алимов
таджикский художник, народный художник Таджикской ССР (1959), мастер орнаментальной росписи по дереву. Среди его работ: орнаментальные панно (1938, Музей искусства народов Востока, Москва), роспись Публичной библиотеки имени Фирдоуси в Душанбе (1952-1953); панно «25 лет Таджикистана» (1954), «50 лет Советской власти» (1966-1967) – в Музее изобразительного искусства имени К.Бехзада, Душанбе. Государственная премия Таджикской ССР имени Рудаки (1966).

 (487x699, 53Kb)
1891
Альфред Бринкман (Alfred Brinckmann)
немецкий шахматный мастер (1953) и международный шахматный арбитр (1951), автор популярных книг посвященных творчеству Фридриха Земиша, Курта Рихтера, Ефима Боголюбова, Арона Нимцовича. Умер 30 мая 1967 года.

 (699x680, 123Kb)
1892
Джон Рональд Рейел Толкин (Толкиен; John Ronald Reuel Tolkien)
английский писатель, литературовед. Джон Рональд Руэл Толкин родился в Блумфонтейне, Оранжевое Свободное государство (теперь Свободное государство, ЮАР). Его родители, Артур Руэл Толкин (1857—1896), управляющий английского банка, и Мейбл Толкин (Саффилд) (1870—1904), прибыли в Южную Африку незадолго до рождения сына в связи с продвижением Артура по службе. 17 февраля 1894 года у Артура и Мейбл родился второй сын, Хилари Артур Руэл. В детстве Толкина укусил тарантул, и это событие позже повлияло на его творчество. В начале 1895 года после смерти отца семейства семья Толкин возвращается в Англию, оставшись одна с двумя детьми, Мейбл просит помощи у родственников. Возвращение домой было тяжёлым, — родственники матери Толкина не одобряли её брака. После смерти отца от ревматической лихорадки, семья поселилась в Сэйрхоуле, возле Бирмингема. Мейбл Толкин осталась одна с двумя маленькими детьми на руках и с очень скромным доходом, которого только-только хватало на проживание. Стремясь найти опору в жизни, она погрузилась в религию, приняла католичество (это привело к окончательному разрыву с родственниками-англиканцами) и дала детям соответствующее образование. В результате Толкин всю жизнь оставался глубоко религиозным человеком[источник?]. Мать Толкина умерла в 1904 г., перед смертью она доверила воспитание детей отцу Френсису Моргану, священнику Бирмингемской церкви, очень сильной и неординарной личности. Именно Френсис Морган развил у Толкина интерес к филологии, за что тот был ему впоследствии очень благодарен. Дошкольный возраст дети проводят на природе. Этих двух лет Толкину хватило на все описания лесов и полей в его произведениях. В 1900 Толкин поступает в школу короля Эдварда, где он выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие — валлийский, древненорвежский, финский, готский. У него рано обнаружился лингвистический талант, после изучения староваллийского и финского языков он начал разрабатывать «эльфийские» языки. В 1908 он встречает Эдит Бретт — женщину, оказавшую большое влияние на его творчество, легенда о Берене (Beren) и Лутиэн (Lúthien) посвящена ей. Влюблённость помешала Толкину сразу поступить в колледж, к тому же Эдит была на четыре года старше Толкина. Отец Френсис взял с Джона честное слово, что он не будет встречаться с Эдит, пока ему не исполнится 21 год, то есть до его совершеннолетия, когда отец Френсис переставал быть его опекуном. Толкин выполнил обещание, не написав Мэри Эдит ни строки до этого возраста. Но именно из-за того, что эта любовь стала запретна, она не прошла со временем. В 1915 году Толкин с отличием закончил университет и пошёл служить лейтенантом в полк Ланкаширских стрелков. 22 марта 1916 он женился на Эдит Бретт. Несмотря на то, что вскоре Джон был призван на фронт и участвовал в Первой мировой войне, их союз оказался долгим и счастливым. Супруги прожили вместе 56 лет и воспитали 3 сыновей: Джона Фрэнсиса Руэла (1917), Майкла Хилари Руэла (1920), Кристофера Руэла (1924), и дочь Присциллу Мэри Руэл (1929). Джон пережил кровавую битву на Сомме, где погибло двое его лучших друзей, заболел сыпным тифом, после длительного лечения был отправлен домой с инвалидностью. Последующие годы он посвятил научной карьере: сначала преподаёт в Университете Лидса, в 1922 году получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире. В это же время он начал писать великий цикл мифов и легенд Средиземья (Middle Earth), который позже станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 году сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкину написать продолжение, но работа над трилогией заняла длительное время и книга была закончена только в 1954 г., когда Толкин уже собирался на пенсию. Трилогия была опубликована и имела колоссальный успех, что немало удивило автора и издателя (Ануин ожидал, что потеряет значительные деньги, но книга лично ему очень нравилась, и он очень хотел опубликовать произведение своего друга. Книга была поделена на 3 части, чтобы после публикации и продажи первой части стало понятно, стоит ли печатать остальные). После смерти жены в 1971 году. Толкин возвращается в Оксфорд, но вскоре после непродолжительной, но тяжёлой болезни, умирает 2 сентября 1973 года. Все его произведения, изданные после 1973 года, включая «Сильмариллион», изданы его сыном Кристофером. Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высоких эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял во многом руководствуясь красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда.»

1895
Михаил Андрику
румынский композитор. В 1926-1959 гг. профессор Бухарестской консерватории. Среди сочинений: балеты – «Тайна» (1932), «Вечерняя звезда» (1951); для оркестра – 9 симфоний (1943-1962), 7 симфониетт, 2 камерные симфонии, сюиты; концерты; октеты, квинтеты; сонаты и др.

 (600x443, 34Kb)
1895
Борис Николаевич Лятошинский
советский композитор, дирижёр и педагог, народный артист Украинской ССР (1968). Родился в Житомире. В 1918 окончил юридический факультет Киевского университета, в 1919 - Киевскую консерваторию по классу композиции Р.М.Глиэра. С 1920 преподавал в той же консерватории, с 1922 вёл класс композиции, с 1935 профессор (в 1935-1938 и 1941-1944 одновременно профессор Московской консерватории) , создатель композиторской школы (И.Белза, Л.Грабовский, И.Карабиц, В.Сильвестров, Е.Станкович, И.Шамо). Творческое наследие Лятошинского охватывает все музыкальные жанры; его произведения отмечены высоким мастерством и яркой индивидуальностью стиля, в котором сочетаются характерные особенности музыкальной культуры славянских народов. Автор опер "Золотой обруч" (1930, Киев; 2-я редакция постановка 1970, Государственная премия УССР имени Т.Г.Шевченко, 1971), "Щорс" (1938, там же, 2-я редакция "Полководец", 1948), произведений для оркестра (в том числе 5 симфоний, 3 симфонические поэмы, 3 сюиты), 5 струнных квартетов, "Украинского квинтета" (2-я редакция 1945; Сталинская премия, 1946) и других инструментальных ансамблей; кантат, хоров, фортепьянных пьес, романсов, музыки к драматическим спектаклям и фильмам ("Тарас Шевченко", 1951; Сталинская премия, 1952). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также советскими и иностранными медалями. Скончался в Киеве 15 апреля 1968 года. Литература: Запорожец Н., Б.Н.Лятошинский, Москва, 1960 (нотографический и библиографический указатели); Самохвалов В., Черты музыкального мышления Б.Лятошинского, Киев, 1970.

1896
Джордже Калборяну
румынский актер. Народный артист Румынии (1955). В 1919 г. окончил Ясскую консерваторию драматического искусства. В том же году дебютировал в ясском Национальном театре. Актер Национального театра имени Караджале в Бухаресте. Играл главные роли в фильмах «Самодуры» (1960), «Жажда» (1961). Государственная премия Румынии.

1896
Илья Калустович Шапошников
российский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1952). Среди сочинений: опера «Бахчисарайский фонтан» (1937); музыкальная комедия «Три друга» (1952); для оркестра – 2 симфонии (1920, 1943), увертюры, сюиты; 2 концерта для фортепьяно с оркестром; фортепьянные трио; романсы, песни, театральная музыка.

1897
Василий Дмитриевич Александровский
русский поэт, представитель "пролетарского романтизма". Родился в селе Баскакове, Смоленской губернии, в крестьянской семье. С 11 лет попал в Москву и поступил в кожевенную мастерскую, где работал около 6 лет. В войну 1914-1918 был на фронте рядовым, ранен в руку. С 1917 по 1920 был членом РКП (б). Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта. Писать стихи начал с 1913. В том же году впервые напечатал стихотворение "В дороге" в московском журнале "Живое слово". Участник первого сборника рабочих поэтов "Наши песни", Москва, 1913. С 1918 по 1920 работал в литературной студии московского Пролеткульта. Был членом редколлегии журнала "Гудки". С 1920 по 1922 работал в литературном отделе Наркомпроса. Один из основателей группы "Кузница", 1920. Участник Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей и член первого Правления Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). В годы гражданской войны и несколько позднее поэзия Александровского пользовалась большой популярностью. Александровский в это время был также одним из любимых поэтов рабочей и советской молодежи. Произведения Александровского этого периода отличаются большой эмоциональной напряженностью и агитационной силой. Лирик по преимуществу, Александровский был увлечен мощью и размахом пролетарской революции. Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях Александровскому удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца - участников Октябрьского восстания и гражданской войны. Особенно привлекал Александровского образ новой девушки, которой посвящена одна из лучших поэм Александровского - "В огне". Творчество Александровского не отличается однако цельностью и ясностью мировоззрения. Наряду с бодрыми, зовущими в бой призывами в стихах Александровского часто встречаются мотивы глубокой тоски. Как и творчество большинства поэтов "Кузницы" этого времени, поэзия Александровского лишена конкретности в описании революционных событий и людей революции, воспевает конечные цели революции в общих выражениях. Однако Александровский далек от крайностей увлечения отвлеченно-героическими мотивами. С окончанием гражданской войны и введением нэпа творчество Александровский переживает глубокий кризис. Александровский не мог понять нового поворота революции, и в его стихах к мотивам тоски прибавляются ноты глубокого разочарования и отчаяния. Александровский старался выйти из своего кризиса, перейдя на общественную сатиру. Такой попыткой является одно из лучших его стихотворений "Будни", в котором он бичует мещанство и бюрократизм. Однако на этом пути лирическое дарование Александровского не могло развернуться. Последней попыткой Александровского изжить свой творческий кризис является его "Поэма о Пахоме", в которой он дал образ советского крестьянина в новых политических и хозяйственных условиях. После "Пахома" Александровский не напечатал ничего выдающегося. На снижение творчества Александровского значительно повлияла также тяжелая болезнь. С 1924 стихи Александровского начинают все реже и реже появляться в печати, не представляя особого интереса. На формальную сторону поэзии Александровского значительное влияние оказали Верхарн, Блок, Есенин, отчасти Маяковский. Стихотворения Александровского печатались почти во всех центральных и многих провинциальных советских периодических изданиях. Многие из стихотворений Александровского вошли в разные сборники и чтецы-декламаторы.

1897
Дороти Арзнер
американский монтажер, сценаристка и режиссер.

1897
Мэрион Дэвис
американская актриса.

1897
Пола Негри (Аполония Халупец)
американская кинозвезда эпохи немого кино.

1898
Дорис Питкин Бак
американская писательница, автор рассказов "Тетя Агата", "Рассказ о проклятии", "Путь трансгрессора", "Когда они окружили Белый дом", поэмы "Из двух Вселенных".

zasu-pitts (467x700, 37Kb)
1898
СейЗу Питтс (ZaSu Pitts)
американская актриса. На большом экране она дебютировала ещё в эпоху немого кино, добившись затем успеха благодаря ролям в драматическом фильмах, а затем успешно перешла в звуковое кино, где стала очень популярна благодаря ролям в кинокомедиях. Основой для её необычного имени стали имена сестёр её матери — Элиза (Eliza) и Сьюзен (Susan). Актрису иногда ошибочно именуют ЗаЗу (Za-zoo) или ЗейЗу (ZAY-zoo), хотя она сама в автобиографии указывала на то, что правильный вариант именно СейЗу. Её актёрский дебют состоялся в 1915 году, а спустя два года её обнаружила сценаристка Фрэнсис Марион, благодаря которой Питтс дебютировала на большом экране в немом фильме «Маленькая принцесса» с Мэри Пикфорд в главной роли. В 1920-х годах СейЗу Питтс была ведущей актрисой в фильмах Эриха фон Штрогейма, снявшись в его шедеврах «Алчность» (1924) и «Свадебный марш» (1928). В 1920 году она вышла замуж за актёра Тома Галлери, вместе с которым снялась в ряде фильмов в начале 1920-х годов. В 1922 году у супругов родилась дочь Энн. В начале 1930-х актриса осуществила успешный переход в звуковое кино, снимавшись на протяжении десятилетия в ролях второго плана во многих комедийных фильмах, часто в компании Телмы Тодд. Образы её капризных, растерянных и тревожных героинь в дальнейшем часто подражались в других кинолентах и мультфильмах. В 1940-х СейЗу Питтс также принимала участие в водевилях и радиопостановках, выступая с комедийными номерами вместе с Бингом Кросби и Элом Джолсоном. В 1944 году актриса дебютировала на Бродвее в специально написанной для неё постановке, с которой она успешно выступала несколько месяцев. С началом 1950-х годов Питтс стала появляться на телевидении, где исполнила несколько ролей в популярных в те годы телесериалах. Помимо актёрского искусства актриса увлекалась кулинарией и коллекционирование рецептов конфет, что в итоге стала основой для книги «Конфетные хиты от СейЗу Питтс» (Candy Hits by ZaSu Pitts). В середине того же десятилетия у актрисы диагностировали рак, но тем не менее она продолжала работать до самого конца, появившись в эпизодических ролях в картинах «Доведенный до ручки» с Дорис Дэй в главной роли, и культовой комедии начала 1960-х «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», в которой она снялась за несколько дней до своей смерти. СейЗу Питтс скончалась от рака 7 июня 1963 года. За свой вклад в кинематограф она была удостоена звезды на Голливудской аллее славы. В 1994 году в США вышла почтовая марка с изображением актрисы.

1898
Луис Карлос Престес (Prestes)
деятель бразильского и международного рабочего движения. Член Бразильской коммунистической партии (БКП) с 1934. Родился в городе Порту-Алегри, в семье военнослужащего. Получил высшее военное образование. В 1918—1924 инженер-капитан бразильской армии. Вел революционную работу среди солдат и офицеров. В 1924—1927 руководитель вооруженной борьбы демократических сил против диктатуры А.Бернардиса. В 1927—1931 в эмиграции в Боливии, Аргентине и Уругвае; был тесно связан с компартиями этих стран и с Южноамериканским бюро Исполкома Коминтерна. В 1931—1934 находился в Советском Союзе. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) был избран членом Исполкома Коминтерна. В 1935 был организатором восстания бразильского народа против диктатуры Ж. Варгаса, руководителем революционной армии Национально-освободительного альянса, его почетным председателем. После подавления восстания был арестован и с 1936 по 1945 отбывал тюремное заключение. С 1943 член ЦК, с 1945 член Исполнительной комиссии ЦК БКП и генеральный секретарь ЦК БКП. В 1945 был избран сенатором. В 1947—1958 в связи с запрещением БКП находился на нелегальном положении. С 1964 (после реакционного государственного переворота) снова на нелегальном положении. Заочно приговорен к 14 годам лишения свободы. В 1973 награжден орденом Октябрьской Революции. Сочинения: О ргоbema da terra е a constituição de 1946, Rio de J., 1946; Frente nacional para salvação da pátria, Rio de J., 1947; в русском переводе — 50 лет Бразильской коммунистической партии, "Коммунист", 1972, № 5; Революционная борьба бразильских коммунистов, "Проблемы мира и социализма", 1972, № 2. Литература: Амаду Ж., Л.К.Престес, перевод с португальского, Москва, 1951.

Fedoseenko (628x700, 91Kb)
1898
Павел Федорович Федосеенко
герой-стратонавт. известный воздухоплаватель. В 1925 году он совершил первый высотный полет на аэростате с открытой корзиной. Без кислородиых приборов ему удалось подняться на высоту 7400 метров. В 1933 году, когда в Ленинграде была закончена постройка стратостата «Осоавиахим-1», командиром экипажа назначили инженера П.Ф.Федосеенко. Утром 30 января 1934 года П.Ф.Федосеенко дал сигнал к полету. Стратостат «Осоавиахим-1» поднялся с воздухоплавательной площадки в поселке Кунцево под Москвой и стал набирать высоту. Командир экипажа передавал результаты наблюдений по радио на землю. Опытный воздухоплаватель Федосеенко сумел поднять стратостат на рекордиую высоту;— 22 тысячи метров. Выполнив научную программу, он начал спуск. Но разогретая оболочка стратостата потеряла много газа. Нарушился режим спуска, оборвались стропы гондолы. Экипаж стратостата погиб. Урны с прахом П.Ф.Федосеенко и двух других погибших; героев были замурованы в Кремлевской стене. В 1963 году в столице Мордовской АССР городе Саранске, недалеко от которого упала гондола стратостата, отважным покорителям стратосферы П.Ф.Федосеенко, И.Д.Усыскину и А.Б.Васенко установлен памятник.

1900
Василий Иванович Абаев
осетинский языковед-иранист. Окончил Ленинградский университет (1925). Автор работ по общему и сравнительному языкознанию, иранистике и осетиноведению: Нартовский эпос (1945), Осетинский язык и фольклор (1949). Одна из основных работ - Историко-этимологический словарь осетинского языка (т. 1, А-К, 1958); в нём прослеживается этимология и история осетинских слов на материале 190 языков мира и связи осетинского языка с иранским и индоевропейским, а также с тюркскими, финно-угорскими и другими языками.

1900
Морис Жобер
французский композитор и дирижер. В 1919-1923 гг. обучался в консерватории в Ницце. Творческую деятельность начал в 1915 г. как дирижер оркестра кинотеатра. С первых лет развития звукового кино разрабатывал теоретические и практические проблемы и принципы создания музыки в кино. Впервые выступил в кино как композитор по приглашению режиссера А.Кавальканти в 1929 г. (в фильме «Красная Шапочка»). С 1931 г. – музыкальный руководитель фирмы «Пате Натан». Создал музыку к фильмам режиссеров В.Клера («Четырнадцатое июля», 1933; «Последний миллиардер», 1934), Ж. Дювивье («Бальная записная книжка», 1938; «Конец дня», 1939), М.Карне («Забавная драма», 1937; «Северный отель», «Набережная туманов», 1938; «День начинается», 1939), Ж. Виго («Ноль за поведение», 1932; «Атланта», 1933), А. Литвака и др. Работал в документальном кино: фильмы «Жизнь реки» (1931), «Деревня в Париже» (1939) и др. Умер в 1940 году.

1900
Дмитрий Михайлович Кипиани
грузинский актер. Заслуженный артист Грузинской ССР. В 1923 г. окончил актерскую школу при киностудии «Госкинопрома» Грузии. В 1917-1925 гг. – актер Театра грузинской драмы. В кино с 1923 г. Среди лучших ролей: Царба («Три жизни», 1925), Бесо («Кто виноват?», 1925), князь Чичуа («Нателла», 1926), кинто Карачохели («Ханума», 1926). В 1937-1945 гг. работал на студиях кинохроники, был ассистентом режиссера.

1900
Евгений Михайлович Кузнецов
советский театровед и критик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). Специалист в области эстрады, цирка, массовых народных зрелищ. Родился в Варшаве. С 1928 руководил Ленинградским музеем цирка. В 1930—1950-е гг. художественный руководитель Ленинградского цирка, художественный руководитель Главного управления цирками СССР. Был одним из организаторов и первым ответственным редактором журнала "Советский цирк" (1957—58). Автор многих книг, освещающих историю советского и европейского цирков. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер в Москве 27 марта 1958 года. Сочинения: Арена и люди советского цирка, Ленинград— Москва, 1947; И.Ф.Горбунов, Москва, 1947; Из прошлого русской эстрады, Москва, 1958; Комиссар театров, в книге: М.Ф.Андреева, Москва, 1961; Цирк. Происхождение, развитие, перспективы, (2-е издание), Москва, 1971 (библиография). Литература: Дмитриев Ю., Советский цирк, Москва, 1963.

Дмитрий_Александрович_Быстролетов (432x700, 108Kb)
1901
Дмитрий Александрович Быстролетов
советский разведчик, граф. Родился в деревне Акчора Перекопского уезда Таврической губернии, ныне село Гвардейское Первомайского района Крыма. Незаконнорожденный сын графа Александра Николаевича Толстого, родившегося 12 августа 1858 года под Выборгом, образование высшее, юрист, двойной тезка графа Александра Николаевича Толстого, старшего брата писателя А.Н.Толстого. В августе 1916 года Решением Департамента Герольдии Правительствующего Сената, Дмитрий Быстролётов введен в Личное почетное гражданство Российской империи, в октябре 1917 года введен в графское достоинство Российской империи — граф Толстой. В 1904—1913 гг. жил в Санкт-Петербурге. В 1913—1917 гг. учился в Севастополе в Морском кадетском корпусе. В 1919 г. окончил выпускные классы классической гимназии города Анапы, одновременно, окончил выпускные классы Мореходной школы города Анапы - штурман дальнего плавания. В 1922 г. окончил выпускной класс колледжа для европейцев-христиан в Константинополе. В мае 1922 г. принят на медицинский факультет Университета имени Яна Амоса Коменского в Братиславе, в ноябре 1922 г. перевёлся в Карлов университет в Праге, в 1924 г. перешел на юридический факультет того же университета и окончил его в 1927 г. получив диплом "Специалиста по мировой торговле нефтью", в марте 1928 г. защитил диссертацию "Основные проблемы права в освещении исторического и диалектического материализма", присвоена ученая степень доктора права. В 1935 г. окончил медицинский факультет Цюрихского университета (под чужой фамилией и документами), в 1936 г. защитил диссертацию по гинекологии, присвоена ученая степень доктора медицины. Учился в Академии Искусств Парижа и Берлина, принят в 1937 г. в "Союз художников СССР". Работая в Советском торгпредстве и полпредстве в Праге, сотрудничал с ИНО ОГПУ (внешней разведкой СССР), с февраля 1924 г. на территории Чехословацкой республики занимался сбором информации по технической, экономической и политической разведки. С 1930 г. штатный сотрудник ИНО ОГПУ, с 1930-1937 г.г. работал на нелегальном положении в сопредельных государствах Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Европы, в качестве нелегала-вербовщика и руководителя группы нелегалов (псевдонимом "Андрей"). Задания Быстролётову из "Центра" выдавал непосредственно А.Х.Артузов, действуя через легальных и нелегальных резидентов ИНО (Н.Г.Самсонова, Б.Я.Базарова, Т.Малли, И.С.Порецкого и др.). Обеспечил руководство СССР дипломатическими шифрами и кодами Англии, Германии, Италии, Финляндии, Франции. Организовал получение из Государственного департамента США секретной информации. Контролировал личную переписку Гитлера и Муссолини. Достал для СССР ряд новейших технологий и образцов вооружения. 17 сентября 1938 г. Быстролётов арестован по обвинению в шпионаже, 8 мая 1939 г. Военная Коллегия Верховного суда Союза ССР приговорила Быстролётова Дмитрия Александровича к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на двадцать лет с поражением в политических правах на пять лет и с конфискацией имущества лично ему принадлежащего. С 1939-1940 г.г. отбывал заключение в Нарильлаге. С 1940-1941 г.г. отбывал заключение в Мариинске (Сиблаг). С 1941-1947 г.г. отбывал заключение в Суслово (Сиблаг). В январе 1948 г., по указанию Министра Государственной Безопасности СССР Абакумова доставлен под конвоем в Москву. За отказ от амнистии и за отказ работать в МГБ, Абакумов своей властью изменил приговор Быстролётова от 8 мая 1939 г., на пять лет одиночной камеры, после чего расстрелять. С 1948-1951 г.г. отбывал заключение в одиночной камере Сухановской особорежимной тюрьмы. В 1951 г. сошел с ума, помещен на лечение в тюремную больницу, после лечения направлен в спецлагеря. С 1951-1952 г.г. отбывал заключение в Озерлаге (строительство Байкало-амурской магистрали). С 1952-1954 г.г. отбывал заключение в Камышлаге (строительство нефтеперегонного завода в Омске). В 1954 г. после инсульта освобожден от отбытия заключения ("актирован"). В 1956 г. за отсутствием состава преступления реабилитирован. С 1957-1975 г.г. жил в Москве, работал, при знании 22 иностранных языков, языковым редактором во Всесоюзном НИИ медицинской и медико-технической информации министерства здравоохранения СССР, в том числе работал и над литературным произведением "Пир бессмертных" в 17 книгах, завершенное незадолго до смерти автора. Вот что писала жена Дмитрия Александровича Председателю КГБ СССР Ю.В.Андропову, за несколько месяцев до смерти мужа:
"Глубокоуважаемый Юрий Владимирович!
Полное равнодушие и безразличие к судьбе моего бедного больного парализованного мужа заставило меня обратиться к вам…
Быстролётов Дмитрий Александрович — полузабытый герой нашей разведки в предвоенные годы…
Оба мы старики, многие тяжелые годы прожившие вместе. Мы инвалиды первой и второй группы. Нам вместе около 150 лет. Во время допросов мой муж был изувечен избиениями — ломали ребра, загоняя их обломки в легкие.
В лагерях — холод, голод, этапы при сильных морозах. Два инсульта. 26 октября 1954 года он приехал в Москву.
При первой группе инвалидности его приютил медицинский реферативный журнал, где при знании 22 иностранных языков Быстролётов, больной старик, проработал языковым редактором до 1974 года, пока не был снова парализован.
Он инвалид, работать не может — потеря речи и другие осложнения. Вместе мы получаем пенсию соцстраха. На жизнь и лекарства ее не хватает. Учитывая всё вышеизложенное, прошу вас о назначении моему мужу Быстролётову Д.А. персональной пенсии".
Иванова Анна Михайловна.
Умер Быстролётов Дмитрий Александрович 3 мая 1975 года, похоронен в Москве на Хованском кладбище. Приказом ОГПУ 17 сентября 1932 г. награждён боевым оружием с надписью: «За беспощадную борьбу с контрреволюцией от Коллегии ОГПУ». В мировой литературе ещё не было литературного произведения, созданного профессиональным разведчиком-нелегалом, который, без контроля со стороны спецслужб, спокойно и откровенно рассказывает и размышляет на страницах 17 книг "Пир бессмертных" о своей жизни и работе, при этом автор просил обнародовать его книги через много лет после свой смерти. Мемуары: Быстролетов Д.А. Пир бессмертных Книга 5 "Путешествие на край ночи". Публ. Милашов С.С. — Москва, 1991 (Библиотека журнала «Пограничник»; № 3 (154), 1991)— 96 страниц; Быстролетов Д.А. Пир бессмертных Книга 9 "Человечность". Публикация Милашов С.С. — Москва, 1991 (Библиотека журнала «Пограничник»; № 4 (155), 1991)— 96 страниц; Быстролетов Д.А. Пир бессмертных Составитель Милашов С.С. — Москва: Граница, 1993. — 368 страниц; Быстролетов Д.А. Пир бессмертных, в трех томах © С.С. Милашов, 1993 — Москва. Том 1 - книги 1-5 "Залог бессмертия", "Превращения", "Пучина", "Путешествие на край ночи" - 588 страниц. Том 2 - книги 6-9 "Шёлковая нить", "Молодость в клетке", "Испытание одиночеством", "Записки из живого дома" - 678 страниц. Том 3 - книги 10-11 "Человечность", "Трудный путь в бессмертие" - 448 страниц; Быстролетов Д.А. Пир бессмертных, сборник "Путешествие на край ночи", © С.С.Милашов, 1996. - Москва: Современник, 1996. — 590 страниц; Быстролетов Д.А. Путешествие на край ночи Читает: Людмила Ларионова. Очерки: Быстролетов Д.А. История одного путешествия журнал «Азия и Африка сегодня» 1963. Художественные произведения: Быстролетов Д.А. совместно с Василием Журавлевем Сценарий фильма «Человек в штатском» 1973. Литература: Эмиль Дрейцер «Сталинский шпион-любовник» // Emil Draitser Stalin’s Romeo Spy: The Remarkable Rise and Fall of the KGB’s Most Daring Operative 426 pages Publisher: Northwestern University Press; 1st edition (April 28, 2010) ISBN 0810126648 ISBN 978-0810126640.

Ngo Dinh Diem (533x699, 30Kb)
1901
Нго Динь Зьем (Нго Динь Дьем)
первый президент Республики Вьетнам (Южный Вьетнам). Родился в Хюэ, древней столице области Аннам, в католической семье, занимавшей видное положение при императорском дворе. Получив образование, стал мандарином и в 1933 был выдвинут императором Бао Даем на пост премьер-министра. Нго потребовал от французской колониальной администрации проведения политических реформ; получив отказ, подал в отставку. В годы Второй мировой войны оставался в Сайгоне, где пользовался покровительством японцев. После войны Нго выступил против руководимого коммунистами движения Вьетминь. Во время первой вспыхнувшей во Французском Индокитае войны не занимал официальных государственных должностей, но считался политическим лидером вьетнамских католиков. Под нажимом американцев Бао Дай в июне 1954, после раздела страны по 17-й параллели, назначил его главой кабинета министров. На следующий год Нго стал президентом новообразованной Республики Вьетнам. Он предпочел не проводить в 1956 выборы, предусмотренные для всей страны условиями перемирия 1954, и пригласил американских военных советников для борьбы с вьетминовскими отрядами. Постоянно усиливавшаяся активность партизан и оппозиционная линия других общественных группировок, враждебных Нго, привели к политическому кризису летом 1963. Буддийские монахи вывели на улицы демонстрантов и прибегали к актам самосожжения в знак протеста против гонений. Верхушка южновьетнамских военных, ориентируясь на стремление президента США Джона Кеннеди найти выход из создавшейся ситуации, осуществила успешный государственный переворот. Президент Нго и его брат Нго Дин Ну были убиты 2 ноября 1963 года.

1901
Георг Вольфганг Феликс Хальгартен (Hallgarten)
немецкий (ФРГ) историк и социолог. После окончания в 1925 Мюнхенского университета в течение ряда лет занимался изучением социально-экономические основы внешней политики Германской империи. Хальгартен порвал с традиционной для буржуазной историографии концепцией примата внешней политики над внутренней, раскрыв реальные интересы крупных промышленников, аграриев и военщины в проведении экспансионистского курса и проследив его реализацию. Хальгартен не вышел за рамки экономического материализма, пройдя мимо влияния классовой борьбы на империалистическую политику. После установления фашистской диктатуры эмигрировал во а в 1937 - в США. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 служил в американской армии. В работах, опубликованных после 2-й мировой войны, Хальгартен в числе немногих буржуазных ученых попытался раскрыть (хотя и не до конца последовательно) тесные связи германских монополий и милитаристов с гитлеровской партией на ее пути к власти. Умер 22 мая 1975 года. Сочинения: Hitler, Reichswehr und Industrie. Zur Geschichte der Jahre 1918-1933, Fr./M., 1955; Imperialismus vor 1914, Bd 1-2, Münch., 1963; Das Schicksal des Imperialismus im 20. Jahrhundert, (Fr./M., 1969): Als die Schatten fielen. Erinnerungen vom Jahrhundertbeginn zur Jahrtausendwende, Fr./M., - В., 1969; в русском переводе - Империализм до 1914 года, Москва, 1961.

1902
Умберто Барбаро
итальянский киновед, критик, режиссер и сценарист. Творческую деятельность начал в 20-е гг. как писатель, журналист и драматург. В 1930-1940-е гг. участвовал в создании сценариев фильмов «Трагическая охота» и др. В эти же годы поставил художественный фильм «Последний враг» (1937) и три документальных фильма – «Верфи на Адриатике» (1933), «Карпаччо» (1947), «Караваджо». Автор многих книг и статей по проблемам киноискусства, составитель ряда сборников по вопросам кино. Первым в Италии перевел работы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, книги Б.Балаша и других иностранных теоретиков кино. В 1945-1947 гг. был постоянным кинокритиком газеты «Унита», в 50-е годы журнала «Вие нуове», в 1945-1948 гг. главный редактор журнала «Бьянко э неро». Теоретические работы режиссера и его практическая деятельность способствовали распространению в Италии основ марксистской эстетики, развитию прогрессивного направления в итальянском кино. Занимался педагогической деятельностью: был одним из инициаторов создания Римского экспериментального киноцентра и в 1936-1948 гг. был директором этого учебного заведения. Затем уехал в Польшу, где преподавал в Лодзинском институте кинематографии (1948-1950) и участвовал в создании фильма «Чертово ущелье» (1950).

 (439x699, 63Kb)
1903
Александр Альфредович Бек
русский прозаик. Родился в Саратове в семье военного врача. Шестнадцатилетним юношей ушел добровольцем в Красную Армию, стал военным журналистом. После Гражданской войны продолжил работу в журналистике, что помогло ему в сборе материала для первой повести Курако (1934), написанной по впечатлениям от поездки на новостройку в г.Кузнецк. В годы Великой Отечественной войны Бек стал фронтовым корреспондентом. В 1943–1944 написал повесть Волоколамское шоссе, которая принесла ему широкую известность. В повести рассказывалось о подвиге героев-панфиловцев, погибших в бою с фашистами под Москвой. Героем-повествователем писатель сделал реальное историческое лицо – панфиловца Момыш-Улы. Военные впечатления воплотились и в других произведениях Бека – повестях Несколько дней и Резерв генерала Панфилова (обе 1960). После войны Бек занимался профессиональной литературной деятельностью. Входил в редколлегию альманаха «Литературная Москва» (1956). Наряду с военной, через все творчество Бека проходит производственная тема, к которой он обратился еще в своем первом произведении. Ему не всегда удавалось нарушить официальные каноны, установленные для «производственной прозы» – так, в повести Новый профиль (1951) обильные технические подробности затмевают содержание. В романе Жизнь Бережкова (1956) в центре авторского внимания реальный авиаконструктор. В центре романа Новое назначение (1965) – И.Тевосян, занимавший при Сталине пост министра металлургической промышленности и черной металлургии. В романе не высказывались диссидентские взгляды, однако, уже будучи объявленным к публикации в журнале «Новый мир», он был снят из номера. Не последнюю роль в запрещении романа сыграла вдова Тевосяна, которая сочла, что в Новом назначении раскрывается слишком много подробностей частной жизни ее покойного супруга. Роман был впервые опубликован в ФРГ в 1972; в СССР публикация стала возможна только в 1986. Умер Бек в Москве 2 ноября 1972 года.

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 14:26 (ссылка)
Иван Васильевич Бабушкин - также в его честь родное село (Леденгское) в 1941г переименовано, есть пик Бабушкина на В Таджикистана, к Ю от Джаилгана
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку