-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109047
Комментариев: 6801
Написано: 117519


2 января родились...

Четверг, 02 Января 2014 г. 01:13 + в цитатник
 (531x698, 56Kb)
1889
Тито Скипа (полное итальянское имя - Raffaele Attilio Amedeo Schipa)
итальянский певец (лирический тенор). Знаменитый итальянский тенор первой половины ХХ века. Мастер бельканто.. Его профессиональная карьера продолжалась с 1909 по 1962. Родился в Лечче. В отношении даты рождения известно, что на самом деле Тито Скипа родился в конце 1888, отец же намеренно записал днём появления сына 2 января 1889 (желая заранее добавить отсрочку призыва в армию. Предусмотрительно! ). Мальчику из бедной семьи повезло. Красивый голос и трудолюбие, а также благосклонность очарованного его голосом местного епископа дона Дженнаро Трама (Gennaro Trama), решившего оплатить учёбу, позволили ему заниматься у хорошего учителя - А.Герунды (Alceste Gerunda). Последний, в свою очередь, помог достигшему 19 лет молодому тенору уехать в Милан. Там ему посчастливилось заниматься у известного Эмилио Пикколи (Emilio Piccoli). С 1911 выступал как в известных итальянских театрах, так и за рубежом (сначала в Аргентине и Бразилии, затем в Мадриде, Монте-Карло и Барселоне, Мексике, а с 1919 в США). Между прочим, Д.Пуччини сам выбрал Тито Скипа на роль Руджеро для премьеры оперы "Ласточка" (La Rondine, 1917). Пик популярности певца пришёлся на 1919-1929. Скипа работал в оперном театре Чикаго, а также пел в Нью-Йорке, Сан-Франциско... За эти годы он выступил более, чем в сорока городах, став одним из самых высокооплачиваемых артистов США. Жил, как говорится, на широкую ногу, мало в чём себе отказывал и пользовался славой сердцееда. В следующем десятилетии успех тоже не покидал его. Однако, начавшийся в 1932 кризис ощутимо сократил доходы певца. Скипа активизировал концертно-гастрольную деятельность. В конце 1930-х вернулся в Италию и вскоре стал одним из любимых теноров Б.Муссолини. Обласканный при фашистском режиме, после падения диктатуры он почувствовал заметное охлаждение интереса публики и в 1947 снова уехал в США. В 1955 Скипа оставил оперную сцену, сосредоточившись на концертной практике. В 1957 провёл гастрольное турне по странам Восточной Европы (посетив также города СССР - Москву, Ленинград и Ригу). Свой последний концерт дал в 1962. В концертных программах Тито Скипа было много народных песен (итальянских, испанских). Считался известнейшим исполнителем неаполитанских песен. Он часто записывался на грампластинки и снимался в музыкальных фильмах. Руководил вокальными классами в разных европейских странах. В 1959 открыл Академию пения в Риме. В наши дни проводится Конкурс вокалистов, носящий имя Тито Скипа. Певец известен и как композитор. Он автор оперетты, хоровых сочинений (в том числе одной мессы), фортепианной музыки и песен. Умер в Нью-Йорке 16 декабря 1965 года. Литература: Лаури-Вольпп Дж., Вокальные параллели, перевод с итальянского, Ленинград, 1972.

 (700x700, 154Kb)
1891
Джованни Микелуччи (Giovanni Michelucci)
итальянский архитектор, один из лидеров функционализма в зодчестве середины 20 в. Родился в Пистое (Тоскана). Окончил Высшую архитектурную школу (1911) и Академию художеств (1914) во Флоренции. В 1920 переехал в Рим, где преподавал в Художественной школе Р.Папини. Был профессором Высшей архитектурной школы во Флоренции, а затем местного университета (1928–1948). Завоевал авторитет, спроектировав здание вокзала Санта Мария Новелла во Флоренции (с соавторами; 1933–1935),- эта невысокая постройка, резко контрастирующая с исторической средой города своими крайне строгими и лаконичными формами, явилась историческим этапом итальянской архитектуры, вступившей на путь решительной модернизации. Эта модернизация интенсивно пробивала себе дорогу в годы фашизма – вопреки историческому стилизаторству господствовавшего тогда стиля «новеченто», которому и сам Микелуччи отдал дань в ряде произведений (Институт минералогии в римском Университетском городке, 1932–1935; здание местной администрации в Ареццо, 1936; и др.). Вновь вернулся к кристально-четкому и рациональному функционализму в здании сберегательной кассы во Флоренции (1961). В те же, послевоенные годы увлекся более динамичными и экспрессивными структурными решениями, апогеем которых стала церковь Сан Джованни Баттиста в Кампи Бизенцио близ Флоренции (1964), на автостраде Солнца, посвященная памяти рабочих, погибших при ее строительстве. Благодаря своей «взмывающей ввысь» крыше этот храм уподобился монументальной скульптуре, зрительно связавшей трассу с окружающими холмами. В поздних произведениях Микелуччи проступают черты архитектурного брутализма (почтамт на виа Верди во Флоренции, 1964–1967). В 1945 основал журнал «Новый город» («La nuova citta»). Был директором Института технической архитектуры в Болонье (с 1948). Издал книгу Архитектурное счастье (La felicita dell'architettura, 1981). Умер во Фьезоле 31 декабря 1990 года. Литература: Канцельсон Р.А., От рационализма к крайностям органической архитектуры (Джованни Микелуччи), в книге: Архитектура Запада, книга 1, Москва, 1972; Cerasi М.М., Michelucci, Roma, 1968.

1892
Сергей Игнатьевич Бернштейн
русский лингвист. Родился в Тифлисе (ныне – Тбилиси, Грузия). В 1916 окончил историко-филологический факультет Петроградского университета, ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.А.Шахматова, Л.В.Щербы. В 1920-е годы работал в различных научных учреждениях Ленинграда: Ленинградском университете, Институте живого слова, Институте истории искусств и др. С 1931 жил в Москве. В 1930-е годы работал в Радиокомитете, с 1935 преподавал в Московском городском педагогическом институте, в первые послевоенные годы – в МГУ, в 1950–1954 старший научный сотрудник Института языкознания Академии Наук СССР. Умер Бернштейн в Москве 29 октября 1970 г. Число публикаций Бернштейна относительно невелико, однако он занимался широким кругом проблем (при преимущественном интересе к звуковой стороне языка) и высказал важные теоретические идеи. Ученый пытался совместить концепции Ленинградской фонологической школы и Московской фонологической школы. Много занимался вопросами фонетики, обучения произношению, художественной речи. В 1919 основал фонетический кабинет в Институте живого слова с уникальной фонотекой, содержавшей записи поэтов, читавших свои стихи. Благодаря Бернштейну были сохранены голоса Блока, Маяковского, Есенина и др. Многие работы Бернштейна остались неопубликованными.

1893
Эрнст Маришка
австрийский режиссер и сценарист.

1894
Михаил Николаевич Кедров
русский актер, режиссер. Родился в Москве в семье священника. С 1908 по 1914 учился в Московской духовной семинарии, затем в Московском институте народного хозяйства. В 1920 поступил к В.Лужскому в Студию имени А.С.Грибоедова. Впервые выступил в спектакле Сон в летнюю в ночь Шекспира в роли Фисби. Следующей работой в студии был Жеронт в Проделках Скапена Мольера. В 1922 поступил в школу 2-й Студии (руководители Н.Подгорный, Н.Массалитинов, Н.Александров), играл характерные роли. В 1924–1925, при слиянии 2-й Студии с МХАТ, ученик школы Художественного театра. В 1924 зачислен в труппу МХАТ. Играл Федюка Старкова в Царе Федоре Иоанновиче, Хрола в Пугачевщине, Татарина в На дне, сторожа Максима в Днях Турбиных и другие роли. В памяти нескольких поколений Кедров остался как талантливый продолжатель дела К.С.Станиславского. Из огромного числа учеников только его Станиславский привлек к руководству Оперно-драматической студией, ему поручил возглавить работу над Тартюфом с группой актеров МХАТ по методу «физических действий». «О Кедрове я высокого мнения, он подлинный художник и твердый человек», – писал Станиславский. Станиславский высоко оценил работу Кедрова в роли китайца Синь Бину в спектакле Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова. Кедров возглавил театр в сложный всего искусства страны период – с 1946 по 1949, в 1960–1969 был председателем художественной коллегии театра. С 1963 – член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР. Кедров был режиссером спектакля Плоды просвещения – говорившем о взлете театра, и был автором постановки Зеленая улица, олицетворявшей его падение. Кедров бережно хранил старый репертуар. Лучшие его роли: Манилов (Мертвые души), Каренин (Анна Каренина), Тартюф (Тартюф) и др. О.Н.Ефремов, его ученик, вспоминал, как Кедров ушел со второго акта Чудотворной Тендрякова со словами: «Олег, тебя посадят, посадят!» Он приходил на спектакли молодого «Современника» тихо, чтобы его не заметили мхатовцы. Многие во МХАТе его ненавидели, считали убийцей театра. От имени МХАТа под председательством Е.А.Фурцевой он вместе с другими стариками-мхатовцами участвовал в «Суде Линча» над спектаклем Три сестры А.В.Эфроса в театре на Малой Бронной (14 мая 1968). С другой стороны, Ю.П.Любимов писал, что лекции Кедрова были единственным живым словом о современном театре и искусстве актера в 1960-е годы. С 1960 он руководил творческой лабораторией при Всесоюзном театральном обществе. Кедров был членом Комитета по Сталинским (позднее Ленинским) премиям при Совете министров СССР с 1947 по 1963. В 1943 получил звание народного артиста РСФСР, а в 1947 – звание народного артиста СССР. Четыре раза становился лауреатом Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1968 поставил свой последний спектакль Дым отечества К.Симонова. Умер Кедров в Москве 22 марта 1972 г. Литература: Владимирова 3.В., Каждый по-своему, Москва, 1966, страницы 9—56.

1894
Роберт Натан
американский художник и писатель, автор более 40 романов ("Ярмарка", "Дневники Маллота", "Портрет Дженни", "Так возвращается любовь", "Младенцы" и др.).

1894
Артур Родзинский
американский дирижер польско-австрийского происхождения. Ученик Ф.Шалька. С 1921 г. дирижер во Львове и Варшаве, с 1926 г. в США (помощник Л.Стоковского). С 1929 г. руководитель симфонического оркестра в Лос-Анджелесе, Кливленде и Нью-Йорке.

 (545x698, 80Kb)
1895
Фолке Бернадотт (Folke Bernadotte)
шведский граф-филантроп, племянник шведского короля Густава V, дипломат, президент шведского общества Красного Креста. В годы второй мировой войны деятельность графа на этом посту помогла спасти жизнь тысячам заключенных, а Генрих Гиммлер безуспешно пытался использовать безупречную репутацию шведа для заключения сепаратного мира с американцами и англичанами без участия Советского Союза. В 1948 г. граф возглавил посредническую миссию Совета Безопасности ООН по палестинскому вопросу на Ближнем Востоке. С трудом добившись от противоборствующих сторон согласия на прекращение огня, он вскоре нажил смертельных врагов, когда предложил разрешить вернуться в свои дома беженцам-арабам. 17 сентября граф и другой наблюдатель ООН — французский полковник Серо — были убиты еврейскими экстремистами. Машина с наблюдателями ООН была неожиданно заблокирована джипом, в котором сидели четыре человека, одетые в униформу израильских солдат. Трое из них выскочили из машины и прострелили шины ооновского автомобиля. Затем один из них подошел к открытому окну и расстрелял графа и его спутника из автомата.

1895
Гамильтон Александер Роскин Гибб
английский арабист и исламовед, с 1930 г. - профессор сначала Лондонского, затем Оксфордского университетов. В 1955-1964 гг. - профессор арабистики Гарвардского университета в США. Один из издателей второго издания "Энциклопедии ислама" (1960). Работы по истории и современному состоянию ислама и стран его распространения содержат обильный фактический материал. Автор работ по истории арабской литературы и мусульманской историографии.

 (699x554, 123Kb)
1896
Дзига Вертов (псевдоним, настоящие имя - Денис Аркадьевич Кауфман)
режиссер, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников теории документального кино. Родился в Белостоке, Польша. Учился в Психоневрологическом институте и Московском Университете. Приход в кинематограф ознаменовался его увлечением футуризмом. В своем стихотворении Дзига Вертов, 1920, он пытается объяснить происхождение своего псевдонима. Первые статьи по теории кинематографа, такие, как Манифест Кино-Ки. Переворот 1923, опубликовал в журнале «Леф» В.Маяковского, с которым был дружен. В 1918–1919 работал как составитель и режиссер киножурнала Кинонеделя. Его деятельность была поиском новых способов съемок и монтажа, новых методов организации снятого материала. По его инициативе начался выпуск тематического киножурнала под общим названием Киноправда (1922–1924). Открыл новые возможности монтажа как средства истолкования запечатленных на пленку событий, использовал титры для агитационного воздействия на зрителя. Каждый номер журнала имел свое художественное решение. Выступал в печати с теоретическим обоснованием искусства документального кино. В статьях: Мы, Он и я, Киноки, Переворот, Кино-глаз отрицал право художника на вымысел, видя задачу искусства в документировании действительности. Эти статьи вызывали несогласие более «уравновешенной» части критиков и кинематографистов. За брошенным вызовом не замечали передовых идей режиссера. Основанная им группа новаторов-документалистов, названная киноками (сокращенно кино-око, т.е. глаз киноаппарата) сформировалась в 1919. Он был сторонником новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки, призывал к разработке специфических средств кино, утверждал на экране современную тематику. Эти эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа. Вертов хотел сделать невидимое видимым: сделать мысли людей, их поступки, стены, прозрачными и изучать мир микроглазом. Интереснейшим творческим экспериментом стал фильм Кино-глаз (Жизнь врасплох), который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. Он стал родоначальником нового вида публицистики – поэтического документального кино. В большинстве своих фильмов выступал и как сценарист. Жизнь врасплох – фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме. Под таким же названием у него была теория о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. По сути дела, съемка жизни врасплох означала для него примерно то же, что в современном кинематографе понимается под репортажным методом. Во второй половине 1920-х продолжает разработку образного языка публицистики, способов ритмической организации действия, исследует значение для монтажа интервалов (пауз) между движениями, занимается исследованием наиболее выгодных точек для съемки. «Работа над фильмом Человек с киноаппаратом, – писал Вертов в конце 1928, – потребовала большего напряжения, чем предыдущие работы кино-глаза», в связи с большим количеством точек, находившихся под наблюдением, и сложными организационными и техническими съемочными операциями. Исключительное напряжение вызывали монтажные эксперименты, которые проводились непрерывно. Человек с киноаппаратом находился в самом центре жизни, он вместе с ней дышит, слышит, ловит ритмы города и людей. Камера в руках человека не только средство фиксации жизни, а главный ее участник. Осенью 1964 кинокритики 24 стран во время опроса, проведенного в рамках тринадцатого международного фестиваля в Мангейме, назвали Человека с киноаппаратом в числе 20 лучших документальных фильмов всех времен и народов. До прихода в кино звука Вертов уже делал попытки монтажа с учетом «звучания» немых кадров. Так, в картинах Шестая часть мира, Одиннадцатый, Человек с киноаппаратом была звуковая имитация в рамках немого кино. В начале 1930-х делает еще одно открытие, оказавшееся революцией в звуковом кино. В первом его звуковом фильме Симфония Донбасса наряду с индустриальными шумами записывает несколько реплик рабочих, а три года спустя снимает киноинтервью с одной из героинь Днепрогэса. Вполне возможно, что снимая первые интервью, он просто решал усложнявшиеся творческие задачи. Но группа не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок – одновременную съемку изображения с записью звука. Он стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. Этот фильм проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию. Во время Второй мировой войны снимал фильмы в Алма-Ате. В основном киножурналы, оборонные очерки, фильм Тебе, фронт! В 1944 вернулся из эвакуации и снял последний фильм Клятва молодых. После выхода на экраны этого фильма прекратил снимать фильмы и руководил работой фронтовых кинооператоров. В зрелый период творчества он выработал индивидуальную манеру монтажа. Процесс постепенного усложнения монтажа документальной картины Вертов характеризует как закономерное явление общекультурного роста и представляет собой отражение общего развития кино. Язык образов, ассоциаций и метафор шел на смену логическому мышлению. Это был способ выражения рождающегося искусства, как для художественного так и документального кино. Им также пользовались С.Эйзенштейн и А.Довженко. Документальное кино способно создавать обобщающие поэтические образы. Хотя это кажется бесспорным, но в то время эту истину требовалось доказать. Одно из самых ценных его достижений, теоретика, монтажная теория документального кино. Он считал, что монтаж – это, прежде всего не способ организации движения, а важнейший элемент специфики кино. Он подчеркивал принципиальное различие между монтажом игровой и документальной картины. Монтаж документального фильма начинается задолго до того, как кинематографист берет в руки куски отснятой пленки. Материалы монтируются в течение всего времени производства – с момента выбора темы и до выхода фильма на экран. Умер Дзига Вертов в Москве 12 февраля 1954 года..

1897
Валерий Иванович Гливенко
Математик, окончил Московский университет (1925), с 1928 профессор Московского пед.института имени К.Либкнехта. Основные труды по основаниям математики и матем.логике, теории функций действительного переменного и теории вероятностей (теорема Гливенко-Кантелли). Одним из первых исследовал вопросы обоснования математики. Показал, что если в классическом исчислении доказуема некоторая формула, то соответствующая формула доказуема и в конструктивном исчислении. Одновременно с А.Н.Колмогоровым и А.Гейтингом разработал формальную систему конструктивной логики. Указал, что конструктивная логика не допускает точной интерпретации посредством трехзначных таблиц истинности. В теории вероятностей разрабатывал аксиоматизацию понятия события без применения той или иной интерпретации. В математической статистике доказал теорему о равномерной сходимости эмпирического закона распределения к заданному теоретическому. В теории функций и теории множеств дал наиболее общее определение предела и изучил строение неявных функций, определенных с помощью непрерывных функций.

PodkopaevStepIvan1 (495x700, 191Kb)
1898
Степан Иванович Подкопаев
командир отделения 616-го отдельного саперного батальона (337-я стрелковая Лубненская дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт), ефрейтор. Родился на хуторе Ключи ныне Нижнедевицкого района Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Рано потерял родителей, работал батраком. Участник Гражданской войны – воевал в отряде красных партизан в Алтайском крае. С 1920 года жил в Черепановском, затем в Искитимском районе Новосибирской области. Работал столяром в совхозе. Призван в армию в начале 1942 года Искитимским райвоенкоматом. В действующей армии – с апреля 1942 года. Воевал на Ленинградском, Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинском фронтах. Трижды ранен. Особо отличился при освобождении левобережной Украины и форсировании Днепра. Пробравшись с группой саперов в тыл противника, 16 сентября 1943 года взорвал дамбу и балочный мост через реку Сула у села Хорошки (Лубенский район Полтавской области). 23 сентября 1945 года при форсировании Днепра у села Зарубинцы (Каневский район Черкасской области) умело организовал переправу под огнем противника стрелковых подразделений и боеприпасов и в течение трех суток непрерывно работал на переправе, чем способствовал захвату и удержанию плацдарма на правом берегу реки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и в боях на захваченном плацдарме, Подкопаеву Степану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1945 году старшина С.И.Подкопаев был демобилизован. Жил в Черепановском районе, затем в городе Искитим. С 1952 по 1958 год работал в Искитимском пожарном депо. Скончался 21 июля 1979 года. Похоронен на Старом кладбище Искитима. В Искитиме на доме, где жил С.И.Подкопаев, и на здании пожарной части № 12 установлены мемориальные доски. Перед зданием Искитимского историко-художественного музея установлен бюст С.И.Подкопаева. Именем Героя названа улица в посёлке Раздольный Искитимского района. В Новосибирске его имя увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы. На могиле С.И.Подкопаева администрацией города Искитим установлен гранитный памятник. Награжден орденами Ленина (13 ноября 1943), Славы 3-й степени (5 апреля 1944), медалями
PodkopaevStepIvBust (352x700, 171Kb)
Бюст Героя установлен перед зданием Искитимского историко-художественного музея.

 (513x699, 77Kb)
1899
Иван Васильевич Васильев
член военного совета 1-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта, гвардии генерал-майор. Родился в деревне Боровня Куклинского сельсовета Солецкого района ныне Новгородской области в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу. Работал токарем на заводе в Петрограде. Член ВКП(б) с 1920 года. В Красной Гвардии с 1917 года, с 1918 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны, сражался с белогвардейцами на Восточном и Южном фронтах с белополяками на Западном фронте. В 1920 году назначен политруком роты внутренних войск Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). С 1923 года служил в пограничных войсках. В 1925 году окончил Высшую пограничную школу ОГПУ, а в 1933 году - Военно-политическую академию имени В.И.Ленина, пройдя путь от политрука роты пограничного полка и военного комиссара полка войск ОГПУ до начальника политотдела - заместителя начальника Управления пограничных и внутренних войск НКВД Белорусской ССР. Избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, начало которой И.В.Васильев встретил на Западной границе в качестве комиссара дивизии, а затем - корпуса. Участвовал в боях на Западном, Сталинградском, Юго-Западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. В период Сталинградской битвы и защиты волжской твердыни - города Сталинграда (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) генерал-майор Васильев И.В. - начальник политотдела 62-й (впоследствии 8-й гвардейской) армии. С 2 августа 1943 года И.В.Васильев - член военного совета 1-й гвардейской армии. Член военного совета 1-й гвардейской армии (4-й Украинский фронт) гвардии генерал-майор Васильев И.В. умело организовал партийно-политическую работу в период боёв за освобождение Левобережной Украины и столицы Украины – города Киева. Своим личным примером он вдохновлял бойцов и командиров на подвиги, укрепляя их высокий боевой дух, мужество и стойкость в боях с гитлеровскими захватчиками. Бесстрашный генерал всегда находился в наступавших частях, и в одном из кровопролитных боёв в предгорье Карпат 7 августа 1944 года он пал смертью храбрых. Боевого члена военного совета 1-й гвардейской армии похоронили со всеми воинскими почестями в центре города Дрогобыча Львовской области Украины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии генерал-майору Васильеву Ивану Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Памятник Герою установлен на его могиле в Дрогобыче. Именем гвардии генерал-майора Васильева И.В. были названы одна из улиц города Львова и городской парк, Боровенская восьмилетняя школа в колхозе «Знамя Ленина» Солецкого района Новгородской области.

1899
Фред Келлер
один из представителей радикального бихевиоризма, известный как разработчик системы PSI. Ф.Келлер – однокашник по Гарварду и лучший друг Фредерика Скиннера, именно он оказал должное влияние на Скиннера, что ему нужно заниматься психологией, когда тот был уже склонен от нее отойти и переключиться на физиологию.

1899
Федор Иванович Радчук
украинский актер. Народный артист Украинской ССР (1947). В 1921 г. окончил драматическую школу в Киеве и работал в театре «Березиль». В кино снимался с 30-х гг. Роли: Управляющий («Килиивщина», 1933), Савва Дмитрак («Над Черемошем», 1956), инженер Карпек («Долина Синих скал», 1957), Панас Кандзюба («Кровавый рассвет», 1957), Лосев («Исправленному верить», 1959) и др. Сталинская премия (1948) за театральную деятельность.

1899
Поль Анри Спаак
один из лидеров Бельгийской социалистической партии (с 1944), министр иностранных дел (1936-1937, 1938, 1939-1947, 1949, 1954-57, 1961-66) и премьер-министр (1938-1939, 1946, 1947-1949). В 1957-1961 генеральный секретарь НАТО.

1900
Николай Марангозов (настоящее имя - Николай Нейков Цанев)
болгарский поэт. Автор стихотворений и поэм социальной тематики. Прошел эволюцию от символизма к реализму.

 (585x699, 57Kb)
1902
Иван Васильевич Ильгачев
сапёр 4-го отдельного сапёрного батальона 193-й стрелковой дивизии 65-й армии Центрального фронта, красноармеец. Родился в селе Чувашская Кулатка ныне Старокулаткинского района Ульяновской области в крестьянской семье. Чуваш. Образование начальное. Работал председателем колхоза. В Красную Армию призван в июне 1941 года и направлен на фронт. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Сапёр 4-го отдельного сапёрного батальона (193-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Центральный фронт) красноармеец Иван Ильгачев при форсировании реки Днепр у села Каменка Репкинского района Черниговской области Украины 16-17 октября 1943 года под огнём противника доставил на противоположный берег Днепра канат, соорудил паром, на котором переправил четыре противотанковые пушки, пять миномётных батарей и боеприпасы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Ильгачеву Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1534). В августе 1944 года И.В.Ильгачев был тяжело ранен. В 1945 году демобилизован. Вернулся на родину. До 1962 года работал председателем колхоза, сельсовета, заведующим дорожным отделом Старокулаткинского райисполкома Ульяновской области. Скончался 2 августа 1981 года. Похоронен в селе Старая Кулатка. Награждён орденом Ленина, медалями.

1902
Богдан Коревицкий
польский писатель, автор повестей "Через океан времени", "Ее перипетии".

 (529x699, 110Kb)
1902
Тимофей Титович Макаренко
наводчик орудия 319-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 382-й стрелковой дивизии 59-й армии Волховского фронта, младший сержант. Родился в селе Романовка ныне Белокуракинского района Луганской области в крестьянской семье. Украинец. В Красной Армии с августа 1942 года. В действующей армии с 1943 года. Наводчик орудия 319-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (382-я стрелковая дивизия, 59-я армия, Волховский фронт) младший сержант Тимофей Макаренко в кровопролитном бою за деревню Жмурово Новгородского района Новгородской области 23 января 1944 года после гибели всех бойцов орудийного расчёта один отражал контратаки гитлеровцев и удержал позицию до подхода подкрепления. Отважный воин-артиллерист был ранен, но не покинул поля боя, с честью выполнив свой воинский долг, и отомстив врагу за смерть боевых товарищей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему сержанту Макаренко Тимофею Титовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4423). После войны Т.Т.Макаренко демобилизован. Вернулся на родину – в село Романовка. Работал в колхозе. Скончался 9 сентября 1972 года. Награждён орденом Ленина, медалями. Именем Героя названа улица в посёлке городского типа Новопсков Луганской области Украины.

1903
Анна Ивановна Герман
сибирская писательница, автор романа, рассказов, очерков о Кузбассе. Известна также как драматург. Родилась в Тобольской губернии. Умерла в Москве 2 февраля 1982 года.

1903
Антон ван Дейнкеркен (Duinkerken; настоящее имя - Антон ван Асселбергс, Asselbergs)
голландский поэт, критик. Профессор Лейденского и Неймегенского университетов. Родился в Берген-оп-Зоме. С 1934 г. редактор литературно-критического журнала «Гидс». Автор поэтического сборника «Лирический лабиринт» (1930), сборника экспрессионистских стихотворений «Сердце Брабанта» (1937). Во время немецко-фашистской оккупации Нидерландов за антифашистскую деятельность был заключен в концлагерь. Под псевдонимом Питер Бакс выпустил в подполье сборник стихов «Беседка в Трое» (1944), вошедших в послевоенные сборники «Из тюрьмы святого Михаила» (1946), «Товий и ангел» (1946).Умер в Неймегене в 1968 году. Сочинения: Dichters der Contra-Reformatie, (s. 1.), 1932; Het Tijdperk der vernieuwing, Antw., 1951; Verzamelde geschriften, deel 1-3, Utrecht, 1962-1963. Литература: Brachin ., Anton van Duinkerken, (Brugge, 1961).

 (529x699, 52Kb)
1903
Пётр Михайлович Стефановский
заместитель начальника управления испытания самолётов Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил (НИИ ВВС) имени В.П.Чкалова, генерал-майор авиации. Родился в деревне Чирковичи ныне Светлогорского района Гомельской области Белоруссии в крестьянской семье. Белорус. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил сельскую школу. Работал в сельском хозяйстве. В Красной Армии с 1925 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую, а в 1928 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Работал лётчиком-инструктором, затем лётчиком-испытателем НИИ ВВС. Участник Великой Отечественной войны. Подполковник Стефановский П.М. был назначен командиром 402-го истребительного авиационного полка, в составе которого воевали лётчики-испытатели НИИ ВВС. За первые три дня участия в боевых действиях полк Петра Стефановского сбил двенадцать самолётов противника, не потеряв ни одного своего самолёта. Всего же за годы войны лётчики-истребители этого полка совершили более тринадцати тысячь боевых вылетов и сбили восемьсот десять фашистских самолётов. Когда в Ставке Верховного главнокомандующего И.В.Сталина решался вопрос о защите неба Москвы, П.М.Стефановский был приглашён в Кремль, где Верховный главнокомандующий лично назначил его одним из заместителей командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, в задачу которого входила оборона воздушного пространства западного сектора столицы. Лётчики этого авиакорпуса не допустили массовых налётов гитлеровских бомбардировщиков на Москву. В конце осени – начале зимы 1941 года, когда танковые группировки немецко-фашистских войск рвались к Москве, авиация ПВО прикрывала советские войска с воздуха, с тем чтобы остановить наступление на столицу танковой группировки фашистского генерала Г.Гудериана. В мае 1942 года П.М.Стефановский был отозван с фронта в НИИ ВВС, где продолжил лётные испытания новейших истребителей и бомбардировщиков. За время лётно-испытательной работы в этом прославленном институте лётчику-испытателю П.М.Стефановскому пришлось испытать более пятидесяти типов самолётов. Он поставил на крыло лучшие истребители того времени, в числе которых, - «Як-1», «Як-7б», «Як-9», «Як-3», «Ла-5». Освоил большое число других самолётов, среди них пикирующий бомбардировщик Пе-2 и ряд реактивных крылатых машин. Служению в авиации выдающийся лётчик-испытатель отдал свыше тридцати лет жизни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю начальника управления испытания самолётов НИИ ВВС генерал-майору авиации Стефановскому Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5811). С 1954 года лётчик-испытатель 1-го класса, генерал-майор авиации Стефановский П.М. - в запасе, а затем в отставке. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 23 февраля 1976 года. Похоронен в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища (секция 131). Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Сочинение: Триста неизвестных. 2-е издание Москва, 1973.

 (437x699, 67Kb)
1903
Владимир Матвеевич Ткаченко
начальник инженерных войск – заместитель командующего по инженерным войскам 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, гвардии генерал-майор инженерных войск. Родился в городе Помошная ныне Добровеличковского района Кировоградской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 9 классов. В Красной Армии с 1920 года. Участник гражданской войны в 1921-1922 годах. В 1924 году окончил Казанскую военно-инженерную школу. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года. В 1936 году окончил курсы усовершенствования командного состава инженерных войск. Участник Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Воевал на Сталинградском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В Сталинграде на гвардии подполковника В.М.Ткаченко было возложено инженерное обеспечение боевых действий 62-й армии. О качестве его работы свидетельствует командующий армией генерал-лейтенант В.И.Чуйков: «С приходом товарища Ткаченко в 62-ю армию в лучшую сторону изменилась работа инженерных частей 62-й армии. В напряженной обстановке защиты Сталинграда инженерные части с успехом справились со своей работой по обеспечению боевых действий армии. Весьма сложная работа переправ через реку Волга под непрекращающимся артиллерийским минометным огнем, бомбежкой с воздуха полностью обеспечивала подвоз и эвакуацию. Правильная расстановка специалистов в частях, подразделениях и умелое руководство ими со стороны товарища Ткаченко позволили значительно облегчить боевые действия наших частей по овладению важнейшими сильно укрепленными пунктами противника». После окончания Сталинградской битвы командованием 62-й армии (с 16 апреля 1943 года – 8-я гвардейская армия) за образцовое выполнение боевых заданий командования, надежное инженерное обеспечение соединений армии, уверенное управление подчиненными соединениями и частями В.М.Ткаченко был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени. К сожалению, представление осталось нереализованным. В последствии В.М.Ткаченко принимал участие в Изюм-Барвенковской наступательной операции (17-27 июля 1943) и Донбасской стратегической наступательной операции (13 августа – 22 сентября 1943), уверенно управляя подчиненными инженерными частями и обеспечивая успешное выполнение боевых заданий войсками 8-й гвардейской армии. Развивая наступление в направлении Днепра, соединения армии во взаимодействии с другими войсками Юго-Западного фронта освободили город Запорожье (14 октября), форсировали Днепр южнее Днепропетровска и овладели плацдармом на его правом берегу. В очередной раз успех выполнения задач операции напрямую зависел от качества подготовки инженерных соединений и частей. Гвардии полковник В.М.Ткаченко сумел так распорядиться имеющимися силами и средствами, чтобы боевые задачи были решены в установленные сроки и с минимальными потерями. Своевременная доставка на плацдарм танков, противотанковой и зенитной артиллерии, запасов противотанковых и противопехотных мин обеспечили удержание плацдарма и отражение контратак противника. 2 ноября 1943 года В.М.Ткаченко был награжден орденом Красного Знамени. В ноябре 1943 года войска 8-й гвардейской армии вели наступление на криворожском направлении, затем занимали оборону севернее Никополя. Зимой и весной 1944 года армия участвовала в разгроме противника на Правобережной Украине, наступала на направлении главного удара фронта в Никопольско-Криворожской (30 января – 29 февраля), Березнеговато-Снигиревской (6-18 марта) и Одесской операциях (26 марта – 14 апреля). 10 апреля войска армии во взаимодействии с соединениями 5-й ударной, 6-й армий и конно-механизированной группой освободили Одессу и вышли к Днестровскому лиману. За образцовое выполнение заданий командования по инженерному обеспечению боевых действий войск армии в этих операциях В.М.Ткаченко был награжден орденами Ленина и Суворова 2-й степени. С 15 июня 1944 года 8-я гвардейская армия была включена в состав 1-го Белорусского фронта и выдвинута на ковельское направление.
 (504x698, 217Kb)
В июле-августе 1944 года соединения армии форсировали Западный Буг в ходе Люблин-Брестской операции (18 июля – 2 августа) и участвовали в освобождении Люблина (24 июля). В августе 1944 года войска 8-й гвардейской армии вышли к Висле в районе города Магнушев (Польша). Перед В.М.Ткаченко стояла очередная серьезнейшая задача – обеспечение форсирования крупной водной преграды и успешных действий соединений и частей армии на плацдарме. Разминирование, переправа войск, установка прикрывающих фланги заграждений, оборудование пунктов управления – это только некоторые из основных задач инженерного обеспечения операции, которые приходилось решать начальнику инженерных войск армии. Своевременное маневрирование инженерными силами, быстрое и решительное реагирование на изменяющуюся обстановку способствовало успешным боевым действиям войск. После захвата плацдарма В.М.Ткаченко лично возглавил работы по наведению тяжелой паромной переправы и понтонного моста для переправы танковых частей. Своевременное усиление воинских частей на плацдарме позволило успешно отбить контратаки противника и расширить захваченный плацдарм. 13 сентября 1944 года ему было присвоено воинское звание «гвардии генерал-майор инженерных войск». Закрепившись на магнушевском плацдарме, войска 8-й армии приступили к подготовке к наступательным действиям. Инженерные соединения и части под руководством гвардии генерал-майора инженерных войск В.М.Ткаченко проводили инженерную разведку переднего края противника, готовили проходы в заграждениях, накапливали средства для обеспечения прорыва обороны и дальнейшего успешного наступления армии. С 14 января 1945 года войска армии принимали участие в Висло-Одерской стратегической операции (12 января – 3 февраля), во взаимодействии с другими войсками 19 января освободили города Лодзь и, не дав отступающему противнику закрепиться, сходу форсировали реку Одер. Значительный вклад в успех действий передовых частей 8-й гвардейской армии внесла продуманная работа генерала В.М.Ткаченко по усилению первого эшелона инженерными частями и подразделениями, заблаговременной подготовке и накоплению плавсредств. Особое внимание начальником инженерных войск армии было уделено применению 273-го отдельного моторизованного батальона особого назначения, который имел на вооружении 61 плавающий автомобиль и предназначался для обеспечения первого решительного броска через реку. Во второй половине февраля 1945 года 8-я гвардейская армия удерживала захваченный ею плацдарм на левом берегу Одера и производила инженерные работы по его закреплению. Глубина плацдарма на некоторых участках составляла всего 1200 метров, что позволяло противнику просматривать все расположение наших войск и подвергать их огневому воздействию. На плацдарме на левом берегу Одера занимали оборону 4-й и 28-й гвардейские стрелковые корпуса с приданными им частями. Дивизии второго эшелона, резервы и тылы армии находились на правом берегу. Много сил и времени требовалось генералу В.М.Ткаченко для поддержания коммуникаций армии, содержания переправ, которые подвергались воздействию артиллерии и авиации противника. В то же время инженерные части готовились к дальнейшему наступлению. Проводилась подготовка саперов, минеров, понтонеров, дорожников, ремонтировалась и пополнялась инженерная техника, отрабатывались действия штурмовых инженерных подразделений. Весь этот комплекс мероприятий был в центре внимания начальника инженерных войск армии. Характерной особенностью плацдарма 8-й гвардейской армии было то обстоятельство, что линия фронта делала изгиб в сторону наших войск, что удлиняло протяжение фронта армии и создавало угрозу прорыва врага к Одеру на стыке корпусов. Поэтому командующий армией 25 февраля принял решение на проведение частной операции по выравниванию линии фронта и расширению плацдарма. В.М.Ткаченко возглавил работу по перегруппировке и подготовке инженерных частей и подразделений, выделенных для участия в операции. 2 марта части 57-й и 79-й гвардейских стрелковых дивизий перешли в атаку. Преодолевая яростное сопротивление противника и отбив четыре контратаки силой до батальона пехоты с десятью танками каждая, дивизии к исходу дня полностью выполнили поставленные перед ними задачи, вышли на установленный рубеж и немедленно приступили к его закреплению. Саперы генерала В.М.Ткаченко в кратчайший срок установили заграждения перед новым передним краем соединений, приняли участие в инженерном оборудовании позиций батальонов первого эшелона, приступили к устройству путей подвоза. Уже 3 марта командующий фронтом поставил перед командующим 8-й гвардейской армией задачу овладеть пригородом Киц. Наступление было назначено на 6 марта, одновременно с началом штурма пригорода Нейштадт войсками 5-й ударной армии. Киц, так же как и Нейштадт, был сильно укреплен и представлял собой опорный пункт, прикрывавший крепость Кюстрин с запада. Для прорыва обороны противника были сформированы штурмовые отряды, в каждый из которых были включены инженерные подразделения. В оставшиеся до наступления дни генерал В.М.Ткаченко проводил тактические учения подразделений, отрабатывал на местности порядок взаимодействия со стрелковыми и танковыми подразделениями. В ночь на 6 марта саперы проделали проходы в инженерных заграждениях противника на участке прорыва и после артиллерийской подготовки 35-я гвардейская стрелковая дивизия перешла в наступление. Вследствие того, что огневая система врага была нарушена лишь частично, наступавшие подразделения неприятель встретил сильным огнем пехоты и артиллерии. На направлениях, где обозначался успех наших войск, противник контратаковал наши части. Продвижение наступавших подразделений шло медленно, и только в 19 часов им удалось ворваться на южную и юго-западную окраины Киц и завязать бои в городе. Враг оказывал организованное огневое сопротивление из домов, приспособленных к обороне, и из заранее подготовленных дзотов. Применение танков и артиллерии в городских условиях было затруднено. Саперам из состава штурмовых групп приходилось подбираться к огневых точкам и взрывать их. Гвардии генерал-майор В.М.Ткаченко, получая информацию от командиров инженерных частей и подразделений, наращивал усилия на направлении успеха войск, своевременно восполнял потери, уточнял задачи частям. На второй день наступления в бой был введен второй эшелон дивизии. Бои шли и днем и ночью. К исходу 8 марта – третьего дня боев – штурмующим Киц подразделениям удалось захватить станцию Кюстрин и выйти в центр города. В ходе боев было уничтожено 8 дзотов и разрушено 52 приспособленных к обороне здания. Несмотря на то, что падение Киц было уже неизбежно, враг продолжал оказывать упорное сопротивление, все более и более нараставшее по мере уменьшения территории, остававшейся в его распоряжении. Борьба за овладение остававшейся в руках неприятеля северо-восточной частью города потребовала еще трех дней упорных и кровопролитных боев. Город был полностью очищен от противника лишь к исходу 11 марта. Инженерные части и подразделения под руководством В.М.Ткаченко получили боевой опыт в прорыве долговременной обороны и действиях в городских условиях. По овладении 8-й гвардейской армией Киц и 5-й ударной армией Нейштадт командующий фронтом 13 марта 1945 года поставил перед обеими армиями задачу расширения и объединения плацдармов на левом берегу Одера. Для обеспечения внезапности удара всю подготовку операции и выход войск в исходное положение для наступления намечалось проводить скрытно. Это возлагало на начальника инженерных войск армии дополнительные задачи – установление режима передвижения по армейским дорогам, тщательная маскировка коммуникаций, исходных позиций стрелковых частей и огневых позиций артиллерии, широкое проведение мероприятий по обману противника. 8-й гвардейской армии предстояло прорвать сильную оборону противника, которую он укреплял в течение 35-40 дней. Оборонительные позиции противника имели хорошо развитую систему траншей с ходами сообщения по фронту и в глубину. Перед передним краем имелись проволочные заграждения в два-три ряда кольев, малозаметные препятствия и минные поля. Все каменные строения как на переднем крае, так и в ближайшей глубине обороны были оборудованы под огневые точки. На улицах населенных пунктов немцы установили каменные надолбы, металлические рогатки и баррикады. Все селения противник превратил в опорные пункты и узлы сопротивления. Это требовало тщательной и всесторонней подготовки войск, создания группировки инженерных соединений и частей, соответствующей сложности поставленной задачи и её полного обеспечения вооружением и запасами. Для отражения возможных контратак противника и прикрытия флангов наступающих соединений В.М.Ткаченко создал подвижный резерв противотанковых и противопехотных мин, установил взаимодействие с армейским противотанковым резервом. 22 марта 8-я гвардейская армия после артиллерийской подготовки и нанесения бомбоштурмовых ударов авиации по артиллерийским позициям и опорным пунктам в глубине неприятельской обороны перешла в наступление. Наши войска на всем фронте наступления ворвались в первую траншею немцев. Наступление в глубине обороны противника встретило отчаянное его сопротивление. Враг упорно защищал каждый метр занимаемой им территории. Под сильным огнем всех видов оружия инженерные подразделения устраивали проходы в минных полях, переходы через канавы, наполненные водой, в составе штурмовых групп блокировали и уничтожали отдельные вражеские гарнизоны в опорных пунктах и вели борьбу с врытыми в землю танками и штурмовыми орудиями противника. К исходу дня, отбивая на отдельных участках контратаки немцев силой до роты с 4-5 танками, наши войска продвинулись вперед на 2-3 км и установили непосредственную связь с частями 5-й ударной армии, выполнив задачу по объединению плацдармов. Группировка противника, оставшаяся в кюстринском выступе, была окружена. 23 марта обе армии возобновили наступление. Враг сопротивлялся еще ожесточеннее. Контратаками силой рота – батальон пехоты при поддержке 5-10 танков и сильным огнем он препятствовал продвижению наших войск. Противник пытался прорваться к своей окруженной группировке. Здесь ему удалось несколько потеснить части 4-го гвардейского стрелкового корпуса. Таким образом, в итоге двухдневных боев плацдармы армий были объединены, а в районе крепости Кюстрин была окружена крупная группировка противника. На внешнем фронте окружения противник оказывал упорное сопротивление и сосредоточивал крупные силы для восстановления положения в кюстринском выступе и соединения со своей, окруженной группировкой, на внутреннем фронте окруженные части врага были еще вполне боеспособны и не только не снижали, но все более и более усиливали свое сопротивление. Расстояние между внешним и внутренним фронтами не превышало по прямой 7 км. Наступательные возможности корпусов к этому времени иссякли, так как вторые эшелоны были введены в бой, а численность большинства стрелковых рот едва достигала 30-40 стрелков. Командующий 8-й гвардейской армией принял решение 24 марта прекратить наступление, закрепиться на достигнутых рубежах, создав сильную противотанковую оборону. Генерал В.М.Ткаченко немедленно развернул работу по инженерному оборудованию как внешнего, так и внутреннего фронтов окружения. На танкоопасных направлениях были выставлены минные поля, заграждения, вновь созданы резервы противотанковых и противопехотных мин, пополнена инженерная техника, начат ремонт поврежденных в боях инженерных средств. Закрепление войск на достигнутых рубежах, создание резервов и усиление противотанковой обороны были вполне своевременными. Уже 24 марта противник перешел к активным действиям. Он предпринял девять контратак силой от одного взвода до двух рот пехоты с 2-4 танками каждая и одну контратаку силой до батальона пехоты с четырьмя штурмовыми орудиями. Все контратаки были успешно отбиты с большими для противника потерями. Наши войска продолжали укреплять свою оборону и восстанавливать боеспособность. 25 и 26 марта враг производил подготовку к контрудару и активных боевых действий не предпринимал. 27 марта противник после сильной артиллерийской подготовки, имея задачу расколоть фронт обороны наших войск на несколько частей и соединиться с окруженной группировкой, нанес сильные удары на двух направлениях. На правом фланге 4-го гвардейского стрелкового корпуса было произведено пять контратак силой от батальона до полка пехоты при поддержке 30-50 танков каждая. Все контратаки врага были отбиты. Было подбито и сожжено 65 танков и штурмовых орудий. Враг был обескровлен, продолжать активных действий не мог и был вынужден отказаться от дальнейших попыток соединения с окруженной группировкой и перешел к обороне. С 29 марта руководство уничтожением противника в районе Кюстрин было возложено на командующего 8-й гвардейской армией. В течение 29 и 30 марта объединенными и согласованными действиями 416-й стрелковой, 35-й и 82-й гвардейских стрелковых дивизий окруженная группировка в районе пригорода Киц и крепости Кюстрин была ликвидирована. Было взято в плен 3170 солдат и офицеров противника. Героические двухмесячные бои за удержание захваченного 31 января небольшого плацдарма и за расширение его к концу марта до 45 км по фронту и до 10 км в глубину явились важным и ответственным звеном в подготовке Берлинской наступательной операции. Был создан крупный плацдарм, пригодный для развертывания на нем основных сил 1-го Белорусского фронта для осуществления удара непосредственно на берлинском направлении. Наличие в 60 км от Берлина подобного плацдарма освободило советские войска от необходимости форсировать Одер в ходе Берлинской операции и дало возможность не только ускорить проведение этой наступательной операции, но и избежать лишних, неизбежных при форсировании реки потерь. Значительная доля успеха 8-й армии принадлежала инженерным войскам армии под руководством В.М.Ткаченко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года гвардии генерал-майору инженерных войск Ткаченко Владимиру Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Свой боевой путь 8-я гвардейская армия завершила участием в Берлинской стратегической операции (16 апреля – 8 мая 1945) Саперы генерала В.М.Ткаченко обеспечили форсирование реки Шпрее на подручных средствах на всем фронте наступления. Для переправы танков и артиллерии они использовали захваченный мост в районе Кепеника, а также два парка Н2П и два парка НЛП, собрав из них десять паромов различной грузоподъемности. После войны В.М.Ткаченко продолжил службу в Вооруженных Силах. В 1948 году окончил высшие академические курсы при военной академии Генерального штаба. Был начальником инженерных войск ряда общевойсковых объединений, Группы Советских войск в Германии, Прикарпатского военного округа. С 1969 года генерал-лейтенант инженерных войск В.М.Ткаченко – в отставке. Жил в Киеве (Украина). Умер 13 мая 1983 года. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве. Генерал-майор инженерных войск (13 сентября 1944); генерал-лейтенант инженерных войск (1956). Награжден 3 орденами Ленина (в том числе 25 июня 1944, 6 апреля 1945), 5 орденами Красного Знамени (в том числе 2 ноября 1943), орденом Суворова 2-й степени (3 июня 1944), медалями.

1904
Николай Александрович Вихирев
российский оператор. С 1927 г. работал в кино. Участвовал в съемках фильмов: «Волки» (1928), «Сектанты» (1929), «Битва за жизнь» (1930), «Восстание человека» (1931), «Моряки защищают Родину» (1932, совместно с И.Гелейном). В 1933-1960 гг. – оператор Центральной студии документальных фильмов. Снял фильмы: «Челюскин» (1934), «Ударом на удар» (1936), «Мужество» (1939) и др. В годы Отечественной войны был фронтовым оператором. Принимал участие в съемках документальных фильмов: «Сталинград» (1942), «Орловская битва» (1943), «Победа на Украине» (1944), «Берлин» (1945). За фильм «День воздушного флота СССР» (1947) удостоен Сталинской премии (1948). В последующие годы снимал фильмы совместно с другими операторами, сюжеты для киножурналов и др.

 (520x699, 69Kb)
1904
Вальтер Гейтлер (Хайтлер; Walter Heinrich Heitler)
немецкий физик. Родился в Карлсруэ. Учился в Берлинском и Мюнхенском университетах. В 1929—1933 приват-доцент Гёттингенского университета, в 1933—1941 занимался научными исследованиями в университете в Бристоле. В 1945—1949 работал в Дублинском институте перспективных исследований (с 1946 директор). С 1949 профессор Цюрихского университета. Основные труды Гейтлера относятся к квантовой химии, квантовой теории излучения, теории мезонов, космическим лучам. В 1927 совместно с нем. учёным Ф.Лондоном теоретически объяснил возникновение гомеополярной связи в молекуле водорода. Член Лондонского королевского общества (с 1948). Умер 15 ноября 1981 года. Сочинения: Theory of chemical bond, Oxf., 1927; Quantum theory of radiation, Oxf., 1936; 3 ed., Oxf., 1954; Elementary wave mechanics, Oxf., 1945; 2 ed., Oxf., 1956; в рус. пер. — Квантовая теория и гомеополярная химическая связь, Харьков, 1934; Квантовая теория излучения, Москва — Ленинград, 1940, 2 изд., 1956; Элементарная квантовая механика, Москва, 1948.

 (587x699, 54Kb)
1905
Луиджи Дзампа (Luigi Zampa)
итальянский режиссер. В кино с 1938 г. Был помощником режиссера. Преподавал в римском экспериментальном киноцентре. Первый фильм поставленный им в 1941 г. – «Фра Дьволо». Один из создателей жанра неореалистической сатирической комедии. Создал ряд комедий, среди которых пользовались успехом фильмы «Жить в мире» (1946) и «Депутатка Анджелина» (1947). Сатирические интонации, свойственные его творчеству, усиливаются в кинокомедиях «Трудные годы» (1947) и «Легкие годы» (1953), в которых режиссер правдиво показал жизнь Италии в годы 2-й мировой войны. Особое место в его творчестве занимает фильм «Процесс над городом» (1952), рисующий нравы Неаполя начала ХХ в. и разоблачающий преступления тайной организации – каморры. Традиции неореализма он развивает в остро-социальном фильме «Судья» (1959), в котором на примере жизни двух семей показаны трагические последствия безработицы. На документальных фактах основан его фильм «Регулировщик уличного движения» (1960), разоблачающий злоупотребления городских властей. Этот фильм, так же как и многие другие фильмы, подвергается цензурным преследованиям. В 1962 г. поставил сатирический фильм «Рычащие годы» по мотивам «Ревизора» Гоголя, перенеся действие в Италию 30-х гг. Автор романа «Успех» (1958), носящего автобиографический характер и рисующего нравы, царящие в итальянском кино. Умер 15 августа 1991 года.

1905
Санджи Каляевич Каляев
калмыцкий советский писатель, народный поэт Калмыкии (1965). Член КПСС с 1928. Родился в селе Цаган-Нур, ныне Приозерного района. Один из зачинателей калмыцкой советской литературы. Начал печататься с 1924. Автор нескольких поэтических сборников, цикла стихов о В.И.Ленине "Только по Ильичу" (отдельное издание, 1969), поэм "Бригадир" (1935), "Тамара" (1963) - о юной партизанке Тамаре Хахлыновой, и др. Каляев - знаток калмыцкого фольклора. Переводчик пьес Мольера; работает также в области литературоведения. Сочинения в русском переводе: С тобою Россия. Стихи и поэмы, Элиста, 1959; Под необъятным небом. Поэмы, Москва, 1961; Когда есть любовь. Поэмы, Элиста, 1966. Литература: Мацаков И.М., Калмыцкая советская художественная литература (1920-е - 1930-е гг.), Элиста, 1967.

 (699x484, 82Kb)
1905
Майкл Кемп Типпетт (Michael Kemp Tippett)
поэт и драматург, дирижёр и композитор, начавший сочинять довольно поздно, а ныне причисляемый к известным английским композиторам ХХ века. Сын адвоката и писательницы, выпускник Лондонского Королевского Музыкального колледжа (ученик Ч.Вуда, М.Сарджента, А.Боулта). Некоторое время (1928-1932) преподавал, затем работал с хоровыми коллективами. Увлёкся либеральными настроениями, а одно время был сторонником троцкизма. Пацифист, подвергшийся в 1943 недолгому (на три месяца) тюремному заключению... Вёл вызывавший критику образ жизни. Автор шести опер, четырёх симфоний, трёх концертов (в том числе одного тройного - для скрипки, альта и виолончели с оркестром), оркестровых, вокально-симфонических, камерных (в том числе пяти струнных квартетов), фортепианных сочинений, композиций для органа, гитары и т.д. Он прекрасно владел пером и написал либретто к нескольким из своих опер. К числу известных произведений Типпетта относятся оперы "Свадьба в Иванову ночь" (The Midsummer Marriage), "Царь Приам" (King Priam), "Сад-лабиринт" (Knot Garden), "Новый год" (New Year), оратория "Дитя нашего времени", которая встречается и под названием "Сын века" (A Child Of Our Time), четыре симфонии, «Песни для Ариеля» (Songs for Ariel, 1962) и хоральная музыка «Маска времени» (The Mask of the Time, 1982). и др. Посвящен в рыцари в 1966. В 1969-1974 руководил музыкальным фестивалем в Бате. Умер 8 января 1998 года.

1905
Василий Исакович Чхаидзе
советский грузинский актёр театра и кино. Заслуженный артист Грузинской ССР (1979). Родился в селе Ацана, Грузия. Окончил германское отделение филологического факультета Тбилисского государственного университета (1936). В 1927—1934 гг. — работал в театре Батуми, затем — в Грузинском государственном театре, в 1937—1956 гг. — преподавал в школе русский и немецкий язык, в 1956 году возобновил актёрскую деятельность в Потийском драматическом театре имени В.Гуния, где работал до 1962 года. Первая большая роль Василия Чхаидзе в кино состоялась в 1967 году (киностудии «Грузия-фильм»). Умер 26 декабря 1986 года. Фильмография: 1968 — Необыкновенная выставка — Пипиний; 1970 — Мяч, перчатка и капитан (киноальманах); 1971 — Тихая обитель; 1971 — Сады Семирамиды — почтальон; 1971 — Феола; 1973 — Приключения Лазаре — князь; 1974 — Чудаки — изобретатель; 1974 — Капитаны — капитан; 1974 — Родник у дороги; 1975 — Первая ласточка — Элизбар; 1975 — Чирики и Чикотела; 1975 — Маленький переполох; 1977 — Берега; 1977 — Рача, любовь моя — прапрадедушка Заури; 1977 — Мимино — маляр Аристофан; 1977 — Мачеха Саманишвили; 1982 — Юность гения.

Kalinichev_Iv_Mhl_pkos (463x700, 132Kb)
1906
Иван Михайлович Калиничев
командир минометного расчета 1038-го стрелкового полка (295-я стрелковая дивизия, 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт), старший сержант - на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Родился в станице Григорополисская, ныне Новоалександровского района Ставропольского края, в семье казака. Русский. Окончил только 3 класса станичной школы. В 1917 года отец, георгиевский кавалер, трагический погиб и на плечи подростка легли заботы о младших сестрах и брате. До 1930-го года был единоличником и платил продналог. Когда началась коллективизация, Калиничев вступив в колхоз "Правда" в своей станице и быстро выдвинулся в бригадиры. В июне 1941 года как передовик, был направлен в Москву на сельскохозяйственную выставку. В поезде узнал о начале войны и вернулся в станицу. В августе 1941 года был призван в Красную Армию, направлен в школу младших командиров в городе Ставрополе. Когда летом 1942 года город был занят немцами, пешком добрался до родной станицы, находившейся в оккупации. Примкнул к отряду партизан. После освобождения станицы вернулся в действующую армию. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. К весне 1944 года сержант Калиничев - командир минометного отделения стрелкового батальона 1038-го стрелкового полка18 марта 1944 года в бою за населенный пункт Богоявленск Николаевской области Украины сержант Калиничев минометным огнем накрыл пулеметную точку, подавил минометную батарею и заставил отступить до взвода пехоты противника. 24 марта в бою за освобождение населенного пункта Широкая Балка той же области вместе с расчетом подавил 2 пулемета и рассеял большую группу вражеской пехоты. Приказом от 17 апреля 1944 года сержант Калиничев Иван Михайлович награжден орденом Славы 3-й степени (№44875). 23 августа 1944 года при прорыве обороны противника в 15 км юго-восточнее города Кишинёв расчет старшего сержанта Калиничева минометным огнем поразил свыше 10 пехотинцев и 4 пулеметные точки. Приказом от 5 сентября 1944 года старший сержант Калиничев Иван Михайлович награжден орденом Славы 3-й степени (№2134). 7 марта 1945 года в бою за город Кюстрин (ныне город Костшин, Польша) старший сержант Калиничев действовал с расчетом в составе штурмовой группы. Под сильным пулемет, и артиллерийским огнем минометчики поддерживали наступающую пехоту, истребив до взвода гитлеровцев, подавив пулемет и 37-мм пушку, чем помог бойцам группы ворваться в траншею противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за исключительное мужество, отвагу и бесстрашие, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками гвардии младший сержант Калиничев Иван Михайлович награждён орденом Славы 1-й степени (№572). Стал полным кавалером ордена Славы. Представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, но нахождение его на оккупированной территории стоило этой награды. В 1945году старшина Калиничев был демобилизован. Вернулся в родную станицу, вскоре был избран председателем колхоза "Правда". Жил в родной станице и работал в колхозе. Трагически погиб 13 мая 1954 года. Когда возвращался домой с полевого стана, лошадь, испугавшись грома, понесла, не разбирая дороги, и упала в овраг, раздавив ездока. Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалями. Его именем названа центральная площадь станицы Григорополисской.

1906
Ярослав Викторович Титов
российский живописец, заслуженный художник Российской Федерации. В 1920-1930-е годы создал графические серии на тему индустриализации и спорта, которым занимался профессионально. Его произведения экспонируются в ряде музеев страны, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, частных коллекциях. Участник Великой Отечественной войны

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку