-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


2 января родились...

Четверг, 02 Января 2014 г. 01:12 + в цитатник
 (439x699, 69Kb)
1835
Менделе Мойхер-Сфорим (идиш — «Менделе-Книгоноша», «Менделе-книгопродавец», настоящее имя — Шолем-Янкев (Шолом-Яков) Бройде, по паспорту Соломон Моисеевич Абрамович)
выдающийся еврейский писатель, считается основоположником современной светской еврейской литературы на языке идиш. Классик литературы на идиш и на иврите. Родился в местечке Копыль, ныне Минская область Беларуси. Был учителем в Еврейском казённом училище. Выступил с публицистическими статьями о воспитании и перевёл на иврит естественную историю профессора Ленца. Вскоре он пришёл к убеждению, что к народу следует обращаться на народном языке, и стал писать почти исключительно на идиш. Огромный успех имела его повесть «Кляча» (1873), где, под видом несчастной, больной, всеми гонимой клячи изображена жизнь русского еврейства, угнетаемого правительственными мерами. В рассказе «Фишка Хромой» дана картина общественного строя нищих: еврейство, иногда живущее со дня на день, не знающее утром, где оно проведет ночь, не имеющее никаких определенных занятий, охарактеризовано как старая большая торба, иногда порожняя, иногда наполняющаяся то одним мусором, то другим. Самый знаменитый его роман — «Путешествие Беньямина Третьего» (1878), лирико-сатирическая фантасмагория по мотивам средневекового еврейского труда «Путешествие Биньямина из Туделы», напоминающая «Дон Кихота» Сервантеса. Под влиянием погромов 1880-х годов Менделе, снова вернувшись к древнееврейскому языку, написал несколько повестей и рассказов, в которых, помимо представителей старого еврейства, фигурируют и люди нового поколения, стремящиеся в Палестину — подальше от погромов. Повесть «Стена плача» рассказывает о быте сутенеров и еврейских борделей XIX века. В повести точно описывается механизм торговли «живым товаром». В одесском литературном обществе Мойхер-Сфорим был одной из самых колоритных фигур. Когда ему было около 60 лет и он заведовал Талмуд-Торой, проживая в помещении школы, в Одессу приехал историк С.М.Дубнов. После встречи между ними завязалась дружба, длившаяся почти 30 лет. Написал много стихотворений, драм и критических статей на древнееврейском языке, переводил на идиш стихами богослужебные книги. Переведённый на русский язык нравоописательный роман «Отцы и дети» (Санкт-Петербург, 1868) не удался автору. На русском языке произведения Менделе до революции напечатаны в «Восходе», в «Жизни» и отдельными изданиями; некоторые ещё при его жизни были переведены также на польский язык. После революции его сочинения много издавались в СССР как на идиш, так и в русских переводах, а также получили известность и на Западе. В 1862 году редактор солидного ивритского альманаха «Ха-Мелиц» Александр Цедербаум решается выпустить «для простонародья» приложение на идиш «Койль а-Мевасер» (еврейское название - «Глас провозглашающий»). Скоро приложение разрослось и стало популярней основного издания. В 1863 году Абрамович решается дать Цедербауму первую рукопись на идиш «Дос клейне менчеле» («Маленький человечек», ещё переводили как «Паразит»). Повесть была опубликована в 1864 году, и эта дата считается началом современной еврейской литературы. Затем вышли повести «Ди таксэ» (кошерный мясной налог) в 1869 и «Ди клячэ» (Кляча) в 1873 году. Поначалу Абрамович выбрал себе псевдоним Сендерле-книгоноша — мойхер-сфорим по-еврейски. Тогда за свою репутацию испугался Цедербаум. Ведь могли подумать, что сам редактор стоит за псевдонимом. Ведь Сендерле — уменьшительно-ласкательное народное имя от его имени Александр. В последнюю минуту решено было назвать автора (он и персонаж, от имени которого ведется рассказ) Менделе Мойхер-Сфорим. Впрочем, выбор псевдонима тоже определил успех. Роль книгонош в еврейской жизни XIX века хорошо описана в статье Александра Львова «Становление русско-еврейской интеллигенции: роль Библии в подготовке языкового сдвига», опубликованной на сайте автора. Без книгоноши в еврейской жизни нельзя было обойтись — он поставлял священные книги, молитвенники, лубочные народные книги, первые сочинения на идиш для женщин и простого народа. Тайком книгоноша удовлетворял и спрос на запретную нееврейскую светскую литературу, проклинаемую раввинами. Персонаж Менделе «пошёл в народ». Он путешествовал в своей кибитке по грунтовым дорогам между Глипском и Бердичевом, встречал разных людей и рассказывал свои истории, критиковал несправедливость, делился своими соображениями о переустройстве мира и особенно — еврейской жизни в Российской империи. Повести, а затем и роман «Фишка Хромой» стали сенсацией. Писатель резко обрушился на еврейское руководство кагал, обвиняя его в плачевном положении евреев в Российской империи. Писатель яростно атаковал разъедающую коррупцию и некомпетентность руководства еврейских общин и многочисленных благотворительных организаций, критиковал царящие там нравы, казнокрадство, блатместерство и несостоятельность — все, что, к сожалению, снова вернулось кое-где вместе с «возрождением еврейской жизни». Писатель предлагает свои решения, частью утопические, частью осуществленные позже. Менделе призывал богатых не жертвовать деньги, а способствовать профессиональному образованию, готовить хороших специалистов, творческих людей и полезных граждан. Со временем писатель понял, что его сатира слишком прямолинейна, слишком литературна, что она часто бывает устаревшей и бьёт мимо цели. Тогда в еврейскую литературу пришли молодые таланты — прежде всего Шолом-Алейхем и И.-Л.Перец. В их творчестве социальная сатира играла второстепенную роль. И Менделе Мойхер-Сфорим начал переделывать свои старые произведения, добавлять в них теплоту и доброту, сдабривать народными шутками. Он понял, что широкий читатель хочет не религиозно-общественной сатиры, не бичевания коррупции и недостатков, а историй, которые помогают понять, как можно выжить в суровом мире среди всех этих бед. «Фишка Хромой» выходил тремя переделанными изданиями — в 1869, в 1876 и последним — в 1888 году. И с каждым разом в романе смягчается сатира и полемика, зато все больше теплоты и симпатии к бедам своих героев, все больше интереса к народному юмору. Хочется привести слова писателя, которые раньше знал любой еврейский школьник, как любой русский школьник знал гоголевский отрывок о птице-тройке. Грустна моя мелодия в симфонии еврейской литературы. Мои труды выражают самую суть еврея, который, даже распевая веселые мелодии, звучит издалека, будто он плачет и рыдает. Почему даже его праздничные гимны на шабес звучат как будто они взяты из Книги плача Иеремии? Когда он смеется, то со слезами на глазах. Когда он пробует веселиться, то горькие стоны вырываются из глубины его сердца — это всегда ой-вэй — горе мне, вэй! Мойхер Сфорим никогда не теоретизировал по поводу литературы. Известна лишь его фраза «Фени (воровского арго) у нас не должно быть». Вместе с тем, от издания к изданию из прозы «дедушки еврейской литературы» исчезали славизмы. Если в первом издании злодей Ицик-Авром назван русским словом грабитель, то в более позднем он стал барайзер (слово германского происхождения, означающее головорез). Или известный раньше каждому еврейскому школьнику пассаж о «реках слез». В первом издании, мальчик, подслушавший взрослых говорит, что слышал весь разговор, но понял не все, а лишь смысл… и рикэс (славянское реки) трерн (слез) текли… В позднейших изданиях автор заменил разговор на шмуэс, а на месте русского смысл появились германское геданк (идея на идиш) и пшат (смысл на идиш, слово арамейского корня). Все понимали, что славянское просте (простой) намного шире распространено в идише, чем древнееврейское пошет, но упорно пользовались древнееврейским словом. По стопам Менделе пошли и Ицхок Лейбуш Перец и Шолом-Алейхем, у которого славянизмы встречаются лишь в языке героев из простонародья. Умер в Одессе 8 декабря 1917 года. Имел сына, Абрамовича Михаила Соломоновича, поэта, который родился в 1859 г. и был помощником присяжного поверенного. Обратил на себя внимание стихотворениями на библейские сюжеты и гражданские темы. Его «Стихотворения» изданы в 1889 г. Его сын, внук Менделе Мойхер Сфорима, Всеволод Михайлович Абрамович (1890–1913), русский авиатор, первым совершивший дальний перелет с пассажирами (Берлин—Санкт-Петербург, 1912), погиб в авиационной катастрофе. Другой внук Менделе Мойхер Сфорима, Александр Владимирович Абрамович (1900–1988), советский музыковед, был заместителем директора Одесской (1933–1941) и Кишиневской (1954–1957) консерваторий. Сочинения: Але верк, тома 1—20, Варшава, 1911—1923; Гезамелте верк, тома 1—6, Москва, 1935—1940; в русском переводе. — Такса, Москва, 1884; В долине плача, Москва, 1912; Кляча, Москва, 1918; Фишка М., 1929; Маленький человечек. Путешествие Вениамина Третьего, Фишка. Москва, 1961. Литература: Ойслендер Н., Грундшгрихн фун йидишн реализм, Киев, 1919; Менделе ун зайн цайт, Москва, 1940; Ременик Г., Менделе Мойхер-Сфорим ун Шолом-Алейхем, "Советиш геймланд", 1972, № 2.

 (549x699, 89Kb)
1837
Милий Алексеевич Балакирев
русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки». Милий Балакирев родился 2 января 1836 года в Нижнем Новгороде в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869). В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка. Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853—1855. Большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. В 1855 году Балакирев встретился в Санкт-Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед Санкт-Петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. 28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления школой, Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила». С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. В 1870-х годах Балакирев вследствие тяжёлого душевного кризиса отошёл от музыкальных занятий, для заработка устроился рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце1870-х годов. В 1883 году Балакирев был назначен императором заведовать придворной певческой капеллой, в которой, благодаря ему, школьное дело было организовано на прочных педагогических началах. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности. Скончался в Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года. Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Бюст_Балакирева_М.А. (560x700, 290Kb)
Бюст М.А.Балакирева (Нижний Новгород).
Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году. Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1867); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки. Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.) Cреди других неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С.Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С.Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т.д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).
Мемориальная_доска_Балакирев_М.А. (700x590, 104Kb)
Мемориальная доска на доме, где жил и скончался Балакирев М.А. (Санкт-Петербург, Коломенская улица, 7).
Дарование М.А.Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже — трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И.Ф.Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в Санкт-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы.
Stamp_of_USSR_2005 (538x700, 322Kb)
Почтовая марка СССР, 1957 год
Память: Балакиревский переулок (Москва); Улица Балакирева (Владимир); Переулок Балакирева (Липецк); Улица и въезд Балакирева (Харьков); Музыкальная школа имени М.А.Балакирева в Тольятти; Нижегородский музыкальный колледж имени М.А.Балакирева; Самолёт Airbus A320 компании Аэрофлот "М.Балакирев"; Детская школа искусств имени Балакирева.

1841
Эмиль Амага (французское имя - Emile Amagat)
французский физик, член Парижской академии наук (1902). Иностранный член Лондонского королевского общества (1897). Родился в Сен-Сатуре (департамент Шер в центре Франции). В 1867—1872 работал профессором в Центральной гимназии швейцарского Фрибура. Затем занимал аналогичную должность в Католическом университете в Лионе, а с 1892 — в Политехнической школе в Париже. Амага известен своими работами в области молекулярной физики. В частности, он изучал поведение газов при различных давлениях и температурах, зависимость температуры плавления от давления, сжимаемость жидкостей. Ему удалось получить кривые сжимаемости постоянных газов при 200°C и давлении в 3000 атм. При этом он обнаружил, что при высоких давлениях поведение газов отклоняется от закона Бойля — Мариотта. В его честь была названа внесистемная единица плотности — Амага. Член Лондонского королевского общества (1915). Умер 15 февраля 1915 года. Избранная библиография: «Sur la compressibilitй d. gaz» напечатан в «Ann. d. chim. et d. physique» за 1880—1883 г. в № 19, 22 и 28. Литература: Ю.А.Храмов. Физики: Биографический справочник. — 2-е издание — Москва: Наука, 1983. Страница 13.

 (548x699, 51Kb)
1845
Василий Федорович Ошанин
русский зоолог и путешественник. Родился в селе Политовка, ныне село Политово Данковского района Липецкой области. Получил сначала домашнее образование, а затем окончил рязанскую гимназию. В 1861 году поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского университета, и в 1865 году окончил университетский курс со степенью кандидата. Во время учебы в университете он познакомился с Алексеем Федченко — также студентом Московского университета, вместе с которым они стали одними из основателей Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, являвшегося по сути студенческим научным кружком. В 1869 году совершил заграничную поездку, причем работал в лабораториях Лейкарта, на неаполитанской зоологической станции и станции в Конкарно. Работал преподавателем естественных наук в московском сиротском доме и в 5-й московской гимназии. В 1872 году ездил по поручению министерства государственных имуществ за границу для изучения шелководства. В 1872 году ему предложили место директора Туркестанской школы шелководства, которая располагалась в Ташкенте на улице Шелковичной (в советское время носившей название — Германа Лопатина), где он был её директором вплоть до закрытия в 1883 году. Впоследствии он стал преподавателем естественных наук в Туркестанской учительской семинарии. После 1887 года стал директором Первой Ташкентской женской гимназии, располагавшейся тогда около Центрального сквера города. В.Ф.Ошанин известен как путешественник, исследователь Туркестана. В 1876 году состоял в качестве натуралиста во время алайского похода М.Д.Скобелева , в 1878 году руководил ученой экспедицией в Шахрисябс, Гиссар, Каратегин и Алай, в 1881 году объехал части Ташкентского, Джизакского и Ходжентского уездов, пострадавших от пруса и кузнечиков (Stenobothrus), в 1884 году совершил экспедицию в Самарканд и Пенджикент, в 1886 году - в горы бассейна реки Чирчика, в 1887 году ездил в Верный и Каракалы для описания последствий землетрясения. Особой известностью пользуется его путешествие на Памир летом 1878 года. Именно тогда на Памире возглавляемая им экспедиция открыла хребет Петра I и один из величайших в мире горных ледников, который Василий Фёдорович Ошанин назвал именем своего друга — также известного путешественника и исследователя Памира, преподавателя Московского университета, ботаника Алексея Павловича Федченко. В Средней Азии В.Ф.Ошанин работал до 1906 года. Сын Василия Фёдоровича — Лев Васильевич Ошанин (9 марта 1884 — 9 января 1962 (Ташкент)) также был известным врачом и анропологом, организатором кафедры антропологии в Ташкентском университете, на которой он долгое время был профессором (с 1930 года) и заведующим до своей смерти в 1962 году. Василий Фёдорович Ошанин умер в Петрограде 7 февраля 1917 года. Научные работы В.Ф.Ошанина были посвящены как энтомологии, в области которой он считался одним из лучших специалистов, так и географии Средней Азии. Библиография: Ошанин В.Ф. Зоогеографический характер фауны полужесткокрылых Туркестана. — Санкт-Петербург: 1891. Литература: Кириченко А.Н., Василий Федорович Ошанин, Зоолог и путешественник (1844—1917), Москва, 1940 (список работ).

 (452x699, 76Kb)
1847
Юлия Всеволодовна Лермонтова
первая русская женщина-химик, получившая степень доктора химии. Посещала на правах вольнослушателя лекции Р.В.Бунзена в Гейдельбергском университете и А.В.Гофмана в Берлинском университете. Диплом доктора химии получила в Геттингенском университете экстерном (1874). Позже работала в лаборатории А.М.Бутлерова в Санкт-Петербургском университете и в лаборатории В.В.Марковникова в Московском университете. Основная область научных работ — органическая химия. Первое научное исследование, относящееся к разделению платиновых металлов, выполнила в Гейдельберге по предложению Д.И.Менделеева (1870-1871). Изучила и описала состав и химические превращения 4,4-диами-ногидразобензола (1872). Разработала удобный препаративный метод получения дибромпропилена (1876). Совместно с Марковниковым синтезировала глутаровую кислоту (1876). Каталитическим алкилированием низших олефинов галогенпроизводными получила новые углеводороды изостроения (1878). Эту реакцию часто называют реакцией Бутлерова—Лермонтовой—Эльтекова. Исследовала механизм полимеризации этиленовых углеводородов, в частности изобутилена (1876). Изучала кавказскую нефть. Член Русского физико-химического общества (с 1875, была единственной женщиной в его составе) и Русского технического общества (с 1881). Умерла в Петрограде в декабре 1919 года. Литература: Мусабеков Ю.С., Ю.В.Лермонтова. 1846—1919, Москва, 1967; Лисичкин С.М., Выдающиеся деятели отечественной нефтяной науки и техники, Москва, 1967, страницы 123—131.

 (528x698, 87Kb)
1847
Отакар Хостинский (Otakar Hostinskэ)
чешский историк музыки, эстетик, музыкальный критик, педагог. Родился в Мартиневесе. Изучал право и философию в Пражском университете (1865-1866), эстетику в Мюнхенском (1867-1868); композицией и музыкальной теорией занимался самостоятельно, затем брал уроки у композитора Б.Сметаны. В 1869-1874 гг. выступал как музыкальный критик и редактор в чешских и немецких музыкальных журналах. В 1873-1877 гг. жил в Германии и Италии. С 1877 г. преподавал в Праге: эстетику в университете (с 1892 профессор), историю музыки – в консерватории (1882-1886). Основоположник чешской музыкально-исторической науки. В своих исследованиях по музыкальной эстетике, истории чешской музыки боролся за демократическую направленность и национальную самобытность чешской музыкальной культуры. Написал работы о Б.Сметане (выступал как активный пропагандист его творчества), А.Дворжаке, 3.Фибихе, В.Томашеке, Р.Вагнере, К.В.Глюке, Г.Берлиозе; о славянских народных песнях и танцах, чешской светской народной песне XVI в. и многое др. Автор фортепьянных пьес, песен, эскизов к операм «Электра» и «Конрад Валленрод». Умер в Праге 19 января 1910 года.
 (473x699, 523Kb)
На родине, в Мартиневесе установлен бюст.

abdulhak-hamit-tarhan_2685_1 (458x700, 185Kb)
1852
Тархан Абдулхак Хамид (Tarhan Abdulhak Hamit)
турецкий писатель. Один из зачинателей романтизма в турецкой литературе. Родился в Стамбуле. Учился в Париже (1863), затем получил частное образование. С 1878 на дипломатической работе. Писал стихи и пьесы. В поэзии настроения печали и безнадёжности (сборники «Пустыня», 1879; «Кладбище», 1885) перемежаются мотивами радостными, жизнеутверждающими («Мои безумия, или Город», 1886). Т. ввёл в турецкую поэзию силлабический стихотворный размер хедже. Его пьесы были новым словом в турецкой драматургии. Написанные на исторические и современные темы, они носят антисултанский и антиимпериалистический характер («Свобода», 1872; «Дочь индуса», 1875; «Тарик, или Захват Андалусии», 1879, и др.). Умер в Стамбуле 12 апреля 1937 года. Сочинения: Validem, 1st., 1911; Tarhan, 1st., 1916; Eber, 1st., 1945; Tezer, 1st., 1945. Литература: Гордлевский В.А., Избранные сочинения, т.ом 2, Москва, 1961; Кямилев Х., Общественные мотивы в турецкой поэзии, Москва,1969; Dizdaroglu Н., A. Hвmit Tarhan. Hayati, sanati, eserleri, 1st., 1965; Okay M.О., Abdьlhak Hamid'in romantizmi, Erzurum, 1971.

Петр Иванович Броунов  (590x700, 42Kb)
1853
Петр Иванович Броунов
российский метеоролог и агрометеоролог, профессор Киевского университета. Родился в Санкт-Петербурге. Отец его, учитель рисования, позаботился дать сыну тщательное образование после смерти жены, оставившей малолетнего сына на попечение отца. В 1864 г. Броунов стал учиться в Ларинской гимназии, которая и наградила его за успешное прохождение курса наук золотою медалью в 1871 г. В том же году он поступил в Санкт-Петербургский университет на математическое отделение физико-математического факультета; будучи студентом, он писал на тему по астрономии, заданную факультетом, и получил золотую медаль. По окончании курса в 1875 г. стал приготовляться к экзамену на степень магистра физической географии. В 1880 г. он был в состоянии сдать его по требованиям нового устава. Ранее этого (в 1877 г.) Броунов занял в Главной Физической обсерватории должность старшего наблюдателя и физика отделения метеорологического бюллетеня, а в 1881 г. поступил преподавателем математики, физики и космографии в 1-й кадетский корпус и Мариинскую женскую гимназию. Написав диссертацию "Поступательное движение циклонов и антициклонов в Европе и в особенности в России" и защитив ее, получил степень магистра 25 апр. 1882 г. и в конце того же года поступил приват-доцентом в Санкт-Петербургский университет, а в феврале 1886 г. получил премию в 500 pублей профессора Ильенкова за сочинение на тему, предложенную физико-математическим факультетом: "Законы поступательного движения циклонов и антициклонов в России и предсказание погоды". Степень доктора физической географии Броунов получил в сентябре 1886 г., по защите диссертации: "Временные барометрические максимумы в Европе". Это сочинение было напечатано в приложении к "Запискам" Академии Наук, 1886 г.; магистерская же диссертация помещена в "Записках" Императорского Русского Географического общества, 1882 г. В следующем году получил от Санкт-Петербургского университета командировку за границу для ознакомления с метеорологическими и магнитными учреждениями Западной Европы. Часть результатов этого путешествия описана в статье: "Результаты сравнения нормальных барометров некоторых главнейших метеорологических учреждений Европы" ("Записки" Императорского Русского Географического общества, 1888). Та же статья с некоторыми изменениями напечатана на немецком языке в "Метеорологическом Сборнике Главной Физической обсерватории", в том же году. В том же году русское Географическое общество присудило Броунову золотую медаль за сочинения по метеорологии. В следующем году Броунов начал читать лекции по физике и физической географии на Высших женских курсах, но вскоре оставил их, так как с 1 декабря 1890 г. утвержден в звании ординарного профессора Университета святого Владимира в Киеве. Умер в Ленинграде 24 апреля 1927 года. В следующем списке содержатся названия работ Броунова, напечатанных им статей и сочинений, кроме четырех вышепоименованных: "Об аномалии в температуре воздуха в ноябре 1877 г. в Санкт-Петербурге" (напечатано по-русски в приложении к "Метеорологическому Бюллетеню Главной Физической обсерватории", 1878 г.; по-немецки — в "Zeitschrift der Oesterreichischen Gesellschaft fьr Meteorologie", 1878); "Карты разностей и определения направления поступательного движения барометрического minimum в ближайшем будущем" ("Приложение к Метеорологическому Бюллетеню", 1878); "Об аномалии температуры в России в 1878" ("Приложение к Метеорологическому Бюллетеню ", 1880; на немецком — в "Zeitsch. der Oester. Gesellsch. fьr Meteorologie", 1880); "Годовой ход отклонения температуры от нормальных в европейских циклонах" ("Записки Императорской Академии Наук", 1884; на немецком. — в "Метеорологическом Сборнике Академии Наук", 1884); "Европейские бури и предсказание их" ("Морской Сборник", 1884); "Антициклоны в Европе и их теория" ("Морской Сборник", 1886); "Die Anticyclonen in Europa" ("Метеорологический Сборник Академии Наук", 1886); "Письма из-за границы" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1887); "Земля и явления, в ней происходящие" (популярный курс физической географии, издание комиссии народных чтений, состоящей при Министерстве Народного Просвещения, 1891); "Основания учения о погоде" ("Метеорологический Вестник", 1891 г.). Из них "Временные барометрические максимумы в Европе" заслуживают особенного внимания. Литература: Броунов, Петр Иванович // Знаменитые универсанты: питомцы Санкт-Петербургского — Петроградского — Ленинградского университета: Именной указатель / Под редакцией Ходякова М.В., Ходякова О.А. — Санкт-Петербург, 2002, страница 32 — ISBN 5-288-03197-5

Alma Fohström 097 (436x700, 98Kb)
1856
Алма Августовна Фострем (Alma Fohstrцm или Fцhstrцm; по мужу - Фострём-Роде)
финская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), концертная певица и педагог. Родилась в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в музыкальной семье — её брат Карл Фострём был виолончелист и дирижёр, сестра — Елина Vandбr, певица (сопрано). Пению обучалась сначала в Гельсингфорсе, затем в 1873—1874 в Санкт-Петербургской консерватории (класс Е.Ф.Цванцигер), в 1874—1877 брала уроки у Г.Ниссен-Саломан в Санкт-Петербурге, позднее совершенствовалась в Милане у Ф.Ламперти и Ф.Варези и в Париже — у Д.Арто. В 1878 дебютировала в партии Маргариты ("Фауст" Ш.Гуно) в Гельсингфорсе. В 1878—1890 выступала в Европе — Скандинавии, Италии, Швейцарии (1886, Цюрих), Англии (Лондон, театр "Ковент-Гарден", 1887, а также в других городах), Австрии (Вена, 1888), Германии (Лейпциг, 1897 и 1898; Берлин, 1899), Южной Америке (1883—1884) и Северной Америке (1885—1886 турне в составе Mapleson Opera Company). В сезоне 1888/89 пела в нью-йоркском театре "Метрополитен-опера", где выступала в партиях Маргариты Валуа ("Гугеноты" Дж.Мейербера, 28 ноября 1888), Берты ("Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера), Маргариты ("Фауст" Ш.Гуно, 14 декабря 1888), Матильды ("Вильгельм Телль" Дж.Россини, 3 декабря 1888), Евдоксии ("Жидовка" Ж.Ф.Галеви, 21 января 1889). В 1890—1899 солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Виолетты — "Травиата" Дж.Верди). Гастролировала в Саратове (1880), Риге (1880, 1884 в операх "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти, "Фауст" Ш.Гуно; в 1888 в этих же двух операх, а также в операх "Сомнамбула" В.Беллини, "Травиата" Дж.Верди, "Марта, или Ричмондский рынок" Ф.Флотова), по Волге и Каме (1890, в том числе в Казани), Екатеринбурге и Перми (1891, 1897), Казани (апрель 1894, антреприза М.Бородая; здесь выступила в нескольких партиях на итальянском языке. — в "Севильском цирюльнике" Дж.Россини, "Риголетто" и "Травиате" Дж.Верди, "Гугеноты" Дж.Мейербера и в "Жизни за царя" М.Глинки на русском языке), Н.Новгороде (1893, 1894, август 1896; 1898; июнь 1901, Большой ярмарочный театр, антреприза А.А.Эйхенвальда), Кисловодске (1899; в составе антрепризы В.Любимова), Харькове (антреприза А.А.Церетели, 1900—1901), Санкт-Петербурге и Москве (антреприза В.Любимова, 1901), Ташкенте (1902), Хельсинки (1909, последнее выступление). Обладала ровным, звучным, красивым голосом, ровным во всех регистрах, сценическим дарованием и в совершенстве владела вокальной техникой (критики отмечали изящество её колоратур). Исполнение отличалось тонким музыкальным вкусом, особенно в лирических партиях. Современники называли певицу "финским соловьем". Умерла в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) 20 февраля 1936 года. 1-я исполнительница партий: в Лондоне — Лейлы ("Искатели жемчуга" Ж.Бизе под названием "Лейла", 1887); в московском Большом театре — Дездемоны ("Отелло" Дж. Верди, 1891), Лакме (одноим. опера Л. Делиба, 1892), Недды ("Паяцы" Р.Леонкавалло, 1893), Джульетты ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно, 1896); на русской сцене — Недды ("Паяцы" Р. Леонкавалло, 1893); в Казани — Недды ("Паяцы" Р.Леонкавалло, 1894); в Нижнем Новогороде — Виолетты ("Травиата" Дж.Верди, 1894); в Харькове — Забавы Путятишны (одноим. опера М.Иванова, 1900). Лучшие партии: Маргарита Валуа ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Амина ("Сомнамбула" В.Беллини), Розина ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Джильда ("Риголетто" Дж.Верди), Виолетта "Травиата" Дж.Верди), Недда ("Паяцы" Р.Леонкавалло), Лючия ди Ламмермур (одноим. опера Г.Доницетти). Об исполнительнице последней партии музыкальный критик Н.Кашкин писал: "Ее доходящий почти до пределов возможной высоты голос служит ей послушным орудием, с помощью которого она прекрасно исполняла все прихотливые узоры своей партии" (Русские ведомости. 1890. № 247). Другие партии: Антонида ("Жизнь за царя" М.Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Оксана ("Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова), Прилепа ("Пиковая дама" П. Чайковского), Церлина ("Дон Жуан" В.А.Моцарта), Леди Гарриет Дюрам ("Марта, или Ричмондский рынок", 1888, 1891), Динора (одноим. опера Дж.Мейербера), Филина ("Миньон" А.Тома), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе), Оскар ("Бал-маскарад" Дж.Верди, 1891). Партнёры: Г.Г.Верже, С.Г.Власов, В.Н.Гнучева, Дж.Димитреску, Л.Д.Донской, Б.Б.Корсов, П.А.Кошиц, П.Орлов, Н.Преображенский, К.Т.Серебряков, Л.В.Собинов, И.В.Тартаков, С.Е.Трезвинский, В.Тютюнник, Н.Н.Фигнер, П.А.Хохлов, Ф.И.Шаляпин, Л.Г.Яковлев. Пела под управлением У.И.Авранека, И.К.Альтани, И.В.Прибика, И.А.Труффи, А.А.Эйхенвальда, Э.Д.Эспозито. С 1880 ежегодно (до 1900) давала концерты в Саратове, в которых исп. оперный и камерный репертуар западных и рус. композиторов. В 1888 выступала в концертах в Риге. В 1890 исполнила сольную партию в финале 9-й симфонии Л.Бетховена. В 1902—1903 выступала с концертами во многих городах России (в том числе в Порт-Артуре, ныне город Люйшунь, КНР). В 1909—1918 (по некоторым источникам до 1917 или 1919) профессор Санкт-Петербургской консерватории (аккомпаниатором в классе Фострём был Б.Асафьев; среди её здешних учениц — Ольга Микк-Круль, Е.И.Попова), в 1918—1920 преподавала в Хельсинкской консерватории, с 1920 — в Берлинской консерватории Штерна. Записала 4 произведения (в том числе романсы А.Алябьева, Ц.Кюи) на грампластинки в Санкт-Петербурге ("Пате"/Pathй, 1902). Литература: Юшков Н.Альма Фострём, "финский соловей" // Материалы для истории русской литературы и театра. — Казань, 1893; Чешихин В.Е. История русской оперы (с 1674 по 1903). — Москва; Лейпциг. 1905. Страница 36; Ervй P. Alma Fohstrцm. — Helsinki, 1920. Из музыкального прошлого: Сборник очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — Москва, 1960. Том 1. Страницы 270, 352; Воспоминания о Б.В.Асафьеве. — Ленинград, 1974. Страницы 452, 460, 467; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И.Шаляпин: 1890—1904. — Ленинград, 1974; Alma Fohstrцm // K. J. Kutsch/Leo Riemens. GroЯes Sдngerlexikon. — K. G. Saur Bern und Mьnchen 1997. Cтраницы 1169—1170.

 (480x699, 128Kb)
1857
Степан Николаевич Халтурин
русский революционер, осуществивший террористический акт в Зимнем дворце (1880). Организатор «Северно-русского рабочего союза». Степан Халтурин родился в деревне Халевинская (позднее Верхние Журавли) Орловского уезда Вятской губернии в семье зажиточных крестьян. В 1871 году окончил Орловское уездное училище, во время учёбы много читал и увлёкся народнической литературой. В 1874—1875 годах учился в Вятском техническом училище, приобрёл профессию столяра-краснодеревщика. В начале 1875 г. с группой единомышленников собирался выехать в Америку и основать там коммуну. По пути в Москве попутчики обманом завладели его паспортом и уехали за границу через Санкт-Петербург. Халтурин пытался нагнать их в Санкт-Петербурге, но не успел. Он вынужден был браться за разные работы, чтобы прокормиться и обеспечить себе ночлег. Вскоре он случайно повстречал преподавателя земского училища Котельникова, перебравшегося в Санкт-Петербург. Котельников помог ему устроиться столяром в железнодорожные мастерские и рекомендовал Степана в Санкт-Петербургские политические кружки. Очень скоро рабочий-провинциал не просто освоился среди кружковцев, но выдвинулся на первые роли как талантливый пропагандист. Он принимал участие в создании первой политической организации рабочих в России – «Северного рабочего союза». Работавший на Адмиралтейских верфях уже под именем Степана Батышкова был взят для работ на борту императорской яхты «Ливадия». Молодой старательный столяр понравился чиновнику дворцового ведомства, и в сентябре 1879 года его наняли для столярных работ во дворце, поселив в полуподвале. По мнению Г.В.Плеханова, Халтурин пришел к мысли, что «Падет царь, падет и царизм, наступит новая эра, эра свободы. Смерть Александра II принесет с собой политическую свободу, а при политической свободе рабочее движение пойдет у нас не по-прежнему. Тогда у нас будут не такие союзы, с рабочими же газетами не нужно будет прятаться». Главной целью было после смерти императора поднять крестьян на бунт и с их помощью уничтожить самодержавие. 17 февраля 1880 года произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью покушения на Александра II. Взрыв в Зимнем дворце не принёс желаемых террористами результатов — Александр II не пострадал, вместо него погибли 11 солдат, нёсших службу во дворце. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны, за своё отличие зачисленными на службу в императорский дворец. После взрыва, Халтурин был направлен народовольцами в Москву. После 13 марта 1881 года (убийство Александра II) Халтурин был избран членом исполкома «Народной воли». 18 марта 1882 г. в Одессе вместе с Н.А.Желваковым Халтурин участвовал в убийстве прокурора В.С.Стрельникова. Желваков нанес Стрельникову смертельную рану, а Халтурин, переодетый извозчиком, должен был помочь Желвакову скрыться (по образцу убийства Мезенцева Степняком-Кравчинским в 1878 г.), но оба были задержаны прохожими. Желваков и Халтурин назвали следствию ложные имена, были по распоряжению Александра III преданы военно-полевому суду и повешены 3 апреля 1882 года неопознанными. В советское время Степан Халтурин был введён в пантеон наиболее почитаемых деятелей революционного движения; здесь сыграли роль участие Халтурина в создании рабочих организаций и положительный отзыв о нём Ленина.
Monument_to_Stepan_Khalturin (524x700, 196Kb)
Памятник Степану Халтурину в Кирове. Скульптор — Н.И.Шильников, архитектор — И.А.Чарушин, 1923 год. Культурное наследие Российской Федерации, объект № 4310224000
Bust_to_Stepan_Khalturin (525x700, 91Kb)
Бюст Степана Халтурина на его родине, деревне Журавли, Орловский район, Кировская область, перед музеем «Крестьянский быт» (снесён в 2010 году). Кинофильмы о Степане Халтурине: «Степан Халтурин» (1925, СССР, Севзапкино). Режиссер — Александр Ивановский. Историко-биографический фильм. В его честь с 1923 года по 1992 год именовался город Орлов Кировской области, рядом с которым он появился на свет. Его именем были названы улицы во многих городах бывшего Советского Союза. Улица Халтурина (сейчас вновь Миллионная) в Санкт-Петербурге, выходящая на Дворцовую площадь, где расположен Зимний дворец, в котором собственно и было совершено покушение на жизнь императора). Халтуринская улица в Москве. Улица Степана Халтурина в Кирове. Переулок Халтуринский в Ростове-на-Дону. Улица Халтурина в Гаврилов-Яме Ярославской области, Геленджике, Егорьевске Московской области, Екатеринбурге, Иванове, Ижевске, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Кемерове, Кургане, Курске, Малоярославце, Морозовске Ростовской оласти, Мурманске, Новосибирске, Омске, Перми, Петергофе, Петрозаводске, в Пушкине (микрорайон Заветы Ильича) Московской области, Рязани, Самаре, Саранске, Слободском, Спасске-Дальнем, Стерлитамаке, Судогде, Таганроге, Твери, Туле, Ульяновске, Тюмени, Уфе, Хабаровске, Чебоксарах, Энгельсе, Якутске, Ярославле, Ярцеве Смоленской области. Проезд Халтурина в Тамбове. А также район Халтурино в городе Волхове Ленинградской области. Улица Халтурина в Киеве (теперь улица Паньковская), Одессе (теперь снова улица Гаванная), Евпатории, Полтаве, Харькове, Ялте, Запорожье, Мариуполе, Кривом Роге, Феодосии. Спуск Халтурина в Харькове (теперь Соборный). Переулок Халтурина в Сумах. Улица Халтурина в Минске. Улица Халтурина в Бресте. Мебельная фабрика имени С.Н.Халтурина в Бобруйске. Литература: Прокофьев В.А. Степан Халтурин. — Москва: Молодая гвардия, 1958. (Жизнь замечательных людей); Нагаев Г.Д. Казнен неопознанным…: Повесть о Степане Халтурине. — Москва: Политиздат, 1970. (Пламенные революционеры). — 367 страниц, илюстрации; Степняк-Кравчинский С.М. Собрание сочинений. Часть 5: Эскизы и силуэты. Ольга Любатович. N 39. Жизнь в городишке. Степан Халтурин. Волшебнику. Гарибальди / Степняк-Кравчинский С. Москва — Санкт-Петербург: библиография, иллюстрации, 1907; Дерзновение / Д.Валовой, М.Валовая, Г.Лапшина. — Москва: Молодая гвардия, 1989. — 314[6] cтраниц, илюстрации, Страницы 264-272; Невский В.И. История РКП(б). Краткий очерк — Репринт 2-го издания 1926 г. «Прибой». — Санкт-Петербург: Новый Прометей, 2009. — 752 страницы — 1 000 экземпляров. — ISBN 978-5-9901606-1-3.

Josef_Kainz (530x700, 60Kb)
1858
Йозеф Игнац Кайнц (немецкое имя - Josef Ignaz Kainz)
один из крупнейших немецких и австрийских актёров рубежа XIX — XX столетий. Й.Кайнц родился в Визельбурге, ныне Мошонмадьяровар, Венгрия, в семье железнодорожного чиновника, бывшего актёра. Уже в 15-летнем возрасте впервые выходит на сцену. Профессиональную актёрскую деятельность начинает в Вене. Затем несколько лет работает в провинциальных театрах Германии. В 1878 году попадает в знаменитую труппу Мейнингенского театра Л.Кронера. Здесь сыграл ряд интересных ролей, среди них принца Гомбургского, по одноимённой пьесе Генриха фон Клейста. В 1880-х годах выступает в Мюнхене, а затем в Берлине. Годы, проведённые в Берлине, были лучшими в творческой карьере Й.Кайнца. Работая сначала на «Свободной сцене», а затем в «Немецком театре» у ЛґАрронжа, а затем у Отто Брама, Кайнц создал целую галерею замечательных образов на классическом материале — мольеровских Тартюфа и Альцеста, Фердинанда и Франца Моора в «Разбойниках» Шиллера, Ромео и шута из шекспировского Короля Лир, Иоганнеса Фокерата, мастера Генриха и ткача Беккера в драмах Гауптмана, Сирано де Бержерака Ростана. Освальда в «Привидениях» Г.Ибсена Й.Кайнц сыграл позже — в 1894 году в Брауншвейге, а затем в 1903 году в венском Бургтеатре. Вершиной же его актёрского мастерства было исполнение роли Гамлета (впервые в 1891 году). Своей игрой мастер сделал шекспировский образ более человечным, обыденным. Так, его Гамлет мог держать руки в карманах, сидеть на столе, а знаменитый монолог «Быть или не быть» произносил, лёжа на скамье в саду. В конце жизни Кайнц вернулся в Вену, став первым актёром Бургтеатра. Именно здесь он первым открыл великий артистический талант Александра Моисси и помог ему утвердиться на сцене. Умер в Вене 20 сентября 1910 года. В Австрии существует театральная медаль Кайнца, которой награждаются лучшие исполнители. Литература: «История зарубежного театра», часть 2, Москва 1984; Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX и XX веков, Москва - Ленинград, 1939; Brahm О., Kainz. Gesehenes und Gelebtes, 2 Aufl., В., 1910.

1858
Павел Андреевич Силин
смоленский мещанин, владелец типографии в Смоленске, где печатались: «Смоленские епархиальные ведомости» (1908-1915), «Смоленский вестник» (1890-1895), юбилейный сборник «Смоленская старина» (1912, выпуск 2) и др. Состоял церковным старостой Нижне-Благовещенской церкви и пожизненным членом Пригородного пожарного общества. «Честный и добросовестный труженик типографском деле». П.А.Силин являлся членом Общества взаимного кредита, имеющим право на избрание уполномоченным, с членским взносом 120 руб. Член правления Смоленского общества взаимного вспоможения книгопечатников в 1902-1904 гг. В 1904 г. «выбрал промысловое [торговое] свидетельство» № 77, VI разряда с уплатой сбора в размере 18 руб. Родился в бедной семье вертельщика смоленской губернской типографии, образование получил в образцовой школе при Смоленской духовной семинарии. В 1869 г. умер отец. П.А.Силин с 1872 по 1881 гг. служил в губернской типографии наборщиком и печатником, «знает вполне наборное и печатное искусство и вообще знаком со всеми сторона типографского дела». С детских лет по 1881 г. проживал в Солдатской слободе в собственном доме. 23 октября 1881 г. П.А.Силин подал прошение на право открытия типографии в г. Белом, «при одном ручном станке и машинке для мелочных работ». Разрешение было выдано 25 октября 1881 г. С начала 1882 г. типография в г. Белом уже работала. Через два года, в 1884 г. полиграфическое заведение было переведено в город Смоленск в трёхэтажное каменное здание, располагавшееся среди жилых домов и выходившее лицевой стороной на Троицкое шоссе, а задней на Б. Благовещенскую ул. Типография занимала две мастерских и кладовую, первоначально в ней имелась лишь одна скоропечатная машина. По данным на 1895 г., в зависимости от объёмов заказов в ней работало от 10 до 20 человек. По сведениям на 1904 г., П.А.Силин являлся владельцем усадьбы, находящейся во 2-й части Смоленска в Офицерской слободе на Новой улице около Чёртова рва. Здесь находились дом, деревянный одноэтажный флигель, сарай. Одновременно ему принадлежал дом, располагавшийся на Троицком шоссе. Умер в 1915 году.

1859
Фриц Риманн (Fritz Riemann)
немецкий шахматист. Умер 22 ноября 1932 года.

1860
Карл Форлендер (немецкое имя - Karl Vorlдnder)
немецкий философ-идеалист, социал-демократ, представитель марбургской школы неокантианства, деятель СДПГ, теоретик этического социализма, профессор университета в Мюнстере (1919-1928). Родился в Марбурге. Его диссертация была посвящена проблемам кантовской этики. В работе “Кант и Маркс” (Kant und Marx, 1904, русский перевод, 1909) выдвинул лозунг “Вперед с Марксом и Кантом”, поскольку социализм есть этическое мировоззрение. Канта нельзя считать социалистом, но его философия может послужить исходным пунктом для социализма. Объединение марксизма с кантианством необходимо, ибо наряду с научным исследованием социальной жизни с точки зрения причинности необходимо понимание места и роли целей в жизни человека. Он упрекает Э.Бернштейна в недостаточном понимании метода Канта. Придавая большое значение идеалу, Бернштейн переносит этические факторы в причинно-определяемый опыт, тогда как для неокантианца опыт порожден сознанием. Согласно Форлендеру, Маркс в “Капитале” сознательно стремился воздерживаться от нравственных оценок, но все-таки выразил свою нравственную позицию, прибегая к таким эпитетам, как “бесстыдная эксплуатация” и т. д. Соединение марксизма с кантианством поможет избежать пренебрежения к идеалу, постичь значение автономии человеческой воли. Согласно Форлендера, социализм не имеет научного обоснования и зиждется на моральных предпосылках, наиболее четко выраженных в этике Канта, рассматривающей человека как самоцель. Анализируя взаимоотношение учений Канта и К.Маркса, Форлендер утверждал, что в экономических работах Маркса заключается глубокая этическая точка зрения. При этом, противопоставляя познание и оценку, знание и этику, Форлендер истолковывал социализм как этическое по своей сути учение, которое якобы не может претендовать на объективность, постижение причинных связей и законов общественного развития. Умер в Мюнстере 6 декабря 1928 года. Сочинения: Der Formalismus der Kantischen Ethik in seiner Notwendigkeit und Fruchtbarkeit, Marburg, 1893 (Diss.); Die neukantische Bewegung im Sozialismus, В., 1902; Marx und Kant, W., 1904; I. Kants Leben, 2 Aufl., Lpz., 1921; Kant, Schiller, Goethe, 2 Aufl., Lpz., 1923; I.Kant. Der Mann und das Werk, Bd 1–2, Lpz., 1924; Kant und Marx. Ein Beitrag zur Philosophie des Sozialismus, 2 Aufl., Tьbingen, 1926; Marx, Engels und Lassalle als Philosophen, 3 Aufl., В., 1926; Von Machiavelli bis Lenin. Neuzeitliche Staats- und Gesellschaftstheorien, Lpz., 1926; Geschichte der Philosophie, Bd 1–2, Hamb., 1964; в русском переводе: История философии, том 1, Санкт-Петербург, 1911. Литература: Kinkel W., К.Vorlдnder zum Gedдchtnis, "Kantstudien", 1929, Jg 34, S. 1–5.

Михаил Осипович Доливо-Добровольский  (539x700, 260Kb)
1862
Михаил Иосифович Доливо-Добровольский
русский электротехник, создатель техники трёхфазного тока. Родился в Санкт-Петербурге. В 1878 поступил в Рижский политехнический институт, но был исключён за участие в политических выступлениях студентов. В 1884 окончил высшее техническое училище в Дармштадте в Германии и поступил на работу конструктором на заводы электротехнической компании Т.Эдисона (впоследствии фирма AEG; с 1909 Доливо-Добровольский директор этой фирмы). Доливо-Добровольский усовершенствовал электромагнитные амперметры и вольтметры для измерения постоянного и переменного токов (1887-1888). Для различного рода измерительных приборов удачно применил принцип двигателя с вращающимся магнитным полем (1892). Доливо-Добровольский создал также приборы для устранения в телефонах помех от электрических сетей сильных токов (1892), изобрёл способ деления напряжения постоянного тока, основанный на применении неподвижной катушки индуктивности, которую он назвал делителем напряжения (1893). В 1888 Доливо-Добровольский построил первый трёхфазный генератор переменного тока с вращающимся магнитным полем мощностью 2,2 квт, предложил асинхронный двигатель трёхфазного переменного тока с ротором из литого железа с насаженным полым медным цилиндром. Вскоре конструкция асинхронного электродвигателя была значительно улучшена применением ротора типа "беличьего колеса" (1889). В этот же период разработал все элементы трёхфазных цепей переменного тока: трансформаторы трёхфазного тока (1890), пусковые реостаты, измерительные приборы (например, фазометр, 1894), схемы включения генераторов и двигателей звездой и треугольником и др. В 1891 на Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне Доливо-Добровольский демонстрировал первую в мире трёхфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. Доливо-Добровольский первый предложил широко применяющийся метод гашения электрической дуги в выключающих аппаратах (1910-1914). В 1919 Доливо-Добровольский выдвинул положение о том, что передача электрической мощности переменным током на большие расстояния (сотни и тысяч км) окажется нерациональной из-за значительных потерь в линии. Скончался в Гейдельберге 15 ноября 1919 года. Сочинения: Избранные труды (О трехфазном токе), Москва-Ленинград, 1948. Литература: Веселовский О.Н., М.О.Доливо-Добровольский, Москва-Ленинград, 1958.

Luсia Zarate (601x700, 39Kb)
1863
Люсия Сарате (Luсia Zarate)
карлица ростом 67 см из Сан-Карлоса (Мексика). Она была зафиксирована, как первый человек, страдающий премордиальным нанизмом второго типа (т.е. первичной или внутриматочной карликовостью). Люсия Сарате попала в 'Книгу рекордов Гиннесса' (Guinness World Records) как самый легкий в мире взрослый человек, поскольку ее вес составлял 2,1 кг (4,7 фунта) в возрасте 17 лет. Согласно статье в 'Strand Magazine', опубликованной в 1894 году, Люсия достигла своих взрослых размеров в возрасте одного года. Люсия Ксарате родилась в Сан-Карлосе, Мексика (San Carlos, Mexico). Другие источники утверждают, что местом ее рождения был Вера-Крус (Vera Cruz), спорен и год рождения – возможно, она была младше на 5-6 лет. В возрасте 12 лет Сарате переехала из родной Мексики в Соединенные Штаты (United States), где благодаря своим уникальным размерам стала частью модного в то время развлечения – шоу уродов (freak show). Несмотря на то, что демонстрации людей с различными физическими отклонениями (карлики, гиганты, бородатые женщины и т.п.) нельзя было назвать хоть сколько-нибудь гуманными цирковыми представлениями, они больше века были чрезвычайно популярны как в США, так и за его пределами. С другой стороны, часто такие шоу были единственной возможностью для этих несчастных заработать себе на жизнь. Опубликованный в 1876 году Оксфордским Университетом (Oxford University) сборник любопытных фактов обсуждал оплаченный несколькими медиками визит к Люсии Ксарате, который не позволил проверить, действительно ли ей 12 лет, но помог установить по состоянию ее зубов, что девочке исполнилось, по меньшей мере, 6 лет. К этому времени ее рост составлял 55 см, а обхват голени - 10 см, что всего на 2,5 см больше, чем обхват большого пальца взрослого человека. Она жила вместе со своими родителями, и ученые посетители обнаружили, что Люсия выглядит здоровой и умной, и владеет английским языком наряду с родным испанским. У Люсии были братья и сестры, абсолютно здоровые дети. Сначала она выступала в рамках шоу, известного как 'Fairy Sisters', позже работала в партнерстве с Френсисом Джозефом Флинном (Francis Joseph Flynn), карликом, выступавшим под сценическим псевдонимом Маленький Генерал (General Mite), что позволило Люсии гастролировать за пределами США (USA). В 1889 году рекламные объявление в 'Washington Post' писали о Люсии как о чудесной мексиканской карлице, маленьком, но мощном магните для привлечения широкой публики. Она очень неплохо зарабатывала, возила с собой горничную, переводчика, ее платья шили дорогие портные, еду готовили по особому заказу, к тому же, с годами Люсия приобрела страсть к дорогим драгоценностям. Чаще всего она гастролировала в восточной части Соединенных Штатов, поскольку это была наиболее густонаселенная часть страны, но быстрое развитие Калифорнии (California) и завершение строительства трансконтинентальной железной дороги привели к тому, что в 1889 году семья Сарате подписала контракт на выступления в Сан-Франциско (San Francisco). Скорейшим способом добраться туда было сесть на поезд, который доставил бы их на побережье через горы Сьерра-Невада (Sierra Nevada mountains). К сожалению, это было ее последнее путешествие. Люсия погибла зимой 1890 года, когда ее поезд застрял в горах из-за небывалого снегопада. Пострадал весь тихоокеанский Северо-запад – все пути сообщения были завалены снегом, телеграфные линии оборвались под тяжестью осадков. В результате Великой снежной блокады 1890 года поезда один за другим вставали в тупиках. Возле Траки (Truckee), где 15 января оказалась и семья Сарате, скопилась дюжина составов и около 700 пассажиров. Поначалу никто особенно не беспокоился, потому что считалось, что железная дорога готова к таким неожиданностям, и все что нужно – это вывести снегоуборочную технику, и путь в мгновение ока будет расчищен. Но железная дорога оказалась не готова. Техника оказалась неэффективной, и было нанято около 5 тысяч мужчин, чтобы расчищать пути самым безотказным способом – при помощи лопат. Негодующие пассажиры все это время оставались в своих вагонах – их не отправили назад и не предоставили им места в гостиницах и достаточное питание. Среди людей быстро распространялся вирус гриппа, но семье Люсии удалось уберечь ее от болезни. Роковую роль сыграло скверное отопление. Температура на улице упала до минус 20 градусов, и хотя родители Люсии обеспечивали ее едой и старались согреть, как только могли, она все равно умерла от переохлаждения. 28 января 1890 года ее не стало. Два дня спустя дорога, наконец, была расчищена, и поезда отправились дальше. Для семьи Сарате их беды не кончились. Добравшись до Сан-Франциско, они направились в Мексику, чтобы похоронить дочь на родной земле, но таможенники, узнав о том, что семья была довольно обеспеченной, стали вымогать немыслимую сумму (около 13 тысяч долларов по сегодняшним меркам) за провоз тела Люсии через границу. Таких денег у родителей Сарате не было, однако благодаря некоторым высокопоставленным знакомым дело удалось уладить, и Люсия Сарате обрела покой в Вера-Крус, где находился дом ее родителей.

паасонен (529x700, 187Kb)
1865
Хайкки Паасонен (финское имя - Heikki Paasonen)
финский языковед, фольклорист и этнолог, доктор философии (1893). Доцент (1893), профессор (1904) финно-угорского языкознания Хельсинкого университета, действительный член Финской академии наук (1908). Родился в городе Миккели, Финляндия. В 1893–1898 преподавал в различных учебных заведениях Финляндии, второй, затем первый секретарь, вице-председатель Финно-угорского общества. Избирался почётным членом и действительным членом финских, венгерских и российских национальных обществ. В 1889–1890 собирал полевой материал среди мордвы в Пензенской, Тамбовской, Симбирской губерниях, издал двухтомное собрание «Образцов мордовской (эрзянской) народной словесности» (1891, 1894). Во время экспедиции 1898–1902 продолжил изучение мордовских эрзя и мокша языков, восточного марийского диалекта, диалектов хантыйского языка, низового диалекта чувашского языка, мишарского диалекта татарского языка, вёл сбор сведений об обычаях, материальной и духовной культуре народов. Большой материал накоплен Паасоненом в ходе экспедиции к некрещёным чувашам Бугурусланского уезда Самарской губернии (село Новое Якушкино) и Спасского уезда Казанской губернии (деревня Еряпкино), опубликованный частично в 1949 («Gebrдuche und Volks­dic­htung der Tschuwassen», MSFOu, 94). Посмертно изданы также «К вопросу о прародине финно-угорских народов» (1923), «Словарь языка ханты» (1926), «Мордовская народная поэзия» (1937–1948), «Восточно-марийский словарь» (1948) и др. В 1908 вышел в свет «Чувашско-венгерско-немецкий словарь» (Csuvas Szojegyzek), в 1974 издан репринт в Венгрии. Cловарь содержит около 8 тысяч слов с точной фонетической фиксацией, в ряде случаев приводятся этимологии. Паасонен по-новому раскрыл сложные взаимодействия финно-угорского и тюркских языков Поволжья и Сибири, показал основные направления их исторического развития, исследовал языковое родство и сродство в условиях длительных контактов, проблемы булгаро-чувашской языковой истории. («Die tьrkischen Lehnwцrter im Mordwi­ni­schen», 1897; «Ьber der Turkischen Lehnwцrter im Ostiakischen», 1902 и др.) Богат и разнообразен не только языковой, но и фольклор. и этнологический материал, собранный им во время экспедиций. Умер в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) 24 августа 1919 года. Литература: Федотов М. Р. «Исследователи чувашского языка». Чебоксары, 1987.

acevedo (446x700, 220Kb)
1867
Исидоро Асеведо (Isidoro Acevedo)
испанский писатель. Родился в Луанко (Астурия), в рабочей семье. С 1885 член Мадридского социалистического объединения; в 1921 один из основателей компартии Испании. Подвергался репрессиям. С 1937 жил в СССР. Асеведо начал литературную деятельность как публицист в 1886. Написал социальные романы "Разум и сердце" (1925), "Кроты" (1930) о жизни и борьбе астурийских горняков, книгу "Впечатления о поездке в Россию" (1923). Умер в Москве 9 ноября 1952 года. Сочинения в русском переводе: Кроты, Ленинград, 1939. Литература: Кельин Ф., Исидоро Асеведо, «Интернациональная литература», 1941, № 2.

Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 15:38 (ссылка)
Василий Федорович Ошанин - в его честь названы ледник в хр. Петра I и пик на В Таджикистана, В от Джиргаталя.
Ответить С цитатой В цитатник
Валера_Осокин   обратиться по имени Пятница, 03 Января 2014 г. 15:41 (ссылка)
Петр Иванович Броунов - в его честь назвны гора в Антарктиде, о-ва в Земле Франца -Иосифа, и ледник на Новой Земле, на С сев. о-ва
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку