-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109023
Комментариев: 6801
Написано: 117495


2 января родились...

Четверг, 02 Января 2014 г. 01:11 + в цитатник
1497
Цянь Дэхун (Цянь Куань, Цянь Хунфу, прозвище - Сюйшань)
китайский философ-неоконфуцианец, ученик и последователь Ван Янмина, составитель собрания его сочинений и биографии. Родился в Юйяо (совр. провинция Чжэцзян). В 1532 получил высшую ученую степень цзинь-ши. Был надзирателем в Государственном училище (Го-цзы-цзянь), занимал руководящий пост в ведомстве юстиции, в 1541–1543, пребывая в тюрьме за рекомендацию казнить императорского фаворита, изучал Чжоу и. Умер 10 ноября 1574 года. Основные сочинения – Пин хао цзи (Записки об умиротворении [восставшего принца Чжу Чэнь] хао), Сюйшань хой юй (Свод изреченного Сюйшанем), Сюйшань цзи (Собрание [произведений] Сюйшаня). В интерпретации Цянь Дэхуна разработанная Ван Янмином категория «лян чжи» («благосмыслие») – врожденная способность интуитивного постижения блага и соответствующего поведения – приобретала космолого-онтологический характер. «Благосмыслие» «заполняет пространство между Небом и Землей»; Небо (тянь) – это «пустотно всевмещающая просветленность» (сюй мин) благосмыслия, Земля – его «сгущение и концентрация». Мир духовных сущностей («нави и духи» – гуй шэнь) – его «утонченное применение» (мяо юн), течение времени – его «распространяющаяся активность» (ло син), люди и вещи – его «совпадения и смешения» (хэ сань), а сам человек – его «рафинированная эссенция» (цзин цуй). «Циркуляцию» «благосмыслия» при наличии «стабильной телесности» Цянь Дэхун, идентифицировал с «Великим пределом» (тай цзи), а его «изначальное беззвучие» – с «Беспредельным» (у цзи). Интерпретируя последнее философское достижение Ван Янмина – гносео-праксиологическую теорию «четырех постулатов» (сы цзюй цзун чжи), он выдвинул доктрину «четырех наличий» (сы ю), противоположную доктрине «четырех отсутствий» (сы у), то есть наиболее радикальной интерпретации «четырех постулатов», сформулированной другим выдающимся учеником Ван Янмина – Ван Цзи. Согласно Цянь Дэхуну, добро и зло не только присутствуют на трех производных уровнях человеческой психики («движение помыслов», «благосмыслие», «выверение вещей»), но и «после длительного воспитания, перенятия обычаев» могут обнаружиться на исходном уровне – «сущности сердца», где они изначально отсутствуют. Отсюда он делал этико-праксиологический вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравственному самосовершенствованию. Данное истолкование сам Ван Янмин оценил как пригодное для обычных, а не даровитых людей, современные специалисты видят в нем «апостериорный» подход к сознанию как эмпирической реальности (Ду Вэймин). Цянь Дэхуну принадлежит главная заслуга пропаганды учения Ван Янмина в Центральном и Южном Китае. Литература: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. Москва, 1983; Китайская философия. Энциклопедический словарь. Москва, 1994

 (482x699, 157Kb)
1642
Мехмед IV Авчи
сын султана Ибрахима, девятнадцатый султан Османской империи. Правил с 1648 по 1687. Его правление было отмечено внутренним кризисом в империи, начавшимся столетием ранее, и началом распада Османской империи. Период правления Мехмеда известен как султанат евнухов. При нем расцвели взяточничество, кумовство, злоупотребления властью, что усилило недовольство в стране. Центральное правительство утратило контроль над большей частью Анатолии и Балканами, захваченными повстанцами. Началась война с Венецией, к-рая захватила османские острова в Эгейском море и нанесла удар по Дарданеллам (1656). Этот кризис вынудил придворные клики отойти от активного вмешательства в государственные дела, что позволило Мехмеду IV назначить сильных и способных министров. Решительные реформы были проведены великими визирями из семейства Кёпрелю — Мехмедом Кёпрелю (1656—1661) и его сыном Фазылом Ахмедом Кёпрелю (1661—1676). Получив от султана всю полноту власти, они приостановили внутренний кризис и распад империи. Система управления и армия были реорганизованы по образцу, установленному в 15 в. Мятежи в провинциях безжалостно подавлялись. Габсбургам были нанесены серьёзные поражения в Трансильвании, однако разгром османской армии в битве при Сентготхарде в Венгрии (1664) впервые показал Европе слабость османов. Османы всё же отвоевали у Венеции Крит (1669), а четырёхлетняя война с Россией и Польшей принесла присоединение к Османской империи Украины (1676). При Кара Мустафа-паше, к-рый занимал пост великого визиря с 1676 по 1683, возобновилась внутренняя неразбериха, и те ограниченные средства и силы, которые сумели накопить Кёпрелю, были потрачены на новую и безуспешную попытку овладеть Веной (1683). В результате османская армия развалилась, и Священному союзу удалось очень быстро занять большую часть османских владений к северу от Дуная (1684—1687). Следствием этого стало низложение Мехмеда IV в пользу его брата Сулеймана II. Умер 6 января 1693 года.

 (450x699, 179Kb)
1647
Натаниел Бэкон (Nathaniel Bacon)
американский колонист, руководитель восстания фермеров и мелких плантаторов (1676) в Вирджинии против британских колониальных властей. Родился в Суффолке, Англия. Эмигрировав из Англии (1673), Бэкон купил плантацию в Вирджинии и стал советником губернатора колонии сэра Уильяма Беркли (William Berkeley). Беркли не удавалось обезопасить границы колонии от нападений индейцев и Бэкон весной 1676 провозгласил право живущих на фронтире колонистов формировать отряды ополченцев — милицию. В нарушение приказов Беркли колонисты организовали экспедицию против индейцев. Британские власти объявили Бэкона предателем. Тогда ополченцы маршем прошли к Джеймстауну и захватили его 23 июня 1676. Вскоре под контролем Бэкона оказалась большая часть Вирджинии. Смерть от лихорадки, настигшая Бэкона в Виргинии 23 октября 1676 года, положила конец мятежу.

 (560x700, 144Kb)
1656
Франц Яковлевич Лефорт (французское имя - Franзois Le Fort, немецкое имя - Franz Jakob Lefort)
русский государственный и военный деятель, генерал-адмирал, сподвижник Петра I. Франц Яковлевич Лефорт родился в Женеве, в семье торговца Жака Лефорта (1618—-1674). До 14 лет он учился в женевском коллегиуме (то есть средней школе, в которой преподавались некоторые предметы высшего учебного заведения), а затем был отправлен в Марсель для обучения торговле. Однако это занятие было не по душе молодому человеку. Высокий, красивый, наделенный недюжинной физической силой, юноша мечтал о военной службе и знакомстве с великими мира сего. Присущие ему ум, веселый нрав, смелость и предприимчивость способствовали осуществлению его честолюбивых планов. В 1674 году Лефорт вопреки воле семьи уехал в Голландию и начал свою военную карьеру в свите курляндского герцога Фридриха-Казимира. Однако вскоре по совету голландского полковника ван Фростена молодой честолюбец решил попытать счастья на военной службе в далекой Московии. Прибыв в русскую столицу в чине капитана, он поселился в Москве, в Немецкой слободе. В дальнейшем его судьба сложилась так, что он прочно осел в России, выучил русский язык, женился на дочери подполковника Сугэ Елизавете. В отсутствие крупных военных операций Лефорт служил некоторое время в должности секретаря датского резидента (дипломата). Но с конца 1678 года он был назначен командиром роты в составе киевского гарнизона. В Киеве он служил два с половиной года, участвовал в военных походах и стычках с крымскими татарами, не раз подвергаясь опасности. Получив в 1681 году отпуск и приехав в Женеву, молодой военный показал себя отличным наездником и великолепным стрелком из лука. Родственники уговаривали его остаться в Европе, но он решительно отказался, заявив, что не может нарушить слово, данное им русскому государю. По возвращении в Россию Лефорт уже не застал в живых царя Федора Алексеевича. Фактически от имени малолетних царей-братьев Ивана и Петра Алексеевичей правила их сестра царевна Софья. Женевца взял под своё покровительство фаворит Софьи — князь В.В.Голицын, известный своим пристрастием к европейской культуре. В 1683 году Лефорт дважды был повышен по службе: произведен сначала в майоры, а затем в подполковники. Эти события были отмечены шумными пирами в Немецкой слободе. В 1687 и 1689 годах Голицын предпринял два неудачных похода на Крым. При нём безотлучно находился Лефорт, который после первого похода был произведен в полковники и получил награду. Второй же Крымский поход был закончен в самый разгар борьбы между Петром и Софьей. В начале августа 1689 года молодой царь, опасаясь низложения и ареста, ускакал в Троице-Сергиев монастырь (смотри: Петр I). 16 сентября вместе со своим родственником генералом Патриком Гордоном в монастырь пришёл и Лефорт, и отныне его судьба была неразрывно связана с деятельностью юного самодержца. К осени 1689 года Петр сблизился со своими новыми знакомыми — Гордоном и Лефортом. Это встретило противодействие со стороны патриарха Иоакима, блюстителя старых московских обычаев, решительно возражавшего против подобной дружбы с иноземцами — «безбожными еретиками». После смерти патриарха в 1690 году Петр начал открыто посещать Немецкую слободу, где бывал в гостях сначала у Гордона, а затем всё чаще у Лефорта. Столь небывалое по тем временам поведение московского государя поражало всех приверженцев старых обычаев. Но молодого государя неодолимо тянуло ко всему европейскому. Естественно, что Лефорт получал различные знаки дружбы и милости царя. В 1690 году по случаю рождения царевича Алексея Петровича ему был пожалован чин генерал-майора. В связи с частыми собраниями и пирами появилась необходимость расширить его небольшой дом на берегу Яузы. Петр дал деньги на пристройку к зданию большой залы, отделанной с небывалым великолепием: изумительные обои, дорогая скульптура, шикарная мебель, обилие серебряной посуды, оружия, картин, зеркал, ковров и других предметов роскоши. Лефорт писал родным в Женеву, что в его резиденции есть сад с прудами, парк, где содержатся различные дикие звери. У него большое количество прислуги, «рабы и рабыни», которые «все освобождены» им. Бывая у своего друга, Петр чувствовал себя легко и свободно, отдыхал от надоевшего ему старого московского уклада. Соотечественник Лефорта капитан Сенебье писал: «При дворе только и говорят о его величестве и о Лефорте. Они неразлучны… Пока Москва остается Москвой, не было в ней иностранца, который пользовался бы таким могуществом. Он приобрел бы большое состояние, если бы не был так великодушен. Верно, конечно, что благодаря этому качеству он достиг такой высокой ступени. Его величество делает ему значительные подарки». Лефорт принимал участие во всех делах, предпринимавшихся Петром. Он командовал полком в показательных сухопутных сражениях под Москвой и кораблём «Марс» во время морских учений на Переяславском озере, а 9 июля 1693 года был произведен в полные генералы. Лефорт сопровождал Петра в двух его путешествиях в Архангельск в 1693 и 1694 годах и был назначен капитаном прибывшего из Голландии корабля. Однажды «потешные» Кожуховские манёвры под Москвой чуть не обернулись трагедией для Лефорта: в плечо ему попал огненный горшок, начинённый четырьмя фунтами пороха, который обжёг ему шею и лицо. Но генералу всё же удалось водрузить свое знамя на равелине укрепления «противника». «Потешные» походы Петра были подготовкой к настоящей и тяжёлой войне с Турцией и Крымом — Азовским походам 1695 и 1696 годов, в которых Лефорт принимал самое деятельное участие. Он командовал корпусом во время первого штурма Азова 15 августа 1695 года и лично захватил одно из турецких знамён. После первого похода Пётр назначил его адмиралом русского флота. Многие современники удивлялись новому назначению уроженца «самой сухопутной страны во всей Европе». Несомненно, Лефорт был малосведущ в морском деле. Однако Пётр явно рассчитывал на его энергию в деле создания русского галерного флота, предназначенного перекрыть турецким кораблям доступ к Азову. И эта задача была выполнена в ходе второго похода и взятия крепости 29 июля 1696 года. Сам Лефорт был в это время серьёзно страдал из-за сепсиса, вызванного нагноением раны, полученной при падении с лошади во время отступления после неудачного первого Азовского похода, и состояние его здоровья быстро ухудшалось. Из Воронежа к Азову он отбыл на специально построенном для него струге, а в сентябре 1696 года Лефорт триумфально въехал в столицу на богато убранных санях, чтобы не страдать от толчков при езде на колёсном экипаже. После взятия Азова Лефорт получил титул новгородского наместника, вотчины в Епифанском и Рязанском уездах, золотую медаль и соболью шубу. Стоило ему немного оправиться от болезни, и его дом был вновь полон гостей. С ноября 1696 года последовала череда празднеств с танцами, фейерверками и пушечной стрельбой. В доме Лефорта Петр познакомился с Анной Монс. Мысль об организации «Великого посольства», возможно, была подсказана царю именно Лефортом. Формально он возглавлял его, но фактически всё руководство находилось в руках опытного дипломата Ф.А.Головина. Роль Лефорта была чисто представительной и сводилась главным образом к переводу речей царя. Однако пышностью свиты и обстановки он превосходил других послов. Его брат Яков Лефорт писал из Амстердама: «Всё подается на серебре… Обедает у генерала ежедневно от девяти до двенадцати человек. У него три французских повара». Во время поездки царя в Англию Лефорт часто, иногда по нескольку раз в день, писал Петру. Его письма, написанные по-русски, но латинскими буквами, не затрагивали серьёзных тем. Царский любимец сетовал на разлуку с государем, жаловался на плохое вино, выражал беспокойство по поводу отсутствия известий из Англии. Например: «Господин коммандёр! Ад твоя милость не бевали письме ис Англески земля. Пужалест, пиши нам про своя здорова и как вы веселити; а я радусь буду, если вам доброй». Во время стрелецкого восстания 1698 года Лефорт вместе с Петром возвратился в Россию. Едва ли он принимал непосредственное участие в подавлении восстания и казни стрельцов (есть информация, что он даже отказался рубить головы мятежникам, однако этому, по-видимому, воспрепятствовало прогрессирование болезни Лефорта). Скорее всего, он занимался оборудованием своего великолепного дворца, построенного в его отсутствие на деньги царя. Но недолго пришлось царскому фавориту веселиться в новом прекрасном дворце. 12 февраля 1699 года было отпраздновано новоселье с участием трёхсот гостей, 5 марта Лефорт заболел горячкой, а 12 марта 1699 года скончался. Узнав о его смерти, Петр воскликнул: «Я потерял самого лучшого друга моего, в то время, когда он мне наиболее нужен…» Верному соратнику государя были устроены пышные похороны. Есть свидетельство, что Петр хотел поставить ему памятник в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге (как и другим своим приближённым). Но это намерение не было осуществлено, а впоследствии и сама могила Лефорта затерялась. В XIX веке останки Лефорта были перезахоронены на Введенском кладбище в Москве. В Женеве есть улица, названная в честь Франца Лефорта. В Москве — целый район Лефортово, вокруг Лефортовского дворца. Литература: Павленко Н.И. Лефорт. – Москва: Молодая гвардия, 2009. – (Жизнь замечательных людей: серия биографическая; выпуск 1184); Павленко Н.И. Франц Лефорт // Н. Павленко, О. Дроздова, И. Колкина. Соратники Петра. – Москва: Молодая гвардия, 2001. – (Жизнь замечательных людей: серия биографическая; выпуск 1006); Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Болезнь и смерть Франсуа Лефорта // Петровское время – 2004 [материалы научной конференции] / редакционная коллегия. Г.В.Вилинбахов и др. – Санкт-Петербург: издательство Государственного Эрмитажа, 2004. – Страницы 63-106; «Лефорт». Сборник документов и материалов(Москва : -2006, Древлехранилище, 586 страниц); Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682—1695 гг. // Русская старина, 1890. — Том 68. — № 10. — Страницы 238—260. — В статье: Село Надеждино и архив книги Ф.А.Куракина в 1888 и 1890 гг. — Страницы 229—237; Портрет Лефорта // Исторический вестник, 1893. — Том 51. — № 3. — Страницы 942—943. — публикация гравюры 1698 г и комментарии к ней.

1676
Жан-Жак-Батист Ане (Jean-Jacques-Baptiste Anet)
французский скрипач и композитор. Родился в Париже. Учился у Корелли в Риме (около 1695-1696). Вернувшись в Париж, поступил на службу к герцогу Орлеанскому в 1700-1701. В 1701 г. имел первое выступление на французском суде. После службы у бывшего в изгнании курфюрста Максимилиана Эммануила Баварии (1701-1715), он поступил на службу к королю Людовику XIV. В 1725 году впервые выступил на Concert Spirituel в Париже. В 1735 году он оставил службу в суде и в 1737 отправился в суд в Люневиль (Лотарингии), где стал членом Оркестра Станислава Лещинского, бывшего короля Польши. Последние дни его жизни были омрачены болезнью и бедностью. Во время пребывания в Париже, он рассматривается в качестве ведущего французского скрипача эпохи, и им особенно восхищаются как мастером импровизации. Он опубликовал 2 тома сонат для скрипки и Basso Continuo (Париж, 1724, 1729) и 3 тома musettes (Париж, 1726, 1730, 1734). Умер в Люневиле 14 августа 1755 года.

 (475x698, 80Kb)
1696
Осман III (османское имя - — Osmвn- sвlis , турецкое имя - Ьзьncь Osman)
султан Османской империи (13 декабря 1754—1757). Сын султана Мустафы II, брат Махмуда I. До вступления на престол около 50 лет находился в изоляции во дворце Топкапы (в т. н. «Клетке»). Осман III ненавидел музыку и музыкантов, приказал изгнать их из своего дворца. Также Осман ненавидел женщин и женское общество, он носил специальные подкованные гвоздями туфли, чтобы служанки дворца убегали при его приближении. За три года правления Османа III 7 раз менялись великие везиры. Имущество смещенных везиров обычно конфисковывалось в пользу султана. Осман III был крайне нетерпим к христианам и иудеям, предписав им носить специальные знаки на одежде. Умер 30 октября 1757 года.

 (560x700, 76Kb)
1713
Дюмениль (Dumesni; настоящее имя - Мари Франсуаз Маршан, Marie-Franзoise Marchand)
французская актриса. Сценическую деятельность начала в провинции. В 1737—1776 выступала на сцене театра "Комеди франсез" (Париж). Создавала гуманистические по содержанию образы "трагических матерей" — Меропа, Семирамида ("Меропа", "Семирамида" Вольтера). В Клеопатре ("Родогюна" Корнеля), Гофолии ("Гофолия" Расина) Дюмениль раскрывала тему властолюбия, вступающего в конфликт с законами человечности. С успехом играла также роли в "высокой" и "слёзной" комедии — Гувернантка ("Гувернантка" Лашоссе), мадам Вандерк ("Женатый философ" Седена). Была актрисой стихийного темперамента, вдохновения, интуиции, её искусство отличалось большой силой воздействия на самые широкие слои зрителей. Деятельность Дюмениль сыграла большую роль в подготовке просветительской реформы французского театра. Однако реалистические тенденции в её творчестве уживались с приёмами условной, классицистской манеры игры. Под именем Дюмениль изданы мемуары (написаны Кост д'Арноба), в которых актриса выступает против нападок Клерон — своей соперницы по сцене. Умерла в Париже 20 февраля 1802 года. Сочинения: Mйmoires de M.-F.Dumesnil, Hambourg, 1799. Литература: История западноевропейского театра, под общей редакцией С.С.Мокульского, том 2, Москва, 1957.

 (472x698, 178Kb)
1727
Джеймс Вольф (James Wolfe)
британский военный деятель, участник Семилетней войны. Родился в семье полковника Эдварда Вольфа и Генриетты Томпсон. Отец с самого начала избрал сыну военную карьеру. В возрасте 13 лет Джеймс был записан добровольцем в полк Королевской морской пехоты, в котором служил его отец. Из-за болезни Вольф не принял участие в неудачной для англичан экспедиции против испанской Картахены в 1740 г. во время Войны за ухо Дженкинса. В 1740 году разразилась Война за австрийское наследство. Однако из-за морской болезни Джеймс не смог отплыть на континент и был переведён в 12-й пехотный полк, несколько месяцев спустя отбывший во Фландрию. Там он был повышен в звании до лейтенанта и стал адъютантом в батальоне. В 1743 году Джеймс Вольф принял участие в битве у Карлштайна-на-Майне, где был отмечен герцогом Кумберлендским Вильямом Августом. В 1744 году Вольф становится капитаном 45-го пехотного полка. В 1745 году Вольф вместе с полком отозван в Британию для участия в подавлении восстания якобитов. Принял участие в битве у Фолкленда (1746) и сражении при Куллодене (1746). Вольф стал известен тем, что отказался выполнять приказ Вильяма Августа стрелять в раненых горцев, в связи с чем приобрёл популярность у шотландцев, подразделениями которых он впоследствии командовал. Вскоре Вольф вернулся в Германию и принял участие в сражении у Лауфельда в 1747 году, где получил ранение и заслужил официальную похвалу. После заключения мира отправился в Шотландию, где командовал британским гарнизоном. В 1749 году Вольф получил звание майора 20-го пехотного полка, расквартированного в Стерлинге. В 1750 году повышен до звания подполковника. За восемь мирных лет, проведённых в Шотландии, Вольф написал несколько военных сочинений и выучил французский язык, а также занимался математикой и латынью. В 1756 году Джеймс Вольф получил звание полковника, а год спустя принял участие в неудачной для англичан высадке в Рошфоре. Вольф был одним из немногих офицеров, отличившихся в этом рейде, в связи с чем был отмечен премьер-министром Уильямом Питтом-старшим. 23 января 1758 года Вольф становится бригадным генералом и принимает деятельное участие в операции против французских войск в Канаде, отличившись во время взятия французского форта Луйсбурга. Вскоре после этого Джеймс Вольф был повышен до генерал-майора и отправлен с крупным отрядом штурмовать последний французский порт в Канаде — Квебек. В распоряжении Вольфа было 9 000 солдат и 200 кораблей с 18 000 моряков на борту. Осада Квебека длилась 3 месяца. В это время Вольф в целях психологического устрашения и деморализации противника написал документ, известный как «Манифест Вольфа». Несмотря на поражение в бою при местечке Монморанси, Вольф решил выманить противника в открытое поле и высадился в долине Авраама к западу от Квебека (высадке предшествовала интенсивная бомбардировка города). Французы вынуждены были принять бой и были наголову разбиты Вольфом в коротком сражении на равнине Авраама 13 сентября 1759 года. Несмотря на крупную победу, Вольф был смертельно ранен в сражении и скончался в тот же день в возрасте тридцати двух лет.

 (693x699, 199Kb)
1729
Иоганн Даниель Тациус (Titius, Iohann Daniel, Von Wittenberg)
немецкий астроном. Родился в Кёнитце (Пруссия; ныне Хойнице, Польша). Получил образование в Лейпцигском университете (1752), занимался астрономией, физикой и биологией, классифицировал растения, животных и минералы. С 1756 – профессор университета в Виттенберге. Обнаружил закономерность в расстоянии планет от Солнца (1766), которая была подтверждена Боде в 1772 (правило Тициуса – Боде). Это правило достаточно точно дало расстояние до Урана, открытого в 1781, но для Нептуна и особенно Плутона оказалось недостаточно точным. Большое влияние это правило оказало на организацию поиска и открытие малых планет – астероидов. Имя Тициуса занесено на карту Луны. Умер Тициус в Виттенберге 11 декабря 1796. Литература: Кларк А., Общедоступная история астрономии в XIX столетии, перевод с английского, Одесса, 1913.

1732
Франтишек Ксавер Брикси (Frantiek (Franz) Xaver Brixi)
чешский композитор, органист. Родился в Праге. Учился в Праге у И.Сегера. Капельмейстер собора святого Вита в Праге (1759-1771). В инструментальных произведениях предвосхитил творческие принципы венской классической школы. Автор главным образом культовых хоровых сочинений, среди которых выделяются пасторальная месса (всего 105 месс) и рождественские пасторали (отражают влияние народных песен и колядок). Среди других сочинений: оратории, кантаты, 5 реквиемов, 263 гимна, а также 5 концертов и другие произведения для органа, пьесы для фортепиано, в том числе педального репертуара. Умер в Праге 14 октября 1771 года.

 (584x699, 148Kb)
1752
Филип Морен Френо (Philip Morin Freneau)
американский поэт, публицист, редактор. Родился в Нью-Йорке. Френо был старшим из пяти сыновей гугенота Пьера Френо (Pierre Freneau, 1718—1767) и шотландки Агнес Уотсон (Agnes Watson, 1727—1817). Вырос в графстве Монмут штата Нью-Джерси. После смерти отца поступил в 1768 году в колледж в Принстоне (ныне Принстонский университет), где изучал религию. Окончил его в 1771 году, написав поэтическую «Историю пророка Ионы» («History of the Prophet Jonah») и совместно с Хью Генри Брэкенриджем сатирическое произведение «Паломничество отца Бембо в Мекку» («Father Bembo's Pilgrimage to Mecca») и поэму «Восходящая слава Америки» (1771). Во время учёбы в колледже Френо дружил с будущим президентом США Джеймсом Мэдисоном. Эти отношения позже оказали значительное влияние на карьеру Френо в газете «The National Gazette». После окончания колледжа Френо недолго занимался преподаванием, изучением теологии. С началом в 1775 году Войны за независимость написал ряд антибританских произведений, получив широкую известность. В 1776 году поселился на острове Санта-Крус в Вест-Индии, создал произведения, описывающие красоту природы — поэмы «Красоты Санта-Круса» (1776), «Дом ночи» (1779). В июле 1778 года вернулся на материк и стал членом команды каперов. Дважды арестовывался англичанами, во второй раз провёл шесть недель в плену в плавучей тюрьме, содержание под стражей подорвало здоровье Френо. Свой тюремный опыт он описал в поэме «Британская плавучая тюрьма» (1781). В 1781—1783 годах работал на почте в Филадельфии, продолжая заниматься сочинительством. С этих времён его стали назвать «поэтом американской революции» (англ. Poet of the American Revolution). В 1784 году стал капитаном брига, совершавшего плавания по Карибскому морю. В 1786 году был издан его первый сборник «Стихи». 15 апреля 1790 года Френо женился на Элеонор Форман (Eleanor Forman, 1768—1850). В 1790—1791 годах работал помощником редактора в газете «New York Daily Advertiser». В 1791 году госсекретарь США Томас Джефферсон предложил Френо должность переводчика в Госдепе в Филадельфии, а также стать редактором газеты «The National Gazette», которая был средством борьбы Мэдисона, Джефферсона и других республиканцев с федералистами. В 1793 году Френо ушёл в отставку и переехал в Мидлтаун-Пойнт, проживал также в Нью-Йорке. Был редактором газет «Jersey Chronicle», «The Time-Piece». Умер в Мидлтаун-Пойнте, штат Нью-Джерси 18 декабря 1832 года. Библиография: История пророка Ионы (History of the Prophet Jonah, 1771); Восходящая слава Америки (The Rising Glory of America, 1771); Американская деревня (The American Village, 1772); Монолог генерала Гейджа (General Gage's Soliloquy, 1775); Исповедь генерала Гейджа (General Gage's Confession, 1775); Красоты Санта-Круса (The Beauties of Santa Cruz, 1776); На высадку гессенских наемников (On a Hessian Debarkation, 1776); Америка независима (America Independent, 1778); Дом ночи (The House of Night, 1779); Британская плавучая тюрьма (The British Prison Ship, 1781); В память храбрых американцев (To the Memory of the Brave Americans, 1781); Стихи (The Poems, 1786) — сборник; Индейское кладбище (The Indian Burying Ground, 1788). Сочинения: The poems, v. 1—3, Princeton, 1902—1907; The prose, New Brunswick, 1955; в русском переводе — Совет сочинителям..., в книге: Эстетика американского романтизма, Москва, 1977. Литература: История американской литературы, тома 1, Москва — Ленинград, 1947; Николюкин А.Н., Американский романтизм и современность, Москва, 1968; Marsh Ph. М., Ph. Freneau, Minneapolis, 1967.

Charles_Hatchett (670x700, 91Kb)
1765
Чарлз Хатчетт (Charles Hatchett)
английский химик. Родился в Лондоне в семье известного каретного мастера. Получил домашнее образование. С 1800 г. был владельцем небольшой химической мануфактуры близ Чейзуика, где создал химическую лабораторию. Член Лондонского королевского общества (с 1797); награждён медалью Копли (1798). Основные работы посвящены изучению химического состава минералов. Исследовал пириты, пытаясь установить природу их магнитных свойств. В минерале, найденном в штате Массачусетс (США) и впоследствии названном колумбитом, обнаружил (1801) оксид неизвестного металла, который назвал колумбием. Немецкий химик Г.Розе в результате анализа колумбита установил (1844), что в нём содержится металл, близкий по свойствам к танталу, открытому в 1803 г. А.Экебергом. Розе предложил для нового элемента название ниобий (в честь Ниобы, дочери Тантала). Розе показал также идентичность ниобия и колумбия Хатчетта.
 (600x598, 107Kb)
В честь Хатчетта назван (1877) минерал хатчеттолит. В 1979 г. учреждена премия его имени, вручаемая за исследования ниобия и его соединений. Умер в Лондоне 10 марта 1847 года. Литература: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц; Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы: Пособие для учащихся. – Москва: Просвещение, 1980. 224 страниц.

 (653x699, 160Kb)
1783
Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (датское имя - Christoffer Wilhelm Eckersberg)
датский художник, основоположник Золотого века датской живописи. Кристоффер Эккерсберг родился в Блокроге (датское название - Blеkrog) на юге полуострова Ютландия. С 1803 года учился в Академии художеств в Копенгагене, закончил её в 1809 году с золотой медалью и получил стипендию для поездки в Париж. В 1811—1812 гг. учился в мастерской у Ж.Л.Давида. В 1813—1816 гг. жил в Риме. С 1817 года — профессор Академии художеств в Копенгагене, в 1827—1829 её директор. Из-за проблем со зрением перестал писать. Умер в Копенгагене во время эпидемии холеры 22 июля 1853 года. Похоронен в Копенгагене. Эккерсберг испытал значительное влияние классицизма, оказал важное воздействие на развитие национальной датской школы живописи, явился основоположником Золотого века датской живописи. Ранние пейзажи итальянского периода «Тибр около Понте Ротто»; «Вид сквозь арки Колизея», «Интерьер Колизея» (Государственный музей искусств) исполнены в манере академической пейзажной живописи XIX века. В Италии Эккерсберг написал и портрет скульптора Б.Торвальдсена (1814. Полотно написано в манере неоклассицистического портрета рубежа XVIII—XIX вв. в строгом и выразительном стиле. В подобной манере исполнены и полотна «Госпожа Шмидт» (1814), «Семейство Натансон» (1818), «Девушка из семьи Марсман» (1820). Из поздних картин следует морские пейзажи «Русский линейный корабль на рейде» (1828), «Морской пейзаж с парусником» (1831—1832), «Корвет „Галатея“ в бурю» (1839) и портрет «Женщина перед зеркалом» (1841). Пейзажи Эккерсберга отличаются красочной, светлой и нежной гаммой, точностью исполнения. Литература: Johansen P. Den danske malerkunsts bader Christopher Wilhelm Eckersberg. Kшbenhavn; Flensborg, 1925; To nationale malere: Christen Kшbke, Jшrn Rulow, Christopher Eckersberg. Odense, 1945; C. W. Eckersberg i Rom. 1813—1816 / Red. Duveke Helsted. Kшbenhavn, 1983; La Brie Sloan Th. Neoclassical and Romantic Painting in Denmark, 1734—1848. Evanston, Illinois, 1972; Willoch S. Tegningen av C. W. Eckersberg i det norske Nasional-galeri, utrykt artikel. Kшbenhavn, 1983.

 (568x699, 124Kb)
1798
Федор Александрович Голубинский
священнослужитель Православной Российской Церкви, протоиерей; русский философ, богослов, профессор Московской духовной академии. В своих работах стремился к обоснованию теизма. Оказал влияние на русскую религиозную философию XIX века. Родился в Костроме. Сын псаломщика (впоследствии священника) Александра Андреевича (фамилии не было). Фамилию «Голубинский» Феодору Александровичу дали в семинарии за кроткий нрав. Учась в семинарии, занимал должность информатора греческого языка. Окончил костромские гимназию, духовное училище и семинарию. В 1814 был вызван из костромской семинарии в состав 1-го курса открывшейся тогда Московской духовной академии. Участвовал в создании в 1816 и деятельности студенческого философско-богословского общества «Учёные беседы». Окончил курс в 1818 третьим магистром. Оставлен при академии бакалавром по философии. С 1820 определён членом Конференции Академии. В 1822 назначен экстраординарным профессором, в 1824 — ординарным профессором философских наук. В 1826 определён членом Комитета цензуры духовных книг. В 1828 рукоположён во священника (приписан к Вознесенскому монастырю в Кремле; служил в Сергиевом Посаде). В 1829 произведён в протоиереи, определён членом Академического правления. Профессор Московской Духовной Академии, один из первых — в Санкт-Петербургский период российской истории — старателей сочетать «науку ума с наукой сердца». Стремился к «умозрительному» обоснованию теизма. Пытался построить собственную философскую систему с целью обоснования православия. Умер в Костроме от холеры 22 августа 1854 года. Погребён на кладбище Иоанно-Богословской церкви города Костромы. В память о протоиерее Ф.А.Голубинском получил фамилию будущий историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Евсигнеевич Голубинский. Труды: О конечных причинах. Письмо 1, в книге: Прибавления к изданию Творений святых отцов, часть 5. - Москва, 1847; Лекции философии, в 4 частях, 1884-1886 на сайте "Руниверс"; Лекции философии. Умозрительная психология. - Москва, 1898; О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия /Голубинский; Кудрявцев; Аквилонов (Санкт-Петербург). – 1905; Изданы также ряд писем, проповедей и стихотворений Федора Александровича Голубинского. Литература: Глаголев С.С., Протоиерей Федор Александрович Голубинский. (Его жизнь и деятельность). - Сергиев Посад, 1898; Глаголев С.С., «Протоиерей Ф.А.Голубинский, его жизнь и деятельность». - Сергиев Посад, 1898; Глаголев С.С., «Протоиерей Ф.А.Голубинский как православно-христианский философ» // «Вера и Разум». - 1898. - № 3; Введенский А.И., «Профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский». - Сергиев Посад, 1898; Памяти почивших наставников / Издание Императорской Московской духовной академии ко дню ея 100-летнего юбилея (1814 — 1 октября 1914). - Сергиев Посад. 1914. VII, [1]. - 402, [1] страницы;. Платонов А.А., Голубинский Ф.А. // История Отечества: Энциклопедия. Том1. — Москва: БРЭ, 1994; Платонов А.А., Костромичи в Московской Духовной академии. Федор Александрович Голубинский // Благовест (Кострома). — 1990. — № 5; Иванов В., протоиерей. Становление богословской мысли в МДА // БТ:МДА 300 лет. — Москва, 1986. — Страницы 133—142; Смирнов С., Протоиерей Федор Александрович Голубинский. Биографический очерк. — Москва, 1855; Толстой М., Хранилище моей памяти // Душеполезное чтение. — 1891. — часть 1; Введенский А.И., Протоиерей Федор Александрович Голубинский, как профессор философии // Богословский вестник. — 1897. — № 12.

 (599x699, 226Kb)
1807
Вильгельм Циммерман (немецкое имя - Wilhelm Zimmermann)
немецкий историк, представитель т. н. гейдельбергской школы, мелкобуржуазный демократ. Родился в Штутгарте. В 1847—1850 преподавал историю в Высшей реальной школе в Штутгарте, был уволен властями за активное участие в Революции 1848—1849 в рядах крайней левой Франкфуртского национального собрания. Работа Циммермана о Великой крестьянской войне в Германии (русский перевод - "История крестьянской войны в Германии", тома 1—2, 1937), где Циммерман сочувственно осветил борьбу крестьян, Т.Мюнцера за освобождение от феодального гнёта и объединение Германии, получила высокую оценку Ф.Энгельса (К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, 2 издание, том 16, страницы 412—413), который опирался на фактический материал книги Циммермана в своей работе "Крестьянская война в Германии" (там же, том 7, страницы 343—437). Просветительский фундамент мировоззрения Циммермана не позволил ему, однако, правильно проанализировать социальные течения в лагере Реформации. В работе "Германская революция" (тома 1—2, 1849) Циммерман первым из немецких историков дал фактическую картину крестьянского движения периода Революции 1848—1849 в Германии. Однако главное внимание Циммерман уделил парламентской борьбе, переоценив при этом роль мелкобуржуазных демократов и недооценив пагубную для дела революции соглашательскую линию либералов во Франкфуртском национальном собрании. Умер в Мергентхейм 22 сентября 1878 года

1809
Фридрих Вильгельм Йенс (немецкое имя - Friedrich Wilhelm Jдhns)
немецкий певец, композитор, профессор и писатель о музыке. Родился в Берлине. Написал более 130 пьес, аранжировал многие из произведений Вебера. Главное его сочинение «С.M. von Weber in seinen Werken» (Берлин, 1871 год). Умер в Берлине 8 августа 1888 года.

 (521x698, 148Kb)
1819
Константин Николаевич Посьет
русский государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал. Его предок, Possuet de Rossiet (в русских документах – По(а)ссиет, Пассет и прочее), приехал в Россию по приглашению Петра I из Франции и много лет трудился над развитием виноградников в Астрахани. Окончив в 1835 г. Морской кадетский корпус, он плавал в Белом и Балтийском морях. Его книги: "Артиллерийское ученье" (1847) и "Вооружение военных судов" (1849), удостоенные Демидовской премии, оказали влияние на усовершенствование морской артиллерии. Благодаря 1-й его книге, в которой рассматривались правила артиллерийской практики иностранных флотов, была увеличена артиллерийская мощь русских военных судов, что не замедлило сказаться на успехе боевых операций России у берегов Кавказа. Его 2-я книга была переиздана в 1851 г. из-за ее успеха. Назначенный на учебный артиллерийский корабль "Прохор" командиром, Посьет применил на нем все придуманные им усовершенствования, повысившие боеспособность и живучесть корабля в бою, а также облегчившие работу команды. В 1852 – 1854 гг. участвовал в кругосветном плавании посольства вице-адмирала Путятина из Кронштадта в Японию на фрегате "Паллада". В 1858 – 1871 гг. совершал плавания по Атлантическому и Тихому океанам, Средиземному и Баренцеву морям, посетил США (во время Гражданской войны там, выразив поддержку Северу), Канаду, Китай, Японию, Восточную Сибирь. В Японию ездил для подписания российско-японских трактатов. В 1858 г., в чине капитана 1-го ранга, назначен наставником великого князя Алексея Александровича. С этого времени он совершал со своим воспитанником постоянные летние морские плавания в 1858 – 1865 гг. по Балтике вдоль берегов России. В 1866 – 1868 гг. совершил с ним морские походы в Средиземное море и Атлантический океан. Плаванием 1871 г. Посьет завершил морское образование великого князя, попечителем которого он был до достижения совершеннолетия Алексеем Александровичем. В 1874 – 1878 гг. – министр путей сообщения. Организовал особые "описные партии", занимавшиеся исправлением и улучшением судоходства на реках России. В период его работы были выстроены 9085 верст железнодорожных путей, улучшены многие речные коммуникации, учреждены метеорологические станции, водомерные посты, судоходные службы, произведено много гидротехнических работ, сооружены Свирский, Сяский, Мариинский и другие каналы, открыт Морской канал в Санкт-Петербурге, выработан и утвержден Устав российских железных дорог в 1888 г. Для облегчения внутреннего судоходства в судоходные инспекции назначил моряков, на опасных местах для кораблей приказал установить особые опознавательные знаки. При министре Посьет было положено начало урегулирования железнодорожных тарифов, были расширены каналы Очаковского бара и Керчь-Еникальского пролива, на реках и озерах России устроены зимние спасательные посты, произведено множество промеров гаваней России для улучшения судоходства. В 1880 г. избран почетным членом Российской Академии Наук. С 1888 г. – член Государственного Совета. Участвовал в учреждении "Общества спасения на водах" и постоянно следил за его работой. Вынужден уйти в отставку с поста министра путей сообщения после крушения поезда в Борках. В его честь назван залив в Японском море. Умер в 1899 года.

 (481x698, 64Kb)
1822
Рудольф Юлиус Эммануэль Клаузиус (Rudolf Julius Emanuel Clausius)
немецкий физик, один из основателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты. Учился в Берлинском университете (с 1840). В 1850—1857 преподавал в Берлине и Цюрихе. Профессор университетов в Цюрихе (с 1857), Вюрцбурге (с 1867), Бонне (с 1869). Клаузиус первым понял и проанализировал глубокие идеи С.Карно и оценил их значение для теории теплоты и тепловых машин. Развивая эти идеи, Клаузиуса в 1850 (одновременно с У.Томсоном) дал первую формулировку второго начала термодинамики; «Теплота не может сама собою перейти от более холодного тела к более тёплому». Клаузиус доказал, что не существует способа передачи теплоты от более холодного тела к более нагретому без того, чтобы в природе не произошло каких-либо изменений, которые могли бы компенсировать такой переход. В 1865 Клаузиус ввёл понятие энтропии. Ошибочно распространив принцип возрастания энтропии замкнутой системы на всю Вселенную, Клаузиус высказал мысль о тепловой смерти Вселенной. Клаузиусу принадлежат основополагающие работы в области молекулярно-кинетической теории теплоты. Работы Клаузиусa способствовали введению статистических методов в физику. Клаузиусу удалось с единой точки зрения объяснить такие внешне совершенно различные явления в газах, как внутреннее трение, теплопроводность и диффузия. Он ввёл понятие идеального газа, а также понятие длины свободного пробега молекул, впервые вычислив (1860) эту длину. Доказал теорему вириала (1870), связывающую среднюю кинетическую энергию системы частиц с действующими в ней силами. Построил кинетическую теорию перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое и в 1850 обосновал уравнение, связывающее изменение температуры плавления с изменением давления (Клапейрона — Клаузиуса уравнение). Клаузиус внёс важный вклад в теорию электролиза (1857). Теоретически обосновал закон Джоуля — Ленца, развил термодинамическую теорию термоэлектричества (1853) и др. Развивая идеи итальянского учёного О.Ф.Моссотти (1847), Клаузиус разработал теорию поляризации диэлектриков, на основе которой установил соотношение между диэлектрической проницаемостью и поляризуемостью (1879; Клаузиуса — Моссотти формула). Иностранный член Лондонского королевского общества (1868), член-корреспондент Парижской Академии Наук (1865). Умер Клаузиус в Бонне 24 августа 1888 года. Сочинения: Abhandlung ьber die mechanische дrmetheorie, Bd 1—3, Braunschweig, 1876—1891; в русском переводе. — Механическая теория тепла, в книге: Второе начало термодинамики. Сборник работ, Москва — Ленинград, 1934; Кинетическая теория газов, в книге: Основатели кинетической теории материи. Сборник статей, Москва — Ленинград, 1937. Литература: Р. Ю. Клаузиус (1822-1888), в книге: Выдающиеся физики мира, Москва, 1958.

1834
Фридрих Луис Доберман (Friedrich Louis Dobermann)
положил начало известной собачьей породе доберман-пинчер. Pодился в Апольде (Тюрингия), где в дальнейшем жил и работал. В то время в Апольде проживало около 20 000 жителей. Ежегодно там проходили ярмарки и выставки-продажи скота. Помимо крупного и мелкого рогатого скота, на продажу предлагались и собаки. Однако, таких выставок собак, как сегодня, еще не было, как не было и самой породы доберман. Предлагаемые на продажу собаки явились, видимо, исходным материалом, на основе которого Фридрих Луис Доберман вывел новую породу. Доберман занимался различной деятельностью в городском управлении. Известно, что он был сборщиком налогов, ночным полицейским, работал на городской живодерне, где пойманные собаки могли быть или выкуплены за ничтожно малую сумму, или их убивали. Доберман уничтожал, однако, не всех собак, а оставлял для селекции особо злобных, которые очень ценились и использовал их в разведении. Щенков продавал. Будучи сборщиком налогов, Доберман часто имел при себе крупные суммы денег, поэтому ему требовалась злая собака для самозащиты. Сейчас неважно, что послужило причиной для выведения породы, но главной целью было получение выносливых и мужественных собак, не боящихся ни палки, ни выстрелов. Благодаря целенаправленному отбору и подбору пар Доберман настолько усилил эти качества своих собак, что они стали резко выделяться. Собаки Добермана приобрели известность в Апольде как стойкие борцы и бдительные сторожа. Незаменимы были они и на охоте, так как обладали тонким чутьем. В некоторых публикациях утверждается, что в доберманах течет кровь предков современных ротвейлеров, охотничьих собак, пинчеров (и первые годы породу называли "доберман-пинчер"), босеронов, манчестерских терьеров, английских грейхаундов, мастифов и, возможно, веймаранеров. С целью улучшения качества и закрепления определенных признаков породы подобные скрещивания действительно проводились, при этом достигались и определенный прогресс, и некоторые ухудшения. Об одном подобном эксперименте сообщает профессор Эмиль Хаук: "Я вспоминаю, как госпожа старший лейтенант Шталь показала на Венской выставке в 1910 году очень гибкую черно-подпалую суку (помесь добермана и грейхаунда) с необычайно длинной, узкой головой и кинжалообразными клыками". Один из лучших знатоков породы в Германии Филипп Грюниг сообщает: "В 1906 году черный грейхаунд был скрещен с черной сукой доберман-пинчера. В помете от этого скрещивания появились: черная сука с признаками грейхаунда, а также широко известные Сибилла фон Ланген и Ролланд фон дер Хайде. Позднее от Сибиллы рождались щенки с глубокой грудной клеткой, удлиненной и изящной головой, в то время как Ролланд производил, как правило, узких и мелкогрудых". Сейчас можно только догадываться, какие собаки в действительности оказали влияние на возникновение породы доберман. Но поскольку в процессе разведения проявились определенные черты перечисленных пород собак, то их влияние на формирование породы доберман можно считать доказанным. Первая сука-производительница породы доберман (с некоторой долей уверенности можно сказать, что ее звали Шнуппе) имела мышиный окрас шерсти и спаривалась с различными кобелями, которые, в свою очередь, были продуктами спаривания пинчеров, мясницких собак, охотничьих собак и тогдашних овчарок. Следующей производительницей, принадлежавшей Доберману в 1870-80 годах, была черно-подпалая сука по кличке Бизарт. Одна из ее дочерей, сука по кличке Пинко, появилась на свет с врожденным коротким хвостом. От Пинко впервые родились щенки голубого окраса. При спаривании с мясницкими собаками, которые, возможно, были предками современных ротвейлеров, в пометах стали появляться щенки с врожденными короткими хвостами. В дальнейшем этот признак пытались закрепить генетически, но безуспешно. Мясницкие собаки имели интенсивно-черный окрас с отметинами цвета ржавчины. Окрас, характерный для современного добермана, был закреплен на рубеже столетий. Тем не менее, у собак часто имелись на нижней части шеи и на задних лапах нежелательные белые отметины, которые доктор Геллер обозначил как "не поддающиеся коррекции". Белые отметины на груди были обязательными и не рассматривались как брак. Благодаря последовательному совершенствованию породы, при исключении из разведения собак с белыми отметинами, у добермана удалось достичь стандартного окраса без белых пятен. Сегодня щенок, у которого обнаруживаются белые пятна, автоматически исключается из племенного разведения. Всем щенкам Доберман обязательно купировал уши и хвосты, чтобы придать собакам лучший вид. Фридрих Луис Доберман не стал свидетелем мировой известности своих собак, он умер 9 июня 1884 года. Следующим, кто занялся дальнейшим совершенствованием породы, стал Отто Геллер, который также жил в Апольде. После смерти Добермана Геллер приобрел некоторых его собак и занялся их дальнейшим разведением, а щенков продавал. Уже в то время его щенки появились во многих странах Южной и Средней Америки. Геллеру мы должны быть признательны за то, что его собаки совершенствовались и, в конце концов, сформировалась порода доберман, которая известна сегодня во всем мире. Питомник Геллеpа назывался "фон Тюринген". Известным заводчиком того времени был Госвин Тишлер. Он также проживал в Апольде и вывел в своем питомнике "фон Гренланд" очень многих известных доберманов. Например, таких как Граф Беллинг фон Гренлинд и Герхильди фон Тюринген. Они являются первыми доберманами, которые занесены в племенную книгу соответственно под номерами 1 и 2. К сожалению, в начальный период разведения не существовало традиции вести собаку под одной кличкой. Если у собаки менялся хозяин, то он часто давал ей другую кличку, а хозяин у собаки мог меняться несколько раз и, следовательно, клички тоже. Поэтому возникали трудности, не позволявшие точно проследить динамику развития породы. Помимо питомников "фон Тюринген" и "фон Гренланд", был известен также питомник "фон Ильм Атен", который принадлежал заводчику Густаву Крумбхольцу. Его доберманы также стали достойными представителями породы. Все заводчики тех лет преследовали одну цель развивать, совершенствовать и популяризировать новую породу. 27 августа 1899 года они собрались на кинологической выставке в Апольде и основали клуб Доберман-пинчеров Апольды. Это событие стало началом нового этапа в развитии породы. В 1900 году клуб был переименован в Национальный Доберман-клуб Германии с местом пребывания в Апольде. Таким образом было документально подтверждено, что клуб добился официального признания на всей территории Германии.

 (588x699, 136Kb)
1834
Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев)
русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Родился в Тобольске. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. В.Г.Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В.Ступина (также в Арзамасе).. Учился в Арзамасской школе живописи А.В.Ступила (1846-1849; с перерывами) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861) у М.И.Скотти, А.Н.Мокрицкого и С.К.Зарянко. Пенсионер Академии художеств (1862-1869, до 1864 в Париже). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. В начале 1860-х гг. Перов создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, Перов указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России ("Сельский крестный ход на пасхе" (1861), "Чаепитие в Мытищах" (1862) - обе в Третьяковской галерее). Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, Перов в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени. Работы парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту ("Слепой музыкант", 1864, Третьяковская галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве Перова реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший "социальный" характер и создающий общий эмоциональный строй произведения ("Проводы покойника", 1865, "Тройка", "Ученики мастеровые везут воду", 1866, "Утопленница", 1867, "Последний кабак у заставы", 1868 - все в Третьяковской галерее). Во 2-й половине 1860-х гг. Перов создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать ("Фомушка-сыч", 1868, "Странник", 1870,- обе в Третьяковской галерее). В начале 1870-х гг. в поисках положительных героев Перов работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов Перова характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А.Н.Островского, 1871, В.И.Даля и Ф.М.Достоевского - оба 1872: все три - в Третьяковской галерее). В 1870-80-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским "охотничьим" сценам ("Птицелов", 1870, "Охотники на привале" и "Рыболов" - обе 1871; все три - в Третьяковской галерее), а также к исторической живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач ("Суд Пугачева", 1875, Исторический музей, Москва). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Ученики: Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Скончался в селе Кузьминки (ныне в городской черте Москвы) 10 июня 1882 года. Похоронен на Донском кладбище. Список картин Василия Григорьевича Перова: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862), Государственная третьяковская Галерея; «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), Государственная третьяковская Галерея; «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866), Государственная третьяковская Галерея; «На железной дороге» (1868), Государственная третьяковская Галерея; «Охотники на привале» (1871), Государственная третьяковская Галерея; «Портрет Ф.М.Достоевского» (1872), Государственная третьяковская Галерея; «Отпетый» (1873), ГИМ; « Проводы покойника»(1865). В Липецке есть улица Перова.
В Клинском районе Подмосковья, рядом со станцией Фроловское, есть садоводческое товарищество «Аллея Перова». В Киеве в 1957 году именем Перова был назван бульвар в жилом массиве Воскресенка. В городе Тобольск художественной школе присвоено имя Перова. В городе Львове (Украина) есть улица В.Г.Перова В СССР и России выпущены почтовые марки и почтовый конверт, посвященные Перову: Почтовые марки СССР, 1956 год; Русский художник В.Г.Перов; Картина «Охотники на привале»; Картина «Птицелов». Почтовые марки России, 2009 год: Автопортрет; Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Некоторые произведения: «Суд Пугачёва», 1879, Русский музей, Санкт-Петербург; «Охотники на привале», 1871; «Сцена у железной дороги»; «Портрет А. Н. Островского», 1871; «Портрет Достоевского», 1872; Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880—1881; Крестный ход; «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; «Приезд гувернантки в купеческий дом»; «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»; «Трапеза», «Проводы покойника», 1865. Литература: Собко Н.П., В.Г.Перов. Его жизнь и произведения, Санкт-Петербург, 1892; Федоров-Давыдов А.А., В.Г.Перов, (Москва), 1934; Архангельская А.И., В.Г.Перов, Москва, 1950.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку