-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109245
Комментариев: 6801
Написано: 117717


4 декабря родились...

Среда, 04 Декабря 2013 г. 07:25 + в цитатник
 (564x699, 147Kb)
1866
Василий Васильевич Кандинский
русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. 1895 решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с 1900 занимался в местной Академии художеств под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и, наконец, «Синий всадник» (1911; совместно с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен; Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. Красная площадь, 1916, Третьяковская галерея; Смутное, там же; Сумеречное, Русский музей; Серый овал, Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости, изданной на немецком языке в 1926. Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923; Несколько кругов, 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же; Голубое небо, 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; Разнообразные действия, 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Николай Николаевич Худяков (513x700, 408Kb)
1866
Николай Николаевич Худяков
советский микробиолог и физиолог растений. Родился в Киеве. Образование получил в Германии в Берлинском и Лейпцигском (1893) университетах. С 1894 - профессор Московского сельскохозяйственного института (позднее Московская сельскохозяйственная академия имени К.А.Тимирязева), одновременно в 1909 - 1917 - профессор Московского коммерческого института. Основные научные работы посвящены почвенной микробиологии и вопросам анаэробиоза. Установил (1896) возможность культивирования анаэробов в присутствии кислорода, считал, что анаэробиоз у бактерий является приспособлением к условиям существования. Открыл (совместно с сотрудниками) явление адсорбции бактерий частицами почвы. Автор учебника «Сельскохозяйственная микробиология» (1926), который оказал большое влияние на развитие микробиологии в СССР. Умер в Москве 1 июня 1927 года.

1868
Роберт Франц Пшорр (Robert Pschorr)
немецкий химик-органик. Родился в Мюнхене. Учился в Мюнхенском (1890) и Йенском (1892) университетах и в Высшей технической школе в Цюрихе (1893). Работал в лаборатории Э.Фишера в Берлинском технологическом институте (с 1920 - ректор). Основные научные работы посвящены синтезу пиразолонов (в частности, 4-кетопиразолона), алкалоидов опия (особенно группы морфина). Открыл (1896) способ получения производных фенантрена из о-нитробензальдегида и арил-уксусных кислот (синтез Пшорра). Изучал расщепление апоморфина и тебаина. Умер 23 февраля 1930 года.

1872
Ал.Алтаев (псевдоним; настоящее имя - Маргарита Владимировна Ямщикова; урождённая - Рокотова)
русская советская писательница. Выступила в печати в 1889. Писала главным образом для детей и юношества (около 150 книг). Героями исторических и биографических книг Маргариты Владимировны Ямщиковой, печатавшейся под строгим мужским псевдонимом Ал.Алтаев, были Микеланджело и Авраам Линкольн, Людвиг ван Бетховен и Фридрих Шиллер, Иван Грозный и Леонардо да Винчи, Сервантес и Данте, Ян Гус и Степан Разин, Рафаэль и Джордано Бруно, Иоганн Гутенберг и Пётр Ильич Чайковский… «Надо, чтобы герой, — отмечала Маргарита Владимировна в своих записках, — пусть даже пришедший к нам из самой древней древности, показался человеком близким и понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства — отваги, ярости, презрения, любви». Этому принципу писательница старалась следовать всю жизнь. Интерес представляет также её книга мемуаров «Памятные встречи», в которой рассказывается о выдающихся русских писателях и художниках — Н.С.Лескове, В.М.Гаршине, И.Е.Репине, М.В.Нестерове. Умерла в 1959 году.

1873
Михайло Михайлович Могилянский
украинский литературовед и прозаик, близкий к кружку "неоклассиков", переводчик произведений М. Коцюбинского на русский язык. Родился в Чернигове в семье председателя уголовной палаты Черниговского суда. Участвовал в "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса", позднее вступил в Конституционно-демократическую партию. Помимо литературных трудов написал книгу "Историческое освещение финляндского вопроса". Он начинал как русский драматург и только в зрелом возрасте под влиянием своего друга, украинского классика М.Коцюбинского стал писать по-украински. Могилянский подвергался гонениям при советской власти, его роман "Честь" был опубликован лишь через 60 лет после написания. В Сибирь попал с эвакуацией, несмотря на преклонный возраст, продолжал писать и здесь (стихотворение "В тайге").В 1941 эвакуировался в Большую Мурту Красноярского края, где и умер 22 марта 1942 года.

1875
Николай Николаевич Головин
российский военный историк, генерал-лейтенант (1917). Окончил Пажеский корпус (1894) и Академию Генштаба (1900). В 1908-1913 гг. - профессор Академии Генштаба. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. был начальником штаба 7-й армии (1915-1917) и Румынского фронта. После революции эмигрировал во Францию, где примкнул к правому крылу белой эмиграции. Во время второй мировой войны 1939-1945 гг. активно сотрудничал с гитлеровцами и был приговорён Движением Сопротивления к смертной казни, но скоропостижно умер. Его работы по службе Генштаба и истории первой мировой войны содержат большой фактический материал и не утратили своего значения.

 (539x699, 66Kb)
1875
Райнер Мария Рильке (Rainer (Renй) Maria Rilke)
австрийский поэт. Родился в Праге, в семье чиновника. Детство и юность провел в Праге, затем жил в Мюнхене, Берлине, Париже, Швейцарии. Несчастливое детство и пять лет обучения в военной школе в Санкт-Пельтене наложили неизгладимый отпечаток на его чувствительную натуру и навсегда поселили в нем чувство одиночества. Изучал литературу, историю искусства, философию в Пражском, Мюнхенском и Берлинском университетах. Ранняя лирика Рильке типична для поэзии неоромантизма. Его сборник Венчанный снами (Traumgekrnt, 1897), наполненный неясными грезами с оттенком мистицизма, обнаружил яркую образность и незаурядное владение ритмом, размером, приемами аллитерации и мелодикой речи. Тщательное изучение наследия датского поэта Й.П.Якобсена (1847–1885) окрылило и преисполнило его строгим чувством ответственности. Две поездки в Россию, на его «духовную родину» (1899 и 1900), где он встречался с Л.Н.Толстым, вылились в сборник Часослов (Das Stundenbuch, 1899–1903), в котором несмолкающей мелодией звучит молитва, обращенная к недогматически понятому Богу будущего. Прозаическим дополнением к Часослову стали Истории о добром Боге (Geschichten vom lieben Gott, 1900). Свойственное Рильке стремление «жить среди толпы, но быть во времени бездомным» предопределило его отшельническую судьбу и бесприютность. Рильке обзавелся фамильным гербом, наивно уверовав в свою принадлежность к древнему рыцарскому роду, – это заблуждение увековечила его импрессионистическая поэма в прозе Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке (Die Weise von Liebe und Tod des Kornets Christoph Rilke, 1906). С 1900 по 1902 Рильке жил неподалеку от колонии художников Ворпсведе, в 1901 женился на Кларе Вестхоф. Стесненность в средствах и художественные искания привели его в Париж, где он имел возможность общаться со скульптором О.Роденом. Французская импрессионистическая живопись и символическая поэзия также отразились на поэзии Рильке, которая приобрела пластичность, широту диапазона и сосредоточенность на передаче неизменной сущности вещей (Новые стихотворения – Neue Gedichte, 1903–1908). Самое крупное прозаическое произведение Рильке, разноплановый декадентский роман Записки Мальте Лауридса Бригге (Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge, 1911), обнаруживает многообразное влияние Парижа на восприимчивый эстетизм Рильке. Первая мировая война заставила его на время покинуть Францию. В 1922 долго сдерживаемое творческое напряжение разрядилось в трудных для восприятия, зачастую темных Дуинезских элегиях (Duineser Elegies, 1912–1923) и вдохновенных Сонетах к Орфею (Die Sonette an Orpheus, 1923). Развивая глубоко оригинальную символическую космологию, Рильке поднимается к новым метафизическим высотам, ищет примирения диссонансов и противоречий, мучивших его всю жизнь. В пафосе утверждения видимого, «милой земли», рождается формула «преображения» как передачи внутренней реальности вещей. Гений Рильке одинок. Его восприятие жизни, само его творчество, глубоко затронутое мыслью о смерти, были трагичными. Слово немецкого языка приобрело под его пером исключительную значимость, а его письма представляют собой поразительное свидетельство абсолютной преданности поэзии. Творчество Рильке близко к символизму, однако без его субъективистских тенденций. Произведения Рильке оказали значительное влияние на искусство и философскую мысль 20 в. Умер Рильке в Валь-Мон (близ Монтре, Швейцария) 29 декабря 1926 года. Сочинения: Sдmtliche Werke, hrsg. von Rilke-Archiv, Bd 1—6, ./M., 1962—1966; Briefe, (./M., 1966); в русском переводе — Собрание стихов, перевод А.Биска, (Од.), 1919; Лирика, перевод Т.Сильман, Москва — Ленинград, 1965; Ворпеведе. Огюст Роден. Письма. Стихи, Москва, 1971; Избранная лирика, Москва, 1974; Лирика, Москва, 1975. Литература: Адмони В.Г., Поэзия Райнера Марии Рильке, "Вопросы литературы", 1962, № 12; История немецкой литературы, том 4, Москва, 1968; Gьnther ., Weltinnenraum. Die Dichtung R.М.Rilkes, 2 Aufl., Bern, 1952; Bolinow О.F., Rilke, 2 Aufl., Stuttg., 1951; Holthusen H. E., R.М.Rilke in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Hamb., 1964; Mason E. G., R.М.Rilke. Sein Leben und sein Werk, Gцtt., 1964; R.М.Rilke zum vierzigsten Todestag, Fr./M., 1967; Ritzer W., R. M. Rilke-Bibliographie, W., 1951.

1875
Джордж Уильям Осборн Хоу (Howe)
английский радиотехник. Родился в Чарлтоне, графство Кент. После окончания университета в Дареме работал инженером в фирме "Сименс-Шуккерт" в Германии (1900-1902). Преподавал в колледже в Саут-Кенсингтоне (1905-1920). Профессор электротехники университета в Глазго (1921-1946). Труды в области антенной техники и распространения радиоволн, разработал метод расчёта ёмкости длинноволновых антенн, названный его именем. Умер в Глазго 7 ноября 1960 года.

1876
Димитр Полянов (псевдоним; настоящее имя - Димитр Иванов Попов)
болгарский поэт. Член одной из первых в Болгарии социал-демократических организаций (с 1892). Родился в Карнобате. Печатался с 1894. Революционными стихами «Низвергнутые кумиры», «Рождение пролетария» положил начало пролетарскому течению в болгарской литературе. Автор сборника «Морские капли» (1907). В публицистических статьях и стихах (сборник «Железные стихи», 1921) отстаивал революционные идеалы, разоблачал буржуазную действительность. Редактировал общественно-литературный журнал болгарских коммунистов «Червенсмях»(1920—1923), «Наковалня» (1925—1933). Стихи Полянова последних лет (сборник «Белый голубь», 1951, и др.) воспевают победу трудового народа, мир и болгаро-советскую дружбу. Премия имени Димитрова (1950). Скончался в Софии 25 сентября 1953 года. Сочинения: Събрани съчинения, тома 1-6, София, 1960-1961; в русском переводе, в книге: Антология болгарской поэзии, Москва, 1956. Литература: Марков Д.Ф., Димитр Полянов, в его книге: Болгарская поэзия первой четверти XX в., Москва, 1959; Веселинов Г., Д.Полянов, София, 1964.

1877
Андрейс Упит (Андрей Мартынович Упит, Упитc)
латышский советский писатель, литературовед, общественный деятель, народный писатель Латв. ССР (1943), академик АН Латвийской ССР (1946), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1917. Родился в Скривери, ныне Огрского района Латвии. Основоположник латышской советской литературы. Первое стихотворение опубликовал в 1896, первый рассказ – в 1899. На формирование эстетических взглядов У. большое влияние оказали Революция 1905–1907, знакомство с марксизмом, творчество М.Горького. Выступил против декадентства в латышской литературе, твердо стал на позиции критического реализма: рассказы из крестьянской жизни, дилогия "Буржуа" (1907) и "Последний латыш" (1912). Романом "Новые истоки" (1908) У. начал серию романов "Робежниеки" – одно из самых значительных произведений латыш. литературы, повествующее о путях латышского крестьянства в Революции 1905–1907. Под влиянием нового подъема рабочего движения Упит в 1910–11 открыто перешел на позиции пролетариата, развернул смелую публицистическую и литературно-критическую деятельность. В романах "Женщина" (1910), "В шелковой паутине" (2-я часть "Робежниеков", 1912), "Золото" (1914), "Ренегаты" (1915–1916) Упит разоблачал городскую буржуазию и мещанство, в пьесах "Зов и эхо" (1911), "Один и многие" (1914) создал первые в латышской драматургии реалистические образы рабочих-революционеров. После Февральской революции 1917, события которой отражены в сборнике рассказов "Оттепель" (1919), У. был избран в Совет рабочих депутатов Риги и в Исполком Совета. В буржуазной Латвии 1920–40 Упит разрабатывал принципы социалистического реализма. Опубликовал роман "Северный ветер" (3-я часть "Робежниеков", 1921). Нравы буржуазной республики разоблачены в романах "По радужному мосту" (1926), "Смерть Яна Робежниека" (1933), "Улыбающийся лист" (1937), в сатирических комедиях, среди которых особым успехом пользовались "Купальщица Сусанна" (1922), "Полет чайки" (1926). Вершиной новеллистики У. являются сборники "Метаморфозы" (1923), "Голая жизнь" (1926), "Рассказы о пасторах" (1930). Трагедиями "Мирабо" (1926) и "Жанна д`Арк" (1930) Упит начал историческую трилогию о взаимоотношениях героя и народных масс. На историческую тему написана и тетралогия романов "На грани веков" (1937–1940). Упит – основной автор 4-томной "Истории мировой литературы" (1930–1934). Фашистский переворот 1934 лишил Упит возможности открыто участвовать в общественно-литературной борьбе. В годы Великой Отечественой войны 1941–45 Упит жил в селе Котинино, вблизи города Кирова. Трагедией "Спартак" (1943) была завершена историчексая трилогия. В дилогии исторических романов "Земля зеленая" (1945; Государственная премия СССР, 1946) и "Просвет в тучах" (1951) раскрыты жизнь латыш. деревни в конце 19 в., первые шаги латышского рабочего движения в 1890-х гг. После 1951 Упит целиком занят литературоведческой работой (книга "Вопросы социалистического реализма в литературе", 1951, русский перевод 1959, и др.). Переводил произведения А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, М.Горького, А.Н.Толстого, У.Шекспира, Г.Гейне, Б.Шоу, Г.Флобера, Г.Манна и др. Общественная деятельность Упита в советское время была интенсивной и разносторонней: заместитель председателя (1940–1951) и член (с 1951) Президиума Верховного Совета Латвийской ССР; председатель правления СП Латвии (1941–1954). Государственная премия Латвийской ССР (1957). Награжден 5 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Умер в Риге 17 ноября 1970 года. Сочинения: Kopoti raksti, sej. 1–22, Riga, 1946–54; в русском переводе – Собрание сочинений (Вступительная статья К.Краулиня), тома 1–12, Москва, 1956–1959. Литература: Калве М., Андрей Упит, Рига, 1957; Зелинский К., Реализм Андрея Упита, в его книге: Октябрь и национальные литературы, Москва, 1967; Kraulins К., Andrejs Uplts, dzive un darbs, Riga, 1963.

 (408x699, 71Kb)
1878
Михаил Александрович (Михаил Александрович Романов)
великий князь, брат императора Николая II, генерал-лейтенант (1916). Будучи третьим сыном Александра III, с 1899 г. (после смерти Георгия Александровича, который был старше Михаила Александровича) до 1904 г. (рождения Алексея, сына Николая II) - наследник престола. В 1898-1911 гг. служил в гвардии. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 гг. командовал Кавказкой туземной конной дивизией, кавказским корпусом, в начале 1917 г. был генеральным инспектором кавалерии. После Февральской революции 1917 г., не чувствуя за собой никакой реальной силы, 16 марта 1917 г. отказался от престола, который ему передавал Николай II [согласно манифесту отречения от 15 марта]. В феврале 1918 г. был арестован в Гатчине. В марте 1918 г. по постановлению СНК был выслан на жительство в город Пермь. Расстрелян большевиками в районе Мотовилихи, ныне в составе города Пермь в ночь с 12 на 13 июня 1918 года.

1879
Элихио Айяла
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1923-1924; 1925-1928).

1879
Анри Рене Пьер Вилла
французский математик и механик, член Парижской Академии Наук (с 1932), ее президент с 1948 г. Окончил Высшую нормальную школу там же (1899). С 1902 г. - профессор университета в Канне, с 1911 г. - университета в Монпелье, с 1920 г. - Страсбургского университета, с 1927 г. - директор Института механики (Париж), а также профессор гидромеханики Парижского факультета наук. Основные исследования посвящены теории дифференциальных уравнений, аэродинамике. Теории упругости. Исследовал движение твердого тела в жидкости, ограниченной твердыми стенками, турбулентное течение жидкости, теорию вихрей. Математические работы относятся к теории конформных отображений и дифференциальным уравнениям, коэффициенты которых имеют двойную периодичность.

1879
Гамильтон Харти
ирландский дирижер, композитор.

1879
Всеволод Иванович Романовский
Математик, академик Академии Наук Узбекской ССР (1943). Окончил Санкт-Петербургский университет (1906). В 1911—15 доцент, затем профессор Варшавского университета, в 1915—1918 профессор Донского (Ростов-на-Дону), с 1918 Среднеазиатского (Ташкент) университетов. Основные труды по математической статистике и теории вероятностей. Автор работ в области математического анализа, в частности по интегрированию дифференциальных уравнений с частными производными. Романовский имеет большие заслуги в воспитании национальных научных кадров в Узбекской ССР. Именем В.И.Романовского назван Институт математики Академии Наук Узбекской ССР.

1881
Эрвин фон Вицлебен
генерал-фельдмаршал германских вооруженных сил, один из руководителей заговора против Гитлера. В 1935 в звании генерал-лейтенанта был назначен командующим III военным округом. С начала 2-й мировой войны по октябрь 1940 - командующий 1-й армией. 19 июля 1940, после поражения Франции, стал одним из 12 старших офицеров, кому Гитлер присвоил звание генерал-фельдмаршала. До марта 1941 фон Вицлебен командовал группой армий "Д", и до февраля 1942 - главнокомандующий германскими войсками на Западе, во Франции. Вышел в отставку в 1942. Как один из самых опытных участников движения Сопротивления, фон Вицлебен был кандидатом на пост главнокомандующего вооруженными силами в случае отстранения Гитлера от власти. Он был арестован как один из главных заговорщиков против Гитлера и приговорен к смерти Народным трибуналом. 9 августа 1944 года фон Вицлебен был казнен.

1881
Аврелия Иосифовна Добровольская-Дзирне
блистательная оперная певица, преподаватель класса пения музыкальной школы города Кирова. Родилась в городе Белая Церковь Киевской области. Десять лет она пела с такими певцами, как Шаляпин, Собинов, Пирогов, Нежданова. Однако звезда отечественной оперы вдруг выпадает из всех справочников и энциклопедий: в 1936 году был первый арест, 3 декабря 1941-м – второй. Осуждена Особым совещанием при НКВД СССР 4 ноября 1942 года по обвинению по статье 58 пп. 10, 11 УК РСФСР, расстреляна –3 декабря 1942 года. Реабилитирована 21 апреля 1959 года

sovjadzerzh (700x490, 55Kb)
1882
Софья Сигизмундовна Дзержинская (девичья фамилия - Мушкат)
деятель революционного движения в Польше и России. Жена Ф.Э.Дзержинского. Член Коммунистической партии с 1905. Родилась в Варшаве, в семье чиновника. Училась в Варшавской консерватории. Партийную работу вела в различных городах Польши. В 1908 делегат 6-го съезда Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКП и Л). Работала в Главном правлении Социал-демократии Королевства Польского и Литвы. Неоднократно подвергалась репрессиям. В 1912 бежала из ссылки за границу. Была секретарем Бюро заграничных секций Социал-демократии Королевства Польского и Литвы в Кракове. После Октябрьской революции 1917 работала секретарем эмигрантских касс в Швейцарии; в 1918 в Советском представительстве в Берне. В 1919 возвратилась в Советскую Россию; работала в Наркомпросе, в Польском бюро при ЦК РКП(б), в Коммунистическом университете национальных меньшинств Запада. С 1924 ответственный секретарь Польского бюро агитпропотдела ЦК РКП(б). С 1929 научный сотрудник и ответственный редактор в институте Маркса - Энгельса - Ленина. С 1937 работала в аппарате Исполкома Коминтерна. С 1946 на пенсии. Награждена 3 орденами Ленина и 2 др. орденами. Умерла в Москве 27 февраля 1968 года. Сочинения: Lata wielkich bojуw. Wspomnienia, (Warsz.), 1969.

1882
Яков Исидорович Перельман (Я.Лесной; Я.Недымов; П.Рельман; П.Сильвестров; Цифиркин)
русский писатель-популяризатор, основатель и редактор журнала "В мастерской природы". Родился в Белостоке. Окончил Санкт-Петербургский лесной институт (1909). Работал редактором журналов «Природа и люди» и «В мастерской природы». советский ученый, популяризатор физико-математических наук, основоположник жанра научно-занимательной литературы. Один из первых пропагандистов идей К.Э.Циолковского, автор свыше 100 книг: «Занимательная физика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Межпланетные путешествия», «Занимательная астрономия», "Занимательная математика: Математические рассказы и очерки К.Лассвица, Уэллса, Ж.Верна и др.", "Ракетой на Луну", "Завтрак в невесомой кухне", автор первой биографии К.Э.Циолковского. Умер в 1942 году.

1883
Василий Михайлович Альтфатер
контр-адмирал Российского Императорского флота, Коморси Советской России

1883
Владимир Оттонович Нилендер
переводчик и литературовед, "мудрец-философ с грудой книг" (Марина Цветаева).

1884
Йиржи Горак
чешский фольклорист и литературовед, академик Чехословацкой Академии Наук (1956). В 1945-1948 гг. - посол Чехословакии в СССР. Составитель сборников сказок, песен и легенд различных славянских народов: "Чешский Гонза" (1940), "Чешские сказки" (1944), "Чешские легенды" (1950), "Белорусские народные сказки и рассказы" (1957), "Словацкие народные баллады" (1958), "Сказки и песни лужицких сербов" (1959). Многие работы посвящены также славянским писателям и учёным-славистам.

 (550x699, 68Kb)
1884
Катарина Сусанна Причард (Katharine Susannah Prichard)
австралийская писательница. Родилась в Левука, острова Фиджи. Член компартии Австралии с 1920. Образование получила в Южно-Мельбурнском женском колледже. Была журналисткой. Причард — одна из создателей реалистического романа в Австралии. Утверждение права простого человека на счастье составляет сущность гуманизма её романов «Пионеры» (1915), «Чёрный опал» (1921),«Погонщик волов» (1926), «Кунарду» (1929), «Цирк Хэксби» (1930), основным героем которых выступает народ. В 1933 Причард посетила СССР (книга очерков «Подлинная Россия», 1935). О рабочем движении в Западной Австралии, росте национального самосознания австралийцев и антиимпериалистических настроениях рассказано в трилогии «Девяностые годы» (1946), «Золотые мили» (1948), «Крылатые семена» (1950), отличающейся эпической широтой охвата общественной жизни, лиризмом, документальностью, публицистической заострённостью. Писала также новеллы, стихи, пьесы, литературно-критические эссе, мемуары. Скончалась 2 октября 1969 года в Гринмаунте, близ города Перт, Западная Австралия. Сочинения: Clovelly verses, L., 1913: Moon of desire, L., 1941; "Goola and other stories, Melb., 1959; Why am a communist, Sydney, 1957; Child of the Hurricane, Sydney, 1963; Subtle flame, Sydney, 1967; в русском переводе — Девяностые годы, Москва, 1958; Золотые мили, Москва, 1958; Крылатые семена, Москва, 1958; Рождественские деревья, Москва, 1958; Кунарду, или Колодец в тени, Москва, 1959; Рождество в Иенде, Москва, 1960; Погонщик волов, Москва, 1965; Дитя урагана, Москва, 1966; Негасимое пламя, Москва, 1972. Литература: Рюриков Б., Дитя урагана, "Литературная газета", 1968, 11 декабря; Яснев Ю., Жизнь, отданная борьбе, "Правда", 1969, 10 октября; Beasley J., The rage for life. The work of K.S.Prichard, Sydney, 1964; Drake-Brockmann H. F. Y., K.S.Prichard, Melb. — [a. o.], 1967 (литература).

1885
Пиратен Фритьоф Нильссон (настоящее имя - Нильс Фритьоф Адам)
шведский писатель. Скончался 31 января 1972 года.

 (415x699, 81Kb)
1885
Михаил Гаврилович Эрденко (Ярденко или Эрденков)
скрипач, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1934), композитор и педагог. Родился в селе Бараново Старооскольского уезда Курской губернии (ныне - Горшеченского района Курской области) в многодетной цыганской семье потомственных музыкантов. Учился игре на скрипке у отца Гаврилы Васильевича Эрденко - скрипача, руководителя цыганского оркестра. Газеты начали писать об Эрденко уже тогда, когда ему было всего 5 лет. Эти публикации были связаны с его первыми публичными концертами в Ростове, Харькове, Екатеринославе. На меценатские пожертвования и на деньги, заработанные на концертах, Эрденко поехал в Москву с рекомендательным письмом А.М.Абазы о приёме Эрденко в музыкальную школу при консерватории с назначением какой-либо стипендии. В 1904 Эрденко окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу скрипки у И.В.Гржимали (в семье которого он жил), затем преподавал в музыкальном училище в Самаре. Вернувшись в Москву в 1905 г., принял участие в революционных событиях, строительстве баррикад, дирижировал оркестром и консерваторским хором на похоронах большевика Н.Э.Баумана. После подавления восстания в Москве Эрденко был судим и сослан в Вологду, затем в Архангельскую губернию. Как только ему было позволено вновь выступать, он едет на Украину, в Донбасс, Среднюю Азию и Кавказ, где наряду с выступлениями в больших городах и престижных концертных залах даёт благотворительные концерты в пользу шахтёров, рабочих и студенчества. Широкая публика, демократическая аудитория с восторгом принимали игру Эрденко. Ему в равной мере были подвластны произведения всего классического скрипичного репертуара и романтической миниатюры. Играя сочинения Баха и Бетховена, Моцарта и Брамса, Шопена и Чайковского, Паганини и Венявского, исключительно чувствуя форму каждого произведения, он умел донести до самых неискушённых слушателей сложнейшую глубину и красоту художественных образов, никого не оставляя равнодушным. Чтобы укрепить в себе позиции и взгляды, он в 1910 обращается за поддержкой к Л.Н.Толстому и едет к нему в Ясную Поляну. Вторым его творческим вдохновителем становится один из крупнейших музыкантов того времени бельгийский скрипач Эжен Изаи, у которого в течение полугода молодой Эрденко берёт уроки в Бельгии, совершенствуя своё мастерство и становясь его творческим другом. В 1910 Эрденко стал лауреатом (2-я премия) Московского конкурса скрипачей и получил приглашение на профессуру в Киевское музыкальное училище, реорганизованное в 1913 году в консерваторию. Одновременно он paсширяет свою концертную деятельность, выступая не только как скрипач, но и как симфонический дирижер, композитор, участник камерных ансамблей. В Киеве Эрденко попадает в среду великолепных музыкантов, он встречается с С.Рахманиновым и А.Скрябиным, принимает Э.Изаи и О.Фрида, общается с композиторами А.Гречаниновым, Р.Глиером, Н.Глазуновым, профессорами В.И.Сафоновым, Г.Г.Нейгаузом и др. видными музыкантами. После Октябрьской революции он ведёт активную творческую жизнь. После ряда совместных выступлений в Харькове и Ростове с Л.Собиновым Эрденко остаётся в Краснодаре и в 1920 - 1921 организует и возглавляет там музыкально-театральный комитет, создаёт симфонический оркестр и академический хор, открывает драматический и оперный театры, Кубанскую консерваторию, приглашает и вовлекает своих друзей и единомышленников в активную творческую и просветительскую работу. Переезд в Москву и концертные выступления на Украине 1922 положили начало новой интенсивной творческой деятельности Эрденко в Советском Союзе и за рубежом. В эти годы Эрденко много выступал в концертах-митингах на фабриках и заводах, в частях Красной Армии, принял участие в первом радиоконцерте в 1924 году. Эрденко не раз гастролировал в Курске - в 1917, 1921 - 1923, 1925. С 1923 по 1932 он совершил 5 зарубежных гастрольных поездок. В то время артист был первым и единственным представителем советского скрипичного искусства в Японии и Китае (1927 - 1928), в Корее, Польше, Латвии, Литве и Германии. Концерты его проходили с огромным подъёмом и успехом, способствовали сближению и взаимопониманию между народами. Только на прощальном концерте в парке Токио присутствовали свыше 20 тысяч слушателей, и впервые были вывешены рядом советский и японские флаги. Такого исключительного успеха там не знал ни один зарубежный исполнитель. За большие заслуги в развитии музыкального искусства и энергичную пропаганду его в широких кругах слушателей Эрденко еще в 1925 в числе первых было присвоено почётное звание Заслуженного артиста республики, а спустя десять лет - Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1935 его пригласили на должность профессора в Московскую консерваторию. Через год поступило предложение дать концерты в Париже, Брюсселе, Лондоне и Амстердаме. Однако увлечённый педагогической, творческой работой и планами гастрольных поездок по стране, он так и не смог найти на это интересное турне времени. В 1936 в Москве большим симфоническим концертом исключительно торжественно и празднично был отмечен юбилей Эрденко - 50-летие со дня рождения и 35-летие творческой деятельности. Эрденко проявил себя и как незаурядный композитор, сочинив "Сонату в старинном стиле" для скрипки и фортепиано, ряд скрипичных пьес, романсов. Он написал каденции к концертам Паганини и Брамса, к сонате Д.Тартини "Дьявольская трель", оставил несколько редакций и транскрипций пьес Шопена, Венявского, Брамса, Поппера, Чайковского, Рахманинова, Алябьева, аккомпанементы к пьесам "Пляска ведьм" и "Этюдам" Паганини. Одна из лучших и наиболее популярных среди скрипачей пьес - "Фантазия на темы оперы Кармен" Ж.Бизе. Остались в рукописи 4 романса для голоса с фортепиано, "Русская песня" (для скрипки соло), другие произведения. Была начата работа над оперой "Цыгане". Скончался 21 января 1940 года. На его родине, в Старом Осколе, старейшей детской школе искусств и одной из улиц старинного города присвоено имя М.Г.Эрденко. А в год празднования столетия со дня рождения музыканта (1986) в городе был учреждён и проведён первый межобластной конкурс молодых скрипачей и виолончелистов, ставший ныне традиционным.

1886
Людвиг Бибербах
немецкий математик. В 1914-1920 гг. работал во Франкфуртском университете, позже – профессор Берлинского университета. Автор работ по теории функций и геометрии. Его именем названы многочлены, известна также проблема Бибербаха – Эйленберга. Создал ряд учебников.

1887
Абуль Касим Лахути
таджикский советский поэт. Член КПСС с 1924. Родился в Керманшахе, Западный Иран, в семье ремесленника. Выступив как певец Иранской революции, Л. после переезда в СССР стал одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Участник Революции 1905—1911 в Иране. В 1916 издавал в Керманшахе революционно-демократическую газету "Бисотун". В 1917 эмигрировал в Стамбул, где в 1921 выпускал журнал "Парс" на персидском и французском языках. Вернувшись на родину, Лахути в 1922 возглавил антиимпериалистическое демократическое восстание в Тебризе ("восстание Лахутихана"), после подавления которого эмигрировал в Советскую Россию. Был заместитель наркома просвещения Таджикской ССР (1925—1930), секретарем СП СССР (с 1934). Печатался с 1907. Один из создателей политической газеты на персидском языке. В 1920-х гг. создал поэмы "Кремль" (1923), "Ленин жив" (1924), цикл стихов о колхозном строительстве и др. произведений. В 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941—1945 Лахути, развивая традиции персидской и таджикской притчи-аллегории (масал), создал ряд поэм в условно-аллегорической манере о героике труда советских людей ("Классу — создателю", 1933; "Родина радости", 1935), о советских воинах и партизанах ("Мардистан", 1941; "Витязь Мир", 1942; "Победа Тани", 1942), о дружбе народов СССР ("Спутники", 1943) и др. Драматическая поэма Лахути "Кузнец Кава", написанная на сюжет, заимствованный из "Шахнаме" Фирдоуси, послужила либретто для одноименной оперы А.Баласаняна. В послевоенный период Лахути опубликовал три книги избранных стихов. Перевел на таджикский язык произведения А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, В.В.Маяковского, У.Шекспира, Лопе де Вега и др. писателей. Опираясь в своем творчестве на традиции классической персидской и таджикской литературы, Л. вместе с тем смело вводил в поэзию новые строфические формы, размеры, построенные на фольклорной основе. Сочинения Лахути многократно издавались в переводах на русский язык, языки др. народов СССР, Европы и Азии. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами. Умер в Москве 16 марта 1957 года. Сочинения: Куллиет, части 1—6, Душанбе, 1960—1963; в русском переводе — Избранное, Москва, 1959. Литература: Очерк истории таджикской советской литературы, Москва, 1961; Исаков И.С., Испытание Лахути, Душанбе, 1967.

1888
Эдвард Прухняк (польское имя – Edward Prуchniak; партийный псевдоним — Север, Sewer)
деятель польского и международного рабочего движения. Родился в городе Пулавы. С 1903 член социал-демократического Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), а с декабря 1918 — компартии Польши (КПП). Участник революционных выступлений 1905—1907 рабочих Домбровского бассейна. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам, ссылкам. В 1911 учился в руководимой В.И.Лениным Партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В 1917—1918 выступил одним из организаторов Московской группы СДКПиЛ; участвовал в Октябрьской революции 1917, был членом Лефортовско-Благушенского райкома большевистской партии. В 1918—1919 в Варшаве работал секретарем военного отдела ЦК компартии Польши. В 1920 в Белостоке был членом Временного революционного комитета Польши и Польского бюро ЦК РКП (б). Участвовал в работе 2—6-го съездов компартии Польши. С 1925 неоднократно избирался в Политбюро ЦК КПП (в 1931—1937 кандидатом в члены Политбюро ЦК). С 1921 представитель компартии Польши в ИККИ; был участником 4—7-го конгрессов Коминтерна. В 1922 избран членом ИККИ, в 1928 — в Президиум ИККИ, в 1935 — кандидатом в члены ИККИ. Арестован в мае 1937 года. Расстрелян в Лефортовской тюрьме по приговору Военной Коллегии Верховного Суда 21 августа 1937 года. Реабилитирован в 1957 году.

1890
Мехмет Фуат Кепрюлю (Кцprьlь)
турецкий филолог, историк, государственный деятель, иностранный член Академии Наук СССР (1925). Родился в Стамбуле. Учился на юридическом факультете Стамбульского университета; с 1913 профессор университета. С именем К. связывается начало европейской школы турецкого литературоведения. В капитальных трудах: "Первые мистики в турецкой литературе" (1918), "Современная литература" (1924), "История турецкой религии" (1925), "История турецкой литературы" (1928), "Турецкие народные поэты" (1940—1941) Кепрюлю внес много нового в освещение важных проблем турецкой культуры. Перу Кепрюлю принадлежит свыше 500 работ по проблемам турецкого языка, литературы, средневековой истории и истории религиозных течений. Кепрюлю — один из основателей (1946) Демократической партии Турции; в 1950—1957 министр иностранных дел, содействовал вступлению Турции в НАТО (1952) и Багдадский пакт (1955). Основатель европейской школы турецкого литературоведения, автор свыше 500 работ, в том числе «Истории турецкой литературы» (1928). Умер в Стамбуле 28 июня 1966 года. Литература: Гордлевский В.А., Переходная пора османской литературы, Избранные сочинения, том 2, Москва, 1961; Mehmet Behзet Yazar, Mehmet Fuat цprьlь, Нst., 1940; (Некролог), "Belleten", Ankara, 1966, страница 30, № 120, страницы 621—636.

1890
Коста Майнолович
сербский музыкальный писатель, композитор и хоровой дирижер. В 1919 г. дирижер Белградского общества, с 1931 г. – певческого общества «Мокраняц». Первый ректор Музыкальной академии в Белграде (1937). Среди сочинений: хоровые циклы – «В горах Шумадии», «Наша земля слезами орошена», «Печальные песни»; струнный квартет; скрипичные пьесы; духовная музыка, сборник сербских народных песен (1953).

1891
Лико Амар
венгерский скрипач. Ученик А.Марто. В 1921 г. организовал совместно с П.Хиндемитом струнный квартет, популяризировавший современную музыку (известен под названием квартет Амара – Хиндемита; существовал до 1929). В 1935-1957 гг. профессор консерватории в Анкаре, с 1957 г. – Высшей музыкальной школы во Фрейбурге.

1892
Хендрик Андриссен
нидерландский композитор, органист, педагог и музыковед.

 (699x558, 143Kb)
1892
Франсиско Франко Баамонде (Francisco Franco)
верховный правитель Испании. Родился в Эль-Ферроле (провинция Галисия). Окончил военную академию в Толедо. В 1911 получил назначение в Испанское Марокко. К 1920 занял второй по значимости пост во вновь сформированном Испанском иностранном легионе. В 1923 – командир Легиона, в 1924 получил звание бригадного генерала. В 1928 правительство Примо де Риверы назначило Франко начальником Высшей военной академии в Сарагосе. Когда в 1931 король Альфонс ХIII отправился в ссылку и в Испании была провозглашена республика, Франко был переведен на Балеарские острова, а затем в Марокко. В 1935 стал начальником штаба армии, но вскоре был отправлен на Канарские острова. 18 июля 1936 Франко объявил о начале восстания, на следующий день прибыл в Марокко, поднял армию и вскоре высадился в Испании. 1 октября 1936 как старший по званию среди мятежных генералов был облечен в Бургосе званием El Caudillo (вождя) и стал главой национального правительства. При поддержке Гитлера и Муссолини к концу 1937 полностью завоевал северо-запад Испании. Барселона была занята 26 января, а Мадрид – 24 марта 1939. Декретом от 4 августа 1939 Франко был объявлен пожизненным «верховным правителем Испании, ответственным только перед Богом и историей». Во Второй мировой войне Испания осталась в числе невоюющих государств, хотя Франко не скрывал своих симпатий и оказывал поддержку лидерам государств Оси. Реакция союзников нашла отражение в резолюции Генеральной ассамблеи ООН, призывавшей к дипломатической изоляции Испании (отменена в ноябре 1950). В течение 1950–1960-х годов отношения со странами Запада постепенно наладились. США построили в Испании несколько военных баз и оказали ей существенную экономическую помощь. В 1955 Испания была принята в ООН. Под нажимом оппозиции Франко в 1964 объявил об амнистии всех политических заключенных, а к концу 1966 ввел новую конституцию, которая предусматривала более широкие политические, религиозные свободы и права граждан и обеспечивала номинальное разделение властей между премьер-министром как главой правительства и премьер-министром как главой государства. В январе 1969 студенческие волнения и либеральная оппозиция режиму побудили Франко восстановить цензуру и временно ограничить гражданские права. В октябре 1969 Франко предложил ключевые министерские посты членам единственной фракции – организации мирян в рамках Римско-католической церкви – Дело Божье (Opus Dei). В 1969 объявил своим преемником будущего короля Испании принца Хуана Карлоса, внука Альфонса ХIII. В 1973 отказался от поста премьер-министра, сохранив титул главы государства и главнокомандующего армии. Умер Франко в Мадриде 20 ноября 1975 года.

1892
Эрте (настоящее имя - Роман Петрович Тыртов)
русский художник, представитель модерна, корифей графического дизайна и знаменитый модельер. Родился в Санкт-Петербурге в семье морского офицера. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в 1912 в Париже, став корреспондентом Санкт-Петербургского журнала «Дамские моды». Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р.Жюльена. Составил псевдоним «Эрте» из первых букв имени и фамилии. В 1913–1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П.Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре «Ренессанс»). Заключил контракт с американским журналом «Harper's Bazaar» (1915), нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал также для журналов «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal», «The Sketch» и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло. Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров – мюзик-холла «Фоли Бержер» (1917–1927), варьете «Баль Табарэн» и «Ла Нувель Ив», кабаре «Лидо» в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией «Метро Голдвин Майер». «Стиль Эрте» – тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в межвоенный период важным формообразующим моментом «ар деко» (т.е. модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды и массовой культуры). В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип «унисекса», однородного моделирования одежды для мужчин и женщин. В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных материалов). Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов – от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый интерес к «ар деко» стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров (Вещи, которые помню). Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989). Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990 года.

1893
Август Цесарец (Cesarec)
хорватский писатель. С 1914 член Социал-демократической партии Хорватии и Славонии, с 1919 член компартии Югославии. Родился в Загребе. Вместе с М.Крлежой заложил основы революционной литературы Хорватии, оказавшей влияние на всю литературу Югославии. Печатался с 1910. Ранние произведения, а также сборник рассказов "В поисках нового пути" (1926) отмечены влиянием левого экспрессионизма. В повести "Судите меня" (1925), в романах "Цесарево королевство" (1925), "Юноша из молодежи и его жертвы" (1928), "Эмигранты" (1933), в сборнике "Новеллы" (1939) отчетливо проявились черты "социального реализма". Цесарец первым в хорватской литературе 1920—1930-х гг. обратился к традициям отечественной и русской социально-психологической прозы. В условиях фашистской оккупации Югославии в легендах и аллегорических притчах обличал тоталитарный режим, призывал к борьбе с фашизмом. Автор первых в Югославии очерков об СССР, книги "Испанские встречи" (издание в Торонто, 1938). Расстрелян фашистами близ Загреба в июле 1941 года. Сочинения: lzabrana dela, knJ. 1—12, Zagreb, 1946—64; в русском переводе — Тонкина любовь, Москва, 1961. Литература: Ильина Г.Я., К вопросу о художественном методе А.Цесарца, в книге: Зарубежные славянские литературы. XX век, Москва, 1970; Zaninovi ., August Cesarec, d. l, Zagreb, 1964; Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti. Zagreb, 1965, knj. 342; Korac ., Hrvatski roman izmedu dva rata 1914—1941, в книге: Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti, Zagreb, 1972, knj. 362, str. 383—422, 465—480.

1894
Николай Васильевич Сергеев
российский актер, заслуженный артист РСФСР (1956). Творческую деятельность начал в 1920 г. В 1921-1925 гг. учился в Московском театральном техникуме имени Луначарского. Работал в московских театрах. Среди лучших работ актера: Силантий Ряшкин («Чужая родня», 1956), Игнат Гмызин («Саша вступает в жизнь», 1957), Василий Иванович Базаров («Отцы и дети», 1959), капитан Сергеев («Мичман Панин», 1960), Василий Сугробин («Битва в пути», 1961), капитан («Течет Волга», 1963).

 (502x699, 118Kb)
1896
Николай Семенович Тихонов
русский писатель, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и Сталинских премий (1942, 1949, 1952). Родился в Санкт-Петербурге в семье мужского парикмахера и портнихи. Учился в 1-м начальном училище имени М.М.Стасюлевича. Окончил Алексеевскую Торговую школу Санкт-Петербургского Купеческого Общества (1911). Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении Петрограда. В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, воевал в гусарском полку (1915–1918), был контужен. Демобилизовавшись весной 1918, «был плотником, работал по всеобучу, играл актером» (Автобиография), но уже осенью 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Служил сначала в 1-й Советской роте имени К.Либкнехта, позднее в 1-м стрелковом полку имени М.И.Калинина. К этому времени относятся первые публикации (в журнале «Нива» увидели свет стихотворения, рассказ Чудо и повесть Старатели), хотя писать начал раньше, первое стихотворение сочинено в четырнадцать лет. После демобилизации из Красной Армии (1922) поселился в «Доме искусств», посещал занятия, которые вел Н.С.Гумилев. Был принят в литературное объединение «Серапионовы братья», был членом литературного содружества «Островитяне», в организации которого принимал самое деятельное участие. Слава пришла к поэту после издания книг Орда. Стихи 1920–1921 и Брага. Вторая книга стихов. 1921–1922 (обе 1922), причем первая была издана при помощи другого «островитянина», С.Колбасьева, на собственные средства («2 пары белья и 2 седла»). Пронизанные пафосом созидания картины войны и строительства нового мира, точный, энергичный и суховатый стих (главная роль отдавалась сюжетным балладам), радость существования – все это сделало Тихонова одним из лидеров современной поэзии, его стилю подражали, его интонациями окрашены многие поэтические работы той поры. Поэт одним из первых обратился к ленинской теме, наиболее характерны поэмы Сами (1920) и Лицом к лицу (1924), причем тема была раскрыта отнюдь не прямолинейно: в первой из названных поэм вождь русской революции увиден глазами индийского мальчика, даже не ведающего, как правильно произносить имя знаменитого революционера, и потому ленинский образ приобретает мифологические черты защитника всех угнетенных. Интерес представляет и проза Тихонова, например повесть Вамбери (1925), единственное на русском языке пространное описание жизни и трудов известного путешественника и востоковеда. Повесть От моря до моря (1926) уже самим названием, заимствованным у Р.Киплинга, назвавшего так книгу очерков о путешествии вокруг света, демонстрирует тихоновские привязанности и литературные предпочтения. Необычайно занимательны, полны удивительных подробностей рассказы Тихонова о животных, которые он писал всю жизнь, часть их вошла в сборник Военные кони (1927). Но основное внимание писатель уделял современности, преображающемуся миру, чему посвящены и поэтические произведения в сборнике Поиски героя. Стихи 1923–1926 (1927), и произведения прозаические, вошедшие в книгу рассказов Рискованный человек (1927). Изменениям, происходящим в Средней Азии, посвящен стихотворный цикл Юрга (1930), о Туркмении повествуется в книге очерков Кочевники (1930). Тихонов превосходно знает, о чем пишет: неутомимый путешественник, альпинист, он исходил и объехал весь Советский Союз, впоследствии много бывал за границей. Особые связи соединяли поэта с грузинскими литераторами, людям и природе Кавказа посвящен сборник Стихи о Кахетии (1935). Многие сотни поэтических строк, написанных поэтами Грузии, Тихонов перевел на русский язык (он переводил также стихи поэтов СССР и зарубежных авторов). В 1935 принимал участие в парижском Конгрессе в защиту прогресса и мира, отразив впечатления от поездки по Западной Европе в сборнике стихотворений Тень друга (1936). Человек смелый и верный товариществу, Тихонов не боялся вступаться за репрессированных литераторов, ходатайствовал за Н.А.Заболоцкого, и сам фигурировал в деле о контрреволюционной группе ленинградских писателей. От ареста его спасла советско-финляндская война 1939–1940, когда Тихонов руководил работой писателей при газете «На страже Родины». В период Великой Отечественной войны, во время ленинградской блокады, поэт находился в осажденном городе, работал как журналист, выступал по радио, возглавлял группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Произведения этого периода – поэма Киров с нами (1941), книга стихов Огненный год, Ленинградские рассказы, очерки Ленинград принимает бой (все 1942) – были горячо приняты читателями, получили высокую оценку. В 1944, назначенный председателем правления Союза писателей СССР, Тихонов переезжает в Москву. Однако уже в 1946, после выхода постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», где ему также посвящено несколько очень резких строк, был снят с этого поста. В целом его жизнь складывалась вполне благополучно. Его книги регулярно издавались и переиздавались, среди них сборник стихов Грузинская весна (1948), сборник стихов Два потока (1951), сборник мемуарных новелл Двойная радуга (1964), сборник повестей и рассказов Шесть колонн (1968). Тихонов занимал высокие должности и руководящие посты: секретарь Союза писателей СССР (с 1944), депутат Верховного совета СССР (с 1946), председатель Советского комитета защиты мира (1949–1979), член Всемирного Совета Мира. За общественную деятельность был награжден многочисленными премиями, в том числе индийской премией Дж.Неру. Необычайно талантливый литератор, став литературным чиновником, завсегдатаем президиумов, Тихонов со временем утратил себя как поэт – утонув в потоках пустословия и риторики, поблекли его стихи. Однако влияние его творчества на советскую литературу бесспорно. Один из самых начитанных русских писателей, владелец уникальной, погибшей в пожаре библиотеки, где были собраны изданные на нескольких языках книги по восточной мистике и философии, он был также непревзойденным устным рассказчиком. Писавшиеся незадолго до смерти стихотворения, объединенные в цикл Песни каждого дня, своего рода стихотворный дневник, отличаются простотой и естественностью интонации. Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями. Умер Тихонов в Москве 8 февраля 1979 года. Сочинения: Собрание сочинений, тома 1—6, Москва, 1958—1959; Собрание сочинений в 7 томах, тома 1—6, Москва, 1973—1976. Литература: Гринберг И.Л., Творчество Николая Тихонов а, М., 1958; Турков А.М., Николай Тихонов, Москва, 1960; Шошин В.А., Гордый мир. Очерк творчества Н.С.Тихонова, Москва—Ленинград, 1966; Творчество Н.Тихонова. Исследования и сообщения. Встречи с Н.Тихоновым. Библиография, Ленинград, 1973.

 (509x699, 43Kb)
1896
Юрий Константинович Юрьев
российский химик-органик. Окончил Московский университет (1925). Ученик академика Н.Д.Зелинского. Преподавал в Московском университете (1925–1940, 1943–1965), читал новый лекционный курс «Синтетические методы органической химии» (по программе этого курса занимались студенты–химики всех университетов СССР); заведовал практикумом по органической химии (разработанная под руководством Ю.К.Юрьева программа большого практикума по органической химии долгое время являлась типовой для всех химических факультетов страны); руководил лабораторией химии гетероциклических соединений; много сил вложил в проектирование нового здания Московского университета. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Превращение пяти- и шестичленных кислородсодержащих гетероциклов в азот- и серусодержащие гетероциклы». Профессор (1941). В 1941–1943 гг. – заведующий кафедрой органической химии Уральского университета. По воспоминаниям студентки химического факультета (1941–1943) , ныне доктора химических наук Э.Г.Переваловой, Юрий Константинович был умелым организатором. Ему удалось в трудных военных условиях приблизить уровень преподавания органической химии в Уральском университете к уровню преподавания в Московском университете. Под руководством Ю.К.Юрьева успешно выполнялись оборонные заказы: были синтезированы хинзол (антисептик), консерванты и заменители крови, необходимые в больших количествах для военных госпиталей. Ю.К.Юрьев – автор около 450 научных работ. Он первым применил метод дегидрогенизационного катализа Н.Д.Зелинского для ароматизации бензиновых и керосиновых фракций нефти. Позднее эта реакция стала служить промышленным методом получения ароматических углеводородов. Им была детально изучена нефть более десяти месторождений на территории СССР. В дальнейшем Ю.К.Юрьев занимался в основном химией гетероциклов. Классическая реакция взаимного превращения гетероциклов вошла в современные учебники органической химии под названием реакции Юрьева. Реакция Юрьева используется в промышленности для получения полупродуктов при синтезе некоторых лекарственных препаратов. Работы Ю.К.Юрьева в области превращения гетероциклических систем удостоены премии Всесоюзного химического общества имени Д.И.Менделеева (1940), премии им М.В.Ломоносова (1944), Сталинской премии (1946), премии имени Н.Д.Зелинского (1961). Под непосредственным руководством Ю.К.Юрьева защищено 32 кандидатских, подготовлено к защите несколько докторских диссертаций. Ю.К.Юрьев был известен своей принципиальностью, выступлениями против антисемитизма. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в 1965 году. Сочинения: Превращения кислородсодержащих гетероциклов в циклы с иными гетероатомами и в углеводороды. Москва, 1945; Жизнь и деятельность академика Н.Д.Зелинского. Москва, 1953 (в соавторстве с Р.Я.Левиной); Практические работы по органической химии: Учебное пособие для университетов. Москва, 1957–1964. Выпуск1–3 (в соавторстве с Р.Я.Левиной). Литература: Юрий Константинович Юрьев: Некролог // Химия гетероциклических соединений. 1966. №1.

1897
Мари Сильвестр Андриссен
голландский скульптор. Автор памятников жертвам 2-й мировой войны в Национальном парке в Энсхеде (1946-49) и Роттердаме (1957), докерам - героям Февральской стачки 1941 в Амстердаме (1950-1952), монументально-декоративных статуй и рельефов. Художник-гуманист, Андриссен утверждает в своих работах (выполненных главным образом в бронзе) мужество, стойкость и достоинство простых людей - тружеников и борцов. Реалистическая манера лепки Андриссена проста и выразительна, а его памятники (некоторые из них образуют большие ансамбли) естественно входят в пространство улицы или парка.

1897
Андрей Васильевич Головко
украинский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Учился в реальном училище в городе Кременчуге; исключен в 1914 за участие в нелегальном кружке. Участник 1-й мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Был учителем. В годы Гражданской войны воевал на стороне петлюровцев, затем в Красной армии. С 1920 доброволец 1-й Конной армии. Дезертировал. Находясь в состоянии психической невменяемости, убил жену и 6-летнюю дочь, проходил лечение в психиатрической клинике. С конца 1920-х гг. сотрудничает с журналом «Плуг». Сборник стихов "Самоцветы" (1919) носил подражательный характер. В сборнике "Девочка с дороги" (1923) показаны судьбы детей в голодные послевоенные годы. Популярностью пользовался сборник повестей и рассказов "Могу" (1926) - один из лучших в украинской советской прозе. Роман "Бурьян" (1927, русский перевод 1928) посвящен борьбе сельской бедноты за укрепление Советской власти на Украине. Герой романа Давид Мотузка - один из наиболее значительных образов коммунистов в украинской прозе того периода. В романе "Мать" (1931, переработанное издание 1935) - 1-й книге трилогии об украинском крестьянстве начала 20 в. - показаны созревание Революции 1905-1907 на селе, становление характеров революционеров, руководящая роль большевиков. Во 2-й книге - "Артем Гармаш" (части 1-2, 1951-60) - изображена жизнь села и небольшого украинского городка в 1918. Рассказы и очерки Головко периода Великой Отечественной войны (книги "Дружба", "Боевые эпизоды", обе 1942) посвящены ратным подвигам советских людей. Прозе Головко присущи глубокое проникновение в социальные процессы и психологию героев, лиризм, богатство языковой палитры. Головко писал также пьесы: "В красных шумах" (1924), "Райское яблоко" (1946), сценарии. Лауреат республиканская премии имени Шевченко (1969). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Скончался 5 декабря 1972 года.

1898
Николай Иванович Алексеев
Военный педагог, генерал-майор инженерных войск. Окончил курсы усовершенствования командного состава (1928), ВАК при Военно-инженерной академии (1935). В РККА с 1918. Участник Гражданской войны. С 1919 служил в инженерно-саперных частях. В 1933 - старший инспектор Инженерного управления РККА. С начала Великой Отечественной войны – начальник отдела кадров 3-го Белорусского фронта. В 1945-1951 – начальник отдела кадров Белорусского ВО, затем – Группы советских оккупационных войск в Германии, затем – Одесского ВО. В 1951-1958 – начальник Курского (Дальневосточного) суворовского военного училища. В 1958 уволен в запас.

1898
Кариаманиккам Сриниваза Кришнан
индийский физик, член Индийской Академии Наук. В 1925 г. получил степень доктора наук в Мадрасском университете. В 1928—1933 г. работал в Даккском университете, в 1933—1942 г. — профессор Калькуттского, 1942—1947 г. — Алахабадского университетов, в 1947—1961 г. — директор Национальной физической лаборатории. Научные исследования посвящены физике кристаллов, коллоидной оптике, магнетооптике. Совместно с Ч.Романом открыл в 1927 г. анизотропию диамагнитной восприимчивости молекул бензола, в 1928 г. — комбинационное рассеяние света.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку