-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 57631
Комментариев: 6354
Написано: 65433


12 мая родились...

Суббота, 12 Мая 2012 г. 00:57 + в цитатник
 (467x699, 34Kb)
1896
Борис Евгеньевич Захава
русский актер, режиссер, педагог, театровед. Народный артист СССР (1967), лауреат Сталинской премии СССР (1952). Родился в Павлограде Екатеринославской губ. в семье представителя знаменитой династии тульских оружейников. Родители увлекались театром, участвовали в любительских драматических спектаклях, пятилетний мальчик выступал на семейных концертах. Учился в Павлоградской казенной классической гимназии, затем был определен в кадетский корпус в г.Орле. В 1910 был принят в 3-й Московский кадетский корпус. Пересмотрел все спектакли в Большом и Малом театрах, ходил в театры Корша и Незлобина, но самые яркие впечатления пережил на спектаклях Московского Художественного театра. Играл Наполеона в любительском спектакле Не в силе Бог, а в правде. Поступил в Коммерческий институт, но, мечтая о театре, записался в студенческую театральную студию (в дальнейшем Мансуровскую – по имени переулка, где она располагалась), художественным руководителем которой был назначен артист и режиссер 1-й Студии МХТ Е.Б.Вахтангов. 26 марта 1914 была сыграна пьеса Б.Зайцева Усадьба Ланиных (Захава играл студента Евгения), спектакль провалился. С 23 октября 1914 (первая лекция Вахтангова) начались систематические занятия. Самодеятельный кружок стал театральной школой, позднее этот день будет считаться днем основания Театрального училища имени Б.В.Щукина при Театре имени Евг.Вахтангова. В 1918 Вахтангов поручил Захаве и Ю.А.Завадскому вести занятия в т.н. Мамоновской студии, решив по режиссерскому рисунку уже поставленного им спектакля в 1-й Студии осуществить постановку Потопа со студентами. Из-за его болезни спектакль ставил А.Дикий, Захава играл Чарли. В качестве дипломного спектакля Вахтангов поставил Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918), в 1920 возобновил эту работу, поручив ее Завадскому. Захава играл Доктора со «стопроцентной актерской верой в правду вымысла». Первой работой Захавы – ученика режиссерского класса Вахтангова был Юбилей А.П.Чехова. После коррекции мастера (играть не комедию, а водевиль) уменьшилось игровое пространство (остались все мизансцены), действие приобрело эксцентричный, гротесковый характер. После смерти Вахтангова (1922) в 3-й Студии начались разногласия. В 1923 Захава выпустил свой первый самостоятельный спектакль Правда хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского, в котором чувствовалось влияние вахтанговской Принцессы Турандот. В 1923, после успешных гастролей 3-й Студии в Петрограде, труппа выехала за рубеж. В гастрольной афише стояли Принцесса Турандот Гоцци, Чудо святого Антония в один вечер со Свадьбой Чехова и Правда хорошо, а счастье лучше. В стокгольмской Принцессе Турандот принимал участие премьер Королевского театра Геста Экман, он представлял артистов и переводил. После возвращения в сезоне 1923–1924 Вл.И.Немирович-Данченко назначил Завадского единоличным директором, что не разрядило атмосферу в Студии. «Вахтанговцы» организовали «Художественный актив» – коллективный орган руководства театром, председателем стал Захава. За пять лет были поставлены Виринея Л.Н.Сейфулиной, Разлом Б.А.Лавренева, Барсуки Л.М.Леонова, На крови Мстиславского, Заговор чувств Ю.К.Олеши. Немирович-Данченко намеревался объединить 2-ю Студию с 3-й, но вахтанговцы отстояли свою самостоятельность: студия стала называться Государственной академической Студией имени Евгения Вахтангова. Тогда же Захава был принят в труппу Театра имени Вс.Мейерхольда, сохранив за собой роли в вахтанговских спектаклях Чудо Святого Антония (Доктор) и Принцесса Турандот (Тимур). У Мейерхольда, однажды назвавшего Захаву «биомеханическеим актером», сыграл Восьмибратова в Лесе Островского, председателя французской палаты в Д.Е. по роману И.Г.Эренбурга и Ван-Кампердаффа в Учителе Бубусе А.М.Файко. Премьера Леса состоялась 19 января 1924 и имела грандиозный успех. В Д.Е. интересным было оформление – впервые были использованы движущиеся стены. Захаве предлагались две роли – председателя французского параламента и английского лорда, от второй он отказался. В Учителе Бубусе в основу исполнения роли крупного европейского негоцианта Ван-Кампердаффа был положен особый прием, который Мейерхольд называл «предыгрой». В результате бесконечных мимических пауз спектакль шел в замедленном ритме, и удачей мастера его назвать трудно. В 1926 Захава поставил спектакль Барсуки по роману Леонова, задумав его как народную трагедию и требуя от актеров «правды внутреннего чувства» (определение Вахтангова). В пьесе Разлом Лавренева (1927), поставленном А.Д.Поповым, превосходно сыграл старого матроса Митрича. В 1931 совместно с И.М.Рапопортом Захава поставил Пучину Ю.Слезкина (художник Н.Акимов). Событием театральной жизни столицы стала постановка в 1932 пьесы М.Горького Егор Булычов и другие с Б.В.Щукиным в главной роли. Впоследствии Захава ставил эту пьесу еще четыре раза – два раза в Армении, в Болгарии и снова в Вахтанговском театре в 1951 с С.В.Лукьяновым в роли Булычова. 25 ноября 1933 в театре прошла премьера пьесы Горького Достигаев и другие, 17 декабря 1939 – Ревизора Н.В.Гоголя, где раскрылся талант артистки Г.Пашковой. Готовя постановку Молодой гвардии Г.Гракова по роману А.А.Фадеева (1948), Захава ставил задачу «поэтическим языком рассказать о совершенно кокретном, о единственном и неповторимом». В 1950 вышел один из признанных его спектаклей Первые радости по роману К.Федина. Эпиграфом к постановке Гамлета У.Шекспира (1957) режиссер поставил слова Р.Роллана: «Вся драма – грозный обвинительный акт против жизни. Но вся она заряжена такой могучей жизненной силой, что страдания переплавляются в радость и сама горечь опьяняет». Гамлета сыграл М.Ф.Астангов. Во всех своих спектаклях Захава развивал творческие поиски Вахтангова. Одна из его больших актерских побед – роль Кутузова в фильме С.Ф.Бондарчука Война и мир (1965–1967) по роману Л.Н.Толстого. Преподавательскую деятельность Захава начал еще в 1918, в Школе-студии Вахтангова, 1925 стал ее руководителем. Преподавал актерское и режиссерское мастерство. Руководил узбекской студией в Москве (1927–1930), преподавал в Институте кинематографии (1937–1940), был заведующим кафедрой режиссуры в ГИТИСе (1944–1949). Доктор искусствоведения, профессор. Умер в Москве 25 ноября 1976 года.

1898
Евгений Эмильевич Мандельштам
российский драматург. В 1946 г. начал деятельность в кино, сначала как редактор и консультант, с 1958 г. – как сценарист. По его сценариям сняты научно-популярные фильмы «У порога сознания» (1958, совместно с Жинкиным), «Шанс жизни» (1963), «В глубины живого» (1966, совместно с Жинкиным и Данилиным; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1967) и др.

1898
Николай Евграфович Соколов
футболист, заслуженный мастер спорта (1934). Первый вратарь сборной СССР, основоположник отечественной вратарской школы. Участник гражданской и Великой Отечественной войн, кавалер ордена Красной Звезды.

1899
Индра Деви (Евгения Васильевна Лабунская)
популяризатор и распространитель йоги по всему миру; первая женщина, которая стала обучать йоге в самой Индии. Автор книг по технике йоги «Вечная молодость», «Йога для американцев», «Вечное здоровье». Скончалась в 2002 году.

ZuskinMaimon3 (459x700, 74Kb)
1899
Вениамин Львович Зускин
еврейский артист театра и кино. Народный артист РСФСР (1939), лауреат Сталинской премии СССР (1946). Родился в Поневеже (Паневежис, Литва). В 1921 поступил в студию при ГОСЕТе и в том же году был зачислен в труппу театра. А.М.Грановский и артисты театра почти сразу отметили удивительную пластичность молодого артиста. Дебютировал в спектакле Салиене по Шолом-Алейхему (постановка Грановского). Первой значительной ролью Зускина стала Колдунья (роль Колдуньи в еврейском театре традиционно принадлежала мужскому репертуару) в одноименном спектакле по А.Гольдфадену. По воспоминаниям А.В.Азарх-Грановской, Зускин «был одарен таким чувством ритма, музыкальностью и легкостью, которой нельзя научить». Зускин «летал как пушинка... у него все получалось, все». Первая же большая роль Зускина выдвинула его в ряд первых актеров Еврейского театра. Среди ролей, вошедших в золотой фонд отечественного театра, – Сендерл-Баба (Путешествие Вениамина III М.Мойхер-Сфорима), Гоцмах (200 тысяч по Шолом-Алейхему), Шут (Король Лир У.Шекспира), Бадхен (Фрейлехс З.Шнеера). С 1935 Зускин преподавал в студии при ГОСЕТе, пользуясь большим авторитетом и любовью студийцев (воспоминания М.Котляровой). В конце 1930-х годов начал заниматься режиссурой, снимался в кино – Человек из местечка (1930), Граница (1935), Искатели счастья (1936), Непокоренные (1945). В 1948, после гибели С.М.Михоэлса, возглавил Еврейский театр и оставался на этом посту до своего ареста. После смерти Михоэлса начались репрессии против театра (в частности, был получен отказ в государственном финансировании) и аресты еврейской интеллигенции. В декабре 1948 Зускин был арестован. Достоверных сведений о последних годах его жизни нет, известно, что на следствии он был подвергнут пыткам. Используя сохранившиеся данные, писатель А.М.Борщаговский написал пьесу Король и Шут о Михоэлсе и Зускине, их воображаемых встречах и разговорах. Зускин был расстрелян 12 августа 1952 в Москве вместе с группой еврейских писателей, проходивших по делу Антифашистского еврейского Комитета.

mauricefleur (503x700, 108Kb)
1899
Морис Карем (французское имя - Maurice Carême)
бельгийский франкоязычный поэт. Морис Карем родился в Вавре, в семье художника и бакалейщицы. У него было две сестры (одна умерла в возрасте до одного дня) и два брата (один из них умер в восемь месяцев). Он провел свое детство и юность в Вавре. В 15 лет он написал свои первые стихи вдохновленные другом детства, Берты Детри (Bertha Detry). Он никогда не перестает писать. Яркий студент, он получает стипендию и поступает в "Ecole Normale". Несмотря на то, что Морис рос в скромных условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось на его произведениях. В 1918 году он был назначен преподавателем в Андерлехте. Он оставил Вавр и поселился в пригороде Брюсселя. В 1919 году он основал литературный журнал "Наша Молодежь" ("Nos Jeunes"), переименованный в 1920 году в "Независимый Журнал" ("La Revue indépendante"). Морис Карем сначала сотрудничает с журналом "Anthologie de Georges Linze", затем вступaет в "La Revue sincère"(1922). В 1933 году он построил дом под названием "Белый дом" ("La Maison blanche") в Андерлехте, авеню Нелли Мельба, который сейчас является музеем Мориса Карема. Он умер в Андерлехте 13 января 1978 года. Карем – один из крупнейших франкоязычных поэтов XX века, автор 60 поэтических сборников. В 1972 году в Париже он был провозглашен «королем поэтов», а его стихи переведены более чем на 100 языков мира. Основным направлением творчества Карема были детские стихи, а сборник «Сказок для Каприны» Карем посвятил своей жене Андрэ Горбон. По мнению Михаила Яснова, одного из переводчиков поэзии Карема на русский язык, Карем уже при жизни стал классиком детской поэзии. Можно сказать, что все детские поэты современной Франции так или иначе с ним связаны, — многие с ним дружили, многие у него учились. Четверть века преподавал он в младших классах своей родной Бельгии. И хотя ещё в 1926 году получил первую литературную премию, но только в разгар второй мировой войны решил целиком посвятить себя литературе. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и весёлых стихов, - тогда и в жизни он будет добрым и светлым человеком. Стихи Карема — а у него вышел не один десяток сборников — известны сейчас повсюду. Это стихи лирические и забавные, стихи, обращенные к Богу и к простому ребёнку, стихи радостные и печальные… Их включают в учебники и хрестоматии, изучают в школах и читают дома, потому что в поэзии Карема сосредоточен целый мир детства. В то же время и стихи Карема, предназначенные взрослой читательской аудитории, отличаются (за исключением ранних экспериментов, в которых чувствуется влияние сюрреализма и футуризма) простотой, ясностью и философской глубиной. Как отмечал Морис Ваксмахер, автор статьи о Кареме в Большой советской энциклопедии, Картины родной природы, философские раздумья, антивоенные мотивы, стихи о любви — таков круг основных тем Карема. <...> В некоторых стихах несомненна связь с народной песней и балладой. Для Карема характерно жизнерадостное видение мира. Кроме Михаила Яснова, творчество Мориса Карема на русский язык переводили В.Берестов, А.Тимонина, М.Ваксмахер, Л.Зиман и С.Нестеров. Издания на русском языке: В сборнике: Стихи бельгийских поэтов, Москва, 1959; В сборнике: Из современной бельгийской поэзии, Москва., 1965; Стихи для детей, Москва, 1967; Карем М. Слоны / перевод с французского В.Берестов. — Детская литература, 1980. — (Для маленьких); Карем М. Творение шестого дня и другие истории. — Центр "Нарния", 2007. — (Сундук сказок). — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-901975-54-1; Карем М. Сказки для Каприны = Contes pour Caprine. — Розовый жираф, 2009. — 132 страницы. — 7000 экземпляров. — ISBN 978-5-903497-21-8; Карем М. Кошки-мышки. — Розовый жираф, 2010. — 64 страницы. — 7000 экземпляров. — ISBN 978-5-903497-24-9; Карем М. Стихотворения. — Текст, 2011. — 317 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-7516-0937-5. Литература: Зиман Л.Я. Зарубежная литература для детей и юношества. — Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 288 страниц — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря). — ISBN 978-5-902300-71-7

Weigel Reading 5 (530x700, 70Kb)
1900
Елена Вейгель (Helene Weigel)
немецкая актриса. Жена Б.Брехта. Обучалась актёрскому мастерству у актёра Р.Шильдкраута. В 1918 дебютировала в "Новом театре" во Франкфурте-на-Майне. В 1923-32 выступала на сценах крупнейших театров Берлина. Сценическое дарование Вейгель наиболее полно раскрылось в пьесах Брехта; она стала одним из лучших интерпретаторов образов его драматургии. Играла в пьесах: "Барабаны в ночи", "В джунглях городов", "Хеппи энд", "Высшая мера", "Что тот солдат, что этот". Особую известность получило исполнение Вейгель роли Пелагеи Власовой в пьесе Брехта "Мать" (1932, по мотивам романа М.Горького). В 1958 снялась в этой роли в фильме-спектакле "Мать". В 1933 В. вместе с семьей эмигрировала из фашистской Германии. Играла в Париже роль Терезы Каррар ("Винтовки Терезы Каррар" Брехта, 1937), в Копенгагене - роль Еврейской женщины в антифашистской пьесе Брехта "Страх и нищета в Третьей империи" (1938). После возвращения в Восточный Берлин (1948) Вейгель вместе с Брехтом организовала театр "Берлинер ансамбль", на сцене которого создала ряд выдающихся образов в пьесах Брехта: Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и её дети"), Волумния ("Кориолан" Шекспира; обработка Брехта). Исполняла заглавную роль в пьесе современного немецкого драматурга X.Байерля "Госпожа Флинц". Творчество Вейгель отличается яркостью мысли, гражданской страстностью, большим внутренним темпераментом, графически чётким, порой резко эксцентричным рисунком роли. Тонкий юмор пронизывает в её исполнении даже глубоко трагические характеры. Вейгель - основатель и член немецкой Академии искусств ГДР. Национальная премия ГДР (1949, 1953, 1960). Профессор (1960). Умерла 6 мая 1971 года.

1901
Жан Тибо
французский физик. Окончил Лионский факультет наук (1925). Был ассистентом у М. де Бройля (1921), профессором в Лионском факультете наук (с 1935), в 1941-1945 гг. - директором Школы физики и химии (Париж), с 1953 г. - Института ядерной физики в Лионе. Научные исследования посвящены атомной и ядерной физике (спектрография рентгеновских лучей, альфа-, бета- и гамма-радиактивность, ядерные реакции, деления урана). Экспериментально установил (1933) аннигиляцию электронов и позитронов при бомбардировке позитронами платины. Независимо от других выдвинул в 1929 г. идею циклотрона.

1902
Зоя Михайловна Гайдай
певица, народная артистка СССР.

1902
Андрей Владимирович Лебединский
советский физиолог и биофизик, академик Академии Медицинских Наук СССР (1960), заслуженный деятель науки РСФСР (1958), генерал-майор медицинской службы. Член КПСС с 1957. Родился в Санкт-Петербурге. В 1924 окончил Военно-медицинскую академию (ВМА). Ученик Л.А.Орбели. С 1936 заместитель начальника, затем начальник кафедры физиологии ВМА. В 1954-1963 возглавлял институт биофизики Академии Медицинских Наук СССР, с 1963 директор института медико-биологических проблем министерства здравоохранения СССР. Работы по физиологии органов чувств (главным образом зрения), радиобиологии, действию разных видов ионизирующей радиации, а также УВЧ на организм, по космической биологии и медицине; изучал механизмы возникновения в организме биоэлектрических потенциалов. В 1955-1958 был представителем СССР в ООН по вопросам радиобиологии. Награжден 2 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Скончался в Москве 3 января 1965 года. Сочинения: О механизме возникновения неврогенных дистрофий, Ленинград, 1945 (совместно с Н.Г.Саввиным); О влиянии ионизирующего излучения на организм животного, Москва, 1955. Литература: В.Лебединский (1902—1965). Некролог, "Физиологический журнал СССР", 1965, том 51, № 5, страницы 634—635.

1902
Джон Медарис
американский генерал, первый командующий агентства баллистических ракет США, создатель первых американских спутников.

1903
Леннокс Беркли
английский композитор.

Николай Иванович Кобозев  (519x700, 39Kb)
1903
Николай Иванович Кобозев
советский физикохимик. Родился в Москве в семье юриста, окончил химическое отделение физико-математического факультета Московского университета (1924) и был оставлен в лаборатории профессора Е.И.Шпитальского. В 1930 г. стал доцентом химического факультета. В 1935 г. ему были присуждены ученая степень доктора химических наук (без защиты диссертации) и звание профессора. В том же году ученый организовал на химическом факультете лабораторию неорганического катализа, в 1947 г. она была расширена и преобразована в лабораторию катализа и газовой электрохимии (КГЭ). Кобозев заведовал этой лабораторией до конца жизни. Как ученик Шпитальского, он в 1920-е гг. принимал участие в работах по созданию общей теории промежуточных продуктов в гомогенном катализе. Исследуя реакцию каталитического и ферментного разложения пероксида водорода, он показал, как на основе анализа результатов кинетических исследований можно судить о химическом составе и физических свойствах промежуточных продуктов. В 1930-е гг. Кобозев распространил метод кинетического анализа на область гетерогенного катализа и пришел к созданию теории «активных ансамблей» (1939). Согласно этой теории активными центрами в гетерогенном катализе являются не кристаллы, как тогда считали, а докристаллические образования на поверхности катализатора, состоящие из нескольких атомов, – ансамбли, предшественники современных кластеров. В конце 1940-х гг. Кобозев выдвинул теорию аггравации, или теорию рекуперации энергии, объясняющую активное участие каталитического носителя в качестве энергетической «ловушки». Такая «ловушка» осуществляет нетепловую подпитку элементарных актов катализа. Кроме того, на основе своей теории он предложил катализаторы для различных реакций и способы их промотирования. Еще одним направлением исследований Кобозева было изучение химических реакций в электрических разрядах. Для описания кинетики таких реакций Кобозев предложил «теорию энергетического катализа». Работы ученого в области катализа и химических реакций в разрядах имели важный практический выход. Так, в лаборатории КГЭ под его руководством была реализована техническая разработка процесса получения азотоводородной смеси взрывной и окислительной конверсии метана, проведены полузаводские испытания метода электрокрекинга метана до ацетилена и водорода, разработан высоковольтный реактор МГУ (на нем был получен удвоенный энергетический выход оксида азота), осуществлен прямой электросинтез концентрированной азотной кислоты, разработаны эффективные методы получения концентрированного озона, пероксида водорода и других окислителей. Наконец, помимо физико-химических работ Кобозеву принадлежат и теоретические работы более общего характера. Интересуясь проблемами термодинамики и методами вычисления изменения энтропии, ученый обратил внимание на общую проблему «упорядоченности и неупорядоченности» в живой природе. В 1948 г. вышла его работа о «векторно-броуновских движениях живых организмов», в которой впервые до появления зарубежных работ по теории информации, было сформулировано обобщенное понятие энтропии как меры нарушения закономерной регуляции движения. Эта работа, по свидетельству специалистов, может считаться первым опытом построения современной кибернетики. Умер 24 февраля 1974 года.

1903
Соломон Бенедиктович Телингатер
российский график. Учился в московском ВХЕТУМАСе (1920-1921) у В.А.Фаворского. Создатель наборных акцидентных и рисовальных шрифтов, оформитель книг и иллюстратор. Для его творчества характерны архитектоничность, композиционная завершенность, каллиграфическое изящество шрифтов и приемов оформления книг. Произведения: оформление книг «Комсомолия» А.И.Безыменского (издание в 1928), «Москва. Планировка и застройка города. 1945-1957» (издание в 1958), альбома «В.И.Ленин» (издание в 1939). Международная Гутенберговская премия (Лейпциг, 1963).

1904
Бинг Кросби
американский киноактер, певец.

latsis_v (503x700, 51Kb)
1904
Вилис Тенисович Лацис (латышское имя - Vilis Lācis)
латышский советский писатель и государственный деятель. народный писатель Латвийской ССР (1947). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1952). Член КПЛ с 1928 года. Член ВКП(б) с 1940 года. Председатель СМ (СНК) Латвийской ССР с 25 августа 1940 по 27 ноября 1959 года. В.Т.Лацис родился в селе Ринужи (ныне в черте города Рига, Латвия) в семье портового рабочего. В 1917 году перед оккупацией немцами Риги эвакуировался с семьёй в г. Барнаул Алтайской губерниии, где до 1918 года учился в Барнаульской учительской семинарии. В 1918—1921 годах работал по найму в сельском хозяйстве, затем был секретарём сельсовета. В 1921 году вернулся в буржуазную Латвию. В 1921—1923 годах был портовым грузчиком, рыбаком и кочегаром торгового парохода. Лацис писал в свободное время статьи, новеллы, которые с 1921 года печатались в периодических изданиях. В 1931—1933 годах Лацис создал первое крупное произведение — трилогию «Бескрылые птицы» («Пятиэтажный город», 1931; «По морям», 1932; «Бескрылые птицы», 1933), в которой правдиво изобразил жизнь рабочего. В 1933—1935 годах В.Т.Лацис был библиотекарем Рижской городской библиотеки. В 1935—1940 годах сотрудничал в газете «Яунакас зиняс». В 1933—1934 годах писатель создал свое самое популярное произведение — роман «Сын рыбака» (тома 1—2), в котором ввёл в латышскую литературу самобытного, волевого героя — беспокойного искателя правды, носителя лучших качеств трудового народа. Роман имел огромную популярность. После его успеха Лацис принял решение полностью посвятить себя профессиональному писательскому труду. Будучи носителем левых рабочих взглядов, Лацис в 1928 году вступил в запрещённую Коммунистическую партию Латвии. Лацис находился под подозрением, и тайная полиция Латвии следила за ним. Однако творчество Лациса, его романы, написанные в духе произведений Джека Лондона («Кумир толпы» (1935), «Старое моряцкое гнездо» (1937), «Потерянная родина» (1940) и другие) пользовались огромной популярностью. Импонировало творчество Лациса и президенту К. Ульманису, который закрывал глаза на коммунистическую деятельность писателя. Лацис стал самым печатающимся писателем страны. 22 января 1940 года. состоялась премьера киноэкранизации романа «Сын рыбака», ставшая событием в культурной жизни Латвии. После коммунистического переворота в июне 1940 года, поддержанного Советским Союзом, Лацис вошёл в Народное Правительство А.М.Кирхенштейна в качестве министра внутренних дел (20 июня — 25 августа 1940). На заседании Сейма Латвии 21 июля 1940 года именно Лацис внёс предложение войти в состав СССР. С 25 августа 1940 года — Председатель Совета Народных Комиссаров Латвийской ССР. Лацис начал осуществлять коммунистические преобразования в Латвии. С июля 1941 года. по октябрь 1944 года во время немецкой оккупации находился в Москве, возглавляя правительство Латвийской ССР в изгнании. По возвращении в Ригу вновь активно занимается проведением советской политики. В августе 1946 года СНК переименован в Совет Министров Латвийской ССР, его председателем вновь становится Лацис. В 1949 году Лацис подписал постановление о депортации из Латвии кулаков и других неблагонадежных элементов. В ходе его реализации в Сибирь было выслано около 50 тысяч человек. Противоречивая позиция писателя отразилась в его творчестве советского периода. При издании своих довоенных сочинений Лацис вынужден был вносить правки идеологического характера, добавлять славословия в адрес СССР. В 1945—1948 годах была опубликована многотомная эпопея «Буря», рисующая жизнь героев на историческом фоне. В 1950—1951 годах Лацис написал роман «К новому берегу», в котором пытался объективно показать судьбу латышского крестьянства в сложных условиях советских социально-экономических экспериментов. Роман был встречен враждебно советскими ортодоксальными критиками, обвинившими Лациса в «сочувствии к кулачеству», однако в 1952 году в «Правде» было опубликовано «Письмо группы советских читателей», бравшее писателя под защиту. В 1954 году вышло последнее значительное произведение писателя — роман «Посёлок у моря», в котором действуют герои «Сына рыбака», перенёсенные в светлое советское настоящее. Лацис занимал ряд общественных постов. C 20 апреля 1954 года по 27 марта 1958 года — Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР IV созыва. На XIX, XX и XXII съездах КПСС избирался кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2—5-го созывов. Депутат ВС Латвийской ССР. Награждён 7 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. 27 ноября 1959 года Лацис вышел в отставку с поста Председателя Совета Министров Латвийской ССР и отошёл от политической деятельности. Не создал он больше и крупных литературных произведений. В.Т.Лацис был заместителем председателя и членом Правления СП Латвии. В.Т.Лацис умер 6 февраля 1966 года. Похоронен в Риге. В честь Вилиса Лациса в Северо-западном округе Москвы названа улица. Награды и премии: Сталинская премия второй степени (1949) — за эпопею «Буря»; Сталинская премия первой степени (1952) — за роман «К новому берегу»; семь орденов Ленина; орден Отечественной войны I степени. Сочинения: Raksti, sej. 1-10, Riga, 1959-62; Kopoti raksti, sej. 26, sej. 1-8 - , Riga, 1970-1973; в русском переводе - Собрание сочинений, тома 1-4, Москва, 1954-1955; Собрание сочинений, тома 1-10, Москва, 1959-1960. Литература: Краулинь К., Вилис Лацис, Москва, 1958; Соколова И., Бочаров А., Вилис Лацис, Москва, 1959; Табун Б., Вилис Лацис, в книге: История латышской литературы, том 2, Рига, 1971.

1904
Владимир Михайлович Стрепихеев
спортсмен, футбольный арбитр. Он занимался многими видами спорта и везде добивался успеха. Входил в сборную Москвы по баскетболу и был чемпионом СССР. В хоккее с мячом был капитаном всех команд, в которых играл, также становился чемпионом СССР и более 10 лет входил в состав различных сборных. В футбол на клубном уровне начал играть в 15 лет, с 20 занялся судейством. Он - первый капитан футбольного ЦДКА, когда армейская команда стала так называться. 16 июля 1937 года он судил финал Кубка СССР между двумя динамовскими командами - Москвы и Тбилиси, а вскоре был арестован и расстрелян.

Ханов (700x497, 46Kb)
1904
Александр Александрович Ханов
русский актер. Народный артист СССР (1973), лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1947, 1949). Родился в Санкт-Петербурге. Профессиональную деятельность начал в 1924. С 1933 работал на сцене Театра Революции (впоследствии – Театр Драмы, ныне – Театр имени Вл.Маяковского). Не сразу определились особенности таланта этого артиста, начинал Ханов с ролей различных и не всегда ему подходивших (например, Парис в Ромео и Джульетте Шекспира, 1935, или революционный комиссар Стрыжень в Гибели эскадры А.Корнейчука, 1936). Критики единодушно отмечали в этих ролях «большую внутреннюю силу и самобытность рослого, крепкого, богатырского сложения актере с мягкими басовыми нотами чуть хрипловатого голоса». Первой настоящей ролью, заставившей обратить на актера пристальное внимание, стала роль Игнатова в Тане А.Н.Арбузова (1939). С этого момента Ханов становится одним из самых популярных создателей образов «героев-современников», хотя играл артист не только в современных пьесах. Значительными созданиями артиста в начале 1950-х годов стали роли Дикого в Грозе А.Н.Островского и Гидеона Джексона (Дорога свободы Г.Фаста). Вершиной искусства Ханова считается роль майора Коновалова в спектакле Гостиница «Астория» (1956), где режиссер Н.П.Охлопков применил принцип игры традиционного японского театра на «дороге цветов». В последующих спектаклях (Садовник и тень, 1957, Иркутская история, 1960, Да здравствует королева, виват!, 1977 и др.) в Ханове, по отзывам критиков, все более отчетливо проявлялся «аристократизм духа», который особенно ярко проявился в его работах – Царь Эдип (Эдип), Медея (Креонт), Дядюшкин сон (Афанасий Матвеевич). Жизнь артиста завершилась 15 ноября 1983 года в Доме ветеранов сцены имени А.А.Яблочкиной (Москва).

1905
Александр Евдокимович Корнейчук
Актёр. Родился в Христиновке Киевской губернии. Украинский писатель и политический деятель. Писал в основном злободневные пьесы на политические темы. Широкую известность получила его пьеса «Фронт» (1942), написанная по личному указанию и с правкой Сталина, где подвергались критике старые генералы — герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях. Скончался в Киеве 14 мая 1972 года.

 (555x699, 76Kb)
1906
Самед Вургун (псевдоним; настоящее имя - Самед Юсиф оглы Векилов)
азербайджанский советский писатель, общественный деятель. Народный поэт, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Академик Академии Наук Азербайджанской ССР (1945). Член КПСС с 1940. Основоположник новой поэтической школы в Азербайджане. Родился в семье крестьянина. Работал учителем. С 1929 учился во 2-м МГУ и в аспирантуре в Баку. Печатался с 1924. Тема сборников стихов "Клятва поэта" (1930), "Фонарь" (1932) - революция и строительство новой жизни. Выступал как непримиримый противник "чистого искусства" и формализма в литературе. С первых лет творчества сила воздействия поэтического слова Вургуна определяется гармоническим слиянием идей с новаторской формой стиха и глубиной выраженных в нём чувств. "Комсомольская поэма" (1-я часть, 1933, не закончена), "26" (1935), "Басти" (1937) и др. Художественная форма, стилистические средства в этих произведениях говорят об их народной основе. Героико-романтическая драма в стихах "Вагиф" (1937; Сталинская премия СССР, 1941) посвящена поэту 18 в.; историческая драма в стихах "Ханлар" (1939) - революционеру-большевику; любовно-героическая драма в стихах "Фархад и Ширин" (1941, Сталинская премия СССР, 1942) написана на сюжет поэмы Низами "Хосров и Ширин"; драма в стихах "Человек" (1945) разоблачает идеологию насилия, утверждая творчество социалистического гуманизма. В годы Великой Отечественной войны Вургун писал о патриотизме, дружбе народов, вере в победу: "Слово матери" (1941), "Партизаны Украины" (1942), "Мне так рассказывали" (1943). В. создал образы героев современности: поэмы "Мугань" (1949), "Айгюн" (1951). Поэмы "Негр говорит" (1948), "Читая Ленина" (1950), "Знаменосец века" (1954) и цикл стихов "Сожжённые книги" (1947) воспевают Коммунистическую партию, В.И.Ленина. Лаконичный и сдержанный стиль Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Вургун автор статей о Низами, А.С. Пушкине, В.В.Маяковском, М.Горьком и др. Перевёл на азербайджанский язык "Евгения Онегина" Пушкина, часть поэмы Ш.Руставели "Витязь в барсовой шкуре", поэмы "Лейли и Меджнун" Низами, "Девушка и смерть" М.Горького, "Порченая" ("Катерина") Т. Шевченко, рубаи Хагани, стихи И.Чавчавадзе, Джамбула и др. Сочинения Вургуна переведены на многие языки. Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Скончался 27 мая 1956 года. Сочинения: Пьесы, Москва, 1950.

1906
Яков Романович Коваленко
советский ветеринарный микробиолог, эпизоотолог, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1964). Член КПСС с 1929. Родился в селе Ранино, ныне Лиозненского района Витебской области. Окончил Московский зооветеринарный институт (1931). В 1931—55 работал в Государственном контрольном институте ветеринарных биопрепаратов научным сотрудником, заведующим отделом, заместителем директора, директором. С 1955 директор Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии. Главные темы исследований: анаэробные инфекции животных, иммунитет, малоизвестные болезни. Награжден 5 орденами, а также медалями. Сочинения: Анаэробные инфекции сельскохозяйственных животных, Москва, 1954; Африканская чума Москва, 1965.

1906
Каарель Лийманд (до 1937 - Карл Лийман)
эстонский живописец и график. Член КПСС с 1940. Родился в Рапла.,Учился в в школе-студии А. Лайкмаа и в Художественно-промышленном училище (1920-1925) и в Тарту в Высшей художественной школе "Паллас" (1926-1933) у А.Ваббе (преподавал там же с 1935). Представитель демократического крыла в эстонском искусстве 1930-х гг. Портреты, жанровые композиции, пейзажи Л. отличаются лирической созерцательностью настроения, декоративностью цветовых сочетаний ("Жатва", 1937; портрет поэтессы Д.Вааранди, 1940, Тартуский художественный музей). Погиб в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в августе 1941 года. Литература: К. Liimand. Kataloog, Tallinn, 1963.

1906
Шахмет Хусаинович Хусаинов
казахский кинодраматург. Родился в селе Каратал, ныне Кокчетавской области. Учился в ГИТИСе. Литературную деятельность начал в 1928 году. Писал сценарии к фильмам. Печатался с 1932 г. Пьеса «Вчера и сегодня» (1940, переработанный вариант пьесы 30-х гг. «Марабай») посвящена советским ученым, «На берегу Иртыша» (1957) – рабочему классу Казахстана. На историко-революционные и исторические темы созданы пьесы «Амангельды» (постановка 1936), «Наш Гани» (1957), «Абунасер аль-Фараби» (1972). Скончался в Алма-Ате.а 30 мая 1972 года.

1907
Бэзил Райт
английский режиссер. Был ассистентом режиссера Дж.Грирсона, участвовал в съемке фильма «Рыбачьи суда» (1929). В 1931-1933 гг. снимал для Государственного торгового совета документальные фильмы: «Деревня приходит в город», «Через холмы и долины», «Мельницы в Барбадосе» и др. В 1934 г. вошел в группу режиссеров-документалистов, работавших под руководством Грирсона. Режиссер документально-этнографического фильма «Песнь Цейлона» (1934) и документального фильма «Ночная почта» (совместно с Х.Уоттом). В 1937 г. он отошел от режиссерской деятельности и стал продюсером. В 50-е гг. снимал документальные фильмы: «Воды времени» (1951), «Мир без конца» (1953). С 1953 г. вновь выступал только как продюсер документальных и научно-популярных фильмов.

1907
Сеид Али оглы Рустамов
азербайджанский композитор, дирижер

 (530x699, 84Kb)
1907
Кэтрин Хоутон Хепберн (Katharine Hepburn)
американская актриса, выдвигавшаяся на премию «Оскар» двенадцать раз и удостоенная этой премии четырежды — больше, чем любой другой актёр или актриса в истории. Хепбёрн выросла в Новой Англии в семье известного хирурга и яростной суфражистки, возглавлявшей борьбу за контроль над деторождением. С 12 лет Кэтрин принимала участие в любительских спектаклях, в 1928 году дебютировала в театре в Балтиморе, а год спустя очутилась на бродвейских подмостках. Тогда же она вступила в брак с филадельфийским брокером Огденом Смитом, который продолжался недолго — в 1934 году они развелись. Кэтрин нередко увольняли из театров, но затем приглашали вновь, слишком большой успех спектаклей связывался с её именем и у зрителей, и у критики. В кино Хёпберн дебютировала в 1932 в фильме «Билль о разводе». Она подписала контракт с RKO, мастерство актрисы привносило юмор и изящество во всевозможные экранизации второсортных романов и пьес, в которых её занимали, и они даже премировались («Ранняя слава» (1933) — Оскар; «Маленькие женщины» (1933) — приз Венецианского кинофестиваля). После провала комедии «Воспитание крошки» (1938), где она снялась с Кэри Грантом и была ядовито названа «отравительницей успеха», Хепбёрн решила порвать с кинематографом и два года отказывалась от всех предложений. Она пыталась получить роль Скарлетт О’Хара в экранизации «Унесённых ветром», но была отвергнута. Актриса вернулась на сцену, приняла участие в постановке комедии Ф.Барри «Филадельфийская история», вместо гонорара потребовала права на экранизацию спектакля и в 1940 году с триумфом вернулась в кино в главной роли в одноименном фильме, получив за исполнение роли капризной и своевольной богатой аристократки премию нью-йоркских критиков и выдвижение на «Оскар».В следующей своей работе, «Женщине года» (1942), она встретилась с человеком, с которым её связали в дальнейшем девять картин и двадцатисемилетний роман — Спенсером Трейси. Их взаимоотношениям посвящена книга Гарсона Кэнина «Трейси и Хепбёрн: интимные мемуары» (1972), ставшая бестселлером. С именем Трейси связан пятилетний перерыв в творческой деятельности Хепбёрн: с 1962 по 1967 год она ухаживала за тяжело больным возлюбленным, сменяя у его постели законную супругу, на которой актёр был женат с 1928 года, но жил отдельно. В 1967 году они снялись в последний раз вместе в ленте Стэнли Крамера «Угадай, кто придёт к обеду?», а после его смерти Хепбёрн вернулась на Бродвей и в кино. Кэтрин умерла в особняке в Олд-Сэйбрук, штат Коннектикут, США, 29 июня 2003 года.

1907
Лесли Чартерис
английский писатель, автор детективных произведений о приключениях Святого.

Дементий Алексеевич Шмаринов1 (472x700, 59Kb)
1907
Дементий Алексеевич Шмаринов
русский художник, мастер книжной иллюстрации традиционно-романтического типа. Родился в Казани в семье агронома. Учился в киевской студии Н.А.Прахова (1919–1922) и в Москве, в школе-студии К.П.Чемко (1923–1928), где его наставником был Д.Н.Кардовский. Жил в Москве. Писал монументально-пропагандистские панно (Мастера стахановских урожаев для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки; Знатные люди Страны Советов для советского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке; оба панно – 1939, не сохранились). Выступал как художник-станковист, наиболее известна его станковая живопись и графика на темы Второй мировой войны (серия рисунков Не забудем, не простим!, уголь, черная акварель, 1942, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1943; картина На отвоеванной земле (Встреча), темпера, 1944–1945, там же). Завоевал известность прежде всего как художник книги – начиная с иллюстраций к Жизни Матвея Кожемякина М.Горького (уголь, 1936, Музей А.М.Горького, Москва), которые он создавал в контакте с автором. В условиях тотального разворота к традиционализму художник обратился к «домирискуснической» стилистике времен П.П.Соколова (пользуясь той же техникой черной акварели). Впрочем, среди его консервативно-романтического традиционализма встречаются замечательные циклы, впечатляющие своим безысходным – уникальным для официального искусства тех лет – трагизмом либо бравурно-драматическим пафосом. Таковы, соответственно, рисунки к Преступлению и наказанию (1935–1936) и Петру I А.Н.Толстого (1940–1945; оба цикла – в Третьяковской галерее). К ним примыкают и обстоятельно-историчные иллюстрации к Войне и миру Л.Н.Толстого (1953–1955; там же). С переменным успехом оформлял также тексты А.С.Пушкина (Повести Белкина, 1937), У.Шекспира (Ромео и Джульетта», 1959–1960; Двенадцатая ночь, 1964), Н.В.Гоголя (Тарас Бульба, 1969) и других авторов, причем в монохромных техниках (уголь и черная акварель) всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях (Шекспир), когда применял цвет. Из поздних его произведений особую известность в период «оттепели-застоя» получили рисунки к роману Э.Хемингуэя По ком звонит колокол (1979). Занимая пост председателя правления Московского отделения Союза художников РСФСР (1959–1961, 1966–1968, 1972–1973), заслужил репутацию осторожного либерала. Лауреат Ленинской премии 1980 (по сумме творчества). В 1989 вышла его «автомонография» Годы жизни и работы (1989). Умер в Москве 30 августа 1999 года.

 (533x699, 61Kb)
1908
Алексей Николаевич Инаури
председатель Комитета Государственной Безопасности Грузинской Советской Социалистической Республики, генерал-полковник. Родился в городе Гори ныне Республики Грузия в семье рабочего. Грузин. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1927 года. В 1931 году окончил военное кавалерийское училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командовал кавалерийским полком, а с 16 января 1942 года по 30 июля 1942 года - 34-й кавалерийской дивизией (5-й кавалерийский корпус, 37-я армия, Южный фронт). Воины-кавалеристы под командованием подполковника Алексея Инаури отличились во второй декаде января 1942 года в ходе Барвенково-Лозовской наступательной операции. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13 сентября 1944 года № 1241 полковнику Инаури А.Н. присвоено воинское звание «генерал-майор». После окончания войны генерал-майор Инаури А.Н. продолжал службу в армии, и до 1946 года командовал кавалерийской дивизией. В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба. После чего в 1948-1952 годах - командир механизированной дивизии, в 1952-1953 годах - командир горнострелкового корпуса. В 1953-1954 годах А.Н.Инаури - министр внутренних дел Грузинской ССР. Постановлением Совета Министров СССР от 9 января 1957 года № 19 генерал-майору Инаури А.Н. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». В 1954-1986 годах - председатель КГБ при Совете Министров Грузинской ССР (с 1978 года - КГБ Грузинской ССР). В октябре 1964 года генерал-лейтенант Инаури «взял» Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва на даче в Пицунде и доставил его на Пленум (октябрьский, 1964 года) в Москву, где тот был снят со всех постов и отправлен на пенсию. Постановлением Совета Министров СССР от 27 октября 1967 года № 985 генерал-лейтенанту Инаури А.Н. присвоено воинское звание «генерал-полковник». За большие заслуги в обеспечении государственной безопасности СССР, мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 года генерал-полковнику Инаури Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11530). С 1986 года генерал-полковник Инаури А.Н. - в отставке. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 4-11-го созывов, членом бюро Центрального Комитета Коммунистической партии Грузии. После распада Советского Союза в бывших республиках СССР начались неприкрытые гонения и террор в отношение бывших работников спецслужб. А.Н.Инаури был убит в городе Батуми 23 июня 1993 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

1908
Николас Калдор (Kaldor)
английский экономист. Родился в Будапеште. С 1932 преподаватель Лондонской школы экономики, позднее - Кембриджского университета. После 2-й мировой войны 1939-1945 работал в Экономической комиссии ООН для Европы, был экономическим и финансовым советником правительств ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1966-1970 главный советник канцлера казначейства в лейбористском правительстве Великобритании. Калдор - автор работ по проблемам экономического роста, занятости и инфляции. Разрабатываемые им модели "сбалансированного роста" носят преимущественно техноэкономический характер и не отражают внутренних противоречий капиталистического способа производства. Сочинения: Quantitative aspects of the full employment problem in Britain, (s. 1.), 1944; Essays in economic stability and growth, L., 1960; Essays on value and distribution, L. Glenkoe (Ill.), 1960; Essays on economic policy, v. 1-2, . ., 1965.

Надежда Александровна ПучковскаяJPG (555x700, 41Kb)
1908
Надежда Александровна Пучковская
российский офтальмолог, академик Академии Медицинских Наук СССР (1971), заслуженный деятель науки Украинской ССР (1968), Герой Социалистического Труда (1960). Родилась в Смоленске. В 1930 г. окончила Киевский медицинский институт. С 1956 г. директор института глазных болезней и тканевой терапии имени академика В.П.Филатова. Основные труды по проблемам пересадки роговицы, хирургического лечения и иммунотерапии последствий тяжелых ожогов глаз, применения лазерного излучения в офтальмологии, организации офтальмологической помощи населению и др. Блестящий клиницист, виртуозный глазной хирург, Пучковская внесла огромный вклад в отечественную и мировую офтальмологию. В сфере ее интересов были проблемы лечебной и оптической кератопластики, кератопротезирования, лечение ожогов глаза и их последствий. Ею создан двухэтапный метод хирургического лечения послеожоговых обширных сращений век и роговицы, позволивший восстанавливать зрение больным из категории «безнадежно слепых». Она принимала непосредственное участие в создании первых отечественных лазеров, разработке техники лазерных операций, внедрении ультразвука в клиническую офтальмологию. Ответственный редактор «Офтальмологического журнала» (с 1956). Почетный член Международного общества глазных хирургов, научного общества офтальмологов НРБ, член-корреспондент общества офтальмологов ГДР. Умерла в Одессе 15 мая 2001 года.

Юрий Осипович Домбровский  (700x525, 62Kb)
1909
Юрий Осипович Домбровский
русский советский писатель. Родился в Москве, в семье адвоката. В 1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов Хранитель древностей (1964) и Факультет ненужных вещей (1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман Обезьяна приходит за своим черепом (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире Смуглая леди (опубл. 1969). В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву. Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Действие романа Обезьяна приходит за своим черепом происходит в западноевропейской стране, оккупированной фашистами. Герои романа работают в вымышленном Международном институте палеантропологии и предыстории. Автор не уточняет место действия, создавая собирательный образ европейцев, борющихся с тоталитарным режимом. Это дало критикам основания утверждать, что роман «не имеет никакого отношения к поджигателям войны» (И.Золотусский), что в нем изображен не фашизм в Европе, а тоталитаризм в России. При всей очевидности подобных параллелей, героями романа все-таки являются европейские интеллигенты, воспитанные на традициях гуманизма. Главный герой, профессор Мезонье, оказывается перед выбором между самоубийством физическим и духовным – и, погибая, выходит победителем из этой борьбы. Антиподом Мезонье является в романе его сподвижник, профессор Ланэ, ради выживания идущий на компромисс с оккупантами. Свобода духа становится главной темой дилогии Хранитель древностей и Факультет ненужных вещей. В Хранителе древностей деспотизму противопоставлена историчность сознания главного героя, безымянного Хранителя алма-атинского музея, о котором Домбровский писал: «Герой мой – человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия». Предметы старины являются для Хранителя не мертвыми ценностями, а частью истории человечества. В его сознании на равных существуют монеты времен императора Аврелиана и «искристый, игольчатый сок», брызнувший из яблока, и пережившие землетрясения творения алма-атинского архитектора Зенкова, которому «удалось построить здание высокое и гибкое, как тополь», и картины художника Хлудова, который «рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край». Бесчеловечная идеология бессильна перед осязаемым, могучим многообразием мира, описанным в романе с присущей Домбровскому стилистической пластичностью. В романе Факультет ненужных вещей, продолжающем Хранителя древностей, главный герой попадает в тюрьму, переживает предательство, но свобода его духа оказывается сильнее тирании. Обостренным чувством справедливости пронизан рассказ Записки мелкого хулигана (опубл. 1990). Домбровский рассказывает о том, как, вступившись за избиваемую женщину, был арестован и осужден «за мелкое хулиганство» в ходе очередной показательной кампании. В суде писатель увидел торжество бессмысленности и абсурда, венцом которых явилось осуждение за «нецензурную брань» глухонемого. При жизни Домбровского было опубликовано только одно его стихотворение – Каменный топор (1939). В стихотворении Меня убить хотели эти суки... он пишет о том, как трудно ему было возвращаться к нормальным человеческим отношениям после лагеря. Встреча на алма-атинском рынке со своим бывшим следователем (Утильсырье, 1959) заставляет Домбровского с горечью написать об отсутствии справедливости в мире, где тесно переплетены судьбы жертв и палачей. Поэзия Домбровского не является рифмованной публицистикой. Он стремился к тому, чтобы реальные события его жизни поэтически преобразились: «Я жду, что зажжется Искусством / Моя нестерпимая быль» (Пока это жизнь..., не датировано). В трех новеллах о Шекспире, объединенных названием Смуглая леди, объектом внимания Домбровского становится психология художника. Писатель прослеживает, «как с годами менялся автор, как, пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как все под конец сменилось страшной усталостью» Ретлендбэконсоутгемптоншекспир. О мифе, антимифе и биографической гипотезе, 1977). Умер в Москве 28 мая 1978 года.

klare030512_g (668x700, 172Kb)
1909
Герман Кларе (Hermann Klare)
немецкий химик, член Академии Наук ГДР (с 1955), ее президент в 1968-1979 гг. Учился в Гейдельбергском и Кильском университетах (1928-1933). С 1953 г. работал в институте исследования волокнистых материалов Академии Наук ГДР в Тельтове (в 1962-1969 гг. - директор). Основные научные исследования посвящены химии волокнообразующих полимеров, в частности высокомолекулярных соединений на основе полнамида-6 (дедерона). Осуществил серию диеновых синтезов на основе пиридина и ацетилендикарбоновых кислот. Установил условия и механизм образования вискозных суперкордов и вискозного шелка. Руководил работами по созданию методов получения новых акриловых волокон и по подбору катализаторов для непрерывного производства полиэфиров. Участвовал в создании и совершенствовании технологии производства волокон на основе полиамида-6 с начала исследований (1939) и до завершения технологического проекта (1953). Разрабатывал способы текстурирования вискозных волокон. Иностранный член Академии Наук СССР (с 1971). Награжден Золотой медалью имени М.В.Ломоносова за выдающиеся достижения в области химии и технологии искусственных волокон (1976). Умер 22 августа 2003 года. Сочинения: Химия и технология полиамидных волокон, перевод с немецкого, Москва, 1956; Синтетические полиамидные волокна. Технология и перевод с немецкого, Москва, 1966 (соавтор).

 (508x699, 81Kb)
1910
Дороти Кроуфут-Ходжкин (Dorothy Crowfoot-Hodgkin)
английский химик и биохимик, член Лондонского королевского общества (с 1947), нобелевский лауреат по химии 1964 года. Родилась в Каире, в Египте, который в то время находился под властью Англии. Отец, Джон Уинтер Кроуфут был специалистом в области классической английской филологии и археологом Египетской службы образования. Его жена Грэй Мэри Гуд, любитель-ботаник, впоследствии описала флору Судана, а также стала знатоком коптских тканей. Когда началась Первая мировая война, родители отправили детей в Англию, к бабушке по линии отца в город Уортинг, в нескольких милях от Брайтона, на берегу Ла-Манша. После прекращения военных действий в 1918 мать Дороти вернулась в Англию и поселилась с детьми в Линкольне, где в домашних условиях обучала их истории, естествознанию и литературе. В течение трех последующих лет мать курсировала между Англией и Ближним Востоком, пока не осела в городе Гелдстоне, Восточный Суффолк, где предки Кроуфутов жили в течение столетий. До 1928 Кроуфут посещала школу Джона Лимана, расположенную вблизи Беклеса. В школе она увлеклась кристаллами, и это побудило ее к изучению кристаллографии и химии. В 13-летнем возрасте она посетила отца в Хартуме и выполнила здесь количественный анализ некоторых местных минералов под присмотром А.Ф.Джозефа (A.F.Joseph), химика-почвоведа. В 1926 отец стал директором Британской школы археологии в Иерусалиме и после окончания школы Кроуфут приезжает к своим родителям в Палестину. Раскапывая византийские храмы в Джераше (Иордания), она увлеклась археологией, но, вернувшись в Англию, приступила к изучению химии в Сомервилл-колледже в Оксфорде. Соединив свои знания в области ботаники и археологии, она решила применить усвоенные ею от родителей методы этих наук к химическим исследованиям. Кроуфут впервые узнала о дифракции рентгеновских лучей в кристаллах из книги О природе вещей, написанной Уильямом Генри Брэггом (Нобелевский лауреат по физике, 1915) для школьников. Она изучала кристаллографию под руководством X.М.Поуэлла (H.M.Powel) в Сомервилле. Лето провела лето в Гейдельберге в лаборатории Виктора Гольдшмидта (Victor Goldschmidt, 1853–1933), другого специалиста в этой области. После окончания Сомервилл-колледжа в 1932 Кроуфут получила небольшую стипендию, которая вместе с финансовой поддержкой со стороны тети позволила ей провести работу в Кембриджском университете с выдающимся физиком Джоном Десмондом Берналом (John Desmond Bernal, 1901–1971). Бернал тогда занимался анализом молекул стероидов. Ее сотрудничество с Берналом привело к решающим достижениям на первом этапе исследований в области рентгеноструктурного анализа кристаллов глобулярных белков. Этот период начинается с их успеха в 1934, когда они разработали метод анализа монокристаллов белка, погруженных в маточный раствор. В 1935 Кроуфут вернулась в Оксфорд, где была сначала наставником. Получив с помощью Р.Робинсона (Нобелевский лауреат, 1947) субсидию на приобретение рентгеновского аппарата, Кроуфут занялась анализом йодхолестерина. За эту работу, которая, по словам У.Г.Брэгга, служит примером применения физического метода к определению сложных пространственных структур в органической химии, она в 1937 году получила докторскую степень. Бернал писал: «Ее успех заставил ее старого профессора сэра Роберта Робинсона сказать, что теперь о структуре молекул гораздо больше можно узнать на основе рентгеноструктурного анализа, а химики должны заниматься своим делом – синтезом веществ». В 1937 Кроуфут вышла замуж за Томаса Л.Ходжкина (Thomas L.Hodgkin), сына оксфордского историка, потомка врача Томаса Ходжкина (Thomas Hodgkin, 1798–1866), в честь которого названа болезнь Ходжкина (лимфогрануломатоз). Через три года после начала Второй мировой войны Кроуфут-Ходжкин приступила к изучению пенициллина и успешно решила ее в 1949, определив молекулярную структуру этого антибиотика. В 1948 году она применила рентгеноструктурный анализ для изучения витамина В12 и окончательно определила молекулярную структуру этого сложного по строению вещества в 1956. В 1956 году стала лектором по курсу рентгеновской кристаллографии. В 1958 ее лаборатория переехала из разбросанных в разных местах комнат в университетский Музей естественной истории – в современное здание, построенное с учетом требований химической науки. Кроуфут-Ходжкин получила Нобелевскую премию в 1964 «за определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ». Далее она продолжила начатые ею еще в 1930-х исследования инсулина и в 1972 закончила анализ Zn-инсулина. Работа над структурой этой сложной молекулы, которая содержит почти 800 атомов (витамин В12 состоит из 90 атомов), была дополнительно усложнена тем, что инсулин кристаллизуется с образованием нескольких форм. Затем Кроуфут-Ходжкин выясняла роль витамина В12 в организме и модификацировала его молекулы для изменения физиологических свойств. Ею были изучены лактоглобулин, пепсин, гемоглобин, растительные глобулины. Между 1960 и 1977 она занимала пост профессора-исследователя Лондонского королевского общества. С 1977 по 1982 – член совета Вольфсон-колледжа в Оксфорде. Почетный ректор (1970–1988) Бристольского университета, а с 1975 – президент Пагуошского движения. Кроуфут-Ходжкин оставалась активным сотрудником лаборатории, заявляя: «Существует еще немало сложных кристаллов, которые бросают нам вызов». Умерла в Шипстон на Стоуре 29 июля 1994 года. Сочинения: Рентгеноструктурный анализ и строение в сборнике: Аминокислоты и перевод с. английского, Москва, 1952.

 (544x699, 96Kb)
1910
Джульетта Симионато (Simionato)
итальянская певица (меццо-сопрано). Ученица Э.Лукателло и Дж.Палумбо. Оперный дебют прошёл в 1927 на сцене венецианского Teatro Sociale. Карьера певицы продолжалась до 1966. Она выступала на сценах театров Лондона и Парижа, Берлина и Мюнхена, Брюсселя и Вены, Чикаго и Нью-Йорка, Мехико и Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро и Сан-Франциско. Участвовала в оперных фестивалях в Вероне, Эдинбурге, Зальцбурге... Основу репертуара певицы составляли оперы итальянских композиторов (Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Масканьи, Чилеа...), французских авторов (Берлиоза, Бизе), мастеров барокко и классицизма (Генделя, Глюка, Моцарта и др.).



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку