-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


29 февраля родились...

Среда, 29 Февраля 2012 г. 00:06 + в цитатник
Tizian_083b (618x700, 252Kb)
1468
Павел III (латинское имя - Paulus PP III; в миру - Алессандро Фарнезе, итальянское имя - Alessandro Farnese)
папа римский с 13 октября 1534 по 10 ноября 1549. Алессандро Фарнезе, родился в 1468. Посещал лекции гуманиста Помпония Лета. В возрасте 25 лет, не имея духовного сана, был назначен папой Александром VI кардиналом и епископом сразу трёх епархий. Своей карьерой он был обязан сестре, Юлии Фарнезе, которая была любовницей папы Борджа. Юлий II наградил Алессандро четвёртым, а Климент VII — пятым епископством. Кардинал Фарнезе имел четырёх детей: трёх сыновей, признанных позднее папской курией законными, и дочь Констанцию, которую выдал замуж за герцога Сфорца из Милана. В 45 лет кардинал Фарнезе принял священнический сан и занялся политическими проблемами. Пребывание Павла III на престоле св. Петра было самым продолжительным в XVI ст. (15 лет и 29 дней). Конклав, который избрал его папой, оценил его дипломатические способности. Кардиналы рассчитывали, что опытный в политических делах Фарнезе сможет умело маневрировать между Францией и Габсбургами. Начало его понтификата не указывало на то, что он намерен провести реформу обычаев папской курии. Непотизм также продолжал расцветать. Павел III назначил трех своих внуков кардиналами (двое из них были несовершеннолетними), а сыну, Пьетро Луиджи, доверил должность гонфалоньера (хорунжего, знаменосца) Церкви. Папа приложил также большие старания, чтобы отстроить разрушенную столицу Святого Петра. На международной арене предпринятые Павлом III осторожные дипломатические шаги привели к заключению на несколько лет соглашения между Францией и империей, но попытки организовать крестовый поход против турок окончились неудачей. Несомненной заслугой папы было назначение кардиналами (кроме своих непотов) многих выдающихся государственных мужей — решительных сторонников реформы Церкви. В первой половине XVI в. папизм в ряде западноевропейских государств потерпел ряд поражений. Даже в среде итальянского духовенства, в частности в папских кругах, замечалась тревога. В связи с ростом лютеранских идей в Италии папа Павел III в 1536 г. издал буллу, врывавшуюся в компетенцию государственной власти, угрожавшую отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившую духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду. В 1542 Павел III решил использовать опыт испанской инквизиции и буллой «Licet ab initio» папа учредил в Риме центральный инквизиционный трибунал с неограниченными правами. В 1540 г. Павел III буллой «Regiminis militantis ecclesiae» утвердил иезуитский орден с перечнем первых десяти его членов-основателей. Чтобы ещё более поднять пошатнувшийся в глазах мира авторитет папства, Павел III решил, что необходимо пойти на созыв вселенского собора. Одновременно с выдвижением идеи собора, созданием нового инквизиционного трибунала и воинствующего ордена иезуитов он стал вести наступательную политику в Италии в целях увеличения Папской области, понимая это в смысле упрочения в государстве своей фамилии Фарнезе. В 1545 г. отдал своему сыну Пьетро Луиджи в наследственное владение Парму и Пьяченцу, наградив его герцогским титулом. Павел III сделал своих младших сыновей (14 и 16 лет) членами кардинальской коллегии, высокими чиновниками папской канцелярии и обладателями богатейших епископий. Внук Павла III Оттавио Фарнезе, женившийся на внебрачной дочери Карла V, получил в наследственное владение герцогство Камерино, которое он уступил своему отцу Пьетро Луиджи, а сам получил герцогство Кастро. В 1545 был созван собор в Триденте (XIX Вселенский собор). На соборе были две партии: непримиримая папская и компромиссная, группировавшаяся вокруг Карла V и названная императорской. Эта партия полагала, что собор должен прежде всего рассмотреть причины распространения еретических учений, а также причины деморализации, вырождения и одичания духовенства и вообще всей церкви. Другая партия (папская) откладывала вопросы о ереси и деморализации церкви на неопределённое время и выставляла требование заняться немедленно догматическими проблемами и осудить те ошибочные толкования и святотатственные учения, которые так распространились странах протестантизма. Императорская партия настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц, паписты же были против этого. Они отвергали также мысль о ведении переговоров с еретиками-протестантами, как с равной стороной, чего недвусмысленно требовала императорская партия. Военные победы над протестантами открывали перед Карлом V возможность «реформировать» католицизм, добиваясь смягчения некоторых его злоупотреблений и усиления светской власти по отношению к Риму. Возможно, что на этот «компромиссный католицизм» пошла бы и значительная часть колебавшихся протестантов, если бы Тридентский собор пошёл на уступки. Но этих именно уступок боялся больше всего папа, и перевод собора в Болонью, куда не последовало немецкое духовенство, означал провал попыток к соглашению и компромиссу. Отныне в течение короткого времени было два собора, враждовавших между собой и не пользовавшихся авторитетом. Фактически Тридентский собор с 1547 до 1551 не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Болонский же собор, по существу бездействовавший, был распущен 17 сентября 1549 незадолго до смерти Павла III. В период его понтификата Микеланджело закончил свою фреску «Страшный суд», украшающую Сикстинскую капеллу. Николай Коперник подарил Павлу III свой бессмертный труд «Об обращениях небесных сфер». Папа поддерживал развитие всех наук, но больше всего он симпатизировал и доверял астрологам, с которыми советовался всякий раз, когда нужно было принимать важное решение. Перед смертью он признал самой большой своей ошибкой непотизм. Умер 10 ноября 1549 года.

Albrecht (468x700, 53Kb)
1528
Альбрехт V Великодушный (немецкое имя - Albrecht V)
герцог Баварии с 1550 года. Родился в Мюнхене, Герцогство Бавария. Сын герцога Баварии Вильгельма IV и Марии Баден-Шпонхеймской. В 1547 году Альбрехт женился на Анне Австрийской (1528—1590), дочери императора Фердинанда I. Целью союза было окончание политического соперничества между Австрией и Баварией. Из семи детей герцога выжили пятеро: Вильгельм V (1548—1626), герцог Баварии; Фердинанд (1550—1608), вступил в морганатический брак; Мария Анна (1551—1608), вышла замуж за Австрийского эрцгерцога Карла II; Максимилиана Мария (1552—1614); Эрнест (1554—1612), архиепископ и курфюрст Кёльна в 1583—1612. Альбрехт был опекуном детей его сестры Маргариты: Якобы Баденской, позднее герцогини Юлихской и Филиппа Баденского, позднее маркграфа Бадена-Бадена. После смерти отца в 1550 году он стал герцогом Баварии. Альберт получил образование в Ингольштадте у преподавателей-католиков. Он был одним из немногих немецких князей твердо стоящих на стороне католицизма и одним из руководителей немецкой контрреформации. Наблюдая серьёзную необходимость в церковной реформе, герцог принял помощь иезуитов. Именно в университете Ингольштадт, основанном Альбертом V, иезуиты впервые заняли серьёзные преподавательские должности. При нём колледжи появились в Ингольштадте, Аугсбурге и Мюнхене, особое влияние имел Пётр Канизий. Герцог принимал непосредственное участие в делах государственного управления, но был подвержен влиянию своих советников, среди которых на начальном этапе его правления были два католика, Георг Стокхаммер и Вигулеус Хундт. Последний играл важную роль в событиях, приведших к подписанию Пассауского договора в 1552 и Аугсбургского мира в 1555 году. Альберт предпринимал усилия чтобы сделать своего сына Эрнеста архиепископом-курфюрстом Кельна. Это осуществилось только после смерти Альберта, однако в течение последующих двух столетий этот пост занимали баварские Виттельсбахи. С 1560 года Альбрехт управлял также графством Глатц в качестве преемника своего дяди Эрнеста Зальцбургского, но продал его императору Максимилиану II в 1567 году. Альбрехт был любителем искусств, меценатом и коллекционером и сделал Мюнхен одним из культурных центров Европы. Книги его личной библиотеки послужили основой для Баварской государственной библиотеки в Мюнхене. Он имел огромную коллекцию греческого и римского антиквариата, картин и монет. Для хранения своей коллекции герцог отвел Антиквариум в Мюнхенской резиденции, ставший крупнейшим залом произведений искусства Ренессанса к северу от Альп. Он пригласил ко двору Орландо ди Лассо и покровительствовал многим другим творческим личностям, что повлекло за собой возникновение немалых долгов. Умер в Мюнхене 24 октября 1579 года. Альбрехт V был похоронен в Фрауэнкирхе (Мюнхен). Преемником стал его сын Вильгельм.

Esprit-Joseph-Antoine-Blanchard-$281696-1770$29-1767 (476x700, 183Kb)
1696
Эспри Жозеф Антуан Бланшар (Blanchard)
французский композитор. Родился в Перн-ле-Фонтен. Служил в церквах и соборах (в 1734—1738 — в Амьенском соборе), работал в версальской Королевской капелле (с 1761 — капельмейстер). Духовная музыка Бланшара продолжает традицию французского барокко.Скончался в Версале 19 апреля 1770 года.

shakers_ann_lee (620x700, 56Kb)
1736
Мать Анна Ли (Ann Lee)
английская основательница Американского Общества Шейкеров (American Society of Shakers; Объединённого Общества Верующих во Второе Пришествие Христа). В 1774 году, спасаясь от гонений, она эмигрировала из Англии в США, где поселилась в округе Олбани, штат Нью-Йорк. Религиозные обряды основанной ей секты сопровождались экстатическими танцами, или «тряской», благодаря чему в Англии их называли «трясущимися квакерами», а в Новом Свете — просто «трясунами» (шейкерами). Анна Ли родилась в Манчестере. 1 июня 1742 года в возрасте 6 лет она была частным образом крещена в городском кафедральном соборе. Ее отец, Джон Лис, днем работал кузнецом, а по ночам шил одежду. О ее матери известно очень мало за исключением того, что она была очень религиозной женщиной. Когда Анна подросла, она поступила работницей на хлопкопрядильную фабрику, потом была подмастерьем у шляпника (кроила мех) и поварихой в Манчестерском околотке. Еще с подросткового возраста Анну крайне смущали вопросы взаимоотношения полов и собственная сексуальность. Это отвращение к отношениям с мужчинами постепенно усиливалось и проявлялось в неоднократных попытках избежать замужества и остаться в девицах. В конечном итоге, отец заставил её выйти замуж за некоего Абрахама Стэнли. Венчание состоялось 5 января 1761 года в Манчестерском городском соборе. Анна была беременна восемь раз, но только четыре ребёнка появились на свет живыми, и ни один не прожил дольше шести лет. Все это еще более усугубило отвращение Анны к сексуальным отношениям. В ее религиозных убеждениях значительное место занимали целомудрие, отказ от брака и стремление к безгрешному совершенству во всех областях жизни. Она разошлась во взглядах с квакерами, которые, хотя и стремились к равноправию полов, считали допустимыми брак и сексуальные отношения. В 1758 Анна Ли примкнула к секте, основанной проповедником Джеймсом Уордли (Wardley) и его супругой Джейн. Эта группа стала предтечей будущей секты шейкеров. Она верила и учила своих последователей, что совершенной святости можно достичь путем отказа от сексуальных отношений. Как и супруги Уордли, она была убеждена, что тряска и дрожь во время собраний — это признак того, что грех изгоняется из тела верующего силой Святого Духа. Со временем она решила покинуть негостеприимную Англию, где ее неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму. Характерной особенностью последователей Анны Ли была вера в то, что эта женщина является воплощением всех совершенств Бога в женском обличье. Сама Анна — уникальный случай в истории — считала себя женским аналогом Иисуса Христа. Она утверждала, что для достижения совершенства мужчины и женщины должны не только почитать друг друга равными, но и жить раздельно, чтобы избежать любых искушений, могущих привести к нечистым поступкам. Анну часто называли «мужеподобной», поскольку большинство англичан и американцев не разделяли ее представлений о равенстве полов. Сама Анна сознавала революционность своих идей и говорила: «Мы [шейкеры] — люди, перевернувшие мир вверх дном». В годы революции она сохраняла нейтралитет, не поддерживая ни британцев, ни колонистов. Анна Ли и её сторонники в Манчестере стали на путь активной борьбы против грехов. Её стали посещать видения, и она приносила послания от Господа, в которых утверждалась необходимость целомудрия и покаяния, без чего невозможно было спасение на Земле. Публичные танцы и шумные манифестации приводили к арестам по обвинению в нарушении общественного порядка и богохульстве. Она описывала чудеса, которые спасали её от смерти, и сообщала о своих диспутах с четырьмя священнослужителями, которые она вела в течение 4-х часов на 72-х языках. В 1774 она вместе с мужем направилась в Америку, где через короткое время муж её покинул. С ней был также её брат Вильям Ли (1740—1784), племянница Нэнси Ли, племянник Джэёмс Уайттэкер (1751—1787), Джон Хокнелл (1723—1799), обспечивший средства для переезда, его сын Ричард и ещё два человека. 6 августа 1774 мать Анна Ли прибыла в Нью-Йорк, где пробыла около двух лет. В 1776 году Хокнелл смог приобрести землю в окрестности города Нискаюна (Niskayuna), около Олбани, где поселилась община шейкеров. Начиная с весны 1781 года мать Анна Ли и её последователи совершили миссионерскую поездку по штатам Массачусетс и Коннектикут. Поездка привела к появлению большого числа новообращённых. Однако местами шейкеров встречали разозлённые толпы местных жителей. После одной из таких атак Анна Ли не выдержала и заболела. Она умерла 8 сентября 1784 года в возрасте 48 лет в городе Уотервлиет штата Нью-Йорк.

Leo_von_Klenze_2 (544x700, 182Kb)
1784
Лео фон Кленце (немецкое имя - Leo von Klenze)
немецкий архитектор, художник и писатель. Считается выдающимся представителем классицизма, основатель стиля неогрек. Родился в городе Шладен. Первоначально обучался юриспруденции, но затем увлёкся архитектурой. Учился в Германии в мастерских Ф.В.Хирта и Ф.Жилли (Берлин), затем во Франции (Париж) у Ш.Персье и Ф.В.Фонтена. Совершил поездку по Италии, что дало ему возможность ознакомиться с античными образцами и произведениями стиля Ренессанс; был придворным архитектором Жерома Бонапарта в Касселе (1808—1813). Первая его самостоятельная постройка — дворцовый театр в замке Вильгельмсхоэ (Кассель), выполненный по заказу Жерома Бонапарта в 1809—1810 гг. В 1828—1830 гг. театр был переделан в бальный зал. В 1815 г. по заказу Евгения Богарне завершил перестройку замка Исманинг в Баварии. С разгромом наполеоновской империи фон Кленце перешёл на службу баварского двора. В 1816 году он выигрывает конкурс на постройку Глиптотеки в Мюнхене, после чего становится придворным архитектором баварского короля Людвига I и превращает город в «новые Афины». По заказу Людвига Баварского фон Кленце выстроил в Мюнхене ансамбль Кёнигсплац, Глиптотеку (1816—1830), Пинакотеку, 1826—1836, Пантеон на лугу Терезии, (1833—1853), Пропилеи (1646—1860), королевский дворец, Мариенкирхе, здание Военного министерства, ряд дворцов и жилых зданий. Под Регенсбургом он возводит «Зал Славы» — Вальхаллу (1830—1846), а над Кельхаймом — «Зал Освобождения» -Бефрайунгсхалле. Умер в Мюнхене 27 января 1864 года. Похоронен на Старом южном кладбище в Мюнхене. Произведения: Глиптотека в Мюнхене; Валгалла, Регенсбург; Парк Нимфенбург, Мюнхен; Зал освобождения над Кельхаймом; «Зал освобождения»( немецкое название - Befreiungshalle) со стороны Дуная; Пантеон на лугу Терезии в Мюнхене. Перед ним - статуя «Бавария». «Императорский музеум» (1839—1852), получивший впоследствии название «Новый Эрмитаж», стал первым в России зданием, специально предназначенным для хранения и публичной демонстрации художественных коллекций. Необходимость в таком здании стала особенно очевидной после пожара в Зимнем дворце в декабре 1837 года. К тому же в Европе был получен положительный опыт постройки и эксплуатации зданий такого типа, построенных к тому времени в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Кленце, как архитектор, был хорошо известен в России, что подтверждается избранием его в 1834 году почётным вольным общником Академии художеств. А после того, как император Николай I в 1838 году посетил Мюнхен и лично познакомился с творчеством крупнейшего строителя современных музеев , именно Кленце был заказан проект здания. Колонна Конституции (немецкое название - Konstitutionssдule) была сооружёна по проекту Лео фон Кленце в 1821-1828 годах в память о десятилетнем юбилее дарования Баварии конституции королём Максимилианом Иосифом. Заказчиком сооружения был граф Франц Эрвайн фон Шёнборн (немецкое имя - Graf Franz Erwein von Schцnborn), находившийся в дружеских отношениях с будущим королём Людвигом, который, еще кронпринцем, заложил первый камень в основание памятника. Памятник освящён в присутствии короля. Высота полой колонны составляет 32 метра. Колонна Конституции установлена на возвышенности в километре от нижнефранконского селения Гайбах (немецкое название - Gaibach, ныне в составе города Фолькаха в округе Китцинген). Обращение фон Кленце к античным греческим образцам, по крайней мере, в 1830-е годы, было продиктовано «семейными» мотивами Людвига: его второй сын Оттон в 1833 стал первым королём независимой Греции. В Регенсбурге фон Кленце построил Валгаллу, пантеон великим немцам в форме греческого храма (1830—1842). В 1839—1852 по его проекту выстроен Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Градостроительные работы Кленце в Мюнхене (с 1816) и Афинах (1839—1851) отличаются торжественной, строгой регулярностью. Именем Лео Кленце названа учреждённая в 1996 г. награда правительства Баварии за достижения в архитектуре и градостроительстве (Leo-von-Klenze-Medaille). Литература: Кириков, Б.М. Петербург немецких архитекторов от барокко до авангарда / Б.М.Кириков, М.С.Штиглиц. — Санкт-Петербург: Чистый лист, 2002. — ISBN 5-901528-04-2; Пунин, А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века / А.Л.Пунин. — Ленинград: Лениздат, 1990. — ISBN 5-289-00602-8; Hederer О., Leo von Klenze, Mьnch., 1964.

Zhikharev_Stepan (631x700, 547Kb)
1788
Степан Петрович Жихарев
русский писатель, драматург-переводчик, мемуарист; тамбовский дворянин. Родился в Данковском уезде Рязанской губернии. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни — председателем Театрально-литературного комитета в Санкт-Петербурге. Несмотря на всё желание стать писателем, Жихареву это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но ставившиеся на сцене, были крайне слабы. Не имели успеха и немногочисленные опубликованные стихотворные произведения. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком. Так, в 1809 он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в переводе «Заиры» Вольтера, посещал встречи кружка «Беседы», впоследствии стал членом «Арзамаса» под прозвищем Громобоя (1815). Интерес представляет его посмертные труды: это — «Записки современника», делящиеся на две части, «Дневник студента» (1805—1807) и «Дневник чиновника» (1807—1817) — читаются они с большим интересом. Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пёстрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат наблюдательности автора. Помимо того, ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов — и екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи XIX века, во всех сферах общества. Жихарев особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Жихарева ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор каким-то образом примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, «арзамасец» был в душе скорее приверженцем «Беседы». «Записки современника», разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (Москва, 1890); «Воспоминания старого театрала» были напечатаны в «Отечественных записках» (1854, том XCVI). Значительная часть записок Жихарева осталась в рукописи, хотя их местонахождения неизвестно. Скончался в Санкт-Петербурге 12 сентября 1860 года.

Rossini-portrait-0 (519x700, 50Kb)
1792
Джоакинно Россини (итальянское имя - Gioachino Antonio Rossini)
итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился в Пезаро, в семье городского трубача (глашатая) и певицы. Очень рано полюбил музыку, в особенности пение, но заниматься серьезно начал только в 14 лет, поступив в Музыкальный лицей в Болонье. Там он изучал игру на виолончели и контрапункт вплоть до 1810, когда первое заслуживающее упоминания сочинение Россини – одноактная опера-фарс Вексель на брак (La cambiale di matrimonio, 1810) – была поставлена в Венеции. За ней последовал ряд опер того же типа, среди которых две – Пробный камень (La pietra del paragone, 1812) и Шелковая лестница (La scala di seta, 1812) – до сих пор пользуются популярностью. Наконец в 1813 Россини сочинил две оперы, которые обессмертили его имя: Танкред (Tancredi) по Тассо и затем двухактную оперу-буффа Итальянка в Алжире (L'italiana in Algeri), триумфально принятую в Венеции, а затем и во всей Северной Италии. Молодой композитор попробовал сочинить несколько опер для Милана и Венеции, но ни одна из них (даже сохранившая свое обаяние опера Турок в Италии, Il Turco in Italia, 1814) – своего рода «пара» к опере Итальянка в Алжире) не имела успеха. В 1815 Россини вновь сопутствовала удача, на этот раз в Неаполе, где он подписал контракт с импресарио театра «Сан-Карло». Речь идет об опере Елизавета, королева Английская (Elisabetta, regina d'Inghilterra), виртуозном сочинении, написанном специально для Изабеллы Кольбран, испанской примадонны (сопрано), пользовавшейся расположением неаполитанского двора и любовницы импресарио (несколько лет спустя Изабелла стала женой Россини). Затем композитор отправился в Рим, где собирался написать и поставить несколько опер. Второй из них стала опера Севильский цирюльник (Il Barbiere di Siviglia), впервые поставленная 20 февраля 1816. Провал оперы на премьере оказался столь же громким, как и ее триумф в будущем. Возвратившись, в соответствии с условиями контракта, в Неаполь, Россини поставил там в декабре 1816 оперу, которая, пожалуй, была наиболее высоко оценена современниками, – Отелло по Шекспиру: в ней есть действительно прекрасные фрагменты, но произведение испорчено либретто, исказившим трагедию Шекспира. Следующую оперу Россини сочинил опять для Рима: его Золушка (La cenerentola, 1817) впоследствии благосклонно принималась публикой; премьера же не давала никаких оснований для предположений о будущем успехе. Однако Россини пережил неудачу гораздо спокойнее. В том же 1817 он ездил в Милан для постановки оперы Сорока-воровка (La gazza ladra) – изящно оркестрованной мелодрамы, сейчас практически забытой, если не считать великолепной увертюры. По возвращении в Неаполь Россини поставил там в конце года оперу Армида (Armida), которая была тепло принята и до сих пор оценивается гораздо выше, чем Сорока-воровка: при воскрешении Армиды в наше время все еще ощущается нежность, если не сказать – чувственность, которую излучает эта музыка. За следующие четыре года Россини ухитрился сочинить еще десяток опер, в основном не особенно интересных. Однако до расторжения контракта с Неаполем он подарил городу два выдающихся произведения. В 1818 написал оперу Моисей в Египте (Mosé in Egitto), которая вскоре завоевала Европу; по сути дела, это род оратории, здесь примечательны величественные хоры и прославленная «Молитва». В 1819 Россини представил Деву озера (La donna del lago), которая имела успех несколько более скромный, но содержала очаровательную романтическую музыку. Когда в конце концов композитор уехал из Неаполя (1820), он взял с собой Изабеллу Кольбран и женился на ней, однако в дальнейшем их семейная жизнь протекала не слишком счастливо. В 1822 Россини в сопровождении жены впервые покинул Италию: он заключил договор со своим старым другом, импресарио театра «Сан-Карло», который теперь стал директором Венской оперы. Композитор привез в Вену свою последнюю работу – оперу Зельмира (Zelmira), завоевавшую автору беспрецедентный успех. Правда, некоторые музыканты, во главе с К.М.фон Вебером резко критиковали Россини, но другие, и среди них Ф.Шуберт, давали благоприятные оценки. Что касается общества, то оно безоговорочно приняло сторону Россини. Наиболее примечательным событием поездки Россини в Вену стала его встреча с Бетховеном, о которой он позже вспоминал в разговоре с Р.Вагнером. Осенью того же года композитора вызвал в Верону сам князь Меттерних: Россини должен был почтить кантатами заключение Священного союза. В феврале 1823 он сочинил для Венеции новую оперу – Семирамиду (Semiramida), от которой ныне осталась в концертном репертуаре только увертюра. Как бы то ни было, Семирамида может быть признана кульминацией итальянского периода в творчества Россини, хотя бы потому, что это была последняя опера, сочиненная им для Италии. Более того, Семирамида с таким блеском прошла и в других странах, что после нее репутация Россини как крупнейшего оперного композитора эпохи уже не подвергалась никаким сомнениям. Недаром Стендаль сравнивал триумф Россини на поприще музыки с победой Наполеона в битве при Аустерлице. В конце 1823 Россини оказался в Лондоне (где пробыл полгода), а перед этим провел месяц в Париже. Композитора гостеприимно встретил король Георг VI, с которым он пел дуэты; Россини был нарасхват в светском обществе как певец и аккомпаниатор. Самым важным событием того времени стало получение приглашения в Париж в качестве художественного руководителя оперного театра «Театр Итальен». Значение этого контракта, во-первых, в том, что он определил место жительства композитора до конца его дней, а во-вторых, в том, что он подтверждал абсолютное превосходство Россини как оперного композитора. Надо помнить, что Париж был тогда центром музыкальной вселенной; приглашение в Париж являлось для музыканта самой высокой честью, какую только можно было себе представить. Россини приступил к своим новым обязанностям 1 декабря 1824. По-видимому, ему удалось улучшить управление Итальянской оперой, в особенности в части ведения спектаклей. С большим успехом прошли представления двух ранее написанных опер, которые Россини радикально переработал для Парижа, а самое главное, он сочинил очаровательную комическую оперу Граф Ори (Le comte Ory). (Она имела, как и следовало предполагать, огромный успех при возобновлении в 1959.) Следующим произведением Россини, появившимся в августе 1829, стала опера Вильгельм Телль (Guillaume Tell), сочинение, которое обычно считают крупнейшим достижением композитора. Признаваемая исполнителями и критиками абсолютным шедевром, эта опера тем не менее никогда не возбуждала такого энтузиазма у публики, как Севильский цирюльник, Семирамида или даже Моисей: рядовые слушатели считали Телля оперой чересчур длинной и холодной. Однако нельзя отрицать, что второй акт содержат прекраснейшую музыку, и к счастью, эта опера не исчезла полностью из современного мирового репертуара и слушатель наших дней имеет возможность вынести о ней собственное суждение. Заметим только, что все созданные во Франции оперы Россини написаны на французские либретто. После Вильгельма Телля Россини не написал больше ни одной оперы, и в последующие четыре десятилетия создал только две значительные композиции в других жанрах. Излишне говорить, что подобное прекращение композиторской деятельности в самом зените мастерства и славы – уникальное явление в истории мировой музыкальной культуры. Предлагалось множество разнообразных объяснений этому феномену, но, конечно, никто не знает полной истины. Одни говорили, что уход Россини был вызван его неприятием нового парижского оперного кумира – Дж.Мейербера; другие указывали на обиду, которую нанесли Россини действия французского правительства, пытавшегося после революции в 1830 расторгнуть контракт с композитором. Упоминалось и ухудшение самочувствия музыканта и даже его якобы невероятная лень. Возможно, сыграли роль все упомянутые факторы, кроме последнего. Следует учесть, что, покидая Париж после Вильгельма Телля, Россини имел твердое намерение приняться за новую оперу (Фауст). Известно также, что он продолжал и выиграл шестилетний судебный процесс против французского правительства по поводу своей пенсии. Что касается состояния здоровья, то, пережив потрясение в связи с кончиной любимой матери в 1827, Россини действительно ощущал недомогание, сначала не очень сильное, но позже прогрессировавшее с угрожающей быстротой. Все остальное – это более или менее правдоподобные домыслы. В течение следующего за Теллем десятилетия Россини, хотя и оставивший за собой квартиру в Париже, жил в основном в Болонье, где надеялся найти покой, необходимый после нервного напряжения предшествующих лет. Правда, в 1831 он съездил в Мадрид, где появилась ныне широко известная Stabat Mater (в первой редакции), а в 1836 – во Франкфурт, где встретился с Ф.Мендельсоном и благодаря ему открыл для себя творчество И.С.Баха. Но все же именно Болонья (не считая регулярных поездок в Париж в связи с тяжбой) оставалась постоянным местопребыванием композитора. Можно полагать, что в Париж его призывали не только судебные дела. В 1832 Россини познакомился с Олимпией Пелиссье. Отношения Россини с женой уже давно оставляли желать лучшего; в конце концов супруги решили расстаться, и Россини женился на Олимпии, котораяя стала хорошей женой для больного Россини. Наконец, в 1855, после скандала в Болонье и разочарования от Флоренции, Олимпия убедила мужа нанять экипаж (он не признавал поездов) и отправиться в Париж. Очень медленно его физическое и душевное состояние начало улучшаться; к нему вернулась доля если не веселости, то остроумия; музыка, которая была запретной темой в течение многих лет, опять стала приходить ему на ум. 15 апреля 1857 – именины Олимпии – стало своего рода поворотным пунктом: в этот день Россини посвятил жене цикл романсов, которые сочинял втайне от всех. За ним последовал ряд небольших пьес – Россини называл их Грехи моей старости; качество этой музыки не требует комментариев для поклонников Волшебного магазинчика (La boutique fantasque) – балета, для которого пьесы послужили основой. Наконец, в 1863 появилось последнее – и по-настоящему значительное – произведение Россини: Маленькая торжественная месса (Petite messe solennelle). Эта месса – не очень торжественная и совсем не маленькая, но прекрасная по музыке и проникнутая глубокой искренностью, что и привлекло к сочинению внимание музыкантов. Россини скончался в Пасси, Франция, 13 ноября 1868 года и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Через 19 лет по просьбе итальянского правительства гроб с телом композитора перевезли во Флоренцию и захоронили в церкви Санта Кроче рядом с прахом Галилея, Микеланджело, Макиавелли и других великих итальянцев. Оперы: «Брачный вексель» (La Cambiale di Matrimonio) — 1810; «Странный случай» (L’equivoco stravagante) — 1811; «Деметрий и Полибий» (Demetrio e Polibio) — 1812; «Счастливый обман» (L’inganno felice) — 1812; «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара» (Ciro in Babilonia (La caduta di Baldassare)) — 1812; «Шёлковая лестница» (La scala di seta) — 1812; «Пробный камень» (La pietra del paragone) — 1812; «Случай делает вором» (L’occasione fa il ladro (Il cambio della valigia)) — 1812; «Синьор Брускино» (Il Signor Bruschino (or Il figlio per azzardo)) — 1813; «Танкред» (Tancredi) — 1813; «Итальянка в Алжире» (L’Italiana in Algeri) — 1813; «Аврелиан в Пальмире» (Aureliano in Palmira) — 1813; «Турок в Италии» (Il Turco in Italia) — 1814; «Сигизмунд» (Sigismondo) — 1814; «Елизавета, королева Английская» (Elisabetta regina d’Inghilterra) — 1815; «Торвальд и Дорлиска» (Torvaldo e Dorliska) — 1815; «Альмавива, или Напрасная предосторожность» (Севильский цирюльник)(Almaviva (ossia L’inutile precauzione (Il Barbiere di Siviglia))) — 1816; «Газета» (La gazzetta (Il matrimonio per concorso)) — 1816; «Отелло, или Венецианский мавр» (Otello o Il moro di Venezia) — 1816; «Золушка, или Торжество добродетели» (La Cenerentola o sia La bontа in trionfo) — 1817; «Сорока-воровка» (La gazza ladra) — 1817; «Армида» (Armida) — 1817; «Аделаида Бургундская, или Оттон, король Италии» (Adelaide di Borgogna or Ottone, re d’Italia) — 1817; «Моисей в Египте» (Mosи in Egitto) — 1818; «Адина, или Калиф Багдадский» (Adina or Il califfo di Bagdad) — 1818; «Риччардо и Зораида» (Ricciardo e Zoraide) — 1818; «Гермиона» (Ermione) — 1819; «Эдуард и Кристина» (Eduardo e Cristina) — 1819; «Дева озера» (La donna del lago) — 1819; «Бьянка и Фальеро» («Совет трёх») (Bianca e Falliero (Il consiglio dei tre)) — 1819; «Магомет второй» (Maometto secondo) — 1820; «Матильда ди Шабран, или Красота и Железное Сердце» (Matilde di Shabran, or Bellezza e Cuor di Ferro) — 1821; «Зельмира» (Zelmira) — 1822; «Семирамида» (Semiramide) — 1823; «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия»» (Il viaggio a Reims (L’albergo del giglio d’oro)) — 1825; «Осада Коринфа» (Le Siиge de Corinthe) — 1826; «Моисей и фараон, или Переход через Красное море» (Moпse et Pharaon (Le passage de la Mer Rouge) — 1827 (переработка «Моисея в Египте»); «Граф Ори» (Le Comte Ory) — 1828; «Вильгельм Телль» (Guillaume Tell) — 1829. Другие музыкальные произведения: Il pianto d’armonia per la morte d’Orfeo; Petite Messe Solennelle; Stabat Mater; Cats Duet (attr.) — приписывается; Bassoon concerto; Messa di Gloria. Литература: Бронфин Е. Джоаккино Россини. — Москва, 1973; Джоаккино Россини: современные аспекты исследования творческого наследия / Под редакцией М.Черкашиной. — Киев, 1993; Россини Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания. — Ленинград, 1968.

Hermann Hirschbach (556x700, 69Kb)
1812
Герман Гиршбах (Hermann Hirschbach)
немецкий композитор. Родился в Берлине. Ученик Бирнбаха, в 1843—1845 издавал в Лейпциге журнал "Musikalisch-kritisches Refertorium" и возбудил своей чрезмерно резкой критикой такую ненависть к себе, что вынужден был прекратить свою публицистическую деятельность. Гиршбах был весьма плодовитым и своеобразным композитором; он написал 13 струн. квартетов ("Lebensbilder", op. 1 и пр.); 2 струн. квинтета с 2 альтами; 2 таких же с 2 виолончелями, 2 квинтета с кларнетом и валторной; септет, октет, 14 симфоний ("Lebenskдmpfe", "Erinnerungen an die Alpen", "Fausts Spaziergang" и пр.), увертюры ("Gцtz von Berlichingen", "Hamlet", "Julius Cдsar" и пр.) и две оперы: "Das Leben ein Traum" и "Othello". Гиршбах требовал от каждого музыкального произведения характерности в смысле соответствия идее, представляемой себе композитором. Умер в Голисе близ Лейпцига 19 мая 1888 года.

JohnPhilipHolland (527x700, 96Kb)
1840
Джон Филип Холланд (John Philip Holland)
американский инженер, изобретатель, строитель подводных лодок. Джон Филип Голланд родился в Лисканноре (графство Клэр, Ирландия), в семье Джона Голланда и ирландки Мэйре Ни Сканнлайн (ирл. Mбire Nн Scannlбin), английский язык он освоил только после того, как поступил в местную англоговорящую Национальную школу. В 1858 году вступил в орден Ирландских христианских братьев, в деревне Эннистимон. Затем Джон переехал в Лимерик, где начал работать учителем. В дальнейшем, он преподавал во множестве мест, в том числе в Северном монастыре, что в графстве Корк. В 1873 году Джон Филип эмигрировал в США, где сперва устроился в инженерную компанию, однако спустя небольшое время продолжил работать учителем, на этот раз в католической школе в Патерсоне, Нью-Джерси. В 1875 году он построил свою первую маленькую подводную лодку, управляемую одним человеком с помощью ножного привода. Проект был предложен американскому флоту, но был признан неосуществимым, и изобретатель получил отказ. В 1877 и 1879 годах им были построены новые лодки с бензиновым двигателем. В 1883 году учредил компанию Holland torpedo-boat company. В течение многих лет Голланд продолжал работать над проектами подводных лодок, постепенно улучшая их. Наконец построенная им в 1897 году лодка после длительных проверок была куплена флотом США и в 1900 году вступила в строй под названием USS Holland (SS-1), став первой подводной лодкой американского флота. Лодка имела водоизмещение 100 тонн, 1 винт, бензиновый двигатель Отто Дейца на 160 лошадиных сил для надводного хода и электромотор в 70 л.с. для подводного хода, была вооружена одним торпедным аппаратом с тремя торпедами. Скорость надводного хода составляла 9 узлов, подводного — 7 узлов. Район плавания над водой — 200 миль, под водой — 30 миль. Запас воздуха позволял экипажу провести под водой 12 часов. Кроме американского флота, лодки Голланда были приобретены флотами России, Англии, Японии, Нидерландов и Австро-Венгрии. В последующие годы Голланд построил несколько более совершенных типов лодок, водоизмещением в 280, 400 и 500 тонн. Умер в Ньюарке (штат Нью-Джерси) 12 августа 1914 года. Патенты Голланда: U.S. Patent 239 046 Screw Propeller; U.S. Patent 337 000 Hydrocarbon Engine; U.S. Patent 472 670 Submergible; U.S. Patent 491 051 Submarine Gun; U.S. Patent 492 960 Steering Apparatus; U.S. Patent 522 177 Submarine Boat; U.S. Patent 537 113 Submerigible Boat; U.S. Patent 681 221 Submarine Boat; U.S. Patent 681 222 Submarine Boat; U.S. Patent 683 400 Submarine Boat; U.S. Patent 684 429 Visual Indicator; U.S. Patent 693 272 Auto Dive Mechanism; U.S. Patent 694 153 Auto Ballast; U.S. Patent 694 154 Submarine Boat; U.S. Patent 694 643 Submarine Boat; U.S. Patent 696 971 Firing Valve; U.S. Patent 696 972 Submarine Boat; U.S. Patent 702 728 Submarine Boat; U.S. Patent 702 729 Submarine Boat; U.S. Patent 706 561 Submarine Boat; U.S. Patent 708 552 Submarine Gun; U.S. Patent 708 553 Submarine Boat; U.S. Patent 815 350 Submarine Boat.

Hollerith (485x700, 63Kb)
1860
Герман Холлерит (Herman Hollerith, иногда по-русски применяется написание Голлерит)
американский инженер и изобретатель немецкого происхождения. Известен как создатель электрической табулирующей системы. Холлерит родился в городе Буффало (США) в семье немецких иммигрантов. В 1879 г. он окончил Горную школу при Колумбийском университете и стал ассистентом профессора У. Трубриджа (W.P. Troubridge) сначала в Колумбийском Университете, а затем и в Бюро по переписи населения (англ. U.S. Census Bureau), сотрудником которого был этот профессор. В 1882 г. Холлерит начал преподавание в Массачусетском Технологическом институте, а в 1884 г. перешёл на работу в Патентное ведомство США. В 1880-х годах изобретатель разработал оборудование для работы с перфокартами (Патенты США 395781, 395782 и 395783), которое имело значительный успех при переписях населения США в 1890-м и 1900-м г. В 1890 г. Холлерит в Колумбийском Университете защитил диссертацию PhD: Hollerith, Herman, In connection with the electric tabulation system which has been adopted by U.S. government for the work of the census bureau. Ph.D. dissertation, Columbia University School of Mines (1890). (К вопросу об электрической табулирующей системе, которая была приспособлена правительством США для работ Бюро по переписи населения). Герман Холлерит вошёл в историю как создатель электрической табулирующей системы (Hollerith Electric Tabulating System). В 1896 Холлерит создал компанию TMC (Tabulating Machine Company) для продвижения своих табулирующих машин. В 1911 он продал свою компанию, и она вошла в промышленный конгломерат C-T-R, созданный предпринимателем Чарльзом Флинтом. В 1924 C-T-R была переименована в IBM. В языке Фортран текстовая константа (строка) иногда называется «холлеритова константа». Скончался 17 ноября 1929 года.

1864
Йосеф Сватоплук Махар (Machar)
чешский поэт. Родился в Колине, в семье мастерового-мукомола. Учился в пражских гимназиях (1878—1886). В 1889—1919 служил чиновником в Вене. В 1919—1824 генеральный инспектор чехословацкой армии. Творчество М. на переломе веков выразило разочарованность индивидуалистически настроенной интеллигенции в чешской и европейской действительности; в чешском искусстве той поры, осложненном влиянием символизма, Махар представлял реалистическую линию развития, способствуя сближению поэзии с жизнью. С иронией и сарказмом поэт обличал феодально-монархическое государство, критиковал ханжескую буржуазную мораль: сборники "Confiteor 1—3" (1887—1892), "Здесь бы розам цвести" (1894), роман в стихах "Магдалена" (1894), сборники политической лирики "Tristium Vindobona 1—20" (1893), "Голгофа" (1901), "Сатирикон" (1904), "На злобу дня" (1935) и другие. В поисках идеала Махар обращался к античности, рассматривая эпоху христианства как период упадка человеческой культуры (поэтические циклы "Совесть веков", части 1—9, 1906—1926, и др.). Автор воспоминаний "Исповедь литератора" (1902), антиклериканские публицистические сочинения ("Рим", 1907; "Античность и христианство", 1919, и другие). В годы буржуазной республики Махар во многом отошел в своем творчестве от прогрессивных традиций литературы. Умер в Праге 17 марта 1942 года. Сочинения: Bбsn, Praha, 1954. Литература: Peat Z., J.S.Machar bбsnнk, Praha, 1959.

1876
Theodore 'Theo' Hardeen
фокусник.

1880
Исаак Юльевич (Юдкович) Шёнберг
выдающийся английский изобретатель одной из первых систем телевидения высокой четкости (1936). За свои заслуги в области телевидения в 1962 году был возведен в рыцарское достоинство. А до того как он эмигрировал в Англию в 1914 году, Шенберг занимался строительством первых радиостанций в России. Его младший сын Дэвид стал известным физиком-экспериментатором, профессором в Кавендишской лаборатории. Родился в Пинске. По окончании в 1904 году Киевского политехнического института Исаак приехал в Петербург и на протяжении десяти лет (1905-1914) работал главным инженером Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТИТ), занимался строительством и оборудованием первых радиостанций в России. Это общество имело давние партнерские связи с английской фирмой «Маркони», куда в 1911 году по делам РОБТИТ и отправился впервые Шёнберг. Там, в Лондоне, он сумел оценить перспективу занятий наукой и изобретательством, и через три года - в 1914 году – вместе с семьей переехал в Великобританию, рассчитывая там серьезно заняться математикой и планируя прожить в этой стране несколько лет. В возрасте 34 лет Шёнберг поступил в Королевский научный колледж. С началом Первой мировой войны финансовое состояние Исаака Шёнберга ухудшилось, он вынужден был оставить учебу в колледже и зарабатывать на жизнь. Сначала он заведовал патентным отделом компании «Маркони», но вскоре ему предложили возглавить патентную службу фирмы «Коламбиа Компани», которая вначале создавала и выпускала аппаратуру звукозаписи, а затем занялась разработкой первых телевизионных систем. В начале 1930-х годов Шенберг сделал ряд оригинальных изобретений в области телевизионной техники: он стал автором передающей трубки - эмитрона, придумал способ компенсации паразитных сигналов передающих трубок. В 1936 году впервые в мире он разработал и внедрил многострочную (405 строк разложения) систему электронного телевидения, которая функционировала в Англии до середины 1980-х годов. Вместе со своей группой Исаак Шёнберг разработал новую передающую трубку - суперэмитрон, которая имела чувствительность в десять раз большую, чем ее предшественница. С помощью этой трубки впервые в Великобритании была осуществлена первая внестудийная передача. Новая телевизионная система Шёнберга была крупным техническим и технологическим достижением своего времени. Заслуги изобретателя получили признание не только в Англии, но и в США, Франции, Италии и других странах. В 1954 году Исаак Шёнберг был награжден престижной медалью Фарадея. Его научные достижения отмечены английской королевой: талантливый изобретатель получил право именоваться сэром. Умер 25 июля 1963 года. Из детей ученого только его младший сын Дэвид стал известным физиком-экспериментатором, профессором в Кавендишской лаборатории.

1884
Альфред Сендрей (собственное имя - Аладар)
Венгерский и американский дирижер, композитор, музыковед. Родился в Будапеште. Скончался в Лос-Анджелесе 3 марта 1976 года.

1896
Всеволод Алексеевич Вербицкий
русский советский актёр. Народный артист РСФСР (1948). С 1916 - в труппе МХАТа. Играл роли: Тальберг и Шервинский ("Дни Турбиных" Булгакова), Бенкендорф ("Последние дни" Булгакова), князь Дулебов ("Таланты и поклонники" Островского), Бирон ("Елизавета Петровна" Смолина), Курчаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Барон ("На дне"), Николай Скроботов ("Враги") и других. Тонким юмором, иронией было проникнуто исполнение Вербицким ролей лорда Ковэршема ("Идеальный муж" Уальда) и сэра Оливера Сэрфэса ("Школа злословия" Шеридана). Сценические образы Вербицкого отличались точностью и в то же время мягкостью сценического рисунка. Вербицкий был одним из организаторов и руководителей 2-й студии МХТ. Умер 11 августа 1951 года.

1896
Морарджи Ранчходжи Десаи
премьер-министр Индии. Родился в деревне Бхадели (современный штат Гуджарат). Сын школьного учителя. Образование получил в Вильсоновском колледже при Бомбейском университете. В 1918 поступил на государственную службу в Бомбее, уволился в 1930, присоединившись к организованному Ганди движению гражданского неповиновения. Вступил в Индийский национальный конгресс (ИНК). В 1937 был избран в законодательное собрание провинции, вошел в кабинет. В 1939 министры-члены ИНК покинули свои посты в знак протеста против одностороннего решения Великобритании о вступлении Индии во Вторую мировую войну. В годы войны вместе с другими активистами партии находился в тюремном заключении. В 1946 был вновь избран депутатом законодательного собрания в Бомбее, занимал пост министра штата по внутренним делам и государственным сборам. В 1952–1956 был главным министром штата. В 1956 входил в правительство в качестве министра торговли и промышленности. В 1957 избирался в индийский парламент, в 1958 был назначен министром финансов. В 1961 рассматривался в качестве возможного преемника Джавахарлала Неру. В 1963 Десаи вместе с рядом других лидеров ИНК вынужден был уйти в отставку. В 1964, после смерти Неру, Десаи стал одним из кандидатов на пост премьера, однако руководство ИНК решило назначить премьером Лала Бахадура Шастри. В 1966, когда умер Шастри, Десаи вновь проиграл борьбу за пост главы правительства, на этот раз Индире Ганди. В 1967 Десаи вошел в кабинет министров Индиры Ганди. В ноябре 1969 партия раскололась, и Десаи перешел в оппозицию. В 1975 Индира Ганди в ответ на развернувшуюся против нее агитацию ввела чрезвычайное положение. Десаи был арестован. Находился в тюремном заключении до января 1977. Возглавил блок из нескольких некоммунистических оппозиционных партий – партию Джаната (Народную), которая одержала победу на последовавших парламентских выборах. Занял кресло премьер-министра, но в 1979 Джаната распалась и Десаи ушел в отставку. Умер в Бомбее 10 апреля 1995 года.

1896
Каролис Юозович Пожела
участник революционного движения в России, один из организаторов Коммунистической партии Литвы. Родился в деревне Бардишкяй, ныне Пакруойского района Литвы, в крестьянской семье. Студентом Дерптского (Тартуского) университета в 1916 вступил в большевистскую партию, вёл партийную работу в Эстонии. Участник Февральской и Октябрьской революций 1917. Весной 1918 организовал одну из первых ячеек КП Литвы на оккупированной германскими войсками территории; делегат учредительного подпольного съезда партии (октябрь 1918). После падения Советской власти в Литве (август 1919) на подпольной партийной работе в Расейняе и Каунасе, где в 1920 создал нелегальную партийную типографию "Спартакас", был редактором газеты "Теса", органа ЦК КП Литвы, и ряда др. партийных изданий. С 1921 член, с 1923 секретарь ЦК КП Литвы. Делегат 5-го конгресса Коминтерна (1924). Арестован и расстрелян в Каунасе 27 декабря 1926 года вместе с другими руководящими работниками КП Литвы после фашистского переворота в Литве. Сочинения: Rastai, Vilnius, 1966. Литература: Мицкявичус-Капсукас В., Фашистский переворот в Литве, Москва, 1927; Арвасявичус И.Я., Славный сын Компартии Литвы, "Вопросы истории", 1974, № 11: Abramaviius ., ausas L., Mirties nuosprendis, Vilnius, 1960; Lagauskienй E., Keturi komunistai. Bibliografine rodykle, Vilnius, 1964.

1896
Владимир Рудольфович Фогель
германско-швейцарский композитор российского происхождения. Родился в Москве. Учился композиции в 1918—1924 г. в Берлине у Хайнца Тиссена и Ферруччо Бузони, входил в музыкальную секцию Ноябрьской группы. В 1933 г. покинул Германию, жил в Страсбурге, Брюсселе, Париже, Лондоне, пока в 1939 г. не обосновался в Швейцарии, сперва в Асконе, а с 1964 г. в Цюрихе. В творчестве Фогеля особое место занимают поиски возможностей синтеза речи и пения — начиная с цикла «Три разговорные песни на стихи Августа Штрамма» (нем. Drei Sprechlieder nach August Stramm für Bariton und Klavier; 1922) и далее к более масштабным сочинениям, для которых Фогель ввёл жанровое обозначение «драма-оратория» (нем. Dramma-Oratorio). Ему принадлежат также произведения для симфонического и камерного оркестра. Скончался в Цюрихе 19 июня 1984 года.

1900
Булат Закирович Ишемгулов
башкирский советский писатель. Член КПСС с 1920. Родился в деревне Чебенли, ныне Зианчуринского района Башкирской АР. Начал печататься в 1917. Писал стихи, рассказы, очерки о борьбе молодёжи за новую жизнь (сборник "Комсомольские песни", 1925), сатирические инсценировки, фельетоны, частушки, бичующие пережитки старого и реакционную сущность ислама. Автор рассказов "Письмо Сабира муллы из могилы" (1924), "Молитва по договору" (1926), "Декрет безбожников" (1927), сборника "Безбожный смех" (1930) и др. В 1930-е гг. опубликовал поэмы "Трактористка Айхылу" (1933), "Дороги" (1933), "Зианчура" (1934). В период восстановления и укрепления народного хозяйства Булат Ишемгулов выполнял много ответственных работ в партийных и советских органах. В 1921-1924 годах в Стерлитамаке и Уфе заведовал политпросветотделом Областного комитета ВЛКСМ. В конце 1924 года его перевели на партийную работу. Вначале он работал инструктором обкома партии, затем заведовал сектором печати, с 1925 года - редактор и одновременно директор Башкирского книжного издательства. Булат Ишемгул - один из организаторов и первых редакторов молодежной газеты "Йэш юкссыл" ("Молодой пролетарий"). В тридцатые годы, когда создавался Союз писателей Башкирии, он был заместителем председателя правления Союза, редактором журналов "Октябрь" и "Атеист" ("Дехри"). Репрессирован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1956 году. Сочинения: Эзэрзэр йыйылмаhы. (hуз башы: Шэhэретдинов Ш.), Офо, 1934; hайланма эзэрзэр, Офо, 1959; hайланма эсэрзэр. (hyз башы: Г. Рамазанов), Офо, 1969; в русском переводе - Избранное, Москва, 1957.


1904
Jimmy Dorsey
американский лидер джаз-бэндов ( So Rare, Contrasts, June Night).

1904
Pepper (John) Martin
(бейсболист: St. Louis Cardinals CF).

1908
Бальтюс (псевдоним Бальтасара Клосовского)
французский художник. В своих произведениях Бальтюс создал своеобразный мир, существующий на границе сна и реальности, где в строгих и тихих интерьерах, насыщенных ощущением болезненности и смутных предчувствий, изображены спящие или мечтающие молодые девушки в соблазнительных позах. Бальтюс родился в Париже. Его отец – Эрих Клосовский, историк искусства и художник немецко-польского происхождения; мать – Элизабет Доротея (урожденная Спиро) – известная художница, работавшая под псевдонимом Баладина. Юность Бальтюс провел в Париже, Женеве и Берлине. Будучи самоучкой, он изучал и копировал картины старых мастеров в Лувре, а затем продолжил образование в Италии, копируя фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо. В ранних работах художника чувствуется его увлечение живописью Курбе, швейцарского художника 18 в. Райнхардта и мастеров итальянского Ренессанса с одной стороны, а с другой – сюрреалистическими эффектами, от которых он, впрочем, вскоре отказался. Первая значительная выставка работ Бальтюса состоялась в 1934 в Париже, в галерее Пьер. Он много работал для театра, оказавшего, в свою очередь, сильное влияние на его живопись. С 1961 по 1977 Бальтюс занимал пост директора Французской академии на вилле Медичи в Риме. Его первая музейная выставка состоялась в 1956 в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, которому принадлежит несколько самых значительных работ художника. В 1983–1984 центр имени Жоржа Помпиду совместно с музеем Метрополитен организовал большую ретроспективную выставку его работ в Париже и Нью-Йорке. Такие же выставки прошли в Лозанне в 1993 и в Берне в 1994. Умер в Ла-Россиньере близ Гштаада (Швейцария) 18 февраля 2001 года.

1908
А(лберт) Л(анкастер Ллойд
Английский этномузыковед. Родился в Лондоне. Скончался в Гринвиче 29 сентября 1982 года.

ShamrayMihSem (454x700, 63Kb)
1908
Михаил Семёнович Шамрай
командир роты 257-го стрелкового полка (7-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Северо-Западный фронт), младший лейтенант. Родился в селе Троицкое (ныне – имени Карла Маркса Бердянского района Запорожской области, Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 6 классов школы. Работал на трубопрокатном заводе имени В.В.Куйбышева в городе Мариуполь (Донецкая область, Украина). В армии с 1930 года. Служил в погранвойсках командиром отделения. В ноябре 1932 года окончил шестимесячные курсы в 3-й школе пограничной охраны и войск ОГПУ. После этого был командиром взвода 4-го стрелкового дивизиона 6-го Забайкальского полка войск ОГПУ по охране железных дорог. С 1934 года – в запасе. Работал на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича. Окончил вечерний рабфак. Вновь в армии с 1938 года. Служил в пехоте (в Киевском военном округе). Участник советско-финляндской войны: в январе-марте 1940 – командир роты 257-го стрелкового полка (Северо-Западный фронт). Отличился 1 марта 1940 года в ночном бою. Его рота, несмотря на сильный огонь противника, овладела важной высотой и дотом. В ночь на 13 марта 1940 года рота на плечах противника ворвалась в город Виипури (ныне Выборг). За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года старшему лейтенанту Шамраю Михаилу Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№503). Продолжал службу в армии. В 1941 году окончил курсы «Выстрел». Участник Великой Отечественной войны: с мая 1942 года – командир 1058-го (с октября 1942 – 143-го гвардейского) стрелкового полка (Западный фронт). Полк под его командованием в августе 1942 года участвовал в Козельской операции. В сентябре 1942 года полк был выведен в резерв Ставки Верховного Главнокомандования и дислоцировался в районе города Плавск Тульской области. Капитан М.С.Шамрай умер от болезни 15 ноября 1942 года в полевом госпитале в селе Малое Скуратово (Чернский район Тульской области). Похоронен на Всехсвятском кладбище в Туле (его фамилия ошибочно выбита на братской могиле в селе Малое Скуратово). Награждён орденом Ленина. В родном селе его именем названа улица и сооружён обелиск.

DonukaloAlexFed (503x700, 46Kb)
1916
Алексей Федорович Донукало (партизанская кличка Алексей)
командир партизанской бригады, подполковник. Родился в селе Новоросляевке Дергачевского района Саратовской области. Украинец. Образование - семилетняя школа, Балашовская сельскохозяйственная школа, военно-политическое училище. В Красную Армию призван в 1937 году. В июне - августе 1941 года сражался на Западном фронте, с сентября 1941 года до апреля 1944 года - в партизанских отрядах на территории Витебской области. 27 апреля 1944 года в бою с карательными частями фашистов, при налете вражеской авиации, А.Ф.Донукало погиб в деревне Великие Дольцы Ушачского района Витебской области. Похоронен в городе Лепель Витебской области. Звание Героя Советского Союза Донукало Алексею Федоровичу присвоено посмертно 15 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии. Именем Героя названы улицы в Витебске и Лепеле, колхозы в Лиозненском и Сенненском районах Витебской области, школы в Витебском районе. Награжден орденами Ленина (1944), Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени, медалью.

SorokaAlexProkof (488x700, 118Kb)
1916
Алексей Прокофьевич Сорока
заместитель командира батальона 1133-го стрелкового полка 339-й стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии, капитан. Родился в селе Старый Лепрозорий (ныне посёлок Синегорский) Абинского района Краснодарского края в семье крестьянина. Украинец. Затем семья переехала в станицу Камышеватскую Ейского района. Окончил 7 классов. В 1935 году окончил Ейский педагогический техникум. Работал в райкоммунхозе продавцом магазина. В Красной Армии с 3 июля 1941 года. В 1942 году окончил 2-е Ордженикидзевское пехотное училище. Участник Великой Отечественной войны с 16 февраля 1942 года. Воевал командиром взвода, роты, заместителем командира и командиром стрелкового батальона на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском фронтах и в Отдельной Приморской армии. Член КПСС с 1943 года. Участвовал в боях на реке Миус, обороне Краснодара и Новороссийска. Прошёл с боями путь от станицы Северской, через Михайловский перевал, Архипо-Осиповку, Пшаду, гору Тхаб в район станицы Дербентской. Принимал участие в прорыве «Голубой линии», освобождении города Абинска и Тамани. Заместитель командира батальона 1133-го стрелкового полка 339-й стрелковой дивизии капитан Сорока со своим подразделением первым высадился на Керченском полуострове десантом в ночь на 3 ноября 1943 года. Смелыми и решительными действиями по расширению плацдарма дал возможность полку быстро и без потерь переправиться через Керченский пролив и занять выгодный рубеж. Отбил 3 контратаки превосходящих сил пехоты и танков противника, выбил его с выгодных рубежей и овладел заводом имени Войкова, разгромив при этом батальон пехоты противника. Подбил 1 танк, 1 самоходную пушку «фердинанд», захватил в плен 8 гитлеровцев и взял трофеи – 126 вагонов, 2 автомашины, 4 пушки, тем самым дал возможность полку овладеть населённым пунктом Колонка на окраине Керчи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Сороке Алексею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2200). С 1947 года капитан А.П.Сорока — в запасе. С 1956 года жил в Майкопе. Работал директором нефтебазы, старшим инженером по подготовке кадров на мебельно-деревообрабатывающем объединении «Дружба». Умер 1 февраля 1993 года. Похоронен в Майкопе на Новом кладбище. На здании ремонтно-механического цеха металлургического завода имени П.Л.Войкова в Керчи, где сражался Герой, в его честь установлена мемориальная доска. Награждён орденами Ленина (16 мая 1944), Красного Знамени (15 октября 1943), Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985), Красной Звезды (17 февраля 1943), медалью «За отвагу» (26 сентября 1942), другими медалями.

1920
Федор Александрович Абрамов
русский писатель. Родился в селе Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой советской литературы в ЛГУ. С 1949 публиковал литературно-критические статьи. Первый роман Братья и сестры (1958) положил начало эпическому циклу Пряслины (другие романы Две зимы и три лета, 1968, и Пути-перепутья, 1973), полностью изданному в 1974 и отмеченному Государственной премией СССР (1975). В 1978 Абрамов дополнил цикл романом Дом. Действие тетралогии Пряслины происходит в деревне Пекашино на севере России и охватывает период от Отечественной войны до начала 1970-х годов. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин. На подростка ложатся не только заботы о младших братьях и сестрах, но и обязанность наравне со взрослыми работать в колхозе. Повествование о Пряслиных – типичной русской крестьянской семье, испытавшей на себе все жестокие перипетии 20 в., – сделало Абрамова одним из наиболее заметных представителей «деревенской прозы» – плеяды писателей, занимавшихся художественным исследованием глубинных пластов народной жизни. Для тетралогии характерен эпический стиль, скрупулезное описание деревенского быта и судеб героев. Творчество Абрамова в целом благожелательно оценивалось критикой, но прозаика огорчало, что основное внимание отдавалось его романам, в то время как он считал важными также и свои произведения других жанров. Так, важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть Деревянные кони (1978), действие которой происходит в его родных местах – на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери. В 1973 повесть была инсценирована, по ней был поставлен спектакль в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). Абрамов осмысливает жизнь своих героев как в военные и послевоенные годы, так и в конце 1970-х, когда в центре внимания писателей-«деревенщиков» оказалась не столько борьба крестьянина за выживание, сколько мироощущение человека, духовно связанного с природой. Природное трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств. Умер в Ленинграде 14 мая 1983 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку