-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 58162
 омментариев: 6384
Ќаписано: 65994


19 €нвар€ родились...

„етверг, 19 январ€ 2012 г. 01:01 + в цитатник
 (442x699, 89Kb)
1832
‘ердинанд Ћауб (Laub)
чешский скрипач, педагог и композитор. –одилс€ в ѕраге. ѕервым учителем ‘ердинанда стал отец - профессионал-музыкант Ёразм Ћауб. ќкончил ѕражскую консерваторию по классу скрипки ћ.ћильднера (1846). Ѕыл одним из крупнейших музыкантов-исполнителей своего времени. √астролировал в разных странах, в том числе в –оссии (впервые в 1859). ¬ 1866-1874 профессор консерватории в ћоскве, где подружилс€ с ¬.‘.ќдоевским, Ќ.√.–убинштейном, ѕ.».„айковским. ¬озглавл€€ квартет –усского музыкального общества, участвовал в первом исполнении 1-го и 2-го струнных квартетов „айковского, который посв€тил пам€ти Ћауба 3-й струнный квартет. Ћауб считалс€ одним из самых выдающихс€ скрипачей 19 века. ѕрославилс€ как интерпретатор произведений ».—.Ѕаха, Ћ.Ѕетховена, ‘.ћендельсона. »сполнение Ћауба отличалось глубиной и выразительностью интерпретации, романтической взволнованностью, красотой звука и совершенной техникой. јвтор пьес дл€ скрипки с фортепь€но и песен на чешские народные тексты. ”мер в √рисе, “ироль, 18 марта 1875 года.Ћитература: √инзбург Ћ., ‘.Ћауб, ћосква - Ћенинград, 1951.

 (549x699, 61Kb)
1833
–удольф ‘ридрих јльфред  лебш (немецкое им€ - Rudolf Friedrich Alfred Clebsch)
немецкий математик и механик. –одилс€ в  енигсберге (ѕрусси€, ныне  алининград –осси€). ќкончил  Єнигсбергский университет (1854). ”ченик √ессе и Ќеймана..ѕреподавал в  Єнигсбергском и Ѕерлинском университетах. ¬ 1858-1862 гг. Ч профессор ѕолитехникума в  арлсруэ, в 1863-1868 гг. Ч √исенского университета, с 1868 г. Ч профессор √Єттингенского университета (с 1872 г. Ч ректор). ќсновные исследовани€ посв€щены теории упругости, вариационному исчислению, геометрии. ¬ работе Ђ“еори€ упругости твердых телї (1862) уделил значительное внимание построению математических методов решени€ задач, рассмотрел двухмерные задачи, теорию деформации тонких стержней и тонких пластинок. ”становил необходимое условие оптимальности в задаче вариационного исчислени€ на условный экстремум, €вл€ющеес€ следствием услови€ ¬ейерштрасса. »сследовал геометрические конфигурации с элементами (точка, пр€ма€) па плоскости, в частности такие, которые задаютс€ одним или двум€ уравнени€ми между координатами этих элементов. ƒл€ однородной формулировки дифференциальных уравнений ввел (1871) пон€тие коннекса. ѕрименил (1870-1872) теорию коннексов дл€ составлени€ новой системы инвариантов билинейной тернарной формы. »сследовал также иные задачи проективной геометрии. —овместно с ѕ.ј.√орданом издал (1866) монографию Ђ“еори€ абелевых функцийї. ¬ 1868 г. совместно с  .√.Ќейманом основал журнал Ђћаthемаtisсhе јnnаlеnї. ¬ 1854 г. окончил  енигсбергский университет. ѕреподавал в  енигсбергском, Ѕерлинском, √исенском университетах, политехникуме в  арлсруэ. — 1868 г. Ч профессор, а с 1872 г. Ч ректор √еттингенского университета. ”мер в √Єттингене 7 но€бр€ 1872 года.  роме множества мемуаров,  лебш написал несколько отдельно изданных трудов, из которых известны: Theorie der Elastizitдt fester Kцrper (1863); Theorie der Abelschen Functionen (1866, с ѕаулем √орданом); Theorie der binдren algebraischen Formen (1871); Thйorie de lі…lasticitй des Corps Solides. Traduite par Barrй de Saint-Venant et Flamant, avec des notes йtendues de Saint-Venant. Dunod, Paris (1883, посмертно). “руды в »нтернете: Vorlesungen ьber geometrie (Teubner, Leipzig, 1876-1891), редактор: ‘ердинанд фон Ћиндеман; Thйorie der binдren algebraischen Formen. Teubner, 1872; Theorie der Abelschen Functionen, совместно с ѕаулем √орданом (P.Gordan), B.G.Teubner, 1866; Theorie der Elasticitдt fester Kцrper. B.G.Teubner, 1862.

1839
»ван ѕлатонович  иселевский
известный драматический актер, воспитывалс€ в морском кадетском корпусе; служил мичманом во флоте, затем был мировым посредником в ѕетергофском уезде и старшим нотариусом в  урске. Ћюбовь к театру и успешные выступлени€ в любительских спектакл€х увлекли  иселевского на сцену, где он €вилс€ типичным изобразителем таких фигур, как —калозуб, ќпольев ("—тарый барин"), ƒиковской (комеди€ "Ѕлуждающие огни"), Ќесчастливцев ("Ћес"), “ел€тев ("Ѕешеные деньги"),  речинский и многие другие. Ќа профессиональной сцене с 1871 г. »грал в провинции. ¬ 1879-1882, 1888-1891 гг. в јлександрийском театре. ¬ 1882-1888 гг. в московском “еатре  орша. — 1894 г. и до конца жизни работал в театре Ќ.Ќ.—оловцова в  иеве. Ѕарин в жизни, он оставалс€ им и в театре, прельща€ зрителей голосом, благородством манер и тонким вкусом. Ќетвердое знание ролей вызывало паузы во врем€ исполнени€, но у находчивого артиста даже они были своеобразно колоритны. ”мер в 1898 году.

 (480x699, 95Kb)
1839
ѕоль —езанн (Paul Cйzanne)
французский живописец постимпрессионистического периода. Ѕольша€ часть жизни —езанна, который родилс€ и умер в Ёкс-ан-ѕровансе, приходитс€ на 19 в., однако его творчество остаетс€ практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают про€вл€ть интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства. ѕосле 1900 к нему быстро приходит мирова€ известность; он становитс€ самым вли€тельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, Ђнаправление всей живописи первой половины 20 в.ї Ђ≈го творчество, Ц замечает ћ. .∆алард, Ц не ассоциируетс€ ни с одним из течений 19 в. ≈го насто€щее место Ц в истории искусства 20 в.ї —езанн терпит неудачи при попытках поступлени€ в ѕарижскую школу из€щных искусств (1861 и 1862), однако живопись становитс€ главным делом его жизни. –анние работы св€заны с увлечением  араваджо, Ёль √реко, ƒелакруа (1860Ц1872); следующий, семилетний период —езанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами Ц ћоне, –енуаром. ”частвует в ѕервой выставке импрессионистов, отказываетс€ от участи€ во ¬торой (1876) и дает семнадцать картин дл€ показа на “ретьей (1877). ѕосле 1879 отходит от импрессионизма. ¬ последующие годы его картины систематически отвергаютс€ самым представительным художественным форумом ѕарижа Ц ќсенним салоном. ≈го особый дар про€вл€етс€ в тот момент, когда, не наход€ удовлетворени€ в импрессионизме, он находит свой собственный метод. —тановление происходит в 80-е, когда —езанн окончательно преодолевает самый плодотворный дл€ его творческого созревани€ Ц переходный период. ¬ это врем€ его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: ѕуссен, ƒомье,  урбе. ѕри этом определ€ющим дл€ его становлени€ было мощное вли€ние ѕисарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: Ђќн был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисункуї. ѕосле ѕонтуаза, где —езанн работает в 1872Ц1873 вместе с ѕисарро, его живопись преображаетс€. Ќа картине 1873 ƒом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. «десь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже по€вл€ютс€ означенные цветовыми п€тнами вертикали, стро€щие перспективу, создающие глубину картины. »счезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. ¬нимательное изучение техники ѕисарро, его особой манеры наложени€ краски небольшими плоскост€ми дает —езанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета. ¬ конце 1873 —езанн посел€етс€ недалеко от ѕонтуаза, в ќвере, в доме доктора √аше Ц офортиста, друга ѕисарро и других художников, в частности ¬ан √ога, сделавшего его портрет. √аше становитс€ одним из первых покупателей работ —езанна. ¬оспринима€ уроки импрессионизма, —езанн остаетс€ самим собой. Ђћоне Ц это только глаз, Ц говорит он и добавл€ет: Ц Ќо какой глаз!ї. —тро€ композицию наход€щегос€ перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добива€сь весомости, объемности, глубины и гармонии целого. ≈го не смущают диспропорции и асимметри€, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. ќн говорит: ЂЌужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущениеї. Ёто Ђної Ц дань импрессионизму и вместе с тем пор€дку природы, в который он стремилс€ проникнуть и который никогда не подмен€ет внешним сходством. ѕейзаж “опол€, написанный около 1879Ц1882 в ѕровансе, позвол€ет видеть, как —езанн обретает свою собственную манеру письма. ¬место п€тна, м€гко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь по€вл€ютс€ четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. —уть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и пон€ть. ЂЌет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. „ем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и при€тнее дл€ глаза передаваемые ощущени€Е  онтрасты и св€зи между ними Ц вот весь секрет рисунка и моделиї, Ц говорит он. ќтход€ от импрессионизма, который делает мир эфемерным, раствор€€ предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, —езанн считает необходимым вернутьс€ к классическим основам живописи, он призывает создавать Ђискусство основательное, как то, которое мы видим в музе€хї. ќн предлагает использовать достигнутое, не разруша€ классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирени€ мимолетного и посто€нного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. ¬нимание к структуре, к объемной Ђскульптурнойї лепке предметов Ц гор и скал, домов и стволов деревьев Ц будет доведено до логического завершени€ кубизмом с его уже даже не скульптурным, но Ђархитектурнымї принципом моделировани€. ¬ становлении новой манеры Ц собственно сезанновского стил€ Ц известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращаетс€ в 1878 и где остаетс€ до конца своей жизни. —ухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь вы€вл€ют пластику предметов, делают €сными их очертани€. яркое солнце четко обрисовывает форму, выдел€ет существенное, уничтожа€ все эфемерное, неустойчивое. ќн работает в окрестност€х Ёкса, в √арденне-Ёстаке. ¬ своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. “о же стремление про€вл€етс€ и в отношении к цвету. ќкраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знани€ вещей Ц будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. ќн говорит, что дл€ написани€ пейзажа ему необходимо знание его геологии. ќсобенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остаетс€ нечто дразн€щее незавершенное. Ёта мнима€ незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находитс€ только на самой начальной его ступени. ¬озможность развити€ и совершенствовани€ этого метода в найденном им пути преодолени€ противоречи€ между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным пор€дком. ѕроизводное этих отношений Ц специфическа€ деформаци€ натуры Ц и есть то, что прин€то называть стилем. —езанн в этом отношении уникален. ƒо последних дней он продолжал свои поиски и, даже признава€ свое собственное открытие, говор€ о том, что нашел некий новый путь в живописи, повтор€л: Ђя первобытный дикарь в отношении найденного мной методаї, Ђя только веха на этом пути Ц придут другиеї. ќн остаетс€ в первую очередь художником дл€ художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. ≈го открытие видитс€ как универсальный метод, как общее досто€ние, а его живопись выгл€дит как приглашение к продолжению начатого. ¬ начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, дл€ которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состо€ни€ и внешнего мира Ц объективной реальности. ¬ период становлени€ художника особенно остро ощущаетс€ коллизи€ между свежим непосредственным воспри€тием мира и стремлением его структурировать, упор€дочить, исход€ из теоретических предпосылок. »ногда кажетс€, что в поздние годы у —езанна теори€ берет верх над непосредственным видением натуры. ≈стественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструировани€: геометризаци€ формы, построение композиции, превращение колорита картины в самосто€тельную ценность Ц прежде всего становитс€ предметом внимани€ художников разных направлений Ц от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов. » все же представл€етс€ несправедливым, по существу неверным считать, что —езанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах Ђтолько богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символыї. ќбраща€ внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве —езанна, в принципе, самый удобный объект дл€ формальных экспериментов, автор статьи о —езанне Ц ∆.Ё.ћюллер задаетс€ вопросом, нельз€ ли сказать, что —езанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. ¬озможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись —езанна, не пренебрегавша€ ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучени€. –езультатом такой установки становитс€ проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. ¬ сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигаетс€ тем же методом Ђпрочтени€ї и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношени€ тонов, цветовых сочетаний Ц не копируемых механически, но и не подмен€ющих пор€док реальности искусственным пор€дком. (“акие Ђподменыї, включа€ придуманные психологические характеристики, типичны дл€ современной натуралистической живописи.) ≈го портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам нав€зывают салонные портретисты. Ёта тенденци€ к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому Ц сколь бы эффектным оно ни было Ц обостр€етс€ в последние годы его жизни. ≈го знаменита€ сери€ картин и этюдов √ора —ент-¬иктуар Ц это художественное исследование избранного сюжета Ц почти анатоми€ естественной гармонии: сочетани€ масс и планов, пространства и света Ц исключительно средствами живописи. ѕосле смерти отца Ц местного банкира (1886) художник живет в Ёкс-ан-ѕровансе, целиком посв€тив себ€ живописи, лишь ненадолго выезжа€ в Ўвейцарию (1841), ∆иверни (1894), где он остаетс€ на некоторое врем€ с ћоне. ћежду 1882-м и 1895 г. —езанн пишет р€д портретов: ћадам —езанн, √юстав ∆еффруа, ћолодой человек и др. ќсобенно плодотворным дл€ него оказалс€ 1892, когда были написаны п€ть версий знаменитых »гроков в карты, многочисленные варианты √оры —ент-¬иктуар и р€д картин на тему  упальщицы. Ѕыстро растуща€ известность —езанна начинаетс€ после его первой персональной выставки, организованной в 1895 јмбруазом ¬олларом. — этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. ¬ 1900 ћорис ƒени создает в честь —езанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. ¬ центре картины, котора€ называетс€ ѕохвала —езанну, на мольберте натюрморт —езанна; вокруг него кроме самого ƒени и его супруги ќ.–едон, Ё.¬юйар, ѕ.—ерюзье, а также ¬оллар и др. ¬ том же году на проход€щей в ѕариже ¬ыставке века три картины —езанна помещены на почетном месте. ¬ 1904 на выставке ќсеннего салона ему уже отведен отдельный зал. ¬ это врем€ парижска€ пресса пишет: Ђ—езанн, униженный и презираемый на прот€жении всей своей жизни, забрасываемый камн€ми уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на ¬ыставке осеннего салонаЕ ¬се молодые живописцы во главе с ѕикассо сбежались в √ран-ѕалеЕ “ем временем старый мэтр из Ёкса не жалует энтузиастов, которые €вл€ютс€ к нему в мастерскую. ќн долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелател€ми, чтобы посме€тьс€ над нимї. Ђћожет быть, € пришел слишком рано, Ц говорил он своим молодым почитател€м. Ц я художник в большей степени вашего, чем своего поколени€ї. ¬ сент€бре 1906 —езанн написал своему другу Ё.Ѕернару: Ђя стар, болен и решил умереть за мольбертомї. ≈го желание исполнилось мес€ц спуст€ Ц 22 окт€бр€. ѕоследний его этюд Ц —адовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода. ѕосле смерти —езанна его вли€ние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. ќн становитс€ неким абсолютным эталоном живописи, с которым свер€ютс€ такие различные художественные течени€, как неоклассицизм и абстракционизм. ≈го живопись вдохновл€ет Ѕрака на фовистские штудии, и под его же вли€нием он переходит к кубизму. ¬ своей парижской квартире как св€тыню Ѕрак до конца жизни хранил натюрморт —езанна. Ђћане, Ц объ€сн€л он, Ц это цветок и корень. ¬ живописи —езанна весь путь от корн€ к цветку, здесь вс€ жизньї. ”мер в Ёкс-ан-ѕровансе, простудившись, работа€ над очередной картиной 22 окт€бр€ 1906 года. √алере€: Ђƒевушка у пианиної (”вертюра к Ђ“ангейзеруї), около 1868 года, Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург; Ђ√ора —ент-¬иктуарї, 1882-1885 год, ћетрополитен-музей, Ќью-…орк; ЂЅерега ћарныї, 1888 г., Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург; Ђѕьеро и јрлекинї (Ђћасленицаї), 1888 год, √ћ»» имени ј.—.ѕушкина, ћосква; ЂЌатюрморт с драпировкойї, 1889 год, Ёрмитаж, —анкт-ѕетербург; Ђћужчина с трубкойї, 1890 г.; Ђ артежникиї, 1893 год, „астное собрание; Ђћолода€ италь€нкаї, 1896 г.; Ђ√ора —ен-¬иктуар и „ерный замокї, 1904 - 1906 г.; Ђ упальщицыї, 1906 год. Ћитература: яворска€ Ќ.¬. —езанн Ч ћосква, 1936; ѕеррюшо ј. —езанн. ѕеревод с французского Ч ћосква,1966; —оставитель яворска€ Ќ.¬. ѕоль —езанн: ѕереписка. ¬оспоминани€ современников Ч ћосква,1972; —оставитель Ѕарска€ ј.Ћ. ѕоль —езанн: јльбом Ч 1975; Ћиндсей ƒж. ѕоль —езанн. ѕеревод с английского - J.Lindsay. Cezanne: His Life and Art. - L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969 Ч ћосква: »скусство, 1989. Ч —. 416 страниц. Ч ISBN 5-210-00021-4; Venturi L. V. 1Ч2 // Cezanne, son art, son oeuvre Ч Paris, 1936;
Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne Ч London, 1950; Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive Ч Wien, 1938; Badt K. Die Kunst Cezannes Ч Munchen, 1956.

 (346x699, 38Kb)
1842
ƒжордж Ћэд (George Trumbull Ladd)
американский психолог. ѕреподаватель јндоверской богословской семинарии (1876). ѕрофессор философии  олледжа Ѕоужена (1879). ѕрофессор ментальной и моральной философии …ельского университета (1881-1901). ”чредитель јмериканской психологической ассоциации (јѕј) (1892). ¬торой президент јѕј (1893). ѕолучил японский ќрден ¬осход€щего —олнца 3-й степени (1899), 2-й степени (19070. ѕрофессор …ельского университета (1901-1905). ѕолучил золотую медаль »мператорского педагогического общества японии. ≈го интересы распростран€лись прежде всего на теоретические и философские аспекты проблемы, его никогда не занимала практическа€ эффективность функционализма. –ассматривал психологию как продолжение ментальной и моральной философии. ”мер 8 августа 1921 года.

Cognetti (510x700, 67Kb)
1844
—альватор  оньетти де ћартиис (италь€нское им€ - Salvatore Cognetti de Martiis)
италь€нский политэконом. ѕрофессор “уринского университета. Ќапечатал ЂDella attinenza tra lТeconomia sociale е la storiaї (‘лор., 1866); ЂLТeconomia sociale е la famigliaї (ћилан, 1869); ЂLa circolazione dela ricchezza negli Stati Uniti dТAmericaї (Typ., 1875); ЂForme e leggi delle perturbazioni economicheї (Typин, 1878); ЂLe forme primitive nellТevoluzione economicaї (“урин, 1881); ЂLТeconomia come scienza autonomaї (Typ., 1886); ЂIl socialismo negli Stati Uniti dТAmericaї (Typин, 1887) и др. ”мер 8 июн€ 1901 года.

HermannKretzschmar (514x700, 51Kb)
1848
јвгуст ‘ердинанд √ерманн  речмар (немецкое им€ - August Ferdinand Hermann Kretzschmar)
немецкий музыковед и композитор. –одилс€ в ÷виккау. —ын местного органиста. ”чилс€ в ƒрездене, затем в Ћейпцигском университете как филолог и одновременно в Ћейпцигской консерватории как музыковед. — 1871 г. преподавал в Ћейпцигской консерватории теорию музыки и другие дисциплины. ¬ 1876 г. короткое врем€ возглавл€л театральный оркестр в ћеце, предприн€л поездки в јнглию и »талию дл€ музыковедческих разысканий, а затем на целое дес€тилетие (1877Ч1887) обосновалс€ в –остоке, где руководил городским оркестром. ¬ 1887Ч1904 гг.  речмар вновь работал в Ћейпциге на должности университетского музикдиректора, с 1890 г. экстраординарный профессор; одновременно в 1888Ч1898 гг. он возглавл€л один из городских хоров, а в 1890Ч1895 гг. и один из городских оркестров. ¬ 1904 г.  речмар перешЄл в ”ниверситет ‘ридриха ¬ильгельма как полный профессор; в 1907Ч1922 гг. он возглавл€л »нститут церковной музыки. ќдновременно в 1909Ч1920 гг.  речмар был директором Ѕерлинской ¬ысшей школы музыки, сменив на этом посту …озефа »оахима; на этом посту он, в частности, пригласил ¬анду Ћандовскую открыть в школе класс клавесина и старинной музыки, что и было сделано в 1913 г. “рем€ основными музыковедческими сочинени€ми  речмара €вл€ютс€ Ђ»стори€ оперыї (немецкое название - Geschichte der Oper; 1919, русский перевод Ч Ћенинград: Academia, 1925), Ђ¬ведение в историю музыкиї (немецкое название - Einfьhrung in die Musikgeschichte; 1920) и первый том Ђ»стории новой немецкой песниї (немецкое название - Geschichte des neuen deutschen Liedes; 1911) с подзаголовком Ђќт јльберта до ÷ельтераї, который не был продолжен, но отчасти дополн€етс€ более ранними работами ЂЌемецка€ песн€ после Ўуманаї (немецкое название - Das deutsche Lied seit Schumann) и ЂЌемецка€ песн€ после смерти –ихарда ¬агнераї (немецкое название - Das deutsche Lied seit dem Tode Rich. Wagners). ƒо сегодн€шнего дн€  речмар пользуетс€ авторитетом Ђпатриарха немецкого музыковедени€ї, Ђзнаменитого историка оперыї, чей афоризм Ђќпера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становитс€ самосто€тельнойї требует внимани€ сегодн€шних музыкантов. ѕомимо многих других книг и статей,  речмару принадлежат оригинальные музыкальные произведени€ дл€ органа, хоры и песни. ¬ысказывалось мнение, что  речмар до некоторой степени послужил прототипом музыкального педагога ¬ендел€  речмара в романе “омаса ћанна Ђƒоктор ‘аустусї. ”мер в Ѕерлине 10 ма€ 1924 года.

 (480x699, 114Kb)
1849
¬ладимир Ќиколаевич ƒавыдов (настощее им€ - »ван Ќиколаевич √орелов)
русский актЄр, народный артист республики (1922). –одилс€ в Ќовомиргороде,.в небогатой двор€нской семье. Ѕрал уроки драматического искусства у известного актЄра ћалого театра ».¬.—амарина. ¬ 1867-1880 играл в провинции (ќрЄл, ¬оронеж, “амбов и др.). ¬ 1880-1924 артист —анкт-ѕетербург. јлександрийского театра. ƒавыдов виртуозно владел всеми средствами внешней выразительности. Ѕлест€ща€ техника перевоплощени€ в сочетании с органическим чувством жизненной правды позвол€ли ƒавыдов выступать в комедийных, трагедийных, водевильных рол€х (играл даже женские роли).  рупнейшие достижени€ артиста св€заны с русской классикой. —реди его лучших ролей: ‘амусов ("√оре от ума" √рибоедова), ’лынов, Ѕальзаминов, ѕодхалюзин,  аркунов ("√ор€чее сердце", "ѕраздничный сон до обеда", "—вои люди - сочтЄмс€" и "—ердце не камень" ќстровского), –асплюев ("—вадьба  речинского" —ухово- обылина), јким и ћитрич ("¬ласть тьмы" “олстого), ћошкин,  узовкин ("’олост€к" и "Ќахлебник" “ургенева). ѕроникновенно раскрыва€ внутренний мир персонажа, сложные изменени€ человеческой психологии, ƒ. стал талантливым интерпретатором драматургии ј.ѕ.„ехова (играл роли »ванова - "»ванов", ‘ирса - "¬ишнЄвый сад", „ебутыкина - "“ри сестры"). „еловек большой культуры, ƒ. изучал при подготовке ролей литературу, живопись. Ѕыл выдающимс€ театральным педагогом, учителем и творческим наставником многих крупных актЄров. ѕедагогическа€ де€тельность начал в 1883. ѕреподавал в —анкт-ѕетербургском театральном училище. —реди его учеников - ¬.‘. омиссаржевска€, Ќ.Ќ.’одотов, Ћ.—.¬ивьен,  .ј.«убов и др. —кончалс€ в ћоскве 23 июн€ 1925 года.

JORDAN (491x700, 101Kb)
1851
ƒэвид —тарр ƒжордан (David Starr Jordan)
известный американский натуралист, ихтиолог, зоолог, педагог и пацифист. Ѕыл президентом двух университетов Ч »ндианского и —тэнфордского. ƒжордан родилс€ в √ейнсвилле на севере штата Ќью-…орк, в юности интересовалс€ ботаникой и систематикой растений. ¬ 1869 году поступил в  орнелл и в 1872 году получил степень магистра. ѕреподавал и занималс€ наукой в различных высших учебных заведени€х —реднего «апада —Ўј. ¬ 1874 году ƒжордан посетил лабораторию  омитета рыбного хоз€йства —Ўј, где попал под вли€ние ихтиолога —пенсера ‘уллертона Ѕэйрда. ƒо середины 1880-х годов ƒжордан, при финансовой поддержке Ѕэрда, ежегодно устраивал ихтиологические экспедиции, сначала по »ндиане и ¬исконсину, а после 1876 года преимущественно по югу —Ўј, рыбы которого были мало известны; собранные образцы отправл€лись в —митсоновский институт, главой которого в те годы был Ѕэрд. ¬ 1876 году, будучи профессором в Ѕатлеровском университете, опубликовал одну из своих основных работ Ч Ђ—правочник по позвоночным севера —оединЄнных Ўтатов, включа€ территорию к востоку от реки ћиссисипи и к северу от —еверной  аролины и “еннесси, и не включа€ морские видыї (англ. A Manual of Vertebrates of the Northern United States Including the District East of the Mississippi River and North of North Carolina and Tennessee, Exclusive of Marine Species). ¬ 1878 году стал доктором философии. ¬ 1879 году получил позицию профессора зоологии в »ндианском университете. ¬ 1880 году в св€зи с проверкой рыбных хоз€йств страны, организованной Ѕэрдом, ƒжордан организовал экспедицию по изучению рыб всего тихоокеанского побережь€ —Ўј, от мексиканской и до канадской границы. ¬ 1884 году профессору зоологии было предложено стать президентом »ндианского университета. ’от€ ƒжордан продолжал заниматьс€ наукой, он был эффективным администратором и улучшил финансовое положение университета. ¬ 1891 году ƒжордану было предложено стать первым президентом —тэнфордского университета. ќн согласилс€; вместе с ним, в  алифорнию переехал р€д профессоров и студентов »ндианского университета. ƒжордан был президентом до 1913 года и канцлером (номинальным главой университета) до 1916 года. ¬ 1896Ч1900 гг. вместе с Ёверманном опубликовал классический четырехтомный справочник Ђ–ыбы —еверной и —редней јмерикиї (Fishes of North and Middle America). ¬ XX веке зан€лс€ публицистикой; придерживалс€ пацифистских взгл€дов, опубликовал р€д работ по евгенике. —читал войну противоестественной де€тельностью, котора€ уничтожает сильнейших особей человека. ƒэвид —тарр ƒжордан умер в ѕало-јльто 19 сент€бр€ 1931 года. ¬ 1986 году в честь этого ученого была учреждена ƒжордановска€ преми€ (англ. David Starr Jordan Prize) Ч международна€ преми€, котора€ вручаетс€ примерно раз в три года молодому ученому за инновационный вклад в области эволюции, экологии, попул€ционной биологии или биологии организмов. ¬ честь ƒэвида ƒжордана названы три рода рыб Ч Davidjordania (ликоды-джордании или ликоды ƒжордана), Jordania (джордании или бычки ƒжордана) и Jordanella (джорданеллы) Ч и несколько дес€тков видов, в том числе: Caulophryne jordani (каулофрина ƒжордана, мохнатый удильщик ƒжордана); Cyclopteropsis jordani (круглопЄрик ƒжордана); Eopsetta jordani (камбала ƒжордана, калифорнийска€ эопсетта); Lampanyctus jordani (лампаникт ƒжордана); Lutjanus jordani (рыжий парго, луциан ƒжордана); Lycenchelys jordani (лиценхел ƒжордана); Malthopsis jordani (острорыла€ рыба-лопата ƒжордана); Patagonotothen jordani (патагонска€ нототени€ ƒжордана); Ptychidio jordani (птихидий ƒжордана); Ronquilus jordani (ронкила ƒжордана). Ќаучные работы ƒжордана: Manual of the Vertebrates of the Northern United States (1876); Science sketches (1887); Fishes of North and Middle America (4 тома, 1896Ч1900); Animal Life: A First Book of Zoцlogy (1900), с ¬.Ћ. еллогом; Food and Game Fishes of North America (1902), с Ѕ.”.Ёверманном; Shore Fishes of Hawaii (1903); Guide to the Study of Fishes (1905); The Fish Fauna of the Tortugas Archipelago (1905), с ƒж.„.“омпсоном. ѕрочие работы: Imperial Democracy (1899); The Philosophy of Despair (1901); LifeТs Enthusiasms (1906); The Blood of the Nation (1901 и 1910);California and the Californians (1911); War and Waste (1913); WarТs Aftermath (1914), c X.Ё.ƒжорданом; Ways of Lasting Peace (1916); Democracy and World Relations (1920); Days of a Man (1922) Ч автобиографи€.

Kapteyn2 (534x700, 119Kb)
1851
 орнелис якобус  аптейн (нидерландское им€ - Jacobus Cornelius Kapteyn; 19 €нвар€ 1851, г. Ѕарневелд, Ќидерланды Ч 18 июн€ 1922)
нидерландский астроном. ќдним из первых применил в астрономии фотографию и статистические методы дл€ изучени€ движени€ и распределени€ в пространстве звезд. ѕоложил начало широкому применению статистического метода изучени€ строени€ √алактики. –одилс€ в городке Ѕарневелде (Ќидерланды), в многодетной семье школьного учител€. ¬ 1868 поступил в ”трехтский университет, где изучал математику и физику, защитив в 1875 дипломную работу по колебани€м мембраны. ¬ 1875 прин€т на работу астрономом-наблюдателем в Ћейденскую обсерваторию, а через три года (1877), благодар€ новому закону о высшем образовании, стал первым профессором астрономии и теоретической механики √ронингенского университета. ¬ 1879 женилс€ на  атарине Ёлизабет  алсховен; в их семье родились две дочери и сын. Ќе име€ средств на строительство обсерватории и приобретение телескопа, якобус посв€тил несколько лет теоретическим исследовани€м вместе со своим братом ¬иллемом  аптейном Ц профессором математики. ∆ела€ продолжить зан€ти€ астрономией,  аптейн предложил свою помощью шотландскому астроному ƒэйвиду √иллу (1843Ц1914), директору  ейптаунской обсерватории на мысе ƒоброй Ќадежды (ёжна€ јфрика), который в то врем€ проводил систематическое фотографирование всего южного неба. ѕомощь была прин€та, фотопластинки стали пересылатьс€ в √ронинген, где  аптейн зан€лс€ их изучением, измер€€ положение и €ркость звезд. ¬ результате этой работы он опубликовал (1896Ц1900) обзорный каталог 454 875 звезд ёжного полушари€, полный до 9,5-й звездной величины и содержащий звезды до 12-й величины. «а это Ђ апское фотографическое обозрениеї (ЂCape Photographic Durchmusterungї) он был удостоен «олотой медали Ћондонского  оролевского астрономического общества. ¬ 1902  аптейн впервые количественно оценил изменение пространственной плотности звезд с рассто€нием в зависимости от их истинной светимостии и таким образом получил функцию светимости звезд. ¬ 1904 выдвинул теорию, согласно которой движени€ звезд друг относительно друга (Ђпекул€рные движени€ї) не €вл€ютс€ беспор€дочными, а обусловлены наличием двух противоположно направленных потоков звезд. ¬последствии вы€снилось, что это представление было ошибочным. ¬ действительности эти движени€ Ц про€вление вращени€ нашей √алактики (предположение о существовании такого вращени€ было высказано ћ.ј. овальским в 1859 и окончательно установлено Ѕ.Ћинбладом и я.’.ќортом в 1926Ц1927). ’от€ сам  аптейн не смог правильно объ€снить обнаруженные им особенности звездных движений, их открытие стимулировало развитие современной звездной астрономии. ¬ 1906  аптейн разработал план фотографировани€ звезд в 206 избранных площадках, равномерно распределенных по всему небу (Ђплан избранных площадок  аптейнаї). ¬ этом крупном международном проекте прин€ло участие более 40 обсерваторий. ѕроведенные по этому плану исследовани€ сыграли большую роль в изучении строени€ и динамики нашей √алактики. ”йд€ в отставку в 1921 в возрасте 70 лет,  аптейн по приглашению своего бывшего студента, директора Ћейденской обсерватории ¬иллема де —иттера вернулс€ в Ћейден. ќпубликовал работу ѕервый опыт теории строени€ и движени€ звездной системы (1922), в которой предложил модель √алактики в виде сплюснутого эллипсоида вращени€ диаметром 40 тыс. световых лет, с плотностью звезд, убывающей к периферии и с —олнцем почти в середине эллипсоида, на рассто€нии всего 2000 световых лет от его центра (Ђ¬селенна€  аптейнаї).   сожалению,  аптейн, как и его коллеги, недооценивал роль межзвездного поглощени€ света. ¬ 1930 –.ƒж.“рюмплер (1886Ц1956) доказал, что межзвездное поглощение настолько велико, что полностью скрывает от нас далекие части галактического диска. ¬ действительности —олнце оказалось удалено на 25 тыс€ч световых лет от центра √алактики, а сама она имеет диаметр около 100 тыс€ч световых лет. ”мер в јмстердаме 18 июн€ 1922 года. Ћитература: Hertzsprung ћ.Ќ., J.—.Kapteyn, zijn leven en werken, Groningen, 1928.

1852
Ёрнест ≈горович Ћейст
русский геофизик, профессор физической географии и метеорологии ћосковского государственного университета. –одилс€ в городе –евель (ныне “аллин, Ёстони€) Ёстл€ндской губернии, в семье ремесленника. ¬ 1874, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, поступил на физико-математический факультет ёрьевского университета и окончил его с золотой медалью по специальности Ђчиста€ математикаї (1879). ¬ 1880 Ц 1894 служил в √лавной физической обсерватории, сначала физиком, а с 1886 Ч директором магнитно-метеорологической обсерватории в ѕавловске, где занималс€ температурными и геомагнитными наблюдени€ми. «а эту работу получил от Ћейпцигского университета степень доктора философии, а в 1893 звание приват-доцента —анкт-ѕетербургского университета. ¬ июне 1894 по рекомендации профессора Ќ.ј.”мова был приглашен администрацией ћосковского университета на должность приват-доцента по кафедре физики, где он занималс€ работой по оборудованию метеорологической обсерватории. ¬ короткий срок Ћейст наладил в ћоскве регул€рные метеорологические наблюдени€.  роме того, он установил в обсерватории сейсмографы, положив начало сейсмическим наблюдени€м в ћосковском университете, организовал регистрацию компонентов магнитного пол€ «емли. — этого момента геомагнитное поле становитс€ предметом его посто€нного научного интереса. ”же в 1897 он защитил на тему Ђќ вли€нии планет на наблюдаемые €влени€ земного магнетизмаї магистерскую диссертацию, а через два года и докторскую Ђ√еографическое распределение нормального и аномального геомагнетизмаї (1899), выполненную под руководством Ќ.ј.”мова. ¬ эти годы усилилс€ интерес к исследованию  урской магнитной аномалии после ее второго открыти€ в 1880-х геофизиками  азанского университета. јномали€ была настолько Ђаномальнаї, что даже специалисты не могли предложить удовлетворительного объ€снени€ причин ее происхождени€. √еологи категорически отрицали возможность залегани€ в  урской губернии железных руд, которые могли бы вызвать наблюдаемую аномалию. ¬ 1898 из ѕарижа в –оссию на две недели был приглашен дл€ участи€ в исследовании  ћј директор геомагнитной обсерватории профессор ћуро. Ћейст, сопровождавший ћуро, проанализировал данные съемок, пришЄл к твердому убеждению, что  ћј св€зана с громадными залежами железной руды.  урское земство выделило Ћейсту деньги на покупку приборов дл€ магнитных измерений и необходимого оборудовани€ дл€ бурени€ скважин, которое было закуплено в √ермании. ѕо указани€м Ћейста было начато бурение скважины. ѕо его расчЄтам руда должна была залегать на глубине не более, чем 200 м от поверхности «емли. ќднако, когда бур достиг этой глубины, руды не было обнаружено. —торонники Ћейста отвернулись от него, земство отобрало у него приборы и бурильное оборудование. ќднако, Ћейст, будучи твердо уверенным, что аномали€ св€зана с залежами железных руд, несмотр€ на преп€тстви€ и трудности, решил за свой счЄт во врем€ летних отпусков продолжать съЄмку. ќн хотел оконтурить и пон€ть структуру рудных тел. —ъемку  ћј он проводил из года в год в течение 14 лет в июле-августе, когда остальные преподаватели отдыхали. ќтдельные этапы этой работы докладывались им регул€рно, и более всего в ћосковском ќбществе »спытателей ѕрироды, действительным членом которого он был с первого года работы в ћосковском университете (секретарь общества с 1899, почЄтный член с 1913). ¬ трудах ќбщества была напечатана добра€ половина его разнообразных геофизических трудов, среди которых работы по наблюдени€м магнитных бурь, магнитных вариаций, по характеристике циклонов и многое другое. ¬ 1910 Ћейст закончил свою наиболее крупную работу по анализу данных магнитной съЄмки районов  урской магнитной аномалии на основании выполненных им лично 4500 Ђабсолютныхї определений элементов земного магнетизма. Ћейст, производ€ магнитные измерени€, определ€л и координаты соответствующих точек, что было необходимым дл€ составлени€ магнитных карт  ћј. –абота была им доложена в ћосковском институте физики и биофизики. ѕо существу, исследовани€ физической природы  урской магнитной аномалии Ч первый научный опыт геомагнитной разведки железорудных залежей в –оссии. ¬ том же 1916 он возглавил организованную по его почину √еофизическую комиссию. ¬есной 1918 он вместе с профессором ћихельсоном учреждает ћосковское ћетеорологическое ќбщество и принимает предложение отдела науки Ќаркомпроса стать консультантом по геофизике. Ќо многолетн€€ напр€женна€ работа без отпусков подорвала здоровье Ћейста. Ћетом 1918 —оветское ѕравительство направило его в √ерманию дл€ лечени€ на курорте в Ќаугейме. ќднако, он не успел до своего отъезда в √ерманию построить единую магнитную карту  ћј и предполагал выполнить эту работу в Ќаугейме. ѕоэтому, отправл€€сь на лечение, Ћейст захватил с собой все материалы своих исследований по  ћј.   сожалению, смерть прервала его работу. ”мер в Ѕад-Ќаугейме 13 сент€бр€ 1918 года. Ќемцы захватили материалы покойного Ћейста и предложили их советскому правительству за огромную денежную сумму. ќт приобретени€ документации Ћейста —оветское правительство отказалось, прин€в решение повторить работы Ћейста самосто€тельно. ¬ местах, где Ћейст проводил бурение, на глубине 220 м действительно была найдена железна€ руда. “аким образом Ћейст Ђнедобурилї до железной руды всего лишь 20 м. —очинени€: ќбзор состо€ни€ атмосферы в —анкт-ѕетербурге в течение окт€бр€, но€бр€ и декабр€ 1880 г., Ђќтголоскиї, 1881, 5; ќбщий очерк климата ≈вропейской –оссии, в книге: ¬сеобща€ географи€, том 5, выпуск 2, —анкт-ѕетербург, 1884; ќ магнетизме планет, »звести€ –усского географического общества?, 1893, т. 29, в. 6;  урска€ магнитна€ аномали€, ћ., 1921 (расширенное изложение доклада Ћейста в ‘изическом институте в марте 1918). Ћитература: Ѕастамов —.Ћ., ѕрофессор Ёрнест ≈горович Ћейсти его школа, Ђћетеорологический вестникї, 1918; его же, Ёрнест ≈горович Ћейст. ‘изика в ћосковском университете 1755-1940 гг., Ђ”ченые записки ћ√”ї. ‘изика. ёбилейна€ сери€, 1940, выпуск 52;  урска€ магнитна€ аномали€. »стори€ открыти€, исследовани€ и промышленного освоени€ железорудных месторождений. —борник документов и материалов, Ѕелгород, 1961, том 1; Ѕусыгин ».ј., Ё.≈.Ћейст - исследователь  урской магнитной аномалии, Ђ¬опросы истории естествознани€ и техникиї, 1968, выпуск 24; его же, Ёрнст ≈горович Ћейст, ћосква, 1969;  раснопольский ј.¬., ќтечественные географы (1917-1992). Ѕиблиографический справочник. “ом 3, —анкт-ѕетербург, 1995, страницы 163-164.

»ванЌиколаевич—мирнов (569x700, 38Kb)
1856
»ван Ќиколаевич —мирнов
русский историк и этнограф, ординарный профессор  азанского университета по кафедре всеобщей истории. –одилс€ в селе јрино, ныне ћоркинского района ћарийской ј–. ¬ажнейшее его сочинение: Ђ¬осточные финны, историко-этнографический очерк. “ом I. ѕриволжска€, или Ѕулгарска€, группа. „асть I. „еремисы, часть II. ћордва “ом II. ѕрикамска€, или ѕермска€, группа. „асть I. ¬от€ки, часть II. ѕерм€киї (печаталось в Ђ“рудах казанского общества истории, археологии и этнографииї; удостоено ”варовской премии в 1896 году). Ёто сочинение —мирнова основано как на изучении печатного материала о финно-уграх, так и на непосредственных наблюдени€х автора: он предприн€л экспедицию дл€ собирани€ лингвистического и мифологического материала, а также дл€ исследовани€ истории финнов по архивам нижегородской и тамбовской архивных комиссий. —мирнов излагает постепенный ход расселени€ отдельных народностей приволжских финнов, дает картину первоначальной их культуры и вли€ни€ на них русских, а также современной их духовной и религиозной жизни, семьи, общины, религиозного их миросозерцани€ и т. д.; между прочим, —мирнов св€зывает почитание божества черемисов Ђкеремет€ї с культом умерших. Ётот труд —мирнова, заключа€ в себе подробное научное исследование финских народностей среднего ѕоволжь€ и ѕрикамь€, €вл€етс€ важнейшим историко-этнографическим трудом в этой области за последние годы.  роме того, —мирнов написал: ЂЁтнографи€ на казанской научно-промышленной выставкеї ( азань, 1890), Ђёбилей »мператорского ћосковского археологического общества и VIII археологический съездї ( азань, 1890), Ђ«адачи и значение местной этнографииї ( аз., 1891), Ђ¬оспоминани€ об эпохе каннибализма в народной поэзии вот€ковї (в Ђ«ан€ти€х VIII археологического съездаї, ћосква, 1890), ЂЅесерм€не ¬€тской губернииї (ibid.) и р€д статей в ЂЁтнографическом ќбозренииї. ”мер в  азани 28 ма€ 1904 года. “руды: ќчерк истории ’орватского государства,  азань, 1879.

1857
јлександр јндреевич ‘илиппов
революционер-народник. ѕо специальности он был пиротехником, снабжал взрывчатыми веществами и запалами Ќ.». ибальчича и ћ.‘.√рачевского, был св€зан с —.√.Ќечаевым. ¬ 1883Ц1886 был на  арийской каторге (Ќерчинский округ), в 1886Ц1893 в ссылке в якутии, а в 1893Ц1902 жил в »ркутске. ”мер в 1937 году.

Georg Anton Hugo von Below (478x700, 28Kb)
1858
√еорг фон Ѕелов (Georg Anton Hugo von Below)
немецкий историк. –одилс€ в  Єнигсберге. ѕрофессор в ћюнстере (с 1891), ћарбурге (с 1897), “юбингене (с 1901), ‘рейбурге (1905-1924). јктивно участвовал в де€тельности ѕангерманского союза; был сторонником сохранени€ руковод€щей роли прусского юнкерства в политической жизни √ермании. ¬ работах 1880-1890-х гг. подверг критике вотчинную теорию происхождени€ и развити€ средневекового города (св€зыва€ его происхождение с сельской общиной), а также представлени€ о полном господстве натурального хоз€йства в средние века. ќднако эти и другие правильные наблюдени€ получили научно несосто€тельное истолкование в его общей системе взгл€дов. ќн стремилс€ доказать отсутствие переворота в социально-экономических отношени€х раннего средневековь€, мнимую устойчивость социальных позиций свободного кресть€нства. Ѕыл одним из первых крупных немецких историков, сознательно восприн€вших методологию неокантианства и считавших необходимым в борьбе с марксизмом отказатьс€ от идей закономерности и прогресса в истории. ¬ книге ЂЌемецкое государство в средние векаї (1914) развивал мысль о том, что на всем прот€жении средних веков существовало неизменное германское публично-правовое начало, обусловливавшее основное содержание истории √ермании. ¬ стать€х, посв€щенных истории хоз€йства, он модернизировал экономику средневековых городов, приукрашивал историческую роль юнкерства в ¬осточной √ермании. —читал –еформацию чисто религиозным движением, вызвавшим к жизни идею Ђвеликой германской державыї, претворение в жизнь которой стало, по его утверждению, смыслом всей истории √ермании в новое и новейшее врем€. “аким образом, Ѕелов исторически обосновывал и оправдывал захватническую политику германского империализма 20 в. ”мер в Ѕаденвейлере 21 окт€бр€ 1927 года. —очинени€: Territorium und Stadt, Mьnch. Ч Lpz., 1900, 2 Aufl., Mьnch. Ч ¬., 1923; Die deutsche Geschichtsschreibung von den Befreiungskriegen bis zu unseren Tagen, 2 Aufl., Mьnch. Ч B., 1924; Probleme der Wirtschaftsgeschichte, Tьbingen, 1920, 2 Aufl., Tьbingen, 1926; √ородской строй и городска€ жизнь средневековой √ермании, перевод с немецкого, ћосква, 1912.

1859
Ўарль ћишель ƒиль (французское им€ - Charles Diehl)
известный французский византинист, автор многих работ по истории ¬изантии и византийского искусства. –одилс€ в —трасбурге. ¬ 1899-1934 профессор —орбонны. — 1910 член французской јкадемии надписей, с 1925 иностранный член-корреспондент јкадемии Ќаук ———–. «анималс€ византийской археологией и историей искусства, историей административного аппарата и политической историей. ƒиль отказалс€ от характерной дл€ византиноведени€ 19 в. негативной оценки византийской культуры, пыталс€ вы€вить позитивное значение византийской цивилизации. ¬пада€ в противоположную крайность, ƒиль подчас идеализировал искусство, право, государственный строй ¬изантии. ”мер в ѕариже 1 но€бр€ 1944 года. Ѕиблиографи€: ёстиниан и византийска€ цивилизаци€ в VI веке (1901 год); ¬изантийские портреты (1906-1908 годы); »стори€ ¬изантийской империи (1919 год); ќсновные проблемы византийской истории (1943 год). –аботы: ƒиль Ў., »стори€ византийской империи, 1934 год, 89 страниц; ƒиль Ў., ќсновные проблемы византийской истории, 1947 год, 180 страниц.

Kulagin_Nikolaj_Mihajlovich (682x700, 52Kb)
1860
Ќиколай ћихайлович  улагин
доктор зоологии, профессор ћосковского сельскохоз€йственного института (—ельскохоз€йственной академии имени  .ј.“имир€зева). „лен-корреспондент —анкт-ѕетербургской академии наук (с 1913), член-корреспондент –осийской јкадемии Ќаук (с 1917), член-корреспондент јкадемии Ќаук ———– (с 1925). ƒействительный член јкадемии Ќаук Ѕелорусской ——– (1934) и ¬сесоюзной академии сельскохоз€йственных наук имени Ћенина (1935). –уководитель  омитета по охране пам€тников природы при Ќаркомпросе –—‘—– (1919Ч1923). –одилс€ в деревне Ўиловичи ƒуховщинского уезда —моленской губернии (ныне ƒуховщинский район —моленской области) в семье св€щенника. Ќачальное образование он получил в духовном училище, а среднее Ч в —моленской духовной семинарии. ¬ 1880 году окончил —моленскую духовную семинарию и одновременно, сдав экзамен на аттестат зрелости при —моленской классической гимназии, в августе того же года поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета ћосковского университета. ¬ 1884 году был назначен по предложению профессора ј.ѕ.Ѕогданова ассистентом при зоологическом музее ћосковского университета (с 1889 года по 1894 год был хранителем музе€). ¬ 1886 году он получил первую заграничную командировку, побывав в  онстантинополе. Ќ.ћ. улагин работал на берегах  рыма и Ѕосфора, собира€ материал по морской фауне. ¬ 1890 году был назначен директором ћосковского зоологического сада; в этом же году защитил магистерскую диссертацию Ч Ђћатериалы по естественной истории дождевых червейї, что позволило ему стать приват-доцентом ћосковского университета. ¬ 1894 году он стал адъюнкт-профессором ћосковского сельскохоз€йственного института (ныне “имир€зевска€ академи€), а также помощником директора института Ч  .ј.–ачинского. ¬ следующем, 1895 году H.ћ. улагин защитил докторскую диссертацию Ђћатериалы по естественной истории паразитических перепончатокрылых (Platygaster, Mesochrus, Microgaster)ї в ћосковском университете, после чего был назначен штатным профессором по кафедре зоологии сельскохоз€йственного института, заведовал которой до своей смерти. ѕрофессорскую кафедру H.ћ. улагин занимал ещЄ и в Moсковском коммерческом институте. ѕреподавал мироведение в ћедведниковской гимназии.  ак помощник директора ћосковского сельскохоз€йственного института, он отстаивал самосто€тельность вуза; в 1911 году, в знак протеста против приказа министра просвещени€ Ћ.ј. ассо, в числе 120 профессоров и приват-доцентов ћ√”, ушЄл из университета. C 1912 года по 1922 год Ч профессор и декан естественно-исторического цикла Ќародного университета имени ј.Ћ.Ўан€вского. — 1906 года начал заниматьс€ активной природоохранной де€тельностью, возглавл€л специальную экспедицию в Ѕеловежскую ѕущу с целью изучени€ причин сокращени€ численности беловежских зубров. ¬ насто€щее врем€ Ѕеловежска€ ѕуща √родненской губернии входит вновь в состав –оссийской ‘едеративной –еспублики. ƒл€ охраны этого выдающегос€ пам€тника природы необходимо прин€ть самые энергичные меры. я, как один из бывших работников по изучению биологии зубров, насел€ющих Ѕеловежскую пущу, беру на себ€ смелость просить  омиссариат народного просвещени€, не найдет ли он возможным сделать распор€жение собрать данные о состо€нии ѕущи после войны. Ёти данные лучше всего могли бы быть получены командировкой в ѕущу комиссии  омиссариата народного просвещени€. «атем может быть  омиссариат народного просвещени€ найдет возможным обсудить вопрос о сохранении Ѕеловежской ѕущи на будущие времена. Ч ѕисьмо в Ќаркомпрос –—‘—– от 26 декабр€ 1918 г. ÷√ј –оссии, фанд 2307, опись 2, дело 2, лист 39. — 1918 по 1931 год Ч заведующий отделом прикладной зоологии ѕолитехнического музе€. ¬ 1919 году вернулс€ в ћосковский университет уже профессором и преподавал в нЄм до самой смерти; с 1925 по 1940 год Ч заведующий кафедрой энтомологии биологического факультета университета. ќсновные труды по пчеловодству и методам борьбы с насекомыми Ч вредител€ми сельскохоз€йственных культур. –€д работ по эволюции животного мира, размножению и наследственности животных. јвтор первой русской монографии по дождевым черв€м и р€да работ о млекопитающих (зубр, лось). «анималс€: анатомией и гистологией паразитических червей, комаров, репродуктивных органов позвоночных животных, эмбриологией саранчовых, фауной соленых озЄр, изучением вли€ни€ температуры и влажности на организмы, €влени€ми зимней сп€чки, проблемой физиологии старени€ и смерти, вопросами наследственности, теорией эволюции, теорией происхождени€ домашних животных, теорией охраны и вымирани€ видов. ¬ажнейшие работы  улагина: Ђћатериалы по естественной истории дождевых червей, встречающихс€ в –оссии (семейство Lumbricidae)ї (Ђ»звести€ ќбщества любителей естествознани€ etc.ї, том LVIII, выпуск 2 Ч магистерска€ диссертаци€); Ђћатериалы по естественной истории паразитических перепончатокрылыхї (Ђ»звести€ »мператорского общества любителей естествознани€ї, том LXXXV). ”же в 1885 году в Ђ»звести€х ќбщества любителей естествознани€, антропологии и этнографииї Ќ.ћ. улагин опубликовал сразу три статьи: Ђќ развитии рационального пчеловодства в —моленской губернииї, Ђќб улье галлицких пчеловодовї и Ђќ статье √равенгорста, касающейс€ вопроса применени€ электричества к цел€м пчеловодстваї. ”же в них довольно отчЄтливо обозначилась принципиальна€ позици€ автора на пчеловодство и пути его развити€. ¬ €нваре 1886 года организаторами ѕервой передвижной плавучей выставки пчеловодства был создан организационный комитет, в который вошЄл и Ќ.ћ. улагин. ќн вместе с профессором ».ј. аблуковым разработал программу лекций, докладов и учебных зан€тий, прин€л в еЄ работе самое активное участие, за что был отмечен ћалым жетоном ќбщества акклиматизации. ¬ начале июл€ 1896 года в ћосковском зоологическом саду состо€лось открытие “ретьей передвижной выставки пчеловодства, которую возглавил профессор Ќ.ћ. улагин.  огда  улагин стал заведовать кафедрой в ћосковском сельскохоз€йственном институте, своей учЄной и экспериментальной базой он сделал институтскую учебно-опытную пасеку. ”льи разных систем Ч от колоды до лангстротов и даданов, сто€ло на ней и жили в них пчЄлы разных пород, в том числе специально дл€  улагина присланные из —Ўј ј.≈.“итовым, изучавшим там промышленное пчеловодство. ѕасека способствовала и распространению пчеловодных знаний среди населени€, чему Ќ.ћ. улагин придавал особое значение. ќна, как и »змайловска€ пасека, всегда была открыта дл€ посетителей, которые получали здесь квалифицированную консультацию. — 1902 года  улагин стал главным редактором Ђ–усского пчеловодного листкаї, основанного ј.ћ.Ѕутлеровым. ¬ 1905 году был одним из организаторов и председателем ¬сероссийского съезда пчеловодов в ћоскве, в 1909 году Ч председатель  иевского съезда. ¬ 1910 году участвовал в первом ¬сеслав€нском съезде пчеловодов в —офии. ¬ то же врем€ был избран главным председателем ¬сеслав€нского союза пчеловодов. ¬ 1911 году в Ѕелграде участвовал во втором ¬сеслав€нском съезде пчеловодов. ¬ 1912 году руководил работами третьего ¬сеслав€нского съезда пчеловодов в ћоскве. ѕозднее он непрерывно вел работу по пчеловодству как литературную, так и научно-исследовательскую, написав более 30 статей и книг по пчеловодству. ”мер 1 марта 1940 года. —реди них: монографи€ Ђ—овременное положение вопроса о русском воскеї; Ђ ормление пчелї; Ђ–оение пчелї и другие. ∆ена: јнна ёльевна (урождЄнна€ √убер), до 1917 года преподавала в женской гимназии, с 1920 года Ч преподаватель немецкого €зыка “имир€зевской сельскохоз€йственной академии. ƒети: ћихаил (1896) и —ергей (1898Ч1962). —очинени€: ¬редные насекомые и меры борьбы с ними, 4-е издание, тома 1-2, ћосква- Ћенинград, 1927-1930; «оологи€, 2-е издание, ћосква, 1938. Ћитература: —мирнов ≈., Ќ.ћ. улагин, "«оологический журнал", 1940, выпуск 4.

1862
ќгай ћори (насто€щее им€ - –интаро ћори)
€понский писатель, критик, переводчик. –одилс€ в префектуре —имане, остров ’онсю. ”чилс€ в √ермании (1884-1888). ѕо профессии военный врач. ѕервый познакомил €понцев с немецкой литературой. ѕечаталс€ с 1889 г. (сборник переводных стихов Ђќбразы прошлогої). ¬ прозе выступил как романтик (роман Ђ“анцовщицаї, 1890). ¬ дальнейшем в его творчестве преобладают натуралистические элементы: повести ЂVitа sехuаlisї (1909), Ђёностьї (1910), Ђƒикий гусьї (1913). јвтор исторических повестей Ђѕредсмертное письмо ќкицу ягоэмонаї (1912), Ђ—емейство јбэї (1913) и др. ”мер 9 июл€ 1922 года. —очинени€ в русском переводе: ќднажды в лодке, "¬осточный альманах", 1961, выпуск 4. Ћитература: »стори€ современной €понской литературы, ћосква, 1961; √ригорьева “., Ћогунова ¬., японска€ литература, ћосква,1964;  онрад Ќ., ќчерки €понской литературы, ћосква, 1973.

1863
јлександр јлександрович «аборовский
издатель, краевед. –одилс€ в семье бедного, беспоместного двор€нина в городе ¬ерро, Ћифл€ндска€ губернии. ≈го отец сдал экзамены на землемера в ѕсковской губернской чертЄжной и уехал в Ћифл€ндию. ѕосле его ранней смерти вдова с детьми вернулась в ѕсков. јлександр в 1882 году окончил ѕсковскую мужскую гимназию. — естественного отделени€ физико-математического факультета —анкт-ѕетербургского университета его отчислили за участие в студенческой сходке. — декабр€ 1883 года работал в канцел€рии ѕсковской уездной земской управы, а с марта 1892 года ещЄ и преподавал рисование в приходском училище. — июн€ 1895 года служил в канцел€рии губернатора секретарЄм губернского по городским и земским делам присутстви€. »мел много общественных об€занностей: санитарного попечител€ одного из городских участков, почЄтного блюстител€ „ерЄхинского сельского училища, секретар€ правлени€ общества садоводства и общины сестЄр милосерди€. 13 марта 1896 года его прин€ли в действительные члены ѕсковского археологического общества (ѕјќ), а в €нваре следующего года избрали хранителем музе€. Ќа заседании ѕјќ 15 июн€ 1896 года он сделал обзор царствовани€ Ќикола€ I, особенно распор€жений, касавшихс€ ѕсковской губернии. — 1898 года несколько сезонов вЄл на свои средства раскопки древних могильников и читал доклады о их результатах. ѕосле передачи обществу ѕоганкиных палат разместил в четырЄх комнатах экспозиции музе€, составил каталоги библиотеки и музе€, упор€дочил в нЄм отдел "Ќумизматика и сфрагистика". ¬ 1903 году подарил обществу часть своей коллекции монет. —овмеща€ просветительную и коммерческую работу, супруги «аборовские к началу 1900 года создали товарищество "“руд и «нание" с книжным магазином и типографией. ¬ ней, в частности, печатались “руды ѕјќ и друга€ краеведческа€ литература. ¬ том числе брошюра под редакцией «аборовского "ѕсков и его окрестности. ќчерк истории ѕскова. ѕутеводитель и справочна€ книга". ≈Є второе, исправленное издание вышло в 1907 году. “ам же под его редакцией в 1902 году печаталс€ журнал " оллекционер" - один из первых русских иллюстрированных журналов дл€ собирателей вс€кого рода коллекций". ¬ разделе "ѕо музе€м" он поместил заметки о коллекци€х ‘.ћ.ѕлюшкина (в N 1) и о музее ѕјќ (в N 2), а в библиографии - рецензию на —борный план ѕскова, составленный секретарем ѕјќ ‘.ј.”шаковым (в N 2). „тобы сосредоточитьс€ на делах товарищества, «аборовский в марте 1901 года ушЄл со службы. ќднако вскоре материальные трудности заставили его закрыть книжный магазин и перевести типографию в более дешЄвое помещение, а в 1903 году поступить на службу помощником секретар€ √убернского акцизного управлени€. ≈го социалистические убеждени€ про€вились в годы первой русской революции. «а это был трижды арестован. 11 июн€ 1905 года при обыске на квартире нашлась корзина с нелегальной литературой, оставленна€ скрывшейс€ эсеркой. “огда он отговорилс€ незнанием содержимого корзины. »з 11 псковских социалистов, арестованных 12 декабр€, суду предали четырех, но 18 апрел€ 1906 года троих, в том числе «аборовского суд оправдал. —разу после освобождени€ он согласилс€ печатать в типографии газету ѕсковского комитета –—ƒ–ѕ "ѕчела". ≈Є первый номер вышел уже 26 апрел€, а с шестого номера газета подвергалась конфискации. Ќо ему удавалось до прихода полиции тайком вывозить из типографии часть тиража. 12-й и 13-й номера газеты вышли после разгона √осударственной думы с призывами к восстанию, и 1 августа 1906 года супругов «аборовских арестовали. ¬скоре  лавдию »осифовну освободили. »з-за поисков скрывшегос€ редактора (».–€бкова) следствие зат€нулось, так что в конце года под денежный залог выпустили и мужа. ¬ августе 1907 года, когда следствие возобновилось, он уехал по заграничному паспорту псковича Ќикола€ —околовского. ¬ марте 1911 года »мператорска€ мисси€ в Ѕухаресте, сообща€ губернатору о смерти в Ѕухаресте 29 €нвар€ 1911 года потомственного двор€нина «аборовского, отметила, что он жил там под фамилией –авич-«аборовского и умер в крайней бедности (√јѕќ, фонд 20, опись 1, дело 2901, листы 101-102).  лавди€ »осифовна продолжала до революции вести дела типографии "“руд и «нание".

1863
¬ернер «омбарт (—омбарт; Sombart)
немецкий экономист, социолог, философ. –одилс€ в Ёрмслебене (ѕрусси€). ѕрофессор экономики в Ѕреслау и Ѕерлине. ќдин из первых немецких социологов, вместе с ћ.¬ебером руководил журналом Ђјрхив социальной науки и социальной политикиї, в 1920-е годы был первым президентом Ќемецкого социологического общества. –азвива€ идеи Ђисторической школыї в политэкономии, «омбарт испытывает вли€ние марксизма, примыкает к Ђкатедер-социализмуї. –абота —овременный капитализм (1902) приносит «омбарту широкую известность.  ак в ней, так и в последующих работах о возникновении капитализма, «омбарт показывает св€зь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обсто€тельствами. ѕолемизировал с ћ.¬ебером, полага€ неверным выведение капитализма из протестантской этики и св€зыва€ его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (≈вреи и их участие в образовании современного хоз€йства, —ѕб, 1910; Ѕуржуа, ћ., 1924; Luxus und Kapitalismus, Berlin, 1907; Krieg und Kapitalismus, Berlin, 1911). ¬ годы первой мировой войны переходит на позиции немецкого национализма, в книге “оргаши и герои (1915) противопоставл€ет Ђгероизмї немцев утилитаризму англичан. ¬ 20-е годы окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов Ђпонимающей социологииї, примен€€ его затем к политэкономии (Die drei Nationlokonomien, Munich, 1930). Ѕудучи одним из ведущих представителей Ђконсервативной революцииї, в начале 1930-х развивает идеи особого Ђнемецкого социализмаї, преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. ¬ 1938 публикует свой главный философский труд ќ человеке, в котором развивает идеи ¬. фон √умбольдта, ¬.ƒильте€ и всей Ђисторической школыї на человека, как творца и творени€ культуры. ѕубликаци€ этой книги, в которой «омбарт возвращаетс€ от национализма к идеалам гуманизма приводит к конфликту с идеологами национал-социализма. ƒанна€ работа близка кругу идей Ђкультурной антропологииї Ё.–отхакера и ћ.Ћандмана. ”мер в Ѕерлине 18 ма€ 1941 года. —очинени€: Noo-Soziologie, ¬., 1956: Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd -2, Mьnch. - Lpz., 1913; Die Zukunft des Kapitalismus, ., 1932; Deutscher Sozialismus, ., 1934; в русском переводе - —оциализм и социальное движение в 19 столетии, —анкт-ѕетербург, 1902; ’удожественна€ промышленность и культура, —анкт-ѕетербург, (б. г; »деалы социальной политики, —анкт-ѕетербург, 1906; —овременный капитализм, тома 1-2, ћ., 1903-1905; том 3, ћосква -Ћенинград, 1930 (том 1, 2-е издание, ћосква -Ћенинград, 1931); Ѕуржуа, ћосква, 1924; Ќародное хоз€йство в в 19 и в начальник 20 в., ћосква, 1924. Ћитература: Ћуначарский ј.¬., «омбарт о душе буржуа, в его книге: ћещанство и индивидуализм, ћосква - ѕетроград, 1923, страницы 202-223.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку