-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в kakula

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.12.2004
«аписей: 61908
 омментариев: 6491
Ќаписано: 69866


28 августа родились...

¬оскресенье, 28 јвгуста 2011 г. 00:40 + в цитатник
Joseph Sheridan Le Fanu (620x700, 124Kb)
1814
ƒжозеф Ўеридан Ће ‘аню (Joseph Sheridan Le Fanu)
ирландский писатель, один из лучших авторов готической прозы. ƒжозеф Ўеридан Ће ‘аню родилс€ в ƒублине, в литературной семье гугенотов. ≈го бабушка јлиси€ Ўеридан Ће ‘аню и двоюродный дед –ичард Ѕринсли Ўеридан были драматургами. ѕервые 12 лет жизни Ће ‘аню провел р€дом с »рландской королевской ¬оенной школой, где его отец, св€щеннослужитель »рландской  атолической церкви (необходимо исправить: у св€щенника  атолической ÷еркви Ќ≈ ћќ∆≈“ Ѕџ“№ детей, по крайней мере законных), служил в сане капеллана. ѕарк ‘еникса, где располагалась школа, расположенна€ р€дом деревн€ и приходска€ церковь не раз встрет€тс€ читателю в произведени€х Ће ‘аню. — 1826 года отец ƒжозефа получает должность ректора на ёге »рландии Ч и вс€ семь€ переезжает туда. ’от€ у Ће ‘аню был наставник, основные знани€ он черпает из большой отцовской библиотеки, где проводит много времени. ¬ 1832 году начались беспор€дки, вызванные войной против дес€тины. Ќесколько дюжин последователей »рландской католической церкви вынуждены были платить дес€тину за содержание церкви наравне с многочисленными католиками. —емью Ће ‘аню посто€нно преследовали финансовые проблемы, несмотр€ на старани€ отца “омаса поддерживать репутацию фамилии. ƒоход, получаемый от должности ректора, полностью уходил на оплату дес€тин. ƒжозеф изучал юриспруденцию в  олледже —в€той “роицы в ƒублине, где впоследствии был избран јудитором  олледжа. — 1838 года он стал публиковатьс€ в ∆урнале ƒублинского ”ниверситета, там же и была опубликована его перва€ Ђужасна€ї истори€ Ч Ђѕризрак и  остоправї. — 1840 года Ће ‘аню приобретает несколько газет. 18 декабр€ 1844 года Ће ‘аню женитс€ на —узанне Ѕеннет, дочери ведущего дублинского адвоката. —видетелем на свадьбе был »саак Ѕатт. ќни снимают дом на ”оррингтон ѕлейс возле ¬еликого  анала в ƒублине. “ам и рождаетс€ в 1845 году их перва€ дочь, Ёлеонора. «атем в 1846 году по€вл€етс€ на свет Ёмма, в 1847 году “омас и ƒжордж в 1854 году. ¬ 1847 году ƒжозеф Ўеридан Ће ‘аню поддерживает ƒжона ћитчелла и “омаса ћигера в их кампании против безразличи€ ѕравительства к »рландскому голоду. ≈го поддержка стоила ему назначени€ членов парламента от партии “ори в графстве  арлоу в 1852 году. ¬ 1856 году ƒжозеф с семьей переезжает из ”оррингтон ѕлейс в дом родителей его жены в ћэррион —квер, так как родители —усанны уехали в јнглию. —емейна€ жизнь ƒжозева не ладитс€, потому что его жена страдает неврозами. ” нее был кризис веры, посещала религиозные собрани€ в соседней церкви —в€того —тефана, обсуждала религиозные проблемы с младшим братом ƒжозефа Ч ¬иль€мом, так как Ће ‘аню перестал посещать церковь. ќна сильно переживала смерть нескольких близких родственников, в том числе смерть ее отца за два года до этого. Ёто и стало основной причиной семейных проблем. ¬ апреле 1858 года у —усанны случилс€ нервный срыв и на следующий день она умерла. ќбсто€тельства ее смерти так и остались невы€сненными. ќна была похоронена в семейном склепе Ѕеннет вместе с ее отцом и брать€ми. ѕо некоторым отрывкам из дневников Ће ‘аню можно пон€ть, что он считал себ€ виновным в смерти жены. ѕосле смерти жены Ће ‘аню долго не пишет, вплоть до смерти его матери в 1861 году. ќчередное несчастье прорывает плотину эмоций. ¬ это врем€ его поддерживала его кузина леди √иффорд Ч она всю жизнь была дл€ него близким человеком. ¬ 1861 году ƒжозеф становитс€ редактором и владельцем ∆урнала ƒублинского ”ниверситета. “ам он и публикует некоторые из своих романов. ƒжозеф Ўеридан Ће ‘аню умер у себ€ на родине в ƒублине 7 феврал€ 1873 года. јвтор мистических и приключенческих произведений. — 1845 по 1873 год опубликовал 14 романов, из которых наиболее известны Ђƒ€дюшка —айласї (ЂUncle Silasї, 1864), Ђƒом у кладбищаї (ЂThe House by the Churchyardї, 1863) и сборник из п€ти новелл Ч Ђ—квозь тусклое стеклої (ЂIn a Glass Darklyї,1872). “ворчество Ће ‘аню повли€ло на поэтику ’.  ортасара. ѕовесть Ђ армиллаї (ЂCarmillaї, 1871) оказала большое вли€ние на творчество Ѕрэма —токера. Ёкранизации произведений ƒжозефа Ўеридана Ће ‘аню: ¬ампир (1932, режиссЄр  арл “еодор ƒрейер); ƒ€д€ —айлас (1947, режиссЄр „арльз ‘рэнк); » умереть от наслаждени€ (1960, –оже ¬адим); Ћюбовницы-вампирши (1970, –ой ”орд Ѕейкер); —трасть к вампиру (1970, ƒжимми —энгстер);  ровава€ невеста (1972, ¬исенте јранда); ¬ампиры против зомби (2004, ¬инс ƒ'јмато).

Tatarinov_Valerian_Alexeevitsch_(1816-1871) (594x700, 100Kb)
1816
¬алерий јлексеевич “атаринов
выдающийс€ российский государственный де€тель, один из проводников јлександровских реформ. »справл€ющий должность государственного контролЄра (13 €нвар€ 1863 Ч 1 ма€ 1864 года), √осударственный контролЄр –оссии (1864Ч1871). —татс-секретарь (27 но€бр€ 1858 года), действительный тайный советник (15 апрел€ 1860 года). ¬алериан “атаринов - выходец из старинной двор€нской семьи, родилс€ и первое детство провЄл в родительском имении, селе √олопЄрово ѕереславского уезда ¬ладимирской губернии (ныне ѕереславского района ярославской области). ¬ 1834 году с отличием окончил Ѕлагородный пансион при ћосковском университете. —лужбу начал годом позднее Ч с начальной должности в канцел€рии √осударственного контрол€. «а 23 года примерной службы приобрЄл практический опыт и прошЄл одну за другой почти все ступени бюрократической послужной лестницы. ¬ 1842 году был командирован во ¬торой отдел —обственной ≈го ¬еличества канцел€рии дл€ составлени€ свода контрольных правил и законов. ¬ 1850 году назначен вице-директором канцел€рии государственного контрол€ и правителем дел комитета по составлению –евизионного устава; в 1852 году Ч генерал-контролЄром департамента гражданских отчЄтов и одновременно Ч председателем особой комиссии дл€ расследовани€ растраты сумм комитета 30 августа 1814 года. ѕо предложению √осударственного контролЄра генерал-адъютанта Ќ.Ќ.јнненкова в конце 1855 года в числе прочих чиновников, включа€ ћ.’.–ейтерна, был командирован дл€ изучени€ зарубежного опыта финансового контрол€ за границу. ¬ течение двух лет собирал материалы по системе ревизии во ‘ранции, √ермании, јнглии, Ѕельгии и —Ўј. ѕо результатам изучени€ зарубежного опыта составил п€ть записок: Ђ√осударственна€ отчЄтность в ѕруссииї, Ђ√осударственна€ отчЄтность во ‘ранцииї, Ђ√осударственна€ отчЄтность в јвстрииї, Ђ√осударственна€ отчЄтность в Ѕельгииї и Ђ’оз€йство и отчЄтность военного министерства во ‘ранцииї, а также единый результирующий доклад по итогам поездки. Ёти труды были напечатаны в 1858Ч1861 годах. »мператор лично следил за продвижением дел и на докладе, сделанном “атариновым по возвращении, собственноручно надписал: Ђ„итал с большим вниманием и любопытством. »скренне благодарен действительному статскому советнику “атаринову за его добросовестность и основательность труда. ƒай Ѕог, чтобы у нас умели извлечь из него ожидаемую мною пользуї. ¬ 1858 году получил назначение делопроизводителем ќсобой комиссии, учреждЄнной дл€ рассмотрени€ Ђкоренных начал государственной отчЄтностиї, то есть дл€ пересмотра еЄ системы. ѕо его предложению комисси€ выработала проект составлени€, рассмотрени€ и заключени€ смет, введени€ принципа единства кассы (вместо разрозненных дотоле ведомственных касс) и установлени€ одной полномочной и независимой ревизионной инстанции Ч √осударственного контрол€, с предварительной и последующей проверками отчЄтности. Ѕыл представлен новому императору јлександру II и заслужил его расположение. 27 но€бр€ 1858 года ему было пожаловано почЄтное звание статс-секретар€. ¬ конце 1858 года был назначен председателем специальной  омиссии дл€ устройства кассового и ревизионного пор€дка. Ќа основе полученных материалов комисси€ под руководством ѕавла √агарина разработала проект преобразовани€ кассового устройства в –оссии. ”становление единой кассы подразумевало объединение всех денежных средств в руках министерства финансов, поэтому преобразовани€ √осударственного контрол€ не могли произойти в отрыве от общей финансовой реформы, котора€ и была осуществлена ћихаилом –ейтерном, министром финансов с 1862 года. ¬ том же 1862 году по указани€м ¬алериана “атаринова были составлены новые кассовые правила. Ѕеспокойство и пристальный интерес јлександра II к полной перестройке финансового управлени€ и контрол€ за делами империи не был досужим. ≈щЄ до начала реформ было отчЄтливо пон€тно, что существующий механизм в лице министерства финансов и √осударственного контрол€ не только в корне устарел, но и выдохс€, занима€сь более самообеспечением структуры, чем возложенным на него реальным делом. “ем более он не отвечал задачам Ц в создававшейс€ принципиально новой экономической ситуации, когда в результате реформ ожидаемый рост хоз€йственной и финансовой активности широчайших слоЄв населени€ должен был вырасти многократно. —тарые министерства и ведомства, созданные в услови€х и дл€ нужд совсем другой страны не справл€лись и не могли справитьс€ с новыми задачами. ѕодобный поворот дела был виден практически всем мысл€щим люд€м того времени: не только управленцам, чиновникам или государю, но даже и поэтам. ЂЕ¬ знаменитой поэме Ђ—овременникиї, написанной под вли€нием впечатлений от грюндерского подъЄма начала 1870-х годов и ажиотажа на —анкт-ѕетербургской бирже, Ќекрасов дал грандиозную картину всесокрушающего натиска денег на российское общество.  олоссальный рост частного железнодорожного строительства, сопровождающийс€ коррупцией причастной к делу администрации на всех уровн€х, учреждение дес€тков коммерческих банков (до 1860 г. их в –оссии практически не было, а немногочисленные опыты в этой сфере оказывались, как правило, неудачными), расцвет биржевой спекул€ции, борьба за правительственные заказы дл€ промышленности, страстное и заинтересованное обсуждение преимуществ и недостатков протекционистских и фритредерских тарифов, Ч всЄ это были те самые признаки Ђновых временї, которые необратимо измен€ли с каждым годом российскую действительность.  ипение жизни в столицах, где на глазах создавались (а подчас и рушились) огромные состо€ни€, где всЄ шире про€вл€лась предпринимательска€ активность в самых различных начинани€х Ч от горнопромышленных разработок до издани€ газет и журналов Ч как бы символизировало наступившее врем€ господства городов, воплощавших динамику общественного развити€ (при том, что даже в начале XX века более трЄх четвертей населени€ страны всЄ ещЄ жило в деревне)ї Ч ( —емЄнов Ќ.ё. Ђќб особенност€х государственной власти в –оссииї). ¬ новой ситуации стране нужны были и новые правила, и новые министерства, и новый контроль, и новые управленцы. ќдним из них, весьма соответствующим потребност€м нового времени по выбору јлександра II и стал Ц ¬алериан “атаринов. 18 декабр€ 1862 года (в свой 63 день рождени€) предыдущий √осударственный контролЄр Ќиколай јнненков был переведЄн генерал-губернатором в ёго-западный край, а уже 13 €нвар€ 1863 года ¬алериан “атаринов был назначен исправл€ющим должность √осударственного контролЄра. ”читыва€ крайнюю сложность и государственный масштаб задач, первый, как бы испытательный год своей работы “атаринов провЄл в статусе исполн€ющего об€занности. ќднако немедленно по вступлении на должность, преемник Ќикола€ јнненкова приступил к реорганизации ревизионного ведомства, с целью придать ему принципиально иные функции и превратить в единый контрольный орган всего российского государства. ¬ том же 1863 году были впервые применены новые сметные правила, разработанные годом ранее. ѕод руководством ¬алериана “атаринова прежде всего была проведена коренна€ реформа самого ревизионного ведомства. ќно было преобразовано в единый контрольный орган, обладающим всей полнотой прав документальной ревизии почти всех государственных учреждений Ч как центральных, так и местных. ¬ полном согласии с новыми задачами подвергс€ всесторонней реорганизации и ведомственный аппарат √осударственного контрол€. — 13 €нвар€ 1864 года в его составе (также под руководством ¬алериана “атаринова) начала работу ¬ременна€ ревизионна€ комисси€, главной функцией которой было осуществить переход к новому пор€дку финансового контрол€ после введени€ принципа единства кассы. “акже комисси€ была наделена правом проводить ревизию расходов всех учреждений гражданского и военного ведомств в —анкт-ѕетербурге, получавших содержание из √осударственного казначейства (за исключением ћорского министерства). ¬ св€зи с созданием ¬ременной ревизионной комиссии контрольные департаменты гражданских и военных отчЄтов полностью прекратили проведение проверок текущей документации; они продолжали свою работу вплоть до 1870 года, но занимались всЄ это врем€ только завершением ревизионных дел до 1863 года включительно.  онтрольный департамент морских отчЄтов сохранил свою прежнюю компетенцию, но его де€тельность была полностью перестроена в соответствии в новыми правилами финансовой отчЄтности.  роме того, ¬ременна€ ревизионна€ комисси€ получила право на проведение внезапного освидетельствовани€ касс √лавного и —анкт-петербургского губернского казначейств, вела делопроизводство по вопросам, возникавшим при применении вводившихс€ в действие сметной и кассовой систем. —пуст€ тридцать лет после отклонени€ первого проекта реформы √осударственного контрол€, выдвинутого генерал-адъютантом ѕ.ƒ. иселЄвым, в 1865Ч1866 годах в губерни€х и област€х –оссии были созданы местные органы √осударственного контрол€ Ч контрольные палаты Ч дл€ предварительной проверки счЄтных назначений. — по€влением —анкт-ѕетербургской контрольной палаты, осуществл€вшей ревизию всех губернских учреждений столичной губернии и войсковых частей —анкт-ѕетербургского военного округа, ÷ентральна€ ревизионна€ комисси€ перешла на проведени€ контрол€ только общероссийской министерской отчЄтности. — 1866 года ведомство под руководством ¬алериана “атаринова получило право осуществл€ть контроль над всероссийским бюджетом в целом: началось составление ежегодных отчЄтов по исполнению государственной росписи и еЄ финансовых смет. »менно в этого времени было начато повсеместное сокращение расходов по всем министерствам и управлени€м, что позволило к 1872 году достичь бездефицитного бюджета, впервые за очень долгое врем€. ƒостижением реформы 1863Ч1866 годов в области финансового контрол€ стало введение права внезапного освидетельствовани€ касс на всех уровн€х контрол€ Ч дл€ проверки фактического расходовани€ казЄнных средств. ѕостепенно это право расшир€лось и ревизоры надел€лись правами провер€ть наличность на военных складах, организовать внезапный таможенный досмотр товаров и участвовать в проверке строительных операций на шоссейных и водных дорогах. ќценива€ дес€ть лет спуст€ результаты зрело обдуманной отчЄтной и ревизионной реформы “атаринова, √осударственный совет в 1876 году посв€тил этому вопросу отдельное официальное за€вление: Ѕольший по сравнению с прежним пор€док в государственном хоз€йстве, больша€ бережливость в употреблении денежных и имущественных средств государства, большее уважение к финансовым и хоз€йственным законам стали положительно замечатьс€ в последнее врем€; и на про€вление всех этих улучшений значительную долю вли€ни€, бесспорно, имеет более строгий и внимательный контрольный надзор. ѕо воспоминани€м современников, “атаринов был несомненно сильной и волевой личностью, обладающей несомненным талантом. ќн отличалс€ блест€щим умом, образованностью и энергией, а также обладал редкой интуицией и умением быстро оценивать людей: буквально минутного личного разговора ему оказывалось совершенно достаточно, чтобы составить себе достаточное представление о способност€х и характере данного лица. ¬ частной жизни ¬алериан “атаринов был Ђчрезвычайно ласков и доступен, но в исполнении долга суров и непреклонен, хот€ бы эта твЄрдость и могла навлечь негодование вли€тельных лиц...ї ƒе€тельный, волевой и справедливый, он представл€л собою практически идеальный образ того, кто должен был занимать место √осударственного контролЄра. ¬ самый разгар своей государственной де€тельности, 26 феврал€ 1871 года ¬алериан “атаринов скоропостижно скончалс€ от разрыва сердца. ќтпевание совершено в јлександро-Ќевской лавре; похоронен на Ћазаревском кладбище в —анкт-ѕетербурге. ƒет€м его выдано из государственного казначейства 100000 рублей, так как он не оставил своей семье никакого состо€ни€. ¬незапна€ смерть ¬алериана “атаринова не остановила начатых им реформ в аппарате √осударственного контрол€. ќни были продолжены и при его преемниках ј.ј.јбазе (1871-1874 года) и —.ј.√рейге (1874-1878 года). ¬алериан јлексеевич “атаринов вошЄл в российскую историю как один из главных движущих де€телей реформ јлександра II и выдающийс€ специалист в области государственных финансов, создавший основы будущей работы √осударственного контрол€ на весь оставшийс€ период его существовани€ до феврал€ 1917 года. Ћитература: ј.√оловачев "ƒес€ть лет реформ" (—анкт-ѕетербург, 1872); Ќ.јлышевский "¬ пам€ть о Ђ¬алериане јлексеевиче “атариновї (—анкт-ѕетербург, 1887); ј.√радовский "Ќачала русского государственного права" (том II, —анкт-ѕетербург, 1887); ¬.Ћебедев "‘инансовое право" (том I, выпуск II, —анкт-ѕетербург, 1891); Ћ.’одский "ќсновы государственного хоз€йства" (—анкт-ѕетербург, 1894); ‘.Ѕочковский "ќрганизм государственного контрол€ сравнительно с государствами «ападной ≈вропы" (—анкт-ѕетербург, 1895); »в.Ѕлиох "”стройство финансового управлени€ и контрол€ в –оссии в историческом их развитии" (—анкт-ѕетербург, 1895); ¬.—акович "√осударственный контроль в –оссии" (—анкт-ѕетербург, 1896); ¬. “альберг "√осударственный фактический и предварительный контроль в железнодорожном хоз€йстве" ( иев, 1897); Ёнциклопедический словарь √ранат. “ом 41, часть VII, столбец 79.

Rowinski (496x700, 76Kb)
1824
ƒмитрий јлександрович –овинский
русский юрист, знаменитый как историк искусства и составитель справочников по русским портретам и гравюре XVIIIЧXIX веков. ѕочЄтный член јкадемии наук и јкадемии художеств. –одилс€ в ћоскве. »з двор€н —моленской губернии –овинских (иногда фамили€ писалась –авинский). ѕлем€нник поэта ¬икенти€ –овинского (–авинского), автора ЂЁнеиды навыворотї Ч одного из первых произведений на белорусском €зыке (смоленский диалект). —ын московского полицеймейстера ј.ѕ.–овинского. ќкончив курс в училище правоведени€, начал службу в ћоскве, где последовательно занимал должности секретар€ —ената, губернского стр€пчего, товарища председател€ уголовной палаты, губернского прокурора, прокурора судебной палаты и председател€ уголовного департамента судебной палаты. — 1870 года состо€л до самой смерти сенатором уголовного кассационного департамента. ѕериод служебной жизни –овинского до начала судебной реформы отличалс€ чрезвычайно живой, чуткой и чуждой вс€кого формализма де€тельностью, особенно на должности губернского прокурора, значение которой он умел чрезвычайно возвысить, несмотр€ на нат€нутые отношени€ с самовластным Ђхоз€ином ћосквыї Ч генерал-губернатором графом ј.ј.«акревским. Ќастойчиво добива€сь возможной материальной правды и справедливости в решени€х по уголовным делам, построенным подчас с полным забвением о живом человеке, на территории формальных, предвз€тых, механически оцениваемых доказательств, добытых притом при следствии невежественными и часто своекорыстными полицейскими чиновниками, вымогавшими у заподозренного сознание с помощью замаскированных, а иногда и €вных ист€заний или томлени€х в Ђклоповникахї и Ђмогилахї подвальных этажей Ђчастных домовї, –овинский входил во всЄ и бдительным надзором, насто€ни€ми и просьбами, где только было возможно, устран€л вопиющие злоупотреблени€ современного ему судебно-следственного пор€дка. ћного приходилось ему трудитьс€ над улучшением положени€ арестантов в среде, где уже кончал си€ть светом своего любвеобильного сердца ‘Єдор ѕетрович √ааз, о котором –овинский и в конце своих дней вспоминал с умилением. “€жЄлые столкновени€ с графом «акревским вызывались заступничеством –овинского за крепостных при искусственно раздуваемых случа€х неповиновени€ их помещикам и даже управл€ющим, причЄм случа€м этим бездушно придавалс€ характер Ђвосстани€ї, влекшего за собой каторгу и плети. —тара€сь вли€ть на молодых судебных де€телей собственным примером, –овинский приветствовал издание в 1860 году наказа судебным следовател€м и напутствовал будущих следователей ћосковской губернии, собравшихс€ у губернского прокурора, призывом: Ђбыть прежде всего людьми, а не чиновниками, служить делу, а не лицам, опиратьс€ на закон, но объ€сн€€ его разумно, с целью сделать добро и принести пользу, и домогатьс€ одной награды Ч доброго мнени€ обществаЕї ѕредположени€ о необходимости судебной реформы вызвали его на р€д работ, содержавших в себе исполненную действительного знани€ жизни и веры в духовные силы народа критику Ђобщей объ€снительной запискиї к проекту уголовного судопроизводства графа ƒ.Ќ.Ѕлудова, в которой предлагалось постепенное введение улучшений в существующие судебный строй и приЄмы. —то€ за необходимость радикального изменени€ последних и наход€ нужным с корнем вырвать из русской судебной жизни чЄрствое Ђприказное отношениеї, прикрытое Ђлиберальными декораци€ми с трескучими фразами и уголовными прибауткамиї, –овинский предложил в основу судебного стро€ положить уже вы€снившийс€ с самой симпатичной стороны тип мирового посредника и затем, дл€ более важных дел, создать суд прис€жных. ќн первый имел смелость поставить вопрос об этом суде на практическую почву, вступив при этом в борьбу со многими лицами, авторитетными по своему положению. ѕротив указаний на предполагаемую неспособность русского человека отличать преступление от несчасти€ –овинский выставл€л в своих юридических и историко-литературных трудах глубокую разницу между состраданием народа к осуждЄнному и предполагаемой снисходительностью его к преступлению: ЂЌарод смотрит с состраданием на преступника, уже наказанного плетьми и осуждЄнного на каторгу и ссылку и, забыва€ всЄ сделанное им зло, несЄт ему щедрые пода€ни€ вещами и деньгами; он жалеет подсудимых, просиживающих под судом годы и дес€тилети€ в €вное разорение своего семейства и государственной казны, но за это сострадание следовало бы скорее признать за народом глубокое нравственное достоинство, нежели обвин€ть его в недостатке юридического развити€ї. яркими красками описывал –овинский в различных записках осуществление господствовавшей до 1863 года системы наказаний с острожным сидением, плет€ми и шпицрутенами, рису€ ужасающими, но правдивыми чертами ЂзелЄную улицуї. Ќа отрицание в русском человеке чувства законности, вследствие чего прис€жные будто бы не будут видеть преступлени€ там, где его видит закон, –овинский отвечал указанием на то, что именно общественный суд, гласный и всеми уважаемый, должен предшествовать юридическому развитию общества и самих судей, так как только в нЄм народ научитс€ правде и перестанет признавать некоторые преступлени€ за самое обыкновенное дело. Ќа опасение, что суд прис€жных окажетс€ непон€тным обществу новшеством и не найдЄт нужных дл€ себ€ органов в лице прокуроров и защитников, он возражал исследовани€ми об участии общественного и выборного элементов в старом русском суде и интересными замечани€ми и выводами о том, как должен выработатьс€ и какими национальными особенност€ми выразитьс€ тип будущих русских обвинителей и адвокатов. ¬ызванный в —анкт-ѕетербург дл€ участи€ в комиссии по судебному преобразованию и прикомандированный в 1863 году к √осударственной канцел€рии, –овинский настойчиво и неустанно проводил свой взгл€д, стара€сь освободить производство с прис€жными от ненужных условностей, сократить прокурорские отводы, чрезмерно частое приведение заседателей к прис€ге и вообще устранить из производства элемент недовери€ и дидактизма, к которому многие были склонны по отношению к представител€м общественной совести. Ќекоторые из предположений –овинского были осуществлены под властным указанием опыта лишь впоследствии. — особенной любовью работал –овинский над организацией мирового института, предлага€ дл€ подн€ти€ его в глазах населени€ и дл€ ближайшего приобщени€ его к органам центрального и местного управлени€ считать почЄтными мировыми судь€ми на всю империю министров юстиции и внутренних дел, членов √осударственного —овета и сенаторов Ч во всЄ врем€ нахождени€ их в должности, а по губерни€м Ч губернаторов, губернских предводителей двор€нства и председателей губернских земских управ. ¬ 1862 году, под его непосредственным руководством, была проведена обширна€ судебно-статистическа€ работа по собранию и разработке сведений о положении дел судебного ведомства в губерни€х будущего ћосковского судебного округа. Ќазначенный прокурором этого округа в 1866 году, –овинский с энергией прин€лс€ за практическую организацию нового дела. »м избран первый состав московской прокуратуры, из которой вышло столько замечательных судебных де€телей. »м были призваны в еЄ р€ды, между прочим, будущий министр юстиции Ќ. ј. ћанасеин и известный своим талантом обвинител€ √ромницкий. »сполн€€, нар€ду со своими подчинЄнными, прокурорские об€занности, чуждый вс€кого Ђгенеральстваї и стремлени€ к внешнему блеску, –овинский служил им примером преданной службы любимому делу. ѕервые шаги новых учреждений не могли обойтись без невольных ошибок, а общество далеко не во всех своих сло€х относилось к ним с сочувствием. ¬озникали неизбежные столкновени€ и пререкани€, приходилось иметь дело с тайным злорадством и €вным недоброжелательством тех, чь€ власть или вли€ние встречали законную препону в непривычной де€тельности новых учреждений. ѕоложение первого прокурора судебной палаты самого большого из судебных округов было не только трудное, но и нравственно ответственное пред будущностью нового суда. » в должност€х судьи по существу и судьи кассационного, –овинский сохранил свой жизненный взгл€д на каждое дело, которое представл€лось ему, прежде всего, бытовым €влением с индивидуальной окраской. „уждый мЄртвых юридических схем, видевший во всЄм и прежде всего живого человека, –овинский вносил свою отзывчивость на запросы житейской правды и в отвлечЄнную область оценки кассационных нарушений. ¬раг вс€кой Ђканцел€рщиныї, всего уклончивого, неопределЄнного и недосказанного, он был краток и точен в своей работе, уме€, однако, очень подробно разрабатывать вопросы, когда они касались установлени€ правильного взгл€да на серьЄзные правоотношени€ или правонарушени€. ќн работал неустанно, добросовестно, не избега€ ни под какими предлогами сухого и подчас очень скучного, кропотливого труда. ¬ течение своей сенаторской де€тельности он был всегда на своЄм посту, вли€€ на товарищей независимостью и €сностью своих житейских и юридических взгл€дов. ¬ступив в —енат в возрасте, когда многие уже мечтают о покое, он бодро прин€лс€ за труд и доложил 7825 дел, по каждому из которых им собственноручно написано решение или мотивированна€ резолюци€. Ёто было дл€ него не легко, ибо р€дом со службой у него существовала любима€ сфера искусства, куда его влекло всеми силами души и где он отдыхал душевно. ¬ этой сфере он сделал очень многое. —обственными трудами и путЄм больших материальных жертв он собрал и издал: Ђ»сторию русских школ иконописани€ї, Ђ–усские гравЄры и их произведени€ї, Ђ—ловарь русских гравированных портретовї, Ђ–усский гравЄр „емесовї (с 17 портретами), Ђ–усские народные картиныї, Ђƒостоверные портреты московских государейї (с 47 рисунками), ЂЌ.».”ткин. ≈го жизнь и произведени€ї (с 34 портретами и рисунками), Ђ¬иды —оловецкого монастыр€ї (с 51 рисунком), Ђћатериалы дл€ русской иконографииї (12 выпусков, с 480 рисунками), Ђќдиннадцать гравюр Ѕерсеневаї, Ђ‘.».»орданї, Ђ¬.√.ѕеров. ≈го жизнь и произведени€ї, Ђ—борник сатирических картинї, Ђѕолное собрание гравюр –ембрандтаї (с 1000 фототипи€ми), Ђѕолное собрание гравюр учеников –ембрандта и мастеров, работавших в его манереї (с 478 фототипи€ми), Ђѕодробный словарь русских гравированных портретовї. —верх того, им сделан р€д небольших изданий, каковы, например, Ђ¬иды из привисленских губернийї, Ђ—атирические азбучные картинки 1812 годаї, Ђѕосольство —угорскогої и другие. ѕервое место между издани€ми –овинского занимает Ђѕодробный словарь русских гравированных портретовї. ќн состоит из 4 томов in quarto и представл€ет собой драгоценный пам€тник дл€ ознакомлени€ с искусством гравировани€ вообще и в –оссии в особенности, дава€ описание портретов 2000 лиц, в каком-либо отношении привлекших к себе внимание современников и потомства. Ёти описани€, представл€€ собой отчЄт о каждом портрете с массой точных и мельчайших технических подробностей, потребовали, ввиду 10 000 снимков, упоминаемых в книге, огромного труда. Ќо не дл€ одних любителей гравюр или учЄных исследователей истории искусства дают эти четыре тома богатейший материал. Ќа 3086 столбцах книги, составление которой одно могло бы наполнить жизнь человека, р€дом с разнообразными, иногда прекрасными фототипи€ми, идут биографические заметки, рассказы и указани€ современников. ¬ них содержитс€ интересный исторический и бытовой материал, рисующий и освещающий со многих сторон русскую жизнь и еЄ судьбы. «аметки –овинского не имеют претензии на полноту или на определЄнную систему: это, по большей части, краткие, живые характеристики, блест€щие умом, вооружЄнным громадной начитанностью и знанием. —жата€ форма их придаЄт им особую силу и совершенно исключает вс€кую условность и деланный пафос. ¬ трудах –овинского нет следа исторического прислужничества; его отзывы и оценки звучат полной искренностью. ¬прочем, не все заметки его кратки. ≈сть под этим названием биографические очерки, выделение которых из Ђ—ловар€ї и собрание вместе могло бы составить полную интереса книгу. “аковы очерки жизни и де€тельности јлександра I, ≈катерины II, ƒмитри€ —амозванца и, в особенности, ј. ¬. —уворова. Ётим очеркам можно сделать упрЄк в излишней подробности, выход€щей за пределы Ђ—ловар€ї. –овинский предвидел возможность подобного упрЄка. ќтвет на него содержитс€ в указании на отношение иконографии к истории. Ђƒл€ нас, иконографов, интересно иметь не изображение ≈катерины в высокоторжественной позе, а насто€щую, живую ≈катерину, со всеми еЄ достоинствами и недостатками. ћы хотим знать вс€кую мелочь, которой была окружена эта велика€ женщина; хотим знать, в котором часу она вставала, когда садилась работать, что пила и ела за обедом, что делала вечером, как одевалась и куда ездила. Ќам до всего дело, мы хотим знать еЄ частную жизнь, даже прочесть еЄ интимные записочки, хотим видеть еЄ у себ€ дома Ч живую, умную, хитруюЕ может быть, и чересчур страстную. »з короткого знакомства со всеми мелочами еЄ обихода мы более, чем из вс€кой другой »стории, вынесем уверенность, что лЄгкие стороны еЄ домашней жизни не имели расслабл€ющего вли€ни€ на царственные еЄ задачи, и ещЄ более полюбим эту великую женщину за еЄ безграничную любовь к еЄ новому, русскому отечествуї. Ђ—ловарь гравированных портретовї изображает русских людей на различных ступен€х общественной лестницы и в разные исторические эпохи. Ќо дл€ полноты картины нужно было изображение русской жизни, нужно было собрать черты не личные, а бытовые, закреплЄнные в пам€ти народной тем или другим способом. Ёту задачу ƒ. ¬. –овинский выполнил в своЄм классическом труде Ч Ђ–усских народных картинкахї, изданных в 1881 году, в 9 томах, из которых четыре заключают в себе 1780 картинок, а п€ть представл€ют объ€снительный к ним текст, на 2880 страницах большого in 8. ¬ этом издании, требовавшем необычайной любви к делу, настойчивости и знани€, и сопр€жЄнном притом с большими жертвами, –овинский собрал все народные картинки, которые выходили в свет до 1839 года, то есть до того времени, когда свободное народное художественное творчество было вставлено в рамки официальной цензуры. ¬ картинках этих проходит самыми разнообразными сторонами бытова€ и духовна€ жизнь народа с начала XVII века до середины XIX века. ¬ наивных изображени€х народного резца русский человек представлен в его отношени€х к семье, к окружающему миру, к учению, в его религиозных веровани€х и поэтических представлени€х, в его скорб€х и радост€х, в подвигах и падении, в болезн€х и развлечени€х. ќн перед нами живой, говор€щий о себе сам, своим Ђкрасным словомї, сказкой и легендой, своеобразный, мощный и простосердечный, терпеливый и страшный в гневе, шутливый и в то же врем€ вдумчивый в жизнь и еЄ сокровенный смысл, с добродушной иронией смотр€щий на себ€ и на всЄ окружающее, и величаво-спокойный пред лицом смерти. ѕо поводу тех или других народных картин приведены в этом труде подробные самосто€тельные исследовани€, обширные извлечени€ из пам€тников народной литературы, стройные, построенные на богатых источниках и личном опыте и изучении бытовые и этнографические картины.  то прочЄл со вниманием п€ть томов текста к народным картинкам, тот может сказать, что пред его глазами прошла не официальна€, не внешн€€, но внутренн€€ русска€ жизнь более чем за два века, со всем тем, что составл€ло еЄ сущность. Ћюбовь –овинского к искусству сказалась и в изданной им в 1892 году книге Ђ¬асилий √ригорьевич ѕеров. ≈го жизнь и произведени€ї, состо€щей из прекрасной биографии художника, написанной Ќ.ѕ.—обко, и из 60 фототипий с картин ¬.√.ѕерова. ƒл€ издани€ произведений кого-либо из выдающихс€ русских художников –овинскому представл€лс€ большой выбор. “акое издание могло бы подавл€ть надрывающим изображением т€жких сцен из боевой жизни; могло бы ласкать глаз из€щной правдивостью в передаче переливов света на мехах, матери€х и украшени€х; могло бы представл€ть те жанровые сцены, где Ђсквозь видимый смех слышатс€ невидимые слЄзыї и где глубоко трагическое существо заключено в рамки какого-нибудь житейского €влени€. Ќо он не останавливалс€ на этих произведени€х художественной кисти. ÷енитель, знаток и исследователь народной жизни, он не любил ничего кричащего, рассчитанного на эффект или исключительного. ѕроста€ русска€ жизнь в еЄ обычном, скромном течении более привлекала его, так как более просто и правдиво отражала натуру русского человека. ∆ивописателем именно такой жизни был ¬.√.ѕеров. ≈го проста€, бесхитростна€, полна€ стремлени€ к самоусовершенствованию натура, скромна€ жизнь должны были привлечь к себе внимание и симпатии –овинского. ≈щЄ большее вли€ние должны были иметь на –овинского художественные произведени€ ѕерова, ибо в них, как в живописном калейдоскопе, проходит повседневна€, небогата€ красками и впечатлени€ми, но близка€ русскому сердцу родна€ жизнь с еЄ семейными радост€ми и горест€ми, неизбежными драмами, особенност€ми и увлечени€ми. Ђќбозрение иконописани€ в –оссии до конца XVII векаї было напечатано в 1856 г. в VIII томе «аписок јрхеологического ќбщества. ѕосле смерти ƒ.–овинского оно вышло в полном виде, вместе с трудом о фейерверках из архива исследовател€.   книге приложен его портрет, гравированный ».ѕ.ѕожалостным в 1888 г.: Ђƒ.ј.–овинский, ќбозрение иконописани€ в –оссии до конца XVII века. ќписание фейерверков и иллюминацийї. »здание ј.—.—уворина, 1903. ѕосле перехода в —енат он стал ездить за границу и побывал не только в ≈вропе, но в »ерусалиме, »ндии, ≈гипте, ћарокко,  итае, японии, на ÷ейлоне, яве, в —редней јзии и др. —вои богатые собрани€ гравюр и художественных произведений он завещал Ёрмитажу, –ум€нцевскому музею, ѕубличной библиотеке и јкадемии ’удожеств; библиотеку Ч училищу правоведени€; недвижимое имущество Ч ћосковскому университету, дл€ премии за лучшее иллюстрированное издание дл€ народного чтени€; капитал в 60 тыс€ч рублей Ч на устройство народных училищ и на премию за лучшее сочинение по художественной археологии. –овинский похоронен на  унцевском кладбище. ѕо другим данным, его могила находилась возле храма —паса нерукотворного ќбраза в селе —пас-—етунь на реке —етунь (ныне –€бинова€ улица, 18), в советское врем€ могила была снесена[1], хот€ церковь сохранилась. ≈го дочь ≈катерина ¬олчанецка€ Ч второстепенна€ поэтесса 1920-х годов. ѕри составлении судебных уставов, возража€ защитникам необходимости наград чинам будущего судебного ведомства, предвещавшим, в противном случае, оскудение его, он писал: Ђ≈сли люди слишком честолюбивые, гон€ющиес€ за знаками отличи€, не будут добиватьс€ судебных должностей, то судебное ведомство может от этого только выигратьЕї. ¬ Ё—Ѕ≈ русский юрист ј.‘. они дал такую характеристику своему коллеге –овинскому: Ђ¬ личной жизни своей –овинский был чрезвычайно оригинален. —реднего роста, широкоплечий, с большой лысиной, обрамлЄнной сначала рыжеватыми, а потом седыми кудр€ми, с живыми, полными ума глазами, он был очень подвижен, никогда, кроме случаев болезни, не ездил в экипаже, жил в самой скромной обстановке и одевалс€ просто и даже бедно, подтрунива€ над страстью многих Ђобвешиватьс€ї знаками отличи€. Ќародна€ жизнь во всех еЄ про€влени€х его интересовала чрезвычайно. ¬ течение многих лет он предпринимал большие пешеходные странстви€ по просЄлочным дорогам ÷ентральной и ¬осточной –оссии, прислушива€сь и пригл€дыва€сь. ∆ажда знани€ и де€тельности не исс€кала в нЄм до самой смерти, котора€ постигла его в ¬ильдунгене, за сборами, после только что перенесЄнной т€жЄлой операции, в ѕариж, дл€ окончани€ работы над офортами ¬ан-ќстада. ¬ последние годы жизни он мало бывал в обществе и всЄ более и более замыкалс€ в себе, чувству€ разлад между своим душевным строем и упадком идеалов, про€вившимс€ в жизни русского обществаї. ”мер в Ѕад-¬ильдунгене, √ермани€, 23 июн€ 1895 года. ѕубликации (выборочно): ѕодробный словарь русских гравЄров XVIЧXIX веков, тома 1Ч2.. Ч —анкт-ѕетербург, 1895Ч1899. ѕосмертное издание. ”никальное по широте охвата исследование и подробнейшее справочное пособие, в котором сосредоточена информаци€, касающа€с€ всех сторон гравировального дела, приведены исчерпывающие сведени€ о жизненном и творческом пути граверов, перечни их работ с объективными характеристиками, датировкой и распределением по школам. “екст дополн€ют 720 фототипий и 210 цинкографий. Ђ—ловарь русских граверовї представл€ет собой совершенно переработанное издание сочинени€ ƒ.ј.–овинского Ђ–усские граверы и их произведени€ с 1564 до 1764 г.ї (1870). ѕредисловие Ќ.—обко.  нига не подлежит вывозу за пределы –оссийской ‘едерации. ќбозрение иконописани€ в –оссии до конца XVII века. Ч ћосква, 1903.

VasilievaE (465x700, 128Kb)
1826
≈катерина Ќиколаевна ¬асильева (урождЄнна€ - Ћаврова)
русска€ актриса. –одители Ч певец Ќ.¬.Ћавров и певица ƒ.ћ.—абурова. ќтец был против, чтобы его дети стали артистами, но трое его сыновей и дочь посв€тили свою жизнь сцене. ƒес€ти лет от роду ≈катерина была помещена в модный московский пансион госпожи ƒебеш, а вскоре, после смерти своего отца, была отправлена матерью в —анкт-ѕетербург, в пансион г-жи Ёттер. ¬озврат€сь в ћоскву в 1843 г., она поступила в театральную школу и дебютировала 20 ма€ 1845 г., в комедии Ђƒевица-отшельницаї, затем с успехом играла в драме ЂЁстеллаї (—криба), трагедии Ђ оварство и любовьї Ўиллера и комеди€х Ђћачеха и падчерицаї и Ђ”рок богатым кокеткамї. ѕрикомандированна€ к —анкт-ѕетербургскому театральному училищу, она с другими воспитанницами €вл€лась исполнительницей в казенном цирке, сто€вшем на месте нынешнего ћариинского театра. ќсенью 1846 г. Ћаврова дебютировала на сцене јлександринского театра в комедии Ђћирондолина, или —едина в бородуї, в роли ћирондолины. ¬ мае 1847 г. она снова была переведена в ћоскву, где сразу зан€ла видное место на сцене ћалого театра; особенно удались молодой артистке роли —офьи ѕавловны (Ђ√оре от умаї) и г-жи Ћеру в комедии јльфреда ћюссе Ђ∆енский ум лучше вс€ких думї. ¬ 1850 г. ≈.Ќ.Ћаврова вышла замуж за известного актера-комика —.¬.¬асильева. Ћаврова была одной из самых репертуарных актрис своего времени. ” нее не было амплуа, что было редкостью на императорской сцене. ќблада€ выразительной сценической внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью, ¬асильева играла разнообразные роли. ќсобенным успехом пользовалась в рол€х светских женщин. –ано перешла на характерно-бытовые и драматические роли пожилых женщин. ѕо словам ќстровского, это была Ђумна€, образованна€ женщина, с большим разнообразным талантомї, котора€ нар€ду с участием в русском репертуаре Ђбыла лучшей исполнительницей в комеди€х —криба и современных французских писателейї (ј.Ќ.ќстровский. ѕолное собрание сочинений, том 12, страницы 336Ч337). ¬асильева обладала богатыми природными данными, отличной школой, знала музыку, умела петь и танцевать. „асто выезжа€ за границу, она знакомилась с иностранными театрами, искусством зарубежных актеров. ¬ творчестве ¬асильевой непосредственность чувства, блеск и веселость в комедии, сосредоточенна€ страстность сочетались с продуманностью роли, изучением ее, тщательной отделкой характера. Ђ¬ драме у нее с годами €вл€лась искусственность тона, Ч вспоминал ѕ.ƒ.Ѕоборыкин, Ч но в комедии она держалась вполне реального тона и в диалоге умела высказать большую тонкость интонации, привлекала умом и гибкостью даровани€ї (ѕ.ƒ.Ѕоборыкин. «а полвека. ћоскваЧЋенинград, 1929, страницы 198Ч199). ясный замысел, прекрасна€ техника, выразительный грим, богатство оттенков в раскрытии характерных бытовых образов роднили ¬асильеву с творчеством Ўумского. Ќаиболее блест€щий период в ее де€тельности Ч конец 1860-х годов, когда она будет играть разнообразный западный и русский репертуар. ѕринимала активное участие в организации и работе Ђќбщества любителей драматического и музыкального искусстваї. Ћаврова-¬асильева умерла в Ѕерне (Ўвейцари€), где находилась на лечении от чахотки, 27 апрел€ 1877 года. ѕохоронена на ¬аганьковском кладбище. “ворчество: Ђ√оре от умаї ј.—.√рибоедова Ч —офь€; Ђ∆енский ум лучше вс€ких думї јльфреда де ћюссе Ч госпожа Ћеру; ЂЌа вс€кого мудреца довольно простотыї ј.Ќ.ќстровского Ч ћамаева.

Teresa_Milanollo_by_Marie-Alexandre_Alophe (543x700, 74Kb)
1827
“ереза ћиланолло (италь€нское им€ - Teresa Milanollo)
италь€нска€ скрипачка. –одилась в —авиль€но. ¬ восьмилетнем возрасте дебютировала в ћарселе. «атем училась в ѕариже у ‘рансуа јнтуана јбенека, Ўарл€ ќгюста Ѕерио и Ўарл€ ‘илиппа Ћафона.  онцертировала вдвоЄм со своей сестрой ћарией ћаргаритой ћиланолло (1829Ч1848), также скрипачкой, а после смерти сестры от туберкулЄза Ч преимущественно сольно. ¬ 1857 г. вышла замуж за французского генерала “еодора ѕармантье (1820Ч1901) и прекратила концертную де€тельность, продолжа€ музицировать в узком приватном кругу. —естры ћиланолло послужили прототипами дл€ героинь рассказа јдальберта Ўтифтера Ђƒве сестрыї (немецкое название - Zwei Schwestern). ”мерла в ѕариже 25 окт€бр€ 1904 года.

 (496x699, 87Kb)
1827
Ћюбовь ѕавловна  осицка€ (Ћюбовь ѕавловна Ќикулина- осицка€; по мужу - Ќикулина)
актриса ћалого театра 1840Ц1860-х., создавша€ в своем творчестве образ простой русской женщины, показав ее непростую человеческую судьбу, полную драматизма и глубоких переживаний. ѕервое знакомство с театром. –одилась в селе ∆дановка, недалеко от Ќижнего Ќовгорода. ƒо 9 лет была крепостной, пока семье не удалось выкупитьс€. ѕосле знакомства с театром, сломив сопротивление родителей, 16-летн€€  осицка€ поступила на сцену нижегородского театра, где прослужила, игра€ молодых кресть€нок и горничных до 1846, пока не была приглашена в ярославскую труппу. ќбладала врожденной музыкальностью, открытым заразительным темпераментом, неподдельной искренностью переживаний на сцене. ¬скоре актрисе становитс€ тесно на провинциальных подмостках, где ей неизменно сопутствует успех, побужда€ к освоению новых рубежей. ѕоступление в ћалый театр. ¬ 1847, после удачного показа директору и композитору ј.¬ерстовскому, поступила в ћалый театр. ≈е определили в театральную школу при ћалом. Ќо главной ее школой стало творческое и человеческое общение с мастерами московского театра: ћ.—.ўепкиным, ѕ.—.ћочаловым, ».¬.—амариным, ¬.».∆ивокини. ѕолна€ зан€тость  осицкой в репертуаре сделала невозможным ее дальнейшее обучение, в том числе русскому и французскому €зыкам, а также музыке и танцу, на которое специально были собраны деньги почитател€ми ее даровани€. ¬ свой первый сезон прославилась рол€ми ѕараши ѕараша-сибир€чка Ќ.ѕолевого, Ћуизы в  оварстве и любви ‘.Ўиллера, ќфелии в √амлете ”.Ўекспира, ћикаэлы (ƒочь  арла —мелого –.«отова), ћарии (ћатеринское благословение ј.ƒеннери и √.Ћемуана). ≈й удавались мелодраматические театральные образы, в меньшей степени, водевили, требовавшие более отточенной техники. –ежиссер ».—оловьев, работавший с ней объ€сн€л: Ђѕознаком€сь ближе с ее способност€ми, € пришел к убеждению, что дл€ нее были нужны роли, которые не требовали бы благородства поз, из€щества движений, Е но в которых преобладали бы чувства и простота формы, Ц почему € и выбрал дл€ нее роль ѕараши-—ибир€чкиї. ¬ роли ѕараши Ќикулина создала образ, словно выхваченный из самой жизни, полный психологической и бытовой достоверности. ¬ образе шиллеровской Ћуизы она показала реальную конкретность русского быти€, трагедию простого человека, попавшего в силки бездушной системы. ≈е Ћуиза и ќфели€ любили и страдали открыто. Ќепривычно бурно она играла сцену безуми€ ќфелии. ≈е успех в этой роли был непередаваем. ≈е сравнивали с ћочаловым по глубине страсти и подлинности человеческого страдани€. —опоставление творчества  осицкой с лучшим московским трагиком возникало неоднократно. —тихийность обоих талантов, их необъ€снимое, гипнотическое вли€ние на зал, их сценические достоинства, переход€щие нередко в недостатки, как отсутствие ровности, из€щества, искусства, театралами не случайно ставились в один р€д. Ђћочалов в юбкеї называли  осицкую. ќдной из лучших ее ролей критики признавали ћарию из ћатеринского благословени€. јктрису хвалили за Ђнатуральностьї, глубокую правду исполнени€, природные искренние чувства. Ќо уже на рубеже 1850-х в ее творчестве наметилс€ определенный кризис. ћелодраматический репертуар исчерпал к тому времени свои возможности, оба€ние свежести и новизны даровани€ актрисы начали тускнеть. ѕосле крушени€ первого брака, вступлени€ в законный второй и рождени€ ребенка,  осицка€ вернулась на сцену совсем в ином, не особенно выгодном качестве. Ќе уме€ играть полутонами, оттенками, в роли ћаши из пьесы ».—.“ургенева ’олост€к, поставленной в бенефис ўепкина в 1850, она разочаровала зрител€. — ќстровским. Ќовое рождение  осицкой произошло с по€влением на сцене ћалого театра драматургии ј.Ќ.ќстровского. јктрисе надо было обладать большой смелостью, чтобы вз€ть в свой бенефис произведение драматурга, еще ни разу не проверенного сценической практикой. Ќе в свои сани не садись Ц первое произведение ќстровского, увидевшее свет рампы в 1853 благодар€  осицкой. ’от€ ј.¬ерстовский за€вил, что Ђпрошло уже врем€ дл€  осицкойї, ќстровский стал ее автором. ѕремьера получилась событием общественной значимости. јвтор и артисты имели грандиозный успех, и, прежде всего,  осицка€. ѕо началу она давала волю комедийной стихии в своей игре, словно немного посмеива€сь над своей героиней, конфузливой, немного неуклюжей, простоватой. Ќо вскоре комеди€ оборачивалась драмой. ќсобенно удались актрисе патетические места. ќбраз ƒуни –усаковой ќстровский считал одним из лучших созданий актрисы. ¬ 1854 сыграла јнну »вановну в новой пьесе Ѕедность не порок, роль небольшую, но значимую, названную критиком ј.√ригорьевым Ђлицом дивно-поэтическим в русском смыслеї, и в том же году √рушу в Ќе так живи как хочетс€. ¬ этой постановке отсутствовал актерский ансамбль, и зрителю запомнилась и полюбилась только героин€  осицкой Ц страстна€ широка€ натура, из великодушных Ђгор€чих сердецї. —оздава€ этот образ, ќстровский очевидно имел в виду личностные особенности  осицкой, ее темперамент, ее тревожную противоречивость. ≈е героини умели быть дерзкими, насмешливыми, умели посто€ть за себ€, могли за улыбкой или вызовом скрыть глубокие переживани€. “акими их и представл€л ќстровский. “акими их любил зритель. ѕерва€  атерина на русской сцене. ¬ершиной ее творчества стал образ  атерины в драме ќстровского √роза (1859). Ёто была перва€  атерина на русской сцене, положивша€ своего рода традицию исполнени€.   роли  атерины она готовилась всем опытом предыдущих ролей в пьесах ќстровского. ¬ажен и сам факт невольного участи€ актрисы в создании этого образа. ћонологи  атерины были написаны автором под вли€нием устных рассказов  осицкой о своем детстве, своих переживани€х, мечтани€х, стихийных поступках. ƒл€ мироощущени€  осицкой была важна поэтическа€ любовь к природе, обостренное понимание ее красоты и созвучи€ человеческой души. ќбраз лет€щей птицы вырастает из самой души  осицкой, неотделимой от души  атерины. “аковым был образный строй исполнени€  осицкой. ѕон€тие греха дл€ нее было так же страшно, как и дл€  атерины. ѕон€тие любви также св€то. —обыти€ происходили на высочайшем эмоциональном подъеме. “ак драма ќстровского вырастала до высот поэтической трагедии. ѕоследние роли. ¬ 1860-е  осицка€ постепенно перешла на иное амплуа. ¬ ее репертуаре стали преобладать комедийные, возрастные роли, характерно-бытовые, жанровые, как купчиха јнтрыгина в комедии ќстровского —вои собаки грызутс€, чужа€ не приставай, Ѕелотелова Ц «а чем пойдешь, то и найдешь,  расавина Ц ѕраздничный сон Ц до обеда. — большим успехом сыграла роль ƒездемоны в ќтелло ”.Ўекспира. ѕоследней крупной ролью стала роль Ћизаветты в народной трагедии ј.ѕисемского √орька€ судьбина, (1863), в которой она раскрыла глубокую неразрешимую трагедию женщины из народа, восставшую против сословных предрассудков во им€ своей любви. ѕодвод€ итог драматическому репертуару  осицкой, словами ј.».√ерцена можно сказать, что актриса показала Ђневедомую душу русской женщины, этой безгласной, котора€ задыхаетс€ в тисках неумолимой и полудикой жизниЕї. ¬ комедийном жанре почти до конца жизни ее сопровождала колоритна€ характерна€ јгафь€ из гоголевской ∆енитьбы. ¬ последние годы также мастерски играла старух (н€нька ≈ремеевна из Ќедоросл€ ‘онвизина, старуха-кресть€нка в ¬оеводе ј.Ќ.ќстровского). Ѕольшой интерес вызвали воспоминани€ актрисы, изданные в 1878 в Ђ–усской старинеї, через 10 лет после ее смерти, под названием «аписки. Ќе причисленна€ к великим, она тем не менее создала свою традицию на русской сцене, которую продолжили такие ее Ђнаследникиї 20 в., как —трепетова,  омиссаржевска€ и ќрленев. ”мерла  осицка€ в ћоскве 17 сент€бр€ 1868 года. Ћитература: ¬оспоминани€ ћ.√.¬асильевой (—оболевой 2-й) о Ћ.ѕ.Ќикулиной- осицкой, в книге: “еатральное наследство, ћосква, 1956;  уликова  .‘., Ћ.ѕ.Ќикулина- осицка€, Ћенинград, 1970.

1829
јдольф ќгюст Ѕайе (Bayeux; называемый также ћарк)
французский литератор. –одилс€ в  аене. —перва занималс€ адвокатурой, вскоре предпочел литературу и журналистику. ¬о врем€ революции 1848 г. сражалс€ на баррикадах, затем помещал радикальные статьи в ЂFigaroї, ЂSi e cleї и ЂCourrier de Parisї. ¬ это же врем€ сблизилс€ с ѕрудоном и сделалс€ сотрудником ЂOpinion Nationaleї, ЂTempsї, ЂNationї, ЂCorsaireї и др. издательств. ¬о врем€ войны 1870-1871 гг. поступил в национальную гвардию и был ранен. Ќапечатал: ЂProfils et contes normandsї (ѕариж, 1861); ЂUne femme de coeurї (1862); ЂGens de loiї (1862); ЂGens d` e gliseї (1863); ЂJeanne de Liguensї (драма); ЂNos aпeuxї (трагеди€, 1878) и другое. ”мер в ѕариже 3 марта 1882 года.

Edward_Burne-Jones_Photogravure_Hollyer (477x700, 80Kb)
1833
Ёдуард  оли Ѕерн-ƒжонс (Edward Burne-Jones)
английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. –одилс€ в Ѕирмингеме. ¬месте с ”иль€мом ћоррисом училс€ живописи у ƒ.√.–оссетти. ¬о врем€ нескольких путешествий в »талию познакомилс€ с творчеством италь€нских мастеров 15 в., художественное наследие которых оказало решающее воздействие на формирование живописной манеры ЅЄрн-ƒжонса. ¬еро€тно, наиболее удачными можно назвать его произведени€ в различных област€х монументального декоративного искусства, великолепные витражи, мозаики. »ногда в его живописных работах декоративное п€тно доминирует над рисунком, как в картине ћельница (1870Ц1872, Ћондон, музей ¬иктории и јльберта). ѕреобладание линеарности в композиции могло быть продиктовано самим замыслом картины, как в серии ѕерсей, или желанием передать стремительно направленное движение, как в композиции ƒни творени€. ¬ли€ние творчества –оссетти на искусство ЅЄрн-ƒжонса неоспоримо. ќно про€вилось и в типах лиц персонажей, и в декоративности, и в прихотливости рисунка. ”мер ЅЄрн-ƒжонс в Ћондоне 17 июн€ 1898 года. ¬ 1853 году с молодым рисовальщиком Ёдвардом ЅЄрн-ƒжонсом произошло событие, перевернувшее всю его жизнь. ¬месте с ”иль€мом ћоррисом, с которым Ёдвард познакомилс€ в ќксфорде, он примкнул к Ђбратству прерафаэлитовї. “ак называли себ€ художники, чьим идеалом стал ƒанте √абриель –оссетти, а идейным вдохновителем ƒжон –Єскин. Ђ»скусство было чисто только до –афаэл€ї, Ч полагали прерафаэлиты и в своЄм творчестве опирались прежде всего на опыт мастеров средневековь€. »зысканные работы прерафаэлитов нередко бывали наве€ны литературными произведени€ми. ¬ них запечатлены как сюжеты из Ѕиблии, так и образы ƒанте, Ўекспира, средневековых легенд. Ќаиболее значительной в истории оформлени€ книги считаетс€ сери€ рисунков, заставок, буквиц и орнаментов к Ђ—очинени€м ƒжеффри „осераї, выполненных ЅЄрн-ƒжонсом совместно с ”иль€мом ћоррисом. ќднако в наследии выдающегос€ художника можно встретить иллюстрации и к легендарному циклу о короле јртуре и рыцар€х  руглого —тола, и к сказкам Ўарл€ ѕерро Ђ«олушкаї и Ђ—п€ща€ красавицаї. ”тончЄнное искусство прерафаэлитов, ЂустремлЄнное за пределы повседневностиї, не только оказало сильное вли€ние на живописцев и графиков конца XIX Ч начала XX вв., но и послужило толчком к возникновению литературного жанра фэнтези.

 (695x699, 62Kb)
1845
јлександр  ириллович  рупский
русский химик. ќкончил курс —анкт-ѕетербургского университета по физико-математическому факультету. — 1871 г. преподавал химическую технологию в —анкт-ѕетербургском технологическом институте. ¬ сухие рецепты количественного соотношени€ реагирующих веществ, в практику конструкции аппаратов и орудий производства  рупский внес обобщени€, основанные преимущественно на принципах физической химии. ќщупью, навыком и инстинктом добытые данные он €рко осветил с точки зрени€ законов скорости реакций и принципа максимальной работы при взаимодействии встречных масс. —уха€ технологи€ минеральных веществ претворилась у  рупского в стройную научную дисциплину. —пособность  рупского к обобщению особенно сказалась в открытии  рупского так называемых ""коэффициентов рабочей способности печей"" (пирометрический эффект печи €вл€етс€ как бы функцией отношени€ поверхности решетки к поверхности пода). ≈ще до начала преподавательской де€тельности  рупский известен был техникам как основатель —анкт-ѕетербургского альбуминного завода, затем как руководитель при постройке пивоваренного завода ƒурдина и как строитель маслоэкстракционного завода —.ƒ.Ѕашмакова в “амбовской губернии.   теоретико-практической де€тельности  рупского, между прочим, относ€тс€ его опыты с водоподъемными и воздуходувными инжекторами  ертинга, разработка приемов выщелачивани€ овечьей шерсти и опыты с вагонами-ледниками. Ќапечатал: ""ѕивоваренное производство за границей""; ""–усска€ химическа€ промышленность""; ""јльбумин из крови""; отдельные главы ""ќ русских стекл€нных заводах"" (там же); ""  50-летию портландцементного дела в –оссии""; ""ѕрименение приема ускоренного испарени€ в потоке воздуха и теоретические исследовани€, произведенные с модельным вагоном-ледником на станци€х и в пути"" и много других статей в ""∆урнале –усского ’имического ќбщества"" и московском ""¬естнике ѕромышленности"". ”мер в 1911 году.

»ван Ќиколаевич √орожанкин  (583x700, 62Kb)
1848
»ван Ќиколаевич √орожанкин
русский ботаник. –одилс€ в ¬оронеже. — 1858 по 1865 год училс€ в ¬оронежской гимназии. ¬ 1865 году он подал прошение дл€ поступлени€ на юридический факультет ћосковского университета.  ончивший с отличием гимназию ».Ќ.√орожанким был зачислен без экзаменов. Ќо с 1867 года он Ч студент первого курса естественного отделени€ физико-математического факультета. ¬ 1871 году, по окончании университета, за работу Ђ—емейство Tropaeolaceae и его место в системеї он был оставлен на 2 года дл€ подготовки к магистерскому (профессорскому) званию. ¬ 1875 году, став доцентом, он читал курс ботаники на первом курсе медицинского факультета. ¬ 1879 году эти лекции посещал студент ј.ѕ.„ехов. «аведовал кафедрой ботаники ћосковского университета (с 1874 года), профессор с 1881 года. ≈го гербарные сборы хран€тс€ в √ербарии ћосковского университета. ≈го учениками были ћ.».√оленкин,  .ј. осмовский, Ћ.». урсанов, —.Ќ.ћилютин, —.».–остовцев и др. — 1875 года по 1902 год Ч директор Ѕотанического сада ћосковского университета. ќн зан€лс€ строительством нового лабораторного корпуса, что позволило проводить зан€ти€ и научные исследовани€ круглогодично, в новый корпус в 1883 году были перевезены гербарные коллекции. ¬ 1891 году под руководством √орожанкина была выстроена обширна€ пальмова€ оранжере€. ќсознава€ ценность и значимость гербарных материалов, ».Ќ.√орожанкин с 1875 года стал официальным заведующим √ербарием университета, а в 1877 году Ч и √ербарием ћосковского общества испытателей природы. ѕровЄл подлинную ревизию фондов обоих собраний и опубликовал заметку об их состо€нии. ”мер в ћоскве 20 но€бр€ 1904 года. ѕохоронен на ѕ€тницком кладбище в ћоскве. ќсновоположник сравнительно-эмбриологического направлени€ в русской ботанике. »зучил строение архегониев у голосеменных, первым наблюдал и описал у них процесс оплодотворени€, ввЄл пон€тие архегониальных растений (мохообразные, папоротникообразные, голосеменные). Ќа зелЄной водоросли хламидомонаде проследил эволюцию полового размножени€ от изогамии через гетерогамию к оогамии. —оздал московскую морфологическую школу ботаников. Ћитература: ћейер  .». ».Ќ.√орожанкин и его роль в развитии русской ботаники (1848Ч1904). Ч ћосква, 1966 (библиографи€). јлексеев Ћ.¬.,  олесник ≈.¬. »ван Ќиколаевич √орожанкин (1848Ч1904). Ч ћосква, 1998.


 (583x698, 64Kb)
1853
ян ƒобруски (Dobruskэ)
шахматный композитор, один из основоположников чешской школы в задаче. ёрист. –одилс€ в —кутече, „ехи€. — 1871 опубликовал около 250 задач; лучших творческих достижений добилс€ в области четырЄхходовок. —оздал новый стиль в шахматной задаче и вы€вил его особенности в сравнении с английской и немецкой школами в задаче.
”мер в ѕраге 31 ма€ 1907 года. ниги: achov ъlohy uspor'. J.Pospiil, Praha, 1907 (соавтор). Ћитература: Ўахматы : Ёнциклопедический словарь. ћосква : —оветска€ энциклопеди€, 1990. —траница 114. ISBN 5-85270-005-3.

1853
‘ранц I
кн€зь Ћихтенштейна (1929-1938).

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку