-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109208
Комментариев: 6801
Написано: 117680


30 ноября родились...

Вторник, 30 Ноября 2010 г. 06:26 + в цитатник
 (521x699, 211Kb)
538
Григорий Турский (латинское имя - Gregorius Turonensis, французское имя - Grégoire de Tours, 30 ноября 538 или 539 года,—) —
святой, один из известнейших и популярных в средние века хронистов, автор «Истории франков». Родился в Оверни, в Арвернах (Сivitаs Аrvеrnоruм, ныне Клермон-Ферран), в римской сенаторской семье, настоящее имя — Георгий Флоренций (имя Григорий принял позднее). Его воспитателями в юности были — дядя святой Галл, епископ Арверн, и святой Авит, познакомивший его с церковной литературой. По рассказу самого Григория Турского, исцеление, полученное им у гроба святого Иллидия предопределило его духовное призвание. В 573 его избирают епископом Тура, значительного города в регионе и места паломничества к мощам святого Мартина Турского. В междоусобной борьбе внуков Хлодвига Григорию удавалось сохранять равновесие, несмотря на вражду с нейстрийским королевским домом и королем Хильпериком, которого он называет «Нероном нашего времени», и прочные связи с правителями Австразии; хорошие отношения Григорий Турский поддерживал, видимо, хороший дипломат, с Гунтранмом Орлеанским, которому достался Тур после смерти Хильперика в 584. Участие как в политике, так и в соборах Церкви, многочисленные путешествия, дипломатические миссии, дружба с одним из образованнейших людей 6 в., поэтом Венанцием Фортунатом, предопределили Григория Турского к тому, чтобы стать историографом своего времени.Книга Григория Турского — «История франков» («НistоriА FrАnсоruМ»; в некоторых рукописях «Церковная история франков» — «НistоriА ессlеsiАstiсА FrАnсоruМ») — главный источник наших знаний о Галлии 6 в. Задуманная как всемирно-историческая панорама с доминирующей сквозной идеей торжества Церкви и правоверия над ересями и неправдой, уже начиная с IV книги она представляет собой своеобразные мемуары современника. Латинский язык сочинений историка — уже в сильной степени варваризованный и далекий от классической нормы, однако, живой и выразительный.Из других сочинений Григория Турского известны: трактат «О пути звезд» («Dе сursu stеllАruМ»), «Книга о славе мучеников» («Libеr in glоriА МАrtуruМ»), «Книга о доблестях святого Юлиана» («Libеr dе virtutibus s. JuliАni»), «О доблестях святого Мартина» («Dе virtutibus s/ МАrtini»), «Жития святых отцов» («VitАе РАtruМ»), «Книга о славе исповедников» («Libеr in glоriа соnfеssоruм»), перевод на латинский язык «Страстей семи спящих отроков» («РАssiо sеРtеМ dоrМiеntiuМ»). Умер в Клермоне (Овернь) в ноябре 593 или 594 года. Все его сочинения изданы в Париже в 1522 г., новейшее издание (1871) в патрологии Migne’я. «Historia Francorum» вошла во 2 том «Recueil des historiens des Gaules et de la France» Буке и в «Monumenta Germaniae historica» (1884-1885). Исторический материал обработан Огюст. Тьерри в «Récits des temps mérovingiens». Литература: Löbell, «G. von Tours und seine Zeit» (2 издание, 1869); G.Monod, «Etudes critiques sur les sources de l’historie mérovingienne» (1872).

 (486x699, 104Kb)
1340
Жан де Берри (Jean de Berry)
французский герцог, покровитель искусства. Брат короля Карла V. Сторонник партии Арманьяков (анти-бургундская). Ум. 1416. Ценитель искусств, коллекционер. Построил несколько замков, наполнив их произведениями искусства - живопись, ковры, драгоценные камни, 1500 собак. Рубины до 240 карат. Библиотека. 14 Библий, 18 бревиариев, 15 часословов, включая знаменитый Часослов Берри. Умер в Париже 15 июля 1416 года.

 (578x699, 272Kb)
1427
Казимир IV Ягеллончик (польское имя - Kazimierz Jagiellończyk, литовское имя - Kazimieras Jogailaitis)
литовский великий князь с 1440 г., польский король с 1447 г. Младший сын Владислава II Ягайлы и его четвертой жены Сонки Гольшанской. Родился, когда отцу было уже 75 лет. В 1434 г. трон унаследовал его старший брат, Владислав III. В 1438 г. девятилетний Казимир был избран чешским королем, однако осенний поход Владислава III на Силезию окончился неудачей, и Казимиру не удалось утвердиться на чешском троне. После убийства в марте 1440 г. заговорщиками великого литовского князя Сигизмунда Кейстутовича, великого князя Литовского, король хотел направить Казимира в Литву в качестве своего наместника, однако литовские магнаты, стремясь к самостоятельности от Польши, в июне того же года избрали 13-летнего Казимира великим князем. После гибели в 1444 г. в битве под Варной Владислава III на сейме польских панов в апреле 1445 г. Казимир был избран польским королем. Стремясь обеспечить себе выгодные условия принятия власти, он долго не соглашался принять корону и добился того, что на польско-литовском съезде в сентябре 1446 г. Польша и Литва были признаны равноправными независимыми государствами, связанными лишь личной унией. 25 июня 1447 г. был коронован в Кракове. В 1454 г. воспользовался выступлением Прусского союза против крестоносцев и, несмотря на внутреннюю оппозицию, 22 февраля объявил Тевтонскому ордену Тринадцатилетнюю войну. Начало войны было неудачным: в ноябре 1454 г. польское войско было разгромлено в битве под Хойницами. В этом сражении Казимир проявил большое личное мужество и полное отстутствие полководческого таланта. Однако затем благодаря его упорству ход войны удалось переломить, и 19 октября 1466 г. был подписан Торуньский мир, согласно которому Польша получала Гданьское Поморье, Вармию, а также столицу ордена Мариенбург и Эльблонг. Оставшиеся земли ордена с центром в Кенигсберге вошли в состав Польши в качестве лена. В 1462 г. Казимир договорился с королем Йиржи Подебрадом о передаче после его смерти чешского трона своему сыну (в 1471 г. сын Казимира Владислав II Ягеллон был избран королем Чехии). Второго своего сына, Казимира, он пытался возвести на венгерский трон, ссылаясь на династические права своей жены Елизаветы Габсбург. В 1471 г. состоялся неудачный поход Казимира Младшего на Венгрию, что резко обострило враждебные отношения с венгерским королем Матьяшем Хуньяди. В 1474 г. Хуньяди вступил в союз с Тевтонским орденом и захватил Силезию; ответный чешско-польский поход завершился неудачей, и было заключено трехлетнее перемирие. Новая война с Венгрией в 1478-1479 г. также завершилась безрезультатно. С 1467 г. московский князь постепенно стал распространять свой суверенитет на территории на востоке Литвы. Попытки Казимира разгромить его с помощью хана Большой орды Ахмата привели к союзу Ивана III с крымским ханом Менгли-Гиреем, обрушившим опустошительные набеги на польские и особенно южнорусские земли, находившиеся в составе Великого княжества литовского (так, в 1480 г. был сожжен Киев). В это же время турки захватили черноморские владения Литвы — Белгород Днестровский и Килию. В 1484 г. был заключен союз Московского государства и Венгрии, к которому позднее присоединились Молдавия и Крым. Таким образом, литовские дела в период правления Казимира развивались не самым успешным образом: он не смог воспрепятствовать усилению Москвы. Период правления Казимира IV стал временем усиления во внутриполитической жизни Польши влияния шляхты. Умер в 1492 году. Казимир был женат на Элжбете (Елизавете), дочери императора Священной Римской империи Альбрехта II. Имел шестерых сыновей: Владислав Ягеллон (1456-1516), король Чехии и Венгрии; Казимир Святой (1458-1484), наместник отца в Литве, умер молодым, канонизирован; Ян Альбрехт (1459-1501), наследовал отцу как король Польши; Александр Ягеллон (1461-1506), наследовал отцу как великий князь литовский, после смерти Яна Альбрехта также король Польши; Сигизмунд I (1467-1548), после смерти Александра стал королём Польши и великим князем литовским; Фредерик Ягеллон (1468-1503), епископ краковский, потом кардинал и архиепископ гнезненский. Имел также семерых дочек, из которых 5 вышло замуж за правителей стран западной Европы.

 (505x699, 34Kb)
1466
Андреа Дориа (итальянское имя - Andrea Doria)
генуэзский адмирал и государственный деятель.Дориа родился в Онелья в древней генуэзской аристократической семье Дориа. Его родителями были Чева Дориа (Ceva Doria), лорд Онельи, и Каракоза Дориа (Caracosa Doria). Дориа рано осиротел, стал солдатом, служил сначала в охране Папы римского Иннокентия VIII, затем у королей Неаполя Фердинанда I и Альфонса II и разных итальянских принцев. В 1503—1506 годы воевал на Корсике в составе генуэзской армии. Генуя в то время была вассалом Франции, и Дориа принимал участие в восстании генуэзцев против власти французов. С того времени к нему начал приходить слава военно-морского командующего. В 1513 Дориа стал во главе генуэзских галер. В течение нескольких лет генуэзский флот под командованием Дориа патрулировал воды Средиземного моря, участвовал в войне с турками и боролся с пиратами. В период Итальянских войн Генуя была подчинена то Франции, то Милану, в 1522 году попала под власть Священной Римской империей. В этом году Дориа перешёл на службу к французскому королю Франциску I (служил у него в 1522–1525 и 1527–1528 годы). От него Дориа получил звание генерал-капитана. В 1524 году освободил Марсель, осажденный войсками императора. Недовольный действиями Франциска I, который скупо платил за службу и затягивал обещанную передачу Савоны генуэзцам, Дориа после истечения срока своего контракта перешёл на службу к императору Карлу V. В 1528 году Дориа прибыл в Геную и с помощью видных горожан и имперских войск изгнал французов из города, восстановил республику под покровительством императора. Конституцией, ввёденной Дориа в республике, устанавливалось правление патрициата, во властных структурах стали служить выходцы из Священной Римской империи, власть группировок, контролировавших ранее отдельные районы города, была ликвидирована. Власть дожей была ограничена, срок их должностных обязанностей был сокращён с пожизненного до двухлетнего. Сам Дориа фактически стал правителем страны, его влияние на политику в республике было значительным. Во владение ему были предоставлены два дворца, многие привилегии, он получил титул Освободителя и Отца Отечества (итал. Liberator et Pater Patriae). В звании адмирала Дориа командовал несколькими экспедициями против турок, захватил Корони и Патры (1532), вместе с императором участвовал в захвате Туниса (1535). Карл V нашёл в Дориа неоценимого помощника в своей борьбе с Франциском I, через Дориа он распространил влияние империи на всю Италию. Когда в 1538 году Дориа потерпел поражение в сражении у Превезе от Хайр-ад-Дина Барбароссы, это посчитали не преднамеренным и объясняли это его нелюбовью к венецианцам (в 1538–40 годы Венеция вела войну с Турцией). В 1541 году Дориа участвовал в неудачной военной кампании Карла V в Алжире. Он спас от окончательной гибели армию и флот императора, вопреки его совету предпринявшего поход против Алжира. В течение следующих пяти лет продолжал служить у императора, участвовал в нескольких войнах. После заключения в 1544 году мирного соглашения в Крепи между Франциском I и Карлом V Дориа перешёл к управлению страной. Высокомерное поведение племянника Джанеттино Дориа (итал. Giannettino Doria), могущество и богатство самого Дориа привело к появлению врагов. В 1547 году Джан Луиджи Фиески и другие представители знати организовали против Дориа заговор (т.н. Заговор Фиески). Племянник Дориа был убит, однако сам заговор закончился провалом. Многие его участники жестоко преследовались, некоторые были казнены или лишены своих земельных владений. Дориа также участвовал в убийстве помощника Фиески Пьера Луиджи Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы. В дальнейшем были организованы другие заговоры против Дориа, самым значительным из которых в 1548 году руководил Джулио Чибо (Giulio Cybo), но все они были подавлены. Несмотря на жёсткую политику, проводимую Дориа против своих противников, он выступал за интересы республики. Например, успешно противостоял попыткам императора построить в Генуе крепость с гарнизоном испанских солдат. В возрасте 84 лет он снова вышел в море для борьбы с пиратами, хотя и неудачно. В 1552 году турецкий флот под командованием Тургута Реиса разбил испано-итальянский флот императора под командованием Дориа около острова Понца. В 1553 году Франция при поддержке турецкого флота отняла у Генуи Корсику, и Дориа был вынужден снова вступить в борьбу с ней. 1553–1555 годы он провёл в сражениях с французами на острове. В 1555 году Дориа вернулся в Геную. Из-за преклонного возраста передал командование флотом сыну убитого племянника Джованни Андреа Дориа (Giovanni Andrea Doria), который отправился в экспедицию против Триполи, но в сражении у Джербы с турецким флотом в 1560 году едва не лишился жизни. Умер в Генуе 25 ноября 1560 года, завещав своё состояние Джованни Андреа Дориа. Именем Дориа названы несколько военных кораблей, построенных в Италии и США.

 (518x698, 152Kb)
1508
Андреа Палладио (Andrea Palladio; псевдоним, собственное имя - Андреа ди Пьетро, Andrea di Pietro)
выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17–18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства. Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478–1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греческого Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл). К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560–1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551–1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) – обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565–1580) и Иль Реденторе (1577–1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580 года. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17–18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции – архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии – В.Скамоцци.

 (497x698, 138Kb)
1554
Филип Сидни (английское имя - Philip Sidney)
английский поэт и общественный деятель елизаветинской эпохи. Аристократ по рождению, выпускник Оксфорда, Сидни питал любовь к наукам, языкам и литературе и стал покровителем поэтов, прежде чем прославился в этом качестве сам. Готовясь к дипломатическому поприщу, он три года провёл на континенте во Франции, где сблизился с литераторами-протестантами Маро, Дюплесси-Морне, Безой. Пережив в Париже Варфоломеевсвкую ночь, Сидни горел желанием сражаться за дело протестантизма. Но поскольку королева не разделяла его точку зрения, он удалился на время в свои поместья, где неожиданно раскрылся его поэтический талант. Этому способствовали литературные досуги в кружке его сестры Мэри, будущей графини Пэмброк, покровительницы искусств. В сельской тиши Сидни создал цикл лирических сонетов и возвратился ко двору в блеске новой литературной славы, после того как Елизавета милостиво приняла посвящённую ей пастораль «Майская королева». В столице вокруг него сплотился кружок поэтов, названный Ареопагом, включавший Г.Харви, Э.Спенсера, Ф.Гревила и Э.Дайара. Отныне Сидни сделался в глазах современников английским воплощением совершенного придворного, сочетая аристократизм, образованность, доблесть и поэтический дар. Отправившись воевать за дело протестантизма в Нидерланды, он был смертельно ранен и, умирая, совершил благородный жест — уступил принесённую ему флягу с водой истекавшему кровью простому солдату. Умер 17 октября 1586 года. Тело его перевезли в Англию и с королевскими почестями похоронили в соборе Святого Павла. Трагическая гибель протестантского героя сделала его английской национальной легендой. и в течение многих лет сэр Филип оставался самым популярным поэтом в Англии. Он же стал первым из поэтов елизаветинской эпохи, чьи стихи перевели на другие европейские языки. Сидни был новатором в поэзии и в теории литературы. При том, что устоявшаяся форма сонета была излюбленной и чрезвычайно распространённой в Европе в XVI в., он не стал подражать итальянским или испанским образцам, как многие эпигоны, «мешавшие мёртвого Петрарки стон певучий» с «треском выспренных речей», хотя Сидни искренне почитал Петрарку и перевёл на английский многое из итальянской и испанской лирической поэзии. Он создал цикл из 108 сонетов «Астрофил и Стелла», оригинальность которого состояла в объединении этих поэтических миниатюр общим замыслом в эпопею, подлинную «трагикомедию любви» с её надеждами и обольщениями, ревностью и разочарованиями, борьбой добродетели и страсти. Финал цикла печален: лирический герой остался невознаграждённым за свою любовь и преданность, и в то же время оптимистичен, ибо муки и испытания указали ему путь к нравственному совершенству. Любовь открыла истинную красоту и отныне будет служить поддержкой в горестях и давать силы для новых подвигов, в том числе на гражданском поприще. Поэт экспериментировал с включением диалога в сонеты, что делало его героев необыкновенно яркими живыми персонажами. В то же время его стихи полны неожиданных для читателя парадоксальных умозаключений и юмора. С лёгкой руки Сидни тонкая ирония стала характерной чертой английской лирики. Отдавая должное и другим формам поэзии — элегиям, балладам, одам, героическому и сатирическому стиху, после Сидни английские поэты предпочитали сонет всем остальным. Э.Спенсер, Д.Дэвис оставили сотни миниатюрных шедевров, заключённых в неизменных 14 строчках. Ф.Сидни выступил как серьёзный теоретик литературы и искусства в трактате «Защита поэзии» — эстетическом манифесте его кружка, написанном в ответ на пуританские памфлеты, осуждающие «легкомысленную поэзию». Он проникнут гуманистическими размышлениями о высоком предназначении литературы, воспитывающей нравственную личность и помогающей достичь духовного совершенства, которое невозможно без сознательных усилий самих людей. По мнению автора, цель всех наук, равно как и творчества заключается в «познании сущности человека, этической и политической, с последующим воздействием на него». С юмором и полемическим задором, опираясь на «Поэтику» Аристотеля, а также примеры из античной истории, философии и литературы, Сидни доказывал, что для пропаганды высоких нравственных идеалов поэт более пригоден, чем философ-моралист или историк с их скучной проповедью и назидательностью. Он же благодаря безграничной фантазии может свободно живописать перед аудиторией образ идеального человека. Поэт в его глазах вырастал в соавтора и даже соперника Природы: все остальные подмечают её закономерности, и «лишь поэт … создаёт в сущности другую природу, … то, что лучше порождённого Природой или никогда не существовало…» Мысли Сидни о предназначении поэзии были восприняты лучшими литераторами той поры — Э.Спенсером, У.Шекспиром, Б.Джонсоном. Он заложил традицию, определившую лицо литературы в эпоху королевы Елизаветы, творимой поэтами-интеллектуалами, одержимыми высокими этическими идеалами, но чуждыми обывательскому морализаторству. Ф.Сидни и его протеже Э.Спенсер стали зачинателями английской пасторали. В 1590 г. был опубликован незавершённый роман Сидни «Аркадия», в котором вольно чередовались проза и стихи, повествующий о захватывающих приключениях двух влюблённых принцев в благословенном краю, идиллическое описание которого воскрешало образ античной Аркадии, но в то же время в нём угадывается пейзаж родной поэту Англии.

1593
Иоганн Диллигер Диллигер (Johann Dilliger)
Немецкий композитор и евангелистский теолог. Родился в Айсфельде Умер в Кобурге 28 ноября 1647 года.

 (454x699, 62Kb)
1602
Отто фон Герике (Otto von Guericke)
немецкий естествоиспытатель. Родился в Магдебурге. В 1617–1623 изучал право в Лейпцигском, Хельмштадском, Йенском университетах, в 1623 – механику и математику в Лейденском университете. По возвращении на родину был избран членом городского совета, занимался строительством фортификационных сооружений. В 1631 в ходе Тридцатилетней войны Магдебург был разрушен, и Герике пришлось покинуть город. В течение 10 лет он работал инженером в Эрфурте, затем в Саксонии. Занимался дипломатической деятельностью, которая во многом способствовала возрождению его родного города. За заслуги перед Марбургом в 1646 был избран его бургомистром, занимал этот пост в течение 30 лет. В 1666 получил дворянский титул. В 1681 переехал в Гамбург, где умер 21 мая 1686 года. Несмотря на занятость государственными делами, Герике на протяжении всей жизни интересовался естественными науками. Еще со студенческих лет его волновала проблема «пустого пространства». Размышляя над ней, он решил на опыте проверить возможность создания пустоты (вакуума), что привело его к изобретению воздушного насоса (1650). В 1654 он продемонстрировал с его помощью существование давления воздуха (знаменитый опыт с «магдебургскими полушариями»), определил его плотность, показал, что звук не распространяется в пустоте, что животные в безвоздушном пространстве гибнут и т.д. В 1660 создал одну из первых электростатических машин. Это был шар из серы размером с мяч средней величины, насаженный на железную ось, при касании которого ладонями во время его вращения возникала электризация. С помощью этого прибора Герике обнаружил электростатическое отталкивание, электрическое свечение (наэлектризованный серный шар светился в темноте). Герике построил первый водяной барометр и использовал его для метеорологических наблюдений, изобрел гигрометр, сконструировал воздушный термометр, манометр. Будучи очень занятым человеком, он не мог сам описывать свои опыты. Это сделал за него профессор Вюрцбургской академии К.Шотт в нескольких книгах, вышедших в 1657–1664. Именно работы Герике побудили Бойля поставить опыты по исследованию свойств газов. Результаты своих исследований Герике опубликовал только в 1672 в сочинении Новые, так называемые магдебургские, опыты о пустом пространстве (Experimenta nova, ut vocantur, Magdeburgica de vacuo spatio, 1672). Труды: Guericke, Otto. Experimenta nova (ut vocantur) Magdeburgica de vacuo spatio, 1672. Имеется в «SICD Universities of Strasbourg — Digital old books».Литература: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. Москва: Просвещение, 1982. — 448 страницы. Большая советская энциклопедия. В 30 томах.

1636
Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde)
нидерландский художник и гравёр, относится к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, является сыном Виллема ван де Вельде Старшего и братом Виллема ван де Вельде Младшего. Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в Амстердаме в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман. Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Ян Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы. Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров — Паулюса Поттера и Николаса Берхема. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника. Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями. Адриан ван де Вельде писал иногда картины религиозного содержания. Умер в Амстердаме 21 января 1672 года.

1645
Андреас Веркмайстер (немецкое имя - Andreas Werckmeister)
немецкий органист, композитор и музыкальный теоретик. Родился в Беннекенштайне. C 1664 г. органист в Хассельфельде, затем в Эльбингероде и с 1696 в церкви Святого Мартина в Хальберштадте. Музыкальные сочинения Веркмайстера не сохранились, за исключением рукописи с несколькими пьесами для скрипки и basso continuo. Однако основной заслугой Веркмайстера считается введение в германский музыкальный оборот темперированного строя, взятой, по-видимому, из труда Марена Мерсенна «Всеобщая гармония» (1636), который использовал идеи, сформулированные китайским принцем династии Мин Чжу Цзай Юем в его труде 1584 года. Отношение Веркмайстера к темперированному строю не было однозначным, но его труды «Musicae mathematicae hodegus curiosus…» (1686) и «Musikalische Temperatur» (1691) оказали влияние на Иоганна Себастьяна Баха и в конечном счёте привели к созданию «Хорошо темперированного клавира». Особенностью взглядов Веркмайстера была исповедуемая им идея о фундаментальном родстве законов музыки (прежде всего, контрапункта) с законами движения небесных тел, восходящая к трудам Кеплера. Умер в Хальберштадте 26 октября 1706 года. Теоретические сочинения: Musicae mathematicae hodegus curiosus oder richtiger musicalischer Weg-Weiser (1686); Musicalische Temperatur (1691); Hypomnemata Musica (1697); Erweiterte und verbesserte Orgelprobe (1698); Die nothwendigste Anmerkungen und Regeln (1698); Cribum Musicum (1700); Harmonologia Musica (1702); Musicalische Paradoxal-Discourse (1707).

 (621x699, 143Kb)
1667
Джонатан Свифт (Jonathan Swift)
английский сатирик, церковный деятель, публицист. Родился в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование – сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686. Взрыв насилия, захлестнувшего Ирландию в 1689, вынудил Свифта искать убежища в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора, жившего в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699. Во время одной из своих отлучек из Мур-Парка, в 1695, Свифт был рукоположен в священники Англиканской церкви и весь следующий год служил в Килруте, на севере Ирландии. К концу этого периода жизни Свифт практически закончил одно из своих знаменитых сатирических произведений, Сказку бочки (A Tale of A Tub, 1704). Сказка бочки вышла в свет без указания имени автора и наделала немало шума, закрепив за Свифтом славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. Многие из его сочинений напрямую ставили будоражащие общество вопросы. В своем первом памфлете Раздоры и распри в Афинах и Риме (The Contests and Dissentions at Athens and Rome, 1701) Свифт выступил с теорией о должном равновесии между короной и обеими палатами парламента. Столь же внятно прозвучали Соображения англиканского церковника (Sentiments of a Church of England Man). В политических воззрениях (чему свидетельством его памфлеты), как и в своих партийных привязанностях, Свифт оставался весьма близок к вигам, и именно в качестве язвительного вига и литератора Аддисон и Стил привлекли его к участию в журнале «Татлер». Однако Свифт вскоре почувствовал, что политика правительства вигов идет не на пользу Англиканской церкви, поэтому, когда в 1710 к власти пришли тори, Свифт перешел на их сторону. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, более умело, чем вожди вигов, и доверили ему свой журнал «Экзаминер». В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в таких памфлетах, как Поведение союзников (The Conduct of the Allies, 1711), Свифт защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало назначение его в 1713 настоятелем (деканом) собора святого Патрика в Дублине – поощрение щедрое, хотя он надеялся на епископство либо на место настоятеля большого прихода в Англии. Треволнения этих лет наряду с подробностями его повседневной жизни ярко запечатлены в Дневнике для Стеллы (Journal to Stella) – собрании писем, адресованных Эстер Джонсон и ее компаньонке Ребекке Дингли. С обеими дамами Свифт познакомился в Мур-Парке, но в начале 1710-х они жили в Дублине. После кончины королевы Анны и возвращении вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни. Какое-то время он уединенно жил в Дублине, однако в 1720 вновь начал интересоваться общественными делами. Публикацией Писем суконщика (Drapier's Letters, 1724) с яростными нападками на ряд финансовых мероприятий, которые собиралось провести в Ирландии правительство Р.Уолпола, Свифт утвердил себя в качестве выразителя чаяний ирландского народа. В других памфлетах – иногда житейски бесхитростных, иногда остро сатирических, как Скромное предложение (A Modest Proposal, 1729), – он выявляет социально-экономические бедствия, терзавшие Ирландию в 18 в. В 1720–1736 написаны многие лучшие его стихи, замысел же книги Путешествия Гулливера (Gulliver's Travels) был воплощен в годы, непосредственно предшествовавшие ее публикации в 1726. Умер в Дублине 19 октября 1745 года. На его могильной плите высечена составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, где суровое негодование не может терзать сердце усопшего. Проходи, путник, и подражай, если сможешь, по мере сил, смелому защитнику свободы». Как публицист Свифт имеет мало равных в истории английской литературы. Успех его частично объясняется его прозаическим стилем, которым он владел мастерски. Ему повезло со временем: он жил в эпоху, когда из языка ушла причудливость раннеанглийской прозы, и в то же время язык его времени – еще не гладкая, причесанная речь стилизаторов 18 в. Проза Свифта не выпячивает себя – это всегда сильное, прямое, ясное и очень действенное заявление на избранную тему. Так, в «Экзаминере» мы видим, как изо дня в день меняется тон его высказываний – в зависимости от обсуждаемого предмета, – и в Письмах суконщика он приноравливает стиль к тем общественным группам, которые хотел задеть этим произведением. Как пропагандист и агитатор Свифт не имел соперников при жизни, оставаясь и по сей день одним из величайших мастеров литературы этого рода. Сатирическая проза – его самое главное достижение. Подобно всем подлинным сатирикам, Свифт – прежде всего моралист, обличающий порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла. На первый взгляд, Путешествия Гулливера – это рассказ о забавных похождениях, книга для детей. На самом деле это глубокая сатира: Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии 18 в. Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная зависть обитателей Лилипутии выглядят особенно смехотворными в столь миниатюрном обществе. Затем он посещает Бробдингнег, страну огромных, как башни, великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов. По ходу своего третьего путешествия Гулливер посещает летающий остров Лапуту (Остров Чародеев) и землю Струльдбругов. Народы этих стран дошли до пределов ученого педантизма и литературного буквализма, донельзя извратили историю, без конца ее переписывая, познали проклятье будто бы столь желанного бессмертия. Наконец Гулливер совершает путешествие в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные настолько, что их вид, как и поведение, лишний раз свидетельствуют о том, сколь низко может пасть человек, если позволит страстям господствовать над разумом.

 (513x699, 120Kb)
1670
Джон Толанд (John Toland)
английский философ. Учился в университетах Англии, Шотландии и Голландии. Широкую известность Толанду принесла книга «Христианство без тайн», осуждённая на сожжение. Философу пришлось спасаться бегством от угрозы тюремного заключения. Он много путешествовал, по приглашению прусской королевы Софии Шарлотты, увлекавшейся философией, некоторое время жил в Берлине. Беседы с королевой, а впоследствии переписка с ней послужили Толанду основой для написания его наиболее выдающегося произведения «Письмо к Серене». Умер он в жестокой нужде 11 марта 1722 года. Основные идеи Толанда, оказавшие влияние на развитие английского и французского материализма XVIII в., связаны с доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира. Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё, Толанд настаивал на неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной. Мышление Толанд рассматривал в связи с деятельностью мозга, считал его «особенным движением» мозга как «специального органа этой способности». Очень жёстко критиковал религию и церковь с точки зрения материализма, однако полностью атеистическую позицию считал, как и многие мыслители того времени, безнравственной. Стоит отметить, что Толанд был первым философом Нового времени, посвятившим Ипатии Александрийской специальное сочинение. Литература: Виноградов Н.Д. Джон Толанд и его философско-религиозные взгляды //Вопросы философии и психологии. Книга 120. Москва, 1913; Недзельский Ф.В. Толанд о делимости материи // Cборник: «Некоторые философские проблемы естествознания». Москва, 1969; Мееровский Б.В. Джон Толанд — Москва: Мысль, 1979. — 190 страниц; Тымянский Г.С. Джон Толанд // Под знаменем марксизма. 1924. № 10-11; Салимова К.И. Материализм Джона Толанда // Вопросы философии. 1956. № 1; Щеглов А. Материализм Джона Толанда // Под знаменем марксизма.1938. № 10.

1693
Кристоф (Генрих) Фёрстер (Förster)
Немецкий композитор. Родился в Бибре, Тюрингия. Умер в Рудольштадте 5 или 6 декабря 1745 года.

 (552x699, 174Kb)
1699
Кристиан VI (датcкое имя - Christian 6)
король Дании и Норвегии с 12.10.1730. Из династии Ольденбургов. Сын датского короля Фредерика IV и Луизы Мекленбург-Гюстовской. Женился на Софии Магдалене Бранденбург-Кульмбахской. Кристиан известен, прежде всего, как религиозный правитель. Воспитание он получил более тщательное, нежели предыдущие правители. Его учителя были приверженцами пиетизма. Выросший под их влиянием Кристиан был глубоко предан этому мистическому течению и в течение всего правления старался распространить его среди своих подданных. Религиозное давление наряду с недостатком личного обаяния сделало его одним из самых непопулярных королей Дании. Позже историки пытались изменить его образ, подчёркивая, что он был не только нетерпимым, но ещё и трудолюбивым и добросовестным государственным деятелем. Негативное впечатление о нём, однако, сохранилось. Главным событием внутренней политики было принятие в 1733 году закона, запрещавшего крестьянам покидать своё постоянное место жительства, им также вменялось в обязанность подчиняться местной знати и армии (дат. stavnsbåndet). Хотя первоначальная идея заключалась в обеспечении постоянного числа солдат из числа крестьян, он был расценен как окончательное подчинение датского крестьянства, ликвидировав результаты принятого при Фредерике IV акта об отмене крепостного права. Закон очень навредил репутации короля и в 1788 году был отменён. Религиозные воззрения Кристиана, конечно, очень влияли на церковную политику государства. На первый взгляд ему удалось добиться своих целей, но приходские священники и простой народ тайно сопротивлялись проводимой политике, и после смерти короля пиетизм быстро потерял поддержку в государстве. Но это не означает, что он не оставил никакого следа в истории Дании. Он повлиял на поэзию того времени, среди последователей пиетизма был поэт и епископ Ганс Адольф Брорсон. Другим итогом деятельности Кристиана было введение конфирмации в 1736 году. Во внешней политике того времени преобладали стремления к сохранению мира, Дания строго соблюдала нейтралитет. Торговля и коммерция успешно развивались, были основаны новые компании и банки. Помимо религиозной деятельности правление Кристиана связано с широкомасштабными строительными работами. Его супруга также принимала деятельное участие в строительстве. Среди зданий того времени: замок Кристиансборг (построен в 1732-1742 годы, сгорел в 1794 году, перестроен); дворец Хиршхольм (построен в 1737-1739 годы, разрушен в 1812 году) на севернее Зеландии; Эрмитаж (построен в 1734-1736 годы). Эти роскошные здания были возведены для олицетворения величия Дании, но также стали тяжёлым экономическим бременем для населения. Всё время царствования Кристиана первый национальный театр «Датская сцена», основанный при его отце, был закрыт. Постановки возобновились только в 1748 году. Великий датский драматург Людвиг Хольберг положил перо в самом расцвете своего творчества. Кристиан, впрочем, заботился о процветании наук, распространении просвещения, улучшении судопроизводства, торговли, промышленности. С детства Кристиан был слаб здоровьем, что и привело к его преждевременной кончине. Умер 6 августа 1746 года. Похоронен он был в соборе города Роскилле. Скульптор Йоханнес Видевельт по поручению жены Кристиана построил мемориал в стиле неоклассицизма, что положило начало распространению этого художественного течения в Дании. Памятник был сделан из мрамора и закончен в 1768 году, но был установлен только к 1777 году. Он представляет собой саркофаг с двумя женскими фигурами «Sorgen» («Горе») и «Berømmelsen» («Известность»).

1699
Шамсаддин Рафи Мухаммад II
монархический правитель Индии (1719-1719). Умер 11 июня 1719 года.

1723
Уильям Ливингстон
американский политик, первый губернатор штата Нью-Джерси. Умер 25 июля 1790 года.

 (481x699, 118Kb)
1735
Самуил (Сэмюэль) Карлович Грейг (английское имя - Samuel Greig)
адмирал. Родился в Инверкитинге, Шотландия. По национальности шотландец, сын капитана торгового судна. военачальник, адмирал (1782), почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1783). Выходец из Шотландии, сын капитана торгового судна. С 1750 волонтер в английском флоте. В ходе Семилетней войны 1756-1763 участвовал в морских сражениях и штурмах крепостей с моря. С 1762 лейтенант. В 1764 по приглашению посла в Лондоне СР. Воронцова прибыл в Россию, принят на российскую службу капитаном 1-го ранга. В 1764-1768 командовал рядом кораблей Балтийского флота. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 в составе эскадры адмирала Г.А.Спиридова участвовал в 1-й Архипелагской экспедиции, был советником по морским делам главнокомандующего А.Г.Орлова. Командуя линейным кораблем «Три иерарха», отличился в сражении в Хиосском проливе (24 июня 1770). В Чесменском морском сражении арьергард русской эскадры под командованием Грейга уничтожил турецкий флот. За боевые заслуги в 1770 возведен в потомственное дворянство. В 1772 атаковал с моря турецкую крепость Чесма, в 1773-1774 командовал эскадрой, направленной из Кронштадта в Средиземное море. В мае 1775 на линейном корабле «Исидор» доставил в Кронштадт захваченную Орловым княжну Е.Тараканову, назначен главным командиром Кронштадтского порта (1775) и начальником флотской дивизии (1777). По проекту Грейга на Архангельской верфи сооружены девять 66-пушечных линейных кораблей. В 1783 под руководством Грейга впервые в практике русского флота обшита медными листами подводная часть корабля, что улучшило его ходовые качества (к 1787 эта операция проведена на всех линейных кораблях Балтийского флота, готовившихся к новому походу на Архипелаг). В 1780-х гг. под руководством Грейга осуществлены работы по реконструкции порта, доков и каналов в Кронштадте, сооружен комплекс Морского госпиталя. С 1785 Грейг руководил работами по перенесению Адмиралтейства из Санкт-Петербурга в Кронштадт, строительством Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. С начала русско-шведской войны 1788-1790 Грейг назначен командующим Балтийским флотом. Русская эскадра под командованием Грейга нанесла поражение шведскому флоту в Гогландском морском сражении и вскоре блокировала его в районе крепости Свеаборг. Осенью Грейг простудился и по высочайшему повелению отправлен на корабле «Ростислав» из-под Свеаборга в Ревель, где и умер 15 октября 1788 года.

 (552x699, 92Kb)
1753
Иоганн Баптист Шенк (Johann Baptist Schenk)
австрийский композитор. Родился в Винер-Нойштадте. Учился у антона Штолла, хормейстера из Бадена. Переехав в Вену продолжил учёбу у Вагензейля. Автор зингшпилей "Сбор винограда", "Деревенский цирюльник", "Нищий студент", "Охота". После 1802 сосредоточился на преподавательской деятельности. В 1793 Бетховен брал уроки контрапункта и композиции у Шенка. Умер в Вене 29 декабря 1836 года.

 (700x700, 154Kb)
1756
Эрнст Флоренс Фридрих Хладни (Ernst Florens Friedrich Chladni)
немецкий учёный в области экспериментальной акустики и метеоритики. Родился в Виттенберге. По желанию отца, видного юриста, изучал право в Виттенберге и в Лейпциге. Хладни первым предпринял экспериментальные исследования различных акустических явлений, многие из которых получили теоретическое объяснение значительно позже. Открыл существование продольных колебаний струн и стержней, изучил формы колебаний стержней, а также камертонов, колоколов и пластинок, обнаружил крутильные колебания стержней. Хладни впервые достаточно точно определил скорости распространения звука в различных газах, измерил отношения скоростей звука в различных материалах к скорости звука в воздухе. Дал объяснение эха, установил верхнюю границу слышимости. В 1787 описал фигуры, образующиеся на посыпанной песком поверхности упругой колеблющейся пластинки (Хладни фигуры). В 1794 впервые правильно объяснил происхождение т. н. палласова железа и развил теорию космического происхождения метеоритов и их возгорания при попадании в земную атмосферу. Изобрёл оригинальные музыкальные инструменты, названные им клавицилиндром и эуфоном. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1794). Умер в Бреслау, ныне Вроцлав, Польша 3 апреля 1827 года. Литература: Melde F.Е., Chladni's Leben und Wirken, nebst einem chronologischen Verzeichnis seiner literarischen Arbeiten, 2 Aufl., Marburg, 1888; Е.F.F.Chladni (1756-1827), «Nature», 1956, v. 178, № 4543.

1761
Смитсон Теннант (Smithson Tennant)
английский химик, член Лондонского королевского общества (1785). Родился в Селби, графство Йоркшир. В 1796 получил степень доктора медицины; с 1813 профессор Кембриджского университета. Окисляя селитрой одинаковые количества алмаза, графита и древесного угля, Т. установил (1797), что они дают равные количества углекислого газа и, следовательно, имеют одинаковую химическую природу. Открыл (1804) осмий и иридий. Умер в Булони (Франция) 22 февраля 1815 года. Сочинения: On two metals (Osmium and Iridium) found in the black powder remaining after the solution of platina, «Philosophical transactions of the Royal Society of London», 1804, p. 2.

1764
Франц Ксавер Герль (Franz Xaver Gerl:)
австрийский певец (бас). Родился в Андорфе. В 1777-1782 пел в Зальцбургской капелле. С 1787 работал в труппе Э.Шиканедера, с 1794 - в театре в Брюнне (Брно), в 1802-1827 - в Национальном театре в Мангейме. Крупнейший исполнитель партий в операх В.А.Моцарта (Осмин, "Похищение из Сераля"; Зарастро, "Волшебная флейта"), который написал для него арию "Per questo mano". Жена Герля певица Барбара Рейзингер (1770-1806) — первая исполнительница партии Папагены ("Волшебная флейта"). Умер в Мангейм 9 марта 1827 года.

 (700x700, 141Kb)
1768
Енджей Снядецкий
польский химик, биолог, антрополог и врач. Родился в Жнине, Польша. Изучал медицину в Кракове, Павии, Эдинбурге и в Венской медицинской академии. С 1797 г. – профессор химии и фармакологии Виленской академии. Создал польскую химическую терминологию и опубликовал первый польский учебник по химии (2 тома, 1800), созданный на основе антифлогистических воззрений Антуана Лавуазье. В книге «Теория органических веществ» (3 тома, 1804—1838) впервые применил известные тогда законы химии и физики для объяснения общебиологических явлений. Выдвинул понятие об обмене веществ как о важнейшем проявлении жизни, связал этот обмен с химизмом живых организмов. Выдающийся публицист и популяризатор науки. Один из основателей первого польского научного журнала «Дзенник виленьский». Создатель школы химиков в Польше. Один из основателей и первый президент Виленского общества врачей. Скончался в Вильно 12 мая 1838 года. Сочинения: Wyb&/span>r pism naukowych, [Krakow], 1954. Литература: Капустинский А.Ф., Андрей Снядецкий и виленская школа химиков, "Труды института истории естествознания и техники", 1956, том 12, страницы 22—39.

 (471x698, 53Kb)
1775
Софья Сергеевна Мещерская (урождённая - Всеволожская)
княгиня, автор и переводчица религиозно-нравственных книг для народа. Из древнего дворянского рода. После разорения Мещерских в Отечественную войну 1812, когда они, движимые патриотическим чувством, взяли на себя подряды по снабжению армии провиантом, Мещерская сама стала вести дела своего мужа. Занимается благотворительностью, посещает тюрьмы, больницы, приюты, где читает и разъясняет Библию. Составляет различные переложения библейских текстов: «К страждущим» (Санкт-Петербург, 1813; 4-е издание — 1819), «Разговоры матери с детьми о духовных предметах» (Санкт-Петербург, 1819), «Три разговора священника с прихожанами о истинном пути к спасению» (Санкт-Петербург, 1813; 2-е издание — 1819), «Известия о распространении христианства между языческими народами и магометанами во всех частях света» (Санкт-Петербург, 1817) и др., делает извлечения из сочинений Тихона Задонского и митр. Михаила (Десницкого). При участии Мещерской было издано около 100 книг и брошюр (анонимно или с указанием авторства «некоторой благочестивой дамы»), общим тиражом более 400 тысяч экземпляров. Издания Мещерской, пользовавшиеся спросом, продавались по низким ценам, бесплатно раздавались малоимущим и рассылались по епархиям. Скончалась 16 октября 1848 года.

1776
Андре Левек де Вильморен
французский селекционер. Родился в Париже. Сын Филиппа Виктуара Вильморенa. Вёл работы по селекции, в частности кормовой свёклы. При нём семеноводческое дело Вильморенa приобрело мировую известность, в 1815 фирма превратилась в акционерное общество. Фирма Вильморен ввела в культуру во Франции более 450 видов и разновидностей полезных растений, в том числе картофель и сахарную свёклу, создала много высокопродуктивных сортов различных сельско-хозяйственных культур, выполняет научные исследования по поручению селекционных и ботанических учреждений разных стран, участвует в сельско-хозяйственных, ботанических и других выставках, съездах, публикует свои работы в журналах Франции и других стран. Умер в местечке Бар 21 марта 1862 года.

1784
Михаил Андреевич Васильев
художник-портретист, работы которого находятся в Иркутском художественном музе. Умер после 1839 года.

 (529x698, 53Kb)
1789
Андрей Федорович Павловский
заслуженный профессор и ректор Харьковского университета. Родился в городе Валках Харьковской губернии, в семье небогатого помещика Ф.К.Павловского. Первоначальное образование он получил в Валковском народном училище, а потом, по примеру других дворянских детей того времени, был помещен на полное содержание в Харьковский коллегиум, где ему дана была хорошая научная подготовка. На 17 году он вышел из предпоследнего философского класса коллегиума и поступил в только что открывшийся тогда Харьковский университет, в число казеннокоштных студентов физико-математического факультета, где своими выдающимися способностями обратил на себя внимание известного в то время математика, профессора и ректора Осиповского, с которым потом до самой его смерти не прекращал дружеских сношений. Пройдя трехлетний университетский курс, Павловский с 1810 г. начал преподавать студентам алгебру, геометрию, тригонометрию и конические сечения. Одновременно с этим на юного преподавателя возложена была Советом университета обязанность читать арифметику и геометрию гражданским чиновникам, которые должны были слушать эти лекции ради служебного производства. В первое время существования Харьковского университета преобладающую в нем роль играли иностранцы. Павловский был по времени и по дарованиям одним из первых русских ученых. Это обстоятельство было замечено и оценено по достоинству тогдашним Министерством Народного Просвещения. По поводу замедления производства в адъюнкты Павловского, пять лет читавшего математику в простом звании преподавателя с незначительным окладом, министр народного просвещения А.К.Разумовский, утвердив его в 1815 г. адъюнктом, дал следующее предписание университету: "Так как университет обязан образовать собственных питомцев для преемственного занятия всех мест в университете и в особенности должно желать, чтобы профессорские кафедры были заняты природными русскими, я предписываю, "чтобы состоявшееся в заседании и записанное в журнал Совета 30 декабря определение, — чтобы каждый профессор предлагал достойного ученого для занятия вакантных кафедр, приводилось в исполнение таким образом, чтобы предлагались только и единственно русские, а никак не иностранцы". После того, в 1819 г., новый адъюнкт был избран в экстраординарные профессора по кафедре чистой математики. На преподавание этого предмета посвящалось от 8 до 12 лекций в неделю. Павловский писал мало. Известно в печати только два его труда: актовая речь 1821 г. о вероятности и логарифмические таблицы Каллета, изданные им около 1820 г. при материальной поддержке со стороны университета. Последний большой труд понесен был совершенно бескорыстно в интересах слушателей. С 1826 г. Павловский был ординарным профессором и, по поручению Совета, исполнял различные должности. Не говоря о разных испытательных и друг. комиссиях, где нередко он брал на себя большой труд, он полтора года (1828—1829) был секретарем Совета, семь лет (1830—1837) библиотекарем и, в то же время, в течение двух лет (1833—1835), инспектором студентов. В 1837 г. Павловский был назначен ректором университета; но эта должность для него, как человека прямого и независимого, была тягостной, поэтому он просил об увольнении и в 1838 г. получил на то Высочайшее соизволение. В звании профессора он неоднократно участвовал в визитациях, т.-е. в командировках для устроения учебных заведений Харьковского учебного округа. В царствование Александра I университет заботился о распространении в крае училищ и посылал с этой целью профессоров визитаторами в разные места учебного округа. Таким визитатором командирован был и Павловский в 1826 г. в Донскую область, где он пробыл 8 месяцев. В конце 1849 г. он оставил кафедру, которую с честью занимал 40 лет. Это был профессор по призванию, горячо преданный своей науке, университету и студентам. Он посильно противодействовал тогдашнему злу университетской жизни — пансионерству у профессоров. В конце 80-х годов в Харьковском университете при физико-математическом факультете на средства сына его, Федора Андреевича Павловского, учреждена премия его имени за лучшие сочинения по математике. Умер 5 февраля 1875 года.

1791
Луи-Борхард Ван Геккерн Де Беверваард
нидерландский дипломат, посланник при русском дворе (1826-1837). Вошел в русскую историю не своими дипломатическими успехами, а неблаговидной ролью, которую он сыграл в событиях, которые привели к дуэли его приемного сына Жоржа Дантеса с Александром Пушкиным и смерти поэта. Барон Геккерн был вынужден покинуть Россию, заслужив репутацию клеветника и сводника. Умер 27 сентября 1884 года.

 (579x699, 191Kb)
1793
Иоганн Шенлайн (Johann Lukas Schönlein)
немецкий врач, установивший, что жар не заболевание, а симптом болезни. Один из первых предлагал рассматривать медицину, как естественную науку. Это заложило основы для создания современных методов обучения и клинической практики. Шенлайн был первым, кто использовал микроскоп при исследовании крови и мочи для диагностики заболеваний. Он ввел термин «гемофилия» (1828) и первым описал ревматическую пурпуру (1837), названную позднее болезнью Шенлайна, и грибок, вызывающим фавус (1839). Умер в 1864 году.

 (564x699, 150Kb)
1796
Иоганн Готфрид Карл Лёве (немецкое имя - Johann Carl Gottfried Loewe)
немецкий композитор, певец - баритон и дирижер. Автор множества песен, 17-и ораторий, 6-и опер, 2-х симфоний и 2-х фортепианных концертов. Его песни пользовались большой популярностью среди современников. Карл Лёве был двенадцатым ребенком в семье органиста Андреаса Лёве и его жены Марии. Музыкальная семья способствовала раннему музыкальному развитию мальчика. с 1807-го по 1809-й год, пел в хоре мальчиков при школе его родного города Лёбеюн, пока его семья не переехала в Галле. Там молодой Лёве получал уроки композиции у Даниэля Тюрку. После серьезного инсульта в 1864, силы его вновь восстановились, Лёве продолжал работать, но уже знал,о приближающейся смерти и морально готовил себя к ней. Свои последние годы он провел со своей старшей дочерью от первого брака Жюли в городе Киль, где и умер 20 апреля 1869 года. Там же Лёве был похоронен.

1800
Франц Унгер
австрийский ботаник, предтеча Ч.Дарвина. Профессор университетов в Граце (1835) и Вене (1849-1866). Сделал значительный вклад в развитие морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии растений и палеоботаники. Открыл зооспоры у водорослей. Одним из первых наблюдал деление клеток. На основе палеоботанических данных еще до Ч.Дарвина пришел к выводу о превращении видов и об эволюционном развитии растительного мира (1852).

1805
Хосе Баливиан
президент Боливии.

 (557x699, 50Kb)
1810
Оливер Фишер Винчестер (Oliver Fisher Winchester)
американский изобретатель и производитель стрелкового оружия. Родился в Бостоне. Его отец умер рано, и Оливер еще ребенком начал работать - сначала коридорным в отеле, потом на ферме, на строительстве, в магазине. В возрасте 20-ти лет приехал в Балтимор, где работал в магазине мужских принадлежностей. В 1848 году 38-летний Винчестер запатентовал процесс производства рубашек и организовал собственную фабрику. Финансовые успехи позволили ему в 1857 году купить компанию «Волкэник рипитинг армс», успешно реорганизованную им в «Нью-Хэвэнскую оружейную компанию», а в 1867 году - в компанию «Самозарядное оружие Винчестера». Винтовка Винчестера, активно применявшаяся во время Гражданской войны между Севером и Югом, была предшественницей длинного ряда моделей винтовок Винчестера, включая наиболее известную модель «Винчестер-73», самое популярное оружие переселенцев американского Запада. Винчестер улучшал конструкции своих моделей за счет покупки патентов компаний «Американские самозарядные винтовки», «Самозарядные винтовки Спенсера» и действующих на принципе поршня самозарядных винтовок Бенджамина Хотчкисса. Винчестер был также известен как филантроп. Он делал благотворительных взносы в кассы разных университетов, общественных и научных организаций. Кроме того, Винчестер был активным политиком, и его даже избрали вице-губернатором штата Коннектикут. Умер 11 декабря 1880 года в богатстве, окруженный почетом и уважением.

 (492x698, 68Kb)
1813
Шарль-Валантен Алькан (французское имя - Charles-Valentin Alkan; настоящая фамилия - Моранж, Morhange)
французский пианист и композитор. Родился в Париже в еврейской семье. Его отец Алькан Моранж был учителем музыки и давал первые уроки своим детям (братья Шарля Валантена также стали музыкантами). Имя отца Шарль Валантен использовал в качестве своего псевдонима. Алькан учился в Парижской консерватории у Жозефа Циммермана. Широко концертировал примерно до 24-летнего возраста, заслужив славу одного из величайших пианистов-виртуозов своего времени, наравне с Листом, Тальбергом и Калькбреннером. Затем, однако, он практически перестал появляться на публике, хотя в последнее десятилетие жизни выступил с циклом камерных полуприватных концертов. В некоторые периоды жизни Алькан частным образом преподавал, пользуясь высочайшей репутацией (в частности, к нему перешли ученики Фредерика Шопена после смерти последнего в 1849 г.). О других периодах жизни Алькана мало что известно, кроме того, что он изучал Библию и Талмуд. Из переписки Алькана с немецким композитором Фердинандом Хиллером следует, что Алькан заново полностью перевёл на французский язык Ветхий и Новый Завет; этот труд не сохранился, как и многие из музыкальных сочинений Алькана, о существовании которых есть достоверные свидетельства: симфония для оркестра, струнные секстеты и др. Алькан умер в результате несчастного случая у себя дома 29 марта 1888 года; согласно распространённой легенде, он уронил на себя книжный шкаф, когда доставал с верхней полки Талмуд, хранившийся там, чтобы быть ближе к небу. Сыном Алькана был пианист Эли Мириам Делаборд. Первое оригинальное сочинение Алькана датируется 1828 годом. Сохранившееся его наследие состоит почти исключительно из произведений для фортепиано соло. Алькан считался во второй половине XIX века одним из крупнейших мастеров романтического пианизма. Ханс фон Бюлов назвал его «Берлиозом фортепьяно», Ферруччо Бузони писал о Листе, что того можно причислить «к величайшим композиторам, жившим после Бетховена: Шопену, Шуману, Алькану и Брамсу». Антон Рубинштейн посвятил Алькану свой Пятый фортепианный концерт. Произведения Алькана отличаются исключительной технической сложностью. Его 24 этюда (12 мажорных, op.35 и 12 минорных, op.39) соперничают в технической изощрённости с «Трансцендентальными этюдами» Ференца Листа. Некоторые произведения Алькана были написаны для особой разновидности фортепиано — педального фортепиано, что дополнительно усложняет их исполнение на современном фортепиано (зато позволяет играть их на органе). Часть сочинений Алькана носит программный характер: наиболее известны этюд «Ветер» из op.39 и пьеса «Железная дорога» (1844) — вполне вероятно, первая попытка музыкального отражения железнодорожных звуков, от стука колёс до свистка паровоза. Самое масштабное из сочинений Алькана — Большая соната «Четыре возраста»; размах, сравнимый с аналогичными произведениями Баха и Генделя, отличает завершающие op.39 вариации «Пир Эзопа». Не чужд был Алькану и юмор: ему принадлежит, в частности, «Похоронный марш на смерть одного попугая» для трёх гобоев, фагота и певцов. Среди транскрипций Алькана — переложение фортепианных концертов Моцарта и Бетховена для фортепиано соло. На протяжении почти столетия музыка Алькана выпала из активного репертуара пианистов — не в последнюю очередь благодаря своей трудности. Во второй половине XX века, однако, интерес к нему возрождали интерпретации Рэймонда Левенталя и Альдо Чикколини, а на рубеже XX-XXI веков Алькан стал неотъемлемой частью репертуара Джека Гиббонса и Марка Андре Амлена. Литература: Rimm R. The composer-pianists: Hamelin and The Eight. Portland: Amadeus Press, 2002
1813
Германн Курц
немецкий беллетрист и историк литературы (ум. 1873).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку