-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109208
Комментариев: 6801
Написано: 117680


28 ноября родились...

Воскресенье, 28 Ноября 2010 г. 12:31 + в цитатник
 (452x699, 77Kb)
1880
Александр Александрович Блок
русский поэт. Родился в Санкт-Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Санкт-Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя. Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет. Формирование поэтической индивидуальности Блока на первых порах протекало вне воздействия символизма, который с 1890-х годов стараниями Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова стал самым значительным новым течением в русской литературе. В автобиографических заметках Блок отмечает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета» – Санкт-Петербургского университета, где Блок получил образование сначала на юридическом (1898–1901), затем на филологическом (окончил в 1906) факультете. Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева, на несколько лет овладевшей всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма, крупнейшим творческим свершением которого явились Стихи о Прекрасной Даме, с их уникальным сочетанием романтической влюбленности и почти религиозного поклонения Возлюбленной, воспринимаемой, вслед за Данте, как земное воплощение божественного образа. Поэтический идеал молодого Блока – одухотворенный человек, который, в согласии с учением Соловьева, отмечен «сиянием Бога» и потому свободен от «грубой коры вещества». В центре «романа в стихах», как называл свою первую книгу Блок, стоит мистерия богоявления и преображения мира, но этот доминирующий мотив, который потребовал многочисленных слов-символов («высокие соборы», «бездонная глубина», «лазурь», «тьма» и т.п.), обозначающих присутствие бесконечного в конечном, соединяется с лирическим сюжетом, отмеченным биографической достоверностью. Возлюбленная представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, воспетой Соловьевым, однако чувство поэта обращено к конкретной женщине и подчас приобретает драматический характер. В реальных отношениях с Л.Д.Блок, почти лишенных физической близости, это раздвоение породило многолетний мучительный конфликт, который особенно обострился после того, как в эти отношения активно вмешался Белый. Его увлечение Л.Д.Блок, в котором смешивались также почитание «Лучезарного лика» и земная страсть, создало невыносимую ситуацию, которая едва не привела к дуэли между Блоком и Белым. Так завершается период, который Блок впоследствии назвал «мистическим шарлатанством». Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905–1907 в России, воспринятой им как «веселое время» – знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить «общественности»: «Никогда я не стану ни революционером, ни «строителем жизни». Однако сборник Нечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком «мистики в повседневности» и «демонической» притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности — мир города. Тот же «демонизм» присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где «темные, дьявольские силы» водят на путях и распутьях свои «ночные хороводы», а «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях» (Русь, 1906). Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки – женщины, встреченной в дачном пригороде Санкт-Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, – остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. «Падучая дева-звезда» отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит «красотку». В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Комиссаржевской – 30 декабря 1906), где «мечтательный, расстроенный и бледный» Пьеро томится о своей «картонной невесте», покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок. В книге стихов Снежная маска (1907) и цикле Фаина (стихотворения 1906–1908), навеянных страстным увлечением актрисой Н.Н.Волоховой, двойное видение символизма, открывающего трансцендентное в обыденном, реализовано посредством образов города, соединяющего в себе завораживающие и дьявольские черты (т.н. «петербургский миф» Блока, художественно воплощаемый по преимуществу посредством метафор тумана, снега, сна). Но вместе с тем эстетика символизма переосмыслена, поскольку полная трагизма страсть соединяется не с утопией преображения земного бытия, когда оно станет частью Мировой Души, но с глубоко укорененной, едва ли не мистической любовью к родине. Отныне это главная лирическая тема Блока, ищущего «живую душу» России в ее «нищей» природе, озаренной нездешним светом, и в постижении ее исторического пути, пролегающего через героические испытания (цикл На поле Куликовом, 1909), которые в конечном счете должны увенчаться обретением Христа. Идея пути доминирует в поэтическом творчестве Блока 1910-х годов, составляя контрастное единство с образами хаоса, гибели и катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе Первой мировой войной и Октябрьской революцией1917. Этими предчувствиями полон раздел Страшный мир сборника Ночные часы (1911). И в поэзии, и в публицистике, которой в эти годы поэт отдает много сил (под заглавием Россия и интеллигенция его важнейшие статьи вышли книгой в 1918), Блок предстает человеком «катастрофического сознания», все более далеким от круга настроений символизма, как и от его художественного языка. Явственной становится его ориентация, с одной стороны, на поэтику народных заговоров, плачей, причитаний, с другой – на русскую романтическую традицию, в особенности на впервые им открытое поэтическое наследие Ап.Григорьева. Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока. Призванный на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции возвращается в Петроград и участвует в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга Последние дни императорской власти вышла посмертно в 1921). Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами Двенадцать и Скифы. Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот. Поэма строится на чередовании тонических ритмов и традиционного хорея, на переплетении эпизодов, связанных с проституткой Катькой, убитой ее ухажером за измену, и заполненных профетической символикой картин грандиозной драмы, в обрамлении которых развернут сюжет этого «жестокого» городского романса. Выделены лейтмотивы бунта, стихии, ветра, в котором распознается «музыка» исторического потрясения (Блок подразумевал не столько Октябрьский переворот, сколько закат целой эпохи в жизни человечества – «крушение гуманизма», как озаглавлена одна из его программных статей 1919). В Скифах идея краха европейской культуры, ведущей свою родословную от эпохи Возрождения, выступает еще более рельефно. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии «музыки» («Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой», т.е. Антихрист, – запись от 20 февраля 1918). После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью Исповедь язычника (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества. Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

 (699x651, 77Kb)
1881
Стефан Цвейг (Stefan Zweig)
австрийский писатель, новеллист, романист, поэт, автор литературных биографий . Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. Много путешествовал (Европа, Индокитай, Северная и Южная Америка). В 1928 посетил СССР, с интересом следил за успехами социалистического строительства. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимал пацифистские позиции. С 1934 жил в эмиграции (Великобритания, США, Бразилия). Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом войны, покончил жизнь самоубийством 22 февраля 1942 года. В сборниках новелл "Первые переживания" (1911), "Амок" (1922), "Смятение чувств" (1927) обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая (иногда с налётом мелодраматизма) сложные коллизии личной жизни героев. Социальное видение писателя обеднено, авторское отношение не идёт дальше сострадания к "маленькому человеку" и обличения уродливых буржуазных нравов. По колориту близок новеллам роман "Нетерпение сердца" (1939). Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно (иногда упрощённо) трактующие жизнь и деятельность исторические лица (например, Стендаля, Л.Н.Толстого, З.Фрейда, Ф.Ницше), беллетризованные биографии Цвейга подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности: эссе об Э.Верхарне (1917), Р.Роллане (1921), цикл биографий "Строители мира" (1920-28). Около 30 лет работал над биографией О.Бальзака (опубликована в 1946). Абстрактность гуманистических воззрений Цвейга особенно явственна в его воспоминаниях "Вчерашний мир" (опубликованы в 1944) и сборнике речей, эссе, критических выступлений "Встречи с людьми, книгами, городами" (1937). Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах "Магеллан" (1938) и "Америке" (опублиованы в 1942) уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга.

 (467x698, 49Kb)
1883
Сергей Юрьевич Левик (настоящее имя - Израиль Юлианович Левик)
артист оперы (баритон) камерный певец, музыкально-общественный деятель, музыкальный критик и переводчик. Родился в городе Белая Церковь Киевской губернии. С 9 лет жил в Бердичеве. С 1907 обучался пению на киевских Высших оперных и драматических курсах М.Медведева. В 1908 впервые выступил в концерте совместно с итальянскими певцами. В 1909—12 солист Санкт-Петербургского Народного дома (Товарищество оперных артистов под управлением М.Кирикова и М.Циммермана, позднее антрепренёр Н.Фигнера, затем А.Аксарина; дебютировал в партии Демона — "Демон" А.Рубинштейна), в 1912—16 выступал в Театре музыкальной драмы (Петербург-Петроград). Гастролировал в Харькове (1910), Киеве, Минске, Москве, весной 1910 в составе антрерпризы М.Медведева в Вильно, Крыму, на Северном Кавказе, осенью 1910 — в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в 191 1 — в Воронеже (нтрепренёр А.Альтшуллера и Г.Шейна), В 1923 из-за болезни был вынужден уйти со сцены. Обладал гибким, сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, актерским темпераментом. В начале сценической деятельности тяготел к раскрытию вокальной характеристики образа, позднее также и к психологической. "Новым, глубоко оригинальным творческим истолкованием ряда созданных им образов в операх самого различного стиля С.Ю.Левик смело ломал оперные штампы и утверждал... здоровые начала реализма, драматической действенности, философской осмысленности трактовки оперных партий, превращавшихся в его исполнении в подлинно драматические роли" А.Оссовский). Репертуар певца включал 35 партий. С успехом выступал в характерно-драматических партиях. 1-й исполнитель партий: Асмодея ("Небеса пылают"), Клингзора ("Парсифаль", сценическая постановка). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Кочубей, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Риголетто, Жермон, Тонио, Бекмессер. "Поразительно колоритно и остро, с тонко психологической проницательностью воплощенный им образ Бекмессера в "Мейстерзингерах" Вагнера может быть причислен к самым ценным достижениям русских оперных певцов" (А.Оссовский). Э.Старк писал о Левике в партии Тонио: "И вот что значит искусство музыкально-драматической фразировки... господин Левик, одаренный исключительной музыкальностью, виртуозно передающий все оттенки музыкальной речи, так спел "Пролог", что захватил весь зал" ("Петроградский курьер". 1915. 17 января). Другие партии: Борис Годунов, Рангони, Владимир Галицкий (эту партию подготовил за один день), Князь Игорь, Веденецкий гость, Елецкий, Томский, Онегин, Роберт ("Иоланта"), Мазепа ("Мазепа" П.Чайковского), Светлейший и Бес ("Черевички"), Виндекс, Иуда, Гарин; Валентин ("Фауст"), Амонасро, Граф ди Луна, Эскамилио, Барнаба, Зурга, Нелюско, Невер, Скарпиа, Сильвио, Шонар ("Богема"), Вольфрам, Тельрамунд. Партнеры: А.Белянин, М.Веселовская, А.Дидур, К.Исаченко, Л.Клементьев, В.Куза, М.Кузнецова-Бенуа, Л.Липковская, А.Мозжухин, Д.Смирнов, Л.Собинов, Н.Фигнер, Ф.Шаляпин. Пел под управлением М.Бихтера, М.Голинкина, В.Зеленого, М.Мильнера, Н.Черепнина, В.Штока. Выступал в камерных и симф. концертах. С успехом исполнял романсы М.Мусоргского. Талант певца высоко ценили Ф.Блуменфельд, А.Глазунов, В.Дранишников, И.Ершов, В.Каратыгин, В.Коломийцев, Э.Купер, И.Лапицкий, Н.Малько, А.Оссовский, Э.Старк. В 1938—1939 преподавал сценическое искусство в Ленинградской консерватории. Занимался также литературной деятельностью. Автор переводов рассказов с французского и немецкого языков (в 1901—05 публиковались в газете "Киев. мысль"). С середины 1910-х гг. работал в качестве переводчика стихотворных текстов вокальных произведений итальянских, французских и немецких композиторов, 70 либретто опер (в том числе "Вильгельм Телль", "Сила судьбы". "Дон Карлос", "Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад", "Трубадур", "Отелло" Д.Верди, "Кармен", "Турандот", "Девушка с Запада", "Иоанн Лейденский", "Жидовка", "Сказки Гофмана", "Галька", "Саломея", "Четыре деспота"), ораторий ("Времена года" И.Гайдна, "Самсон" и "Иуда Маккавей" Г.Ф.Генделя) и оперетт, а также многочисленных романсов зарубежных композиторов. Автор оперных либретто "Сирано де Бержерак" Б.Асафьева и "Рассвет" Д.Френкеля. С 1913 выступал с рецензиями в периодической печати. В 1921—1922 редактор журнала "Вестник театра и искусств". В 1929—1939 работал в качестве корреспондента в СССР французского музыкального журнала "Le Ménestrel".Вел активную общественную работу. В годы первой мировой войны был участником общественной организации Союз городов, позднее по поручению М.Урицкого выезжал в Копенгаген для улучшения дела помощи советским военнопленным и подготовки их реэвакуации в СССР. С 1917 член правления Союза сценических деятелей, а также член правления зрелищных предприятий, с 1922 возглавлял Комиссию помощи безработным. Был одним из организаторов профессионального союза работников искусств (Рабис). До 1926 работал в Леноблрабисе, затем был избран в руководящие органы Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), которое возглавлял до 1930; позднее принимал участие в деятельности Ленинградского отделения Союза композиторов СССР. Неоднократно записывался на грампластинки (около 60 произв.) под псевдонимом "Юлианов" в Санкт-Петербурге ("Лирофон", 1910; "Пате, 1911, 1913; "Орфеон", 1911; РАОГ, 1912; "Зонофон", 1912). Умер в Ленинграде 5 сентября 1967 года.

 (474x699, 95Kb)
1887
Эрнст Юлиус Рём (немецкое имя - Ernst Julius Rцhm)
один из лидеров национал-социалистов и руководитель СА. Родился в Мюнхене. В 1908 стал офицером. В Первую мировую войну служил на Западном фронте, был ранен и награждён «Железным крестом». В 1920, сменив Карла Майра на посту начальника отдела пропаганды IV военного округа, познакомился с Гитлером и стал одним из первых членов НСДАП. В то время Рём вместе с членом Земельного охотничьего совета Георгом Эшерихом создавал айнвонервер — народное ополчение, призванное обойти ограничения численности вооружённых сил, наложенные Версальским договором. Для его обеспечения оружием и боеприпасами Рём создал огромные тайники, которых впоследствии хватило, чтобы вооружить треть созданного в 1935 году вермахта. Однако в 1921 г. айнвонервер был запрещён. После этой неудачи Рём пришёл к выводу, что для прихода к власти необходима поддержка широких слоёв населения. Наиболее подходящей кандидатурой для решения данной задачи оказался Гитлер. Для обеспечения безопасности Гитлера из солдат 19-й миномётной роты Рём организовал подвижную группу. На её основе была создана служба порядка партии, впоследствии переименованная в физкультурно-спортивное отделение, а затем — и в штурмовой отряд (нем. Sturmabteilung, сокращённо СА). Рём также искал офицеров для командирских должностей. Основу руководства СА составили выходцы из штаба 2-й морской бригады, расформированной за участие в Капповском путче, во главе с её командиром капитаном 3 ранга Германом Эрхардтом. Практически сразу же между Рёмом и Гитлером стали возникать разногласия по вопросу целей и задач СА. Гитлер видел в штурмовых отрядах группы молодчиков, готовые выполнить любое задание партийного руководства. Рём же воспринимал СА как ядро будущей революционной армии. В этом его поддерживали военные власти Баварии, рассматривающие штурмовиков как резервные части. Да к тому же для последних единственными авторитетами были Рём и Эрхардт, а НСДАП они игнорировали. Для того чтобы усилить свое влияние в СА Гитлер назначил командующим отрядами Германа Геринга, а затем как противовес создал свою личную охрану, превратившуюся в дальнейшем в СС. Рём принял активное участие в Пивном путче, командовав отрядом, захватившим здание военного министерства. Знаменосцем этого отряда был Гиммлер. После провала путча был арестован, а затем выпущен на поруки. Находящийся в Ландсбергской тюрьме Гитлер назначил его руководителем подпольных штурмовых отрядов. В качестве легального прикрытия Рём создал Фронтбан (объединение фронтовиков) под формальным руководством генерала Людендорфа. Во главе Фронтбана Рём развернул бурную деятельность по расширению влияния национал-социалистов за пределами Баварии и увеличению их численности, и ему удалось привлечь на свою сторону бывших бойцов фрайкоров и других полувоенных формирований Северной Германии, увеличив численность СА с 2 тысяч накануне Пивного путча до 30 тысяч. В некоторых случаях поводом для сближения была нетрадиционная сексуальная ориентация. В частности, с будущим обергруппенфюрером СА Эдмундом Хайнесом Рём, как потом он писал в своих мемуарах, «решил познакомиться поближе». После освобождения в декабре 1924 г. Гитлера между ним и Рёмом усилились трения, едва не переросшие в открытый конфликт и приведшие к разрыву отношений. Рём считал СА самостоятельной организацией, что категорически не устраивало Гитлера. 30 апреля 1925 г. Рём послал Гитлеру прощальную записку: В память о тяжёлых и прекрасных часах, проведённых вместе, сердечно благодарю тебя за товарищеское отношение и прошу не лишать меня твоей дружбы. Через месяц Гитлер ответил, но не лично, а через своего секретаря: Никакой военной организации господин Гитлер впредь создавать не намерен. И если в своё время он и пошёл на подобный шаг, то лишь по настоянию некоторых господ, которые в итоге предали его. Сегодня же он нуждается только в охране партийных собраний, как до 1923 года. В 1925—1931 гг. — военный инструктор в Боливии. 1 апреля 1931 стал начальником штаба СА, оказавшись вскоре в центре скандала. Сторонники Вальтера Штеннеса, смещённого командира штурмовиков Берлина, выражали явное недовольство назначением на руководящий пост гомосексуалиста, позорившего, по их мнению, СА. Рём также был уличён в использовании служебного положения в личных целях. Доверенные лица из числа штурмовиков находили для него сексуальных партнёров, которых Рём в дальнейшем назначал на должности в СА. Если избранник проявлял неверность или недовольство, его жестоко избивали. Встречи происходили в пивной «Братвурстглёкль». Рём открыто посещал излюбленные заведения гомосексуалистов «Кляйст-казино» и «Силуэт» вместе с новым руководством штурмовых отрядов Берлина. Гитлер в ответ на поступавшую к нему информацию, компрометирующую Рёма, говорил, что примет решение, когда ему будут предоставлены доказательства. И доказательства вскоре появились. В социал-демократической газете «Мюнхнер пост» стали печататься рассказы о похождениях Рёма и публиковаться его письма. Пытаясь найти источник утечки информации, Рём поручил журналисту Георгу Беллу встретиться с Карлом Майром, ставшим к тому времени демократом. Майр сообщил, что некоторые из деятелей НСДАП планируют физическое устранение Рёма. И, действительно, верховный судья партии Бух после очередного отказа Гитлера снять с поста Рёма задумал убийство некоторых высших руководителей СА, однако вследствие нерешительности исполнителей замысел провалился. Тем не менее, после того, как стало известно о контактах Рёма с Майром разразился новый скандал. Мартин Борман, зять Буха и его доверенное лицо, в ярости сказал: Это не лезет ни в какие ворота. Один из видных руководителей партии встречается с идеологическим противником… и возводит хулу на членов своей партии, называя их свиньями. После прихода нацистов к власти Рём стал планировать военную реформу. Будучи командиром роты во время Первой мировой войны, он осознал, что старая прусская военная школа уже не соответствует требованиям времени. Новая армия по его мнению должна была комплектоваться по милицейскому принципу на основе СА. Себя же он видел во главе этой армии. Когда он потребовал роспуска рейхсвера (армии) и создание «революционной народной милиции» под главенством СА, он вступил в конфликт с Гитлером, СС и рейхсвером. Этот конфликт его противники использовали против него в Ночь длинных ножей. Гитлер обвинил Рёма в заговоре и принял личное участие в его аресте. Через день 1 июля 1934 года Рём был застрелен в тюремной камере штурмбаннфюрером СС Михаэлем Липпертом после отказа совершить самоубийство.

1888
Эйдзиро Хондзё
японский учёный, специалист по социально-экономической истории. Член Японской Академии Наук. В 1913 г. окончил экономический факультет Киотского университета. С 1918 г. - доцент, с 1923 г. - профессор того же университета. В течение многих лет возглавлял японский институт истории экономики. Автор многих работ по истории экономики Японии и экономическим учениям.

 (495x699, 116Kb)
1889
Томас Райнер Доусон (Thomas Rayner Dawson; псевдоним – Т.Дайк Робинсон, T.Dycke Robinson)
британский шахматный композитор и издатель. Умер в Лондоне 16 декабря 1951 года.

1890
Зинаида Павловна Тулуб
украинская писательница. Окончила Высшие женские курсы в Киеве (1913). Печаталась с 1910 г. Автор повести "На перепутье" (на русском языке в 1916), исторических романов на украинском языке: "Людоловы" (тома 1-2, 1934-1937), "В степи бескрайней за Уралом" (1964). Писала стихи, поэмы, пьесы (на русском языке), киносценарии; переводила украинских и зарубежных писателей на русский язык. . Скончалась 26 сентября 1964 года.

1891
Матти Варен
финский театральный художник. Учился в художественном училище Союза художников Финляндии (1912) и художественном ателье Хельсинкского университета (1908 и 1913). С 1927 Варен - художник финского Национального театра в Хельсинки. Оформил спектакли: "Гроза"; "Опера нищих" Гея, "Куллерво" и "Леа" Киви, "Царь Эдип" Софокла, "Король Лир", "Генрих IV"; "Веер леди Уиндермир" Уайльда, "Чайка" и др. Оформлял спектакли и в Финской опере.

1892
Роберт Лахман
немецкий и еврейский музыковед. Изучал музыку народов Африки и Азии. Редактор «Журнала сравнительного музыкознания» (1933-1935). С 1935 г. директор вновь основанного Института по изучению еврейской музыки в Иерусалиме.

1892
Степан Тимофеевич Рыбальчук
лётчик-испытатель. Родился в Киеве. В 1907 окончил городское училище, в 1912 – технические курсы инженера Пермина в Киеве, в 1913 – школу шофёров. Работал шофёром. В армии с 1913, унтер-офицер. Участник первой мировой войны: в 1914-1916 – механик 8-го корпусного авиаотряда, был ранен. В 1919 окончил Севастопольскую (Качинскую) авиашколу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором (октябрь 1919-июнь 1920). В РККА с 28 ноября 1920 года. Был лётчиком 12-го разведывательного авиаотряда. В 1921-1926 – лётчик-инструктор Качинской ВАШЛ. В 1926-1928 – командир корабля 1-й тяжёлой минной авиаэскадрильи. Принимал участие в испытаниях РОМ-1 (1928). В 1929 окончил КУКС при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (строевой отдел). В мае-августе 1929 – командир отряда 63-й авиаэскадрильи. С сентября 1929 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Поднял в небо и провёл испытания АНТ-8 (МДР-2) (30 января 1931). Провёл испытания гидросамолётов РОМ-1 (МДР-1) (1927-1928), МР-3 (МР-5) (1929), МУ-2 (1929) и других. С.В.Ильюшин рекомендовал его как отличного лётчика: спокойного, уравновешенного, никогда не торопящегося. Вспоминает М.М.Громов: «Я видел его полёты - он летал, безусловно, отлично. Когда мне было приказано выпустить Рыбальчука на самолёте ТБ-3, я сразу предложил ему сесть на левое командирское место, а сам сел для контроля на правое. Я объяснил ему, как нужно смотреть на посадке и при выруливании. Он взлетел, выполнил весь полёт и приземлился отлично. Я даже не дотронулся до штурвала. Блестящий был пилот - С.Т.Рыбальчук!» Погиб 12 июля 1931 года в авиакатастрофе на АНТ-9. Должна была лететь комиссия во главе с заместителем начальника Штаба РККА В.К.Триандафилловым. Был сильный туман. По мнению М.М.Громова, Рыбальчук из самолюбия не отказался от полёта в таких условиях и в тумане зацепил деревья. Все погибли.

 (667x699, 38Kb)
1894
Александр Фёдорович Ильин-Женевский
литератор, журналист и выдающийся организатор шахматной жизни в России и СССР. Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье адмирала флота Фёдора Ильина.. По другим данным он родился в семье Антонины Васильевны Ильиной, дочери генерал-майора артиллерии В.М.Ильина и протодиакона Сергиевского всей артиллерии собора Федора Александровича Петрова. Мастер спорта СССР с 1925 года, теоретик, литератор, журналист и выдающийся организатор шахматной жизни в России и СССР.[3] Видный коммунистический деятель, участник подпольного большевистского движения, один из организаторов Октябрьской социалистической революции 1917 года. В юные годы увлекся шахматной игрой и участвовал в Санкт-Петербургских соревнованиях. Находясь в политической эмиграции в Швейцарии, выиграл первенство Женевы в 1914 году. В том же году вернулся в Россию и участвовал в первой мировой войне. В 1920 году, будучи комиссаром Центрального управления Всевобуча, организовал в Москве Всероссийскую шахматную олимпиаду, которая стала первым чемпионатом Советской России. Сам участвовал в ней, заняв 9-10 места. В 1921 на дипломатической работе - консул в Либаве, Латвия. Участвовал в семи чемпионатах СССР, дважды был чемпионом Ленинграда (1926 и 1929 годах), победил в первенстве ВЦСПС (1927 год) и разделил 1-2-е место в чемпионате Закавказья (1932 год). В Первом московском международном турнире 1925 года занял 9-10-е места и нанес сенсационное поражение чемпиону мира Капабланке. Автор многих книг. Среди них написанные в форме «Дневника участника» яркие зарисовки участников Московского международного турнира 1925 года — Ласкера и Капабланки (Москва, 1926 год). Автобиографические «Записки советского мастера» (Ленинград, 1929 год) и книга «Матч Алехин — Капабланка» (Ленинград, 1927 год). Как журналист проявил себя, будучи главным редактором журналов «Шахматный листок» (Ленинград, 1925-1930 года) и «Шахматы в СССР» (Москва, 1936-1937 года). Погиб при эвакуации из Ленинграда в Новой Ладоге во время налёта немецко-фашисткой авиации 3 сентября 1941 года. Похоронен в Новой Ладоге на братском мемориальном кладбище.

1894
Генри Хазлитт
американский журналист, автор романа "Великая идея", в котором показано превращение коммунистического государства в капиталистическое.

1895
Хосе Итурби
испанский пианист и дирижер. Живет в Париже. Гастролировал в СССР как пианист в 1927 г. и в 1965 г. Автор фортепьянных и оркестровых произведений.

1896
Юзеф Кофлер
польский композитор, музыкальный писатель.

1896
Владимир Леванович Менабде
грузинский ботаник и генетик, академик Академии Наук Грузинской ССР (с 1960). Окончил Тбилисский политехнический институт (1924). В 1923-1930 гг. работал в Тбилисском ботаническом саду, в 1930-1938 гг. - на Центральной селекционной станции Грузии, с 1938 г. - в институте ботаники Академии Наук Грузинской ССР. Основные научные работы посвящены изучению культурной флоры Грузинской ССР. Исследовал первичность и вторичность видов, филогенетическую систематику, генетику популяций, пути формо- и видообразования (на примере пшеницы). Описал ряд новых видов пшеницы и проса. Изучил пути эволюции некоторых видов пшеницы. Выдвинул положение о возможности моделирования процессов видообразования, повторного формирования существующих видов. Изучал роль полиплоидизации и деполиплоидизащш в видообразовании. Автор четырех сортов пшеницы и одного сорта ячменя.

1896
Лилия Скала
американская актриса (родом из Австрии).

 (550x699, 77Kb)
1897
Александр Фролович Анисимов
Лётчик-испытатель. Родился в деревне Взъезды ныне Шимского (или Солецкого) района Новгородской области. В 1912 окончил четырёхклассное городское училище в Новгороде. Работал шофёром-механиком. В армии с 1914. В 1915 окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде. Участник первой мировой войны: в феврале 1915-октябре 1916 – моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. Участник Октябрьской революции 1917. В РККА с 1918. Участник гражданской войны: в мае 1918-1919 – старший авиамоторист 5-го Социалистического авиаотряда (Восточный фронт), воевал с белочехами; в 1919-ноябре 1920 – авиамоторист 1-го Петроградского авиаотряда, воевал против Юденича и белополяков. В 1922 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1923 – Качинскую ВАШЛ и Московскую высшую авиашколу, в 1924 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С июля 1928 по 1933 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (с июня 1931 – командир отряда). Участвовал в испытаниях И-4, И-5 и других самолётов. Участвовал в первом полёте (3.12.1931) и испытаниях «Звена-1» (на истребителе И-4). Самый близкий друг В.П.Чкалова, ас пилотажа. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. С 1933 – лётчик-испытатель Остехбюро П.И.Гроховского. Провёл ряд сбросов различных объектов с ТБ-1, испытания автопилота АВП-3 конструкции Тимофеева-Лусисса. Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полёта на самолёте И-5. Анисимов на самолете И-5 демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей. В этот день Анисимов должен был завершить работу с кинооператорами… «Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом. Чкалов хотел, было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием закричал: - Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома. Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз. Чкалов бежал, ничего не видя, кроме И-5, падающего вверх колесами. - Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя, кричал Валерий. Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.» «Чкалов рассказывал, что когда погиб знаменитый летчик Анисимов, он подошел к месту гибели, взял в руки мозги друга, понюхал и сказал: «вчера не пил» и пошел прочь.» Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение. После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции. Жил в Москве.

 (468x699, 79Kb)
1899
Семён Моисеевич Кривошеин
командир 1-го Красноградского механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии генерал-лейтенант танковых войск. Родился в городе Воронеже в семье кустаря. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил 7 классов гимназии. В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны. В 1926 году окончил курсы командного состава, в 1931 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе. С 1931 года - начальник штаба 7-го механизированного полка. С июня 1933 года - помощник начальника 1-го отделения Управления моторизации и механизации РККА. С мая 1934 года - командир 6-го механизированного полка. В 1936 - 1937 годах участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов, командовал танковыми частями. С июня 1937 года - командир 14-й механизированной бригады, с 1938 года командовал 29-й танковой бригадой. Участник боев с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году. Участник освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию в 1939 году, на завершающем этапе которого, 22 сентября 1939 года комбриг Кривошеин С.М. вместе с немецким генералом Г.Гудерианом принимали парад советских и германских войск в белорусском городе Бресте... В 1939-1940 годах участвовал в советско-финляндской «зимней» войне. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кривошеину С.М. присвоено воинское звание «генерал-майор». С 1940 года командовал 15-й механизированной, а затем 3-й танковой дивизиями. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Центральном, Калининском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, Висло-Одерской, Берлинской операциях. Командовал 3-м, преобразованным 23 октября 1943 года в 8-й гвардейский, механизированным корпусом. 21 августа 1943 года генерал-майору Кривошеину С.М. присвоено воинское звание «генерал-лейтенант танковых войск». С 10 февраля 1944 года и до конца войны генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С.М. - командир 1-го Красноградского механизированного корпуса, части которого отличились при форсировании реки Щара, освобождении городов Слоним, Брест (Белоруссия). Но особо - в Берлинской операции и в уличных боях в столице гитлеровской Германии – городе Берлине. За умелое командование корпусом и личное мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года гвардии генерал-лейтенанту танковых войск Кривошеину Семёну Моисеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5869). После войны отважный комкор занимал командные должности в войсках, был на преподавательской работе, руководил кафедрой в Военной академии имени М.В.Фрунзе. В 1952 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1953 года генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С.М. - в запасе, а затем в отставке. Скончался 16 сентября 1978 года. Похоронен в городе-герое Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-3). Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Удостоен звания «Почётный гражданин города Бреста». Именем Героя назван теплоход Министерства речного флота, улицы в городах Воронеже и Бресте. В Бресте на доме № 3, по улице, носящей имя С.М.Кривошеина, в память о нём установлена мемориальная доска. Сочинения: Сквозь бури. Москва, 1959;
Междубурье. 2-е дополненное издание. Воронеж, 1968; Чонгарцы. Москва, 1975.

 (515x699, 43Kb)
1899
Владимир Николаевич Яхонтов
русский актер, мастер художественного слова. Родился в Седльце (Польша) в семье контролера акцизного управления. Учился в Дворянском институте имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде. В 1918 поступил во 2-ю Студию МХТ, спустя год перешел к Е.Б.Вахтангову в 3-ю Студию. В 1924–1926 – актер Театра имени Мейерхольда. Сыграв роль барона Файервари в спектакле Учитель Бубус А.Файко, навсегда ушел из театра. Встреча с Е.Е.Поповой в 1921 определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссером и художником моноспектаклей, соавтором литературно-сценических программ. Еще в 1922 Яхонтов выступал на эстраде с чтением стихов А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.В.Маяковского. В 1924 исполнил первую художественную композицию На смерть Ленина. Композиция Яхонтова состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединенных логикой единого замысла. Композиции стали особой формой осмысления современности. В 1927 с режиссерами Поповой, С.Владимирским, музыкантами М.Цветаевым и Е.Лойтером создал эстрадный театр одного актера «Современник», который просуществовал до 1935. В репертуаре Яхонтова были исторические композиции Война (1929), Цусима (1934), а также хроники современной жизни Торжественное обещание (1929), Новые плоды (1935). Артист создал ряд программ по произведениям русской классической литературы: композиции Санкт-Петербург (Шинель Н.В.Гоголя, Белые ночи Ф.М.Достоевского, Медный всадник, фрагменты из Евгения Онегина и стихи Пушкина, 1927); Да, водевиль есть вещь (Домик в Коломне Пушкина, Коляска Гоголя, Тамбовская казначейша М.Лермонтова, 1929); Евгений Онегин Пушкина (1930); Горе от ума А.С.Грибоедова (1932); Настасья Филипповна (по роману Ф.М.Достоевского Идиот, 1933), Болдинская осень (1937). Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского Человек, Война и мир, Облако в штанах, Люблю, Про это на эстраде. В 1931 артист выступил с композицией Вечера Маяковского. «Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определили своеобразие исполнительского стиля Яхонтова» (Е.Дубнова). На Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 Яхонтову была присуждена первая премия. В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико-эпические композиции За Родину (1941), Россия грозная (1942) и др. Фрагменты из произведений Б.Горбатова, В.Гроссмана, О.Берггольц, проза Л.Толстого, стихи Пушкина в сочетании с музыкой И.-С.Баха, Л. ван Бетховена, Ф.Листа, С.Рахманинова, Д.Шостаковича составили композицию Тост за жизнь (1944). Умер в Москве 16 июля 1945 года. В звуковой коллекции Гостелерадиофонда сохранились записи литературных произведений У.Шекспира, А.Пушкина, А.Грибоедова, Л.Толстого, С.Есенина, А.Одоевского, М.Горького, К.Симонова в исполнении выдающегося чтеца, (среди них есть малоизвестные и редкие записи 1930–1940-х гг.). Собрание радиофонда располагает записями радиопередач о жизни и творческом мастерстве В.Яхонтова. Наибольший интерес представляют авторские радиопрограммы: Н.Крымовой «Артисты на все времена» и И.Колобродова «В.Н.Яхонтов. Творческий портрет», в которых рассказывается о судьбе актера, о чуде «яхонтовского чтения». О пушкинском театре В.Яхонтова, о его трактовке образов Моцарта и Сальери. О создании женских образов в моноспектаклях. О работах в спектаклях: «Горе уму» (постановка В.Мейерхольда), «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери». В передачи включены отрывки из произведений А.Пушкина, С.Есенина, В.Маяковского в исполнении В.Яхонтова. Материал о выдающемся актере В.Н.Яхонтове содержится в звукозаписях документального фонда. В их числе выступления мастера устного рассказа И.Л.Андроникова, сотрудника Государственного литературного музея Л.А.Шилова, старшего инструктора архивного отдела Мосгорисполкома Э.Зиновенко. И.Л.Андроников вспоминал о программах выступлений В.Яхонтова, о созданном им театре одного актера «Современник», о манере художественного чтения артиста, умевшего расставлять смысловые акценты в произведении, придавая авторскому тексту индивидуальную выразительность. В другой записи И.Л.Андроников рассказывал о работе В.Н.Яхонтова и И.С.Козловского над образом Юродивого из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Л.А.Шилов говорил о литературной композиции В.Яхонтова «Тост за жизнь». Э.Зиновенко привел факт из биографии артиста: в 1944 году по просьбе В.Н.Яхонтова на его личные средства, переданные в Фонд обороны, был построен танк «Владимир Маяковский», а сам актер выступил 11 сентября 1944 года на Кировском заводе Ленинграда на торжественном митинге, посвященном выпуску этой боевой машины. Танк «Владимир Маяковский» прошел боевой путь от Варшавы до Берлина.

1900
Иона Вакели (настоящая фамилия - Иона Лукич Мегрелидзе)
грузинский советский поэт и драматург. Родился в селе Ваке. Литературную деятельность начал после Октябрьской революции, в 1920 году. В первый период своего творчества Иона Вакели — во власти революционной романтики. Как выходцу из крестьянской среды Вакели очень близки и темы деревни (поэма «Насакирали» (1925), посвящённая событиям революции 1905 года). Его поэзия насыщена ритмом фабрик и заводов и выражает идею мощи пролетарского коллективного труда. Фетишизируя шум и грохот машин и отражая тематику революционной борьбы и строительства, Вакели вначале почти не затрагивал насущных вопросов быта и духовной культуры пролетария. К трезвому реализму и конкретным запросам пролетарской жизни Вакели пришёл в 30-х годах, стремясь соответственным методом художественного воздействия организовать психику рабочей массы. В комедии «Апракуне Чимчимели» (1934), пьесах «Зависть» (1937) и «Сталь» (1951) Вакели разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых, целеустремлённых советских людей, их борьбу за построение новой жизни. В отношении формы Вакели многим обязан классикам грузинской литературы XIX века, в частности Ильи Чавчавадзе (поэма «Мецисквиле»). Автор исторических пьес «Шамиль» (1935), «Георгий Саакадзе» (1939) и «Царица Тамара» (1948). Пьесы Вакели ставились в театрах имени Марджанишвили, имени Руставели, имени Грибоедова (Тбилиси). Библиография: Шаравандеди, Тифлис, 1923; Европа, Тифлис, 1925; Насакирали, Тифлис, 1926. Литература: Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б. История грузинской литературы. Тбилиси, 1958.

 (464x699, 47Kb)
1900
Всеволод Маврикиевич Клечковский
советский агрохимик. Академик ВАСХНИЛ (с 1956 г.) Родился в Москве. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А.Тимирязева (1929 г.). С 1930 г. работал там же (с 1955 г. –заведующий кафедрой агрохимии, профессор). Основное направление исследований — применение метода меченых атомов в агрохимии. Одним из первых организовал широкие исследования питания растений с применением радиоактивных изотопов. Создал ряд приборов для этой цели. Изучил поведение продуктов деления тяжелых ядер (изотопов стронция, иттрия, циркония) в почвах. Также внес вклад в физико-математическое обоснование явления периодичности. В частности, ввёл (1951 г.) представления о (n + l)-областях электронных состояний в атомах и сформулировал (n + l)-правило формирования электронных конфигураций атомов по мере роста заряда ядра (правило Клечковского). Разрабатывал вопросы агрохимии и радиоэкологии, в частности исследовал роль радиоактивных выпадений в агрохимии и миграцию радионуклидов по биологическим пищевым цепям. Его работы по изотопной агрохимии были представлены на 1-й и 2-й Женевских конференциях по мирному использованию атомной энергии; на конференциях ЮНЕСКО по использованию изотопов и излучений в научных исследования. Лауреат Сталинской премии (1952). Умер 2 мая 1972 года.

1902
Семен Иосифович Деревянский
Режиссер. Родился в Юзовке, Донецкой области. Окончил Коммерческое училище. В 1926-1927 занимался на актерском отделении мастерской «фэксов» под руководством Г. Козинцева и И. Трауберга. Работал ассистентом и вторым режиссером у М. Калатозова, Е. Дзигана. Скончался 17 июля 1981 года.

 (488x698, 53Kb)
1903
Иван Дмитриевич Голубев
командир орудия 340-го стрелкового полка (46-я стрелковая дивизия, 2-я ударная армия, 2-й Белорусский фронт) младший сержант – на момент последнего представления к награждению орденом Славы. Родился в деревне Засеки ныне Струго-Красненского района Псковской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. Был рабочим железнодорожной станции Вересть. В 1924-1925 года проходил действительную службу в Красной Армии. В 1939 году был вновь призван в армию, участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Перед войной жил на хуторе Ломы того же района, работал в Псковском лесхозе. С началом Великой Отечественной войны пришел в военкомат, но его не мобилизовали по семейным обстоятельствам: шестеро детей. А через несколько дней пришли немцы. Оставшись на оккупированной территории, пытался связаться с партизанами, но неудачно. Хутор гитлеровцы сожгли, Голубева несколько раз отправляли в трудовые лагеря, но всякий раз он бежал. Последний раз остался в лесу, построил несколько землянок, где скрывался сам и жители сожженного хутора. В марте 1944 года, после освобождение родных мест советскими войсками, добровольцем ушел в Красную Армию. Был зачислен в 340-й стрелковый полк 46-й Сиверской стрелковой дивизии наводчиком орудия. После принятия пополнения дивизия с апреля участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке. Во время прорыва обороны противника и в боях за город Выборг расчет, в котором наводчиком был красноармеец Голубев, продвигался в боевых порядках пехоты. Артиллеристы поддерживали огнем стрелковые подразделения. Наводчик Голубев точным огнем уничтожил дзот, несколько пулеметных точек, два орудия. Уже после освобождения города, при отражении контратаки противника, прямым попаданием снаряда орудие было разбито, а расчет погиб. Голубев, был контуженный и засыпан землей, с трудом выбрался на свежий воздух. На другой день принял новое орудие. В сентябре 1944 года, после выхода Финляндии из войны, дивизия была переброшена на Ленинградский фронт. Ефрейтор Голубев в составе своего полка участвовал в боях за освобождение родной Псковской земли, Эстонии. Форсировал Чудское озеро, в боях на захваченном плацдарме уничтожил несколько пулеметных точек, закопанный в землю танк. За храбрость, проявленную при форсировании Чудского озера награжден медалью «За отвагу». 19 сентября 1944 года в районе села Аиду (Вильяндиский район, Эстония) ефрейтор Голубев вместе с расчетом артиллерийским огнем разбил вражеское противотанковое орудие, 3 огневые точки, разрушил 4 дота. Приказом по 46-й стрелковой дивизии от 5 октября 1944 года за храбрость, проявленную в боях за освобождение Эстонии ефрейтор Голубев Иван Дмитриевич награжден орденом Славы 3-й степени (№224546). В дальнейшем освобождал город Пярну, в боях на польской земле уничтожил несколько танков. Стал командиром расчета. При отражении одной из контратак его «сорокопятка» была разбита прямым попаданием снаряда. Получив новую 57-мм пушку, догнал полк, шедший к Данцигу. 14 января 1945 года при прорыве обороны противника севернее города Пултуск (Польша) своевременно выявил огневые точки, уничтожил штурмовое орудие и 2 крупнокалиберных пулемета. Был представлен к награждению орденом Славы. С 1 по 28 января 1945 года расчет младшего сержанта Голубева осуществлял огневое сопровождение наступающих стрелковых подразделений на висленском плацдарме в районе населенного пункта Мариенбург (город Мальборк) и у населенного пункта Грабау (13 км южнее город Прёйсиш-Старгард, ныне Старогард-Гданьски, Польша). Был вновь представлен к награждению орденом Славы. Приказом от 27 февраля 1945 года за храбрость, проявленную в боях младший сержант Голубев Иван Дмитриевич награжден орденом Славы 2-й степени (№27626). Приказом от 25 марта 1945 года за храбрость, проявленную в боях младший сержант Голубев Иван Дмитриевич награжден орденом Славы 2-й степени повторно. Вскоре после Победы старший сержант Голубев был демобилизован. Будучи награжденным тремя орденами Славы, он не являлся полным кавалером этого ордена. Вернулся на родину, снова стал работать в лесхозе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года в порядке перенаграждения Голубев Иван Дмитриевич награжден орденом Славы 1-й степени (№ 2310). Стал полным кавалером ордена Славы. Жил в деревне Углы Струго-Красненского района Псковской области. Последнее время работал путевым рабочим на Октябрьской железной дороге. Скончался 15 января 1980 года. Награжден орденами Славы 3-х степеней, медалями .

1903
Адель Кутуй (настоящее имя - А.Д.Кутуев)
татарский писатель. Автор пьес, рассказов; повестей о судьбе татарской женщины «Неотосланные письма» (1936).

1903
Тудор Чортя
румынский композитор, заслуженный деятель искусств Румынии (1964). Профессор Бухарестской консерватории. Вице-президент СК Румынии. Среди сочинений: пассакальи и токката (1957), концерт (1958), октет, струнные квартеты, сонаты, сюиты, песни и др. Государственная премия Румынии (1962).

1903
Аркадий Исаакович Ярхо
российский антрополог. Окончил физико-математический факультет МГУ (1923). Работал в Государственном музее антропологии МГУ, заведующим расовым отделом (профессор с 1932). Основные труды по проблемам расоведения и морфологии человека (принципы расового анализа, выяснение качеств, особенностей расы у человека и процесса расообразования, исследование метисации разных антропологических типов, антропологии народов Алтая, разработке единой методики антропометрических исследований).

1904
Нэнси Митфорд
британская аристократка, автор полуавтобиографических произведений «Поиски любви" (The Pursuit of Love, 1945) и «Любовь на холоде» (Love in a Cold Climate, 1949), редактор и соавтор «Положение обязывает» (Noblesse Oblige, 1956), где поясняется различие между поведением высшего и других классов. Одна из шести дочерей британского аристократа, лорда Ридсдейла. Ее сестры: Диана (р. 1910), вышедшая замуж за Освальда Мосли; Юнити (1914-1948), ставшая поклонницей Гитлера и Джессика (р. 1917), автор автобиографических работ «Достопочтенные и бунтари» (Hons and Rebels, 1960) и «Американский способ смерти» (The American Way of Death, 1963).

1904
Вячеслав Иванович Щелоков
российский композитор и трубач-педагог. Профессор консерватории в Свердловске. Автор произведений для трубы (концерты, поэмы и др.), симфонических поэм и др.

1905
Вадим Александрович Трапезников
российский ученый в области автоматического управления и электромашиностроения, академик Российской Академии Наук, Герой Социалистического Труда. Лауреат Сталинской премии СССР (1951). Умер в 1994 году.

 (479x699, 51Kb)
1906
Александр Николаевич Евдокимов
заместитель командира батальона по политической части 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской Новобугской стрелковой дивизии, 4-го гвардейского стрелкового корпуса 8-й гвардейской армии, 1-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Родился в деревне Лужки Ковровского уезда, ныне не существует, на территории Камешковского района Владимирской области в семье рабочего. Русский. Окончил здесь 4 класса начальной школы. В начале 1920-х годов с семьей переехал в город Собинку, в 1925 году окончил школу фабрично-заводского ученичества. В 1930 году окончил Владимирский энергомеханический техникум. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Был направлен в город Шую Ивановской области на завод имени М.В.Фрунзе, где работал начальником отдела. Три года заочно учился в Промышленной академии имени Кагановича в Москве, после закрытия академии вернулся на завод. В феврале 1942 года был призван в Красную Армию. Окончил Ивановское военно-политическое училище. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1942 года. Был заместителем командира роты по политчасти, парторгом батальона. Воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Почти весь боевой путь прошел в составе 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской Новобугской стрелковой дивизии. Гвардии лейтенант Евдокимов отличился в боях при форсировании рек Западный Буг, Висла. 20 июля 1944 года, находясь в боевых порядках батальона, успешно форсировал реку Западный Буг в районе западнее города Любомль (Волынская область, Украина). В боях за удержание и расширение плацдарма участвовал в отражении многочисленных атак противника, личным примером увлекая бойцов на выполнение боевой задачи. 1 августа 1944 года при форсировании реки Висла лодка, на которой старшим был лейтенант Евдокимов, одной из первых пристала к вражескому берегу. Гвардейцы с ходу вступили в бой. Евдокимов, увлекая за собой бойцов, одним из первых ворвался в траншею противника. В рукопашной схватке замполит лично уничтожил шесть гитлеровцев. В ходе ожесточенных боев за удержание плацдарма гвардейцы отразили несколько контратак противника. Когда во время атаки был убит пулеметчик, замполит заменил его и огнем отразил натиск гитлеровцев. На третий день боев выбыл из строя командир батальона и Евдокимов встал на его место. Под его командованием бойцы не только отбили несколько контратака гитлеровцев с применением танков и самоходных орудий, но и расширили плацдарм. На 9-й день пребывания на плацдарме Евдокимов был ранен осколками мины в грудь. Один осколок попал в левый желудочек сердца. Врачи не решились на операцию, не надеялись на благоприятный исход. Могучий организм поборол смерть, а осколок так и остался в сердце на всю жизнь. Офицер не только выжил, но даже вернулся в строй и продолжал громить фашистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, инициативу и умелое управление боевыми действиями подразделения в период форсирования Вислы гвардии лейтенанту Евдокимову Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6848). В составе 66-го гвардейского механизированного полка 20-й гвардейской механизированной дивизии капитан Евдокимов принимал участие в форсировании Одера и в штурме Берлина... Вот что писал о тех боях в своих воспоминаниях маршал Чуйков: «В борьбе за Горбатый мост отличился парторг полка капитан Александр Николаевич Евдокимов. Пули будто не брали его. В числе первых он перебежал через мост, а затем дважды возвращался обратно, увлекая за собой воинов полка». После Победы, в 1946 году, капитан Евдокимов уволен в запас. Приехал в город Шую, два года работал на заводе имени Фрунзе, с которого ушел на фронт. В 1949 году окончил Ивановскую областную партшколу. С этого времени жил в областном центре - городе Иваново. До пенсии работал на заводе «Ивтекмаш» начальником сборочного цеха, экспериментального цеха, затем - начальником бюро технического контроля этого цеха. Скончался 10 ноября 1990 года. Похоронен на Богородском (сельском) кладбище города Иваново. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды (20 декабря 1943), медалями.
 (699x518, 95Kb)
В мае 2009 года в Иваново на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.
 (485x699, 147Kb)
Его имя увековечено на мемориальной доске выпускникам и преподавателям Ивановского военно-политического училища, открытой в мае 2010 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку