-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 111970
Комментариев: 6804
Написано: 120445


29 августа родились...

Суббота, 29 Августа 2009 г. 00:19 + в цитатник
 (513x699, 141Kb)
1868
Михаил Николаевич Покровский
русский историк, деятель революционного движения и коммунистической партии. Родился в Москве, в семье помощника управляющего Московской складочной таможни. Уже во 2-й Московской гимназии проявил интерес к занятиям историей. В 1887 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, по окончании которого в 1891 получил диплом первой степени и был оставлен «для приготовления к профессорскому званию» сразу при двух кафедрах – русской и всеобщей истории. Занимался в семинариях П.Г.Виноградова и В.О.Ключевского. Ко времени пребывания в университете относится начало литературной деятельности Покровского: журнал «Русская мысль» опубликовал его рецензии на новые книги по отечественной и зарубежной истории. До 1895 Покровский, по собственному выражению, был «совершенно академическим человеком»: заведовал семинарской библиотекой в университете, читал лекции на Московских педагогических курсах, готовился к защите магистерской (кандидатской) диссертации, которую так и не защитил. Защите помешало то обстоятельство, что Покровский все активнее начал интересоваться политикой. Покровский сотрудничал с «легальными марксистами», возглавлявшейся П.Н.Милюковым Комиссией по организации домашнего чтения, организацией «Союз освобождения». Накануне Первой русской революции ученый сблизился с социал-демократами А.А.Богдановым, А.В.Луначарским, И.И.Скворцовым-Степановым, группировавшимися вокруг журнала «Правда». В этом журнале были опубликованы работы Покровского, свидетельствовавшие, как он впоследствии писал, о его отказе «от демократических иллюзий и увлечения экономическим материализмом». Среди них – статья-рецензия Идеализм и законы истории: Риккерт Генрих. Границы естественно-научного образования понятий (1904); критическая рецензия на первую часть Курса русской истории своего университетского руководителя В.О.Ключевского, неодобрительно встреченная бывшими учителями и сокурсниками; статья Земский собор и парламент (1905). Первую русскую революция Покровский встретил восторженно, в апреле 1905 вступил в РСДРП. Активно печатался в большевистской прессе, выступал на митингах и собраниях. Был избран членом Московского комитета РСДРП, одним из руководителей лекторской группы МК, стал фактическим редактором большевистской газеты «Борьба». В дни декабрьского восстания в Москве вместе со своим университетским товарищем Н.А.Рожковым Покровский участвовал в вооруженной борьбе. После разгрома восстания Покровский скрылся от полиции в Финляндию, затем эмигрировал во Францию. Первоначально ученый поддерживал политическую линию Ленина. На 5-м съезде РСДРП в 1907 был избран в состав редакции газеты «Пролетарий» и в Большевистский центр. Затем сблизился с А.А.Богдановым и другими участниками группы «Вперед», выступавшими против политики лидера большевиков. Но и с ними Покровский разорвал, объявив себя «внефракционным социал-демократом». В 1913 примкнул к группе Л.Д.Троцкого. После начала Первой мировой войны выступал «за превращение войны между народами в войну против буржуазии». Годы эмиграции – наиболее плодотворные в научном творчестве ученого. Именно тогда он создал два крупнейших своих произведения – 5-томную Русскую историю с древнейших времен (1910–1913) и Очерк истории русской культуры (ч. I, 1914). После свержения самодержавия в августе 1917 Покровский вернулся в Россию, восстановил свое членство в большевистской партии. В дни Октябрьского вооруженного восстания редактировал «Известия Московского Совета рабочих депутатов», был комиссаром Московского военно-революционного комитета по иностранным делам. 14 ноября пленум Моссовета избрал его своим председателем. В декабре 1917 – январе 1918 Покровский участвовал в составе русской делегации в мирных переговорах с Германией и ее союзниками в Брест-Литовске. Занимал «левокоммунистические позиции» – выступал за «революционную войну», против подписания германских мирных условий. Когда мир был подписан, Покровский воспринял его как нечто «морально ужасное до невероятных пределов». В мае 1918 Покровский был назначен членом правительства, заместителем наркома просвещения РСФСР. Этот пост ученый занимал до конца жизни, совмещая его с руководящей работой в качестве председателя президиума Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, ректора Института красной профессуры, председателя Общества историков-марксистов, заведующего Центрархивом. С его именем связаны крупнейшие мероприятия по реорганизации высшей школы на коммунистических началах, по отстранению от преподавания старой профессуры, созданию привилегированных условий для приема рабочей молодежи, установлению в общественных науках монопольной гегемонии коммунистической идеологии. При его активном участии были проведены национализация и централизация архивных, библиотечных и музейных фондов, подготовлены и реализованы декреты о введении новой орфографии, охране памятников искусства и старины, ликвидации безграмотности и т.д. Административная и научно-организационная работа в последний период жизни отнимали у Покровского много времени и сил. К тому же он серьезно заболел: в 1928 у него обнаружили рак. Его труды последних лет жизни – Русская история в самом сжатом очерке (1920), Борьба классов и русская историческая литература (1923), Очерки русского революционного движения (1924), Царская Россия и война (1924), Внешняя политика России в ХХ в. (1926), сборники статей Империалистическая война (1928), Октябрьская революция (1929) – это в большинстве популярные учебные курсы и критические обзоры литературы. В этих трудах Покровский высказал немало как интересных и глубоких, так и противоречивых, спорных и неверных суждений о прошлом. В их числе – преувеличенно высокая оценка роли торгового капитала в истории России. В разгоревшейся в начале 1920-х годов внутрипартийной борьбе Покровский сделал ставку на Сталина, выступив на его стороне в дискуссии на исторические темы с Троцким. Покровский всегда – даже если это в душе претило ему – неукоснительно выполнял социальные заказы нового вождя. Надо громить беспартийных ученых из Академии наук, выступать против правых оппортунистов или развенчать какой-либо уклон в науке – Покровский принимался за дело. Своих многочисленных учеников Покровский воспитывал в духе воинствующего большевизма, беспрекословного исполнения партийных директив, использования исторических знаний в борьбе с политическими противниками, прямого подчинения исторических исследований задачам укрепления господствующего режима, монопольного положения в науке одного направления, негативного отношения к опыту предшественников и оппонентов. Известное высказывание Покровского – «история есть политика, опрокинутая в прошлое» – стало руководством к действию для целого поколения историков-марксистов. Умер Покровский в Москве 10 апреля 1932 года. Спустя месяц после его смерти большевистский историк С.А.Пионтковский записал в своем дневнике: «С Покровским отошли в прошлое интереснейшие страницы из истории русской интеллигенции. Как большевик из профессорской среды Покровский принес в партию две вещи: неуклонное презрение и ненависть к профессуре, великолепное знание этой научной среды, отсутствие всякого фетишизма перед ней и прекрасное знание науки. Это был человек с большими способностями, остроумный и парадоксальный. В личной жизни я знал его начиная с 1920 г.: это был самодур и рабовладелец. Он не уважал людей и страшно ценил то политическое положение, которое имел. За него он держался зубами и в кровь грызся за увеличение и укрепление своего положения». После кончины Покровского отдельные его взгляды, в первую очередь отрицание каких-либо достижений у дореволюционной власти и нигилизм в оценке национальных традиций, разделявшиеся многими из его учеников, вступили в противоречие с задачами укрепившегося партийного режима. В новой внутренней и международной обстановке Сталину полезен был опыт старой имперской государственности, нужна была советская государственно-патриотическая концепция истории, объяснявшая и оправдывавшая его безраздельную политическую власть. Поэтому по инициативе вождя во второй половине 1930-х годов в СССР были развернуты беспрецедентная по масштабам кампания критики покойного ученого и его трудов, а также кампания по написанию новых исторических учебников. Эти кампании сопровождались массовыми репрессиями и уничтожением ученых-историков.

1870
Андрей Анатольевич Бочвар
советский ученый-металловед, основатель московской школы металловедения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, дважды Герой Социалистического Труда (1949, 1953).Его имя носит ФГУП «ВНИИ неорганических материалов (ВНИИНМ)». Умер в 1947 году.

1871
Альбер Лебрен
французский государственный и политический деятель, президент Франции (1932-1940).

1873
Александр Иванович Орлов
советский дирижер, народный артист РСФСР.

 (423x698, 83Kb)
1874
Эйльхард Альфред Митчерлих (Эйльхард Альфред Мичерлих; Eilhard Mitscherlich)
немецкий агрохимик и физиолог растений, член Германской Академии Наук в Берлине (с 1947) и академии сельскохозяйственных наук ГДР (с 1951). Родился в Берлине. Окончил Кильский университет (1901). Профессор Кенигсбергского (с 1906) и Берлинского (с 1950) университетов, в 1949-1956 - директор Института повышения урожайности растений Германской Академии Наук в Паулиненауэ. Основные направления научных исследований - проблемы минерального питания растений и почвоведения. Изучал гигроскопичность почв и теплоту их сжигания как показатель содержания гумуса. Занимался вопросами физиологии растений, в частности определением потребностей растений, в частности определением потребностей растений в удобрениях. Сформулировал закон эффективности факторов роста, способствующих повышению урожайности сельскохозяйственных культур. Разработал метод выращивания растений в вегетационных сосудах (сосуды Митчерлиха). Широко использовал математические методы в биологии. Национальная премия ГДР (1949).

 (700x634, 112Kb)
1876
Чарльз Франклин Кеттеринг (Charles Franklin Kettering)
американский инженер и изобретатель. Родился близ Лаудонвилла (штат Огайо). Учился в сельской начальной школе, в средней школе Лаудонвилла. В 1904 окончил университет штата Огайо, получив диплом инженера-электрика. В том же году получил место инженера в фирме «Нэшнл кэш реджистер», затем был назначен директором отдела изобретений. В 1909 основал собственную компанию по разработке электрических узлов для автомобилей. Создал систему аккумуляторного зажигания, электрический стартер, электрогенератор для ферм. Во время Первой мировой войны Кеттеринг руководил группой инженеров, которая работала над созданием управляемых снарядов, получил первый высокооктановый синтетический бензин. В 1916 компания Кеттеринга вошла в состав корпорации «Юнайтед моторс», позже преобразованной в «Дженерал моторс». Здесь Кеттеринг руководил исследовательским отделом, а с 1920 по 1947 был вице-президентом и членом совета директоров корпорации. В числе разработок и изобретений, сделанных в эти годы с его участием, – тетраэтилсвинец (что дало возможность получить высокооктановые бензины и создать двигатели с высокой компрессией); стойкие, быстровысыхающие краски для автомобилей; нетоксичные и негорючие хладагенты без запаха; приспособления для уменьшения вибрации двигателя. В 1927 Кеттеринг организовал фонд своего имени, целью которого была поддержка системы образования, а также исследований и новых разработок. При поддержке Кеттеринга был создан Институт исследований рака. Кеттеринг занимал посты директора Национального института патентной экспертизы и Национального совета изобретателей, председателя Национального географического общества и президента Фонда Т.Эдисона. Умер Кеттеринг в Дейтоне (штат Огайо) 25 ноября 1958 года.

1876
Мечислав Ян Михалович
польский педиатр, государственный и общественный деятель, член-корреспондент Польской академии медицинских наук (1947), член Польской академии знаний (1947-1951), Польской Академии Наук (1957). В 1901 г. окончил петербургскую Военно-медицинскую академию. С 1920 г. - профессор, руководитель детской клиники Варшавского университета (в 1930-1931 гг. - ректор университета). В 1935-1938 гг. - сенатор. Основные работы по проблемам детских инфекций, а также туберкулёза. В годы фашистской оккупации был заключён в тюрьму Павяк (Варшава), затем в концлагерь Грос-Розен. С 1945 г. - председатель Славянского комитета, с 1947 г. - почётный его председатель. С 1948 г. - член Главного комитета по изучению немецко-фашистских преступлений. Почётный доктор Краковской медицинской академии, почётный член многих зарубежных педиатрических обществ. Соавтор 3-томного учебника педиатрии (1937-1939).

1878
Александр Андреевич Свечин
российский военный историк и теоретик, комдив (1935). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1897) и Академию Генштаба (1903). Участвовал в русско-японской войне 1904-1905. В 1905-1914 служил в Главном и Генеральном штабах. Во время 1-й мировой войны 1914-1918 офицер для поручений при начальнике штаба верховного главнокомандующего, командовал полком (1915-17), дивизией (1917), с июля 1917 начальник штаба 5-й армии, с сентября 1917 начальник штаба Северного фронта. С ноября 1918 профессор Академии Генштаба РККА (ныне Военная академия имени М.В.Фрунзе). В 1918-1921 одновременно председатель Военно-исторической комиссии по исследованию опыта войны 1914-1918. Автор многих трудов по военной истории, тактике и стратегии, в которых с материалистических позиций обобщил опыт войн вплоть до начала 20 в. Он определял военное искусство как науку о закономерностях развития военного дела и ставил его эволюцию в зависимость от экономических и социально-политических процессов. В приёмах и методах исследования являлся последователем Х.Дельбрюка. Его труды, отличаясь обилием фактического материала, широтой постановки вопросов и глубиной анализа, сохраняют значение до настоящего времени. Репрессирован и расстрелян 29 июля 1938 года. Ценность наследия Свечина по-настоящему не осознана и в наши дни.

1879
Александр Александрович Вермишев (псевдонимы - Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка) и др.)
русский советский драматург, поэт, журналист. Член РКП(б) с 1903. В 1904-1906 подвергался арестам, а затем был выслан на Кавказ (в Тифлис). В 1908 написал свою первую пьесу "За правдой", посвящённую событиям 9 января 1905, призывавшую к революции. Пьеса была запрещена, а Вермишев привлечён к суду. Вермишев учился в Петербургском и Юрьевском (Тартуском, окончил в 1910) университетах. В 1910-1915 написал ряд пьес ("Гонцы", "Банкроты", "Лихацкая любовь" и др.). Выступал как театральный критик. В последующие годы целиком отдаётся революционной работе, выполняя различные задания партии. В 1918 написал пьесу "Праздник сатаны". В 1919 - своё лучшее произведение - пьесу "Красная правда", показывающую процесс осознания беднейшим крестьянством своих классовых интересов. Пьеса ставилась во фронтовых студиях Пролеткульта, в 1-м революционном рабочем героическом Театре в Петрограде (под название "Красные и белые"), в Красноармейском Театре при Спасских казармах в Москве, в Театрах Пензы, Саратова, Елизаветграда, Ростова, а также во фронтовых агиттеатрах, в первых самодеятельных кружках городских народный домов, сельских клубов, изб-читален. В 1919 Вермишев был послан на Южный фронт политическим комиссаром и корреспондентом РОСТА. 31 августа 1919 при защите г. Ельца от набега мамонтовских банд был захвачен белыми и зверски замучен.

1880
Marie-Louise Meilleuer
была жива еще в 117 лет.

1881
Эдвин Кальстениус
шведский композитор.

1881
Valery Nicolas Larbaud
французский писатель и переводчик (Enfantines).

1882
Никола Радойчич
сербский историк-медиевист, член Сербской Академии Наук (1939). Учился в университетах Граца, Вены и Загреба у К.Иречека, М.Мурко и др. В 1906 г. защитил докторскую диссертацию в Загребском университете. В 1908-1920 гг. — учитель гимназии в Сремски-Карловци (Воеводина). Член-эксперт сербской делегации на Парижской мирной конференции (1919-1920). В 1920-1941 гг. — профессор Люблянского университета. С 1945 г. сотрудничал в Институте истории Сербской Академии Наук и других научных учреждениях Югославии. Основные труды — по византиноведению, славянской истории и филологии, истории сербской культуры, православной церкви.

1884
Ehm Welk
писатель.

1884
Антуан Лакассань
французский радиолог, член Национальной академии медицины (1948), Академии естественно-математических наук (1949) и Академии хирургии (1950), доктор медицины (1913). Окончил медицинский факультет Лионского университета (1902). Директор лаборатории Института радио Парижского университета (1937-195) и одновременно профессор экспериментальной радиологии в Коллеж де Франс (с 1941). Основные труды посвящены проблеме возникновения злокачественных опухолей при воздействии на организм различных физико-химических факторов (эстрогенные гормоны, канцерогенные химические вещества, ионизирующие излучения и др.). Изучал канцерогенное действие ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, а-, 3- и -/-излучений. Совместно с П.Эмиль-Вейлем дал анализ возникновения пернициозной анемии и миелоидной лейкемии у людей, работающих с радиоактивными веществами (1925). Многие работы посвящены изучению биологического действия ионизирующих излучений. Иностранный член Академии Медицинских Наук СССР (1962).

 (516x699, 129Kb)
1890
Вильгельм Георгиевич Кнорин (настоящая фамилия - Кнориньш)
советский государственный и партийный деятель, публицист, доктор исторических наук (1935). Член Коммунистической партии с 1910. Родился в Лигатне, ныне Цесисского района Латвийской ССР, в крестьянской семье. Был рабочим. Окончил учительскую семинарию. В революционном движении с 1905. Сотрудничал в социал-демократических газетах в Петербурге, Риге и Лиспае. После Февральской революции 1917 участвовал в организации Минского совета рабочих и солдатских депутатов и создании большевистских организаций на Западном фронте. С мая 1917 секретарь Минского совета, член редколлегии большевистских газет "Звезда", "Молот". В период Октябрьской революции 1917 член ВРК Западной области и фронта. В 1918-1922 на руководящей партийной и советской работе в Смоленске, Минске, Вильнюсе. В 1922-1925 заместитель заведующего учраспредотделом и заведующий информационным отделом ЦК ВКП (б), затем заведующий агитпропотделом МК ВКП (б). В 1926-27 заведующий агитпропотделом ЦК партии. В 1927-1928 секретарь ЦК КП (б) Белоруссии. Делегат 5-7-го конгрессов Коминтерна; избирался кандидатом в члены ИККИ. В 1928-1935 работал в Исполкоме Коминтерна. С 1932 директор историко-партийного института красной профессуры. В 1932-1934 член редколлегии газеты "Правда", в 1934-1937 член редколлегии журнала "Большевик". С 1935 заместитель заведующего агитпропотделом ЦК ВКП (б). Делегат 8-17-го съездов партии: на 14-м съезде партии избирался членом Центральной ревизионной комиссии, на 15-17-м - членом ЦК ВКП (б). Автор ряда работ по истории партии и многих литературно-критических статей. В июне 1937 исключен из партии, а в сентябре арестован. 22 января 1938 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 29 июля 1938 года. В 1955 реабилитирован и восстановлен в партии.

1890
Вилем Лауфбергер
чехословацкий физиолог, член Чехословацкой Академии Наук (с 1952 г.), ее вице-президент (1952-1961). Родился в Турнове. Профессор физиологии Карлова университета, руководитель Лаборатории графической диагностики Чехословацкой Академии Наук в Праге (1952-1961). Основные научные работы посвящены изучению действия биологически активных веществ на физиологические функции. Усовершенствовал методику вектокардиографии, предложил метод спациокардиографии. В результате изучения микроструктуры клетки создал теорию клеточной решетки. Впервые доказал, что кормление аксолотлей тканью щитовидной железы ускоряет метаморфоз и превращение в амблистомы (1912). Открыл и выделил ферритин в кристаллической форме. Выяснил механизмы влияния инсулина на организм. Изучал активность центральной нервной системы, предложил теорию памяти, основанную на явлении циркуляции возбуждения. Считал, что механизмы деятельности центральной нервной системы могут быть поняты с позиции моделирования. Государственная премия Чехословакии (1954). Премия имени Я.Пуркине Чехословацкого медицинского общества (1974).

1891
Александр Александрович Касьянов
советский композитор, педагог, народный артист СССР, профессор Горьковской консерватории. Автор опер «Степан Разин», «Фома Гордеев», «Ермак», кантаты «Валерий Чкалов». Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1976)

 (562x699, 158Kb)
1891
Михаил Александрович Чехов
русский актер театра и кино, педагог. Родился в Петербурге, племянник А.П.Чехова (сын брата писателя, Александра Павловича). В очень раннем возрасте проявил разносторонние дарования. В письме к М.П.Чеховой А.П.Чехов в 1895 писал: «Я думаю, что из него выйдет талантливый человек». В 1907 М.А.Чехов поступил в Театральную школу имени А.С.Суворина при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. Из заключения Художественного совета школы: «При больших врожденных способностях оказал весьма большие успехи в комических и характерных ролях». После окончания был принят в труппу Суворинского театра, где с сентября 1911 по апрель 1912 сыграл множество ролей. 26 апреля 1912 Чехов встретился с К.С.Станиславским, читал ему монологи Федора из Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого и Мармеладова из Преступления и наказания по Ф.М.Достоевскому, 16 июня был зачислен в штат сотрудников филиального отделения Московского Художественного театра и вскоре введен Станиславским на роль Васьки в Нахлебнике И.С.Тургенева. В августе того же года в прессе появились объявления об открытии студии при Художественном театре. 15 января 1913 1-я Студия МХТ показала свой первый спектакль Гибель «Надежды» Г.Хейерманса. Жизнь молодого артиста делится между сценой Художественного театра, где он занят, в основном, в народных сценах, и работой в Студии под руководством Л.Сулержицкого и Евг.Вахтангова. В это же время Чехов увлекся кинематографом – в 1913 на экраны вышел кинофильм Трехсотлетие царствования дома Романовых, где он сыграл Михаила Федоровича Романова. В студии играл слугу Фрибэ в Празднике мира Г.Гауптмана, в Художественном театре – Епиходова в Вишневом саде А.П.Чехова. В 1914 тайно обвенчался с племянницей О.Л.Книппер-Чеховой, О.К.Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер. В сезоне 1914–1915 Станиславский продолжал занимать Чехова, как и большинство молодых артистов, в народных сценах, оттачивая на их возрастающем мастерстве свою «систему». В 1915 Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в Хирургии и Калеб в Сверчке на печи по Ч.Диккенсу), в спектакле студии Потоп Ю.Бергера виртуозно, по признанию коллег и критиков, сыграл Фрезера. В 1916 Станиславский начал репетиции Чайки, где Чехову предполагалась роль Треплева. Репетиции шли, Чехов был нездоров, его физическое состояние усугублялось депрессией. В мае 1917 он ушел с репетиции и в письме к Станиславскому объяснил это вспышкой нервной болезни, «которой страдаю уже два с половиной года». В сентябре репетиции возобновились, но состояние здоровья Чехова не стало лучше, он развелся с женой, увлекся философией. На его тяжелое душевное состояние сильно повлияло самоубийство двоюродного брата, В.И.Чехова. Для него стало невозможным воплотить финал Чайки – самоубийство Треплева. В январе 1918 он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. По свидетельству одной из его сотрудниц, впоследствии режиссера М.О.Кнебель, «он… выздоровел только благодаря работе с нами… Занятия в студии были в основном посвящены элементам системы, поискам творческого самочувствия в этюдах, то есть первому разделу системы Станиславского». В 1919 студию посетил Станиславский и был удовлетворен результатами работы своего ученика. В июне 1918 Чехов женился на К.К.Зиллер, начал работать над теоретическими статьями. В 1919 в журнале «Горн» появились работы Чехова О системе Станиславского и Работа актера над собой. В 1920 Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии имени Ф.И.Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в Двенадцатой ночи У.Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в Ревизоре Н.В.Гоголя и Эрика в Эрике XIV А.Стриндберга (постановка Вахтангова, премьера 29 марта 1922, которая, по свидетельству критиков, произвела ошеломляющее впечатление в первую очередь игрой Чехова). В апреле начались генеральные репетиции Ревизора, один из ведущих мастеров театра, В.Лужский, записывал в дневнике: «…громадный успех, такой, какого не видел еще ни один актер на сцене МХАТ». В октябре состоялась премьера, в рецензии отмечалось: «Быть может, в первый раз за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история Ревизора на русской сцене, явлен наконец-то тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь» («Вестник театра»). Знакомство тогда же с А.Белым на заседании Вольной философской ассоциации (Белый читал доклад о Преступлении и наказании) оказало сильное влияние на последующую жизнь и творчество Чехова, именно через Белого была глубоко воспринята артистом антропософия Р.Штейнера. В 1922, после смерти Вахтангова, Студия совершила большую гастрольную поездку со спектаклями Двенадцатая ночь, Эрик XIV, Сверчок на печи: Рига, Таллин, затем Германия (где Чехов встретился с первой женой), Прага, Брно (здесь в газете «Лидовы новины» К.Чапек публикует статью Чехов, в которой пишет: «Его игра не поддается описанию, даже если бы я окончательно изгрыз свой карандаш, мне все равно не удалось бы выразить словами ни одного из нетерпеливых, стремительных, резких движений его аристократической руки»). По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. 28 января 1923 торжественно праздновалось ее 10-летие, отмечались артисты, проработавшие в ней со дня основания. Чехов получил 1000 рублей золотом на лечение за границей, лето провел в Германии, а с начала сезона репетировал Гамлета. К этому времени он начинает особенно активно внедрять в репетиционный процесс некоторые из своих упражнений со студийцами. По свидетельству актрисы М.Дурасовой, в репетициях Гамлета использовалось очень помогавшее актерам упражнение с мячами (перебрасывание друг другу мячей в определенном ритме и с определенной эмоцией заменяло произносимые реплики – жест предшествовал слову). В апреле 1924 Белый читал в доме Чехова Петербург и вел беседу о пьесе с артистами («Чехов меня увлек, писал роль сенатора для него; он как-то сумел воодушевить меня сценой; и теперь в будущем мечтаю писать драмы», – писал он в письме к Р.В.Иванову-Разумнику). В августе 1-я Студия МХТ была переименована в МХАТ 2-ой, 17 ноября состоялась публичная генеральная репетиция Гамлета. По окончании спектакля А.В.Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных академических театров. Хотя работа Чехова в шекспировской трагедии не была единодушно оценена (Станиславский считал, что «вместо подлинной трагедийности у него истеричность», Белый же отмечал: «Сегодня я впервые понял шекспировского Гамлета; и этот сдвиг понимания во мне произошел через Вас»). Известно, что дважды посетил спектакль признанный в мире Гамлет – А.Моисси. В январе 1925 начались репетиции Петербурга, параллельно режиссер А.Д.Дикий выпустил Блоху по Н.С.Лескову без участия Чехова. Сохранилось свидетельство М.Ф.Андреевой в письме к М.Горькому по этому поводу: «…хороший, веселый спектакль без дураков и фокусов, но – пролетарская публика предпочитает Гамлета с Мишей Чеховым». В ноябре состоялась премьера Петербурга, спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому спектакль не понравился. В 1926 в театре обозначились первые признаки конфликта: Л.А.Волков подал в правление МХАТа 2-го заявление о необходимости включить в репертуар пьесу Волки и овцы А.Н.Островского, требуя «в случае отрицательного решения указать подробную мотивировку». Через несколько дней группа актеров обратилась к Чехову с письмом, предлагая «располагать всеми силами нашей творческой воли, рассчитывать на всемерную нашу полную с Вами солидарность… И.Берсенев, А.Чебан, Н.Рахманов, С.Бирман, А.Благонравов, В.Татаринов, В.Готовцев (и еще 16 подписей)». Атмосфера в театре становилась тяжелой, конфликт разбирался на уровне Главреперткома, на стороне Чехова и части труппы выступил Луначарский, но достаточно сторонников было и у инициаторов раскола Дикого и Волкова. В 1927 Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал Дело А.В.Сухово-Кобылина (где Чехов сыграет одну из великих своих ролей, Муромского, высоко оцененного В.Э.Мейерхольдом, Книппер-Чеховой, В.О.Массалитиновой, многими своими коллегами и критиками). 21 марта 25 ведущих артистов подали коллективное заявление Чехову о том, что они покинут театр, если группа Дикого не будет удалена, 30 апреля Чехов получает заявление уже от 35 актеров, не желающих работать с Диким. В связи с положением в театре Чехов был вынужден отказаться от предложения Станиславского совершить с труппой МХАТа поездку в Америку. В мае он вновь получил коллективное заявление уже с 68-ю подписями и известил Дикого и его группу (8 человек) о том, что в новом сезоне контракт с ними продлен не будет. По предложению Наркомпроса, Чехов заменил коллегиальное управление театра единоличным (замдиректора по финансово-административной части – Берсенев, по художественно-постановочной – Б.М.Сушкевич). В 1927 вышел фильм с Чеховым Человек из ресторана (режиссёр Я.А.Протазанов) по повести И.С.Шмелева (при множестве ролей в немых отечественных фильмах эта роль актера считается самой серьезной), в январе 1928 получила широкий резонанс книга Чехова Путь актера. З.Н.Райх писала автору: «Я пьяна Вашей книжкой....В ней, коротенькой, я почувствовала длинную, замечательную жизнь. Вас замечательного…». Недовольства в театре нарастали, монолитной группы уже не было. В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало. В мае, после премьеры Фрола Севастьянова, Чехов просит разрешить ему двухмесячное пребывание за границей для лечения. Из Германии он отправил письмо коллективу («Меня может увлекать и побуждать к творчеству только идея нового театра в целом, идея нового театрального искусства») и обратился в Главискусство с просьбой о предоставлении годового заграничного отпуска. В октябре 1928 в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с М.Рейнгардтом и начал сниматься в фильме Тройка. В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля Артисты Г.Уоттерса и А.Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова. В Германии Чехов снялся в лентах Глупец из-за любви (1929, фильм имел огромный художественный и коммерческий успех), Призрак счастья (1930), играл в «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле Юзик по повести О.Дымова Певец своей печали (1929), роль русского князя в спектакле Феа Ф. фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами «Габимы» Двенадцатую ночь. «Их радость, ритм, цвет и общее очарование даже приводят в замешательство. Вот наконец шекспировская комедия!» – отзывался о спектакле Ш.О''Кейси. Французская газета «Последние новости» писала: «Начинание превзошло всякие ожидания. Германская печать после режиссерской работы М.А.Чехова заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба». В 1930 Чехов хлопотал о предоставления ему и группе актеров субсидии для организации театра в Чехословакии; получив отказ, переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В парижской газете появилось интервью с Чеховым, в котором он поведал о намерении организовать в Париже школу драматического искусства: через два-три месяца он надеялся показать первые спектакли – русские сказки, затем труппа перейдет к работе над мировой классикой. В 1931 в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли С.В.Рахманинов, Ф.Жемье, Рейнгардт, М.Моргенштерн, В.Н.Масютин. На пожертвования был заключен договор с Ш.Дюлленом об аренде помещения театра «Ателье». В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Ж.Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. Бонер и Моргенштерн субсидировали «Театр Чехова» в Париже. 1 июня на сцене театра «Ателье» игрался первый спектакль труппы Эрик XIV, в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам Дворец пробуждается (режиссер и исполнитель роли Ивана-царевича). Однако настоящего удовлетворения театр не приносил, и Чехов вступил в переговоры с директором Театра русской драмы в Риге о возможности своей работы там. 28 февраля 1932 он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого в Национальном театре. По приглашению А.Жилинского, бывшего соратника по МХАТ 2-му, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил Гамлета, Ревизора, Двенадцатую ночь. Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал Село Степанчиково по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами. В 1935 с «Театром Чехова» выехал на гастроли в Нью-Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театр-студию. В 1936–1938 студия в Дартингтон-холле работала много и успешно, но близость Европы и приближение войны заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку. В начале 1939 «Театр Чехова» обосновывается в Риджфилде, в 50 милях от Нью-Йорка, в 1940–1941 были подготовлены спектакли Двенадцатая ночь (новая, отличная от прежних редакция), Сверчок на печи, Король Лир Шекспира. В 1942, по воспоминаниям друга и помощника Чехова Г.Жданова, было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие». В 1944 на экраны вышли фильмы с участием Чехова Песнь о России (колхозник Степанов), В наше время (Леопольд), «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова Жизнь и встречи. В фильме Зачарованный (1945) он виртуозно сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента». В 1946 вышли фильмы Призрак розы (Поляков), Клянусь! (Петер), Ирландская роза Эбби (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где «в настоящий момент разрабатывается «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день), на русском языке вышла его книга О технике актера. В числе его учеников-голливудских актеров – Г.Пек, Мерилин Монро, Ю.Бриннер). Работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. С 1947 в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии А.Тамирова, снялся в фильме Техас, Бруклин и небеса (1948), в конце 1940-х – начале 1950-х годов работал над биографическими повестями о А.П.Чехове, Станиславском, Немировиче-Данченко (книги не были написаны). В 1952 вышли фильмы Приглашение (доктор Фрамм), Рапсодия (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга О технике актера. Умер Чехов в Беверли-Хиллс (штат Калифорния) 1 октября 1955 года, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде. Почти до середины 1980-х годов его имя на родине предавалось забвению, встречалось лишь в отдельных мемуарах (С.Г.Бирман, Кнебель, С.В.Гиацинтовой, Берсенева и др.). На Западе метод Чехова за эти годы приобрел значительное влияние на технику актерского мастерства, с 1992 регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.

1892
Карл Янович Бауман
советский партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1907. Родился в крестьянской семье. Партийную работу вёл в Лемзеле, Пскове, Киеве, Саратове. Окончил Киевский коммерческий институт. Участник Октябрьской революции 1917 в Киеве. С декабря 1920 секретарь Курского губкома РКП (б). С 1923 работал в аппарате ЦК РКП (б); в 1928 член Оргбюро и кандидат в член Секретариата ЦК ВКП (б), заведующий отделом ЦК партии по работе в деревне, 2-й секретарь МК ВКП (б). В 1929-30 секретарь ЦК и 1-й секретарь МК ВКП (б). В 1930 секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК ВКП (б), в 1931-34 первый секретарь Среднеазиатского бюро ЦК ВКП (б). С 1934 заведующий отделом науки, научно-технических открытий и изобретений ЦК ВКП (б). На 14-м (1925)-17-м (1934) съездах партии избирался членом ЦК ВКП (б). Избирался членом ЦИК СССР.

1892
Александр Владимирович Койре (настоящая фамилия - Койракский)
французский историк науки. Учился и Гёттингенском университете (1910-1911) и в Сорбонне (1911-1913). Окончил Практическую школу высших наук (1915) в Париже. В 1930-1934 гг. преподавал в Практической школе в Монпелье, в 1934-1938 гг. - в Каирском университете, в 1938-1954 гг. - в учебных заведениях Парижа, с 1955 г. работал в Принстонском институте перспективных исследований (США). Непременный секретарь Международной академии истории наук. Ему принадлежат важные исследования по истории научной революции ХVII в. Автор работ о творчестве Г.Галилея, И.Ньютона. Действительный член Международной академии истории наук. Международной академией истории наук учреждена медаль имени А.Койре, присуждаемая каждые четыре года за важнейшие достижения в области истории точных и естественных наук.

1894
Семен Ильич Богданов
командующий 2-й танковой армией 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант; командующий 2-й гвардейской танковой армией 1-го Белорусского фронта, генерал-полковник. Родился в городе Петербурге (ныне Санкт-Петербург) в семье рабочего. Русский. Участник 1-й мировой войны, прапорщик запасного полка. В Красной/Советской Армии с 1918 года. В Гражданскую войну командовал взводом, ротой, батальоном, участвовал в ликвидации антоновщины. После войны в 1923 году окончил Высшую военно-педагогическую школу, командовал подразделениями, с 1928 года - помощник командирa, а с 1930 года, по окончании Высших стрелково-тактических курсов, - командир стрелкового полка, затем командовал учебно-механизированным полком, механизированной и лёгкотанковой бригадами. В 1936 году окончил Академические курсы усовершенствования при Военной академии механизации и моторизации РККА. С марта 1941 года - командир танковой дивизии. В Великую Отечественную войну полковник Богданов С.И. продолжал командовать дивизией, в марте-мае 1942 года он - заместитель командующего 10-й армии по танковым войскам. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. С 19 мая 1942 года до 7 сентября 1942 года - командир 12-го танкового корпуса, в этот период, 21 июля 1942 года ему присвоено воинское звание "генерал-майор танковых войск". С 26 сентября 1942 года С.И. Богданов - командир 6-го механизированного корпуса, удостоенного 9 января 1943 года гвардейского звания и преобразованного в 5-й гвардейский механизированный корпус, которым он командует до 25 февраля 1943 года, после чего с 11 марта по 24 августа 1943 года - 9-м танковым корпусом. 7 июня 1943 года Богданов С.И. становится генерал-лейтенантом танковых войск. С сентября 1943 года генерал-лейтенантом танковых войск Богданов С.И. командующий 2-й танковой армией, преобразованной 20 ноября 1944 года во 2-ю гвардейскую танковую армию. Войска под командованием Богданова С.И. участвовали в боях на Западном, 1-м и 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, успешно сражались с врагом в битве под Москвой, в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Люблин-Брестской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, штурмовали Берлин. Действия 2-й танковой армии отличались высокой манёвренностью и стремительностью. За умелое руководство войсками танковой армии в боях при прорыве обороны противника на уманском направлении и проявленные при этом мужество и отвагу генерал-лейтенанту танковых войск Богданову Семёну Ильичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2545). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 года за образцовые действия войск 2-й гвардейской таковой армии под командованием гвардии генерал-полковника танковых войск Богданова Семёна Ильича по окружению и разгрому варшавской группировки противника, при форсировании pек Нетце (Нотець) и Одер и при выходе к побережью Балтийского моря, он награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 5658). В 1945 году С.И.Богданову присвоено воинское звание "маршал бронетанковых войск". С мая 1947 командующий бронетанковыми и механизированными войсками Группы советских оккупационных войск в Германии, с августа 1948 года - 1-й заместитель командующего, а с ноября - командующий бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии, затем в 1953-54 годах - командующий механизированной армией, в 1954-56 годах - начальник Военной академии бронетанковых войск. С 1956 года в отставке по болезни. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов. Умер в Москве 12 марта 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Награждён орденом Ленина, 4-я орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, медалями, а также иностранными орденами. Бюст дважды Героя Советского Союза С.И.Богданова установлен в городе-герое Ленинграде - Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы.

1894
Мануэль Наварро Луна
кубинский поэт. В первых сборниках "Выстраданные ритмы" (1919), "В глубинах сердца" (1920) преобладают интимно-лирические стихи. Перейдя на позиции так называемого авангардизма, издавал журнал "Орто". Опубликовал сборники стихов "Борозда" (1928), "Пульс и волна" (1932), поэму "Раненая земля" (1936). В 1944-1959 гг. опубликовал цикл стихов "Поэмы мамби", циклы "Так-то" (1949), "Десимы" (1949), сборник стихов "Оды мамбы" (1961). Автор цикла стихов "Оды милисьяно" (1961-1962).

1894
E Franklin Frazier
социолог.

1895
И.С.Лапоногов
пилот, один из создателей воздушного флота Украины и России;

1895
Гулам Мухаммад
пакистанский государственный деятель, финансист. Выдвинулся как чиновник британской колониальной администрации в Индии. В 1942-1945 гг. - министр финансов княжества Хайдарабад. До 1948 г. был связан с индийскими монополиями. В августе 1947 г. вошёл в первое правительство Пакистана (министр финансов и по делам экономики). В 1951-1955 гг. - генерал-губернатор Пакистана. Стремился к установлению в стране сильной центральной власти. Подготовил административное объединение Западного Пакистана. При нем Пакистан вступил в военные блоки - Багдадский пакт и СЕАТО. В своей политике опирался на пакистанскую крупную буржуазию, помещиков и бюрократию.

1895
Маркус Надлер (Marcus Nadler)
американский экономист. Работал экспертом в банках. В 1926-1927 гг. - сотрудник Федеральной резервной системы США. С 1927 г. - профессор теории финансов Нью-Йоркского университета. Один из родоначальников "народного капитализма" теории. Автор работ по теории кредита и денежного обращения. В своей трактовке денег близок к количественной теории. Признавал, что в условиях капитализма невозможно устранить циклические колебания производства, но ошибочно полагал, что их можно смягчить с помощью "правильной" кредитно денежной политики, рекомендовал введение кредитных ограничений в условиях, когда возникает опасность инфляции. Его концепция отражает интересы банковских монополий, опасающихся "чрезмерного" размаха инфляционных процессов.

1897
Виктор Буржуа
бельгийский архитектор. Основоположник функционализма в Бельгии. В "Современном городе" ("Сите-Модерн", 1922-1927) - посёлке близ Брюсселя - применил живописную, функционально обоснованную группировку типовых малоэтажных жилых домов простых выразительных форм в сочетании с общественными зданиями, участками для игр и отдыха. Построил почтамт в Брюсселе (1938), ратушу в Остенде (1954-1958) и др.

1897
Хельге Росвенге
Датский певец (тенор)

 (601x699, 85Kb)
1898
Престон Стерджес (Preston Sturges; настоящее имя – Эдмунд Престон Байден)
американский режиссер и сценарист. В 30-е гг. писал пьесы и сценарии. В 1940 г. начал работать как режиссер кино, поставив сатирическую комедию «Великий Мак Гинти». В его фильмах высмеивались: культ денег – «Рождество в июле» (1941), американские нравы и обычаи – «Повесть о Пальм-Бич» (1942), псевдопатриотизм – «Да здравствует герой-победитель» (1944). Его лучший фильм – «Странствия Салливена» (1941) – сатира на Голливуд и американское кино. В период маккартизма уехал из США во Францию, а затем в Англию, где поставил несколько незначительных фильмов.

1899
Эммануил Элисеевич Апхаидзе
грузинский советский актёр, народный артист Грузинской ССР (1943). Окончил Театральный институт в Тбилисси (1926). С 1917 года работал суфлером в Кутаисском театре, в 1921—1923 — актер Батумского, а 1923—1924 — Кутаисского театров, с 1924 — актер Театра.
1899
George Macready
америкаснкий актер (Martin Peyton-Peyton Place).

1900
Оскар Нитшке
немецкий архитектор. По его проекту построены здание Аlсоa и центр Помпиду.

1902
Петр Львович Бейтнер
армянский художник. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1963). В кино с 1926 г. Участвовал в постановках фильмов «Пышка» и «Петербургская ночь» (оба совместно с С.П.Воронковым), «Сын полка», «Тропою грома», «Пленники Барсова ущелья», «Лично известнее», «Чрезвычайное поручение» (совместно с В.Г.Подпомоговым). Умер 31 декабря 1967 года.

1902
Павел Иванович Коробов
российский металлург, сын И.Г.Коробова. В 1916-1922 гг. – рабочий Макеевского металлургического завода. В 1928 г. окончил Московскую горную академию. В 1928-1935 гг. работал сменным инженером, начальником доменных цехов металлургических заводов: Енакиевского, имени Г.И.Петровского (Днепропетровск) и Магнитогорского металлургического комбината. В 1936 г. – главный инженер, в 1937-1939 гг. – директор Магнитогорского комбината. С 1939 г. – заместитель наркома, позднее заместитель министра черной металлургии СССР. С 1955 г. – первый заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике. В 1943 г. за заслуги на посту заместителя наркома в обеспечении в годы войны металлом высокого качества заводов, изготовлявших военную продукцию, удостоен звания Героя Социалистического Труда.

1903
Святослав Александрович Беляев
российский оператор. С 1923 г. работал на Петроградской фабрике "Севзапкино" помощником, затем ассистентом у кинооператора Ф.Вериго-Доровского. Участник Великой Отечественной войны. Погиб 22 февраля 1942 года на Ленинградском фронте.

1903
Ernst Kreuder
писатель.

1903
Андрей Андреевич Файт
русский актер ("Волшебная лампа Алладина" (магрибский колдун), "Броненосец Потемкин", "Королевство кривых зеркал", "Бриллиантовая рука", "Бегство мистера Мак-Кинли"). Один из самых известных острохарактерных артистов советского кино, Андрей Андреевич Файт родился в благополучной семье, которая помогла ему получить достаточное образование. После окончания гимназии Файт поступил в Институт инженеров Красного воздушного флота, но после двух лет учёбы почувствовал полное отвращение к точным наукам.

1904
Вильгельм Нидерланд
немецко-американский психоаналитик, исследователь синдрома оставшегося в живых. Как еврей, он был вынужден бежать из нацистской Германии, был интернирован в Англии, перебивался случайной практикой, пока не оказался в США. После войны он изучал поведение и психику бывших узников концлагерей, а также переживших природные и прочие катастрофы, и в 1961 году первым описал синдром оставшегося в живых, который определил как чувство самообвинения и проявляющийся бессонницей, кошмарами, личностными нарушениями, хронической депрессией, нарушениями памяти и развитием психосоматических заболеваний. Другой интересовавшей его областью человеческой деятельности было исследование психологии побудительных причин первооткрывателей, которые он называл «темными корнями творческого потенциала».

1904
Леонард Рот
английский математик. Работал во многих городах Италии (Риме, Милане, Турине, Генуе, Вероне). Основные труды относятся к теории чисел. Опубликовал 95 работ, в том числе 2 книги.

1904
Вернер Форсман
немецкий хирург и уролог. В 1928 г. окончил медицинский факультет университета Фридриха Вильгельма в Берлине. С 1956 г. — профессор хирургии и урологии университета имени Гутенберга (Майнц); с 1964 г. — почетный профессор Медицинской академии в Дюссельдорфе и профессор университета там же (до 1970). В 1929 г. разработал способ катетеризации сердца, испытал его на себе, проведя зонд через локтевую вену в правое предсердие. В 1931 г. применил этот способ для ангиокардиографии. Нобелевская премия (1956, совместно с А.Курнаном и Д.Ричардсом). Умер в 1976 году.

1905
Lan Adomian
композитор.

 (528x699, 138Kb)
1905
Андрей Николаевич Белозерский
советский биохимик, академик и вице-президент Академии Наук СССР. Один из основоположников молекулярной биологии. Родился в Ташкенте. В 1921 году в 16 лет поступил на физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Там же, под руководством известного биолога А.В.Благовещенского, им была выполнена первая научная работа. После окончания аспирантуры в 1930 году был приглашен на работу в Московский государственный университет, на создаваемую в тот момент кафедру биохимии растений. В 1938 году ему без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата наук, а в 1943 он защитил докторскую диссертацию. Предсказал в 1957 году, совместно со А.Спириным, существование информационной (матричной) РНК, что вскоре было подтверждено опытами зарубежных коллег. Заложил основы эволюционной геносистематики. Открыл ДНК в конском каштане (1936) и доказал единство материала растительных и животных клеток. Белозерским были основаны лаборатория антибиотиков (впоследствии лаборатория биохимии микроорганизмов) в Институте биохимии имени А.Н.Баха Академии Наук СССР (1946), кафедра вирусологии на биолого-почвенном факультете МГУ (1964), проблемная межфакультетская лаборатория биоорганической химии МГУ (1965), которая в 1991 году стала Институтом физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского. Он является одним из создателей Института белка Академии Наук СССР в городе Пущино (1968). Умер 31 декабря 1972 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

1905
Лев Овалов (настоящее имя - Лев Сергеевич Шаповалов)
российский писатель («Рассказы майора Пронина», 1941). На третий день войны автор был арестован как «враг народа» и вышел на свободу лишь через восемь лет, чтобы в 1957 г. выпустить новый сборник «Приключения майора Пронина». Написал много романов и повестей, но обессмертил его имя доблестный майор. Умер в 1997 году.

1905
Сергей Владимирович Серенсен
российский и украинский ученый, теоретик машиностроения, академик Академии Наук Украинской ССР (1939). Один из основателей советской школы конструкционной прочности. Работал в Институте строительной механики Академии Наук Украинской ССР, в ЦИАМ. Сталинская премия СССР (1949). Умер в 1997 году.

 (478x699, 107Kb)
1905
Джек Тигарден (Jack Teagarden)
американский тромбонист и вокалист. Один из величайших исполнителей традиционного джаза. Родом из голландско-индейской семьи. Сначала учился играть на фортепиано, с семи лет начал осваивать тромбон. В 1922 г. уже руководил оркестром в Канзас-Сити. В 1927 г. приехал в Нью-Йорк и сделал первые записи как тромбонист и вокалист с группой Эдди Кондона (самая известная запись – «Makin` Friends»). В 1928-1933 гг. работал в оркестре Бена Поллака, записывал пластинки с Рэдом Николзом, Бенни Гудменом, Фэтсом Уоллером, Джо Венути и др. (в том числе с Луи Армстронгом записал в 1929 г. хит «Knockin` A Jug»). В 1934-1938 гг. играл в оркестре Пола Уайтмена, регулярные радиопрограммы которые принесли ему славу тромбониста. Известно, что Джонни Мерсер, писавший программы для Уайтмена, в каждой композиции предусматривал соло для тромбона. В 40-е гг. неоднократно собирал собственные составы, но коммерческого успеха не добился. Стал национальной знаменитостью, войдя в 1947-1951 гг. в группу Луи Армстронга и снявшись с Бингом Кросби в кинофильме «Рождение блюза» (1951). После этого смог собрать и удержать собственный секстет, с которым в 1956 г. гастролировал по поручению Госдепартамента США в странах Ближнего Востока. Выступил с Армстронгом на фестивале в Ньюпорте в 1958 г. (фильм «Джаз в летний день»). Как вокалист записал несколько хитов – «I`m Coming Virginia», «Aunt Hagar`s Blues», «The Sheik Of Araby», «Stars Fell On Alabama», «Basin Street Blues».

1905
Martinus A.Jansen
епископ Роттердама (1956-70).

1906
Иван Константинович Белодед
советский языковед, академик Академии Наук СССР. Автор трудов по вопросам общего и славянского языкознания, социолингвистики. Лауреат Государственной премии СССР (1983; посмертно)

1906
Lurene Tuttle
актриса (Father of Bride, Julia).

1907
Joseph Wechsberg
австралийско-американский писатель (Looking For a Bluebird).

1907
Людмила Сергеевна Глазова
российская актриса. Родилась в Ижевске. В 1930 г. окончила киношколу имени Б.Чайковского в Москве. В 1931-1936 гг. – актриса киностудии «Союздетфильм», в 1942-1943 гг. – Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате, с 1944 г. (с перерывами) – Студии киноактера при «Ленфильме». Первая роль в кино – вожатая октябрят пионерка Тоня («Хочу быть летчицей», 1929). Играла лирические роли молодых героинь: Фелис («Четыре визита Самуэля Вульфа», 1934), конструктор Настя («Вратарь», 1936), озорная веселая Катюша Кутузова, штурман авиации («Небесный тихоход», 1946); сыграла также роль героини поэмы Пушкина («Руслан и Людмила», 1939).

1907
Юрий Всеволодович Келдыш (Георгий Всеволодович Келдыш)
российский музыковед, заслуженный деятель искусства РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1947). Сын В.М.Келдыша. В 1930 г. окончил научно-композиторский факультет Московской консерватории и с этого времени ведет в ней педагогическую работу (с 1948 г. – профессор). В 1950-1957 гг. возглавлял Научно-исследовательский институт театра и музыки в Ленинграде. В 1957-1960 гг. – редактор журнала «Советская музыка». С 1961 г. – заведующий сектором музыки Института истории искусств в Москве. Автор многих работ, в т. ч: «История русской музыки» (1947-1954), «Русская музыка ХVIII в.» (1965), «Критика и журналистика. Избранные статьи» (1963), исследований о творчестве М.П.Мусоргского, А.К.Глазунова, С.В.Рахманинова. Под его редакцией выходят многотомная «История музыки народов СССР» (1970-1973), «Музыкальная энциклопедия», серия публикаций «Памятники русского музыкального искусства» и др.

1907
Ялмар Клаусен
датский физиолог, член Датской академии технических наук (с 1965 г.). Родился в Орхусе (Ютландия). Окончил Кафедральную школу (1921 г.) и Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет в Копенгагене. В 1928—1931 г. работал в Исследовательской лаборатории по кормлению свиней, с 1931 г. — профессор животноводства в Королевском ветеринарном и сельскохозяйственном университете. В 1934—1952 г. — руководитель экспериментальной лаборатории свиноводства и коневодства Национального научно-исследовательского института. Основные научные работы посвящены вопросам кормления, разведения и содержания сельскохозяйственных животных. Ведущий ученый Дании в этой области. Разрабатывает теоретические основы протеинового и аминокислотного питания, нормированного кормления, оценки кормов и рационов, селекции свиней в направлении улучшения их беконных качеств, оценки различных систем содержания. Внес много нового в решение практических проблем беконного свиноводства. Его труды в области селекции и разведения сельскохозяйственных животных известны во многих странах мира. Иностранный член ВАСХНИЛ (с 1967 г.), член Шведской королевской академии сельского и лесного хозяйства (с 1961 г.).

1908
Абрам Ильич Винберг
советский юрист-криминалист, доктор юридических наук, профессор (1949), заслуженный деятель науки РСФСР (1967), Государственный советник юстиции 3-го класса (1960). Член КПСС с 1940. Основные работы в области криминалистики и уголовного процесса.

 (461x699, 23Kb)
1908
Робер (Жан Жорж) Мерль
французский писатель. Родился в Алжире. Сын офицера. Окончил литературный факультет в Париже. Участник 2-й мировой войны 1939-1945 гг. Три года провел в лагере для военнопленных. Выступил как литературовед («Оскар Уайльд», 1948). Переводчик на французский язык сочинения Дж.Уэбстера, Дж.Свифта, Э.Колдуэлла. В 1949 г. опубликовал роман «Week-end a Zuydcoote», посвященный высадке союзников в Нормандии. Гонкуровская премия за 1949 г. (русский перевод под названием «Уик-энд на берегу океана», 1969). Проблема насилия, отношения к войне, личной ответственности человека за все происходящее в обществе ставится в романах «Смерть – мое ремесло» (1953), «Остров» (1962), в пьесе «Сизиф и смерть» (1950); от пацифизма и абстрактного гуманизма он приходит к пониманию необходимости революционного насилия. В жанре документальной прозы написана книга «Монкада. Первая битва Фиделя Кастро» (1965). В романе «За стеклом» (1970) описан час за часом день 22 марта 1968 г. в Нантском университете. Среди других произведений писателя: «Разумное животное» (1967), «За стеклом» (1970), «Мальвиль» (1972), «Охраняемые мужчины» (1974), «Мадрапур» (1976), «Для нас заря не займется» (1986) и серия романов о Франции XVI в. Умер 28 марта 2004 года. В основе большинства романов Мерля лежит, как правило, оригинальный мысленный эксперимент, из-за чего критики иногда называют их «романами идей». Осуществить этот эксперимент писателю нередко помогает фантастика. К примеру, в «Разумном животном» он допускает наличие разума у дельфинов, а в «Мальвиле» изображает мир после ядерной катастрофы.
Но было бы несправедливо говорить о Мерле только как о фантасте. Удостоенный Гонкуровской премии роман «Уик-энд на берегу океана» основан на впечатлениях писателя, в годы Второй мировой войны оказавшегося в лагере для военнопленных. Другой известный антивоенный роман Мерля — «Смерть — моё ремесло» — недавно переиздан для подростков «Школьной роман-газетой».

1909
В.М.Грибов
Конструктор. С 1934 г. он работал в КБ завода № 212 (впоследствии ЦНИИ "Электроприбор"). С 1945 по 1977 гг. был директором ЦНИИ "Электроприбор" и генеральным директором ЛНПО "Азимут", головным институтом в составе которого был ЦНИИ "Электроприбор". Под его руководством отдел главного конструктора завода "Электроприбор" превратился в крупный научно-исследовательский институт, была создана мощная производственная и испытательная база, в том числе уникальный научно-производственный комплекс по производству новых типов гироскопов. Руководил разработкой новых образцов приборов, систем и комплексов для различных типов кораблей и судов. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, ковалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Красной Звезды.

1909
Francis Henry Smith
библиотекарь.

1909
Петр Петрович Старостин
младший из знаменитой четверки братьев-спортсменов, спортивная карьера которого была прервана тяжелой травмой колена. Член КПСС с 1956. В 30-е гг. выступал в составе московской команды «Спартак». Награжден орденом «Знак Почёта».

1910
Хосе Мария Гидо
аргентинский государственный и политический деятель, президент Аргентины (1962-1963).

1910
Robert Pindela-Duque
композитор.

1910
Андрей Владимирович Римский-Корсаков
российский акустик. Доктор физико-математических наук. Внук Н.А.Римского-Кормакова. Работал в области музыкального инструментоведения, электромузыкальных инструментов.

1910
Борис Рафаилович Рубаненко
российский архитектор, народный архитектор СССР (1980), действительный член Академии Художеств СССР (1979). Работы в области массового жилищного строительства: планировка и застройка жилого района Тропарево в Москве (1961-1964), новой части Тольятти (1967-1972), Набережные Челны (1969). Государственная премия СССР (1973).

1911
Анри Ажель
французский историк и теоретик кино. Наиболее значительный труд – книга «Кино», в которой дан анализ выразительности средств киноискусства, рассказано об особенностях кинопроизводства. В книге «Эстетика кино» он анализирует деятельность С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Л.Муссинака, Л.Деллюка, Ж.Эпштейна, А.Ганса, Р.Клерка и др. Труды «Имеет ли кино душу?», «Кино и святость» отразили католические убеждения из автора, его склонность к морализированию. Его исторические и эстетические концепции крайне субъективны, он предвзято оценивает работы русских мастеров (в частности Пудовкина).

1911
Джон Чарнли
ученый-медик

1912
Коринна Бий
швейцарская франкоязычная писательница. Много путешествовала, проехала транссибирским экспрессом от Москвы до Хабаровска. Автор книги стихов «Весна» (1939), романов «Теода» (1944), «Венерин башмачок» (1952), «Гости из Москвы» (1977), сборников новелл «Крестьянские горести» (1953), «Слепой ребенок» (1954), «Сто коротких жестоких историй» (1973). Лауреат Гонкуровской премии (1975). Скончалась 24 октября 1979 года.

1913
Ян Экер
польский пианист и композитор. Автор фортепьянных произведений (в том числе 2 концертов), камерных ансамблей. Редактор полного собрания сочинений Ф.Шопена, публикуемого Польским музыкальным издательством.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку