![Maslov_Mihail_professor_of_Pediatrics (481x700, 259Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/955/122955609_Maslov_Mihail_professor_of_Pediatrics.jpg)
1885
Михаил Степанович Маслов
российский, советский педиатр, доктор медицины, профессор, действительный член Академии Медицинских Наук СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1935), генерал-майор медицинской службы, председатель общества детских врачей Ленинграда, один из основоположников советской педиатрической школы. Участник Первой мировой войны, житель блокадного Ленинграда. Родился в городе Нарве, в крестьянской семье Степана Устиновича Маслова и его жены Ольги Яковлевны. Начальное образование получил в двухклассной школе, где проявил на редкость высокие способности. После окончания школы, был по рекомендации учителя принят в Нарвскую гимназию с освобождением от платы за обучение. С 6-го класса подрабатывал частными уроками. Окончил гимназию в 1904 году с золотой медалью. В том же году поступил в Императорскую Военно-Медицинскую Академию, где учась на 3-4 курсах впервые увлекся исследовательской работой. На кафедре патологической анатомии по руководством профессора А.И.Моисеева изучал этапы развития аорты и лёгочной артерии у плодов. В 1910 г., с отличием окончив академию, Маслов получил право участия в конкурсе «для научного усовершенствования» на одной из её кафедр. Он выбрал кафедру детских болезней профессора А.Н.Шкарина. После успешной защиты 4 апреля 1913 г. диссертации «О биологическом значении фосфора для растущего организма» на степень доктора медицины, М.С.Маслов был на 2 года командирован за границу. Он успел ознакомиться с работой лучших детских больниц и клиник Берлина, Мюнхена, Цюриха, Вены. В столице Австрии особенно большое впечатление на Маслова произвела клиника К.Пирке. Там же у профессора О.Фюрта он изучал биохимию, одновременно прослушал курс лекций по рентгеновской диагностике и оториноларингологии. К сожалению, командировку пришлось прервать уже через 7 месяцев. Началась Первая мировая война. В августе 1914 г., всего через 2 дня после возвращения в Петроград, Маслов был назначен начальником госпиталя № 23 в Рыбинск. Город находился в глубоком тылу. Сюда в госпиталь доставлялись раненые с фронта, причём не только русские, но и пленные австрийские и немецкие солдаты и офицеры. В соответствии с требованиями Гаагской конвенции 1907 года раненные военнопленные в госпитале были окружены вниманием и заботой не меньшими, чем раненные солдаты российской армии. Помимо лечебной работы, которая в госпитале преимущественно носила хирургический характер, Маслов не прекращал научной деятельности. Он, например, исследовал реакцию белой крови при нагноениях, изучал ферментативную ценность женского молока в сопоставлении с молоком домашних животных. С установлением в Рыбинске 2 марта 1918 г. Советской власти, что совпало с подписанием правительством 3 марта Брестского мира, госпиталь был расформирован, и Маслов вернулся в Петроград. С 1918 г. он был восстановлен в должности ассистента кафедры детских болезней Военно-Медицинской Академии, которой по-прежнему руководил А.Н.Шкарин.
![МасловShkarin_Alexander_VMA (700x481, 367Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/955/122955614_MaslovShkarin_Alexander_VMA.jpg)
Ординарный профессор А Н.Шкарин проводит занятия со слушателями Военно-Медицинской Академии. 3-й слева - М.С.Маслов. 1910 г.
В июне 1920 г. после прочтения перед слушателями двух пробных лекций: «Сущность и патогенез детских диатезов» и «Разбор больного с ортостатической альбуминурией» М.С.Маслов был утвержден в звании приват-доцента. 1 августа 1920 г. произошла трагедия. Профессор А.Н.Шкарин, управлявший мотоциклом, попал в аварию. Он прожил еще несколько дней и умер 12 августа, успев высказать свою волю. Своим преемником на посту профессора, начальника кафедры детских болезней он видел М.С.Маслова. Выборы на должность профессора, начальника кафедры состоялись почти через год — 28 мая 1921 г. Из шести именитых претендентов большинством голосов воля профессора А.Н.Шкарин была удовлетворена, а через 3 дня Михаилу Степановичу исполнилось 36 лет. Начало деятельности М.С.Маслова в качестве профессора и руководителя кафедрой совпало с периодом окончания Гражданской войны, разрухой, голодом и массовым беспризорничеством среди детей. Результатом двух войн стал серьёзный кадровый дефицит, что заставило Маслова направить основные свои усилия на формирование коллектива кафедры. Одновременно он занялся совершенствованием детской клиники, которая к 1921 г. имела в наличии всего 27 коек. Клиника располагала собственными клинической и биохимической лабораториями, рентгеновским и физиотерапевтическими кабинетами, молочной кухней и детской консультацией. В 1925 г. при кафедре, в отдельном здании удалось открыть детские ясли, затем в 1929 г. пункт охраны материнства и младенчества (прообраз женской консультации совмещенной с консультацией для детей до 3-х лет). В дальнейшем был открыт детский сад. После капитального ремонта здания детской клиники Военно-Медицинской Академии, в 1938 году удалось увеличить число коек до 53-х, создав при этом боксовое отделение для заразных детей. В 1940 г. усилиями Маслова был открыт музей. Одновременно на кафедре М.С.Маслов развернул широкомасштабные научные исследования. Способствовали им тесные связи, которые удалось организовать с другими научными учреждениями. Так, по приглашению В.М.Бехтерева с 1923 по 1929 гг. Маслов руководил научной деятельностью младенческого отделения Психоневрологического института. С 1924 г. он являлся консультантом родильного дома имени В.Ф.Снегирева. Результаты научных исследований Маслова и его сотрудников уже в 1924 г. были обобщены в фундаментальной монографии «Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении». Вслед за этим, в 1926—1927 гг., было издано двухтомное руководство для врачей и студентов «Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний». Эти два классических труда не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Будучи членом Общества детских врачей Санкт-Петербурга (Ленинграда) ещё с дореволюционного времени, Маслов в 1923 г. впервые был избран его председателем. Он занимал этот пост до 1926 г., затем избирался повторно на периоды: 1929—1930 гг., 1934—1941 гг., а после войны с 1946 г. и до дня своей смерти в 1961 г. Тем самым на протяжении почти 40 лет педиатры Ленинграда признавали за Масловым его безусловное лидерство как врача и ученого. Несмотря на то, что кафедра детских болезней Военно-Медицинской Академии оказалась самой первой в России, она не была призвана готовить будущих врачей по специальности педиатрия. В те годы стать детским врачом можно было только в рамках послевузовского образования. Понимая всю необходимость подготовки врачей-педиатров уже в институте, М.С.Маслов стал одним из самых активных борцов за организацию специализированного педиатрического образования в СССР. Подобной практики в мире ещё не существовало. Начало было положено 7 января 1925 г. с открытием института Охраны материнства и младенчества имени Клары Цеткин. По началу это был научно-практический институт, где Маслов стал научным руководителем физиологического отделения, а с апреля того же года — заместителем директора по научно-исследовательской работе. С 1928 г. институт приобрел статус научно-исследовательского, что предусматривало организацию профессорских кафедр и доцентуры. С этого времени Маслов возглавил кафедру физиологии, гигиены и диететики раннего детского возраста, а с 1930 г. кафедру патологии детского возраста. В 1932 г. при институте была организована больница-медвуз, и в марте впервые появились студенты. В 1931 г. была ещё осуществлена параллельная попытка организации педиатрического факультета в Первом медицинском институте (1-й Ленинградский медицинский институт), но в конечном итоге всё сложилось иначе. 15 февраля 1935 г. научно-исследовательский институт Охраны материнства и младенчества был окончательно преобразован в первое в мире высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки детских врачей — Ленинградский педиатрический медицинский институт. Из 1-го Ленинградского медицинского института сюда были переведены отдельные педиатрические кафедры и студенты педиатрического факультета и уже в 1936 г. состоялся первый выпуск врачей-педиатров. На всех этапах становления педиатрического образования Маслов был едва ли не главной движущей силой этого процесса. Заглядывая вперед, он еще в 1933 г. издал «Краткий курс детских болезней» ставший первым учебником по педиатрии для будущих детских врачей. Под руководством Маслова заранее была разработана вся методика учебного процесса. Роль Маслова в организации педиатрического образования в СССР была отмечена присвоением ему в 1935 г. звания Заслуженный деятель науки РСФСР. Общим итогом всех преобразований стало то, что к концу 1930-х годов М.С.Маслов возглавлял 2 кафедры педиатрии в двух вузах: кафедру детских болезней Военно-Медицинской Академии и кафедру факультетской педиатрии (в которую в 1938 г. была преобразована кафедра патологии детского возраста) Ленинградского педиатрического медицинского института. Это позволило ему из числа сотрудников двух родственных кафедр по существу создать сплочённый коллектив, объединенный общей научной проблематикой. Большое число сотрудников и наличие разнообразных клинических баз позволяли М.С.Маслову широко маневрировать силами и средствами и добиться значительных успехов в разработке самых актуальных проблем педиатрии, но вмешалась Великая Отечественная война. С первых дней войны сотрудники кафедры детских болезней Военно-Медицинской Академии под руководством Маслова спешно разрабатывали вопросы противовоздушной и противохимической защиты детей. На эти темы читались лекции, проводились занятия. До тех пор, пока 8 сентября 1941 г. вокруг Ленинграда не замкнулось кольцо блокады, в городе шла массовая эвакуация промышленных предприятий. В плане эвакуации стояла и Военно-Медицинская Академия, однако очередь до неё дошла только к концу ноября, когда было открыто движение по ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Вместе с сотрудниками своей кафедры и оборудованием, уцелевшим после попадания 5 ноября в здание клиники снаряда, вынужден был отправиться в Самарканд и М.С.Маслов. Он намеревался ехать со своей женой Альмой Фёдоровной, но вначале января 1942 г. она скончалась от истощения. Кафедру факультетской педиатрии Ленинградского Педиатрического Медицинского Института, который в 1941 г. не планировалось эвакуировать, Михаил Степанович оставил на профессора Э.И.Фридмана. Прибыв в Самарканд, М.С.Маслов узнал о присвоении ему 1 февраля 1943 г. воинского звания генерал-майора медицинской службы.
Генерал-майор медицинской службы М.С.Маслов.
На новом месте, под руководством Михаила Степановича кафедра очень быстро возобновила учебный процесс со слушателями академии. Она расположилась на территории Республиканской больницы, которая была базой Самаркандского медицинского института. В связи с требованиями военного времени сроки обучения в Военно-Медицинской Академии были сокращены. В 1943 г. в течение некоторого времени слушателям вообще не преподавалась педиатрия. Тем не менее сотрудники кафедры активно занимались лечебной и научной работой. Михаил Степанович постоянно консультировал больных, неоднократно выступал с лекциями перед врачами, занимался исследовательской работой. Всего за годы эвакуации сотрудниками кафедры было выполнено около 40 научных работ. Сам Маслов закончил начатое ещё в мирное время исследование белкового и жирового обмена при нефритах и гепатитах. Вместе с Н.А.Шалковым он приступил к разработке методов функциональной диагностики внешнего дыхания у детей. Большое внимание вместе с сотрудниками Маслов уделил изучению туберкулезной инфекции, весьма распространенной в Узбекистане. Наконец здесь, в Самарканде в 1943 г. Михаил Степанович начал работу над одной из самых важных своих монографий «Диагноз и прогноз детских заболеваний». В конце января 1944 г. пришло известие о полном снятии блокады Ленинграда, и уже в июне Военно-медицинская академия, а вместе с нею и кафедра детских болезней во главе с Масловым стали собираться в обратный путь. Ленинград встретил Михаила Степановича развалинами домов, скудным продовольственным пайком и энтузиазмом своих жителей. Второй раз в жизни он столкнулся с послевоенной разрухой и необходимостью всё начинать почти сначала. Но как и после Гражданской войны, все понимали, что самое страшной уже позади, надо восстанавливать город и строить нормальную мирную жизнь. От артиллерийских обстрелов сильно пострадал педиатрический институт, который тем не менее продолжал работать все 900 блокадный дней. Клиника же детских болезней Военно-Медицинской Академии на Боткинской ул. была полностью выведена из строя. Весь коллектив кафедры, прибывший из Самарканда, принялся за её скорейшее восстановление. Уже осенью 1944 г. клиника приняла первых пациентов. В Ленинградского Педиатрического Медицинского Института М.С.Маслов вернулся к руководству кафедрой факультетской педиатрии. Многих, очень многих сотрудников и кафедры и клиники он не досчитался. Самая мирная на войне профессия оказалась и самой уязвимой. Тем не менее, клиника постепенно пополнялась новым оборудованием, приходили новые сотрудники. Процесс обучения студентов и научная работа кафедр стали входить в нормальное русло. Именно в это время, в год победы над фашистской Германией заслуги М.С.Маслова перед советской педиатрической наукой были оценены по достоинству. В 1945 г. Михаил Степанович был избран действительным членом Академии Медицинских Наук СССР.
М.С.Маслов читает лекцию по факультетской педиатрии студентам Ленинградского Педиатрического Медицинского Института. Справа в очках - будущий профессор Н.П.Шабалов.
В послевоенные годы, как и прежде, М.С.Маслов занимался усовершенствованием педагогического процесса как на кафедре детских болезней ВМА, так и в педиатрическом институте. Постоянно разрабатывались новые методические указания к занятиям со студентами. Особое внимание уделялось развитию у будущих врачей клинического мышления. Обязательными вопросами, обсуждаемыми на кафедральных совещаниях были вопросы методики преподавания. Начавшаяся в стране в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом» не обошла стороной и Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт. В 1949 г. была репрессирована ректор института — профессор Ю.А.Менделева, с которой Маслов ещё в 1925 г. занимался организацией института Охраны материнства и младенчества. В 1951 г. был уволен и сослан в Новосибирск его ближайший ученик и помощник профессор Э.И.Фридман. Правда, Фридману повезло больше, чем Менделевой. В Новосибирске ему, хоть и под присмотром, доверили руководить кафедрой педиатрии в медицинском институте. В науке и искусстве в жернова это кампании попали известные ученые, писатели и художники. Казалось, в таких условиях естественно было из чувства самосохранения прекратить любые зарубежные контакты. Между тем именно в эти годы М.С.Маслов их активно развивал. В его архивах сохранились письма от известных западных педиатров, с которыми он поддерживал переписку: Г.Фанкони из Швейцарии, А.Ильппе из Финляндии, А.Росс из Канады, М.Лелонг из Франции. М.С.Маслов неоднократно возглавлял советские делегации на международных конгрессах, в частности, на V конгрессе педиатров в Нью-Йорке в 1947 г., когда был избран членом Исполнительного комитета Международной ассоциации педиаторв, на VI конгрессе педиатров в Цюрихе в 1950 г. В последующие годы, уже после смерти Сталина он участвовал в работе VII конгресса в Копенгагене и VIII в Монреале.
Профессорский обход в клинике факультетской педиатрии Ленинградского Педиатрического Медицинского Института.
Много времени уделял Маслов консультативной и учебной работе. Ежедневные обходы в клиниках кафедр, лекции слушателям Военно-Медицинской Академии и студентам Ленинградского Педиатрического Медицинского Института заполняли большую часть рабочего времени. В 1955-56 учебном году Михаилом Степановичем был прочитан курс лекций студентам 4 курса Ленинградского Педиатрического Медицинского Института по факультетской педиатрии, вышедший чуть позже отдельным изданием. Этот курс наряду с его учебником по педиатрии стал на многие годы главным учебным пособием для студентов педиатрических факультетов СССР. В научном плане в эти годы Михаил Степанович увлекся проблемой реактивности детского организма, в том числе в контексте таких заболеваний, как дистрофия, сепсис и токсико-септические состояния и т. д. В 1956 г. вышел по-настоящему философский труд Маслова «Диалектика в применении к педиатрии». Вместе с его монографией «Диагноз и прогноз детских заболеваний» (1948) г. он стал настольной книгой для каждого вдумчивого врача. М.С.Маслов отличался разносторонностью интересов: любил шахматы, знал и ценил художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку (сам играл на виолончели). Нередко на заседаниях кафедры обсуждались литературные произведения и кинофильмы, посвященные медицине. В 1960 г. в связи с ухудшением здоровья М.С.Маслов оставил руководство кафедрой факультетской педиатрии ЛПМ, передав его своей ученице А.А.Валентинович. Михаил Степанович прожил еще год, продолжая руководить своей первой кафедрой - детских болезней Военно-Медицинской Академии. За неделю до смерти, последовавшей в Ленинграде 3 июня 1961 года, исполнилось ровно 40 лет, как он её возглавил. Детский доктор Михаил Степанович Маслов был похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище (Академическая площадка Военно-Медицинской Академии).
Академик М.С.Маслов. 1960 г.
Более, чем за 40 лет клинической, научной и педагогической деятельности М.С.Маслову удалось создать собственную педиатрическую школу единомышленников. Важным достижений Маслова стало то, что он обосновал необходимость первичного педиатрического образования, Эта идея воплотилась в организации первого в мире специализированного педиатрического института и педиатрических факультетов при ряде медицинских институтов. Научные интересы М.С.Маслова на первый взгляд представляются весьма разнообразными. Можно назвать длинный список направлений в педиатрии, которыми занимался М.С.Маслов и возглавляемые им коллективы и где он сказал свое слово: Внес существенный вклад в изучение особенностей детского возраста; Сформулировал концепцию конституции и аномалий конституции детей; Исследовал реактивность детского организма. Явился пионером трансфузиологии в педиатрии. В 1922 г. в клинике Военно-Медицинской Академии профессора М.С.Маслова впервые проведено успешное переливание крови ребенку. Вместе с сотрудниками кафедр занимался изучением этиологии, патогенеза, диагностики (в том числе функциональной) и лечения: острых и хронических расстройств питания; заболеваний желудочно-кишечного тракта в том числе расстройств пищеварения; гепатита и гепатолиенальных заболеваний; нефропатий; заболеваний органов дыхания; заболеваний сердечно-сосудистой системы, включая врожденные пороки сердца; сепсиса и септических состояний. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что многообразные проблемы, которыми занимались Михаил Степанович и возглавляемые им коллективы, на самом деле всегда имели единый знаменатель, Это и определяло само понятие «школы Маслова». Объединяющей платформой стал исповедуемый Масловым диалектический метод познания в педиатрии. Он рассматривал его в трех аспектах: диалектика в физиологии; диалектика в диагностике; диалектика патологических состояний. Так, изучая особенности детского возраста, Маслов оценивал их с точки зрения морфо-функциональной дифференцировки органов и систем растущего организма, а любые патологические состояния - с позиции их возможного отрицательного воздействия на процесс этой дифференцировки. Изучение особенностей детского возраста неизбежно привело Маслова к проблеме конституции у детей как «свойства организма придавать болезни индивидуальный характер». Маслов тем самым искал внутреннюю связь между конституциональными признаками - «приобретенными и унаследованными» - и особенностями течения в разные периоды детства тех или иных патологических состояний (в их патофизиологическом и симптоматическом выражении). Это позволило ему отождествить (что признается не всеми) понятия аномалии конституции и диатеза. Маслов писал: «Об аномалиях конституции мы говорим тогда, когда функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, когда организм обладает какими-то индивидуальными врожденными, унаследованными, а также и приобретенными постоянными свойствами, которые предрасполагают его к патологическим реакциям на внешние вредности, делают его в определенной степени склонным, предрасположенным к известным заболеваниям и к тяжелому течению у него болезней».Изучая конституцию, Маслов не мог пройти мимо реактивности, поскольку «индивидуальный характер» течения заболевания, обусловленный конституцией, реализуется прежде всего через особенности реактивности. Именно с точки зрения изменённой реактивности Маслов вместе с Данилевичем, например, понимали под сепсисом, системный бактериальный процесс, утративший связь с первичным инфекционным очагом. Принимая во внимание особенности детского возраста в своём функциональном выражении, а также конституциональные признаки и реактивность, Маслов и его единомышленники рассматривали диагностику как форму познания больного во всей совокупности проявлений его патологического процесса. Конечный результат этого познания — формулирование индивидуального патофизиологического образа заболевания. Именно это Маслов и называл клиническим мышлением.
За месяц до своей смерти М.С.Маслов в последний раз посетил Ленинградского Педиатрического Медицинского Института. Слева - клинический ординатор А.В.Голавская. Май, 1961 г.
Лично М.С.Маслов подготовил 10 докторов и 46 кандидатов медицинских наук. Из числа учеников и ближайших сотрудников Михаила Степановича, 21 стали профессорами и возглавили кафедры в различных городах СССР: А.Ф.Тур (Ленинград / Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт /), В.Л.Стырикович (Кишинев), Э.И.Фридман (Ленинград / Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт /, Новосибирск), Л.А.Юрьев (Казань, Чкалов/Оренбург/), Р.М.Муравина (Ленинград / Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт /), Г.А.Николаев (Ленинград /ГИДУВ/), М.С.Бокерия (Тбилиси), Л.Г.Лейвиков (Караганда), Н.А.Шалков (Москва, Ленинград /ГИДУВ/), В.И.Морев (Ленинград /3 Ленинградский Медицинский Институт /), В.Ф.Знаменский (Ленинград /ЛСГМИ/), Ю.А.Котиков (Ленинград / Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт /), П.И.Ильинский (Ленинград, Симферополь, Куйбышев), Е.Ю.Поюровская (Дзауджикау(Владикавказ)), А.М.Шапиро (Станислав(Ивано-Франковск)), В.С.Вайль (Душанбе), Ш.З.Ибраев (Алма-Ата), Е.С.Малыжева (Ленинград / Военно-Медицинская Академия /), А.А.Валентинович (Ленинград / Ленинградский Педиатрический Медицинский Институт /), В.П.Давыдов (Ростов-на-Дону), М.С.Осетринкина (Ленинград /ЛСГМИ/). Уже после смерти М.С.Маслова защитили докторские диссертации следующие его ученики: Н.Г.Зернов, А.И.Клиорин, О.Л.Переладова, М.Г.Чухловина, К.Ф.Ширяева. Жена: Альма Фёдоровна Маслова (1888 - январь 1942, Ленинград). Умерла от голода в блокадном Ленинграде. Похоронена в братской могиле на Серафимовском кладбище; Жена: Сабина Антоновна Маслова. Жена: Римма Иосифовна (приемная дочь от последнего брака). М.С.Маслов — автор свыше 200 научных работ, из них 16 монографий, 8 учебников, несколько руководств: Маслов М.С. О биологическом значении фосфора для растущего организма. Экспериментальное исследование влияния фосфора на развитие организма и на внутриклеточные ферменты : Диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук. — Санкт-Петербург: типография Штаба отделения корпуса жандармов, 1913. — 210 страниц. — (Серия докторских диссертаций, допущенных к защите в Императорской Военно-медицинской академии в 1912-1913 учебном году; №45); Маслов М.С. Об изменениях дыхательных кривых под влиянием раздражения у детей с проявлениями спазмофилии и значение этих изменений для распознавания скрытой тетании : В извлечении сообщения в Обществе детских врачей в Санкт-Петербурге 26 сентября 1912 г / Из Детской клиники профессора А.Н.Шкарина в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. — Санкт-Петербург: типография «Я.Трей», 1913. — 32 страницы; Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции (диатезах) в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении : Клинические лекции для врачей и студентов в монографическом изложении. — Ленинград, 1924. — 164 страницы || Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте : Клинические лекции для врачей и студентов в монографическом изложении. — 3-е издание, дополненное. — Ленинград, 1926. — 256 страниц; Маслов М.С. Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний. — Ленинград: Практическая медицина (В.С.Эттингер), 1926-1927. — Тома 1, 2. — 220 страниц || Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний : Руководство для врачей и студентов. — 3-е издание, исправленное и дополненное — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1930. — Том 1. — 512 страницы — 5000 экземпляров — Ленинград: Ленинградское медицинское издательство, 1932. — Том 2. — 335 страниц — 5200 экземпляров; Маслов М.С., Тур А.Ф. Расстройства питания и пищеварения у детей грудного возраста. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928. — 248 страниц — 4000 экземпляров; Маслов М.С. Детские болезни : Краткий курс для студентов медвузов. — Ленинград; Москва: типография Печатный двор, 1933. — 346 страниц — 7200 экземпляров || . — 2-е издание, исправленное и дополненное — Ленинград: Биомедгиз, 1935. — 440 страниц — 10 200 экземпляров; Маслов М.С. Краткий справочник по педиатрии для военного врача. — Ленинград: Военно-медицинская академия РККА, 1934. — 45 страниц — 500 экземпляров; Нефропатии детского возраста в свете новых исследований / Сборник научных трудов под редакцией Ю.А.Менделевой, М.С.Маслова. — Ленинград, 1935; Маслов М.С. К столетию со дня рождения К.А.Раухфуса. (1835-1915).. — Ленинград: Б. м. : Б. и., 1936. — 65-70 страницы; Маслов М.С., Тур А.Ф., Данилевич М.Г. Руководство по педиатрии : Для студентов и врачей. — Ленинград: Медгиз, 1938. — 739 страниц — 20 000 экземпляров; Маслов М.С. Справочник по подаче неотложной помощи и дозировке лекарств у детей. — Ленинград: Военно-медициская академиия РККА, 1939. — 48 страниц; Маслов М.С. Учебник детских болезней : Для высших мед. учеб. заведений. — 3-е издание, исправленное и дополненное — Москва; Ленинград: Медгиз, 1939. — 496 страниц — 30 000 экземпляров || Учебник детских болезней : Для лечебных факультетов медицинских институтов. — 6-е издание, исправленное и дополненное — Ленинград: Медгиз, 1953. — 512 страницы — 100 000 экземпляров; Маслов М.С. Детские болезни : Учебник для студентов педиатрических факультетов. — 2-е издание, исправленное и дополненное — Ленинград: Медгиз, 1946. — 552 страницы — 80 000 экземпляров; Маслов М.С. Диагноз и прогноз детских заболеваний (Теория и практика) : Руководство для врачей. — Ленинград: Медгиз, 1948. — 495 страниц — 10 000 экземпляров; Маслов М.С. Болезни печени и желчных путей у детей. — Ленинград: Медгиз, 1951. — 164 страницы — 20 000 экземпляров; Маслов М.С. Патогенез дыхательной недостаточности при пневмониях у детей и ее лечение : Доклад, прочитананный на пленуме Всесоюзного общества детских врачей в Москве 26 ноября 1952 г.. — Ленинград: Медгиз, 1953. — 40 страниц; Маслов М.С. Патогенез и лечение токсической диспепсии. — Ленинград, 1955. — 47 страниц — (Библиотека практического врача). — 10 000 экземпляров; Маслов М.С. Диалектика в применении к педиатрии : лекция. — Ленинград: Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова, 1956. — 30 страниц; Маслов М.С. Лекции по факультетской педиатрии, читанные в Ленинградском педиатрического медицинском институте в 1955/1956 учебном году. — Ленинград: Медгиз, 1957. — Часть 1. — 231 страница — 25 000 экземпляров — Ленинград.: Медгиз, 1960. — Часть 2. — 203 страницы — 25 000 экземпляров || . — 2-е издание — Ленинград: Медгиз, 1963. — Часть 1. — 224 страницы — 40 000 экземпляров; Маслов М.С. Сепсис и септические состояния у детей (Этиология, патогенез, клиника, профилактика и лечение). — Ленинград, 1959. — 33 страницы; Справочник педиатра / Под редакцией М.С.Маслова. — Ленинград: Медгиз, 1961. — 415 страниц — 100 000 экземпляров.
Могила академика М.С.Маслова на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Награды и признание: Заслуженный деятель науки РСФСР (1935); Орден Красной Звезды (1940); Орден Красного Знамени (1945); Медаль «За оборону Ленинграда» (1945); Орден Трудового Красного Знамени (1946); Орден Ленина (1947); Орден Трудового Красного Знамени (1948); Лауреат премии имени Н.Ф.Филатова — за «Лекции по факультетской педиатрии» (части 1—2. — Ленинград, 1957—1960); Действительный член Польской Академии наук; Почётный член Чехословацкого медицинского общества имени Я.Пуркине; Член научного общества педиатров Болгарии; Член-корреспондент Парижского общества педиатров. Память: На здании кафедры детских болезней Военно-медицинской академии (Боткинская улица, 18) — мемориальная доска. Академия Медицинских Наук СССР учредила премию имени М.С.Маслова за лучшие работы по педиатрии. Имя М.С.Маслова в 1961 г. было присвоено первому в Ленинграде специализированному санаторию на сто мест для детей, страдающих хронической пневмонией. В 1992 году в соответствии с приказом № 319 Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга детский клинический санаторий имени профессора М.С.Маслова объединён с санаторием Детские Дюны. В Нарве есть улица академика Маслова. Литература: Тур А.Ф., Знаменский В.Ф. Михаил Степанович Маслов // Сборник трудов, посвящённый 25-летию научной и учебной деятельности заслуженного деятеля науки профессора М.С.Маслова. — Ленинград, 1937; Ильинский П.И. Жизнь и деятельность Михаила Степановича Маслова // Педиатрия. — 1955. — № 5; Маслов Михаил Степанович. // Biografija.ru : биографическая энциклопедия; Маслов Михаил Степанович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание); Маслов Михаил Степанович // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Редакционная коллегия: Л.Н.Белова, Г.Н.Булдаков, А.Я.Дегтярев и др. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1992; Михаил Маслов — детский врач родом из Нарвы. Нарва. Осколки истории (12 декабря 2010); Кафедра и клиника детских болезней : История кафедры и клиники. Официальный сайт Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова; Микиртичан Г.Л. Школа Михаила Степановича Маслова; Микиртичан Г.Л. М.С.Маслов (1885 - 1961).- Москва: Медицина, 1990. -174 страницы; Пухов В. Загадка профессора Маслова // Медицинская газета № 80, 23.10.2013.
Читать далее...